Евгений онегин герой плюсы. Роман “Евгений Онегин” Пушкина: анализ, характеристика героев, материалы для сочинений

Сложно найти в мире литератора, который бы дал столько величайших образцов творчества по различным видам живого литературного слога, как А.С.Пушкин.

Среди его главных произведений – роман «Евгений Онегин». Чем ценен этот роман?

«Евгений Онегин» — это одно из самых сложных и важных произведений поэта. Оно выполнено в новаторском жанре – в стиле «роман в стихах».

Главный герой романа – Евгений Онегин. Что представляет собой Онегин? Молодой человек, дворянин, рождение которого застало смену веков: восемнадцатого и девятнадцатого. Завсегдатай светского общества, «глубокий эконом», философ, знаток «науки страсти нежной». В обществе во всём преуспел. Образован, изящно одет, как надо «острижен», знаток латыни и танцев, почитатель Адама Смита. Он умел непринуждённо кланяться, везде поспевать – в театр, на балет, на приёмы.

«Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил».

Но очень быстро к Онегину пришла усталость от мишуры и блеска, шума и суеты света. «Чувства в нем остыли», измены утомили, «друзья и дружба надоели». А знакомый многим недуг под названием «русская хандра» начал овладевать им.

Душа Евгения Онегина от природы не искалечена. Она испорчена наносным: соблазнами общества, страстями, бездействием. Онегин способен на добрые дела: в своей деревне барщину он заменяет «легким оброком».

Онегин чувствует: отношения, сложившиеся в обществе, ложные. В них нет искры правды, они насквозь пропитаны лицемерием. Онегин тоскует; и эта вечная тоска по чему-то стоящему, истинному.

Волею судеб Онегин оказывается в деревне, где знакомится с Татьяной Лариной, задумчивой, мечтательной уездной барышней. Она пишет ему любовное письмо – и тут в полной мере проявляются эгоизм и холодность души Онегина. Он учит её жизни, читает ей бесчувственную отповедь, отвергает её любовь.

Случай сводит Онегина с молодым соседом Ленским. Ленский – романтик, он далек от действительности, чувства его неподдельны и непосредственны. С Онегиным они совершенно не похожи. Между ними возникает ссора, за ней следует дуэль и Онегин убивает Ленского на этой дуэли. А затем, с ещё большей тоской от раскаяния в этом невольном, ненужном злодействе уезжает скитаться по России.

Онегин возвращается в Петербург, вновь встречается с Татьяной. Но что это? Какая разительна перемена. При виде Онегина у неё даже не шевельнулась бровь. Равнодушная княгиня, неприступная богиня.

Что происходит с Онегиным? «Забота юности – любовь?..»

В душе его, ранее холодной и расчётливой, затеплилось нежное чувство. Но теперь отвергнут он. Принеся в жертву свою любовь и любовь Онегина, Татьяна, возможно, указала главному герою путь к нравственному и духовному возрождению.

Евгений Онегин – продукт светского общества, он соблюдает правила приличия, но в то же время свет чужд ему. Секрет здесь кроется не в обществе, а в нем самом. В его неспособности к делу, к жизни с твёрдыми идеалами и целями. Перед ним нет задач, которые нужно решить, он ни в чём не находит истинного смысла.

Почему же Пушкин своего героя, как носителя высокой идеи – человеческой личности, её свободы и прав, ставит в такое странное положение, почему в сознании это лицо является героем неудачным и несостоятельным? Объяснение тут может быть двояким. Согласно первой версии, Пушкин создал своего героя под влиянием Байрона, и, таким образом, Онегин является отзвуком тех героев, «тревожных типов», проникнутых скептицизмом и разочарованностью, каковые выдвинула в то время западная культура, и как таковые, будучи пересажены на чужую почву, они оказываются здесь на деле неудачными и не состоятельными.

Другое объяснение может состоять в том, что подобные «тревожные типы» могли возникнуть самостоятельно на русской почве, благодаря отчасти всё той же западной культуре с одной стороны, а с другой стороны, благодаря русской жизни, которая давала достаточный материал для скептицизма и для разочарования.

Их несостоятельность и непригодность к русской жизни впервые осознана Пушкиным и это сознание проникло в наше общественное самосознание, что доказывает вся наша последующая русская литература. Эти «тревожные типы» продолжали существовать долгое время в нашей литературе в произведениях Лермонтова, Грибоедова, Тургенева и других авторов, с тем же характером несостоятельности и непригодности к русской жизни.

Заключение

Пушкин внес в наше общественное сознание высокую идею человеческой личности, её свободы и её прав, но вместе с этим он провел в наше сознание и тот факт, что эта высокая идея в руках наших передовых людей, имеющих и образование, и воспитание, нередко, и по большей части, разбивается об их личный эгоизм, вследствие чего не приносит ожидаемых результатов. Тогда как в массе русского народа идея теплится, как искра под массой пепла, и при всяком удобном случае готова загореться, подвигая массу и каждого в отдельности человека на великие подвиги.

>Характеристики героев Евгений Онегин

Характеристика героя Евгений Онегин

Евгений Онегин – главный герой одноименного романа А. С. Пушкина , молодой дворянин, человек со сложным и противоречивым характером. Онегин родился и вырос в Петербурге. У него не было матери, а отец был человеком хоть и богатым, но легкомысленным и быстро промотал состояние. После его смерти всё имущество досталось кредиторам. Евгения воспитывали французские гувернёры, которые не отводили много времени наукам. Взамен они научили его изъясняться на французском, понимать латынь, танцевать мазурку и декламировать эпиграммы. Хорошо и быстро он освоил «науку страсти нежной».

Вырос Онегин довольно эгоистичным, неспособным к труду, легко ранящим чувства других людей. Каждый день он посещал театры, балы и пиршества. На следующее утро нежился в постели, а затем снова готовился к выходу в свет. Скоро от такого однообразия у юноши развилась хандра. Чтобы хоть как-то разнообразить свой быт, он пытался читать книги и заниматься литературным творчеством. Но это ему тоже вскоре наскучило. Отправляясь в деревню к умирающему дяде, который завещал ему богатое наследство, он надеялся там отдохнуть от столичной суеты. Смена обстановки ему пришлась по вкусу, но и здесь он вскоре начал скучать. Такова была натура молодого дворянина.

