Государственный академический малый театр россии. Малый академический театр А теперь о перекличке времен и воровстве на Руси

МАЛЫЙ ТЕАТР Рос-сии го-су-дар-ст-вен-ный ака-де-ми-че-ский - один из ста-рей-ших русских дра-ма-тических те-ат-ров (Мо-ск-ва).

Ис-то-рия труп-пы вос-хо-дит ко 2-й половине 1750-х годов. В 1756 году императрица Ели-за-ве-та Пет-ров-на из-да-ла Указ об уч-ре-ж-де-нии «Рус-ско-го для пред-став-ле-ний тра-ге-дий и ко-ме-дий те-ат-ра». В 1757 году при Московском университете был соз-дан те-атр (пуб-лич-ные спек-так-ли с 1759 год), су-ще-ст-во-вав-ший за-тем как ча-ст-ная ан-тре-при-за. В 1776 году на ос-но-ве ан-тре-при-зы воз-ник те-атр, по-лу-чив-ший из-вест-ность под названием Пет-ров-ско-го (с 1780 года). Здесь впер-вые в Мо-ск-ве бы-ли сыг-ра-ны пье-сы Д.И. Фон-ви-зи-на, Я.Б. Княж-ни-на, А.О. Аб-ле-си-мо-ва, И.А. Кры-ло-ва, Моль-е-ра, Воль-те-ра, Д. Дид-ро, П. Бо-мар-ше, Г.Э. Лес-син-га, Р.Б. Ше-ри-да-на, К. Голь-до-ни и других. В 1806 году те-атр стал ка-зён-ным, во-шёл в сис-те-му им-пе-ра-тор-ских. В XVIII - начале XIX веков московская дра-ма-тическая труп-па ра-бо-та-ла вме-сте с опер-но-ба-лет-ной.

В 1824 году дра-ма-тические спек-так-ли бы-ли пе-ре-не-се-ны в зда-ние на Пет-ров-ской площади (ны-не Те-ат-раль-ная площадь), позд-нее, в от-ли-чие от Боль-шо-го те-ат-ра (от-крыт в 1825 году), по-лу-чив-шее название Малый театр [офи-ци-аль-но от-крыл-ся 14(26) октября 1824 года; зда-ние, по-стро-ен-ное в 1820-1824 годы ар-хи-тек-то-ра-ми О.И. Бо-ве и А.Ф. Эль-кин-ским как ча-ст-ный дом куп-ца Вар-ги-на, пе-ре-страи-ва-лось в 1838-1840 годы архитектором К.А. То-ном и бы-ло ре-кон-ст-руи-ро-ва-но во 2-й половине 1940-х годов по про-ек-ту архитектора А.П. Ве-ли-ка-но-ва].

В Малом театре вы-ра-ба-ты-ва-лась но-вая сис-те-ма ак-тёр-ской иг-ры, ос-но-ван-ная на вер-но-сти жиз-нен-ной прав-де, пси-хо-ло-гической и со-ци-аль-ной кон-крет-но-сти. М.С. Щеп-кин и П.С. Мо-ча-лов за-ло-жи-ли ос-но-вы ис-пол-ни-тель-ской шко-лы, со-еди-няю-щей ме-тод пси-хо-ло-гического реа-лиз-ма с ро-ман-тиз-мом; сре-ди других из-вест-ных ак-тё-ров Малого театра - М.Д. Льво-ва-Си-нец-кая, Н.В. Ре-пи-на, В.И. Жи-во-ки-ни, Л.Л. Ле-о-ни-дов, К.Н. Пол-тав-цев, И.В. Са-ма-рин, С.В. Шум-ский.

Важ-ней-ши-ми для Малого театра событиями ста-ли по-ста-нов-ка ра-нее за-пре-щён-ной ко-ме-дии А.С. Гри-бое-до-ва «Го-ре от ума» (1831 год) и сбли-же-ние с Н.В. Го-го-лем: в 1836 году со-стоя-лась пре-мье-ра «Ре-ви-зо-ра», в 1842 году - сцен из «Мёрт-вых душ», в 1843 году - «Иг-ро-ков» и 1-я мо-с-ков-ская постановка «Же-нить-бы».

