Фильм «Скиф»: правда и вымысел о «мёртвом народе. В Крыму снимают историческое фэнтези «Скиф Актеры и роли фильма «Скиф»

Исторические фильмы люблю. Как и фэнтези. Увиденный «Скиф» – мешанина из того и другого. Причём, такая мешанина, что, если пересказывать – у читателя может возникнуть мысль о белой горячке автора. Ибо это тот самый случай, в котором «смешались в кучу кони, люди».

Начинается картина вроде бы как летопись: «На краю древних земель, через холмистые степи и скалистые бухты, между двух морей простиралось княжество Тмутараканское… Это было то время, когда с веками кануло в лету величие скифов».

Даже те, кто поверхностно знаком с историей, наверное, помнят, что скифы, обитавшие в степях Причерноморья, исчезли задолго до знакомства славян с верой христовой. Однако в этом фильме скифы встречаются с Олегом Святославовичем – внуком Ярослава Мудрого. Причём, Олег ну нисколько не напоминает русских князей. Это, скорей, какой-то собирательный образ не пойми кого. Раскрашенный в золото (в последнее время с этим драгметаллом ).


Ну и дальше идёт масса абсолютно не стыкующихся с реальным ходом истории вещей. Так что тем, кто надеется о скифах узнать что-то новое, идти на фильм вряд ли имеет смысл. Из правдивого там разве что факт про отсутствие письменности у скифов (это, действительно, так).

Но вот любителям фэнтези и сказок, возможно, стоит сходить на картину. Ибо вся эта мешанина непонятных образов, неузнаваемых пейзажей (оказалось, таки да, такие горы и деревья есть в бухте неподалёку от Керчи), все эти драки, маски, капища Перуна, оружие из разных эпох, лесной народ, приносящий человеческие жертвы Берендею (???), больше похожий на упырей, странным образом завораживает. И да, как ни странно, может понравится.


IVideos: "Скиф": трейлер (видео youtube).


Экшена – хоть отбавляй, фильм динамичный (хотя иной раз сцены откровенно дурацкие и ни разу не правдоподобные) и не затянутый. Костюмы яркие (хотя и далёкие от реальности), природа красивая, стрелы – меткие, бойня – кровавая, предательство – гнусное, любовь – крепкая.


Без сцен любви в "Скифе" не обошлось

В общем, как ни парадоксально, картина почему-то понравилась больше, чем , хотя они вроде бы созвучны и даже время охватывают, плюс-минус сотня лет, одно и то же. Однако, несмотря на порой, довольно бредовую трактовку истории, денег, потраченных на «Скифа», было не жаль. Но это – сугубо моё впечатление. Наверное, настроение было хорошее и нескифский скиф не смог его испортить, а даже развеселил.

А, к примеру, историк Клим Жуков власть поиздевался над картиной, разнеся её на страницах «АиФ» в пух и прах.

Из аннотации к фильму от создателей «Скифа»:

«Действие происходит во время смены цивилизаций. В Евразии начинается новая эра. Ушли в небытие гордые воины - скифы, их вымирающие потомки превратились в безжалостных наемных убийц, «волков Ареса». Ратнику Лютобору предстоит тяжелое испытание. Втянутый в междоусобные интриги он отправляется в опасный путь ради спасения семьи, а его проводником становится пленный скиф Куница. Они - враги и молятся разным богам, но вынуждены идти вместе. Через дикий степной мир к пристанищу последних скифов, где их ждет почти неминуемая смерть…

Из книги Александра Реформатского «Введение в языкознание»:

Скифский - язык скифов (аланов), живших в степях по северному берегу Черного моря и на восток до границ Китая в первом тысячелетии до н. э. и первом тысячелетии н. э.; сохранился в собственных именах в греческой передаче; предок осетинского языка.

На днях в прокат вышел художественный фильм «Скиф», который снимали в окрестностях Керчи. Безусловно мы не могли пропустить премьеру. Журналист решил найти родные берега на большом экране. Обычно мы пишем статьи и отзывы выражая общее впечатление нашей редакции. Но отношение к искусству и видение его у всех разное. Поэтому отзыв о фильме решено написать от первого лица.

Стоит ли смотреть «Скиф» в кинотеатре?

Мое мнение - однозначно «Да»! Расскажу, почему я очень ждала этот фильм. Во-первых, его снимали в тех местах, где я бываю очень часто. В фильме легко узнать наши . С удовольствие рассматривала каждый ракушечный камушек и изведанные тропинки. Мне всегда интересно смотреть на любимые места взглядом разных режиссеров. Во-вторых, я люблю такие остросюжетные фильмы, разбавленные фантастикой, немного спецэффектов, переплетенные с историей и мифологией. Читайте: Точно могу сказать, что не пожалела о потраченном времени. Помимо того, что было обещано в трейлере, я проследила глубокий смысл всего фильма. О нем расскажу далее.

