Философия о смысле и цели жизни: основные концепции. Разнообразные подходы к пониманию смысла жизни человека

В глубокой древности в сознании человека зародились вопросы, которые связаны с пониманием смысла своего бытия, определением места человека в жизни. Кто я? Зачем я? Кто мы? Зачем я живу? Чего я хочу от жизни? Каждый человек размышляет об этом, у каждого имеется своя шкала ценностей, здесь невозможно давать конкретные советы, ведь эти вопросы носят личностный, даже интимный характер, и поэтому в них человек должен определиться самостоятельно, искать свой вариант решения.

Основные концепции смысла жизни

Во всякой этической системе всегда имеется представления о смысле жизни. Смысл жизни у Сократа - в разумном содержании «искусства жить», у Платона понятие смысла жизни связано с идеей высшего блага. Смысл жизни в совершенной деятельности - у Аристотеля. В соблюдении заповедей и стремлении к божественному совершенству - у Иисуса Христа.

Весьма условно можно в истории этики выделить три подхода к вопросу о смысле жизни: пессимистический, скептический, оптимистический. Пессимистический подход состоит в отрицании какого-то смысла жизни. Жизнь воспринимается как бессмысленная череда страданий, зла, болезней, смерти. Пессимистический подход к смыслу жизни нередко приводит человека к роковому шагу - самоубийству. Причем экзальтированные романические натуры лишают себя жизни, чтобы что-то сделать «назло», доказать родителям, учителям, окружающим свое достоинство, свою правоту. Это жестокость и легкомыслие, прежде всего, по отношению к самому себе, по отношению к своей собственной уникальной и единственной реальной конкретной жизни.

Скептический подход к пониманию смысла жизни связан с наличием сомнения в смысле и значимости земного бытия.

Скептицизм выражается в чрезмерной осторожности, подозрительности ко всему необычному, своеобразному; в боязни поступка, в бездействии. В отсутствии какой бы то ни было активности.

Оптимистический подход к вопросу о смысле жизни выражается в признании жизни как наивысшей ценности и возможности ее реализации. Оптимизм в подходе к пониманию смысла жизни требует обратиться в первую очередь у самой жизни, сфере основных человеческих желаний и интересов. Смысл жизни - получать максимум наслаждений.

Смысл, осмысленность и цель жизни

По-видимому, наиболее оптимальным подходом к толкованию смысла жизни являются взгляды, согласно которым смысл человеческого существования заключается в любви.

Люди считают смыслом своей жизни любовь вообще и любовь мужчины и женщины в частности. Полагают, что эту точку зрения впервые наиболее полно сформулировал Л. Фейербах. Он считал, что все люди во все времена и во всех обстоятельствах имеют безусловное и обязательное право на счастье, но общество не в состоянии удовлетворить это право в равной мере для всех. Только в любви Фейербах видел единственное средство удовлетворения стремления каждого человека к счастью. Конечно, трудно переоценить значение любви в жизни человека. Тем не менее, философия и этика XIX века приходит к выводу, что любовь не может быть единственным смыслом жизни - при всей значимости любви как важнейшего элемента личной жизни человека. Современная философия, прежде всего психоанализ, позволяет прояснить некоторые социально-психологические механизмы формирования у индивида представления о смысле жизни. Философы считают, что стремление человека к поиску и реализации смысла жизни есть выражение особого рода ориентировочной потребности. Это врожденная тенденция. Она присуща всем людям и является основным двигателем поведения и развития личности. Потребность к поиску и реализации смысла жизни формируется под влиянием:

а) тех условий, в которых проходит изначальная активность ребенка: действия ребенка должны соответствовать не только конкретным практическим действиям, но и тем требованиям, которые предъявляют ребенку взрослые;

б) ожиданий самого индивида в отношении результатов своей деятельности, практического опыта;

в) требований и ожиданий окружения, группы;

г) личного стремления быть полезным другим;

д) требований личности к себе.