В деревне Онегин познакомился с Ленским , который впоследствии стал его лучшим другом, а также с семьей Лариных. Встреча с Ленским открыла в нем возможность на верную дружбу, скрытую за холодным эгоизмом. А встреча с юной Татьяной Лариной затронула что-то в его оскудевшей душе, но видя романтичную натуру девушки, он не посмел играть её чувствами. В ответ на её письмо с признанием он сказал, что мог любить её любовью брата и что семейные узы не для него. Несмотря на то, что к этим двум людям он был настроен доброжелательно, счастья это ему не принесло. Ленского он случайно убил на дуэли, а Татьяна была выдана за другого и стала княгиней. В конце романа он увидел её в другом свете и полюбил, но на сей раз она ему отказала. Этот отказ повлёк за собой переворот всех его мыслей и душевных чувств.

В романе «Евгений Онегин» рядом с главным героем автор изображает другие персонажи, которые помогают лучше понять характер Евгения Онегина. Среди таких героев прежде всего следует назвать Владимира Ленского.

По характеристике самого Пушкина, эти два человека абсолютно противоположны: «лед и пламень», - так пишет о них автор. И тем не менее они становятся неразлучными друзьями, хотя Пушкин отмечает, что таковыми они становятся от «делать нечего».

Попробуем сравнить Онегина и Ленского. Настолько ли они разнятся между собой?

Почему они «сошлись»? Сравнение героев лучше представить в виде таблицы:

Евгений Онегин Владимир Ленский
Образование и воспитание
Традиционное дворянское воспитание и образование - в детстве за ним смотрит мамзель, затем мосье, затем он получает неплохое образование. Пушкин пишет: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как- нибудь», а ведь поэт получил, как известно, прекрасное образование в элитном Царскосельском лицее. Учился в Германии. О том, кто занимался его воспитанием в более раннем возрасте, автор ничего не говорит. Результатом такого образования становится романтическое мировосприятие, неслучайно Ленский - поэт.
Состояние души, отношение к человеческим ценностям
Онегин чувствует себя уставшим от жизни, разочаровавшимся в ней, для него нет никаких ценностей - он не ценит любовь, дружбу, вернее, не верит в искренность и силу этих чувств.
>Нет: рано чувства в нем остыли
Ему наскучил света шум.
И далее автор «ставит "диагноз" состоянию своего героя - короче: русская хандра им овладели понемногу...»
Вернувшись на родину, Ленский ждет от жизни счастья и чуда - поэтому его душа и сердце открыты для любви, дружбы и творчества:
Цель жизни нашей для него
Была заманчивой загадкой,
Над ней он голову ломал
И чудеса подозревал.
Евгений Онегин Владимир Ленский
Жизнь в деревне, отношения с соседями
Приехав в деревню, Онегин ищет приложения своим силам, выхода из бесцельного существования - он пытается заменить барщину «оброком легким», стремится найти людей, близких ему по взгляду и духу. Но не найдя никого, Онегин сам отделил себя резкой чертой от окрестных помещиков.
А те, в свою очередь, сочли его «чудаком», «фармазоном» и «дружбу прекратили с ним». Скоро им вновь овладевает скука и разочарование.
Ленского отличает восторженно-мечтательное отношение к жизни, душевная простота и наивность.
Он не успел еще увянуть «от хладного разврата света», он «сердцем милый был невежда».
Представление о цели и смысле жизни
Не верит ни в какую высокую цель. Уверен, что есть какая-то высшая цель в жизни, он только пока не знает ее.
Поэтическое творчество и отношение к нему героев
Онегин «не мог... ямба от хорея... отличить», не имел ни способности сочинять, ни желания читать стихи; к сочинениям Ленского, как и А. С. Пушкин, относится с легкой иронией. Ленский - поэт. Он с лирой странствовал на свете Под небом Шиллера и Гете Их поэтическим огнем Душа воспламенялась в нем. Ленский вдохновляется творчеством немецких поэтов-романтиков и себя тоже относит к романтикам. В чем-то он похож на друга Пушкина Кюхельбекера. Стихи Ленского сентиментальны, а содержанием их являются любовь, «разлука и печаль, и нечто, и туманна даль, и романтические розы...»
История любви
Онегин не верит в искренность женской любви. Татьяна Ларина при первом знакомстве не вызывает в душе Онегина никаких чувств, кроме разве жалости и сочувствия. Только по прошествии нескольких лет, изменившийся Онегин понимает, от какого счастья он отказался, отвергнув любовь Татьяны. Жизнь Онегина не имеет смысла, так как в ней не нашлось места для любви. Ленский как поэт-романтик, влюбляется в Ольгу. Для него идеал женской красоты, верности - все в ней. Он не просто любит ее, он страстно ревнует Ольгу к Онегину. Он подозревает ее в измене, но как только Онегин уезжает с вечера, посвященного именинам Татьяны, Ольга вновь искренне проявляет свою привязанность и влюбленность в Ленского.

Дружба

При всем различии характеров, темпераментов и психологического типа между Онегиным и Ленским нельзя не заметить и целый ряд сходств:

Они противопоставлены дворянству, как в городе, так и в деревне;

Они стремятся найти смысл жизни, не ограничиваясь «радостями» круга светской молодежи;

Широкие умственные интересы - и история, и философия и моральные вопросы, и чтение литературных произведений.

Дуэль

Особой трагической страницей в отношениях между Онегиным и Ленским становится дуэль. Оба героя прекрасно понимают всю бессмысленность и бесполезность этого поединка, но ни один не смог переступить через условность - общественное мнение. Именно боязнь осуждения со стороны других заставила двух друзей встать у барьера и нацелить дуло пистолета в грудь своего недавнего приятеля.

Онегин становится убийцей, хотя по правилам он не совершает убийства, а всего лишь защищает свою честь. А Ленский идет на дуэль для того, чтобы наказать всеобщее зло, которое в тот момент, по его мнению, сосредоточилось в Онегине.

