Фридрих шиллер - биография, информация, личная жизнь. Биография фридриха шиллера Фридрих шиллер произведения


Биография



Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер (Johann Christoph Friedrich Schiller) (10.11.1759, Марбах на Неккаре - 09.05.1805, Веймар) - немецкий поэт, философ, историк и драматург, представитель романтического направления в литературе.

Родился 10 ноября 1759 г. в Марбахе (Вюртемберг); выходец из низов немецкого бюргерства: мать – из семьи провинциального пекаря-трактирщика, отец – полковой фельдшер.



1768 – начинает посещать латинскую школу.

1773 – будучи подданным герцога Вюртембергского Карла Евгения, отец вынужден отдать сына в только что учреждённую военную академию, где тот начинает изучать право, хотя с детства мечтает стать священником.

1775 – академию переводят в Штутгарт, продлевают курс обучения, и Шиллер, оставив юриспруденцию, начинает заниматься медициной.



1780 – закончив курс, получает в Штутгарте место полкового врача.

1781 – публикует драму «Разбойники» (Die Rauber), начатую ещё в академии. В основе сюжета пьесы – вражда двух братьев, Карла и Франца Мооров; Карл порывист, отважен и, в сущности, великодушен; Франц же коварный негодяй, стремящийся отнять у старшего брата не только титул и поместья, но и любовь кузины Амалии. При всей алогичности мрачного сюжета, неправильностях грубоватого языка и юношеской незрелости трагедия захватывает читателя и зрителя своей энергией и социальным пафосом. Второе издание «Разбойников» (1782) имеет на титульном листе изображение рычащего льва с девизом «In tyrannos!» (лат. «Против тиранов!»). «Разбойники» побудили французов в 1792г. сделать Шиллера почетным гражданином новой Французской республики.



1782 – «Разбойники» поставлены в Мангейме; Шиллер присутствует на премьере, не испросив у суверена разрешения покинуть пределы герцогства. Прослышав о втором визите в Мангеймский театр, герцог сажает Шиллера на гауптвахту, а позже приказывает ему заниматься одной только медициной. 22 сентября 1782г. Шиллер бежит из Вюртембергского герцогства.



1783 – очевидно, уже не опасаясь мести герцога, интендант Мангеймского театра Дальберг назначает Шиллера «театральным поэтом», заключив с ним контракт о написании пьес для постановки на мангеймской сцене. Две драмы, над которыми Шиллер работал ещё до бегства из Штутгарта, – «Заговор Фиеско в Генуе» (Die Verschworung des Fiesco zu Genua), пьеса на материале биографии генуэзского заговорщика XVIв., и «Коварство и любовь» (Kabale und Liebe), первая в мировой драматургии «мещанская трагедия» – поставлены в Мангеймском театре, причём последняя имеет большой успех. Однако Дальберг не возобновляет контракт, и Шиллер оказывается в Мангейме в весьма стесненных финансовых обстоятельствах, к тому же терзаясь муками неразделённой любви.

1785 – Шиллер пишет одно из своих самых известных творений – «Оду к радости» (An die Freude). Грандиозным хором на текст этого стихотворения Бетховен завершил свою 9-ю симфонию.



1785-1787 – принимает приглашение одного из восторженных своих почитателей, приват-доцента Г.Кёрнера, и гостит у него в Лейпциге и Дрездене.



1785-1791 – Шиллер выпускает литературный журнал, выходящий нерегулярно и под различными названиями (например, «Талия»).

1786 – выходят «Философские письма» (Philosophische Briefe).




1787 – пьеса «Дон Карлос» (Don Carlos), действие которой происходит при дворе испанского короля Филиппа II. Этой драмой завершается первый период драматического творчества Шиллера.

1787-1789 – Шиллер покидает Дрезден и живёт в Веймаре и его окрестностях.

1788 – пишет стихотворение «Боги Греции» (Gottern Griechenlands), в котором античный мир показан как средоточие радости, любви и красоты. Также создано историческое исследование «История отпадения Нидерландов от испанского владычества» (Geschichte des Abfalls der vereinigten Niederlande von der spanischen Regierung).

Шиллер встречается с вернувшимся из Италии Гёте, но Гёте не проявляет желания поддерживать знакомство.

1789 – становится профессором всемирной истории в Йенском университете.

1790 – женится на Шарлотте фон Ленгефельд.

1791-1793 – Шиллер работает над «Историей Тридцатилетней войны» (Die Geschichte des Drei?igjahrigen Krieges).



1791-1794 – наследный принц Фр.Кр.фон Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург-Августенбург и граф Э.фон Шиммельман выплачивают Шиллеру стипендию, позволяющую ему не заботится о хлебе насущном.

1792-1796 – выходит ряд философских эссе Шиллера: «Письма об эстетическом воспитании» (Uber die asthetische Erziehung der des Menschen, in einer Reihe von Briefen), «О трагическом в искусстве» (Uber die tragische Kunst), «О грации и достоинстве» (Uber Anmut und Wurde), «О возвышенном» (Uber das Erhabene) и «О наивной и сентиментальной поэзии» (Uber naive und sentimentalische Dichtung). Философские взгляды Шиллера находятся под сильным влиянием И.Канта.

1794 – издатель И.Фр.Котта приглашает Шиллера издавать ежемесячный журнал «Оры».

1796 – начинается второй период драматического творчества Шиллера, когда художественному анализу он подвергает поворотные этапы в истории европейских народов. Первая из этих пьес – драма «Валленштейн» (Wallenstein). Занимаясь «Историей Тридцатилетней войны», Шиллер находит в генералиссимусе имперских войск Валленштейне благодарную в драматургическом отношении фигуру. Драма складывается в 1799г. и принимает форму трилогии: исполняющий роль пролога «Лагерь Валленштейна» (Wallensteins Lager) и две пятиактные драмы – «Пикколомини» (Die Piccolomini) и «Смерть Валленштейна» (Wallensteins Tod).



В этом же году Шиллер основывает периодическое издание – ежегодник «Альманах муз», где публикуются многие его произведения. В поисках материалов Шиллер обращается к Гёте, и теперь поэты становятся близкими друзьями.

1797 – так называемый «баладный год», когда Шиллер и Гёте в дружеском состязании создают баллады, в т.ч. Шиллер – «Кубок» (Der Taucher), «Перчатка» (Der Handschuh), «Поликратов перстень» (Der Ring des Polykrates) и «Ивиковы журавли» (Die Kraniche des Ibykus), пришедшие к российскому читателю в переводах В.А.Жуковского. В этом же году создаются «Ксении» (Xenien), короткие сатирические стихи, – плод совместного творчества Гёте и Шиллера.

1800 – пьеса «Мария Стюарт» (Marie Stuart), иллюстрирующая эстетический тезис Шиллера о том, что в угоду драматургии вполне допустимо изменять и перекраивать исторические события. Шиллер не стал в «Марии Стюарт» выдвигать на передний план политические и религиозные проблемы и обусловил развязку драмы развитием конфликта между королевами-соперницами.



1801 – пьеса «Орлеанская дева» (Die Jungfrau von Orleans), в основе которой история Жанны д"Арк. Шиллер даёт волю фантазии, используя материал средневековой легенды, и признаёт свою причастность к новому романтическому движению, назвав пьесу «романтической трагедией».

1802 – император Священной римской империи Франциск II жалует Шиллеру дворянство.

1803 – написана «Мессинская невеста» (Die Braut von Messina), в которой Шиллер, начитанный в греческой драматургии, переводивший Еврипида и изучавший Аристотелеву теорию драмы, в порядке эксперимента пытается возродить свойственные античной трагедии формы, в частности, хоры, и в своей индивидуальной трактовке воплощает древнегреческое понимание роковой кары.

