Героизм, самопожертвование – аргументы ЕГЭ. Сочинение Сравнительная характеристика Данко и Ларры

  • Не всегда самопожертвование связано с риском для жизни
  • Совершать героические поступки человека побуждает любовь к Родине
  • Человек готов пожертвовать собой ради того, кого он действительно любит
  • Для спасения ребенка порой не жалко пожертвовать самым ценным, что есть у человека – собственной жизнью
  • Только нравственный человек способен совершить героический поступок
  • Готовность к самопожертвованию не зависит от уровня доходов и социального статуса
  • Героизм выражается не только в поступках, но и в умении быть верным своему слову даже в самых сложных жизненных ситуациях
  • Люди готовы на самопожертвование даже во имя спасения незнакомого им человека

Аргументы

Л.Н. Толстой “Война и мир”. Порой мы не подозреваем, что тот или иной человек может совершить героический поступок. Это подтверждает пример из данного произведения: Пьер Безухов, будучи богатым человеком, принимает решение остаться в осажденной неприятелем Москве, хотя имеет все возможности уехать. Он – настоящий человек, не ставящий на первое место свое материальное положение. Не жалея себя, герой спасает из огня маленькую девочку, совершая героический поступок. Можно обратиться и к образу капитана Тушина. Сначала он не производит на нас хорошего впечатления: Тушин предстает перед командованием без сапог. Но сражение доказывает то, что этого человека можно назвать настоящим героем: батарея под командованием капитана Тушина самоотверженно отражает атаки неприятеля, не имея прикрытия, не жалея сил. И совершенно не важно, какое впечатление на нас производят эти люди при первом знакомстве с ними.

И.А. Бунин “Лапти”. В непроглядную вьюгу Нефед отправился в Новоселки, находящиеся в шести верстах от дома. Сделать это его побудили просьбы больного ребенка принести красные лапти. Герой решил, что “нужно добывать”, потому что “душа желает”. Он хотел купить лапти и покрасить их фуксином. К ночи Нефед не вернулся, а утром мужики привезли его мертвое тело. За пазухой у него нашли пузырек с фуксином и новенькие лапти. Нефед был готов на самопожертвование: зная, что подвергает себя опасности, решил действовать на благо ребенка.

А.С. Пушкин “Капитанская дочка”. Любовь к Марье Мироновой, капитанской дочке, не раз побуждала Петра Гринева подвергать свою жизнь опасности. Он отправился в захваченную Пугачевым Белогорскую крепость, чтобы вырвать девушку из рук Швабрина. Петр Гринев понимал, на что идет: в любой момент его могли поймать люди Пугачева, он мог быть убит неприятелями. Но героя ничто не остановило, он был готов спасти Марью Ивановну даже ценой собственной жизни. Готовность к самопожертвованию проявилась и тогда, когда Гринев был под следствием. Он не стал рассказывать о Марье Мироновой, любовь к которой и привела его к Пугачеву. Герой не хотел делать девушку причастной к следствию, хотя это позволило бы ему оправдаться. Петр Гринев своими поступками показал, что готов вытерпеть что угодно ради счастья дорогого ему человека.

Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”. То, что Соня Мармеладова пошла по “желтому билету”, является тоже своего рода самопожертвованием. Девушка решилась на это сама, сознательно, чтобы прокормить свою семью: отца-пьяницу, мачеху и ее маленьких деток. Каким бы грязным занятием не была ее “профессия”, Соня Мармеладова достойна уважения. На протяжении всего произведения она доказывала свою духовную красоту.

Н.В. Гоголь “Тарас Бульба”. Если Андрий, младший сын Тараса Бульбы, оказался предателем, то Остап, старший сын, проявил себя как сильная личность, настоящий воин. Он не предал отца и Родину, сражался до последнего. Остапа казнили на глазах у отца. Но как бы тяжело, больно и страшно ему ни было, во время казни он не издал ни звука. Остап – настоящий герой, отдавший жизнь за свою Родину.

