Евгений онегин анализ 8 главы с цитатами.

Анализ 8 главы романа Пушкина «Евгений Онегин» интересен с психологической точки зрения. За годы работы над поэмой накопил жизненный опыт, стал мудрее, поэтому заключительные главы предстают перед читателем более зрелыми. В восьмой главе следует захватывающая развязка романа. После приезда в Москву, описанного в предыдущей главе прошло 3 года. Наши повзрослели, приобрели некоторый жизненный опыт. Эти три года Пушкин выделяет очередным лирическим отступлением, посвященным его воспоминаниям о лицее, о путешествии по Кавказу, о его службе в Молдавии. И вот он возвращается в Петербург, попадает на светский раут. Здесь, три года спустя автор встречается с главными героями романа Евгением и Татьяной. Поэтому анализ восьмой главы будет посвящен взаимоотношениям Татьяны и Евгения.

В огромной зале, среди людей, стоит один. Рядом с ним ни друзей, ни женщин. Он давно не был в столицах. Кто его знал – забыли, иные вовсе не были с ним знакомы. Но стоящий в стороне мужчина привлекал к себе внимание, о нем судачили.

В этой главе восхитителен. С какой любовью, с каким почтением описывает Пушкин ее появление в этой зале:

Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок.

Такова характеристика Татьяны. И потому, как «по зале шопот пробежал», Татьяна и ее муж пользовались уважением в свете. Это уважение читается в следующих строках:

К ней дамы подвигались ближе;
Старушки улыбались ей;
Мужчины кланялися ниже,
Ловили взор ее очей;

Невозможно не восхититься самообладанием Татьяны, когда князь подвел к ней Онегина чтобы его представить. У ней и бровь не шевельнулась. Помните, в четвертой главе Онегин говорит в назидание Татьяне — «учитесь властвовать собою». В заключительной главе читатель видит, что Татьяна вполне усвоила этот урок. Возможно, на нее оказали влияние дамы, с которыми ей пришлось познакомиться в Москве, а возможно, это умение властвовать собою стало своеобразной защитной реакцией на мнение света.

За два года в ней произошла удивительная метаморфоза. Из грустной, романтической уездной барышни она превратилась в светскую даму, настоящую леди, вызывающую восхищение общества.

И Онегин загорелся. Он моментально уехал с раута домой. Спал тревожно. Не мог поверить в то, что та самая девочка, которая писала ему, которая смотрела на него жадными и влюбленными глазами, сейчас была с ним «так равнодушна, так смела».

Наутро ему принесли записку. Князь приглашал его к себе на вечер. Вечером он раньше указанного в записке времени полетел к ней. Татьяна была одна. Где тот надменный Евгений, читавший ей когда-то проповедь. Рядом с Татьяной он потерял дар речи. Она, стараясь поддержать светскую беседу, задавала ему какие-то вопросы, на которые он едва отвечал.

Наконец, пришел князь, который по случайному стечению обстоятельств, был родственником и одновременно считался другом Евгения. Приехали остальные гости. На вечере у князя присутствовал весь цвет московского светского общества, велись разговоры на самые различные темы.

Но Евгений весь вечер наблюдал только за Татьяной. В последующие дни он часто встречался с нею в свете, старался бывать там, где бывала она. От любви он был болен, и врачи отсылали его на воды. Татьяна была с ним холодно учтива и не более.

Не зря же в свое время Татьяна читала французские романы, да 2 года вращалась в высшем свете. Она имела представление о том, как герои-любовники обольщают женщин. Евгений не был особо оригинален. Она, конечно, замечала его ухаживания и попытки соблазнить. Но пока он не выходил, за рамки приличий, она была учтива и приветлива с ним. Но не более.

Наконец, не выдержав мук ее холодности, он пишет ей письмо. Это перекликается с ее письмом. Но Татьяна ответила молчанием. Он пишет второе письмо, третье. Ответа не было. И наконец,

В одно собранье
Он едет; лишь вошел… ему
Она навстречу. Как сурова!
Его не видят, с ним ни слова;
У! как теперь окружена
Крещенским холодом она!

После этой встречи Евгений заперся в своем доме, читал запоем. Но мысли его были рядом с Татьяной. Пролетела зима, весеннее солнце его вернуло к жизни, и первое, что он сделал, поехал к ней без приглашения и предупреждения. Татьяна была одна. Князь уехал на службу, или по своим делам, прислуга занята своей работой, и Татьяна могла позволить себе быть самой собой. Здесь он встретил Татьяну. Не светскую даму с холодным взглядом, а прежнюю Таню, которую он знал в деревне. Она держала в руках письмо. Пушкин не говорит, что за письмо это было, но можно было догадаться, что это письмо Евгения.

Приезд Онегина был неожиданным, и ей потребовалось какое-то время, чтобы придти в себя перед стоящим на коленях Евгением. Она припомнила ему, какой урок он ей преподнес, в саду, и тоже ответила ему тем же. Но это не было местью, платой за ту отповедь. Перед нею Евгений стоял на коленях, бледный, поверженный. Одного этого достаточно, чтобы насладиться местью. Но она не мстительна. Она искренна с ним, признается, что блеск и богатство охотно променяла бы на возможность оказаться в родной деревне, будь на то ее воля. Она говорит о том, что продолжает его любить, но она не позволит себе бесчестить имени мужа, давшего ей имя, титул и положение в свете. Она прекрасно понимает, что любовь Онегина – это не любовь к ней. Это – любовь к себе. Татьяна замужем, а значит, связь с нею ни к чему его не обязывает. Зато позор Татьяны «теперь бы всеми был замечен».