1804 – последняя законченная пьеса «Вильгельм Телль», задуманная Шиллером как «народная» драма.

1805 – работа над незавершённой драмой «Димитрий» (Demetrius), посвящённой русской истории.

ru.wikipedia.org



Биография

Шиллер родился 10 ноября 1759 в городе Марбах-на-Неккаре. Его отец - Иоганн Каспар Шиллер (1723-1796) - был полковым фельдшером, офицером на службе вюртембергского герцога, мать - из семьи провинциального пекаря-трактирщика. Молодой Шиллер воспитывался в религиозно-пиетистической атмосфере, отозвавшейся в его ранних стихах. Его детство и молодость были проведены в относительной скудости, хотя он и смог учиться в сельской школе и у пастора Мозера. Обратив на себя внимание герцога Вюртембергского Карла-Евгения (нем. Karl Eugen), в 1773 году Шиллер поступил в элитную военную академию «Высшая школа Карла» (нем. Hohe Karlsschule), где начал изучать право, хотя с детства мечтал стать священником. В 1775 академию перевели в Штутгарт, продлили курс обучения, и Шиллер, оставив юриспруденцию, занялся медициной. Под влиянием одного из своих наставников Шиллер стал членом тайного общества иллюминатов, предшественников немецких якобинцев. В 1779 году диссертация Шиллера была отвергнута руководством академии, и он был вынужден остаться на второй год. Наконец, 1780 году он закончил курс академии и получил в Штутгарте место полкового врача. Еще в школьные годы Шиллер пишет свои первые произведения. Под влиянием драмы «Юлиус Тарентский» (1776) Иоганна Антона Лейзевица (нем. Johann Anton Leisewitz) Фридрих пишет «Космус фон Медичи» - драму, в которой он попытался развить излюбленную тему литературного движения «Бури и натиска»: ненависти между братьями и любви отца. Но автор уничтожил эту пьесу[источник не указан 250 дней]. В это же время его огромный интерес к творчеству и манере письма Фридриха Клопштока подвигли Шиллера на написание оды «Завоеватель», опубликованной в марте 1777 года в журнале «Немецкие хроники» и явившейся подражанием кумиру. Более известна читателям его драма «Разбойники», завершённая в 1781 году.




Впервые «Разбойники» были поставлены в Мангейме 13 января 1782 года. За самовольную отлучку из полка в Мангейм на представление «Разбойников» Шиллер подвергся аресту и запрету писать что-либо, кроме медицинских сочинений, что вынудило его бежать из владений герцога 22 сентября 1782 года.

В июле 1787 году Шиллер покинул Дрезден, где гостевал у приват-доцента Г. Кёрнера, одного из своих почитателей, и до 1789 года жил в Веймаре. В 1789 году при содействии И. В. Гёте с которым Шиллер познакомился в 1788 году, он занял должность экстраординарного профессора истории и философии в университете Йены, где прочёл вступительную лекцию на тему «Что такое всемирная история и для какой цели её изучают». В 1790 Шиллер женился на Шарлотте фон Ленгефельд, от которой у него родились два сына и две дочери. Но жалования поэта не хватало для того, чтобы содержать семью. Помощь пришла от наследного принца Фр. Кр. фон Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург-Августенбурга и графа Э. фон Шиммельмана, которые в течение трёх лет (1791–1794) выплачивали ему стипендию, затем Шиллера поддержал издатель И. Фр. Котта, пригласивший его в 1794 издавать ежемесячный журнал «Оры».




В 1799 году он вернулся в Веймар, где начал издавать несколько литературных журналов на деньги меценатов. Став близким другом Гёте, Шиллер вместе с ним основал Веймарский театр, ставший ведущим театром Германии. Поэт остался в Веймаре до самой своей смерти. В 1802 году император Священной римской империи Франц II пожаловал Шиллеру дворянство.

Известнейшие баллады Шиллера (1797 г.) - Кубок (Der Taucher), Перчатка (Der Handschuh), Поликратов перстень (Der Ring des Polykrates) и Ивиковы журавли (Die Kraniche des Ibykus), стали знакомы российским читателям после переводов В. А. Жуковского.

Мировую известность получила его «Ода к радости» (1785), музыку к которой написал Людвиг ван Бетховен.

Последние годы жизни Шиллера были омрачены тяжёлыми затяжными болезнями. После сильной простуды обострились все старые недуги. Поэт страдал хроническим воспалением лёгких. Он скончался 9 мая 1805 года в возрасте 45 лет от туберкулёза.

Останки Шиллера




Фридрих Шиллер был похоронен в ночь с 11 на 12 мая 1805 года на веймарском кладбище Якобсфридхоф в склепе Кассенгевёльбе, специально отведённом для дворян и почитаемых жителей Веймара, не имевших собственных фамильных склепов. В 1826 году останки Шиллера решили перезахоронить, но уже не смогли точно идентифицировать. Выбранные произвольно как наиболее подходящие останки были перевезены в библиотеку герцогини Анны Амалии. Глядя на череп Шиллера, Гёте написал одноимённое стихотворение. 16 декабря 1827 года эти останки были захоронены в княжеской усыпальнице на новом кладбище, где впоследствии рядом со своим другом согласно завещанию был похоронен и сам Гёте.

В 1911 году был обнаружен ещё один череп, который приписали Шиллеру. Долгое время шли споры о том, какой же из них настоящий. В рамках акции «Код Фридриха Шиллера», проводившейся совместно радиостанцией «Mitteldeutscher Rundfunk» и Фондом «Веймарский классицизм», экспертиза ДНК, проведённая в двух независимых лабораториях весной 2008 года, показала, что ни один из черепов не принадлежал Фридриху Шиллеру. Останки в гробу Шиллера принадлежат как минимум трём разным людям, их ДНК также не совпадает ни с одним из исследовавшихся черепов. Фонд «Веймарский классицизм» принял решение оставить гроб Шиллера пустым.

Рецепция творчества Фридриха Шиллера

Сочинения Шиллера были восторженно восприняты не только в Германии, но и других странах Европы. Одни считали Шиллера поэтом свободы, другие - оплотом буржуазной нравственности. Доступные языковые средства и меткие диалоги превратили многие строчки Шиллера в крылатые выражения. В 1859 году столетие со дня рождения Шиллера отмечалось не только в Европе, но и в США. Произведения Фридриха Шиллера заучивались наизусть, с XIX века они вошли в школьные учебники.

После прихода к власти национал-социалисты пытались представить Шиллера «немецким писателем» в своих пропагандистских целях. Однако в 1941 году постановки «Вильгельма Телля», как и «Дона Карлоса» были запрещены по приказу Гитлера.

