Григ эдвард - биография. Эдвард Григ: биография, личная жизнь, творчество, фото Эдвард григ описание произведений

Суровая красота северной природы, величественная героика древних сказаний, причудливая таинственность сказок – такой представляется нам Норвегия. Дух этой страны воплотил в своей музыке Эдвард Григ. В истории норвежской культуры он сыграл такую же роль, как в России или в Чехии, явив миру красоту родного музыкального фольклора, переплавленного в горниле классических форм. Эдвард Григ жил и творил в непростое для родной страны время: шла борьба против шведской унии, навязанной Норвегии после наполеоновских войн, и в обстановке борьбы за независимость крепло национальное самосознание норвежцев. Важную роль в этом процессе играло становление национального искусства (не случайно Григ подчеркивал, что он не просто скандинавский, а именно норвежский композитор).

Родина Грига – город Берген. Отец его – потомок шотландца – был консулом в третьем поколении, но были в роду и музыканты. Прадед по материнской линии был дирижером, а мать будущего композитора была талантливой пианисткой. Она сама обучала детей музыке. Эдвард начал осваивать фортепиано в шестилетнем возрасте, и поначалу занятия давались нелегко: ему нравилось импровизировать, а гаммы и упражнения – скучные, но необходимые – казались ему «камнем вместо хлеба». Много лет спустя композитор с благодарностью вспоминал мать – ведь без ее строгости он «никогда и ни в чем не перешел бы от мечтаний к делу».

Свое первое фортепианное произведение Григ сочинил в двенадцатилетнем возрасте, а в пятнадцать лет родители представили его знаменитому скрипачу Уле Буллю, которого современники называли «норвежским Паганини». Послушав импровизацию юного музыканта, Булль посоветовал ему поступить в Лейпцигскую консерваторию, и Григ – при поддержке родителей – этому совету последовал.

Годы учения в консерватории оказались не самым счастливым временем в жизни композитора – преподаватели казались ему чрезмерно педантичными, нередко он расходился с ними в художественных воззрениях (Грига увлекала современная музыка композиторов-романтиков, а в консерватории это не поощрялось). Только о Морице Гауптмане, у которого Григ обучался композиции, он сохранил теплые воспоминания, называя его олицетворением «противоположности схоластике».

Завершив учебу в консерватории, Григ возвратился в родной город, но культурная жизнь Бергена давала слишком мало музыкальных впечатлений, и молодой композитор отправился в Копенгаген. Это произошло в 1863 г., и тогда же был создан фортепианный цикл «Поэтические картинки» – первое сочинение Грига, несущее черты национального своеобразия. Такими же чертами отмечены и другие ранние сочинения Грига – «Юморески», Фортепианная соната, Первая скрипичная соната. Интерес Грига к родной культуре разделял Рикард Нурдрок – композитор, с которым он познакомился в Копенгагене. Вместе они организовали общество «Эвтерпа», занимавшееся пропагандой произведений композиторов из скандинавских стран.

С 1866 г. Григ жил в Кристиании. В это время в жизни его наступает время расцвета творчества. В ближайшие годы он создал целый ряд произведений – Фортепианный концерт, Соната для скрипки № 2, романсы и песни на стихи скандинавских поэтов. Познакомившись в 1869 г. с фольклорными образцами из сборника Людвига Линдемана, Григ создал фортепианный цикл «Двадцать пять норвежских народных песен и танцев». Деятельность Грига в Кристиании не ограничивалась сочинением музыки – он выступил инициатором создания Музыкальной академии, стал одним из организаторов Музыкальной ассоциации Кристиании. Будучи дирижером, Григ представлял публике творения , композиторов-соотечественников. Кроме того, он выступал как пианист – сольно и в дуэте с супругой Ниной Григ, которая была прекрасной певицей. Одним из друзей Грига стал писатель Бьёрнстерне Бьёрнсон, в соавторстве с которым композитор создал несколько песен. Кроме того, они работали над оперой «Олав Трюггвассон», но она не была завершена.

В 1874 г. драматург Генрик Ибсен предложил композитору написать музыкальные номера для драмы «Пер Гюнт». Музыка, созданная Григом, оказалась самодостаточной, способной существовать вне драматического спектакля – две оркестровые сюиты «Пер Гюнт» принадлежат к самым известным творениям композитора.

С 1880 г. Григ жил на вилле «Тролльхауген», расположенной недалеко от его родного города. Здесь он мог наслаждаться красотой природы, общаться с норвежскими крестьянами. Композитор пишет фортепианные пьесы, романсы, сюиту «Из времен Хольберга», соль-минорный Струнный квартет. Уединение прерывается гастрольными поездками, в ходе которых Григ знакомит Европу с норвежской музыкой. В Европе творчество Грига было признано – он являлся почетным доктором Кембриджского университета.

Последним творением Грига стали Четыре псалма для баритона с хором, основанные на старинных норвежских мелодиях. Композитор ушел из жизни в 1907 г., в связи с его смертью в стране был объявлен траур.

Вилла «Тролльхауген» ныне является домом-музеем.