Сюжет и идея фильма

Итак, по задумке режиссеров фильм «Скиф» должен передать историю исчезновения одной цивилизации. Не для кого не секрет, что народ скифов был истреблен. После выхода картины на большие экраны поисковая система «Google» все чаще слышит запросы о скифах, берендеях и языческих богах. Обычно я также ищу, на каких страницах истории основывается сюжет, вникаю в правду. Википедия гласит, что Скифы окончательно потеряли свою самостоятельность и этническое своеобразие, растворившись среди племён во время Великого переселения народов. Греческое наименование «скифы» перестало носить этнический характер и применялось к различным народам Северного Причерноморья, включая средневековую Русь. Этот факт хорошо можно увидеть в заключительных сценах фильма.

Мораль фильма «Скиф»

Теперь обсудим сюжетную линию и мораль. Стоит отметить, что фильм больше понравится мужской аудитории. Но если девушки любят щекотать свои нервы кровавыми боями, то останутся под впечатлением. Картина пропитана мужским потом, силой меча, силой духа и сценами не для слабонервных. . Главные герой - ратник Лютобор, свято верующий в «распятого бога» и верно служащий своему князю. Судьба готовит ему жестокое испытание, в котором он встречает скифа Куницу - волк бога Ареса. Сначала кажется, что название фильма посвятили второму герою. Но последняя сцена откроет все карты (сцена откроет, а я не буду). В кинокартине прослеживается спор о богах - чей бог сильнее, чья вера правдивее. Бесконечные разговоры, разные идолы, жертвоприношения и другие обряды - все это интересно. Но суть всего фильма скрылась в одной фразе скифа Куницы: «Дело не в богах - в людях». Именно эти слова стали для меня главными в основе. В них и есть мораль. Этот смысл видно с самой первой сцены и до последней. Вера - это не только боги и обряды. Важнее всего вера в людей.

Общее впечатление

Скажу откровенно - меня тронуло. Мы всегда привыкли критиковать российский кинематограф. Уверена, что и в этот раз найдутся те, кому картина не понравится. И хотя бюджет фильма скромный, . Очень понравились однокадровые сцены боя, невероятные трюки без спецэффектов, музыка подобрана с художественной точностью. Здесь есть место дружбе, любви, предательству и состраданию. Я рекомендую посмотреть «Скиф». Главное помните, что историю преподают в школе, а в кино мы идем за попкорном и зрелищем.

Шокирующий кровавый исторический боевик о русском витязе, который отправляется на поиски похищенной степняками семьи.

На заре христианской Руси бравый боярин Лютобор (Алексей Фаддеев) служит князю Тьмутаракани (Юрий Цурило), чьи земли располагаются на южных рубежах страны и граничат с владениями степняков. Однажды Лютобор спасает жизнь правителю, когда на того покушаются наемники-скифы. В благодарность владыка становится крестным отцом боярского сына. Вскоре после этого скифы нападают на усадьбу Лютобора и берут в заложники его жену и младенца. После себя они оставляют записку, в которой требуют, чтобы боярин отравил князя. Лютобор обо всем рассказывает правителю, и тот имитирует отравление, дабы боярин смог отправиться в степь и вызволить семью. В качестве проводника Лютобор берет с собой пленного скифа Куницу (Александр Кузнецов) и заставляет его поклясться, что тот любой ценой поможет боярину в его миссии.

Может показаться неправдоподобным, что скифы в фильме поклоняются греческому богу Аресу, но это прямая цитата из Геродота

Что представляли собой Тьмутараканские земли в эпоху ранней Руси? Мы не так уж много об этом знаем, и начинающий режиссер Рустам Мосафир , который четыре года назад дебютировал в большом кино с таежным триллером «Беглецы », пользуется научной неопределенностью, чтобы проявить фантазию и изобразить экзотический край на перекрестке культур. Христиане, язычники, половцы, скифы… На юге Руси каждой твари по паре, и все они сосуществуют и тесно взаимодействуют - порой мирно, но преимущественно кроваво.