Памятники


Наиболее известные произведения

Пьесы

* 1781 - «Разбойники»
* 1783 - «Коварство и любовь»
* 1784 - «Заговор Фиеско в Генуе»
* 1787 - «Дон Карлос, инфант испанский»
* 1799 - драматическая трилогия «Валленштейн»
* 1800 - «Мария Стюарт»
* 1801 - «Орлеанская дева»
* 1803 - «Мессинская невеста»
* 1804 - «Вильгельм Телль»
* «Димитрий» (не была окончена из-за смерти драматурга)

Проза

* Статья «Преступник из-за потерянной чести» (1786)
* «Духовидец» (неоконченный роман)
* Eine gro?mutige Handlung

Философские работы

* Philosophie der Physiologie (1779)
* О взаимосвязи животной природы человека с его духовной природой / Uber den Zusammenhang der tierischen Natur des Menschen mit seiner geistigen (1780)
* Die Schaubuhne als eine moralische Anstalt betrachtet (1784)
* Uber den Grund des Vergnugens an tragischen Gegenstanden (1792)
* Augustenburger Briefe (1793)
* О грации и достоинстве / Uber Anmut und Wurde (1793)
* Kallias-Briefe (1793)
* Письма об эстетическом воспитании человека / Uber die asthetische Erziehung des Menschen (1795)
* О наивной и сентиментальной поэзии / Uber naive und sentimentalische Dichtung (1795)
* О дилетантизме / Uber den Dilettantismus (1799; в соавторстве с Гёте)
* О возвышенном / Uber das Erhabene (1801)

Произведения Шиллера в других видах искусства

Музыкальный театр

* 1829 - «Вильгельм Телль» (опера), композитор Дж. Россини
* 1834 - «Мария Стюарт» (опера), композитор Г.Доницетти
* 1845 - «Джованна д`Арко» (опера), композитор Дж. Верди
* 1847 - «Разбойники» (опера), композитор Дж. Верди
* 1849 - «Луиза Миллер» (опера), композитор Дж. Верди
* 1867 - «Дон Карлос» (опера), композитор Дж. Верди
* 1879 - «Орлеанская дева» (опера), композитор П. Чайковский
* 1883 - «Мессинская невеста» (опера), композитор З. Фибих
* 1957 - «Жанна д`Арк» (балет), композитор Н. И. Пейко
* 2001 - «Мария Стюарт» (опера), композитор С.Слонимский

Большой драматический театр открылся в Петрограде 15 февраля 1919 года трагедией Ф. Шиллера «Дон Карлос».

Экранизации и фильмы по мотивам произведений

* 1980 - Телеспектакль «Заговор Фиеско в Генуе». Постановка Малого театра. Режиссеры: Феликс Глямшин, Л. Е. Хейфец. В ролях: В. М. Соломин (Фиеско), М. И. Царёв (Верина), Н. Вилькина (Леонора), Н. Корниенко (Джулия), Я. П. Барышев (Джанеттино), Е. В. Самойлов (Герцог Дориа), А. Потапов (Хассан, мавр), В. Богин (Бургоньино), Ю.Васильев (Кальканьо), Е. Буренков (Сакко), Б. В. Клюев (Ломеллино), А. Жарова (Берта), М. Фомина (Роза), Г. В. Буканова (Арабелла) и другие.

Немецкая литература

Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер

Биография

ШИЛЛЕР (Schiller) Фридрих фон (полное имя Иоганн Кристоф Фридрих) (10 ноября 1759, Марбах на Неккаре - 9 мая 1805, Веймар), немецкий поэт, драматург и теоретик искусства Просвещения.

Детство и годы в военной академии

Родился в семье полкового фельдшера, состоявшего на службе у вюртембергского герцога Карла Евгения.

В 1773 по высочайшему приказу 14-летний Фридрих был направлен на обучение в только что созданную герцогом военно-медицинскую академию, а его отец вынужден был дать подписку, что Фридрих «совершенно отдается к услугам герцогского вюртембергского дома и не имеет права выйти из него без получения на то всемилостивейшего разрешения». В академии Шиллер изучает право и медицину, которые не вызывают у него интереса. В 1779 диссертация Шиллера отвергается руководством академии, и он вынужден остаться на второй год. Наконец, в конце 1780 Шиллер покидает стены академии и получает место полкового фельдшера в Штутгарте.

Ранние драмы

Еще в академии Шиллер увлекся литературой и философией и, несмотря на запреты преподавателей, штудирует Ф. Г. Клопштока, Альбрехта фон Галлера, И. В. Гете, писателей «Бури и натиска», Ж. Ж. Руссо. Под влиянием одного из своих наставников Шиллер становится членом тайного общество иллюминатов, предшественников немецких якобинцев. В 1776-1777 гг. несколько шиллеровских стихотворений было опубликовано в «Швабском журнале». В этом же журнале за 1775 Шиллер находит и материал для своего первого значительного произведения: за основу пьесы «Разбойники» (1781) начинающий драматург берет новеллу Даниеля Шубарта «К истории человеческого сердца».

Шиллер значительно обогатил схематический сюжет первоисточника, основанного на мотиве вражды двух братьев, который был весьма распространен среди писателей «Бури и натиска»: Карл, главный герой драмы, старший сын графа фон Моора, эмоциональная, «стихийная, естественная натура», не может примириться с размеренной городской жизнью и участвует вместе со своими друзьями в проказах, не всегда безобидных. Вскоре, однако, он раскаивается и в письме к отцу обещает исправиться. Письмо перехватывает его младший брат, Франц, который завидует Карлу - любимцу отца. Франц замышляет лишить брата наследства и читает отцу другое, сочиненное им самим, письмо, после чего фон Моор проклинает старшего сына, а Франц пишет ответ брату от имени отца. Карл, потрясенный несправедливостью отца, вместе со своими друзьями уходит разбойничать в Богемские леса, а Франц обманом заточает отца в подземелье, обрекая его на гибель. Карл проникает домой под видом чужеземного графа, узнает о гибели отца и хочет отомстить брату, но тот в страхе перед разбойниками уже покончил с собой.

В первой драме Шиллера виртуозно соединились шекспировская мощь в изображении характеров, правдоподобные картины немецкой повседневности, элементы библейского стиля (характерно, что первоначально автор хотел озаглавить драму «Блудный сын»), личные переживания поэта: его сложные отношения с отцом. Шиллеру удалось уловить бунтарские вольнолюбивые настроения, царившие в обществе в первые годы после Великой французской революции и выразить их в образе Карла Моора. Первая постановка «Разбойников» в Мангейме в январе 1782 произвела фурор: «незнакомые люди бросались друг другу в объятия, женщины в полуобморочном состоянии покидали зал». Автор, которого тут же окрестили «немецким Шекспиром», тайком присутствовал на премьере.

Однако по возвращении в Штутгарт Шиллер был арестован и по приказу герцога посажен на гауптвахту. Летом 1782 драматург бежал из владений Карла Евгения, взяв с собой рукопись своего второго значительного драматического произведения - драмы «Заговор Фиеско в Генуе» (поставлена в 1783). На несколько лет Шиллер обосновывается в Мангейме, где получает место заведующего литературной частью в «Национальном театре».

В апреле 1784 на сцене этого театра состоялась премьера мещанской трагедии Шиллера «Коварство и любовь». В отличие от первых драм здесь центральным персонажем является девушка: Луиза Миллер (по ее имени Шиллер первоначально предполагал назвать пьесу), дочь бедного музыканта. Она влюблена в Фердинанда, сына аристократа, однако сословные предрассудки не дают им соединиться. Мещанская гордость отца Луизы и карьеристские планы Президента, отца Фердинанда, столкновение жестоких законов абсолютистского общества и человеческих чувств, приводят к трагической развязке: попавшись в сеть интриг, Фердинанд из ревности убивает Луизу.

До Шиллера никто не решался трактовать обычную для сентиментальной литературы того времени тему любви представителей различных сословий с такой социальной тенденциозностью. Даже Г. Э. Лессинг в бюргерской трагедии «Эмилия Галотти», с которой очевидно перекликается пьеса Шиллера, предпочел перенести действие своего произведения в Италию, дабы избежать конфликта с властями. Благодаря своему гражданскому пафосу пьеса «Коварство и любовь» имела огромный успех у публики.

