Григорий мачтет биография. Мачтет Григорий Александрович - Тюкалинская центральная районная библиотека имени Л

Мачтет Григорий Александрович родился 3(15).IX.1852 г. в городе Луцке Волынской губернии в семье разночинца - писатель.

Отец занимал место уездного судьи в небольших провинциальных городках на Волыни. Дед писателя принадлежал к Северному союзу декабристов.

Девяти лет Григорий Александрович поступил в Немировскую гимназию, из 4-го класса которой был исключен за сочувственное отношение к восставшим полякам. Продолжал образование в гимназии Каменец-Подольска, однако за организацию «сборищ товарищей для совместного чтения и обсуждения сочинений Добролюбова и иных запрещенных гимназистам книг» был обвинен в неблагонадежности и исключен «без права поступления в другие учебные заведения».

При поддержке попечителя учебного округа Мачтет держал экзамен на звание учителя уездных училищ и в течение двух лет учительствовал в Каменец-Подольске, где сблизил с кружком революционеров-народников.

Осенью 1872 Григорий Александрович, увлеченный идеей создания земледельческой коммуны, выехал в Америку, где прожил два года, работая батраком на плантациях и фермах.

К этому времени относится начало литературной деятельности Мачтета: он пробует свои силы в жанре очерка.

В 1874 Григорий Александрович вернулся на родину и поселился в Петербурге .

В ноябре 1874 на страницах газеты «Неделя» (№ 47 - 48) был опубликован его первый очерк о североамериканской жизни - «Прерия и пионеры».

В 1875 в той же газете Мачтет Г. А. печатает еще ряд очерков:

«В американской школе»,

«С эмигрантами из Европы в Америку»,

«Перед американским судом» и другие.

Григорий Александрович пишет о трудолюбии простых американцев, о тяжелых условиях существования эмигрантов-переселенцев, об ограниченности буржуазной демократии.

Опубликованный в «Отечественных записках» (1875, июнь) очерк «Германия» принес Мачтету литературную известность, однако писатель целиком уходит в подпольную работу. В это время получают распространение среди революционеров стихи писателя («Пророк», «Последнее прости» и др.).

В 1876 Григорий Александрович был арестован за попытку организовать побег из тюрьмы товарищей-революционеров. После полутора лет заключения в Петропавловской крепости он был выслан в Архангельскую губернию. Мачтет пытался бежать, но был пойман и сослан в г. Тюкалинск Тобольской губернии.

В 1880 его перевозят в г. Ишим, где Григорий Александрович напряженно работает над рассказами из сибирской жизни, сотрудничает в «Сибирской газете», «Отечественных записках», «Неделе», «Наблюдателе».

После возвращения из ссылки (1885) Мачтет, не имея права проживать в столицах, скитался по стране. Длительное время он жил в Твери, составляя вместе с А. И. Эртелем местное «подполье». В эти годы писатель много печатается, выпускает романы, сборники рассказов.

В 1890 он редактировал «Газету А. Гатцука». Поселившись в Житомире, поступил на службу в акцизное ведомство, в то же время активно сотрудничал в газете «Волынь».

В 1900 Григорий Александрович Мачтет был переведен по службе в Петербург. Летом 1900 он выехал для лечения в Ялту, где и умер от паралича сердца.

В своем творчестве Мачтет продолжал традиции писателей-народников, сочувствовавших угнетенному положению народа, но не видевших пути его освобождения. Уже в его так называемых сибирских рассказах («Хроника одного дня», «Вторая правда», «Мирское дело», «Сон одного заседателя» и других, 1880-85) видны слабые и сильные стороны народнической беллетристики. Мачтет правдиво показывает губительное воздействие на быт, нравы и взаимоотношения людей так называемой «цивилизации», которую насаждают в деревне царские чиновники. Но в то же время он идеализирует крестьянскую общину, выводит крестьянина как носителя общинного сознания, хранителя «правды» мирских отношений. Тенденция к народнической идеализации крестьянской массы, к идиллическому изображению патриархальных устоев деревенского быта еще больше обнаруживается в повести «Блудный сын» (1882, опубликовано в 1886-87), на примере судьбы главного героя которой прослеживается путь интеллигенции к народу.

