Дольменная культура абхазов краткое содержание. Доклад: Дольменная культура

Дольменная культура

Культура с погребальными сооружениями в форме дольменов была распространена на значительной территории Причерноморья - от Таманского полуострова до г. Очамчири и бассейна реки Кубань, занимая в основном горно-лесные районы. Древнейшие дольмены на Западном Кавказе появились еще в эпоху ранней бронзы, между 2400-2100 гг. до нашей эры. Они представляют собой монументальные (мегалитические) постройки, сложенные из каменных плит и блоков или высеченные в скальном массиве. Дольмены служили усыпальницами. У адыгейцев и абхазов они известны под названием "испун", "спыун" ("дома карликов", "пещеры"), а также "кеунеж", "адамра" ("древние могильные дома"). Сейчас на территории Западного Кавказа известно более 2200 дольменов. Наиболее распространены сооружения плиточного типа, реже - монолиты, высеченные в скалах. Они снабжены отверстиями круглой или аркообразной формы, через которые покойника помещали в камеры. Наиболее древние дольмены отверстий не имели. Древнейшие дольмены содержали от одного до трех покойников, положенных скорченно и густо засыпанных красной охрой (таница Новослободская, бассейн р. Кизинки). Это были захоронения родо-племенных вождей. В эпоху расцвета дольменной культуры (первая половина II тысячелетия до н.э. появляются массовые захоронения в позе сидя. К этому времени относятся огромные скопления дольменов ("поляны") с сотнями построек.

Археологические находки из дольменов и отдельных поселений позволяют говорить о высокой культуре их строителей. Это были племена, занимавшиеся земледелием и скотоводством, а в приморской полосе - морским промыслом; они прекрасно владели мастерством не только обработки камня, но и металла; умели лепить прочную глиняную посуду, скупо украшенную орнаментом.

Исследователи полагают, что форма дольменов или появление их на Кавказе объясняется далекими морскими связями кавказских народов. Как бы то ни было, кавказские строители не просто заимствовали чужую практику возведения подобных построек, а вложили в нее собственную изобретательность. Эпоха существования дольменов на Северо-западном Кавказе была временем, когда возникало имущественное неравенство, а род еще представлял собой сильную общетсвенную организацию, хотя уже и разделившую между отдельными семьями свое некогда коллективное хозяйство, когда высокого уровня развития достигла строительная техника и получил распространение заупокойный культ.

Культуру дольменов обычно связывают с древнейшим абхазо-адыгейским этносом.

Дольмены в окрестностях Сочи представлены плиточными составными, монолитными, корытообразными и колодцеобразными гробницами. Рассмотрим каждую из этих групп в отдельности.

Первый, наиболее распространенный тип, зафиксированный во многих пунктах (Лазаревское, Красноалександровское, Цуквадже, Солохаул, Медовеевка, Красная Поляна), представляют собой дольмены, которые сооружали с помощью четырех монолитных четырехугольных плит, образующих стены, в то время как пятая плита служила крышкой. В таких гробницах часто присутствует и каменный пол, образованный одной или несколькими плитами, которые подстилают переднюю или заднюю стены. Фасадную стену делали обычно выше и шире задней, благодаря чему такой дольмен имел трапециевидный план, а его кровля - легкий уклон назад. Боковые плиты и крыша, как правило, выступают за фасадную плиту, образуя П-образный портал, который иногда наращивали дополнительными плитами, врытыми впритык к торцам боковых стенок. Последние обычно выступают и сзади. Снаружи их часто подпирали дополнительными, наклонными подставленными плитами-пилонами. Отверстие округлой формы в большинстве случаев находится в передней стенке дольмена, его затыкали массивной каменной пробкой. Один из дольменов на реке Цуквадже имеет отверстие и в задней, меньшей по величине плите. Размеры рассматриваемых дольменов различны. Высота фасадной плиты 2-2,5 м, длина боковых стенок 3-4 м, толщина плит колеблется между 0,11 и 0,75 м.

Перед дольменом оставалась площадка, служившая, по-видимому, для определенных ритуальных отправлений, связанных с очередным захоронением, либо поминанием умерших. Эту площадку иногда окружали оградой из поставленных на ребро плит (Лазаревское). Некоторые дольмены скрыты под курганообразными насыпями или окружены двойной кромлеховидной оградой (Медовеевка).

Составные дольмены отличаются тем, что их стены полностью или частично складывали в 2-3 яруса из тщательно подогнанных плит. Один из таких подковообразных в плане дольменов (Лазаревское) имел монолитными лишь фасадную и покровную плиты. Боковые же и задняя стены его были возведены из блоков, сложенных в два яруса. Площадка перед фасадом этого дольмена была окружена аналогичными плитами, поставленными на ребро в один ярус.

Замечательным образцом дольмена-монолита является гробница на реке Годлик юго-восточнее Лазаревского (Чемитоквадже). В огромном обломке песчаниковой скалы на высоте 4 м была вырублена ровная площадка. Над ней нависает оформленная нишей фасадная стена с отверстием, через которое выдолблена основная подковообразная в плане камера со сферическим потолком. На крыше этого дольмена имеется круглое углубление диаметром и глубиной до 60 см. К нему с площадки перед фасадом по торцу стены есть единственный удобный ступенчатый подход.

Корытообразные дольмены выявлены в Красноалександровском, Солохауле, в верховьях реки Лауры. Камера таких сооружений высечена в глыбе камня и сверху перекрыта отдельной плитой. Фасад их по оформлению обычно соответствует плиточным гробницам: портальные выступы, имитирующие торцы боковых стенок, площадка перед фасадом, отверстие, затыкавшееся массивной пробкой. Иногда камеру дольменов подвергали обработке и со стороны днища, в этом случае гробница приобретала подлинно корытовидный облик. У ряда таких дольменов отмечен ложный фасад: помимо портальных выступов здесь было и ложное отверстие, будто бы заткнутое пробкой, в то время как настоящее отверстие делали в задней или боковой стенках (Салоники, Солохаул).

Около десятка дольменообразных колодцевидных гробниц зарегистрировано в районе Красной Поляны. Все они сложены глубоко в земле из необработанного плитняка в несколько ярусов. Вокруг, снаружи и на полу отмечена галечная присыпка.

Помимо самих гробниц, к дольменной культуре относятся встречающиеся вблизи дольменов обломки скал с высеченными на них ямками, кругами и другими изображениями, имевшими культовое значение (Солохаул).

Особое место занимает кудепстенский "жертвенный" камень, известный у местного населения как "черкесский" камень. Это глыба песчаника, в плане имеющая форму треугольника, каждая из сторон которого длиной около 5 метров. В северо-восточном его крае высечены два углубления в форме сидений. Позади сидений на верхней плоскости камня сделано два параллельных корытообразных углубления длиной до 2 м и шириной до 1 м. Здесь же выбиты четыре ямки, чашеобразное углубление диаметром до 0,2 м. Рядом с первой глыбой лежит другая таких же размеров. На ее поверхности также видны чашевидные углубления. Перед глыбами были найдены остатки каменного фундамента от здания, которое, судя по характеру обломков керамических изделий, относится к раннему средневековью. Взаимоположение глыб и фундамента говорит о том, что в это время глыбы уже не играли никакой роли в жизни местного населения. Характер обработки камня, отдельные детали оформления и факт независимости комплекса глыб от фундамента позволяют отнести этот памятник не к XVI-XVII вв., как это считалось до определенного времени, а к дольменному времени, когда эти камни играли несомненно роль святилища.

