Экстер александра александровна, картины, биография. Русские художники

Алекса́ндра Алекса́ндровна Эксте́р (в девичестве Григоро́вич), (6 января 1882, Белосток - 17 марта 1949, Фонтене-о-Роз) - русско-французская художница-авангардистка (кубофутуризм , супрематизм), график, художница театра и кино, дизайнер. Представительница русского авангарда , одна из основоположниц стиля «ар-деко ».

Родилась в городе Белосток Гродненской губернии Российской империи в семье коллежского асессора Александра Аврамовича Григоровича.

Обучалась в Киеве в гимназии Св. Ольги, которую закончила 1899 году.

С 1901 по 1903 годы, а также, как вольнослушатель, с 1906 по 1908 годы занималась в Киевском художественном училище .

В 1903 году вышла замуж за двоюродного брата, адвоката Николая Евгеньевича Экстера.

В те же годы организовала в своем доме салон-мастерскую, ставший местом встреч представителей киевского авангардного искусства.

В 1907 году уехала в Париж, где стала заниматься в парижской академии Гранд-Шомьер и посещать класс портретиста Карло Дельваля. Во время этой поездки у неё сложились дружеские отношения с П. Пикассо и Г. Аполлинером.

С 1908 по 1914 годы жила в разных городах Российской империи (Москва, Киев, Одесса, Петербург), много путешествуя по Европе.

В 1908 году организовала в Киеве вместе с Д. Д. Бурлюком выставку «Звено».

В 1912 году в Италии познакомилась с художником-футуристом Арденго Соффичи, а через него - с ведущими авангардистами этой страны, принимала участие в их выставках.

Принимала участие в большинстве наиболее значительных выставок авангардного искусства в России (выставки Бубнового валета - февраль 1912 года, Союза молодежи, Трамвай В и др.), Франции (Салон Независимых - март 1912-го и др.), в Италии.

В 1913 году принимала участие в организации «Кольца» - художественной группы кубофутуристичиского направления. В 1914 году принимала участие в организации и в выставке «Кольца» в Киеве.

В 1915 году вступила в группу К. Малевича Супремус.

В 1915-1916 годах вместе с другими художниками-супрематистами Экстер работала с крестьянами в художественной артели села Вербовка (руководитель - её ученица Нина Генке) и села Скопцы (руководитель Наталья Давыдова).

В 1918-1921 годах - вместе с Вадимом Меллером работала с Брониславой Нижинской, сестрой В. Нижинского, в её балетной студии в Киеве.

В 1921 году принимала участие в концептуальной выставке конструктивистов «5х5=25».

В 1923 году вместе с В. И. Мухиной оформила павильон газеты «Известия» на первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве.

А. А. Экстер преподавала в Одесской детской художественной школе, затем в собственной студии в Киеве (1918). С 1921 по 1922 годы вела курс во ВХУТЕМАСе .

С 1924 года жила за границей. В 1925 году приняла участие в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже.

Как художник театра и кино работала над спектаклями Московского камерного театра А. Я. Таирова («Фамира Кифаред» И. Ф. Анненского (1916), «Саломея» О. Уайльда (1917)), «Ромео и Джульетта» У. Шекспира (1921), фильмами («Аэлита» Я. А. Протазанова) и др.

В качестве дизайнера по костюмам сотрудничала с Московским ателье мод, работала над созданием парадной формы Красной Армии (1922-1923).

В 1924-1925 годах участвовала в оформлении Советского павильона на XIV Международной выставке в Венеции и подготовке экспозиции советского отдела Всемирной выставки современного индустриального и декоративного искусства («Арт Деко») в Париже.

В начале 1930-х годов Александра Экстер начала работать в направлении Les Livres Manuscrits - создание уникальных, выполненных от руки книг, каждая страница которых имеет авторский автограф. Эти книги Экстер делала, как правило, в одном, изредка - в трех-пяти экземплярах.

Персональные выставки Александры Экстер - Берлин (1927), Лондон (1928), Париж (1929), Нью-Йорк (1930), Прага (1937).

