Дом приемов мид на спиридоновке. Особняк З.Г.Морозовой

Прекрасный московский особняк Саввы Морозова , что на Спиридоновке, 17 (впоследствии принадлежал Рябушинским), построил молодой архитектор Франц (Фёдор) Шехтель . После постройки этого особняка Шехтель стал знаменитым и модным архитектором, к которому выстроилась очередь из богатых заказчиков.


На дореволюционной фотографии

Савва Морозов, первым разглядевший в Шехтеле талантливого архитектора, был человеком страстным и горячим, способным на неординарные поступки, что не раз подтверждал в течение своей короткой жизни.

История строительства особняка связана с событиями, будоражившими всё светское общество Первопрестольной целых три года. Особняк был задуман как подарок для горячо любимой жены Зинаиды Григорьевны, которую он "увёл" у своего двоюродного племянника.

Её выдали замуж в семнадцать лет за сына купца Морозова, двоюродного племянника Саввы Тимофеевича. О любви её никто не спрашивал: стерпится - слюбится. Но муж предпочитал проводить время не с супругой, а в развлечениях с друзьями: за карточным столом, на охоте и скачках, подчёркивая каждый раз, что он не создан для семейной жизни.

Познакомился Савва Тимофеевич со своей будущей женой на одном из приёмов, который он устраивал для светского общества. Муж Зинаиды Григорьевны, Сергей Морозов, категорически отказался ехать на бал, демонстративно отправившись с друзьями на охоту. Жена решила не отказываться от приглашения и появилась на светском приёме в гордом одиночестве.

Можно представить реакцию на её появление без мужа со стороны светских львиц, тут же начавших перешёптываться, обсуждать и домысливать появление замужней дамы без супруга, что в приличном обществе было немыслимым эпатажем. Выручил её хозяин приёма: увидев глаза полные слёз и мгновенно оценив ситуацию, он решительно направился через весь зал к одиноко стоявшей молодой женщине .

Благодарный взгляд очаровательных глаз решил их судьбу: он влюбился. Горячо, страстно, не оглядываясь на пересуды и общественную мораль. Это была любовная история, очень похожая на любовь Анны Карениной и Вронского, но только со счастливым концом.

Поначалу всё развивалось именно так, как в знаменитом романе: ему его любовные похождения сходили с рук, а замужнюю женщину в одночасье сделали изгоем в светском обществе. Родственники были категорически против их отношений, тем более, что оба происходили из старообрядческих семей, в которых брак должен был оставаться неприкосновенным, что бы в семье ни происходило.


Родители Саввы надеялись, что сын перебесится и успокоится, муж Зинаиды Григорьевны увез её в Крым, надеясь, что в разлуке чувства сойдут на «нет». Но всё оказалось напрасным. В Крыму она все время рыдала, а ещё через несколько месяцев подала на развод, который был удовлетворен без всяких проволочек: у супругов не было детей.

После развода отношения Саввы и Зинаиды стали открытыми, а ещё через некоторое время он заявил матери, что они ждут ребёнка и намерены венчаться. И как ни сопротивлялась Мария Федоровна, мать Саввы Тимофеевича, упрекая, что он берёт в дом не только бесприданницу, но ещё и разведёнку, ничего не помогло.


Отец Зинаиды тоже был опечален, ответив на слова дочери, что она намерена венчаться второй раз, словами: «Мне бы лучше сойти в гроб, чем терпеть такой позор». Свадьба состоялась в июне 1888 года, а через полгода у молодожёнов появился первенец. Савве было 26, Зинаиде - 21. Сразу после свадьбы они уехали в Англию.

Между тем, дела Саввы Тимофеевича шли в гору, его Никольская мануфактура стала третьей по рентабельности, её ткани пользовались спросом не только в России, но и во всей Европе, а личный доход Морозова в десять раз превышал доход премьер-министра Витте. Тогда знаменитый купец и промышленник и решил купить землю и построить для своей любимой жены особняк.

Особняк должен был свидетельствовать, что у его хозяина есть не только деньги, но и вкус. И он получился именно таким. По красоте и убранству его можно сравнить разве что с особняком Арсения Морозова , тоже большого оригинала и любителя экзотики. Заказ на строительство Савва Морозов отдал Фрицу Шехтелю, который в то время увлекался модной готикой.