«Дон Карлос"

В 1785 в виду финансовых затруднений Шиллер вынужден был оставить Мангейм. Он переезжает в Дрезден, где, не имея постоянного дома, живет у друзей. Несмотря на непростые условия, Шиллер активно работает: он пробует себя в прозаических жанрах (новеллы «Преступление из-за потерянной чести», 1786, «Игра судьбы», 1789, фрагмент романа «Духовидец», 1787), завершает «Философские письма», пишет «драматическую поэму» «Дон Карлос, инфант испанский» (1787). В произведениях дрезденского периода намечается отход Шиллера от прежней бунтарской идеологии. Теперь Шиллер считает, что для того, чтобы примирить идеал и жизнь, поэтический гений «должен стремиться к разрыву с областью действительного мира». Переворот в мировоззрении поэта происходит как вследствие разочарования в идеалах «Бури и натиска», так и в результате изучения кантовской философии и увлечения идеями франкмасонства. Драма «Дон Карлос», написанная на материале испанской истории, хорошо отражает этот перелом уже даже формально: в отличие от ранних пьес, герои которых говорили простым языком, «Дон Карлос» написан классическим пятистопным ямбом, ее главным героем является не представитель «мещанского сословия», как это было принято у представителей «Бури и натиска», а придворная особа; одной из центральных идей драмы является идея реформирования общества просвещенным правителем (Шиллер вкладывает ее в уста маркиза Поза, друга заглавного героя).

После «Дон Карлоса» Шиллер все больше погружается в изучение античности и кантовской философии. Если раньше ценность античности для поэта заключалась в определенных гражданских идеалах, то теперь античность становится важной для него в первую очередь как эстетический феномен. Подобно И. И. Винкельману и Гете, Шиллеру видится в античности «благородная простота и умиротворенное величие», обуздание «хаоса». Возродив форму античного искусства, можно приблизиться к утраченной навсегда гармонии безмятежного «детства человечества». Свои мысли о значении античности Шиллер выражает в двух программных стихотворениях: «Боги Греции» и «Художники» (оба - 1788).

Годы в Веймаре. Большие исторические драмы

В 1787 Шиллер переезжает в Веймар, где общается с философом И. Г. Гердером и и писателем К. М. Виландом. Он завершает историческое исследование на тему «История отпадения Нидерландов», которое начал еще во время работы над «Дон Карлосом». Вскоре по ходатайству Гете Шиллер получает кафедру профессора истории в Йенском университете. Здесь он читает курс лекций по истории Тридцатилетней войны (опубликован в 1793). В первой половине 1790-х гг. Шиллер не создает больших драматических произведений, зато появляется ряд его философских сочинений: «О трагическом в искусстве» (1792), «Письма об эстетическом воспитании человека», «О возвышенном» (оба - 1795) и т. д. Отталкиваясь от теории Канта об искусстве, как о связующем звене между царством природы и царством свободы, Шиллер создает свою теорию перехода от «естественного абсолютистского государства к буржуазному царству разума» с помощью эстетической культуры и нравственного перевоспитания человечества. К этим теоретическим трудам вплотную примыкает ряд стихотворений 1795−1798 гг. («Поэзия жизни», «Сила песнопения», «Раздел земли», «Идеал и жизнь») и баллад, написанных в тесном сотрудничестве с Гете (особенно в 1797, так называемый «балладный год»): «Перчатка», «Ивиковы журавли», «Поликратов перстень», «Геро и Леандр» и др.

В последние годы жизни

Исторические и философские штудии дали Шиллеру обширный материал для дальнейшего творчества: с 1794 по 1799 он работает над трилогией «Валленштейн» («Лагерь Валленштейна», 1798, «Пикколомини», «Смерть Валленштейна», обе - 1799), посвященной одному из полководцев Тридцатилетней войны (грандиозной постановкой драмы на сцене Веймарского придворного театра руководил Гете). В «Валленштейне» драматург обращается к критическому, поворотному моменту истории, ибо, как считал Шиллер, лишь в такие моменты человек может свободно проявить себя как духовная личность, именно в кризисные времена чаще всего создается противоречие между свободой и необходимостью, между личностью и обществом, а разрешение конфликта между чувственными стремлениями и моральным долгом возможно лишь в гибели героя. На всех последующих драмах Шиллера лежит отпечаток подобной идеологии («Мария Стюарт», «Орлеанская дева», обе - 1801, трагедия рока - «Мессинская невеста», 1803).

В драме «Вильгельм Телль» (1804), при создании которой драматург использовал швейцарскую легенду об искусном стрелке, Шиллер попытался показать не только развитие одного человека (в начале Телль показан покладистым крестьянином, в конце же - политически сознательным бунтарем), но эволюцию целого народа от «наивного» к «идеальному»; драматическая коллизия заключается в том, что лишь путем преступления, швейцарцы могут избавиться от австрийского господства, но на это, по Шиллеру, они не имеют права, так как «народ может заниматься лишь «самозащитой», а не «самоосвобождением».

В 1805 Шиллер начинает работу над драмой «Дмитрий», посвященной «смутному времени» русской истории, но она осталась незавершенной.

Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер, немецкий поэт и драматург, родился 10 ноября 1759 года в Марбахе-на-Неккаре в семье военного медика. В 1773 году Шиллер по приказу герцога Вюртембергского отправляется в военно-медицинскую академию, в которой изучает юриспруденцию и медицину, пишет диссертационную работу. В 1780 году переезжает в Штутгарт и работает на должности полкового фельдшера.

Творческий дебют Шиллера состоялся в 1776 году с публикацией нескольких его работ в «Швабском журнале», благодаря которому он находит материал для своей первой пьесы «Разбойники». В основе пьесы положена новелла Д. Шубарта «К истории человеческого сердца», которую Шиллер значительно перерабатывает и обогащает деталями. После успешной премьеры пьесы Шиллера называют «немецким Шекспиром».

Однако герцог Вюртембергский осуждает пьесу и приказывает посадить автора на гауптвахту. В 1782 году драматург бежит из владений герцога и поселяется в Мангейме, где работает заведующим в Национальном театре. В 1784 году на подмостках этого театра проходит премьера пьесы Шиллера«Коварство и любовь», которая с социальной тенденциозностью трактует чувства влюбленных из разных сословий.

В драматической поэме «Дон Карлос» Шиллер отходит от бунтарской идеологии, главной идеей поэмы является реформирование общества. В 1804 году Шиллер издает драму «Вильгельм Телль», в которой он демонстрирует развитие целого народа. В 1805 году драматург начинает работу над неоконченным произведением «Дмитрий», в основу которого положено смутное время истории России.

Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер (10.11.1759 - 9.05.1805) - выдающийся немецкий поэт, драматург, историк, автор ряда теоретических работ по искусству, один из создателей литературы нового времени в Германии. Его перу принадлежат такие известные произведения как трагедия "Разбойники" (1781-82), "Валленштейн" (1800), драмы "Коварство и любовь" (1784), "Дон Карлос", "Вильгельм Телль" (1804), романтическая трагедия "Орлеанская дева" (1801).

Жизнь Шиллера была тесно связана с армией. Отцом Фридриха Кристофа был Иоганн Каспар Шиллер - фельдшер, офицер, находящийся на службе у вюртембергского герцога; после окончания в 1772 году латинской школы в Людвигсбурге Шиллер был зачислен именно в военную школу (там писатель изучал медицину и юриспруденцию), позднее получившую статус академии; по окончании последней в 1780 году Шиллер получил назначение в Штутгарт на должность полкового врача.

