Горе от ума 1 действие конспект. Замысел комедии «Горе от ума

Разделы: Литература

Цели:

1) прийти к пониманию общечеловеческого и социального смысла комедии;

2) проанализировать характер главного героя пьесы;

3) развивать умения социально-психологической характеристики персонажей;

4) формировать навыки анализа драматического произведения.

Этапы урока

I. Проверка выполнения домашнего задания

Слово учителя

На прошлом занятии мы обсуждали некоторые особенности комедии Грибоедова как произведения нового типа, подробно говорили о ”фамусовской Москве”, представляющей “век минувший”, обозначили основные этапы развития конфликта социального, его незавершенность в рамках произведения.

Сегодня мы определим, в чем заключается общественный и общечеловеческий смысл комедии. Особое внимание уделим характеристике главного героя – Чацкого. Он вызывает до сих пор много вопросов. Что это за человек? Умен он или глуп? Комична или трагична его роль? Постараемся ответить на эти вопросы.

II. Беседа

Главный герой комедии – Чацкий. Что мы узнаем о Чацком до его появления? Кто о нём вспоминает?

(Вспоминает о Чацком (д. I, явл. 5) горничная Софьи Лиза: “Кто так чувствителен, и весел, и остер, как Александр Андреич Чацкий !”. Софья о нем отзывается так “Он славно пересмеять умеет всех, болтает, шутит, мне забавно… ”. “Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли; привычка вместе быть день каждый неразлучно связала детскою нас дружбой; но потом он съехал <…> и редко посещал наш дом. <…> Остер, умен, красноречив, в друзья особенно счастлив, вот о себе задумал он высоко… Охота странствовать напала на него. Ах! если любит кто кого, зачем ума искать и ездить так далеко ?”.)

Почему Софья так говорит о Чацком? Было ли любовью чувство, связавшее их? Обоснуйте свой ответ.

(Софья рассталась с Чацким, когда ей было 14 лет (сейчас ей 17). Они вместе росли, были хорошими друзьями, она по достоинству ценила его острый ум, красноречие, вместе они шутили и смеялись. Но он внезапно уехал, и три года о нем не было почти никаких вестей. А Софья повзрослела, стала по-другому смотреть на многие вещи. Теперь он увлечена Молчалиным. Очевидно, любви к Чацкому со стороны Софьи никогда не было.)

С возвращением Чацкого в дом Фамусовых начинает разворачиваться любовный конфликт. Как появляется на сцене Чацкий? Какова реакция Софьи, и как оценивает ситуацию сам герой? Прав ли он?

(Чацкий появляется в доме совершенно неожиданно (и некстати для Софьи, влюбленной в Молчалина). Он сразу засыпал Софью вопросами: “Ну, поцелуйте же, не ждали? говорите! Что ж, рады? Нет? В лицо мне посмотрите. Удивлены? и только? вот прием!”. Во-первых, он не дает возможности девушке что-либо ответить; во-вторых, он даже отчитывает Софью, как будто имеет на это право: “Ни на волос любви! куда как хороши! <…> И вот за подвиги награда ” А какие подвиги? За то, что приехал. Достаточно “сухим” ответом возлюбленной “я вам очень рада” герой недоволен: “Однако искренно кто ж радуется эдак?”. Софья вынуждена оправдываться (как преступница) в том, что всегда интересовалась у проезжающих, не встречали ли они его где-нибудь. Очевидно, Чацкий в данном случае не прав, попросту неучтив и невежлив. Былая дружба (даже не любовь!) не дает ему права требовать каких-то ответов. Хотя, оправдывать Чацкого все же можно. В пылу своей страсти он забывает обо всём, к тому же он ещё не осознает, что Софья могла за время его отсутствия измениться, что она уже не та девочка, которой он ее знал.)

О чем продолжают разговор друзья детства? Что задевает в словах Чацкого Софью? Подумайте, почему.

(После детских воспоминаний и комплементов Софье Чацкий открыто задает полушутливый вопрос: “Не влюблены ли вы?”. Девушке вопрос явно неприятен, так как посторонний человек пытается проникнуть в ее тайну. Еще больше настраивает героиню против Чацкого его обличительный выпад против Москвы, всех этих дядюшек и тетушек. Если задуматься, объяснить реакцию барышни не сложно. Она выросла в этом кругу. Это ее родных и знакомых так едко высмеивает Чацкий. Значит, и ее, ведь она, несмотря на свой юный возраст, по своему воспитанию и взглядам – сама часть той “фамусовской Москвы”. Далее Чацкий совершенно расстраивает все дело, небрежно упомянув Молчалина в разговоре: “Что я Молчалина глупее?” Итак с Софьей все ясно. Она и раньше не питала никаких чувств, кроме дружеских, к Чацкому, а теперь просто раздосадована на него. О любви тут и думать не приходиться. Но понимает ли это Чацкий?

Прозрение не приходит и после обморока с Софьей при падении Молчалина с лошади.)

Как вы думаете, почему вроде бы неглупый Чацкий не понимает очевидных вещей?

(Он “глуп сердцем”)

О взаимоотношениях Софьи и Чацкого мы немного поговорили. Теперь перед нами фигура Молчалина. Оказывается, герой вовсе не таков, каким его себе представляет Чацкий. Проведем “следственный эксперимент”.

(Класс делится на группы, которые получают задания проследить взаимоотношения Молчалина с другими героями: а) Молчалин и Софья (Молчалин и Лиза); б) Молчалин и Фамусов (и другие важные гости); в) Молчалин и Чацкий. Один ученик при ответе зачитывает цитаты, другой делает обобщения (выступает в роли комментатора).)

III. Работа в группе.

С Софьей Молчалин несмел, застенчив: “Возьмет он руку, к сердцу жмет, из глубины души вздохнет, ни слова вольного, и так вся ночь проходит, рука с рукой, и глаз с меня не сводит.”Он не многословен, приобрел дружбу всех в доме. Конечно, нет в нем того ума, который “скор, блестящ и скоро опротивет”, - признает Софья, но, по ее мнению, как раз не такой ум нужен, чтобы “осчастливить” семейство.

