Год рождения м жванецкого. Личная жизнь и биография: Михаил Жванецкий

Жванецкий смотрит на тебя, зная, что сказать

Михаил Маниевич (Михайлович) Жванецкий (евр. рас. מִיכָאֵ-ל בֵּן מאַנעֶ ז׳וואַנעֶצקִיי , род. 6 марта 1934) —ЕРЖ таки расовый одессит, писатель-юморист. Начинал как литературный негр у Аркадия Райкина. Стал известен, не в последнюю очередь, благодаря эпическому срачу с оным, в результате всех перипетий вывернулся таки из его удушающих объятий и зажил долгой, счастливой жизнью совкового борзописца писателя-юмориста. В настоящее время котируется благодаря отсутствию склонности к беспорядочному петросянству , вследствие чего его творчество быстро стало доступно только для поуехавшего «небыдла » и недоступным для большинства населения этой страны . На текущий момент является единственным вменяемым из имеющихся в наличии юмористов. В зомбоящике появляется редко, ибо нехуй! Да и старенький уже. 5 апреля 2009 бульвар Искусств вОдессе был переименован в бульвар Жванецкого, что вызвало сильное недоумение у местных жителей .

  • 1 МихМих против быдла
  • 2 Почётный член
  • 3 Ограбление
  • 4 Дежурный по стране
  • 5 Короткие произведения
    • 5.1 Консерватория
    • 5.2 Звонок
    • 5.3 Начальник транспортного цеха
  • 6 Отдельные цитаты
  • 7 Цитаты
  • 8 Альтернативная точка зрения
  • 9 Ссылки
  • 10 Примечания

МихМих против быдла

«Элитарное» творчество этого великого «русского» человека, к сожалению, для многих остается невозбранно запредельным . И никакие жалкие потуги познать истину , причастившись короткими произведениями писателя, даже при титанических усилиях найти смысл , не заставят фалломорфировать школие в бородатого олдфага . Ощущение полной зрительской ничтожности подкреплено неповторимым авторским стилем быстрого-пребыстрого чтения с листа. В силу такого резвого пиздежа кропотливо-вдумчивый моск Онотоле плавится как шоколад в руках, и почтенный энциклопедист, не разделивший мнения дежурного, внезапно оказывается среди школоты и других неверных. Репертуар Аркадия Райкина чуть менее, чем полностью написан Жванецким.

Почётный член

«Встречи на улицах» (1982), «Год за два» (1987), «Моя Одесса» (1993), «Собрание произведений» в 4-х томах (2001) + 5-й «Двухтысячные».

С 1988 г. Михаил Жванецкий — художественный руководитель Московского театра миниатюр.

  • Президент Всемирного клуба одесситов
  • Награждён орденом «Дружбы народов» (1994) и является лауреатом независимой премии «Триумф» (1994)
  • Член Союза писателей СССР (1978—1991)
  • Член Союза писателей (1992)
  • Почётный гражданин города Одессы — Украина (1994)
  • Народный артист Украины (1999)
  • Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2001)
  • Народный артист России (2012). Таки да, Шмеле уже подписал соответствующий указ. По словам самого Жванецкого, это стало для него полнейшей неожиданностью.

Такие дела.

Ограбление

6 января 2002 г. стал жертвой ограбления. Трое грабителей внезапно захватили внедорожник премиум-класса Mercedes G (Merсedes-Geländewagen) на третий день после покупки. Жванецкого, по его словам, затолкали на пол между передними и задними сиденьями и скомандовали «Мордой в пол!». Затем выкинули его на безлюдный пустырь возле Московской кольцевой автодороги, откуда он, по его словам, шёл пешком. Вместе с автомобилем уехал и любимый старый портфельчик Жванецкого с его нетленными рукописями (по утверждению самого Жванецкого, в портфеле лежали его записные книжки, которые являются основой для его произведений, а самих произведений там не было).

Автомобиль был угнан по заказу одного из поклонников Жванецкого, перекрашен в автосервисе , вновь зарегистрирован в Зеленограде и за 44 тысячи евро доставлен заказчику в Москве. Портфель писателя анонимные воры по слёзной просьбе автора вернули.

После этого инцидента ходила байка о том, что в одном из интервью спрашивали:

Дежурный по стране

Жванецкий вместе с телеведущим Андреем Максимовым ведёт винрарную ежемесячную передачу на канале Россия1 (бывшее РТР) «Дежурный по стране». Единственной причиной, по которой Кровавая Гебня до сих пор не прикрыла эту лавочку у себя под носом является, вероятно, непраймтаймовое время эфира и малочисленные зрители . А ещё непрекращающиеся сентенции в духе: «Но вы посмотрите, ведь жить-то стало лучше!» Здесь ММ намекает на слова Сталина : «Жить стало лучше, жить стало веселее », сказанные во время речи 17 ноября 1935 года, после которой, собственно, и начались массовые расстрелы. ММ эту фразу произносит с плохо скрываемой подъёбкой.

Непроверенный факт: «чай» , который обычно пьёт Жванецкий во время съемок передачи — это коньяк, смешанный наполовину с чем-нибудь (кока-колой или тем же чаем). Факт был рассказан самим ММ: на каком-то концерте, после антракта, на столе стоял чай в стакане с подстаканником. Жваня хлебнул, кто-то в зале зааплодировал (видимо, из тех, кто поставил стакан), а народ не понимал, почему автор с каждым прихлебыванием становится все веселее.

Короткие произведения

Статуя портфеля М. М. в Ялте

Консерватория

Звонок

— Скажите, это институт по отработке ориентации ракет в безвоздушном пространстве? — А-а-а! В институте упала трубка и раздался выстрел. Застрелился начальник первого отдела. На следующий день куча опавших листьев, под которыми ревели мощные грузовики, переместилась в тайгу. На старом месте только ветер шевелил оставшийся кусок парового отопления. Звонок. — Скажите, пожалуйста, это институт по отработке ориентации ракет в безвоздушном пространстве? — А-а-а! Опять! А-а-а! Ба-бах! Застрелился опытный сотрудник-секретчик, гордость организации. На следующий день вся тайга вместе со снегом переехала в Каракумы. Звонок. — Простите, пожалуйста, это опять я, я вам, наверное, надоел… Это институт по отработке ориентации ракет в безвоздушном пространстве? — Да. Чего тебе? — Надю можно?

Начальник транспортного цеха

Начальник транспортного цеха — мем из произведения М. М. Жванецкого «Собрание на ликёроводочном заводе». Употребляется в случае, когда в беседе много раз повторяются одни и те же вещи, например, при флешмобах (см. мотороллер).

Смысл в том, что директор ликёроводочного завода, будучи в состоянии алкогольной интоксикации (то есть в нормальном) по ходу собрания четыре раза подряд вызывает делать доклад именно начальника транспортного цеха. Н. Т. Ц. же, будучи в аналогичном состоянии, все четыре раза что-то все же придумывает.

Отдельные цитаты

Нормально, Григорий! — возглас одобрения. Дабы соблюсти историческую справедливость , на него отвечают: «Отлично, Константин!».

Цитаты

  • Раки по пять рублей. Но вчера. Но о-о-о-о-очень большие. А сегодня — по три. Но маленькие .
  • Теперь духовная пища: книги, фильмы, эстрада, керамика.
  • Меня спрашивают: вот олигархи обанкротились, а нам что делать? Как что — радоваться! Это единственная радость! Но мы все понимаем, что через некоторое время они снова станут богатыми, а мы — так же. Через 10 лет они опять обеднеют, а мы — так же. Еще через какое-то время они опять обанкротятся, а мы — все так же! Еще через десяток лет они снова разбогатеют. А мы — все так же! Меня радует эта стабильность.