С 1850-х годов основным дра-ма-тур-гом теат-ра стал А.Н. Ост-ров-ский, на по-ста-нов-ках его про-из-ве-де-ний вы-рос-ла бле-стя-щая плея-да ак-тё-ров: П.М. Са-дов-ский и другие пред-ста-ви-те-ли ос-но-ван-ной им ди-на-стии (смотри в статье Са-дов-ские), Л.П. Ко-сиц-кая, С.В. и Е.Н. Ва-силь-е-вы, Н.В. Ры-ка-лова, Н.М. Мед-ве-де-ва, Н.А. Ни-ку-ли-на, Г.Н. Фе-до-то-ва, Н.И. Му-зиль и другие. Ост-ров-ский при-ни-мал не-по-средственное уча-стие в жиз-ни Малого театра, в по-ста-нов-ке сво-их пьес, тре-буя строй-нос-ти ис-пол-ни-тель-ско-го ан-самб-ля, вы-со-кой куль-ту-ры сце-нической ре-чи, дос-то-вер-но-сти и ху-дожественного един-ст-ва всех эле-мен-тов спек-так-ля. В ре-пер-ту-ар те-ат-ра вклю-ча-лись и пье-сы-од-но-днев-ки, од-на-ко ге-не-раль-ное на-прав-ле-ние, на-ря-ду с про-из-ве-де-ния-ми Ост-ров-ско-го, оп-ре-де-ля-ла дра-ма-тур-гия А.С. Пуш-ки-на, Го-го-ля, Гри-бое-до-ва, Фон-ви-зи-на, Л.Н. Тол-сто-го, Ф. Шил-ле-ра, У. Шек-спи-ра и других. Тра-ди-ции ге-ро-ического ро-ман-тиз-ма про-яв-ля-лись в твор-че-ст-ве ве-ду-щих ак-тё-ров и пре-ж-де все-го М.Н. Ер-мо-ло-вой. Её спод-виж-ни-ка-ми бы-ли А.П. Лен-ский, А.И. Южин-Сум-ба-тов, К.Н. Ры-ба-ков, А.А. Яб-лоч-ки-на, позд-нее - А.А. Ос-ту-жев. Ве-ли-ко-леп-но сыг-ран-ный ан-самбль Малого театра ук-ра-ша-ли так-же О.О. и М.П. Са-дов-ские, В.А. Мак-ше-ев, О.А. Прав-дин, Н.К. Яков-лев.

В конце XIX - начале XX веков зна-че-ние Малого театра нес-коль-ко ос-лаб-ло, на сце-не пре-об-ла-да-ла мел-ко-тем-ная, ре-мес-лен-ная дра-ма-тур-гия. Ху-дожественный уро-вень спек-так-лей не со-от-вет-ст-во-вал дос-ти-же-ни-ям ре-жис-су-ры тех лет. По-пыт-ки об-нов-ле-ния искусства Малого театра свя-за-ны пре-ж-де все-го с име-нем Лен-ско-го. Од-на-ко соз-дан-ный им фи-ли-ал Малого театра - Но-вый те-атр - не смог осу-ще-ст-вить про-грам-му ре-форм. Южин-Сум-ба-тов, воз-гла-вив-ший Малый театр в 1909 году, стре-мил-ся вос-ста-но-вить его бы-лые по-зи-ции, но и его по-пыт-ки ус-пе-хом не увен-ча-лись.

По-сле 1917 года Малый театр (с 1919 года ака-де-мический) об-ра-тил-ся к но-вой дра-ма-тур-гии («Лю-бовь Яро-вая» К.А. Тре-нё-ва, 1926 год, и другие). Вы-со-кий уро-вень сце-нического мас-тер-ст-ва де-мон-ст-ри-ро-ва-ли ве-те-ра-ны Малого театра (В.О. Мас-са-ли-ти-но-ва, С.Л. Куз-не-цов, Е.Д. Тур-ча-ни-но-ва, В.Н. Ры-жо-ва, В.Н. Па-шен-ная и другие), ак-тё-ры сред-не-го по-ко-ления (Е.Н. Го-го-ле-ва, Н.А. Ан-нен-ков, Н.И. Ры-жов), а так-же ак-тё-ры, пе-ре-шед-шие из других те-ат-ров (Н.М. Ра-дин, М.М. Блю-мен-таль-Та-ма-ри-на, К.А. Зу-бов, М.И. Ца-рёв, Е.М. Шат-ро-ва, И.В. Иль-ин-ский и другие). Сре-ди луч-ших по-ста-но-вок 1930-1940-х годов - пье-сы А.Н. Ос-т-ров-ско-го «Бе-ше-ные день-ги» (1934 год), «На вся-ко-го муд-ре-ца до-воль-но про-сто-ты» (1935 год), «Лес» (1937 год), «Вол-ки и ов-цы» (1941 год); «Отел-ло» У. Шек-спи-ра (1935 год), «Го-ре от ума» А.С. Гри-бое-до-ва (1938 год), «Ре-ви-зор» Н.В. Го-го-ля (1938 год). В го-ды Великой Отечественной вой-ны при Малом театре ра-бо-тал фрон-то-вой фи-ли-ал. На фронт вы-ез-жа-ли де-сят-ки ар-ти-стических бри-гад. Сре-ди по-ста-но-вок: «Фронт» А.Е. Кор-ней-чу-ка (1942 год), «На-ше-ст-вие» Л.М. Ле-о-но-ва (1943 год), «Пиг-ма-ли-он» Б. Шоу (1943 год), «Иван Гроз-ный» А.Н. Тол-сто-го (1945 год).

