Дипломатичность в общении. Что значит быть искусным дипломатом

Ключевые слова: воздействие, деловая беседа, дипломатия, жесты, манипуляция, мимика, общение, переговоры, телодвижение.

Key words: influence, diplomacy, gesture, manipulation, facial personal contact, negotiations, talks, motion.

В данной работе рассматриваются психологические аспекты коммуникативной деятельности дипломата, в частности невербальные приёмы, наиболее распространённые жесты, особое внимание уделяется так называемому нейролингвистическому программированию, а иначе говоря, основам эффективной коммуникации между людьми.

This paper discusses the psychological aspects of communication activities to the diplomat, in particular non-verbal techniques, the most common gestures, special attention is paid to the so-called neuro-linguistic programming, and in other words, the basics of effective communication between people.

В Большой Советской Энциклопедии слово «дипломатия» имеет следующее определение: «Официальная деятельность глав государств, правительств и специальных органов внешних сношений по осуществлению целей и задач внешней политики государств, а также по защите интересов государства за границей. Служит интересам господствующих классов. В литературе нередко принято определять дипломатию как “науку о внешних сношениях”, как “искусство ведения переговоров”» .

Цитируя Большой Юридический Словарь, это «Один из способов реализации внешней политики государства». Для успешной дипломатической деятельности необходимо хорошо знать международные отношения и положение дел в каждой стране.

«Задача дипломатии - поддерживать связь между двумя суверенными государствами при помощи переговоров», - пишет известный автор трудов по дипломатии англичанин Гарольд Николсон, британский дипломат и историк. В 1939 году он опубликовал книгу «Дипломатия», ныне считающуюся классической работой такого рода. Николсон отметил, что несмотря на то, что дипломаты общаются, используя некий общепринятый международный код (специальные фразы, выражения и слова), тем не менее даже они не застрахованы от того, что иностранные коллеги поймут их неверно.

Роль коммуникативной деятельности человека в современном мире трудно переоценить, особенно говоря о дипломатии. Речь занимает особое положение в иерархии психических процессов, благодаря чему выступает как основное средство общения, орудие мышления и является частью человеческой культуры.

Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения.

Искусство общения - важнейший навык. Чтобы стать мастером общения, необходимо развивать самые разнообразные навыки: это и ораторское мастерство, и умение управлять конфликтом, и навыки ведения переговоров, и подстройка к собеседнику, владение мимикой, голосом и жестикуляцией.

В жизни дипломата искусство общения занимает особое место. Дипломат должен уметь общаться с разными слоями населения правильно и грамотно. Умение владеть языком – один из главных инструментов дипломата.

Для дипломата, участвующего в переговорах, работа начинается задолго до того, как он встречает своего оппонента. Прежде всего необходимо изучить проблему, которую предстоит обсуждать. Общее правило здесь простое - чем больше вы знаете, тем лучше. Еще в древние времена считалось, что хороший дипломат должен быть разносторонне образованным человеком. Аристотель в своей "Риторике" дает длинный перечень наук, которыми будущий дипломат должен овладеть, прежде чем он дерзнет показать себя на поприще внешней политики. Древнегреческие дипломаты должны были разбираться не только в текущих политических проблемах, но заодно владеть географией, историей, экономикой, военным делом и быть хорошими ораторами. Впрочем, из этого правила бывают и исключения. Когда дипломат долго участвует в сложном переговорном процессе, он, случается, слишком углубляется в детали и теряет из виду перспективу .

Переговоры, - это, в сущности, основа дипломатии и умение вести переговоры - "высший пилотаж" в дипломатической профессии. Дело это далеко не простое. У дипломатических переговоров есть ряд особенностей, благодаря которым они существенно отличаются от, скажем, переговоров в бизнесе и даже от внутриполитических переговоров .

Прежде всего, дипломат, строя свою переговорную позицию, исходит из понятия "национального интереса". Это значит, что его позиция должна быть надпартийной и не зависеть от идеологических и прочих интересов.

В ходе переговоров обычно используются все средства давления на противника. Участники начинают с изложения своих исходных позиций, часто включающих завышенные требования, и нередко делают это в ультимативной форме. Во время переговоров между соперниками, для того, чтобы вызвать замешательство противника, стороны нередко выставляют дополнительные требования в моменты, когда все основные параметры будущего соглашения, казалось бы, уже согласованы. Очень часто используется увязка объективно не связанных или слабо связанных между собой вопросов. Переговоры между соперниками обычно сопровождаются пропагандистской кампанией в средствах массовой информации, рассчитанной на то, чтобы оказать еще большее давление на противника.

Участие в переговорах такого типа связано с большими психологическими нагрузками. Важно воздерживаться от эмоциональных реакций, на что противник часто и рассчитывает. Важно также не отвергать его предложения с порога, но стараться найти в них позитивные элементы и перефразировать так, чтобы получилась приемлемая формулировка. Даже в самой накаленной атмосфере желательно чаще говорить "да" с оговорками, чем однозначное "нет".