Все права защищены. Копирование запрещено.

Эдвард Григ - норвежский композитор, чье творческое наследие замечательно своим национальным колоритом. Он взращивал свой талант под чутким руководством матери, а затем и других знаменитых музыкантов. Судьба подарила ему множество знакомств с лучшими людьми того времени, и он занял достойное место рядом с ними в истории мировой и скандинавской культуры. Творческая и личная жизнь Эдварда была тесно связана с тяжёлыми препятствиями, но Григ не отступал ни на шаг от своей цели. И терпение его было вознаграждено громкой славой ярчайшего представителя норвежской музыкальной традиции. Но Григ был скромен, предпочитая уединенное наслаждение природой и музыкой в усадьбе недалеко от места своего рождения.

Краткую биографию Эдварда Грига и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Грига

Полное имя композитора - Эдвард Хагеруп Григ. Он родился в городе Бергене 15 июня 1843 года в семье британского вице-консула Александра Грига и пианистки Гесины Хагеруп. Отец был третьим в династии представителей Великобритании, которой положил начало его дед, состоятельный купец, перебравшийся в Норвегию в 1770 году. Мать Эдварда обладала замечательными музыкальными способностями: она окончила консерваторию в Гамбурге, несмотря на то, что в это учебное заведение принимали исключительно юношей. Именно она способствовала развитию музыкального таланта всех пятерых детей в семье. К тому же уроки игры на фортепиано входили в обязательную программу образования наследников почтенных семейств. В возрасте 4 лет Эдвард впервые сел за пианино, но тогда ещё никто не предполагал, что музыка станет его судьбой.


Как и положено, в десятилетнем возрасте мальчик пошел в обычную школу. Прилежания в учебе он не демонстрировал с первых же дней - общеобразовательные предметы интересовали его гораздо меньше, чем сочинительство.

Из биографии Грига мы узнаём, что когда Эдварду было 15 лет, в гости к его родителям заглянул знаменитый в то время норвежский музыкант Уле Булл. Мальчик продемонстрировал ему свои первые произведения. Очевидно они тронули Булла, так как выражение его лица мгновенно стало серьезным и вдумчивым. По окончании выступления он о чем-то побеседовал с родителями мальчика, и сообщил ему, что тот отправляется в Лейпциг, чтобы получить хорошее музыкальное образование.


Вступительные испытания в консерваторию Эдвард сдал успешно, и в 1858 году началось его обучение. Он был крайне избирателен в отношении собственных преподавателей, позволяя себе просить руководство консерватории заменить ему наставника, с которым у него не совпадали музыкальные взгляды и предпочтения. И, благодаря недюжинному таланту и прилежанию в учебе, ему всегда шли навстречу. За годы учебы Эдвард посетил множество концертов, наслаждаясь произведениями великих музыкантов – Вагнера , Моцарта , Бетховена . В 1862 году Лейпцигская консерватория выпустила Эдварда Грига с отличными оценками и восхищёнными рекомендациями. В том же году состоялся его дебютный концерт, который прошел в Швеции, в городе Карлсхамн. Блестящее окончание учебы омрачалось только состоянием здоровья Грига - плеврит, заработанный в тот период, будет сопровождать композитора всю жизнь, периодически давая серьезные осложнения.

Копенгаген и личная жизнь композитора


Возвратившись в родной Берген, Григ скоро осознал, что здесь нет перспектив для его профессионального становления, и в 1863 году он перебирается в Копенгаген. Выбор города неслучаен - именно здесь в то время располагался центр музыкальной и культурной жизни всех скандинавских государств. Копенгаген оказал судьбоносное влияние на творчество Грига: знакомство со многими деятелями искусства того времени, просветительская деятельность и углубление в историю скандинавских народов сформировали его неповторимый стиль. Музыкальные творения Грига стали приобретать четкие национальные черты. Вместе с другими молодыми музыкантами Григ продвигает скандинавские музыкальные мотивы «в массы», и сам вдохновляется ритмами песен, плясок, образами и формами народных этюдов.

В Копенгагене Эдвард Григ встречает главную женщину своей жизни - Нину Хагеруп. Молодая успешная певица ответила взаимностью на страстное признание Грига. На пути к их безграничному счастью было лишь одно препятствие - родственная связь. Нина была двоюродной сестрой Эдварда по материнской линии. Их союз вызвал бурю негодования родственников, и на все последующие годы они стали изгоями в собственных семьях.

В 1867 году они всё-таки поженились. Это был не просто брак между двумя влюблёнными, это был ещё и творческий тандем. Нина исполняла песни и пьесы на музыку Грига, и, по наблюдениям современников, не было другого исполнителя, который бы настолько попадал в настроение его сочинений. Начало семейной жизни было связано с монотонным трудом, не приносившим серьезного успеха и дохода. Обосновавшись в Кристиании (Осло), Нина и Эдвард путешествовали по Европе, давая концерты. Иногда он дирижировал, давал уроки игры на фортепиано.