В по-сле-во-ен-ные го-ды со-бы-ти-ем стал спек-такль «Вас-са Же-лез-но-ва» М. Горь-ко-го с уча-сти-ем В.Н. Па-шен-ной (1952 год). В 1950-е годы в те-ат-ре ра-бо-та-ли ре-жис-сёры: К.П. Хох-лов, И.Я. Су-да-ков, Л.А. Вол-ков, А.Д. Ди-кий. Яр-кость ре-жис-сёр-ских и ак-тёр-ских ре-ше-ний от-ли-ча-ла спек-так-ли «Власть тьмы» Л.Н. Тол-сто-го (1956 год), «Мас-ка-рад» М.Ю. Лер-мон-то-ва (1962 год), «Мак-бет» У. Шек-спи-ра (1955 год), инс-це-ни-ров-ки «Яр-мар-ки тще-сла-вия» У. Тек-ке-рея (1958 год) и «Гос-по-жи Бо-ва-ри» Г. Фло-бе-ра (1963 год). В 1960 году Малый театр об-ра-тил-ся к дра-ма-тур-гии А.П. Че-хо-ва («Ива-нов», режиссёр Б.А. Ба-боч-кин).

В 1960-1970-е годы ос-но-ву ре-пер-туа-ра Малого театра по-преж-не-му со-став-ля-ли пье-сы современных ав-то-ров (А.Н. Ар-бу-зо-ва, С.И. Алё-ши-на, А.Е. Кор-ней-чука, Е.Р. Си-мо-но-ва, А.В. Соф-ро-но-ва и другие), а так-же клас-си-ка. Зна-чительную роль иг-ра-ла ре-жис-сёр-ская дея-тель-ность Ба-боч-ки-на, Л.В. Вар-па-хов-ско-го, И.В. Иль-ин-ско-го, Б.И. Ра-вен-ских, Л.Е. Хей-фе-ца, Б.А. Льво-ва-Ано-хи-на и других.

В 1980-е годы для ре-пер-ту-ар-ных ис-ка-ний те-ат-ра был ха-рак-те-рен ин-те-рес к про-зе Ю.В. Бон-да-ре-ва, Г.М. Мар-ко-ва, Д.А. Гра-ни-на, В.М. Шук-ши-на, а так-же мо-ло-дых ав-то-ров - А.М. Га-ли-на, А.А. Ду-да-ре-ва и других. На-ря-ду с отечественной клас-си-кой бы-ли по-став-ле-ны «За-го-вор Фие-ско в Ге-нуе» Ф. Шил-ле-ра (1977 год), «Ко-роль Лир» Шек-спи-ра (1979 год), «Си-ра-но де Бер-же-рак» Э. Рос-та-на (1983 год), «Фед-ра» Ж. Ра-си-на (1985 год) и другие.

