Художественное описание картины. Демон сидящий — описание картины М

Богатыри. (Три богатыря) - Виктор Михайлович Васнецов. 1898. Холст, масло. 295,3x446



Картина Виктора Михайловича Васнецова "Богатыри" по праву считается настоящим народным шедевром и символом отечественного искусства. Создавалась картина во второй половине XIX века, когда среди была очень популярна тема народной культуры, русского фольклора. Для многих художников это увлечение оказалось кратковременным, но у Васнецова народная фольклорная тематика стала основой всего творчества.

На картине "Богатыри" изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович - знаменитые герои народных былин.

Исполинские фигуры богатырей и их коней, расположенные на переднем плане картины, символизируют силу и мощь русского народа. Этому впечатлению способствуют и внушительные размеры картины - 295х446 см.

Над созданием этой картины художник работал почти 30 лет. В 1871 году был создан первый набросок сюжета в карандаше, и с тех пор художник увлёкся идеей создания этой картины. В 1876 году был сделан знаменитый эскиз с уже найденной основой композиционного решения. Работа над самой картиной длилась с 1881 по 1898 год. Готовая картина была куплена П.Третьяковым, и до сих пор она украшает Государственную Третьяковскую галерею в Москве.

В центре картины изображён Илья Муромец, народный любимец, герой русских былин. Не всем известно, что Илья Муромец не сказочный персонаж, а реальное историческое лицо. История его жизни и ратных подвигов - это реальные события. Впоследствии, закончив свои труды по охране родины, он стал монахом Киево-Печёрского монастыря. Был причислен к лику святых. Васнецов эти факты знал, создавая образ Ильи Муромца. "Матёр человек Илья Муромец" - говорит былина. А на картине Васнецова мы видим могучего воина и при том бесхитростного открытого человека. В нём сочетаются исполинская сила и великодушие. "А конь под Ильёй лютый зверь" - продолжает сказание. Мощная фигура коня, изображённого на картине с массивной металлической цепью вместо упряжки, свидетельствует об этом.

Добрыня Никитич по народным преданиям был очень образованным и мужественным человеком. С его личностью связано много чудес, например, заговорённая броня на его плечах, волшебный меч-кладенец. Добрыня изображён таким как и в былинах - величавым, с тонкими, благородными чертами лица, подчёркивающими его культурность, образованность, решительно вынимающий меч из ножен с готовностью броситься в бой, защищая свою родину.

Алёша Попович по сравнению с товарищами молод и строен. Он изображён с луком и стрелами в руках, но прикреплённые к седлу гусли свидетельствуют о том, что он не только бесстрашный воин, но и гусляр, песенник, весельчак. В картине много таких деталей, которые характеризуют образы её персонажей.

Упряжки коней, одежда, амуниция не вымышленные. Такие образцы художник видел в музеях и читал их описания в исторической литературе. Художник мастерски передаёт состояние природы, как бы предвещающей о наступлении опасности. Но богатыри представляют собой надёжную и мощную силу защитников родной земли.

Осень - это прекрасное время года, когда вся природа вокруг мерцает золотыми красками в преддверии зимы. Именно осень, а точнее - позднюю осень, изобразил М. Н. Ромадин на своем холсте «Село Хмелевка».

Хотя художник описал красками холодное время года, от картины все же веет благоговейным теплом и любовью. И это не странно, ведь на картине изображены родные для автора просторы. Они завораживают, навевают чувство гордости за свой народ, и необычайную нежность к родному краю. Художник написал картину в весьма нелегкие для страны времена, когда война истощила народ, принудила к голоду и забирала последние силы. Но сельские люди не отчаивались, продолжая жить и бороться, заниматься огородничеством и выращивать домашний скот, надеясь на лучшее и искренне веря в победу.

Условно картину можно поделить на три части - передний план, задний план и горизонт. На переднем плане расположены одинокие, тонкие и незащищенные от осеннего ветра березки. Они практически потеряли свою листву, но при этом грациозно тянутся вверх. Вокруг берез чернеет выгоревшая под летним солнцем трава, еще совсем немного - и ее покроет толстое покрывало зимнего снега. По всей видимости, это небольшое поле, где в теплую пору селяне выпасают свой скот. Но сейчас не видно никого - ни животных, ни даже одиноких человеческих фигур, которые могли бы бродить по пустынным холодным улицам.