В. Распутин “Уроки французского”. На самопожертвование оказалась способна Лидия Михайловна, обыкновенная учительница французского языка. Когда ее ученик, герой произведения, пришел в школу побитым, и Тишкин рассказал, что он играл на деньги, Лидия Михайловна не поспешила рассказать об этом директору. Она узнала, что играет мальчик из-за того, что у него не хватает денег на еду. Лидия Михайловна начала заниматься с учеником французским, который ему не давался, на дому, а потом предложила играть с ней в “замеряшки” на деньги. Учительница знала, что это делать нельзя, но желание помочь ребенку было для нее важнее. Когда обо всем узнал директор, Лидию Михайловну уволили. Ее, казалось бы, неправильный поступок оказался благородным. Учительница пожертвовала своей репутацией ради помощи мальчику.

Н.Д. Телешов “Домой”. Семка, так желающий вернуться в свои родные края, по пути встретил незнакомого дедушку. Они шли вместе. В дороге мальчик заболел. Неизвестный отнес его в город, хотя знал, что ему там появляться нельзя: дед уже третий раз сбегал с каторги. В городе дедушку поймали. Он понимал опасность, но жизнь ребенка была для него важнее. Дед пожертвовал своей спокойной жизнью ради будущего незнакомого ему человека.

А. Платонов “Песчаная учительница”. Из села Хошутово, находящегося в пустыне, Мария Нарышкина помогла сделать настоящий зеленый оазис. Она вся отдалась работе. Но прошли кочевники – от зеленых насаждений не осталось и следа. Мария Никифоровна уехала в округ с докладом, где ей предложили перевестись работать в Сафуту, чтобы обучить переходящих на оседлость кочевников культуре песков. Она согласилась, в чем и проявилось ее готовность к самопожертвованию. Мария Нарышкина решила посвятить себя благому делу, не думая ни о семье, ни о будущем, а помогая людям в нелегкой борьбе с песками.

М.А. Булгаков “Мастер и Маргарита”. Ради Мастера Маргарита была готова на все. Она решилась на сделку с дьяволом, была королевой на балу у сатаны. И все ради того, чтобы увидеть Мастера. Истинная любовь заставила героиню пойти на самопожертвование, пройти все испытания, подготовленные ей судьбой.

А.Т. Твардовский “Василий Теркин”. Главный герой произведения – простой русский парень, честно и самоотверженно выполняющий свой солдатский долг. Его переправа через реку стала настоящим героическим поступком. Василия Теркина не испугал холод: он знал, что нужно передать просьбу лейтенанта. То, что сделал герой, кажется невозможным, невероятным. Это подвиг простого русского солдата.


Влияние жестокого мира на человека. Аргумент к итоговому сочинению/сочинению из пьесы "Тень" Е.Л. Шварца.

Трагическую судьбу человека, которого ломают жестокие обстоятельства, показывает Е.Л. Шварц в известной пьесе «Тень». Доктор-человек честный и умный, но неспособный противостоять грубой и безжалостной силе, оказывается перед тяжелым нравственным выбором. Он сердцем хочет помочь Ученому, попавшему в беду, но боится, как бы самому не оказаться в роли жертвы. Вечная борьба между благородными помыслами и трусливой осторожностью разрывает сердце этого человека.

Жестокость как свойство личности, которое проявляется в тяжелых условиях.
Аргумент к итоговому сочинению/сочинению из романа У. Голдинга "Повелитель мух"

В известном романе-притче «Повелитель мух», созданном английским писателем У. Голдингом, повествуется о группе детей, которые в результате авиакатастрофы оказались на пустынном острове. Пытаясь спастись от страха и одиночества, они поклоняются богу – Повелителю мух, свиной голове, насаженной на кол. Это страшный символ зла, который гнездится в человеческой душе поэтому нужно ежедневно бороться против зверя в себе, иначе богом человечества станет облепленная мухами свиная голова.

Доброта и жестокость в поведении. Жестокость в словах.
Аргумент к итоговому сочинению/сочинению из романа А.С. Пушкина "Евгений "
Слово – один из самых грозных видов оружия. Словом можно сделать человека счастливым или убить в нем надежду, растоптать чувства, унизить. Так поступил Евгений с Татьяной. Когда он получил ее письмо с признанием в любви, то вызвал ее на серьезный разговор, где очень холодно и пренебрежительно дал понять, что не может ответить ей взаимностью. Он говорил с ней цинично и холодно. На слова любви от ответил: «Учитесь властвовать собою». Об этом вспоминает Татьяна спустя несколько лет, когда получает письмо от Евгения. Она рассказывает Евгению, насколько ранили его слова, называет их «колкой бранью», отличающейся отсутствием жалости.
Так, в романе А.С. Пушкина «Евгений » мы видим, как неосторожное слово может ранить до глубины души, особенно если человек, к которому это слово обращено, раним.