В 1990-2000-х годах спек-так-ли ста-ви-ли В.М. Бей-лис, В.Н. Дра-гу-нов, В.М. и Ю.М. Со-ло-ми-ны, С.В. Же-но-вач, А.В. Кор-шу-нов (смотри в статье Кор-шу-но-вы), В.Н. Ива-нов, А.А. Жи-тин-кин, А.Я. Ша-пи-ро. Сре-ди по-ста-но-вок: «Князь Се-реб-ря-ный» (1990 год), «Царь Бо-рис» (1993 год) и «Царь Ио-анн Гроз-ный» («Смерть Ио-ан-на Гроз-но-го», 1995 год) А.К. Тол-сто-го, «Царь Пётр и Алек-сей» Ф. Н. Го-рен-штей-на (1991 год), «Дя-дюш-кин сон» по Ф.М. Дос-то-ев-ско-му (1992 год), «Дя-дя Ва-ня» (1993 год), «Чай-ка» (1996 год), «Три се-ст-ры» (2004 год) Че-хо-ва, «Пре-ступ-ная мать, или Вто-рой Тар-тюф» П. Бо-мар-ше (1994 год), «Свадь-ба Кре-чин-ско-го» А.Н. Кол-ке-ра по А.В. Су-хо-во-Ко-бы-ли-ну (1997 год), «Лес», «Тру-до-вой хлеб» и «Бе-ше-ные день-ги» А.Н. Ост-ров-ско-го, «Тай-ны Мад-рид-ско-го дво-ра» Э. Скри-ба и Э. Ле-гу-ве, «Ко-вар-ст-во и лю-бовь» Шил-ле-ра (все в 1998 года), «Ко-роль Гус-тав Ва-са» А. Стринд-бер-га и «Сказ-ка о ца-ре Сал-та-не» А.С. Пуш-ки-на (обе в 1999 года), «Го-ре от ума» А.С. Гри-бое-до-ва (2000 год), «Уси-лия люб-ви» Шек-спи-ра и «Прав-да - хо-ро-шо, а сча-стье луч-ше» Ост-ров-ско-го (обе в 2002 года), «Мни-мый боль-ной» Моль-е-ра (2005 год), «Лю-бов-ный круг» С. Мо-эма (2007 год), «Бе-зум-ный, бе-зум-ный Ген-рих» Л. Пи-ран-дел-ло и «Де-ти солн-ца» Горь-ко-го (обе в 2008 года).

Ру-ко-во-ди-те-ля-ми Малого театра в раз-ные го-ды бы-ли: А.И. Южин-Сум-ба-тов, И.Я. Су-да-ков, П.М. Са-дов-ский, К.А. Зу-бов, М.И. Ца-рёв, Б.И. Ра-вен-ских и другие. С 1988 года художественный руководитель те-ат-ра - Ю.М. Со-ло-мин. В труп-пе в раз-ные го-ды ра-бо-та-ли: В.И. Боч-ка-рёв, Э.А. Бы-ст-риц-кая, Е.Я. Вес-ник, Е.К. Глу-шен-ко, М.И. Жа-ров, Ю.И. Каю-ров, В.В. Ке-ниг-сон, Н.И. Кор-ни-ен-ко, В.И. Кор-шу-нов (с 1985 года ди-рек-тор, в 1998-2009 годы ге-не-раль-ный ди-рек-тор), И.А. Лик-со, Э.Е. Мар-це-вич, И.В. Му-равь-ё-ва, Р.Д. Ни-фон-то-ва, В.П. Пав-лов, Т.П. Пан-ко-ва, Н.В. Под-гор-ный, Е.В. Са-мой-лов, В.И. Хох-ря-ков, А.С. Эй-бо-жен-ко и многие другие.

При те-ат-ре су-ще-ст-ву-ет те-ат-раль-ная шко-ла (смотри в статье Те-ат-раль-ное учи-ли-ще име-ни М.С. Щеп-ки-на).

Малый театр име-ет 2 сце-нических пло-щад-ки (основная сце-на и фи-ли-ал). В 1929 году пе-ред главным зда-ни-ем ус-та-нов-лен па-мят-ник А.Н. Ост-ров-ско-му.

Малый театр вклю-чён в Государственный свод осо-бо цен-ных объ-ек-тов куль-тур-но-го на-сле-дия на-ро-дов РФ. На-гра-ж-дён ор-де-ном Ле-ни-на (1937).

И даже после этого театры долгое время соединял подземный ход, и нередко они ставили спектакли друг друга. «Надо в Большой - там сегодня играет Малый», - говорили в Москве.

Тогда слово «малый» указывало на размер здания, которое было меньше соседнего . Но вскоре слова «Большой» и «Малый» стали именами собственными.

В 1824 году Осип Бове перестроил для театра особняк купца Варгина, и драматическая часть труппы Императорского театра получила свое здание и название - Малый театр.

