Художник бут николай яковлевич. Николай Яковлевич Бут: биография

Родился на хуторе Погожа Криница Роменского района Сумской области. В 1934 году с семьёй переехал в Таганрог , где, впоследствии, пережил фашистскую оккупацию в период Великой Отечественной войны. Окончил в Таганроге среднюю школу № 15.

С 13-14 лет начал рисовать. Особую тягу испытывал к изображению исторических баталий.

В 1945-1949 годах обучался в Ростовском художественном училище, где работал над своим первым триптихом «Борьба украинского народа за воссоединение с Россией. 1648-1654 гг.». Продолжил обучение в Харьковском художественном институте. Окончание его учёбы ознаменовало создание огромного батального холста(1953-1957), который был посвящен подвигу защитников Брестской крепости.

Во время учёбы Н. Я. Бут увлекался драматическим искусством. Одновременно, после училища, он поступил не только в Московский государственный академический художественный институт им. В. И. Сурикова, но и в ГИТИС. Однако между актёрским искусством и живописью, художник выбрал последнее, хотя позже так и не смог ответить, почему. Спустя шесть лет, будучи уже студентом Харьковского художественного института, он принял участие в конкурсе чтецов, победа в котором давала возможность участвовать в Московском всемирном фестивале молодежи и студентов (1956). Он победил не только на уровне области и республики, но и попал на заключительный всесоюзный тур в Москве, где занял второе место и получил серебряную медаль. По итогам этого конкурса, Н. Я. Бут был отдельно приглашен в Киевский академический театр им. И.Франко.

Но тем не менее, художник не изменил своему признанию. Его дипломная работа, посвященная защитникам Брестской крепости была замечена и рекомендована на выставку «40 лет Вооруженных Сил СССР». Автора полотна отметили и пригласили в Студию военных художников им. М. Б. Грекова (1958).

Как раз в это время в Студии наметились перемены. Ставились масштабные эксперименты в области монументального искусства. Требовались новые способы изображения войны с её принципиально новыми способами организации ведения боя, выражения огромного подвига советского народа. Поэтому художники искали соответствующие формы художественных решений. Итогом творческих поисков стало применение диорамно-панорамного искусства, уже апробированного ранее на опыте Ф. Рубо

Н. Я. Бут принимал участие в создании первой советской панорамы «Сталинградская битва» (1958-1982), за которую впоследствии был награждён Почетной медалью Советского фонда мира. Наряду с ним в работе над панорамой принимали участие такие художники-баталисты, как В. К. Дмитриевский, Т. И. Жигимонт, П. Т. Мальцев, Г. И. Марченко, М. И. Самсонов, Ф. П. Усыпенко. Активно помогали художникам военные консультанты: маршалы Советского Союза А. И. Еременко, В. И. Чуйков, Н. И. Крылов и другие.

В 1960-е годы Н. Я. Бут принял участие в восстановлении панорамы «Бородинская битва», которая была открыта в честь героев войны 1812 года.

Основной темой художника, к которой он постоянно возвращался, была тема Аджимушкая. Впервые Николай Бут посетил Керчь в 1960 году, тогда же впервые спустился в Аджимушкайские каменоломни. За свою жизнь художник создал более 150 работ, посвященных каменоломням, включая этюды к картинам, рисунки и самостоятельные произведения. Цикл картин получил название «Аджимушкай. 1942 год».

Картины с успехом экспонировались на передвижных выставках. Выставлялись в Москве, Севастополе, Симферополе, Одессе, Донецке. В 1968 году экспозиция поселилась в Керченском историко-археологическом музее, а 7 мая 1985 года переехала в Картинную галерею на ул. Театральной, где находится и сейчас.

Николай Яковлевич Бут — народный художник России и Украины, снискавший особое уважение у керчан. Благодаря ему, многие поколения по его картинам могут увидеть те страшные события, которые происходили в печально известном .

