Горе от ума мильон терзаний чацкого. Подготовьте устную характеристику Чацкого, воссоздайте его биографию

Из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышет воздухом одним,
И в нём рассудок уцелеет.

А.С. Грибоедов.

По мнению В.Г. Белинского, «Горе от ума» – это благороднейшее создание гениального человека. А И.А. Гончаров в своей статье «Мильон терзаний» писал: «Горе от ума» – есть и картина нравов, и галерея живых типов, вечно острая жгучая сатира, и вместе с тем комедия.» И, видимо, поэтому комедия Грибоедова до сих пор интересна читателям, она не сходит со сцен многих театров. Это поистине бессмертное произведение.

В пьесе, где изображён всего лишь один день в доме московского барина Фамусова, Грибоедов затронул наиболее важные вопросы: о воспитании и образовании, о службе отечеству и гражданском долге, о крепостном праве и преклонении перед всем иностранным. Он показал борьбу «века нынешнего» с «веком минувшим», Чацкого и фамусовского общества.

В доме Фамусова отношения между людьми построены на лжи и лицемерии. Их основные занятия – «обеды, ужины и танцы». И вот в этот дом, где все пороки прикрыты показной добродетельностью, вихрем врывается Чацкий. В образе Чацкого Грибоедов показал человека нового склада ума и души, воодушевлённого новыми идеями, ищущего новые, более современные формы жизни.

В основе пьесы лежит любовная драма, под которой скрываются социальный и идеологический конфликты. В этих конфликтах и раскрываются все терзания Чацкого, его трагедия. Чацкий приезжает в дом Фамусова к девушке, которую любит, но эта девушка изменила ему. Чацкий страдает оттого, что Софья предпочла ему недалёкого и услужливого Молчалина, у которого-то и есть всего два таланта: «умеренность» и «аккуратность». При всех своих душевных задатках она целиком принадлежит фамусовскому обществу. Она не может полюбить Чацкого, потому что он складом своего ума и души полностью противостоит этому обществу. Софья оказывается среди «мучителей», оскорбивших светлый ум и пламенное чувство Чацкого. Поэтому личная драма Чацкого перерастает в общественную и определяет его судьбу как одинокого мечтателя в фамусовском мире.

Чацкого мучают общественные проблемы, он понимает весь ужас крепостного права, при котором обречены на гонения всякая независимая мысль, всякое искреннее чувство, когда «от матерей, отцов отторженных детей» сгоняют «на крепостной балет», чтобы удовлетворить желание барина, когда людей меняют на «борзые три собаки». Чацкий видит, что у власти стоят люди, которых не волнуют проблемы народа и государства, они лишь:

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве.

И, конечно, в таком обществе блаженствуют не Чацкие с их умом, а Молчалины, умеющие «там моську вовремя погладить, там в пору карточку втереть». И такой человек как Чацкий, который в науки «вперит ум, алчущий познаний, или в душе его сам бог возбудит жар к искусствам творческим, высоким и прекрасным» навсегда будет изгнан из такого общества.

Чацкий – это человек нового мира. Он не принимает законов жизни старой Москвы. У него своё представление о служении отечеству. По его мнению, надо служить честно, «не требуя ни мест, ни повышенья в чин». Чацкий выступает против людей, которые ценят лишь богатства и чины, боятся правды и просвещения. Прогресс общества он связывает с расцветом личности, развитием наук и просвещения, что чуждо фамусовскому обществу. Человек, получивший хорошее образование, обладающий блестящим умом, не желает принимать за образцы таких как «дядюшка Максим Петрович», потому что не видит в них никаких нравственных достоинств и может заявить об этом во всеуслышанье. Чацкий ставит под сомнение моральный авторитет отцов, говоря о «подлейших чертах прошедшего житья» и сравнивая новый век с веком минувшим, отнюдь не в пользу минувшего. Чацкий не только обличитель лжи, он ещё и борец. Борец за дело, за идею, за правду. На все советы Фамусова перестать блажить и брать пример с отцов, он отвечает: «Служить бы рад – прислуживаться тошно».

