Гоголь н в биография для детей. Где родился Гоголь? Где Гоголь провел детство? Сатирическая комедия «Нос»

Великий русский прозаик, драматург, критик, поэт и публицист Николай Васильевич Гоголь сделал огромный вклад в отечественную литературу и журналистику, обогатив ее многими бессмертными произведениями, некоторые из которых невероятно актуальны и сегодня. Однако, как известно, все мы родом из детства, поэтому, чтобы понять истоки его творчества, прежде всего нужно узнать, где родился Гоголь, кем были его родители и какие ранние впечатления повлияли на формирование его мировоззрения.

Откуда были родом Яновские

Биографы Гоголя сообщают, что предки писателя были потомственными священникам и не имели никакого отношения к дворянству. Известно также, что его прадед — Афанасий Демьянович — поселился недалеко от Полтавы и взял фамилию Яновский, по названию местности, где им был построен дом. Через несколько лет при получении грамоты на дворянство он дописал к своей фамилии еще одну — Гоголь, чтобы таким образом подтвердить (или, как считают некоторые исследователи, сфабриковать) свое родство с известной личностью — полковником Евстафием Гоголем, который состоял на службе у короля Яна Третьего Собесского. Таким образом, предки писателя переселились в Малороссию из Польши где-то во второй половине восемнадцатого века. Справедливости ради нужно сказать, что сам Николай Васильевич Гоголь ошибочно считал, что фамилию Яновский выдумали поляки. Именно поэтому в 1821 году он ее просто отбросил. На тот момент его отца уже не было в живых, поэтому некому было воспрепятствовать такому вольному обращению с родовым именем.

Где родился Н. В. Гоголь?

Будущий великий русский писатель родился 20 марта 1809 года в селе Сорочинцы, которое в то время находилось в Полтавской Сегодня этот населенный пункт называется Великие Сорочинцы и является частью Миргородского района Украины. На момент рождения Гоголя оно было известно своей знаменитой ярмаркой, на которую съезжались чуть ли не со всех уголков Малороссии и даже из Польши и центральных губерний России. Таким образом, малая родина будущего великого писателя была довольно известным торговым центром, где кипела жизнь.

Дом, где родился Гоголь

Во время Великой Отечественной войны многие постройки в Великих Сорочинцах, как и на территории всей были уничтожены. К сожалению, такая участь постигла и то самое место, где родился Гоголь, — дом доктора М. Трохимовского, в котором в 1929 году был организован музей, посвященный его детским годам. В послевоенный период была проведена большая работа по поиску вещей и документов, имевших отношение к детству великого писателя. Она увенчалась успехом, и спустя шесть лет на месте разрушенного дома, где родился Гоголь, было построено новое здание, в котором разместился литературно-мемориальный музей. Сегодня он считается одной из главных достопримечательностей Великих Сорочинцев, и там посетители могут увидеть личные вещи писателя, его портрет работы Репина и некоторые редкие первые издания книг. Посетив село, где родился Гоголь (фото ниже) можно также увидеть великолепную Спасо-Преображенскую церковь. Этот величественный храм, построенный в начале восемнадцатого столетия в стиле украинского барокко, примечателен тем, что именно там в 1809 году был крещен писатель.

Ранние годы

Родители Гоголя на момент его рождения проживали в собственном имении Васильевка, или Яновщина, расположенном рядом с селом Диканька. Всего у коллежского асессора Василия Гоголь-Яновского и дворянки Марии Косяровской родилось двенадцать детей, из которых большинство умерли в младенчестве. Сам будущий великий писатель был третьим ребенком и старшим из доживших до совершеннолетия. Дети Гоголь-Яновских росли в атмосфере деревенского быта наравне со сверстниками из крестьянских семей. Однако в то же время родители писателя были частыми гостями в соседских поместьях, а Василий Гоголь-Яновский даже некоторое время руководил домашним театром своего дальнего родственника Д. П. Трощинского — отставного члена Государственного Совета. Таким образом, его дети не были лишены культурных развлечений и с юных лет приобщались к искусству и литературе.

Где прошло отрочество Гоголя

Когда мальчику исполнилось десять лет, его отправили в Полтаву к одному из местных учителей, который занялся подготовкой будущего писателя к поступлению в Нежинскую гимназию. Если Великие Сорочинцы — село, где родился Гоголь, город Нежин — место, в котором прошли его отроческие годы. В то же время он никогда не забывал о Великих Сорочинцах, так как проводил там все каникулы, беззаботно предаваясь веселью в компании сестер и детей крестьян.

Учеба в гимназии

Заведение, куда родители Гоголя определили его для дальнейшего обучения, было открыто в 1820 году. Его полное название звучало как Нежинская гимназия высших наук. Обучение там длилось девять лет, а учениками могли стать только дети малороссийских дворян. Выпускники Нежинской гимназии в зависимости от результатов экзаменов получали чин двенадцатого или тринадцатого класса по “Табели о рангах”. Это означало, что аттестаты, выдававшиеся этим учебным заведением, котировались наравне с дипломами университетов, а их обладатели освобождались от необходимости сдавать дополнительные экзамены для производства в высшие чины.

Судя по сохранившимся документам, гимназист Николай Гоголь-Яновский не был прилежным школяром, и ему удавалось сдавать экзамены, только благодаря превосходной памяти, которая стала Кроме того, сохранились воспоминания некоторых учителей и однокашников будущего писателя, свидетельствовавшие о том, что ему с трудом давались иностранные языки, а также латынь и греческий, а вот русская словесность и рисование были его самыми любимыми дисциплинами.

