Евангельские сюжеты. Евангельские сюжеты в искусстве

Еще в юношеские годы под впечатлением грандиозного полотна Александра Иванова у Поленова зародилась мечта стать продолжателем великого художника и «создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа».

Осязаемые черты эта идея приобрела у Поленова, воспитанника Академии, в 1868 году в замысле картины «Христос и грешница». Первые этюды и эскизы к ней были сделаны в 1872 и в 1876 годах во время пенсионерской командировки. Потом работа «не пошла». Но Поленов был человеком долга, художником с очень развитым этическим чувством. Отринуть мысль о создании большого полотна, исполненного глубокого нравственно-идейного содержания, он не мог. А сюжет Христа и грешницы наиболее соответствовал его желанию показать нравственную силу и торжество тех гуманистических идей, которые нес людям Христос, их красоту и истинность.

К восьмидесятым годам XIX века в русском искусстве уже сложилась новая традиция обращения к евангельским сюжетам как к реально происходившим историческим событиям с акцентировкой на нравственной стороне христианства. Вслед за Ивановым Ге (Тайная вечеря, 1863), Крамской (Христос в пустыне, 1872), Перов (Христос в Гефсиманском саду, 1878) видели в евангельских сюжетах исторические события и одновременно - прообразы современных ситуаций, борьбы и страданий современного человека. Евангельские сюжеты интерпретировались ими как вновь и вновь повторяющаяся, вечная драма человека. И это, естественно, поднимало их над уровнем обычных жанровых или исторических сюжетов, придавало им символическое, «архетипическое» значение. Такая трактовка требовала и иной нежели в жанровых или обычных исторических полотнах идейно-образной структуры картин, иного живописного языка.

Впоследствии, в 1890-е годы, поиски живописных средств для воплощения евангельских сюжетов привели Ге к выработке новых, опережающих свое время экспрессивных форм живописи. Но в 1860-1870-е годы и Ге, и Крамской, стремясь выработать свой особый язык для выражения общечеловеческих идей, заключенных в евангельских легендах, сохраняли связь с академическим искусством, против которого они боролись, отстаивая позиции реализма. Попытка соединить в историческом полотне на религиозную тему традиции академической живописи с реалистическим толкованием евангельского сюжета была предпринята и Поленовым. Для этого существовали все предпосылки - задача создания полотна большого воспитательного значения, академическая выучка исторического живописца, опыт художника-жанриста и оснащенность новейшими достижениями в технике живописи.

В 1881 году Поленов начал непосредственную работу над картиной «Христос и грешница», полностью захватившую художника на последующие шесть лет. Идя вслед за французским ученым и философом Эрнестом Ренаном, рассматривавшим Христа как реально жившего человека, он считал, что необходимо «…и в искусстве дать этот живой образ, каким он был в действительности».

Для воссоздания исторически правдивой обстановки, в которой происходили события, связанные с жизнью и деятельностью Христа, Поленов в 1881–1882 годах предпринял путешествие по Египту, Сирии, Палестине, заехал по пути в Грецию. Он создал множество этюдов, изучал характер местности и типы населения, архитектурные сооружения в их соотношении с окружающей природой. При этом его работы с самого начала переросли рамки обычных живописных штудий. Задача сбора натурного материала как бы и не ставилась: каждый этюд наделен особой образной силой. Это относится и к пейзажным, и к архитектурным работам, написанным с особым увлечением. Среди них выделяется «Нил у Фиванского хребта» (1881) с мастерски построенной композицией, где узкая полоска земли с редкими пальмами на фоне тающих в голубовато-сиреневой дымке гор, отражается в зеркальной глади Нила. В этюде "Развалины Тель-Хум "(1882) художник, изображая остатки древних колонн старинного храма, беспорядочно лежащих на заросшей нежной зеленью земле, вновь возвращается к своей излюбленной теме древности, увядания среди новой молодой жизни.

В архитектурных этюдах Поленова интересовала целостность пластического образа, соотношение архитектурных масс, взаимосвязь памятника и окружающего пейзажа, его погруженность в свето-воздушную среду (Харам-Эш-Ше-риф, 1882; Храм Изиды на острове Филе, 1882). Он мастерски передал напряженное состояние города, замкнутого глухими монументальными стенами, в сиянии розовато-фиолетовых отблесков предвечернего солнца (Константинополь, 1882). В другом этюде выражено иное, радостно-ликующее настроение того же города с горделиво возвышающимися в голубизне неба белоснежными массами архитектурных сооружений, озаренных утренним светом (Вид на Константинополь, 1882).

Этюды людей в первую поездку Поленова на Восток занимали гораздо меньшее место по сравнению с пейзажными и архитектурными работами. Художник обращал внимание на характерность жестов окружающих его людей, манеру носить одежду, ее красочные сочетания и соотнесенность одежды с цветом лица и рук. Хотя в этих этюдах Поленов явно не стремился к психологической глубине, созданные им образы далеки от внешней экзотики, которой грешили иные путешественники. В них ощущается дыхание жизни, уловленное художником и переданное с остротой и непосредственностью первого впечатления.

В восточных этюдах живописное мастерство художника обрело новые грани. Поленов работал чистыми красками, не смешивая их на палитре, прямо на холсте находил точные цветовые отношения, добиваясь небывалой в русском искусстве силы звучания цвета. Одновременно в этих этюдах читается глубоко индивидуальное восприятие художником архитектурного или пейзажного мотивов, его способность наполнить их эмоциональной силой, позволяющей натурному мотиву приобрести почти символическое звучание.

Такова «Олива в Гефсиманском саду» (1882) - причудливо разросшееся дерево, как бы воплощающее древнюю историю своей земли, таковы Парфенон. Храм Афины-Парфенос и Эрехтейон. Портик кариатид (1882), в которых ощущается и специфически поленовское любование разрушающимся миром, уходящим или уже ушедшим в прошлое, и восхищение гармоничным и величественным миром античности, и даже какой-то холодок страха, вызванного этой совершенной молчаливой красотой. Как и в этюдах, написанных Поленовым в Московском Кремле за пять лет до первой поездки на Восток, художник предпочитал не изображать сооружение целиком, а выбрать наиболее выразительную и характерную его часть (Эрехтейон. Портик кариатид, Харам-Эш-Шериф). По сравнению с этюдами Московского Кремля, в которых еще присутствовал некоторый налет археологичности, в этюдах 1881–1882 годов Поленов передал прежде всего впечатление от памятника, возникающее при первом взгляде на него, когда частности отступают перед главными, наиболее характерными чертами.

Что же приобрел художник в своем первом путешествии по Востоку? Он познакомился с природой, с жизнью и бытом восточных городов, обликом их жителей. Его палитра заиграла новыми звучными красками, новыми цветовыми отношениями. Он смог вобрать в себя ощущение своеобразия световоздушной среды Востока, навсегда оставшееся в его картинах и отмеченное едва ли не всеми критиками. Но для осуществления замысла Поленова этого было недостаточно. Более того, во время путешествия идея большой картины явно отодвинулась на второй план. Он продолжал собирать необходимый ему материал и в следующем путешествии, а самостоятельный характер этюдов 1881–1882 годов был подчеркнут фактом их экспонирования единой коллекцией на XIII выставке передвижников в 1885 году.

Работа между тем продолжалась: зимой 1883–1884 года художник жил в Риме, писал этюды римских евреев и прорабатывал эскизы. В 1885 году в усадьбе под Подольском, где Поленов проводил лето, он закончил угольный рисунок на холсте в размере будущей картины. Сама картина писалась в течение 1886–1887 годов в Москве, в кабинете Саввы Мамонтова в доме на Садово-Спасской. Таким образом, между первыми этюдами к картине (1872) и окончанием полотна прошло пятнадцать лет.