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Живописец, график, художник театра и кино, дизайнер, один из основоположников стиля ар деко Александра Александровна Экстер (урожденная Григорович) родилась 6 (18 по новому стилю) января 1882 г. в городе Белостоке Гродненской губернии в семье коллежского асессора.
В 1892-1899 гг. Александра Экстер училась в киевской гимназии. В 1901 г. она поступила вольнослушателем в Киевское художественное училище, но в 1903 г. оставила занятия, так как вышла замуж за своего кузена, адвоката Николая Экстера.
В 1906 г. Экстер ненадолго возобновила занятия в училище.
В 1907 г. она уехала в Париж, где обучалась в академии Гран-Шомьер и посещала класс портретиста Карло Дельваля. Во время этой поездки у нее сложились дружеские отношения с Пабло Пикассо, Гийомом Аполлинером, итальянскими футуристами.
В ранних пейзажах и натюрмортах Экстер ("Античный пейзаж", "Город ночью", "Натюрморт с яйцами") заметно сильное влияние французской живописи.
С 1908 по 1914 год Александра Эстер жила в разных городах Российской империи: в Москве, Киеве, Одессе, Петербурге, активно путешествовала по Европе.
Она была участницей почти всех авангардных выставок этого периода: Салон Владимира Издебского в Одессе (1909/1910, 1911), "Венок-Стефанос" и "Треугольник" в Петербурге (1910), "ї 4" в Москве (1914). В 1910 г. Экстер вступила в объединение "Бубновый валет" и участвовала в его выставках, в 1913 г. стала членом "Союза молодежи". В 1908 г. она помогала поэту и художнику Давиду Бурлюку организовать в Киеве выставку "Звено", а в 1914 г. в Киеве организовала авангардную выставку "Кольцо".
В марте 1912 г. Экстер участвовала в Салоне Независимых в Париже, а через два года ее работы экспонировались на Интернациональной свободной футуристической выставке.
В 1915 г. Экстер примкнула в Москве к группе Казимира Малевича "Супремус". Когда Малевич писал свои первые супрематические картины и никого не пускал в мастерскую, только одна Александра Экстер приходила к нему беспрепятственно и Малевич с ней беседовал часами.
В 1915-1916 гг. Эстер вместе с другими художниками-супрематистами работала с крестьянами в художественной артели села Вербовка и села Скопцы.
С 1916 г. художница работала над альбомом гуашей "Разрыв. Движение. Вес".
После революции 1917 г. Экстер вернулась в Киев. Она стала членом Товарищества деятелей украинского пластического искусства, участвовала в подготовке Всеукраинского съезда деятелей искусств в 1918 г. Тогда же в Одессе от холеры умер ее муж, однако это не сломило её. Вместе с начинающим художником Рабиновичем она открыла мастерскую декоративного искусства по исполнению оформительских и театральных работ, давала уроки живописи, рисунка, театрально-декоративного искусства.
Экстер много занималась преподаванием: в 1918 г. - в Одесской детской художественной школе, а затем в собственной студии в Киеве.
В 1920 г. Александра Экстер вышла замуж за московского актера Некрасова и переехала жить в Москву. Она работала во многих московских театрах: студии МХТа, Камерном, Театре комедии и драмы. В Московском Камерном театре художница расписала вестибюль театра, создала эскизы занавеса, оформила спектакли "Фамира Кифаред" Анненского, "Саломея" Уайльда, "Ромео и Джульетта" Шекспира.
В 1921-1922 гг. она преподавала в ВХУТЕМАСе в Москве.
В 1921 г. Экстер приняла участие в концептуальной выставке конструктивистов "5 х 5 = 25".
Александра Экстер внесла свой немалый вклад в декоративное искусство России 1920-х гг. Она разрабатывала модели для промышленного производства тканей и одежды, сотрудничала с мастерской современного костюма и ателье мод "Москвошвея".
В 1923 г. художница оформила I Всероссийскую сельскохозяйственную выставку, продолжила придумывать рисунки для тканей, сотрудничая с Московским ателье мод, где разрабатывала проекты женской одежды. Экстер участвовала в создании парадной формы Красной Армии. По ее эскизам выполнены причудливые костюмы для кинофильма "Аэлита" Якова Протазанова.
В 1924 г. художнице поручили оформление советского павильона на XIV Международной выставке в Венеции. Среди прочего там демонстрировались и ее работы. После Венеции Экстер работала над экспозицией советского отдела Всемирной выставки декоративных искусств в Париже. Ее театральные композиции, представленные на выставке, получили золотую медаль. После выставки художница в Советский Союз не вернулась. Она осталась за границей, поселившись в Париже.
В эмиграции Экстер продолжила заниматься театральным и прикладным искусством, много занималась преподавательской работой.
В 1924-1930 гг. она выполнила костюмы к балетным постановкам Брониславы Нижинской, Эльзы Крюгер, Бориса Романова и других; в 1926 году создала марионеток, принимавших вид динамической "скульптоживописи", работала над детскими книжками-картинками, декоративными ширмами и керамикой.