  • Алкоголь во мне, преодолев барьер, высказался по острым политическим проблемам.
  • Надпись в туалете: «Не сиди просто так: думай что-то. Мама Жванецкого».
  • Песик «японский пекинес» умер от инфаркта. Перед ним внезапно раскрыли зонт. Он увидел мир в черном цвете.
  • Если стена в квартире стала теплой, значит, кто-то лег с другой стороны.
  • Мы настолько точно выбираем не тех, что уже не стоит беспокоиться.
  • Свобода — то, что мы делаем, когда никто не видит .
  • Он был советником Рабиновича по национальной безопасности.
  • Люди богатые нас раздражать не должны! — только на их фоне мы можем выглядеть честными.
  • Сегодняшняя цель ясна — там уже живут!
  • Тот помер, не найдя смысла в жизни. А тот помер, найдя смысл в жизни. А тот помер, не ища смысла в жизни. А этот вообще ещё живет. Надо бы с ним побеседовать.
  • Что ты мне все молодежь, молодежь! Да, если мы захотим, то молодежи вообще не будет.
  • Пассажиров с билетами на Львов, рейс 7704 просят уйти из аэропорта!
  • Наша свобода напоминает светофор, у которого горят три огня сразу.
  • Если уволиться и сесть писать, то жить на что, а если работать и писать, то жить когда?
  • Мы так привыкли делать то, что никому не нужно, что когда это кому-то понадобилось, оно все равно не работало.
  • Гляжу на вас и думаю: как благотворно влияет на женщину маленькая рюмочка моей крови за завтраком.
  • Дураки очень любят наказывать умных. Во-первых, себя поднимают. Во-вторых, умней получаются. В-третьих, все видят, кто главный. Единственное — потом не знают, что делать.
  • Запретных вещей нет, есть вещи нерекомендованные.
  • История России — борьба невежества с несправедливостью.
  • Наша перестройка весёлая, как любовь, когда фригидность внизу, а импотенция сверху.
  • Не готовы наши люди. Жить ещё не готовы. Помирать не хотят, а жить не готовы.
  • Не можешь любить — сиди дружи!
  • Очень тяжело менять, ничего не меняя, но мы будем!
  • Почему слушающий засыпает, а говорящий нет? Тот больше устает.
  • Россия — страна талантов. Талантов масса, работать некому.
  • У нас в Одессе быстро поднятое не считается упавшим.
  • Чего больше всего хочется, когда влезешь наверх? Плюнуть вниз.
  • Вот я думаю: а может, нас для примера держат. Весь мир смотрит и пальцем показывает: — Видите, дети, так жить нельзя.
  • Меняю яркие воспоминания на свежие ощущения.
  • Болезнь принимает здоровые формы.
  • Врачи удивляются, как при таком лечении больные ещё живы. Больные удивляются, как при такой зарплате врачи ещё живы.
  • Алкоголь в малых дозах безвреден в любом количестве.
  • Что наша жизнь: не привыкнешь — подохнешь, не подохнешь — привыкнешь.
  • Вместо жизни — здоровый образ жизни.
  • Тот, кто на букву «Я», живет дольше — пока ещё до него дойдет.

Таки там же

  • Будь у меня кадры, я бы их тоже переставлял.
  • Одно неловкое движение — и вы отец.
  • Она не сдержала себя, открыла прелестный ротик и испортила прекрасную фигурку и дорогой купальник.
  • Из страны утекают не только мозги, но и мышцы, если у них есть мозги.
  • Мысли и женщины вместе не приходят.
  • Политическое влияние женщин в стране днем очень низкое.
  • Дети вейсманистов похожи на своих родителей, дети лысенковцев — на окружающую среду.
  • Правда второй половины ХХ века допускает некоторую ложь и называется подлинной.
  • Сидишь дома — кажется, все дома сидят. Выйдешь на улицу — кажется, что все вышли. Попадёшь на вокзал — думаешь, ну, все поехали. В больнице впечатление, что все туда залегли; на кладбище — все загибаются. Ну много нас. На всё хватает. И всюду чересчур.
  • Очень большие трудности у киношников. Самые большие, жуткие трудности у киношников. Прямо не знаешь. Требования к достоверности возросли, а танков старых нет, маузеров мало. Фрак народ носить разучился. Хамство и грубость в Сибири как раз получаются ничего, а образование в Петербурге не идёт пока. Аристократизм в Петербурге пока не идёт. Если герой просто сидит — ещё ничего, а как рот откроет — так пока не идёт.
  • Как сказал один восточный мудрец, живущий в Одессе, — нельзя быть честным и нечестным в одно и то же время, даже если это происходит в разных местах.
  • Две вещи мы поняли: словам не верить — раз, надеяться на себя — два. Наружных врагов у нас нет. Мы им не нужны. Завоёвывать нас — себе дороже. А вдруг мы победим? Так что с наружными врагами мы расправились собственным примером. А внутренним счастья не будет. Они живут в нашем окружении. Мы знаем друг друга наизусть и видим насквозь. Так что жизнь продолжается.
  • Концов счастливых не бывает. Если счастливый, значит не конец.
  • Как же надо ненавидеть эту страну, чтобы бросить квартиру после такого ремонта.
  • Старость приближается как электричка: вот она еще там — и вот она уже здесь.
  • Радиации у нас никто не боится — считается, что умереть от неё мы просто не успеем.
  • Приятное новшество: пение под фонограмму. Любимый певец прилетает на концерт, но голос с собой не берет.
  • Спрашиваешь, почём помидоры? Прошу шесть, отдам за пять. Хорошо, возьму по четыре, на тебе три.
  • Мы им обещаем-обещаем, обещаем-обещаем, а им всё мало!
  • Я брошу всё и войду в твоё положение.
  • Холодная женщина — это не вчерашний суп, ее не подогреешь.
  • Сейчас наступило время, когда аккомпанемент выступает с сольными концертами.
  • Нормальный человек в нашей стране откликается на окружающее только одним — он пьёт. Поэтому непьющий все-таки сволочь.
  • Он добавил картошки, посолил — и поставил аквариум на огонь.
  • Он так упорно думал о куске колбасы, что вокруг него собрались собаки.
  • Любовь изменяется от обожания до ненависти по вертикали и от секса до полной фригидности по горизонтали. Крестообразная форма любви характерна для городов с населением более одного миллиона.
  • Всё, тишина, будем садиться!… Будем использовать третий закон Ньютона. Первые два, суки, не сработали, представляешь?
  • В нашей стране можно руководить — и не знать чем.
  • Вот вам успокоительное, а вот и патроны к нему.
  • Уважаемые пассажиры, просьба пристегнуть ремни и сохранять спокойствие до полного окончания бомбометания… Светлячки, которыми вы любовались, — это зенитный огонь… Вас приветствует экипаж ночного бомбардировщика…
  • Тщательней надо, ребята, формулу нам дали СН 3 СОС 2 Н 5 , два часа на пару — и не берет. Должна брать… Может, руки надо помыть тому заскорузлому пацану, что колбу держит. Не хочет сам — силой помыть.

Альтернативная точка зрения

Большую часть репертуара МихМиха составляет «элитарный юмор», который не вызывает даже ухмылки. При чтении подобных монологов Жванецкий делает многозначительные паузы в местах, где «смешно». При этом кривит лицо, поправляет очки и встает в позу Петросяна. В отдельных случаях выдает что-то типа «Я подожду», и после того как 2-3 зрителя выдавят из себя «гы-гы», продолжает.

Михаил Михайлович Жванецкий – писатель-сатирик, автор книг и искрометных миниатюр, исполнитель своих произведений, обладатель высоких наград, престижных званий и просто талантливый одессит. Цитаты и остроумные высказывания автора знакомы многим. Его знаменитые фразы, наполненные житейской мудростью, наблюдательностью и глубокой прозорливостью, стали признанными афоризмами.

Родился Михаил Жванецкий 6 марта 1934 года в Одессе. Биография знаменитого одессита, его ранние и молодые годы тесно связаны с этим южным городом на берегу Черного моря. Родители будущего писателя по национальности были евреями. Папа работал терапевтом, а мама – стоматологом. Во время войны семья переехала в Среднюю Азию, где мальчик Миша ходил в школу. После войны в полном составе семья вернулась в родной город.