Аргумент к итоговому сочинению/сочинению из романа А.Фадеева "Разгром"

В романе А.А. Фадеева «Разгром» командир партизанского отряда принимает роковое решение – отравить раненого бойца, чтобы тот не тормозил отступление. Врач дает раненому яд и просит его выпить. Молодой партизан Павел Мечик, слышавший разговор доктора с командиром в ужасе кричит, пытаясь остановить это убийство, но его с ненавистью прогоняют прочь. Этот отчаянный крик - беспомощный протест против жестокой действительности, в которой человеческая жизнь стала разменной монетой.


Доброта и жестокость на войне.
Аргумент к итоговому сочинению/сочинению из рассказа И.А. Бабеля «Смерть Долгушова»

В рассказе И.А. Бабеля «Смерть Долгушова», который входит в цикл «Конармия», изображена драматическая ситуация: смертельно раненный в бою красноармеец, чтобы не попасть в плен, просит товарища пристрелить его. Но Лютов, воспитанный на принципах гуманизма, не способен убить человека и в страхе пятится назад. «Бежишь, гад!»- презрительно, с ненавистью говорит ему раненый. Человеческая душа корчится от ужаса, в который ее ввергает судьба, когда жестокое убийство становится спасением, когда отвращение к смерти воспринимается как трусливое малодушие.

Доброта и жестокость на войне.
Аргумент к итоговому сочинению/сочинению из рассказа Лескова «Человек на часах»

Н.С. Лесков в рассказе «Человек на часах» описывает реальный случай. Солдат, стоявший на посту, услышал крики о помощи: кто-то тонул в реке. После мучительной внутренней борьбы часовой, нарушая устав караульной службы, спасает беднягу. Об этом происшествии узнает командование, и, несмотря на сочувствие некоторых офицеров, провинившегося солдата строго наказывают.
Свое отношение к этому поступку втор красноречиво выразил в названии: на часах стоит не просто солдат, а человек, для которого нравственный долг превыше всего.

Жестокость к окружающим в повседневных делах.

В романе М.А. Булгакова « и » очень точно выведен тип мерзавца, мелкого Иудушки, который ради своих интересов готов совершить любую подлость. Журналист Алоизий Могарыч написал донос на Мастера. Когда соседа арестовали, он переехал в его квартиру, обжился в ней, сделал ремонт, пристроил ванную. Такие внешне добропорядочные люди считают себя всегда правыми, потому что их ожиревшую совесть легко подкупить деньгами, должностью, захваченной квартирой.

Доброта, самопожертвование на благо общества.
Аргумент к итоговому сочинению/сочинению из рассказа М. Горького "Старуха Изергиль"

Яркая, независимая личность всегда вызывала опасливое отношение у серой посредственности. В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» раскрывается драматическое противостояние сильной личности, которая жертвует собой ради людей и толпы. Данко ведет свой народ через глухой лес, через топи и тьму. Люди, измученные долгим путем, готовы растерзать отважного юношу, и тогда Данко вырывает из своей груди пылающее сердце. Когда спаситель вывел людей на залитый солнцем простор и, бездыханный, упал на землю, кто-то раздавил его горящее сердце. Мы видим, что толпу пугает все яркое, пылающее, героическое. Но видим также и то, что без выдающихся личностей невозможно выйти из густого мрака тусклого существования.


Доброта как свойство личности, столкновение доброты с жестоким миром.
Аргумент к итоговому сочинению/сочинению из трагедии Шекспира "Гамлет"


В трагедии Шекспира «Гамлет» раскрывается конфликт личности и эпохи. Благородный юноша, воспитанный в духе гуманизма, призван Призраком мстить за убитого отца. Месть – это не лично дело молодого принца, для людей того времени это мировой закон, требующий восстановить справедливость, в противном случае становишься соучастником убийц. Но Гамлет – человек нового времени, он не желает быть слепым орудием судьбы, поэтому юноша колеблется, сомневается, не решается взять в руки оружие. Однако жизнь не оставляет ему выбора: руки гуманиста обагряются кровью, он гибнет, разорванный противоречиями.