Завязка сюжета картины «Христос и грешница», впервые представшей перед зрителями в 1887 году, основана на противостоянии мудрого в своем спокойствии Христа и разъяренной толпы, влекущей женщину, изобличенную в прелюбодеянии, для суда над ней и наказания. Христос на картине самоуглублен; в нем выражено поленовское мироощущение, в основе которого - осознание истины, красоты и гармонии окружающего мира. Поленов потратил много сил на изучение палестинского пейзажа, архитектуры, костюмов, чтобы максимально воссоздать реальную обстановку описанных в Евангелии событий, но эта достоверность, археологическая и этнографическая точность сыграли и свою отрицательную роль, помешав восприятию основного замысла картины. «Христос и грешница» по своему значению для самого Поленова - центральное произведение в его творчестве. Но в истории русской живописи ее место относительно скромное, значительно скромнее, например, поленовских пейзажей и, может быть, даже этюдов к этой картине.

Был ли сам художник удовлетворен своей работой? Очевидно, не до конца. В ряде высказываний Поленова о картине проскальзывает оттенок смутного недовольства ею, ощущение художником недосказанности, нереализованности того, о чем мечталось во время работы. Это ощущение, по всей видимости, заставляло его вновь и вновь обращаться к евангельским сюжетам. Поленов решил начать работу над циклом картин «Из жизни Христа», первой из которых стала «Христос и грешница».

Непосредственная работа над картинами цикла началась в 1899 году, когда Поленов совершил вторую поездку на Восток для сбора материала. Он снова привез из путешествия в основном пейзажные этюды и так же, как после первой поездки, они были показаны на Передвижной выставке вместе с картиной «На Тивериадском (Генисаретском) озере.» Этюды произвели на зрителей не менее сильное впечатление своей «свежестью» и «силой в красках», чем работы начала 1880-х годов. Теперь их роль в картинах стала более очевидной, чем в «Христе и грешнице», более того, художник иногда как бы сознательно стирал грани между этюдом и картиной. Это хорошо почувствовали уже первые посетители выставок, на которых были представлены картины цикла.

Один из художественных критиков писал о своем впечатлении: «Есть много картин и особенно эскизов, превосходных по своей красочной свежести и воздушной легкости… Особенно значительны в этом смысле картины: „Возвращение в Назарет“, где желтый городок так жарко горит рядом с лиловыми тенями, застилающими путь Богоматери, „Пустыня у Иордана“, затянутая знойной туманностью, „Капернаум“, выдержанный в величаво-холодной гамме, и „По засеянным полям“, в мягкой сероватой гармонии которых много интимного чувства природы. Яркие тени, синие ручьи, лиловые дали, горящие паруса (Пределы Тирские) - все это говорит о свежем далеко не „академическом“ мировосприятии Поленова». В этом отзыве легко узнаются восточные этюды Поленова, в которых художник «проникся восточной живописностью» и в которых проявилось его «живое чувство колориста».

События в картинах «Мечты» (1883), «Пошла в нагорную страну» (1900), «Наставление ученикам», «Утром вставши рано», «Крестились от него», «Самарянка» (1900-е) и других происходят среди пейзажей, залитых ярким солнцем, с ясной лазурью неба, дальней синевой гор и голубизной рек, на фоне яркой зелени деревьев, часто освещенных сиреневато-розовыми отблесками предвечернего солнца. Иногда в пейзаже появляется архитектура, тоже идеально прекрасная и величественная («Левий Матфей», начало 1900-х), иногда действие происходит в залитом ярким солнцем дворике («Исполнялся премудрости», «У Марии и Марфы», начало 1900-х). Атмосфера согласия в идеально прекрасной стране, гармония человеческих отношений среди гармонии природы - главная тема почти всех картин цикла.

Поленов, всю свою творческую жизнь, руководствовавшийся идеей необходимости воспитания людей искусством, красотой и заключенной в ней гармонией, в поздний период творчества в цикле «Из жизни Христа» создал образ «патриархального золотого века» Галилеи, где люди, погруженные в прекрасный мир природы, достигли высоты и равновесия духа - они мудры и не суетны. Позиция Поленова, художника и гражданина, в этот период становится более ясной, если вспомнить, что на время его работы над циклом «Из жизни Христа» пришлись мрачные дни 1905 года. Кровавые события 9 января 1905 года глубоко потрясли художника. Вместе с Серовым он написал заявление-протест, направленный против действий президента Академии художеств великого князя Владимира Александровича, стоявшего во главе войск, выполнявших карательные операции.

В 1908 году его работа над картинами евангельской серии, которую он считал «главным трудом своей жизни», была закончена, и 58 картин цикла были показаны в Петербурге, а затем 64 картины экспонировались в Москве и других городах. Выставки прошли с большим успехом. То «высокое настроение», которое владело художником во время работы, передалось зрителям. Учитель Поленова Чистяков, поздравляя художника с успехом выставки, рассказывал ему: «И много со мной художников ходило, и все молчат… Маковский Владимир - на что мудрый, и тот присмирел, говорит: „Тут чистота Христа связана с красотой природы“. Это верно!» Выставки Поленова явили редкостное единодушие зрителей. «Цель им намеченная,- писал один из критиков,- была, по-видимому, гораздо философичнее, - он мечтал показать Христа в природе, привлечь природу к соучастию в Его великой жизни. В результате самая личность Христа как бы растворилась в пейзаже, отошла на второй план… на картинах Поленова Христос чувствуется в природе, в величии Капернаума; в тихой благости „засеянных полей“, где, как это не странно, есть какая-то смиренность той русской природы, которую „Царь небесный исходил благословляя“».

Художнику было иногда трудно, а порой и невозможно передать свои мысли и чувства средствами изобразительного искусства, и параллельно работе над серией картин Из жизни Христа шла его работа над рукописью «Иисус из Галилеи» - сводом четырех канонических Евангелий, а также над литературно-научным трудом - пояснением к картине «Среди учителей». В период работы над евангельским циклом им были созданы духовные музыкальные сочинения - «Всенощная» и «Литургия». Весь этот грандиозный труд должен был решить «непосильную» задачу, поставленную перед собой художником - представить исторический характер евангельских событий, дать «живой образ» Христа, «каким он был в действительности» и показать «величие этого человека».

Практически с самого появления человечества оно воспитывается на притчах и песнях, которые приведены в Библии. В наше время Библия пришла сквозь долгие века, преодолев немало трудностей. Ее запрещали читать, уничтожали, жгли в огне, но она по-прежнему цела. Восемнадцать столетий ушло на ее создание, ею занималось около 30 гениальнейших авторов, живших в разные года и эпохи, всего написано 66 книг Библии на разных языках.

По школьной программе детям обязательно рассказывают про библейские темы в изобразительном искусстве. ИЗО в школе, таким образом, знакомит учащихся с библейскими персонажами и историями, описанными в книге.

Библейские сюжеты в живописи. Великий художник Рембрандт

Великие мировые художники использовали библейские темы в изобразительном искусстве. Пожалуй, более ярко оставил свой след гениальный художник Рембрандт. Он сумел очень правдиво и действительно искренне показать неисчерпаемое богатство человека через библейские сюжеты в живописи. Его герои похожи на обычных людей, современников, среди которых жил художник.

В простом человеке Рембрандт мог увидеть внутреннюю цельность, благородство и духовное величие. У него получалось передать на картине самые прекрасные качества человека. Его полотна наполнены подлинными человеческими страстями, ярким подтверждением этого служит картина «Снятие с креста» (1634 г). Известная картина - «Ассур, Аман и Эсфирь», написаная по в котором рассказывается, как Аман оклеветал иудеев перед царем Ассуром, желая их смертной казни, а царица Эсфирь сумела раскрыть коварную ложь.

Загадочный Брейгель

В истории искусства сложно найти более загадочного и неоднозначного живописца, чем Брейгель. Он не оставил после себя никаких записок, трактатов или статей о своей жизни, не рисовал он и автопортретов или портретов своих близких. На его полотнах библейские темы в изобразительном искусстве покрыты тайной, персонажи не имеют запоминающихся лиц и все фигуры лишены индивидуальности. В его картинах можно увидеть Господа и пресвятую Марию, Христа и Иоанна Крестителя. Полотно «Поклонение волхвов» как бы покрыто белоснежной пеленой. Поэтому картины так притягивают. Смотря на них, хочется разгадать тайну.

Библейские герои Брейгеля изображены среди современников, они ведут свою обыденную жизнь на фламандских городских улицах и в сельской местности. Например, Спаситель, обремененный тяжестью своего креста, теряется среди множества обычных людей, даже не подозревающих, что они делают свой глядя на Бога.

