Гранин даниил александрович биография интересные факты. Гранин: неизвестная биография

В реанимации одной из клиник Санкт-Петербурга на 99-м году жизни скончался известный советский и русский писатель, киносценарист и общественный деятель Даниил Гранин.

Последние несколько дней Гранин находился в реанимации одной из больниц Питера и был подключен к аппарату искусственной вентиляции легких.

В начале июня 2017-го Гранин получил из рук президента Путина премию за «выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности».

Даниил Гранин - Участник Великой Отечественной войны. Герой Социалистического Труда (1989). Лауреат Государственной премии СССР (1976), Государственной премии РФ (2001, 2016) и премии Президента РФ (1998). Почётный гражданин Санкт-Петербурга (2005).

Его романы «Искатели», «Иду на грозу», «Зубр», «Эта странная жизнь», «Страх», «Мой лейтенант» и другие стали настольными книгами нескольких читающих поколений.

Даниил Александрович Гранин (настоящая фамилия - Герман) родился 1 января 1919 года в селе Волынь Курской губернии в семье лесника Александра Даниловича Германа и Анны Бакировны.

В 1940 году окончил электромеханический факультет Ленинградского политехнического института, работал инженером на Кировском заводе. На Кировском заводе Гранин был заместителем секретаря комитета ВЛКСМ. Оттуда в звании старшего политрука ушёл на фронт в составе дивизии народного ополчения, воевал на Лужском рубеже, затем на Пулковских высотах, на фронте в 1942 году вступил в ВКП(б). Служил комиссаром 2-го отдельного ремонтно-восстановительного батальона.

Затем был откомандирован в Ульяновское танковое училище, воевал в танковых войсках, последняя должность на фронте - командир роты тяжёлых танков.

В наградном листе написано, что Гранин участвовал в боях под Псковом в 1941 году и был дважды ранен.

С 1945 по 1950 год работал в Ленэнерго и научно-исследовательском институте. В дальнейшем - профессиональный литератор. Секретарь, с 1965 года второй секретарь, в 1967-1971 годах первый секретарь Ленинградского отделения СП РСФСР.

Печататься начал в 1949 году. Основное направление и тема произведений Гранина - реализм и поэзия научно-технического творчества - здесь сказывается техническое образование Гранина, практически все его произведения посвящены научным изысканиям, поиску, борьбе между ищущими, принципиальными учёными и людьми недаровитыми, карьеристами, бюрократами.

В качестве одного из руководителей ленинградской писательской организации лично ответственен за осуждение на судебном процессе 1964 года.

Первые книги Даниила Гранина - повести "Спор через океан" (1950), "Ярослав Домбровский" (1951) и сборник очерков о строителях Куйбышевской ГЭС "Новые друзья" (1952). Первый роман "Искатели", принесший писателю известность, был опубликован в 1955 году.

В своей прозе Гранин умело совмещал две жанровые структуры: социально-бытовую беллетристику и документально-художественное повествование, с объединяющей сквозной темой: ученые, изобретатели в современном мире, их нравственный кодекс и традиции гражданского поведения. Гранин последовательно исследовал эту тему в романах ("Искатели", 1954; "После свадьбы", 1958; "Иду на грозу", 1962), в повестях и рассказах ("Собственное мнение", 1956; "Место для памятника", 1969; "Кто-то должен", 1970; "Неизвестный человек", 1989), в документально-художественных произведениях, где наряду с историческими сюжетами ("Размышления перед портретом, которого нет", 1968; "Повесть об одном ученом и одном императоре", 1971) важное место занимают биографические повести о биологе Александре Любищеве ("Эта странная жизнь", 1974), о физике Игоре Курчатове ("Выбор цели", 1975), о генетике Николае Тимофееве-Ресовском ("Зубр", 1987).

Новые грани таланта писателя раскрылись в романе "Бегство в Россию" (1994), рассказывающем о жизни ученых в ключе не только документального и философско-публицистического, но и авантюрно-детективного повествования.

Еще одной важной темой для Гранина является война. Наиболее полно антивоенная проза была представлена в сборнике "Еще заметен след" (1985) и "Блокадной книге" (1979, в соавторстве с Алесем Адамовичем), рассказывающей на документальном материале о героическом 900-дневном сопротивлении Ленинграда вражеской блокаде.

Тяготение к документальности проявилось в многочисленных очерково-дневниковых сочинениях Гранина, в том числе в посвященных впечатлениям от поездок в Германию, Англию, Австралию, Японию, Францию и другие страны книгах "Неожиданное утро" (1962), "Примечания к путеводителю" (1967), "Сад камней" (1972) и др.

Гранину принадлежат эссе о Пушкине ("Два лика", 1968; "Священный дар", 1971; "Отец и дочь", 1982), Достоевском ("Тринадцать ступенек", 1966), Льве Толстом ("Герой, которого он любил всеми силами своей души", 1978) и других русских классиках.

Все произведения писателя последних лет написаны в жанре мемуаров - "Причуды моей памяти" (2009), "Всё было не совсем так" (2010), романы "Мой лейтенант" (2011) и "Заговор" (2012).

В январе 2013 года пятитысячным тиражом была переиздана "Блокадная книга" Даниила Гранина. В нее вошли фотографии из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга, фотографии из личного архива Гранина в Центральном государственном архиве литературы и искусства Петербурга. В книге также впервые показаны фрагменты верстки журнала "Новый мир" с главами, подвергнутыми цензуре.

Книга Гранина "Человек не отсюда", выпущенная к 95-летнему юбилею писателя объединила автобиографию, мемуары, размышления на философские темы и интересные истории из жизни.

Герои произведений Гранина нашли свое воплощение в кино. По его сценариям или при его участии сняты киноленты на "Ленфильме": "Искатели" (1957, режиссер Михаил Шапиро), "После свадьбы" (1963, режиссер Михаил Ершов), "Иду на грозу" (1965, режиссер Сергей Микаэлян), "Первый посетитель" (1966, режиссер Леонид Квинихидзе); на "Мосфильме" - "Выбор цели" (1976, режиссер Игорь Таланкин). Телевидение экранизировало "Однофамильца" (1978) и "Дождь в чужом городе" (1979).