С Лизой Молчалин совершенно иной: ведет себя очень вольно, говорит, что искренне любит только ее, а в Софье Павловне не видит “ничего завидного” и вовсе не собирается на ней жениться: “Без свадьбы время проволочим”. Оказывается, он лишь прикидывается влюбленным “в угоду дочери такого человека” (т.е. своего покровителя Фамусова).

Подслушав разговор Молчалина с Лизой, Софья гонит Молчалина прочь. Тот просит прощения, унижается, бросаясь перед ней на колени. Он и здесь пытается солгать, вывернуться: “Шутил, и не сказал я ничего, окроме…”. Несмотря на мольбы о прощении, Молчалин изгнан Софьей, но навсегда ли? Чацкий полагает, что она его простит: “Вы помиритесь с ним, по размышленьи зрелом”.

Молчалина привет в дом Фамусов:

Безродного пригрел и ввел в мое семейство,
Дал чин асессора и взял в секретари,
В Москву переведен через мое содейство
И будь не я, коптел бы ты в Твери.

Молчалин боится, что Фамусов узнает о его тайных встречах с дочерью и выгонит. Секретарь Павла Афанасьевича жтвет по завещанию отца:

…угождать всем людям без изъятья.
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.

И он действительно угождает: “Там моську вовремя погладит! Тут в пору карточку вотрет” (Чацкий о нем).

Чацкий весьма невысокого мнения о Молчалине, считает его глупым: “Молчалин прежде был так глуп!.. Жалчайшее созданье”; “Услужлив, скромненький, в лице румянец есть”, всегда “на цыпочках и не богат словами”.

Чацкий не замечает, что Молчалин, в свою очередь, сам его жалеет и даже хочет оказать некоторую услугу – покровительственно наставляет икать протекции у знати, выслужиться. Далее Молчалин поучает Чацкого: “Ведь надобно ж зависеть от других”. Для чего? – “В чинах мы небольших”. Вероятно, под этим “мы” он подразумевает не только себя, но и Чацкого.

Таким образом, Молчалин далеко не безобидный персонаж, зря Чацкий его недооценивает. Впрочем, однажды он пророчески предсказывает судьбу Молчалина: “Он дойдет до степеней известных…”.

Мы с вами посмотрели на Молчалина “со стороны”. Так кто же он такой, и почему достаточно неглупая и смелая в своих предпочтениях Софья предпочитает его остроумному Чацкому?

(Софья не глупа, но она воспитана на французских романах. Безмолвие и крепость Молчалина она принимает за искреннюю любовь и обожание. Ей лестно облагодетельствовать безродного секретаря. Кроме того Софья избалована и своенравна, очевидно, ей кажется, что она легко сможет управлять таким мужем, как Наталья Дмитриевна повелевает своим Платоном Михайловичем. Это был идеал московских невест, по точному определению Чацкого: “Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей…”. Ни Софья, ни Чацкий и вообще никто в доме Фамусова не замечает второй стороны натуры Молчалина. Пока он действительно молча всем угождает – от хозяина до его собаки, он зависит от других. Но это только пока: “В чинах мы небольших”. Два его самых замечательных качества (по его же словам) – “умеренность и аккуратность” – работают на его репутацию. А если прибавить к этому трезвый холодный расчет, мы увидим все задатки очень способного делового человека. И этот человек пойдет далеко, дальше, чем Чацкий с его горячностью и открытостью в суждениях. Этот новый человек, он, скорее, напоминает предприимчивого и устойчивого к любым переменами буржуа, который придет к власти.)

Благодаря фигуре Молчалина в комедии не один, а целых три любовных треугольника: Чацкий – Софья – Молчалин; Софья – Молчалин – Лиза; Молчалин – Лиза – буфетчик Петруша.

Именно любовный конфликт дает толчок конфликта социального.

Когда происходит кульминация в развитии социального конфликта? Чем она вызвана?

(Конфликт социальный обостряется на балу. Раздосадованная на Чацкого Софья случайно называет его сумасшедшим, и общество, жадное до подобных сплетен, с удовольствием подхватывает ее слова, да еще добавляет подробностей. Но Чацкий сам в этом виноват. Он подтверждает слух о своем безумии своим обвинительным монологом в адрес остальных.)

В начале урока мы уже говорили о взглядах Чацкого на некоторые важные вопросы воспитания, образования, политики. Теперь посмотрим на сцену бала.

В чем же упрекает присутствующих Чацкий?

(Чацкий обвиняет русское высшее общество приверженности ко всему иностранному. Но он критикует не только язык – смесь “французского с нижегородским”, а и одежду “по шутовскому образцу”, и нравы, и даже “смешные бритые седые подбородки”. Т.е. в данном случае он выступает как типичный славянофил. Собственно, он предлагает вернуться к допетровским временам. Поэтому, его действительно принимают за больного, неразумного.)

Докажите, что Чацкий в этой сцене являет собой фигуру трагическую и комическую одновременно.

(После объяснения с Софьей, которая уже прямо говорит ему, что любит не его, а Молчалина, Чацкий совершенно потерян, раздосадован. Но всю свою досаду и раздражение он выплескивает на “банальное общество”, пытаясь проповедовать свои идеи. Но он выбрал неподходящее время и место: люди хотят веселиться, а не выслушивать нравоучения. В разгар своего монолога Чацкий внезапно обнаруживает, что его никто не слушает, а вокруг уже все давно кружатся в вальсе. Его жалко, но одновременно нелепая фигура героя вызывает улыбку. Он зря потратил весь пыл своего красноречия. И, главное, на кого? На глухого князя Тугоуховского? На глупую старуху-графиню?..

Социальный смысл комедии раскрывается в споре Чацкого с “фамусовской Москвой”.

После разоблачения Молчалина в глазах Софьи Чацкий уезжает. Он покидает дом в смятенном состоянии. Он бросает последние обвинение свету. Софью он винит в то, что она его “надеждой завлекла”, Москву с ее обществом называет “мучителей толпой”. Герой мечтает “на весь мир излить всю желчь и всю досаду”. Он так и уезжает никем, не понятый, объявленный безумцем.)