во время учебы в гимназии

Вопрос о том, кто повлиял на формирование взглядов на жизнь и характер будущего писателя, не менее важен, чем сведения о том, где родился Гоголь. В частности, уже в зрелом возрасте он вспоминал, как во время учебы в Нежинской гимназии вместе с группой товарищей с увлечением занимался самообразованием. Среди однокашников писателя можно отметить Герасима Высоцкого, Александра Данилевского, с которым Гоголь дружил до конца жизни, а также и Нестора Кукольника. У друзей вошло в привычку выписывать литературные альманахи в складчину, а также раз в месяц издавать свой гимназический рукописный журнал. Причем сам Гоголь часто публиковал в нем свои первые стихи и даже написал для него историческую повесть и поэму. Кроме того, большой популярностью у гимназистов пользовалась написанная им сатира о Нежине.

Последние годы учебы в гимназии

Когда Гоголю было всего пятнадцать лет, он потерял отца, что стало для него невосполнимой утратой. Таким образом, уже в столь юном возрасте он остался единственным мужчиной в семье (четверо братьев умерли во младенчестве, а еще один - Иван - в 1819 году). Несмотря на это мать писателя продолжала отдавать свои скудные средства на то, чтобы ее любимый сын смог окончить гимназию, так как считала его гениальным и верила в его успех. Справедливости ради нужно сказать, что и Николай до конца жизни заботился о ней и сестрах и даже отказался от наследства, чтобы дать им достойное приданое.

Что касается стремлений, которые были у юноши в последние годы учебы в гимназии, то он мечтал о государственной службе, а литературу рассматривал скорее как некое хобби. Между тем то, в каком месте родился Гоголь, сыграло очень большую роль в его дальнейшей карьере и поспособствовало громкому дебюту в Северной столице.

Поездка в Петербург

Покинув место, где родился, Гоголь отправился покорять Санкт-Петербург. Там его приняли отнюдь не с распростертыми объятиями. Сначала Николай захотел попробовать себя в актерстве, но артистическая среда отвергла самоуверенного провинциала. Что касается государственной службы, то она ему показалась скучной и бессмысленной. Однако очень скоро молодой человек заметил, что Малороссия и все, что с ней связано, крайне интересовали петербуржский бомонд, и там с удовольствием слушали произведения малороссийского фольклора. Таким образом, все, что исходило из мест, где родился Гоголь, город на Неве принимал, как говорится, на ура! Поэтому не удивительно, что начинающий литератор практически в каждом письме матери просил ее рассказать о каких-то подробностях местного быта или присылать ему старинные предания, которые мать могла услышать от своих крестьян или странников, совершающих паломничество по святым местам.

Теперь вы знаете, что сказать, если вас попросят: "Назови место, где Также вы сможете привести некоторые подробности его биографии, касающиеся детства и отрочества. А чтобы окунуться в атмосферу Малороссии, вам стоит посетить село Великие Сорочинцы и город Миргород. Тогда вы увидите своими глазами знаменитую ярмарку и лужу, которой восхищался писатель, называя ее единственной в своем роде. Она существует и поныне и даже обзавелась собственной набережной!

Николай Васильевич Гоголь – одна из самых загадочных и непростых фигур в русской литературе. Писатель оставил миру богатое наследие, а также множество невероятных тайн, мистических подробностей жизни и смерти. Многочисленных исследователей творчества Гоголя поражают оригинальность образов, вышедших из-под его пера, манера повествования и необычные темы, а также личность писателя и удивительные факты его биографии .

В жизни и в книгах Гоголя переплелись фантастика и реальность, городская утонченность и простонародный быт, прекрасное и безобразное. Чем же была примечательна жизнь автора «Мертвых душ», что беспокоило и пугало его, заставляло страдать, создавая гениальные произведения?

Тайна рождения, детство

Мистика начала преследовать писателя со дня появления на свет. Существовало несколько версий точной даты его рождения: считалось, что он родился 19 марта 1809 года, также упоминались дата 20 марта 1810 года. После детального изучения метрики исследователям удалось установить, что будущий писатель был рожден 20 марта 1809 года в Сорочинцах, что на Полтавщине, и носил с рождения фамилию Ясинский. Там, неподалеку от хутора Диканька, которая затем будет увековечена в произведениях Гоголя, располагалось зажиточное имение его родителей – Васильевка.

Рождению писателя предшествовала странная история: в юности его отец посетил один храм, где парню запомнилась икона Богоматери. После ему приснился сон с Девой Марией, которая показала на сидящую у ее ног маленькую девочку. Богородица сказала – «Это твоя жена». Впоследствии в дочери соседей молодой человек увидел черты девочки из сна, дружил с ее семьей, а когда она достигла возраста 14 лет, будущий отец гения сделал ей предложение.

Спустя время в семье появился мальчик, нареченный Николаем в честь святого: мама писателя отличалась богобоязненной религиозностью. От нее и от отца Гоголь унаследовал мнительность и обостренную интуицию, трепет перед смертью. Мальчика с юных лет увлекали мистические совпадения, вещие сны, знаки и приметы, темы призраков и потустороннего бытия.

Будучи учащимся Полтавского училища, он перенес смерть младшего брата. Событие сказалось на будущем писателе огромным шоком, поэтому родители перевели мальчика в Нежинскую гимназию. У Николая было еще 11 сестер и братьев, но большая часть детей умерла в младенческом возрасте.

Невероятные факты о Гоголе исследованы его биографами: замечено, что тема контрастов в характере и экзальтированность проявились у него уже в гимназическом театре. Внешне чувствительный, склонный к фантазированию, таинственный Николай охотно раскрепощался на сцене, играя комических персонажей. В это время его потрясла смерть уже немолодого отца. С тех пор юность писателя была омрачена переживаниями и неуверенностью в себе, отсутствием необходимой опоры в жизни.

Первые литературные опыты

Гоголь писал свои первые произведения в тени сада гимназии, вдали от беззаботных товарищей. Отличался он способностью метко сочинять смешные истории про учителей и друзей, иногда придумывал забавные клички и иронически шутил. Но также его влекла тема потустороннего, мистического и вечного бытия.