В 1868 году в молодой семье родилась дочь. В честь отца Эдвард назвал ее Александрой. Но счастье не продлилось долго - в годовалом возрасте девочка умерла от менингита. Это событие стало роковым для семьи Грига - супруга тяжело переживала потерю, и их отношения уже никогда не были прежними. Совместная концертная деятельность продолжалась, но успех все не приходил. Григ был на грани глубокой депрессии.

В 1872 году его пьеса «Сигурд Крестоносец» получила признание, власти Швеции даже назначили ему пожизненное содержание. Так неожиданно пришедшая слава не радовала Грига - он стал мечтать о спокойной размеренной жизни, и вскоре вернулся в родной Берген.


Малая родина вдохновила Грига на новые свершения - он сочиняет музыку к драме Ибсена «Пер Гюнт», которая по сей день считается одним из самых значительных произведений Грига и важным аспектом норвежской культуры в целом. В ней нашли отражение как личные переживания композитора, так и его взгляд на ритм жизни современных европейских столиц. А любимые Григом народные мотивы подчеркнули его восхищение родной Норвегией.

Последние годы жизни и творчества

В Бергене значительно ухудшилось здоровье Грига - плеврит угрожал перейти в туберкулёз. К тому же отношения с Ниной рушились, и в 1883 году она покинула супруга. Григ нашел в себе силы вернуть её, осознав, что несмотря на всеобщую славу, вокруг него крайне мало по-настоящему близких людей.

Эдвард и Нина вновь начали гастролировать, однако ему становилось все хуже - болезнь лёгких стремительно развивалась. Посетив почти все Европейские столицы, Григ собирался провести очередной концерт в Лондоне. В ожидании корабля, они с Ниной остановились в Бергене в отеле. Новый приступ не позволил Григу отправиться в путь, и, попав в больницу, он скончался 4 сентября 1907 года.



Интересные факты о Григе

  • Эдвард не стремился получить образование в обычной школе, всеми силами избегая уроков. По рассказам некоторых его биографов, иногда он нарочно мочил свою одежду, словно попал под дождь, чтобы его отправили домой переодеться. Идти до дома было далеко, и Эдвард попросту прогуливал занятия.
  • Свои первые попытки сочинить музыку Григ предпринимал уже в 12 лет.
  • Однажды Эдвард отнес в школу тетрадь со своими первыми сочинениями. Учителя, невзлюбившие мальчика за его невнимательное отношение к учебе, осмеяли эти записи.
  • В период жизни в Копенгагене Григ познакомился и подружился с Гансом Христианом Андерсеном. Композитор написал музыку на несколько его стихов.
  • Эдвард сделал предложение Нине Хагеруп в рождественский вечер 1864 года, в обществе молодых деятелей культуры, преподнеся ей сборник своих любовных сонетов под названием «Мелодии сердца».
  • Григ всегда восхищался творчеством Ференца Листа , и однажды произошла их личная встреча. В тяжёлый период жизни Грига, Лист посетил его концерт, а после подошёл и пожелал ему не останавливаться и ничего не бояться. Эдвард расценил это как своеобразное благословение.
  • Любимым домом Грига стало поместье под Бергеном, которое композитор прозвал «Тролльхауген» - «Холм троллей».
  • Григ принял живое участие в открытии Музыкальной академии в Кристиании в 1867 году.
  • Согласно биографии Грига в 1893 году композитору было присвоено звание доктора Кембриджского университета.
  • У Грига был своеобразный талисман - глиняная статуэтка лягушки. Ее он всегда брал с собой на концерты, а перед выходом на сцену имел привычку потереть ей спину.


  • Биография Грига гласит, что в 1887 году Эдвард и Нина Хагеруп познакомились с Чайковским . Между ними завязалась переписка, и в течение многих лет Григ делился с ним своими творческими планами и личными переживаниями.
  • Визит Грига в Россию так и не состоялся из-за болезни Эдварда и русско-японской войны, в условиях которой он посчитал неуместным приезжать в гости к другу Чайковскому.
  • Генрих Ибсен сам попросил Грига сочинить музыку к его пьесе «Пер Гюнт», написав композитору письмо в начале 1874 года. Ибсен пообещал ему поделить вырученный гонорар пополам, как между равноценными соавторами. Именно такое большое значение придавал драматург музыке.
  • На одном из своих концертов в Кристиании Григ без предупреждения заменил последний номер композицией Бетховена. На следующий день критик, недолюбливавший Грига, опубликовал разгромную рецензию, особенно отметив бездарность последнего произведения. Эдвард не растерялся, позвонил этому критику, и заявил, что он - дух Бетховена, и это он является автором того самого произведения. С критиком случился инфаркт.


  • Король Норвегии был почитателем таланта Грига, и дал распоряжение вручить ему один почетный орден. Эдвард, не найдя ничего лучшего, положил орден в задний карман фрака. Королю передали, что Григ обошёлся с его наградой весьма непотребным образом, на что монарх всерьёз обиделся.
  • Эдвард Григ и Нина Хагеруп похоронены в одной могиле. Несмотря на сложности в совместной жизни, они все же смогли остаться друг для друга самыми близкими людьми.