В 1925-1930 гг. Александра Экстер по приглашению Фернана Леже преподавала в Академии современного искусства в Париже и давала частные уроки в собственных студиях. Экспонировалась на многочисленных выставках. Ее персональные выставки прошли в Берлине (1927), Лондоне (1928), Париже (1929), Нью-Йорке (1930) и Праге (1937).
В 1929 г. Экстер поселилась в Фонтене-о-Роз под Парижем.

В начале 1930-х гг. она начала работать над созданием Les Livres Manuscrits - уникальных, выполненных от руки книг, каждая страница которых имеет авторский автограф. Такие книги делаются, как правило, в одном, изредка в 3-5 экземплярах.
Умерла Александра Экстер в Фонтене-о-Роз под Парижем 17 марта 1949 г. Наследником ее работ стал художник Симон Лиссим, с которым она была знакома еще в Киеве и дружила в Париже.
В 1972 г. состоялась первая посмертная персональная выставка Экстер в Париже с публикацией каталога ее работ, а в 2000 г. там же создано "Общество Александры Экстер", ведущее большую работу по поиску и сохранению наследия художницы, разбросанного в архивах по всему миру.
Работы Экстер хранятся в музейных собраниях , в частности в Москве и Киеве, и в российских и зарубежных частных коллекциях. В России первая монографическая выставка Александры Экстер была организована в 1987 г. Театральным музеем имени Бахрушина в Москве.
по материалам http://www.rian.ru


В ММСИ проходит ретроспектива знаменитой «амазонки авангарда»

Самой дорогой работой Экстер из всех, что были проданы на аукционе, является полотно «Венеция» (1925) из коллекции Лиссима. 30 ноября прошлого года оно принесло на аукционе Sotheby’s 1,05 миллиона фунтов стерлингов .

Желающим приобрести работу Экстер следует соблюдать предельную осторожность. Работы художницы, как и других мастеров русского авангарда, входят в «группу риска» по подделкам; и для того, чтобы уверенно собирать шедевры, коллекционеру требуется иметь высочайшую квалификацию. Что уж тут говорить, если целые выставки художницы закрываются полицией из-за обилия подделок! Речь, конечно же, идет о прошлогоднем скандале, связанном с выставкой «Александра Экстер и ее друзья» в Туре, где почти 200 работ были арестованы из-за того, что эксперт по творчеству художницы, глава «Общества Экстер» Андрей Наков объявил экспонаты фальшивыми (позже суд признал этот арест неправомерным). Наков, заявляющий о своем обладании архивами Экстер и Лиссима, противостоял организатору выставки Жану Шовлену (Jean Chauvelin), известному своими экспертизами русского авангарда (некоторые участники рынка считают их сомнительными). Подробное обсуждение этого инцидента можно посмотреть . Продолжение дискуссии .
Необходимо также отметить, что из 104 работ Экстер, имеющих индикаторы инвестиционного риска на сайте сайт, зеленые кружочки получили лишь 16 (!) С другой стороны, 36 произведений сигналят красным - «не покупай!» Остальным 52 присвоен желтый индикатор - это свидетельствует о том, что мнение специалистов по их поводу не является единодушным и покупателю настоятельно рекомендуется провести дополнительные исследования при желании совершить покупку. Может, там все и в порядке, но нужно убедиться. Так что информация к размышлению!

Материал подготовила Юлия Максимова, AI

Экстер Александра Александровна (1882-1949)

А. А. Экстер (урожденная Григорович) родилась в чиновничьей семье. В 1901 г. стала посещать занятия в Киевском художественном училище. В 1903 г., выйдя замуж за адвоката Н. Е. Экстера, устроила в своем доме салон-мастерскую, ставшую впоследствии центром киевского авангардного искусства.

В 1907 г. Экстер уехала в Париж, где некоторое время училась в частной академии "Ла Гранд-Шомьер". В Париже она познакомилась с представителями современного французского искусства - Г. Аполлинером, Ж. Браком, П. Пикассо, М. Жакобом, с итальянскими футуристами.

В 1908-14 гг. Экстер жила в Киеве, Москве, Петербурге, Париже, путешествовала по Италии и Швейцарии, осуществляя постоянные контакты между русскими и европейскими "левыми" художниками.

Она была участницей почти всех авангардных выставок в России: Салон В. А. Издебского в Одессе (1909/10, 1911), "Венок-Стефанос" и "Треугольник" в Петербурге (1910), "№ 4" в Москве (1914).
В 1910 г. вступила в объединение "Бубновый валет" и участвовала в его выставках; в 1913 г. стала членом "Союза молодежи".
В 1914 г. в Киеве организовала авангардную выставку "Кольцо".

Работы Экстер демонстрировались и за рубежом: в парижском Салоне Независимых и на Интернациональной свободной футуристической выставке(1914). Ранние пейзажи и натюрморты Экстер обнаруживают сильное влияние французской живописи ("Античный пейзаж", "Город ночью", "Натюрморт с яйцами", все 1910-х). Увлекшись футуризмом и кубизмом, она начала создавать самостоятельные композиции, нередко используя метод коллажа. Декоративизм живописных произведений художницы особенно ощутим в беспредметных композициях.

В 1915 г. Экстер примкнула в Москве к группе К. С. Малевича . В это же время она проявила интерес к прикладным искусствам, использовав кубистические формы для создания бытовых вещей.

Самой яркой страницей творческой биографии художницы стала ее работа в Московском Камерном театре. Ей принадлежали росписи вестибюля театра и занавес, оформление драмы "Фамира Кифаред" И. Ф. Анненского (1916), "Саломеи" О. Уайльда (1917), "Ромео и Джульетты" У. Шекспира (1921). Костюмы и декорации Экстер особенно впечатляли своей трехмерностью, подчеркнутым пластицизмом и звучностью цвета.

В послереволюционные годы Экстер занималась преподаванием: в 1918г.в Одесской детской художественной школе, а затем в собственной студии в Киеве.
В 1921- 22 гг. она преподавала в московском Вхутемасе. В числе ее учеников были А. Г. Тышлер, И. И. Нивинский , И. М. Рабинович и др.

В 1920-х гг. художница, как и многие деятели конструктивистского движения, обратилась к практической работе: принимала участие в оформлении I Всероссийской сельскохозяйственной выставки (1923), придумывала рисунки для тканей, сотрудничала с Московским ателье мод, где разрабатывала проекты женской одежды, участвовала в создании формы для Красной Армии. По эскизам Экстер были выполнены причудливые костюмы для кинофильма "Аэлита" Я. А. Протазанова. Именно они определили весь стиль киноленты, ставшей классикой экрана.

В 1924 г. художнице было поручено оформление советского павильона на XIV Международной выставке в Венеции, где демонстрировались и ее работы. После Венеции Экстер уехала в Париж для работы над экспозицией советского отдела Всемирной выставки декоративных искусств. Представленные на ней театральные работы получили золотую медаль.