Помимо чтения классики и участия в спектаклях гимназии Гоголю удавалось выпускать собственный журнал. Он мечтал о славе и издал свою первую поэму под псевдонимом Алов. После разгромной критики мнительный студент решил сжечь произведение и на время отойти от литературы, отдав все свое время службе в департаменте министерства. Там молодой канцелярист стал свидетелем многих интересных случаев из жизни чиновников, вел делопроизводство, много ездил по стране.

Ему повезло познакомиться с Жуковским и Пушкиным: событие вдохновило писателя начать работу над знаменитыми «Вечерами на хуторе близ Диканьки», вышедшими в печать под псевдонимом Рудого Панька.

Период усиленной работы над литературным наследием ознаменовался известностью, знакомствами с единомышленниками, поездками, нагрузками на службе. Все мистические истории из детства, услышанные им на хуторе и от товарищей, легли в основу бессмертных произведений.

Интенсивная работа и творческая занятость не способствовали устройству личной жизни: писатель не выражал желания жениться. Его увлекали романы с именитыми красавицами, но современники Гоголя замечали, что дальше влюбленности дело не заходило. Все изменила встреча с графиней Вильегорской: он решился сделать ей предложение, но был крайне шокирован отказом из-за социального неравенства.
После своей неудачи устроить личную жизнь Гоголь долго переживал, замкнулся в себе, позднее решил навсегда отказаться от желания связывать себя семейными узами. Он с головой ушел работу. В этот период появилось одно из самых мистических произведений – «Вий», в основу которого легло народное предание о фантастическом подземном духе с длинными веками. Во время написания повести Гоголь переживал каждый эпизод со своими героями так, будто все это происходило с ним лично.

Подточила силы писателя и работа над «Ревизором»: Гоголь очень боялся провала пьесы, неоднократно переписывал реплики, убирал и добавлял героев, сомневался в себе и в своем таланте все чаще. Но результат и положительные отзывы литературных наставников вдохновили его на дальнейшее творчество.

В 1836 году молодой преподаватель университета Гоголь решил отправиться за границу и провел там около десяти лет. В путешествии по Италии писатель заболел малярией, был практически при смерти, но неожиданно пошел на поправку. Болезнь стала началом серьезного душевного расстройства, участились обмороки и странные припадки: видения писателя пугали его — некоторые он даже описывал в своих рассказах и повестях.

Чтобы спастись от сумасшествия, Гоголь решил посетить Иерусалим с целью духовного обновления. Поездка к Гробу Господню, пребывание в Палестине и Константинополе утомили его и не дали ожидаемых результатов. Гоголь был разочарован в жизни, растерян перед новыми переживаниями и приступами. Также не помогли ему и путешествия по монастырям, беседы с духовными лицами.

Современники Гоголя отмечают, что он был неприхотлив в быту, одевался скромно, но периодически тратил внушительные суммы на благотворительность, помогая студентам и молодым поэтам.

За несколько лет до смерти

Тяжелые переживания и напряженная работа приводила к вспышкам болезней, которые способствовали укреплению его богобоязненных настроений. У писателя появилась религиозная экзальтация: он начинал пророчествовать в беседах с друзьями, все его разговоры сводились к теме греховности перед Богом. Первый том «Мертвых душ» Гоголь издал в состоянии крайнего душевного напряжения.

Не отличаясь крепким физическим здоровьем, Гоголь переживал каждую смерть в своем кругу тяжело и мучительно, его по-прежнему беспокоили видения. К лету 1845 года писателя настиг очередной душевный кризис: он составил завещание и в порыве гнева бросил рукописи второго тома «Мертвых душ» в огонь.

Следующим эпатажным поступком в его жизни стал уход в монастырь, где Николай надеялся найти спасение от близкой смерти. Он предчувствовал смерть, поэтому решился стать монахом. Из-за припадков и неадекватности поведения в монастыре он не встретил понимания, но именно там понял, как ему продолжить свое произведение.

Все это время он периодически возвращался к работе над другими версиями романа и мечтал завершить его. Писатель практически помешался на религиозной чистоте и просветлении, приняв решение служить Творцу на литературном поприще.

Осенью 1850 года болезнь немного отпустила утомленного писателя. Поездка в Одессу принесла ему облегчение и подарила надежду. Веселый и вдохновленный Гоголь вернулся в Москву и снова продолжил работу над вторым томом своего главного произведения. Друзья одобрили начало книги, и с удвоенной энергией создатель романа завершил его согласно своему замыслу.
В это время он снова почувствовал душевный упадок и опустошенность, все ярче стал возникать в его мыслях призрак смерти. Точно такие же мучения были и у его отца перед уходом того из жизни.

Усугубляли неустойчивое состояние разговоры с фанатичными священниками и экзальтированными личностями из окружения. Гоголя беспокоили сцены предстоящего Страшного суда, он часами размышлял о своей греховности. Духовный наставник требовал от писателя отречься от его бессменного кумира — Пушкина, что приблизило миг безумства. Он искал универсальное лекарство от страха и страдал от жутких видений, по свидетельствам близких пытался установить контакт с ангелами.

Смерть Гоголя: загадочные факты

Ночью 12 февраля 1852 года случилось самое мистическое происшествие , которое долго ставило в тупик исследователей биографии Гоголя. В тот вечер он долго молился перед домашними иконами, затем вместе со слугой собрал пачку бумаг и велел сжечь их в камине, после чего впал в истерику и долго рыдал. Он был уверен, что сжечь роман его заставил злой дух. Друзья были обеспокоены состоянием Гоголя, который, будучи больным, строго соблюдал пост.

По одной из версий, был сожжен заново переписанный второй том «Мертвых душ», который дался Гоголю с большим трудом и напряжением. Выяснилось позже, что рукопись сохранилась среди бумаг: осталось неясным, что же в ту ночь сгорело в огне.