Роман «Из невозвратного прошлого» (1886), позже названный «И один в поле воин»,- лучшее произведение Мачтета. Автор рисует яркие картины морального разложения, жестокости господ, пробуждение классового сознания деревни. Повествование в романе ведется от лица барского слуги Яся, преданного своим господам, чем достигается еще большая конкретность изображения. Герои романа, в отличие от прежних произведений Мачтета,- конкретные лица, лишенные народнической идеализации.

Следующий крупный роман - «На заре» (1892-93) из жизни революционеров-семидесятников показывает, что Григорий Александрович до конца своей жизни остался верен идеям народничества.

Большой популярностью пользовался неоднократно переиздававшийся роман «Жид» (1887), осуждающий еврейские погромы и шовинистические настроения обывателей. Художественные просчеты романа - надуманность некоторых ситуаций, однотонность в изображении положительных героев и другие- во многом типичны для всего творчества Мачтета Григория Александровича, так и не преодолевшего известной тенденциозности и риторичности образов. Лучшие же произведения Мачтета Г. А, продолжающие традиции народнической беллетристики, вошли в историю русской литературы.

Умер 14(27).VIII.1901 г. в Ялте; похоронен в Алупке.

Григорий Александрович Мачтет

Мачтет Григорий Александрович (1852/1901) - русский писатель, поэт, революционер, публицист. Многие произведения пронизаны духом протеста, борьбы. Мачтет ратовал за преобразование народной жизни. Основные произведения - «На заре», «И один в поле воин», «Человек с планом». Ему также принадлежат слова к песне «Замучен тяжелой неволей».

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 168.

Мачтет, Григорий Александрович русский писатель. Родился в семье интеллигента-разночинца. В 1865 году исключен из 4-го класса Немировской гимназии за сочувствие участникам польского восстания 1863 года, в 1868 – из Каменец-Подольской гимназии за политическую неблагонадежность. С 1871 года принимал участие в народническом революционном движении. В 1872 году с целью организации земледельческих коммун в Америке уехал в США. Работал чернорабочим, участвовал в земледельческой общине. В 1874 году возвратился в Россию, принял участие в революционной борьбе. Арестован в 1876 году, пробыл год в одиночном заключении в Петропавловской крепости. В 1877-1884 находился в ссылке в Архангельской губернии, затем в Сибири. По возвращении жил в Твери, Житомире. В 1900 году получил разрешение переехать в Петербург.
Писать М. начал в Америке. В 1873 году опубликовал стихи в газете «Свобода», издававшейся русскими эмигрантами в Сан-Франциско. По приезде в Россию печатал в газетах и журналах очерки из североамериканской жизни («Прерии и пионеры», «В американской школе», «С эмигрантами. Из Европы в Америку», «Перед американским судом», «Община Фрея» и др.), путевые впечатления о поездке в Германию и др., составившие цикл «Путевые картинки» (сб. «По белу свету», 1889). В 1876 году в Лондоне в газете «Вперед» помещено анонимно стихотворение М. «Последнее прости», посвященное замученному в остроге студенту Чернышеву; под названием «Замучен тяжелой неволей» оно стало популярной революционной песней. В ссылке создан цикл «Рассказы из сибирской жизни» (опубл. в «Наблюдателе», «Отечественных записках»); в рассказах «Мирское дело», «Мы победили», «Вторая правда» и др. показано бесправие деревни и произвол царской администрации. В них сказалась народническая идеализация крестьянской общины и в то же время отчетливо передана народная ненависть к угнетателям. После ссылки М. опубликовал роман «И один в поле воин» (1886) из быта крепостной деревни Западной Украины и повесть «Блудный сын» (1887) об отношении интеллигенции к народу. В повести «Человек с планом» (1886) показано появление на русской почве дельцов и стяжателей. Настроения революционной интеллигенции изображены в романе «На заре» (1892-1893), рассказах «Первый гонорар» (1890), «Первый урок» (1894) и др. В Житомире (1896-1900) М. печатал в газете «Волынь» очерки, фельетоны, рассказы. Для творчества М. характерны публицистическая острота, гуманизм, элементы мелодраматизма.