Человек должен верить в смысл, которым обладают его поступки, а смысл требует своей реализации.

Смысл жизни человека задает система определенных высших ценностей. Это ценности: трансцендентные, социально-культурные и ценности личной жизни.

Трансцендентные ценности - это представления:

б) об абсолютных принципах, которые лежат в основе мировоздания;

в) о системе моральных абсолютов.

Трансцендентные ценности позволяют человеку осмыслить свою жизнь и смерть, придать смысл жизни, они объединяют людей в общество.

Социально-культурные ценности это:

а) политические идеалы;

б) история страны;

в) культура страны;

г) традиции, язык и др.

Человек может видеть смысл своей жизни в служении Родине, ее культуре.

Ценности личной жизни человека - это:

а) представление о здоровье, здоровом образе жизни;

б) ценности творчества, основным путем реализации которых является труд, а также сопутствующий ему успех, слава, престиж;

в) любовь и чувственность, семейная жизнь, дети.

Наличие смысла жизни - положительное эмоциональное состояние, которое сопровождается:

­ наличием цели;

­ сознанием своей значимости в отношениях с другими людми;

­ принятием существующего миропорядка, признание его как блага;

­ осознанием своего места в мире, своего призвания.

Вместе с тем найти смысл еще не значит осуществить его. Человек до последнего своего вздоха так и не узнает, удалось ли ему действительно осуществить смысл своей жизни.

Различают смысл жизни и осмысленность.

Смысл предполагает объективную оценку, содержательный критерий.

Осмысленность - это субъективное отношение к своей жизни, осознание ее смысла.

Осознать смысла своей жизни - значит, найти «свое место под солнцем». С осознанием смысла тесно связано понятие цели. Цель - это определенный рубеж, а смысл жизни - не конечная цель, а генеральная линия, определяющая цели.

Представители материализма обращаются к рассмотрению объективной действительности и реальной жизнедеятельности людей. Представители идеалистических направлений - к Богу, разуму, духу, идеям. Искать первоначальный смысл в человеческом бытии - это значит встать на точку зрения телеологии, то есть, предположить наличие заранее заданной для человека цели. Представляется, однако, что к решению вопроса о смысле и цели жизни, как и к самому этому вопросу, не следует подходить и абсолютно отрицательно, категорически утверждая, что он сам по себе абсурден. Применительно к жизни отдельной личности он имеет реальный смысл и значение. Более того, если бы каждый не отвечал для себя как-то на этот вопрос, то само существование человека было бы действительно бессмысленным со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями. Имея в виду этот реальный для отдельного человека, а не абсолютный смысл жизни, в общем плане можно сказать: смысл жизни состоит в развитии человека как самоцели, его всестороннем совершенствовании.

В философии на протяжении истории ее развития сложились следующие основные концепции смысла жизни: Гедонизм - суть данной концепции сводится к тому, что «жизнь - есть наслаждение». Наслаждение представляет собой высший смысл бытия человека, независимо от того, какие цели он преследует..Эвдемонизм - по мнению представителей данного концепции смысл человеческой жизни заключается в стремлении к счастью как подлинному предназначению человека. К счастью, которое означает наслаждение само по себе, но которое является наслаждением лишь в той мере, в какой оно ведет к безмятежности духа, выраженной в отсутствие страха перед богом, перед страданием и смертью, к бесконечной устремленности к духовном обогащению, умеренности в телесных наслаждениях.Религиозная концепция смысла жизни - основанием это концепции является вынесение цели жизни за пределы жизни человека. Цель жизни - «Царствие Небесное», являющее собой идеальное совершенство. Религиозная концепция смысла жизни ориентирована на достижение этого идеала через праведную жизнь на земле во имя веры и любви к Богу.Концепция долга - жизнь в этой концепции предстает как самопожертвование во имя служения идеалу. Человек вынужден действовать по ведению долга, согласно общим для того или иного сообщества людей нормальным принципам с целью утверждения общего блага..Утилитаризм . В данной концепции смысл жизни лежит в расчете, связанном с умением извлекать пользу из всего, в том числе и из человека, который превращается здесь в функцию социальной организации.Прагматизм . смысл жизни здесь видится в служении практическому действию, выгоде, успеху. Такая целевая установка оправдывает любые средства ее осуществления.