Николай Яковлевич родился на Украине в небольшом хуторе Погожа Криница в Сумской области в 1928 году. В 1934 году семья Бут переехала в Таганрог, где и встретили Вторую Мировую войну. Оккупацию фашистов и ужасы войны Николай переживал там же. К 13-14 годам в нем проснулась тяга к художеству. Возможно на него оказала сильное влияние война, он предпочитал создавать произведения на тему исторических баталий. После окончания Второй мировой Бут поступил в Ростовское художественной училище, где написал свой первый триптих «Борьба украинского народа за воссоединение с Россией. 1648-1654 гг.»

После Ростова переехал в Харьков, где продолжил обучение в художественном институте. Кроме живописи, Николай Яковлевич увлекался актерским искусством, почему в итоге он выбрал труд художника Николай ответить не смог. Выпускаясь из института, Бут представил в качестве дипломной работы холст, посвященный защитникам Брестской крепости. Полотно так поразило комиссию, что его рекомендовали на выставку «40 лет Вооруженный Сил СССР».

После этой выставки перед Николаем открылись двери Студии военных художников им. М. Б. Грекова. Как раз в этот период художники студии искали новые способы передать события войны на холсте, как один из примеров новых художественных решений использовали Бородинское сражение глазами Ф.И.Рубо, и другие его творческие поиски.

В 60-х гг. Бут был среди тех, кто восстанавливал панораму «Бородинская битва». Но одной из тем полотен Бута на протяжении долгих лет стала тема Аджимушкая. После войны события, произошедшие на Керченском полуострове, в Аджимушкайских каменоломнях были под запретом цензуры, а сам Аджимушкай считался позором Советской Армии, «партизанщиной». Но постепенно историческая правда обнажалась и приходило справедливое осмысление тех событий.

В 1960 году Николай Бут впервые побывал в Аджимушкае. В каменоломнях художнику пришло желание написать картину о жертвах войны, но в итоге одна работа, как задумывал автор превратилась в цикл художественных произведений, множество эскизов, зарисовок. Тема Аджимушкая так задела Бута, что он создал целый ряд полотен с емким названием «Аджимушкай. 1942 год.»

Картины из этой серии успешно выставлялись на художественных выставках в Москве, Одессе, Донецке, Севастополе и Симферополе. Когда выставка приехала в Керчь ей выделили помещение на втором этаже церкви, здание которой тогда принадлежало Керченскому историко-археологическому .

Владимир Абаринов

[...] У ФСБ есть идеальная возможность действительно всерьез отличиться на поприще борьбы с нелегальной торговлей оружием. В России живет, ни от кого не скрываясь, Виктор Бут – человек, заслуживший на Западе прозвище «торговец смертью», объявленный в международный розыск поставщик российского оружия едва ли не во все «горячие точки» мира. Он обвиняется в том числе и в поставках оружия Талибану, а также в участии в эвакуации из Афганистана через Пакистан в Иран и Судан ценностей, принадлежащих «Аль-Каиде». В феврале 2002 года бельгийские власти выдали международный ордер на арест Бута по обвинению в отмывании преступных доходов. Бут тогда же объявился в Москве, дал интервью «Эху Москвы», в котором отрицал все обвинения и выражал полную готовность сотрудничать с российскими правоохранительными органами. Это была последняя вспышка интереса к персоне Бута со стороны как прессы, так и вышеупомянутых органов. Ордер Интерпола действия на территории России почему-то не возымел. Недавно Виктор Бут снова дал о себе знать – в августе этого года после долгих уговоров он дал интервью московскому корреспонденту New York Times.

За прошедшее время появилось довольно много новой информации, частично отраженной в материале New York Times. Она касается не столько самого Бута, сколько действий соответствующих ведомств, в первую очередь американских.