Школьные годы будущего писателя прошли в уютном еврейском дворике, что позволило в дальнейшем создавать неподражаемые по колориту монологи.

Творчество

В 1951 году Михаил поступает в Одесский институт инженеров морского флота, параллельно с учебой участвует в художественной самодеятельности. Организованный Жванецким театр миниатюр назывался «Парнас-2». Его появление стало одним из знаменательных событий для города. Представления и концерты проходили с аншлагами и с огромным успехом.


Михаил активно участвовал в работе студии, играл на сцене и выступал ведущим на концертах вместе с Виктором Ильченко, знакомство с которым состоялось в 1954 году. Спустя время Жванецкий сам начинает сочинять миниатюры и монологи, в большинстве случаев сам же их и исполняет. Постановки Жванецкого были больше грустными, чем смешными, но писал он их так, что трудно было не смеяться.

В 1956 году Михаил получает диплом инженера-механика, устраивается на работу механиком морского торгового порта. Спустя время он начинает трудовую деятельность на заводе в должности инженера и работает здесь несколько следующих лет. Специализируется на подъемно-транспортных механизмах.


В 1958 году Жванецкий знакомится с , по прошествии еще двух лет состоялось знакомство с , который в то время был уже знаменитостью. Актер приезжал в Одессу на гастроли с Ленинградским театром миниатюр. Райкин включает произведения Жванецкого в репертуар своего творческого коллектива. В 1964 году по его приглашению Михаил переезжает в Ленинград.

Исполнителем произведений Михаила Михайловича был , которого очень любила молодежь. Но настоящую популярность принес писателю Аркадий Райкин, благодаря которому миниатюры Жванецкого разбирались на цитаты и афоризмы. По инициативе Райкина в 1969 году в театре была запущена программа «Светофор», состоящая из произведений Михаила Жванецкого.

Михаил Жванецкий, "Авас"

В театре Райкина автор-сатирик сотрудничает с Виктором Ильченко и Романом Карцевым. В репертуаре известных творческих личностей около трехсот произведений Жванецкого. Миниатюры и монологи, написанные автором в этом театре, обретают свой неповторимый стиль. Через время Жванецкий уходит из театра и начинает карьеру независимого писателя-сатирика и исполнителя собственных произведений.

В 1970 году Михаил Михайлович Жванецкий вместе с Карцевым и Ильченко возвращаются в Одессу и создают театр миниатюр, который на родине быстро становится популярным. Прошло несколько месяцев, и их приглашают в Ростовскую область на гастроли. Перед поездкой театра в Ростов Карцев и Ильченко записали на телевидении миниатюру Жванецкого «Авас».

Михаил Жванецкий, «В греческом зале»

Гастроли прошли с огромным успехом. После возвращения все трое участвуют в конкурсе артистов эстрады и вместе с Кокориным занимают первое и второе места. Директор «Укрконцерта» приглашал и даже уговаривал артистов переехать в Киев, но они отказались и вернулись в Одессу.

В начале семидесятых годов Михаил Жванецкий работает в Одесской филармонии артистом разговорного жанра. А 1972 году его знал весь Советский Союз. Знаменитость получает приглашение в Московский театр миниатюр на должность помощника главного режиссера.

Михаил Жванецкий, «На складе»

Дальнейшая его карьера связана с государственной организацией «Росконцерт», где он работает режиссером-постановщиком. Затем писатель перешел в литературное издательство «Молодая гвардия» (начало восьмидесятых годов), где получил должность штатного сотрудника. Еще одно место работы – Московский театр миниатюр, созданный им спустя несколько лет. До настоящего времени Жванецкий является там художественным руководителем.

По произведениям писателя-сатирика создано множество знаменитых спектаклей: «Птичий полет», «Избранное», «Моя Одесса», «Искренне Ваш», «Бенефис», «Политическое кабаре» и «Престарелый сорванец». Популярностью пользуются выступления автора с монологами «Жизнь коротка», «Алло, это Баба Яга», «Слово из трех букв».

Михаил Жванецкий, «Нормально, Григорий! Отлично, Константин!»

Михаил Жванецкий – автор миниатюр, которые в огромном количестве писались для Аркадия Райкина, Сергея Юрского, Романа Карцева, Виктора Ильченко, и других артистов эстрады. Незабываемы миниатюры «Авас», «В греческом зале», «Подруги», «Города», «Только приятное», «Как лечат стариков», «На складе», «О воспитании», «Ночью», «У кассы», «Нормально, Григорий! Отлично, Константин!».

Жванецкий писал также книги и сборники рассказов, такие как «Моя Одесса», «Когда нужны герои» «Год за два», «Встречи на улице» и «Одесские дачи». В 2001 году в издательстве «Время» выходит «Собрание произведений» Жванецкого в четырех томах. Через пять лет это же издательство выпускает пятый том под названием «XXI век». Стиль, в котором работает сатирик, он называет верлибром – свободными стихами, отмечая особый поэтический слог и мелодику слова, присутствующие в каждом его литературном тексте.


Михаил Жванецкий неоднократно награждался и получал высокие звания. В 2012 году писатель удостоился звания «Народный артист Российской Федерации». Диплом о высоком отличии сатирик получил в кремле из рук .

С 2002 года писатель участвует в создании передачи «Дежурный по стране», где его соведущим становится . Программа сочетает в себе элементы юмористического и аналитического шоу. В своих выступлениях сатирик обращается как к житейским темам, так и к политическим.


Во время событий по смене власти в Украине в социальной сети Facebook деятелями «Евромайдана» распространялась речь от имени Михаила Жванецкого в поддержку украинцев и с осуждением российских властей. Позднее это высказывание об Украине опроверг сам сатирик в своем интервью, назвав его провокацией. К тому же у писателя нет аккаунтов в «Инстаграме» и других социальных сетях. Всю информацию и фото Михаил Михайлович размещает на официальном сайте . Там же публикуются популярные монологи автора: «Бояться не надо», «Кто я такой, чтобы не пить».

Биография артиста – это жизнь оптимистически настроенного человека, увлекающегося и , музыкой Голливуда сороковых годов, творчеством « » и игрой в волейбол. Известный артист живет и продолжает работать в Москве.

Личная жизнь

Михаил Жванецкий не любит рассказывать о женщинах и своих романах, поэтому его личная жизнь – одна из самых закрытых на российской эстраде. Изредка в Сети можно увидеть фото, на которых гражданская жена Наталья и их сын Дмитрий.

У сатирика есть и другие дети – двое сыновей и трое дочерей, рожденных вне брака. Женат Михаил Михайлович был один раз на молоденькой и симпатичной Ларисе. Молодая семья вынуждена была жить с тещей в одной комнатушке и сводить концы с концами. Брак продлился с 1954 по 1964 годы.


Когда финансовое положение стало улучшаться, Лариса пожелала развестись. Жванецкий жену любил, но подчинился ее воле, впоследствии больше так ни разу и не женился. Во время гастролей в Сибири Михаил знакомится с женщиной, которая рожает ему дочь. Сначала сатирик ее не признавал, но потом проявил к ней интерес, приглашал в Москву.

По возвращении в Одессу у него случился роман с Надеждой Гайдук. Девушка обладала превосходным чувством юмора, что нравилось Михаилу. Десять лет они жили на два города: то в Одессе, то в Ленинграде. У Надежды родилась дочь Лиза. Гражданская жена порвала отношения, когда узнала о другой женщине.


В Москве он сожительствует с руководительницей программы «Вокруг смеха». Одновременно у него происходит интрижка с женщиной, присматривающей за его мамой, которая также забеременела и потребовала уплату алиментов. Последующие 10 лет он живет с Венерой и сыном Максимом. Гражданская жена была ревнивой, что и стало причиной расставания.