Причины жестокости.
Аргумент из романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"


Эгоизм проявляется, когда человек ставит свои интересы выше интересов других. Можно подумать, что ничего страшного в этом нет. Однако эгоизм, доведенный до абсурда, может причинить не только большой вред окружающим, но и сломать жизнь человеку, взращивающему в себе это чувство. Ярким примером эгоизма является поведение главного героя романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». – красивый, образованный, богатый молодой человек своими руками разрушает жизнь. Он не верит в дружбу, манипулируя людьми только в своих интересах, отвергает любовь, боясь потерять свою свободу, не способен прощать, боится быть осмеянным. Вся его жизнь - это поиск удовольствий, удовлетворение своих потребностей. Однако такой путь разрушителен: Печорин ломает судьбы людей, меняет их жизни, делает несчастным самого себя. Таким образом, эгоизм - главная причина, мешающая Григорию обрести любовь и дружбу, и только непонимание этого решения приводит его к печальному финалу.

Аргументы в сочинении части С ЕГЭ по русскому языку по теме «Проблема самопожертвования, самоотречения»

Текст из ЕГЭ

Я уже смутно помню этого сутулого, худощавого человека, всю жизнь представлявшегося мне стариком. Опираясь на большой зонт, он неутомимо от зари до зари шагал по обширнейшему участку, куда входила и неряшливо застроенная Покровская гора. Это был район бедноты, сюда не ездили извозчики, да у доктора Янсена на них и денег-то не было. А были неутомимые ноги, великое терпение и долг. Неоплатный долг интеллигента перед своим народом. И доктор бродил по доброй четверти губернского города Смоленска без выходных и без праздников, потому что болезни тоже не знали ни праздников, ни выходных, а доктор Янсен сражался за людские жизни. Зимой и летом, в слякоть и вьюгу, днем и ночью. Доктор Янсен смотрел на часы, только когда считал пульс, торопился только к больному и никогда не спешил от него, не отказывался от морковного чая или чашки цикория; неторопливо и обстоятельно объяснял, как следует ухаживать за больным, и при этом никогда не опаздывал. У входа в дом он долго отряхивал с себя пыль, снег или капли дождя — смотря по сезону, — а войдя, снимал калоши и пальто, мыл руки и, если на улице было холодно, направлялся к печке. Старательно грея длинные, гибкие, ласковые пальцы, тихо расспрашивал, как началась болезнь, на что жалуется больной и какие меры принимали домашние. И шел к больному, только хорошо прогрев руки. Его прикосновения всегда были приятны, и я до сих пор помню их всей своей кожей.

Врачебный и человеческий авторитет доктора Янсена был выше, чем можно себе вообразить в наше время. Уже прожив жизнь, я смею утверждать, что подобные авторитеты возникают стихийно, сами собой кристаллизуясь на насыщенном растворе людской благодарности. Они достаются людям, которые обладают редчайшим даром жить не для себя, думать не о себе, заботиться не о себе, никогда никого не обманывать и всегда говорить правду, как бы горька она ни была. Такие люди перестают быть только специалистами; людская благодарная молва приписывает им мудрость, граничащую со святостью. И доктор Янсен не избежал этого; у него спрашивали, выдавать ли дочь замуж, покупать ли дом, продавать ли дрова, резать ли козу, мириться ли с женой… Господи, о чем его только не спрашивали…Я не знаю, какой совет давал доктор в каждом отдельном случае, но всех известных ему детей кормили по утрам одинаково: кашами, молоком и черным хлебом. Правда, молоко было иным, равно как хлеб, вода и детство.

Доктор Янсен задохнулся в канализационном колодце, спасая детей. Он знал, что у него мало шансов выбраться оттуда, но не терял времени на подсчет. Внизу находились дети, и этим было подсчитано все.