Летом 1999 года Совет национальной безопасности США, обдумывая, как бы разрубить гордиев узел непрекращающихся вооруженных конфликтов в Западной Африке, санкционировал электронное прослушивание как правительств, так и партизанских вождей Демократической Республики Конго (бывший Заир), Либерии и Сьерра-Леоне. Расшифровки телефонных переговоров дополнялись данными космической разведки и донесениями агентов, работающих «в поле». В огромном объеме информации то и дело всплывало имя Виктора Бута – он был вездесущ. Оказалось, что в ЦРУ собрана коллекция фотографий, запечатлевших российские грузовые АНы и ИЛы на тайных взлетно-посадочных полосах в африканских джунглях. Фотографии датированы 1996-1999 годами. На одном из снимков имеется изображение и самого Виктора Анатольевича Бута на фоне одного из своих самолетов. Этот сделанный скрытой камерой портрет долгое время оставался единственным известным изображением Бута.

В поле зрения ЦРУ и британской разведки MI6 он попал в начале 90-х годов. «Все началось с гладиолусов...» – так говорит он сам интервьюеру New York Times. Свои первые большие деньги сделал на доставке живых цветов в страны Персидского залива: южноафриканский гладиолус, купленный в Йоханнесбурге за два доллара, в Дубае продавался за сто. Одним рейсом Бут привозил 20 тонн цветов. К 1996 году авиапарк Бута насчитывал 160 машин, штат его компаний – тысячу человек. В 1997 году он построил холодильник в южноафриканском порту Питерсберг и начал возить в Нигерию мороженых цыплят. Затем пришел черед оружия. Бут создал самую разветвленную и хитроумную сеть доставки запрещенного товара в обход санкций ООН. Расплачивались с ним африканские головорезы чаще всего алмазами.

Сегодня Бут не отрицает, что возил оружие. По его мнению, перевозчик не несет ответственности за содержимое ящиков, загруженных на борт. И не считает этот бизнес нелегальным. «Нелегальное оружие? – переспрашивает он американского журналиста. – А что это такое? Если повстанцы контролируют аэропорт и город и разрешают вам посадку, что тут нелегального?» А в конце концов, добавляет он, повстанцы превращаются в правительство, которое имеет право защищаться.

В этом он совершенно прав. Когда о деятельности Бута доложили шефу управления Службы национальной безопасности по контртерроризму Ричарду Кларку, тот ответил: «Дайте мне материал для ордера на арест». Но в том-то и дело, что в США нет закона, который позволил бы привлечь к ответственности за действия, совершенные за пределами страны и не направленные против ее граждан или их собственности. Тогда Вашингтон инициировал в середине 2000 года масштабную операцию, в которой участвовали разведки семи стран четырех континентов и должностные лица на уровне членов кабинета. России в числе этих семи стран, увы, не было. Телефоны Бута были поставлены на прослушку. За ним велось неусыпное негласное наблюдение. Власти Объединенных Арабских Эмиратов предлагали американцам арестовать и выдать им Бута. Для его ареста в Шардже, где располагалась главная операционная база Бута и жила его семья, уже был готов отряд спецназа, но Вашингтон попросил отменить операцию, решив, что о его тайной империи известно еще далеко не все. В феврале 2002 года в Брюссель прибыла американская делегация, с тем чтобы договориться с бельгийскими прокурорами о сотрудничестве по делу Бута. Бельгийцы, однако, ответили отказом (что неудивительно, учитывая антиамериканизм нынешнего бельгийского правительства). Вскоре Бут, как явствовало из его телефонных разговоров, узнал о брюссельской встрече, поэтому когда бельгийцы 18 февраля направили в Интерпол международный ордер на арест Бута, он из Шарджи направился напрямик в Москву – благо самолеты у него свои.

В отличие от администрации Клинтона, администрация Буша не видит в международной организованной преступности угрозы национальным интересам США. Видимо, поэтому она утратила интерес к личности Бута. По словам одного из бывших сотрудников Белого дома, советник президента Буша по национальной безопасности Кондолизза Райс распорядилась решать «проблему Бута» дипломатическими средствами, а после 11 сентября и вовсе отменила операцию.