Итак, смысл жизни - это самостоятельный, осознанный выбор человеком тех ценностей и идеалов, которые ориентируют его на самореализацию, связанную с удовлетворением потребностей творить, отдавать, делиться с другими, а иногда и жертвовать собой ради других.и цели

СМЕРТЬ И БЕССМЕРТИЕ.

Вопрос о том, для чего человек живёт на Земле, интересовал многих и многих мыслителей на всём пути развития философии. В разные времена разные философы отвечали на этот вопрос по-разному.

Смысл жизни не дан человеку извне. Человек сам вносит в жизнь разумное начало, опираясь на знание объективных законов. Смысл жизни каждому человеку открывается по-разному. Найти смысл жизни для всех времён и народов невозможно, поскольку наряду с общечеловеческими, вечными истинами, он включает нечто специфическое – чаяния людей каждой данной эпохи.

Содержание цели жизни меняется не только в зависимости от исторических условий бытия человека, но и от его возрастных особенностей: в юности цели одни, в зрелости и старости они другие, Смысл жизни можно рассматривать в трёх временных измерениях: прошлое (ретроспекция), настоящее (актуализация) и будущее (проспекция). Реализация смысла жизни зависит от наличия в обществе многих условий, первостепенными среди которых являются наличие демократических свобод, гуманных целей и соответствующих им средств.

К определению смысла жизни существуют различные подходы, которые лежат в основании той или иной концепции.

· Гедонизм – Жить – значит наслаждаться;

· Эвдемонизм – Жизнь это стремление к счастью как подлинному назначению человека.

· Аскетизм – Жизнь этоотречение от мира, умерщвление плоти ради искупления грехов.

· Этика долга – Жизнь это самопожертвование, альтруизм во имя служения идеалу.

· Утилитаризм – Жить это значит, из всего извлекать пользу.

· Прагматизм – цель жизни оправдает любые средства её достижения.

Смысл жизни – это выбор каждого отдельного человека. Это самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, которые (по Э. Фромму) ориентируют человека не на то, чтобы быть (установка на использование всех человеческих потенций).

Другими словами, смысл жизни человека – в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой ради других. И чем значительнее личность, тем развитее её экзистенциалы, тем больше она оказывает влияние на окружающих её людей и социокультурную среду.

Разумеется, эти общие представления о смысле жизни должны трансформироваться в смысл жизни каждого отдельного человека, обусловленный объективными обстоятельствами и его индивидуальными качествами.

Конечность человеческого бытия – естественный закон природы. Что не имеет смерти, не имеет и рождения. Боязнь смерти приближает смерть. Эпикур призывал не бояться смерти: если человек живёт, то смерти нет, если смерть наступила, то его уже нет. А Спиноза советовал лучше думать о жизни, чем о смерти. В качестве компенсации за страх перед смертью придумано немало мифологем: перевоплощение души (буддизм), бессмертие души (христианство).

Реальное, не мифологическое бессмертие состоит в том, что человек умирает физически, но не умирает социально, духовно. Он остаётся в своих делах, творчестве, памяти людей.

Развитие представлений о сущности человека в истории философской мысли. Основные концепции смысла жизни.

Развитие представлений о сущности человека в истории философской мысли.