После дуэли Онегин уезжает, он отправляется путешествовать по России. Он не в силах больше оставаться в том обществе, законы которого заставляют его совершать поступки, противоречащие его совести. Можно предположить, что именно эта дуэль стала той точкой отсчета, с которой начинаются серьезные изменения в характере Онегина.

Татьяна Ларина

Роман назван по имени Евгения Онегина, но в тексте романа присутствует еще одна героиня, которую в полной мере можно назвать главной - это Татьяна. Это любимая героиня Пушкина. Автор не скрывает своей симпатии: «простите мне... я так люблю Татьяну милую мою...», и, даже наоборот, при каждом удобном случае подчеркивает свое расположение к героине.

Вот так можно представить героиню:
Что отличает Татьяну от представительниц своего круга Татьяна в сравнении с Онегиным
. Она не такая, как все светские девушки. В ней нет кокетства, жеманства, неискренности, неестественности.
. Она шумным играм предпочитает уединение, не любит играть в куклы, ей больше нравится читать книги или слушать рассказы няни о старине. А ещё она удивительно чувствует и понимает природу, эта душевная чуткость делает Татьяну скорее ближе к простому народу, чем к светскому обществу.
. Основа мира Татьяны - народная культура.
. Пушкин подчеркивает духовную связь девушки, выросшей в «деревне», с поверьями, фольклорными традициями. Неслучайно включение в роман эпизода, в котором рассказывается о гадании и сне Татьяны.
. В Татьяне очень много интуитивного, инстинктивного.
. Это неброская и глубокая, печальная и чистая, верующая и верная натура. Пушкин наделили свою героиню богатым внутренним миром и душевной чистотой:
Что от небес одарена
Воображением мятежным,
Умом и волею живой,
И своенравной головой,
И сердцем пламенным и нежным...
Верит в идеальное счастье, в любовь, создает в своем воображении под влиянием прочитанных французских романов идеальный образ возлюбленного.
Татьяна чем-то похожа на Онегина:
. Стремление к одиночеству, желание понять себя и разобраться в жизни.
. Интуиция, проницательность, природный ум.
. Доброе расположение автора к обоим героям.

Одним из самых известных произведений А. С. Пушкина и в России, и за рубежом является его роман в стихах «Евгений Онегин», написанный в период с 1823 по 1830 год XIX века. Во многом непреходящей популярности романа способствует его статус неотъемлемой части обязательной школьной программы. Для написания качественного сочинения по произведению советуем прочитать роман, возможно, сначала не залпом, отрывками, а цитатами из «Евгения Онегина» воспользоваться для того, чтобы показать, что вы действительно знаете материал.

Евгений Онегин

Евгений Онегин. Объяснение с Татьяной в деревне

Повествование ведется от лица друга главного героя романа, которым является Евгений Онегин, уроженец Санкт-Петербурга, 26 лет:

«… Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы…»

«…дожив без цели, без трудов, до двадцати шести годов…»

Онегин родился в знатной семье, постепенно разорившейся по вине главы семейства, стремившегося жить не по средствам, но обеспечившего сыну достойное, по меркам того времени, воспитание:

«…Долгами жил его отец, давал три бала ежегодно, и промотался наконец»

«… сперва Madame за ним ходила, потом Monsieur ее сменил»

«…забав и роскоши дитя…»

Результатом воспитания и обучения Евгения явилось его знание языков (французского, латыни, греческого), истории, основ философии и экономики, правил хорошего тона, умение танцевать:

«Он по-французски совершенно мог изъясняться и писал, легко мазурку танцевал и кланялся непринужденно»

«…философа в осьмнадцать лет…»

«Он знал довольно по-латыне, чтоб эпиграфы разбирать, потолковать об Ювенале, в конце письма поставить vale, да помнил, хоть не без греха, из Энеиды два стиха»

«…дней минувших анекдоты от Ромула до наших дней хранил он в памяти своей»

«…читал Адама Смита и был глубокой эконом…»

Поэзию Евгений не любит и не понимает, он при случае легко может сочинить эпиграмму на злобу дня:

«…Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить. Бранил Гомера, Феокрита…»

«…Имел он счастливый талант…возбуждать улыбку дам огнем нежданных эпиграмм».

Онегин отличается неусидчивостью, он в принципе не может долго заниматься чем-нибудь:

«…труд упорный ему был тошен…»

«…Острижен по последней моде, как dandy лондонский одет…»

«…В своей одежде был педант, и то, что мы назвали франт. Он три часа по крайней мере пред зеркалами проводил…»

Все эти качества персонажа становятся залогом благосклонного к нему отношения в свете:

«Онегин был по мненью многих … ученый малый, но педант…»

«Свет решил, что он умен и очень мил»

Жизнь, полная развлечений, быстро прискучивает главному герою, на некоторое время единственной страстью Евгения остаются любовные приключения, но и они постепенно надоедают ему:

«Но в чем он истинный был гений, что знал он тверже всех наук, что было для него измлада и труд, и мука, и отрада, что занимало целый день его тоскующую лень, - была наука страсти нежной…»

«…Красавицы недолго были предмет его привычных дум, измены утомить успели…»

«…В красавиц он уж не влюблялся, а волочился как-нибудь…»

«Подобный английскому сплину, короче: русская хандра им овладела понемногу…»

Несмотря на то, что общество, в целом, наскучило главному герою, он считается с его правилами, что, в конечном итоге, стоило жизни Ленскому, ведь, даже осознавая бессмысленность и ненужность дуэли, Онегин не может от нее отказаться:

«…но дико светская вражда боится ложного стыда…»

«…но шепот, хохотня глупцов… И вот общественное мненье! Пружина чести, наш кумир!»