Использованы материалы кн.: Краткая литературная энциклопедия в 9-ти томах. Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», т.4, М., 1967.

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник)

Сочинения:

Полное собрание сочинений, т. 1-12, Киев, 1902;

Полное собрание сочинений, т. 1-10, СПб, 1911-1913;

Избранное, М., 1958;

Новый доктор и др. рассказы, М., 1960.

Литература:

Тунакова К.С., Н.Г.Чернышевский о Г.А.Мачтете, в сб.: Народ – герой русской литературы, Казань, 1966.

Григорий Александрович Мачтет
Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Псевдонимы:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Полное имя

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место рождения:
Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Гражданство (подданство):

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род деятельности:
Годы творчества:

с Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). по Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Направление:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Жанр:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Язык произведений:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дебют:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Премии:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подпись:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Григо́рий Алекса́ндрович Мачте́т ( -) - русский писатель украинского происхождения, революционер-народник.

Биография

Род Мачтетов происходил из Англии. Основатель рода Манстэд завербовался в армию Карла XII , и в Полтавском сражении служил артиллеристом. Был ранен, попал в плен и остался в Малороссии.

Творчество

Мачтет начал писать в Америке. В 1873 году опубликовал стихи в газете «Свобода», издававшейся русскими эмигрантами в Сан-Франциско . По приезде в Россию печатал в газетах и журналах очерки из североамериканской жизни («Прерии и пионеры», «В американской школе», «С эмигрантами. Из Европы в Америку», «Перед американским судом», «Община Фрея» и др.), путевые впечатления о поездке в Германию и др., составившие цикл «Путевые картинки» (сборник «По белу свету», 1889).

Замучен тяжёлой неволей

Замучен тяжёлой неволей,
Ты славною смертью почил...
В борьбе за народное дело
Ты голову честно сложил... (2 раза )

Служил ты недолго, но честно
Для блага родимой земли...
И мы, твои братья по делу,
Тебя на кладбище снесли. (2 раза )

В 1876 году в Лондоне в газете «Вперёд» помещено анонимно стихотворение Мачтета «Последнее прости», посвящённое замученному в остроге студенту П. Ф. Чернышеву; под названием «Замучен тяжёлой неволей» оно стало популярной революционной песней.

В ссылке создан цикл «Рассказы из сибирской жизни» (опубликован в «Наблюдателе», «Отечественных записках»); в рассказах «Мирское дело», «Мы победили», «Вторая правда» и других показано бесправие деревни и произвол царской администрации. В них сказалась народническая идеализация крестьянской общины и в то же время отчетливо передана народная ненависть к угнетателям.

После ссылки Мачтет опубликовал роман «И один в поле воин» (1886) из быта крепостной деревни Западной Украины и повесть «Блудный сын» (1887) об отношении интеллигенции к народу. В повести «Человек с планом» (1886) показано появление на русской почве дельцов и стяжателей. Настроения революционной интеллигенции изображены в романе «На заре» (1892-1893), рассказах «Первый гонорар» (1890), «Первый урок» (1894) и другие.

В Житомире (1896-1900) Мачтет печатал в газете «Волынь» очерки, фельетоны, рассказы.

Для творчества Мачтета характерны публицистическая острота, гуманизм , элементы мелодраматизма.