Избирался народным депутатом СССР (1989-1991). В 1993 году подписал «Письмо сорока двух» к Ельцину, в котором поддерживался разгон Верховного Совета и применение силы против депутатов.

Был членом редакционной коллегии журнала «Роман-газета». Был инициатором создания ленинградского общества «Милосердие». Президент Общества друзей Российской национальной библиотеки; председатель правления Международного благотворительного фонда им. Д. С. Лихачёва. Член Всемирного клуба петербуржцев.

В возрасте 95 лет выступил в немецком Бундестаге перед депутатами и канцлером о блокаде Ленинграда и войне.

27 ноября 2012 года Даниил Гранин был удостоен специального приза национальной ежегодной премии "Большая книга" с формулировкой "За честь и достоинство". Кроме того, он стал главным лауреатом премии "Большая книга" за роман "Мой лейтенант", повествующий о Великой Отечественной войне.

Именем Гранина названа малая планета Солнечной системы №3120.

Личная жизнь Даниила Гранина:

Был женат. Супруга - Римма Майорова (скончалась в 2004 году). У пары в 1945 году родилась дочь Марина.

Библиография Даниила Гранина:

1950 - «Победа инженера Корсакова»
1950 - «Спор через океан»
1951 - «Ярослав Домбровский»
1952 - «Новые друзья»
1955 - «Искатели» (роман)
1955 - «Собственное мнение» (повесть-притча)
1958 - «В нашем городе» (фотоочерк)
1959 - «После свадьбы» (роман)
1962 - «Иду на грозу» (роман)
1962 - «Неожиданное утро»
1962 - «Остров молодых» (рассказы о Кубе)
1965 - «Генерал коммуны»
1966 - «Месяц вверх ногами»
1967 - «Примечания к путеводителю»
1967 - «Наш комбат» (повесть о войне)
1970 - «Кто-то должен» (повесть об учёных и их моральном выборе)
1970 - «Неожиданное утро» (очерки)
1972 - «Сад камней» (сборник)
1973 - «До поезда оставалось три часа»
1974 - «Эта странная жизнь» (документальная биографическая повесть об А. А. Любищеве)
1974 - «Прекрасная Ута»
1974 - «Однофамилец» (повесть)
1975 - «Выбор цели» (повесть)
1977 - «Клавдия Вилор» (документальная проза)
1977 - «Дождь в чужом городе»
1978 - «Обратный билет» (повести)
1979 - «Повести»
1980 - «Картина» (роман)
1982 - «Место для памятника»
1983 - «Два крыла» (публицистика)
1984 - «Тринадцать ступенек» (сборник)
1985 - «Ещё заметен след»
1985 - «Река времён»
1986 - «Выбор цели»
1986 - «Ленинградский каталог»
1987 - «Зубр» (документальный биографический роман о Н. В. Тимофееве-Ресовском)
1987 - «Неожиданное утро»
1988 - «О наболевшем»
1988 - «Милосердие»
1988 - «Чужой дневник»
1989 - «Точка опоры»
1989 - «Наш комбат»
1990 - «Наш дорогой Роман Авдеевич» (сатира на Григория Романова)
1990 - «Повесть об одном учёном и одном императоре»
1991 - «Запретная глава»
1995 - «Бегство в Россию» (документальное повествование о Джоэле Баре и Альфреде Саранте)
1995 - «Страх» (эссе)
1995 - «Оборванный след» (повесть)
1997 - «Вечера с Петром Великим» (исторический роман)
2004 - «Жизнь не переделать»
2007 - «Священный дар»
2009 - «Причуды моей памяти» (воспоминания)
2009 - «Всё было не совсем так» (размышления)
2009 - «Мой лейтенант» (роман)
2010 - «Три любви Петра Великого»
2012 - «Заговор»
2013 - «Два лика»
2014 - «Человек не отсюда»

Экранизации (сценарии) Даниила Гранина:

1956 - Искатели
1962 - После свадьбы
1965 - Иду на грозу
1965 - Первый посетитель
1974 - Выбор цели
1978 - Однофамилец
1979 - Дождь в чужом городе
1985 - Картина
1985 - Кто-то должен...
1987 - Поражение
2009 - Читаем «Блокадную книгу»
2011 - Пётр Первый. Завещание

Личное дело

Даниил Александрович Гранин (настоящая фамилия Герман, 1919—2017) родился в селе Волынь Курской губернии, в семье лесника. Когда ему было семь лет, вместе с матерью переехал в Ленинград.

«Матери-горожанке, моднице, молодой, красивой, не сиделось в деревне, — писал Гранин в автобиографии. — Это я понимаю теперь, задним числом, разбираясь в их ночных шепотных спорах. А тогда все принималось как благо: и переезд в Ленинград, и городская школа, наезды отца с корзинками брусники, с лепешками, с деревенским топленым маслом. А все лето — у него в лесу, в леспромхозе, зимою — в городе. …Потом все разрешилось другими обстоятельствами — отца послали в Сибирь, куда-то под Бийск, а мы с тех пор стали ленинградцами».

Гранин учился в 15-й школе на Моховой улице в центре Ленинграда, где «оставалось еще несколько преподавателей бывшего здесь до революции Тенишевского училища — одной из лучших русских гимназий». В 1935 году окончил школу, полгода проработал шофером, затем поступил в Ленинградский электротехнический институт. Последние два года доучивался на электротехническом факультете в Ленинградском политехническом институте (в предыдущем вузе его специальность упразднили).

Получив диплом инженера-электрика на гидроэлектрических станциях, в 1940 году пошел работать на Кировский завод, где стал старшим инженером и заместителем секретаря комитета комсомола.

В 1941 году ушел на фронт добровольцем в составе заводского народного ополчения. Воевал на Ленинградском и Прибалтийском фронтах, закончил войну в Восточной Пруссии командиром танковой роты.