При прочтении заключительной 8-й главы, поневоле возникает вопрос: а если бы Татьяна не вышла бы замуж, а осталась бы вянуть в деревенской глуши, привлекла бы она внимание Онегина? Надо полагать, что нет. Скорее всего, они больше никогда бы не встретились. Но даже если бы Онегин приехал бы в деревню, он попросту не обратил бы внимание на стареющую деву.

Последняя встреча Татьяны с Онегиным – это урок ответственности за судьбы людей, рядом с которыми мы живем. Урок для нынешних поколений. Татьяна на правах жены несет ответственность за честь и счастье мужа, с которым повенчана, и потому она говорит Онегину:

Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.

Татьяна вышла из комнаты, и в эту минуту вернулся князь. Роман заканчивается. Пушкин ни чего не говорит, как сложится судьба Онегина. Но одна строка — О много, много рок отъял! — говорит, что жизнь Татьяны будет нелегкой, ее ждут потери и потрясения.

Онегин так и не женится, не проявит себя ни на службе, ни в искусствах. Это – первый литературный герой, которого критики причислят к , бесполезным для общества.

Разделы: Литература

Класс: 9

Цель урока: на основе текста показать, как изменились Татьяна и Онегин и что счастье взаимной любви было невозможно.

Задача урока: выработка умения анализа произведения.

Оборудование урока: записи музыки, иллюстрации к “Евгению Онегину”.

О чем эта глава? (О любви Онегина ).

Каким мы его видим? Таким же, как в 1 главе? (Нет).

Звучит музыка. Хачатурян. Вальс к драме М. Ю. Лермонтова “Маскарад”.

I. Вальс.

Мы сейчас слушали музыку Хачатуряна к драме “Маскарад”. Здесь звучит тема маскарада, маски.

Чья это тема? (Онегина)

Вспомним, чему учил Онегин Татьяну в 4 гл.

“Учитесь властвовать собой” (т.е. умению притворяться, прятать свои мысли, свои чувства, а главное - искренность )

Кто же (каким?) был Онегин в начале романа? (Светский щеголь, отлично умеющий себя вести ) Прочитать! Цитата из 1 главы.

Какие слова мы могли бы подобрать к Онегину?

  1. “мод воспитанник примерный”,
  2. холодный,
  3. презирающий людей,
  4. ко всему равнодушный, эгоист,
  5. ни во что не верящий.

Это формула бездуховности .

Как Пушкин это назвал? (тремя словами) - “Плоды сердечной пустоты

Было ли в жизни Онегина что-то особенное? – (Нет. “Однообразна и пестра”). Читаются строки из 1 главы.

Был ли влюблен Онегин? – (Нет) .

Прочитайте строфы, как он вел себя. - “Как рано мог он лицемерить”

Для него любовь - это игра, наука “страсти нежной”.

Был ли идеал у Онегина? Вспомните, какими словами, отражая взгляды Онегина, Пушкин называет знакомых ему женщин? – (“красавицы”, “красотки”, “кокетки”, “любовницы”, “причудницы”, “изменницы младые”). В зависимости от контекста определения: “блестящая”, “холодная”, “ветреная”, “своенравная”, “модная”, “записная”, “самолюбиво-равнодушная” и т. д.

С таким духовным опытом он прибыл в деревню.

Теперь давайте вспомним, какой была Татьяна? (Милая!)

Звучит музыка к драме Лермонтова “Маскарад” (на фоне “Ноктюрн”),

Скрипки , звучат слова

Татьяна, русская душою,

…………………………… и другие строфы.

Итак, Татьяна в начале романа - сама искренность, простота.

Вспомните, что так рассердило Онегина на именинах? (Поведение Татьяны. Да, именно этот порыв девичьей любви и неумение её скрывать).

К кому из двоих к моменту первой встречи мы могли бы отнести слова:

  1. вера, надежда, любовь, истинность, добро, красота - это формула духовности ;
  2. глаголы (что могла Татьяна?) любить, понимать, принимать, сострадать, помогать.

Как это определил Пушкин? (тремя словами)

“Плоды сердечной полноты”.

Что же мы можем сказать об Онегине и Татьяне?

Одинаковы ли были наши герои на момент первой встречи? - Нет .

Но есть и общее. К чему оба стремятся, что они хотят от жизни? - Счастья. Стремятся к нему, но каждый видит его по-своему.

В чем видит свое счастье Татьяна? - В любви, в романтическом желании целиком отдаться своему чувству.

По сердцу я нашла бы друга,
Была бы верная супруга
и добродетельная мать.

Онегин? Тоже искал и хотел счастья:

а) в чем в ранней молодости?

В “безумии страстей”, в празднике жизни .

Результат:

Нет. Рано чувства в нем остыли,
Красавицы не долго были...