Издание произведений

  • Полное собрание сочинений, т. 1-12, Киев, 1902;
  • Полное собрание сочинений, т. 1-10, СПб, 1911-1913;
  • Избранное, М., 1958;
  • Новый доктор и др. рассказы, М., 1960.

Память

  • 3 декабря 1961 года на доме в г.Зарайске установили мраморную мемориальную доску с надписью: «В этом доме в 1891-1895 гг. жил и работал писатель Григорий Александрович Мачтет».
  • Владимир Шулятиков.ПАМЯТИ ГРИГОРИЯ МАЧТЕТА. М. Газета "Курьер", 1901 г., No 229.

Напишите отзыв о статье "Мачтет, Григорий Александрович"

Примечания

Источники

  • Розанова С. А. (рус.) . Краткая литературная энциклопедия . М.: Сов. энцикл., 1962-1978. Проверено 9 июля 2013. .
  • Поэты-демократы 1870-1880-х годов. Библиотека поэта. Большая серия. - «Советский писатель», ленинградское отделение, 1968 г. 784 с.

Ссылки

  • Мачтет Григорий Александрович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • или здесь

Отрывок, характеризующий Мачтет, Григорий Александрович

Очнулась я утром в своей комнате, прекрасно помня каждую деталь случившегося прошедшей ночью и абсолютно точно зная, что это был не сон и не моё воображение, а что это было настоящее и реальное – как это было со мною всегда. Но даже если бы мне очень хотелось в этом сомневаться, последующие события начисто стёрли бы самые скептические мои детские мысли, если бы таковые даже имелись.