Шиллеру запрещали писать. Отлучившемуся из полка в Мангейм на представление своей первой трагедии "Разбойники", Шиллеру выдали запрет на написание чего-либо, кроме сочинений на медицинскую тему. Подобный выпад против его литературного творчества заставил Шиллер предпочесть владениям герцога, в которых он на тот момент находился, другие немецкие земли.

Шиллер писал пьесы специально для театров. Летом 1783 года интендант Мангеймского театра заключил с Шиллером контракт, по которому драматург должен быть писать пьесы специально для постановки на мангеймской сцене. Начатые до заключения этого театрального договора драмы "Коварство и любовь" и "Заговор Фиеско в Генуе" как раз и были поставлены в Мангейме. После них контракт с Шиллером, несмотря на оглушительный успех "Коварства и любви", возобновлён не был.

Шиллер занимался историей. В 1787 году Шиллер переехал в Веймар, а в 1788 занялся редакцией "Истории замечательных восстаний и заговоров", серии книг, посвящённых разнообразным историческим пертурбациям в обществе. В рамках своей работы Шиллер раскрыл тему самоопределения Нидерландов, получивших свободу от испанского владычества. В 1793 году писатель выпустил в свет "Историю Тридцатилетней войны". Кроме того, историческими темами так и пестрит вся его многообразная драматургия. Шиллер пишет и о Жанне Д"Арк, и о Марии Стюарт, не обходит своим вниманием легендарного швейцарского героя Вильгельма Телля и многих-многих других.

Шиллер был знаком с Гёте. Знакомство двух классиков немецкой литературы произошло в 1788 году, а уже в 1789 при помощи Гёте Шиллер получил должность профессора истории в Йенском университете. Впоследствии писатели вели друг с другом переписку литературно-эстетического характера, выступили соавторами в цикле эпиграмм "Ксении". Дружба с Гёте сподвигла Шиллера на создание таких знаменитых лирических произведений как "Перчатка", "Поликратовов перстнь", "Ивиковы журавли".

Шиллер восторженно встретил Великую французскую революцию. Несмотря на одобрение писателем падения феодального строя, к произошедшему во Франции Шиллер отнёсся с некоторой долей опасения: ему не понравилась и казнь Людовика XVI, и поднимающая голову якобинская диктатура.

Шиллеру помогал деньгами наследный принц. Несмотря на профессуру в Йенском университете, доходы Шиллера были крайне малы, денег не хватало даже на самое необходимое. Наследный принц Фр.Кр. фон Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург-Августенбург решил оказать помощь поэту и три года (с 1791 по 1794) выплачивал ему стипендию. С 1799 года она была увеличена в два раза.

За жизнь Шиллер много раз влюблялся. В юности идеалами поэта были Лаура Петрарки и Франциска фон Гогенгей, метресса виртембергского герцога, впоследствии жена Карла и новая герцогиня. Семнадцатилетний Шиллер был в полном восторге от прелестной и знатной Франциски, в ней он видел сосредоточение всех добродетелей и именно её он вывел в своей знаменитой драме "Коварство и любовь" под именем леди Мильфорд. Позднее Шиллер стал испытывать чувства к более реальным женщинам, с которыми вполне мог связать себя узами брака, но по ряду причин этого не сделал. В имении Генриетты Вольцоген, где поэт укрывался от преследования герцога, он влюбился в дочь приютившей его женщины - Шарлоту, однако ни сама девушка, ни её мать не проявили к Шиллеру достаточной пылкости: девушка любила другого, а матери не нравилось шаткое положение поэта в обществе. Одну из главных ролей в жизни и литературной деятельности Шиллера было суждено сыграть ещё одной Шарлотте - замужней даме по фамилии Маршальк фон Остгейм, по мужу Кальб. Однако любовь к Шарлотте не мешала Шиллеру увлекаться и другими женщинами, такими как актрисы, играющие в спектаклях, поставленных по его пьесам, или просто красивые девушки, любящие литературу и искусство. На одной из последних - Маргарите Шванн, Шиллер чуть было не женился. Остановило поэта то, что он при этом хотел бы жениться ещё и на Шарлотте, да и отец Маргариты не дал своего согласия на брак. Отношения с Шарлоттой закончились совсем прозаично - поэт охладел к женщине, не решившейся ради него на развод с мужем. Женой Шиллера стала Шарлота фон Ленгфельд, с которой поэт познакомился в 1784 году в Мангейме, но реально обратил на неё внимание только спустя три года. Интересно, что любовь к Шарлотте какое-то время граничила в душе Шиллера вместе с любовью к её старшей сестре Каролине, которая ради счастья сестры и любимого Фридриха вышла замуж за нелюбимого человека и ушла с их дороги. Свадьба Шиллера состоялась 20 февраля 1790 года.

В зрелом творчестве Шиллера отразился конфликт между просветительским идеалом и реальной действительностью. Наиболее показательно в этом плане стихотворение 1795-го года "Идеал и жизнь", а также поздние трагедии немецкого драматурга, в которых ставится проблема свободного мироустройства на фоне ужасающей по своей жесткости общественной жизни.

Шиллер был дворянином. Дворянство Шиллеру было пожаловано императором Священной римской империи германской нации Франциском II в 1802 году.

У Шиллера было слабое здоровье. На протяжении почти всей жизни поэт часто болел. Под конец жизни у Шиллера развился туберкулёз. Умер писатель 9 мая 1805 года в Веймаре.

Творчество Шиллера высоко ценили в России. Классическими переводами Шиллера в русской литературе считаются переводы Жуковского. Кроме того произведения Шиллера переводили Державин, Пушкин, Лермонтов, Тютчев и Фет. Высоко ценили творчество немецкого драматурга Тургенев, Лев Толстой, Достоевский.

Иоганн Фридрих Шиллер прожил довольно краткую жизнь, однако за те 45 лет, что были ему отпущены, он сумел сделать для мировой литературы и культуры столько, на что иным не хватило и тысячелетия. Как же складывалась судьба этого гениального человека и что пришлось преодолеть ему на пути к признанию?

Происхождение

Предки Шиллера почти 200 лет жили и трудились в Вюртембергском герцогстве. Как правило, они были людьми работящими, но не особо выдающимися, поэтому за все эти годы так и остались ремесленниками или крестьянами. Однако отцу будущего писателя Иоганну Каспару Шиллеру посчастливилось пойти по военной линии - стать офицером и попасть на службу к самому Вюртембергскому герцогу. В качестве супруги он выбрал Элизабет-Доротею Кодвайс - дочку местного трактирщика.

Несмотря на неплохую военную карьеру главы, семейство Шиллеров всегда жило весьма скромно, поэтому единственному их сыну Иоганну Кристофу Фридриху Шиллеру, родившемуся в начале ноября 1759 г., предстояло рассчитывать только на свои таланты, если он хотел чего-то добиться в жизни.

Фридрих Шиллер: краткая биография ранних лет

Когда мальчику исполнилось 4 года, из-за работы отца семья переехала в Лорх. Здесь им жилось неплохо, но качество начального образования в этом городке оставляло желать лучшего, поэтому Фридрих Шиллер был отправлен учиться не в школу, а к пастору местной церкви - Мозеру.

Именно под руководством этого добродушного священника юный Фридрих не только овладел грамотой, но и начал изучать латынь. Из-за нового переезда в Людвигсбург Фридрих Шиллер вынужден был прекратить обучение у Мозера и пойти в обычную латинскую школу.

Благодаря тщательному изучению языка гордых римлян он смог прочитать произведения классиков в оригинале (Овидий, Вергилий, Гораций и другие), идеи которых повлияли на его творчество в будущем.