В красавиц он уж не влюблялся,
А волочился как-нибудь.
Оставят - мигом утешался,
Изменят - рад был отдохнуть.

Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей и
Тем ее вернее губим
Средь обольстительных сетей.

Другими словами: пустота, холод, усталость, бесчувствие.

б) в чем Онегин видит счастье, живя в деревне: “вольность и покой” души, т. е. равнодушие . Цитата. Результат - эгоизм, бессмысленное убийство Ленского.

Русская пословица.

“Имей сердце, на сердце и разум придет”.

А сердца-то как раз и не было.

А счастье было так возможно, так близко, - говорит

А что мы видим?

Было ли возможно счастье? Нет.

Почему? Они такие разные!

Значит, прав Онегин, рисуя картину их совместной жизни? Абсолютно .

Читаем отрывки из “Евгения Онегина”. 4 глава.

Но вместе с тем, почувствовал ли он уже тогда какой-то интерес к Татьяне? Да.

Докажите!

а) его интересует Татьяна, а не Ольга;

б) реакция на письмо - счастлив (польщен). Письмо сохранил;

в) он чувствует в ней значительность, глубокий внутренний мир, поэтому сам приехал, чтобы объясниться, но она ему не нужна!!! Вольность и покой - замена счастью!

II. Прошло 2 года.

Мы снова встречаемся с нашими героями.

Изменились ли они или остались прежними? Изменились

Что же их изменило?

Что изменило Татьяну и сделало ее необыкновенной, сделало ее прекраснее самой красивой женщины Петербурга? Цитата из 8 главы .

Что изменило Онегина и сделало его чужим в свете, где когда-то он был своим? Цитата из 8 главы.

Изменило обоих страдание, через которое они прошли, крах их иллюзий. Пушкин провел своих героев через нелегкие испытания, а самое главное - через душевные страдание, которое они превозмогли.

- Что пришлось пережить Татьяне?

1) страдание от неразделенной любви. “Татьяна любит не шутя...”

затем мучительный поиск ответа на вопрос: кто он? и разочарование в нем.

Замужество без любви и заглушаемая любовь к Онегину.

Что же изменило Онегина?

  1. Дуэль, роковое убийство друга. Онегин “сражен” смертью Ленского.
  2. понимание того, что он никакой не особенный, что ему нечем гордиться. Оказалось, что, презирая общество, Онегин не способен быть мужем с “честью и умом”. Оказалось, что мнение глупцов, человеческую жизнь, доверчивую душу он поставил на одни весы и выбрал “предрассудок”.

Оказалось, что недоверие к чувствам и неспособность к искренности могут довести до нарушения нравственной природы вещей, т. е. до преступления.

  1. путешествие, увидел жизнь и людей, о которых не подозревал.

В результате страдание очистило его от всего чуждого ему, наносного. Он оказался проще, лучше, чище, добрее своих принципов.

III. Новая встреча. (вальс из “Маскарада”)

Опять тема маски. Встреча на балу.

Кто теперь из них прячет себя под маской. Татьяна . Чтение 8 г. 14,15,16

Почему Нина Воронцова затмить Татьяну не могла?

Какой стала Татьяна? Встала ли она вровень с Онегиным? А может быть стала выше его?

Она была не тороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора, наглого для всех,
Без притязаний на успех.

Конечно выше. Она научилась быть светской дамой, т. е. за внешней маской спокойствия скрывать бурю чувств, но осталась при этом милой, простой (не в смысле примитивной), естественной, без притязаний на что-либо, сохранила непосредственность, глубину чувств.

Итак! Какие перемены произошли в Татьяне? Внешние, внутренние? И то, и другое .

Хотя Пушкин и говорит: “Кто б в княгине прежней Тани не узнал?”

Она повзрослела, исчезло ее романтическое представление о любви. Она поняла, что человек может быть сложнее.

Что помогло ей в этом? Книги Онегина, где “отразился век и современный человек” довольно верно.

Хранили многие страницы
Отметку резкую ногтей;
Татьяна видит с трепетаньем,
Какою мыслью, замечаньем
Бывал Онегин поражен,
В чем молча соглашался он.

Везде Онегина душа
Себя невольно выражает.

По чертам карандаша, оставленным на полях, Татьяна многое узнает не только об Онегине, но что-то открывается для нее и в ней самой, и в том мире, каким жил ее избранник. Но она сделала ошибочные выводы:

“Ужели подражанье?
Слов модных полный лексикон?
Уж не пародия ли он?”

Мы уже говорили о том, что и Онегин сильно изменился.

Почему Онегин не был влюблен тогда, в деревне? Могли он тогда полюбить, оценить Татьяну? Нет .

А почему именно сейчас полюбил? О чем 8 глава? О любви Онегина .

Каким мы его видим? Страдающим, влюбленным. Видим отчаяние, муки неразделенной любви.

Опять играет, на практике применяет свое до мелочей знакомое “искусство страсти нежной”?

Может быть права Татьяна, упрекая Онегина в том, что ему нужна скандальная репутация?

Докажите, что любовь Онегина истинная.

На светском рауте к Онегину подводят Татьяну? С ней речь хотел он завести И-и не мог.

Почему не мог? Удивлен?