Рассмотрение человека как особой философской темы отвечает потребности в целостном подходе к его изучению. Потребность эта развивается по мере того, как интерес к человеку становится универсальной тенденцией целого ряда конкретных наук: экономики и социологии, биологии и медицины, географии и даже астрономии. Она продиктована современными тенденциями научно-технического прогресса, развитием человечества как мирового сообщества, обострением возникающих внутри этого сообщества проблем и трагически напряженным звучанием вопроса о человеческих издержках прогресса в современную эпоху. Не последнюю роль в актуализации этой темы играют также те трудности, которые непомерно осложнили жизнь значительной части людей в нашем обществе в связи с происходящими в нем в последние годы преобразованиями.

Но поскольку не существует отдельной, специальной науки о человеке, а в его комплексном исследовании участвуют различные дисциплины, все ощутимее становится необходимость интеграции наук о человеке. Задача эта не может быть решена без выявления категориального каркаса человеческой целостности, а последнее есть собственное дело философии.

Попытки разработать многомерную систему универсальных характеристик человека - приметная тенденция философских исследований последней трети XX века у нас. Большую роль при этом сыграли такие понятия, как "предметно-практическая деятельность" и человеческие "сущностные силы" (универсальные возможности и способности, реализующиеся в процессе истории). Немалое значение имело истолкование уникальности человеческого бытия, оценка его природных (биологических) предпосылок и понимание того, как человек выделился из природы.

Со второй половины XIX века, когда стало общепризнанным, что человек - продукт биологической эволюции, центральным для всей антропологической проблематики сделался вопрос об основном отличии людей от высокоорганизованных животных и о научном объяснении этого отличия.

В большинстве современных антропологических, этнографических и социальных теорий специфичное для человека нормативно-преемственное программирование поведения называется культурой. Ученые разных направлений сходятся в признании того, что именно культура, которая с детства осваивается человеческим индивидом, будучи заданной ему другими (взрослыми) представителями человеческого рода, играет решающую роль в определении человеческих поступков. Культура же признается исходным отличительным признаком и самого типа сообщества, характерного для Homo sapiens.

Основные концепции смысла жизни.

Можно выделить три подхода к вопросу о смысле жизни:

а) пессимистический - нигилистическое отрицание смыс­ла жизни, при котором жизнь воспринимается как бессмыслен­ная череда страданий, зла, болезней (с закономерным фина­лом - смертью);

б) скептический - выражающий сомнение в смысле и зна­чимости земного бытия;

в) оптимистический - признание смысла человеческой жизни и возможности его реализации как наивысшей ценно­сти: «Самое дорогое у человека - это жизнь...».

В античности, отличавшейся своим оптимистическим ми­роощущением, гедонизм, который высшим благом считал на­слаждение, соответственно видел смысл жизни в стремлении к нему, а эвдемонизм, полагавший высшим благом счастье, смыслом жизни делает его достижение, в частности, путем пре­одоления стремления к наслаждению. По Эпикуру, безмятеж­ность и свобода от чувства страха перед смертью и страданием есть высшее блаженство и, следовательно, смысл жизни.

Средневековая этика считала наслаждение грехом и пото­му требовала отречения от земных удовольствий (аскетизм), а благо видела в духовном служении Богу во имя вечного спасе­ния, которое становилось смыслом жизни верующего человека.

В этике Возрождения вновь зазвучат гедонистические мо­тивы в понимании смысла жизни: он воплотится в стремлении к славе, признанию. Если имя человека прославилось среди со­временников, если он может надеяться, что оно не будет забыто и впредь, то его жизнь приобретает смысл уже благодаря ее от­ражению в сознании других.

Позднее намечаются и другие пути поиска смысла. Одна из та­ких новых моделей смысла жизни - власть человека над чело­веком, выдвинутая Т. Гоббсом в XVIII в.

В постклассической этике XIX в. эта модель была развита и обоснована немецким философом Ф. Ницше в его учении о «воле к власти». Ницше считал, что жизнь слишком регла­ментирована (религией, наукой, моралью), что в ней все мень­ше места остается геройству и величию духа и все более торже­ствует посредственность. Необходим нигилизм, освобождающий человека от власти духовных и социальных авторитетов. Смыслом жизни должна быть индивидуальная «воля к власти», могуществу, подчинению чужой воли своей.