С нынешней супругой Натальей Суровой, сатирик вместе с 1991 года. Знакомство с супругой, которая оказалась на 32 года младше Михаила, состоялось на церемонии открытия Клуба одесситов в родном городе писателя. В 1995 году у пары родился сын Дмитрий. Интересно, что нынешняя супруга не только моложе, но и выше сатирика. Его рост составляет 171 см при весе в 75 кг.


Обладая богатым жизненным опытом, Михаил Михайлович нередко использует свои познания о мужчинах и женщинах в высказываниях, пропагандируя патриархальные ценности. Жванецкий считает, что главная задача мужа – уходить из дома и возвращаться с деньгами, жену же не должен волновать вопрос: где был мужчина.

В 2002 году Михаил Жванецкий подвергся нападению на дороге. Преступники избили и оставили сатирика на пустыре, забрав при этом авто вместе с документами, деньги и портфель с новыми монологами писателя. Спустя время нападавшие были найдены.

Михаил Жванецкий сейчас

Сейчас Михаил Жванецкий продолжает вести активную творческую жизнь, выступая на телевидении и выезжая с гастролями по городам России и зарубежья. В 2017 году из-за вирусной болезни сатирик пропустил запись программы «Дежурный по стране», а также не выехал в Лондон на запланированный авторский вечер. В 2018 году в юмористической передаче появился новый телеведущий. Теперь с Михаилом Жванецким в паре работает Алексей Бегак. Он известен телезрителям по работе на телеканале «Культура», где вместе с хореографом ведет передачу «Большая опера».

Библиография

  • 1980 – «Встречи на улицах»
  • 1987 – «Год за два»
  • 1993 – «Моя Одесса»
  • 2001, 2006, 2009 – «Собрание произведений» в 5 томах
  • 2004 – «Мой портфель»
  • 2007 – «Одесские дачи»
  • 2008 – «Тщательней…»
  • 2008, 2010, 2011 – «Избранное»
  • 2010 – «Не продолжай короткое»
  • 2011 – «Жаркое лето»
  • 2014 – «Южное лето (Читать на Севере)»

Жванецкий Михаил Михайлович — Народный артист Украины, народный артист России, юморист, автор-исполнитель юмористических монологов, киносценарист, телеведущий, пожалуй самый знаменитый одессит на всём постсоветском пространстве, президент Всемирного клуба одесситов.

Примечательно, что Жванецкий является автором сотен миниатюр и монологов для Романа Карцева и Виктора Ильченко, авторство которых зачастую присваивают исполнителям. В последнее время сатирик примерял на себя роль ведущего и довольно неплохо в неё вписался.

Рост, вес, возраст. Сколько лет Михаилу Жванецкому

Рост, вес, возраст. Сколько лет Михаилу Жванецкому? — этими вопросам часто задаются поклонники знаменитого одессита. Сегодня найти ответы на них, намного проще, чем в советские годы, на которые пришёлся пик популярности сатирика.

Открывая практически любую страницу в сети интернет по теме творчества и жизни Жванецкого, можно узнать, что рост юмориста составляет 171 см, а вес 75 кг. Возраст узнать ещё проще, дата рождения артиста указана на официальной странице в википедии.
Жванецкий родился 6 марта 1934 года, таким образом сегодня ему 84 года. При это он по-прежнему находится в добром здравии, продолжает писать, сниматься на телевидении, давать концерты по миру

Биография и личная жизнь Михаила Жванецкого

Биография и личная жизнь Михаила Жванецкого — пример того, как жизнь может кидать человека в самых разных направлениях, так — инженер-механик в миг стал самым узнаваемым сатириком СССР, а позже променяет тихий семейный очаг на славу и общение с женщинами, имена которых будет тщательно скрывать.

Вопреки расхожему мнению о том, что Жванецкий родился и вырос в Одессе и негласному званию «самого популярного одессита», немалую часть жизни Жванецкий провёл за сотни километров от «Жемчужины у моря», в Центральной части Украины, при этом родился сатирик всё-таки в Одессе, но разразившаяся в 1941 году война вынудила семью Жванецких эмигрировать. Вернулся на свою историческую родину, сатирик в возрасте 10 лет. В Одессе он закончил 118 школу, затем получил специальность инженера-механика подъёмно-транспортного оборудования портов.

Полученная профессия была довольно близка молодому Мише, но общественная деятельность манила его куда больше, был активистом курса, комсоргом, участвовал в творческой самодеятельности.

В 1964 году, по приглашению Аркадия Райкина, становится заведующим литературной частью Ленинградского театра миниатюр. Позже Райкин критиковал Жванецкого, отмечая, что сатирику не хватает банальной усидчивости для выполнения этой работы, взрывной и непредсказуемый характер Жванецкого мог существенно навредить деятельности театра, он утверждал сценарии, которые были на грани цензуры, сам писал довольно вызывающие монологи, но его умение выкрутиться, найти слова и передать в тексте многообразие разговорной речи, сгладив все острые углы принесли ему успех.

В 1969 году Райкин, совместно с Жванецким запускает передачу «Светофор», где впервые звучат монологи автора в его исполнении. В это же время он пишет миниатюры для Романа Карцева и Виктора Ильченко. Многие монологи, исполненные ими стали поистине народными хитами, при этом далеко не все знали что автором этих миниатюр и монологов является Жванецкий.

В начале 70-х к Жванецкому приходит осознание того, что он оказался за кулисами, монологи, которые растаскивали на цитаты не приносили ему ни славы, ни денег. По воспоминания Райкина, Жванецкого буквально бесило то, что его монологи присваивают другим людям, слыша в общественном транспорте очередную фразу собственного сочинения ему хотелось крикнуть что есть мочи, что автор этих слов перед вами, но скромность, или что-либо другое не позволяли ему этого сделать. В результате Жванецкий решил расстаться с театром и начать сольную карьеру

Начинал он свой личный творческий путь с выступлений в Одесской филармонии и Московском театре «Эрмитаж». По сути эти заведения стали «альма-матер» сатирика. В них он получил первые жизненные и творческие уроки, приобрёл популярность, позволившую ему стать режиссёром-постановщиком «Росконцерта»

В 80 — х годах, растущая популярность Жванецкого толкает его на новые шаги в творчестве, он создаёт Московский театр миниатюр, где сегодня трудится в качестве художественного руководителя

Наступивший 21 век — век информационных технологий и телевидения вынуждает сатирика несколько поменять своё амплуа. Он выходит со своими монологами на телевидение, довольно успешно пробует себя в качестве телеведущего. Программа «Дежурный по стране» (Россия-1), ведущим которой стал Жванецкий имела неплохие рейтинги.

В 2015 году монолог Жванецкого «девушка и дедушка», вызвал крайне неоднозначную реакцию в экспертных кругах, пошатнув его позицию в рейтинге популярных артистов, многим не понравилась позиция сатирика в отношении современного телевидения. Впрочем, собственная позиция — это то что всегда отличало Жванецкого от многих артистов. Это отметили и власти Украины, внеся Жванецкого в белый список артистов поддерживающих территориальную целостность Украины и выступающие против вмешательства России во внутренние дела Украины. При этом сам, сатирик никогда публично не высказывался по этому поводу и вообще старается держаться подальше от политики, высмеивая в своих монологах лишь пороки современного общества, но не государства и власти.

О личной жизни знаменитого одессита известно не много. Его первую жену звали Лариса. Их брак остался незамеченным на фоне роста популярности артиста. Страна не заметила и развода супругов. Позже, по некоторым данным артист поменял несколько гражданских жён, информации о которых в сети крайне мало. По некоторым данным он имеет пятерых детей, однако достоверно известно лишь о трёх детях — двоих сыновьях и дочери

Семья и дети Михаила Жванецкого

Михаил Жванецкий родился в семье медиков. Во время войны профессиональные медики были в дефиците, поэтому с началом военных действий отца Михаила призывают на фронт. Работая хирургом в прифронтовом госпитале он спас сотни, если не тысячи жизней, награждён орденом Красной Звезды.