Русичи расширяют сферу своего влияния и враждуют между собой, половцы находятся с ними в ненадежном альянсе, язычники ловят чужаков и приносят их в жертву, скифы убивают для тех, кто готов им платить… Выжить в этом безжалостном мире, где за каждым деревом и камнем может прятаться убийца, способен лишь прирожденный воин, который бьется, даже когда истекает кровью. Могучий Лютобор - как раз такой человек, и на пути к родным он в паре с борзым бандитом Куницей прорубается сквозь целые отряды и племена. Причем начинает он с княжеских соратников, так как для конспирации правитель объявил охоту на Лютобора, якобы предателя и отравителя. Но жалеть жертв боярина не стоит - все они напрашиваются на кровопускание, и никто не нападает на Лютобора из-за одного лишь благородного чувства долга.

Как вы уже поняли, Мосафир снял жестокий, порой садистский боевик, который в своей кровавости иногда заходит на территорию шокирующего трэша вроде культового гонконгского фильма «История о Рикки ». Правда, в «Скифе» никто никого своими кишками не душит. Но, например, рвать друг друга в клочья персонажам доводится. Так что ни в коем случае не идите в кино, если у вас слабый желудок и если вы плохо реагируете на кровь. И, уж конечно, не пытайтесь провести с собой детей. Это самый настоящий «18+» по меркам любой страны мира.

В начале работы над фильмом предполагалось, что главную роль сыграет западный актер и что лента будет сориентирована на международный рынок

Что предлагает «Скиф» помимо средневековой мясорубки и впечатляющего природного разнообразия Крыма, где кино снималось? Преимущественно нераскрученных, но очень фактурных актеров во главе с атлетичным Алексеем Фаддеевым, активное заигрывание с языческой мистикой (капища, идолы и верования героев играют большую сюжетную роль), гомеопатические дозы юмора и мелодраматизма, лошадиные дозы мужского позерства… И смелое, вычурное визуальное решение с запоминающимися нарядами, прическами, гримом и масками.

Когда герои попадают в край лесных язычников, фильм становится откровенно галлюцинаторным, в прямом и в переносном смысле слова. Чувствуется сильное влияние постапокалиптических лент вроде сиквелов «Безумного Макса », причем «Безумный Макс 2 » и «Безумный Макс 3 » в картине почти прямо цитируются. Согласитесь, что написать такое можно отнюдь не о каждом российском историческом кино! Относиться к этому можно как угодно, но приятно, что Мусафир решителен в своем художественном видении и что он действует в рамках жанра (исторический фэнтези-боевик), который позволяет подобные стилистические эксперименты.

Тмутаракань, XI век, смена эпох. Когда-то скифы были многочисленным народом, но теперь их почти не осталось. Потомки этих кочевников превратились в кровожадных наемных убийц и внушают ужас всем племенам, которые о них слышали. Во время набега на славян они похитили жену и ребенка у изгнанного князем (Юрий Цурило) ратника Лютобора (Алексей Фаддеев). Чтобы спасти родных, он отправляется в опасный путь, а его проводником становится пленный скиф Куница (Александр Кузнецов).



Режиссер фильма Рустам Мосафир сыграл роль степного воина (справа)

«О скифах никто толком не знает, - говорит Рустам Мосафир, - у них не было письменности, язык не сохранился. От них не осталось ничего, кроме курганов и отрывочных сведений в древних летописях. Но эти сведения - большое поле для фантазии! Меня завораживают их жестокие обычаи, то, что они сдирали с врагов кожу и делали из нее одежду. Это ужасно, но это производит огромное впечатление! Как у Мела Гибсона в «Апокалипсисе»: индейцы жестоки, у них кошмарные законы и жертвоприношения, но все равно мы смотрим кино об их жизни и не можем оторваться, и сочувствуем индейцам. Я очень надеюсь, что наше мрачное фэнтези будет производить такое же впечатление».


Князь Тмутараканский (Юрий Цурило) рассматривает новорожденного сына Лютобора



Жена Лютобора Татиана (Василиса Измайлова)

В действительности Тмутаракань находилась на Таманском полуострове. Фильм снимали не там, а по соседству - в Крыму. Пошли нестандартным путем: обычно племена славян живут в средней полосе, на берегах рек, а в «Скифе» славяне обитают у моря. Их поселение снимали под Керчью, на Азовском море, в красивейшей Генеральской бухте. Художник-постановщик Сергей Февралев работал над фильмом Карена Шахназарова «Анна Каренина» и для съемок вблизи этой бухты возвел японский городок времен Первой мировой войны. Тогда он и присмотрел Генералку. Другие создатели «Скифа» тоже прониклись этим диким пейзажем, степью и скалами. В бухте построили жилища славян и высоченную башню.