Полотна Караваджо

Великий Караваджо писал полотна, которые поражают своей необычностью, они по сей день вызывают горячие споры между ценителями искусства. Несмотря на то, что в эпоху Возрождения любимой темой для живописи были праздничные сюжеты, Караваджо остался верен себе, своей трагической тематике. На его полотнах люди испытывают ужасные мучения и нечеловеческие страдания. Библейские темы в изобразительном искусстве художника прослеживаются на полотнах «Распятие святого Петра», где изображена казнь апостола, распятого вниз головой на кресте, и «Положение во гроб» с изображением народной драмы.

В его картинах всегда присутствует будничность и обыденность человеческой жизни. Он всячески презирал картины с выдуманным сюжетом, то есть скопированным не из жизни, для него такие полотна были безделушками и детскими забавами. Был уверен в том, что только полотна с изображением реальной жизни могут считаться настоящим искусством.

Иконопись

На Руси иконопись появилась в X веке, после того как Русь в 988 году приняла византийскую религию - христианство. В Византии в то время иконопись и сюжеты Ветхого Завета в изобразительном искусстве, превратились в строгую, каноническую систему изображения. Поклонение иконам стало основной частью вероучения и богослужения.

На протяжении пару веков на Руси предметом живописи была только иконопись, через нее простой народ приобщался к прекрасному искусству. Изображая моменты из жизни Христа, Девы Марии и апостолов, иконописцы старались выразить свое индивидуальное представление о добре и зле.

Иконописцам всегда приходилось придерживаться строгих правил, они не могли изобразить выдуманный или сфантазированный сюжет. Но при этом они не были лишены возможности творить, можно было истолковать библейские сюжеты в изобразительном искусстве по своему усмотрению, подбирая различное сочетание красок. Иконы некоторых иконописцев отличаются среди других своим особенным стилем написания.

Иконы Андрея Рублева

Часто предметом научных дискуссий является принадлежность отдельных икон к творчеству Рублева. Единственное произведение, которое точно написал Рублев - икона «Троица». Авторство остальных пока под сомнением.

В «Троице» изображена необыкновенная простота и «немногословность» библейского события. С величайшим умением художник выделил именно те детали, которые помогают воссоздать представление происходящего события - это гора, символизирующая пустыню, палата Авраама и Благодаря этой иконе искусство, просто иллюстрирующее Библию, превратилось в познающее. Ранее никто не осмеливался на такое перевоплощение священного текста на картине.

Древнерусская живопись всегда четко следовала библейскому тексту, ее первоначальной задачей было воссоздать образ, о котором повествует Библия и Евангелие. Рублеву удалось раскрыть философский смысл библейского писания.

Сюжеты Нового и и библейские темы в изобразительном искусстве

Сюжеты из Нового и Ветхого Завета занимают одно из основных мест в христианской живописи. Изображая библейские сюжеты, художник должен перенести на полотно священный текст, поспособствовать пониманию, усилить эмоциональное восприятие и укрепить веру. Поэтому изобразительное искусство и Библия тесно связаны между собой, их история изменялась совместно.

Христианское искусство непросто воспроизводило библейские сюжеты. Талантливые художники создавали потрясающие картины, каждые из которых уникальны, благодаря тому, что по-особенному рассказывают о библейском сюжете.

Изначально христианство возникло как новое учение в иудаизме, поэтому в раннем христианском искусстве преобладали сюжеты из Ветхого Завета. Но потом христианство стало удаляться от иудаизма и художники стали изображаться сюжеты из

Авраам в изобразительном искусстве

Одним из персонажей, объединяющий несколько вер (иудаизм, христианство и ислам) является Авраам. В его образе совмещаются несколько граней:

  • родоначальник евреев, а через детей Агари и Кетуры - разных арабских племен;
  • первооснователь иудаизма, олицетворяющий идеал преданности вере;
  • заступник человечества перед Богом и герой-воитель.

В иудейских и христианских представлениях бытует понятие «Лоно Авраамово» — это особое потустороннее место для упокоения умерших праведников. В живописи изображают Авраама, сидящего на коленях, у него за пазухой либо во чреве сидят души верующих в виде детей. Это можно увидеть на полотнах «Золотые ворота», «Княжеский портал».

Жертвоприношение Исаака

Но самым любимым сюжетом, связанным с Авраамом, является жертвоприношение.

В библейском писании рассказывается, как Бог попросил Авраама сжечь своего сына Исаака, чтобы доказать свою преданность. Отец устроил жертвенник на горе Мориа, и в последний момент жертвоприношения Исаака к ним явился ангел и остановил его. Вместо ребенка был сожжен ягненок.

Такой драматический эпизод наводит на глубочайшие размышления о божьей справедливости.

Библейские темы в изобразительном искусстве всегда притягивали к себе художников. Несмотря на то, что библейские истории давно остались в прошлом, живописцам удается отразить через них современную действительность жизни.

Наиболее значительное полотно на евангельский сюжет среди шедевров русской живописи - это, несомненно, картина А. А. Иванова "Явление Христа народу" . Живописец отдал созданию этого шедевра двадцать лет своей жизни. Он рисовал это произведение в период с 1837 по 1857 г. Художник написал более 600 этюдов и эскизов маслом, многие из которых имеют значение самостоятельных произведений /"Ветка", "Неаполитанский залив" и др./

Сюжет самой картины повествует о появлении Христа перед народом в момент приятия крещения от Иоанна Крестителя на берегах Иордана. Иванов уходит от простого иллюстрирования текста. Для него образ Христа - это явленное Слово, исполнившееся пророчество, указывающее человечеству путь к спасению и духовному обновлению. Основа коллизии - столкновение мировоззрений, извечная проблема веры и безверия, выбора между осязаемым материальным благополучием и неосязаемой, но преображающей человека духовной свободой (фигура господина и раба в центре картины). Признавая философскую масштабность этого "сюжета всемирного", критик Василий Стасов писал:" Иванов - одна из величайших личностей, когда-либо появившихся на свет..."

Рождество Иисуса Христа

"Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого.

Иосиф же, муж Её, будучи праведен и не желая огласить Её, хотел тайно отпустить Её. но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет Людей Своих от грехов их"(с)

Виктор Васнецов. Богоматерь с Младенцем. 1885 г.

Яков Капков. Богоматерь. 1853г.

Петр Шамшин. Святое семейство. 1858 г.

Алексей Егоров. Отдых на пути в Египет. 1827 г.

Проповедь и чудеса

"И когда пришел Иисус в дом начальника и увидел свирельщиков и народ в смятении, сказал им: выйдите вон, ибо не умерла девица, но спит. И смеялись над Ним.

Когда же народ был выслан, Он, войдя, взял её за руку и девица встала. И разнесся слух о сем по всей земле той."(с)

Илья Репин. Воскрешение дочери Иаира. 1871 г.

Василий Поленов. Христос и грешница. 1888 г.

Генрих Семирадский. Христос у Марфы и Марии. 1886 г.

Тайная вечеря

"Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше бы этому человеку не родиться"

Василий Шебуев. Тайная вечеря. 1838 г.

Николай Ге. Тайная вечеря. 1883 г.

Николай Ге. Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад. 1889 г.

Моление о чаше

"И отойдя немного, пал на лицо Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты...

если не может чаша сия миновать меня, чтобы Мне не пить её, да будет воля Твоя."

Федор Бруни. Моление о чаше. середина 1830х

Иван Крамской. Христос в пустыне. 1872 г.

Суд над Иисусом

"Иисус же стал перед правителем. И спросил Его правитель: Ты Царь Иудейский?

Он сказал ему в ответ: ты говоришь"(с)

Николай Ге. "Что есть истина?" Христос и Пилат. 1890 г.

Казнь Иисуса Христа

"Правитель сказал: какое же зло сделал Он?

Но они ещё сильнее кричали: да будет распят"(с)

Карл Брюллов. Распятие. 1838 г.

"Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему"(с)

Михаил Боткин. Жены, издали смотрящие на Голгофу. 1867 г.

Воскресение

"Ангел же, обратив речь к женщинам сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь - Он воскрес, как сказал"(с)

Александр Иванов. Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения. 1835г.

"Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И, приблизившись, Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь"

Вторая часть Библии называется Новый Завет . Это собрание из 27 книг, куда входят:

4 Евангелия , деяния Апостолов , 21 послание Апостолов и книга Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсис ).

Новый Завет был написан уже в новое время – время так называемой НАШЕЙ ЭРЫ (Ветхий Завет писался до нашей эры). Наша эра открывается евангельскими текстами Нового Завета, рассказывающими о рождении, жизни и смерти Иисуса Христа. В русской традиции эти книги дошли до нас в греческом переводе Библии – септуаги нте. Новый Завет Библии наиболее важен для христианства, в то время как иудаизм боговдохновенной её не считает (не признаёт).

Новый Завет состоит из книг, принадлежащих восьми писателям: Матфею, Марку, Луке, Иоанну, а также Петру, Павлу, Иакову и Иуде.

В славянской и русской Библии книги Нового Завета размещены в следующем порядке:

    Исторические

Евангелия (Благая весть)

        от Матфея

        от Марка

        от Луки

        от Иоанна

      Деяния Апостольские Луки

    Учительные

    • Послание Иакова

      Послания Петра

      Послания Иоанна

      Послание Иуды

      Послания Павла

      • к Римлянам

        к Коринфянам

        к Галатам

        к Ефесянам

        к Филиппийцам

        к Колоссянам

        к Фессалоникийцам

        к Тимофею

        к Титу

        к Филимону

        к Евреям

    пророческие

    • Откровение Иоанна Богослова (Апок а липсис)

Евангелие

Первые четыре книги Нового Завета Библии – Ев а нгелие. Слово Евангелие переводится с греческого языка как «благая весть » (весть, несущая благо – доброе начало для людей). Это весть (= известие) о рождении Иисуса Христа – Спасителя мира,месс и и (переводится как Спаситель). События Нового Завета открывают новую эру, новое летоисчисление (нашу эру).

Евангелия, рассказывающие о жизни Иисуса Христа, написаны четырьмя евангелистами – Матфеем, Лукой, Иоанном и Марком.

Матфей – автор первого Евангелия (его второе имя – Левия). До того, как стал апостолом – учеником Христа (их было 12), Матфей был мытарем – собирал дань, налоги. После смерти Иисуса он проповедовал христианство и мученически погиб в Эфиопии (Его символический знак – человек).

Иоанн (Богослов) автор четвертого Евангелия. Любимый ученик Христа. Был с ним в самые важные минуты его жизни. Автор Откровения от Иоанна Богослова, Апокалипсиса (конца, гибели мира) (его знак – орел).

Изображения евангелистов в церкви находятся на Царских Вратах – это вход в алтарь, символизирующий Небесный Иерусалим.

Евангельские события нашли отражение в так называемом праздничном, или сюжетном, цикле русской иконы. Эти события стали прецедентными ситуациями христианской культуры.

Поливарова Юлия

В своей работа Поливарова Юлия рассматривает картины русских художников XIX века, написанные на евангельские сюжеты, с точки зрения нравственности. Какие духовно-нравственные проблемы поднимают в своих картинах художники?

В картине «Христос в пустыне» Н.Ге раскрыта тема выбора жизненного пути человека, поиска смысла жизни.

В картине «Христос и грешница» В. Поленова раскрыта тема отношения человека к человеку, тема истинной справедливости.

В картинах «Воскрешение дочери Иаира» В. Поленова и И. Репина раскрыта тема борьбы жизни со смертью, значение веры в жизни человека.

В картине «Тайная вечеря» Н. Ге поднимается вопрос о смысле предательства.

В картине «Что есть истина» Н. Ге раскрыта тема поиска истины, соотношение духовного и материального в жизни человека.

В картине «Распятие» раскрыта тема прозрения, показано значение любви и сострадания в жизни каждого человека.

В работе подчёркивается актуальность евангельской живописи XIX века в наше время, и ее роль в воспитании духовности и нравственности в современном человеке.

Данный проект можно использовать на уроках искусства, МХК, основ православной культуры, на классных часах, направленных на духовно-нравственное воспитание учащихся.

Проект занял I место на III городской научно-практической конференции школьников "Эврика" и II место на краевой научно-практической конференции "Эврика" Малой академии наук учащихся Кубани в 2006 году.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Краевая научно-практическая конференция Малой академии наук

учащихся Кубани «Эврика»

ЕВАНГЕЛЬСКИЕ СЮЖЕТЫ

В РУССКОЙ ЖИВОПИСИ XIX ВЕКА

(духовно - нравственный аспект)

Научно-исследовательский проект

Выполнен ученицей 11 класса

средней школы № 66 г. Краснодара

Поливаровой Юлией Геннадьевной

Научный руководитель:

преподаватель основ православной культуры,

музыки и МХК

МОУ СОШ № 66 г. Краснодара

Тананко Надежда Викторовна.

Краснодар

2006 г.

Аннотация

В научно-исследовательском проекте Поливаровой Ю.Г. раскрыта тема евангельских сюжетов в русской живописи второй половины XIX века.

Научно-исследовательский подход к теме заключается в том, что автор рассматривает картины не с художественно-аналитической точки зрения, а подходит к ним с позиции духовности и нравственности.

На примере различных картин Н.Н. Ге, И.Н. Крамского, В.Д. Поленова и И.Е. Репина Поливарова Ю.Г. рассматривает, какие духовно-нравственные проблемы поднимают художники в своих картинах, и как с помощью евангельского сюжета они решают эти проблемы.

В своей работе Поливарова Ю.Г. проанализировала множество различных статей и исследований. Оставив в стороне детальный анализ средств художественной выразительности, она сосредоточила свое внимание на тех оценках, которые критики, исследователи и современники дали картинам в плане их духовно-нравственного содержания и значения.

Большое место в работе отведено взглядам самих художников на поднимаемую ими проблему. В связи с этим автор проекта рассматривает мировоззрение, жизненную и художественную позицию каждого художника, отношение к религии, к церкви , что играет немаловажную роль в живописном воплощении того или иного евангельского сюжета.

Цель данного аспекта рассмотрения картин заключается в том, чтобы выявить, актуальность евангельской живописи XIX века в наше время, и ее роль в воспитании духовности и нравственности в современном человеке.

Данная работа является востребованной, т.к. проблема воспитания духовности и нравственности у подрастающего поколения является на сегодняшний день одной из самых актуальных.

Евангельские сюжеты в русской живописи XIX века (духовно-нравственный аспект). Поливарова Ю.Г.

Россия, Краснодарский край, город Краснодар, МОУ СОШ № 66, 11 класс.

Тезисы

Анализ ситуации в России за последние годы показал, что вопрос духовности и нравственности очень остро стоит в современном обществе. Наше государство и все прогрессивное современное общество над этим вопросом, ищет пути решения нравственных проблем.

Один из таких способов – изобразительное искусство, несущее высокие духовно-нравственные идеи. Особенной глубины эта тема достигла в работах Ивана Николаевича Крамского, Ильи Ефимовича Репина, Николая Николаевича Ге и Василия Дмитриевича Поленова, написанных на евангельские сюжеты. Эти художники поднимают в своих картинах глобальные, вечные проблемы христианской морали и ищут пути их решения.

Понятия духовности и нравственности. Нет непроходимой грани между религиозным и светским пониманием духовности.

Духовность – это осознание святости и стремление к ней, т.е. одухотворенность жизни человека высокими нравственными идеалами и постоянное совершенствование себя в соответствии с заповедями Христа. Такая духовность коренным образом преобразует человека и всю его жизнь. Нравственность – это способ нормативного регулирования поведения человека в соответствии с духовными идеалами. Нравственные ценности определяются духовностью.

Христианская тематика является неиссякаемым источником творческих поисков в разных видах искусства и для разных народов. Вплоть до XV века искусство было преимущественно религиозным. Художники писали картинный на сюжеты из Нового Завета. Сюжеты из Ветхого Завета оставляли больше простора для авторской фантазии, и они легли в основу многих произведений европейской живописи XVII – XVIII вв.