От юриста до доктора

Изначально Шиллеры рассчитывали, что Фридрих станет священником, поэтому его увлечение латынью приветствовалось. Но успехи в изучении этого предмета и отличные оценки юноши привлекли внимание Вюртембергского герцога, который в приказном порядке отправил талантливого мальчика учиться на юридический факультет военной академии Hohe Karlsschule.

Карьера юриста совсем не манила Шиллера, поэтому он перестал стараться, а его отметки постепенно стали самыми низкими в классе.

Через 2 года парню удалось добиться перевода на медицинский факультет, который был ему ближе. Здесь Фридрих Шиллер попал в среду студентов и преподавателей с прогрессивным мышлением. Среди них был известный немецкий философ Яков Фридрих Абель. Именно он не только раскрыл талант юного Шиллера, но и помог ему сформироваться. В эти годы юноша решает стать поэтом и начинает создавать собственные поэтические произведения, которые были высоко оценены окружающими. Также он пробует свои силы и в написании драм: из-под его пера выходит трагедия о братской вражде - «Космус фон Медичи».

В 1779 г. студент Шиллер Фридрих пишет весьма занятную диссертацию: «Философия физиологии», но, по велению герцога ее не принимают, а самого автора оставляют в академии еще на год.

В 1780 г. Шиллер наконец-то заканчивает учебу, однако из-за враждебного отношения герцога ему отказывают в присвоении офицерского чина, что, однако, не помешало выпускнику устроиться врачом в местном полку.

«Разбойники»: история первой публикации и постановки

За год повторного обучения в академии у Фридриха было много свободного времени, которое он употребил на то, чтобы начать работу над собственной пьесой - «Разбойники». Еще год понадобилось, чтобы довести ее до ума. Вот только когда драматург закончил произведение, он столкнулся с тем, что местные издатели, хотя и хвалили «Разбойников», не рисковали печатать ее.

Веря в свою талант, Фридрих Шиллер занял денег у друга и опубликовал свою пьесу. Она была встречена читателями хорошо, но для лучшего эффекта необходимо было ее поставить.

Один из читателей - барон фон Дальберг - согласился поставить произведение Шиллера в Мангеймском театре, директором которого он был. При этом вельможа потребовал внести правки. Скрепя сердце, молодой драматург согласился, но после премьеры «Разбойников» (в январе 1782 г.) ее автор стал известен на все герцогство.

Но за самовольный уход со службы (который он совершил, чтобы попасть на премьеру), его не только на 2 недели отправили на гауптвахту, но и, по приказу герцога, запретили писать любые художественные сочинения.

На вольных хлебах

После запрета стал перед сложным выбором Фридрих Шиллер: произведения писать или служить врачом? Осознав, что из-за неприязни герцога ему не удастся добиться успеха на поэтической ниве на родине, Шиллер подговорил своего друга-композитора Штрейхера сбежать. И через несколько месяцев они тайно покинули родные места и перебрались в маркграфство Пфальц. Здесь драматург поселился в небольшой деревушке Оггерсгейме под выдуманным именем - Шмидт.

Сбережений писателя хватило ненадолго, и он практически за бесценок продал издателю свою драму «Заговор Фиеско в Генуе». Однако и гонорар быстро закончился.

Чтобы выжить, Фридрих вынужден был попросить помощи у благородной знакомой - Генриетты фон Вальцоген, которая позволила ему поселиться в одном из своих поместий в Бауербахе под вымышленным именем доктор Риттер.

Получив крышу над головой, драматург принялся творить. Он дорабатывал трагедию «Луиза Миллер», а также решился создать масштабную историческую драму. Выбирая между судьбой испанской инфанты и королевы Марии Шотландской, автор склоняется к первому варианту и пишет пьесу «Дон Карлос».

Между тем, барон фон Дальберг, узнав, что герцог более не разыскивает беглого поэта, предлагает Шиллеру поставить в своем театре его новые пьесы «Заговор Фиеско в Генуе» и «Луиза Миллер».

Однако «Заговор Фиеско в Генуе» неожиданно был воспринят зрителями холодно и сочтен слишком морализаторским. Учтя эту особенность, доработал «Луизу Миллер» Фридрих Шиллер. Идеи, которые он хотел донести до зрителя через это произведение, пришлось сделать более доступными для понимания, а также разбавить морализаторские диалоги персонажей, дабы новый спектакль не повторил судьбу предыдущего. Кроме того, с легкой руки исполнителя одной из главных ролей - Августа Иффланда, название пьесы было изменено на «Коварство и любовь».

Эта постановка своим успехом превзошла даже "Разбойников" и превратила своего создателя в одного из самых известных драматургов Германии. Это помогло беглому писателю получить официальный статус в маркграфстве Пфальц.

Шиллер-издатель

Став известным на всю страну драматургом, Шиллер начал издавать собственный журнал «Рейнская Талия», в котором публиковал свои труды о теории театра, излагая в них свои идеи. Однако это предприятие не принесло ему особых заработков. Стараясь найти средства на жизнь, писатель просил помощи его у Веймарского герцога, однако пожалованная ему должность советника не особо улучшила его финансовое положение.

Стараясь вырваться из лап нищеты, поэт принял предложение от общества поклонников его творчества переехать в Лейпциг. На новом месте он подружился с писателем Христианом Готфридом Кернер, с которым они поддерживали близкие отношения до конца дней.

В этот же период наконец-то заканчивает свою пьесу «Дон Карлос» Фридрих Шиллер.

Книги, написанные им в этот период, находятся на более высоком уровне, нежели ранние произведения писателя и свидетельствуют о формировании собственного стиля и эстетики. Так, после «Дона Карлоса», он берется за написание своего единственного романа - «Духовидец». Также Фридрих не оставляет и поэзию - он сочиняет свое самое известное поэтическое произведение - «Ода к радости», которое впоследствии Бетховен положит на музыку.

Приостановив выпуск «Рейнской Талии» из-за отсутствия средств, писатель получает место в редакции журнала «Немецкий Меркурий». Постепенно он снова получает возможность выпускать собственное периодическое издание - «Талия». Там он печатает уже не только свои теоретические и философские труды, но и свой роман.

Попытки найти заработок приводят к тому, что писатель переселяется в Веймар, где впервые оказывается в обществе известнейших литераторов своего времени. Под их влиянием он принимает решение на время оставить написание художественных произведений и восполнить пробелы в своем образовании.

Шиллер-преподаватель

Сосредоточившись на самообразовании, Шиллер расширил собственный кругозор и взялся за написание исторического труда. В 1788 г. он опубликовал первый том «Истории отпадения Нидерландов». В нем Фридрих Шиллер кратко, но весьма обстоятельно рассказал о произошедшем разделении, заслужив тем самым славу ученого-историка. Этот труд помог своему автору получить место преподавателя истории и философии в Йенском университете.

На курс к прославленному литератору записалось рекордное количество студентов - 800 человек. А после первой же лекции слушатели устроили ему грандиозную овацию.

В следующем году Шиллер взялся вести курс лекций по трагической поэзии, а также проводил индивидуальные занятия по всемирной истории. Кроме того, он начал писать «Историю Тридцатилетней войны». Также Фридрих возобновил публикацию «Рейнской Талии», где печатал собственный перевод «Энеиды» Вергилия.

Казалось бы, жизнь наладилась, но как гром среди ясного дня, прозвучал диагноз врачей - туберкулез легких. Из-за него на третьем году работы Шиллер вынужден был оставить преподавание. К счастью, больному драматургу была выделена ежегодная финансовая субсидия в 1000 талеров, которую ему выплачивали на протяжении 2 лет. По их истечении писатель был приглашен на пост издателя в журнал «Оры».