Задний фон картины - это просторы уютного села, где компактно расположенные домики притягивают взгляд своей белизной и ухоженностью. Становится очевидным, что трудолюбивый русский народ даже в тяжелые времена 1944 года не опускал руки и добросовестно ухаживал за своими пускай и не богатыми, но родными домиками. Если присмотреться, то можно разглядеть улицы и даже представить, как по ним бегали детки, ездили повозки или с поля добирался рабочий люд. Село достаточно большое - только нашему взору открыто более нескольких десятков домиков, и неизвестно, сколько их скрыто вдали.

На горизонте виднеется река «Волга». Эта представительница водной стихии бережно окутывает село, как будто защищая его от чужого вторжения. Небо пасмурное, хоть Ромадин не изобразил ни единой тучки, все же кажется, что вот-вот пойдет дождь и дополнит осеннюю прохладу дождевой влагой.

Если говорить о времени, которое передал художник на холсте, то создается впечатление, что это ранее утро, когда село только пробуждается и готовиться к дневным заботам и кропотливой работе.

Какой бы холодной не казалась погода, каким бы одиноким не выглядело село, общая атмосфера картины теплая. М. Н. Ромадин смог изобразить обычное село так, чтобы каждый увидевший его, испытал те же нежнейшие чувства, что испытывал и сам автор. И ему это удалось.

Картины одного из самых известных, причем на мировом уровне, русских художников – , притягивают и завораживают. В первую очередь, это его Демоны… Невозможно пройти мимо них, не заглянув в глаза этим «плохим парням». Наверное, с них киношники списывали образы самых известных циников, души которых не каждая женщина может отогреть, но желает всякая.

Интересна, в первую очередь, история создания картины «Демон сидящий». Многие связывают ее с поэмой М. Ю. Лермонтова «Демон» и они правы. М. Врубель нарисовал около 30 иллюстраций к юбилейному изданию сочинений поэта, среди которых – тот самый Демон. Сейчас эта картина находится в Третьяковской галерее, будоражит мысли не одного поколения людей.

На фоне багрового неба сидит юноша, смотрящий вдаль. В его глазах – боль, грусть, мука, удивление, но не раскаяние. Когда-то давно он был изгнан из рая и скитался по земле. Горы Кавказа, места, где он сейчас, окружают Демона своим безмолвием. Скиталец одинок, а все его деяния, ужасные и аморальные, навсегда останутся с ним – Всевышний не дает ему забыть о них, «да и не взял бы он забвенья».

Первая параллель, которая приходит в голову всем, кто хоть однажды видел «Демона сидящего» — трагедия Эсхила «Прометей прикованный» — изображенный на картине молодой человек кажется несвободным в собственном теле и жаждет выбраться из него, да вот только не знает как.

Вторая ассоциация – это цвет одежды врубелевского персонажа. Если вы вспомните картины и иконы, которые изображали Бога, Иисуса и Деву Марию, то обратите внимание на то, что в их одеждах преобладают синие цвета или они изображены на фоне голубого неба. Одеяние Демона, на картине, – насыщенного синего цвета, который еще называют цветом «марокканской ночи». Не хотел ли Врубель сказать то, чего не смог сказать Лермонтов, а именно, что Демон все-таки заслужит прощение и вернется на небеса?

Еще одна параллель – поза персонажа на картине – он сидит. Во все времена именно в такой позе сидел человек, которого изображали задумчивым, печальным и грустным. Позже «позу демона» стали использовать и другие художники, ведь она передает скорбь, всеохватывающую и непреодолимую. Руки его сомкнуты «в замок» — психологи говорят, что так ведут себя замкнутые люди или те, кому есть что скрывать. Эти конечности у Демона не подняты, не уперты в бока, они просто безвольно опущены – он устал от скитаний. Четко прописывает художник развитую мускулатуру молодого человека, его взгляд, развевающиеся черные волосы.

Примечательно, что ясно прорисована сама фигура Демона и цветотени вечернего неба – от фиолетового до пурпурного, с вкраплениями золотого солнца, освещающего горизонт, на заднем плане. Остальная композиция картины имеет некий диссонанс – мазки грубые и расплывчатые, мозаичные и плоские.