Психологическая подготовка к деловой беседе и настрой на партнера - дело очень важное, но не решающее. Результат зависит от подготовленности, но определяется тем, как будет построен сам разговор. Для того чтобы не совершать очевидных ошибок в построении беседы, психологи предлагают воспользоваться следующими основными принципами .

1. Рациональность. В ходе беседы необходимо вести себя сдержанно, даже в том случае, если партнер проявляет эмоции. Почему? Во-первых, неконтролируемые эмоции всегда отрицательно сказываются на решении. Вo-вторых, существует психологическое правило, которое гласит: «В дискуссии побеждает тот, кто более спокоен». Спокойствие и рациональность - лучший ответ на всплеск эмоций со стороны партнера.

2. Понимание. Необходимо постараться понять собеседника. Ведь он пытается объяснить свою позицию, довести до собеседника свое мнение, но из-за невнимания к его точке зрения не может достичь цели. А это вызывает раздражение и грозит взаимонепониманием позиций. Прежде чем влиять на позицию партнера по общению, следует ее понять.

3. Внимание. Установлено, что в процессе беседы уровень концентрации внимания колеблется. И это происходит даже тогда, когда отсутствуют отвлекающие факторы. Концентрация и внимание на протяжении беседы неодинаковы. Психика человека устроена таким образом, что в процессе получения информации ему время от времени требуются перерывы. В эти моменты внимание непроизвольно рассеивается, и собеседник на несколько минут как бы «выпадает», выключается из разговора. В такие моменты следует вербально или невербально привлечь его внимание, восстановить разорванный контакт. Лучший способ для этого - задать вопрос: «Вы меня слушаете?»

4. Достоверность. В беседе не следует давать ложную информацию даже тогда, когда это делает собеседник. Иначе тактический может обернуться стратегическим поражением.

5. Разграничение. Установление границы между собеседником и предметом разговора - очень важный психологический принцип. В процессе общения мы зачастую отождествляем то, что говорит партнер, с ним самим или даже с нашим отношением к нему. Приятная информация, сообщенная неприятным собеседником, теряет половину своей привлекательности. Наше личное отношение к человеку, которого мы недолюбливаем, часто затрудняет объективную оценку информации, им сообщаемой. Чтобы этого избежать, следует обращать внимание, прежде всего на то, что именно сообщается, а не на то, и как сообщает.

Как и в любой другой технологии, в НЛП существует огромное количество приёмов .

1. Раппорт. Раппорт - это довольно хрупкие формы обратной связи в процессе общения, вызывающие в собеседнике ощущение того, что его понимают, что он нравится. В случае хорошего раппорта у собеседника появляется чувство доверия к коммуникатору. В дипломатической деятельности умение правильно создавать «раппорты» может оказаться очень полезным, поскольку у дипломата, вызывающего доверие, вести переговоры получится более успешно, чем у его коллеги, доверия не вызывающего.

В ходе установки раппорта важно суметь подстроиться. Подстройка бывает:

Подстройка к позе. Когда создаётся раппорт, следует сначала принять ту же позу, что у партнера - «отразить» позу партнера.

Подстройка к дыханию. Здесь возможны варианты: подстройка к дыханию бывает прямая и непрямая. Прямая подстройка - начать дышать в том же темпе, что и партнёр. Непрямая подстройка - согласование с ритмом дыхания партнёра какой-то части своего поведения, например, качание рукой в такт дыханию партнера, или говорить в такт его дыханию, то есть на его выдохе. Прямая подстройка более эффективна при создании раппорта.

Подстройка к движениям. Она более сложна, чем предыдущие виды подстройки, потому что и поза, и дыхание - это нечто относительно неизменное и постоянное, это можно рассмотреть и приступить к копированию постепенно. Движение - относительно быстрый процесс, в этой связи от коммуникатора потребуется, во-первых, наблюдательность, и во-вторых, нужно заранее подумать о том, чтобы партнер не смог осознать действия коммуникатора.

«Отзеркаливание» должно быть крайне осторожным и деликатным, иначе оно вызовет прямо противоположную реакцию. За подстройкой следует ведение, когда коммуникатор, изменяя свое поведение, вызывает изменения в поведении партнера. Первичное ведение так же является проверкой, насколько хорошо работает раппорт.

2. Ключи глазного доступа. Человек устроен так, что в то время, когда он думает и говорит, происходит движение его глазных яблок. Наши глаза демонстрируют особенности памяти и процесса мышления, показывают, каким образом человек получает доступ к информации, закодированной в нашем мозгу. При разговоре с собеседником можно заметить, что его глаза находятся в постоянном движении.

Для дипломата важно не только уметь правильно интерпретировать взгляды, но и следить за собой, контролировать себя.

Взгляд вверх и влево: визуальная память. Это хранимые визуальной памятью образы прошлого. Сюда входят и сны, сконструированные образы, которые уже были “увидены” ранее.