Если пламенно красноречивым (а Онегин из таких) вдруг не хватает слов, самых обыкновенных, - это любовь .

1 глава 8 глава

Из уборной выходил
Подобный ветреной Венере
Когда, надев мужской наряд
Богиня едет в маскарад

К Татьяне “идет на
мертвеца похожий”.,.

Бывало, он еще в постели
К нему записочки несут
Там будет бал, там будет
Праздник

Куда ж поскачет мой проказник?
С кого начнет он?
Все равно: везде поспеть
Не мудрено

Проснулся он ему приносят письмо! Князь N покорно просит

Его на вечер.

“Боже! К ней!
О, буду, буду” -и скорей
марает он ответ учтивый.

Ленивое равнодушие

Нетерпеливый порыв.

Новый Онегин? Да

Итак, самое главное, что появилось нового в Онегине, чего не было раньше?

- Можем ли мы сейчас, глядя на Онегина, сказать “плоды сердечной пустоты”? Нет! Перед нами другой человек!

Кто и что заполнили эту пустоту?

Что жё сделала любовь с Онегиным? Читает “духовными глазами”.

“Плоды сердечной полноты”.

Чтение письма Онегина;

Но почему его страсть Татьяне кажется обидной?

Тогда, в деревне, не любя ее, Онегин, думал о ней.

Теперь, любя, он ее не щадит

Любит ли по-прежнему Татьяна Онегина? Да

Когда он это увидел, увидел ее без светской маски? За чтением письма.

В тоске безумных сожалений
К ее ногам упал Евгений,
Она вздрогнула и молчит
И на Онегина глядит
Без удивления, без гнева.
Его больной, угасший взор
Молящий вид, немой укор
Ей внятно все.

Но возможно ли счастье теперь, когда они так похожи ? Нет.

Почему Татьяна не может следовать своему чувству? ...Я вас люблю... (к чему лукавить?)

А может слукавить, Онегину было бы легче? Но истинная любовь не лукавит.

В ней теперь есть то, что не подчинено Онегину -семья, положение в обществе. Не одной любви она теперь отдана. Есть еще долг чести. Внутреннее достоинство!

Какая сила духа, любя, отвергнуть! Я вас люблю...(к чему лукавить?)

Последними словами Татьяны Онегин поднят на вершину и сброшен в бездну.

Она ушла.
Стоит Евгений
Как будто громом поражен.
В какую бурю ощущений теперь
Он сердцем погружен.

Самое желанное для Онегина произошло, но оно, оказывается, ничего не меняет в его судьбе. Ведь иллюзий больше нет.

Мы расстаемся с Онегиным в минуту злую для него.

Почему эта минута злая? (Не потому ведь, что муж Татьяны показался?)

Будет ли четвертое письмо? Не будет. И еще одной встречи не будет. Она ушла.

Станет ли злая минута для Онегина началом возрождения, перемен в жизни? Вероятно.

Что дает повод так думать?

Внимая в шуме и тиши
Роптанье вечное души.

Нравственное беспокойство - это поиски гармонии.

Онегин ищет ее и не находит.

Снова звучит “Ноктюрн” Хачатуряна

Слово учителя. Пушкин завершает свой роман пожеланием читателю:

…Дай бог, чтоб в этой книжке ты
Для развлеченья, для мечты,
Для сердца, для журнальных сшибок
Хотя крупицу мог найти…

Мы с благодарностью воспринимаем это дружеское рукопожатие и вступаем в новое тысячелетие осененные добрым гением поэта. Пушкин современен и сегодня, и через сто лет, и через триста.

Рассказ о восприятии героя романа А.С. Пушкина современным читателем.

Молодой дворянин Онегин, встречаясь с Татьяной, пребывает в глубоком разочаровании от жизни, поэтому и на ее любовь он реагирует благородно, но с опаской, отдавая себе отчет в том, что не способен стать благопристойным мужем и отцом семейства, что так поощряется в том самом злополучном обществе, от которого он хочет бежать.
В Онегине Пушкиным представлен прежде всего духовный и нравственный облик дворянской интеллигенции эпохи декабристов. Он олицетворяет собой порождение того общества, той эпохи, но вместе с тем он странным образом противоречит им.
Это свойственно герою на протяжении всего романа - разочарование в том, что еще недавно так прельщало его, а теперь более не интересует, такая русская хандра, ощущение пустоты жизни, которое гнетет и заставляет человека возвращаться к своим истокам; в данном случае Онегин едет в деревню, дабы убежать от шумной городской жизни, так надоевшей ему. И вместе с тем он является типичным представителем столичной дворянской молодежи, сыном своей среды, в которой он чувствует себя как рыба в воде. И трудно говорить о том, является ли это его достоинством или недостатком. По крайней мере можно абсолютно точно утверждать, что он стоит на высоком уровне культуры своего времени, отличаясь в этом отношении от большинства представителей дворянского общества.
И вот прошло время, канула в Лету, как думает сам Онегин, история с дуэлью, вздорное чувство к Татьяне. Ему 26 лет, он томится "...в бездействии досуга, без службы, без жены, без дел", и, вернувшись из путешествия, он на балу встречает даму, которая кажется ему знакомой. Тем более что красоту этой женщины не может затмить даже ослепительная красота Нины Вронской. Евгений в шоке.