В те времена центр города уже имел канализацию, которая постоянно рвалась, и тогда рылись глубокие колодцы. Над колодцами устанавливался ворот с бадьей, и ею отливали просочившиеся сточные воды. Процедура была длительной, рабочие в одну смену не управлялись, все замирало до утра, и бадьей и воротом завладевали мы. Обычно на бадью становился один, а двое вертели ворот. Но однажды решили прокатиться вдвоем, и веревка оборвалась. Доктор Янсен появился, когда возле колодца метались двое пацанов. Отправив их за помощью, доктор тут же спустился в колодец, нашел уже потерявших сознание мальчишек, сумел вытащить одного, и не отдохнув, полез за вторым. Спустился, понял, что еще раз ему уже не подняться, привязал мальчика к обрывку веревки и потерял сознание. Мальчики пришли в себя быстро, но доктора Янсена спасти не удалось.

Так погиб тихий, аккуратный, очень скромный и немолодой человек с самой человечной и мирной из всех профессий, ценою своей жизни оплатив жизнь двух мальчиков.

(по Б.Л. Васильеву)

Вступление

Самопожертвование свойственно далеко не каждому. Только сильные духом люди способны ставить на первое место благополучие других людей, жертвуя собственным комфортом, здоровьем, жизнью.

Самопожертвование – умение не смотря ни на что, вопреки всем преградам и обстоятельствам помогать тем, кто нуждается в помощи, поддержке, сочувствии, любви.

Проблема

Б.Л. Васильев поднимает проблему самопожертвования, рассказывая историю доктора Янсена, который всю жизнь заботился об окружающих, завоевывал уважение и авторитет среди населения, жил ради людей.

Благодаря своей духовности доктор смог настолько добиться расположения своих пациентов, что они причислили его чуть ли не к рангу святых.

Комментарий

Автор вспоминает героя своего рассказа, сутулого, худощавого человека, который всегда казался ему, юному мальчишке, стариком. Он каждый вечер обходил предоставленный ему участок Покровскую горку, опираясь на зонт-трость.

Район, предоставленный его власти, был районом бедности. Денег не было ни у кого, в том числе и у доктора Янсена. Чувство долга, огромное терпение и любовь к своему делу помогали ему в любую погоду, в любой день недели ходить по домам пациентов и тщательно исследовать их истории болезней.

Человечность была одной из важнейших качеств его личности. Он никогда не был груб с людьми, не спешил уходить, не отказывался от беседы и морковного чая. Неторопливо и подробно объяснял, как нужно ухаживать за больным, какие лекарства пить.

Он никогда не спешил и никогда не опаздывал. Если на улице было холодно, прежде чем начать осмотр, Янсен долгое время грел руки, чтобы не причинить дискомфорта больному. Его прикосновения всегда были приятны.

Благодаря ответственно выполненной работе, авторитет доктора достиг необычайных высот. Автор утверждает, что подобный авторитет возникает стихийно, на фоне простой человеческой благодарности. И доступно это не каждому, только тем, кто обладает удивительным даром жить для других, думать о других, заботиться о других, забывая о себе.

Такие люди завоевывают доверие, причисляются к лику святых, с ними советуются по любому жизненному вопросу, будь то вопрос о замужестве дочери или о продаже дома.

Жизнь доктора прекратилась так, как и должна была – он умер, спасая детей из канализационной трубы. Рискуя жизнью, не думая о последствиях, он бросился вытаскивать двух мальчишек, упавших в канализационную яму, в результате задохнулся сам, а их спас.

Авторская позиция

Автор восхищается доктором Янсеном, его образом жизни, его умением жить не ради себя, а ради других. Он убежден, что таких людей очень мало осталось в мире, и посчастливится тому, кто повстречает их на своем жизненном пути.

Своя позиция

Позиция автора мне ясна и понятна. Действительно, редко встретишь человека, который живет ради чужого благополучия. Не ради родных или близких, а ради совершенно чужих ему людей. При этом он не требует благодарности или чего-то другого взамен. Такое самопожертвование достойно уважения и восхищения.

Аргумент 1

Вспоминается образ Сони Мармеладовой из романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. Девушка ради спасения своей семьи – отца-пьяницы, мачехи, больной чахоткой, и их детей – от голодной смерти решилась торговать своим телом.

