Диджей что делает. Кто такой диджей

Ди джей - это человек, играющий для аудитории записанные на звуковые носители музыкальные произведения.

В последние годы в нашей стране с огромной скоростью растет количество развлекательных центров, клубов и радиостанций. Они могут быть более или менее оригинальными, ставить перед собой различные задачи и ориентироваться на самую различную аудиторию. Но всех их непременно объединяет стремление к созданию особой, присущей только данному месту или волне атмосферы, способной привлечь и заинтересовать посетителей и слушателей. Огромная роль в этом процессе отводится такому персонажу, как диджей (от англ. DJ, disc - jockey - «диск - жокей»), - «музыкальному генералу», который отвечает за подбор и воспроизведение всех музыкальных композиций, звучащих в стенах клуба или на волнах радиостанций. Именно этим он во многом определяет стиль и царящую здесь атмосферу.
Проще говоря работа диджея состоит в том, чтобы отслеживать, собирать и соединять (или сводить воедино, или микшировать) музыкальные хиты и их отдельные фрагменты. Это необходимо чтобы, в ходе танцевального вечера либо выхода в радиоэфир он мог бы выбирать из многих записей и предоставлять публике возможность услышать именно те из них, которые будут максимально соответствовать конкретной обстановке и моменту. Многие музыкальные композиции обязаны своим немалым успехом не столько талантливому исполнителю, гениальной музыке или проникновенному тексту, сколько тому, как из пропагандируют диск - жокеи на дискотеках, радио и телевидении.
Профессия диск-жокея совсем не так легка, как может показаться людям, зна-комым лишь с её парадной стороной. Ведь, для того чтобы достичь успеха в подборе композиций и проведении танцевальных вечеринок, требуется немало кропотливого труда. Большая часть работы диджея проходит как раз «за кулисами» развлекательных мероприятий и вне стен шумных танцзалов. Это поиск и прослушивание огромного количества пластинок и дисков, знакомство с различными мелодиями и их исполнителями, тщательное изучение бес-конечных опросов, итогов хит-парадов и другой музыкальной информации, скрупулёзная работа со многими матери-алами, которые могут быть использова-ны в дальнейшем творчестве. Многие заранее подготавливают целые музыкальные блоки, а часто разрабатывают ещё и последовательность воспроизведения записей. Только так диджей полу-чает необходимый багаж знаний и тщательным образом отобранную фонотеку, которая и служит впоследствии основой для всей его деятельности.
Для успешной работы ему необходимы творческое начало и музыкальные данные, наличие эстетического вкуса и серьёзной теоретической подготовки в области искусства, музыки и танца. Кроме того, здесь, как и в любой творческой деятельности, нельзя обойтись без настоящей увлечённости своим де-лом. Недаром практически все успешные диджей являются фанатами работы и отдают ей всё своё время без остатка. Истинный мастер, прежде всего делится получаемым от музыки удовольствием со многими людьми, передаёт им свою энергетику и вдохновение. В против-ном случае он рискует превратиться, по образному выражению самих ди-джеев, в некое подобие «проигрывателя-автомата».
Другая, не менее важная сторона этой профессии — техническая, т. е. не-посредственное сведение различных музыкальных фрагментов. Здесь от диск-жокея требуется уже знание техники, владение техническими приёмами и навыками работы на профессиональной аппаратуре (например, за микшерским пультом, семплером или терн-тейблом).
Появившиеся несколько лет назад СD-проигрыватели произвели настоящую революцию в этой области, существенно облегчили работу диджеев и значительно расширили их возможности, позволив быстро изменять скорость записей и создавать множество немыслимых ранее эффектов. Однако сами диджеи до сих пор считают, что никакие изобретения и чудеса научного прогресса не смогут заменить привычных и испытанных виниловых пластинок и ни один, даже самый сложный и виртуозный технический приём не поможет, если музыка будет скучна или плохо подобрана.
Но нельзя добиться мастерства в этой профессии, научившись только сводить и правильно подбирать музыкальные композиции. Не менее важным является и умение преподнести их публике наилучшим образом — в частности, умение говорить. Ведь его профессиональные обязанности заключаются не только в перемещении кассет в магнитофоне, пластинок в проигрывателе либо дисков в СБ-плеере, но и в том, чтобы «заговорить» паузу. Многие и не подумали бы слушать радио или смотреть телевизионное шоу, если бы там сплошным потоком шла только музыка. Можно сказать, что диджей — это современный конферансье, который должен не только знать всех исполнителей и распознавать любую песню по первым аккордам, но и иметь в запасе пару-тройку анекдотов, забавных историй...
Очень важно удерживать внимание аудитории, почувствовать, что заставляет её смеяться и плакать, радоваться и грустить, знать, какие ритмы и песни способны сегодня «зажечь» зал, побудить танцевать, привести в состояние восторга, а какие безнадёжно устарели и уже не смогут вызвать у публики никаких эмоций. Профессиональный диджей всегда определит те записи, которые создадут нужное настроение у слушателей, и, руководствуясь этим, быстро найдёт их в своей фонотеке. При этом он имеет возможность выбирать записи из той или иной музыкальной дорожки, из ре-пертуара многих исполнителей, из самых разных стилей и направлении, из всех ремиксов, которые были когда-либо со-зданы и могут быть сегодня воспроизве-дены с хорошим звуком.
Хоро ший диск-жокей обязательно выступает ещё и в роли дегустатора и первооткрывателя нового звука . Что-бы быть интересным людям, он просто не может позволить себе стоять на од-ном месте, оставаясь заложником одной мелодии, песни или ритма. Его с полным правом можно было бы назвать музыкальным проповедником, ведь за те пятьдесят с лишним лет, на протяжении которых существует эта профессия, именно диджей обработал первый ритм-энд-блюз, а затем и рок-н-ролл и, несмотря на мощное противодействие консерваторов, запустил их в эфир
В море дисков диджей должен быстро найти нужный.
интересно, что именно диджеями были рождены и выведены такие всем известные ныне стили, как диско, техно, хаус или хип-хоп.
Диск-жокей прошёл огромный путь от человека, бывшего по сути мальчи-ком на побегушках в кафе и барах, до вполне конкурентоспособной фигуры в мире шоу-бизнеса.
Сегодня диджейское мастерство оп-ределяет стили известных клубов и радиостанций , а имена ведущих представителей этой профессии (например, Грув) стоят в одном ряду с именами поп-звёзд и мэтров нашей эстрады. Деятельность диджеев уже давно не ограничивается пределами небольших клубов, они активно осваивают площадки концерт-ных залов и даже огромных стадионов, а самые именитые исполнители теперь заказывают им ремиксы своих песен. На сегодняшний день невозможно представить себе ни один молодёжный праздник, фестиваль или конкурс без выступления на них известного ди-джея — человека, который способен не только владеть настроением людей, но также и говорить с их душой.