Мои странные «прогулки» теперь повторялись каждую ночь. Я уже не ложилась спать, а с нетерпением ждала, когда же, наконец, в доме все уснут и всё вокруг погрузится в глубокую ночную тишину, чтобы можно было (не боясь оказаться «застуканной») в очередной раз полностью окунуться в тот необыкновенный и загадочный, «другой» мир, в котором я уже почти что привыкла бывать. Я ждала появления моих новых «друзей» и каждый раз заново даримого удивительного чуда. И хотя я никогда не знала, кто из них придёт, но всегда знала, что придут непременно... И кто-бы из них не пришёл, он вновь подарит мне очередное сказочное мгновение, которое я буду очень долго и бережно хранить в своей памяти, как в закрытом волшебном сундучке, ключи от которого имела только я одна…
Но однажды не появился никто. Была очень тёмная безлунная ночь. Я стояла прижавшись лбом к холодному оконному стеклу и неотрываясь смотрела на покрытый мерцающим снежным саваном сад, стараясь до боли в глазах высмотреть что-то движущее и знакомое, чувствуя себя глубоко одинокой и даже чуточку «по-предательски» брошенной… Было очень грустно и горько, и хотелось плакать. Знала, что теряю что-то невероятно для меня важное и дорогое. И как бы я ни старалась себе доказать, что всё хорошо и что они всего-навсего просто «опаздывают», в глубине души я очень боялась, что может быть они уже не придут никогда… Было обидно и больно и никак не хотелось в это поверить. Моё детское сердце не желало мириться с такой «жуткой» потерей и не желало признать, что это всё же должно будет когда-то произойти, только вот я ещё не знала – когда. И мне дико хотелось отодвинуть этот злосчастный миг как можно дальше!
Вдруг что-то за окном по-настоящему начало меняться и знакомо мерцать! Я поначалу подумала, что это наконец-то появляется кто-то из моих «друзей», но вместо знакомых светящихся сущностей я увидела странный «хрустальный» туннель, начинавшийся прямо у моего окна и уходивший куда-то в даль. Естественно, первым моим побуждением было долго не раздумывая броситься туда… Но тут вдруг показалось чуточку странным, что я не чувствую того обычного тепла и спокойствия, которые сопровождали каждое появление моих «звёздных» друзей.
Как только я об этом подумала, «хрустальный» туннель стал на глазах меняться и темнеть, превращаясь в странную очень тёмную «трубу» с длинными движущимися щупальцами внутри. И болезненное, неприятное давление сжало голову, очень быстро перерастая в дикую взрывающуюся боль, грозясь размозжить все мозги вообще. Тогда я впервые по-настоящему почувствала, какой жестокой и сильной может быть головная боль (которая в дальнейшем, только по уже совершенно другим причинам, будет отравлять мою жизнь целых девятнадцать лет). Мне стало по на-стоящему страшно. Не было никого, кто мог бы мне помочь. Весь дом уже спал. Но если даже и не спал бы, я всё равно не смогла бы никому объяснить, что же тут такое стряслось…
Тогда, находясь уже почти что в настоящей панике, я вспомнила о существе с изумительной красоты короной и мысленно позвала его на помощь. Казалось бы – глупо?.. Но головная боль мгновенно ушла, уступая место дикому восторгу, так как я вдруг опять увидела, уже знакомый, сверкающий город и моих дивных, необыкновенных друзей. Они почему-то все очень тепло, как бы с одобрением, улыбались, излучая удивительно яркий зелёный свет вокруг своих искрящихся тел. Как оказалось позже, я, совершенно того не подозревая, прошла в тот вечер первый в своей жизни тест, которых, правда, потом будет очень и очень много… Но это было тогда, и это было только начало...
Я была всего лишь ребёнком, и не могла тогда ещё подозревать, что в тех, «других», невероятно красивых и «чистых» мирах, могут также находиться и плохие, или, как мы их называем, «чёрные» сущности. Которые, как рыбу на крючок, ловят вот таких «зелёненьких», только-что вылупившихся птенцов (каким в то время была я) и с радостью пожирают их бушующую жизненную силу или просто подключают к какой-то своей «чёрной» системе уже навсегда. И, к сожалению, мало найдётся таких «птенцов», которые смогли бы когда-то освободиться, если не знали как, и не имели нужный для этого потенциал.
Поэтому, я даже не могла предположить насколько сильно мне тогда повезло, что в нужный момент я каким-то образом сумела увидеть совсем не то, что мне очень упорно кто-то пытался внушить… (я думаю, что сама того не понимая, сумела просканировать создавшуюся ситуацию уже тогда). И если бы не мой удивительный «коронованный» друг, которого я, дико напуганная, очень своевременно позвала, никто не знает в каком из далёких «чёрных» миров моя сущность обитала бы сейчас, если бы она вообще до сих пор всё ещё была бы жива... Вот почему и было столько радостного тепла и света в сердца моих «звёздных» друзей. И думаю, что это, к сожалению, также явилось одной из главных причин нашего прощания. Они считали, что я уже готова думать самостоятельно. Хотя так совершенно не считала я…

Ко мне подошли две женские сущности и как бы обняли с обоих сторон, хотя физически я этого абсолютно не чувствовала. Мы оказались внутри необычного строения, напоминавшего огромную пирамиду, все стены которой были сплошь и полностью исписаны странными незнакомыми письменами. Хотя, присмотревшись, я поняла, что я уже видела такие же письмена в самый первый день нашей встречи. Мы стояли в центре пирамиды, как вдруг я почувствовала странный «электроток» исходящий от обоих женских сущностей прямо в меня. Ощущение было таким сильным, что меня качало из стороны в сторону и казалось, что внутри начинает что-то расти…