IV. Подведение итогов.

В критике было много споров о фигуре Чацкого. Некоторые утверждали, что он близок автору: умен, равнодушен к чинам, карьере стремится к личной независимости; в нем отмечаются некоторые черты “политического вольнодумства” (в диалогах с Фамусовым), он критически относится к свету. Его мировоззрение несовместимо с патриархальной “фамусовской Москвой”. Чацкий долго путешествовал, набрался “вольных мыслей”, но совершенно утратил способность понимать окружающую действительность. Именно поэтому Пушкин, например, вовсе отказывал грибоедовскому герою в уме: как можно “высказывать” свои суждения кому попало?

Одно время критики даже утверждали, что Чацкий – декабрист (по крайней мере по убеждениям). Но разве он похож на декабриста? В его мыслях нет ничего необычного: так думали многие образованные люди того времени. К тому же Чацкий – вовсе не герой-боец. Он приехал в Москву вовсе не с целью проповедовать политические взгляды, обличать пороки общества. Он вернулся только ради Софьи. Он высказывает свои мысли в основном случайно, причем чаще находясь в состоянии досады на Софью, не отвечающую ему взаимностью.

Появление Чацкого ничего не изменила во взглядах московского общества, наоборот, повредило лишь самому Чацкому. Его фигура трагична и комична одновременно. Он напоминает нам бессмертного Дон Кихота Сервантеса, сражающегося с ветряными мельницами (фамусовским обществом).

V. Домашнее задание.

  1. Выписать из текста комедии как можно больше выражений, ставших крылатыми (афоризмов).
  2. Ознакомиться с критическим этюдом И.А. Гончарова “Мильон терзаний”, найти высказывания о главных героях пьесы.
  3. Подготовиться к тестовой зачетной работе (по тексту комедии).
  4. Подготовить небольшой доклад о сценической истории пьесы “Горе от ума” (в качестве пособия рекомендуется книга О.Л. Кудряшова “Театр А.С. Грибоедова”. М., 1983).

Комедия, написанная Александром Сергеевичем Грибоедовым. К сожалению, нет точных данных о времени возникновения замысла комедии. По некоторым данным, она была задумана в 1816 году, но существуют предположения, что первые мысли о комедии появились у Грибоедова еще раньше. Закончив произведение в 1824 году, автор приложил немало усилий, чтобы ее напечатать, но это ему 114 литература не удалось. Не удалось также получить разрешение для постановки «Горя от ума», но это не помешало широкой известности комедии.

Она расходилась в списках, ее читали, обсуждали, восхищались ею. «Горе от ума» стоит у истоков зарождения национальной русской литературы, открывая новую эпоху в ее истории - эпоху реализма. Автор отдает дань традициям классицизма (единство действия, места и времени, «значащие» имена, любовная интрига), но пьеса полностью отражает тогдашнюю действительность, характеры ее персонажей многогранны (достаточно вспомнить Фамусова, заигрывающего с Лизой, лебезящего перед Скалозубом, читающего наставления Софье). Комедия написана живым русским языком, острый, полемический диалог ее увлекает, заставляет почувствовать напряженность действия.

И.А. Гончаров писал в критической статье «Мильон терзаний», что в пьесе изображен длинный период русской жизни, что «в группе двадцати лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя , ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы». Грибоедовская комедия основана на конфликтах: любовном и общественном. Одно с другим оказывается тесно связанным, личная проблематика вытекает из общественной. Грибоедов писал в письме к одному из своих друзей: «...Девушка, сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку (не потому, что ум у нас грешных был обыкнове- нен, нет! и в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека); и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше других...» Главный герой пьесы, Александр Андреевич Чацкий, после трехлетнего отсутствия вернулся в Москву и сразу же, не заезжая домой, явился в дом Фамусова.

Одной из многих причин, побудивших Чацкого покинуть столицу, была одна, которая больше всего тревожила и терзала его сердце - любовь к Софье. Софья - умница, в этом Чацкий был уверен. Еще четырнадцатилетней девочкой она вместе с ним смеялась и над молодящейся тетушкой, и над преданностью батюшки Английскому клубу. Если бы в прошлом не было этого сочувствия, если бы она тогда - три 115 года назад - не разделяла, хоть и полудетски, без достаточно глубокого понимания, его мнений и мыслей, он, наверное, и не пускался бы в расспросы и воспоминания. Стараясь возобновить разговоры, прерванные три года назад, Чацкий хотел узнать, по-прежнему ли она смеется над тем, что смешно и ему, то есть хотел понять теперешний образ ее мыслей. Если она и теперь его единомышленница, то надежды были не напрасными. Но Софья недвусмысленно осудила даже самые легкие его насмешки над Москвой.

Естественно, что возникло подозрение: .„Нет ли впрямь тут жениха какого? И самое главное в мучительных поисках Чацкого заключалось в том, что критерий ума был для него единственным. Скалозуб потому и не вызвал у него больших подозрений, что умная Софья не могла полюбить такого глупца. По тем же причинам он долго не верил в ее любовь к Молчалину. Даже на минуту он не хотел допустить, что умная Софья может искренне хвалить возлюбленного за лакейскую покорность и угодливость. Грибоедов-реалист превосходно понимал, что человека складывается под воздействием условий жизни - в широком смысле этого слова - и прежде всего под влиянием непосредственного окружения: родственных связей, воспитания, бытовых обычаев, традиционных взглядов, мнений, предрассудков и т.д. Понять человека можно только тогда, когда знаешь его среду.

Поэтому автор достаточно подробно знакомит нас со средой, в которой Софья сформировалась как личность в отсутствие Чацкого. Более всего характеризует это общество Фамусов, отец Софьи. Павел Афанасьевич Фамусов - типичный московский барин начала прошлого века с характерной смесью самодурства и патриархальности. Он привык быть барином, он очень уверен в себе и любит себя. Он занимает большой служебный пост, но к службе тоже относится по-барски, не отягощает себя ею. Его политические идеалы сводятся к прославлению всего старого, устоявшегося: ему хорошо живется, и он не хочет никаких перемен.