Должностная инструкция
диджея [наименование организации, предприятия и т. п.]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов , регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.

1. Общие положения

1.1. Диджей относится к категории специалистов, принимается на работу и увольняется с нее приказом руководителя организации, которому он непосредственно подчиняется в своей работе.

1.2. На должность диджея принимается лицо, имеющее высшее или среднее специальное образование без предъявления требований к стажу работы.

1.3. Диджей должен знать:

Приказы, распоряжения, инструкции вышестоящих органов по вопросам культурно-просветительной работы;

Законы, приемы активизации аудитории, вовлечения людей в коллективное танцевальное общение;

Формы и методы культурно-массовой работы;

Историю и теорию танцевального и музыкального искусства;

Основы конферанса;

Передовой отечественный опыт ведущих дискотек и диджеев;

3.2. требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав;

3.3. требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инструментов, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам, и т. д;

3.4. оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания;

3.5. знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности;

3.6. вносить на рассмотрение руководства предприятия предложения по улучшению организации и совершенствованию методов выполняемой им работы;

3.7. запрашивать документы, материалы, оборудование и т. п., необходимые для выполнения своих должностных обязанностей;

3.8. повышать свою профессиональную квалификацию;

3.9. другие права, предусмотренные трудовым законодательством.

4. Ответственность

Диджей несет ответственность:

4.1. за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ;

4.2. за причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ;

4.3. за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель [инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано:

Начальник юридического отдела [инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен: [инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Годом рождения диджея считается 1906 год. В рождественский вечер Реджинальд Фессенден впервые транслировал некодированные радиосигналы, это была музыка и слова.