Личная жизнь

Как уже было сказано выше, Фридрих Шиллер не имел братьев, зато у него было 3 сестры. Из-за своих частых переездов и конфликтов с герцогом драматург не особо поддерживал с ними отношения. Только смертельная болезнь отца заставила его блудного сына на время вернуться на родину, где он не был 11 лет.

Что касается женщин, то писатель, как натура романтическая, был довольно влюбчивым мужчиной и несколько раз намеревался жениться, но в большинстве случаев его отвергали из-за бедности.

Первой известной возлюбленной поэта была Шарлотта - дочка его покровительницы Генриетты фон Вальцоген. Несмотря на восхищение талантом Шиллера, ее мать отказала драматургу, когда он посватался к ее дочери.

Второй Шарлоттой в судьбе писателя стала вдова фон Кальб, которая была безумно влюблена в него, однако не нашла в нем ответа на свои чувства.

Ухаживал Шиллер и за юной дочерью торговца книгами Швана - Маргаритой. Он намеревался жениться на ней. Вот только девушка не относилась к своему поклоннику серьезно и лишь дразнила его. Когда же последовало прямое объяснение в любви и предложение пожениться, она ответила отказом.

Третья женщина в судьбе поэта по имени Шарлотта ответила взаимностью на его чувства. И как в только он устроился преподавателем и стал получать стабильный доход, влюбленные смогли пожениться. От этого союза родилось четверо детей. Несмотря на то что Шиллер всячески хвалил ум своей жены, окружающие отмечали ее как женщину хозяйственную и деловитую, но очень недалекую.

Творческий тандем Гете и Шиллера

После начала Французской революции вся пресвященная Европа разделилась на ее поклонников и противников. Шиллер (удостоенный звания почетного гражданина Французской республики за свое творчество), относился к ней неоднозначно, однако понимал, что смена закостеневших устоев в стране только пойдет ей на пользу. Но многие деятели культуры были не согласны с ним. Чтобы заинтересовать читателей журнала «Оры», писатель пригласил Гете вступить в полемику о Французской революции на страницах издания. Тот согласился, и это положило начало великой дружбе двух гениев.

Имея общие взгляды и наследуя в своем творчестве идеалы античности, писатели пытались создать качественно новую литературу, свободную от клерикализма, но при этом способную воспитать в читателях высокую нравственность. Оба гения публиковали свои теоретические литературоведческие труды, а также стихи на страницах «Оры», чем часто вызывали негодование публики, что, однако, шло на пользу продажам журнала.

Этот творческий тандем совместно создал сборник едких эпиграмм, которые, несмотря на свою воинственность, были невероятно популярными.

В конце XVIII в. Гете и Шиллер вместе открывают театр в Веймаре, который, благодаря их стараниям, стал одним из лучших в стране. В нем впервые были поставлены такие известные пьесы Фридриха Шиллера, как «Мария Стюарт», «Мессинская невеста» и «Вильгельм Телль». Сегодня возле этого театра стоит памятник его славным основателям.

Фридрих Шиллер: биография последних лет и смерть поэта

За 3 года до смерти писателю неожиданно был дарован дворянский титул. Сам он довольно скептически отнесся к этой милости, однако принял ее, дабы жена и дети после его кончины были обеспечены.

А меж тем здоровье великого драматурга с каждым годом все ухудшалось. Туберкулез прогрессировал, и Шиллер медленно угасал. И в мае 1805 г. в возрасте 45 лет он скончался, так и не дописав свою последнюю пьесу «Димитрий».

Тайна могилы писателя

Несмотря на все попытки, так и не смог разбогатеть Фридрих Шиллер. Поэтому после смерти его похоронили в склепе Кассенгевёльбе, организованном для дворян, не имеющих собственной семейной усыпальницы.

Через 20 лет останки великого писателя хотели отдельно захоронить, однако найти их среди множества других оказалось проблематичным. Тогда наугад был выбран скелет и объявлен телом Шиллера. Его похоронили в княжеской усыпальнице на новом кладбище, рядом с могилой его близкого друга Гете.

Однако в будущие годы у историков и литературоведов возникли сомнения в подлинности тела драматурга. И в 2008 г. была проведена эксгумация, которая выявила удивительный факт: останки поэта принадлежали совсем другому человеку, точнее, целым трем. На сегодняшний день найти настоящее тело Фридриха Шиллера невозможно, поэтому его могила пустует.

За свою недолгую, но весьма продуктивную жизнь писатель создал 10 пьес, две исторических монографии, множество философских трудов и прекрасных стихотворений. Однако, несмотря на свое прижизненное признание, Шиллер так и не смог разбогатеть и львиную долю своего времени тратил на попытки заработать денег, что угнетало его и подорвало здоровье. Но зато его творчество вывело немецкую литературу (и драматургию в частности) на новый уровень.

Хотя прошло более 250 лет, и сменилась не только политическая ситуация в мире, но и мышление людей, по сей день большинство произведений писателя остаются актуальными и многие читатели по всему миру находят их весьма занимательными - это ли не лучшая похвала гению Фридриха Шиллера?

Шиллер, Иоганн Кристоф Фридрих – популярнейший и наиболее прославленный немецкий поэт, род. 10.11.1759, ум. 9.05.1805. Отец его, военный врач, отличался глубокой честностью и строгой преданностью лютеранству. Первые уроки мальчик получил у местного пастора, потом посещал латинскую школу, пока 1773 герцог Карл Вюртембергский не зачислил его воспитанником в основанную им военную школу, впоследствии преобразованную в военную академию («Karlsschule»). Этому заведению обязан Шиллер своим широким, всесторонним образованием. Сначала он думал заняться теологией, но потом увлекся юридическими науками и медициной. Влечение к поэзии пробудил в нем Клопшток своим «Мессией», но самое сильное влияние на его развитие и направление оказали Плутарх и Ж. Ж. Руссо .

Начиная с 1776, в «Schwäbisches Magazin» стали появляться первые пробы его лирики. Желая на свободе заниматься литературой и разработкой задуманной трагедии «Разбойники » («Die Räuber»), Шиллер решил выйти из академии, но удалось это ему лишь после того, как он представил два сочинения: на темы медицинскую и по естественным наукам. Выпущенный медиком в гренадерский полк, он с любовью занялся своим первым поистине гениальным произведением, и 1782 на сцене придворного театра в Мангейме были поставлены «Разбойники» с огромным, дотоле невиданным успехом. Тогда Шиллер решил посвятить себя драматургии и начал работать над трагедией «Заговор Фиеско в Генуе».

Но в то время, как талант молодого поэта стал все шире и шире развиваться, его постигло несчастье в виде запрещения писать «комедию» со стороны герцога, которому не понравились его самовольные отлучки в Мангейм. Не предвидя конца такому запрету и не выдержав этого гнета, Шиллер решил бежать в Мангейм. Бегство удалось, но в Мангейме ждало разочарование. «Фиеско» не был принят на сцену и только через год издан Шваном (Мангейм, 1783).

Фридрих Шиллер. Романтический бунтарь

В этом же году была окончена трагедия «Коварство и любовь » («Kabale und Liebe») и начат «Дон Карлос ». В июле 1783 Шиллеру удалось пристроиться у Дальберга, директора мангеймского театра. Поставленная на его сцене пьеса «Коварство и любовь» вызвала общий восторг и подняла упавший было дух писателя. Эта трагедия являет собою лучшее юношеское произведение Шиллера. Печальные явления современной жизни очерчены в ней очень ярко, с истинно поэтической страстью, соединенной с сильной характеристикой. Однако материальные невзгоды продолжали удручать поэта, к этому присоединилась еще сильнейшая лихорадка. Едва выздоровев, он начал издавать журнал «Рейнская Талия» (1785), где поместил первый акт «Дона Карлоса». Трагедия эта закончена была им далеко не так быстро, как первые. Тут он впервые стал употреблять речь в стихах, соблюдая всюду пятистопный ямб.

