Где открыли памятник майе плисецкой. Памятник майе плисецкой

Плисецкой очень нравился этот уголок Большой Дмитровки . Каждый раз, когда они с Родионом Щедриным прилетали в Москву , то непременно наведывались сюда, чтобы полюбоваться необыкновенным граффити, сделанным известным бразильским художником Эдуардо Коброй . Он увидел великую балерину в образе, конечно же, лебедя – но такого яркого, что принять его можно и за жар-птицу, которую Майя Михайловна тоже танцевала. «Я прямо обалдела, когда увидела этот портрет!» - призналась мне Плисецкая при встрече несколько лет назад.

Однажды, правда, заглянув сюда, они с Родионом Константиновичем расстроились. У стены дома с портретом все разрыли, поставили всем известные синие кабинки... И как-то надолго, как это бывает в России , развели стройку. Майя Михайловна лишь грустно вздыхала.

КСТАТИ

Виктор Митрошин, скульптор: Плисецкая успела увидеть эскиз памятника

«Комсомолка» поговорила с уральским мастером, дружившим с великой балериной, о том, как рождался замысел

Плисецкая как никто умела привлекать к себе талантливых людей. Мировой звездой со всеми положенными статусами она пришла на парижскую выставку мало кому известного скульптора Виктора Митрошина. А осмотревшись, вызвалась сказать приветственную речь - ее поразило, что талантливый "уральский мужик", не обученный ни языкам, ни светским манерам, своим ходом на машине привез в Париж скульптуры, и Париж ахнул. Такие истории Майе были очень по душе, так что дружба завязалась сама собой. Очарованный скульптор подарил балерине статуэтку - ее образ, и она так понравилась прототипу, что спустя какое-то время Плисецкая упрекнула поклонника: "Давно ты, Витюша, для меня ничего не лепил". И вскоре рассматривала эскиз статуэтки своей любимой роли Кармен. Скульптор готовил ее как подарок к 90-летию Плисецкой, к 20 ноября 2015 года. За полгода до этой даты Майи Михайловны не стало .

Но такой искренний сердечный дар не остался кабинетным. По инициативе знаменитого композитора, мужа и главной опоры балерины Родиона Константиновича Щедрина, статуэтка стала основой памятника. Только что, через полтора года после ухода Плисецкой и в день ее рождения 20 ноября его открыли в самом центре Москвы, в сквере на Большой Дмитровке между 12 и 16 домом. До родного дома Майи Плисецкой, Большого театра, отсюда рукой подать.

Конечно, между статуэткой и девятиметровым памятником громадная разница. Весь процесс Родион Щедрин контролировал лично. Его порыв поддержать память о балерине поддержало Министерство культуры РФ, и затем проект один за другим одобрили комиссия по монументальному искусству при Мосгордуме, представители Мосгорнаследия и Москомархитектуры. Технология такова, что комиссии принимают глиняную модель 30 - 50 см, утвержденную на художественном совете. В процессе "роста" ее подправляли и дорабатывали в рамках эскиза, на все ушло около трех месяцев. Только затем ее отлили в литейном цехе в подмосковных Химках, под надзором автора собрали и привезли в сквер. Сначала масштаб, а потом и точное место для установки искал архитектор проекта Алексей Тихонов. Чтобы не ошибиться, еще до запуска процесса он сделал силуэтный макет памятника в натуральную величину и "примерял" его к скверу, так что можно надеяться, что в монументальном облике столицы московская любимица, символ всего самого сильного и свободного, что есть в балете, точно нашла свое место.

Я прочитываю свой характер. Острые углы его. Порывистость, которой я накликала столько забот на свою голову

На открытии памятника присутствовали вице-премьер Ольга Голодец, министр культуры Владимир Мединский, главный дирижер, руководитель Мариинского театра, народный артист РФ Валерий Гергиев, супруг Плисецкой Родион Щедрин и многие другие.

Затраченные на памятник деньги, более 20 миллионов рублей, нашлись вне бюджета. Главную лепту внес фонд "Искусство, наука и спорт", а скульптор Виктор Митрошин в память о Майе отдал на производственный процесс свой гонорар. Балерина успела отозваться в своей книге о прежней его работе: "Скульптурный портрет Виктора Митрошина "Майя" кажется мне одной из самых удачных работ современных художников. Я прочитываю свой характер. Острые углы его. Порывистость, которой я накликала столько забот на свою голову. Даже судьбу свою вижу. И балетное призвание… Словом, схожесть очевидна. Но очевиден и острый глаз скульптора. Его темперамент. Воля. Божий дар". Все-таки любовь может материализоваться.

Памятник балерине Майе Плисецкой, появившийся в Москве, вызвал множество споров. В обществе опять раскол... Скажу честно, я принадлежу числу тех, кому памятник не понравился.
Но вот мнения моих уважаемых ЖЖ-друзей: москвоведа Алексея Дедушкина и преподавателя истории Сергея Воробьева. За и против...

Оригинал взят у a_dedushkin в Майя Плисецкая Оригинал взят у sergeyurich в Плисецкая или Кармен? Ни то, ни другое!

Вчера, 20 ноября 2016 года, в сквере имени Майи Плисецкой на Большой Дмитровке был открыт памятник великой балерине. Скульптором Виктором Митрошиным была создана 9-метровая статуя, которую одобрил супруг Плисецкой композитор Родион Щедрин:

При создании памятника была проблема. Дело в том, что, как утверждает заместитель министра культуры Александр Журавский: "Плисецкая не хотела ничего в бронзе, напоминающего персонально её. Поэтому мы приложили маскимум усилий, чтобы сделать изящный памятник, передающий грацию балерины. К тому же мы остановились на ее любимом образе - Кармен".

С моей точки зрения, этот памятник крайне неудачный.
И вот почему я так считаю:

Во-первых, балет как таковой, является искусством элитарным, камерным (вне зависости от вместительности зала Большого театра), поэтому и памятник действительно великой балерине никак не должен быть таким огромным. К чему этот гигантизм?
Во-вторых, на памятнике все-таки получилась бронзовая Плисецкая, против чего она возражала. Грациозна ли эта скульптура? Да! Но пусть я повторяюсь, грациозность не очень сочетается с монументальностью.

И, наконец, возникает вопрос, читали ли автор памятника и замминистра культуры первоисточник - новеллу Проспера Мериме "Карман", посвященную описанию нравов цыган? А ведь именно цыганкой была роковая работница табачной фабрики Севильи. Насколько Майя Плисецкая похожа на цыганку? (Впрочем, это риторический вопрос).

И ещё: неужели скульптор Митрошин и чиновник от культуры Журавский никогда не были в Севилье, где установлен памятник героине новеллы Мериме?

Ну как? Похожа ли Кармен в исполнении андалузцев на Майю Плисецкую?

Правда, нужно заметить, что в новелле Проспера Мериме ревнивый дон Хосе зарезал коварную изменщицу Кармен вовсе не в центре Севильи, а в лесу. Но кто же будет устанавливать памятник пусть даже литературному персонажу в лесной чаще, если есть свободное место в центре Севильи, неподалеку от той самой табачной фабрики (впрочем, больше похожей на дворец; сейчас здесь располагается университет Севильи):

В оправдание андалузцам можно сказать, что их памятник посвящен столько не персонажу новеллы Проспера, сколько той танцовщице фламенко, которая выведена в опере Жоржа Бизе.
Кармен - танцовщица фламенко - изначально цыганского танца, ставшего национальным танцем южной Испании и в особенности Андалузии! Фламенко, а не балета!


А вам, мои уважаемые друзья и читатели, нравится новый московский памятник?
Было бы интересно узнать ваше мнение.

Сергей Воробьев.


Сохранено

Памятник Майе Плисецкой торжественно открыли в день ее рождения - 20 ноября 2016 года. Монумент установлен в носящем ее имя небольшом скверике на Большой Дмитровке. Авторами проекта стали скульптор Виктор Федорович Митрошин и архитектор Алексей Константинович Тихонов.

На церемонии открытия памятника великой балерине и приме Большого театра присутствовали представители культуры и известные люди, среди которых супруг Майи Михайловны Плисецкой Родион Константинович Щедрин, главный дирижер Мариинки Валерий Гергиев, министры правительства Ольга Голодец и Владимир Мединский.

Фото 1. Памятник Майе Плисецкой представляет ее в образе Кармен

Из истории создания памятника Плисецкой

Интересно узнать , что великая балерина и скульптор памятника Виктор Митрошин были давно знакомы. Их первая встреча состоялась еще в Париже, где тогда еще малоизвестный мастер представлял свою выставку, которую Майя Михайловна и посетила вместе с супругом Родионом Щедриным.

Уральский умелец - обаятельный человек с простыми манерами и даже без знания языков - очаровал французскую публику, причем, свои работы он привез из России на своем собственном автомобиле. Таких сильных духом людей уважала и Майя Плисецкая, а потому дружба между ними завязалась моментально.

Именно тогда Виктор Митрошин преподнес Плисецкой небольшую статуэтку, выполненную в ее образе, и которая Майе Михайловне очень понравилась. Спустя годы великая балерина уже сама с некоторой иронией обратилась к скульптору со словами: «Давно, ты Витюша, для меня ничего не лепил». Желание было моментально исполнено, и мастер представил первые эскизы будущей статуэтки, которую он хотел преподнести приме в день ее 90-летия.

К сожалению, Майя Михайловна Плисецкая не дожила до этого юбилея …

Но история статуэтки на этом не закончилась. Муж, верный друг и жизненная опора Май Михайловны Родион Щедрин выбрал образ, созданный Митрошиным, как основу памятника великой балерине Плисецкой и приложил немало сил, чтобы он был установлен в любимом ею городе.


Скульптурная композиция

Скульптурная композиция представляет Майю Михайловну Плисецкую в любимом ею образе Кармен, который поставил специально для нее известный балетмейстер Альберто Алонсо для спектакля «Кармен-сюита» на музыку Бизе-Щедрина. «На бис» принимала этот балет и публика.