Взгляд вверх и вправо: конструирование визуальных образов. Как правило, здесь человек конструирует образы, которые он не видел.

Взгляд горизонтально налево: аудиальная память. Запомненные звуки (звуки речи, мелодии, часто номера телефонов, запомненные стихи без фокусировки на смысле - ритмичное запоминание).

Взгляд горизонтально вправо: аудиальное конструирование. Обычно это конструируемая речь или конструирование звуков с новым тембром, ритмом, высотой и т. д.

Взгляд вниз налево: внутренний диалог. Внутренний диалог является комментарием опыта. Внутренний диалог может быть орудием рационального логического мышления.

Взгляд вниз вправо: чувства. В этот момент человек может получить доступ к эмоциям и к кинестетическим переживаниям. Характерная поза для людей, находящихся в депрессии: голова опущена, “поникший” вид, взгляд вниз вправо (или вниз влево).

Расфокусированные глаза: человек находится не менее чем в двух системах. Например, слышит и видит, видит и чувствует, а возможно, все вместе. Такое состояние называют легким трансом измененным сознанием.

3. Разрыв шаблона. Многие наши действия совершаются по определенной программе, повторяемой сотни и тысячи раз без изменений: приветствие, рукопожатие, курение. Когда встречаются знакомые и спрашивают: «Как дела?», их на самом деле не интересует состояние дел - они просто действуют по программе, которая называется «приветствием» и которая предусматривает шаблонный ответ: «Нормально» на шаблонный вопрос.

Можно вопрос: «Как дела?» ответить: «Ужасно, скоро помру»; или начните подробно рассказывать о своих делах: «Да вот, представляешь, вчера в метро на Василеостровской все ноги оттоптали, а сегодня не услышал будильник, проспал, на лекцию опоздал. Я вообще-то хотел пораньше лечь, но не получилось: сначала телевизор с соседями смотрели, а потом я вспомнил, что мне ещё много дел делать надо…». Такое поведение не соответствует общепринятой программе и вызывает у партнера замешательство. И этой ситуацией замешательства можно воспользоваться - если старая программа поведения, старый шаблон у партнера сломан, возможно навязать ему новую программу.

Это очень хороший и эффективный приём, но применять его в дипломатической практике следует с особой осторожностью, т.к. необходимо соответствовать строгому дипломатическому протоколу, нарушение которого чревато серьёзными последствиями не только для имиджа конкретного дипломата, но и для международных отношений

Эти основные аспекты языка телодвижений помогут дипломату произвести хорошее впечатление на окружающих .

Лицо. Лицо должно быть оживлённым, больше улыбок, но в меру. Необходимо следить за зубами, чтобы иметь возможность ими сверкнуть.

Жесты. Жесты должны быть выразительными, но тоже в меру. Во время жестов нельзя растопыривать пальцы, а руки следует держать ниже уровня подбородка, не скрещивая руки и ноги.

Движения головы. Следует чаще кивать, подтверждая сказанное собеседником, а слушая – склонять голову набок. Подбородок держать поднятым.

Зрительный контакт. Зрительный контакт не должен вызывать чувства неловкости и дискомфорта. Если национальные традиции не запрещают смотреть прямо в глаза собеседнику, то те, кто смотрит прямо, завоёвывают больше доверия, чем те, кто предпочитает смотреть в сторону.

Осанка. Слушая, следует наклоняться вперёд. Говоря, стоять прямо.

Территория. Стоять следует на комфортном расстоянии от собеседника. Если собеседник отступает, не следует приближаться к нему.

Зеркальность. Обладая навыками отзеркаливания, можно незаметно копировать сигналы языка, телодвижений собеседников.

Психолого-политические качества дипломата проявляются в его активности, поведении, работе и дипломатической деятельности. Дипломатия - профессиональная трудовая деятельность и, более того, деятельность научно-практическая. В той же мере она такая же научная дисциплина, как физика, математика, биология, только ее предметом является власть, "психолого-практическое поле власти", не менее природное, нежели поле гравитационное или магнитное.

Выбор средств воздействия на состояния людей и применение к ним методов управления предполагают исключительно высокие характеристики для самого дипломата - обладание развитыми самоконтролем, саморегуляцией, самоуправлением и самовоспитанием, знаниями в области практической психологии.

Выбирая между средствами воздействия, дипломат рискует, как ни в одном другом виде трудовой деятельности. От ответственности его освобождает только успех, победа. В случае поражения его ждет или прекращение карьеры (политическая смерть), осуждение или террор (физическая смерть), запрет на профессию (профессиональная смерть), дискредитация в средствах массовой информации и исторической литературе (моральная смерть). Выбор средств сопряжен с тяжелыми психологическими переживаниями, с исключительно трудными решениями.

Основные проблемы, с которыми мне пришлось столкнуться в ходе подготовки этой работы, заключаются в отсутствии достаточного количества литературы, посвящённой психологическим аспектам коммуникативной деятельности конкретно в дипломатии.

11. Большая Советская Энциклопедия [Электронный ресурс] URL: http://bse.sci-lib.com (дата обращения: 21.10.2010).

12. Горин С. А. А вы пробовали гипноз (стенограммы семинаров). М., Лань, 1995. – 208 c.

14. Пеке А. Рассуждение об искусстве переговоров / пер. с фр. Л. Сифуровой. – М.: Научная книга, 2004. – 192 c.

15. Попов В.Современная дипломатия: теория и практика. Дипломатия – наука и искусство: Курс лекций / В. Белов. – М: Междунар. отношения, Юрайт-Издат, 2006. – 575 c.

16. Рытченко Т.А., Татаркова Н.В. Психология деловых отношений. –М.: МГУЭСИ, 2001. – 91 c.

В чем секрет успешной жизни? Задаетесь таким вопросом ежедневно? Ответ прост – в вас самих. Только грамотная работа над собой может позволить достичь успеха.

Из этой статьи вы сможете узнать основные навыки дипломатического этикета, которые пригодятся в повседневной жизни.

Дипломат всегда знает, что спросить, когда не знает, что ответить.
Константин Мелихан

Умение слушать: получение информации и крепких отношений

В современном мире, большинство предельно загружено своими проблемами. С учетом сложного графика, а также (преобладают переписки в социальных сетях или телефонные звонки), люди склонны делиться своими проблемами практически с каждым. Не стоит отказывать в такой слабости. С точки зрения дипломатии, умение слушать во многом приносит плоды. Человек в дальнейшем испытывает к вам доверительные чувства, а полученная информация не всегда может быть бессмысленной.

Таким образом, проведенное за беседой с человеком время станет исключительно положительным моментом не только с точки зрения психологии.
Что стоит делать во время монолога собеседника:

  • Держитесь спокойно, смотреть следует в глаза (если это получается с трудом, то обратите внимание на тот предмет, который находится в поле зрения самого собеседника);
  • Перебивать вашего партнера по разговору можно только в исключительных случаях. Например, когда он допустил явную ошибку. Ваша реплика будет оценена, ведь, таким образом, вы демонстрируете свою концентрацию на словах собеседника и общем ходе разговора, что, несомненно, важно для общего духа беседы;
  • Периодически подчеркивайте положительное в разговоре, если речь идет о чем-то радостном или же имейте сожаление относительно негативных моментов. Заметьте, что такие действия – не признак лицемерия, а лишь проявление вежливости.

Чего не стоит делать в момент разговора:

  • Резко менять тему. Вы лишь покажете, что проблемы собеседника не имеют для вас какого-либо значения, а это вряд ли поможет заключить сделку либо наладить партнерские отношения;
  • Постоянно соглашаться или противоречить. Ключевой задачей такого разговора, является понимание проблем другого лица, а это порой не требует дополнительного словесного вмешательства;
  • Утверждать, что у вас «побед больше» или «поражений достаточно». Такие заявления лишь демонстрируют собственную эгоистичность и считаются дурным тоном.

Принятие решений: скорость не показатель качества

В дипломатической сфере есть железное правило: «если у проблемы нет решения, то стоит держать ситуацию под контролем до тех пор, пока оно не появится». Можно смело утверждать, что такой совет полностью подходит для большинства жизненных ситуаций.

Эффективность решения – это результат, к которому оно привело. Конечно, можно рискнуть, однако, в ситуациях, где речь идет о важных ценностях, риск не всегда уместен. Пока точного плана действий нет, стоит задуматься о том, как удержать ситуацию в стабильном положении.

Сделать это возможно с помощью таких дипломатических приемов:

  • Поддержка контакта с нужными людьми. Речь может идти о партнерах по бизнесу или членах , друзьях;
  • Отсутствие значимых действий. Такое положение вполне возможно. «Не навреди» - афинская мудрость, полезная в такой ситуации;
  • Не отказывайтесь от получения дополнительной информации по проблеме. Нужные данные можно взять из разных источников, главное, не упустить их.

Другое дело, когда ваше решение уже созрело. Здесь могут помочь некоторые основы дипломатического действия. Прежде чем что-то заявить:
  • Убедитесь, что это не навредит вашему имиджу;
  • Определитесь с тем, что вы действительно получите в результате такого действия;
  • Просчитайте худшие последствия.

Прагматизм должен быть рациональным, но тот, кто анализирует худший вариант развития событий всегда готов к устранению негативных последствий своего решения.

Дипломат - это человек, которому много платят за то, чтобы он долго думал, прежде чем ничего не сказать.
Дуайт Эйзенхауэр

Могу ли я стать истинным дипломатом?

Современная жизнь подталкивает нас к успеху! Стоит лишь научиться тому, что сегодня доступно каждому. Дипломатия считается важным элементом не только в пределах государства, но и отдельного человека! Так повелось еще со времен древней Греции, где, как известно, существовал культ развития человеческой личности.

Заключение

Развивайте свои дипломатические способности, практикуйте навыки и спустя короткое время сами не заметите того, как ваша жизнь изменилась в лучшую сторону!

Важным качеством при ведении любых переговоров является дипломатичность - способность подбирать слова, имеющие только положительный оттенок, передающие смысл глубокого уважения, восхищения, доверия, выгодного сотрудничества.

Дипломатичность позволяет обернуть любую распрю в повод для беседы за столом переговоров, в ходе которой обязательно каждая сторона получает определенные выгоды для себя.

Великие дипломаты предотвращали военные конфликты, устанавливали добрососедские отношения с заклятыми врагами. Тем более стоит использовать дипломатичность в своей повседневной жизни, налаживая личные связи и деловые контакты благодаря способности сглаживать любые трения.

Дипломатичность в общении

Нередко личности импульсивные не подбирают слов, выражаясь напрямик, действуя прямолинейно, но . Одну и ту же мысль можно выразить разными способами. Способ передачи информации обуславливает ответную реакцию, которая, мягко говоря, может пойти нам вовсе не на пользу.

Приведу пример: часто соседи ссорятся из-за каких-либо неудобств, которые создают друг другу. Отстаивая свои права (каждый ведь уверен в своей правоте), спорщики могут не стесняться в выражениях, красочно описывая все, что думают по этому поводу. Итог: проблема усугубляется (ведь тогда обидчик может продолжать свои действия назло), отношения портятся, что уж говорить о настроении. Противно из дома выходить! Дипломатичность может исправить ситуацию. Вместо злобных, резких высказываний можно спокойно объяснить суть неприятностей. Выразить понимание возникшей необходимости, попросить учитывать ваши интересы (однако будьте искренними, сарказм тут неуместен). Редкий человек станет упорствовать, продолжая наносить вам вред, создавать неудобства.

Еще пример: раздраженный муж, пришедший с работы, может вести себя не совсем корректно. Отвечая тем же тоном, жена разжигает конфликт на ровном месте. Подбирая нужные слова или проявив внимание, такт, можно снять напряжение. Итог: сохраненные добрые взаимоотношения, хорошее настроение.

Есть множество возможностей высказывать свое неодобрение спокойными словами, несущими положительный смысл. Говорить о проблеме, не переходя на личности. Выражать свою заинтересованность в конструктивном решении конфликтов, недоразумений, проявляя к оппоненту.

Дипломатичность в общении заключается в умении:

  • Подбирать слова, несущие положительный оттенок.
  • Проявлять уважение, к оппоненту.
  • Подчеркивать достоинства других.
  • Концентрировать внимание на преимуществах.
  • Находить взаимовыгодные решения, учитывать интересы .
  • выражать свое недовольство, исключая эмоциональность, оперируя фактами, давая неоспоримые обоснования.
  • Выражать восхищение, благодарить.
  • Настраиваться на сотрудничество, избегая конфликтов.
  • , на фактах объяснить, почему невыгодно с вами ссориться, показать выгоду хороших отношений (при острых конфликтах).

Разум, уравновешенность, положительный настрой - основные составляющие дипломатичности в общении. Не обязательно быть аристократом, чтобы проявлять это благородное качество, сохраняя дружественные взаимоотношения с окружающими.