Путеводитель по архитектурным стилям

Днем его открытия считают 14 октября 1824 года. В 1838-1840 К.А. Тон перестроил здание, а Бове «лишили» авторства.

На сцене Малого театра 27 ноября 1831 года впервые в Москве показали полную постановку комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». До этого цензура разрешала представлять лишь отдельные сцены. Эта постановка сделала Малый рупором новых общественных идей.

Особое значение для Малого театра имел Александр Островский. Все его 48 пьес поставили на этой сцене. Драматург участвовал в репетициях, дружил с актерами, а иногда даже писал пьесы по их просьбам конкретных актеров или для их бенефисов. За это театр называли «домом Островского».

…пальма первенства безусловно принадлежала Островскому: первое представление его новой пьесы было целым событием, собиравшим в залу Малого театра весь цвет московской интеллигенции, тем более заинтересованной, что Островский не печатал своих произведений до постановки их на сцене. Единственным исключением было появление, сколько мне помнится, «Горячего сердца» в «Отечественных записках»…
Говоря вообще, публика Малого театра, как ни разнообразен был ее состав, всегда отличалась более серьезным характером, чем та, которая наполняла Большой, особенно на балетных спектаклях. Много было людей, считавших своей обязанностью посмотреть любую новую пьесу и заинтересовавшихся ею по газетным отзывам, которые неизменно следовали за первыми представлениями.


В 1919 Малый театр получил звание академического. В то же самое время страну захлестнули призывы отказаться от всего старого.

Под воздействием этих настроений театр хотели закрыть, но на его защиту встал первый нарком просвещения А.В. Луначарский.

В годы Великой Отечественной войны театр не закрывался. Также работал его фронтовой филиал. А на деньги, собранные труппой, в 1944 построили эскадрилью самолетов под названием «Малый театр - фронту». Она с октября 1944 по май 1945 года громила врага в небе над Восточной Пруссией. А в 1946 году здание театра отреставрировали под руководством А.П. Великанова.

Говорят, что... ...однажды Ермолова играла в паре с начинающим актером. Он должен был сообщить приме, что ее мужа застрелили на охоте. Ермолова, по сюжету, повторяла фразу и падала в обморок. Несчастный переволновался и вместо слов «Ваш муж застрелился!» выпалил: «Вах мух пах!». Ермолова привыкла поддерживать партнера по сцене, поэтому она восликнула: «Мах мух пах? Ах!» И рухнула на пол.

А вы могли бы дополнить рассказ о Малом театре?

Введение

Театр - одно из древнейших искусств. Его зачатки можно наблюдать уже в детской игре, в обычаях и обрядах. Но именно театр, как никакое другое искусство, вбирает в себя множество элементов. Театр разнообразен и разнолик.

В любой стране существуют театры, которые имеют большую культурную ценность. Так, во Франции - «Гранд-Опера» - крупнейший и всемирно известный государственный оперный театр; в Англии - это «Ковент-Гарден».

В России наряду с Большим театром наибольшую известность имеет и Малый театр.

Малый театр - старейший русский драматический театр в Москве, играющий выдающуюся роль в развитии русской национальной культуры.

Объект работы - Малый театр, предмет работы - традиции малого театра.

Цель работы - Малый театр и его традиции. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • - познакомится с историей Малого театра;
  • - познакомится с деятельностью М.С. Щепкина - реформатора театральной культуры;
  • - выяснить, какие традиции были заложены театром в 19 веке;
  • - определить, как эти традиции продолжаются в современном Малом театре.

Начало истории Малого театра

Его история начинается совсем не со дня открытия известного нам сегодня Малого театра 14 (26) октября 1824 года. Начинается она гораздо раньше, когда мысль об учреждении в Москве «императорской труппы была изложена в докладе 1805 года главного директора театров А.Л. Нарышкина.