-

Беллетрист; род. в 1852 г.; по отцу, члену уездного суда в Луцке, потомок англичанина Манспэда, поступившего на шведскую службу и взятого в плен под Полтавой, по матери - близкий к польскому шляхетству. Учился в Немировской и Каменец-подольской гимназиях, но был исключен за "увлечение идеями Чернышевского". В 1870 г. ему разрешено держать экзамен на уездного учителя. Прослужив до 1872 г. учителем в Могилеве и Каменец-Подольске, М. уехал в Америку, где пробыл 2 года, зарабатывая средства к жизни поденной работой, главным образом на фермах Запада. Поселившись в 1875 г. в СПб., он выступил на литературное поприще с очерками американской жизни в "Неделе" и путевыми наблюдениями над Германией в "Отеч. Зап.". Очерки эти впоследствии составили книжку "По Белу Свету" (М., 1889). В 1876 г. М. был арестован и сослан в Архангельскую губ., затем в Сибирь; в 1884 г. вернулся в Россию. Во время ссылки печатал очерки и повести в "Отеч. Зап.", "Неделе" и "Наблюдателе", позже - в "Русских Вед.", "Русской Мысли", "Сев Вестн.", "Дет. Чтении". Отдельно вышли сборники: "Повести и рассказы" (2 изд., М., 1887-89), "Силуэты" (2 изд., М., 1888-1895), "Живые картины" (М., 1895), "Новые рассказы" (М., 1891), "На Досуге" (1896), а также повести: "Жид" (М., 1888 и Одесса 1887), "Белая Панна" (М., 1889), "Хроника одного дня" (1892). M. - горячий приверженец народолюбивых идей 60-х и 70-х годов; вся его литературная деятельность есть проповедь этих идей в беллетристической форме. Он того мнения, что "беллетрист должен давать не портреты, которых у нас уж целая галерея, а будить настроение"; поэтому его рассказы больше напоминают сказки, притчи и аллегории. Он пишет с крайним пафосом и ставит положения совершенно схематично: злодей - так злодей, с головы до ног, хороший человек - так ангел. В читателях молодых и не смотрящих на беллетристику исключительно с художественной точки зрения именно эта прямолинейность М. возбуждает сочувствие. Лучшие рассказы его пользуются значительною популярностью. Очень нравится М. и иностранцам, которые не замечают отступлений его от русской действительности и ценят только восторженный призыв автора к добру и свету. Рассказы его переведены на яз. польский, французский, английский, болгарский, новогреческий, грузинский, чешский, немецкий и датский. Лучше всего удались М. рассказы из сибирской жизни: мелодраматичности в них гораздо менее, чем в рассказах его из украинской жизни ("Один в поле" и др.), и есть между ними некоторые, разрабатывающие положения очень интересные и тонкие. Таковы, напр., рассказы "Две правды" и "Мирское дело", оригинально и ярко иллюстрирующие неразрешимую коллизию, в которую иной раз приходят между собой правда теоретическая и правда жизни.

{Брокгауз}

Мачтет, Григорий Александрович

Беллетрист; умер в 1901 г.

{Брокгауз}

Мачтет, Григорий Александрович

Русский беллетрист (1852-1901). Отношение его к евреям выразилось в рассказе "Жид" (2 изд. в "Русской мысли", 1888 г.), проникнутом гуманными чувствами. М. дает тип еврея-врача, Давида Гурвейса, вышедшего из бедной среды в 70-х гг. 19 в. Это - идеально добрый человек, готовый всегда жертвовать собой для других. В сербскую войну он был добровольцем и проявил верность своему долгу - он не покинул раненых, несмотря на пули неприятелей (эта яркая картина М. находится во многих хрестоматиях); самопожертвование доходит до апогея, когда Гурвейс делает перевязку громиле, упавшему с лестницы во время еврейского погрома и разгромившему его же квартиру. Несмотря на все это, Давид Гурвейс для русских остается существом низшим, которого в лучшем случае можно пожалеть, но который всюду и всегда остается только "жидом". Произведение в целом не отличается художественным достоинством.

{Евр. энц.}

Мачтет, Григорий Александрович

Русский писатель. Род. в Луцке в семье уездного судьи; был исключен из гимназии за "вольный дух"; был земским учителем; два года провел в Америке, где был чернорабочим. Печатается с 1874 (в "Неделе" и в "Отечественных записках"). В 1876 был арестован и выслан в Архангельскую губ., а потом в Сибирь. С 1882 всецело отдался литературному труду.