В обществе Фамусова идеи Чацкого, его речи и страдания остаются непонятыми. Ему хочется высказать всё, что накопилось у него на душе. На балу в доме Фамусова он восстанавливает против себя всех собравшихся, потому что сосуществование его с «московскими» невозможно. Общество, почувствовав это, повергло его и осмеяло. Чацкого объявили сумасшедшим за его инакомыслие. Его терзания так и остались неразрешёнными.

Комедия Грибоедова говорит о горе человека, проистекающем от его ума. Именно ум Чацкого ставит его вне круга Фамусова. Лучшие человеческие свойства делают его для окружающих «чудаком», «странным человеком», а потом – просто безумцем. Чацкий рвётся к «свободной жизни», «к занятиям наукой и искусством» и требует «службы делу, а не лицам». Трагедия Чацкого – это трагедия «ума, алчущего познаний». Комедия даёт Чацкому только «мильон терзаний». Он находится среди людей, которые не живут, а играют свою роль. Чацкий поражён тем, что не находит в них ничего человеческого. Он не может, да и не хочет более оставаться среди них и уезжает. Такая игра для него противоестественна и неприемлема:

Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскоблённому есть чувству уголок.
Карету мне, карету!

По словам И.А. Гончарова, «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей...Чацкий начинает новый век – и в этом всё его значение и весь ум»

Мильон терзаний Чацкого А. С.Грибоедов вошел в русскую литературу как автор одного произведения.Его комедию Горе от ума нельзя поставить в один ряд сбессмертным творением А. С. Пушкина Евгением Онегиным, так как Евгений Онегин стал для нас уже историей, энциклопедией жизнирусского дворянства начала XIX века, пьеса Грибоедова была, есть ибудет современным и животрепещущим произведением до тех пор,пока из нашей жизни не исчезнут карьеризм, чинопочитание, сплетни,пока в нашем обществе будут господствовать жажда наживы, жизнь засчет других, а не за счет собственного труда, пока будут живы охотникиугождать и прислуживаться.

Все это вечное несовершенство людей и мира великолепно описано в бессмертнойкомедии Грибоедова Горе от ума Грибоедов создает целуюгалерею отрицательных образов Фамусов, Молчалин, Репетилов, Скалозуби т.д. Они как бы вобрали в себя все отрицательные черты развитиясовременного им общества.Но всемэтим героям в одиночку противостоит главный герой комедии - Александр Андреевич Чацкий.

Он приехал в Москву, из дальних странствийвозвратясь, только ради Софьи, своей возлюбленной. Но, вернувшисьв некогда родной и любимый дом, он обнаруживает очень сильныеперемены Софья холодна, высокомерна, раздражительна, она большене любит Чацкого. Пытаясьнайти ответ на свое чувство, главный герой взывает к прежней любви,которая до его отъезда была взаимной, но все напрасно. Все его попыткивернуть прежнюю Софью терпят полное фиаско.На все пылкиеречи и воспоминания Чацкого Софья отвечает Ребячество С этогоначинается личная драма молодого человека, которая перестает бытьузко личной, а перерастает в столкновение влюбленного человека и всегофамусовского общества.

Главный герой один выступает против армиистарых воинов, начиная нескончаемую борьбу за новую жизнь и засвою любовь.Онсталкивается с самим Фамусовым и спорит с ним по поводу образа и путижизни. Хозяин дома признает правильность жизни своего дядюшки Максим Петрович он не то на серебре, На золоте едал, сто человекк услугам.

Совершенноясно, что и сам он не отказался бы от такой жизни, потомуон и не понимает Чацкого, требующего службы делу, а не лицам.Любовный и социальный конфликты соединяются, становясь единымцелым. Для героя личная драма зависит от отношения обществак нему, а общественная осложняется личными отношениями. Этоизматывает Чацкого и, в результате, для него складывается мильон терзаний по меткому выражению Гончарова.Состояниенеопределенности в жизни приводит его в неистовство.