Произведения Грига имеют огромное значение как для мировой истории музыки, так и для национальной культуры Норвегии. По сути, он стал первым норвежским композитором, снискавшим мировую славу, к тому же продвинувшим народные скандинавские мотивы на новый уровень.

В 1889 году Григ предпринял самый смелый шаг по выдвижению Норвегии на музыкальный Олимп тех лет. Он организовал первый фестиваль народной музыки в родном городе Бергене, пригласив на него знаменитый оркестр из Голландии. Мероприятие посетили многие всемирно известные музыкальные деятели. Благодаря фестивалю мир узнал о существовании небольшого норвежского городка, некоторых талантливых композиторов и исполнителей, а скандинавская музыка заняла, наконец, достойное место.

Творческое наследие Эдварда Грига насчитывает более 600 песен и романсов, 20 пьес, симфонии, сонаты и сюиты для фортепиано, скрипки, виолончели. Много лет он шел к написанию собственной оперы, но обстоятельства постоянно складывались не в его пользу. Благодаря этим попыткам, мир музыки пополнился несколькими не менее значительными произведениями.

История одного шедевра – «Пер Гюнт»

Вряд ли можно встретить человека, который ни разу не слышал нежнейшие звуки пьесы «Утро» из сюиты Грига «Пер Гюнт » или вкрадчивое шествие таинственных обитателей Пещеры Горного короля. В этом нет ничего удивительного, ведь это произведение давно уже завоевало невероятную популярность и любовь публики. Режиссеры фильмов зачастую обращаются к этому шедевру, включая его в свои картины. Более того, в каждой школе, музыкальном кружке, школе развития дети обязательно знакомятся с яркими и необычайно выразительными пьесами, которые входят в сюиту.

Написан «Пер Гюнт» по одноименной философской пьесе Генрика Ибсена. Главный герой произведения – это фантазер и мечтатель, который предпочел путешествовать, бесцельно скитаясь по земле. Таким образом, все сложности жизни герой предпочитает избегать. Работая над своей пьесой, Ибсен обратился к норвежскому фольклору, а имя главного персонажа и некоторые драматургические линии, он позаимствовал из «Народных сказок» и «Волшебных сказок» Асбьернсона. Действие пьесы разворачивается в далеких горах Норвегии, таинственной пещере Доврского деда, в море, а также песках Египта. Примечательно, что Ибсен сам обратился к Эдварду Григу, с просьбой написать музыку к драме. Композитор тут же взялся выполнять заказ, но это оказалось довольно сложно и сочинение продвигалось медленно. Закончить партитуру Григу удалось весной 1875 года в Лейпциге. Премьера пьесы уже с музыкой композитора с большим успехом была исполнена в Кристиании в феврале 1876 года. Чуть позже Григ сделал переоркестровку пьесы для ее постановки в Копенгагене в 1886 году. Чуть позже композитор снова обратился к этому произведению и составил две сюиты, в которые вошли по четыре номера из написанных им двадцати трех. Совсем скоро эти сюиты покорили публику и заняли прочное место во многих концертных программах.

Имя: Эдвард Григ (Edvard Grieg)

Возраст: 64 года

Рост: 152

Деятельность: композитор, дирижёр, пианист, писатель

Семейное положение: был женат

Эдвард Григ: биография

Творчество норвежского композитора и дирижера Эдварда Хагерупа Грига – это 600 произведений, написанных в период романтизма, на которые музыканта вдохновил народный фольклор. Двадцать пьес Грига появились после его смерти, а многие песни, романсы и вокальные сочинения используются как саундтреки к популярным художественным и мультипликационным фильмам сегодня.


Композицию «В пещере горного короля» мы слышим в сериалах « » и «Интерны». Романс «Песня Сольвейг» есть в репертуаре , а отрывок из музыкальной пьесы Эдварда Грига «Пер Гюнт» британско-американская группа Rainbow взяла за основу для своей хард-рок композиции.

Детство и юность

Родился Эдвард летом 1843 года в Бергене. Он вырос в образованной семье, где музыка была важной составной повседневной жизни. В жилах прадеда по отцу – купца Александра Грига – текла шотландская кровь. Григ стал британским вице-консулом в Бергене. Дед унаследовал должность и слыл профессиональным музыкантом – играл в городском оркестре. Он взял в жены дочь главного дирижера.


Вице-консульская должность «перекочевала» в третье поколение шотландского купца – к родителю композитора Александру Григу, взявшему в жены, как и отец, женщину с отличным музыкальным слухом.

Мама Эдварда – Гесина Хагеруп – профессиональная пианистка. Дома она играла детям – двум сыновьям и трем дочерям – произведения и . Эдвард Григ сыграл первые аккорды на фортепиано в 4-летнем возрасте. В 5 уже сочинял пьесы.


В 12 подросток написал первую фортепианную мелодию, а спустя 3 года по настоянию знаменитого норвежского скрипача Уле Булля стал студентом Лейпцигской консерватории. Талантливый юноша оказался настолько требовательным к педагогам, что сменил наставника, показавшегося ему непрофессиональным исполнителем.