На запрос С. А. Венгерова, каким должен быть писатель, Мачтет ответил: "Беллетрист должен давать не портреты, которых у нас уже целая галерея, а будить настроение читателя картинами жизни". М. всегда следует этому принципу, зарисовывает ли он картины подавления голодного бунта на немецкой фабрике или же безработицу в Америке; рассказы и повести из украинской жизни полны тоски и возмущения по поводу зверств дореформенного барства ("И один в поле воин") й невежества народных масс ("Ведьмы", "На заре"). Лучшие произведения М. - это повести и рассказы из сибирской жизни; особо следует выделить те из них, где М. показывает человека - носителя идеи - по большей части добродетельного и героически возвышенного. В повести "Жид" таковым является благородная личность Давида Гурвейса, врача, еврея, уже со школьных лет готового страдать за коллектив; честный и самоотверженный врач, он готов умереть за идеалы гуманности. С народниками М. сближает его отрицательное отношение к капитализму во всех видах - от деревенского кулака до эксплуататора-фабриканта - и глубокая вера в руководящую роль интеллигенции.

Для произведений М. типичны публицистическая речь, насыщенность сюжета событиями и мелодраматизм положений.

Библиография: I. Полное собр. сочин., 12 тт., Киев, 1902; Полн. собр. сочин., под ред. и с критико-биографич. очерком Д. П. Сильчевского, 10 тт., изд. "Просвещение", СПб, 1911-1913; Письма Мачтета в сб. "Комета", СПб, 1905, и в сб. "Памяти В. А. Гольцева", М., 1910.

II. Арсеньев К., Критические этюды, т. II, СПб, 1888; Mихайловский Н. К., "Русское богатство", 1901, IX, отд. II; Скабичевский А., История новейшей русской литературы, изд. 7-е, СПб, 1909; Налимов А., Певец совести, "Образов.", 1902, VII - VIII.

III. Мезьер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч 2, СПб, 1902; Словарь членов Об-ва любителей российской словесности при Московском университете, М., 1911; Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. IV, П., 1917; Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, Л., 1924.

{Лит. энц.}

Большая биографическая энциклопедия2009

МАЧТЕТ Григорий Александрович родился в семье разночинца - писатель.

Отец занимал место уездного судьи в небольших про­винциальных городках на Волыни. Дед писателя принадлежал к Северному сою­зу декабристов.

Девяти лет Григорий Александрович поступил в Немировскую гимназию, из 4-го класса которой был исключен за сочувственное отношение к восставшим полякам. Про­должал образование в гимназии Каменец-Подольска, однако за организацию «сбо­рищ товарищей для совместного чтения и обсуждения сочинений Добролюбова и иных запрещенных гимназистам книг» был обвинен в неблагонадежности и ис­ключен «без права поступления в другие учебные заведения».

При поддержке по­печителя учебного округа Мачтет держал экза­мен на звание учителя уездных училищ и в течение двух лет учительствовал в Каменец-Подольске, где сблизил с кружком революционеров-народников.

Осенью 1872 Григорий Александрович, увлеченный идеей соз­дания земледельческой коммуны, выехал в Америку, где прожил два года, работая батраком на плантациях и фермах.

К это­му времени относится начало литератур­ной деятельности Мачтета: он пробует свои силы в жанре очерка.

В 1874 Григорий Александрович вернулся на родину и посе­лился в Петербурге.

В ноябре 1874 на страницах газеты «Неделя» (№ 47 - 48) был опубликован его первый очерк о североамериканской жизни - «Прерия и пионеры».

В 1875 в той же газете Мачтет Г. А. печатает еще ряд очерков:

«В американ­ской школе»,

«С эмигрантами из Европы в Америку»,

«Перед американским судом» и другие.

