Джордж Гершвин: биография, интересные факты, творчество. Джордж Гершвин – первый классик джаза Сообщение о творчестве гершвина

Джордж Гершвин (англ. George Gershwin, настоящее имя Jacob Gershowitz - Яков, или Джейкоб Гершовиц; 1898-1937) - американский композитор и музыкант.

Биография
Гершвин родился 26 сентября 1898 г. в нью-йоркском квартале Бруклине, в семье еврейских эмигрантов из Белоруссии (Могилёв). Настоящие имя и фамилия композитора - Джекоб Гершовиц. С детства впитывавший джазовую культуру (говорят, что впервые Гершвин услышал джазовую музыку в 6 лет), он был любителем джазовых концертов и в 12 лет начал самостоятельно учиться играть на фортепиано. Много позже, став прославленным композитором, Гершвин не переставал учиться, совершенствовать свою технику. Во время таких занятий он познакомился с уникальными американскими композиторами тех лет - Генри Кауэллом, Уоллингфордом Риггером и Джозефом Шиллингером (последний примечателен тем, что подходил к процессу сочинения музыки с математических позиций, пытаясь разработать универсальный алгоритм).

В 1914 году Гершвин начал профессионально заниматься музыкой, работая аккомпаниатором в компании Джерома Ремика. Уже через два года было выпущено первое авторское произведение молодого Гершвина - «When You Want ‘Em You Can’t Get ‘Em». Несмотря на то, что оно не пользовалось особым успехом публики, Гершвин привлек внимание некоторых известных бродвейских продюсеров и режиссеров. Например, Зигмунд Ромберг с радостью включил музыку Гершвина в свою оперетту «The Passing Show of 1916». В те годы Гершвин, занимаясь фортепиано, гармонией и оркестровкой, подрабатывал пианистом в ресторанах.

В 1918-1919 годах на Бродвее появилось много произведений Гершвина: «Swanee» вошла в мюзикл «Синбад» и имела ошеломляющий успех в исполнении Эла Джонсона. А постановка «La, La Lucille» 1919 года была полностью основана на сочинениях Гершвина.

В 1920-1924 годах Джордж Гершвин создавал по нескольку десятков произведений для «George White’s Scandals», а в 1922 году написал даже настоящую оперу - «Blue Monday» (известную как «135th Street»), после премьеры которой был приглашен в джаз-бэнд Пола Уайтмена в качестве композитора. Именно для Уайтмена Джордж сочинил настоящую жемчужину своего творчества - «Rhapsody in Blue» («Джазовая рапсодия»).

В 1924 году Гершвин создал мюзикл «Lady, Be Good!», который стал первым настоящим успехом композитора на Бродвее. В этой постановке Гершвин впервые работал со своим братом Айрой Гершвином, который писал все тексты. Следующее десятилетие этот творческий союз был самым продуктивным и востребованным на Бродвее. Самым удачным их шоу было «Of Thee I Sing», 1931; за него они получили Пулитцеровскую премию, впервые присужденную музыкальной постановке.

Самой масштабной и амбициозной работой в биографии Гершвина стала «фольклорная» опера «Porgy and Bess», 1935, поставленная по роману Дюбоса Хейворда, принимавшего участие и в написании либретто для оперы.

В начале 1937 года у него обнаружились симптомы опухоли головного мозга. Гершвина помещают в Лебенен-клинику, где он умер утром 11 июля 1937 года, не придя в сознание после операции по удалению опухоли.

Американский композитор.

Биография Джорджа Гершвина

Джордж Гершвин (George Gershwin) родился в Нью-Йорке в семье еврейских эмигрантов из России. Отец держал небольшой ресторан. В семье было 4 детей и Джордж (Яков) был вторым сыном и считался в детстве хулиганом, не подающим особых надежд. В 12 лет мальчик начал учиться играть на пианино и показал большие способности к музыке. Родители нашли ему частного преподавателя. Помимо музыки, молодого человека увлекали живопись и литература.

Гершвин никогда не учился академической музыке в консерватории. Он рано начал работать, в 15 лет уже играл за деньги в музыкальном магазине, привлекая внимание публики. В 17 лет юношу пригласили на работу в музыкальное издательство Джерома Ремика.

Джордж умер в 1937 году после операции по удалению опухоли мозга. В 1945 году в Голливуде вышел фильм «Рапсодия в блюзовых тонах», посвященный композитору.

Творческий путь Джорджа Гершвина

Одним из самых известных произведений Гершвина является опера «Порги и Бесс». Впервые она была экранизирована в 1959 году: главные роли в фильме сыграли Сидни Пуатье и Дороти Дэндридж . В 1993 году «Порги и Бесс » поставил режиссер Тревор Нанн . В 2018 году на экраны вышел киноспектакль «Американец в Париже », поставленной по симфонической поэме Джорджа. В фильме снимались Роберт Фэйрчайлд , Лиэнн Коуп , Хэйдн Оукли , Джейн Эшер , Эшли Эндрюс и др.