В Лейпциге Эдвард Григ посещал знаменитый концертный зал «Гевандхауз», где в исполнении музыкантов с мировыми именами слушал произведения , и . Последний композитор стал для Эдварда непререкаемым авторитетом и повлиял на раннее творчество Грига.

Музыка

В студенческие годы творческая биография Эдварда Грига развивается: юный композитор сочинил 4 пьесы для фортепиано и столько же романсов. В них заметно влияние Шумана, Феликса Мендельсона и .


В 1862-м музыкант оставил стены консерватории, получив диплом с отличием. Профессора и наставники прочили юноше блестящее будущее в искусстве, назвав «незаурядным пианистом с выразительной манерой исполнения». В том же году Григ дал первый концерт в Швеции, но в стране не остался – отправился в родной Берген. Дома Эдвард заскучал: уровень музыкальной культуры города показался ему низким.

Эдвард Григ поселился в эпицентре законодателя музыкальной «моды» – Копенгагене. Здесь, в Скандинавии, в 1860 годах композитор сочинил 6 фортепианных пьес, объединив их в «Поэтические картинки». Критики отметили в сочинениях норвежца национальный колорит.


В 1864 году Эдвард Григ вместе с датскими музыкантами стал основателем музыкального общества «Эвтерпа», которое познакомило меломанов с творчеством скандинавских композиторов. Григ творил без устали: он сочинил «Юморески» для исполнения на фортепиано, увертюру «Осенью» и Первую скрипичную сонату.

Вместе с молодой супругой музыкант переехал в Осло, где его вскоре пригласили занять место дирижера филармонии. Это годы творческого расцвета норвежского композитора: Эдвард Григ подарил слушателям первую тетрадь «Лирических пьес», Вторую скрипичную сонату и цикл «25 норвежских народных песен и танцев». После сближения с норвежским литератором и лауреатом Нобелевской премии Бьернстьерне Бьернсоном Григ в 1872 году написал пьесу «Сигурд Крестоносец».

В 1870 году Эдвард Григ встретился с , который, прослушав Первую скрипичную сонату норвежского композитора, был восхищен его талантом. Поддержку маэстро молодой композитор назвал бесценной.

В середине 1870-х норвежское правительство поддержало талантливого земляка, назначив ему пожизненную стипендию от государства. В эти годы Григ познакомился с поэтом , чьими стихами восхищался с детства, и написал музыку к его драме «Пер Гюнт» (наиболее известная увертюра из наследия композитора). После премьеры в Осло в 1876 году музыкант превратился из национальной звезды в мировую.

Эдвард Григ вернулся в Берген знаменитым и состоятельным человеком. Он поселился на вилле «Тролльхауген», где творил до 1907 года. Поэзия природы и фольклора родного края вдохновила его на множество шедевров, таких как «Шествие гномов», «Кобольд», «Песня Сольвейг» и десятки сюит.

Дочери лесника – 18-летней Дагни Педерсен – Эдвард Григ подарил мелодию «Утро». В ХХ веке американская компания «Уорнер Бразерс» неоднократно использовала мелодию в озвучивании мультипликационных фильмов.

В письмах друзьям музыкант подробно описывал величественную природу Норвегии, а его песни периода жизни в «Тролльхаугене» – это гимны лесистым горам и стремительным рекам края.

Эдвард Григ не закрывается на вилле: пожилой музыкант систематически совершает поездки в Европу, где дает концерты и собирает залы. Поклонники видят его как пианиста и дирижера, он аккомпанирует жене, издает десятки сборников с песнями и романсами. Но все гастрольные поездки заканчиваются возвращением в «Тролльхауген», любимое место на земле.


В начале 1888 года Эдвард Григ познакомился в Лейпциге с . Знакомство переросло в крепкую дружбу и сотрудничество. Петр Ильич посвятил норвежскому коллеге увертюру «Гамлет» и восхищенно описал Грига в своих мемуарах. В начале 1890-х оба музыканта удостоились званий докторов Кембриджа. Ранее Эдвард Григ получил членство академии изящных искусств Франции, королевской академии Швеции и университета в Лейдене.


В 1905-м в печати появилась автобиографическая повесть Грига, названная «Мой первый успех». Читатели оценили еще один талант гения – литераторский. Легким слогом, с юмором Эдвард Григ описал жизненный путь и восхождение к творческому Олимпу.

Работал композитор до последних дней жизни. В 1907 году музыкант отправился на гастроли по городам Норвегии, Дании и Германии, оказавшиеся прощальными.

Личная жизнь

Окончив консерваторию, молодой музыкант отправился в Копенгаген. В столице Дании Эдвард Григ влюбился в двоюродную сестру, племянницу матери Нину Хагеруп. Последний раз он видел ее 8-летней девочкой, а в Копенгагене перед ним появилась юная красавица и певица с мелодичным и сильным голосом.


Родные и друзья были шокированы романом Эдварда и Нины, но на рождественские праздники в 1864 году Григ поступил, как счел нужным: предложил возлюбленной руку и сердце. Ни молва, ни близкое родство не стали преградой для скандального брака: Григ и Хагеруп поженились летом 1867 года. Не выдержав морального давления и сплетен, молодожены уехали в Осло. Спустя 2 года у них родилась дочь Александра.