Григорий Александрович пишет о трудолюбии простых американцев, о тяжелых условиях суще­ствования эмигрантов-переселенцев, об ограниченности буржуазной демократии.

Опубликованный в «Отечественных за­писках» (1875, июнь) очерк «Германия» принес Мачтету литературную известность, од­нако писатель целиком уходит в подполь­ную работу. В это время получают рас­пространение среди революционеров сти­хи писателя («Пророк», «Последнее про­сти» и др.).

В 1876 Григорий Александрович был арестован за попытку организовать побег из тюрьмы товари­щей-революционеров. После полутора лет заключения в Петропавловской крепости он был выслан в Архангельскую губернию Мачтет пытался бежать, но был пойман и сослан в г. Тюкалинск Тобольской губернии.

В 1880 его перевозят в г. Ишим, где Григорий Александрович напря­женно работает над рассказами из си­бирской жизни, сотрудничает в «Сибир­ской газете», «Отечественных записках», «Неделе», «Наблюдателе».

После возвра­щения из ссылки (1885) Мачтет, не имея права проживать в столицах, скитался по стра­не. Длительное время он жил в Твери, составляя вместе с А. И. Эртелем местное «подполье». В эти годы писатель много печа­тается, выпускает романы, сборники рас­сказов.

В 1890 он редактировал «Газету А. Гатцука». Поселившись в Житомире, по­ступил на службу в акцизное ведомство, в то же время активно сотрудничал в газете «Волынь».

В 1900 Григорий Александрович Мачтет был переведен по службе в Петербург. Летом 1900 он выехал для лечения в Ялту, где и умер от пара­лича сердца.

В своем творчестве Мачтет продолжал тра­диции писателей-народников, сочувство­вавших угнетенному положению народа, но не видевших пути его освобождения. Уже в его так называемых сибирских рассказах («Хроника одного дня», «Вторая прав­да», «Мирское дело», «Сон одного засе­дателя» и других, 1880-85) видны слабые и сильные стороны народнической бел­летристики. Мачтет правдиво показывает губительное воздействие на быт, нравы и взаимоотношения людей так называемой «цивили­зации», которую насаждают в деревне царские чиновники. Но в то же время он идеализирует крестьянскую общину, вы­водит крестьянина как носителя общин­ного сознания, хранителя «правды» мир­ских отношений. Тенденция к народни­ческой идеализации крестьянской массы, к идиллическому изображению патриар­хальных устоев деревенского быта еще больше обнаруживается в повести «Блуд­ный сын» (1882, опубликовано в 1886-87), на примере судьбы главного героя которой прослеживается путь интеллигенции к народу.

Роман «Из невозвратного прошлого» (1886), позже названный «И один в поле воин»,- лучшее произведение Мачтета. Автор рисует яркие картины морального разло­жения, жестокости господ, пробуждение классового сознания деревни. Повествование в романе ведется от лица барского слуги Яся, преданного своим господам, чем достигается еще большая конкрет­ность изображения. Герои романа, в от­личие от прежних произведений Мачтета,- конкретные лица, лишенные народниче­ской идеализации.

Следующий крупный роман - «На заре» (1892-93) из жизни революционеров-семидесятников показывает, что Григорий Александрович до конца своей жизни остался верен идеям народничества.

Большой популярностью пользовался неоднократно переиздававшийся роман «Жид» (1887), осуждающий еврейские погромы и шовинистические настроения обывателей. Художественные просчеты романа - надуманность некоторых си­туаций, однотонность в изображении по­ложительных героев и другие- во многом типичны для всего творчества Мачтета Григория Александровича, так и не преодолевшего известной тенденци­озности и риторичности образов. Лучшие же произведения Мачтета Г. А, продолжающие тра­диции народнической беллетристики, во­шли в историю русской литературы.

Умер - , Ялта; похоронен в Алупке.