  • 6. Центры подготовки дипломатических кадров в России и за рубежом.
  • 7. Зарождение дипломатических отношений в Древнем мире.
  • 8. Особенности европейской дипломатии в Средние века.
  • 9. Формирование системы межгосударственных отношений в середине XVII в. И дипломатия Нового времени.
  • 3 Узла противоречий:
  • 10. Революционная дипломатия: сравнительный анализ (Война за независимость сша 1776-1783, Великая Французская революция 1789-1797, Русская революция 1917)
  • 11. Дипломатия Великих Держав в 20 веке. Биполярная система и дипломатия периода хв.
  • 12. Дипломатия в условиях глобализации.
  • 13,14. Дипломатическое и консульское право как отрасли международного права: общая характеристика. Дипломатическое и консульское право в системе международного права.
  • 16. Венская конвенция 1961 года о дипломатических сношениях: общая характеристика.
  • 17. Дипломатический корпус: статус в стране пребывания, привилегии и иммунитеты.
  • 18. Конституционные и конвенционные органы внешних сношений рф.
  • 19. Мид рф – структура и функции.
  • 19. Мид рф – структура и функции.
  • 20. Министры иностранных дел рф 1992-2004. Персональный статус и политический вес.
  • Основное место работы, должность
  • Основные этапы биографии
  • 21.Современная дипломатия сша. Госдепартамент сша.
  • 22. Мид Франции:
  • 23. Foreign Office – структура, функции…..
  • 24. Федеральное Министерство иностранных дел фрг: структура и полномочия
  • 25. Официальные интернет-сайты внешнеполитических ведомств сша, Великобритании, Франции, Германии: сравнительный анализ.
  • 26. Восточная дипломатия: феномен или условный термин?
  • 27. Признание государств и установление дипломатических отношений.
  • 28. Порядок назначения и вступление в должность глав дипломатических представительств.
  • 29. Дипломатические ранги: иерархия и порядок присвоения.
  • 30. Дипломатические рангиvsдолжности в центральном аппарате мид и зарубежных представительствах рф
  • 31. Дипломатическая служба в специальных миссиях и постпредставительтвах рф при международных организациях.
  • 32. История становления консульских представительств.
  • 33. Венская конвенция о консульских сношениях 1963 года: основные характеристики.
  • III-яя глава: Режим, применяемый к почетным консульским должностным лицам и консульским учреждениям, возглавляемым такими должностными лицами.
  • 34. Виды консулов и консульских учреждений. Консульские функции, привилегии и иммунитеты.
  • 35. Основные формы и направления дипломатической службы: общая характеристика
  • 36. Информационно-аналитическая функция.
  • 37. Экономическая и культурная дипломатия мид рф
  • 38. Департамент информации и печати, пресс-центр мид: функции и полномочия
  • 39. Дипломатия и разведка (по Попову «Современная дипломатия»)
  • 40. Международные переговоры – основное средство дипломатии.
  • 41. Типология, структура и функции переговоров
  • 42. Практика проведения переговоров: подготовка, организация, этапы проведения, итоговые документы переговоров.
  • 43. Национальный менталитет и особенности национальных переговорных стилей.
  • 44. Организация и значение документационного обеспечения дипломатической службы. Требования к дипломатическим документам.
  • 45. Основные виды дипломатических документов: личные, вербальные ноты, памятные записки, меморандумы.
  • 46. Сущность и значение дипломатического протокола.
  • 47. Задачи дгп мид рф.
  • 48. Протокольные нормы приема иностранных дипломатов, делегаций, государственных деятелей.
  • 49. Виды дипломатических приемов, подготовка и проведение дипломатического приема.
  • 50. Деловой и дипломатический этикет: общее и различное.
  • 5. Профессиональные навыки и личные качества современного дипломата.

    В рамках повседневной служебной деятельности дипработники постоянно соприкасаются с политикой, занимаются политикой. Они являются активными участниками международных и межгосударственных отношений, их индивидуальные социально-политические ориентации пронизывают все решения и их поступки. Работников дип.службы однако политиками считать нельзя. дипломатический работник, скорее, профессионал в сферах дипломатии и м/о, формирования и регулирования этих отношений. Он до тонкостей должен знать принципы и особенность внешней политики своего государства, быть профессионалом в международных делах, владеть языком страны пребывания, уметь выступать на конференциях и приемах, обязан уметь анализировать информацию, правильно оформлять запись беседы.

    Работник дип.службы - частник конкретного процесса выработки и реализации государственного решения, он исполняет обязанности в рамках действующего закона и внешнеполитической доктрины государства, полученных рекомендаций. Каждые его шаг должен соответствовать нормам международного права и российского законодательства.

    К качествам дипломата относят:

      Глубокое понимание целей, задач и особенностей внешнеполитического курса России, высокий уровень политической и гражданской убежденности в отстаивании национальных интересов своей страны.

      Способность к стратегическому видению развития событий, умение предвидеть последствия предпринимаемых действий, точно прогнозировать тенденцию развития ситуации

      Умение грамотно, доходчиво и убедительно выражать мысли как в письменной, так и в устной форме

      Знание современных информационных технологий, умение использовать их в современной работе.

      Проницательность, способность критически оценивать полученные сведения, выявлять скрытую связь событий и фактов и на этой основе делать правильные выводы

      Организованность, умение сосредоточится; ответственность

      Высокий общеобразовательный и культурный уровень, быть в курсе основных событий

      Умение устанавливать и поддерживать доверительные деловые отношения с окружающими, умение аргументировано и последовательно отстаивать свои позиции(особенно это качество ценно за рубежом, когда необходимо конструктивно доказывать иностранному партнеру свои убеждения.

      Иметь совершенное знание иностранных языков. Уметь свободно и убедительно формулировать свои мысли

      Иметь опыт протокольной работы и хорошие знания особенностей протокольной практики страны пребывания

      Уметь водить автомобиль

    Государственный служащий должен избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации, воздерживаться от публичных высказываний в отношении деятельности гос.органов, их руководителей.

    6. Центры подготовки дипломатических кадров в России и за рубежом.

    Непрерывное повышение профессиональной квалификации рассматривается в качестве базового фактора повышения эффективности государственной службы и успешности служебной карьеры. В сфере дипломатической службы особая роль отводится Дипломатической Академии при Министерстве иностранных дел РФ. Именно на это специальное высшее учебное заведение возложена задача подготовки руководящих дип.кадров, повышения квалификации специалистов всех уровней.

    Базовым учебным заведением по подготовке дипломатических кадров является в России МГИМО (У) (Московский Государственный Институт Международных Отношений-Университет) - кузница кадров для МИДа.