Ужель та самая Татьяна,
Которой он наедине,
В начале нашего романа
В глухой, далекой стороне,
В благом пылу нравоученья,
Читал когда-то наставленья...

При следующей встрече в доме ее мужа князя N Онегин бесповоротно увлечен новой Татьяной. Это уже не простая деревенская девушка, а равнодушная княгиня, неприступная богиня царственной Невы. Но она не обращает на него внимания. Онегин пишет письмо, но не получает ответа...
Проходит зима. Встречаясь мимолетно с Татьяной, Евгений видит, что она "окружена крещенским холодом". Он перестает бывать в свете, пытается читать, но его преследуют видения: убитый им Ленский, сидящая за книгой у окна Татьяна. "На мертвеца похожий" Онегин приезжает к Татьяне. Никого не встретив в прихожей, он идет в комнаты и видит Татьяну в слезах, читающую его письмо.

О, кто б немых его страданий
В сей быстрый миг не прочитал!
Кто прежней Тани, бедной Тани
Теперь в княгине б не узнал!

Онегин падает к ее ногам. Следует сцена финального объяснения:
...Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.

Татьяна уходит, а Евгений стоит "как будто громом поражен". Входит муж Татьяны, и здесь автор прощается со своим героем - спутником странным - в "минуту злую для него", и Татьяной - "верным идеалом".
Хотя Онегин, по шутливому замечанию автора, "учился чему-нибудь и как-нибудь", он все же стоит на высоком уровне культуры своего времени, отличаясь своей эрудицией от большинства окружающих. Пушкинский герой - порождение светского общества, но вместе с тем чужд и враждебен ему. Отчуждение и противостояние окружающему обществу проявляются не сразу. Сначала молодой человек с головой погружается в светскую жизнь, находя в ней радость и удовольствия, но однообразие и пустота этих "радостей и удовольствий" быстро наскучили ему, и, по словам Белинского, он "покинул свет, как это делали слишком немногие".
Онегин чересчур глубокая и богатая натура, чтобы не замечать пороков окружающего мира. Многое выделяет его из толпы: "Мечтам невольная преданность, неподражаемая странность и резкий, охлажденный ум".
При всей широте тематики роман "Евгений Онегин" - это прежде всего художественное исследование духовных исканий передовой дворянской молодежи, ее сомнений и тревог, стремлений и надежд. Работа над романом была начата в годы общественного подъема, а закончилась уже после разгрома декабристов, в обстановке николаевской реакции. В годы создания романа автору пришлось пережить ссылки, потерять многих друзей, испытать горечь от гибели лучших людей России. Поэтому первые главы проникнуты радостными, жизнеутверждающими настроениями, а в последних усиливаются трагические мотивы. Роман явился плодом "ума холодных наблюдений и сердца горестных замет". Умом и сердцем автор пытается понять и представить на суд читателя духовный и нравственный облик лучших людей своего времени.

План восьмой главы: Онегин появляется в петербургском светском обществе; Повествователь рассказывает, куда направился Онегин, убив Ленского на дуэли; Онегин на светском рауте встречает Татьяну, характеристика петербургского общества; Онегин полюбил Татьяну; Онегин пишет письмо Татьяне; отповедь Татьяны Онегину; конец романа. В восьмой главе романа о странствиях Онегина есть только полторы строфы:
Онегин (вновь займуся им), Убив на поединке друга, Дожив без цели, без трудов До двадцати шести годов, Томясь в бездействии досуга Без службы,