Русские художники, как и зарубежные, тоже часто обращались в своем творчестве к Библейским сюжетам. Но в отличие от европейских живописцев, источником их вдохновения стал Новый Завет (Евангелие). Их интересовали духовные и нравственные основы христианской веры. Но более всего художников интересует образ самого Христа.

Впервые в истории мирового изобразительного искусства русские художники второй половины XIX века подошли к трактовке образа Христа не как Бога, но как человека. Из всего Еван гелия русскими художниками были выбраны такие сюжеты, в которых совершенно раство ряется божественное, нере альное и ярче всего проявля ется обыкновенный человечес кий характер.

Какие духовно-нравственные проблемы поднимают в своих картинах художники?

  1. В картине «Христос в пустыне» Н.Ге раскрыта тема выбора жизненного пути человека, поиска смысла жизни.
  2. В картине «Христос и грешница» В. Поленова раскрыта тема отношения человека к человеку, тема истинной справедливости.
  3. В картинах «Воскрешение дочери Иаира» В. Поленова и И. Репина раскрыта тема борьбы жизни со смертью и значение веры в жизни человека.
  4. В картине «Тайная вечеря» Н. Ге поднимается вопрос о смысле предательства.
  5. В картине «Что есть истина» Н. Ге раскрыта тема поиска истины, соотношение духовного и материального в жизни человека.
  6. В картине «Распятие» раскрыта тема прозрения, показано значение любви и сострадания в жизни каждого человека.

Не идеализированный, а близкий и понятный каждому человеку образ Христа на этих картинах заставляет задуматься об истинном смысле пребывания человека на земле, о силе человеческих страданий, о возможности безграничной любви к ближнему, ко всему человечеству. Картины учат любить, прощать, понимать, сочувствовать. Картины учат жить и умирать достойно званию Человека.

Между священнослужителями и художниками часто происходили дискуссии, споры, непонимание. Представители церкви зачастую категорически не принимали точку зрения художников, обвиняя их в искажении Евангельских событий и их религиозного смысла, в чрезмерном очеловечивании Христа, в отступлении от церковных догматов. Некоторые картины были сняты с выставок.

Передовая часть общества по достоинству оценила картины, поняв их истинный смысл и назначение.

Общепризнанно в мире, что ни одна из западных культур не поднялась на такую духовно-нравственную высоту, какая стала доступна великой русской куль туре.

Евангельские сюжеты в русской живописи XIX века (духовно-нравственный аспект). Поливарова Ю.Г.

Россия, Краснодарский край, город Краснодар, МОУ СОШ № 66, 11 класс.

План научно-исследовательского проекта

  1. Введение………………………………………………………………………….6

Причина выбора темы и ее актуальность.

  1. Евангельские сюжеты в искусстве……………………………………………..7
  2. Поиск истины в живописи И. Крамского……………………………………...8

(«Христос в пустыне»)

  1. Поиск истины в живописи В. Поленова……………………………………….9

(«Христос и грешница»)

  1. Вера творит чудеса……………………………………………………………..10

(В. Поленов и И. Репин «Воскрешение дочери Иаира»)

  1. Поиск истины в живописи Н. Ге………………………………………………11

1) Тема предательства………………………………………………………….11

(«Тайная вечеря»).

2) Что есть истина……………………………………………………………...12

3) Тема казни…………………………………………………………………...13

(«Распятие»)

  1. Заключение……………………………………………………………………..15
  2. Список литературы ……………………………………………………………16
  3. Список иллюстрированных приложений……………………………………..17
  1. ВВЕДЕНИЕ.

Анализ ситуации в России за последние годы показал, что вопрос духовности и нравственности остро стоит в современном обществе, т.к. усиливается разобщенность людей, происходит разрушение семьи, потеря смысла жизни, криминализация сознания, одним словом – общество идет по пути, который может привести его к полной нравственной деградации.(2)

Такие негативные явления особенно заметны в молодежной среде.

Почему это происходит? В момент самоопределения, становления личности молодым людям свойственны поиски нравственных основ – тех критериев, которые определяют смысл жизни. В наше время молодое поколение воспитывается в обществе, где властвуют ценности рыночных, товарно-денежных отношений, где зачастую понятия «духовность» и «нравственность» вообще отсутствуют, а место человека в обществе определяется не нравственными позициями, а толщиной кошелька. В таких условиях молодым людям сложно найти приоритеты в жизни, выбрать истинные ценности. По этой причине молодежь часто решает свои проблемы уходом от действительности – отсюда рост преступности, наркомания, проституция, самоубийства и другие катастрофически негативные явления.

Можно ли этого избежать? Наше государство и все прогрессивное современное общество работает над этим вопросом, ищет пути решения нравственных проблем. И все чаще эти поиски приводят к осознанию того, что основой в воспитании нравственности должна стать духовность в том смысле, как ее понимали в нашем христианском православном государстве. И тогда становится ясно, что вовсе не нужно «изобретать велосипед», поскольку люди задолго до нас уже открыли множество способов духовно-нравственного воспитания.

Один из таких способов – изобразительное искусство, которое обладает уникальной способностью запечатлевать моменты Истины и нести их в мир, преодолевая время. Нам лишь нужно научиться находить эти моменты, пытаться их понимать и, пропуская через себя, формировать свои нравственные позиции.

Тема духовности и нравственности всегда была одной из главных во всех видах искусства. В изобразительном искусстве эта тема раскрыта в ярких, конкретных, видимых образах. Она волновала художников, правдиво отражающих жизнь. Ответы на многие вопросы эти художники искали в реальной жизни, а находили в сюжетах Нового завета. Особенной глубины эта тема достигла в работах Ивана Николаевича Крамского, Ильи Ефимовича Репина, Николая Николаевича Ге и Василия Дмитриевича Поленова.

Цель данной работы – на примерах картин этих художников, разобраться: почему Евангельские сюжеты актуальны в наше время, как и во все времена и какие важные вопросы духовности и нравственности поднимаются в картинах, написанных на эти сюжеты. Все аспекты рассмотрения картин ведут к осознанию их актуальности в современном обществе в плане духовно-нравственного воспитания.

  1. ЕВАНГЕЛЬСКИЕ СЮЖЕТЫ В ИСКУССТВЕ.

Христианская тематика является неиссякаемым источником творческих поисков в разных видах искусства и для разных народов.

На Западе вплоть до XV века искусство было преимущественно религиозным.

В Эпоху Возрождения в искусстве стали утверждаться идеи гуманизма, т.е. возвеличивания человека. Тем не менее, величайшие художники Возрождения находили свой эстетический идеал в образах Мадонны и Христа, в образах Библейских героев. К Новому Завету относились все так же почтительно, однако темы для картин черпали из него реже. А вот сюжеты из Ветхого Завета оставляли больше простора для авторской фантазии, и они легли в основу многих произведений европейской живописи XVII – XVIII вв.(5)

Русские художники, как и зарубежные, тоже часто обращались в своем творчестве к Библейским сюжетам. Но в отличие от европейских живописцев, источником их вдохновения стал Новый Завет. И это не случайно. Большинство из художников относились к вере с гуманистических позиций. Их интересовали духовные и нравственные основы христианской веры. В трагичных, психологически острых, философски глубоких и сложных сюжетах Нового Завета они искали и находили общечеловеческие темы - выбор жизненного пути, предательство, отношения между людьми и между человеком и обществом, верность идее (смерть за идею), грех, самопожертвование.

Но более всего художников интересует образ самого Христа. Впервые в истории мирового изобразительного искусства русские художники второй половины XIX века подошли к трактовке образа Христа не как Бога, но как человека. (21)

Из всего Еван гелия русскими художниками были выбраны такие сюжеты, в которых совершенно раство ряется божественное, нере альное и ярче всего проявля ется обыкновенный человечес кий характер.

Религиозная тема приобрела в творчестве передовых русских художников значение своеобразной формы выражения их мыслей и представлений о современной им действительности, о современном человеке. Обращение к религиозной теме позволяло сосредоточиться на вопросах морали, сквозь призму которых современное им поколение решало важнейшие социальные проблемы своей эпохи.

«…искусство, запечатлевающее Истину, становится и хранилищем ее, помогает Истине уцелеть во всех исторических бурях» (Ф. М. Достоевский)

Обращаясь к Евангельским сюжетам, русские художники XIX века «запечатлевали Истину».