Если в началедействия он спокоен и уверен в себе Нет, нынче свет уж не таков Вольнее всякий дышит Ине спешит вписатьсяв полк шутов, У покровителей зевать на потолок. Явиться помолчать,пошаркать, пообедать, Подставить стул, поднесть платок.То вмонологе на балу в доме Фамусова видна вся неуравновешенность души иума. Он выставляет себя посмешищем, от которого все шарахаются.Но, одновременно, его образ очень трагичен весь его монолог- следствие несчастной любви и неприятия обществом тех мыслей ичувств, тех убеждений, которые Чацкий отстаивает на протяжениивсей комедии.

Подтяжестью мильона терзаний он ломается, начинает противоречитьздравой логике.Все это влечет за собой совершенно невероятныеслухи, которые кажутся необоснованными, но весь свет говорит о них Сума сошел, ей кажется, вотна! Недаром? Сталобыть С чего б взяла она! НоЧацкий не только не опровергает слухи, но всеми силами, сам того неведая, подтверждает их, устраивая сцену на балу, потом сцену прощанияс Софьей и разоблачения Молчалина Вы правы, из огня тот выйдет невредим, Кто с вами часпробыть успеет,Подышит воздухом одним, Ив ком рассудок уцелеет Вон из Москвы!Сюда я больше не ездок, Бегу, не оглянусь, пойду искать по светуГде оскорбленному есть чувству уголок! В порывестрасти наш герой не раз грешит против логики, но во всех егословах есть правда - правда его отношения к фамусовскому обществу.Он не боится говорить все всем в глаза и справедливо обвинятьпредставителей фамусовской Москвы во лжи, ханжестве, лицемерии.Он сам - яркое доказательство того, что отжившее и больноезакрывает дорогу молодому и здоровому.

ОбразЧацкого остается незаконченным, рамки пьесы не позволяют до конца раскрытьвсю глубину и сложность натуры этого персонажа.

Но с уверенностьюможно сказать Чацкий укрепился в своей вере и, в любомслучае, найдет свой путь в новой жизни.И чем больше будет вот такихЧацких на пути Фамусовых, Молчалиных и Репетиловых, тем слабее итише будут звучать их голоса.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Мильон терзаний Чацкого
Это поистинебессмертное произведение. Впьесе, где изображ н всего лишь один день в доме московского барина Фамусова,Грибоедов затронул наиболее.. В образе Чацкого Грибоедовпоказал человека нового склада ума и души, воодушевл.. Она не может полюбить Чацкого, потому что он складомсвоего ума и души полностью противостоит этому обществу. Софья..

Образ Чацкого по произведению И.А. Гончарова "Мильон терзаний"
Он и в Москву, и к Фамусову приехал, очевидно, для Софьи и к одной Софье. До других ему дела нет. Между тем Чацкому досталось выпить до дна горькую.. До сих пор он был непобедим ум его беспощадно поражал больные места врагов. Он.. Впереди пополняется только мильон терзаний. Если бы у него явилась одна здоровая минута, если бы не жег его мильон..

Онегин и Чацкий
По крайней мере можно абсолютно точно утверждать, что он стоит на высоком уровне культуры своего времени, отличаясь в этом отношении от большинства.. Он даже жертвует любовью Софьи, а ведь он сознательно идет на конфликт, только.. Чацкий, также как Онегин, являет собой довольно распространенный тип тогдашней дворянской молодежи, только он лишен..

Чацкий, Онегин, Печерин
Образ Чацкого способствовал пропаганде передовых идей и росту освободительного движения. 2-я часть реферата посвященахарактеристике главного героя.. Под влиянием бурных событий своей эпохи поэт ставит вромане вопрос о судьбе.. Слабость Печорина - внеумении найти применение своим силам необъятным, в отсутствиижизненной цели, бесцельной игре с..