Еще одна концепция смысла жизни, имевшая сторонников во все времена, но особенно утвердившаяся в эпоху создания и накопления капитала, - обладание: материальными блага­ми, богатством, вещами, комфортом, престижем.

Конечно, было бы нелепо и нечестно отрицать значение ма­териальных благ в жизни современного человека. Человек дол­жен жить хорошо. Но плохо, если вещи, удобства, комфорт из средства жизни превращаются в цель существования.

И, наконец, существует концепция, согласно которой вечным смыслом человеческого бытия является любовь - любовь вооб­ще и любовь мужчины к женщине в частности. Наиболее полно эта точка зрения впервые выразилась в философии Л. Фейербаха.

Существуют и пессимистические концепции, вообще отри­цающие смысл жизни. Французский писатель Ф. Мориак приходит к выводу, что жизнь большинства людей - мертвая доро­га «в никуда».

Философия как знание о всеобщем стремится найти ответ о смысле жизни всех людей, о смысле человеческого существования как таковом. Поэтому очень часто философы отказываются давать конкретное определение смысла и целей жизни, ограничиваясь указанием его формальных признаков. Так, И. Кант считал, что нельзя сказать, в чем заключается счастье человека, но можно сказать, что он должен делать, чтобы заслужить счастье. Для этого ему необходимо исполнять свой долг, руководствуясь принципом: «ты должен, следовательно, можешь». В чем конкретно состоит этот долг, каждый решает самостоятельно.

Метафизика воли Ф. Ницше. В отличие от Шопенгауэра, Ф. Ницше (1844 - 1900) рассматривал самоутверждение в качестве положительного свойства человеческого характера. Более того, воля к власти расценивалась как главное условие сохранения здоровой личности. В противоположность ей слабые личности, не способные защитить себя и свои интересы, отстаивают точку зрения, согласно которой самоутверждение аморально. Благодаря этому они навязывают свою волю сильным личностям, развивая в них комплекс вины. Сильный человек должен осознать свои интересы в качестве единственной цели поведения. Поэтому ему следует преодолеть как моральные, так и религиозные ограничения. Для этого необходимо понять, что «Бог умер», то есть то, что нет никакой высшей инстанции, способной указать смысл и правила человеческого сущ0ествования. Отсюда возникает новое требование ницшевской философии – «переоцени ценности». Это означает, что индивид должен выстраивать свою ценностную структуру не вокруг Бога, а вокруг самого себя. Тот, кому данный процесс удался в полной мере, преодолевает чувство своей конечности и греховности и превращается из человека в «сверхчеловека», то есть существо, сопоставимое по своей значимости с Богом.

Понятие и предмет аксиологии. В переводе с греческого термин «аксиология» означает учение о ценностях.В настоящее время данное понятие аксиология применяется для обозначения области междисциплинарных исследований, посвящённой познанию ценностных ориентиров человека. Другими словами, в состав аксиологии входит целый ряд философских дисциплин и разделов некоторых общественных наук, посвященных исследованию различных видов ценностей. К числу дисциплин входящих в состав аксиологии относится: этика, эстетика, социология ценностей, правовая аксиология, аксиология религии, аксиология культуры т. д.Сам термин «ценность» является многогранным, в нём можно выделить:

1. Предметный аспект, в котором ценность рассматривается как вещь, качество или свойство характера;

2. Идеальный аспект, который фиксирует ценность как идеал, к которому стремится человек и природа;

3. Нормативный аспект, в котором ценность выступает в качестве требования к человеку, предмету или ценностям;

4. Смысловой аспект фиксирует значимость предметности для человека Включение данных понятий в систему ценностей отражает многообразие и сложность человеческого опыта и предполагает его деление на положительный и отрицательный.