    Попав на службу в МИД, все сотрудники оказываются включенными в действующую систему непрерывного образования дип.работников по цепочке от программ первого высшего образования через курсы переподготовки и повышения квалификации до аспирантуры и докторантуры.

    Особое место в системе повышения квалификации занимают Высшие дипломатические курсы Дипломатической Академии . Специальным подразделением МИДа обеспечивающим языковую подготовку российских дипломатов и контроль за ее уровнем являются Высшие курсы иностранных языков при МИД России (ВКИЯ) . ВКИЯ обеспечивает послевузовское, профессионально ориентированное совершенствование языковых знаний на уровнях, следующих за оперативных.

    Франция : Национальная школа администрации (ЕНА) . Была создана после 2 мировой войны для руководящих кадров всего гос.аппарата. Учебные планы предусматривают изучение целого комплекса теоретических дисциплин, иностранных языков и т.д.

    Принятые в министерство иностранных дел Франции учащиеся проходят стажировку с целью ознакомления с их деятельностью, подготовки для работы за рубежом, и в том числе, для знакомства с другими звеньями гос.аппарата.

    В Великобритании критерий, сформулированный в начале XX века, - « дипломат должен быть образованным джентльменом », мало изменился. Образованный и способный человек, по мнению британских специалистов вполне может освоить специальные навыки непосредственно во время работы, исходя из этих соображений, руководители британской профессиональной дипломатии считают ненужной проведение специальной подготовки дипломатических кадров в специализированном учебном заведении университетского уровня.

    Для поступления на службу по управленческому «элитному» разряду, претендент должен пройти через систему сложных конкурсных испытаний. А после принятия на службу сотрудники отправляются в дип. представительства Великобритании за рубежом на младшие дип.должности. Подготовка молодых дипломатов перед назначением минимальна. Лишь с недавних пор учебный отдел Форин офиса 1 начал предлагать небольшие спецкурсы начинающим дипломатам: по мировой экономике, методике применения в дипломатии новейших информационных технологий и т.д.

    По сравнению с Великобританией, где связи руководителей професиональной дипломатии с высшими учебными заведениями минимальны, в США программы «новой дипломатии» носят всеобъемлющий характер. Учебные программы десятков Американских университетов и колледжей ориентированы на требования дипломатического аппарата. Также у госдепартамента есть собственный учебный Центр-Институт Заграничной службы США . Повышение квалификации - служебная обязанность в США.

    Япония : При найме на работу проводится единый гос.экзамен, который ориентирован в первую очередь на лучших выпускников центральных университетов: Токийского, Кэйо, Токийского института иностранных языков. В МИД существует комплексная система повышения квалификации. Существуют спецкурсы на базе Института повышения квалификации для гос.служащих.

    Дипломатический институт есть в Италии.

    Учебный центр есть и в Германии.

    За последнее время в разных странах возникли новые центры позволяющие решить проблему подготовки дип.кадров, адаптированных к реалиям сегодняшнего дня: по решению конгресса в США был открыт Институт Мира , который уделяет особое внимание методике ведения переговорного процесса.

    Работают Дипломатическая Академия Лондона, Венская Дипломатическая Академия, Канадский институт зарубежной службы и Средиземноморская Академия дипломатических исследований.

    Большую активность в плане подготовки дип.кадров проявил Вестминстерский и Оксфордский центры по изучению политики и дипломатии, Дип.Академия Чешской республики, Пекинский колледж международных отношений.

    Развивающиеся страны пользуются соответствующими структурами ООН и Фонда Карнеги, у некоторых из них есть центры подготовки дипломатов (например в Камеруне).


    1. Какие качества личности я считаю полезными для будущего дипломата, какие не полезными и какие нужно изменить

    Список использованных источников


    Какие качества личности я считаю полезными для будущего дипломата, какие не полезными и какие нужно изменить


    Считается, что дипломатами не становятся, а рождаются, ведь главное в этой профессии - талант, который либо есть, либо его нет.

    Основные составляющие успеха в дипломатической службе - это высокий образовательный, интеллектуальный и культурный потенциал, исторический опыт, а также искусство применения всего этого на практике. Таким образом, дипломат должен быть всесторонне развитым человеком, иметь гибкий ум и способность адаптироваться к любой, самой неожиданной ситуации.

    Хороший дипломат должен обладать целым рядом личных качеств: обаянием, чувством юмора, порядочностью, тактом; быть человеком трудолюбивым, волевым, находчивым, психологически устойчивым, энергичным и ответственным; иметь хорошую память и интуицию.

    Кроме того, дипломат просто обязан знать культуру и традиции иностранных государств, а также владеть иностранными языками, ведь без этого не возможно наладить простое взаимопонимание и общение.

    Искусный дипломат - это тонкий психолог, который умеет найти подход к любому собеседнику и убедить его в собственной правоте, при этом человек придёт к данному выводу самостоятельно и не будет чувствовать, что на него кто-то оказывает давление.