Фильмография Джорджа Гершвина

  • Американец в Париже (2018)An American in Paris: The Musical
  • Talking Sticks: A Musical Journey (2014)
  • San Francisco Love Story (2013) ... короткометражка
  • From Shtetl to Swing (ТВ, 2005)
  • Порги и Бесс (ТВ, 1993)Porgy and Bess
  • Гремучая дюжина (ТВ, 1988)
  • Контакт (1978) ... короткометражка
  • Порги и Бесс (1959)Porgy and Bess
  • Девичьи страдания (1937)A Damsel in Distress
  • Восхитительный (1931)

Почему музыка Гершвина так очаровывает даже тех, кто совсем не любит и не знает джазовые и блюзовые интонации? Может быть потому, что наша культурная столица подарила миру этого удивительного композитора? Кто знает, может именно Санкт-Петербург исподволь оказал влияние на то музыкальное знание, которым владел Гершвин? В любом случае Гершвин Джордж, биография которого корнями уходит в Санкт-Петербург, - всемирно известный композитор.

Корни - это немаловажно

Джордж Гершвин имел происхождение, вполне обычное для американцев того времени - родители переселенцы, искавшие лучшей жизни вдали от родины. Мать Джорджа Роза Брускина до переезда на обетованные берега Американского континента жила в Одессе, отец Мойше Гершовиц - в Санкт-Петербурге. Перебравшись в Америку во второй половине 19 столетия, родители будущего композитора жили в Нью-Йорке в Бруклине - пригороде, а затем и части Большого Яблока. Там же родился и Яков Гершовиц - так с рождения звали мальчика, он был вторым из четырех детей в семье еврейских эмигрантов из царской России.

Джордж Гершвин, краткая биография которого могла бы свестись к нескольким стандартным фразам, должен был стать обычным учителем в самой обычной школе, как мечтала мать. Но мальчик с самого детства увлекся чарующим миром музыки и ему посвятил всю свою жизнь.

Будущий композитор и музыкант

Детство Гершвина было по-своему счастливым - мальчик открыл для себя мир музыки. Родители заметили способности сына, когда он в 12-летнем возрасте переиграл на фортепиано своего старшего брата Айру, учившегося музыке в музыкальной школе. Но самостоятельные занятия на фортепиано Джордж начал в восьмилетнем возрасте, когда небольшая скрипичная пьеса "Юмореска", исполненная его школьным товарищем Марком Розенцвейгом, поразила мальчика до глубины души. Он стал приходить в дом Розенцвейгов, чтобы поиграть на фортепиано, подбирая на слух композиции, услышанные на улице.

Лишь спустя 4 года родители узнали об увлеченности сына музыкой и отдали его на обучение в музыкальную школу. Казалось бы, мечта мальчика сбылась - он начал обучение музыке. Но все оказалось не так радужно - ежедневные нудные занятия сольфеджио, заучивание гамм стали для него просто невыносимыми, и Джордж бросил музыкальную школу. Биография Джорджа Гершвина, самое главное место в которой занимает музыка, не может порадовать основательными занятиями и образованием в этой удивительной сфере гармонии и ритма.

Учеба и творчество

Самостоятельное занятие музыкой - это, пожалуй, все же основа творчества будущего великого музыканта. Хотя, Гершвин занимался не в одной музыкальной школе, его преподаватели старались вложить в непоседливого мальчишку хоть каплю своих знаний. К 16 годам родители поняли, что систематические занятия музыкой не для Джорджа, толку с них нет, и отдали сына в школу коммерции. Да, музыкант, исполнитель, композитор Джордж Гершвин в своей биографии имел и краткий этап обучения коммерции. Но, к счастью всех ценителей творчества Гершвина, путь этот не задался и обучение он так и не закончил.

Зато в 1915 году произошло знаковое знакомство будущего всемирно известного музыканта с Чарльзом Хамбицером - учителем и музыкантом, который помог юному Джорджу найти себя в мире музыки, преподавая игру на фортепиано. Именно по рекомендации своего нового учителя Джордж начал брать уроки гармонии и оркестровки у профессиональных музыкантов-исполнителей.

Классика и популярная музыка

Занятия с Хамбицером, а также уроки гармонии у виолончелиста Киленого научили Джорджа Гершвина основам музыкальной грамоты, познакомили с творчеством мастодонтов классической музыки - Баха, Бетховена, Глюка. Непоседливый мальчишка, увлеченный музыкой, к 15 годам решил всю жизнь посвятить этой удивительной области человеческих знаний и возможностей. Он обратился в издательство "Ремик и К", мало надеясь на успех. Но менеджер компании, слушавший исполнение юного Гершвина, предложил ему работу пианиста-популяризатора с зарплатой $15 в неделю.