Ратник Лютобор (Алексей Фаддеев) отправляется в опасный путь, чтобы спасти родных

Работали весь октябрь и пару дней в декабре, любуясь свинцовым морем и ужасным ветром. «Это было прекрасно с эстетической точки зрения, - продолжает режиссер, - но ужасно с производственной. Когда рассказывали о съемках Ди Каприо в фильме «Выживший», я думал, попробовал бы он работать у нас! Наверняка он сразу после съемок прыгнул в дорогущий трейлер, и тепловые пушки моментально стали подавать тепло, а потом он на вертолете улетел в гостиницу. У нас же были реально суровые условия, мы все время жили вдали от цивилизации. Там очень холодно, особенно ближе к ноябрю, а артисты бегали полуголыми под дождем. Я на собственной шкуре испытал, как это тяжело, потому что сыграл одного из героев - степняка без определенной национальности. Роль не главная, но солидная. Художник по костюмам Надежда Васильева, работавшая на фильмах «Брат», «Салют-7» и «Матильда», одела нас в крутейшие костюмы. Но они были фантастически тяжелыми и неудобными! Металлические шлемы обледеневали, и никакие подкладки не спасали - голова все равно дико мерзла. Но это было здорово! Мы правдоподобнее играли. Прошли через боль и лишения, которые Ди Кап­рио, возможно, не пережил бы».



Поселение славян снимали под Керчью, в Генеральской бухте. На коне - режиссер Рустам Мосафир

Одним из главных испытаний был сильный ветер. В Генеральской бухте планировали снять сцену пыток: подвесить артиста за ноги на башне.


Справа - княжеский дружинник Всеслав (Александр Пацевич)

Но она, хоть и стояла на мощных сваях, все равно шаталась. Режиссер до последнего надеялся, что получится задействовать в этой сцене одного замечательного крымского актера, но ему так и не дали этого сделать - убедили, что ветер может раскачать башню так, что человек упадет с 15-метровой высоты. Пришлось разорвать героя лошадьми…



Одеяния этих скифских женщин и остальных героев создала художник по костюмам Надежда Васильева

Славян снимали под Керчью, а поселение берендеев - в окрестностях Ялты. Это было уже в ноябре. Сцену, в которой жене Лютобора грозило изнасилование, режиссер планировал выстроить в красивейшем месте, похожем на Гефсиманский сад. Съездив туда еще раз накануне, он убедился, что место подходит идеально. На съемки выехали в пять утра. Сев в машину, режиссер заснул. А когда проснулся, схватился за голову: вместо Гефсиманского сада были снега, достойные Аляски! За три часа намело сугробы. Мосафир упал в снег, сделал селфи и отправил его продюсеру картины Сергею Сельянову. Фото без слов говорило: шеф, все пропало. Посокрушавшись, решили было перенести съемки в Подмосковье, но потом поняли, что эта сцена вообще не нужна для развития сюжета. А ярких и жестоких эпизодов в «Скифе» и без нее предостаточно.

Все фото предоставлены пресс-службой кинокомпании СТВ

Фильмы, которые выйдут в 2018 году

Кадр из фильма

В экранизации романа Сергея Минаева главную роль играет Константин Хабенский. Его герой, писатель и телеведущий Владимир Богданов, понимает, что его заменил двойник. Тот отбирает у Владимира все - карьеру, деньги, женщин, дочь… Богданов лишается всего, чем дорожил, но признает, что «копия» лучше и честнее его. Только дочь писателя подозревает, что рядом с ней не ее папа.

В фильме снялись Юлия Хлынина, Федор Бондарчук, Анна Михалкова и Северия Янушаускайте.


Кадр из фильма

Леша, Слава, Камиль и Саша едут в Питер, причем трое из них даже не знают, зачем они это делают. Но причина и не важна - просто им очень хорошо вчетвером. «Мы, - рассказал Ростислав Хаит, - продолжаем говорить про женщин, но концентрация разговоров про них уменьшилась. Зато увеличилось количество рефлексий по поводу того, что раньше мы о женщинах говорили больше, а теперь… взрослеем».

НАША узнала все самое интересное о картине, которая появится на экранах в 2017 году

В Крыму продолжаются съемки исторического фильма с элементами фэнтези под рабочим названием "Скиф". Сейчас они проходят в каменном лесу под Гаспрой и продлятся еще несколько недель. НАША решила побывать на съемочной площадке, чтобы рассказать о том, чего не покажут на экране.

Внимание! "Спойлерить" не будем.

Лобное место, домики на деревьях и черепа

Первое, что впечатлило нашего журналиста, это необычные и завораживающие декорации. В гуще леса расположилось так называемое лобное место. Как удалось выяснить позже, там будут снимать экшн-сцены.