Предложение министра обороны России Сергея Иванова ужесточить контроль за экспортом ПЗРК не нашло отклика у его коллег. Это только на руку таким коммерсантам, как Виктор Бут

Сквозь «игольное» ушко

Сам Бут всячески дает понять в уже цитировавшемся интервью: его не трогают потому, что за ним стоят правительства, и не только России, но и стран, которые делают вид, что охотятся на него, а он, в свою очередь, умеет держать язык за зубами. Не исключено. Сегодня есть сведения об участии в нелегальных оружейных поставках Ираку президента Украины Леонида Кучмы, о расхищении приднестровских арсеналов, о продажах белорусского оружия зачастую обеим сторонам одного конфликта. О сомнительных оружейных сделках Казахстана и Киргизии. Вопреки заверениям генерала Фоменко о том, что переносные зенитно-ракетные комплексы находятся под полным контролем российского правительства, чеченские боевики не испытывают недостатка в «Иглах», которыми сбит уже не один вертолет федеральных сил.

Откуда они у чеченцев? В Москве убеждены, что из бывших советских республик. Министр обороны Сергей Иванов уже не раз призывал коллег из ближнего зарубежья провести инвентаризацию имеющихся у них в наличии ПЗРК. Министр намеревался сличить заводские номера на корпусах захваченных в Чечне ракет с номерами тех, что остались за пределами России после распада СССР. Видимо, инвентаризация так и не состоялась. В июне этого года на очередном заседании Совета министров обороны СНГ в Щучинске (Казахстан) Сергей Иванов внес предложение ужесточить контроль за экспортом ПЗРК, однако делегации Азербайджана, Грузии, Узбекистана и Украины не поддержали его. [...]

Бут готов. Всегда готов

Уроженец Душанбе и выпускник московского Института военных переводчиков, Виктор Бут принадлежит к новой генерации частных торговцев оружием, появившихся на мировом рынке после распада Советского Союза. В начале 90-х годов страны бывшего восточного блока избавлялись от устаревших арсеналов холодной войны, которым не видели применения. Но в третьем мире спрос на оружие оставался высоким. Опустевшую нишу заполнили частные предприниматели. Одним из них стал г-н Бут.

Бут имеет репутацию крупнейшего в мире нелегального торговца оружием. Следы его коммерческой деятельности обнаружены едва ли не во всех "горячих точках" Африки. Начиная с середины 90-х его имя фигурирует в докладах ООН и Госдепартамента США. Именно Бут зафрахтовал в 1995 году самолет татарской авиакомпании "Аэростан" для доставки партии автоматов АК-47 и другого военного снаряжения общим весом 30 тонн в Кабул, в распоряжение правительства Бурхануддина Раббани, чьи силы в то время отчаянно сопротивлялись наступлению "Талибана". Рейс, однако, завершился принудительной посадкой в Кандагаре, захваченном талибами. В ходе переговоров об освобождении экипажа и самолета Виктор Бут, как писали газеты, превратился из друга Ахмад Шаха Масуда в поставщика муллы Омара. После этого экипаж совершил "дерзкий побег" из Кандагара на своей собственной машине в Шарджу (ОАЭ), где располагалась штаб-квартира компании Бута.

Кандагарский инцидент привлек к персоне Бута внимание западных разведок, прежде всего американской. В 1997 году компания Бута Air Cess открыла представительство в Свазиленде - патриархальном королевстве на юге Африки. В январе 2000 года высокопоставленный западный чиновник - первый заместитель министра иностранных дел Великобритании Питер Хейн - впервые публично обвинил Бута в незаконных поставках оружия ангольской повстанческой армии УНИТА. Лидер группировки Жонас Савимби, как и другие африканские инсургенты, расплачивался за оружие алмазами.

Тема "кровавых алмазов" встала на повестку дня после того, как стало ясно: из средства финансирования войны алмазы превратились в ее цель, а за спиной как мятежников, так и правительств стоит большой транснациональный бизнес. В декабре 2001 года деятельность Виктора Бута, как и сама проблема "кровавых алмазов", нашла отражение в очередном докладе миссии ООН в Анголе. Авторы документа обратили внимание на попытки Бута открыть гранильную фабрику в столице Руанды Кигали, где у него уже было представительство. Бут держал также самолетный парк в бельгийском городе Остенде, откуда камни поступали на свободный рынок Антверпена.