И свобода от обветшалых представлений о любви, браке, чести, службе, смысле жизни. Чацкий и его единомышленники стремятся к «искусствам творческим.. Их идеал - «умеренность и аккуратность», их мечта - «забрать все книги бы да.. Как и всегда в драматическом произведении, суть характера главного героя раскрывается прежде всего в сюжете. ..

Роль любовной драмы Чацкого в основном конфликте комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Александр Андреевич нес с собой новые взгляды на жизнь, на существующие порядки. Но светское общество Москвы, привыкшее жить, не меняя ничего.. Это чувство началось с детской дружбы (ведь Чацкий был воспитанником в доме.. Психология девушек в таком возрасте такова, что им требуется любовь, ласка, внимание, восхищение. Разлуку же они..

Образ Чацкого в комедии "Горе от ума"
И свобода от обветшалыхпредставлений о любви, браке, чести, службе, смысле жизни. Чацкий и егоединомышленники стремятся к искусствам творческим.. Их идеал умеренность и аккуратность, их мечта забрать всекниги бы да сжечь.. Грибоедов,верный жизненной правде, показал тяжкую участь молодого прогрессивного человекав этом обществе. Окружение..

Чацкий - комический или трагический герой?
Однако характеристика, данная Софьей, скорее, похожа на легкий шарж, свидетельствующий о том, что Софье Чацкий не очень понятен. Чацкий же стремится.. Его появление еще больше обостряет и усложняет сложившуюся ситуацию. «Зачем.. В его спорах с Фамусовым, в его критических суждениях вырисовывается облик человека, способного трезво и независимо..

Чацкий и Онегин
Онегин сын промотавшегося дворянина. Чацкий воспитывался в доме богатого дяди. Легкопредставить, какое образование они получили.Чацкий с усмешкой.. Ему все казалось там безжизненно. В Москве вчера был бал, а завтра будетдва. Мо лодому, пытливому уму нужна пища, нужны новые впечатления..

Чацкий, Онегин, Печорин
Это и есть три составляющие части того первого в России организованного революционного выступления, которое получило название декабризм.В.. Чацкий, Онегин и Печорин - блестящие представители этой молодежи, в делах и.. Но главное, это был человек яркого ума, благородства, чести, любви к Родине, уважения к русскому народу и страстного..

0.035

А. С. Грибоедов вошел в русскую литературу как автор одного произве­дения. Его комедию «Горе от ума» трудно переоценить. Пьеса Грибоедо­ва останется современной и животре­пещущей до тех пор, пока из нашей жизни не исчезнут карьеризм, чинопо­читание, сплетни, пока в нашем обще­стве будут господствовать жажда на­живы, стремление жить за счет других, а не собственным трудом, пока будут процветать охотники угождать и при­служиваться.

Все это вечное несовершенство лю­дей и мира великолепно описано в бес­смертной комедии. Грибоедов создает целую галерею отрицательных образов: Фамусов, Молчалин, Репетилов, Скало­зуб... В них сосредоточены все негатив­ные стороны человеческой натуры.

И такому «обществу» в одиночку про­тивостоит главный герой комедии - Александр Андреевич Чацкий. Он при­ехал в Москву, «из дальних странствий возвратясь», только ради Софьи, сво­ей возлюбленной. Но, вернувшись в некогда родной и любимый дом, он обнаруживает очень сильные переме­ны: Софья холодна, высокомерна, раз­дражительна, она больше не любит Чацкого.

Пытаясь найти ответ на свое чувство, главный герой взывает к прежней люб­ви, которая до его отъезда была вза­имной, но все напрасно. Все его по­пытки вернуть прежнюю Софью терпят поражение. На все пылкие речи и вос­поминания героя Софья отвечает: «Ре­бячество!».

Итак, налицо любовная драма, но она перестает быть узко личной, пере­растая в столкновение влюбленного человека и всего фамусовского обще­ства. Главный герой один выступает против армии старых «воинов», начи­ная нескончаемую борьбу за новую жизнь и за свою любовь.