Но прежде архитектор решил предложить заказчику на выбор три варианта будущего особняка: в готическом стиле , в стиле ренессанса или рококо. Савва Морозов, большой англоман, многому научившийся на текстильных предприятиях Англии и получивший там образование, решил остановиться на английской неоготике.

На подготовку плана у архитектора ушло всего два месяца, за которые он сделал шестьсот чертежей, включая не только детали здания, но и его интерьера, начиная от мебели и кончая дверными ручками и решётками для камина.

При проектировании Шехтель отошёл от симметричной планировки, предпочтя ей живописную асимметрию. Для работы над дизайном он приглашает малоизвестного тогда Михаила Врубеля , выполнившего для особняка витраж «Встреча Рыцаря», скульптурную группу на парадной лестнице и три панно:

«Утро», «Полдень», «Вечер»


Все детали интерьера Шехтель заказывает только у лучших мастеров и промышленников: люстру в столовую - у Постникова, камин - у Захарова, дубовые панели зала и вестибюля - у императорского поставщика. Во всём интерьере чувствуется изысканный стиль, вкус и чувство меры.



О новом московском чуде заговорила вся Москва. Стрельчатые окна, остроконечные башенки, химеры, фонари, кованая решётка, рыцари создавали антураж средневековья, но кроме того в архитектуре и внутреннем интерьере особняка использовались элементы мавританского стиля и стиля модерн.

Но эклектика не мешала общему впечатлению, усиливая оригинальность и изящество особняка. В интерьере тоже присутствует смешение стилей: есть комнаты, выполненные в стиле рококо, ампира или ренессанса. Новоселье состоялось через четыре года - 8 февраля 1897. На нём присутствовал весь свет Москвы, начиная от аристократов, промышленников, финансистов и кончая художниками, писателями и театральными деятелями. Князь Щербатов писал:

«Таким интересным явлением был вновь выстроенный дворец огромных размеров и необычайно роскошный в англо-готическом стиле на Спиридоновке богатейшего и умнейшего из купцов Саввы Тимофеевича Морозова… Я с отцом поехал на торжественное открытие этого нового московского «чуда».

На этот вечер собралось всё именитое купечество. Хозяйка, Зинаида Григорьевна Морозова… большого ума, с прирождённым тактом, ловкая, с вкрадчивым выражением чёрных умных глаз на некрасивом, но значительном лице, вся увешанная дивными жемчугами, принимала гостей с поистине королевским величием…»

Хозяйка была довольна и решила во всем быть первой, навёрстывая годы, когда она была в глазах общества изгоем. Лучшие парижские платья, самые богатые украшения, всевозможные безделушки, учителя, портнихи, парикмахеры, воспитатели сделали из неё светскую даму. Особняк превратился в великосветский салон, в котором стал бывать весь цвет московской интеллигенции.


Но в семейной жизни наметился раскол. Савва Тимофеевич не любил светских мероприятий, предпочитая больше работать, чем развлекаться, да и в обычной жизни он был аскетом, обходясь минимумом. Но на прихоти жены смотрел сквозь пальцы, оплачивая все её астрономические счета. Семья разрушилась, он был втянут Марией Андреевой в финансирование большевиков, дела тоже покатились под горку. Савва Морозов оказался на грани нервного срыва. По Москве поползли слухи, которым в немалой степени способствовала и мать Саввы Тимофеевича, что он сходит с ума. Чтобы поправить его здоровье, Зинаида Григорьевна увозит мужа сначала в Берлин, потом в Канны.

Но через несколько дней после прибытия в Канны в мае 1905 года Савву Морозова найдут в гостиничном номере мёртвым. Официальная версия самоубийство, но в неё мало кто верит… Зинаида Григорьевна умрёт только в 1947 году, отметив свой восьмидесятилетний юбилей и пережив мужа на сорок два года.

Потрясающей красоты лестница с фигурными перилами, украшенная скульптурами Врубеля, необыкновенные витражи, камины, роспись и лепнина до сих пор удивляют и завораживают высоких гостей, посещающих дом приемов. Удивительно, что все старинные предметы, сохранившиеся в особняке, до сих пор выполняют свои функции. Любой камин при желании можно разжечь, а все часы показывают точное время.

Династия Морозовых подарила столице много удивительных особняков, с каждым из которых связана скандальная или романтическая история.