После 11 сентября досье Бута пополнилось новыми подробностями. Los Angeles Times в январе 2002 сообщила года о том, что Бут принимает живейшее участие в операциях эмиратской авиакомпании Flying Dolphin, совершающей дважды в неделю регулярные грузовые рейсы из Шарджи в Кандагар. Глава компании, бывший посол ОАЭ в Вашингтоне шейх Абдулла бен Зайед аль-Сакр аль-Нахьян характеризуется газетой как деловой партнер Виктора Бута. Посол афганского правительства в изгнании в ООН, в свою очередь, заявил, что в рамках этой схемы из Эмиратов в Кандагар доставляется химическое оружие - "цианиды и другие токсичные вещества", закупленные в Германии, Чехии и на Украине. "Талибам эти химикалии не нужны, - утверждал посол. - Получатель этого груза - бен Ладен и его люди". Тот факт, что "Аль-Кайда" экспериментировала с нервно-паралитическими газами и другими отравляющими веществами, сегодня подтвержден документально благодаря видеозаписи, оказавшейся в распоряжении телекомпании CNN, на которой запечатлена сцена умерщвления газами собаки.

По оценкам независимых экспертов, на операциях с "Талибаном" и "Аль-Кайдой" Виктор Бут заработал не менее 50 миллионов долларов. После первых же сообщений в западной прессе о его афганских связях Бут спешно покинул Бельгию и переселился в Россию. 8 февраля бельгийская полиция провела обыски в домах его партнеров и сотрудников. Среди прочего обнаружились документы, подтверждающие ангольские поставки, и пропуска на аэродром Баграм близ Кабула. Арестовано было семь человек, из них под стражей остаются трое, в том числе кениец Сандживан Рупра - партнер Бута, который активно сотрудничает со следствием и служит основным источником информации о его незаконных поставках.

Спустя неделю после ареста Рупры бельгийские власти заочно предъявили Виктору Буту обвинение в отмывании криминальных доходов и 18 февраля выдали международный ордер на его арест. 28 февраля в прямом эфире "Эха Москвы" Бут опроверг все до единого обвинения и заявил, что совершенно свободно и спокойно проживает в Москве; что касается зарубежного бизнеса, то он его свернул по причинам, не имеющим отношения к "травле". Примерно через полчаса после начала интервью на ленте Интерфакса появилось заявление представителя национального бюро Интерпола в Москве Игоря Цирюльникова, который сказал: "На сегодняшний день можно с уверенность утверждать, что Бута на территории России нет". Спустя несколько дней г-н Цирюльников разъяснил корреспонденту "Комсомольской правды", что ордер из Бельгии еще не получен, а когда будет получен, все документы будут переданы в Генпрокуратуру и спецслужбы России для проверки - если обвинения будут признаны основательными, последуют, мол, соответствующие решения.

Как видно, бельгийские материалы то ли до сих пор в Москву не поступили, то ли признаны неубедительными. Виктор Бут не только не задержан, но и свой бизнес с "Аль-Кайдой", по сведениям Washington Post, не свернул. Ссылаясь на источники в европейских спецслужбах, газета сообщает о недавней доставке несколькими партиями груза принадлежащего "Аль-Кайде" золота из пакистанского порта Карачи морем в Иран. В Иране, как уже писали Грани.Ру, окопались члены высшего руководства "Аль-Кайды". Конечным пунктом маршрута была суданская столица Хартум. На этом последнем отрезке в операции участвовали самолеты Виктора Бута. Судан фигурирует в его послужном списке начиная с марта 1999 года, когда лондонская Observer сообщила со ссылкой на британского пилота, работавшего в компании Бута, о регулярных нарушениях Бутом оружейного эмбарго ООН в отношении этой страны. Как известно, с 1991 по 1996 год в Судане жил Осама бен Ладен.