В Россию Экстер уже не вернулась, она осталась в Париже, а в 1929 г. поселилась в Фонтене-о-Роз. За границей Экстер занималась театральными и прикладными работами, создавала костюмы к балетным постановкам Б. Ф. Нижинской, Э. Крюгер и др. В 1925-30 гг. по приглашению Ф. Деже преподавала в Академии современного искусства в Париже, а также давала частные уроки. Ее работы демонстрировались на многочисленных выставках. В конце жизни художница увлеклась созданием рукописных книг.

(1882, Белосток Гродненской губ. - 1949, Фонтене-о-Роз, близ Парижа). Живописец, сценограф, художник прикладного искусства.

А.А. Экстер - один из крупных мастеров русского авангарда. Широкому зрителю известны прежде всего ее работы в области сценографии, однако художница оставила обширное наследие во многих сферах изобразительного искусства, в том числе живописи, и при этом сумела сохранить удивительную цельность своего творческого облика.

Галерея картин Экстер А.А.

В начале жизненного пути Александры Экстер, тогда еще Александры Григорович, ничто, казалось бы, не предвещало ее выдающегося творческого будущего. Она происходила из семьи чиновника, училась в киевской гимназии (1892 - 1899), в 1901 году поступила вольнослушателем в Киевское художественное училище, но в 1903-м оставила занятия, так как вышла замуж за своего кузена, адвоката Николая Экстера. Их дом стал местом встреч многих киевских художников и литераторов. Уже в 1906-м году Экстер ненадолго возобновила занятия в училище, а в 1907-м побывала в Париже и несколько месяцев занималась в академии Гранд Шомьер. Затем Экстер сняла мастерскую в Париже и часто приезжала туда работать на протяжении нескольких лет, с 1908-ого по 1914-ый. Свое знакомство с достижениями современного французского искусства художница начала традиционно для русских мастеров с импрессионизма («НАТЮРМОРТ С ВАЗОЙ И ЦВЕТАМИ», 1908, ГРМ; натюрморты 1909-1910; «ТРИ ЖЕНСКИЕ ФИГУРЫ», 1910- 1911, Музей украинского изобразительного искусства, Киев), затем увлеклась пуантилизмом и наследием Ван Гога.

Познакомившись в Париже с Г. Аполлинером, а через него с П. Пикассо, Ж. Браком и Ф. Леже, Александра Александровна обратилась к искусству кубизма. Однако ее никогда не привлекали темы разложения формы предмета на простейшие объемы. Художница увидела в кубизме прежде всего обобщенную гармонию.

В это же время Экстер обратилась к творческому наследию Н. Пуссена. Работы этого мастера она изучала в Лувре и была очарована ритмической уравновешенностью его композиций, в которых не было ни одной лишней детали. Именно Пуссен привел Экстер к кубизму. Свою работу в этом направлении она начала с мотивов, которые как будто бы изначально уже были предназначены для упрощения и обобщения («МОСТ. СЕВР», 1912, Музей украинского изобразительного искусства, Киев; «ГАВАНЬ», 1912; «БЕРЕГ СЕНЫ», 1914-1915, Ярославский художественный музей). Одновременно художница экспериментировала с цветом и движением в картине. Она создавала исполненные динамики пейзажи («ГОРОД НОЧЬЮ», 1913, ГРМ; «ФЛОРЕНЦИЯ», 1914, ГТГ), а также беспредметные композиции («ДИНАМИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ», 1916, частное собрание). В это время Экстер познакомилась с М.Ф. Ларионовым и Н.С. Гончаровой, участвовала в выставках «Бубнового валета», а также футуристических выставках «№ 4» и «Трамвай В». Это время было необыкновенно плодотворным для художницы. Она с одинаковым успехом работала в самых разнообразных художественных сферах. В 1910-е художница оформила футуристические сборники «Молоко кобылиц» и «Первый журнал русских футуристов» (1914). Тогда же она увлеклась декоративным искусством и делала рисунки платьев, платков, скатертей, подушек, ширм, абажуров, а в 1915 приняла активное участие в организации выставок современного декоративного искусства юга России и художественной индустрии. Живописные работы Экстер привлекли внимание режиссера Камерного театра А. Таирова. В се полотнах он увидел огромные потенциальные возможности для обновления искусства театра. Художница оформила спектакли «Фамира Кифаред» (1916) по пьесе И. Анненского, «Саломея» (1917). О. Уайльда и «Ромео Джульетта» (1921) У. Шекспира для Московского Камерного театра А. Таирова. Живописный опыт позволил ей совершенно по-новому подойти к оформлению сценической постановки. Художница видела спектакль как единый ансамбль действия и оформления. Действие оживляло цвет, который приносил на сцену актер в своем костюме. Костюмы и декорации Экстер конструировала по единому принципу сочетания различных объектов и поверхностей. Однако очень многие театральные замыслы художницы так и не получили воплощения. В период работы в театре Экстер обратилась к беспредметному искусству, в котором ее интересовала тема цветодинамики («БЕСПРЕДМЕТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ», 1917-1918, ГРМ; «БЕСПРЕДМЕТНОЕ», 1917-1918; «ПОСТРОЕНИЕ ПЛОСКОСТЕЙ ПО ДВИЖЕНИЮ ЦВЕТА», 1918, музей В. Хика, Германия). С 1916 года художница работала над альбомом гуашей «Разрыв. Движение. Вес».