В самом общем виде ценности могут быть определены как свойства предмета, способные удовлетворить потребности социального субъекта (человека, группы людей, общества). С помощью данного понятия характеризуют социально-историческое значение для общества и личностный смысл для человека определенных явлений действительности. Ценности служат важными регуляторами поведения людей, исследовательской деятельности ученых, стремлений политиков т.д., и всегда носят конкретно-исторический характер. Ценностные ориентации отграничивают значимое, существенное для данного человека от незначимого, не существенного. Эти ориентации выступают важным фактором, регулирующим мотивацию личности. Основное их содержание – убеждения человека, его глубокие и постоянные привязанности, нравственные, эстетические, религиозные принципы, представления о благе, счастье и т.п. Именно ценностно-смысловые структуры представляют наибольший интерес для социального познания

Современная научная картина мира. Современная научная картина мира включает в себя три важнейших аспекта: учение о микромире – то есть учение об элементарных частицах, учение о макромире, описывающее процессы, протекающие во Вселенной и учение о взаимодействии человека и природы.Современные представления об элементарном строении Вселенной формируются в рамках квантовой теории Резерфорда-Бора, согласно которой атом имеет электромагнитную природу и излучает энергию определенными порциями – квантами. Строение атома подобно устройству Солнечной системы, поэтому его принято называть планетарным. Согласно планетарной теории атома, в его центре находится ядро, вокруг которого вращаются положительно и отрицательно заряженные электроны. Специфика современных представлений о микромире заключается в том, что в них атом рассматривается во-первых, в качестве бесконечно делимого, во-вторых – в качестве имеющего не вещественную, а энергетическую природу.Макропроцессы, протекающие во Вселенной, описываются в рамках теории относительности, выдвинутой А. Эйнштейном. Согласно этой теории, Вселенная имеет динамический характер и расширяется в пространстве. При этом существует гипотеза, что гравитационные поля могут остановить этот процесс и заставить Вселенную сжиматься. Таким образом, современная наука отказывается от статичного понимания Вселенной.Взаимоотношения человека и мира в современной научной картине мира рассмотрены в рамках так называемой синергетической концепции, которая ориентирует человечество на гармоничное сосуществование с природой.



Основные направления аксиологии. Все проблемы аксиологии могут быть сведены к одному вопросу: обладают ли ценности свойствами вещей или же они являются субъективными. В зависимости от его решения выделяют следующие направления аксиологии: 1. Натуралистический психологизм – согласно данному направлению ценности имеют эмпирические происхождения, т.е.они возникают в процессе взаимодействия между людьми и природой. Другими словами, ценности это форма обобщения эмоциональных переживаний, которые формируются в учении софистов. 2. Аксиологический трансцендентализм – философское направление полагающее, что ценности это идеальные объекты, существующие в общечеловеческом сознании изначально,они только проявляются в опыте. Другими словами, понятия «добро» или «красота» возникают не потому что люди сталкиваются с красивыми или добрыми явлениями, а потому что они присутствуют в душе с самого начала и сознание проецирует их на людей, процессы и события. Формирование данного направления началось с учения Канта. 3. Аксиологический онтологизм – учение полагающее, что ценности обладают независимым от сознания существованием. Содержание ценностных ориентиров в исторической эпохи может быть различным, но человек не может существовать без представлений о красоте, зле и т д. Сами по себе добро, зло, совершенство представляют собой категории, т.е. объективно существенные общие понятия. Человек открывает эти категории постепенно, но сами по себе они существуют в виде ценностной системы, которая имеет для человека обязательный характер. Представителем данного направления были Платон, Вл.Соловьев, Н. Гартман

Характерные черты современной философии. Важнейшими характерными чертами современной философии следует признать:

1. Антидиалектизм – характерная черта философской мысли, для которой характерен отказ от понимания диалектики в качестве системы знания и метода познания;

2. Эпигонство – характерная черта мышления, проявляющаяся в зависимости от предшествующих моделей постановки и решения задач;

3. Синтетизм – тенденция в развитии современной философии, которая заключается в возникновении различных учений на стыке различных направлений и школ.

