Домашнее волшебство: теневой театр своими руками. Домашний кукольный театр для детей Пальчиковые куклы из бумаги

Теневые фигуры

Это не мафиози, не гангстеры и не жулики. Это плоские фигурки, с помощью которых показывают представления театра теней (см. «Театр теней»).

Фигуры китайского театра теней, например, вырезались из промасленной разноцветной бумаги. (Ее специально промасливали для того, чтобы силуэты-тени на экране были прозрачными и разноцветными.)

Яванские теневые фигуры управляются артистами-кукольниками с помощью тростей и изготавливаются из шкуры буйвола.

Шкуру долго выделывают в тонкую пластинку (1,5–3 мм) желтого цвета, больше напоминающую пергамент, а не кожу. Потом над этой пластинкой работает мастер-резчик. Эта профессия на Яве - одна из самых уважаемых. Как на Руси относились к иконописцам, так на Яве к мастерам-резчикам ваянгов (см. «Ваянг») - теневых кукол. Резчики вырезают силуэты и покрывают их ажурной резьбой. Потом живописцы раскрашивают их, пользуясь только пятью красками: белой, желтой, синей, красной и черной. Затем куклы собираются: к ним приделываются руки, ноги и головы. И, наконец, к кукле прикрепляются трости управления… Таких кукол для представления нужно 100–150!

Кукол переносили в ящиках. Их аккуратно - не дыша! - перекладывали плетеными бамбуковыми циновками, чтобы краска не стиралась и фигуры не коробились, а еще - павлиньими перьями. И не для красоты, а от моли. Теневые куклы были очень дорогими. Иметь их могли позволить себе только богатые люди, и хранились они в комнатах, которые считались самым священным местом жилища. А комплект придворного теневого театра насчитывал до 600 теневых фигур (!).

Из книги Фотосъемка. Универсальный самоучитель автора Кораблев Дмитрий

РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ Предметы могут также влиять на отношение к человеку в силу сложившихся стереотипов.Посмотрим, как формируется при помощи одежды и различных атрибутов, то есть, по сути, знаковых систем, образ, Некоторые образы, сложившиеся исторически, стали

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОП) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ХЛ) автора БСЭ

Из книги Справочник кроссвордиста автора Колосова Светлана

Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

Из книги Яхтинг: Полное руководство автора Тогхилл Джефф

Из книги 365 секретов для красоты и здоровья женщины автора Мартьянова Людмила Михайловна

Из книги автора

Городошные

Из книги автора

Из книги автора

L. ФИГУРЫ Фигура (в переводе с латинского «очертание, вид, оборот речи») - синтаксическая конструкция, рассчитанная на оказание воздействия на слушателя и читателя. Если тропы являются формами мысли (см. гл. XXXV), то фигуры - это формы речи. Функция фигур - выделить,

Из книги автора

§ 222. Риторические фигуры Последняя группа фигур - собственно риторические. Их цель - усиление выразительности речи. Эффект достигается за счет использования синтаксических единиц, имеющих яркую эмоциональную окрашенность.1. К ним относится прежде всего риторический

Из книги автора

Фигуры Фигуры предназначены для указания того, что судно собирается делать или делает, большинство их относится к торговым судам, и только некоторые применимы к яхтам. Единственная фигура, обычно используемая маленькими судами, – это черный шар, вывешиваемый впереди для

Из книги автора

Секрет № 82 Капустный сок для фигуры Поддерживай свою фигуру при помощи соков. Клетчатка, содержащаяся в овощах, не всегда желательна для твоего кишечника, а сок усвоится легко, к тому же это прекрасное питание.Капустный сок содержит в своем составе так называемый витамин

И зачем идти на Shadow fest?

Shadow fest – это первый международный фестиваль театров теней, которому нет аналогов в России. Как признаются организаторы, идея его провести витала в воздухе уже давно. Но то ремонт, то другие обстоятельства не позволяли реализовать ее раньше. Для зрителей это, прежде всего, хорошая возможность ближе познакомиться с жанром не только на примере российских театров, но и зарубежных гостей. Но для начала давайте разберемся, что же такое театр теней, где он родился, как развивался и во что превратился?