После революции 1917 года Экстер вернулась в Киев и включилась в процесс культурного строительства. Она стала членом Товарищества деятелей украинского пластического искусства, участвовала в подготовке Всеукраинского съезда деятелей искусств в 1918 году. Тогда же, в Одессе, от холеры умер ее муж. Однако утрата не сломила её. Вместе с начинающим художником И. Рабиновичем она открыла мастерскую декоративного искусства по исполнению оформительских и театральных работ, давала уроки живописи, рисунка, театрально-декоративного искусства. Это не была художественная студия в традиционном ее понимании. Молодые художники приходили в мастерскую Экстер и смотрели, как она работала, и работали вместе с ней. Среди ее учеников были такие художники, ставшие впоследствии выдающимися мастерами, как П.Ф. Челищев, Н.А. Шифрин, Л.Г. Тышлер. В 1919 художница вместе с учениками принимала участие в оформлении к революционным празднествам улиц Киева и Одессы. Экстер всегда обладала почти неженской самодисциплиной труда и работала даже под звуки выстрелов с улицы. В это время произошли изменения в личной жизни художницы. В 1920-м она вышла замуж за актера Г. Некрасова и переехала жить в Москву. Творческая деятельность Экстер была необычайно многогранной. Она работала во многих московских театрах: студии МХТа, Камерном, Театре комедии и драмы, выполнила эскизы костюмов для фильма Я. Протазанова «Аэлита» по повести А. Толстого. Экстер внесла свой немалый вклад в декоративное искусство России 1920-х. Она разрабатывала модели для промышленного производства тканей и одежды, сотрудничала с мастерской современного костюма и ателье мод «Москвошвея», участвовала в создании парадной формы Красной Армии. В это же время художница продолжала заниматься беспредметным искусством («ЦВЕТОВАЯ КОНСТРУКЦИЯ», 1921, Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева; «КОНСТРУКЦИЯ ПЛАНОВ. РИТМЫ ЦВЕТА», 1921, частное собрание; «КОНСТРУКТИВНЫЙ НАТЮРМОРТ». 1920 -1921, ГРМ) и вместе с A.M. Родченко, Л.С. Поповой и А.А. Весниным приняла участие в выставке «5x5=25». В 1924 году Экстер выехала в Италию для организации Советского павильона па XIV Международной выставке искусств в Венеции. На этой выставке экспонировались и ее работы. В том же году она поселилась в Париже. В эмиграции Экстер много занималась преподавательской работой. По приглашению Фернана Леже она вела в Академии современного искусства в Париже курсы сценографии, композиции в живописи, театрального искусства. Экстер оформляла спектакли, работала над созданием марионеток для театра и кинематографа. В 1930-е художница всецело обратилась к декоративному искусству. Умерла Александра Александровна Экстер в Фонтене-о-Роз под Парижем 17 марта 1949 года.