На момент повествования молодой человек является последним наследником рода, к представителям которого относится он сам и его дядя:

«…Наследник всех своих родных…»

Несмотря на промотавшего состояние отца, материальных ценностей, оставшихся в семье, по-видимому, хватает для того, чтобы обеспечить главному герою безбедное существование без необходимости служить, вести светский образ жизни:

«Томясь в бездействии досуга, без службы, без жены, без дел, ничем заняться не умел…»

«…три дома на вечер зовут…»

«…почетный гражданин кулис…»

Онегин достаточно расчетлив. Узнав о скорой смерти дяди, Онегин не испытывает к нему сочувствия, однако вполне готов притвориться таковым, чтобы получить наследство:

«Прочтя печальное посланье, Евгений тотчас на свиданье стремглав по почте поскакал и уж заранее зевал, приготовляясь, денег ради, на вздохи, скуку и обман».

Его поведение в свете становится все более отстраненным и неучтивым:

«…когда ж хотелось уничтожить ему соперников своих, как он язвительно злословил…»

«…к его язвительному спору, и к шутке, с желчью пополам, и злости мрачных эпиграмм…»

«…надулся он и, негодуя, поклялся Ленского взбесить и уж порядком отомстить…»

Постепенно мнение общества об Онегине трансформируется:

«… души холодной и ленивой…»

«…этот пасмурный чудак…»

«…чудак печальный и опасный…»

«Сосед наш неуч; сумасбродит; он фармазон…»

«Он дамам к ручке не подходит…»

Сам себя он воспринимает как хмурого и равнодушного человека, стараясь даже преувеличить, говоря о собственной персоне:

«…всегда нахмурен, молчалив, сердит и холодно-ревнив! Таков я»

«…Начнете плакать: ваши слезы не тронут сердца моего, а будут лишь бесить его…»

«…Я, сколько ни любил бы вас, привыкнув, тотчас разлюблю…»

Однако в этом образе много показного, рисовки. Онегин умеет разбираться в людях и ценить их:

«…хоть он людей, конечно, знал, и вообще их презирал, — но (правил нет без исключений) иных он очень отличал и вчуже чувство уважал…»

«… мой Евгений, не уважая сердца в нем, любил и дух его суждений, и здравый толк о том о сем»

«Я выбрал бы другую, когда б я был, как ты, поэт…»

Даже его «отповедь» юной Татьяне вызвана его нежеланием причинить ей еще большее страдание, чем боль отказа:

«…но обмануть он не хотел доверчивость души невинной…»

Он пытается быть с нею деликатным и пытается предостеречь девушку от неосторожных порывов в будущем, хотя доля рисовки и самолюбования в его словах все-таки присутствует:

«Учитесь властвовать собою; не всякий вас, как я, поймет; к беде неопытность ведет…»

На самом деле, он вполне способен испытывать сострадание и нежность:

«…ее смущение, усталость в его душе родили жалость»

«…взор его очей был чудно нежен…»

В отношениях с Ленским, понимая, что они слишком разные для настоящей дружбы, Онегин до поры щадит чувства поэта и не пытается высмеивать его восторженные представления о жизни:

«…Он охладительное слово в устах старался удержать…»

В его характере есть и благородство, и чувство собственного достоинства, и окружающие это признают:

«…Я знаю: в вашем сердце есть и гордость и прямая честь»

«Как с вашим сердцем и умом быть чувства мелкого рабом?»

«…в тот страшный час вы поступили благородно…»

«…не в первый раз он тут явил души прямое благородство…»

По ходу произведения становится очевидно, что Евгений умеет любить и страдать:

«…Евгений в Татьяну как дитя влюблен…»

«…Онегин сохнет - и едва ль уж не чахоткою страдает»

«… Он подъезжает каждый день; за ней он гонится как тень…»

«…а он упрям, отстать не хочет, еще надеется, хлопочет…»

Онегин может быть по-настоящему строгим к самому себе:

«…наедине с своей душой был недоволен сам собой…»

«…в разборе строгом, на тайный суд себя призвав, он обвинял себя во многом…»

«В тоске сердечных угрызений…»

Умеет признавать свои ошибки:

«…как я ошибся, как наказан»

Татьяна Ларина


Татьяна Ларина. Объяснение с Онегиным в Санкт-Петербурге

Девушка из дворянской семьи, живущая в провинции:

«…в глуши забытого селенья…»

Семья небогатая:

«… ничем мы не блестим…»

«…простая, русская семья…»

«…ох, мой отец, доходу мало…»

«Ни красотой сестры своей, ни свежестью ее румяной не привлекла б она очей»

В детстве очень отличалась от сверстниц и поведением:

«Дика, печальна, молчалива, как лань лесная боязлива, она в семье своей родной казалась девочкой чужой»

«Она ласкаться не умела…»

«Дитя сама, в толпе детей играть и прыгать не хотела…»

«Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала…»

«И были детские проказы ей чужды…»

В юности мечтательна и задумчива:

«Задумчивость, ее подруга… теченье сельского досуга мечтами украшала ей»

«…страшные рассказы зимою в темноте ночей пленяли больше сердце ей…»

«Ей рано нравились романы…»

«Она любила на балконе предупреждать зари восход…»

Она остро чувствует свою непохожесть:

«Вообрази: я здесь одна, никто меня не понимает…»

Девушка довольно умна, хоть и своенравна:

«…Умом и волею живой…»

«…И своенравной головой…»

У Татьяны очень развита интуиция, вплоть до того, что ей снятся вещие сны:

«…вдруг Евгений хватает длинный нож, и вмиг повержен Ленский…»

Романтичная и восторженная, в Онегина влюбилась с первого взгляда лишь потому что:

«Пора пришла, она влюбилась»

«Душа ждала… кого-нибудь»

Письмо ее к Евгению написано по-французски, в весьма экзальтированном тоне, с высокопарными «книжными» оборотами:

«Я знаю, ты мне послан богом, до гроба ты хранитель мой…»

«То в вышнем суждено совете…То воля неба: я твоя…»

«Твой чудный взгляд меня томил…»

«Кто ты, мой ангел ли хранитель, или коварный искуситель…»

Фактически она пишет не живому человеку, а придуманному образу, и в глубине души это сама понимает:

«Быть может, это все пустое, обман неопытной души!»