Но что есть Истина? Стараясь найти ответ на этот вопрос, мы воспитываем себя духовно и совершенствуем нравственно. Русская евангельская живопись XIX века способна помочь нам в этом.

  1. ПОИСК ИСТИНЫ В ЖИВОПИСИ И. Н. КРАМСКОГО

Одним из художников XIX века, обращавшихся к Евангельским сюжетам, был

Иван Николаевич Крамской (1837 – 1887).

«Под влиянием ряда впечатлений у меня осело очень тяжелое ощущение от жизни. Я вижу ясно, - писал Крамской, - что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье – пойти ли направо или налево, взять ли за господа бога рубль или не уступать ни шагу злу. И вот у меня является страшная потребность рассказать другим то, что я думаю. Но как рассказать? Чем, каким способом я могу быть понят? И вот я, однажды, когда особенно был этим занят, вдруг увидал фигуру, сидящую в глубоком раздумье. ...Кто это был? Христос ли это? Не знаю. Но все же я догадывался, что это такого рода характер, который, имея силу все сокрушить, одаренный талантами покорить себе весь мир, решается не сделать того, куда влекут его животные наклонности. И я был уверен, что, что бы он ни решил, он не может упасть. Мне показалось, что это всего лучше подходит к тому, что мне хотелось рассказать».

В образе Христа художник показал одинокого человека , «исполненого тяжких раздумий: идти к людям, учить их, страдать и погибнуть, или поддаться искушению и отступить…» Главное на картине – лицо Христа. Но оно передает не только страдание, но вопреки всему выражает невероятную силу воли и готовность сделать первый шаг на каменистом пути, ведущем к Голгофе.

Картина вызвала чрезвычайный интерес и бурные споры. Реакционная печать обвинила художника в полном искажении образа Христа, и даже в антирелигиозности. В защиту картины выступили те, кто понимал христианство как нравственно-философское учение, а личность Христа - как пример высокого нравственного идеала. Л.Н. Толстой в своей переписке с П.М. Третьяковым утверждал, что Христос Крамского «это лучший Христос, которого я знаю».(9, 11, 16, 22)

Почему картина волнует сегодня? Потому что и сегодня жизнь ставит человека перед выбором жизненного пути и поиском смысла жизни.

Христос знал, когда и как закончится его земная жизнь, в чем заключается смысл его пребывания на земле в образе человека. Он знал, что предстоит ему вынести и ради чего . Подобно Христу-Человеку мы знаем, что наша земная жизнь конечна, но в отличие от него не знаем назначенного дня и часа. Мы не знаем, какие испытания ждут нас на пути и ради чего нам стоит их преодолевать, и стоит ли вообще?.. Именно это незнание заставляет нас торопиться с поисками смысла жизни. Картина Крамского «Христос в пустыне» направляет эти поиски к высокому духовно – нравственному идеалу.

  1. ПОИСК ИСТИНЫ В ЖИВОПИСИ В.Д.ПОЛЕНОВА

«Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит. В жизни так много горя, так много пошлости и грязи, что если искусство тебя будет сплошь обдавать ужасами да злодействами, то уже жить станет слишком тяжело».

Эти слова великого русского художника Василия Дмитриевича Поленова (1844 – 1927) являются ключом к пониманию его творчества.

Поленов, как художник, тонко чувствовавший свое время, видел многие недостатки современного ему общества и считал, что именно искусство способно изменить мир к лучшему, способно показать обществу тот духовно-нравственный идеал, к которому нужно стремиться.

Сюжет, взятый из Евангелия от Иоанна (гл. 8, 3 – 11) , лег в основу величайшего полотна «Христос и грешница». Картина была представлена на передвижной выставке в 1887 году.

«Это было событие, - вспоминал армянский художник Е.М. Татевосян , - это был настоящий праздник, особенно для нас, молодежи, учеников его. После традиционных, почти черных картин… «Грешница» была светлым, жизнерадостным, грячо-солнечным произведением в холодной снежной Москве, к тому же она была дерзким вызовом для религиозных ханжей…»

В левой части картины мы видим Христа, спокойно сидящего на нижней ступени Храма. Рядом – народ, внимательно слушающий его проповедь.

Мудрости и спокойствию, царящему рядом с Христом, резко противопоставлена злоба и напряжение толпы, возглавляемой книжниками.

Негодующее и безжалостное выражение лица первого книжника, требующего сурового наказания для блудницы, и ехидно-насмешливое выражение лица книжника, стоящего за ним, говорят об истинной причине, приведшей их к Христу. Книжникам важно не само наказание, а то, какое решение примет Христос. Они пришли «искушать Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его», чтобы обличить его в нарушении закона, данного Богом пророку Моисею. (9, 15, 16)

Ответ Христа поразил всех: « Кто сам без греха, пусть первым бросит в нее камень».

«И разошлась притихшая толпа, впервые задумавшись об истинной правде и справедливости» (С. Винокурова). Почему? Потому что ответ Христа заставляет каждого человека заглянуть в свою душу и признаться самому себе в совершенных грехах...

Этот ответ не в прошлом. Он должен звучать сегодня в сердце каждого, кто собирается осудить другого. В этой картине Поленов затронул очень важную проблему отношения человека к человеку. Эта проблема остро стоит в наше время, когда отношения между людьми все больше строятся на основе материальной выгоды, нежели на любви и взаимопонимании.

«Дорогой Василий Дмитриевич. Ваша работа... встречает сочувствие. Не надо, стало быть, ждать протекания веков, чтобы оценить элементы вечности в Ва шей творческой жизни...» (Л. В. Кондауров)

  1. ВЕРА ТВОРИТ ЧУДЕСА.

Борьба двух начал – темного и светлого, единоборство жизни и смерти. Несмотря на огромное количество произведений, отражающих эту проблему, она до сих пор остается одной из самых непостижимых и поэтому самых актуальных проблем человечества.

Что такое бессмертие, существует ли вечная жизнь, продолжается ли жизнь после смерти, можно ли изменить законы природы и победить смерть?.. Поиском ответов на эти вопросы занимается не только искусство, но и наука и религия. И если искусство и наука находятся в вечном поиске, то в религии уже давно найдены ответы на все духовные вопросы земного бытия. И этим ответом является Слово Божие.

Именно поэтому многие художники, которых волновала проблема жизни и смерти, обращались к сюжетам Нового Завета, к жизни Христа, смыслом которой и была победа Жизни над Смертью.

Чудесам исцеления посвящены многие сюжеты Евангелия. Один из таких сюжетов – «Воскрешение дочери Иаира». (Евангелие от Марка, гл.5, 22 – 43) К этому сюжету в своем творчестве обращались два русских художника – Василий Дмитриевич Поленов и Илья Ефимович Репин (1844 – 1930).

Художники по-разному подошли к трактовке одного и того же сюжета.

На картине Репина мы видим самый трагичный момент этого сюжета, предшествующий совершению чуда. Мы видим смерть. Скрывая от зрителя лицо девочки, Репин ставит нас перед лицом убитых горем родителей. Этим он невольно заставляет зрителя до глубины понять и прочувствовать всю трагичность происходящего и одновременно дает надежду. Ведь в выражениях лиц родителей мы видим не только горе и отчаянье, но и веру в исцеление. Художник также ставит нас и перед лицом Христа, который спокоен, сосредоточен, мудр. Он пришел, чтобы исполнить свое предназначение – победить смерть. (16)

На картине Поленова мы видим самый светлый момент этого сюжета – само воскрешение. Мы видим жизнь. Герои расположены в пол-оборота к зрителю, что дает возможность понять восторженные чувства всех людей, присутствующих в комнате. Девочка, очнувшись от смертельного сна, широко открытыми глазами смотрит на своего спасителя. И только Христос, так же, как и на картине Репина, спокоен и сосредоточен.

Несмотря на разные подходы художников к одному и тому же евангельскому сюжету, все же обе эти картины объединяет одна главная мысль, которую можно выразить словами Христа - «по вере вашей да будет вам».