Идеал человека для Фамусова тот, кто сделал выгодную карьеру, неважно какими средствами. Раболепие и подлость для него тоже хороший путь, если он приводит к желаемому результату. Фамусов - зло не отвлеченное, а конкретное, живое. В его реальность веришь - и потому оно особенно пугает. Фамусову нравится полковник Скалозуб Сергей Сергеевич. Он сравнительно молод, но завтра непременно станет генералом; он надежный защитник старины. Скалозуб - шумный, затянутый в мундир, озабоченный военными упражнениями и танцами типичный аракчеевский офицер, тупой и бездумный, противник всякой свободной мысли и просвещения. К фамусовскому обществу принадлежит и Алексей Степанович Молчалин, более того, он прямое его порождение.

С первого же появления он кажется совершенным ничтожеством: боится произнести лишнее слово, охотно угодничает перед всеми, не смеет иметь своего мнения, своим главным талантом считает «умеренность и аккуратность». Эти свойства обеспечивают его настоящие и будущие успехи в фамусовском мире. Фамусовское общество представлено не только основными героями пьесы, но и эпизодическими. Старуха Хлестова - важная московская барыня, грубоватая, властная, привыкшая не сдерживаться в словах. Она даже в отношении Фамусова не может не показать своей властности. И в то же время она очень похожа на Фамусова: и постоянным желанием повелевать людьми, и преданностью старым, отжившим устоям и порядкам. Антон Антонович Загорецкий - необходимый спутник Фамусовых и хлестовых. Он всегда готов предложить свои услуги, при этом его сомнительные нравственные качества не смущают хозяев общества.

Хлестова говорит о нем: Лгунишка он, картежник, вор... Я от него было и двери на запор; Да мастер услужить... Говоря о Загорецком, Хлестова характеризует и себя, показывает нравственный уровень и свой, и своего круга. Того круга, которому противостоит Чацкий. Чацкий - вольнолюбив, его идеалы - идеалы Просвещения, он видит свой долг и жизненное призвание в служении Родине. Порядки, существующие в России, возмущают его, он с гневом обличает «негодяев знатных» - 117 крепостников, душащих все новое, угнетающих собственный народ. Он истинный патриот, ему непонятно существующее в высшем свете преклонение перед всем иностранным. Чацкий воплотил в себе лучшие черты прогрессивной молодежи начала XIX века, его отличает острый, живой ум. Показывая конфликты героя и окружающего его общества, автор раскрывает содержание главного конфликта эпохи: столкновение «века нынешнего и века минувшего», не желающего сдавать свои позиции.

Позиции «века минувшего» еще сильны: его представители формируют общественное мнение, мнение света, имеющего огромное значение в жизни любого. Им ничего не стоит объявить человека сумасшедшим, тем самым сделав его для себя безопасным: безумие объясняет дерзкие речи Чацкого, его «странное» поведение. Но Чацкого удерживает в доме Фамусова Софья, ее участь, ее отношение к нему. Надо было увидеть ночное свидание, собственными ушами услышать, что сплетню о сумасшествии выдумала и пустила в оборот именно Софья, чтобы понять, наконец, что она давно сделала свой выбор - выбор между ним и Молчалиным, между высокими идеалами человечности и моралью фамусовской Москвы. Может быть, она и не захочет помириться с Молчалиным, но Чацкий для нее потерян навсегда.

Теперь ей осталось вместе с батюшкой ждать со страхом, «что станет говорить княгиня Марья Алексеевна». В комедии «век минувший» побеждает, но повержен ли Чацкий? «Чацкий сломлен количеством старой силы», - пишет И.А.Гончаров в статье «Мильон терзаний». По выражению Гончарова, Чацкий - «провозвестник», «застрельщик» нового и потому - «всегда жертва». «Чацкий неизбежен при смене одного века другим», - приходит к выводу . В этих словах и заключается вечный, общечеловеческий смысл пьесы Грибоедова.

Борьба старого и нового будет продолжаться всегда. Автор с непревзойденной силой убедительности показал, что сила старого ущербная, слепая. Огромное количество цитат из «Горя от ума» стали поговорками, крылатыми фразами, прочно заняв место в русском языке, тем самым обеспечив комедии бессмертие, так же, как и ее автору, Александру Сергеевичу Грибоедову. «Горе от ума» - до сих пор неразгаданное и, может быть, величайшее творение всей нашей литературы...»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 18 города Краснодара

Конспект урока по литературе

в 9 классе

ЯЗЫК КОМЕДИИ

А.С.ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»

Подготовила

учитель русского языка и литературы

ЧЕСНОВА Людмила Дмитриевна

г. Краснодар

2014

ЯЗЫК КОМЕДИИ А.С. ГРИБОЕДОВА

«ГОРЕ ОТ УМА»

Цели урока:

    Выявление основных особенностей языка комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Выявление афористичности языка комедии, его «народности». Определение роли речевой характеристики персонажей.

Задачи урока:

    Воспитание любви и уважения к родному языку на примере отношения к нему А.С.Грибоедова.

ход урока

Истинная любовь к своей стране

Немыслима без любви к своему языку

К. Паустовский

(Звучит «Вальс» Грибоедова) Учитель: Александр Сергеевич Грибоедов, тонкий дипломат, талантливый поэт, композитор, вошёл в историю русской литературы как автор единственной блистательной комедии «Горе от ума». Человек с прекрасным образованием, Грибоедов посвятил всю своею жизнь служению родине, полагая, что чем человек просвещённее, тем полезнее своему отечеству. Обратимся к эпиграфу. Не зря к уроку выбрано высказывание К.Паустовского о любви к своему отечеству через любовь к родному языку. Один из современников Грибоедова вспоминал: «Мне не случалось в жизни ни в одном народе видеть человека, который бы так пламенно, так страстно любил своё отечество, как Грибоедов любил Россию. Он тонко понимал русский национальный характер, любовался широтой размаха, душевной красотой и умом русского человека». Действительно, пламенное патриотическое чувство, любовь к народу, бережное отношение к родному языку, к его истокам было характерно для всего творчества поэта-драматурга. Он настойчиво боролся за самобытность русской культуры, за то, чтобы сберечь многовековое богатство многонациональной культуры, созданной народом, от растворения в модном внешнем «европеизме» дворянского класса, чуждого народу. Его до глубины души возмущало, что в большинстве своём «офранцузившиеся» представители дворянства не владеют в должной степени своим родным языком, а зачастую и считают признаком плохого тона говорить на нём в светском обществе. Это отмечал и современник Грибоедова И.М. Муравьёв-Апостол: «Войди в любое общество: презабавное смешение языков, разных наречий, французского с русским пополам». И Грибоедов в своей комедии устами Чацкого говорит: Здесь нынче тон каков На съездах, на больших, по праздникам приходским? Господствует ещё смешенье языков: Французского с нижегородским?
В последнем монологе 3 действия Чацкий с возмущением говорит о слепом, неумном, рабском подражании западному образу жизни. Прочитаем этот монолог и прокомментируем его. (Один из учащихся читает монолог Чацкого «В той комнате незначащая встреча…»)