«Но мне порукой ваша честь…»

Следует, однако, отдать должное, ее смелости. Она пишет, несмотря на то что ей бесконечно страшно:

«Стыдом и страхом замираю…»

Со временем выясняется, что любовь, которую испытывает Татьяна к Евгению, не легкая, быстро проходящая влюбленность:

«…Татьяна любит не шутя…»

Она не просто лелеет в душе несчастную любовь, но пытается разобраться в характере Онегина, приходит в его покинутый деревенский дом, читает его книги:

«Увидеть барской дом нельзя ли?»

«Потом за книги принялася»

«…показался выбор их ей странен»

«И начинает понемногу моя Татьяна понимать…того, по ком она вздыхать осуждена судьбою властной»

К ней сватаются, однако все женихи получают отказ:

«Буянов сватался: отказ. Ивану Петушкову - тоже. Гусар Пыхтин гостил у нас…»

На семейном совете решено ехать в Москву, на «ярманку невест», но Татьяна и там остается равнодушной к светской жизни:

«…Таня, точно как во сне, их речи слышит без участья…»

«…Татьяна смотрит и не видит, волненье света ненавидит; ей душно здесь…

Далеко не всем и она сама кажется привлекательной невестой:

«…ее находят что-то странной, провинциальной и жеманной, и что-то бледной и худой, а впрочем, очень недурной…»

«Архивны юноши толпою на Таню чопорно глядят и про нее между собою неблагосклонно говорят»

Девушка совсем не стремится к всеобщему вниманию, однако ее замечают:

«Один какой-то шут печальный ее находит идеальной…»

«…к ней как-то Вяземский подсел…»

«…об ней, поправя свой парик, осведомляется старик»

«А глаз меж тем с нее не сводит какой-то важный генерал»

Замуж она выходит по настоянию семьи, без любви, за человека, который ей не слишком нравится:

«Кто? толстый этот генерал?»

Со времени замужества светские манеры и без того замкнутой Татьяны приобретают оттенок ровной ко всем приветливости, за которую невозможно заглянуть:

«…Она была нетороплива, не холодна, не говорлива…»

«…беспечной прелестью мила…»

Не участвующая ни в каких интригах, не соревнующаяся ни с кем, Татьяна вызывает уважение общества, ею очень гордится муж:

«К ней дамы подвигались ближе; старушки улыбались ей; мужчины кланялися ниже…»

«…и всех выше и нос и плечи подымал вошедший с нею генерал…»

За время, прошедшее со времени первой встречи с Онегиным, Татьяна научилась, по его совету, владеть собой:

«И что ей душу ни смутило, как сильно ни была она удивлена, поражена, но ей ничто не изменило: в ней сохранился тот же тон, был так же тих ее поклон»

«…она сидит покойна и вольна»

Ее истинные чувства проявятся лишь в финальной сцене, когда она, страдая, выскажет Онегину наболевшее, упрекая его за прошлое и указывая ему на настоящие мотивы его нынешнего чувства к ней:

«Княгиня перед ним, одна, сидит, не убрана, бледна, письмо какое-то читает и тихо слезы льет рекой»

«Зачем у вас я на примете? Не потому ль, что в высшем свете теперь являться я должна; что я богата и знатна?… Не потому ль, что мой позор теперь бы всеми был замечен, и мог бы в обществе принесть вам соблазнительную честь?»

Теперь уже она проявляет благородство характера. Признавая, что продолжает любить Онегина, Татьяна напоминает и ему, и себе, что она должна хранить верность мужу:

«Я вас люблю (к чему лукавить?), но я другому отдана; я буду век ему верна»

Владимир Ленский


Владимир Ленский

Молодой дворянин 18 лет привлекательной внешности, богат:

«…Без малого в осьмнадцать лет…»

«…Красавец, в полном цвете лет…»

«…И кудри черные до плеч…»

«…богат, хорош собою…»

Родители умерли:

«…и там же надписью печальной отца и матери, в слезах, почтил он прах патриархальный…»

Философ и поэт:

«…поклонник Канта и поэт…»

Натура восторженная, вплоть до экзальтированности, не до конца сформировавшаяся:

«…и ум, еще в сужденьях зыбкой, и вечно вдохновленный взор…»

«…вольнолюбивые мечты, дух пылкий и довольно странный, всегда восторженную речь…»

Приехал из Германии сразу в деревню, так как не приемлет правил, по которым существует высший свет:

«…он из Германии туманной привез учености плоды…»

«…я модный свет ваш ненавижу, милее мне домашний круг…»

Доверчивый и простодушный:

«…свою доверчивую совесть он простодушно обнажал…»

Верит в дружбу и преданность:

«…он верил, что друзья готовы за честь приять его оковы…»

«…есть избранные судьбами людей священные друзья…»

Сельским обществом воспринимается как завидный жених:

«…Ленский везде был принят как жених…»

Однако Владимир с детства был помолвлен с младшей дочерью соседей Лариных, Ольгой, и в момент повествования влюблен в нее и собирался на ней жениться:

«И детям прочили венцы друзья-соседы, их отцы…»

«…приехал Ольгин обожатель…»

«Ах, он любил, как в наши лета уже не любят…»

«…он верил, что душа родная соединиться с ним должна, что, безотрадно изнывая, его вседневно ждет она…»

«…чрез две недели назначен был счастливый срок»

Влюбленность его носит платонический характер:

«…он сердцем милый был невежда…»

«…в смятенье нежного стыда он только смеет иногда, улыбкой Ольги ободренный, развитым локоном играть иль край одежды целовать…»

«…а между тем, две, три страницы… он пропускает, покраснев…»

Уже после вызова на дуэль, увидев Ольгу и осознав, что она даже не понимает произошедшего, Ленский прощает ее и уже не мстит Онегину, а лишь хочет уберечь невесту от тлетворного влияния:

«…Буду ей спаситель. Не потерплю, чтоб развратитель огнем и вздохов и похвал младое сердце искушал…»

Ольга Ларина


Владимир Ленский и Ольга Ларина

Младшая сестра Татьяны:

«Неужто ты влюблен в меньшую?»