Основными направлениями современной философии следует признать:

1. Сциентизм – философское направление полагающие, что наука является главным предметом философского познания, также эталоном человеческой духовности;

2. Антисциентизм – философское направление, отрицающее положительное значение доминирования науки в духовной и социальной жизни. По своему характеру сциентизм и антисциетизм генетически связаны с главными направлениями постклассической философии рационализмом и иррационализмом. Подлинным связующим началом современной философии является общее для сциентизма и антисциентизма проблемное поле. Важнейшими проблемами современной философии следует признать проблемы интерсубъетивности, коммуникации и языка.

Специфика античного и средневекового понимания ценности. Несмотря на то, что ни одна эпоха не может обойтись без ценностей, само понятие «ценность» сделалось предметом философской рефлексии только в середине 18 века в творчестве И.Канта. До этого момента в трактовке ценностей не присутствуют два важнейших аспекта: оцениваемого и оценивающего, которые позволяют современным исследователям говорить о «субъективных» и «предметных» ценностях.Так, греческое слово «аксиос» - достойный, от которого произошло понятие «ценность» было лишено всякого момента оценки. О каком либо сущем можно сказать как о достойном тогда и только тогда, когда оно само за себя «говорит». Когда все сущее раскрывает истину своего бытия через свою природу, то сущность всякого сущего является наивысшим, наилучшим благом как таковым. Например, добродетель женщины заключается в том, чтобы быть матерью, мужчине – быть доблестным.Столь же неверно было бы говорить о «ценностях» в средневековой культуре. Согласно христианскому мировоззрению божественное совершенство полагает меру благости и достоинства всему сущему. Сущее в целом имело характер иерархии, вселенской «лестницы», венчаемой Творцом, на ступенях которой располагались все сотворенные вещи. Высота положения каждой из этих вещей определялась мерой божественного в ней. Таким образом, термин «ценность» в античности и средневековье имеет иное, противоположное современному звучанию.

Аналитическая философия. В ХХ столетии позитивистская традиция продолжила свое развитие и предстала в двух основных формах – неопозитивизме и лингвистической философии. Данные философские направления чаще всего объединяют термином «аналитическая философия». Использование данного термина объясняется тем, что оба направления применяют один и тот же метод – анализ – и исследуют один и тот же предмет – язык. Теперь рассмотрим различия в понимании предмета и метода в обоих направлениях аналитической философии, но прежде укажем их общую направленность.В аналитической философии в целом язык рассматривается в качестве центрального предмета познания, поскольку адекватное выражение результатов познания невозможно без учитывания лингвистических средств выражения его результатов. Кроме того, важность роли языка заключается в его единстве с мышлением, поскольку человек мыслит на определенном языке. На этом основании аналитика провозглашает невозможность осуществления последовательного осмысленного философствования вне его лингвистической критики. С точки зрения аналитиков, представители классических форм идеализма и материализма, не учитывающие роли языка в познании, допускают существование предметов, не существующих в реальности, таких, например, как идеальные сущности или материя. Наличие такого рода предметов в философском лексиконе объясняется неправильным употреблением языка.