Родился Н. Я. Бут в Украине, на хуторе Погожа Криница Сумской области. Биография всего того поколения складывалась под знаком войны, хотя воевать и не пришлось: к концу Великой Отечественной войны ему исполнилось шестнадцать. Но с гитлеровским «новым порядком» он столкнулся в Таганроге, куда семья перебралась в 1934 г., испытал все лишения и ужасы фашистской оккупации, с особой остротой воспринимал доходившие до Таганрога вести с фронтов.

Рисовать начал в 13-14 лет. Со школьной скамьи увлекался романтикой минувших войн, страницами борьбы за свободу украинского и русского народов. Вероятно, свою роль сыграли и рассказы отца – участника Гражданской войны.

Первой серьезной пробой в выбранном им жанре стала работа над триптихом «Борьба украинского народа за воссоединение с Россией. 1648 – 1654 г.г.» в годы учебы в Ростовском художественном училище (1945 – 1949).

Учеба в художественных институтах Москвы и Харькова завершается созданием огромного батального холста, посвященного защитникам Брестской крепости.

Одновременно Николай Бут не только учился рисовать, но и самозабвенно увлекся драматическим искусством, принимая участие в школьных концертах. Увлечение театром было настолько сильным, что, поступая в институт уже после окончания художественного училища, он параллельно сдал экзамены и в театральный вуз, став одновременно студентом Суриковского института и ГИТИСа! Но Н. Я. Бут все-таки выбрал живопись, хотя всегда затруднялся ответить на вопрос – почему? Театральные подмостки опять приблизились к Николаю Буту, уже к художнику, спустя шесть лет и вновь поставили его перед выбором.

В 1956 г., шла подготовка к Московскому всемирному фестивалю молодежи и студентов. По всей стране проводились конкурсы, в которых участвовали как профессиональные артисты, так и самодеятельные. Студент Харьковского художественного института тоже принял участие в конкурсе чтецов: успешно исполнил отрывки из поэмы Т. Г. Шевченко «Гайдамаки» и Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» и занял первое место не только в области и республике, но и прошел на заключительный тур всесоюзного конкурса в столице, завоевав на нем серебряную медаль. Николай Бут был официально приглашен в Киевский академический театр им. Ивана Франко.

Но и на этот раз он не изменил своему выбору. В это время он как раз завершал свою дипломную работу «Брестская крепость». Работа вскоре была защищена и рекомендована на выставку «40 лет Вооруженных Сил СССР». Картину заметили. И автор был приглашен в Студию военных художников.

Николай Яковлевич не стал актером, но это была удивительно артистичная натура. Этот артистизм проявился и в творческой манере художника: перевоплощаясь, он жил чувствами и мыслями своих героев, пропуская их через свое сердце, поэтому, возможно, они так достоверны, и так правдивы ситуации, в которых они оказались. В свое время Огюст Роден заметил: «Искусство – это – отражение сердца художника на всех предметах, которых он касается».

Начало работы Н. Я. Бута в Студии совпало с атмосферой активных поисков и экспериментов в области монументального искусства. Художник был включен в творческий коллектив, создающий панораму «Сталинградская битва». В дальнейшем Николай Яковлевич активно работал в области диарамно-панорамного искусства, принимая участие в восстановлении панорамы «Бородинская битва», создании диорамы «Форсирование Днепра» и панорамы «Огненная дуга».

Но вся творческая жизнь художника была пронизана одной темой, к которой он постоянно возвращался. Эта тема – военного Аджимушкая.

Многие страницы героической обороны керченских каменоломен известны с документальной точностью. Но малоизвестно, что осмысление этих событий, их изучение началось ровно 60 лет тому назад, когда в штольни спустились воины-десантники, освободители Керчи, в их числе был Илья Сельвинский. Где затерялись архивы и документы, найденные тогда в огромном количестве в каменоломнях? Обнародовать их не спешили – Аджимушкай в официальном представлении свидетельствовал о позоре Советской Армии, считался «партизанщиной», открыто говорить об этих событиях тогда не рекомендовалось. Но правда, скрываемая официозом, прорвалась в стихах. Родившиеся под землей стихотворные строки И. Сельвинского «Аджимушкай», услышали миллионы людей. Услышал их в Таганроге и Николай Бут. Тогда же захотелось увидеть все своими глазами.