Учитель:

Что тревожит героя, повидавшего Россию?

(Чацкий с возмущением замечает, что дворянское общество не знает родной культуры, зачастую презирает её. А любой жалкий «французик из Бордо», приехав в Москву, с удивлением и радостью слышит вокруг себя французскую речь, видит французскую моду и чувствует себя царьком. Чацкого, а значит и самого Грибоедова это глупое подражание возмущает до глубины души. Ему больно и обидно за русскую культуру, за русский язык, который искажают или попросту не знают.) Учитель: Что сделал Грибоедов, чтоб «умный, бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за немцев»? (Он вводит в комедию элементы живой разговорной речи, взятые из сокровищницы русского языка. Язык его комедии живой, остроумный, яркий. Здесь встречаются и просторечные слова и выражения, и фразеологизмы, и меткие изречения.) Учитель: Обратите внимание, что пьеса написана почти разговорным языком, однако он не снижается до грубости и максимально приближается к литературной разговорной речи. Писатель и критик В.Ф. Одоевский так написал о новизне языка комедии Грибоедова: «У г-на Грибоедова мы находим непринуждённый, лёгкий, совершенно такой язык, каким говорят у нас в обществах, у него одного мы находим колорит русского». Итак, мы можем сказать, что Грибоедов использовал в своей комедии живую разговорную речь, подвергнув её глубокой художественной обработк е (слова проецируются на экране ). Запишите эти слова. Нельзя не сказать о «крылатых выражениях, созданных писателем. А.С. Пушкин, познакомившись с комедией, воскликнул: «О стихах я не говорю: половина из них должна войти в пословицы». В.Г. Белинский тоже отмечал эту особенность комедии: «Стихи Грибоедова обратились в поговорки и пословицы и разнеслись между образованными людьми по всем концам земли русской». Установите, какому персонажу принадлежит данное выражение (на экране появляются реплики персонажей): Кто беден, тот тебе не пара. (Фамусов) Служить бы рад, прислуживаться тошно. (Чацкий) Счастливые часов не наблюдают. (София) В деревню, к тётке, в глушь, в Саратов! (Фамусов) Дома новы, но предрассудки стары. (Чацкий) Грех не беда, молва нехороша! (Лиза) АХ! Злые языки страшнее пистолета. (Молчалин) Свежо предание, а верится с трудом. (Чацкий) Ну как не порадеть родному человечку! (Фамусов) Минуй нас пуще всех печалей И барский гнев, и барская любовь! (Лиза) Учитель: Яркий, образный, афористичный язык комедии и сегодня делает произведение интересным для современного читателя. Нет такого произведения ни в русской, ни в зарубежной литературе, которое бы искрилось таким обилием крылатых слов и выражений, навсегда вошедших не только в литературный язык, но и в повседневную жизнь (слова проецируются на экране) . Запишите эти слова. Учитель: Неоспоримое достоинство языка комедии - мастерски осуществлённый Грибоедовым метод речевой характеристики персонажей. Индивидуализм речи в художественном произведении выражается в том, что каждое действующее лицо говорит языком, соответствующим его характеру, социальному происхождению и культурному уровню. Грибоедов блестяще осуществил этот принцип. Каждый герой его комедии говорит своим языком. Дома вы анализировали язык персонажей комедии – представителей «века нынешнего» и «века минувшего». Сейчас вы представите свои наблюдения за языком некоторых персонажей. (Зачитываются сообщения учеников, сделанные дома, о языке отдельных персонажей). Язык Фамусова. Речь Фамусова – типичная речь московского дворянина начала 19 века. Это речь получиновника-полупомещика. В ней слышатся и начальственные, властные нотки («Забрать все книги бы и сжечь!»), и барский грубоватый тон помещика («Ослы! Сто раз вам повторять? В работу вас, на поселенье вас!»). Как большой барин, он позволяет себе говорить самым простым языком («Мечусь, как словно угорелый» «Ну, выкинул ты штуку!»), не пренебрегает и простонародными словами и оборотами речи - «напужал», «оттудова», «а в те поры», что говорит о его невысокой культуре. Он яркий противник учения и просвещения вообще, не принимает ничего нового и революционного («Ах! Боже мой! Он карбонари!»), а придерживается старых традиций, когда слово знатного вельможи решало судьбу и положение любого человека. Фамусов – яркий представитель «века минувшего». (Можно проанализировать дополнительно речевую характеристику Молчалина, указав на основные особенности его языка: употребление канцелярско-деловых оборотов, что свидетельствует об ограниченности натуры; фальшь в разговорах с Софьей; подчёркнутая почтительность к вышестоящим, использование угодливого –с, отражающего подхалимство и лесть; раболепие –«ведь надобно ж зависеть от других». Основа его поведения – лицемерие. По всем качествам принадлежит к фамусовскому обществу – он его прямое порождение).