«Если пометить, как на мишени, все просвистевшие вокруг пули, осколки, все мины, бомбы, снаряды, то с какой заколдованной четкостью вырисовывалась бы в пробитом воздухе моя уцелевшая фигура. Существование свое долго еще после войны считал я чудом и доставшуюся послевоенную жизнь бесценным подарком. На войне я научился ненавидеть, убивать, мстить, быть жестоким и еще многому другому, чего не нужно человеку. Но война учила и братству, и любви. Тот парень, каким я пошел на войну, после этих четырех лет казался мне мальчиком, с которым у меня осталось мало общего. Впрочем, и тот, который вернулся с войны, сегодня тоже мне бы не понравился. Так же, как и я ему», — писал Гранин в своей автобиографии в 1980-м.

После войны работал начальником районной кабельной сети в Ленэнерго, участвовал в восстановлении энергоснабжения Ленинграда. Учился в аспирантуре Ленинградского политеха, опубликовал несколько статей по электротехнике.

Впервые Гранин стал публиковать художественную прозу еще в 1930-х: в 1937 году в журнале «Резец» были напечатаны его первые рассказы «Возвращение Рульяка» и «Родина», посвященные Парижской коммуне. Сам он связывал начало профессиональной литературной работы с публикацией рассказа об аспирантах «Вариант второй» (журнал «Звезда», 1949).

По его словам, этот рассказ был «замечен критикой, расхвален, и я решил, что отныне так и пойдет, так и положено: я буду писать, меня сразу будут печатать, хвалить, славить и т. п. К счастью, следующая же повесть "Спор через океан", напечатанная в той же "Звезде", была жестоко раскритикована. Не за художественное несовершенство, что было бы справедливо, а за "преклонение перед Западом", которого в ней как раз и не было».

В 1950-х вышли первые книги писателя — повести «Спор через океан» и «Ярослав Домбровский», сборник очерков о строителях Куйбышевской ГЭС «Новые друзья» и роман «Искатели» (1955). Последний принес Гранину известность и лег в основу одноименного фильма 1956 года. Главным героем произведения был ученый, борющийся с бюрократией.

Судьбам деятелей науки посвящены и другие произведения писателя, среди которых романы «После свадьбы» (1958), «Иду на грозу» (1962); биографии биолога Александра Любищева («Эта странная жизнь», 1974), физика Игоря Курчатова («Выбор цели», 1975) и генетика Николая Тимофеева-Ресовского («Зубр», 1987).

«Я писал об инженерах, научных работниках, ученых, о научном творчестве, это была моя тема, мои друзья, мое окружение, — говорил Гранин в автобиографии. — Мне не надо было изучать материал, ездить в творческие командировки. Я любил этих людей — моих героев, хотя жизнь их была небогата событиями».

Еще одной важной для писателя темой стала война. В 1968 году вышла повесть Гранина «Наш комбат», в 1976-м — «Клавдия Вилор» о жизни военнопленной. В 1977—1981 годах Гранин в соавторстве с белорусским писателем Алесем Адамовичем написал «Блокадную книгу» — документальную хронику жизни Ленинграда во время войны. С купюрами она была опубликована в «Новом мире» в 1977 году, полностью — в 1984-м, и с тех пор не раз переиздавалась. В последний раз Гранин представлял новое издание книги в 2013 году.

К военной прозе Гранина относится и роман «Мой лейтенант» (2011), за который писатель получил литературную премию «Большая книга».

Произведения последних лет написаны в жанре мемуаров. Помимо «Моего лейтенанта» это «Причуды моей памяти» (2009), «Все было не совсем так» (2010) и «Заговор» (2012).

Долгое время Гранин занимался общественной деятельностью, избирался членом правления и секретарем Союза писателей РСФСР и СССР, в 1989—1991 годах был народным депутатом СССР. Стоял у истоков создания ленинградского общества «Милосердие», возглавлял правление благотворительного фонда имени Д. С. Лихачева, был одним из инициаторов создания Русского ПЕН-центра.

Даниил Гранин

Чем знаменит

Классик русской литературы, известный своими романами об ученых и изобретателях («Искатели», «Иду на грозу», «Зубр»), мемуарами и военной прозой. Главным же произведением Гранина считается написанная в соавторстве с Алесем Адамовичем «Блокадная книга» — интервью с 200 ленинградцами, пережившими блокаду, их дневниковые записи, размышления авторов. Книга стала своеобразным памятником всем блокадникам.

Гранин был также заметным общественником, входил в правление Союза писателей РСФСР и СССР, был одним из инициаторов создания Русского ПЕН-центра в 1989 году, на излете перестройки был народным депутатом СССР. Был одним из инициаторов создания ленинградского общества «Милосердие». Возглавлял Общество друзей Российской национальной библиотеки и правление Международного благотворительного фонда им. Д. С. Лихачева.

О чем надо знать

В 2014 году в биографии Гранина нашли нестыковки . Сам писатель не раз отмечал, что ушел на фронт рядовым с дивизией народного ополчения.

Литературный критик Михаил Золотоносов подверг эти данные сомнению. Он нашел документы, согласно которым Гранин ушел на войну в должности старшего политрука, то есть, по словам критика, был офицером со званием капитана.

Ушла из жизни ещё одна фальшивка брежневско-горбачёвского разлива. Начав свою писательскую деятельность в 1950 году повестью о научном превосходстве сталинского СССР над США - "Победа инженера Корсакова", власовский перевёртыш дорос в 1991 г. до трансцендентального эссе "Страх" - о преодолении совковой личностью страха перед тоталитарным коммунизмом.

Кем же на самом деле был Даниил Александрович Герман? Зачем и когда сменил настоящую фамилию на псевдоним? Каковыми в реальности были трудовой, военный, литературный пути популяризатора научных достижений СССР, агитатора-пропагандиста окопной правды, певца европейских ценностей в лице Маннергейма и Власова?

Реальные документы, по которым можно проследить его жизненный путь, отсутствуют. И это при том, что в сталинском СССР делопроизводство, как и другие сферы деятельности государственного строительства, были подняты на научную высоту.

"Родился 1 января 1919 г. в посёлке Волынь (ныне Курская область), по другим данным — в Саратовской области, в семье лесника Александра Даниловича Германа и его жены Анны Бакировны.