Для человека тень – это олицетворение чего-то мистического и потустороннего. В то же время именно теневой театр можно считать первым и самым простым в истории человечества. Ведь обычный жест при помощи костра, отбрасываемый на стену, уже нес за собой множество образов, рождавшихся в умах первобытного человека.

Этот древний вид искусства родился больше двух тысяч лет назад, но точное его происхождение неизвестно. Одни считают, что он из Китая, другие – из Индии, а кто-то упоминает Египет. Но театр теней – это немного искаженное название, потому что мы имеем дело не просто с тенями, а скорее с силуэтами изображений. В мире различают несколько видов теней; деление это очень условное, но среди них выделяют три главные: китайская, русская и испанская.


Китайская тень получается при использовании тростевой куклы . Для работы с ней нужен экран и источник света. Фигуру плотно прикладывают к поверхности экрана и управляют ей при помощи тростей, которых обычно не больше трех. Куклы делали из кожи, и выделка была настолько тонкая, что напоминала больше пергамент, – после чего уже красили. Индонезийские куклы – разновидность китайской – изготавливались из плотной кожи, поэтому они более статичные. Ее размер при этом зависел от статуса героя: демонические могли быть большими, а простолюдины, наоборот, маленькими.


В Европе работали в основном с китайскими куклами, а русскую знали мало. До сих пор она популярна только в нашей стране. У нее нет тростей, вместо этого – сложная система рычагов. Артист манипулирует куклой только при помощи коромысел, которые находятся на центральной палочке. Сама кукла находится все время на весу. При этом ее необязательно прикладывать к экрану, а, наоборот, в зависимости от того, насколько она близко или далеко расположена от полотна, может меняться для зрителя и ее размер. Также русская кукла, в отличие от восточных, может двигаться в разных направлениях.

Но самое главное изобретение в теневом театре – экран, который ни при каких обстоятельствах не должен прогибаться. В 70-е годы проводились постоянные эксперименты с материалом, чтобы достичь приемлемого результата, ведь кукла должна идеально скользить по полотну.

Еще одна особенность теневого театра – это применение разного света: китайского и русского. Китайские куклы обычно плотно прижаты к экрану и освещаются рассеянным светом. При работе с русскими куклами свет должен быть всегда жесткий и направленный – он дает совершенно четкую картину, на каком бы расстоянии кукла ни находилась.

Русскую теневую куклу мы можем видеть в Московском детском театре теней , где и была доработана окончательная конструкция с коромыслами и креплениями.

Театру теней , расположенному на Измайловском бульваре, в следующем году исполнится 79 лет. Это единственный театр, который работает со всеми видами кукол. При этом происходящее на сцене завораживает не только детей. В середине 70-х их сатирические спектакли были очень популярны среди взрослых. С тех пор репертуар изменился, но подобрать для себя спектакль можно и сейчас.

Например, спектакль “Шерлок. Продолжение” – энциклопедия театра теней и кукол. Там можно увидеть все виды кукольного и теневого театра: перчаточные, тростевые, а также большую ростовую куклу. Но помимо теневых кукол там присутствует и живой план – Шерлока и Ватсона играют два артиста.

На артиста театра теней нигде не учат. Работать приходят артисты, получившие диплом по специальности кукольного театра, а новая профессия приобретается уже на месте.

Обычно новому актеру дают партитуру хвоста. В спектакле куклой управляют сразу несколько артистов. Голову и передние лапы исполняет тот, кто озвучивает персонаж, середину – другой актер, а вот начинающему дают только вилять хвостом. При этом кукла должна работать как единый организм, чтобы никто не догадался, что происходит за экраном.

Иногда в театр приходят и драматические артисты, которые никогда до этого не играли в театре теней. Но и им приходится приобретать новые навыки – нужно четко держать профиль.


Тень человека (испанская) – это третий вид теневого театра, когда артисты находятся за экраном. Во времена инквизиции театр был под запретом, и актеры шли на любые ухищрения, чтобы продолжить выступать перед зрителями. Они стали играть за полотном, где видны были только силуэты.