Во что верить? Сегодня, как никогда, этот вопрос остро стоит перед молодым поколением. Картины Репина и Поленова, каждая по-своему, дают на него однозначный ответ. Даже в самых безысходных ситуациях верить нужно в свет, верить нужно в жизнь.

6. ПОИСК ИСТИНЫ В ЖИВОПИСИ Н.Н. ГЕ

Одним из ярчайших художников XIX века, вставших на путь «проповедника духовной красоты», был Николай Николаевич Ге (1831 - 1894).

До конца жизни его вдохновляла надежда на то, что с помощью искусства человек может прозреть, а мир – исправиться. Эта надежда привела художника к евангельскому искусству.

Однако евангельская живопись Ге не имела ничего общего с традиционным религиозным искусством . В сознании художника евангельские сюжеты и истины приобретали общечеловеческий характер, а потому лишались узко религиозной направленности. (12)

Ге значительное время проводил за чтением Евангелия, стремясь обнажить его скрытый, «истинный» смысл. «В этой книге есть все, что нужно человеку», - любил говорить он.

По мере того, как он открывал для себя евангельские истины, Христос в сознании художника превращался в человека – страдальца. По словам А.Н. Бенуа Ге видел Христа «скорее каким-то упрямым проповедником человеческой нравственности, погибающим от рук дурных людей и подающим людям пример, как страдать и умирать, нежели пророком и богом».(19)

  1. Тема предательства.

Первой в ряду картин на евангельские сюжеты была «Тайная вечеря» (1863). Художник выбрал сюжет, к которому обращались многие мастера прошлого (Евангелие от Матфея. Гл.26, 17-35; от Марка гл.14, 12-31; от Луки гл.22, 7-39, от Иоанна гл.13-17), но истолковал его совершенно иначе, чем это было принято в религиозном искусстве.

Главным событием Тайной вечери церковь считает установление Таинства Евхаристии, момент же ухода Иуды является чем-то второстепенным и незначительным. Однако, вместо трапезы Ге изобразил момент разрыва Иуды с Христом.

Не смотря на то, что Христос помещен в левой части композиции, он воспринимается как главное действующее лицо. В его бездействии и молчании чувствуется покорность судьбе и решимость пойти на жертву. Переживания юного Иоанна, перед которым раскрылась пугающая глубина морального падения человека, усиливают великую печаль Иисуса.

Образ Иуды у Ге лишен одноплановости. Зло бесконечно многообразно, противоречиво и сложно. В представлении Ге Иуда – это антипод общечеловеческой идеи добра, отождествляемой с именем Христа. Ему ведомы моральные сомнения. Он покидает товарищей под грузом колебаний, его шаг замедлился, но он как будто уже не в силах остановиться. Из мелкого ничтожного предателя Иуда у Ге превратился в вероотступника, изменившего прекрасной идее любви к людям. (22)

В России картина впервые появилась на выставке в Петербурге в 1863 году. Против нее выступили церковные власти. Картина не понравилась и Ф.М. Достоевскому из-за того, что Ге допустил произвольное истолкование источника. «Если следовать буквальному тексту Евангелия, - заявлял Достоевский , - то основным содержанием Тайной вечери являлось установление евхаристии. Конечно, ничего похожего нельзя найти в картине Ге».

Не смотря на подобные отзывы, картина была воспринята как необычайно злободневная и новаторская. Салтыков-Щедрин открыто заявлял, что для него картина Ге значительна тем, что мысли, вызванные ею, имеют современное звучание, что истории свойственно повторяться и ее уроки должны быть учтены.

«Внешняя обстановка драмы кончилась, но не кончился ее поучительный смысл для нас». (М.Е.Салтыков-Щедрин). (14, 15, 9, 16)

Имеет ли эта картина такое же актуальное значение в наши дни? Безусловно, потому что в ней поднята вечная тема общечеловеческой морали. Картина заставляет поставить себя на место Иуды, на место Христа и оценить последствия такого безнравственного поступка, как предательство.

  1. Что есть истина.

В 1889 – 1890 годы Ге создает полотно «Что есть истина?» («Христос перед Пилатом»).

(Евнгелие от Иоанна, гл. 18, 33-40; гл.19, 1-5)

Измученный Христос стоит перед Понтием Пилатом, римским правителем Иудеи. Он угрюм и сосредоточен. Только что прозвучал ответ Христа: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине». Пилат усмехается в ответ. Он - наместник Рима - владыки античного мира. С торжеством победителя прокуратор вопрошает Христа: «Что есть истина?» Великий Рим не дал ему ответа. Неужели этот оборванный нищий, стоящий на пороге лютой казни, может дать ответ? А Тот, буквально вжатый в стену этим властным напором, хранит молчание. На Нем грязные лохмотья, волосы всклокочены, вид Его весьма жалок. Но у зрителя, не создается впечатления, что правда на стороне Пилата.

Избравший путь «уничижения», Иисус остается тем, кто знает, что реально беспокоит человека в данный момент. Он не учит, не наставляет. Он сочувствует. Беззащитность становится силой, стоящей на пути зла. (13, 14)

Картина не была понята зрителем, художника обвинили в том, что образ Христа не только написан им без всякого намека на Божественную природу, но даже лишен какого-либо человеческого героизма.

Картина эта нашла отклик в сердцах много позже. В наше время картина Ге «Что есть истина?» актуальна, как никогда. В чем же заключается эта ее актуальность для современного общества? Давайте еще раз внимательно всмотримся в происходящее на полотне.

Пилат уверен, что истина – это он, т.е. те законы Великой Римской Империи, которую он олицетворяет. Мы видим его самоуверенность во всем – в позе, в жесте, в одеянии, в выражении лица. Ослепленный самоуверенностью, Пилат даже не подозревает, насколько он в своем величии слаб и ничтожен по сравнению с этим измученным, униженным, нищим человеком – Христом. Сила Христа ни в славе, ни в богатстве, ни во власти, сила Христа – в истине! Он один знает, что есть истина. Поэтому он спокоен, поэтому он силен, поэтому он не боится смерти.

Важный психологический момент найден Ге в этой картине. Он сумел показать превосходство духовно-нравственной силы человека над физической. Именно это делает картину Ге «Что есть истина?» актуальной в наше время, в современном обществе, которое все больше склоняется к тому, что смысл жизни человека – в удовлетворении своих физических и материальных потребностей и забывает об истинных человеческих ценностях, таких как любовь, прощение, самоотверженность…

  1. Тема казни.

Последней работой Ге стала картина «Распятие». (Евангелие от Луки, гл. 23, (33 – 46); от Марка, гл. 15, (33-34)) Интересны мотивы, которые двигали Ге при написании картины. Они изложены в письме к Л. Толстому: « Я долго думал, зачем нужно распятие...- для возбуждения жалости, сострадания оно не нужно... распятие нужно, чтобы сознать и почувствовать, что Христос умер за меня... Я сотрясу их мозги страданиями Христа, я заставлю их рыдать, а не умиляться!.. »

Ге начал работу над картиной в 1884 году.

Прежде чем появился окончательный вариант картины, Ге потребовалось 10 лет! За эти годы он переписал «Распятие» 12 раз. Первые варианты «Рас пятия» зрелищны - ужасная казнь. Потрясти зрителя должна бы ла не идея - сам факт. Ге отверг эти варианты. Признался: смысла распятия он пока не понял. На уяснение смысла уходили годы. И с каждым шагом рядом с Христом вы растал и укреплялся в картине новый герой, бесконечно далекий от идеала, Разбойник.

«Я пишу Распятие так. Три креста, один разбойник в бесчувствии, это тот, который ругался, затем Христос в последние минуты жизни, умирающий, и третья фигура разбойника, который пожалел Христа. Он сделал большое усилие, чтобы видеть Христа, и, видя его страдания, за был свое и плачет, смотря на умирающего...»

С каждым новым вариантом картины Разбойник, «который ругался», все меньше интересует Ге, в конце концов, он поймет, что и вовсе без него обойдется, срежет его с полотна вместе с полоской холста, чтобы не мешал, не отвлекал зрителя от глав ного.