Каким образом Герман оказался за 1 500 км от родного очага загадка. Что случилось с семьёй лесника неизвестно. Известно, что с 1935 по 1940 года (17- 21 год) он учился в Ленинградском политтехническом институте. Во всех военных документах проходил ещё как Герман.
Срочную службу в РККА по закону о всеобщей воинской обязанности не проходил. По окончании электромеханического факультета был направлен на Кировский завод инженером.

В "Алфавитной карточке" студента Германа Д. (ЛД-1, без пагинации), в графе национальность значилось "еврей".
В наградном листе от 1942 года - "украинец". https://litrossia.ru/archive/item/7225-oldarchive

Секретарствовал Гранин Д. А. на литпоприще уже как "русский".

На Кировском заводе инженер Гранин за год выдвинулся в зам. секретаря комитета ВЛКСМ завода. С началом Великой Отечественной завод перешёл на военный режим - бронь рабочим от призыва в действующую армию, усиленный продовольственный паёк.

Википедия указывает на участие Гранина в обороне Лужского рубежа (8-13 августа 1941 г.) и в сражениях за Пулковские высоты (13 -23 сентября 1941 г.) в составе дивизии народного ополчения. Действительно три дивизии народного ополчения по 10 000 л/с формировались с 29 июня 1941 г. в Ленингардском военном округе. В обороне Лужского рубежа участвовала 1-я. Пулковские высоты защищала 2-я. Мог ли гражданин Гранин одновременно числиться в разных в/ч?

Среди многочисленных фото Гранина (в центре) удалось обнаружить лишь 3 из периода Великой Отечественной. Эта сделана до января 1943 г., когда РККА перешла на новую форму. Отсутствуют какие-либо награды.

Более того, некие документы говорят об участии Гранина в боях под Псковом в 1941 году - 3-8 июля 1941 г., где он был дважды ранен! Но под Псковом не было дивизий народного ополчения!! Они были сформированы только к началу августа 1941 г.!!! Т.о. имеем дважды раненного под Псковом Гранина, принявшего участие в сражениях 8-13 августа на Лужском рубеже и 13-23 сентября за Пулковские высоты. Маловато будет!!!

Последующий воинский путь описывается так - "на фронте в 1942 г. вступил в ВКП(б). Затем был откомандирован в Ульяновское танковое училище, воевал в танковых войсках, последняя должность на фронте — командир роты тяжёлых танков". Ульяновск находится в 1 600 км от Ленинграда.

Известно, что Гранин был старшим политруком, а затем комиссаром 2-го отдельного ремонтно-восстановительного батальона. "Батальон был сформирован только 2 мая 1942г.. Сведений о службе командиром танковой роты и награждениях орденами Красного Знамени и Отечественной войны 1 степени в ходе боевых действий не подтверждаются".

Фото после января 1943 г. Медаль "За оборону Ленинграда"(учреждена 22 декабря 1942 г.) и орден Красной звезды, о награждении которым вообще нигде не идёт разговора. Орден Красной звезды номерной.

Обнаружить оригинал фотографии, откуда сделана вырезка, не удалось. Случаи фотографирования с чужими наградами, чтобы форсануть перед родными и близкими, были довольно распространены. Использование таких фото, чтобы претендовать на реальные награды в мирное время, каралось по закону.

Встаёт вопрос - каким образом он мог быть свидетелем блокады Ленинграда, если с начала июля по конец сентября 1941 г. мотался по фронтам, а в октябре 1941 г., после двух июльских ранений(!!!), был отправлен на переподготовку в Ульяновское танковое училище. Какой степени тяжести были ранения в начале июля, позволившие принять участие в боях 8-13 августа и 13-23 сентября??? И были ли они вообще... Сведений на этот счёт из военных госпиталей не имеется.

Информация о военном пути обрывается 2 мая 1942 г. Военную историю 2-го отдельного ремонтно-восстановительного батальона я не прослеживал. Но, точно знаю, на его пути были и освобождения крупных городов Советской Отчизны и взятие вражеских столиц Европы Третьего Рейха. В ознаменование этих славных побед были отлиты медали "за взятие..." и "за освобождение..." Ни одной из них Д. А. Гранин награждён не был.
Точно известно, что в годы войны старший политрук Гранин вступил в ряды ВКП(б).

ВЫВОД: Анализ биографии и личных воспоминаний позволяет утверждать, что на передовой, как и в блокадном Ленинграде, он не был. Эта часть жизни Германа/Гранина полностью сфальсифицирована.

С 1945 по 1950 года работал в Ленэнерго и научно-исследовательском институте.
В дальнейшем — профессиональный литератор. Поскольку литературного института им. Горького не оканчивал, мы можем с полным основанием назвать Гранина писателем самородком. Если точнее - популяризатором советской науки. Ещё точнее - лектором общества "Знание", получившим по странному стечению обстоятельств возможность всесоюзного книгоиздания.

Чисто художественных романа три - «Искатели» (1954), «После свадьбы» (1958), «Иду на грозу» (1962). Тексты достаточно убогие, а от того легко трансформируемые в спектакли, киносценарии, детские утренники, радиопостановки.
В 1987 г. выпустил биографичекий роман "Зубр", посвящённый сотруднику СС Н. В. Тимофееву-Ресовскому. Ода "великому учёному биологу", принявшему личное предложение Гимлера поучаствовать в выведении арийской расы, пошла на ура в горбачёвский период. Номенклатурной верхушке КПСС срочно требовались предатели и коллаборационисты. Страну ускоренно вели к уничтожению.

С тремя полноформатными худ.произведениям Гранин выбивается в секретари - 1962, вторые секретари - 1965, первые секретари 1967-71 Ле-нин-град-ско-го от-де-ле-ния СП РСФСР. Столь стремительное движение по бюрократической лестнице оставляло немного времени на истинное творчество. От оригинального творчества отрывала необходимость сценарной обработки собственных текстов для кино- и театрального репертуара. Жаден был Даниил Александрович, рубил капусту до последнего.

Мл. политрук(лейтенант) Гранин
Много времени уходило на доносы на возможных конкурентов литературного поприща. Одним из них оказался Иосиф Бродский. Именно за действенную помощь в раскрытии истинного лица тунеядца-антисоветчика и уголовном осуждении будущего нобелианта на судебном процессе 1964 года, Д. А. Гранин получил в 1965 г. должность второго секретаря Ле-нин-град-ско-го от-де-ле-ния СП РСФСР. Вместе с должностью 3 000 руб. оклада + социальные бонусы самого широкого спектра.