Его «доклад» был поддержан, и в 1806 году была составлена московская труппа. В течение 18 лет спектакли московской труппы шли то в доме Пашкова на Моховой, то в доме Апраксина на Знаменке, то в театральном здании у Арбатских ворот. В 1824 году их перенесли в дом Варгина на Петровской (ныне Театральной площади), в то самое здание, которое и получило название Малого театра. Все эти долгие годы были как бы подготовительными для будущего расцвета - неуклонно происходило собирание актерских сил. Малый театр воспринял все богатое театральное наследие прошлого века - ведь еще и в первой четверти XIX столетия на московской сцене игрались комедии «российского Расина», первого драматурга - Сумарокова. Зрителей все еще волновали монологи княжнинских героев, их рассуждения о высоких гражданских добродетелях. Еще шли комические оперы Аблесимова и ядовитая сатира Капниста «Ябеда». Но все же большая театральная эпоха отечественного классицизма завершалась. Уже меняется сам литературный язык, уже Сумароков глядится страшно устаревшим, а Пушкин прямо говорит о его «варварском изнеженном» языке. Речь и в театре шла о выработке поэтического языка, о сценической речи, о технике игры, о сценической манере актера. Но классицизм открыл для новых поколений богатство слова, торжественность слова, влюбленность в слово. Ведь в театре XVIII века именно слово часто предопределяло сценическую манеру исполнения роли. Само разделение на трагедий и комедию, на жанры высокий и низкий формировало представление о разном поэтическом языке. В трагедиях Сумарокова язык был «возвышен», в комедиях Фонвизина он приближался к народной речи. Эволюция репертуара, выделение новых драматических форм шли одновременно с эволюцией русского актерского искусства. Театр XVIII века можно было бы назвать литературным - в нем именно слово, поэзия стояли на первом месте. Искусство актера - это искусство слова и жеста. Центральный момент игры в театре классицизма заключался в произнесении монолога - монолог же находился в твердом подчинении ряду правил, предусматривающих как логичность, так и его ритмическое построение.

Малый театр – один из старейших драматических театров России, ведущий историю с XVIII века. Прежде всего, здесь можно побывать на классических постановках лучших произведений русской литературы. Особое место среди них занимают пьесы А. Островского и А. Чехова. Постановки Малого театра интересны и близки зрителям всех возрастов, а высокое качество сценографии и режиссуры, выдающиеся актерские работы объясняют популярность театра как в прошлом, так и в наши дни. Указом Президента России Малый академический театр обрел статус национального достояния – такой же, как .

История Малого театра

Летопись Малого театра началась еще в 1756 г., когда при Московском университете появился Вольный русский театр. Играли в нем ученики университетской гимназии и студенты, что стало знаковым событием для культурной жизни страны: до этого все театральные труппы состояли из артистов-иностранцев. Со временем труппа университетского театра вышла за рамки одного учреждения, и так образовался Российский театр. Его судьба была весьма непростой: консервативная московская публика далеко не сразу восприняла сценическое искусство. Не сразу появилось и постоянное помещение. Только в 1824 году театр обрел собственное здание, которое сохранилось и по сей день. Оно было построено по проекту архитектора О. Бове, который перестроил старый купеческий особняк. Позднее, в 1830-х гг., здание было перестроено еще раз архитектором К. Тоном (автором проекта ). Со временем театр получил свое имя «Малый» ‒ по аналогии с Большим театром, который располагается от Малого всего в нескольких шагах.

Архитектурные тонкости

Здание театра стало частью Театральной площади, формируя ее пространство. Его строгие и в то же время торжественные фасады гармонируют с обликом соседних зданий, прежде всего с Большим театром. Интересно, что при планировке Малого академического театра была решена весьма сложная задача: поскольку под постройку был отведен узкий участок, главный вход архитектор расположил перпендикулярно оси зрительного зала. Это решение оказалось довольно оригинальным для своего времени: как правило, театры строились так, чтобы на одной оси находились главный вход, фойе и зал.

Интерьеры театрального здания очень эффектны. Зрительный зал обладает превосходными акустическими свойствами и оформлением, напоминающим по стилистике оформление зала Большого театра – красный бархат, золотая лепнина, торжественная роспись свода. Практически с любого зрительского места прекрасно видно сцену.

Классика и современность

В первую очередь, Малый театр знаменит своими постановками произведений русской классики – Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, А.Н. Островского, А.П. Чехова, А.К. Толстого. Есть в репертуаре и пьесы зарубежных авторов – Ф. Шиллера, Э. Скриба, Э. Легуве, Э. де Филиппо.

В Малом театре всегда работали великолепные актеры, режиссеры, художники. Десятки из них отмечены государственными званиями и наградами в области искусства. Многие специально приходят в Малый академический театр, чтобы увидеть игру представителей старшего поколения – Юрия Соломина (который является и художественным руководителем театра), Элины Быстрицкой, Бориса Клюева. Есть у театра и свой оркестр, которым руководит заслуженный артист России В. Семкин.