Не всякий смог бы вынести подобные унижения и остаться при этом человеком, не попрекать, не обвинять окружающих. Думаю, у таких людей просто нет выбора – поступить по-другому, против своей совести они не смогут никогда.

Аргумент 2

Другой литературный герой, Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль», ради спасения народа от тьмы и смерти разорвал свою груди и вынул из нее сердце. Он освещал сердцем путь к спасению, и оно горело, словно факел. Выбравшись из лесной чащи, люди забыли о своем герое. А один из них, самый осторожный, растоптал его сердце ногой.

Заключение

Жертвовать собой ради других – удел немногих. Сложно сказать, правы они или нет, но без таких людей жизнь была бы гораздо более жестокой и опасной, чем она есть сейчас.

В этой части произведения писатель нарисовал идеальный образ положительного героя, человека, делающего все, что только возможно для общего блага.

Горький в легенде рисует тяжелую ситуацию, в которой оказалось некое племя. Этих людей враги, оказавшиеся сильнее, прогнали с пригодных для жизни мест в лес, где они умирали от болотных испарений.

Вывести их из гиблого места вызвался молодой и красивый Данко. Он представляет собой явное олицетворение народного вождя. Он знал, что обязательно нужно уйти из этого леса и знал, куда нужно направиться. В его образе нет ни одной отрицательной черты, одни достоинства.

Многие не выдерживали тягот перехода и умирали в пути. Они начали разочаровываться в своем выборе и, естественно, обвинили во всем своего вождя. Народные массы в данной легенде представлены как люди малодушные и трусливые. Они не обладают столь сильной волей, как их предводитель. Кроме того, далее соплеменники решили обвинить в своих неудачах и убить Данко, не имея моральных сил и смелости признаться в своей трусости.

В легенде о Данко Максим Горький поднимает одну из своих ключевых тем. Он превозносит смелость и силу характера. Данко отвечает своим обвинителям, но его речь можно воспринять в качестве ответного упрека (что и происходит по ходу действия). Он сознает свою силу и обвиняет людей в отсутствии мужества и в том, что они ничего не сделали, чтобы помочь ему. Естественно, подобные слова вызывают еще большее озлобление. Здесь, возможно, реакция писателя-большевика на «отсталых» рабочих и крестьян, которые не хотят впитать правильные идеи и следовать за передовыми идеологами.

Дальнейшее описание событий легенды о Данко косвенно подтверждает подобные предположения. Он, и положено истинному борцу за идею и народное счастье, жертвует своей жизнью ради неблагодарных людей.

Горький рисует красивый образ, сердца, вырванного самим Данко, светом которого он рассеивает мрак и помогает найти правильный путь. Сердце – это образ не только жизни, но и любви. В данном случае к темным, озлобленным и слабым соплеменникам.

Писатель все же не теряет веры в народные массы. После жертвы Данко люди обретают смелость и с большей готовностью и терпением переносят трудный путь. В конце этой истории они выходят на пригодную для жизни землю, а Данко умирает. Его смертью Горький еще раз подчеркивает, что истинно смелые и самоотверженные люди идут на жертвы ради народа бескорыстно.

Вариант 2

В рассказе Максима Горького "Старуха Изергиль" ярким примером любви к людям и самопожертвования является легенда о Данко. Само произведение наполнено глубоким смыслом, как и большинство произведений этого автора.

В лице Данко Максим Горький показывает человека, который ставит на первое место интересы общества, его жизнь наполнена благородными порывами, он старается помочь всем, часто даже тем, кто этого не заслуживает. Главный герой произведения наделен лучшими человеческими качествами: доброта, честность, смелость и любовь к близким людям. Данко идет на всё ради спасения дорогих ему людей.

В легенде говорится о людях, живших в мире полном счастья и беззаботности, но наступил момент, когда явились чужие племена и прогнали людей в глубь леса. Их окружали могучие деревья, переплетенные между собой, огромные заросли, сквозь которые не мог пробиться и луч солнца. Тогда им пришлось отправиться в сложный путь на поиски нового места, где они смогли бы вновь жить, радуясь каждому лучу солнца и блестящей, играющей волнами реке. Тогда они и решили выдвигаться. В Данко они увидели сильного и смелого человека, и воскликнули: "Веди ты нас!". И он повел. На пути они встретили множество трудностей, люди выбились из сил и не могли идти дальше. "– Ты, – сказали они, – ничтожный и вредный человек для нас! Ты повел нас и утомил, и за это ты погибнешь!".