Без жены, без дел, Ничем заняться не умел. Им овладело беспокойство, Охота к перемене мест (Весьма мучительное свойство, Немногих добровольный крест).
Оставил он свое селенье,
Лесов и нив уединенье,
Где окровавленная тень
Ему являлась каждый день,
И начал странствия без цели,
Доступный чувству одному;
И путешествия ему,
Как вес на свете, надоели;
Он возвратился и попал,
Как Чацкий, с корабля на бал.
Итак, Онегин снова в петербургском большом свете. Пушкин ставит своего героя в те же самые жизненные ситуации и отношения, в какие он был поставлен в первой главе. Но если в первой главе свет благосклонно принял Онегина (“Свет решил, что он умен и очень мил”), то теперь свет считает Онегина чужим; если в первой главе Онегин слегка презирает свет, то в восьмой он его ненавидит.
Как и в первой главе, Онегин показан в отношении к женщине, к любви. Но тогда любовь для него была “наукой страсти нежной”, которой он в совершенстве овладел; теперь – он сам любит горячо, искренне, страстно.
В первой главе, разочаровавшись в свете, “условий света свергнув бремя. отстав от суеты”, в восьмой – влюбившись в Татьяну и не получив ответа на свои послания, Онегин отрекается от света и ищет забвения в книгах:
.Глаза его читали, Но мысли были далеко И постепенно в усыпленье И чувств и дум впадает он, А перед ним воображенье Свой пестрый мечет фараон. То видит он: на талом снеге, Как будто спящий на ночлеге,
Недвижим юноша лежит, И слышит голос: что ж? убит. То видит он врагов забвенных, Клеветников, и трусов злых, И рой изменниц молодых, И круг товарищей презренных, То сельский дом – и у окна Сидит она. и все она!.
В восьмой главе Повествователь снова то приближает Онегина к себе, то отчуждает и даже иронизирует над ним. Вот Онегин на светском рауте: “Но это кто в толпе избранной стоит безмолвный и туманный? Для всех он кажется чужим”. И как бы от лица участников раута ставится ряд вопросов, – в них слышится язвительная насмешка над Онегиным:
Все тот же ль он иль усмирился? Иль корчит так же чудака? Скажите: чем он возвратился? Что нам представит он пока?
И, не отвечая на язвительные вопросы толпы, Повествователь обращается к ней, защищая своего героя, вызывающего у него глубокое сочувствие
Пушкину искренне жаль своего героя, не нашедшего своего места в жизни, оказавшегося чужим, “лишним”. Но когда речь идет об отношении Онегина к Татьяне, Повествователь снова иронизирует над героем. Ему больно, что Онегин тогда не полюбил Татьяну. И он настойчиво подчеркивает, чем именно Татьяна теперь вызвала его любовь:
Ей-ей! не то, чтоб содрогнулась Иль стала вдруг бледна, красна. У пей и бровь не шевельнулась; Не сжала даже губ она.
Или:
Но мой Онегин вечер целый Татьяной занят был одной, Не этой девочкой несмелой, Влюбленной, бедной и простой, Но равнодушною княгиней.
А между тем он все еще не понял, что Татьяной руководят врожденное чувство такта и тонкая интуиция. Попав в высший свет, она быстро усвоила его законы. И ей нетрудно это далось, потому что основа ее характера – простота, утонченность, отсутствие всего, что “зовется уиаг”. В деревне эти свойства Татьяны воспринимались как ее самобытность, непохожесгь на других.
Повествователь старательно перечисляет все признаки страстной, искренней влюбленности Онегина в Татьяну. “.Он хранит письмо, где сердце говорит, где все наруже, все на воле”. Он, как все влюбленные, теряется в ее присутствии:
Он с трепетом к княгине входит
.Слова нейдут
Из уст Онегина. Угрюмый,
Неловкий, он едва-едва
Ей отвечает.
И она доверчиво, просто и открыто говорит: “Я вас люблю (к чему лукавить?), но я другому отдана; я буду век ему верна”. Онегин предвидел все: и “горькое презренье”, какое взгляд ее изобразит, и “злобное веселье”, какому он повод подавал, и боялся, что она увидит в его объяснении “затеи хитрости презренной”. Но он не ждал этого нового признания в любви с таким решительным отрицанием возможности этой любви:
Она ушла. Стоит Евгений, Как будто громом поражен. В какую бурю ощущений Теперь он сердцем погружен!
Что так поразило его? Он впервые открыл для себя Татьяну, впервые увидел то, что является самым главным в ней: ее нравственную силу. Это и сила любви, это и сила, которая позволяет ей никому, кроме него, не открывать этой любви; это и сила быть верной супружескому долгу. Татьяна не ответила на любовь Онегина и потому, что у нее возвышенное понимание супружеского долга, и потому, что она Онегина любит и дорожит этим чувством: любовь к Онегину – это самая большая нравственная ценность в ее жизни, это ее богатство, и она не хочет его потерять.
Онегин же, если бы Татьяна ответила на его любовь, “был бы счастлив. сколько мог”. Но он не пережил бы никакой “бури ощущений”, никакого нравственного потрясения. Из этой “бури ощущений” он, вероятно, вынесет резкое самоосуждение за поверхностность своего взгляда на жизнь. И как один из возможных вариантов его дальнейшего развития – приобщение к какой-то полезной деятельности и, может быть, путь к декабристам.
Но, чтобы все это свершилось с Онегиным, надо, чтобы Татьяна, любя Онегина, отвергла его любовь. Их отношениям дальше развиваться некуда. Вот почему роман без конца воспринимается законченным. Поэтому же десятая глава с Онегиным-декабристом не могла быть продолжением романа “Евгений Онегин”; после того нравственного потрясения, на которое Онегин оказался способным в развязке романа, он должен начать новую жизнь, в новых условиях, с новыми людьми. И потому десятая глава – не продолжение известного нам романа, а начало нового – романа декабристском движении, романа, которого Пушкин писать не собирался. Очевидно потому глава; и была уничтожена.
В конце романа Повествователь делает для своего героя все, что можно, чтобы мы о нем не думали плохо. “Буря ощущений”, в которую Онегин оказался погружен, примиряет с ним Повествователя, и он прощается со своим героем так же тепло, как и с самим романом, и с “Татьяной милой”:
Прости ж и ты, мой спутник странный, И ты, мой верный идеал, И ты, живой и постоянный, Хоть малый труд.
И не случайно в размышлениях об Онегине и Татьяне возникают воспоминания о той среде, с которой связывалась у поэта личность героя:
Но те, которым в дружной А та, с которой образован
Встрече Татьяны милый идеал.
Я строфы первые читал. О много, много рок отъял!
Иных уж нет, а те далече Без них Онегин дорисован.
Пушкин не сделал Онегина декабристом. И в этом нет незаконченности: возможен и такой тип дворянского интеллигента 20-х годов XIX. в.