    Суверенное и при этом «жизнерадостное своеволие, брутальная беспощадность и осторожное лукавство», - такую характеристику получил один из наиболее выдающихся дипломатов и государственных деятелей князь Отто Эдуард Леопольд фон Бисмарк-Шенхаузен от своего современника графа Ганса Лотаря фон Швейница.

    Последний был соратником великого канцлера, а сама оценка была сформулирована уже post factum свершений «железного канцлера». И все же трудно спорить с тем, насколько точно ход исторического процесса подтвердил меткость этого описания особенностей психологического склада Бисмарка в приложении к проводившейся им политике.

    Одними из важнейших качеств, которыми должен обладать любой хороший дипломат, являются проницательность, внимательность к психологическим особенностям окружения, умение отличить вымысел от правды в словах собеседника, а значит, быть в состоянии представить подобный его психологический портрет после нескольких (или даже одной) встреч или проведения когнитивного картирования. Это, в свою очередь, требует от дипломата знания основ психологии, а также особенностей формирования менталитета и образа мышления партнеров по переговорам или интересующих его лиц в стране пребывания.

    Нельзя не отметить справедливость высказывания одного из соавторов книги, профессионального американского дипломата С. Зельдовица о том, что «обычно дипломаты думают, что психология не имеет отношения к дипломатии и редко анализируют деятельность своих государств или их лидеров с точки зрения психологии. Во многом это объясняется особенностями их образования и подготовки. Большинство работников внешнеполитических служб США имеют степени в области международных отношений, политологии, экономики и права. Среди них практически нет профессиональных психологов, и очень немногие слушали психологические курсы в университетах».

    Важнейшим качеством аналитика (или дипломата-аналитика) является умение при ограниченном времени и факторе неопределенности как основной характеристике развития окружающего мира отделять:

    правдивую информацию от ложной или манипулятивной;

    значимую - от незначимой;

    выделять в информационном шуме сигнальные факты;

    давать качественные прогнозы в условиях неполноты информации и не всегда стопроцентной гарантии ее правдивости.

    Трудно переоценить необходимость знания дипломатом ловушек (например, эффект контраста, фундаментальная ошибка атрибуции, ретроспективное искажение, эффект нарастания приверженности и др.) при осуществлении информационно-аналитической и исследовательской работы.

    И в обычных, некризисных условиях быт и трудовая деятельность сотрудников дипломатических представительств могут быть связаны со множеством трудностей психологического характера.

    Для этого также, что особо подчеркивается, необходимо четко формулировать перед дипломатами цели и задачи деятельности, «которые не только не вызывают у них «отторжения», но, наоборот, воспринимаются как логичные, оптимальные, справедливые и соответствующие интересам представляемого государства».

    Непонимание психологии и национальных особенностей в государствах других регионов мира порой ведет лишь к обострению политической обстановки и конфликтам.

    В заключение хотелось бы отметить, что важнейшие качества, которыми должен обладать дипломат - это такие качества, как:

    проницательность и стрессоустойчивость;

    «умение устанавливать и поддерживать доверительные деловые отношения с окружающими»;

    «способность определять приоритеты, быть целеустремленным;

    работать творчески и без лишних эмоций при подготовке информационно-аналитических материалов».

    Все эти характеристики, непосредственно относящиеся к области психологии, имели и, безусловно, продолжают сохранять важность в процессе подготовки и приема на работу дипломатических работников.

    Черты творческой личности дипломата: высокий интеллект; готовность к риску; смелость; способность выйти за рамки привычного; импульсивность; независимость мнений и оценок; оригинальность; природная даровитость; энергия; способность к напряженной работе; увлеченность; хорошая память; умение сосредоточиться, уйти в себя; умение четко и логично формулировать свои мысли, задачи, выводы; умение просто думать о сложных вещах, рассказывать в терминах, понятных собеседнику; высокая интенсивность генерирования идей, тщательное их фильтрование; умение по отрывочным данным синтезировать общую картину; творческая раскованность, умение мыслить легко, без предрассудков; широкий профессиональный кругозор, знакомство с профессиональными результатами в смежных областях; широкий общий кругозор, высокая культура; особенности перцепции: напряженность внимания, впечатлительность, восприимчивость; дар предвидения.

    дипломатический работник профессиональный личностный


    Список использованных источников


    1.Практическая психология для дипломатов: учеб. пособие / под ред. Р.Ф. Додельцева; Моск. гос. ин-т межд. отношений (ун-т) МИД России, каф. философии. 2-е изд., расшир. и перераб. М.: МГИМО-Университет, 2011. - 508 с.

    2.Рыбаков Ю.М. Дипломатия: Учебное пособие 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Восток - Запад, 2010. - 656 с.

    .Торкунов А.В. (ред.) Дипломатическая служба М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002. - 688 с.


    Репетиторство

    Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

    Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
    Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.