К этому времени относится знакомство и начало дружбы Шиллера с мадам Шарлоттой фон Кальб, имевшее большое влияние на всю его дальнейшую жизнь. В 1789 друзья его в Лейпциге, Кёрнер и Губер, убедили его покинуть Мангейм и приехать к ним, чтобы в тишине, среди друзей, заняться развитием своего таланта. Действительно, жизнь Шиллера в Лейпциге сложилась так хорошо и покойно, что свое чувство удовлетворения и счастья он ярко выразил в дифирамбе «Ода к радости». Он окончил «Дона Карлоса», набросал рассказ «Преступник из-за потерянной чести» и роман «Духовидец» (напечатан в 1789), продолжал издание своего журнала «Талия», где помещал все свои сочинения. Тогда же возникло в нем стремление к изучению истории. Уже в «Доне Карлосе» видно было, как далеко шагнул вперед поэт в своем развитии. Высокая основная идея проходит через все, богатое сентенциями, прекрасное по языку сочинение, и главное действующее лицо его, маркиз Поза, является как бы олицетворением благородной натуры самого Шиллера.

В 1787 он покинул своих друзей и отправился в Веймар, куда уже давно призывала его госпожа фон Кальб. Тут, в этом городе муз, встретил он самый радушный прием со стороны великих талантов, окружавших герцога Карла Августа. Поселившись в деревне, он начал писать «Историю отпадения Нидерландов », вышедшую 1788. К сожалению, материальная нужда заставляла его работать спешно, что не могло не отразиться на его труде, хотя все источники изучал очень тщательно. В то же время он написал несколько стихотворений, между прочим «Боги Греции» и «Письма о Доне Карлосе». Некоторым, хотя и слабым облегчением в материальной нужде было для него получение кафедры истории в Йене. К своей профессуре готовился поэт очень старательно, и первая лекция – «Что такое всемирная история и для какой цели её изучают» – имела шумный успех. С 1790 г. Шиллер издавал сборник исторических мемуаров и для календаря Гёшена написал «Историю Тридцатилетней войны ». В этом труде внимание самого автора привлекли величественные фигуры Валленштейна и короля Густава Адольфа , очерченные им поэтому с особенной силой.

Женитьба на Шарлотте Лангенфельд дала поэту давно искомое счастье и душевный покой. Жизнь его текла оживленно и счастливо среди друзей, но начавшаяся у него болезнь (туберкулёз), сразу и навсегда разрушила его здоровье. Кое-как оправившись при хорошем уходе и лечении, он вынужден был для поправления своих финансов усиленно работать. Вспыхнувшая французская революция нашла в нем горячего сторонника и защитника, пока казнь короля не нанесла глубокий и чувствительный удар его симпатиям к этому народному движению. Для поправления здоровья и измученных нервов он отправился на родину в Швабию и в Тюбингене завел сношения с известным в то время книгоиздателем Котта.

В последующие годы, после болезни, в развитии Шиллера замечается новый поворот, – влечение к философии и эстетике. Уже летом 1790 он читал лекции о трагедии, а год спустя углубился в изучение только что появившегося тогда сочинения Канта «Критика чистого разума », увлекаясь его теорией эстетики. Влияние великого философа не замедлило сказаться на сочинениях «Удовольствие от трагического» и «О трагическом искусстве» (1792). Кульминационной точкой в этом направлении является сочинение «Письма об эстетическом воспитании человека», в котором он указывает, какое огромное влияние имеет красота (прекрасное) на развитие и облагораживание не только отдельной личности, но всего государства и общества. Письма эти были напечатаны в 1795 в журнале «Оры». В целом ряде сочинений Шиллера, вышедших 1800 под заглавием «О наивной и сентиментальной поэзии», философ снова становится в соприкосновение с поэтом. Приобретенные теоретические познания вызывают суждения о выдающихся произведениях поэзии, и Шиллер начинает группировать поэтов согласно их различным настроениям и положению в свете. В эту эпоху развития идеального взгляда на призвание поэта, он пишет много рецензий, между прочим о стихотворениях Бюргера , указывая на их эстетические недостатки.

Другим важным событием в жизни поэта было ближайшее знакомство и неразрывная дружба с Гёте . Под влиянием её Шиллер снова обратился к чистой поэзии. Вместе с Гёте, Шиллер издавал журнал «Оры», сумев привлечь к этому делу лучшие литературные силы, подготовил издание «Альманаха муз», написал стихотворение «Идеал и жизнь», «Власть песнопения», «Достоинства женщины», элегию «Прогулка» и др. С конца 1795 оба великих поэта составили знаменитый сборник эпиграмм «Ксении», появившийся в «Альманахе муз» (1797) и направленный против литературных филистеров того времени. Успех эпиграмм был необычайный. Они вызвали массу возражений, но тем лишь доказывали, что стрелы, пущенные поэтами, попали в цель. Теперь им оставалось лишь своими творениями доказать нации, как серьезно понимали они истинное искусство. Прекратив чтение университетских лекций, охваченный жаром творчества, Шиллер всецело посвятил себя писательству и создал за этот период свои лучшие баллады: «Кубок», «Кольцо Поликрата», «Ивиковы журавли» и др., а также «Валленштейна», эту великую трилогию, бесспорно величайшее и лучшее произведение великого поэта (1799). Успех трилогии дошел до энтузиазма. Шиллер окончательно решил посвятить себя одной драматургии, прекратил даже издание «Альманаха муз», напечатав там в последний год «Песнь о колоколе». Он начал писать «Марию Стюарт», которую закончил 1800. Пьеса эта наиболее сценична из всех трагедий Шиллера.

Поселившись снова в Веймаре, он, вместе с Гёте, принялся за создание нового образцового репертуара для немецкого театра и 1801 выпустил трагедию «Орлеанская дева », а для веймарского театра специально обработал сказку Гоцци «Турандот». В 1802 герцог веймарский пожаловал поэту дворянское достоинство. Спустя год после того он напечатал трагедию «Мессинская невеста», где впервые сделал попытку ввести античный хор в современную драму. Следующим крупным творением Шиллера был «Вильгельм Телль », для которого он ревностно изучал историю и географию Швейцарии (1804). Это была уже как бы лебединая песнь поэта. Болезнь его быстро прогрессировала. Он еще нашел в себе силу написать по просьбе Гёте, для приветствия веймарской кронпринцессе, пьесу «Прославление искусств», но это далось ему уже с большим трудом. Весною 1805 поэт тихо скончался, окруженный друзьями.

Для более полной характеристики великого Шиллера надо отметить, что вместе с сильным дарованием к реалистическому повествованию в нем всегда уживалась черта субъективной рефлексии и абстрактного выражения идей. Настойчивая мысль о том, что поэзия должна служить нравственным примером, была, в сущности, ему чужда, но при свойственном Шиллеру пафосе идеальные мечтания о благе человечества постоянно в нем преобладали, а потому произведения его легко вырастали за пределы чистой эстетики, и поэт становился философом. То, что у других выходило лишь абстракцией и чистой дидактикой, – под пером Шиллера становилось поэзией. Возвышенность и благородство натуры поэта соединялись с тем особым очарованием, которое всегда отличает идеалистов. Шиллер по справедливости остается любимым поэтом юношества.