Первый раз слово диск-жокей прозвучало в 1934 г. от американского комментатора Уолтера Вичелла . Он применил этот термин по отношению к радиоведущему Мартину Блоку , первому диджею, который становится впоследствии звездой. Позже это словосочетание сократят до привычной нам аббревиатуры DJ, от которой появится новое производное словосочетание диджеинг, то есть работа диджея.

В 40-х годах радио оказывает влияние на клубы, виниловые диски постепенно вытесняют из клубов и танц-площадок живых музыкантов. К тому времени в барах США уже давно используются музыкальные автоматы проигрывающие пластинки, но техника не способна понять желание танцующей публики слышать только нужные им песни, поэтому для того чтобы вести вечер в ночном клубе требовался человек, который будет проигрывать диски. Так закрепилась вакансия диск-жокея в ночных клубах.

Особенности профессии

Сведение композиций диджей осуществляет с помощью микшерного пульта - специальной установки, состоящей из двух воспроизводящих устройств (обычно проигрывателей грампластинок) и регулятора выходящего сигнала. При воспроизведении музыки на обоих проигрывателях должна быть плавно регулируемая скорость вращения (необходимо для «гладкого» сведения записей с разными темпами и ритмами). Также на современных диджейских пультах имеются семплеры (для записи и цикличного воспроизведения коротких звуковых фрагментов - семплов) и драм-машина (для создания пульсирующих ритмичных фраз - лупов). При создании композиции диджеи могут использовать скрэтчи и другие звуковые эффекты.

Бесперерывная тематическая композиция называется миксом; микс, в основе которого аранжировка одного музыкального произведения, называется ремиксом (также бывают студийные, когда в студии звукозаписи делаются новые варианты сведе́ния уже́ выпущенных записей). Разновидность ремикса, когда используется вокальная партия одной песни и инструментальные партии другой/других, называется мэшапом.

«Живой концерт» диджея, программа выступления, состоящая из ряда миксов/ремиксов, называется сэтом (также верно слово сэт). Бывают сеты, в которых вместе или поочерёдно участвуют несколько (двое или более) диджеев. Конкурсные состязания диджеев (6 мин. выступление) называются батлами.

Основным исходным материалом для создания миксов являются грамзаписи других музыкантов: в результате получаемое после творческой переработки диджеем музыкальное произведение приобретает самостоятельный вид, называемый компиляцией. В этом смысле близкой аналогией диджеинга в изобразительном искусстве можно считать коллаж и аппликацию. Помимо готовых грамзаписей, в арсенале диджея могут быть грампластинки, записанные им специально (например, состоящие из однотипных семплов).

В качестве звуковых носителей используются грампластинки, реже магнитные ленты. В настоящее время в диджейских пультах широко используются проигрыватели аудио и MP3 компакт-дисков. Диджеи, использующие компьютер (ноутбук) с различными виртуальными звуковыми системами (midi-устройства, редакторы, студии), называются также си-джеями (CJ). В противовес им диджеи, использующие «традиционные» средства (проигрыватели виниловых грампластинок), называют «вертушечниками».

Звукооператоров музыкальных радиостанций также называют диджеями.

Вообще в мире насчитываются сотни тысяч представителей профессии диджея. Как и в любом направлении искусства, среди них также есть «звезды первой величины». Ежегодно происходят соревнования, чемпионаты, составляются списки (топы) лучших диджеев мира, стран, городов. Например - ежегодный топ-100 диджеев России.

Известный музыкальный критик Андрей Горохов в своей книге 2003 года «Музпросвет» пишет.

Диджей (от англ. disk jockey - диск-жокей) воспроизводит музыкальные произведения либо без изменений, либо меняя их с помощью специальных технических средств. Профессия подходит тем, кого интересует пение, музыка (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Работа диджея заключается в выборе музыкальных произведений и при помощи специальной аппаратуры сведении их в непрерывный поток музыкальных звуков.