С этой даты начинается перелом в болезни писателя. Ему не дают покоя хронические страхи. С детства он мучился от тафофобии, боязни быть захороненным заживо и задохнуться в гробу. Чтобы обезопасить себя, Николай Васильевич еще при жизни оставил письменное поручение, чтобы его похороны состоялись только после того, как будут явными все признаки разложения.

Доктора того времени не имели представления о лечении психических заболеваний и пытались исцелить страдающего Гоголя сомнительными и порой вредными снадобьями. Но лечение приносило больше вреда, чем пользы. Непроходящая годами депрессия в 19 веке была неразрешимой проблемой для медицины.

Через неделю после сожжения рукописи писатель окончательно слег в постель, прекратив принимать пищу и отвергая попытки помочь ему. Консилиум врачей принял решение подвергнуть его принудительному лечению. Но внутренне готовый к смерти писатель был крайне ослаблен и вскоре скончался.

На похоронах близкие писателя заметили странного черного кота, присутствовавшего на процедуре погребения. После того, как гроб с телом писателя был опущен в могилу, кот внезапно исчез.

Загадки после смерти

Биографам писателя пришлось разгадать и тайну черепа этой загадочной личности. Умершего 21 февраля 1852 года писателя похоронили на территории закрытого от посещений монастыря. В начале 20 века было принято решение перезахоронить останки на Новодевичьем кладбище.

Вскрытие могилы показало, что Гоголь лежал на боку в неестественной позе, а стенки гроба были расцарапаны ногтями.

Камень с крестом, который был снят с первой могилы писателя, спустя годы попал к жене Михаила Булгакова и впоследствии был установлен на могиле мистика.

При переносе останков из гроба заметили исчезновение черепа. Одна из версий ученых и членов НКВД, которые присутствовали при эксгумации — череп Гоголя тайно извлекли из могилы при предыдущей реставрации захоронения. За уникальным артефактом была объявлена охота: основатель театрального музея Бахрушин подкупил монахов, сделав заказ на кражу черепа писателя. Согласно поверьям, владелец черепа сможет общаться с темной силой и получить свойство исполнять свои желания.

По одной из версий, череп в палисандровом ларце был в итоге помещен в коллекцию мецената, но тот вскоре отказался от него из-за внезапных проблем в жизни и бизнесе. Череп перекочевал в руки родственника Гоголя, лейтенанта императорского флота. Далее, согласно легендам, артефакт попал на знаменитый поезд – Римский экспресс: во время движения поезда очевидцы утверждали, что состав был поглощен неведомым белым облаком. После этого поезд никто не видел.
Итальянский туннель, в котором и разыгралось происшествие, был замурован, и многие до сих пор считают, что череп писателя путешествует где-то по миру в призрачном поезде.

Также существует версия, по которой череп писателя сейчас принадлежит неизвестному олигарху и находится в личной коллекции.

1 апреля (20 марта по старому стилю) 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии (ныне село в Полтавской области Украины) и происходил из старинного малороссийского рода.
Детские годы Гоголь провел в имении родителей Васильевке (другое название - Яновщина; ныне - село Гоголево).

В 1818-1819 годах учился в Полтавском уездном училище, в 1820-1821 годах брал уроки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского, проживая у него на квартире. В мае 1821 года поступил в гимназию высших наук в Нежине, окончил ее в 1828 году. В гимназии Николай Гоголь занимался живописью, участвовал в спектаклях (как художник-декоратор и как актер), пробовал себя в различных литературных жанрах - тогда были написаны стихотворение "Новоселье", не сохранившаяся трагедия "Разбойники", повесть "Братья Твердиславичи", сатира "Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан" и др.

С юношеских лет Николай Гоголь мечтал о юридической карьере. В декабре 1828 года он переехал в Петербург. Испытывая денежные затруднения, хлопоча о месте, он делает первые литературные пробы: в начале 1829 года появилось стихотворение "Италия", а весной того же года под псевдонимом "В. Алов" Гоголь напечатал "идиллию в картинах" "Ганц Кюхельгартен". Поэма вызвала резкие и насмешливые отзывы критиков. В июле 1829 года Гоголь сжег нераспроданные экземпляры книги и уехал путешествовать в Германию.

В конце 1829 года он поступил на службу в департамент государственного хозяйства и публичных зданий министерства внутренних дел. С апреля 1830 года по март 1831 года начинающий писатель служил в департаменте уделов писцом, помощником столоначальника под руководством известного поэта-идиллика Владимира Панаева. К этому времени Гоголь больше времени уделял литературной работе. Вслед за первой повестью "Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала" (1830) он напечатал ряд художественных произведений и статей: "Глава из исторического романа" (1831), "Глава из малороссийской повести: "Страшный кабан" (1831). Повесть "Женщина" (1831) стала первым произведением, подписанным настоящей фамилией автора.

В 1830 году писатель познакомился с поэтами Василием Жуковским и Петром Плетневым, который у себя дома в мае 1831 года представил Гоголя Александру Пушкину. К лету 1831 года его отношения с пушкинским кругом стали довольно близкими: живя в Павловске, Гоголь часто бывал в Царском Селе у Пушкина и Жуковского; выполнял поручения по изданию "Повестей Белкина". Пушкин ценил Гоголя как писателя, "подарил" сюжеты "Ревизора" и "Мертвых душ".

Литературную известность молодому писателю принесли "Вечера на хуторе близ Диканьки", опубликованные в 1831-1832 годах.

В начале 1830-х годов Гоголь занимался преподавательской деятельностью, давал частные уроки, а позже преподавал историю в петербургском Патриотическом институте. В 1834 году он был определен адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей истории при Санкт-Петербургском университете.

Неизвестный Гоголь: мифы и открытия В преддверие 200-летия писателя стали открываться ранее неизвестные факты и появляться новые прочтения его произведений. В сюжет "Неизвестный Гоголь" включены материалы, посвященные мифам, связанным с именем Гоголя, и новейшим открытиям исследователей.