В дольменах, раскопанных в окрестностях Сочи, найдены сердоликовые и пастовые бусы цилиндрической формы и имитирующие подвески из зубов молодого оленя, разнообразная керамика, каменные топоры, бронзовый наконечник копья. К дольменной культуре нужно отнести и серию бронзовых изделий, главным образом топориков и тесел, хранящихся в Сочинском музее краеведения, а также, возможно, человеческую голову из песчаника, найденную в окрестностях Адлера.

Поселение этого времени зафиксированно лишь в верхних культурных слоях Большой Воронцовской пещеры. Здесь обнаружены также каменные, кремневые, керамические и металлические изделия. Кремневые орудия представлены скребками, резцами, вкладышами для серпов и мотыжками типа "пик". Из каменных орудий следует отметить клиновидные топоры с просверленными отверстиями-проухами, бруски и другие изделия. Керамические находки включают плоскодонные сосуды, украшенные богатым нарезным орнаментом, пряслица. Здесь же найдено бронзовое шило четырехгранного сечения.

В эпоху средней бронзы, как и прежде, основу землехозяйства местного населения составляли мотыжное земледелие, придомное скотоводство, охота, различные ремесла, рассчитанные на удовлетворение внутриобщинных нужд. Земледелие иллюстрируют находки кремневых мотыг и вкладышей для серпов в соответствующих слоях Большой Воронцовской пещеры. Перед входом в один из дольменов Солохаула найдена челюсть лошади. Из ремесел следует отметить изготовление керамики, прядение и ткачество, обработку кожи и кости, металлургическое производство. Особенно высокого уровня достигла в связи со строительством дольменов техника обработки камня. На этой деятельности древних поселенцев необходимо остановиться подробнее.

Крупные (плиточные, составные, монолитные, корытообразные, подковообразные) дольмены сооружали заранее: люди при жизни готовили себе и своим потомкам прочные усыпальницы. Для этой цели недалеко от поселения выбирали подходящее место. В ряде случаев отмечено размещение дольменов вблизи родников, а дольмен на реке Годлик находится рядом с минеральным источником. Непременным условием выбора места для гробницы были, конечно, выходы песчаника и известняка. Эти породы залегают обычно слоями, что в определенной степени облегчало работу в каменоломнях. Выломку плит производили, вероятно, с помощью деревянных колышков, забивавшихся в ямки, выдолбленные по заранее нанесенному на поверхность скалы контуру. Колышки поливали водой: разбухая, они отламывали плиты необходимого размера. Плиты подвергали грубой обработке и перебрасывали с помощью катков, рычагов и веревок, большого числа людей, а также, возможно, тягловых животных на место установки. Затем обе стороны фасадной плиты и внутреннюю поверхность остальных плит, а также все закраины и соответствующие им пазы в боковых и покровной плитах подвергали тщательной обработке. Пазы обычно округлые или прямоугольные в сечении. Обработку эту производили с помощью тесловидных бронзовых орудий с довольно узких лезвием, мелкими сколами, оставлявшими ямки.

Рядом с дольменами найдены и сланцевые плитки со следами сглаживания, которые, как пролагают, служили для подшлифовки деталей сооружений.

Высокого искусства требовало изготовление пробки, которую украшали бороздками, выпуклинами и другими элементами. Расчет величины и формы плит, отверстий, пробок производили предварительно, что указывает на определенные математические знания: понятие о прямых углах, различных измерениях квадрата, окружности и т.д.

Установка самого дольмена происходила, вероятно, следующим образом. В пазы пола или в специально вырытые для этого в почве канавки устанавливали сначала, по-видимому, переднюю и заднюю, а затем боковые плиты. В вертикальное положение их приводили с помощью клиньев, рычагов и веревок и подпирали снаружи одной или двумя плитами с каждой стороны. Зафиксированные в таком положении стены, должно быть, засыпали снаружи до самого верха грунтом и камнем. Затем скорее всего по заднему склону насыпи втягивали покровную плиту, которая ложилась пазами внутренней стороны на специально подтесанные для этого верхние торцы стен. В тех случаях, когда дольмен имел составные стены, сложенные из плохо пригнанных плит или плит, не связанных системой пазов, что не позволяло стоять ему без сплошной опоры извне, насыпь оставляли. Эта схема сооружения больших плиточных и составных дольменов с помощью земляных насыпей может быть спорна, так как насыпь могла быть заменена накатом бревен или нагромождением камней. Не исключено, что здесь использовали какую-то специфическую, трудно реконструируемую пока систему рычагов и блоков.

Техника обработки дольменов-монолитов требовала знания несколько иных приемов, связанных с вырубанием помещений в твердой породе. Причем эта работа усложнялась малым размером фасадного отверстия, через которое вынимали камень и выносили обломочный материал. Сооружение корытообразных гробниц представляло более легкую задачу, сводившуюся к открытому выдалбливанию погребальной камеры и изготовлению лишь одной покровной плиты. При строительстве подковообразных дольменов были необходимы определенные знания геометрических свойств круга, точность измерительных работ. Приходилось изготовлять серию дуговидных блоков, а затем на месте совмещать их в двух-трех ярусах. Колодцеобразные гробницы вообще не представляли трудной технической задачи. Здесь уже отпала как необходимость перемещения значительных тяжестей, кроме крышки, так и работа с теслом.

Сооружение больших дольменов, даже если предполагалось возможность использования теми, кто их сооружал, всех перечисленных выше орудий и приемов, требовало усилий такого большого коллектива, каким могла быть только родовая община. В то же время следует думать, что захоронения в дольменах удостаивались не все подряд члены рода, а лишь отдельные, избранные по каким-то признакам лица. Таким образом, можно сделать вывод, что дольменная группа - это, по-видимому, особое родовое кладбище, служившее в определенной степени, судя по жертвенным площадкам и другим атрибутам (чаши, углубления, солярные знаки и т.д.) одновременно для периодических молений и игравшее роль своего рода храмового комплекса. Существование такой сложной системы религиозных представлений позволяет предполагать выделение достаточно влиятельной жреческой касты. Вместе с тем широкая освоенность горной зоны свидетельствует о зарождении отгонного яйлажного скотоводства, что не могло не привести к увеличению роли последнего в жизни строителей дольменов. В этот период складываются основы патриархальных отношений, формируется родоплеменная верхушка: вожди, старейшины, жрецы, чем-то выделявшиеся на фоне рядовых общинников.

Каких-либо закономерностей, отражающих ритуальный характер, в ориентировке дольменов не прослеживается. Как правило, она направлены фасадом вниз по склону. Это объясняется тем, что строители дольменов учитывали накопление у стен почвы, сносимой со склона осадками, и стремились как можно дольше сохранять открытым подход к отверстию. Однако в отдельных случаях (корытообразные дольмены с ложным порталом) отмечено отверстие в задней или боковой стенках, обращенных вверх по склону. Объяснить это можно какими-то причинами религиозного порядка, заставлявшими скрывать настоящие лазы.

Об обряде погребений в дольменах до сих пор ведутся дискуссии. Однако в основных своих чертах этот обряд на рассматриваемой территории уже проявляется. Прежде всего необходимо обратить внимание на то, что в большинстве дольменов района г. Сочи, где сохранился непотревоженный слой, отмечено присутствие лишь отдельных, главным образом крупных костей человека. Это явление прослежено в двух плиточных дольменах (Красная Поляна), в корытообразном дольмене (Салоники). Показательны и результаты исследования одной из колодцеобразных гробниц в Красной Поляне. Здесь отмечены также лишь крупные кости, принадлежавшие по меньшей мере 6-7 особям. В то же время здесь находилось лишь три фрагмента черепов, а в одном из сосудов оказались остатки черепа, несущие на себе следы огня. Присутствие черт кремации в аналогичных гробницах Красной Поляны отмечалось и ранее. В той же гробнице найдено 16 как очень мелких, так и вполне нормального размера сосудов, что также свидетельствует о большом количестве захоронений, производимых скорее всего не одновременно, а с некоторыми перерывами. В то же время в мелких колодцеобразных гробницах Красной Поляны в двух случаях отмечены одиночные захоронения, по-видимому, женщин, лежавших в скорченном положении на боку головой к востоку и имевших по одному сосуду-кружке.

Характерной чертой заупокойного культа строителей западнокавказских дольменов является стремление как можно крепче изолировать внутреннее помещение дольмена от внешнего мира. Удивительная тщательность во взаимной подгонке плит не допускала ни малейшей щели. Миниатюрность находимой в дольменах керамики была вызвана, как полагают, тем, что эта посуда предназначалась не столько для умершего, сколь для души его, имевшей, по представлениям того времени, небольшую величину. Вероятно, в значительной мере тревога, страх заставили живых пойти на изобретение такого прочного, рассчитанного на тысячелетия жилища для душ своих родственников, заставили создавать условия полной герметичности для их вечного успокоения. Страх перед смертью, облеченный в форму страха перед духом, тенью умершего, характеризует определенный этап в развитии человеческого сознания.

Реконструкция погребального обряда в дольменах района города Сочи может дать следующую картину. Умершего оставляли в священной роще вблизи дольмена, где по истечению определенного времени в результате естественных превращений на площадке оставались лишь крупные кости. Тогда приступали к основному обряду, в котором, как можно полагать, главная роль принадлежала жрецу и его помощнику.

26.12.2016 0 2545

Что остается после могущественных цивилизаций, когда неумолимое время стирает их с лица земли? Храмы, дворцы? Да, но в первую очередь - гробницы, ведь предков почитали и почитают практически все народы.

Величественные египетские пирамиды известны всем, но их число едва переваливает за сотню. А вот дольменов по всему миру насчитывается несколько десятков тысяч! И распространены они на огромной территории, от Испании до Кореи.

Дольмен в Ирландии

Изначально слово «дольмен» происходит от бретонского taol maen -«каменный стол». И действительно, большинство этих памятников напоминает широкую столешницу, опирающуюся на плиты-ножки. Но со временем дольменами стали именовать практически любые гробницы, сложенные из больших каменных плит.

Между тем этот тип памятников приоткрывает завесу тайны над делами многотысячелетней давности, когда происходило расселение народов и племен. Ведь удивительно похожие друг на друга дольмены встречаются в Южной Европе, Северной Африке, на Ближнем Востоке и даже в Корее и Китае!

А самые совершенные образцы дольменной архитектуры можно встретить в России, на Западном Кавказе. Но откуда же они вообще взялись и зачем древние тратили столько сил на их возведение?

Корейские дольмены

Следы великанов

Загадочные конструкции из каменных плит, оставшиеся от древних, всегда впечатляли людей, неравнодушных к истории. Но поверить в то, что это обычные постройки, не имеющие никаких сверхъестественных свойств, было нелегко. Простой люд рассказывал друг другу страшные сказки про гномов, живущих в крошечных каменных домиках. А ученое сословие пыталось подвести под мифы серьезную теоретическую базу.

Например, в 1660 году монах Йохан Пикардт авторитетно заявил, что дольмены были когда-то построены великанами, так как люди не смогли бы справиться с такими огромными камнями. Удивительно, что жил этот образованный человек в Нидерландах, граждане которых построили огромное количество дамб и мельниц, и вообще были далеко не чужды инженерных чудес своего времени.

Нидерландский дольмен Хунебед (Hunebed - "Великанья кровать")


"Гиганты строят Хунебед, а обычные люди за этим наблюдают" (Picardt, 1660)

Но поверить в то, что древние тоже могли пользоваться различными хитростями и простыми механизмами типа блоков, оказалось нелегко.

Забавно, что голландские крестьяне тут же делом опровергали «великанскую» теорию отца Йохана, активно растаскивая мегалитические памятники на отдельные плиты. Их использовали для укрепления тех же дамб, строительства домов и церквей. В 1734 году местным властям даже пришлось принимать специальный закон об охране дольменов, чтобы они не исчезли с лица земли вовсе.

Похожие истории происходили по всему миру - везде, где встречались мегалитические памятники. В головах людей удивительным образом соседствовали убеждения о нечеловеческой природе строителей дольменов и стремление приспособить древние камни «в хозяйстве».

Лишь в начале XX века дольменами занялись настоящие ученые, представлявшие еще молодую тогда науку археологию. Довольно быстро выяснилось, что подобные сооружения расположены широкой полосой по всей Южной Европе.

В Британии и Ирландии тоже зафиксированы памятники, которые порой причисляют к дольменам (самый известный, разумеется, Стоунхендж), но формально это неправильно.

Изучив некоторое количество дольменов, ученые сделали вывод - гробницы такого типа являются уникальным признаком древних народов, живших на территории Европы несколько тысяч лет назад, своеобразным маркером «европейскости».

Так что, когда египтяне складывали свои пирамиды, европейские племена тоже умели обращаться с каменными плитами и создавали свои варианты памятников на века. Теория складывалась довольно красивая, но была очень быстро опровергнута.

Стоунхендж (Великобритания)


Кавказский дольмен

Родина дольменов

Выяснилось, что ни о какой уникальности говорить не приходится. Обнаруживались все новые и новые дольмены - в Северной Африке, на Ближнем Востоке, в Корее, даже в Японии. Конечно, они отличались друг от друга, но сомнений в общих корнях памятников у специалистов не возникало. Пришлось думать дальше.

Для начала ученые попытались настоять на своем и объявили, что дольмены по всему миру - это всего лишь копии, созданные под европейским влиянием. Но эта теория быстро развалилась -выяснилось, что, к примеру, ближневосточным дольменам по 5-6 тысяч лет и они явно старше своих европейских «братьев».

Кроме того, слишком уж много дольменов обнаруживалось вдалеке от Старого Света (в одной только Корее их несколько десятков тысяч - больше, чем где бы то ни было). Это наталкивало на мысль о каком-то общем корне, от которого произошли и европейские, и азиатские памятники.

Искать общего предка решили на родине одной из самых древних и почтенных цивилизаций на Земле - в Индии. Именно на полуострове Индостан были обнаружены дольмены, форма которых кажется некоторым специалистам самой архаичной. В дальнейшем она вполне могла трансформироваться в многочисленные варианты дольменов по всему миру.

Если индийская теория верна, то картина происхождения дольменов выглядит примерно так. Около 6-7 тысяч лет назад в Индии возник новый тип ритуального памятника, напоминающий известные нам дольмены. Затем началось постепенное расселение древнеиндийских народов по другим территориям. С собой они несли и привычные им формы мегалитов.

Дольмен Дания. Это один из самых больших и самых известных дольменов в Иордании

Индийские дольмены. В Марайуре можно найти несколько десятков дольменов, которые были построены в 10 000 г. до н.э.

Распространение шло по разным направлениям. Южное коснулось Ближнего Востока, затем через него проникло в Северную Африку, Средиземноморье и, наконец (к вящему разочарованию ученых «старой школы»), в последнюю очередь - в Южную Европу.

Северное же направление двигалось через Среднюю Азию и Кавказ, а затем - в Восточную и Северную Европу. Азиатская «ветвь» дольменов, постепенно продвигаясь на восток, в конце концов достигла Китая и Кореи.

Но какие именно народы принесли с собой дольменные формы в далекие от Индии края? Это остается загадкой. Предпринимались многочисленные попытки связать строителей дольменов с индоевропейцами, но это остается в области предположений.

Так что приходится довольствоваться витиеватыми названиями археологических культур, которые не связаны ни с каким народом напрямую. Так, например, в Западной Европе дольмены строили представители культуры воронковидных кубков. А строители памятников Западного Кавказа так и именуются -дольменная культура.

Плиточные и монолитные

Западный Кавказ является настоящим заповедником дольменов. Их тут зафиксировано около 3 тысяч, причем нормально изученными считаются не более 6%. Причем количество уникальных мегалитов продолжает сокращаться.

Дольмены варварски разрушают, перевозя на новые места, чтобы показывать туристам, или просто для украшения личных усадеб, ресторанов, баз отдыха. Для их защиты у археологов нет практически никаких средств, а преследования по закону современных вандалов не пугают.

Большинство кавказских дольменов созданы в первой половине III - второй половине II тысячелетия до нашей эры. Они стоят большими группами на вершинах невысоких горных хребтов или на их солнечных склонах.

Иногда дольмен явно ставился с ориентиром на астрономические объекты. Но гораздо чаще встречается другая ориентация - памятник ставили так, чтобы он был обращен вниз по солнечному склону или же «смотрел» на освещенный склон соседнего хребта.

Кавказский дольмен

"Домики" со всего света

Дольмены, как правило, представляют собой «каменный ящик» или «домик», в одной из стенок которого сделано круглое отверстие, закрывающееся каменной пробкой. Впрочем, до нашего времени пробки сохранились у считанных единиц дольменов. Остальные потерялись или украдены. Отверстия довольно широкие, в некоторые может пролезть даже взрослый человек.

На стене со входом нередко имеется рельефный рисунок портала или входа. А есть дольмены с «обманкой» - портал нарисован на фронтальной стене, а настоящий вход сделан на боковой или задней.

На других стенках тоже встречаются орнаментальные рисунки - простая штриховка или символическое изображение текущей воды. Сравнительно недавно обнаружилось, что различных орнаментов и рисунков на стенках дольменов гораздо больше, чем было принято считать раньше. Просто время обошлось с ними немилосердно, и сейчас они почти уничтожены эрозией. Увидеть рисунки можно только при косом свете, когда любая неровность отбрасывает тень.

Традиционно выделяют четыре типа западнокавказских дольменов. Плиточные представляют собой каменный кубик, сложенный из шести плит. Правда, плита в полу иногда отсутствует -тогда стенки установлены прямо на земле. Особенно удивляет точность подгонки плит друг к другу, они прилегают очень плотно. А в нижней плите зачастую проделаны специальные неглубокие пазы, в которые вставляются стены.

У дольменов составного типа одна или несколько стен сделаны не из единой плиты, а из отдельных блоков. Причем блоки эти иногда очень сложной формы, особенно у круглых дольменов в долине реки Жане.

Корытообразные дольмены выдолблены из цельной каменной глыбы, а потом либо перевернуты, либо накрыты отдельной крышкой. Самый удивительный и трудоемкий тип - это монолитные дольмены, выдолбленные в массиве скалы. Просторная камера при этом целиком выбиралась через отверстие.

Секретная миссия

Предназначение дольменов считается установленным точно - это были погребальные сооружения. Внутри хоронили людей как их строители, так и средневековые кавказские племена, которым памятники достались в готовом виде. В дольмен помещались не только останки усопшего, но и керамические сосуды с загробными дарами. А на площадке перед мегалитами, вероятно, проводились родовые обряды и торжества. Так дольмены частично выполняли и функции храмов.

При этом стоит заметить, что во времена расцвета дольменной культуры дольмены представляли собой не просто голый «каменный ящик». Вокруг нередко насыпался большой курган, а перед входом огораживался каменными плитами небольшой дворик, где проходили обряды и церемонии.

Дольмен во Франции, Roch-Feutet

Дольмен в Португалии

Плиты для строительства дольменов добывались в окружающих горах. Если удавалось найти подходящий камень природного происхождения, то его обтесывали на месте, а потом транспортировали " к месту стройки. Остальные же блоки вырубались прямо на месторождениях. Выбирались породы, легко поддающиеся обработке, - песчаник или известняк.

Технология была той же, что и у большинства древних цивилизаций, - в просверленные в камне отверстия забивались деревянные колья, которые затем поливались водой. Набухая, дерево медленно, но верно заставляло камень трескаться.

Любители экзотики в наше время нагородили вокруг дольменов множество мифов и странных теорий. Некоторые утверждают, что человеку не под силу так точно сложить шесть каменных плит без использования современной техники. Другие и вовсе наделяют мегалиты магическими свойствами, считают их источниками некой «силы», «энергии» или даже порталами в другой мир.

При этом они не замечают вполне реальную тайну, которая связана с дольменами. Построить такое сооружение, конечно же, народы бронзового века могли. Однако это требовало сосредоточенного и тяжелого труда довольно большого количества людей. Люди, занятые на постройке дольмена, выпадали из хозяйственной деятельности. Они не охотились, не пасли скот, не ловили рыбу. А их тем временем нужно было содержать и кормить.

Кавказские племена были довольно малочисленными, и для них такая нагрузка была весьма существенной. Раз они на протяжении многих лет принимали на себя такое бремя, значит, строительство дольменов считалось крайне важным делом.

То есть им придавалось огромное значение, и в них видели не просто место захоронения предков. Что еще? Этого мы, увы, не узнаем, ведь строители дольменов не оставили после себя практически ничего, кроме самих удивительных памятников.

Трон жрецов

Помимо самих дольменов, дольменной культуре приписывают и некоторые другие загадочные памятники, высеченные из камня. Один из них - Кудепстинский культовый камень, находящийся в лесу неподалеку от сочинского микрорайона Кудепста.

Это огромный валун песчаника, в котором когда-то вырубили два сиденья, разделенные широким «подлокотником». Сиденья ориентированы так, что с них была видна точка восхода солнца в дни зимнего солнцестояния. Также на камне выбиты странные «бортики» и лунки, назначение которых непонятно.

Достоверно установить, кто именно, когда и зачем обработал каменную глыбу, до сих пор не удалось. Предполагают, что сделано это было в то же время, когда строились дольмены. На сиденьях, вероятно, сидели жрецы или вожди племени во время религиозных церемоний.

Рядом археологи раскопали небольшую грубо вымощенную площадку с круглым камнем, на котором часто разводили огонь. Вероятно, это древний алтарь. Ученых озадачивает то, что Кудепстинский камень абсолютно уникален. А это мешает рассматривать его в одном ряду с другими памятниками.

Виктор БАНЕВ

Культура с монументальными (мегалитическими) сооружениями - дольменами, была распространена на территории Причерноморья - от Таманского полуострова до бассейна реки Кубань, занимая в основном предгорные и лесные районы.
на террритории древней Кубани появились, предположительно, в эпоху ранней бронзы, между 2400 - 2100 гг. до нашей эры. Это постройки, сложенные из каменных плит и больших блоков или высеченные в массивах скал.
Дольмены, по мнению ученых, служили усыпальницами. У адыгейцев и абхазов они известны под названием "испун", "спыун" ("дома карликов", "пещеры"), а также "кеунеж", "адамра" ("древние могильные дома"). Сейчас на территории Западного Кавказа известно более двух тысяч дольменов. Наиболее распространены сооружения плиточного типа, реже - монолитные, высеченные в массивах скалах. Дольмены снабжены отверстиями круглой или аркообразной формы, наиболее древние дольмены отверстий не имели.

Громадные строения предков

Когда в конце XVIII в. черноморские казаки переселились на Кубань, они обнаружили древнейшие сооружения жившего здесь неизвестного народа. Громадные строения, сложенные из больших каменных глыб, по мнению казаков, могли возвести только очень сильные люди. Некоторые из подобных сооружений достигают в высоту двух и более метров, простираются в длину почти на пять метров. Толщина плит, из которых они строились, достигает 40 сантиметров и более. Общий вес плит, из которых построены эти сооружения, достигал 25 и более тонн.
Объяснить назначение загадочных строений долгое время никто не мог. Казаки называли их «богатырскими хатками». По легенде, однажды казачий отряд занял одну из горных вершин. На соседней вершине располагалось странное сооружение, из которого вышел огромного роста мужчина. Он снял со своей «хаты» крышу - громадную плиту, посадил на неё жену и отправился дальше в горы. Преследовать богатыря казаки не решились.
Адыгские предания дают другое объяснение. В давние времена в горах жили племена карликов и великанов. Физически слабые карлики не могли самостоятельно построить себе дома, чтобы укрыться в них от непогоды. Глядя на их бесприютную жизнь, великаны решили взять работу по обустройству их жилищ на себя. Они обладали такой силой, что любой из них мог выломать каменную плиту в горах и, взвалив её на плечи, отнести к месту постройки. Для строительства такого «дома» требовалось принести пять плит: четыре составляли стены, а пятая - крышу. Шестую плиту клали на землю - она служила полом. Вместо дверей в лицевой плите пробивалось отверстие, которое закрывалось пробкой. Через эти отверстия карлики - испы - якобы въезжали в такой дом верхом на зайцах. Адыги назвали этот дом испун (дом испов).

В 1967 г. археолог из Майкопа П. У. Аутлев открыл ещё два дольменных поселения в районе Новосвободной, на реке Фарс (Новосвободненское 1 - на Длинной поляне и Новосвободнеское 2 - в урочище Старчики). Первое из них шурфовалось в 80-е гг. XX в. А. Д. Резепкиным , а второе поселение, получившее название «Старчики» исследовалось тогда же в течение десятка лет М. Б. Рысиным. Постепенно известных поселений дольменной культуры становилось всё больше. Так в районе станицы Новосвободной сейчас известны ещё Осиновое II, Чубукин Бугор, Старчики II, а также ещё одна стоянка или поселение на Богатырской поляне.

Но всё же активных исследований поселений почти не проводилось. Основное внимание исследователей направлено на дольмены (А. М. Бианки, А. Н. Гей, А. В. Дмитриев, Н. Г. Ловпаче , В. И. Марковин, Б. В. Мелешко, А. Д. Резепкин, М. К. Тешев, В. А. Трифонов). Впервые в нашей стране были также проведены реконструкции мегалитических комплексов (В. А. Трифонов).

В последние годы развивается и такое направление исследований, как археоастрономия (Н. В. Кондряков, М. И. Кудин) . Вместе с тем, профессиональными археологами и отдельными энтузиастами фиксируются всё новые и новые дольмены и дольменные группы. В первую очередь - на южном склоне Главного Кавказского хребта.

Происхождение и датировка

Дольменная культура пришла на смену новосвободненской синкретичной культуре. Последняя объединяла в себе традиции, идущие ещё из местного энеолита культуры накольчатой жемчужной керамики и майкопской культуры , корни которой находятся в Северной Месопотамии . Определённая преемственность между новосвободненской (или по-другому - поздним периодом майкопско-новосвободненской общности, МНО) и дольменной культурой наблюдается. Это мегалитические гробницы, некоторые параллели в керамике, месторасположение поселений и т. д. Пока ещё нет полной ясности в том, была ли смена населения при появлении дольменной культуры, что было в финале их истории. Тем более что имеется много недостроенных дольменов . Предметом споров является проблема происхождения самого мегалитического строительства на Западном Кавказе . А оно может и не совпадать с движением этносов. Кроме того, некоторые предметы и технологии дольменной культуры имеют аналоги и более ранние проявления в эгейском бассейне и в Малой Азии .

Формированию дольменной культуры, возможно, способствовал импульс со стороны протоколхской и затем очамчирской культур. Это предположение основывается на распространении в ареал дольменной культуры (или культур) керамического комплекса именно из восточного Причерноморья.

Дольменная культура следует непосредственно за новосвободненской, то есть появляется примерно с 2900-2800 гг. до н. э. Имеются некоторые даты радиоуглеродного анализа: 2340±40 л. до н. э. - возраст угля перед входом в дольмен комплекса Псынако-I, около 2070 л. до н. э. - возраст угля из гончарного горна из нижнего слоя (2060±80 л. до н. э.) Дегуакско-Даховского поселения. 1800-1500 гг. до н. э. - датировка дольмена Колихо . Дольмены перестают возводить около 1400-1300 гг. до н. э. . Хотя существуют и другие взгляды на хронологию древних культур региона и даже на их последовательность .

Важным событием недавнего времени стали первые находки сюжетных петроглифов на дольменах - охотничьей сцены и борьбы двух человечков, «близнецов». Второе изображение с дольмена в посёлке Джубга имеет аналоги на антропоморфных стелах кеми-обинской культуры Крыма и юга Украины. Это уже позволяет усматривать какую-то общность идеологий, а может быть, и происхождения населения двух сопредельных регионов.

Поселения и жилища

Поселения дольменной культуры располагались ближе к воде: на приречных террасах и склонах, около ручьёв. Известны также стоянки строителей дольменов на возвышенностях водоразделов: на Богатырской поляне (около станицы Новосвободной) и на горе Аутль (у села Солох-аул). Дома дольменников были турлучные, с глинобитными полами. Камень применялся только для незначительных выкладок. Имелись глинобитные печи и обмазанные глиной хозяйственые ямы. Для жилья использовали и пещеры. Обнаружены остатки глинобитной печи для обжига керамики.

Экономика

Экономика дольменной культуры базировалась на скотоводстве и мотыжном земледелии . Больше всего, видимо, было свиней. Содержали также крупный и мелкий рогатый скот. Имелась лошадь и собака. Какую-то роль играла также рыбалка и охота (в том числе и на дельфина). Из ремёсел были развиты керамическое производство, обработка камня, металлургия и ткачество. О ткачестве свидетельствуют пряслица . Занимались кожевенным делом . Землю обрабатывали с помощью грубых галечных мотыжек . Собирали урожай с помощью серпов с кремнёвыми вкладышами. А зерно мололи на зернотёрках . Развитая металлургия оставила следы в виде глиняных льячек, корольков и слитков металла, литейных форм (целых, и в обломках). И, конечно, имеются сами изделия из мышьяковистой бронзы . О дальней торговле свидетельствует сердолик из Ирана или Индии и бусы из него, а также пастовые бусы.

Предметы быта

Погребения

Кроме погребений в дольменах, в настоящее время известны также погребения в гротах и простых грунтовых могилах, которые относятся к этой культуре. Исследовано одно грунтовое парное погребение на Богатырской поляне, но принадлежность его к дольменной культуре осталось под вопросом. Оно имело хаотичную обкладку камнем. Найденные И. И. Цвинария грунтовые погребения в пределах кромлеха одного из дольменов у села Отхар в Абхазии, тоже должны относится к дольменной культуре. Имеются и другие грунтовые погребения с дольменным инвентарём в Абхазии, а также в районе Новороссийска. У аула Агуй-Шапсуг, на реке Гнокопсе, были вскрыты две грунтовые могилы, частично обложенные тонкими каменными плитами. Обряд погребения соответствует дольменному.

Что касается погребений в гротах, то они обнаружены в Воронцовской пещере близ Адлера, в пещере у Старых Гагр, под навесами Лавинной балки у реки Бзыбь , в Михайловской пещере у г. Сухуми. Исследователи отмечали, что при создатели данных объектов стремились достигнуть определённой герметичности захоронений.

На южном склоне Главного Кавказского хребта дольменники сооружали небольшие подземные колодцевидные гробницы. Их выкладывали необработанным плитняком с перекрытием в форме неполного ложного свода . Верхнее отверстие перекрывалось плитой. Производились также захоронения в каменных ящиках, но их известно пока мало (Агойский могильник) . Принадлежность к дольменой культуре мелких сооружений из необработанных камней пока остаётся под вопросом.

Относительно самих монументальных гробниц, то их предназначение никогда не было предметом научных споров. Так как оно вполне очевидно и было подтверждено уже самыми первыми исследованиями. Тем не менее, имеется ещё много нерешённых вопросов относительно погребального ритуала, социального статуса погребённых. Не ясно, как всё это менялось со временем.

Хотя дольмены часто использовали для своих захоронений более поздние народы, тем самым нарушая или даже полностью уничтожая первоначальные погребения, всё же было сделано достаточно наблюдений, чтобы восстановить погребальный обряд людей дольменной культуры. Возможно, что и не все его варианты. Погребения в наиболее ранних дольменах были скорченые одиночные и гораздо реже - парные. Но позже гробницы могли содержать кости и нескольких десятков людей. Так исследования В. А. Трифонова позволяют определить погребения в дольменах как вторичные. То есть это хранилища костей или частично мумифицированных останков, наподобие общественных мегалитических гробниц Западной Европы. Это однако не исключает индивидуальных захоронений привилегированных членов общества.

Святилища

Пока не обнаружено каких-то отдельных храмовых построек дольменной культуры. Но есть все основания считать, что такую роль выполняли дольмены. Об этом свидетельствует и соответствующее оформление фасадной части сооружений (портал, дворик), которая явно была предназначена для посещения людьми и отправления ими определённых культовых действий. Также другие особенности архитектуры дольменного комплекса (кромлех , дромос , менгир) несут информацию о религиозных представлениях и космогонии древнего народа. Много в этом плане даёт дольменно-курганное святилище Псынако I, под Туапсе. Последнее наиболее наглядно показывает роль в ритуале такой конструктивной особенности некоторых дольменов, как дромос. Дальнейшего изучения требуют гравировки на поверхностях дольменов и в их камерах (символы воды, гор, календарно-астральные символы), а также лунки , на самих дольменах или на отдельных камнях . Интересен также и астрономический аспект мировоззрения дольменников .

Хотя отдельные культовые объекты помимо дольменов всё же имеются. Такими объектами являются отдельно от дольменов расположенные чашечные камни c лунками , кругами и другими изображениями. Предположительно, к дольменной культуре относится и кудепстинский культовый или «жертвенный» камень - песчаниковая глыба с вырубленными на ней парой сидений, корытообразным углублением и лунками. Можно предположить, что на таких камнях и находились трупы, подвергаясь разложению и частичной мумификации. Или здесь происходили мистерии, посвящённые Великой Матери .

Имеются также сообщения о разграблении, а позже и полной разборке на камень пирамидальной конструкции в районе Архипо-Осиповки. По рассказам, сооружение высотой до 12 м было сложено из прямоугольных каменных плит.

Известные поселения

См. также

Примечания

  1. В древности здесь был степной ландшафт.
  2. Марковин В. И. Дольменные памятники Кубани и Причерноморья. - 1997.
  3. Марковин В. И. . - С. 4-9.
  4. Дольмены Западного Кавказа в историографии .
  5. Кудин М. И.  Археоастрономия и дольмены // Сочинский краевед. - 2000. - Вып. 7 . То же в doc .
  6. Кудин М. И.  Недостроенные памятники и строительная эволюция дольменов .
  7. Кондряков Н. В. Дромосы и кромлехи дольменов Западного Кавказа // Сочинский краевед. - Сочи, 1999. - Вып. 5 . То же в doc . Отдельно илл.: 1 лист, 2 лист, 3 лист .
  8. Рысин М. Б. Культурная трансформация и культура строителей дольменов на Кавказе // Древние общества Кавказа в эпоху палеометалла (ранние комплексные общества и вопросы культурной трансформации). - СПб., 1997. - С. 118, 119. - (Археологические изыскания. Вып. 46). - ISBN 5-201-01200-0 .
  9. Трифонов В. А.  Происхождение керамического комплекса «дольменной» культуры эпохи бронзы // Труды III (XIX) Всероссийского археологического съезда. - СПб., М., Великий Новгород, 2011. - Т. I. - С. 289, 290 .
  10. Зайцева Г. И., Трифонов В. А., Лохов К. И., Дергачёв В. А., Богомолов Е. С. Последние достижения в применении изотопных методов при исследовании археологических объектов. - Барнаул: Алтайский Университет, 2009. - С. 116-120.
  11. Марковин В. И. - С. 251. - ISBN 5-02-009723-3 .
  12. Николаева Н. А.  Проблемы исторической реконструкции в археологии, калиброванные даты и новые решения майкопской проблемы // Вестник МГОУ. Серия «История и политические науки». - 2009. - № 1 .
  13. Мелешко Б. В. О финальной дате дольменных памятников Кавказа // Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Института археологии АН СССР. - 2010. - Вып. 224. - С. 202-213.
  14. Творці монументальної кам’яної скульптури .
  15. Стела антропоморфна - ідол. Кінець 3 тис. до н. е.
  16. Последние виды являются имитацией пуансонного орнамента бронзовых сосудов.
  17. Воронов Ю. Н. . . - С. 50.
  18. Лакоба С. З., Бгажба О. Х.  История Абхазии с древнейших времен до наших дней. - М., 2007 .
  19. Марковин В. И. Дольмены Западного Кавказа. - М.: Наука, 1978. - С. 129, 106-198, 232-277.
  20. Аутлев П. У. Новые памятники бронзового века Прикубанья // Сборник материалов по археологии Адыгеи. - Майкоп: Адыгейское книжное издательство, 1972. - Т. III. - С. 50, 51, 53-56.
  21. Трифонов В. А., Зайцева Г. И., Плихт Х., Бурова Н. Д., Семенцов А. А., Ришко С. А.  Первые радиоуглеродные даты альтернативных форм погребального обряда «дольменной» культуры на Северо-Западе Кавказа // Культуры степной Евразии и их взаимодействие с древними цивилизациями. - СПб.: ИИМК РАН, «Периферия», 2012. - Кн. 2. - С. 100-107. - ISBN 978-5-906168-01-6-2 .
  22. Воронов Ю. Н. Древности Сочи и его окрестностей. - Краснодар: Кн. изд-во, 1979 . . - С. 48, 49.
  23. Марковин В. И. Дольмены Западного Кавказа // Эпоха бронзы Кавказа и Средней Азии. Ранняя и средняя бронза Кавказа. - М.: Наука, 1994. - Археология с древнейших времён до средневековья, в 20 т. - С. 242, 243. - ISBN 5-02-009723-3 .
  24. Колихо. Тайна дольменов Кавказа .
  25. Кудин М. И.  Трон Великой Матери // Сочинский краевед. - 2002. - Вып. 10. То же в doc .
  26. Валганов С. В. Дольмены Кавказа. Реконструкция культа. - М.: Агентство «Бизнес-Пресс», 2004. - С. 204-209. - ISBN 5-900034-43-7 .
  27. Марковин В. И.  Дольмены Западного Кавказа. - М.: Наука, 1978. - 238 с. 1 . - С. 235.
  28. Аханов И. И. Древняя стоянка в Геленджике // Советская археология. - 1961. - № 3. - С. 276-280.
  29. Кулаков С. А., Барышников Г. Ф., Трифонов В. А. Новый памятник археологии на Западном Кавказе // Археологические вести. - СПб.: «Дмитрий Буланин», 2011. - Вып. 17. - С. 96-103. -

Оставил первое упоминание о группе дольменов у местечка Чокрак-Кой (близ ст. Фонталовской) на Тамани. Затем и другие путешественники оставили свои наблюдения: 1818 год - Тебу де Мариньи, 1837-1839 гг. - Джеймс Белл , в эти же годы - Дюбуа де Монперэ. Впервые практическое изучение дольменов начал во второй половине XIX века Н. Л. Каменев (1869-1870 гг.). Затем дольмены копали Е. Д. Фелицин (1878-1886 гг.), в те же времена - П. С. Уварова , В. М. Сысоев, В. И. Сизов. Раскопки 1898 г. Н. И. Веселовского у станицы Царской (ныне Новосвободной) открыли миру культуру, предшествующую дольменной.

Позже памятники исследовали многие учёные (В. В. Бжания, О. М. Джапаридзе и др.), но внимание уделялось лишь дольменам. Хотя краевед И. Н. Аханов в 1945-1950 гг. исследовал в Геленджикской бухте древнее поселение, содержащее и дольменные материалы. В Воронцовской пещере в пятидесятые годы были обнаружены слои дольменной культуры Л. Н. Соловьёвым. В 1960 г. имеющийся к тому времени материал по дольменам обобщил и систематизировал в своей книге Л. И. Лавров.

Следующий этап ознаменует создание в 1967 г. специального отряда для изучения дольменов под руководством В. И. Марковина (участвовали также: П. У. Аутлев, В. И. Козенкова , В. В. Бжания). С 1967 по 1975 г. был добыт огромный материал. Особенно важно, что тогда началось направленное изучение поселений дольменной культуры. В первую очередь это раскопки в 1970 г. Дегуакско-Даховского поселения на реке Белой , в Адыгее . Также экспедицией было исследовано временное становище на Богатырской поляне, в районе станицы Новосвободной.

В 1967 г. археолог из Майкопа П. У. Аутлев открыл ещё два дольменных поселения в районе Новосвободной, на реке Фарс (Новосвободненское 1 - на Длинной поляне и Новосвободнеское 2 - в урочище Старчики). Первое из них шурфовалось в 80-е гг. XX в. А. Д. Резепкиным , а второе поселение, получившее название «Старчики» исследовалось тогда же в течение десятка лет М. Б. Рысиным. Постепенно известных поселений дольменной культуры становилось всё больше. Так в районе станицы Новосвободной сейчас известны ещё Осиновое II, Чубукин Бугор, Старчики II, а также ещё одна стоянка или поселение на Богатырской поляне.

Но всё же активных исследований поселений почти не проводилось. Основное внимание исследователей направлено на дольмены (А. М. Бианки, А. Н. Гей, А. В. Дмитриев, Н. Г. Ловпаче , В. И. Марковин, Б. В. Мелешко, А. Д. Резепкин, М. К. Тешев, В. А. Трифонов). Впервые в нашей стране была также проведена реконструкция мегалитического комплекса (В. А. Трифонов).

В последние годы развивается и такое направление исследований, как археоастрономия (Н. В. Кондряков, М. И. Кудин) . Вместе с тем, профессиональными археологами и отдельными энтузиастами фиксируются всё новые и новые дольмены и дольменные группы. В первую очередь - на южном склоне Главного Кавказского хребта. Появляются сведения и о новых поселениях (например, около посёлка Шепси в Туапсинском районе) .

Происхождение и датировка

Дольменная культура пришла на смену новосвободненской синкретичной культуре. Последняя объединяла в себе традиции, идущие ещё из местного энеолита культуры накольчатой жемчужной керамики и майкопской культуры , корни которой находятся в Месопотамии . Определённая преемственность между новосвободненской (или по-другому - поздним периодом майкопско-новосвободненской общности, МНО) и дольменной культурой наблюдается. Это мегалитические гробницы, некоторые параллели в керамике, месторасположение поселений и т. д. Но, тем не менее, пока ещё не решены вопросы - была ли смена населения при появлении дольменной культуры, что было в финале их истории. Тем более, что имеется много недостроенных дольменов . Предметом споров является проблема происхождения самого мегалитического строительства на Западном Кавказе . А оно может и не совпадать с движением этносов.

Дольменная культура следует непосредственно за новосвободненской, то есть появляется примерно с 2900-2800 гг. до н. э. Имеются некоторые даты радиоуглеродного анализа: 2340±40 л. до н. э. - возраст угля перед входом в дольмен комплекса Псынако-I, около 2070 л. до н. э. - возраст угля из гончарного горна из нижнего слоя (2060±80 л. до н. э.) Дегуакско-Даховского поселения. 1800-1500 гг. до н. э. - датировка дольмена Колихо . Дольмены перестают возводить около 1400-1300 гг. до н. э. . Хотя существуют и другие взгляды на хронологию древних культур региона и даже на их последовательность .

Важным событием недавнего времени стали первые находки сюжетных петроглифов на дольменах - охоты на оленя и борьбы двух человечков, «близнецов». Второе изображение с дольмена в посёлке Джубга имеет аналоги на антропоморфных стелах кеми-обинской культуры Крыма и юга Украины. Это уже позволяет усматривать какую-то общность идеологий, а может быть, и происхождения населения двух сопредельных регионов.

Поселения и жилища

Поселения дольменной культуры располагались ближе к воде, на речных террасах или приречных склонах. Известны стоянки строителей дольменов на возвышенностях: на Богатырской поляне (около станицы Новосвободной) и на горе Аутль (у села Солох-аул). И другие небольшие поселения рядом с дольменами на возвышенностях, имеющие слой дольменной культуры, также могут оказаться стоянками строителей (Осиновое II на Каменном кургане около Новосвободной).

Дома дольменников были турлучные, с глинобитными полами. Камень применялся только для незначительных выкладок. Имелись глинобитные печи и обмазанные глиной хозяйственые ямы. Для жилья использовали и пещеры. Обнаружены остатки глинобитной печи для обжига керамики.

Экономика

Экономика дольменной культуры базировалась на скотоводстве и мотыжном земледелии . Больше всего, видимо, было свиней.Содержали также крупный и мелкий рогатый скот. Имелась лошадь и собака. Какую-то роль играла также рыбалка и охота (в том числе и на дельфина). Из ремёсел были развиты керамическое производство, обработка камня, металлургия и ткачество. О ткачестве свидетельствуют пряслица . Занимались кожевенным делом . Землю обрабатывали с помощью грубых галечных мотыжек . Собирали урожай с помощью серпов с кремнёвыми вкладышами. А зерно мололи на зернотёрках . Развитая металлургия оставила следы в виде глиняных льячек, корольков и слитков металла, литейных форм (целых, и в обломках). И, конечно, имеются сами изделия из мышьяковистой бронзы . О дальней торговле свидетельствует сердолик из Ирана или Индии и бусы из него, а также пастовые бусы.

Сердолик и бусина с поселения Чубукин Бугор

Предметы быта

Сосуд дольменой культуры

Кремнёвый скребок, поселение Старчики II, Адыгея

В керамике дольменная культура значительно превосходит своих предшественников по разнообразию форм и декора сосудов. Технология же гончарства осталась прежней. Сосуды были ручной лепки, часто имели пятнистый неравномерный обжиг. Отмучивание глины не проводилось. Использовались самые разнообразные отощители, иногда доволно крупных фракций. Выступающие частицы отощителя мог прикрывать слой ангоба , белого, жёлтого, коричневого, красного и даже сиреневого цветов. В декорировании применяли лощение, расчёсы, окраску красной краской (в том числе, и внутренней поверхности). Сосуды могли не иметь орнамента совсем, а могли быть и декорированы полностью (даже кольцевой поддон имел насечки). Орнамент наносили прочерчиванием; штампиками; ногтевыми вдавлениями; гребенчатым штампом, защипами; налепами в виде валиков, сосков, плюснутых шариков, жемчужника. Характерно прочерчивание внутренней поверхности сосудов. Сосуды имели ручки: разнообразные петельчатые, ручки-ушки для продевания верёвки и ручки-упоры.

Погребения

Несмотря на наличие довольно многолюдных дольменных поселений, погребений в простых грунтовых могилах, которые можно было бы отнести к этой культуре, нет . Найденные И. И. Цвинария грунтовые погребения в пределах кромлеха одного из дольменов у села Отхар в Абхазии, тоже как-то относятся к данному дольмену.

На южном склоне Главного Кавказского хребта дольменники сооружали небольшие подземные колодцевидные гробницы. Их выкладывали необработанным плитняком с перекрытием в форме неполного ложного свода. Верхнее отверстие перекрывалось плитой. Производились также захоронения в каменных ящиках, но их известно пока мало (Агойский могильник) . Принадлежнось к дольменой культуре мелких сооружений из необработанных камней пока остаётся под вопросом.

Относительно самих монументальных гробниц, то их предназначение никогда не было вопросом научных споров. Так как оно вполне очевидно и было подтверждено уже самыми первыми исследованиями. Тем не менее, имеется ещё много нерешённых вопросов относительно погребального ритуала, социального статуса погребённых. Не ясно как всё это менялось со временем.

Хотя дольмены часто использовали для своих захоронений более поздние народы, тем самым нарушая или даже полностью уничтожая первоначальные погребения, всё же было сделано достаточно наблюдений, чтобы восстановить погребальный обряд людей дольменной культуры . Возможно, что и не все его варианты. Погребения в наиболее ранних дольменах были скорченые одиночные и гораздо реже - парные. Но позже гробницы могли содержать кости и нескольких десятков людей. Так исследования В. А. Трифонова позволяют определить погребения в дольменах как вторичные. Т. е. это хранилища костей или частично мумифицированных останков, наподобие общественных мегалитических гробниц Западной Европы. Это однако не исключает индивидуальных захоронений привилегированных членов общества.

Святилища

Пока не обнаружено каких-то отдельных храмовых построек дольменной культуры. Но есть все основания считать что такую роль выполняли дольмены. Об этом свидетельствует и соответствующее оформление фасадной части сооружений (портал, дворик), которая явно была предназначена для посещения людьми и отправления ими определённых культовых действий. Также другие особенности архитектуры дольменного комплекса (кромлех , дромос, менгир) несут информацию о религиозных представлениях и космогонии древнего народа. Много в этом плане даёт дольменно-курганное святилище Псынако I, под Туапсе. Последнее наиболе наглядно показывает роль в ритуале такой конструктивной особенности некоторых дольменов, как дромос. Дальнейшего изучения требуют гравировки на поверхностях дольменов и в их камерах (символы воды, гор, календарно-астральные символы), а также лунки , на самих дольменах или на отдельных камнях . Интересен также и астрономический аспект мировозрения дольменников .

Хотя отдельные культовые объекты помимо дольменов всё же имеются. Такими объектами являются отдельно от дольменов расположенные чашечные камни c лунками , кругами и другими изображениями. И, в первую очередь, это кудепстинский культовый или «жертвенный» камень - песчаниковая глыба с вырубленными на ней парой сидений, корытообразным углублением и лунками. Можно предположить, что на таких камнях и находились трупы, подвергаясь разложению и частичной мумификации. Или здесь происходили мистерии, посвящённые Великой Матери .

См. также

Примечания

  1. Марковин В. И. , 1997.
  2. Марковин В. И. , 1978. - С. 4-9.
  3. Дольмены Западного Кавказа в историографии.
  4. Кудин М. И. , 2000.
  5. Раскопки дольмена и поселения в Шепси. Видео
  6. Кудин М. И. Недостроенные памятники и строительная эволюция дольменов.
  7. Кондряков Н.В. , 1997.
  8. Зайцева Г. И. и др. , 2009.
  9. Марковин В. И. , 1994. - С. 251.
  10. Николаева Н. А. Проблемы исторической реконструкции в археологии, калиброванные даты и новые решения майкопской проблемы // Вестник МГОУ. Серия «История и политические науки», 2009. - № 1.
  11. Мелешко Б. В. , 2010.
  12. Творці монументальної кам’яної скульптури.
  13. Стела антропоморфна - ідол. Кінець 3 тис. до н. е.
  14. Воронов Ю. Н. , 1979. - С. 50.
  15. Лакоба С. З., Бгажба О. Х. История Абхазии с древнейших времен до наших дней. - М., 2007.
  16. Марковин В. И. , 1978. - С. 129, 106-198, 232-277.
  17. Исследовано одно парное погребение на Богатырской поляне, но отнесение его к дольменной культуре осталось под вопросом. Кроме того, и оно имеет хаотичную обкладку камнем. Аутлев П. У. , 1972.
  18. Воронов Ю. Н. , 1979. - С. 48, 49.
  19. Дольменная группа «Тумасова».
  20. Марковин В. И. , 1994. - С. 242, 243.
  21. Колихо. Тайна дольменов Кавказа.
  22. Кудин М. И. , 2002.

Литература

  • Аутлев П. У. Новые памятники бронзового века Прикубанья // СМАА. - Майкоп: Адыгейское книжное издательство, 1972. - Т. III. - С. 50, 51, 53-56.
  • Аханов И. И. Древняя стоянка в Геленджике // СА, 1961, - № 3. - С. 276-280.
  • Бжания В. В. История археологического изучения памятников энеолита и ранней бронзы в Абхазии // МААб. - Тбилиси, 1967.
  • Воронов Ю. Н. Древности Сочи и его окрестностей. - Краснодар: Кн. изд-во, 1979. - С. 45-57.
  • Джапаридзе О. М. Археология Грузии (каменный век и эпоха бронзы). - Тбилиси, 1991. - На груз. языке с рус. резюме.
  • Джапаридзе О. М. Дольменная культура в Грузии // ТТГУ, 1959. - Вып. 77. - На груз. языке с рус. резюме.
  • Зайцева Г. И., Трифонов В. А., Лохов К. И., Дергачёв В. А., Богомолов Е. С. Последние достижения в применении изотопных методов при исследовании археологических объектов. - Барнаул: Алтайский Университет, 2009. - С. 116-120.
  • Дольмены Западного Кавказа в историографии / Сост. В. Л. Ксенофонтов по кн. Марковин В. И. Дольменные памятники Прикубанья и Причерноморья. - 1997 // Сочинский краевед. - 1998. - Вып. 2. - С. 9-13. То же. То же в doc.
  • Кондряков Н. В. Дромосы и кромлехи дольменов Западного Кавказа // Сочинский краевед. - Сочи, 1999. - Вып. 5. То же в doc. Отдельно илл.: 1 лист, 2 лист, 3 лист.
  • Кореневский С. Н. Втульчатые топоры - оружие ближнего боя эпохи средней бронзы Северного Кавказа // Кавказ и Средняя Азия в древности и средневековье (История и культура). - М.: «Наука», Главная редакция восточной литературы, 1981. - С. 20-41.
  • Костыря Г. В. Дольменная металлургия в Транскавказской цивилизации. - СПб.: Нестор, 2001. - 195 c.