Люди обезумели от злости, и никто даже не вспомнил о том, что именно они выбрали его, просили вести их. Его слов никто не слушал, и когда они хотели было убить его, Данко разорвал себе грудь, вытащил сердце, которое светилось ярким пламенем любви к своему народу, и поднял его над головами людей. "Идем!" - крикнул он. И люди пошли, словно зачарованные, смотря на сердце в его руках. Лес расступался перед ним и он вывел людей на широкие степные земли, а потом гордо засмеялся, затем упал, и умер. Люди же, полные радости, даже не заметили его смерти, но один человек, заметив пылающее сердце испугался и наступил на него ногой, от чего оно рассыпалось на множество искр и потухло. В этот вечер река, отражающая последние лучи заката, казалась ярко красной, как кровь, которая била из груди отважного и необычайно смелого человека - Данко.

В данном произведении автор обратил внимание на актуальную во все времена проблему - эгоизм. Главный герой был совершенно иной, не такой как все. Он стремился сделать хоть что то для людей, которые были абсолютно эгоистичны, думали лишь о себе. И ради них он отдал жизнь, пусти они того и не заслуживали. Таким образом, Максим Горький поведал о существовании человека, готового отдать жизнь за свой народ, который в минуты радости даже не вспомнил своего героя и отплатил ему тем, что уничтожил сердце, которое билось за них и спасло от верной смерти в лесной глуши.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Что значит быть счастливым по рассказам Бунина, Чехова, Куприна

    Все люди ищут счастья, да не все находят. И не для всех оно одинаково. Для кого-то счастье – богатство, для кого-то счастье – здоровье. Для героев рассказов Куприна, Бунина и Чехова счастье в любви. Только понимают они счастье по-разному.

  • Анализ рассказа Старый гений Лескова 8 класс

    Каждый из нас понимаем, что прямых и простых путей в жизни не бывает. Нам приходится сталкиваться с огромным количеством проблем, из которых нужно выходить с минимальными потерями.

  • Возраст человека не влияет на формирование его к таким категориям, как опыт и ошибки. Никто не застрахован от них. Однако, степень ответственности у каждого разная. Иными словами, кто-то очень близко принимает это к сердцу, кто-то – нет.

  • Сочинение по картине Сайкиной Детская спортивная школа (описание)
  • Прожить правильно жизнь задача не из легких. Человеку свойственно постоянно ошибаться, совершать неправильные поступки. Часть этих ошибок незначительны и очень быстро забываются.

Ларра и Данко на протяжении всего рассказа и в целом по замыслу автора являются непримиримыми антагонистами. Их жизни полностью противоположны: смысл одной из них заключается в вечном служении людям, смысл второй, казалось бы, в принципе отсутствует – судьба без цели, без содержания, прошедшая бесследно, исчезнувшая будто тень. Безусловно, каждый может относиться по-разному к своей жизни и определять те цели, ради которых он живет. Одни считают, что судьба определена свыше и от нас ничего не зависит. Другие уверены, что определить свою будущую жизнь под силу каждому из нас. В рассказе М. Горького Ларра и Данко олицетворяют собой эти два противоположных взгляда. Однако, несмотря на серьезные противоречия, у главных героев все же есть общие черты. В первую очередь, их объединят единые человеческие качества, такие как храбрость, красота, ум и сила.

Сюжет рассказа строится на воспоминаниях старухи Изергиль о своей жизни, а также на легендах о Ларре и Данко. Данко - красивый и смелый юноша, любовь которого к людям не знает границ. Его альтруизм совершенно неисчерпаем и ничем не обусловлен. Данко – настоящий герой, способный на великие подвиги ради своего народа. Образ этого героя воплощает в себе идеал гуманизма, высокой духовности и способность к самопожертвованию. Его смерть не вызывает у читателя жалости, поскольку подвиг, который он совершил, его величина и значимость находятся гораздо выше подобного рода чувств. Данко – мужественный и бесстрашный герой, в руках которого пылает его собственное, искрящееся любовью сердце, - вызывает уважение и восторг читателя, но ни в коем случае не жалость или сострадание.

Этому светлому и возвышенному образу автор противопоставляет негативный образ Ларры, человека эгоистичного и горделивого. Ларра считает себя избранным и к окружающим его людям относится с пренебрежением, подобно тому, как относится господин к своим рабам.

Неуемная гордость и высокомерие Ларры приводят его к одиночеству и заставляют испытывать невыносимую тоску. Как отмечает автор, гордость – прекрасная черта характера, но в том случае, когда она возвышается над всеми остальными чувствами, она несет за собой абсолютное освобождение от общества, от всех законов морали и нравственных устоев, что в итоге приводит к печальным последствиям.

Таким образом, Ларра, будучи освобожденным от мирских оков, умирает духовно для всех и для себя, в том числе, обреченный на вечную жизнь в физической оболочке. Данко же обрел свое счастье, отдав себя людям, и в бессмертии своем оказался полностью свободным.

Сочинение Сравнительная характеристика Данко и Ларры

Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» содержит две легенды, которые рассказывают о двух молодых людях. Первая легенда повествует о человеке-орле по имени Ларра, а вторая знакомит читателя с персонажем, которого зовут Данко. Два этих образа нельзя не сравнить, поскольку характеристики пропорционально отличаются друг от друга.

В первую очередь сравнение должно коснуться характеров молодых людей. Ларра - эгоистичный, самодовольный, жестокий. Он никогда не думал о том, чего хотят люди, его волновали лишь его желания. Его эгоизм и жестокость однажды привели к смерти девушки: Ларра убил ее, потому что она не захотела принадлежать ему. Данко - это полная противоположность Ларры, в его характере все в точности наоборот: самоотверженность, любовь к людям, доброта и прочие лучшие качества человека. Он готов был на все, чтобы другие обрели свободу и счастье. В отличие от Ларры он был способен на поступки, которые достойны уважения. Ларра же действовал в угоду себе, но не безвредно, а именно с ущербом для окружающих. Таким образом, сравнивая характеры обоих героев можно понять, что они абсолютно разные, причем их личностные качества кардинально противоположны.

Особенно интересным является сравнение судьбы персонажей легенд. В обеих легендах они погибают, казалось бы общая черта найдена, однако даже этот момент в сюжете сильно отличается, но не по характеру смерти или по чему-то подобному, а по восприятию героями ее, по их состоянию. Ларра был изгнан людьми, сначала ему казалось, что это одиночество-именно то, что ему нужно, ведь никто из обычных людей не достоин его внимания. Но со временем его жизнь вдали от всех стала мучением, и он умер, никому не нужным. Это не было его выбором, хоть он и воспринял сначала одиночество как дар, показал свою горделивость.

Данко сам выбрал свою судьбу-свою жизнь в обмен на множество других. И он умирал не в муках, он был счастлив, что смог помочь другим людям. Он осветил им путь во тьме своим горящим сердцем, Данко не был горделив и искренне любил людей, даже, когда те роптали на него, боясь не выбраться из дремучего леса. Каждый из героев в итоге получил то, чего хотел, но это привело к разным последствиям, потому что все зависит от происхождения желания: добро или зло, себялюбие или самоотверженность.

В заключение остается только сказать, что образы Ларры и Данко сильно контрастируют, и это вполне уместно в рассказе Максима Горького. С помощью этих двух, совершенно различных героев, каждый может увидеть и понять влияние наших желаний на нас, а также, что действительно правильно.

Несколько интересных сочинений

    «Слово – не горобець, вилетить – не впіймаєш» - це українське прислів"я вчить всіх людей говорити з розумом, спочатку подумати, перш ніж щось сказати вголос. Найкраще – промовчати, бо навіть час не зможе вилікувати і загоїти ті рани

  • Анализ романа Шмелева Лето Господне сочинение

    Повесть Шмелева «Лето Господне» была написана в 1948 году. Главной темой данного произведения является память людей о том, что с ними происходило несколько лет назад и что их ждет в будущем.