Кантовская и неокантианская интерпретация ценностей .Многие исследователи полагают, что современное понимание ценностей берет свое начало в учении И.Канта. В критической философии И. Канта (1724-1804) особое значение имеют имманентные свойства разума, которое в сфере моральных отношений между людьми реализуется как воля, устанавливающая закон нравственного поступка, исходя из свободной причинности. По словам исследовательницы творчества И.Канта П.П. Гайденко, «сфера нравственности… устанавливается свободным законодательством, т.е. принципами, которые человек устанавливает сам, но которым, поскольку они носят всеобщий характер, он подчиняет свою волю, а потому автономия (самозаконность) воли есть основа ценностей». Т. о., ценности не относятся к сфере сущего, т.е.не существуют сами по себе, но полагаются и, следовательно, принадлежат сфере должного в качестве требований, повелений, целей.Единичные вещи, определяемые только идеей, т.е исходя из принципов чистого разума, Кант называет «идеалами». По Канту: «Добродетель и вместе с ней человеческая мудрость во всей их чистоте суть идеи. Но мудрец … есть идеал, т.е. человек, который существует только в мысли, но который полностью совпадает с идеей мудрости». Отсюда следует, что если ценности являются всеобщими установлениями разума, то идеал есть конкретное воплощение этого установления и прежде всего конкретный прообраз того или иного поступка.С понятием «ценности» неразрывно связано понятие «нормы», начало разработки, которого можно обнаружить у основателя баденской школы неокантианства В. Виндельбанда (1840-1915). В своей статье под названием «Кант» Виндельбанд видит задачу философии в том, что она должна довести до сознания нормы, которые придают мышлению ценность и значимость. А поскольку подлинной целью познания выступает истинность, то таким образом понятие истины получает ценностное измерение. И хотя мир ценностей, с точки зрения Виндельбанда, относится к идеальной сфере, независимой от эмпирических данных, судьба истины неизбежно оказывается в руках человека. Тем самым, нормы как вид ценностей мыслятся зависимыми от сознания. Выяснение роли ценности в социально-гуманитарном познании восходит к творчеству Г. Риккерта (1863-1936) и М. Вебера (1864-1920). Риккерту принадлежит заслуга определения цели социально-гуманитарного знания в целом и исторических наук в частности, которая состоит в выявлении не всеобщего, а индивидуального. Но тогда возникает вопрос: «что в сфере индивидуального является объективным и общезначимым, позволяющим говорить об истории и других формах гуманитарного знания, как о науке. Риккерт отвечает: «Лишь то, что «имеет культурную ценность или находится в отношении к ней. Таким образом, объективность общественных и культурологических наук находится в прямой зависимости от «системы общезначимых ценностей». (15, с. 464) При этом, если Риккерт рассматривал ценности и их иерархию как нечто надисторическое, то Вебер трактует ценности как установку той или иной исторической эпохи.

). Психоанализ. Среди многочисленных школ и течений, входящих в сциентическое, т.е. ориентированное на науку, направление современной философии, выделяется школа психоанализа, основанная Зигмундом Фрейдом (1856-1939). Согласно Фрейду, психическую жизнь человека нельзя сводить к сознанию. В психике, помимо сознательных, протекают и бессознательные процессы. Бессознательное проявляет себя, когда человек совершает описки, оговаривается, видит странные сны и галлюцинации. По Фрейду, бессознательное имеет сексуальный характер. Подавление сексуальной энергии – либидо – с помощью внутренней цензуры приводит к формированию комплексов. Главными из них являются: у мальчиков Эдипов комплекс – сексуальное влечение сына к матери и у девочек – комплекс Электры – влечение дочери к отцу. Задачу психоанализа Фрейд видел в установлении причин психического заболевания и в создании психологических условий, способствующих обнаружению больным сил для преодоления своих проблем.Один из ближайших учеников Фрейда, Альфред Адлер (1870-1937) отказался от сексуальной интерпретации бессознательного, полагая, что сексуальность сводится к борьбе индивида за самоутверждение в обществе. Согласно Адлеру, не существует и принципиального различия между сознанием и бессознательным, признаваемого Фрейдом. Стремление к социальному признанию движет человеком на всех уровнях сознания. Однако часто данная борьба заканчивается поражением индивида. Если после этого он оказывается способным в том или ином виде продолжать борьбу, то остается нормальным человеком. Но индивид бессознательно может спровоцировать психическое расстройство и стать центром внимания других людей, тем самым он одерживает воображаемую победу. Таким образом, Адлер отказывается от понимания больного психическим заболеванием в качестве невинной жертвы.