Династия Морозовых оставила столице роскошное наследство - более двух десятков великолепных зданий. Рассказать обо всех - не хватит страниц, поэтому представим лишь наиболее яркие и значимые для Москвы особняки Морозовых.

Особняк в Шелапутинском переулке

Один из самых влиятельных и богатых людей своего времени - купец и меценат Савва Васильевич Морозов, начал жизненный путь крепостным крестьянином, которым продолжал оставаться, уже имея две ткацкие фабрики. Выкупив себе вольную за 17 000 рублей, он отправился в Москву, где записался в московское купечество.

Сначала он приобрел в Шелапутинском переулке участок с 2-этажным каменным домом и садом, который впоследствии перестроил в стиле позднего классицизма. Постепенно его владения ширятся, возле особняка он возводит фабричный корпус. Вскоре участок Морозова заполняется 11-ю каменными постройками.

Впоследствии по завещанию все это богатство перейдет к его внучке Екатерине. Екатерина Абрамовна частично перестроит особняк, устроив в нем богадельню для староверов Рогожской старообрядческой общины. Здесь же находилась и старообрядческая домовая церковь апостолов Петра и Павла, которую вместе с богадельней закрыли после революции.

В этой усадьбе в Шелапутинском переулке родились все пятеро сыновей Саввы Васильевича, разлетевшихся из родительского гнезда и также отстроивших собственные дома по всей Москве. На семью Морозовых работали самые лучшие зодчие конца XIX - начала ХХ века: Шехтель, Клейн, Чичагов, Эрихсон.

Настоящее время

В этом здании Москвы расположен Государственный литературный музей . Бывший особняк Морозовых отреставрирован, и двери здания открыты для всех интересующихся. Адрес владения Саввы Морозова: Шелапутинский переулок, 1.

Спиридоновку также украшает особняк Саввы Морозова - но не родоначальника, а внука основателя династии. Легендарный дом в стиле английской готики опутан множеством скандальных и романтических историй. Бывшую усадьбу Аксаковых Савва Тимофеевич купил в 1893 году, разрушив старое здание до основания ради нового красивого особняка по проекту Шехтеля.

Здание на Спиридоновке - это бывший особняк Зинаиды Морозовой

Усадьба, считающаяся прообразом дома булгаковской Маргариты, возводилась для любимой жены Зинаиды. Кстати, история любви Морозовых действительно чем-то похожа на встречу Мастера и Маргариты, в свое время произвела большую шумиху. Совсем еще дитя, 18-летняя Зинаида, в то время жена Сергея Морозова, на балу познакомилась с его дядей - Саввой. Любовь была так сильна, что Савва Морозов, рьяный старовер, переступил через религиозные запреты ради брака с Зинаидой. Родственники (благочестивые старообрядцы) - восприняли развод и последующую женитьбу, как семейный позор. Но влюбленным не было до этого никакого дела. И в 1888 году они поженились, прожив вместе 17 лет.

Оформление особняка сочетает в себе элементы ренессанса, ампира и рококо, фасад украшен горельефами, витражами. Над интерьером поработал Михаил Врубель. После смерти мужа, в 1905 году, Зинаида продала дом со всей обстановкой не менее знаменитому предпринимателю и меценату Михаилу Рябушинскому.

Настоящее время

Бывший особняк Зинаиды Морозовой сегодня - административное здание, отданное под нужды Министерства иностранных дел . Попасть в него можно в День музеев и День исторического наследия Москвы, когда двери его открываются для посетителей. В обычные дни вход для простых граждан туда закрыт.

Остается только любоваться фасадом и фотографировать его на память. Точный адрес особняка Морозовых в этой части Москвы: ул. Спиридоновка, 17.

Кустарный музей - бывший особняк Морозовых

В районе улиц Большая Никитская и Тверская располагались 2-этажные каменные палаты Автонома Головина, сподвижника Петра Великого. Впоследствии в помещениях располагалась типография Анатолия Мамонтова.

Это один из самых симпатичных домов семьи Морозовых

В начале ХХ века большое владение разделили на две части, одну из которых приобрел промышленник и коллекционер Сергей Морозов, брат того самого Саввы, описанного выше. Любитель народных промыслов, он сделал зданием таким, каким его можно видеть сегодня.

Настоящее время

Старинные палаты были перестроены под древне-русские терема и подарены Кустарному музею, который просуществовал в особняке некоторое время. Визитной карточкой его был вестибюль с керамическим камином, выполненным по эскизам Врубеля. Сегодня в здании бывшего владения Морозовых и когда-то Кустарного музея работает Музей народного промысла .