Но спуститься в Аджимушкайские катакомбы удалось только в 1960 г., когда он, уже как военный художник, впервые приехал в Керчь. Запрет с темы к тому времени был снят. Исторический материал широко собирался и изучался: выявлялись участники событий, их родственники. Создание первой подземной экспозиции осуществлялось под руководством Сергея Михайловича Щербака, который активно начал работать в центральных архивах страны (его тетради, правда, иногда лишались некоторых страниц – цензура!) впервые начал экспедиционные исследования-раскопки под землей. С основателем Музея Аджимушкайской обороны С. М. Щербаком Н.Я Бута связывала долгая дружба, вплоть до самой смерти художника.

В каменоломнях, где сражались и гибли воины, Николай Яковлевич начал работу, как ему думалось, над одной картиной. Но зарисовки, эскизы, рисунки и этюды накапливаясь, реликвии, находимые в каменоломнях, все более захватывали его воображение, поездки в Керчь становились чаще, внося коррективы в творческий замысел художника. Вместо одной работы рождается целый ряд полотен под общим названием «Аджимушкайская трагедия». Но вскоре автор несколько меняет название на более емкое и значимое - «Аджимушкай. 1942 год».

Сложившийся к 1967 г. цикл с успехом экспонировался на передвижных выставках в Москве, Севастополе, Симферополе, Одессе, Ростове-на-Дону, Донецке, Краматорске, Керчи. Временная экспозиция в 1968 г. в Керчи стала постоянной, развернувшись в одном из залов Керченского историко-археологического музея, включавшего в себя в то время и здание церкви. Молодое поколение, конечно, не может ее помнить, ибо она была размещена в здании церкви, на обустроенном втором этаже.

7 мая 1985 г., в канун 40-летия Победы, постоянная экспозиция выставки переехала в отдельное здание Картинной галереи по улице Театральной, где экспонируется и поныне.

Замысел цикла не был исчерпан и в последующие десятилетия: некоторые работы создавались в семидесятые и восьмидесятые годы. Можно сказать, что вся творческая жизнь Николая Яковлевича была связана с работой над аджимушкайской темой, с потрясающей силой раскрытой автором с позиций своего времени. Всего создано более 150 работ, включая самостоятельные произведения, рисунки и этюды к картинам.

Бут Николай Яковлевич
Во имя жизни
1965
Из цикла «Аджимушкай. 1942 год»
Холст, масло. 250 х 230
Инв. № жсг-569
Получено из Политуправления Краснознаменного Черноморского Флота на временное хранение (акт от 01.11. 1968 г.); по акту № 104 от 02.11.1992 г. с временного хранения переведены на основной учет.
Керченский историко-культурный заповедник. Картинная галерея

Погиб пулеметчик, отражавший атаку фашистов. Из мрака штолен навстречу врагу осторожно выходит старший лейтенант. Молодой офицер не участвовал в бою из-за своего ранения, но услышав тишину, понял, что наступил его черед. Зажав в руке гранату, он идет на верную смерть.