Семья и дети Михаила Жванецкого — тема, которая интересовала многих жителей СССР, однако на тот момент узнать данные о жизни кумиров было гораздо сложнее чем, сейчас, так личная жизнь Михаила Михайловича осталась в тени его творчества. Женат сатирик был один раз, затем неофициально жил со своими возлюбленными, информации о которых в сети крайне мало. Избранницами писателя в своё время стали Надежда, Венера, Наталья. Современные СМИ обладают достоверной информацией лишь о последней возлюбленной сатирика, Натальи Суворовой, она намного младше сатирика, по профессии гидролог, однако подрабатывала костюмершей.

Сыновья Михаила Жванецкого - Максим Жванецкий, Дмитрий Жванецкий

Сыновья Михаила Жванецкого - Максим Жванецкий, Дмитрий Жванецкий — выросли непубличными детьми.

О Максиме вообще мало что известно кроме того, что он, вместе с матерью Венерой, эмигрировал в Америку. По неофициальным данным Жванецкий помогал в воспитании сына финансово, однако подтверждения этому нет.

Сын Жванецкого Дмитрий родился в последнем неофициальном браке артиста, студент, будущий психолог, живёт в родительской квартире в центре столицы, в то время, как сам Жванецкий с супругой Натальей предпочли перебраться в Подмосковье, иногда супруги посещают и Одесский дом сатирика.
Дмитрий взял от отца дар рассказчика, при этом является куда менее импульсивным и более вдумчивым, что по мнению звёздного отца поможет стать ему хорошим психологом.

Михаил Жванецкий цитаты, афоризмы, монологи

Михаил Жванецкий: цитаты, афоризмы, монологи — то, чем запомнился сатирик ни одному поколению людей, его острые шутки, как всегда на злобу дня, высмеивающие пороки общества, иногда довольно странными и витиеватыми выражениями, которые быстро уходили в народ и растаскивались на цитаты.

Все они собраны в книгах Михаила Жванецкого, которые сегодня можно приобрести практически в любом книжном магазине. Среди самых популярных: «Моя Одесса» (1993); «Мой портфель» (2004); «Одесские дачи» (2007); «Не продолжай короткое» (2010).

Википедия Михаила Жванецкого

Википедия Михаила Жванецкого сегодня доступна абсолютно каждому. На официальной странице сатирика в сети, опубликована информация о его личной жизни, творческом пути. В данные на странице время от времени вносятся корректировки.

Отчасти это связано с тем, что в советскую эпоху, которой принадлежит часть жизни Жванецкого, информация об артистах не распространялась довольно быстро, многих данные остались утерянными, а сам сатирик не особо откровенничает о своей молодости, ограничиваясь, лишь общеизвестной информации.

Однако информации в Википедии будет довольно достаточно чтобы проследить становление творческой личности Жванецкого и узнать об основных вехах творческого развития юмориста.

Пять женщин сатирика подарили ему трех внебрачных дочерей и двух сыновей

На российской эстраде нет более закрытого человека, чем ЖВАНЕЦКИЙ. Он не рассказывает о личной жизни, на вопрос о количестве детей отшучивается, любовниц, если таковые имеются, не «сдает». Публике известно лишь о существовании нынешней жены сатирика - Натальи и сына Дмитрия, с которыми Михаил Михайлович иногда фотографируется для журналов. Мы решили исследовать «белые пятна» в биографии артиста.

О том, какие бури проносились над головой Михаила Жванецкого , можно судить разве что по редким откровениям, мелькающим в монологах сатирика:

«От меня так одна уходила, да еще бросала подарки!», «Бешенство чаще всего испытываешь в семье. Страшнее всего, когда ты не можешь объяснить. Выслушиваешь, что и молодость тебе отдали, и лучшие годы, и ты в большой панике, потому что разговариваешь с любимой женщиной на разных языках», «Верность, преданность - туго затянутый галстук, и очень хочется ослабить этот узел. Думаю, что верность - легкий признак недостатка ума».

Что касается последнего высказывания, похоже, с этим девизом Жванецкий и идет по жизни. Пересчитать количество его подруг - постоянных и мимолетных - представляется нереальным. Остановимся на тех, кто сыграл в жизни Михаила Михайловича ключевые роли.

Первый опыт

- «Это» произошло на первом курсе института, - рассказал сатирик в интервью «Комсомольской правде». (В 1956 году он окончил Одесский институт инженеров морского флота. - В. М. ) - Я сидел вместе с Аллой Б. Наш преподаватель страшно раздражался, когда видел, как я держу ее руку под партой. Кричал: «Жванецкий, отпустите руку соседки!»

Впрочем, студенческий роман ни во что серьезное не вылился. Девственности юного Мишу лишила более опытная подруга.

У нас в порту было много красивых девушек, одна - просто замечательная, - откровенничает артист. - Мы пришли ко мне. А маманя вдруг вернулась с работы, посмотрела в окно и увидела то, что я бы не хотел, чтобы она видела. Подруга обиделась на меня, и дня два ее не было. Я оббегал весь город, нашел ее у какой-то тетки. Она не хотела возвращаться домой.

Лариса

Вскоре после института Жванецкий женился на «симпатичной девочке Ларисе».

Меня с ней познакомили на предмет... - мнется сатирик. - И я на предмет женился. Мы жили с тещей в одной комнате, и та реагировала на каждый шепот, ночами прислушивалась, ее все время что-то возмущало, а деваться было некуда. Товарищи и все, кто признавал во мне талант, говорили, что нужно ехать к Райкину . Я поехал. Потом вернулся. А теща во дворе распространялась, что я только одни автографы привожу и больше ничего. Когда я был в Ленинграде, мама мне присылала по три рубля в письме и жена посылала немножко. И я бегал обедать в Кунсткамеру за 50 копеек...

Об этом периоде в жизни сатирика вспоминает его соратник - писатель Варлен Стронгин .

У Миши был долгий и сложный путь на эстраду, - рассказал нам Варлен Львович. - Он был практически нищим. После института работал в местном порту. Вместе с товарищами был вынужден воровать керосин, чтобы сводить концы с концами. У него заплаты на брюках были. В таком виде Жванецкий и ездил за Райкиным по городам. Ловил Аркадия Исааковича в коридорах, предлагал тексты, тот отмахивался. Однажды Аркадий Исаакович шел по коридору и услышал, как Ильченко и Карцев репетируют интермедию «Авас» авторства Миши. Райкин взял ее в свой репертуар. Вскоре у Миши взяли еще пять миниатюр.

Я получил 500 рублей, - вспоминает Жванецкий. - На пару дней въехал в гостиницу «Астория» с двумя девушками, Ромой Карцевым и Витей Ильченко. Деньги пропили и проели. Когда вышел спектакль, мне заплатили примерно 1200 рублей после 89 р. в порту. Я был богат, сыт и с совершенно безумными глазами... Тем не менее Лариса подала на развод.

По рассказам друзей сатирика, Жванецкий так сильно любил первую жену, что во всем ей потакал: он даже не ходил на репетиции, когда та ему запрещала. После краха семьи страдающий Михаил уехал из Одессы в Ленинград, а Лариса - в Париж, где занялась делами небольшой галереи, которую ей в наследство оставил дядя. Сатирик никогда больше не женился.

Гастрольный роман

В 1964 году Райкин пригласил Жванецкого в свой театр заведующим литературной частью.

Миша отбирал тексты для репертуара, - вспоминает Стронгин. - Однако он хотел славы, поэтому пропихивал свои тексты. В Сочи произошел неприятный случай: приехали выступать популярнейшие Тарапунька и Штепсель (Юрий Тимошенко и Ефим Березин . - В. М. ). Миниатюры для них писали Роберт Виккерс и Александр Каневский . Райкин попросил Жванецкого связаться с авторами, но тот их отстранил. Ребята рассказывали, что четыре раза приходили в приемную Райкина, а Миша обманывал их, говоря, будто Аркадий Исаакович вышел.