В 1835 году вышли сборники "Арабески" и "Миргород". В "Арабесках" было помещено несколько статей популярно-научного содержания по истории и искусству и повести "Портрет", "Невский проспект" и "Записки сумасшедшего". В первой части "Миргорода" появились "Старосветские помещики" и "Тарас Бульба", во второй - "Вий" и "Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем".

Вершиной творчества Гоголя — драматурга стал "Ревизор", вышедший в свет и одновременно поставленный на сцене в 1836 году. В январе этого года комедия впервые была прочитана автором на вечере у Жуковского в присутствии Александра Пушкина и Петра Вяземского. Премьера пьесы состоялась в апреле на сцене Александрийского театра в Петербурге, в мае - на сцене Малого театра в Москве.

В 1836-1848 годах Гоголь жил за границей, лишь дважды приезжал в Россию.

В 1842 году вышли в свет "Похождения Чичикова, или Мертвые души" значительным для того времени тиражом в 2,5 тысячи экземпляров. Работа над книгой началась еще в 1835 году, первый том поэмы был завершен в августе 1841 года в Риме.

В 1842 году под редакцией писателя вышло первое собрание сочинений Гоголя, где была напечатана повесть "Шинель".

В 1842-1845 годах Гоголь работал над вторым томом "Мертвых душ", однако в июле 1845 года писатель сжег рукопись.

В начале 1847 года вышла в свет книга Гоголя "Выбранные места из переписки с друзьями", которую многие, в том числе, близкие друзья писателя, восприняли крайне негативно.

Зиму 1847-1848 годов Гоголь провел в Неаполе, усиленно занимаясь чтением русской периодики, новинок беллетристики, исторических и фольклорных книг. В апреле 1848 года, после паломничества в Святую землю, Гоголь окончательно вернулся в Россию, где большую часть времени проводил в Москве, бывал наездами в Петербурге, а также в родных местах — Малороссии.

К началу 1852 года была заново создана редакция второго тома "Мертвых душ", главы из которой Гоголь читал близким друзьям. Однако чувство творческой неудовлетворенности не покидало писателя, в ночь на 24 февраля (12 февраля по старому стилю) 1852 года он сжег рукопись второго тома романа. В неполном виде сохранилось лишь пять глав, относящихся к различным черновым редакциям, которые были опубликованы 1855 году.

4 марта (21 февраля по старому стилю) 1852 года Николай Гоголь скончался в Москве. Он был похоронен в Даниловом монастыре. В 1931 году останки Гоголя были перезахоронены на Новодевичьем кладбище.

В апреле 1909 года, к 100-летию со дня рождения писателя, в Москве на Арбатской площади был открыт памятника Николаю Гоголю работы Николая Андреева. В 1951 году памятник был перенесен в Донской монастырь, в Музей мемориальной скульптуры. В 1959 году, к 150-летию со дня рождения Гоголя, он был установлен во дворе дома на Никитском бульваре, где скончался писатель . В 1974 году в этом здании был открыт мемориальный музей Н.В. Гоголя.

В 1952 году, к 100-летию со дня смерти Гоголя, на месте старого памятника поставили новый, работы Николая Томского, с надписью на постаменте: "Великому русскому художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю от правительства Советского Союза".

В Санкт-Петербурге - два памятника писателю. В 1896 году бронзовый бюст Гоголя работы скульптора Василия Крейтана установлен в Адмиралтейском саду.

В декабре 1997 года на Малой Конюшенной улице, рядом с Невским проспектом, был открыт памятник писателю работы скульптора Михаила Белова .

Один из старейших в России памятников Гоголю находится в Волгограде. Бронзовый бюст писателя работы скульптора Ивана Тавбия был установлен на Александровской площади в 1910 году.

На родине писателя, в селе Великие Сорочинцы, памятник писателю был открыт в 1911 году. В 1929 году, в честь 120-летия со дня рождения, писателя был основан Великосорочинский литературно-мемориальный музей Н.В. Гоголя.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Гоголь Николай Васильевич – знаменитый русский писатель, гениальный сатирик, родился 20 марта 1809 г. в селе Сорочинцах, на границе Полтавского и Миргородского уездов, в родовом имении, селе Васильевке. Отец Гоголя, Василий Афанасьевич, был сын полкового писаря и происходил из старинного малороссийского рода, родоначальником которого считался сподвижник Богдана Хмельницкого , гетман Остап Гоголь, а мать, Марья Ивановна, была дочь надворного советника Косяровского. Отец Гоголя, человек творческий, остроумный, много видавший и по своему образованный, любивший собирать в своей усадьбе соседей, которых он занимал рассказами, полными неистощимого юмора, был большой любитель театра, устраивал спектакли в доме богатого соседа и не только сам участвовал в них, но даже сочинял собственные комедии из малорусского быта, – а мать Гоголя, домовитая и гостеприимная хозяйка, отличалась особенными религиозными наклонностями.

Врожденные свойства таланта и характера Гоголя и наклонности, отчасти усвоенные им от своих родителей, ярко проявились в нем уже в школьные годы, когда он был помещен в Нежинский лицей. Он любил уходить с близкими товарищами в тенистый сад лицея и там набрасывать первые литературные опыты, составлять на учителей и товарищей едкие эпиграммы, придумывать остроумные клички и характеристики, ярко отмечавшие его незаурядную наблюдательность и характерный юмор. Преподавание наук шло в лицее очень незавидно, и наиболее даровитым юношам приходилось путем самообразования пополнять свои знания и так или иначе удовлетворять свои потребности к духовному творчеству. Они выписывали в складчину журналы и альманахи, сочинения Жуковского и Пушкина , устраивали спектакли, в которых принимал очень близкое участие Гоголь, выступавший в комических ролях; издавали собственный рукописный журнал, редактором которого был тоже выбран Гоголь.