Сведение композиций специалист осуществляет с помощью двух воспроизводящих устройств (обычно проигрывателей грампластинок) и микшерного пульта. Для гладкого сведения записей с разными темпами и ритмами при воспроизведении музыки на обоих проигрывателях должна быть плавно регулируемая скорость вращения. Для записи и цикличного воспроизведения коротких звуковых фрагментов (лупов) на современных диджейских пультах имеются семплеры (электронные музыкальные инструменты).

В своей работе диджеи создают миксы. Микс - это несколько музыкальных произведений (треков), выстроенных в непрерывную последовательность. Миксы обычно состоят треков, схожих по жанру, настроению или другим признакам. В среднем длительность микса составляет от 25 до 74 минут, но может быть и значительно дольше. Треки последовательно и плавно соединяются в микс и не имеют тишины на стыке.

Программа выступления диджея называется сетом. Существуют сеты, в которых поочередно или вместе принимают участие несколько диджеев.

Основными источниками для создания материала диджеев являются записи других музыкантов. В результате диджейской переработки получается произведение, которое приобретает самостоятельный вид, называемый компиляцией.

Диджеи в качестве звуковых носителей используют грампластинки, реже магнитные ленты. В настоящее время широко используются проигрыватели аудио-дисков и MP3. Диджеи, которые используют компьютер (ноутбук) с различными виртуальными звуковыми системами (редакторы, студии, миди-устройства) называются си-диджеями (CJ). В отличии от них диджеев, традиционно использующих проигрыватели виниловых грампластинок называют “вертушечниками”.

Необходимые профессиональные навыки и знания

  • знание музыкальных стилей;
  • знание специализированной аппаратуры;
  • умение сводить треки;
  • опыт подбора, нарезки музыки;
  • инсталляция оборудования и его настройка;
  • мастеринг;
  • проведение дискотек, развлекательных программ;
  • наличие музыкальных данных, творческого воображения.

Личные качества

  • грамотная и четкая речь;
  • хорошая дикция;
  • развитый эстетический вкус;
  • умение красиво говорить;
  • умение четко формулировать свои мысли;
  • хорошее чувство юмора;
  • наличие музыкального вкуса;
  • энергичность;
  • коммуникабельность;
  • выдержанность.

Место работы

  • вечеринки, праздники;
  • клубы, дискотеки;
  • радио.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы:

  • возможность начать карьеру в любом возрасте (16-17-летние диджеи не редкость);
  • нет возрастного предела в профессии;
  • возможность много путешествовать;
  • много новых знакомств, интересных и полезных;
  • возможность заниматься любимым, творческим, интересным занятием, переходящим в профессию.

Минусы:

  • необходимость работать в ночное время;
  • громкая музыка негативно влияет на слух, сильно устают ноги, дым отрицательно сказывается на органах дыхания;
  • аппаратуру для работы предпочтительно иметь свою, а хорошая техника стоит дорого.

Зарплата и карьера

В профессии диджей добиться успехов может каждый, приложив достаточно усилий и трудолюбия. Во всем мире она считается престижной и хорошо оплачиваемой, хотя по-настоящему хорошую зарплату имеют только известные диджеи. Также зарплата диджея зависит от наличия гастролей. Без гастролей заработок специалиста значительно ниже.

Если в начале карьеры у диджея нет полезных знакомств, то скорее всего работать придется бесплатно или за совсем символичную плату. Так молодой специалист заработает себе имя и популярность, приобретет полезные связи.

Карьерный рост выглядит как руководство группой диджеев, либо переход на такую же должность в более высокооплачиваемую структуру.

Зарплата на 04.07.2019

Россия 25000—60000 ₽

Москва 40000—100000 ₽

Где учиться на Диджея

Образование диджея практически не важно, но без специальной подготовки он вряд ли добьется успехов. Для того чтобы обрести необходимые навыки, можно окончить специальную школу диджеинга. Также для молодого специалиста будет полезным обрести опытного друга-диджея, который поможет ему личным примером и на практике обучит всем тонкостям профессии.

Клубная индустрия очень популярна среди молодёжи. Сейчас можно часто услышать от молодых людей, даже девушек такие слова - «я хочу стать диджеем в клубе». В этой статье мы подскажем вам, кто такой диджей, как им стать и что для этого нужно.