Цветы, изображенные на картине, чем-то похожи на кристаллы, в них нет жизни. Многие критики говорят, что это – мертвые анемоны.

Если посмотреть на «Демона сидящего» с дальнего расстояния, то возникает ощущение, что это не картина, а витраж или панно. Для достижения такого эффекта художник работал мастихином, кропотливо подчищая его ножом.

В цветовой гамме картины преобладают темные тона. Небо кровавого цвета, причем лишь оно одно имеет плавные переходы. Все остальные границы – четкие, конкретизированные. Ряд цветов «черный – красный — голубой» говорит о некой опасности, ведь само слово «демон» заставляет настораживаться многих. Демонов считают беспощадными, а изображен светлыми оттенками пастели с подчеркнуто темными линиями, его одежды насыщенного оттенка, – так художник демонстрирует двойственность героя.

Золотое солнце, белые оттенки цветов, красное небо, оранжевые блики заката должны настраивать на позитивный лад, но они только усугубляют общее впечатление. Создается ощущение некой грубой силы, которая вторглась в хрупкий мир природы.

Размеры холста, на котором изображен Демон, нестандартны для того времени – картина продолговатая, неудобная и тесная. На самом деле, это один из художественных приемов Врубеля – все должно подчеркивать внешнюю и внутреннюю скованность героя, и передавать то самое лермонтовское «ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет».

Поражает, насколько сильно влияние творчества Лермонтова на М. Врубеля. У поэта демон – не зло в чистом виде, он способен наслаждаться красотой природы Кавказа и чувствовать скорбь Тамары, утешать ее и по-демонически убить поцелуем. Лермонтовский герой – скорее бунтарь, чем порождение мрака и ада, стремящееся уничтожить все живое на своем пути. То же самое говорил о своем Демоне Врубель. Его, по мнению живописца, напрасно не разграничивают с чертом и сатаной, не углубляются в происхождение названия. Греческим синонимом к слову «черт» является «рогатый», а «дьявол» – означает «клеветник». Демоном жители Эллады называли душу, которая мечется в поисках смысла жизни, не в состоянии усмирить те страсти, которые кипят в его душе. На свои вопросы он не находит ответов не на земле, не на небе.

Что примечательно, многие из критиков литературы и искусства конца 19 – начала 20 века говорили о «непонимании Лермонтова» художником. Этому немало способствовало ухудшение здоровья и психики Врубеля. Последнее породило легенду о человеке искусства, что продал душу сатане.

…После того, как открылась выставка, приуроченная к юбилею творчества М. Лермонтова, М. Врубель закрылся в своей мастерской и продолжал работать над картинами о демонах. Живописец утверждал, что Демон изменялся не только под мазками его кисти, но и являлся ему вживую. Что ж, художник боролся с падшим и изгнанным ангелом, и неизвестно, кто вышел из этой войны победителем.

Творчество Врубеля загадочно и мистично. Если вы еще не удостоверились в этом – посетите Третьяковку или посмотрите на его демонов, изображений которых полно в Сети. Одно можно сказать без сомнения – демоны Врубеля терзают души и многих художников современности.
Услуги письменного и устного перевода с/на итальянский язык —

Тема демона в искусстве очень часто используется для представления безумия, которое сжигает творца. С одной стороны, демон — как бы муза, которая дает жизненную энергию и силу для творчества, а с другой стороны может быть разрушительной силой, сжигающей изнутри, и творец не может найти средства для борьбы с ним. Для Врубеля тема демона была актуальной до конца его жизни и все время претерпевала различные изменения. Художник всю жизнь смотрел в глаза своему демону и адаптировал его образ в постоянно меняющемся мире.

Вдохновленный когда-то романтической поэмой Михаила Лермонтова о байроническом демоне, Михаил Врубель написал картину «Демон сидящий». Согласно легенде, демону суджено было полюбить грузинскую принцессу, которая умерла в результате поцелуя его поцелуя. Ее душу спасли ангелы, а ему было суждено провести всю вечность в одиночестве. Эта трагическая история идеально сочетается с романтическим темпераментом и Михаил Врубель воспринял его как дух, который не столько зло и не столько князь тьмы, а больше – страдающее раненное существо, одновременно мощное и благородное. Для Врубеля он — могучий творческий дух, посредник между людьми и богами.