Язык Чацкого. Язык Чацкого обширнее и богаче языка других действующих лиц комедии. Чацкий – образованный человек, литератор. Это, естественно, отражается на его разговорной манере: он «говорит, как пишет» (Фамусов о Чацком), часто употребляет книжные обороты речи («ум, алчущий познаний», «возбудит жар к искусствам творческим, высоким и прекрасным»). Речь его метка и выразительна, он мастер коротких и точных характеристик: «созвездие манёвров и мазурки» - о Скалозубе, «низкопоклонник и делец» - о Молчалине. Он ироничен, насмешлив, употребляет к месту выражения, которые стали крылатыми («Свежо предание, а верится с трудом», «Служить бы рад, прислуживаться тошно»), умеет одним предложением охарактеризовать ситуацию («Ведь нынче любят бессловесных»).В речи Чацкого проявляются богатство и красота русского языка, она отличается от речи других персонажей эмоциональностью, решительностью и самостоятельностью суждений. Персонаж является представителем «века нынешнего», и его речевая характеристика подчёркивает это. Учитель: Мы смогли убедиться, что язык действующих лиц, оставаясь в рамках общенародной живой разговорной речи, настолько колоритен, что сквозь него отчётливо проступают черты индивидуального человеческого характера. Грибоедов, окрашивая речевую манеру действующего лица своеобразными индивидуально-характерными словами и оборотами, создал типические и вместе с тем индивидуально-выразительные образы (слова проецируются на экран). Запишите эти слова. Учитель: Обратимся ещё раз к тем записям, которые были сделаны на уроке. (На экране появляются слова, записанные во время урока. Учащийся зачитывает все три положения). Итак, обобщая сказанное на уроке, можно прийти к выводу, что своим непреходящим успехом комедия Грибоедова «Горе от ума» обязана во многом в невиданной доселе природе разговорного языка в стихах, который поражает, завлекает, приковывает к себе внимание. Заключительное слово учителя. Создав комедию «Горе от ума», Грибоедов стал не только художником-реалистом, но и новатором в области литературного языка. Вопросы языка в комедии играют исключительно важную роль. Умелое, бережное отношение к использованию реального живого русского языка в стихотворной форме под силу только человеку, искренне любящему своё Отечество. Можно с уверенностью сказать, что наряду с Крыловым и Пушкиным Грибоедов стал подлинным создателем нашего литературного языка. (Выставляются оценки за урок. Задаётся домашнее задание)

Литература:

    Грибоедов А.С. «Горе от ума» М.: «Художественная литература» 1985 Золотарёва И.В. Универсальные поурочные разработки по литературе
М.: ВАКО 2010
    Большая литературная энциклопедия Под ред. Красовского Е.В. М.: «Слово». 2005 Избранные сочинения (Фонвизин Д.И., Грибоедов А.С., Островский А.Н.) М.: «Художественная литература» 1989

Разработка урока по литературе в 9 классе

Тема: Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Знакомство с героями. Чтение и анализ I действия.

Цели урока:

1.Обучающие: Формировать и углублять понятие драматическое

произведение.

2.Развивающие: Учить учащихся на основе прочитанного произведения

развивать свои творческие замыслы, раскрывать умения в раскрытии

характеристик героев.

3.Воспитательные: Воспитывать у учащихся интерес к драматическим

произведениям, истории героев.

Тип урока: комбинированный.

Методы: беседа, рассказ.

Словарная работа: лексика, оценивающая стих комедии; семантика фамилий.

Ход урока

I . Реализация домашнего задания. Сообщение подготовленного ученика.

Повторение понятия «комедия классицизма».

Комедия – одно из драматических произведений. Особенности такого произведения: отсутствие авторского повествования (но: список действующих лиц и ремарки); ограничения действия пространственными и временными рамками, отсюда раскрытие характера персонажа через моменты противоборства (роль конфликта); организация речи в форме диалогов и монологов, которые обращены не только к другим героям, но и к зрителю; этапы развития конфликта (экспозиция, завязка, развитие действия с кульминацией, развязка).

В системе жанров классицизма комедия относится к низшему стилю. Одна из основных сюжетных схем комедии классицизма – борьба двух претендентов за руку одной девушки. Положительный герой беден, но наделен высокими моральными качествами; все заканчивается счастливым диалогом.

Комедия Л. С. Грибоедова «Горе от ума» - произведение, в котором точно воспроизводятся сиюминутные идейно-политические споры и одновремен­но обозначаются проблемы общенационального и общечеловеческого харак­тера. Эти проблемы в пьесе рождены столкновением яркой личности с кос­ным общественным укладом, по словам самого автора, «здравомыслящего человека» с «двадцатью пятью глупцами».

Такое столкновение, «противоречие между характерами, или харак­терами и обстоятельствами, или внутри характера, лежащее в основе дей­ствия», называется конфликтом. Конфликт является «основной пружи­ной», источником динамического напряжения литературного произве­дения, обеспечивающим развитие сюжета.

Сюжет - это «цепь событий, изображенная в литературном произведении, т.е. жизнь персонажей в ее пространственно-временных изме­нениях, в сменяющих друг друга положениях и обстоятельствах». Сю­жет не только воплощает конфликт, но и раскрывает характеры героев, объясняет их эволюцию и т.д.

II . Беседа по вопросам.

Учитель:

- Какие элементы сюжета вы знаете?

- Какие из них являются главными, какие второстепенными?

- Каковы отличительные особенности каждого (экспозиция, завяз­ка, развитие действия, кульминация, развязка)?

- Возможна ли их перестановка?

- Какой художественный эффект при этом достигается? Этой информацией учитель дополняет ответы учащихся и готовит к пос­ледующему восприятию комедии как новаторского произведения.

II . Анализ списка действующих лиц.

Учащиеся обращают внимание на несколько моментов:

1. Говорящие фамилии. Фамусов (от лат.F ата - молва/ Репетилов (от франц. гере1ег - повторять/ Молчалин, Тугоуховский, Скалозуб, Хрюмина, Хлестова.

    Герои получают характеристику исходя из следующих критериев: принцип родовитости и место на служебной лестнице.

    Лишены этих характеристик Чацкий и Репетилов. Почему?!

    Два персонажа обозначены условно Г.Н. и Г.Д. Почему?

Фамилия Чацкий «зарифмованная» (Чадский - Чаадаев). Здесь учитель говорит о том, как своей комедией Грибоедов предугадал судьбу П.Я. Чаадаева.

Фамилия «Чацкий» несет в себе зашифрованный намек на имя одно­го из интереснейших людей той эпохи: Петра Яковлевича Чаадаева. В черновых вариантах «Горя от ума» Грибоедов писал имя героя иначе, чем в окончательном: «Чадский». Фамилию же Чаадаева тоже нередко произносили и писали с одним «а»: «Чадаев». Именно так, к примеру, обращался к нему Пушкин в стихотворении «С морского берега Таври­ды»: «Чадаев, помнишь ли былое?..»

Чаадаев участвовал в Отечественной войне 1812 г., в заграничном анти­наполеоновском походе. В 1814 г. он вступил в масонскую ложу, а в 1821

внезапно прервал блестящую военную карьеру и дал согласие вступить в тайное общество. С 1823 по 1826 г. Чаадаев путешествовал по Европе, по­стигал новейшие философские учения, познакомился с Шеллингом и дру­гими мыслителями. После возвращения в Россию в 1828-1830-х годах на­писал и издал историко-философский трактат «Философические письма».

Взгляды, идеи, суждения - словом, сама система мировоззрения трид­цатишестилетнего философа оказалась настолько неприемлема для ни­колаевской России, что автора «Философических писем» постигла не­бывалое и страшное наказание: высочайшим (т.е. лично императорским) указом он был объявлен сумасшедшим.

Так случилось, что литературный персонаж не повторил судьбу свое­го прототипа, а предсказал ее. И здесь мы подходим к важнейшему воп­росу: что есть безумие Чацкого?

IV . Чтение I действия комедии.

Действие пьесы происходит в доме Фамусова, чья дочь, семнадцатилетняя Софья, влюблена в секретаря своего отца Алексея Молчалина. Влюбленные могут встречаться только ночью, а служанка Лиза сторожит под дверью, чтобы предупредить. Задремав, Лиза просыпается и понимает, что в любую минуту может нагрянуть отец Павел Афанасьевич, управляющий в казенном месте. Она увещевает барышню скорее попрощаться с милым, но напрасно, ведь «счастливые часов не наблюдают». Тогда Лиза переводит стрелки часов вперед, чтобы они начали звонить, часы бьют, и появляется Фамусов собственной персоной.

Хозяин пытается заигрывать с хорошенькой служанкой, но та дает понять, что их может услышать Софья, которая уснула лишь под утро, так как всю ночь читала французские романы. Отец недоволен, что дочь портит глаза, ведь «проку нет от книг». Только он уходит на цыпочках, из комнаты выходят Софья и Молчалин. Возвращается Фамусов: он потрясен столь ранним присутствием секретаря возле комнаты дочери. Молчалин говорит, что он «с бумагами-с», и они уходят их разбирать.

Лиза обсуждает потенциальных женихов Софьи, говорит, что батюшка не позволит ей выйти замуж за Молчалина, ведь ему нужен зять «с звездами да с чинами», например, как полковник Скалозуб. Она с умилением вспоминает об Александре Андреиче Чацком, с которым Софья росла: «Чувствителен, и весел, и остер». Та с горечью замечает, что он три года назад уехал и не посылает о себе никаких известий. В это время слуга объявляет, что приехал Чацкий. Тот радостно вбегает, но смущен холодным приемом своей подруги детства. Он пытается напомнить их совместные детские забавы, но Софья серьезна.

Тогда Чацкий перебирает общих московских знакомых, предполагая, что они не изменились, ненароком задевает Молчалина, вызвав у Софьи взрыв негодования. Чацкий предполагает, что девушка влюблена, но не догадывается, в кого именно. Появившийся Фамусов рад возвращению сына своего близкого друга и предлагает ему через час явиться с рассказами о путешествии.

Действие II

Фамусов вместе со слугой Петрушкой отмечает в календаре значимые даты: когда и к кому он зван в ближайшее время в гости. Появляется Чацкий. Он много говорит о том, как изменилась Софья, как она похорошела, и это вызывает у отца подозрение: не влюбился ли бывший друг детства? Чацкий напрямик спрашивает: может ли он просить руки Софьи Павловны? Фамусов прямо не отвечает, но предлагает ему «имением не управлять оплошно», а главное - пойти служить. Молодой человек объясняет, что он бы рад именно служить, а вот прислуживаться ему претит.

Фамусов упрекает его в излишней гордости и вспоминает историю своего покойного дяди Максима Петровича, который выслуживался перед государыней, зато имел чины и награды и «не то на серебре, на золоте едал». Чацкий разражается гневным монологом о «веке покорности и страха», а отец Софьи обвиняет его в проповеди вольнодумства.

Приходит полковник Скалозуб, которого Фамусов хотел бы видеть женихом своей дочери. Поэтому он убедительно просит Чацкого молчать в присутствии важного гостя. Когда же Павел Афанасьевич начинает расхваливать московское дворянство с его консервативными старичками, великосветскими вельможами, властными женами, держащими под каблуком мужей, девицами, умеющими преподнести себя в выгодном свете, Чацкий вновь не выдерживает и произносит монолог о «строгих ценителях и судьях» с «времен Очаковских и покоренья Крыма», кто нашел защиту в родственниках и друзьях, а теперь «разливается в пирах и мотовстве».

Фамусов поскорее уходит к себе в кабинет, а Скалозуб, так ничего и не поняв, пытается поддержать молодого человека, но в это время Софья, увидев что-то за окном, падает в обморок. Оказывается, Молчалин упал с лошади, вызвав испуг влюбленной девушки. Чацкий, сам испытав беспокойство за здоровье Софьи Павловны, невольно восклицает, чтобы Молчалин лучше б «шею себе сломил», вызвав тем самым еще больше гнева у Софьи. Появившийся Алексей Степанович всех успокаивает, а Софью наедине предостерегает: «Злые языки страшнее пистолета».

Когда все расходятся, секретарь пристает к служанке Лизе, объясняя ей, что она «веселое создание, живое», поэтому она и нравится ему. На вопрос Лизы по поводу барышни, ничуть не смущаясь, Молчалин признается, что любит ее «по должности», и предлагает Лизе встретиться с ним в обед.

Действие III

Чацкий удивлен поведением Софьи. Он раздумывает: уж не в Молчалина ли она влюблена? Он не может поверить, чтобы умная девушка могла полюбить такое ничтожество. Он расспрашивает ее о достоинствах папиного секретаря, и она выделяет его скромность. Далее появляется Молчалин собственной персоной. Чацкий устраивает ему своеобразный допрос. Секретарь, «корпевший когда-то в Твери», за три года оброс знакомствами и связями, о которых с гордостью рассказывает своему сопернику. Он выделяет два самых главных своих качества - «умеренность и аккуратность», объясняя Чацкому, что в его лета «не должно сметь свое суждение иметь». Все эти разглагольствования зарвавшегося секретаря окончательно уверяют Чацкого, что Софья не могла бы полюбить человека с такими качествами, а значит, у него еще есть надежда на ответные чувства девушки.

Тем временем в доме Фамусова собираются гости на большой бал. Первыми появляются супруги Горичи. Наталья Дмитриевна рассказывает Чацкому о своем муже так, как будто это ее очередное приобретение, сродни новому наряду. В появившемся муже Платоне Михайловиче Чацкий с трудом узнает своего бывшего сослуживца. Жена сменила в нем все: военный костюм, движения, привычки, взгляды, придумала ему модные болезни («рювматизм и головные боли»). И бывший сослуживец со вздохом признает, что стал уже не тот, вызвав неудовольствие у жены, так настойчиво проявляющей заботу о его здоровье.

Появляются князья Тугоуховские с шестью дочерьми на выданье. После приезжает графиня Хрюмина с внучкой. Наталья Дмитриевна переключается на них, рассказывая о своем «тюрлюрлю» атласном, а сам Горич представляет Чацкому Загорецкого, рекомендуя его как «мошенника» и «плута».

Приходит властная старуха-крепостница Хлестова, свояченица Фамусова. Она хвастается своей «девкой-арапкой» и просит ее покормить на кухне вместе со своей же собакой. Молчалин восхищается ее прелестным шпицем, за что Хлестова проявляет к нему благосклонное отношение. Чацкий не без иронии замечает, что Молчалин всегда и во всем преуспеет, ведь очень хорошо угождает каждому: «Там моську вовремя погладит, тут в пору карточку вотрет!»

Этот саркастический тон окончательно выводит Софью из себя: когда среди гостей заходит разговор о Чацком, она сначала ненароком, а потом специально намекает, что якобы тот не в своем уме. Слух мгновенно разносится среди гостей Фамусова. Каждый норовит найти причину сумасшествия: кто-то вспоминает о матери-покойнице, будто бы помешанной, кто-то все списывает на пьянство. Фамусов, включившись в разговор, все объясняет излишней «ученостью» своего давнего знакомого.

Появившийся вновь в зале Чацкий вызывает испуг у гостей, страх, что он может в любой момент броситься в драку. А он жалуется Софье, что все вокруг поклоняются чужому, что какой-то «французик из Бордо» пленил всех барышень. Когда юноша заканчивает свой гневный монолог, видит, что все разошлись, оставив его в гордом одиночестве.

Действие IV

Появившийся позже всех на балу Репетилов пока не в курсе сплетни и оживленно беседует с Чацким, приглашая его в «секретнейший союз». Чацкий, устав от его болтовни, отходит, а Загорецкий рассказывает Репетилову о последних новостях. Тот долго не верит в сплетни о сумасшествии своего давнего знакомого, но все присутствующие уверяют, что это правда. Чацкий случайно слышит весь разговор. Он потрясен предательством тех, кого считал своими хорошими знакомыми. Он спешит к Софье в надежде, что она еще не слышала этих мерзких сплетен.

Гости разъезжаются, Чацкий прячется за колонной, ожидая, когда Софья пройдет к себе в комнату. А Софья уже давно у себя и посылает Лизу, как обычно, за Молчалиным. Горничная пробирается сквозь темный холл со свечой и стучит в комнату к секретарю. Тот вновь проявляет интерес к хорошенькой горничной, объясняя, что в Софье Павловне нет и половины тех достоинств, которые он ценит в Лизе. Не стесняясь, он говорит, что жениться на хозяйской дочери он и не думает, думает только, как «время проволочить». Эти слова слышат и Чацкий, притаившийся за колонной, и Софья, спустившаяся по лестнице вслед за своей служанкой.

А Молчалин продолжает рассуждать, что это его отец когда-то учил «угождать всем людям без изъятья». Вот, дескать, он и принимает вид любовника «в угодность дочери такого человека». Софья больше не может это слышать, не выдерживает и высказывает все, что она думает о его низости. Молчалин пытается вымолить прощение на коленях, объясняя, что все его слова якобы только шутка, но Софья остается непреклонной: она требует, чтобы тот сегодня же навсегда покинул дом своего благодетеля.

Чацкий с горечью говорит Софье, как обманулся он в ней и в своих ожиданиях: она променяла его на ничтожного Молчалина. В это время со свечами прибегает Фамусов с толпою слуг. Он потрясен тем, что Софья вместе с Чацким, которого совсем недавно «безумным называла». Эти слова становятся еще одним ударом для юноши: он называет себя «слепцом», «расточителем нежных слов», но все это было напрасно, потому что Софья не ответила на его чувства. Он произносит свой прощальный монолог, в котором с упреком спрашивает, почему любимая девушка сразу не дала понять, что он ей противен. Тогда бы он ни минуты не остался в этом доме, ведь он на все был готов ради нее.

Фамусов разгневан, даже грозится отправить дочь-»срамницу» к тетке в деревню, «в глушь, в Саратов».

Но Чацкий не уверен, что этим угрозам суждено будет сбыться, предрекает, что Софья еще помирится с Молчалиным, ведь такие, как он, и «блаженствуют на свете». А в московском обществе гораздо удобнее иметь «мужа-мальчика», «мужа-слугу» (он уже увидел это на примере Натальи Дмитриевны и Платона Михайловича), поэтому на такую роль как нельзя лучше и подходит Молчалин.