Став полноправным сотрудником достаточного известного музыкального издательства, Гершвин Джордж, биография которого поначалу и не предполагала всемирную известность, продолжал занятия классикой - фуги Баха были обязательными к исполнению на небольших выступлениях, в которых участвовал Джордж. На вопросы о том, зачем он играет подобные произведения, ведь их исполняют концертирующие пианисты, Гершвин всегда отвечал, что классика помогает ему изучать и создавать популярную музыку.

Работа и творчество

Композитор Джордж Гершвин, биография и творчество которого навсегда связаны с музыкой, начал работать с 15 лет. Композитор-иллюстратор в издательстве "Ремик и К" должен был разбирать новинки, предоставляя партитуру музыкантам, разучивать с ними произведения, сидеть за конторкой, чтобы рассказать о новинках в мире музыки. Также, не оставляя своих практических занятий, Гершвин Джордж, биография композитора и музыканта прошла тернистый путь, подрабатывал в ресторанах, исполняя там не только популярные произведения, но и проигрывая собственные сочинения.

Когда Джорджу исполнилось 18 лет, одну из его песен исполнила Софи Такер - юная певица с Бродвея. Эта композиция, названная Джорджем "Когда вы захотите", стала популярной, заинтересовав продюсеров. К примеру, сотрудник известнейшего издательства Хармса в Нью-Йорке Макс Дрейфус разглядел талант молодого композитора, предложив ему работу в издательстве с достойной начинающего музыканта оплатой.

Гершвин Джордж: биография успеха

Казалось бы, творческая удача благоволит молодому Гершвину. Но путь успеха и славы даже для талантливых людей тернист и сложен. Пять лет работы на Бродвее в качестве автора либретто не принесли Гершвину желаемого успеха. Дело было во многих обстоятельствах - от неудачных, невыразительных сюжетов до неспособности продюсеров сделать шоу востребованным. В этот период композитор Джодж Гершвин пополнил свою биографию оперой "Голубой понедельник". Выпущенное в свет в 1922 году это произведение не стало уникальным и неповторимым, но оно показало потенциал Гершвина. Именно в этом году один из знаменитых композиторов и музыкантов Америки начала 20 века Берил Рубинштейн назвал молодого автора "великим", увидев в его творчестве искру гениальности, требующую развития.

С того момента творчество Джорджа Гершвина, его биография наполнились успешным созиданием всемирно любимой музыки.

Биография
Джордж Гершвин - один из самых популярных, исполняемых и любимых американских композиторов, который начинал в театрах на Бродвее. Особенностью его творчества являлось смешение различных музыкальных направлений и яркая авторская стилистика.

Джордж Гершвин родился в Бруклине, Нью-Йорк, в семье русских эмигрантов. Настоящие имя и фамилия композитора - Джекоб Гершовиц. С детства впитывавший джазовую культуру (говорят, что впервые Гершвин услышал джазовую музыку в 6 лет), он был любителем джазовых концертов и в 12 лет начал самостоятельно учиться играть на фортепиано. Много позже, став прославленным композитором, Гершвин не переставал учиться, совершенствовать свою технику. Во время таких занятий он познакомился с уникальными американскими композиторами тех лет - Генри Кауэллом, Уоллингфордом Риггером и Джозефом Шиллингером (последний примечателен тем, что подходил к процессу сочинения музыки с математических позиций, пытаясь разработать универсальный алгоритм).

В 1914 году Гершвин начал профессионально заниматься музыкой, работая аккомпаниатором в компании Джерома Ремика. Уже через два года было выпущено первое авторское произведение молодого Гершвина - "When You Want "Em You Can"t Get "Em". Несмотря на то, что оно не пользовалось особым успехом публики, Гершвин привлек внимание некоторых известных бродвейских продюсеров и режиссеров. Например, Зигмунд Ромберг с радостью включил музыку Гершвина в свою оперетту "The Passing Show of 1916". В те годы Гершвин, занимаясь фортепиано, гармонией и оркестровкой, подрабатывал пианистом в ресторанах.

В 1918-1919 годах на Бродвее появилось много произведений Гершвина: "Swanee" вошла в мюзикл "Синбад" и имела ошеломляющий успех в исполнении Эла Джонсона. А постановка "La, La Lucille" 1919 года была полностью основана на сочинениях Гершвина.

В 1920-1924 годах Джордж Гершвин создавал по нескольку десятков произведений для "George White"s Scandals", а в 1922 году написал даже настоящую оперу - "Blue Monday" (известную как "135th Street"), после премьеры которой был приглашен в джаз-бэнд Пола Уайтмена в качестве композитора. Именно для Уайтмена Джордж сочинил настоящую жемчужину своего творчества - "Rhapsody in Blue" ("Джазовая рапсодия").