Малый театр живет активной творческой жизнью: в его стенах каждый сезон создаются четыре-пять новых постановок, а что-то из прежних уходит в «запасники». Благодаря Малому театру, в нашей стране регулярно проходит Всероссийский фестиваль «Островский в Доме Островского» — на нем имеют возможность представить и сравнить свои постановки классических произведений театры других городов. Малому театру принадлежит и идея современного театрального форума – Международного фестиваля национальных театров: на старейшую драматическую сцену Москвы свои постановки привозят театры разных стран планеты. Главное условие участия в фестивале – соблюдение традиций национального искусства.

2016-2019 moscovery.com

Всего оценок: 2 , средняя оценка: 3,00 (из 5)

Открыть карту в новом окне

Расположение

Одним из старейших драматических театров России является государственный академический Малый театр. Именно он в свое время сыграл определяющую роль в развитии национальной культуры страны и становлении сценического представления, как отдельного вида искусства. Благодаря Малому театру выразительность, образность и мощь жанрового мастерства были доведены до совершенства.

Начала свой творческий путь московская обитель Мельпомены в далеком 1756 году, еще во времена правления царицы Елизаветы Петровны, повелевшей учредить для представления трагедий и комедий Русский театр. Первоначально он имел вид актерской студии на базе университета, участвовать в котором могли исключительно студенты вуза. Но с 1776 года театр становится независимым и приобретает официальный статус Императорской сцены с постоянной труппой, состоящей только из профессиональных артистов.

Наибольшего расцвета театрально-драматическое искусство достигает в период царствования Александра I. Тогда же, в 1803 году, происходит и разделение театра на два совершенно разных жанра творчества - оперу и драму. Вследствие такого кардинального преобразования зрелищного искусства, в 1824 году появляется Малый театр с собственным зданием и репертуаром. Располагается он в самом центре Москвы на Петровской (сегодня Театральной) площади.

Даже в годы Второй мировой войны академический театр не прекращал свою работу, стараясь активно поддерживать отечественную армию. Благодаря его материальному содействию, была построена воздушная эскадрилья «Малый театр - фронту», известная своим победоносным авиаштурмом в 1944–1945 годах Восточной Пруссии. Отреставрировано сооружение Малого театра было только в 1946 году. Сегодня здание причисляется к особо ценным объектам национального наследия и объявлено достоянием народов России.

Малый театр в своем творчестве всегда опирался на богатые традиции русской сценической школы. Несмотря на большое разнообразие современных тенденций в театральном искусстве, он все еще является традиционным классическим театром. В его обширном репертуаре собраны лучшие произведения авторов русской и мировой драматургии - Фонвизина, Крылова, Гоголя, Чехова, Бомарше, Мольера, Шекспира, Шиллера и пр. Но главную известность театру принесли многочисленные постановки пьес А.Н. Островского.

Современная жизнь Малого театра

Сегодня, как и прежде, театр активно функционирует, давая представления не только на просторах России, но и за ее пределами. Благодаря чему Московский академический Малый театр хорошо знают во многих странах мира. При этом гастрольный график труппы настолько плотный, что за границей артисты бывают даже чаще, чем дома.

Современный репертуар Малого театра постоянно обновляется, представляя на суд зрителя кроме хорошо известных произведений, новый, но не менее интересный, драматический материал. Кроме того, жизнь театра всегда насыщена творческими событиями, самые яркие из которых - форум «Международный фестиваль национальных театров» и ежегодный фестиваль «Островский в доме Островского».

  • Несмотря на востребованность пьес Чехова в Малом, изначально отношения между писателем и театром складывались непросто. Много лет подряд драматургу отказывали в постановке его произведений, отдавая предпочтение творчеству Островского. Сегодня же в репертуаре Малого театра числится несколько чеховских спектаклей - «Три сестры», «Вишневый сад», «Предложение», «Медведь» и «Чайка».
  • На сцене Малого театра было поставлено 48 пьес А.Н. Островского, а сам драматург активно участвовал не только в репетициях спектаклей, но и всей театрально-богемной жизни. Из-за чего Малый имел свое неофициальное название, как «Дом Островского».
  • Пьеса «Горе от ума» А.С. Грибоедова впервые в полном объеме была показана 1831 года. До этого цензура позволяла ставить лишь отдельные эпизоды этого произведения.