Очаровательная круглолицая румяная блондинка кукольной внешности:

«…невинной прелести полна…»

«…локоны льняные…»

«…Глаза, как небо голубые…»

«Кругла, красна лицом она…»

«Ах, милый, как похорошели У Ольги плечи, что за грудь!»

По мнению Онегина, красива, но абсолютно неинтересна:

«В чертах у Ольги жизни нет. Точь-в-точь в Вандиковой Мадонне»

Ум младшей Лариной развит не особенно, она простодушна, до глупости:

«…как жизнь поэта простодушна…»

«Пред этой ясностию взгляда, пред этой нежной простотой, пред этой резвою душой!»

В силу этого девушка не может оценить натуру Ленского и его к ней отношения:

«Владимир и писал бы оды, да Ольга не читала их»

Ольга – невеста Владимира Ленского, охотно проводит с ним время и поощряет его ухаживания, но вряд ли способна на сильное чувство, о чем довольно прямо говорит

«В ее покое они сидят в потемках двое…»

«Они в саду, рука с рукой, гуляют утренней порой…»

«…Улыбкой Ольги ободренный…»

«Он был любим… по крайней мере так думал он…»

Ветрена, не умеет вести себя в обществе, компрометирует и себя, и своего жениха, флиртуя с другим:

«…и запылал в ее лице самолюбивом румянец ярче»

«Кокетка, ветреный ребенок!»

«Уж хитрость ведает она, уж изменять научена!»

Искренне не понимает проблематики ситуации:

«На встречу бедного певца прыгнула Оленька с крыльца, подобна ветреной надежде, резва, беспечна, весела, ну точно та же, как была»

«Зачем вечор так рано скрылись?» Был первый Оленькин вопрос»

В сцене прощания перед дуэлью Ольга, глядя в лицо Ленскому, сердце которого разрывается от тоски, всего лишь спрашивает «Что с вами?» и получив ответ «Так», без дальнейших вопросов отпускает его.

После гибели жениха на дуэли, девушка быстро влюбляется в другого и выходит за него замуж:

«Не долго плакала она…»

«Улан умел ее пленить, улан любим ее душою…»

По роману в стихах А. С. Пушкина снято несколько фильмов, П. И. Чайковский написал оперу, которая ставится на многих сценах мира, также создан мюзикл. Конечно, сложно сравнить их с оригиналом, но и они будут интересны для знакомства с великим произведением.

Евгений Онегин

Основным персонажем произведения является Евгений Онегин, представленный автором в образе двадцатишестилетнего молодого богатого петербургского дворянина. Герой описывается в романе в качестве образованного модного франта, хорошо владеющего французским языком и немного латынью, имеющего приличные манеры, ведущего праздный образ жизни, не имея должности, любящего времяпровождение на званых балах и театральных постановках. Характерными чертами Онегина поэт называется безразличность, холодность, язвительность и злословие, выражающиеся в его резком охлажденным уме, презрительном отношении к людям и постоянной скуке везде и всюду. Отличительной особенностью Евгения Онегина является отсутствие способности на глубокое, истинное чувство любви, являясь опытным сердцеедом, покорившим сердце Татьяны Лариной.

Татьяна Ларина

Вторым главным персонажем произведения является Татьяна Ларина, изображенная в романе в образе простой семнадцатилетней девушки, происходящей из небогатой дворянской семьи и живущей в российской глубинке. Девушка хорошо образованна, но при этом плохо изъясняется на русском языке, поскольку с детства воспитывается в общении на французском языке, хотя очень увлекается чтением и созерцанием окружающей природы. Татьяна отличается непримечательной внешностью, хотя и обладает своеобразной особой очаровательностью. По характеру Татьяна описывается в качестве умной, волевой, упрямой женщины, в которой сочетаются молчаливость, отрешенность, мечтательность и большое воображение. Татьяна, познакомившись с Онегиным, испытывает к юноше искреннее и чистое чувство, но оно не находит взаимности в Евгении. Впоследствии Ларина соглашается на брак с князем, жизнь с которым строится у девушки на обоюдном уважении, верности и честности.

Владимир Ленский

Одним из основных героев романа представлен автором Владимир Ленский, описываемый в качестве молодого черноволосого красивого дворянина восемнадцати лет, получившим немецкое образование, являющимся другом и соседом Евгения Онегина. Ленский хорошо воспитан, занимается шахматами, музицированием, пишет стихи. Владимир отличается мечтательностью, сочетающейся с увлечением философией, романтизмом, пылким, восторженным характером, выражающимся в его наивности, доверчивости, простодушии, вере в добро. Ленский обладает способностью на искренние, нежные чувства к женщине и настоящую дружбу. В финале произведения Владимир умирает, будучи сраженный выстрелом Онегина на дуэли из-за невесты Ленского Ольги Лариной, которая спустя время становится женой иного человека.

Ольга Ларина

Ольга Ларина является одной из основных героинь романа, младшей сестрой Татьяны Лариной, прелестной светловолосой девушкой с голубыми глазами, красивыми плечами, изящной грудью и звонким голосом. Ольга обладает веселым, живым, беспечным, шаловливым нравом, отличаясь ветреностью, резвостью, общительностью, простоватой глупостью. Неспособность Ольги на обдуманные поступки и ее увлечением женским кокетством становятся причиной смерти Владимира Ленского, страстно любившего Ольгу Ларину и считающегося ее женихом.

Муж Татьяны

Второстепенным героем произведения представляется муж Татьяны Лариной, изображенный в образе князя, являющимся давним товарищем и дальним родственником Онегина, с которым во времена юности они вместе развлекаются.

Мать Прасковья

Также второстепенными персонажами романа являются члены Ларинского семейства, включающего отца девушек Дмитрия Ларина, мать Прасковью, а также няню Филипьевну. Супруги Ларины проживают счастливую семейную жизнь, поскольку отличаются разумностью, мудростью и добрым отношением друг к другу и окружающим. Филипьевна изображается в качестве добродушной крестьянки, в раннем тринадцатилетнем возрасте вышедшей замуж без любви по воле своих родителей.