В 1924 году Гершвин создал мюзикл "Lady, Be Good!", который стал первым настоящим успехом композитора на Бродвее. В этой постановке Гершвин впервые работал со своим братом Ирой Гершвином, который писал все тексты. Следующее десятилетие этот творческий союз был самым продуктивным и востребованным на Бродвее. Самым удачным их шоу было "Of Thee I Sing", 1931; за него они поучили Пулитцеровскую премию, впервые присужденную музыкальной постановке.

Самой масштабной и амбициозной работой в биографии Гершвина стала опера "Porgy and Bess", 1935, поставленная по роману Дюбоса Хейворда, принимавшего участие и в написании либретто для оперы.

Джордж Гершвин умер 11 июля 1936 года в Голливуде, не дожив двух месяцев до 39 лет. Неожиданная смерть композитора была вызвана неудачной операцией по удалению опухоли головного мозга.

Джордж Гершвин, непревзойденный мастер исполнения и сочинения джазовой музыки, по праву считается одним из лучших композиторов в истории Соединенных Штатов Америки. В своей музыке, по словам самого композитора, он старался передать дух свободы, бурлящую энергию американцев того времени.

Краткая биография

Как практически все население Америки, состоящее из волн эмиграции разных периодов и их потомков, Джордж Гершвин не является исключением. Он родился 26 сентября 1898 года в семье еврейского эмигранта из России, настоящее имя композитора – Янкель Гершовиц.

Детство Джордж провел в районе Ист-Сайд в Нью-Йорке. Родители не подозревали, какой музыкальный талант заложен в их озорном малыше, пока не купили пианино, предназначенное для занятий старшего брата Джорджа (всего в семье было четверо детей).

Взяв несколько уроков музыки у разных педагогов, Гершвин посвящает свою юность ежедневным многочасовым импровизациям за инструментом. Игнорируя мнение родителей, шестнадцатилетний будущий композитор устраивается на работу продавцом нот в музыкальный магазин. Он с удовольствием играет для посетителей на пианино, установленном в магазине, и мечтает попробовать себя в сочинении музыки.

Через два года состоялся композиторский дебют Гершвина: его музыка прозвучала на эстраде одного из music-холлов на Бродвее. Дебют вышел удачным, Гершвина заметила не только публика, но и нью-йоркские продюсеры. Одно из , — песня «Swanee», — вошла в мюзикл «Синдбад», прозвучала в одном из фильмов и была многократно издана на пластинках.

Расцвет творчества

В 1919 году состоялась премьера мюзикла «Ла Ла Люсиль», музыка которого была полностью основана на сочинениях Гершвина, а в последующие шесть лет композитор создал музыку к сорока с лишним спектаклям. Слава композитора быстро нашла Гершвина, но тот не собирался останавливаться на достигнутом. По словам самого Джорджа, гениального «самоучки», он мечтал стать «настоящим композитором». Гершвин не стесняется просить об уроках композиции знаменитых современников: Стравинского, Шенберга, Равеля, оттачивает игру на фортепиано.

С 1920 по 1924 года Гершвин неустанно работает, ежегодно сочиняя десятки произведений, среди которых — опера «Blue Monday». Тяготение композитора к джазовой музыке и блюзу ярко проявляется в совместной деятельности с джаз-бэндом Пола Уайтмена. Именно для этого музыкального коллектива Гершвин сочиняет гениальную «Рапсодию в стиле блюз». На премьере, прошедшей с оглушительным успехом, присутствовал сам .

Джаз. Блюз

Последующее творчество Гершвина – яркое свидетельство окончательно сложившегося музыкального стиля композитора. Наиболее известные сочинения данного периода творчества:

  • Фортепианный концерт (1925);
  • оркестровое сочинение «Американец в Париже» (1928), навеянное путешествиями в Европу;
  • Вторая рапсодия для фортепиано с оркестром (1931);
  • Кубинская увертюра (1932).

Все эти произведения объединяет интересное органичное сочетание негритянского джаза, эстрадной музыки и некоторых форм европейской классики.

Помимо сочинения классических произведений, Гершвин с успехом пишет музыку для Голливуда и театральных представлений. В 1932 году композитор получает Пулитцеровскую премию (впервые премию вручили за музыкальную постановку), а в 1935 году проходит премьера самого масштабного произведения Гершвина – опера «Порги и Бесс».

К сожалению, жизнь знаменитого композитора оказалась коротка: в 1932 году у Гершвина проявились симптомы опухоли головного мозга. Проведенная операция оказалась безуспешной, и 11 июля 1937 года Джордж Гершвин, не приходя в сознание скончался.