Первое столкновение - с самим Фа­мусовым. Хозяин дома признает пра­вильными идеалы «века минувшего»; и образец для него - дядюшка:

Максим Петрович : он не то на серебре ,

На золоте едал ; сто человек к услугам .

Совершенно ясно, что и сам Фаму­сов не отказался бы от такой жизни, потому он и не понимает Чацкого, тре­бующего «службы делу, а не лицам».

Любовный и социальный конфликты комедии сливаются в единое целое. Личная драма героя осложнена отно­шением общества к нему, а общест­венная - личными отношениями. Это изматывает Чацкого, и в результате его жизнь превращается в «мильон терзаний».

Состояние неопределенности при­водит героя в неистовство. В начале действия он спокоен и уверен в себе:

Нет , нынче свет уж не таков ...

Вольнее всякий дышит

И не спешит вписаться в полк шутов ,

У покровителей зевать на потолок .

Явиться помолчать , пошаркать , пообедать ,

Подставить стул , поднесть платок .

Но в монологе на балу в доме Фаму­сова уже совершенно очевидно, что у Чацкого «ум с сердцем не в ладу». Образ главного героя очень трагичен: весь его монолог - следствие несча­стной любви и неприятия обществом тех мыслей и чувств, тех убеждений, которые Чацкий отстаивает с таким пылом.

Чацкий не только не опровергает слухи о своем сумасшествии, но все­ми силами, казалось бы, подтверж­дает их, ведь все его поведение, все поступки противоречат «здравому смыслу», правилам, принятым в об­ществе:

Вы правы , из огня тот выйдет невредим ,

Кто с вами час побыть успеет ,

Подышит воздухом одним ,

И в ком рассудок уцелеет ...

Вон из Москвы !

Сюда я больше не ездок ,

Бегу , не оглянусь , пойду искать по свету

Где оскорбленному есть чувству уголок !

Герой переживает трагедию непони­мания, но ведь все его монологи обра­щены к «московским бабушкам», заве­домо не способным оценить остроту ума обличителя. Он не боится гово­рить все всем в глаза и справедливо обвиняет представителей фамусовской Москвы во лжи, ханжестве, лице­мерии. И пускай Чацкий не понят, пус­кай расточал свой пыл перед недо­стойными, но не быть молчалиным в обществе льстецов и лицемеров, всту­пить в открытое противостояние бук­вально со всеми - поступок, заслужи­вающий уважения.

Размышляя над особенностями комедии “Горе от ума”, И.А. Гончаров отметил, что в группе действующих лиц “отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва, ...тогдашний ее дух, исторический момент и нравы”. Он отметил также, что комедия осталась бы лишь картиной нравов, не будь в ней Чацкого, вдохнувшего живую душу в действие от первого своего слова до последнего. Без фигуры Чацкого, без его страстных монологов пьеса не обрела бы такой популярности, не стала бы одним из самых любимых

Произведений подлинных патриотов России.

Но если Чацкий - один умный человек на 25 глупцов, почему в последнем действии он является перед нами растерянным, с “мильоном терзаний” в груди? Только ли крушение его любви к Софье тому причина? Нет, он кипит негодованием, окунувшись в мир “нескладных умников, лукавых простаков, старух зловещих, стариков...” Словом, под град его стрел попадает уходящий век и его принципы, тянущие свои щупальцы к новому.

Последнее действие лишь подводит итог столкновениям на этой почве между фамусовским обществом и главным героем.

Чацкий - умный, образованный человек. Как характеризуют его другие персонажи, “он

Малый с головой”, “славно пишет, переводит”. Раньше он служил, занимал высокое положение, но не нашел в этом пользы, потому что приходилось служить лицам, а не делу. А “вписаться в полк шутов” и покровителей Чацкий нехочет: “Служить бы рад, прислуживаться тошно” - его кредо. За свои взгляды, идущиевразрез с общепринятыми, он “объявлен мотом, сорванцом”, потому что имением управлял “оплошно”, т. е. по-своему, три года путешествовал, что в глазах света только добавило странности его поведению. Неудачи и странствия не выветрили его энергии. Он не кажется разочарованным, когда появляется в доме Фамусова, и его разговорчивость, оживление и остроты не только от свидания с Софьей. Ведь дым Отечества ему сладок и приятен, хотя Чацкий и знает, что ничего нового не увидит, везде одно и то же.