Диджей – кто это

С английского, слово «диджей» переводится дословно, как диск жокей, т.е. это человек, который воспроизводит музыку для клубной аудитории, записанную на звуковой носитель. В зависимости от рода занятости, диджеев можно разделить на два типа:

  • Клубный
  • На радио

Ещё существуют, так называемые, «мобильные диджеи». Такой диджей работает на праздниках, свадьбах, дискотеках. Как правило, он приезжает со своей аппаратурой и делает работу с нуля.

По типу аппаратуры, с которой работают диджеи, их также можно разделить. Основные музыкальные носители для работы:

  • CD – диск
  • Компьютер, ноутбук
  • Винил

Опытные диджеи

онечно, опытный диджей, может использовать сразу все три вида музыкальных носителей, смешивать, добавлять, сочетать разные носители на его усмотрение.

Обычно один диджей играет какой – то определённый стиль, чаще всего свой любимый (популярный, хаус, драм). По стилям музыки можно также разделить диджеев. С любой музыкой работает только профессиональный диджей.

Если вы определились, каким именно хотите быть, что необходимо делать, мы подскажем вам ниже.

Диджей на радио

В частности, мы рассмотрим, как стать диджеем на радио. Радио существует уже много лет, но оно не теряет своей популярности. Чтобы работать на радио, вы должны соблюдать следующее:

  1. Ставить музыку систематически, без задержек.
  2. Быть ответственным, держать во внимании всё, что происходит в эфире.
  3. Обладать приятным голосом и возможностью говорить долго и красиво неопределённое время, уметь заговорить заминки в прямом эфире.
  4. И главное, вы должны уметь настраивать и пользоваться оборудованием. Ведь, чаще всего, в момент работы радио, в студии находиться только диджей и звукорежиссёр.

Чтобы попасть на работу на радио, во - первых, пройдите курсы диджеев, даже если вам кажется, что вы умеете достаточно хорошо ставить музыку. Во – вторых, большинство радиостанций потребует от вас высшее образование, опыт работы, грамотную речь. Зато как вы выглядите, будет совершенно неважно. Самое важное - ваши ораторские возможности. Однако, в наши дни, существует возможность видео – трансляции в интернет, которой многие радиостанции уже пользуются. В этом случае, требования к вам будут ужесточены. Если вы новичок, советуем вам начать работу с интернет – радио. Платить вам, скорее всего не будут, но опыта наберетёсь достаточно и будете настоящим dj.

Что нужно делать диджею

Итак, вы для себя четко решили, что ваше призвание - dj? Как стать на место человека, который заряжает эмоциями весь зал? Непыльная работа, на первый взгляд: находиться в клубе, потрясающая магнитная атмосфера, море позитива и общение. Однако диджей, прежде всего – это работа. Разберём конкретно, что вам понадобиться, все плюсы и минусы.

  • Первое, что делает современный человек, когда у него возникает любой вопрос - ищет информацию в интернете. Что и вас советуем – зарегистрируйтесь и читайте тематические сайты.
  • Установите необходимый софт на компьютер. Пробуйте сводить треки, набирайтесь опыта. Можно походить на курсы.
  • Устройте пробную вечеринку у себя дома.
  • Найдите друга среди диджеев, попросите у него помощи в обучении.
  • Начните приобретать собственную гарнитуру, если вы всерьёз думаете о работе.
  • Ищите места и варианты подработки. Сначала вы можете, легко устроится, как диджей на праздник для детей. Это несложная работа.

Кто может стать диджеем

После того, как вы узнали, как стать диджеем на радио, и что нужно для работы диджеем в общем, последнее, что следует знать, кто вообще может стать диджеем? Какого человека публика будет рада видеть на вечеринке, в клубе за пультом? Большая часть диджеев – это студенты. Молодые парни, которые сначала были посетителями клуба, зарядились клубной атмосферой и решили прийти в клуб уже в качестве работника! Чаще всего это студенты технических ВУЗов, которые имеют какие – то знания. Если такие характеристики присущи и вам, то вперёд!

Ну и последнее – это люди, которые просто любят музыку и хорошо в ней разбираются. Поэтому, если вы полны энтузиазма и желания, молоды и обучаемы, вы имеете все шансы оказаться за пультом в самом популярном клубе города.