То, к чему Гранины/Германы призывали в 1993 году, полностью воплотилось на Украине в 2014 году.

ТАК ВОТ ОН КАКОЙ - СЕВЕРНЫЙ ОЛЕНЬ!

В возрасте 95 лет в 2014 г. выступил в немецком Бундестаге перед депутатами и канцлером с покаянием перед великим немецким народом за разгром РККА/ВС СССР Европы Третьего Рейха и принуждению Гитлера к самоубийству. Умер 4 июля 2017 года в Санкт-Петербурге в 98-летнем возрасте.

p.s. Ныне произведения Гранина включены в школьные программы по литературе. В условиях керенско-власовской России демократического выбора - прямая дорога к забвению. Вы можете представить подрастающее поколение старт-аперов и менагеров, потрясённых перипетиями производственных романов, изложенных шершавым языком политрука?
Это говорит о многом, когда изымаются Горький, Маяковский, Николай Островский, как впрочем и Александр, а на их место приходят Гранины, Алексиевич и россыпь весёлых рассказов о детской гомопедерастии г-жи Улицкой.
В СССР наиболее популярные романы Гранина не достигали тиража и 30 000 экз. Это при том, что детский писатель Носов издавался 3-х миллиоными. Госрегулирование не исключало рыночной оценки качества литературного труда благодарными читателями.
Отсутствуют и литературные исследования особенностей стиля и языка Гранина. Нечего исследовать. В документах военной поры в графе национальность у Германа/Гранина значилось - "украинец".

p.s.s. фальсификация биографии Гранина/Германа была куда более изощрённой -
Кто же ты, тварь - Гранин или Герман? http://norg-norg.livejournal.com/302950.html

ВЫВОДЫ;
Кем же был Герман/Гарин Д. А.? Банальным дезертиром по жизни. Некоторые по 20-30 лет скрывались от правосудия советского народа в подвалах и под краватями родителей. Этот бесконечно перелицовывал собственную биографию, политические взгляды, социальное поведение.
Знает ли Путин, кого награждает высшими знаками отличия России? Если нет - грошь ему цена. Если да - какие герои, такова и Россия, и Путин.



писатель Гранин обсуждает с послом США Тефтом идею эпохального романа "Грантам быть!"

Даниил Гранин: Кто-то смиряется, что есть вещи, которые непостижимы. А кто-то мучается, стремясь постичь, в чем смысл жизни. Фото: Юрий Белинский / ТАСС

"Я прочел воспоминания Альберта Шпеера, где он не постеснялся рассказать о своей дружбе с Гитлером. В его строчках проглядывает сочувствие к вождю Третьего рейха. С одной стороны, я понимаю признательность Шпеера по отношению к Гитлеру в начале его карьеры - фюрер дал ему возможность стать главным архитектором Рейха...

Но ведь потом, когда Шпеер стал министром вооружения Германии, его подземные заводы изготавливали не только вооружение, но и газовые камеры. Он же не мог этого не знать. Он видел наших пленных, которые работали на этих заводах в тяжелейших условиях. Но...

Двадцать лет сидел Шпеер в Шпандау. За это время многое изменилось в Германии. Страна прошла денацификацию, Гитлер был признан человеком, ввергнувшим свою страну в беду. Но, несмотря ни на что, Шпеер ничего не переоценивает - он по-прежнему верен своему вождю и спустя 20 лет после окончания Второй мировой войны...

Мы побороли идеализм и относимся к жизни прагматично, корыстно. Даже в церковь люди просят приходить. Мы не благодарим за чудо природы, за чудо жизни

Всего этого я понять не могу. Могу признать: Шпеер был действительно талантливым архитектором. И поэтому неизбежно вновь возникает пушкинский вопрос: как талант совмещается со злодейством?".

О Сталине и миллионах

"... Но у меня другой вопрос: а правильно ли, что у нас ничего не осталось от Сталина? Вы же понимаете, я ни в коем случае не защищаю культ, не мечтаю о его возрождении, но как бы мы ни относились к Сталину, эту страницу нашей истории нельзя выжигать, вычеркивать. С ней связана судьба многих миллионов - значит, вычеркиваются и они. А ведь мы были воодушевлены, верили в то, что оказалось утопией.

Я помню, как впервые оказался с товарищами за границей году в 56-м. Мы шли по Парижу в широких штанах, в пиджаках с огромными плечами, в кепках. Шли с чувством превосходства...

И потом, запреты ведь только создают феномен "запретного плода". Знаете, как-то я был в гостях в одном грузинском доме. Посидели, поговорили, а потом хозяин дома позвал в сад. А там будка с электромотором. Хозяин включил его, и из ямы вырос... памятник Сталину! Из-под земли!"

О разнице между фашизмом и коммунизмом

"Шпеер едва ли не исключение - фашизм за все годы своего существования в области искусства и культуры не создал ничего существенного. Вы не вспомните ни одной замечательной книги, ни фильма, ни музыкального произведения. Почему же фашизм оказался бесплоден? Не знаю... Я могу вам задать другой вопрос: а почему мы в годы жестокой цензуры, сталинизма смогли создать и великолепную музыку, и интересную литературу, и поэзию, и кино, и театр - то, что осталось и что пользуется сегодня успехом?..

Все-таки есть большая разница между расовой теорией ненависти и нашей коммунистической идеологией, в которой нет ничего преступного, напротив, в ней есть мечта о справедливости... Так или иначе, утопии необходимы. Как надежда.

Я Сталина не могу понять. Вы знаете, что он был книгочеем? Читал Толстого, Чехова, Достоевского, Анатоля Франса, авторов непростых. И при этом оставлял пометки на полях. Это любопытно: человек, пишущий на полях, он ведь делает это для себя, не для кого-то. Значит, он размышлял над книгами, которые читал. И трудно себе представить, как это возможно: читать "Воскресение" Толстого, а потом приходить в Кремль и подписывать расстрельные списки?"