НАША справка. В экшн-сценах, как правило, действия представляют собой перестрелки или драки.

Съемки фильма "Скиф" в Гаспре. Лобное место.

Поднимая голову выше, можно разглядеть много маленьких домиков на деревьях. В них живут герои кино. Забраться на такую высоту очень сложно, но, наблюдая за съемками, оказалось, что актерам это под силу.

Съемки фильма "Скиф" в Гаспре. Домики на деревьях.

И, наконец, черепа, которые были разбросаны по всей съемочной площадке. Они были разных форм и, видимо, не только людей, но и животных. Также большой неожиданностью стали муляжи трупов, которые изредка виднелись среди деревьев.

Съемки фильма "Скиф" в Гаспре. Декорации.

Раскрываем секреты кино. Для того чтобы создать в лесу сильный туман, по всей съемочной площадке проложили специальную трубу, по которой пускался жидкий дым.

Действие фильма происходит во время смены цивилизаций. В Евразии начинается новая эра. Ушли в небытие гордые воины - скифы, их вымирающие потомки превратились в безжалостных наемных убийц. Ратнику Лютобору предстоит тяжелое испытание. Втянутый в междоусобные интриги он отправляется в опасный путь ради спасения семьи, а его проводником становится пленный скиф Куница. Они - враги и молятся разным богам, но вынуждены идти вместе. Через дикий степной мир к пристанищу последних скифов, где их ждет почти неминуемая смерть.

Крым дает возможность воплотить все авторские задумки

НАША разузнала, почему именно в Крыму проходят съемки. У кинорежиссера Рустама Мосафира удалось выяснить, что изначально фильм планировали снимать за границей, но позже продюсеры сделали свой выбор в пользу полуострова.

- В этом кино много смыслов, сам зритель, после просмотра, найдет здесь свое. Мы пытаемся возродить в стране жанровое кино. В "Скифе" очень мощный нравственно-моральный посыл. Наша задача - сделать не кино-пустышку, а зрительскую, но при этом наполненную эмоциями и страстью картину. У нас несколько миров, которые Крым дает возможность воплотить: у нас есть лес, мы снимали в степи и сейчас снимаем в горах, - поделился кинорежиссер.

Смех во время съемок мешает качеству

Федор Балабанов на съемочной площадке работает супервайзером. Как он объяснил журналисту НАШЕЙ, супервайзер в кино - это человек, который помогает актерам со сценарием, следит, чтобы они говорили все по тексту. На вопрос о том, что больше всего нравится в съемочном процессе, он отметил творческую группу.

- Смешных моментов у нас не так уж и много. Знаете, как в кино бывает: чем менее смешно, тем лучше в результате. Мне нравится, что творческая составляющая режиссеров и операторов на сто процентов выполняют свою работу, они стремятся к какому-то идеалу. Если у нас, допустим, плохой грим, то съемки не начнутся. У нас все локации непростые, вот даже здесь: каменный лес, это все под углом, актеры бегают, выполняют какие-то трюки - это все не просто и сложно постановочно. У нас разные миры в фильме, и каждый мир уникален, и благодаря фактуре Крыма мы смогли этого всего добиться не уезжая далеко, - рассказал Федор Балабанов.

Грим занимает половину рабочего дня

Художник по пластическому гриму Алексей Ивченко рассказал о самом сложном персонаже.

- В этом кино все образы получились достойные и характерные, нет повторений, каждый персонаж - индивидуальность. Самый сложный герой - Берендей. По времени мы его делаем каждый день часа три.

НАША справка. Берендеи, - тюркские кочевые племена в восточноевропейских степях (XI-XIII вв.).

Также Алексей Ивченко оставил пожелание для крымчан.

- Крымчанам хочу пожелать развивать полуостров, поскольку жалко, что многие россияне ездят отдыхать в другие страны.

Гномы спешат на помощь

Борис Зверев играет того самого Берендея. НАША застала сцену, когда герой пытается вырваться из цепей, к которым он прикован. В этом ему помогают гномы.

Съемки фильма "Скиф" в Гаспре. Берендей.

- Я такой персонаж, который всех убивает. Меня готовят к определенному бою. Гномы которые рядом - мои младшие научные сотрудники (смеется). Фильм должен получится интересным, - поделился актер.

Раскрываем секреты кино. Для того, чтобы сделать образ Берендея более ярким, актеру нанесли на лицо силиконовую маску.

  • Ранее НАША писала, что
  • Также в Совмине хотят, .