  1. Описывая действительность, в которой он жил, А. С. Пушкин, выставляя напоказ ограниченный, праздный образ жизни и духовную нищету одних дворян, считал своей обязанностью познакомить читателя и с лучшими представителями этой...
  2. Часто, наоборот, сопоставление фактов, событий, о которых говорит или которые рисует рассказчик, подтверждает и углубляет его оценки и выводы. Так, перекликаются сцены военных советов в Белогорской крепости и в Оренбурге....
  3. Пушкин был свидетелем крупнейших исторических событий. До самого восстания 14 декабря 1825 г. он жил почти в непрерывном ожидании “великих перемен”. Все это не могло не способствовать возникновению и усилению...
  4. В развитии русской художественной прозы основополагающее значение А-ра С-ча П-на особо велико, ведь у него почти не было предшественников. По сравнению со стихами, язык прозы находился на более низком уровне,...
  5. “Евгений Онегин” – первый реалистический роман в стихах, в котором А. С. Пушкин создал широкую панораму жизни русского общества первой четверти XIX века. В. Г. Белинский назвал роман “энциклопедией русской...
  6. (1 вариант) Роман А. С. Пушкина “Капитанская дочка” – историческое произведение. Однако его главные герои – вымышленные автором персонажи. А. С. Пушкин ведет повествование о Пугачеве, народном бунте и Екатерине...
  7. В этом разделе будет схематически очерчено поэтическое пространство “Евгения Онегина”, взятое в целом, и выделена взаимосвязь эмпирического пространства, отображенного в романе, с пространством самого текста. Время романа неоднократно подвергалось анализу...
  8. Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина. В. Г. Белинский В. Г. Белинский точно определил назначение поэзии: “.развивать в людях чувство изящного и...
  9. Субъективно-романтический метод изображения “главного лица” вступал в противоречие с замыслом Пушкина – воспроизвести типический образ героя-современника, ибо нельзя создать объективный и в этом смысле эпический образ-тип, погружаясь лишь в самого...
  10. “Евгений Онегин” – неисчерпаемое по содержанию произведение, в котором разнообразна авторская интонация. В ней наряду с лиризмом, грустью часто звучит ирония. Ноты иронии заметны в тех частях произведения, где повествуется...
  11. А. С. Пушкин воплотил в своем поэтическом слове мировую гармонию, И, хотя в нем, страстном поэте, было так много непосредственной Жизни и любопытства к ней, что жизни он мог отдаться...
  12. “Жизнь без любви не жизнь, а существование, без любви жить невозможно. Для того и дана душа человеку, чтобы любить”, – утверждает М. Горький. Человек, которому Всевышний подарил такой талант, как...
  13. “Евгений Онегин” – одно из лучших произведений русской литературы девятнадцатого века. В этом романе меня поразил образ Татьяны Лариной. Чувствительность, сентиментальность Татьяны, ее духовная возвышенность, чистота, способность сопереживать и понимать...
  14. Роман А. С.Пушкина “Евгений Онегин” вызвал Многочисленные отклики современников как По мере публикации его глав, так и тогда, Когда в 1833 г. он был напечатан отдельным Изданием. Однако критики того...
  15. Нашу жизнь невозможно представить без Пушкина. Он вошел в русскую культуру не только как Поэт, но и как творец души человеческой. Он действовал самым редким инструментом – стихом, но в...
  16. Когда Пушкин задумал писать роман “Евгении Онегин”, у него была напечатана только первая часть романа. В ходе работы над романом “Евгений Онегин” Пушкин перешел от романтизма к реализму. Даже гениальному...
  17. Пожалуй один из самых важных вопросов, стоящих перед художниками, писателями, поэтами, – это осмысление ими роли искусства, литературы в жизни общества. Нужна ли поэзия людям? Какова ее роль? Достаточно ли...
  18. Действие повести “Капитанская дочка” происходит во время восстания Емельяна Пугачева. Конечно же, штурм и падение Белогорской крепости не имели решающего исторического значения, однако о героях повести вполне можно говорить как...

Вряд ли найдется другое такое произведение в русской литературе, которое бы имело столь значительную популярность на протяжении длительного времени, как «Евгений Онегин». 8 глава (краткое содержание) показывает сущность событий, раскрывает главных героев.

Данная статья будет полезна учащимся школы, которые проходят произведение по программе, и учителям словесности, если они имеют целью сделать уроки литературы качественнее и интереснее. Краткое содержание («Евгений Онегин», 8 глава) и анализ также пригодятся всем, кто желает освежить в памяти основные события. Тем, у кого нет времени перечитывать роман в стихах целиком, поможет приведенный ниже текст.

«Евгений Онегин», 8 глава: краткое содержание

Это заключительная часть великого произведения А.С. Пушкина, в которой происходит встреча Евгения с Татьяной. В начале главы говорится о том, что главный герой по-прежнему живет без особой цели, у него нет постоянных занятий, как и привязанностей, он до сих пор не женат. Одни события сменяют другие, и вот читатель видит Онегина на приеме у одного князя, своего давнего приятеля. Тот знакомит его с супругой, и Евгений с изумлением узнает в ней Татьяну. Но как переменилась она! Теперь ни за что нельзя было бы узнать в ней ту романтическую, нежную девушку, которая любила мечтать.