Портрет Н. В. Гоголя. Художник Ф. Мюллер, 1840

Однако Гоголь не придавал особого значения своим первым творческим упражнениям. Он мечтал по окончании курса уехать на государственную службу в Петербург, в котором единственно, как ему казалось, он мог найти и широкое поле для деятельности, и возможность насладиться истинными благами науки и искусства. Но Петербург, куда Гоголь переехал по окончании курса в 1828 г., далеко не оправдал его ожиданий, особенно в первое время. Вместо широкой деятельности «на поприще государственной пользы», ему предложили ограничиться скромными занятиями в канцеляриях, а литературные попытки оказались настолько неудачными, что первое изданное им произведение – поэму «Ганс Кюхельгартен» – Гоголь сам же отобрал из книжных магазинов и сжег после неблагоприятной критической заметки о ней Полевого .

Непривычные условия жизни в северной столице, недостатки материальные и разочарования нравственные – все это повергало Гоголя в уныние, и все чаще и чаще его воображение и мысль обращались к родной Украине, где так привольно жилось ему в детстве, откуда сохранилось так много поэтических воспоминаний. Широкой волной хлынули они на его душу и вылились впервые в непосредственные, поэтические страницы его «Вечеров на хуторе близ Диканьки », вышедших в 1831 г., в двух томах. «Вечера» были очень радушно приветствованы Жуковским и Плетневым, а затем и Пушкиным и, таким образом, окончательно установили литературную репутацию Гоголя и ввели его в круг корифеев русской поэзии.

С этого времени в биографии Гоголя начинается период наиболее усиленного литературного творчества. Близость к Жуковскому и Пушкину, перед которым он благоговел, окрыляла его вдохновение, придавала ему бодрости и энергии. Чтобы сделаться достойным их внимания, он начинал все более смотреть на занятия искусством, как на серьезное дело, а не просто как на игру ума и таланта. Появление вслед одного за другим таких поразительно оригинальных произведений Гоголя как «Портрет », «Невский проспект » и «Записки сумасшедшего », а затем «Нос », «Старосветские помещики », «Тарас Бульба » (в первой редакции), «Вий » и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем », – произвело в литературном мире сильное впечатление. Для всех было очевидно, что в лице Гоголя народился крупный своеобразный талант, которому суждено дать высокие образцы истинно реальных произведений и тем окончательно упрочить в русской литературе то реальное творческое направление, первые основы которого были заложены уже гением Пушкина. Больше того, – в повестях Гоголя почти впервые затрагивается (хотя еще поверхностно) психология масс, тех тысяч и миллионов «маленьких людей», которых литература касалась доселе только мимоходом и изредка. Это были первые шаги на пути демократизации самого искусства. В этом смысле молодое литературное поколение в лице Белинского с восторгом приветствовало появление первых повестей Гоголя.

Но как ни могуч и своеобразен был талант писателя в этих первых произведениях, проникнутых то свежим, чарующим воздухом поэтической Украины, то веселым, бодрым истинно народным юмором или же глубокою гуманностью и потрясающим трагизмом «Шинели » и «Записок сумасшедшего », – однако не в них выразилась основная сущность творчества Гоголя, то, что сделало его творцом «Ревизора» и «Мертвых душ», двух произведений, составивших эпоху в русской литературе. С тех пор как Гоголь приступил к созданию «Ревизора», его жизнь всецело поглощается исключительно литературным творчеством.

Портрет Н. В. Гоголя. Художник А. Иванов, 1841

Насколько внешние факты его биографии несложны и не разнообразны, настолько же глубоко – трагичным и поучительным является внутренний духовный процесс, который он переживал в это время. Как ни велик был успех первых произведений Гоголя, однако он все еще не был удовлетворен своею литературной деятельностью в той форме простого художественного созерцания и воспроизведения жизни, в какой оно являлось до сих пор, согласно господствовавшим эстетическим воззрениям. Он был не удовлетворен тем, что его нравственная личность при такой форме творчества оставалась как бы в стороне, совершенно пассивною. Гоголь тайно жаждал быть не только простым созерцателем жизненных явлений, но и судьей их; он жаждал непосредственного воздействия на жизнь во имя блага, жаждал гражданской миссии. Потерпев неудачу осуществить эту миссию на служебном поприще, сначала в качестве чиновника и учителя, а затем в звании профессора истории при петербургском университете, к которому он был мало подготовлен, Гоголь с еще большею страстью обращается к литературе, но теперь взгляд его на искусство становится все суровее, все требовательнее; из пассивного художника-созерцателя он старается преобразиться в активного, сознательного творца, который будет не только воспроизводить явления жизни, освещая их лишь случайными и разрозненными впечатлениями, но проведет их через «горнило своего духа» и «вынесет на всенародные очи» просветленным глубоким, проникновенным синтезом.

Под влиянием такого, все настойчивее развивавшегося в нем настроения, Гоголь заканчивает и ставит на сцену, в 1836 г., «Ревизора », – необыкновенно яркую и едкую сатиру, не только раскрывавшую язвы современного административного строя, но и показавшую, до какой степени опошления понижался под влиянием этого строя самый душевный склад добродушного, русского человека. Впечатление, произведенное «Ревизором», было необыкновенно сильное. Несмотря, однако, на огромный успех комедии, – она доставила Гоголю немало неприятностей и огорчений, как от цензурных затруднений при её постановке и печатании, так и от большинства общества, задетого пьесой за живое и обвинявшего автора в том, что он пишет пасквили на свое отечество.