Во время гастролей театра Райкина по Сибири Жванецкий завел интрижку с женщиной, родившей ему дочь. Сатирик не признал ребенка, но позже стал общаться с девочкой и даже пригласил ее в Москву. На этом, по словам знакомых писателя, их короткие встречи закончились.

Неожиданно завершилось и сотрудничество с Райкиным. Стронгин уверяет, что виной стал обман сатирика:

Жванецкий всегда был жаден до денег. Он совершил огромную ошибку. Когда Райкин ставил последнюю программу в Ленинграде, на худсовете обсуждали номера. Один артист заявил: «Товарищи, этот номер у меня! Я его купил!» И так повторилось еще два раза. Обнаружилось, что Жванецкий продал на сторону три номера, которые написал для Райкина! Он не мог дождаться, пока старик выучит текст. Тогда Аркадий Исаакович уже все делал медленно, а Мише нужно было заработать побыстрее. В тот же день в театре повесили приказ о его увольнении.

Надежда

Михаил вернулся в Одессу, но продолжал писать для Карцева и Ильченко. Он устроился в местную команду КВН, где познакомился с Надеждой Гайдук . Девушка окончила театрально-художественное училище, в клубе работала художником по костюмам. Красивая блондинка была столь остроумной, что, как вспоминают коллеги Жванецкого, он ходил за девушкой по пятам и записывал ее шутки. Попутно Миша ухаживал за Наденькой, та оставалась неприступной. Через год красотка уехала в Москву. Их дружба продолжалась по переписке. Серьезные отношения начались, когда Жванецкий вернулся в Ленинград. Надежда приехала в гости и осталась на ночь. Они стали жить на два города: переезжать к другу и оформлять отношения Гайдук не собиралась, даже когда на десятом году отношений на свет появилась дочь Лиза. Расстались они по инициативе Надежды: говорят, она узнала, что у Жванецкого есть любовница в Ленинграде. Дочери она дала свою фамилию. Отец ребенка не возражал и продолжал изредка видеться с Елизаветой.

Татьяна

Спустя четыре года Михаил перебрался в Москву и стал пробиваться на телевидение.

Его не очень жаловали. Не котировался, - продолжает Стронгин. - В то время передачей «Вокруг смеха» руководила симпатичная женщина Татьяна. Миша стал с ней жить. Она-то его и пропихнула. Как-то мы с Таней возвращались с концерта, она призналась: «Я иду к Мише». Она не скрывала романа. А вот Жванецкий, похоже, боялся, что об этом кто-нибудь узнает.

Инна

В это же время Михаил завел мимолетную интрижку с женщиной, которая подрядилась ухаживать за его больной мамой. Дама была немолода, но, как говорят, любила жить на полную катушку. Однажды Жванецкий вернулся домой, перебрав лишнего на вечеринке. Женщина воспользовалась ситуацией. Вскоре она заявила, что ждет ребенка. Был грандиозный скандал, после которого она улетела в Америку, обязав Михаила платить алименты.

Венера

В США перебралась и следующая гражданская жена Жванецкого - Венера. Они встречались десять лет, родили сына Максима. С симпатичной татарочкой артист познакомился в Москве. Женщина окончила химический институт, работала преподавателем. В их отношениях ключевым словом было «ревность» - поклонницы сатирика жутко напрягали Венеру. Она уговаривала любовника эмигрировать в Америку, сама первой перебралась за океан. Друг за ней не последовал, хотя продолжал поддерживать отношения. Именно об этой женщине Иосиф Кобзон написал в своей книге «Как перед Богом»: «У Жванецкого есть дом в Америке, семья, а здесь другая семья, и живет он на два лагеря. Живет в Америке и стесняется этого, словно боится, чтобы кто-то не узнал».

Ходок он был хороший! - улыбается Стронгин. - Но детей своих особо не баловал. Некоторым платил алименты, другим не давал ни копейки. К примеру, дочери Лизе он за много лет подарил лишь маленький транзистор!

Наташа

С нынешней гражданской женой Наташей сатирик живет более 15 лет. По образованию она гидролог, работала в одесском проектном институте. С началом перестройки устроилась костюмером в Одесский театр пантомимы, из которого вышли некогда популярные «Маски-шоу». Наталья ездила на гастроли, помогала артистам, потом повстречала Жванецкого.

После нескольких свиданий они решили жить вместе. Их сыну Дмитрию сегодня 15 лет. Парень ходит в гимназию в элитном поселке Жуковка: как рассказал нам сам Дима, учеба его не напрягает. В свободное время он любит тусоваться с друзьями в модных столичных клубах, где все, по его словам, «бухие, укуренные и увлекаются какой-то «гидрой».

(1999). Народный артист Российской Федерации (2012) .

Произведения и выступления Михаила Жванецкого отличает особый «одесский юмор»; в них осмеянию подвергаются людские недостатки и пороки общества.

Биография

Родился в семье врачей Мане (Эммануила) Моисеевича Жванецкого и Раисы Яковлевны Жванецкой. Рос в Томашполе , где отец работал хирургом, а мать стоматологом. Семья вернулась в Одессу из эвакуации после освобождения города в 1944 году. Окончил 118-ю среднюю школу для мальчиков.

В студенческие годы участвовал в самодеятельности , где начал писать миниатюры и монологи, которые часто сам и исполнял. В 1963 году во время гастролей в Одессе Ленинградского театра миниатюр познакомился с Аркадием Райкиным , который взял его произведения в репертуар театра, а в 1964 году пригласил его в свой театр на должность заведующего литературной частью.

Дело прошлое, но должен сказать, что как завлит Жванецкий никуда не годился. Ему не хватало дипломатичности, терпимости, элементарной усидчивости.

Вместе со Жванецким Райкин поставил в 1969 году программу «Светофор», в которой впервые прозвучали миниатюры Жванецкого «Авас», «Дефицит», «Век техники».

Но литературный дар Жванецкого, острота и парадоксальность его жизнеощущения, его способность передавать в тексте многообразие современной разговорной речи, его умение улавливать фантастичность действительности - все это покорило меня. Настолько покорило, что на какое-то время Жванецкий стал в нашем репертуаре, если можно так выразиться, автором-премьером

А. Райкин Без грима. Воспоминания

В период работы в театре А. И. Райкина, творчески сотрудничал с Романом Карцевым и Виктором Ильченко , для которых написал более трёхсот миниатюр и монологов .

Затем самостоятельно выступал в Одесской филармонии , потом в Московском театре «Эрмитаж» , где приобрёл популярность.

Наступил момент, когда подобное положение Жванецкому показалось обидным. Входя в троллейбус и слыша какие-нибудь реплики собственного сочинения, […] ему подчас хотелось […] обратить внимание пассажиров на то, что автор-то вот он…

А. Райкин Без грима. Воспоминания

Личная жизнь

  • Первая жена Лариса
  • Фактическая жена Надежда Гайдук
    • Дочь Елизавета
  • Фактическая жена Венера
    • Сын Максим Жванецкий
  • Фактическая жена (с 1991) Наталья - костюмер
    • Сын Дмитрий Жванецкий (род. 1995)

Всего у Михаила Жванецкого пятеро детей - два сына и три дочери .

Адрес в Санкт-Петербурге

Спектакли

  • «Птичий полёт» (1987)
  • «Избранное» (1988)
  • «Политическое кабаре» (1989)
  • «Моя Одесса» (1994)
  • «Престарелый сорванец» (1999)

Книги

  • «Встречи на улицах» (1980);
  • «Год за два» (1987);
  • «Моя Одесса» (1993);
  • «Собрание произведений» в 5 томах (2001, 2006, 2009, издательство Время);
  • «Мой портфель» (2004, издательство Махаон-Украина);
  • «Одесские дачи» (2007, издательство Время);
  • «Тщательней…» (2008, издательство Время);
  • «Шлягеры. Аудиокнига на 2-х CD» (2008, издательство Время);
  • «Концерт № 2. Аудиокнига на 2-х CD» (2008, издательство Время);
  • «Одесские дачи. Аудиокнига на 2-х CD» (2008, издательство Время);
  • «Избранное» (2008, 2010, 2011, издательство Эксмо);
  • «Не продолжай короткое» (2010, издательство Время);
  • «Жаркое лето» (2011, издательство Время);
  • «Южное лето (Читать на Севере)» (2014, издательство Эксмо).