Картина «Демон сидящий» представляет собой фигуру существа, сидящего на вершине горы. Все его тело, все его мышцы напряжены, пальцами сжаты, что очень резко контрастирует с меланхоличным выражением лица демона. Он – пассивный, замкнутый и все еще гордый, но ужасно одинокий и очень чувствительный. Демон сидящий являет собой обобщенное изображение души. Глаза сфокусированы внутрь себя, руки сложены, как будто этот могучий дух пытается изолировать себя от окружающего и углубиться в свои мысли.

Этот персонаж Врубеля — антитеза женственности, и тем не менее, обладает длинными волосами, мягким лицом и надутыми губами. Его глаза наполнены тоской по любви в этом холодном и отчужденном мире. На щека замерла кристально чистая слеза – демон как будто скорбит о хрупкости жизни, любви, счастья и всего земного мира. В этом персонаже видна ужасающая раздвоенность: могучее тело, подобное гранитному камню, и трепетная ранимая душа.

Важно заметить, что пейзаж вокруг демона также наполнен символическими намеками. Вокруг все полно невероятных превращений. Невиданные цветы, что заполнили всю правую часть картины, лишь отдаленно отличаются друг от друга по цветовой гамме и больше напоминают фантастические кристаллы из-аза металлических бликов. Устилая землю и прижимаясь к ногам демона, они как бы удерживают персонажа на этой бренной земле. Левая часть картины пуста и создает противовес всему земному. Вечерние сумерки бросают золотистые блики на могучее тело. Краски – агрессивно нереалистичные из-за сине-лиловых бликов мрака и больше напоминают пожар или конец света, чем тихий летний вечер.

Навигация по записям

У Леонардо множество рисунков, посвященных разработке сюжета Мадонны с младенцем, особенно так называемой Млекопитательницы, т.е. кормящей грудью. Но представить его сентиментальным художником, глубоко и благоговейно размышляющим о материнской любви (как часто пишут в рецензиях, посвященных эрмитажной «Мадонне Литта»), совершенно невозможно. Увольте, пожалуйста! Нежность, сентиментальность и прочее мимими – это то, чего точно нет у Леонардо, и никогда не было.

Пепельное, дымное, томное, пастельное, воздушное… Лиловое, бледно-голубое, нежное, прозрачное… Пепел розы. В безумно талантливом романе-бестселлере К. Маккалоу «Поющие в терновнике» цвет платья главной героини, обреченной на вечную разлуку с возлюбленным, назывался «пепел розы». В портрете Марии Лопухиной, умершей от чахотки через год после его завершения, все пронизано тончайшей грустью молодости, не ведущей ни к какому будущему, исчезающей как дым – все пронизано «пеплом розы».


сочинения по картинам известных художников на сайт


сочинения по картинам известных художников на сайт

Картину Вермеера увидеть у нас непросто. Какое-то впечатление вы можете составить по репродукциям, и, конечно же, по вдохновенным описаниям очевидцев. До нынешнего времени дошли считанные десятки работ мастера, хранимая в Амстердаме «Молочница» — одна из них.


сочинения по картинам известных художников на сайт

Не волк-волчок, серый бочок, а натуральный монстр, Фенрир, лесное чудовище из сказок северных народов — такой воистину СКАЗОЧНЫЙ волчище на картине Виктора Васнецова. И что касается человеческих персонажей, тоже есть что проанализировать. Нам, взрослым, тяжело вновь пережить сказку, но также и сложно всецело понять художника, ее, сказку, рисующего. Попробуем, однако.


сочинения по картинам известных художников на сайт

Аленушка с картины Васнецова — непростая героиня. Это произведение при всей обыденности пейзажа, при всей известности сказки — сложное для понимания. Значит, понимать не нужно. Следует переживать. Как будто слушаешь сказку.


сочинения по картинам известных художников на сайт

Посмотреть на процесс создания всем известных картин — это может быть очень интересным. Поль Гоген предоставил нам такую возможность, написав Винсента Ван Гога за работой. А Ван Гог знаменит подсолнухами — их он и рисует.


сочинения по картинам известных художников на сайт

Картина знаменитого русского художника, прожившего большую часть жизни в Индии, прошедшего с экспедицией Центральную Азию, изображает не менее великого тибетского отшельника, странствующего учителя и практика Йоги Миларепу. Что он услышал?..