Н. В. Гоголь. Портрет работы Ф. Мюллера, 1841

Расстроенный всем этим, Гоголь уезжает за границу, чтобы там, в «прекрасном далеке», вдали от суеты и мелочей приняться за «Мертвые души ». Действительно, сравнительно спокойная жизнь в Риме, среди величавых памятников искусства, вначале благотворно подействовала на творчество Гоголя. Уже через год был готов и напечатан первый том «Мертвых душ». В этой в высокой степени оригинальной и единственной в своем роде «поэме» в прозе, Гоголь развертывает широкую картину крепостного уклада жизни, преимущественно с той стороны, как он отражался на верхнем, полукультурном крепостническом слое. В этом капитальном произведении основные свойства таланта Гоголя – юмор и необыкновенное уменье схватывать и воплощать в «перл создания» отрицательные стороны жизни, – достигли апогея в своем развитии. Несмотря на сравнительно ограниченную сферу затронутых им явлений русской жизни, многие из созданных им типов по глубине психологического проникновения могут соперничать с классическими созданиями европейской сатиры.

Впечатление, произведенное «Мертвыми душами» было еще более потрясающее, чем от всех прочих произведений Гоголя, но оно же послужило и началом тех роковых недоразумений между Гоголем и читающей публикой, которые привели к очень печальным последствиям. Для всех было очевидно, что этим произведением Гоголь наносил ничем не отстранимый, жестокий удар всему крепостному складу жизни; но в то время, как молодое литературное поколение делало по этому поводу самые радикальные выводы, консервативная часть общества негодовала на Гоголя и обвиняла его в клевете на свою родину. Гоголь сам как будто испугался той страстности и яркой односторонности, с которою он старался сконцентрировать в своем творестве всю людскую пошлость, вскрыть «всю тину мелочей, опутывающих человеческую жизнь». Чтобы оправдать себя и высказать свои настоящие взгляды на русскую жизнь и свои произведения, он выпустил в свет книгу «Выбранные места из переписки с друзьями». Консервативные идеи, высказанные там, крайне не понравились русским радикалам-западникам и их главе Белинскому. Белинский и сам незадолго до этого диаметрально менял свои общественно-политические убеждения от ярого охранительства к нигилистической критике всего и вся. Но теперь он начал обвинять Гоголя в «предательстве» прежних идеалов.

Левые круги обрушились на Гоголя со страстными нападками, которые со временем всё усиливались. Не ожидая этого от недавних друзей, он был потрясён и обескуражен. Гоголь стал искать духовной поддержки и успокоения в религиозном настроении, чтобы с новой духовной бодростью приняться за завершение своего труда – окончание «Мертвых душ», – которое, по его мнению, уже должно было окончательно рассеять все недоразумения. В этом втором их томе Гоголь, вопреки желанию «западников», предполагал показать, что Россия состоит далеко не из одних умственных и моральных уродов, думал изобразить типы идеальной красоты русской души. Созданием этих положительных типов Гоголь хотел довершить, – как последним аккордом, – свое творение, «Мёртвые души», которое, по его замыслу, далеко не должно было исчерпываться первым, сатирическим, томом. Но физические силы писателя были уже серьёзно подорваны. Слишком долгая замкнутая жизнь, вдали от родины, суровый аскетический режим, наложенный им на себя, подорванное нервным напряжением здоровье, – все это лишало творчество Гоголя тесной связи с полнотой жизненных впечатлений. Подавленный неравной, безысходной борьбой, в минуту глубокой неудовлетворенности и тоски Гоголь – сжег черновую рукопись второго тома «Мертвых душ» и вскоре скончался от нервной горячки в Москве, 21 февраля 1852 г.

Дом Талызина (Никитский бульвар, Москва). Здесь жил в последние годы и умер Н. В. Гоголь, здесь же он сжёг второй том «Мёртвых душ»

Влияние Гоголя на творчество непосредственно следовавшего за ним литературного поколения было велико и разносторонне, являясь как бы неизбежным дополнением к тем великим заветам, которые оставил еще далеко незавершенными безвременно погибший Пушкин. Блестяще завершив великое национальное дело, прочно заложенное Пушкиным, дело выработки литературного языка и художественных форм, Гоголь, помимо этого, внес в самое содержание литературы две глубоко оригинальных струи, – юмор и поэзию малорусской народности – и яркий социальный элемент, получившей с этого момента в художественной литературе неоспоримое значение. Это значение он укрепил и примером собственного идеально-высокого отношения к художественной деятельности.

Гоголь поднял значение художественной деятельности на высоту гражданского долга, до которой она до него в такой яркой степени еще не возвышалась. Глубоко трогательным и поучительным навсегда останется печальный эпизод жертвоприношения автором своего любимого творения посреди поднятой вокруг него дикой гражданской травли.

Литература о биографии и творчестве Гоголя

Кулиш, «Записки о жизни Гоголя».

Шенрок, «Материалы для биографии Гоголя» (M. 1897 г. 3 т.).

Скабичевский , «Сочинения» т. II.

Биографический очерк Гоголя, изд. Павленкова .

1 апреля (20 марта по старому стилю) 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии (ныне село в Полтавской области Украины) и происходил из старинного малороссийского рода.
Детские годы Гоголь провел в имении родителей Васильевке (другое название - Яновщина; ныне - село Гоголево).

В 1818-1819 годах учился в Полтавском уездном училище, в 1820-1821 годах брал уроки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского, проживая у него на квартире. В мае 1821 года поступил в гимназию высших наук в Нежине, окончил ее в 1828 году. В гимназии Николай Гоголь занимался живописью, участвовал в спектаклях (как художник-декоратор и как актер), пробовал себя в различных литературных жанрах - тогда были написаны стихотворение "Новоселье", не сохранившаяся трагедия "Разбойники", повесть "Братья Твердиславичи", сатира "Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан" и др.

С юношеских лет Николай Гоголь мечтал о юридической карьере. В декабре 1828 года он переехал в Петербург. Испытывая денежные затруднения, хлопоча о месте, он делает первые литературные пробы: в начале 1829 года появилось стихотворение "Италия", а весной того же года под псевдонимом "В. Алов" Гоголь напечатал "идиллию в картинах" "Ганц Кюхельгартен". Поэма вызвала резкие и насмешливые отзывы критиков. В июле 1829 года Гоголь сжег нераспроданные экземпляры книги и уехал путешествовать в Германию.