Обычному зрителю попасть за экран практически невозможно. Еще в Индии туда пускали только мужчин, а женщины смотрели представление, как все зрители сейчас. Но для особо любознательных Театр теней приготовил отдельный спектакль “Где живут тени”. Именно там всем разрешают вскакивать с мест и смотреть, что происходит по ту сторону полотна, и наблюдать за работой артистов. При этом одним из них можете стать и вы – всем желающим можно попробовать управлять куклой, а в конце сделать и свою собственную из бумаги. После чего на все спектакли театра вы уже будете приходить осознанно. Зная, что же такое теневой театр.

Начну я с небольшого экскурса в историю.
Кукольный театр существует очень давно. Древние народы верили, что и на небе, и на земле, и под землей, и даже в воде живут разные боги, дьяволы и священные животные. Чтобы молиться этим богам, люди делали их изображения: больших и маленьких кукол из камня, глины, кости или дерева. Вокруг таких кукол плясали, носили их на носилках, возили на колесницах или на спинах слонов, а иногда устраивали всякие хитрые приспособления и заставляли кукол, изображавших богов, дьяволов или драконов, поднимать руки или лапы, открывать глаза, кивать головами, скалить зубы. Постепенно такие зрелища все больше и больше становились похожими на театральные представления.

На протяжении тысяч лет во всех странах мира с помощью кукол разыгрывались легенды о богах, демонах, оборотнях, джинах, а в средние века в европейских странах куклы изображали сотворение мира, Адама и Еву, чертей и ангелов, играли народные сказки и сатирические сценки, высмеивающие человеческие пороки: глупость, жадность, трусость.
Сейчас кукольные театры ставят народные сказки и пьесы, написанные драматургами. Большинство театров кукол играют для детей, но некоторые ставят представления и для взрослых, любящих кукольный театр не меньше, чем дети.
Кукольные театры первыми приобщают ребят к театральному искусству. Они не только приносят радость понимания искусства театра, но и воспитывают художественный вкус, учат пониманию окружающего мира.
А главные герои театра - это конечно куклы.
На первый взгляд все театральные куклы кажутся одинаковыми, а между тем они различны. Главное отличие - в их устройстве.

Бибабо

Простейшими являются перчаточные куклы, или бибабо. С перчаточными куклами многие из вас знакомы. Это известный Петрушка, различные зайчики, мишки, собачки, то есть все те куклы, которые надеваются на руку, как перчатка, только не на пять пальцев, а на три. Один палец вставляется в голову куклы, еще два - в рукава костюма, то есть в руки куклы.

Тростевые куклы

Тростевые куклы управляются специальными проволочками или палочками-тростями, которые можно маскировать в одежде кукол. Голова куклы насажена на специальный стержень - гапит, к нему к нему прикрепляются плечи и руки. По размеру тростевая кукла больше перчаточной. По своим пропорциям она напоминает человека. Тростевая кукла - самая распространенная в кукольном театре.

Марионетки

Наиболее сложная в изготовлении и управлении кукла - марионетка. Она управляется нитками или тонкими проволочками. В руке актера - вага (подвижный крестообразный держатель). На ней собраны нити, идущие к различным частям тела куклы. Актер попеременно дергает за нити, и кукла оживает.

В нашей стране куклы-марионетки не получили большого распространения. Кукольный театр марионеток работает в Тбилиси, в Ленинграде - театр кукол имени Е. С. Деммени, некоторые театры в своем репертуаре имеют один-два спектакля с куклами-марионетками. В Государственном театре кукол БССР с куклами-марионетками поставлен спектакль «Соловей» по сказке Андерсена.

Механические куклы

В кукольном театре используются также механические куклы. Они управляются с помощью различных механизмов: рычагов, резинок. Так делаются скачущие кони, марширующие солдаты, обезьяны, взбирающиеся на деревья.

Мимирующие куклы

Есть куклы из мягких материалов: трикотина, резины. Пальцы актера находятся в голове куклы, сжимаясь или распрямляясь, они придают лицу куклы различные выражения. Это - мимирующие куклы.

Теневые куклы

Теневая кукла - плоское изображение человека или животного, отбрасывающее тень на экран, который, собственно, и является сценой теневого театра. Театр теней широко распространен во многих странах Азии, где он носит пародийный характер.

Вертепные куклы

Для вертепных кукол существует кукольная техника особого рода - это куклы, закрепленные на штыре, выходящем снизу куклы как ручка - они проводятся по щелям в полу сцены. В вертепном ящике исстари играется только одна пьеса: Рождественская мистерия.

От себя добавлю, что по этому образцу я делала театр с внуками. Счастья было вагон и маленькая тележка!!! Все пять внуков и внучек с великим старание вырезали фигурки, красили, клеили.......

А потом все вместе и показывали, и смотрели.

Ниже мастер-класс и готовые шаблоны для самых известных детских сказок.....

ОТ АВТОРА: "В комнате темно и слышны лишь небольшие шорохи последних приготовлений, как вдруг загорается свет. Он упирается в экран белого листа. Папа последний раз прочищает горло, а на сцене появляется первый силуэт. И сказка оживает…

Теневой театр —В теневой театр дети влюбляются сразу. Сначала они увлеченно смотрят представления, а потом начинают изобретать сюжет сами. Пусть, независимо оттого, есть ли у ребенка режиссерские способности или нет, дома его всегда ждут овации.

При этом воображение крохи работает на все 100, ведь в силуэте ребенок будет пытаться угадать бабушку, собачку или мышку. Нежный и родной голос из-за кулис ведёт рассказ о далеких (или не очень) странах, о ребятах и зверятах, о добре, зле и о самом настоящем волшебстве. И всё это можно сделать своими руками из подручных средств всего за 15 минут.

Организовать сцену для теневого театра можно из старой коробки и из нее же вырезать силуэты главных героев, включить лампу и сказка оживёт прямо на глазах. Итак, приступим.

1. Делаем сцену

На дне старой коробки намечаем прямоугольник для экрана.

Контур не обязательно делать прямоугольным. Края можно скруглить и добавить декоративных узоров. Тем самым коробочка для теневого театра приобретёт абсолютно волшебный вид.

Вырезаем отверстие.

Окрашиваем эту дырявую коробку (пункт необязательный, но так она будет выглядеть аккуратней).

С внутренней стороны наклеиваем лист бумаги, по размерам слегка превосходящий отверстие.

2. Герой на палочке

На листе рисуем персонажей сказки, а лучше распечатываем


5.

.


8.

9.

10.

11.

.


Вырезаем персонажей, наклеиваем на картон любой плотности. Вырезаем силуэты и фиксируем на палочке. Для этого подойдёт изолента, клеевой пистолет или скотч. Я использовала изоленту и клеевой пистолет, чтобы уж наверняка)

Я использовала кулинарные шпажки, но также для этого хорошо подойдут палочки-эскимо, старые стержни или карандаши.

Также готовим декорации (окружающую героев обстановку). Для этого просто вырезаем их из картона любой плотности. Чем толще будут декорации, тем сложнее их будет вырезать, и тем проще будет их фиксировать у экрана.

  • крепление декораций

По периметру можно закрепить полоски картона, в которых будет удобно фиксировать декорации.Все, сцена для театра теней готова.

Тревога - дитя эволюции

Тревога ощущение, знакомое абсолютно каждому человеку. В основе тревоги лежит инстинкт самосохранения, который достался нам от далёких предков и который проявляется в виде защитной реакции «Беги или сражайся». Говоря иначе, тревога не возникает на пустом месте, а имеет под собой эволюционные основания. Если во времена, когда человеку постоянно угрожала опасность в виде нападения саблезубого тигра или нашествия враждебного племени, тревога действительно помогала выживать, то сегодня мы живём в самое безопасное в истории человечества время. Но наши инстинкты продолжают работать на доисторическом уровне, создавая многие проблемы. Поэтому важно понимать, что тревога - это не ваш личностный недостаток, а выработанный эволюцией механизм, который более не актуален в современных условиях. Некогда необходимые для выживания тревожные импульсы в настоящий момент утратили целесообразность, превратившись в невротические проявления, существенно ограничивающие жизнь тревожных людей.