Чувствуя в Софье неискренность, какую-то фальшь, Чацкий, как человек честный, пытается понять ее. Его ум и чувства раздражены скрытой ложью, и все, к чему он раньше

Старался быть снисходительным, возмущает его. Так “интрига любви” становится “общей

Битвой” передового человека с мракобесами своей эпохи.

Прежде всего, Чацкий настроен против “века минувшего”, так любимого Фамусовым, против раболепства, покорности и страха, косности мышления, когда

Сужденья черпают из забытых газет

Времен очаковских и покоренья Крыма.

Ему противна круговая порука знати, мотовство и пиры, но более всего негодование в нем

Возбуждает крепостничество, при котором преданных слуг выменивают на борзых собак,

Продают поодиночке “от матерей, отцов отторженных детей”. Чацкий не может

Уважать таких людей даже на безлюдье, не признает за ними права на суд над новым

Веком. И они, в свою очередь, считают таких, как Чацкий, разбойниками, опасными

Мечтателями, проповедующими самое для них страшное - вольность.

Для Чацкого занятия наукой, искусством - это творчество, высокое и прекрасное, а для

Других оно равносильно пожару. Ведь удобнее, “чтоб грамоте никто не знал и не учился”,

Лучше шеренги и муштра.

От монолога к монологу нарастает раздражение Чацкого, и дело тут не только в Софье. “Дома новы, а предрассудки стары” - вот что главное. Поэтому такими едкими становятся его реплики, направленные на носителей этих предрассудков, старых и молодых. Он посеял неприязнь, а пожал “мильон терзаний”.

Слух о сумасшествии Чацкого пал на благодатную почву, иначе фамусовское общество и не смогло бы объяснить его поведение, желчное,придирчивое. Белой вороне не место среди черных, ее надо отторгнуть. Клеветой отгораживая Чацкого, все вздыхают

Свободней, а герой слабеет. Его монолог “Да, мочи нет: мильон терзаний” звучит, как

Жалоба, и болью отзывается в сердце. Не только Чацкий, но и Отечество унижено существующим порядком, засильем иностранщины, когда “пустое, рабское, слепое подражание” заменяет национальную культуру, а “умный, бодрый... народ” даже по языку господ принимает занемцев.

Вот поэтому в последней сцене мы видим Чацкого таким возмущенным. Разочарованный в любви и не нашедший “ни звука русского, ни русского лица”, обманутый и оболганный, Чацкий бежит из Москвы “искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок”, унося, как терновый венец, “мильон терзаний”. Но его принципы не развенчаны. Гончаров верно заметил, что “Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь

Смертельный удар качеством силы свежей.

Неужели он, вечный обличитель лжи, о котором говорится в пословице “Один в поле не воин”? Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и - всегда жертва”.

А. С. Грибоедов вошел в русскую литературу как автор одного произведения. Его комедию "Горе от ума" нельзя поставить в один ряд с бессмертным творением А. С. Пушкина "Евгением Онегиным", так как "Евгений Онегин" стал для нас уже историей, энциклопедией жизни русского дворянства начала XIX века, пьеса Грибоедова была, есть и будет современным и животрепещущим произведением до тех пор, пока из нашей жизни не исчезнут карьеризм, чинопочитание, сплетни, пока в нашем обществе будут господствовать жажда наживы, жизнь за счет других, а не за счет собственного труда, пока будут живы охотники угождать и прислуживаться.