О выступлении в бундестаге три года назад

"Было очень странное, многослойное ощущение... Я - один перед всей Германией. Не перед бундестагом, а именно перед Германией. Я из Ленинграда, который Гитлер хотел уничтожить...

Моя ненависть к немцам изживалась на протяжении многих лет. В Германии издали практически все мои книги, было немало встреч, конференций и в той Германии, и в этой, у меня там появилось много друзей. И я давно понял, что, во-первых, ненависть - тупиковое чувство, оно никуда не ведет. А во-вторых, у нас своих грехов хватает.

Но когда я стоял перед депутатами бундестага, то поймал себя на мысли, что никто из них не был на фронте, это все дети или внуки фронтовиков. И вспомнил свой первый приезд в Германию, это было году в 55-м. Когда я шел по улицам Берлина, видел людей своего возраста и старше и думал: "Боже мой, это же встреча промахнувшихся!"

О блокаде Ленинграда

"Почему Гитлер так и не вошел в город? Точного ответа на этот вопрос нет.

Одна из высказанных официально гипотез - Гитлер понимал, что город не получится истребить физически, слишком он велик, и на улицах не смогли бы маневрировать танки. Но только ли это было причиной нерешительности фюрера? А ведь он был именно нерешителен - несколько раз приезжал сюда, колебался, обещал своим генералам, что "через неделю обязательно". Но так и не отдал приказа наступать.

Мне кажется, что очень важный мотив таков: все города Европы капитулировали перед немецкой армией. И Гитлер ощущал себя непобедимым: раз его армия подошла к городу, он тотчас же сдается. Вот и от Ленинграда он ждал, когда тот выкинет белый флаг...

Я воевал, всю жизнь прожил, ощущая себя победителем, а теперь должен кому-то что-то объяснять. Я имею право ходить там с поднятой головой, а не оправдываясь..."

О чуде победы и Пушкине

"Все, что касается личных воспоминаний о блокадных буднях, приобретает особую ценность. Сегодня блокаду умело украсили героизмом, бескорыстием, состраданием и т.д. Все это было, безусловно, но если говорить только об этом, то исчезает ужас блокадной жизни.

Но самое интересное все-таки - почему я и возвращаюсь постоянно к военной теме - это феномен нашей победы. Можно ли понять: как случилось, что, обреченные потерпеть поражение, мы тем не менее победили? Ведь была отдана вся Украина, вся Белоруссия, большая часть России, люди погибали безо всякого утешения, надежды, что их смерть не напрасна. И все-таки страна выстояла. Почему?

Бывая в Германии, я встречался с тогдашним канцлером Гельмутом Шмидтом и спрашивал его: "Почему вы проиграли войну?" Он не мог ответить, кроме как: "Потому что Америка вступила". Но США в войну вступили, как известно, уже после Сталинграда. Тогда где искать причину?

Однажды прочитал статью митрополита Илариона, в которой он сказал, что наша победа - это чудо. Вначале меня это возмутило: "А как же мы? Ведь чудо без участия людей совершается само собой. И получается, героизм народа здесь ни при чем?"

Но потом я вспомнил Пушкина. "Гроза двенадцатого года/ Настала - кто тут нам помог?/ Остервенение народа, / Барклай, зима иль русский Бог?" Это признание Пушкина - тоже о том, что в общем-то только рационально объяснить нашу победу недостаточно. И гений Пушкина чувствует это лучше историков".

Об отношении Европы к России

"Нас всегда боялись, поэтому ненавидели. Но это и понятно. Страны Европы жили и развивались во взаимосвязи друг с другом. Мы же всегда жили замкнутой жизнью, выезд и из царской России был большой проблемой (до Петра I россияне редко стремились путешествовать, в конце восемнадцатого века "гайки завинтил" Павел I, при Николае I пребывание за границей более 5 лет приравнивалось к госпреступлению. - Ред.)...

И тем не менее сейчас я не представляю себе Европы без России. Нас, конечно, могут считать Евразией, но хочет это признать Европа или нет, все заметные события в европейской жизни последних времен были связаны с Россией... И несмотря на обостренно враждебное к нам сегодня отношение, Россия продолжает жить вместе со всем миром".

О любви в жизни и книгах

"В последнее время пишут не столько про любовь, сколько про ее вырождение. Любовь отодвинули бог знает куда - вначале деньги, потом власть, карьера. А любовь для них слишком требовательное, слишком утомительное, сложное чувство, над которым надо работать...

Мне хотелось создать старомодную книжку. Про любовь. Про то бескорыстное чувство, переживая которое ты понимаешь, кто ты такой, на что ты способен, каким ты можешь быть...

Может быть, сегодня об этом глупо, нелепо говорить, но мне все равно... Я знаю одно: русская литература все-таки создавалась на любви. Это было ее главное свойство. Помните, у Толстого в "Анне Карениной" Кити с Левиным объясняются с помощью фраз, состоящих из первых букв слов. И они друг друга понимают. Как это может быть? Это мистика! Магия любви.

Вы знаете, что такое любовь - для меня наглядно изобразил Шагал в своей картине "Прогулка". Веришь, что, когда человек влюблен, он способен на все, для него нет ничего невозможного!

С любовью можно все преодолеть. Любая гравитация преодолима".

О необъяснимом

"Понимаете, мы всегда хотим подвести некую черту, добиться какого-то четкого ответа, результата, вердикта: "это вот так..." Но у меня нет однозначных ответов на многие вопросы. Все слишком сложно...

Хочется, чтобы все было понятно? Это ужасно! Ведь скучно жить, когда все понятно!"

О вере

"Я и не атеист, и не верующий, но я верю в то, что жизнь вообще - это чудо. Сегодня физики и астрофизики говорят: Вселенная - результат творения. О чуде жизни говорят и биологи.

Я знал и любил одного из наших великих ученых Николая Владимировича Тимофеева-Ресовского (биография одного из основателей популяционной и эволюционной генетики легла в основу документального романа Гранина "Зубр". - Ред.). Когда ему задавали вопросы: "Как возникла жизнь на Земле, есть ли Бог", он отвечал: "Это не наше дело".

Мы и в самом деле слишком мало знаем и мало что сможем узнать для того, чтобы найти ответ на эти вопросы. Кто-то смиряется перед тем, что есть вещи, которые для нас непостижимы. А кто-то мучается, стремясь постичь, в чем же смысл жизни".