Княжна Алина и Зарецкий

В качестве второстепенных героев произведения представлены поэтом княжна Алина, являющаяся двоюродной тетей сестер Лариных, старой, больной женщиной, у которой семья останавливается при приезде в Москву на ярмарку невест, несмотря на недомогание любящей устраивать званые ужины, а также секундант Ленского на дуэли, изображенный в образе его приятеля, господина Зарецкого, имеющего большой опыт в проведении дуэлей, отличающийся здравым смыслом, острым умом, но при этом обладающий злым языком, выражающимся в нехороших сплетнях, расчетливостью, хитростью. В молодости Зарецкий проявляет себя как буян, картежник и повеса, оставшийся на всю жизнь старым холостяком, но при этом имеющий многочисленных незаконнорожденных детей от крепостных крестьянок. По прошествии времени Зарецкий изменяется и на закате своей жизни занимается обучением своих детей и спокойным ведением хозяйства.

Вариант 2

В романе есть много героев. Главные герои романа – Евгений Онегин и Татьяна Ларина.

Евгений Онегин – племянник богатого дяди, который приехал к нему в деревню. Дядя вскоре умер и оставил Евгению приличное наследство. Онегин родился в Петербурге, дворянин, ему 26 лет. Ведёт праздный образ жизни – балы, посещение театров, званных обедов. Про мать ничего не известно, отец промотал фамильное состояние. Онегин получил домашнее воспитание – сначала была гувернантка, потом её сменил гувернёр-француз. Никто особо не интересовался, как он воспитывал мальчика.

Тот сильно его не наказывал, слегка бранил. Водил гулять в Летний сад. Вот и вырос такой молодой повеса. Одетый по последней лондонской моде. Онегин рано научился манипулировать женщинами – лицемерить, таить надежду, изображать ревность. Нельзя сказать, что он был глупым молодым человеком – он читал произведения социалиста-утописта Адама Смита. Но в стихах и прозе не разбирался – не мог отличить ямб от хорея.

Татьяна Ларина – живёт в деревне вместе с родителями и сестрой. Ей 17 лет, когда она первый раз встречается с Онегиным. Она не обладает яркой привлекательной внешностью, но красива душой. Татьяна, в отличие от Онегина, читает романтические романы про любовь и сонники, так популярные в то время. Она верит в гаданья, колядует на святках, зимой катается с горок на санках.

Второстепенные герои

Владимир Ленский – деревенский сосед Онегина и Лариных. Он тоже молодой дворянин, ему всего 18 лет, поэт и романтик. Красивый и богатый. Изучал в Германии философию Иммануила Канта и поэзию. Он влюблён в сестру Татьяны Ольгу. Трагически погибает на дуэли от рук Онегина.

Прасковья Ларина – мать Татьяны и Ольги, помещица. Сама управляет именем, солит на зиму грибы, бреет лбы крепостным крестьянам. Вышла замуж не по любви за Дмитрия Ларина. Сначала даже хотела руки на себя наложить. Но потом мужа полюбила, научилась им управлять и успокоилась.

Дмитрий Ларин – отец Ольги и Татьяны. К началу описываемых в романе событий он уже умер. Не любил читать, но и вреда большого в этом не видел. Любил свою жену, всячески потакал её прихотям. Практически жена управляла и имением, и крепостными, и им.

Ольга Ларина – сестра Татьяны. Симпатичная блондинка. Для Ленского она – женский идеал. Из-за её легкомысленного поведения и поссорились Онегин и Ленский. Владимир вызвал Евгения на дуэль. После смерти Владимира Ленского вышла замуж за улана.

Филипьевна – крепостная женщина преклонного возраста, которая нянчила Татьяну. Она насильно была выдана замуж за мальчика Ваню, которому было 13 лет.

Зарецкий – сосед Лариных и Онегина, в молодости пьяница, игрок, кутила. Хитрый и расчётливый человек. У него есть незаконнорожденные дети. Именно он подтолкнул Ленского к дуэли. И выступал его секундантом.

Княжна Алина – родственница Прасковьи Лариной, живущая в Москве. Именно у неё останавливаются Ларины, когда приезжают на ярмарку невест.

Муж Татьяны, князь N – раненный генерал, участник войны с Наполеоном Бонапартом. К нему благосклонно относились при дворе. Муж Татьяны Лариной.

Гильо - слуга Онегина. Он же и согласился быть секундантом Онегина.

Герои произведения Евгений Онегин

Роман «Евгений Онегин» жемчужина произведений А.С.Пушкина. Произведение нравоучительное и образы героев показывают, что такое хорошо и плохо. В творении все внимание уделено не только центральным героям, но и второстепенным. Здесь нет плохих или хороших персонажей, все они неоднозначны и не подвергаются жесткой критики.

Главными героями являются Татьяна Ларина и Евгений Онегин.

Онегин молодой богатый дворянин, живет в Петербурге, он, как и все столичное дворянство проводит свое время на балах, в театре и поиске новых развлечений. В романе ему примерно 26 лет, тщательно следит за своей внешностью, одевается по моде. Несмотря на праздную жизнь, он не чувствует удовлетворения, постоянно грустит. Онегин снискал славу ловеласа, он не глупый молодой человек, у него много талантов, но в обществе его считают лишь милым и умным. Евгений эгоист, он зависим от общественного мнение, он не ценит близких. Его искренность заключается лишь в тоске и безразличии. Из-за страха упасть в глазах общества убивает друга.

Татьяна Ларина дочь провинциального дворянина. Для Пушкина она стала воплощением русского национального характера. Она тихая и спокойная, шумным компаниям предпочитает книги. Наедине с собой она чувствует себя комфортнее. Ей примерно 17 лет, ее красота неброская, одевается просто. Несмотря на скромность, влюбившись в Онегина, делает первый шаг. В итоге получив отказ, она берет себя в руки и начинает жить заново, выходя замуж за достойного, но нелюбимого мужчину. Спустя два года ей хватает сил отказать Онегину, несмотря на ее любовь. Ведь она верна мужу.

Второстепенные персонажи, не менее важны в этом произведении.