Экранизации

  • - Золотая рыбка (телеспектакль)

Награды и членство в организациях

  • 1970 - лауреат VI Всесоюзного конкурса артистов эстрады вместе с Виктором Ильченко и Романом Карцевым
  • 1978-1991 - член Союза писателей СССР
  • 1990 - наст. время - президент Всемирного клуба одесситов
  • 1994 - кавалер ордена «Дружбы народов»
  • 1994 - лауреат негосударственной российской премии «Триумф» за 1993 год
  • 1994 - лауреат Кубка Аркадия Райкина , международный фестиваль «MORE SMEHA», Рига
  • 1994 - почётный гражданин города Одессы (по другим сведениям - 1997 )
  • 1999 - почётное звание «Народный артист Украины »
  • 2001 - почётное звание «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации »
  • 2002 - лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства 2001 года
  • 2002 - почётное звание «Заслуженный деятель искусств Автономной Республики Крым »
  • 2006 - программа Михаила Жванецкого «Дежурный по стране » стала лауреатом российской национальной телевизионной премии «ТЭФИ-2006 » в категории «Профессии» в номинации «Развлекательная программа: юмор »
  • 2009 - кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени
  • 2009 - Решением сессии Одесского городского совета от 5 апреля 2009 года бульвар Искусств (бывший Комсомольский бульвар) в городе Одессе переименован в бульвар Михаила Жванецкого в честь 75-летия со дня рождения писателя-сатирика
  • 2012 - почётное звание «Народный артист Российской Федерации »
  • Член Общественного совета Российского еврейского конгресса

Некоторые источники утверждают , что Жванецкий был одним из последних, кто получил звание «Народный артист СССР » в 1991 году, наряду с А. Б. Пугачёвой , однако в «Ведомостях Верховного Совета СССР» № 52 за 1991 год (самый последний выпуск) его имени нет среди других награждённых .

Напишите отзыв о статье "Жванецкий, Михаил Михайлович"

Примечания

  1. РИАНовости , 6 марта 2009
  2. : «- У русских Родина всегда есть. Вам, Михаил Маньевич, этого, к сожалению, не понять, - сказала она […] »
  3. «Михаил Жванецкий. Юбилейный концерт». Телеканал «Россия-1», эфир от 06.04.2013
  4. // Официальный сайт РЕК
  5. Ф. И. Раззаков пишет об этом в книге «Актёры всех поколений» (статья о Г. Вицине) - М.: Эксмо, 2001. - С. 60.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Жванецкий, Михаил Михайлович

Диммлер, подсев к графине и закрыв глаза, слушал.
– Нет, графиня, – сказал он наконец, – это талант европейский, ей учиться нечего, этой мягкости, нежности, силы…
– Ах! как я боюсь за нее, как я боюсь, – сказала графиня, не помня, с кем она говорит. Ее материнское чутье говорило ей, что чего то слишком много в Наташе, и что от этого она не будет счастлива. Наташа не кончила еще петь, как в комнату вбежал восторженный четырнадцатилетний Петя с известием, что пришли ряженые.
Наташа вдруг остановилась.
– Дурак! – закричала она на брата, подбежала к стулу, упала на него и зарыдала так, что долго потом не могла остановиться.
– Ничего, маменька, право ничего, так: Петя испугал меня, – говорила она, стараясь улыбаться, но слезы всё текли и всхлипывания сдавливали горло.
Наряженные дворовые, медведи, турки, трактирщики, барыни, страшные и смешные, принеся с собою холод и веселье, сначала робко жались в передней; потом, прячась один за другого, вытеснялись в залу; и сначала застенчиво, а потом всё веселее и дружнее начались песни, пляски, хоровые и святочные игры. Графиня, узнав лица и посмеявшись на наряженных, ушла в гостиную. Граф Илья Андреич с сияющей улыбкой сидел в зале, одобряя играющих. Молодежь исчезла куда то.
Через полчаса в зале между другими ряжеными появилась еще старая барыня в фижмах – это был Николай. Турчанка был Петя. Паяс – это был Диммлер, гусар – Наташа и черкес – Соня, с нарисованными пробочными усами и бровями.
После снисходительного удивления, неузнавания и похвал со стороны не наряженных, молодые люди нашли, что костюмы так хороши, что надо было их показать еще кому нибудь.
Николай, которому хотелось по отличной дороге прокатить всех на своей тройке, предложил, взяв с собой из дворовых человек десять наряженных, ехать к дядюшке.
– Нет, ну что вы его, старика, расстроите! – сказала графиня, – да и негде повернуться у него. Уж ехать, так к Мелюковым.
Мелюкова была вдова с детьми разнообразного возраста, также с гувернантками и гувернерами, жившая в четырех верстах от Ростовых.
– Вот, ma chere, умно, – подхватил расшевелившийся старый граф. – Давай сейчас наряжусь и поеду с вами. Уж я Пашету расшевелю.
Но графиня не согласилась отпустить графа: у него все эти дни болела нога. Решили, что Илье Андреевичу ехать нельзя, а что ежели Луиза Ивановна (m me Schoss) поедет, то барышням можно ехать к Мелюковой. Соня, всегда робкая и застенчивая, настоятельнее всех стала упрашивать Луизу Ивановну не отказать им.
Наряд Сони был лучше всех. Ее усы и брови необыкновенно шли к ней. Все говорили ей, что она очень хороша, и она находилась в несвойственном ей оживленно энергическом настроении. Какой то внутренний голос говорил ей, что нынче или никогда решится ее судьба, и она в своем мужском платье казалась совсем другим человеком. Луиза Ивановна согласилась, и через полчаса четыре тройки с колокольчиками и бубенчиками, визжа и свистя подрезами по морозному снегу, подъехали к крыльцу.
Наташа первая дала тон святочного веселья, и это веселье, отражаясь от одного к другому, всё более и более усиливалось и дошло до высшей степени в то время, когда все вышли на мороз, и переговариваясь, перекликаясь, смеясь и крича, расселись в сани.
Две тройки были разгонные, третья тройка старого графа с орловским рысаком в корню; четвертая собственная Николая с его низеньким, вороным, косматым коренником. Николай в своем старушечьем наряде, на который он надел гусарский, подпоясанный плащ, стоял в середине своих саней, подобрав вожжи.
Было так светло, что он видел отблескивающие на месячном свете бляхи и глаза лошадей, испуганно оглядывавшихся на седоков, шумевших под темным навесом подъезда.
В сани Николая сели Наташа, Соня, m me Schoss и две девушки. В сани старого графа сели Диммлер с женой и Петя; в остальные расселись наряженные дворовые.
– Пошел вперед, Захар! – крикнул Николай кучеру отца, чтобы иметь случай перегнать его на дороге.
Тройка старого графа, в которую сел Диммлер и другие ряженые, визжа полозьями, как будто примерзая к снегу, и побрякивая густым колокольцом, тронулась вперед. Пристяжные жались на оглобли и увязали, выворачивая как сахар крепкий и блестящий снег.
Николай тронулся за первой тройкой; сзади зашумели и завизжали остальные. Сначала ехали маленькой рысью по узкой дороге. Пока ехали мимо сада, тени от оголенных деревьев ложились часто поперек дороги и скрывали яркий свет луны, но как только выехали за ограду, алмазно блестящая, с сизым отблеском, снежная равнина, вся облитая месячным сиянием и неподвижная, открылась со всех сторон. Раз, раз, толконул ухаб в передних санях; точно так же толконуло следующие сани и следующие и, дерзко нарушая закованную тишину, одни за другими стали растягиваться сани.
– След заячий, много следов! – прозвучал в морозном скованном воздухе голос Наташи.
– Как видно, Nicolas! – сказал голос Сони. – Николай оглянулся на Соню и пригнулся, чтоб ближе рассмотреть ее лицо. Какое то совсем новое, милое, лицо, с черными бровями и усами, в лунном свете, близко и далеко, выглядывало из соболей.
«Это прежде была Соня», подумал Николай. Он ближе вгляделся в нее и улыбнулся.
– Вы что, Nicolas?
– Ничего, – сказал он и повернулся опять к лошадям.
Выехав на торную, большую дорогу, примасленную полозьями и всю иссеченную следами шипов, видными в свете месяца, лошади сами собой стали натягивать вожжи и прибавлять ходу. Левая пристяжная, загнув голову, прыжками подергивала свои постромки. Коренной раскачивался, поводя ушами, как будто спрашивая: «начинать или рано еще?» – Впереди, уже далеко отделившись и звеня удаляющимся густым колокольцом, ясно виднелась на белом снегу черная тройка Захара. Слышны были из его саней покрикиванье и хохот и голоса наряженных.
– Ну ли вы, разлюбезные, – крикнул Николай, с одной стороны подергивая вожжу и отводя с кнутом pуку. И только по усилившемуся как будто на встречу ветру, и по подергиванью натягивающих и всё прибавляющих скоку пристяжных, заметно было, как шибко полетела тройка. Николай оглянулся назад. С криком и визгом, махая кнутами и заставляя скакать коренных, поспевали другие тройки. Коренной стойко поколыхивался под дугой, не думая сбивать и обещая еще и еще наддать, когда понадобится.
Николай догнал первую тройку. Они съехали с какой то горы, выехали на широко разъезженную дорогу по лугу около реки.
«Где это мы едем?» подумал Николай. – «По косому лугу должно быть. Но нет, это что то новое, чего я никогда не видал. Это не косой луг и не Дёмкина гора, а это Бог знает что такое! Это что то новое и волшебное. Ну, что бы там ни было!» И он, крикнув на лошадей, стал объезжать первую тройку.
Захар сдержал лошадей и обернул свое уже объиндевевшее до бровей лицо.
Николай пустил своих лошадей; Захар, вытянув вперед руки, чмокнул и пустил своих.
– Ну держись, барин, – проговорил он. – Еще быстрее рядом полетели тройки, и быстро переменялись ноги скачущих лошадей. Николай стал забирать вперед. Захар, не переменяя положения вытянутых рук, приподнял одну руку с вожжами.
– Врешь, барин, – прокричал он Николаю. Николай в скок пустил всех лошадей и перегнал Захара. Лошади засыпали мелким, сухим снегом лица седоков, рядом с ними звучали частые переборы и путались быстро движущиеся ноги, и тени перегоняемой тройки. Свист полозьев по снегу и женские взвизги слышались с разных сторон.
Опять остановив лошадей, Николай оглянулся кругом себя. Кругом была всё та же пропитанная насквозь лунным светом волшебная равнина с рассыпанными по ней звездами.
«Захар кричит, чтобы я взял налево; а зачем налево? думал Николай. Разве мы к Мелюковым едем, разве это Мелюковка? Мы Бог знает где едем, и Бог знает, что с нами делается – и очень странно и хорошо то, что с нами делается». Он оглянулся в сани.
– Посмотри, у него и усы и ресницы, всё белое, – сказал один из сидевших странных, хорошеньких и чужих людей с тонкими усами и бровями.
«Этот, кажется, была Наташа, подумал Николай, а эта m me Schoss; а может быть и нет, а это черкес с усами не знаю кто, но я люблю ее».
– Не холодно ли вам? – спросил он. Они не отвечали и засмеялись. Диммлер из задних саней что то кричал, вероятно смешное, но нельзя было расслышать, что он кричал.
– Да, да, – смеясь отвечали голоса.
– Однако вот какой то волшебный лес с переливающимися черными тенями и блестками алмазов и с какой то анфиладой мраморных ступеней, и какие то серебряные крыши волшебных зданий, и пронзительный визг каких то зверей. «А ежели и в самом деле это Мелюковка, то еще страннее то, что мы ехали Бог знает где, и приехали в Мелюковку», думал Николай.
Действительно это была Мелюковка, и на подъезд выбежали девки и лакеи со свечами и радостными лицами.
– Кто такой? – спрашивали с подъезда.
– Графские наряженные, по лошадям вижу, – отвечали голоса.