В конце 1829 года он поступил на службу в департамент государственного хозяйства и публичных зданий министерства внутренних дел. С апреля 1830 года по март 1831 года начинающий писатель служил в департаменте уделов писцом, помощником столоначальника под руководством известного поэта-идиллика Владимира Панаева. К этому времени Гоголь больше времени уделял литературной работе. Вслед за первой повестью "Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала" (1830) он напечатал ряд художественных произведений и статей: "Глава из исторического романа" (1831), "Глава из малороссийской повести: "Страшный кабан" (1831). Повесть "Женщина" (1831) стала первым произведением, подписанным настоящей фамилией автора.

В 1830 году писатель познакомился с поэтами Василием Жуковским и Петром Плетневым, который у себя дома в мае 1831 года представил Гоголя Александру Пушкину. К лету 1831 года его отношения с пушкинским кругом стали довольно близкими: живя в Павловске, Гоголь часто бывал в Царском Селе у Пушкина и Жуковского; выполнял поручения по изданию "Повестей Белкина". Пушкин ценил Гоголя как писателя, "подарил" сюжеты "Ревизора" и "Мертвых душ".

Литературную известность молодому писателю принесли "Вечера на хуторе близ Диканьки", опубликованные в 1831-1832 годах.

В начале 1830-х годов Гоголь занимался преподавательской деятельностью, давал частные уроки, а позже преподавал историю в петербургском Патриотическом институте. В 1834 году он был определен адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей истории при Санкт-Петербургском университете.

Неизвестный Гоголь: мифы и открытия В преддверие 200-летия писателя стали открываться ранее неизвестные факты и появляться новые прочтения его произведений. В сюжет "Неизвестный Гоголь" включены материалы, посвященные мифам, связанным с именем Гоголя, и новейшим открытиям исследователей.

В 1835 году вышли сборники "Арабески" и "Миргород". В "Арабесках" было помещено несколько статей популярно-научного содержания по истории и искусству и повести "Портрет", "Невский проспект" и "Записки сумасшедшего". В первой части "Миргорода" появились "Старосветские помещики" и "Тарас Бульба", во второй - "Вий" и "Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем".

Вершиной творчества Гоголя — драматурга стал "Ревизор", вышедший в свет и одновременно поставленный на сцене в 1836 году. В январе этого года комедия впервые была прочитана автором на вечере у Жуковского в присутствии Александра Пушкина и Петра Вяземского. Премьера пьесы состоялась в апреле на сцене Александрийского театра в Петербурге, в мае - на сцене Малого театра в Москве.

В 1836-1848 годах Гоголь жил за границей, лишь дважды приезжал в Россию.

В 1842 году вышли в свет "Похождения Чичикова, или Мертвые души" значительным для того времени тиражом в 2,5 тысячи экземпляров. Работа над книгой началась еще в 1835 году, первый том поэмы был завершен в августе 1841 года в Риме.

В 1842 году под редакцией писателя вышло первое собрание сочинений Гоголя, где была напечатана повесть "Шинель".

В 1842-1845 годах Гоголь работал над вторым томом "Мертвых душ", однако в июле 1845 года писатель сжег рукопись.

В начале 1847 года вышла в свет книга Гоголя "Выбранные места из переписки с друзьями", которую многие, в том числе, близкие друзья писателя, восприняли крайне негативно.

Зиму 1847-1848 годов Гоголь провел в Неаполе, усиленно занимаясь чтением русской периодики, новинок беллетристики, исторических и фольклорных книг. В апреле 1848 года, после паломничества в Святую землю, Гоголь окончательно вернулся в Россию, где большую часть времени проводил в Москве, бывал наездами в Петербурге, а также в родных местах — Малороссии.

К началу 1852 года была заново создана редакция второго тома "Мертвых душ", главы из которой Гоголь читал близким друзьям. Однако чувство творческой неудовлетворенности не покидало писателя, в ночь на 24 февраля (12 февраля по старому стилю) 1852 года он сжег рукопись второго тома романа. В неполном виде сохранилось лишь пять глав, относящихся к различным черновым редакциям, которые были опубликованы 1855 году.

4 марта (21 февраля по старому стилю) 1852 года Николай Гоголь скончался в Москве. Он был похоронен в Даниловом монастыре. В 1931 году останки Гоголя были перезахоронены на Новодевичьем кладбище.

В апреле 1909 года, к 100-летию со дня рождения писателя, в Москве на Арбатской площади был открыт памятника Николаю Гоголю работы Николая Андреева. В 1951 году памятник был перенесен в Донской монастырь, в Музей мемориальной скульптуры. В 1959 году, к 150-летию со дня рождения Гоголя, он был установлен во дворе дома на Никитском бульваре, где скончался писатель . В 1974 году в этом здании был открыт мемориальный музей Н.В. Гоголя.

В 1952 году, к 100-летию со дня смерти Гоголя, на месте старого памятника поставили новый, работы Николая Томского, с надписью на постаменте: "Великому русскому художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю от правительства Советского Союза".

В Санкт-Петербурге - два памятника писателю. В 1896 году бронзовый бюст Гоголя работы скульптора Василия Крейтана установлен в Адмиралтейском саду.

В декабре 1997 года на Малой Конюшенной улице, рядом с Невским проспектом, был открыт памятник писателю работы скульптора Михаила Белова .

Один из старейших в России памятников Гоголю находится в Волгограде. Бронзовый бюст писателя работы скульптора Ивана Тавбия был установлен на Александровской площади в 1910 году.

На родине писателя, в селе Великие Сорочинцы, памятник писателю был открыт в 1911 году. В 1929 году, в честь 120-летия со дня рождения, писателя был основан Великосорочинский литературно-мемориальный музей Н.В. Гоголя.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников