Где сейчас находится пояс пресвятой богородицы. Святыня и монастырь Ватопед

31 августа (13 сентября по новому стилю), в последний день церковного года, совершается праздник Положения Пояса Пресвятой Богородицы.

Пояс Пресвятой Богородицы был одной из трех главных святынь Константинополя, связанных с земной жизнью Божией Матери; кроме Пояса, в Царьграде хранились Риза (точнее, мафорий) Девы Марии и икона Божией Матери Одигитрии, написанная, по преданию, евангелистом Лукой (см. новейшую статью, посвященную Богородичным святыням Царьграда: Wortley J. The Marian Relics at Constantinople // Greek, Roman & Byzantine Studies. Durham (NC), 2005. Vol. 45:2. P. 171-187).

Именно обладание этими тремя святынями и было одним из главных оснований для того, чтобы считать Константинополь городом Божией Матери — выражение Град Твой, Богородице, встречающееся во многих и многих византийских песнопениях (и, в том числе, и в песнопениях праздника Положения Пояса Пресвятой Богородицы), для византийцев было синонимом слова Константинополь.

Согласно преданию, отраженному в Менологии Василия II (X в.; см.: PG. 117. Col. 613), Пояс и Риза Божией Матери незадолго до Ее Успения были отданы двум благочестивым иерусалимским вдовам и затем передавались из поколения в поколение. При императоре Восточной Римской империи Аркадии (император с 395 г.; ум. в 408 г.) Пояс Пресвятой Богородицы был доставлен в Константинополь и помещен в прекрасный ларец, который обрел свое место в одном из трех главных Богородичных храмов Царьграда — Халкопратийскую церковь (некоторые источники говорят о нахождении Пояса не в этом, а во Влахернском храме — вероятно, это следствие путаницы — Влахернский храм был местом хранения Ризы Богоматери; вполне возможно, однако, что святыни могли быть перемещаемы из одного храма в другой). На протяжении столетий ларец с Поясом Богоматери не открывали, но спустя пять веков после Положения Пояса в Халкопратийском храме, при императоре Льве VI Мудром, его жене Зое Карбонопсине было видение, что она избавится от своего недуга (как повествует Менологий, императрицу мучил нечистый дух), если на нее возложат Пояс Пресвятой Богородицы. Император открыл ларец и обрел Пояс в целости и сохранности; Пояс был запечатан золотым хрисовулом императора Аркадия, на котором были указаны год и индикт Положения Пояса в Царьграде, а также точная дата этого события — 31 августа. По повелению императора Пояс Пресвятой Девы был возложен на голову страждущей императрицы (это было поручено Евфимию, будущему Патриарху Константинопольскому, который составил и Слово в честь торжества нового обретения Пояса), и та исцелилась. После этих событий Пояс Пресвятой Богородицы был возвращен на свое место, а праздник Положения Пояса получил еще большую торжественность, чем прежде.

В результате двух падений Константинополя — сначала в 1204 году, затем, окончательно, в 1453 году, — Пояс, как и почти все другие святыни Царьграда, покинул город, но не исчез бесследно. Части Пояса доныне хранятся на Св. Горе Афон (в монастыре Ватопед) и на Кипре (в монастыре Троодитисса); они прославились множеством чудес. Освящаемые на частях Пояса Божией Матери пояски раздаются верующим для ношения; многие женщины, имевшие ту или иную немощь, благодаря Предстательству Пресвятой Богородицы получили от них исцеление.

Глубоко символична дата празднования Положения Пояса Пресвятой Богородицы. Этот праздник является продолжением праздника Успения Пресвятой Богородицы — он не только посвящен Божией Матери, но само событие дарования Пояса произошло в связи с Успением. В практике афонских монастырей эта связь еще очевиднее — на Афоне попразднство Успения продолжается вплоть до дня Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, а ведь вслед за этим днем и его однодневным попразднством и совершается торжество Положения Пояса (см.: Святогорский устав церковного последования. Сергиев Посад; Афон, 2002. С. 133-135).

Тем самым, церковный год начинается с Рождества Пресвятой Богородицы (8 сентября (21 сентября н. ст.), спустя неделю после церковного новолетия) и заканчивается Успением Пресвятой Богородицы и связанным с ним праздником Положения Ее честного Пояса. Об этом говорится и в тропаре праздника Положения Пояса: Богородице Приснодево, человеков Покрове, Ризу и Пояс пречистаго Твоего телесе, державное граду Твоему обложение даровала еси, безсеменным Рождеством Твоим, нетленна пребывающи: о Тебе бо и естество обновляется, и время. Темже молим Тя, мир граду Твоему даровати, и душам нашим велию милость

Годовой круг церковных праздников вновь и вновь напоминает нам о событиях, благодаря которым и стало возможно спасение человека, и такие его начало и конец ясно указывают на смиренный подвиг Той, что была избрана стать Матерью Христа; Той, между Рождеством и Успением Которой и наступило лето благоприятное совершенного Господом Иисусом Христом домостроительства спасения; Той, на Чье Предстательство и уповают все православные христиане.

диакон Михаил Желтов

Святый Пояс Пресвятой Богородицы – единственная сохранившаяся до сегодняшнего дня вещь из земной жизни Девы Марии. Реликвия очень почитается христианским миром, подтверждено большое количество связанных с нею чудес. В православном церковном календаре даже есть посвященный ей праздник – 31 августа празднуется Положение Честного Пояса Пресвятой Богородицы. Святыня отображена также на иконах, хотя образ этот достаточно редкий, православными верующими он почитается повсеместно.

История Пояса Богородицы

По преданию, пояс выткала сама Дева Мария из верблюжьей шерсти и перед смертью подарила его одной христианской семье. Реликвия там передавалась из поколения в полонение и только через 300 лет была отдана константинопольскому храму Халкопратион. Первое описанное чудо связано с излечением жены императора Льва VI Мудрого Зои Карбонопсины («Угольноокой»). По дошедшим до наших дней свидетельствам, ее мучили злые духи, нагоняющие слабость и болезни. После усердных молитв к императрице явилась Богородица и сказала, что та излечится, как только возложит на себя Святой Пояс. После этого по разрешению Патриарха ковчег с реликвией был открыт. К всеобщему удивлению, вещь выглядела как новая, она совершенно не пострадала от времени. После возложения Пояса Зоя действительно исцелилась. Будучи благодарной Божьей Матери за чудо, она расшила реликвию золотыми нитями. Именно так Пояс выглядит и сегодня, на иконах его также пишут уже украшенным. После чуда исцеления святыня была перенесена во Влахернскую церковь.

История реликвии достаточно сложна. В Х веке она была разделена на части и распределена по монастырям. Частички оказались в храмах Болгарии, Грузии, Сербии, были даже в Сирии. Самые известные обители, где находятся фрагменты святыни до сегодняшнего дня – монастырь Троодитисса на Кипре (по некоторым данным, сейчас Пояс хранится при обители Айя-Напа) и Ватопед на Афоне.

Афонским монахам реликвию передал сербский князь Лазарь в кон. XIV века. Позже полученную часть священники разделили еще на две. Одну поместили в крест, который не выносится из храма, другая запечатана в ковчеге, и его разрешено выносить за пределы обители. Например, именно так реликвию доставляют для верующих других стран.

Паломники стекаются к святыне из разных уголков мира. Поэтому сейчас монахи Ватопеда делают небольшие пояски и освящают их на Поясе Божьей Матери, а после раздают верующим. Считается, что они также обладают целительной силой.

Икона «Пояс Богородицы»

Сама реликвия изображается на разных иконографических образах, но вот каноническая икона Пояс Пресвятой Богородицы встречается достаточно редко. На ней Пресвятая Дева изображается анфас, она облачена в багряные одежды, а на руках держит красный Пояс, вышитый золотыми нитями. Вверху, над головой Богородицы видно двух воспевающих ее ангелов.

По иконографическому типу образ напоминает «Покров Богородицы». Иконы практически идентичны, но имеют существенные символические различия. Пояс Девы Марии – реликвия, сохранившаяся еще с ее земной жизни. Она исцеляет от недугов и особенно популярна среди молодых женщин, ведь способна вылечить бесплодие, помогает при сложных родах. Покров Богородицы – икона-заступница. Этот образ появился намного позже, датируется Х веком. Связан он с защитой Константинополя от врагов. По преданию, когда город был осажден, Божья Матерь явилась жителям, находящимся в храме, молилась вместе с ними и уберегла их от врагов.

Изображение Святого Пояса появляется и на других иконах. Так, известны образы, на которых Богородица передает его апостолу Фоме. Примечательно, что там Пояс изображен просто красным, без вышивки. Сюжет иконы отсылает к апокрифическому тексту, в котором рассказывается, что Фома не желал верить в Успение Божьей Матери. Он приказал открыть гробницу и увидел, что та заполнена цветами, а сама Пресвятая Дева протягивает ему Пояс. По другой версии, Богородица бросила его с небес, когда после своей смерти явилась безутешному апостолу. Этот сюжет очень распространен в католической иконографии.

Чем помогает икона

Существует множество записей о чудесных исцелениях, дарованных Поясом Пресвятой Богородицы людям. Особенно известна эта реликвия как покровительница деторождения. Женщины, страдающие от бесплодия, стараются попасть к святыне, они молятся о рождении детей и, по заверениям, Дева Мария помогает им.

Есть поверье, что реликвия способна помогать при родах. Поэтому еще с древних времен существовал обычай освящения небольших поясков перед иконами Богородицы. После этими шнурами опоясывали женщин, если роды у них протекали с осложнениями. Эта традиция характерна для Сербии, Хорватии, Словении, Македонии и других стран. По некоторым данным, Елизавета Йоркская, английская королева XV века, заплатила большие деньги монаху, который дал ей использовать Пояс Богородицы при родах.

Об исцелении от бесплодия, легкой беременности и родах молятся также перед иконой с изображением святыни. Считается, что иконописные образы наделены той же силой, что и сам Пояс. Единственное условие, о котором напоминают священники, – просящая исцеления женщина должна быть замужем и обязательно венчана.

Богородица, изображенная с реликвией на распростертых руках, спасает также при душевных страданиях. Считается, что икона помогает при унынии, в сложные минуты способна возвращать веру и давать силы отчаявшимся.

Известные чудеса святыни

Значение реликвии для истории христианства сложно переоценить. С ней связан ряд чудес, которые подтверждаются документами и летописными записями из разных стран. Вот только некоторые из них:

  • 1864 год – Пояс привезли под Константинополь, где была эпидемия холеры. Стоило только кораблю, на котором находилась святыня, приблизиться к гавани, как болезнь прекратилась. Все страдающе от нее, остались живы и впоследствии выздоровели.
  • 1915 год – по воспоминаниям отца Космы Хрисуласа, реликвия Божьей Матери помогла остановить нашествие саранчи в греческом поселении Неохори. Сюда Пояс привезли монахи из Ватопедского монастыря. По свидетельствам священника, как только святыня была доставлена в село, в небе появились стаи птиц, которые быстро уничтожили саранчу. Это чудо спасло от голода множество людей.
  • 1957 год – к монахам Ватопеда прибыли жители острова Тасоса. Несколько лет там не было дождей, посевы перестали всходить, засуха грозила страшным голодом. Люди просили привезти к ним Пояс Богородицы и избавить от этого бедствия. Монахи собрались в путь через несколько дней. Когда они выплывали из гавани, была ясная погода, но когда корабль со святыней приблизился к Тасосу, священники увидели, что там идет сильный ливень. Погода была такой, что монахи просто не смогли покинуть корабль и отплыли назад к Ватопеду.

Пояс Богородицы в России

Пояс Богородицы из афонского храма периодически привозят в другие страны, чтобы как можно больше верующих молились перед святыней. Однако последние годы реликвию стараются не вывозить из обители, и святые отцы принимают не все приглашения. Так, за последние годы было отказано целому ряду стран, в том числе, США и Румынии.

В 2011 году для России было сделано исключение, и осенью Святой Пояс, по инициативе Фонда Андрея Первозванного, прибыл сюда на целый месяц. За это время верующие могли поклониться святыне в 12 городах: Москве, Санкт-Петербурге, Саранске, Екатеринбурге, Владивостоке и других. По оценкам, к Поясу пришли молиться более 3 миллионов паломников.

Пояс Пресвятой Девы Марии

Удивительная святыня - Пояс Пресвятой Девы Марии - единственная сохранившаяся реликвия земной жизни Богородицы. Это одна из самых древних и самых почитаемых христианских святынь. Сегодня Пояс Богородицы хранится в монастыре Ватопед, на Святой Горе Афон.

Согласно Преданию, Матерь Божия соткала Пояс из верблюжьей шерсти и носила его до конца Своей земной жизни. Пояс был отдан на хранение двум благочестивым иерусалимским вдовам и передавался из поколения в поколение, сохраняясь в Иерусалиме, а в конце IV века его перевезли в Константинополь.

Также существует еще одно предание, согласно которому, на третий день после Успения, Богородица явилась апостолу Фоме, и чтобы утешить его, бросила ему свой пояс с неба. Это предание запечатлено на Святой Горе Афон во фреске VI века, на которой Фома приносит пояс апостолам.

Во времена царствования Льва VI Мудрого (886-912) с помощью Пояса исцелилась его супруга. Ей было видение, что она выздоровеет, если на нее положат Пояс Богородицы. Тогда Патриарх приложил Пояс к больной императрице, и она избавилась от недуга.

В знак благодарности императрица вышила Пояс золотой нитью. После этих событий святой Евфимий, духовник императора и Патриарх Константинопольский, составил Слово в «в честь Преблагословенной Девы Богородицы, в воспоминание чуда, бывшего от Её Честного Пояса, по благодати, милосердию и человеколюбию родившегося от Неё Христа, Бога нашего».

В X веке Пояс Богородицы был разделён на части, которые оказалась в Болгарии, Грузии (Зугдиди) и на Кипре (монастырь Троодитисса).

В XII веке был учрежден праздник святого Пояса, который праздновали 31 августа (по юлианскому календарю).

Пояс оставался в Константинополе до конца XII века. Но его похитили и увезли в Болгарию. Позже он попал к сербам.

Ватопедскому монастырю в XIV столетии Пояс Пресвятой Богородицы подарил князь Сербии святой Лазарь. С тех пор он хранится в главном монастырском соборе.

Чудеса, явленные благодаря святому Поясу во все века, неисчислимы.

В 1864 году Пояс вновь привезли в Константинополь, когда в нем была холера. Когда корабль с Поясом приблизился к гавани, холера прекратилась, и никто из пораженных не умер.

Во время пребывания святого Пояса в Константинополе один грек попросил принести святой Пояс к нему в дом, для больного сына. Но когда пояс принесли, тот уже умер. Но монахи положили Пояс на юношу, и он воскрес.

Ватопедских монахов на Афоне называют «агиазониты» или «святопоясники».

Монахи Ватопедского монастыря изготавливают пояски и прикладывают их к Поясу Пресвятой Богородицы. Благодатью Божией Матери, от них совершаются многие чудеса.

Благословением Пресвятой Богородицы через Ее Честной Пояс многие бездетные супруги стали родителями, исцеляются больные раком и другими заболеваниями.

Чтобы Пояс исцелял, подавал облегчение, нужно во время его ношения, – читать молитву Пресвятой Богородице:

"Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою, Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших".

Интересно также, что Пояс Пресвятой Богородицы стал мерой при строительстве соборов. Так размер Благовещенского собора Дивеевского монастыря определен поясом Пресвятой Богородицы, длина которого 1 метр 20 см, и составляют 20 поясов в ширину - 24 метра, 30 в длину - 36 метров, 50 в высоту - 60 метров. 20, 30 и 50, сложенные вместе, равны 100, то есть монашеской сотнице, которая совершается по четкам. Пояс стал мерой для постройки и ряда других храмов в честь Богородицы.

Пояс Пресвятой Богородицы - настоящая реликвия, которая странствовала по всему миру и имеет длинную историю. К поясу Богоматери часто обращаются верующие женщины, которые страдают от бесплодия: о чудесах исцеления с помощью этой святыни ходят легенды.

Таинственное обретение

Известно, что во время погребения Девы Марии апостола Фомы не было в Иерусалиме. В этот момент он находился где-то в районе Индии, где распространял Благую Весть. Прибыл апостол Фома лишь на третий день, и тогда, будучи безутешным и желая проститься с Богоматерью, он попросил открыть гробницу. Апостолы выполнили его просьбу и изумились - гробница оказалась пуста. На дне они нашли лишь погребальную пелену, от ткани которой исходило чудное благоухание. Апостолы принялись молиться и вопрошать к Богу. Они хотели, чтобы Бог открыл им тайну, куда исчезло тело Девы Марии. Тогда Пресвятая Богородица явилась перед ними за вечерей и поприветствовала их: «Возрадуйтесь! - ибо Я с вами во все дни».

По преданиям, ещё до явления апостолам, Богородица явилась к апостолу Фоме, пока он молился и скорбел. Дабы его утешить, Богородица бросила с неба свой пояс, который Фома затем отнёс остальным ученикам.

Чудесное исцеление

Пояс Пресвятой Богородицы почитался великой святыней и был заключён в золотой ковчег. Этот ковчег в конце IX - начале X века был впервые открыт по просьбе императора Льва Мудрого. Его жену императрицу Зою одолевал нечистый дух, и Лев Мудрый молился Богу об её исцелении. Однажды императору случилось видение, что его жена исцелится, если на неё положат пояс Богоматери. По просьбе императора и с разрешения патриарха ковчег был вскрыт. Поразительно, но за десять веков хранившийся в ковчеге пояс сохранился в первозданном виде. Как только Пояс приложили к больной женщине, обуревавший её нечистый дух исчез. В знак благодарности императрица Зоя вышила весь Пояс, но не простой нитью, а золотом.

Разделение Пояса

Впоследствии Пояс был разделён на части, это произошло в Х веке. Так, святыня находилась одновременно в Грузии, Болгарии и на Кипре.

Елена, которая была племянницей византийского императора Романа III Аргира, также исцелилась благодаря Поясу Пресвятой Богородицы. Чудодейственный предмет отправился в Грузию, когда после войны Роман III Аргир заключил мир с грузинским царём Багратом IV Куропалатом и закрепил союз его свадьбой с Еленой. Невеста привезла реликвию с собой, с разрешения своего дяди, разумеется. Затем, в начале XIX века, пояс ненадолго оказался в России. Дочь грузинского царя Георгия XII Нино после принятия подданства России прислала реликвию российскому императору. Как ни странно, Александр I лишь украсил ковчег драгоценными камнями, а затем отправил подарок обратно и повелел выстроить в Зугдиди церковь. Каменная церковь должна была стать местом хранения Пояса Богородицы.

Эта часть Пояса до сих пор хранится в драгоценном киоте в кафедральном соборе Влахернской иконы Божией Матери.
В Сирии, в городе Хомс, есть знаменитый «Умм Зуннар» - храм, посвящённый Поясу. Святыня помещена согласно сирийским традициям: серебряный цветок на ножке-подставке с ажурными лепестками, а в центре, под стеклом, - тонкий поясок из верблюжьей шерсти, который по преданиям является частью пояса Богоматери. Пояс украшен золотыми нитями длиной около 60 сантиметров. Рядом с украшенной настоящими цветами нишей, в которой хранят сам Пояс, в «Умм Зуннаре» стоит специальный кувшинчик, куда прихожане бросают записки, адресованные Богоматери. В этот храм реликвия тоже попала необычно: в 1953 году в турецком монастыре в Мардине был найден древний манускрипт, где на арамейском языке указывалось место хранения Пояса. Манускрипт гласил, что это часть Пояса, которую Фома взял с собой. По молитвам верующих от этой части святыни многие годы происходят чудесные исцеления.

Другая часть пояса Пресвятой Богородицы хранится на Святой горе Афон. Туда, в грецкий Ватопедский мужской монастырь попала часть реликвии, которую носили с собой византийские императоры в военные походы. Это - подарок последнего независимого сербского правителя XIV века, Лазаря Хребеляновича. Князь Лазарь Хребелянович также прославлен как великомученик в лике святых православной церкви в Сербии.

Божественная мера

Пояс использовался при строительстве многих храмов на Руси в качестве эталона - божественной меры. Длина пояса составляет 1 метр 20 см. Так, например, Благовещенский собор Дивеевского монастыря имеет пропорции 30 поясов в длину, 20 в ширину и 50 в высоту. В сумме они равны ста, то есть совершающейся по чёткам монашеской сотнице.

Исцеление от поясков

Считается, что по вере паломника взятый из святого места камень может творить чудеса, а список с чудотворной иконы имеет такую же силу, как и оригинал. Точно так и маленькие пояски, которые делаются монахами Ватопедского монастыря и освящаются от пояса Богоматери, обладают исцеляющей силой - силой веры молящегося. Части оригинального Пояса переезжают с места на место, к ним выстраиваются длинные очереди и православные верят: в паломничестве путь имеет большое значение, и стояние в очереди к святыне - а значит подготовка к ней - неразделимо с самой встречей.

Пояски, освящённые на поясе Пресвятой Богородицы, передаются из рук в руки. Они отправляются людьми друг другу в разные страны и исцеляют множество недугов. Масса свидетельств об этих исцелениях известна с давних времён. Случаются они и в наше время. Больше всего таких свидетельств от людей, ранее страдавших бесплодием. Считается, что пояс Богородицы - сильнейший оберег при беременности и родах.

В России части Пояса хранятся в Петербурге (Казанский собор), Москве (храм Илии-Пророка) и в Серапионовых палатах Троице-Сергиевой лавры.

В настоящее время в Россию прибыла одна из великих святынь православного мира - Пояс Пресвятой Богородицы.

Святой Пояс Богородицы и Ватопедский монастырь

Пояс Пресвятой Девы Марии, который в наши дни разделен на три части, – единственная сохранившаяся реликвия ее земной жизни. Согласно Преданию, пояс был соткан из верблюжьей шерсти самой Девой, и после Успения при Вознесении она отдала его апостолу Фоме .

В первые века христианской эры он находился в . Известно, что в IV веке он хранился в каппадокийском городе Зела, и в этом же веке император Феодосий Великий вновь привез его в Иерусалим. Оттуда его сын Аркадий доставил Пояс в Константинополь.

Поначалу святыню поместили в храм Халкопратион, откуда в 458 г. император Лев I перенес его во Влахернскую церковь. В царствование Льва VI Мудрого (886-912) Пояс принесли в императорский дворец, и с его помощью исцелилась супруга василевса Зоя.

Она была обуреваема нечистым духом, и император молился Богу об исцелении. Было ей видение, что она излечится от своей слабости, если на нее положат Пояс Богородицы. Тогда император попросил патриарха открыть раку.

Патриарх снял печать и открыл раку, в которой хранилась реликвия. Пояс Божией Матери оказался целым и невредимым от времени. Патриарх приложил Пояс к больной императрице, и тотчас она избавилась от своего недуга.

В знак благодарности Божией Матери императрица вышила весь Пояс золотой нитью. Так он приобрел тот вид, который имеет сегодня. С благодарственными гимнами он вновь был помещен в раку, а рака запечатана.

В XII веке, в царствование Мануила I Комнина (1143-1180), официально был учрежден праздник святого Пояса, проводимый 31 августа. До того его чествовали 1 июля, в совместном праздновании с Честными Ризами Богородицы.

Пояс оставался в Константинополе до конца XII века. Но среди последствий поражения Исаака Ангела от болгарского царя Асана в 1185 г. было и то, что Пояс оказался выкраден и доставлен в Болгарию. Позже он попал к сербам.

Князь Лазарь I отдал Пояс вместе с частицей истинного Креста в дар Ватопедскому монастырю. С тех пор он хранится в святилище, расположенном в кафоликоне, главном монастырском соборе.

В правление турок братия монастыря брала с собой Пояс при своих отъездах на Крит, в Македонию, Фракию, Константинополь и Малую Азию. Они делали это с целью распространить благодать святыни, поднять дух порабощенных греков и избавить их от случавшихся эпидемий.

Чудеса, явленные посредством святого Пояса во все века, неисчислимы. Вот лишь несколько примеров.

Однажды жители Эноса попросили, чтобы для них доставили святой Пояс, и монахов, сопровождавших реликвию, приютил у себя дома священник. Его жена тайком отрезала лоскут от Пояса. Когда отцы собрались обратно и сели на корабль, он не тронулся с места, хотя на море стояла тишь. Жена священника, завидев это странное происшествие, поняла, что поступила неправедно, и вернула монахам часть Пояса. Корабль тотчас же отплыл.

Лоскут так и остался отделенным. Впоследствии произошел похожий случай.

Во время войны за независимость Греции святой Пояс был доставлен на Крит по просьбам его жителей, страдавших от чумового поветрия. Но когда монахи собирались вернуться в свою обитель, турки их арестовали и увели на казнь. Тем временем британский консул Доменикос Санантонио выкупил святой Пояс, и его отвезли в Санторин, где была новая резиденция дипломата.

Сразу же эта новость разнеслась по острову. Местный епископ известил Ватопедский монастырь, и его настоятель Дионисий отправился в Санторин. Консул запросил 15000 пиастров выкупа за Пояс. Островитяне проявили единодушие и смогли собрать эту сумму. Так святой Пояс был возвращен, и игумен Дионисий отвез его в Ватопед.

Жена консула поступила так же, как супруга священника в Эносе. Она втайне от мужа отрезала небольшой лоскут от святого Пояса, прежде чем его вернули игумену Дионисию. Через недолгое время ее муж скоропостижно преставился, а ее мать и сестра тяжко заболели. В 1839 г. она послала в монастырь письмо с просьбой, чтобы из монастыря прислали нарочных, которые получили бы от нее отрезанный лоскут.

В 1864 г. святой Пояс привезли в Константинополь, когда в нем свирепствовала холера. Едва только судно, на котором был Пояс, приблизилось к гавани, пагуба прекратилась, и никто из пораженных ею не умер.

Это странное чудесное событие возбудило любопытство султана. Он повелел, чтобы Пояс доставили в его дворец, и он смог бы его почтить.

Во время пребывания святого Пояса в Константинополе один грек из квартала Галата обратился с просьбой, чтобы его принесли к нему домой. Сын его тяжело болел, но когда святой Пояс доставили, тот уже скончался. Однако монахи не теряли надежды. Они попросили, чтобы им показали останки, и как только на них положили Пояс, юноша восстал из мертвых.

В 1894 г. жители города Мадита в Малой Азии пожелали, чтобы туда привезли святой Пояс, поскольку саранча опустошала их посевы и портила плодовые деревья. Когда судно, на котором находился Пояс, подошло к гавани, небо затмили тучи саранчи, которая вслед за тем ринулась в море, и корабль не мог отдать якорь. Мадитяне на берегу, увидев чудо, стали непрерывно петь гимн «Кирие елейсон» (Греческое Κύριε ελέησον – «Господи, помилуй!»).

Вплоть до нашего времени посредством святого Пояса совершается множество чудес. Так, женщины, страдающие бесплодием, получают тесьму от ковчежца, где хранится Пояс. Если у них есть вера, то обретают во чреве.

Чудеса, происходившие при посредстве святого Пояса Пресвятой Богородицы

Прекращение мора

«В Эносе моровое поветрие чумы прекратилось благодатным действием святого Пояса Богородицы».

Из Эноса святой Пояс перевезли в Дидимотихон. В другом письме, от 12 сентября, этот же отец сообщает:

«Здесь, как и в Эносе, мор прекратился благодатью святого Пояса».

Избавление от нашествия саранчи

Отец Косма Хрисулас в отчете для монастыря пишет:

«В 1915 г. мы попросили, чтобы в наше село Неохори, а также в Каллиполеос принесли святой Пояс из Ватопедской обители. Причиной тому было нашествие саранчи. Когда Пояс доставили, в небе появились стаи птиц, которые принялись саранчу поедать. Так мы были спасены от этого бедствия».

Святой Пояс на Итаке

На острове Итака реликвию – светло-коричневый пояс, вышитый золотой нитью, хранила г-жа Евфимия Софиану из Вафу. Эту святую реликвию св. Иоаким дал ее бабушке по матери Марии Молфеси-Софиану.

Пояс помещался возле домашнего иконостаса, и его давали девушкам, которые повязывали его вокруг головы или живота во время таинства венчания в качестве своего рода знака девственности. Это считалось великим благословением. Затем его возвращали семье Софиану.

В последний раз его отдали семье беженцев в 1935 г. В этой семье был обычай перекрещивать этим поясом больных детей. К несчастью, реликвия была утрачена при разрушительном землетрясении в 1953 г.

Cпасение от засухи

В 1957 г. несколько жителей Фасоса прибыли в монастырь. Они просили о том, чтобы святой Пояс доставили на их остров. Дело в том, что несколько лет там не выпадал дождь, и засуха грозила обезлюдением. Отцы согласились и решили отправиться на Фасос несколько дней спустя.

По монастырской традиции, когда святой Пояс покидает стены обители, отцы сопровождают святой Пояс в торжественном ходе к небольшому порту. Они держат хоругви и кадило, разносится звон церковных колоколов. По пути к морю поют молебный канон Божией Матери.

Так было и в тот день, и отцы взошли на борт небольшого судна, отходившего на Фасос, который был на расстоянии 2-3 часов плавания. Погода стояла ясная, и не было никаких знаков, что надвигается дождь.

Когда они добрались до порта Фасоса, там уже шел ливень, столь сильный, что они не могли покинуть судно. И они вернулись в монастырь, воздавая хвалу Пресвятой Богородице, которая вмешалась и спасла благочестивых островитян, видя благость их намерений и внемля их призывам.

Перевод Сергея Акишина специально для «Православие и мир» .

Молитвы

Тропарь Положения честного пояса Пресвятой Богородицы

Богородице Приснодево, человеков покрове,/ ризу и пояс пречистаго Твоего телесе,/ державное граду Твоему обложение даровала еси,/ безсеменным рождеством Твоим нетленна пребывающи,/ о Тебе бо и естество обновляется и время./ Темже молим Тя мир граду Твоему даровати/ и душам нашим велию милость.

Богоприятное Твое чрево, Богородице,/ объемший пояс Твой честный/ держава граду Твоему необорима/ и сокровище есть благих неоскудно,/ едина рождшая Приснодево.

Кондак Положения честного пояса Пресвятой Богородицы

Честнаго пояса Твоего положение/ празднует днесь Твой, Препетая, храм/ и прилежно взывает Ти:/ радуйся, Дево,/ христиан похвало.

Благодарим монастырь Ватопед на Святой горе Афон за предоставленные фотографии

В настоящее время пояс находится в Новодевичьем монастыре в Санкт-Петербурге и пробудет там до 24 октября.