Пелагея Даниловна Мелюкова, широкая, энергическая женщина, в очках и распашном капоте, сидела в гостиной, окруженная дочерьми, которым она старалась не дать скучать. Они тихо лили воск и смотрели на тени выходивших фигур, когда зашумели в передней шаги и голоса приезжих.
Гусары, барыни, ведьмы, паясы, медведи, прокашливаясь и обтирая заиндевевшие от мороза лица в передней, вошли в залу, где поспешно зажигали свечи. Паяц – Диммлер с барыней – Николаем открыли пляску. Окруженные кричавшими детьми, ряженые, закрывая лица и меняя голоса, раскланивались перед хозяйкой и расстанавливались по комнате.
– Ах, узнать нельзя! А Наташа то! Посмотрите, на кого она похожа! Право, напоминает кого то. Эдуард то Карлыч как хорош! Я не узнала. Да как танцует! Ах, батюшки, и черкес какой то; право, как идет Сонюшке. Это еще кто? Ну, утешили! Столы то примите, Никита, Ваня. А мы так тихо сидели!
– Ха ха ха!… Гусар то, гусар то! Точно мальчик, и ноги!… Я видеть не могу… – слышались голоса.
Наташа, любимица молодых Мелюковых, с ними вместе исчезла в задние комнаты, куда была потребована пробка и разные халаты и мужские платья, которые в растворенную дверь принимали от лакея оголенные девичьи руки. Через десять минут вся молодежь семейства Мелюковых присоединилась к ряженым.
Пелагея Даниловна, распорядившись очисткой места для гостей и угощениями для господ и дворовых, не снимая очков, с сдерживаемой улыбкой, ходила между ряжеными, близко глядя им в лица и никого не узнавая. Она не узнавала не только Ростовых и Диммлера, но и никак не могла узнать ни своих дочерей, ни тех мужниных халатов и мундиров, которые были на них.
– А это чья такая? – говорила она, обращаясь к своей гувернантке и глядя в лицо своей дочери, представлявшей казанского татарина. – Кажется, из Ростовых кто то. Ну и вы, господин гусар, в каком полку служите? – спрашивала она Наташу. – Турке то, турке пастилы подай, – говорила она обносившему буфетчику: – это их законом не запрещено.
Иногда, глядя на странные, но смешные па, которые выделывали танцующие, решившие раз навсегда, что они наряженные, что никто их не узнает и потому не конфузившиеся, – Пелагея Даниловна закрывалась платком, и всё тучное тело ее тряслось от неудержимого доброго, старушечьего смеха. – Сашинет то моя, Сашинет то! – говорила она.
После русских плясок и хороводов Пелагея Даниловна соединила всех дворовых и господ вместе, в один большой круг; принесли кольцо, веревочку и рублик, и устроились общие игры.
Через час все костюмы измялись и расстроились. Пробочные усы и брови размазались по вспотевшим, разгоревшимся и веселым лицам. Пелагея Даниловна стала узнавать ряженых, восхищалась тем, как хорошо были сделаны костюмы, как шли они особенно к барышням, и благодарила всех за то, что так повеселили ее. Гостей позвали ужинать в гостиную, а в зале распорядились угощением дворовых.
– Нет, в бане гадать, вот это страшно! – говорила за ужином старая девушка, жившая у Мелюковых.
– Отчего же? – спросила старшая дочь Мелюковых.
– Да не пойдете, тут надо храбрость…
– Я пойду, – сказала Соня.
– Расскажите, как это было с барышней? – сказала вторая Мелюкова.