О смыслах жизни

"Мы побороли идеализм и теперь относимся к жизни прагматично, корыстно. И ведь даже в церковь люди приходят просить: "Господи, помилуй, спаси нас от греха, помоги, чтобы моя жена выздоровела, дай мне возможность достичь того-то и того"... Но они не молятся: "Господи, спасибо тебе за то, что я могу смеяться, за то, что я могу иметь детей, могу любить, наслаждаться теплом солнца"...

Мы не благодарим за чудо природы, за чудо жизни, не воспринимаем это как нечто таинственное. А это все очень важное, чему не учат ни в школе, ни в храме".

Что делать?

"Наслаждаться жизнью. Знаете, недавно я тяжело болел, лежал без сознания неделю, врачи поставили на мне крест, и друзья уже приходили попрощаться со мной. Я был обречен. Почему я выздоровел? Не знаю. И врач не понимает. Но это случилось, и я благодарен судьбе за это".

Девушки, паровозы и ни одного немца

Режиссер Федор Попов о том, как Даниил Гранин участвовал в съемках фильма о блокаде

Режиссер Федор Попов взялся за реализацию военно-исторического проекта "Коридор бессмертия". Фильм, основанный на реальных событиях, расскажет о том, как в феврале 1943 года жители блокадного Ленинграда за 17 дней построили железную дорогу длиной 33 километра, соединившую город с Большой землей. Шлиссельбургскую магистраль называли красиво - "Дорога Победы", но у самих железнодорожников она "славилась" как "коридор смерти". Восстановить историческую справедливость взялся писатель Дмитрий Каралис. Федор Попов рассказал нам о том, как снимается военное кино, в котором есть девушки, паровозы и ни одного немца, и какое участие в съемках фильма принимал Даниил Гранин

Гранин читал сценарий "Коридора бессмертия", и первая его реакция, которую я помню: "Девочки настоящие, я знал таких".

Я не спрашивал Даниила Александровича, надо ли показывать правду о блокаде в художественном кино или нет. Просто потому, что у меня есть своя позиция по этому поводу.

Конечно, все мы знаем, что такое блокада, сегодня многие факты доступны. И не только о людоедстве, предполагаемых ром-бабах в Смольном или коррупции. Но мне интересно не в грязи копаться, а рассказывать о тех простых людях, благодаря которым и была выиграна война. Говорить о простых истинах, если хотите. Да, блокада. Да, страшно. Да, смерть стала обыденностью.

И как говорил нам Гранин, война - не время для сантиментов, отношения были жесткими, резкими.

Но вот один февральский день 1943 года - солнце светит, предощущение весны, прибавили карточки, пошел первый трамвай, девушки говорят о том, как здорово было бы сходить в филармонию. Одна из героинь влюбляется... Что бы ни было - жизнь продолжалась. Для меня важно рассказывать не про то, что человек способен на подлость, а о том, что человек способен на жертву и героизм. И судя по нашим с Даниилом Александровичем разговорам, мы с ним не расходились во мнениях.

Я был несколько раз у него дома, он приезжал к нам на один из первых съемочных дней - в декабре 2015 года. Помню, был очень холодный день. Даниил Александрович замерз. Мы с Дмитрием Каралисом зашли с ним в ресторан согреться. Он тогда нас спросил: "А вы знаете, чем отличается блокадный Ленинград от сегодняшнего Петербурга?" Мы с Каралисом не нашлись что ответить. И он сказал: "Тишиной".

Он прожил долгую жизнь и в войну был уже достаточно взрослым человеком, поэтому его воспоминания более качественные, что ли, чем тех, кто пережил блокаду в детском возрасте. Но редкость его еще и в том, что, как крупный писатель, он обладал даром осмысления.

Для меня как кинематографиста очень важны были те детали блокадного быта, о которых Даниил Александрович нам рассказывал.

Как вели себя люди, как одевались. Как закутывались кто во что горазд, как валенки были большой редкостью, и хорошо, если удавалось добыть их, пусть и большего размера. Помню, в последний раз - мы были у него в конце мая - я показал Даниилу Александровичу снятый материал, и он обратил внимание, что у нас в кадре пару раз прикуривали от спички. Он заметил, что спички были дефицитом, поэтому в ходу больше были зажигалки. После этого у нас были досъемки в павильоне, и я реквизиторам дал задание найти зажигалки того времени.

Вообще Даниил Александрович был очень интересным человеком. С одной стороны - аскет, а с другой - ценил качество жизни.

В его старой, такой петербургской квартире у Ленфильма, заполненной книгами, было уютно. Меня в нем поражало, насколько взвешенна его речь, как тщательно подбирал он слова, ничего лишнего. И при этом - озорной глаз. Вот таким он был - немного колючим и озорным.

Однажды, год назад, я приехал к нему в гости с редактором, молодой девушкой. И я почувствовал, что он это отметил, глаз у Даниила Александровича блестел!

Многие устают к 30-40 годам. А он был полон жизни. И поэтому когда я узнал, что Гранин ушел от нас, первая реакция: как неожиданно. 98 лет и - неожиданно!

Странно, казалось бы.

Но в том-то и дело, что не важно, как он двигался, даже как он себя чувствовал, насколько физически он был слаб. Главное - характер. И в свои 98 лет он был по-прежнему молодым, озорным, и в то же время, очень глубоким человеком.

Даниил Александрович Гранин - известный советский и российский киносценарист, писатель, общественный деятель. Был удостоен нескольких престижных литературных наград. Получил широкую известность благодаря книгам «Эта странная жизнь», «Зубр», «Блокадная книга», «Три любви Петра Великого», «Мой лейтенант». В этой статье мы поговорим о жизни и творчестве писателя.

Даниил Гранин: биография. Рождение

Родился будущий писатель 1 января 1919 года. Место рождения автора доподлинно неизвестно. По одной версии, это событие произошло в поселке Волынь (Курская область). По другой - в Саратовской области.

Его отец, Александр Данилович Герман (именно такова настоящая фамилия писателя), работал лесником. Из-за этого семья часто переезжала из одного лесничества в другое. Разница между супругами была очень большой - Анна Бакировна была младше супруга на двадцать лет. Женщина обладала прекрасным голосом и часто пела сыну.

Два детства

Даниил Гранин писал, вспоминая ранние годы, что у него было два детства - лесное и городское. Первое было связано с заснеженной зимой, реками и рассказами матери о горах. Второе - со стрельбой, пожарами, завершением Гражданской войны, стихийными мятежами и разгулом банд. Несмотря на то что это были совершенно разные миры, писатель пронес через всю свою жизнь одинаковую любовь к ним.

Для маленького Даниила жизнь в деревне была практически идиллической. Однако Анна Бакировна, горожанка по рождению, скучала в сельской местности. Для нее переезд в Ленинград был настоящим счастьем. А для ее сына началось городское детство. Родители жили раздельно - отец не оставил своей работы. Поэтому лето мальчика проходило в лесу, а зимой он возвращался в город. Даниила как старшего сына каждый из родителей хотел переманить на свою сторону. Но это противостояние быстро закончилось. Вскоре отца сослали в Сибирь, а семья осталась жить в Ленинграде. Анна Бакировна зарабатывала на жизнь шитьем, но чтобы прокормить семью, этого было мало, и они часто бедствовали.

Даниил Гранин очень обрадовался, когда отец смог вернуться из ссылки. Но Александр Данилович стал «лишенцем», т. е. не мог жить в крупном городе. А его сына отказались принимать в комсомол.

Будущий писатель окончил школу на Моховой, где остались еще преподаватели, работавшие здесь до революции. Особенно маленькому Даниилу нравились уроки литературы.

Инженер

Несмотря на то что Даниил Гранин активно интересовался историей и литературой, на семейном совете было решено, что специальность инженера более престижна. Поэтому будущий писатель поступил в Политехнический институт на электротехнический факультет. Это учебное заведение он с успехом окончил в 1940 году. Поначалу Гранина привлекла новая специальность. В те годы отрасли автоматики, энергетики и строительства гидростанций были окутаны романтизмом, а об ученых, работавших в этих направлениях, ходили легенды.

Инженерная отрасль хорошо финансировалась. Поэтому в студенческие годы Даниил Александрович ездил на практику на Кавказ, на Днепрогэс, где работал и ремонтником, и монтажником, и дежурным на пультах управления. Уже на пятом курсе Гранин взялся за написание исторической повести, главным героем которой стал Ярослав Домбровский. В произведении упоминались события польского восстания 1863 года, а также описывалась Парижская коммуна. Однако своего увлечения молодой автор очень стыдился и никому о нем не рассказывал.

Великая Отечественная война

После окончания института Даниил Александрович Гранин был направлен на Кировский завод в должности конструктора.

Но вскоре началась Великая Отечественная, которая изменила жизнь молодого человека - он пошел в народное ополчение. Путевку на фронт пришлось выбивать, т. к. инженеры были востребованы в тылу. За годы войны Гранин побывал на Ленинградском и Прибалтийском фронтах, был пехотинцем и танкистом. По окончании сражений писатель Даниил Гранин дослужился до звания командира роты тяжелых танков.

В годы Великой Отечественной молодой человек встретил свою любовь. Отношения зарегистрировали прямо на фронте. Сразу после бракосочетания была объявлена тревога, и супруги просидели в бомбоубежище несколько часов. В 1945 году у них родилась дочь Марина.

Послевоенное время

Даниил Гранин воспринял как подарок судьбы послевоенную жизнь. И дело было не только в окончании сражений, но и в том, что он наконец-то смог заявить, что писатель. Практически сразу же после возвращения с фронта его приняли в Союз писателей.

Несмотря на это Гранин воспринимал литературу только как увлечение, не думая, что когда-нибудь станет профессиональным писателем. Основная его деятельность была связана с Ленэнерго, нуждающимся в восстановлении после войны.

Литературная деятельность

Начал проявлять активный интерес к писательству Даниил Гранин. Рассказы писателя начали печататься с 1948 года. Именно в этом году в «Звезде» опубликовали его произведение «Вариант второй». Критики оценили легкость и простоту языка. Автор очень обрадовался лестным отзывам и решил, что теперь его всегда будут восхвалять.

Но ожидания не оправдались. И по признанию самого Гранина, к лучшему. Уже следующая его повесть, «Спор через океан», опубликованная опять в «Звезде», подверглась жесткой критике. И обвиняли его не в художественном несовершенстве, а в «преклонении перед Западом». Обвинения были необоснованными, что очень удивило и расстроило автора.

Выбор

Даниил Гранин, книги которого уже стали публиковаться, решает поступить в аспирантуру Политехнического института. И одновременно с этим начинает писать роман «Искатели». Но шло время, и стало понятно, что оба этих дела требуют слишком много времени. Гранин оказался перед выбором. Решающую роль сыграл успех, который пришел к нему после издания «Искателей». Литература казалась оптимальным вариантом. Однако писатель еще долго не мог бросить аспирантуру и забыть об инженерном образовании.

Гранин начал писать о том, что хорошо знал - инженерах, ученых, научном творчестве. С этого времени литература перестала быть простым увлечением.

  • «Зубр»;
  • «Блокадная книга»;
  • «Эта странная жизнь»;
  • «После свадьбы»;
  • «Бегство в Россию»;
  • «Картина»;
  • «Однофамилец» и др.

Послесловие

Одним из известнейших прозаиков нашей страны является Даниил Гранин. Книги писателя можно сегодня найти практически в любой библиотеке или книжном магазине. Но теперь мы знаем, что судьба автора могла бы сложиться иначе, если бы он решил пойти по пути ученого, а не творца.

Однако знаменит Даниил Александрович не только своими произведениями, но и общественной деятельностью. Он активно способствовал развитию движения Общества милосердия в России. Этот выдающийся человек не раз был избран народным депутатом. Однако от политической деятельности у него осталось одно разочарование - принести пользу обществу оказалось намного труднее, чем он думал.

Сегодня писатель живет в Санкт-Петербурге и продолжает работать. Супруга Гранина, Майорова Римма Михайловна, ушла из жизни в 2004 году.