Татьяна, конечно, тоже узнала Онегина при встрече, но даже бровью не повела. Такое равнодушие вызвало в душе Евгения смятение, он старается отыскать на ее неприступном лице хотя бы тень прошлого, но не может. Татьяна настолько изменилась, похорошела, что едва ли можно было найти в ней следы прежней любви. Онегин долго мучается, переживает, но наконец решает объясниться с княгиней и отправляет ей письмо.

Однако послание остается без ответа, и он едет к ней, чтобы упасть на колени и рассказать о своей любви. Татьяна молча выслушивает его и выносит жестокий приговор: их чувство не будет иметь продолжения, она замужем, и поздно пытаться что-либо менять. Онегин застывает в изумлении, его поражает холодность молодой женщины. Вот основные события романа в стихах «Евгений Онегин» (8 глава). Анализ показывает трансформацию в душе героев, их внутренние изменения.

Каков Евгений?

В начале главы мы видим героя, который немного устал от жизни. Она успела ему наскучить, он не видит в ней цели, смысла. Онегину 26 лет, но он еще не сумел обрести самого себя, не знает, чему следует посвятить существование, не может найти девушку, которая стала бы ему супругой. Наступил момент, когда ищущий герой пресытился, он перестал искать и начал просто жить. Онегин много путешествует, предается мыслям, но выглядит потерянным и одиноким. Кажется, что он ни в ком не нуждается, и сам, очевидно, не нужен никому.

Изменения в Татьяне

Читатель встречает героиню по прошествии определенного времени. И вот перед нами уже не та наивная девочка Таня, какой она была когда-то. Татьяна стала светской дамой, она даже выучилась играть роль довольной жизнью женщины. У нее всего достаточно, она, кажется, довольна жизнью и удовлетворена.

Случайная встреча с Евгением, возможно, и выводит Татьяну из состояния душевного покоя, но она ни видом, ни взглядом не показывает своего смущения. Напротив, героиня держится настолько уверенно, что никто не может и помыслить о том, что она испытывает на самом деле.

Любовь жива

Воспоминания о былом чувстве заполонили душу главного героя. Евгений поражен метаморфозой, произошедшей с Татьяной. Он теперь не знает, как к ней подступиться, что сделать, какие слова произнести. Он стремится к встрече с ней и одновременно страшится ее. Смятение и отчаянное беспокойство овладело им. Евгений не знал покоя с того самого дня, когда увидел Татьяну в новом образе. Он не понимал, почему она так изменилась, не мог разгадать ее тайну. Вскоре он понял, что влюблен - не в ту прежнюю Таню, а в эту изящную молодую женщину, которая теперь сделалась для него недоступной.

«Евгений Онегин», 8 глава: письмо Онегина к Татьяне

В порыве сладостного чувства, внезапно охватившего сердце, Евгений пишет страстное послание. Он искренне раскаивается в том, что когда-то отверг любовь нежной девушки, которая, наверное, если бы он предложил ей, была готова даже без согласия родителей выйти за него замуж. Письмо Онегина к Татьяне показывает, насколько заблуждался сам герой, считая свободу высшей наградой и достоянием. Кажется, он готов даже плакать от постигшего его нового чувства. Теперь от любви страдает Евгений Онегин. 8 глава (краткое содержание) с деталями раскрывает глубокие душевные переживания героя.

Объяснение

На свое письмо, написанное в отчаянном порыве, Онегин не получает ответа. Проходит время, и молодой человек, надеясь на встречу, приезжает к ней домой. И что же он видит? Татьяна читает его письмо и не может сдержать слез! Значит, понимает он, все это время она лишь играла роль светской дамы! Евгений бросается к ней и падает на колени, обливаясь слезами, целует руки. Но… ничего поправить уже нельзя! Он читает ответ в грустных глазах Татьяны и понимает, что она не простила ему своего стыда и сердце ее до сих пор ранено.

Теперь она отказывает Онегину, подробно объяснив, почему так поступает. Она не говорит про свое настоящее счастье, не смотрит свысока и надменно, а напротив, признается, что чувство в ее груди еще не остыло, но это не имеет уже никакого значения, поскольку она будет хранить преданность своему мужу: «Я другому отдана, я буду век ему верна».

Большим драматизмом отличается «Евгений Онегин». 8 глава (анализ ее) демонстрирует трагедию любви, которая была упущена из-за гордости. Можно долго говорить о том, правильным ли оказался тот поступок, но каждый из героев в свое время отказал другому. Только Татьяна сделала это честнее и великодушнее, не скрывая собственных чувств.

Вместо заключения

В самом деле, нельзя отвергать человека, который нас любит. К сожалению, именно так поступил Евгений Онегин. 8 глава, краткое содержание ее наглядно демонстрируют, как ему пришлось жалеть о своем поступке. А.С. Пушкин изобразил историю личного предательства и поиск истины, опираясь на которую, стоит жить. Герои с честью выходят из этого испытания, но открытым остается вопрос: будут ли они в дальнейшем счастливы?

Всю суть отвергнутой любви показывает произведение «Евгений Онегин» (8 глава). План к сочинению по теме можно составить, опираясь на подзаголовки данной статьи.