Владимир Ленский молодой и богатый дворянин. Лучший друг Онегина и его полная противоположность. Владимир мечтатель, он верит в любовь, доброту и дружбу. С детства он влюблен в Ольгу Ларину, младшую из сестер. Несмотря на большую популярность у девушек, Владимир хочет жениться на Ольге, пишет и посвящает ей стихи. Ленский приревновал младшую Ларину к Онегину, и в результате погиб от руки друга на дуэли.

Ольга Ларина младшая сестра Татьяны, ее противоположность. Она красивая кокетка, ее персонаж не наделен глубиной. Младшая Ларина веселая, ветреная и беззаботная. В результате ее ветрености и шаловливости, на дуэли гибнет Ленский. Ольга недолго оплакивает его и выходит замуж за молодого офицера.

Прасковья Ларина мать Татьяны и Ольги. В юношестве была мечтательной особой. Она любила одного сержанта, но ее выдали замуж за другого. Первое время она не могла с этим смириться, но со временем привыкла к замужней жизни и научилась аккуратно управлять мужем.

Няня Татьяны Филипьевна. Добрая старушка, с младенчества ухаживает за старшей Лариной, поучает ее жизненными историями и всячески оберегает.

Князь N муж Татьяны, его жизнь посвящена службе Родине. Он любит Татьяну и готов на все ради нее.

Зарецкий сосед и друг Ленского и Онегина. Зарецкий не глупый, но жестокий и безразличный. После бурной молодости живет в своем имении, жены нет, но есть незаконные дети от крестьянок. Был секундантом на дуэли у Ленского. Его можно считать самым отрицательным героем, ведь в его силах было остановить дуэль и примирить друзей.

Княжна Алина сестра Прасковьи Лариной. Живет в Москве, принимает у себя в гостях Лариных, когда они приезжают на ярмарку невест. Сама является старой девой, так как никогда не была замужем. Несмотря на старость, продолжает устраивать приемы у себя в доме.

Роман вне времени, это одно из величайших произведений, он был популярен при написании и по сей день.

Образец 4

Главный герой романа в стихах Александра Пушкина - Евгений Онегин. Это молодой дворянин родом из Петербурга. Он отвечает всем требованиям представителя высшего света того времени. Выглядит Евгений безупречно: одет по последней моде, красиво подстрижен. В обществе его считают приятным собеседником за умение поддерживать разговор на всевозможные темы, хотя особыми знаниями он и не блещет. Онегин остроумен, в совершенстве владеет французским языком и хорошо танцует. Он ведёт праздный образ жизни, знает все секреты обольщения дам и пользуется у них большим успехом. В то же время, это пресыщенный жизнью, холодный на эмоции человек. Безделье и однообразие его тяготят. Онегин едет в деревню к тяжелобольному дяде и после его смерти вступает в права хозяина богатого поместья, учится управлять имением. Он знакомится с молодым соседом Ленским, и они становятся неразлучными друзьями, хотя совершенно разные по характеру. Обидевшись из-за пустяка на друга, Онегин назло ему ухаживает на балу за его невестой. Конфликт между друзьями приводит к трагедии. Онегин убивает Ленского на дуэли. Евгений потрясён ужасным событием и уезжает за границу.

Татьяна Ларина - дочь провинциального помещика, живущая в глуши, в деревне. Это неприметная, скромная, задумчивая девушка. Она ведёт уединённый образ жизни, и у неё нет подруг. Татьяна познаёт мир через французские романы и обладает тонкой чувствительной натурой. Познакомившись с Онегиным, девушка влюбляется в него без памяти. Он не обращает на Татьяну никакого внимания. Это вынуждает её первой признаться Евгению в любви, что было совершенно недопустимо в то время. Тем печальнее для Татьяны отказ с его стороны. Через несколько лет они встречаются с Онегиным на балу. Теперь это роскошная, уверенная в себе светская дама. Объединяет её с прежней наивной девочкой – благородство души и поступков. Она по-прежнему любит Онегина, но отказывает ему в отношениях, сохраняя верность мужу.

Владимир Ленский – богатый сосед Лариных и Онегина. Это юный красавец с чёрными кудрями до плеч, получивший образование в Германии. Он поэт - романтик, с чистой и наивной душой, верящий в людей. Владимир ещё не испорчен интригами высшего света. Он знаком с Ольгой Лариной с детства и влюблён в неё. Через две недели должна состояться их свадьба, но жизнь молодого человека обрывается на дуэли от выстрела Онегина.

Ольга – младшая сестра Татьяны Лариной. Это прелестная кокетливая барышня. Она полна жизни, весела и беззаботна. Легкомысленное поведение Ольги вызывает в её женихе Ленском ревность и приводит его к гибели. Девушка горюет недолго и выходит замуж за улана.

Прасковья Ларина – мать Татьяны и Ольги. В юности Прасковья была влюблена в сержанта, но её насильно выдают замуж за Дмитрия Ларина и увозят в деревню. Сначала она плачет и скучает, но постепенно привыкает к мужу и к деревенской жизни. Бразды правления в семье она берёт в свои руки и руководит не только имением, но и своим супругом, который любит её бесконечно и во всём подчиняется. Жизнь их проходит размеренно и спокойно. Они чтят и соблюдают народные традиции, вечерами иногда принимают гостей. Уже в пожилом возрасте Прасковья становится вдовой.

Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов учились вместе в университете и сдружились, они участвовали в одном молодежном движении нигилистов. Кирсанов на самом деле не был нигилистом до мозга костей как Базаров

  • Анализ произведения Катаева Сын полка

    Жанровая направленность произведения представляет собой историческую прозу, в которой изображаются реально происходящие события с участием вымышленных героев.

  • Тема и идея былины Садко сочинение

    «Садко» - история о молодом талантливом гусляре из Нижнего Новгорода. Его игра настолько поразила морского царя, что он одарил главного героя несметными богатствами.

  • Школа! Как много значит для меня это слово. Сколько в нем таится сокровенного трепета. Я очень люблю, и всегда буду любить это место, в котором мы проводим всё своё детство и юность