А главное на картине – это разбойник, который заорал дико и бессмысленно оттого, что рядом умер на кресте человек, не сумевший спасти от мучений ни себя, ни его. Ге рассказал нам о жизни человека, который родился прекрасным - все рождаются прекрасными, - но вырос в мире зла и несправед ливости. Его учили, что надо грабить, мстить, не навидеть, и самого его грабили и ненавидели... И вдруг за минуту до смерти он слышит слова любви. И от кого? От такого же, как он отверженного и распятого. Эти слова все в Разбойнике перевернули. Он жаждет их снова слышать. Он тянется со своего креста к тому, кто их произ нес. Он в ужасе кричит, зовет его. Не успел.

Ге говорил о том, что нужно ус петь с прозрением раньше, чем за минуту до смерти. В душе он надеялся, что сотни «разбойников» подвинутся к прозрению, увидев его картину.

Последние произведения Ге вызвали не просто споры и нападки, они воспринимались как скандал. «Разве так можно?» - вопрошал зритель. «Не богохульство ли это?» - возмущалась критика. Картина «Распятие» была снята с выставки и переправлена в Лондон.

Сам художник считал «Распятие» самой большой своей удачей в жизни. А Лев Толстой говорил, что это первое «Распятие» в мире и что Ге – единственный художник, который способен выразить евангельские истины. Такого Христа, как у Ге, русское искусство не знало. Николай Николаевич Ге был одним из тех художников, кому действительно удалось прикоснуться к тайне умаления Христа, к тайне Его вочеловечения. Глядя на картины Ге, можно сказать словами Пилата: «Се человек!» (14, 20, 19, 18, 17, 13, 12)

Написав смерть Христа, художник постиг тайну бессмертия. Он верил, что надо хорошо жить для людей, тогда после смерти его продолжат другие. Он постиг и судьбой доказал, что тот лишь, кто смел и терпеливо несет свои убеждения, приобретает жизнь вечную – у отступника «вокруг пустота», для него прошлое уже сегодня. Ге постиг, что Сегодня жить для людей – это значит, жить Завтра.

А еще он постиг, что истины, которые проповедует искусство, должны быть вечными, что искусство должно не приукрашивать жизнь, а напротив, обнажать и даже утрировать ее, чтобы достучаться до людских сердец. Силу искусства он видел в том, что оно может показать «разницу между тем, чем мы должны быть, и тем, что мы есть». (9)

Сегодня, вникая в смысл евангельских картин Ге, мы должны постараться увидеть эту «разницу», а, увидев, стремиться всей душой изменить себя и стать тем, «чем мы должны быть». Картины Ге указывают пути, по которым должен двигаться человек в поисках высокого духовно-нравственного идеала. И в этом их непреходящее историческое, художественное и общечеловеческое значение.

7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В последнее время во всех сферах жизни – в экономике, в политике, в искусстве - стала господствовать идея вседозволенности, неограниченной свободы личности. Поэтому актуальной стала проблема духовности как одухотворенности жизни человека высокими нравственными иде алами, наполненности ее христианскими добродетелями, безгра ничной устремленности к совершенству.

Духовность - этот тот внутренний стержень, который формирует личность, тот внутрен ний тормоз, который останавливает человека перед нарушением норм нравственности или воодушевляет на подвиг, подвижниче ство, жертвенность, героизм.

Всегда особенностью русской культуры был тот высокий духов но-нравственный потенциал, который и поднял ее на верши ну культурно-исторического прогресса.

Общепризнанно в мире, что ни одна из западных культур не поднялась на такую духовно-нравственную высоту, какая стала доступна великой русской куль туре. (2)

Главной чертой русской культуры стало пристальное внима ние к внутреннему миру человека. Великие просветители русской культуры считали ее задачей взращивание духовности, тех высоких нравственных качеств, которые завещаны нам в Биб лии . И среди всех видов искусств одно из главных мест в этом плане занимает живопись.

В данной работе была раскрыта малая часть того, что было создано живописцами второй половины XIX века. Но уже тех нескольких картин, написанных на евангельские сюжеты, которые представлены в этой работе, достаточно, чтобы понять – насколько велико значение русского искусства для духовно-нравственного развития человека.

Эти картины по-разному были восприняты современниками художников. По-разному воспринимались они и на протяжении XX столетия - века атеизма и кровавого столкновения идеологий.

В наше время, когда пусть медленно и осторожно, но все же происходит процесс возрождение русской религиозности, эти картины приобрели особую актуальность. Они буквально «учат» духовности, раскрывают перед человеком идеи высокой нравственности.

Не идеализированный, а близкий и понятный каждому человеку образ Христа на этих картинах заставляет задуматься об истинном смысле пребывания человека на земле, о силе человеческих страданий, о возможности безграничной любви к ближнему, ко всему человечеству.

Картины учат любить, прощать, понимать, сочувствовать. Картины учат жить и умирать достойно званию Человека.

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
  1. С.И. Ожегов. Словарь русского языка. Изд. Советская энциклопедия, Москва, 1979
  2. Л.Ф. Логинов. Духовность (вера, труд и нравственность в христианстве и православии) Краснодар, 2004 г.
  3. М. Алпатов. Немеркнущее наследие. изд. Просвещение, Москва, 1990 г.
  4. Энциклопедия для детей. Т.7 Искусство, изд. центр «Аванта+» Москва, 1999 г.
  5. Библейские и мифологические сюжеты. Русское энциклопедическое товарищество, Москва, 2001 г.
  6. Глинские чтения. Май-июнь 2005 г. Журнал историко-патриотического общества «Наследники Александра Невского» изд. «Самшит-издат», Москва, 2005 г
  7. Закон Божий. Руководство для семьи и школы. Сост. прот. С.Слободской, Киев, 2004 г.
  8. А.В. Бородина. Основы православной культуры. Учебное пособие. Изд. дом «Покров», Москва, 2003 г.
  9. А.Ф. Дмитренко, Э.В. Кузнецова, О.Ф. Петрова, Н.А. Федорова. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. Изд. «Аврора», Ленинград, 1970 г.
  10. Библия. Новый Завет.
  11. Материалы: Независимая газета НГ Религии № 19 (172) 21.12 2005 г. Статья «Где взять красок для истины» автор статьи Н. Муравьева.
  12. Н.Н. Ге. Из "Библиологического словаря" священника Александра Меня, словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002)
  13. Рассылки MAIL.RU «Мастера и шедевры» Выпуск 141. 1 февраля 2005 г
  14. Центр «Возрождение», журнал «Решение» 2004 - 8, Рубрика «Связь времен», статья И. Языкова «Се человек. Образ Иисуса Христа в творчестве Николая Ге».
  15. Библиотека электронных наглядных пособий «Мировая художественная культура», Министерство образования РФ, ГУ РЦ ЭМТО, ЗАО «Инфостудия ЭКОН», 2003 г.
  16. Электронное средство учебного назначения «История искусства», Министерство образования РФ, ГУ РЦ ЭМТО, «Кирилл и Мефодий», 2003 г.
  17. Н. Н. Ге, Альбом, сост. Т. Н. Горина, М., 19772;
  18. Стасов В. В., Н. Н. Ге, М., 1904;
  19. Сухотина - Толстая Т. Л., Воспоминания, М., 1976;
  20. Н. Н. Ге: Письма. Статьи. Критика. Воспоминания современников, сост. Н. Ю. Зограф, М., 1978.
  21. Журнал «Педагогический вестник» № 4, 1999 г. Рубрика «Воспитание искусством» Статья Ю.А.Солодовников «Иероглиф, понятный всем»
  22. Н.А. Ионина. Сто великих картин. Москва, «ВЕЧЕ», 2002 г.

9. СПИСОК ИЛЛЮСТРИРОВАННЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ

  1. В.Поленов. Воскрешение дочери Иаира
  2. Н.Ге. Тайная вечеря
  3. Н. Ге. Что есть истина
  4. Н. Ге. Распятие.

ПРИЛОЖЕНИЕ

  1. И.Н. Крамской. Христос в пустыне
  1. В.Д. Поленов. Христос и грешница
  1. И.Е. Репин. Воскрешение дочери Иаира
  1. В.Поленов. Воскрешение дочери Иаира.
  1. Н.Ге. Тайная вечеря.
  1. Н. Ге. Что есть истина
  1. Н. Ге. Распятие.
Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: