Долгая и блестящая жизнь балерины Матильды Кшесинской. Николая II и Матильда Кшесинская: исторические факты, была ли любовь, фото Матильда история

Матильда Кшесинская – выдающаяся балерина, уникальный стиль которой обусловлен безупречностью итальянской и лиричностью русской балетных школ. Её имя и сегодня ассоциируется с целой эпохой, великим временем для русского балета. Эта уникальная женщина прожила очень долгую и насыщенную событиями жизнь, не дожив до столетия лишь несколько месяцев.

Матильда Кшесинская родилась 31.08.1872 г. в Санкт-Петербурге в семье балеруна Феликса Кшесинского, которого в 1851 году сам Николай I пригласил из Польши. Её мать Юлия Деминская, была солисткой кордебалета. Дед Матильды Ян был известным скрипачом и оперным певцом – выступал в Варшавской опере. Сама балерина училась в Императорском театральном училище в Петербурге, и успешно его закончила экстерном 23.03.1890 года. В этот день в экзаменационной комиссии традиционно сидел Александр III в сопровождении сына и наследника престола Николая II. Семнадцатилетняя балерина замечательно проявила себя, и сам император предсказал, что она вскоре станет украшением и гордостью российского балета.

Сразу после училища Матильда была приглашена в Мариинский театр. Там уже работала её старшая сестра Юлия, поэтому Матильду долгое время называли «Кшесинская вторая». Юная балерина отличалась невероятной работоспособностью: могла часами упражняться у станка, превозмогая боль в ногах.

В 1898 году девушка начала брать уроки у выдающегося итальянского танцора Энрико Чеккетти, и через 6 лет балерина стала примой. Среди ее репертуара были Одетта, Пахита, Эсмеральда, Аврора и принцесса Аспиччия. Российские и зарубежные критики отмечали ее безупречную технику и «идеальную легкость».

Матильда Кшесинская первая русская балерина, успешно выполнившая подряд 32 фуэте. До неё это удавалось только итальянке Пьерине Леньяни, соперничество с которой продолжалось долгие годы.

Революция и переезд Кшесинской

После революции 1917 года особняк Кшесинской заняли большевики, и Матильда с сыном вынуждена была покинуть Россию. В Париже Кшесинская открыла свою школу балета. Тем временем семья Николая II была расстреляна.

В 1921 году Матильда Кшесинская вышла замуж за Андрея Владимировича. Супруги прожили вместе остаток жизни.

В 1956 году умер её муж, а в 1974 году – сын. Матильда написала мемуары — они были изданы в 1960 году. Великая балерина скончалась в 1971 году. Её похоронили в пригороде Парижа на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Матильда Кшесинская и Николай II, кратко факты об их отношениях.

Отношения балерины и цесаревича, которому на тот момент было 22 года, начались сразу же после выпускного экзамена на званом ужине. Наследник престола серьезно увлекся воздушной балериной. Императрица Мария Федоровна с одобрением отнеслась к увлечению сына, поскольку ее не на шутку волновало то, что до встречи с Матильдой её сын не проявлял интереса к представительницам прекрасного пола.

Долгое время возлюбленные довольствовались случайными встречами. Матильда подолгу смотрела в окно перед каждым спектаклем, надеясь увидеть возлюбленного, поднимающегося по ступеням, а когда замечала его присутствие, танцевала с ещё большим энтузиазмом.

Весной 1891 года, после длительной поездки в Японию, наследник в первую очередь отправился к Матильде.

С января 1892 года их конфетно-букетный период закончился и отношения перешли в следующую фазу - Николай II стал оставаться на ночь в квартире балерины. Вскоре цесаревич подарил балерине особняк. Их отношения длились два года, но молодой император понимал, что ему придется вступить в «равный брак» и расстаться с прекрасной балериной.

Перед женитьбой цесаревич поручил своему кузену, князю Сергею Михайловичу, который был в то время президентом Русского театрального общества, заботиться о Матильде. У молодого императора на тот момент еще оставались чувства к бывшей возлюбленной. В 1890 году он подарил приеме в честь ее бенефиса красивую бриллиантовую брошь с сапфиром и двумя крупными бриллиантами.

По слухам, Кшесинская стала примой Мариинского в 1886 году благодаря протекции Николая II.

Разрыв романа между Николаем II и Кшесинской

Роман примы-балерины с императором длился до 1894 года и оборвался после помолвки Николая с принцессой Алисой Дармштадской, внучкой королевы Виктории.

Матильда очень переживала из-за разрыва, но не осуждала Николая II, поскольку понимала, что венценосная особа не сможет связать свою жизнь с балериной. Матильда была готова к такому исходу — она сдержанно попрощалась с Николаем, держа себя с достоинством королевы, но никак не тоской брошенной любовницы.

Отношения были полностью разорваны, но Матильда продолжала воодушевленно парить над сценой, особенно когда видела в царской ложе своего бывшего венценосного любовника. Николай II, надев корону, полностью погрузился в государственные заботы и в омут семейной жизни с бывшей принцессой Алисой Гессен-Дармштадтской.

После своего десятилетнего бенефиса Матильда была представлена другому кузену императора – князю Андрею Владимировичу. Засмотревшись на красавицу, князь случайно опрокинул на ее шикарное французское платье бокал вина. Но Матильда решила, что это счастливый знак. И действительно, этот роман вскоре завершился женитьбой, а в 1902 году балерина родила сына Владимира.

МОСКВА, 31 авг — РИА Новости. Знаменитая балерина и светская львица Матильда Кшесинская родилась 145 лет назад. Жизнь ее овеяна слухами и легендами: рассказывают, к примеру, о несметных сокровищах, которые Матильда вроде бы спрятала где-то, покидая в 1917 году Петербург. Яркая танцовщица и звезда Императорского театра, она запомнилась прежде всего своими многочисленными романами.

Кшесинская и сама в мемуарах писала о том, что уже с детства была кокеткой. Связь с тремя великими князьями, в том числе с будущим императором Николаем II, — лишь малая доля историй, о которых и она сама открыто писала в воспоминаниях.

Впрочем, фотографии Кшесинской в какой-то степени подтверждают слухи о ее невероятной женственности и обаянии. РИА Новости публикует архивные портреты танцовщицы.

Полячка Кшесинская была родом из творческой семьи. Дед — скрипач и певец, отец Феликс Кшесинский — танцор. Она утверждала, что отец настолько образцово исполнял мазурку, что благодаря ему этот танец вошел в обязательную программу всех балов в России.

Сама Матильда была третьим совместным ребенком своих родителей. Ее старшая сестра Юлия и брат Юзя также танцевали. Именно Юлию в театре именовали Кшесинской первой, Матильда же была Кшесинской второй.

Матильда окончила Императорское хореографическое училище. В своих мемуарах она подчеркивала, что педагоги выделяли ее с детства. В театре за ней закрепилась слава женщины своевольной. К примеру, однажды она поменяла костюм для выступления, якобы неудобный, на свой собственный, после чего была оштрафована.

Впрочем, отличалась знаменитая балерина не только строптивым характером, но и трудолюбием. За сезон она могла станцевать в 40 спектаклях (балетных и оперных). Не прекращала работать Матильда и позже, уже в эмиграции: она создала балетную школу, в которой могли обучаться до 150 человек одновременно.

Были у Матильды и слабости — на протяжении всей жизни она играла в рулетку. Говорят, что якобы, сев за игровой стол впервые, она поставила на 17. Это принесло ей выигрыш. С тех пор она играла только в рулетку и ставила на одно число, за что получила прозвище Мадам Семнадцать.

Бежав из Петербурга в 1917 году, Матильда перебралась сначала в Кисловодск, где провела почти год. Там она надеялась переждать смутные времена, но позже стало понятно, что безопаснее ей будет во Франции.

Жизнь в эмиграции была, очевидно, более тихой и спокойной, нежели в дореволюционной российской столице. Кшесинская официально зарегистрировала брак с великим князем Андреем Владимировичем (внуком Александра II), от которого у нее уже был сын.

Она много сделала для распространения традиций русского академического танца. Матильда создала свою школу, патронировала Федерацию русского классического балета, которая провозглашала идею продолжения традиций русского балета в английских школах танца. Кшесинская прожила долгую жизнь — она скончалась в возрасте 99 лет (в 1971 году) в Париже и была похоронена рядом со своим мужем на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа в пригороде французской столицы.

В советскую эпоху имя этой балерины вспоминали в основном в связи с её особняком, с балкона которого произносил речи В. И. Ленин. Но когда-то имя Матильды Кшесинской было хорошо известно публике.

Матильда Кшесинская была потомственной балериной. Отец её – польский танцовщик Феликс Кшесинский – был непревзойдённым исполнителем мазурки. Этот танец очень любил император Николай I, поэтому Ф. Кшесинский и был выписан в Санкт-Петербург из Варшавы. Уже в столице он женился на балерине Юлии Доминской – у них было четверо детей, из которых Матильда была младшей. Родилась она в 1872 году.

Как это нередко бывает с детьми из театральных семей, Матильда познакомилась со сценой уже в четырёхлетнем возрасте – она исполнила маленькую роль русалочки в балете «Конёк-горбунок». Но вскоре у девочки зародился серьёзный интерес к искусству танца, а способности её были очевидны. С восьми лет она начинает посещать в качестве приходящей ученицы Императорское театральное училище, где обучались её старшая сестра Юлия и брат Иосиф. На занятиях Матильда скучала – то, чему там учили, она уже освоила дома. Может быть, девочка и бросила бы балет, но все изменилось, когда она увидела выступление гастролировавшей в России итальянской танцовщицы в балете «Тщетная предосторожность». Искусство этой балерины стала для неё идеалом, к которому хочется стремиться.

Ко времени выпуска Матильда Кшесинская считалась одной из лучших учениц. По сложившейся традиции, трёх лучших выпускниц после концерта представляли императору и его семье, которые непременно посещали это мероприятие. Одной из трёх была Матильда, исполнявшая в тот вечер Лизу из балета « ». Правда, она – из-за своего статуса приходящей ученицы – должна была держаться отдельно, но император Александр III, поражённый её выступлением, попросил представить ему живую, миниатюрную девушку. Юной балерине была оказана невиданная честь – на торжественном ужине она сидела между императором и цесаревичем Николаем, который не забыл эту встречу.

После выпуска Матильда стала артисткой Мариинского театра «Кшесинской – 2» (первой была её сестра Юлия). В течение первого театрального сезона она выступила в двадцати двух балетах и в танцевальных сценах двадцати одной оперы. Правда, её партии были небольшими, но эффектными. Для начинающей балерины такое количество ролей – невероятная удача, и причиной тому был не только её выдающийся талант, но и нежные чувства наследника престола к танцовщице. Этот роман в определённой степени поощряла императорская семья… Конечно, никто не относился к этой истории серьёзно. Но, если мимолётное увлечение балериной отвлечёт внимание цесаревича от Алисы Гессенской, которую император считал не лучшей партией для наследника, то почему бы и нет?

Догадывалась ли об этом Матильда Кшесинская? Вряд ли… Она любила наследника, своего «Ники», и встречалась с ним в доме на Английском проспекте, который для неё приобрёл цесаревич.

Кшесинская была не только фавориткой Романовых, но и первоклассным профессионалом. Если нет мастерства и таланта, даже высочайшая протекция не поможет – всё становится очевидным в свете рампы. Матильда понимала, как не совершенна её танцевальная техника по сравнению с техникой модных в то время итальянских виртуозок. И балерина начинает упорно заниматься со знаменитым итальянским педагогом Энрико Чекетти. Вскоре она уже щеголяла такими же «стальным носком» и искромётными вращениями, как соперницы – итальянки. Первой в России Кшесинская начала исполнять 32 фуэте и делала это блестяще.

Первой главной ролью балерины стала партия Мариетты-Драгониаццы в балете «Калькабрино». Произошло это благодаря счастливому случаю – внезапно заболела итальянская прима Карлотта Брианца, которая должна была исполнять эту роль. Настоящая звезда балетной сцены, она выполняла трюки, прежде доступные только танцовщикам – мужчинам, включая туры в воздухе. Выходя на сцену, Кшесинская понимала, что публика будет сравнивать её с блистательной итальянкой, выискивая малейшие промахи… «Главное – не прыгайте в оркестр», – шутливо напутствовал её перед спектаклем Мариус Петипа.

Выступление, с которым было связано столько волнений, стало триумфом Кшесинской. «Дебют её можно рассматривать как событие в истории нашего балета», – подвела итог театральная газета. Ей вторит французский журнал Le Monde Artiste: «Молодая прима-балерина имеет всё: физическое обаяние, безупречную технику, законченность исполнения и идеальную лёгкость».

Когда Карлотта Брианца покинула Санкт-Петербург, к Матильде Кшесинской перешли её партии, включая принцессу Аврору в балете «Спящая красавица», созданную Мариусом Петипа для этой итальянской гастролёрши. Аврора стала одной из лучших партий русской примы. Однажды после спектакля к ней в артистическую уборную зашёл П. И. Чайковский, выразил ей своё восхищение и высказал намерение написать для неё балет … Увы, не сбылось – композитор умер полгода спустя, а балерина даже не поняла, что беседовала с гением… Она считала Чайковского хорошим «сочинителем балетных партитур». Впоследствии, когда в Париже ей предложили выступить с воспоминаниями на вечере в честь 100-летнего юбилея композитора, она отказалась – ей было нечего рассказать.

В 1896 году Матильда Кшесинская стала прима-балериной Мариинского театра. В её репертуаре были такие партии, как Аспиччия («Дочь Фараона»), Эсмеральда и Пахита в одноимённых балетах, фея Драже в «Щелкунчике», Одетта-Одиллия в « », Лиза в «Тщетной предосторожности». Для Кшесинской возобновил «Баядерку» и другие балеты, технически усложнив её партии.

Матильда обожала танцевать царственную дочь фараона Аспиччию, блистая на сцене техникой и … романовскими бриллиантами. Много личного она находила в партии бедной уличной танцовщицы Эсмеральды, влюблённой в блистательного офицера Феба, обручённого с гордой аристократкой Флёр де Лис…

Матильда Кшесинская занимала особое положение в труппе Мариинского театра. Её называли царицей петербургской сцены. Многие партии балерина считала личной собственностью и никому без её разрешения не позволяла танцевать.

Для неё было поставлено несколько балетов, но шедевров среди них не оказалось. Зритель любил и любит очаровательную «Фею кукол» Й. Байера в постановке братьев Николая и Сергея Легатов. Это был их подарок замечательной Фее – балерине Матильде Кшесинской, перед которой они преклонялись, исполняя партии двух Пьеро. Кшесинская высоко ценила Николая Легата – педагога, с которым занималась долгие годы.

Матильда Кшесинская могла позволить себе то, что запрещалось другим – например, бенефис в честь десятилетия сценической деятельности (обычно балеринам бенефис полагался лишь после двадцати лет службы). Для этого бенефиса Мариус Петипа поставил два балета Александра Глазунова – «Времена года» и «Арлекинада».

Балерина уволилась из Мариинского театра в 1904 году, заключив контракт на разовые выступления. Она была первой партнёршей юного Вацлава Нижинского, танцевала в некоторых балетах («Эвника», «Бабочки», «Эрос»). Но, в целом Кшесинская была сторонницей «старого» академического императорского балета, виртуозной техники и культа примы. «Новый балет» Михаила Фокина её не вдохновлял.

Матильда Кшесинская покинула Россию в 1919 году. В эмиграции она вышла замуж за великого князя Андрея Владимировича Романова. Живя во Франции, она отказывалась от предложений выступать на сцене, несмотря на то, что нуждалась в деньгах. В 1929 году она открыла балетную школу, зарабатывала на жизнь уроками. Среди учениц М. Кшесинской – М. Фонтейн, И. Шовире, Т. Рябушинская (одна из знаменитых «бэби-балерин»).

Последний раз Матильда Кшесинская выступила в 1936 году в Лондоне на сцене театра Ковент-Гарден. Ей было 64 года, но это не помешало успеху: её вызывали восемнадцать раз!

В дальнейшем М. Кшесинская занималась преподавательской деятельностью. Она умерла в 1971 году, за девять месяцев до своего столетия. Балерина написала «Воспоминания», где рассказала, несколько приукрасив события, о своей бурной личной жизни и блистательной карьере петербургской императорской примы.

Имя Матильды Феликсовны Кшесинской золотыми буквами вписано в историю русского балета. О ней созданы художественные и документальные фильмы.

Музыкальные Сезоны

До столетнего юбилея прославленная русская балерина не дожила несколько месяцев - она скончалась 6 декабря 1971 года в Париже. Ее жизнь подобна неудержимому танцу, который по сей день окружен легендами и интригующими подробностями.

Роман с цесаревичем

Изящной, почти крошечной Малечке, казалось, самой судьбой было уготовано посвятить себя служению Искусству. Ее отец был талантливым танцовщиком. Именно от него малышка унаследовала бесценный дар – не просто исполнять партию, а жить в танце, наполнять его безудержной страстью, болью, пленительными грезами и надеждой – всем, чем в дальнейшем будет богата ее собственная судьба. Она обожала театр и могла с завороженным взором часами наблюдать, как идут репетиции. Поэтому не было ничего удивительного в том, что девочка поступила в Императорское театральное училище, а совсем скоро стала одной из первых учениц: занималась много, схватывала на лету, очаровывая публику истинным драматизмом и легкой балетной техникой. Через десять лет, 23 марта 1890 года, после выпускного спектакля с участием юной балерины император Александр III напутствовал заметную танцовщицу словами: «Будьте славою и украшением нашего балета!» А потом был праздничный ужин для воспитанников с участием всех членов императорской фамилии.

Именно в этот день Матильда и познакомилась с будущим императором России, цесаревичем Николаем Александровичем.

Что в романе легендарной балерины и наследника российского престола правда, а что вымысел – спорят много и жадно. Одни доказывают, что отношения их были непорочны. Другие, словно в отместку, сразу же вспоминают о визитах Николая в дом, куда возлюбленная вскоре переехала со своей сестрой. Третьи пытаются предположить, что если любовь и была, то исходила она только от госпожи Кшесинской. Любовная переписка не сохранилась, в дневниковых записях императора встречаются лишь мимолетные упоминания о Малечке, зато много подробностей в мемуарах самой балерины. Но стоит ли им беспрекословно доверять? Очарованная женщина легко может «заблуждаться». Как бы то ни было, в этих отношениях не было пошлости или обыденности, хотя петербургские сплетники соревновались, излагая фантастические подробности «романа» цесаревича «с актрискою».

«Полячка Маля»

Казалось, Матильда наслаждалась своим счастьем, при этом прекрасно отдавая себе отчет в том, что любовь ее обречена. И когда в мемуарах она писала о том, что «бесценный Ники» любил ее одну, а брак с принцессой Аликс Гессенской был основан только на чувстве долга и определен желанием родни, она, конечно же, лукавила. Как мудрая женщина в нужный момент она покинула «сцену», «отпустив» возлюбленного, едва узнав о его помолвке. Был ли этот шаг точным расчетом? Вряд ли. Он, скорее всего, позволил «полячке Мале» остаться теплым воспоминанием в сердце русского императора.

Судьба Матильды Кшесинской вообще была тесно связано с судьбой императорской фамилии. Ее хорошим другом и покровителем был великий князь Сергей Михайлович.

Именно его Николай II, якобы, попросил «присмотреть» за Малечкой после расставания. Великий князь на протяжении двадцати лет будет опекать Матильду, которую, кстати, затем обвинят в его гибели – слишком уж долго пробудет князь в Петербурге, пытаясь спасти имущество балерины. Один из внуков Александра II, великий князь Андрей Владимирович станет ее мужем и отцом ее сына – светлейшего князя Владимира Андреевича Романовского-Красинского. Именно тесной связью с императорской фамилией недоброжелатели зачастую и объясняли все жизненные «удачи» Кшесинской

Прима-балерина

Прима-балерина Императорского театра, которой рукоплещет европейская публика, та, которая умеет отстоять свое положение силой обаяния и страстностью таланта, за спиной которой, якобы, стоят влиятельные покровители – такая женщина, конечно же, имела завистников.

Ее обвиняли в том, что она «затачивала» репертуар под себя, отправлялась только в выгодные зарубежные турне и даже специально «заказывала» для себя партии.

Так, в балет «Жемчужина», который шел во время коронационных торжеств, специально для Кшесинской была введена партия Желтой жемчужины, якобы, по Высочайшему указанию и «под давлением» Матильды Феликсовны. Сложно, правда, представить, как эта безупречно воспитанная дама, с врожденным чувством такта, могла побеспокоить бывшего Возлюбленного «театральными пустяками», да еще в такой важный для него момент. А между тем партия Желтой жемчужины стала истинным украшением балета. Ну а после того, как Кшесинская уговорила в «Корриган», представляемый в парижском «Опера», вставить вариацию из любимого ею балета «Дочь фараона», балерине пришлось бисировать, что для «Опера» было «исключительным случаем». Так не на истинном ли таланте и самоотверженной работе основан творческий успех русской балерины?

Стервозный характер

Пожалуй, одним из самых скандально-неприятных эпизодов в биографии балерины можно считать ее «недопустимое поведение», которое повлекло уход с поста Директора Императорских театров Сергея Волконского. «Недопустимое поведение» состояло в том, что Кшесинская заменила предоставленный дирекцией неудобный костюм на свой собственный. Администрация оштрафовала балерину, а та, недолго думая, обжаловала решение. Дело предали широкой огласке и раздули до невероятного скандала, последствиями которого стал добровольный уход (или отставка?) Волконского.

И снова заговорили о влиятельных покровителях балерины и ее стервозном характере.

Вполне возможно, что на каком-то этапе Матильда просто не смогла объяснить уважаемому ею человеку свою непричастность к сплетням и домыслам. Как бы то ни было, князь Волконский, встретившись с ней в Париже, принял горячее участие в обустройстве ее балетной школы, читал там лекции, а позднее написал великолепную статью о Кшесинской-педагоге. Она же всегда сетовала на то, что не смогла удержаться «на ровной ноте», страдая от предубежденности и сплетен, которые в итоге заставили ее покинуть Мариинский театр.

«Мадам Семнадцать»

Если о таланте Кшесинской-балерины никто не решается спорить, то о ее преподавательской деятельности отзываются, порой, не слишком лестно. 26 февраля 1920 года Матильда Кшесинская навсегда покинула Россию. Они поселились семьей в французском городе Кап де Ай на вилле «Алам», купленной еще до революции. «Императорские театры перестали существовать, а я не испытывала желания танцевать!» - писала балерина.

Девять лет она наслаждалась «негромкой» жизнь с дорогими ее сердцу людьми, но ее ищущая душа требовала чего-то нового.

После мучительных раздумий Матильда Феликсовна едет в Париж, подыскивает жилье для семьи и помещение для своей балетной студии. Она переживает, что не наберет достаточного количества учащихся или «провалится» как педагог, но первый урок проходит блестяще, и совсем скоро ей придется расширяться, чтобы принять всех желающих. Назвать Кшесинскую второстепенным педагогом не поворачивается язык, стоит только вспомнить ее учениц, звезд мирового балета – Марго Фонтейн и Алисию Маркову.

Во время жизни на вилле «Алам» Матильда Феликсовна увлеклась игрой в рулетку. Вместе с другой прославленной русской балериной Анной Павловой они коротали вечера за столом в казино Монте-Карло. За свою постоянную ставку на одно и то же число, Кшесинскую прозвали «Мадам Семнадцать». Толпа, тем временем, смаковала подробности того, как «русская балерина» просаживает «царские драгоценности». Говорили, что решиться на открытие школы Кшесинскую заставило желание поправить материальное положение, подорванное игрой.

«Актриса милосердия»

Благотворительная деятельность, которой занималась Кшесинская во время первой мировой войны, обычно уходит на второй план, уступая место скандалам и интригам. Кроме участия в прифронтовых концертах, выступлений в госпиталях и благотворительных вечерах, Матильда Феликсовна принимала активное участие в обустройстве двух современнейших для того времени образцовых госпиталей-лазаретов. Она не перевязывала лично больных и не работала сиделкой, полагая, видимо, что каждый должен заниматься тем, что умеет делать хорошо.Она организовывала поездки раненных на свою дачу в Стрельне, устраивала выезды для солдат и врачей в театр, писала под диктовку письма, украшала палаты цветами, или, сбросив туфли, без пуантов, просто танцевала на пальцах. Аплодировали ей, думается, не меньше, чем во время легендарного выступления в лондонском Ковент-Гарден, когда 64-летняя Матильда Кшесинская в расшитом серебром сарафане и жемчужном кокошнике легко и безукоризненно исполнила свою легендарную «Русскую». Тогда ее вызывали 18 раз, и это было немыслимо для чопорной английской публики.

Матильда Кшесинская - не просто выдающаяся балерина, техника которой значительно превосходила способности отечественных современниц. Она - одна из самых влиятельных особ конца XIX - начала XX века. Примером её значения служат слова верховного главнокомандующего великого князя Николая Николаевича. В годы Первой мировой войны, когда армия Российской империи сильно страдала от нехватки снарядов, он утверждал, что бессилен что-либо сделать с артиллерийским ведомством, поскольку балерина Матильда Кшесинская влияет на артиллерийские дела и участвует в распределении заказов между различными организациями.

Матильда Кшесинская родилась 31 августа 1872 года в творческой семье. Отец - российский поляк Феликс Кшесинский, выписанный из Польши как лучший исполнитель его любимой мазурки, мать - Юлия Доминская, богатая вдова балетного танцовщика Леде. Сестра Матильды - балерина Юлия Кшесинская (именуемая «Кшесинская 1-я», в замужестве Зедделер), брат - танцовщик и балетмейстер Иосиф Кшесинский.

Девочка поступает в Императорское театральное училище и в 1890 году оканчивает его. На выпускном вечере присутствовала вся царская семья, а на торжественном ужине Кшесинская сидела рядом с наследником престола Николаем. Тогда Александр III, с восторгом следящий за движениями Матильды, произносит судьбоносные слова:

«Мадмуазель! Будьте украшением и славою нашего балета!».

Матильду принимают в балетную труппу Мариинского театра, на императорской сцене которого Кшесинская 2-я (1-й официально называли её сестру Юлию) танцевала на протяжении 27 лет.

Карьера в Мариинском театре

Матильда Кшесинская танцевала в балетах Мариуса Петипа и Льва Иванова (являвшегося одним из её учителей в училище). Первые выступления Кшесинской - фея Драже в «Щелкунчике», Пахита в одноимённом балете, Одетта-Одиллия в «Лебедином озере», Никия в «Баядерке».

После отъезда в Италию Карлотты Брианца к ней перешла роль принцессы Авроры в балете «Спящая красавица».


Спустя 6 лет работы в театре Кшесинская удостоена статуса «прима-балерина императорских театров», несмотря на возражения главного балетмейстера Петипа. По некоторым данным, именно связи при дворе помогли скорому продвижению на самый верх балетной иерархии.

Ради неё поставлены только несколько балетов, которые впоследствии не вошли в список балетного наследия. К примеру, в 1894 году по случаю бракосочетания великой княгини Ксении Александровны и великого князя Александра Михайловича представлен балет «Пробуждение флоры» с главной партией Кшесинской.


Прима-балерина Матильда Кшесинская

Несмотря на устойчивое положение в театре, Матильда Кшесинская постоянно совершенствовала свою технику, с 1898 года посещая частные уроки у знаменитого педагога Энрико Чеккетти. Она стала первой русской балериной, исполнившей на сцене 32 фуэте подряд.

В 1904 году Матильда Кшесинская уволилась по собственному желанию из Мариинского театра и после бенефиса перешла на выступления на контрактной основе. Она зарабатывала по 500 рублей за каждый выход на сцену, а впоследствии оплата выросла до 750 рублей.

Балерина не раз говорила, что артисты академической выучки могут танцевать что угодно, не случайно её приглашал в свои спектакли Михаил Фокин: «Эвника» (1907), «Бабочки» (1912), «Эрос» (1915).

Интриги

Матильда Кшесинская всячески противилась приглашению в труппу иностранных балерин. Она пыталась всеми способами доказать, что русские балерины достойны главных ролей, тогда как большинство из них отдавались зарубежным артистам.


Предметом интриг часто становилась итальянская балерина Пьерина Леньяни, которая, несмотря на настрой Кшесинской, проработала в Мариинском театре восемь лет. Но влияния Матильды не выдержал сам директор Императорских театров князь Волконский, ушедший из театра после отказа восстановить старинный балет «Катарина, дочь разбойника». Сама влиятельная балерина назвала камнем преткновения фижмы костюма для русского танца из балета «Камарго».

В 1899 году исполнилась ее давнишняя мечта - Мариус Петипа даёт ей партию Эсмеральды, и с тех пор она единолично владеет этой ролью, что вызывает недовольство коллег. До Матильды эту партию исполняли исключительно итальянки.


Кроме зарубежных балерин, «своим злейшим врагом» Кшесинскую считал организатор «Русских сезонов» Сергей Дягилев. Он пригласил её выступать в Лондон, привлекавший Матильду куда больше Парижа. За это балерина должна была воспользоваться своими связями и «пробить» для Дягилева возможность выступить со своей антрепризой в Петербурге и получить отсрочку военной службы для Нижинского, ставшего военнообязанным. Для выступления Кшесинской выбрано «Лебединое озеро», и не случайно - таким образом Дягилевым был получен доступ к принадлежавшим ей декорациям.

Попытка не увенчалась успехом. Более того, Дягилев был настолько зол из-за тщетности прошения, что его слуга Василий всерьёз предлагал ему отравить балерину.

Личная жизнь

Личная жизнь Матильды Кшесинской является ещё более полной интриг, чем профессиональная деятельность балерины. Её судьба тесно переплетается с представителями династии Романовых.


Считается, что с 1892 по 1894 год она являлась любовницей цесаревича Николая Александровича. После знакомства он регулярно посещает её выступления, их отношения развиваются стремительно, хоть все и осознают, что роман не имеет счастливого конца. С целью соблюдения приличий для Кшесинской был куплен особняк на Английской набережной, где они встречались безо всяких помех.

«Влюбилась в Наследника с первой нашей встречи. После летнего сезона в Красном селе, когда я могла встретиться и говорить с ним, мое чувство заполнило всю мою душу, и я только о нем и могла думать…», - пишет восторженная Матильда Кшесинская в своём дневнике.

Причиной распада отношений с будущим стала его помолвка с внучкой королевы Виктории Алисой Гессен-Дармштадтской в апреле 1894 года.


На этом непосредственное участие балерины в жизни царской семьи не закончилось - Матильда Кшесинская состояла в близких отношениях с великими князьями Сергеем Михайловичем и Андреем Владимировичем. 15 октября 1911 года по Высочайшему указу отчество «Сергеевич» получил её сын Владимир, родившийся 18 июня 1902 года в Стрельне. В семье его называли просто «Вова», а фамилию он получил «Красинский».


17 (30) января 1921 года в Каннах в Архангело-Михайловской церкви Матильда Кшесинская вступила в морганатический брак с великим князем Андреем Владимировичем, который усыновил её сына и дал своё отчество. В 1925 году Матильда Феликсовна перешла из католицизма в православие с именем Мария.

30 ноября 1926 года двоюродный брат Николая II Кирилл Владимирович присвоил ей и её потомкам титул и фамилию князей Красинских, а 28 июля 1935 года - светлейших князей Романовских-Красинских.

В эмиграции

В феврале 1917 года Кшесинская вместе с сыном вынуждена скитаться по чужим квартирам, лишившись роскошной недвижимости - особняка, превратившегося в «главный штаб ленинцев», и дачи. Она решает ехать в Кисловодск к князю Андрею Владимировичу в надежде в скором времени вернуться домой.

«В моей душе боролись чувство радости снова увидеть Андрея и чувство угрызения совести, что оставляю Сергея одного в столице, где он был в постоянной опасности. Кроме того, мне было тяжело увозить от него Вову, в котором он души не чаял», - говорится в воспоминаниях Кшесинской.

В начале 1918 года до Кисловодска «докатилась волна большевизма», и Кшесинская с Вовой в качестве беженцев едут в Анапу по решению матери Андрея, великой княгини Марии Павловны. 1919 год проведён в относительно спокойном Кисловодске, откуда в поезде из 2-х вагонов беженцы уехали в Новороссийск. Интересно, что Мария Павловна с окружением ехали первым классом, тогда как Матильда с Вовой удостоены третьего.


Матильда Кшесинская в Париже преподавала в балетной студии

Условия жизни продолжали ухудшаться - 6 недель высшее общество жило прямо в вагонах, пока кругом сыпной тиф забирал людей. Затем они отплывают из Новороссийска и получают французские визы. 12 (25) марта 1920 года семья прибыла в Кап-д’Ай, где находилась вилла балерины.

В 1929 году Матильда Кшесинская открыла собственную балетную студию в Париже. Педагог Кшесинская отличалась спокойным нравом - она никогда не повышала голос на своих подопечных.

Фильмы и книги

Богатая событиями и известными персонами биография Матильды Кшесинской - предмет, часто освещаемый в искусстве. Так, в романе «Коронация, или Последний из романов» из серии «Приключения Эраста Фандорина» рассказывается о подготовке к коронации императора Николая II. Один из персонажей - Изабелла Фелициановна Снежневская, прототипом которой является сама Матильда Феликсовна Кшесинская.

В другом произведении Матильда Кшесинская - ключевой персонаж. 26 октября 2017 года презентуется новая картина «Матильда», вызвавшая общественный резонанс ещё до своей премьеры. Сюжет фильма состоит в отношениях Кшесинской с цесаревичем Николаем Александровичем, будущим императором Николаем II.

Скандал возник после выхода первого официального трейлера, содержащего сцены эротического характера с участием исполнителей главных ролей и .

Общественное движение «Царский крест» обвинило создателей картины в «искажении исторических событий» и «антироссийской и антирелигиозной провокации в сфере культуры». Это побудило , известную своим почитанием Николая II, обратиться в Генпрокуратуру с запросом проверить материал.

Проверка не выявила нарушений, но запустила череду взаимных обращений и обвинений общественных деятелей, политиков и кинематографистов.

Смерть

В возрасте 86 лет, за 13 лет до смерти, Матильда Феликсовна Кшесинская увидела сон - она услышала звон колоколов, церковное пение и увидела перед собой фигуру Александра III, произнесшего роковую фразу об украшении и славе российского балета. Тем утром она приняла решение написать мемуары, приоткрывшие завесу тайн личной жизни легендарной Кшесинской.


Воспоминания Матильды Кшесинской изданы в 1960 году в Париже на французском языке. На русском языке произведение издано только в 1992 году.

Выдающаяся балерина прожила долгую жизнь - она скончалась в возрасте 99 лет за несколько месяцев до своего столетия, 5 декабря 1971 года.


Её тело погребено на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в пригороде Парижа в одной могиле с супругом и сыном. На памятник нанесена эпитафия: «Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров Кшесинская».