Все это вечное несовершенство людей и мира великолепно описано в бессмертной комедии Грибоедова "Горе от ума" Грибоедов создает целую галерею отрицательных образов: Фамусов, Молчалин, Репетилов, Скалозуб и т.д. Они как бы вобрали в себя все отрицательные черты развития современного им общества.

Но всем этим героям в одиночку противостоит главный герой комедии Александр Андреевич Чацкий. Он приехал в Москву, "из дальних странствий возвратясь", только ради Софьи, своей возлюбленной. Но, вернувшись в некогда родной и любимый дом, он обнаруживает очень сильные перемены: Софья холодна, высокомерна, раздражительна, она больше не любит Чацкого.

Пытаясь найти ответ на свое чувство, главный герой взывает к прежней любви, которая до его отъезда была взаимной, но все напрасно. Все его попытки вернуть прежнюю Софью терпят полное фиаско. На все пылкие речи и воспоминания Чацкого Софья отвечает: "Ребячество!". С этого начинается личная драма молодого человека, которая перестает быть узко личной, а перерастает в столкновение влюбленного человека и всего фамусовского общества. Главный герой один выступает против армии старых "воинов", начиная нескончаемую борьбу за новую жизнь и за свою любовь.

Он сталкивается с самим Фамусовым и спорит с ним по поводу образа и пути жизни. Хозяин дома признает правильность жизни своего дядюшки: Максим Петрович: он не то на серебре, На золоте едал, сто человек к услугам.

Совершенно ясно, что и сам он не отказался бы от такой жизни, потому он и не понимает Чацкого, требующего "службы делу, а не лицам". Любовный и социальный конфликты соединяются, становясь единым целым. Для героя личная драма зависит от отношения общества к нему, а общественная осложняется личными отношениями.

Это изматывает Чацкого и, в результате, для него складывается "мильон терзаний" по меткому выражению Гончарова.

Состояние неопределенности в жизни приводит его в неистовство. Если в начале действия он спокоен и уверен в себе: Нет, нынче свет уж не таков... Вольнее всякий дышит И не спешит вписаться в полк шутов, У покровителей зевать на потолок. Явиться помолчать, пошаркать, пообедать, Подставить стул, поднесть платок.

То в монологе на балу в доме Фамусова видна вся неуравновешенность души и ума. Он выставляет себя посмешищем, от которого все шарахаются. Но, одновременно, его образ очень трагичен: весь его монолог следствие несчастной любви и неприятия обществом тех мыслей и чувств, тех убеждений, которые Чацкий отстаивает на протяжении всей комедии.

Под тяжестью "мильона терзаний" он ломается, начинает противоречить здравой логике. Все это влечет за собой совершенно невероятные слухи, которые кажутся необоснованными, но весь свет говорит о них: Сума сошел, ей кажется, вот на! Недаром? Стало быть... С чего б взяла она! Но Чацкий не только не опровергает слухи, но всеми силами, сам того не ведая, подтверждает их, устраивая сцену на балу, потом сцену прощания с Софьей и разоблачения Молчалина: Вы правы, из огня тот выйдет невредим, Кто с вами час пробыть успеет, Подышит воздухом одним, Ив ком рассудок уцелеет... Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок, Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету Где оскорбленному есть чувству уголок! В порыве страсти наш герой не раз грешит против логики, но во всех его словах есть правда правда его отношения к фамусовскому обществу. Он не боится говорить все всем в глаза и справедливо обвинять представителей фамусовской Москвы во лжи, ханжестве, лицемерии. Он сам яркое доказательство того, что отжившее и больное закрывает дорогу молодому и здоровому.

Образ Чацкого остается незаконченным, рамки пьесы не позволяют до конца раскрыть всю глубину и сложность натуры этого персонажа. Но с уверенностью можно сказать: Чацкий укрепился в своей вере и, в любом случае, найдет свой путь в новой жизни. И чем больше будет вот таких Чацких на пути Фамусовых, Молчалиных и Репетиловых, тем слабее и тише будут звучать их голоса.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://sochinenia1.narod.ru/