Попасть в старинный особняк может любой желающий. Точный адрес: Москва, Леонтьевский переулок, д. 7, стр. 1.

Чудо-замок династии Морозовых на Воздвиженке

На Воздвиженке, почти в центре улицы, стоит причудливый особняк, рожденный в конце XIX века по заказу Арсения Абрамовича Морозова - правнука основателя династии. Редко кто из Морозовых избегал скандала, но Арсению удалось побить все «рекорды» предшественников.

Особняк Морозовых на Воздвиженке (Москва)

До особняка на этом месте находился конный цирк, который сгорел в 1892 году. Пустой участок приобрела мать Арсения, Варвара Алексеевна Морозова, - в подарок сыну. Арсений Морозов в то время много путешествовал по Европе, неизгладимое впечатление произвел на него португальский в городе , что недалеко от Лиссабона. Так и участок от матери пришелся ко двору: наследнику не терпелось воплотить свои архитектурные замыслы в жизнь.

Начиная строительство очередного особняка династии Морозовых, Арсений держал в голове идею усадьбы-замка сродни португальскому. Что из этого вышло?

Причудливое, эклектичное здание, с витиеватыми колоннами и лепниной в виде ракушек, вызвало толки по всей Москве еще до окончания строительства. Постройка казалась верхом безвкусицы! А уж по завершении работ, в 1899 году, на хозяина и его шедевр обрушился шквал злобных шуток и карикатур. Даже мать Арсения, разочаровавшись, в сердцах назвала сына дураком за безобразное сооружение.

Но Морозов на слухи не обращал внимания, закатывая в особняке грандиозные пиры. Во время одной такой попойки, с целью доказать собственную силу воли, Арсений без единого крика боли прострелил себе ногу. Через несколько дней произошло заражение крови, от которого 35-летний богатый наследник (а по сути авантюрист и бездельник) скоропостижно скончался. Его чудо-замок до сих пор притягивает взоры - то ли смелостью, то ли несуразностью.

Кстати, соседний особняк, с грифонами, принадлежавший матери Арсения Морозова, остается без внимания. И незаслуженно - это один из первых проектов архитектора Клейна, впоследствии признанного выдающимся зодчим.

Настоящее время

Как попасть в это странное здание на Воздвиженке? Затруднительно, поскольку сегодня оно используется, как Дом приемов правительства России . Это связано с проведением встреч Большой Восьмерки в Москве несколько лет назад.

Приобрел старую усадьбу семьи Аксаковых. Тогда на участке стоял обветшавший деревянный дом в стиле ампир, выстроенный в 1814 году известным архитектором для поэта И.И. Дмитриева. Савва Морозов приказал снести старое здание, а на его месте выстроить большой красивый особняк по проекту молодого . Усадьба обустраивалась для любимой жены Саввы Тимофеевича.

В свое время любовь Саввы и Зинаиды Морозовых наделала много шуму в купеческой Москве. Молодая 18-летняя жена Сергея Викуловича Морозова встретила на балу его дядю – Савву Морозова. Любовь вспыхнула настолько сильная, что ради неё Савва переступил через религиозные каноны и благочестивые обычаи старообрядцев и предложил Зинаиде стать его женой. Семьи влюбленных были старообрядческими. Родственники и все купеческое общество восприняли развод и женитьбу на разведённой как большой позор. Несмотря ни на что в 1888 году Савва и Зинаида поженились и прожили вместе 17 лет.

Дом на Спиридоновке был одной из первых больших самостоятельных работ . Он предложил хозяевам три проекта главного дома: в стилях французского ренессанса, рококо и английской неоготики. У семьи Морозовых были давние связи с текстильным Манчестером; сам Савва Тимофеевич учился в Кембридже, был известным англоманом – поэтому он выбрал стиль английской неоготики.

Новый особняк построили с отступом от красной линии, связав его подземным переходом с хозяйственным флигелем, где были размещены все подсобные службы. Всё было сделано по самым современным европейским стандартам. Дом на Спиридоновке стал лучшей постройкой в стиле неоготики в Москве. Его строгие геометрические объёмы создают асимметричную композицию с угловой башнеобразной частью. Парадные интерьеры контрастируют с аскетичным внешним видом здания. Внутреннее убранство и старинная мебель воссоздают романтическую атмосферу рыцарского средневековья. Главный вход – выступающее крыльцо с тремя арками-порталами – размещен в правом торце здания. Левая, более приватная, часть дома выходит в небольшой сад.

В изысканной отделке преобладают мотивы готики, но есть залы в стиле ренессанса, рококо, ампира. Великолепная деревянная отделка и почти вся мебель сделаны на мебельной фабрике П.А. Шмита, зятя первого мужа Зинаиды Григорьевны. Над убранством интерьеров работал великий художник . Он сделал эскиз витража «Встреча рыцаря-победителя», который украшает торцевую стену лестничного пространства. У основания лестницы Врубель поместил скульптурную композицию по мотивам оперы Мейербера «Роберт-Дьявол». Художник также написал аллегорические панно для малой гостиной.

Пышное новоселье в чудесном особняке состоялось 8 февраля 1897 года. Но семейное счастье царило в нём недолго. В 1898 году Савва Морозов стал одним из главных пайщиков Московского Художественного театра. Там он встретил актрису Марию Андрееву. И новая любовь разрушила всё – семью, деловую карьеру, душевное здоровье. В мае 1905 года Савва Морозов был найден мертвым в своем гостиничном номере в Каннах. До сих пор не утихают споры о том, было ли это политическое убийство или самоубийство.

Через два года после смерти мужа Зинаида Григорьевна вышла замуж за генерал-майора А.А. Рейнбота, а в 1909 году продала особняк Михаилу Павловичу Рябушинскому. Она говорила, что дух Саввы Тимофеевича не дает ей житья в этом доме, и что якобы по ночам в кабинете слышатся его покашливания и шаркающая походка, и перемещаются предметы на столе.

Рябушинский переехал в дом со своей красавицей-женой, дочерью и великолепным собранием картин русских и западноевропейских художников. Новый хозяин не стал ничего переделывать, только в 1912 году заказал художнику К.Ф. Богаевскому три панно для рояльной гостиной. Революция лишила дом и этих хозяев.

В 1929 году владение усадьбой было передано Наркомату иностранных дел. 4 августа 1995 года в нём произошел опустошительный пожар. В кратчайшие сроки особняк был восстановлен по сохранившимся чертежам с личной подписью .

В настоящее время здание находится в ведении Главного производственно-коммерческого управления по обслуживанию дипломатического корпуса при Министерстве иностранных дел Российской Федерации. В особняке располагается Дом приемов МИД России. В 1996 году здесь проходила встреча «Большой Восьмерки».

*Виртуальный тур по объекту предоставлен для публикации ГлавУпДК при МИД России.

На улице становится все теплее, и уже хочется оторваться от любимых сериалов и отправиться гулять. Куда стоит сходить в первую очередь? Мы вспомнили пять московских особняков, впечатляющих и снаружи и внутри.

Дом Пашкова

Мар 30 2017 в 1:47 PDT

Дек 8 2016 в 12:34 PST

В доме, построенном, вероятнее всего, архитектором Василием Баженовым, сейчас находится Российская государственная библиотека. Одно из самых красивых московских зданий в классическом стиле построено в 1784–1786 годах. Первым владельцем был сын денщика Петра I Петр Пашков. Потом здание принадлежало Московскому университету, Московскому дворянскому институту, Румянцевскому музею, в частности его библиотеке.

Там обдумывал «Войну и мир» Лев Толстой, там героиня Ирины Муравьевой из фильма «Москва слезам не верит» искала интеллигентных женихов, там герои романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», стоя на бельведере, прощались с Москвой: «На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краев».

Адрес: ул. Воздвиженка, 3/5, стр. 1

Как попасть: в составе экскурсии, которые проводятся ежедневно, кроме понедельника.

Дом Мельникова

Мар 20 2016 в 11:16 PDT

Мар 31 2017 в 1:49 PDT

Уникальное сооружение, построенное в 1929 году архитектором Константином Мельниковым как жилой дом для семьи и мастерская.

Шедевр авангарда представляет собой два цилиндра, врезанных друг в друга. Внутри тринадцать комнат, а весь третий этаж, куда можно подняться по винтовой лестнице, занимает мастерская. В этом доме великий советский архитектор жил до последних дней, потом там жила его семья. Сейчас дом Мельникова полностью находится под покровительством Музея архитектуры им. А. В. Щусева и работает как музей.

Адрес: пер. Кривоарбатский, 10

Как попасть: на сайте Музея архитектуры им. А. В. Щусева в разделе «Музей Мельниковых» есть телефон, по которому ведется запись на экскурсии. Билеты потом нужно заранее выкупить в музее архитектуры. В день в дом Мельникова может попасть только одна экскурсия из пяти человек. Посетить музей непросто, но и дом, и экскурсия того стоят.

Особняк Рябушинского

Мар 14 2017 в 12:50 PDT

Сен 18 2016 в 10:01 PDT

Модернистская жемчужина Москвы – дом, построенный Федором Шехтелем в 1903 году для русского предпринимателя и мецената Степана Рябушинского. Дом уникален, интерьеры его тоже создавал Шехтель. Нужно обратить внимание на контраст изгибов и плавных линий, знаменитую оплывающую мраморную лестницу в виде волны, лампу-медузу, на природные мотивы, свойственные модерну, во всем: от дверных ручек до витражей и ограды. В этом доме с 1931 по 1936 годы жил Максим Горький, вернувшийся из Италии. Сейчас там мемориальный дом-музей Горького.

Адрес: ул. Малая Никитская, 6/2

Как попасть: попасть в особняк можно без записи. Режим работы музея: среда – воскресенье, с 11.00 до 17.30. Чтобы прослушать экскурсию, нужно позвонить в музей заранее.

Чайный дом на Мясницкой

Мар 13 2017 в 8:08 PDT

Окт 22 2016 в 1:19 PDT

Этот дом, стоящий недалеко от метро «Чистые пруды», называют «китайской шкатулкой». Особняк построен для торговца чаем Сергея Перлова в 1890–1893 годах архитектором Романом Клейном. Через три года по приказу Перлова архитектор Карл Гиппиус переоформил фасад в красочном китайском стиле. Дело в том, что в связи с коронацией Николая II в Москву намечался приезд влиятельного китайского посла Ли Хунчжана. Визит сановника гарантировал массу выгодных контрактов. У входа повесили китайский флаг, закупили шелковых китайских подушек, поставили наряженных «китайцев» у входа... Однако Ли Хунчжан остановился в другом месте, в доме конкурента и родного брата Сергея Перлова. Впрочем, новый яркий фасад стал привлекать клиентуру.

Адрес: ул. Спиридоновка, 17/1

Как попасть: попасть в особняк можно в дни культурного наследия, когда открываются двери многих архитектурных памятников, закрытых для свободных посещений в другое время. Дни культурного наследия в 2017 году совсем скоро: 16 апpeля и 20 мaя.

Продолжаем серию публикаций об одном из самых талантливых и любимых российских архитекторов – Ф. О. Шехтеле. Предлагаем прогуляться вместе с нами по особняку Зинаиды Морозовой, который находится по адресу: ул. Спиридоновка, дом 17. В здании расположен Дом приемов МИД, а внутрь можно попасть только в дни Всемирного наследия.

Итак, особняк был построен Федором Шехтелем в 1893-1898 годах. Этот заказ явился первой крупной работой архитектора, которая в итоге его и прославила. В предыдущей статье было сказано, что из Академии художеств будущего архитектора отчислили: таким образом, диплома у Шехтеля не было, но дальновидный Савва Тимофеевич доверил молодому и неизвестному тогда зодчему строить для своей семьи прекрасный замок. Это был подарок Саввы Морозова своей любимой жене Зинаиде Григорьевне на годовщину свадьбы. Здесь нельзя не рассказать скандальную историю, которая сделала Савву Тимофеевича героем газетных публикаций. Скандал совершенно неслыханный, особенно для среды купцов-старообрядцев. Дело в том, что Савва Морозов влюбился в жену своего двоюродного племянника Сергея Викуловича Морозова – Зинаиду. Влюбился и увёл жену у родственника, добившись развода!

Но вернёмся к дому. Морозовы хотели построить совершенно новый дом, ни на что не похожий, да ещё и с элементами английской готики. Дело в том, что Савва Тимофеевич учился в Кембридже, а также ездил изучать текстильное производство на мануфактуры Манчестера. Видимо, там Морозов и заразился «англоманством». Шехтель разработал план и композицию особняка всего за два месяца, и уже в августе 1893 года чертежи были поданы на утверждение в Московскую Городскую управу. Правда, официальное разрешение было получено архитектором И.С.Кузнецовым, поскольку до 1894 года Шехтель не имел права самостоятельно вести строительные работы. Шехтель собственноручно сделал 600 чертежей здания, он сам вёл архитектурный надзор строительства, так как не хотел допустить никакой случайности даже в деталях! После завершения строительства дом сразу стал центром внимания общественности, газеты посвящали новому строению первые полосы с восторженными отзывами о новом московском «чуде».

Особняк выполнен в неоготическом стиле: он очень напоминает средневековый английский замок. Помимо устремленных вверх башенок, стрельчатых окон и элементов окна-розы на фасаде встречаются мифологические существа, причем всегда разные: можно увидеть и популярных в готике химер, и маскарон (скульптурное украшение фасада в виде головы человека или животного, изображенного анфас), и изображения львов (на решетке ограждения). Присмотритесь к входу в особняк – перед нами шехтелевская фантазия на готическую тему: зубцы крепостной стены над крыльцом выполнены в виде миниатюрного средневекового замка! Разве это не гениально?

Интерьеры особняка поражают любое воображение. В их оформлении Шехтель пришёл к смелому на то время решению – он соединил в одном пространстве готику, продолжающую идею фасада, с более традиционными для России стилями: ампир, классика и барокко. Помимо Шехтеля к оформлению интерьеров был привлечен знаменитый художник Михаил Врубель, им были выполнены панно в гостиных, витражи, а также скульптурная композиция у главной лестницы.

После гибели Саввы Морозова Зинаида Григорьевна решила продать свое владение на Спиридоновке. В 1909 году дом купил Михаил Павлович Рябушинский (брат Степана Павловича Рябушинского, владельца дома на Малой Никитской, о котором мы будем говорить в следующей статье). Зинаида Григорьевна стала снимать особняк Стахеева. Она получила согласие хозяев и оформила одну из комнат особняка в готическом стиле (видимо, в память о замке на Спиридоновке).

Михаил Павлович Рябушинский в особняке Морозовых изменил лишь одну комнату – Большую гостиную. Для ее оформления был приглашен художник Константин Богаевский, написавший для гостиной три панно «Даль», «Скала» и «Солнце».

Предлагаем пройтись по комнатам этого сказочного замка и полюбоваться шикарными шехтелевскими интерьерами.

1. Вход в особняк оформлен в готическом стиле. Посетителей встречает парадная лестница, ведущая в аванзал. На чугунных перилах архитектор изображает фантастических животных, охраняющих проход. Благодаря огромному окну в аванзале всегда светло.

2. Из аванзала мы попадаем в Большую гостиную. На фото – рокайльное золото зала Богаевского, а также панно художника «Скала».

3. Из Большой гостиной выходим в Курительную комнату (Малую гостиную в готическом стиле), в оформлении которой принимал участие сам Врубель. Перед нами три его панно – «Утро», «Полдень» и «Вечер». Деревянная резьба на стенах, потолке и камине восхищает и поражает посетителей.

5. По другую сторону аванзала находится главная лестница дома, перед которой расположен витраж «Рыцарь», также выполненный Михаилом Врубелем. Напротив витража, у подножья лестницы, Врубель изваял скульптурную группу: мужчина и две женщины застыли вокруг резного деревянного фонаря.

6. Рядом с лестницей находится Столовая, главным украшением которой является знаменитый шехтелевский «рыцарский камин».

7. На втором этаже располагаются бильярдная, кабинет хозяина, а также гостиные и детские комнаты. В кабинете хозяина обращает на себя внимание необыкновенное оформление потолка – фризы деревянных шестиугольных кессонов были расписаны также по эскизам Врубеля.

Бильярдная

Экскурсия по особняку длится не больше часа, и этот час пролетает, как пять минут. В каждой комнате хочется остаться надолго, чтобы рассмотреть все детали и элементы интерьера. Как здорово, что после таких визитов остаются фотографии – виртуальные экскурсии могут длиться вечно!

Фото: Елена Крижевская

Экономист по образованию, имеет степень кандидата экономических наук. История развития архитектурного ансамбля столицы и занятие фотографией являются любимыми увлечениями. «Своими фотографиями я признаюсь Москве в любви!»,− рассказывает Елена. В 2016 году Елена Крижевская выпустила книгу «Москва моими глазами. Прогулки по городу».