Кажется, против этого брака ополчились и люди, и небо: через год Александра умерла от менингита. Смерть ребенка омрачила брак. Нина погрузилась в депрессию и замкнулась. Супругов связывала только концертная деятельность и творческие планы, но прежней близости не стало. Детей у Григов больше не было.

В 1883 году Нина ушла от Эдварда Грига, и композитор три месяца жил в одиночестве. Обострившаяся болезнь – плеврит, грозящий перерасти в туберкулез – примирила супругов. Хагеруп вернулась, чтобы ухаживать за мужем.


Чтобы поправить расшатанное здоровье Грига, супруги переехали в горную местность и построили виллу «Тролльхауген». В деревенской глуши, общаясь с рыбаками и лесорубами, гуляя по горам, композитор обрел покой.

Смерть

Весной 1907 Эдвард Григ отправился на гастроли по датским и немецким городам. Осенью вместе с Ниной собрался на музыкальный фестиваль в Британию. Супруги остановились в бергенском портовом отеле, ожидая корабль до английской столицы. В отеле композитор почувствовал недомогание, его срочно госпитализировали.


Умер музыкант 4 сентября. Кончина Эдварда Грига погрузила Норвегию в национальный траур. По завещанию Грига его прах нашел последний приют рядом с виллой, в скальной нише. Позже здесь похоронили Нину Хагеруп.


«Тролльхауген», где Эдвард Григ прожил последние 14 лет жизни, открыт для посещения туристов и поклонников таланта норвежского композитора. На вилле сохранились интерьер, скрипка, вещи музыканта. На стене, как и при жизни маэстро, висит шляпа. Рядом с усадьбой стоит рабочий домик, где Григ любил уединяться для работы, и его статуя в полный рост.

Дискография (произведения)

  • 1865 – Соната для фортепиано ми минор, оп. 7
  • 1865 – Соната № 1 для скрипки и фортепиано фа мажор, оп. 8
  • 1866 – «Осенью» для фортепиано в четыре руки
  • 1866-1901 – «Лирические пьесы», 10 сборников
  • 1867 – Соната № 2 для скрипки и фортепиано соль мажор, оп. 13
  • 1868 – Концерт для фортепиано с оркестром, оп. 16
  • 1875 – «Сигурд Крестоносец», оп. 22
  • 1875 – «Пер Гюнт», оп. 23
  • 1877-78 – Струнный квартет соль минор, оп. 27
  • 1881 – «Норвежские танцы» для фортепиано в четыре руки
  • 1882 – Соната для виолончели и фортепиано, оп. 36
  • 1886-87 – Соната № 3 для скрипки и фортепиано до минор, оп. 45
  • 1898 – Симфонические танцы, оп. 64

Григ Эдвард (1843-1907), норвежский композитор, пианист, дирижёр.

Родился 15 июня 1843 г. в Бергене в семье дипломата. Первой учительницей музыки для Эдварда стала мать, получившая хорошее музыкальное образование.

В 1858- 1862 гг. он обучался в Лейпцигской консерватории, а затем в 1863 г. стажировался в Копенгагене у датского композитора Н. Гаде. Здесь же Григ познакомился с Г. X. Андерсеном, на стихи которого написал несколько проникновенных романсов; знаменитый сказочник одним из первых оценил его самобытный талант.

Композитор решил идти по пути пропаганды национальной норвежской музыки. Он положил в основу своего творчества народные мотивы и стал поистине национальным композитором. Впервые шаг в этом направлении был сделан в фортепианной сонате (1865 г.).

Осенью 1866 г. Григ вернулся в Норвегию и поселился в Кристиании (ныне Осло).

Большое значение имела для него дружба с драматургом и поэтом Б. Бьёрнсоном. На его стихи Григ сочинял романсы, на сюжеты пьес Бьёрнсона написал оперу «Улаф Трюгвасон» (осталась неоконченной) и музыку к постановке «Сигурд Юрсальфар» (1872 г.).

В столице Норвегии Григ выступал и в качестве общественного деятеля - в 1871 г. он основал
Музыкальное общество (ныне Филармоническое общество) и Музыкальную академию, которая явилась первым профессиональным музыкальным учебным заведением в Норвегии. К сожалению, через два года академия была закрыта из-за финансовых трудностей.

В 1868 г. Григ создал одно из самых вдохновенных произведений - фортепианный концерт, который называли даже гимном Норвегии.

В 1872 г. композитора избрали членом Шведской музыкальной академии.

Спустя два года он переехал в родной Берген. Здесь была написана музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» (1876 г., позднее переработана в две сюиты, 1888 и 1896 гг.). Григ считал это произведение «слишком норвежским», однако именно оно принесло ему мировую славу.

В 1889 г. Григ стал членом Французской академии изящных искусств, в 1893 г. - почётным доктором Кембриджского университета, а в 1906 г. - Оксфордского.

С 1885 г. он постоянно жил на своей вилле Трольхау-ген (Долина троллей) недалеко от Бергена на берегу фьорда.

Детская музыкальная школа № 2

Реферат на тему:

“Жизнь и творчество Э. Грига”

Выполнила: ученица 8 класса

Литвиненко Марина

Тюмень, 2003г.

1.Введение.

2.Жизненный и творческий путь:

2.1. Детство и годы учения;

2.2. Жизнь в Копенгагене;

2.3. Музыкально-просветительская и творческая деятельность Грига в годы жизни в Кристиании;

2.4. Европейское признание Грига. Широкая концертная деятельность композитора;

2.5. Произведения второй половины 70-80-х годов;

2.6. Последний период творчества.

3.Характеристика творчества:

3.1. Общая характеристика;

3.2. Лирические пьесы;

3.3. Фортепианный концерт;

3.4. Романсы и песни;

3.5. “Пер Гюнт”.

1.Введение.

Творчество Эдварда Грига формировалось в годы об­щественного и культурного подъема Норвегии. Страна, в те­чение нескольких веков находившаяся в подчинении у Дании (XIV-XVIII века) и Швеции (XIX век), Норвегия была скована в своем развитии, как экономическом, так и куль­турном. С середины XIX века начинается период подъема экономической жизни, период роста национального самосоз­нания и расцвета национально-культурных сил страны. Раз­вивается национальная литература, живопись, музыка. Ли­тература Норвегии, представленная прежде всего творчест­вом Г. Ибсена, переживает во второй половине века “такой подъем, каким не может похвалиться за этот период ни одна страна, кроме России”. Норвежская литература развивается в условиях восстановления прав норвежского языка, который ранее не признавался ни в качестве литературного, ни в ка­честве официального государственного языка. В это время за­кладываются основы театральной и концертной жизни страны. В 1850 году в Бергене при содействии скрипача Уле Булля открывается Национальный норвежский театр. Рабо­ту театров Норвегии возглавляют крупнейшие драматурги Ибсен и Бьернсон. К середине XIX века относится также начало систематической концертной жизни в столице Норве­гии Кристиании.

В музыкальной жизни Норвегии наблюдается много явлений, свидетельствующих об общем подъеме национальной музыкальной культуры. В Европе было широко признано ис­кусство замечательного скрипача Уле Булля. Плоды деятельности Булля, который “первым... подчеркнул значение норвежской народной песни для национальной музыки” (Григ), были очень значитель- ными для Норвегии. Начиная с середины XIX века собирание, изучение и обработка бога­тейшей народной музыки Норвегии становится делом мно­гих музыкантов. Выдвигается ряд националь- ных композито­ров, творчество которых отмечено стремлением приблизить профессиональную музыку к народной. Это X. Хьерульф (1815-1868) -создатель норвежской художественной песни, романса, Р. Нурдрок (1842-1866)-автор национального гимна Норвегии, И. Свенсен (1840-1911) - известный уже в то время в Европе своими симфониями, камерными ансамб­лями, концертами.

Григ-первый классик норвежской музыки, композитор, поставивший музыкальную культуру Норвегии в ряд с пере­довыми национальными школами Европы. Содержание твор­чества Грига тесно связано с жизнью норвежского народа, с разными сторонами его быта, с образами родной природы. Григ “искренне и задушевно поведал в своих сочинениях все­му миру про жизнь, быт, думы, радости и скорби Норве­гии”.

Яркая самобытность стиля Грига кроется в своеобразии звучания народной норвежской музыки. “Я почерпнул бога­тые сокровища народных напевов моей родины, и из этого клада, являющегося непочатым источником норвежского духа, я пытался создать норвежское искусство”.


2.Жизненный и творческий путь.

2.1.Детство и годы учения.

Эдвард Григ родился 15 июня 1843 года в Бергене, крупном приморском городе Норвегии. Отец Грига, по происхождению шотландец, занимал должность британского консула. Мать Грига, норвежка, была хорошей пианисткой, она нередко выступала в Бергене с концертами. В семье Григов царило горячее увлечение музыкой. Это способствовало пробуждению у мальчика интереса к музыке. Мать Грига была его первой учительницей. Ей он обязан начальными навыка­ми фортепианной игры. От матери Григ унаследовал любовь к Моцарту: творчество Моцарта всегда было для Грига ис­точником радости и высоким образцом глубины содержания и красоты формы. Наконец, мать воспитала в Григе ту волю к труду, которая всегда соединялась у него с непосредст- вен­ностью вдохновения. К детским годам относятся первые опыты сочинения му­зыки. Композитор рассказывает, что уже в детстве его занимала красота созвучий, гармоний. В возрасте двенадцати лет Григ написал свое первое сочинение-вариации на не­мецкую тему для фортепиано. В жизни Грига огромную роль сыграл замечательный скрипач, “норвежский Паганини” - Уле Булль. Трудно ска­зать, как сложилась бы судьба Грига-музыканта, если бы не ­настоятельный совет Булля дать мальчику консерваторское образование.