БУТ Николай Яковлевич (1928, хутор Погожа Криница, Сумская область –1989)
Заслуженный художник РСФСР. Народный художник РСФСР. Заслуженный деятель искусств Чечено-Ингушской АССР. Годы фашистской оккупации пережил в Таганроге. В 1945–1949 учился в Ростовском художественном училище. За годы учебы создал триптих «Борьба украинского народа за воссоединение с Россией. 1648 – 1654 гг.» Учеба в художественных институтах Москвы (3 года занятий в мастерской профессора В.П.Малькова) и Харькова (у педагогов А.А.Кокеля, Л.И.Чернова и других) приобщили художника к лучшим традициям русского батального жанра. Окончательно определившийся круг его творческих устремлений завершился созданием огромного холста «Брестская крепость» (1953–1957). С 1959 – художник Студии военных художников им. М.Б.Грекова (Москва), участвовал в создании первой советской панорамы «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом». В 1968 награжден золотой медалью имени М.Б.Грекова за участие в воссоздании панорамы Ф.Рубо «Бородинская битва». В 1968 присвоено почетное звание «Заслуженный художник РСФСР» за цикл картин «Аджимушкай. 1942 год». Награжден орденом «Знак Почета»; орденом «Красная звезда», Почетной медалью Советского фонда мира за участие в создании панорамы «Сталинградская битва», присуждены диплом Академии художеств СССР, Государственная премия Украинской ССР имени Т.Г.Шевченко за диораму «Битва за Днепр (Форсирование реки Днепр у села Войсковое в 1943 году»). Почетный гражданин города-героя Керчи (1989).
Циклом «Аджимушкай. 1942 год» художник сумел передать горькую правду войны, аджимушкайскую трагедию. Создание подземного гарнизона в Аджимушкайских каменоломнях близ Керчи явилось следствием ликвидации Крымского фронта в мае 1942, когда в окрестностях города шли тяжелые арьергардные бои и далеко не все войска смогли переправиться через Керченский пролив. В штольни, образовавшиеся в результате добычи строительного камня в течение последних двух столетий, спустились отдельные части регулярной армии – более 10 тысяч воинов различных родов войск. Кроме того, в каменоломнях нашли убежище почти 5 тысяч мирных жителей – дети, женщины и старики, пережившие первую гитлеровскую оккупацию. Подземный гарнизон 170 дней и ночей вел борьбу с фашистами в условиях полного окружения врагом, стремившегося силой оружия, взрывами кровли, газовыми атаками, голодом и жаждой подавить сопротивление его защитников. В ноябре 1943, спустя год после завершения обороны, в штольни спустились воины-десантники - освободители Керчи. В их числе был и крымский поэт Илья Сельвинский, который написал следующие строки:
«Кто всхлипывает тут? Слеза мужская
Здесь может прозвучать кощунством. Встать!
Страна велит нам почести воздать
Великим мертвецам Аджимушкая!»
Стихотворение И. Сельвинского «Аджимушкай», опубликованное в печати, произвело на юного художника глубокое впечатление. Но только в 1960 году уже сложившимся профессиональным художником он впервые приехал в Керчь, чтобы увидеть все своими глазами. Художник начал работу, как ему думалось, над одной картиной. Его творческие планы изменились, когда он стал работать над темой. Вместо одной работы появляется триптих, а вслед за ним - целый ряд полотен под общим названием «Аджимушкай. 1942 год». За короткое время было создано более 150 работ, включая самостоятельные произведения, рисунки и этюды к картинам.

Архитектоника полотен строга и монументальна. Автор совмещает прием крупных планов с фронтальной композицией, лишенной какой-либо сюжетной завязки. Крупный план позволяет художнику высветить героев из уходящего времени, а зрителю – стать в положение очевидца событий. Освещение выхватывает из темноты штолен наиболее характерное в фигурах, лицах, взглядах, акцентируя внимание на эмоционально-психологическом состоянии героев, их индивидуальности, внутренней динамике образов. Напряженность происходящего подчеркивают ракурсы, выразительность жестов, поз. Картины, посвященные защитникам подземной крепости, – не только иллюстрации к конкретному историческому событию. Это и размышления автора о подвиге, его духовно-нравственных истоках, патриотических чувствах советских людей, оторванных от мирных дел, одетых в военную форму мужчин, женщин и даже детей, людей разных возрастов и разных биографий, сплетенных в Аджимушкае в одну судьбу. Тема цикла уже сама по себе определила принадлежность работ к батальному жанру. Но своеобразие полотен Н.Я.Бута заключается в том, что в них практически никогда не изображается момент схватки противоборствующих сторон, а на холсте вообще отсутствует фигуративный образ врага.