В 1858 году, по окончании школы, Григ едет в Лейпциг. Начинается период учения Грига в Лейпцигской консерва­тории. В 50-е годы эта первая в Германии консерватория утеряла творческую атмосферу, царившую здесь при жизни ее основа­теля Ф. Мендельсона. Вспоминая годы учения в Лейпциге, Григ рассказывает об отрицательных сторонах консерватор­ского преподавания - о явлениях рутины, бессистемности за­нятий. Вопреки этому пребывание в Лейпциге явилось важным этапом в формировании Грига-музыканта. Он занимается здесь у известного пианиста И. Мошелеса, воспитывавшего у учеников понимание музыкальной классики и особенно Бет­ховена. О другом своем педагоге - пианисте Э. Венцеле - Григ вспоминает, как о талантливом музыканте и друге Шумана. Григ занимается у известного тогда теоретика М. Гауптмана, высокообразованного музыканта и чуткого педагога: “... он олицетворял для меня противоположность всякой схоластике. Для него правило было не чем-то само­довлеющим, но являлось выражением законов самой при­роды”.

Наконец, в формировании Грига большую роль сыграла музыкальная культура Лейпцига - города, в котором жили Бах, Мендельсон, Шуман. Концертная жизнь здесь была ин­тенсивной. “Я мог в Лейпциге слушать много хорошей, в осо­бенности камерной и оркестровой, музыки”, - вспоминает Григ. Лейпциг раскрыл перед ним огромный мир музыки. Это был период ярких и сильных, глубоких музыкальных впечатлений, сознательного и жадного изучения музыкаль­ной классики. В 1862 году Григ окончил консерваторию. По отзывам профессоров, в годы учения он проявил себя, как “в высшей степени значительный музыкальный талант, особенно в области композиции, а также как незаурядный “пианист со свойственной ему продуманной и полной выразительности манерой исполнения”.

2.2.Жизнь в Копенгагене.

Европейски образованный музы­кант, Григ возвращается в Берген с горячим желанием ра­ботать на родине. Однако пребывание Грига в родном городе на этот раз было недолгим. Талант молодого музыканта не мог совершенствоваться в условиях слабо развитой музы­кальной культуры Бергена. В 1863 году Григ едет в Копен­гаген - центр музыкальной жизни тогдашней Скандинавии.

Годы, проведенные здесь, отмечены многими событиями, важными для творческой жизни Грига. Прежде всего, Григ близко соприкасается со скандинавской литературой, искус­ством. Он знакомится с видными ее представителями, напри­мер, со знаменитым поэтом и сказочником Хансом Кристиа­ном Андерсеном. Это вовлекает композитора в русло близкой ему национальной культуры. Григ пишет песни на тексты датчанина Андерсена, норвежского поэта-романтика Андреаса Мунка.

В Копенгагене Григ нашел замечательного интерпретатора своих произведений, певицу Нину Хагеруп, ставшую вскоре его женой. Творческое содружество Эдварда и Нины Григ продолжалось в течение всей их совместной жизни. Тонкость, артистизм, с которыми певица исполняла песни и романсы Грига, были тем высоким критерием их художественного во­площения, которое всегда имел в виду композитор, создавая свои вокальные миниатюры.

Желание совершенствовать композиторское мастерство привело Грига к знаменитому датскому композитору Нильсу Гаде. Высокоэрудированный и разносторонний музыкант (органист, педагог, руководитель концертного общества), Гаде был главой скандинавской школы композиторов. Григ пользовался советами Гаде. Одобрение, с которым Гаде встречал каждое новое произведение Грига, было опорой для молодого композитора. Однако Гаде не поддерживал те твор­ческие поиски Грига, которые вели к созданию национального музыкального стиля. В общении с Гаде для Грига лишь отчетливее вырисовываются его собственные устремления, как норвежского национального композитора. Огромное значение для Грига имела в те годы его встреча с молодым норвежским композитором Рикардом Нурдроком. Горячий патриот, умный и энергичный человек, Нурдрок рано достиг ясного осознания своих задач как борца за норвеж­скую национальную музыку. В общении с Нурдроком окрепли и оформились эстетические взгляды Грига. Он так писал об этом: “У меня точно глаза раскрылись! Я внезапно постиг всю глубину, всю ширину и мощь тех далеких перспектив, о которых не имел до того понятия; тут лишь я понял величие норвежского народного творчества и собственное мое призва­ние и натуру”.

Стремление молодых композиторов к развитию националь­ной музыки выражалось не только в их творчестве, в связи их музыки с народной, но и в пропаганде норвежской му­зыки. В 1864 году в содружестве с датскими музыкантами Григ и Нурдрок организовали музыкальное общество “Евтерпа”, которое должно было знакомить публику с произ­ведениями композиторов Скандинавии. Это было началом той большой музыкально-общественной, просветительской деятельности, которая красной нитью проходит через всю жизнь Грига.

В годы жизни в Копенгагене (1863-1866) Григ написал много музыки: “Поэтические картинки” и “Юморески”, со­нату для фортепиано и первую скрипичную сонату, песни. С каждым новым произведением яснее вырисовывается облик Грига как композитора норвежца.