Детский литературный конкурс. Литературные конкурсы

Попробуем условно разделить конкурсы на три группы:
- престижные литературные награды: "Большая книга", "Букер", "Национальный бестселлер", жанровые премии, такие как "Странник" и т.п.
- конкурсы, проводимые издательствами, такие как "Рукопись года";
- сетевые конкурсы.

Престижные литературные награды

Престижные литературные награды предназначены для издающихся авторов, имеют солидный премиальный фонд, красивые призы, которые можно поставить на полку, и привлекают широкое внимание СМИ. Даже попадание в лонг-лист - уже счастье и повод с гордостью сообщить об этом на обложке книги. Впрочем, ни одна премия не гарантирует успех у читателя.

Выдвинуть себя на такой конкурс, даже если вы издали книгу за свой счет, весьма затруднительно - правом номинирования чаще всего обладают издатели, толстые журналы или судейская коллегия.

Поэтому про эти премии можно забыть и успокоиться. Тут одно из двух: или случится, или не случится, от наших усилий ничего не зависит.

Исключение - "Дебют". Но у него есть недостатки - это премия для авторов до 25 35 лет.

Конкурсы, проводимые издательствами

Эти конкурсы в основном предназначены для начинающих авторов и дают им отличный шанс начать писательскую карьеру, получить некий первоначальный толчок.

Призов в них нет или они чисто символические, но у них есть один большой, просто огромный плюс.

Это по определению честные конкурсы. Организатор, он же издатель, кровно заинтересован найти новых талантливых авторов, поэтому каждому тексту уделяется внимание. Насколько я понимаю, у таких премий две основных задачи. Во-первых, раскрутка автора - привлечение внимания СМИ и привлечение внимания читателей надписью на обложке "Лауреат премии такой-то". Поэтому все определяет только текст. Нет никакого смысла давать толчок посредственному тексту - это будут впустую потраченные время и деньги. Сколько ежа не пинай, птицей он не полетит. Во-вторых, гонорар начинающего автора в наше время не может служить мало-мальски существенным стимулом для написания новых произведений. А вот это признание и моральная поддержка - они играют свою роль.

Наконец, это один из немногих шансов издать неформатное произведение.

Мой личный опыт весьма положительный. Победа в конкурсе "Блогбастер" позволила мне познакомиться с замечательными редакторами. Благодаря этим знакомствам была опубликована моя повесть, и роман не лежал месяцами в самотеке, а был прочитан сразу, вне очереди. Но надо понимать, что победа одного текста в конкурсе еще не гарантирует издания другого, единственное, на что можно рассчитывать - это внимание к вашей заявке.

Потом роман стал победителем еще одного конкурса издательства - "Рукопись года" , благодаря чему мне уже есть чем заполнить страничку "СМИ о романе" на сайте книги.

Сетевые конкурсы

Сетевые конкурсы - это как раз тот случай, когда участие важнее победы. Это позволит начинающему автору сэкономить некоторое время, поскольку не даст наступить на известные грабли.

Конечно, ни один редактор не отнесется серьезно к вашему комментарию, что текст занял первое место на конкурсе "Аффтор, пиши есчо", проводимым порталом "Юная звезда литературы".

Призом чаще всего становится красивая картинка, на которой написано "Победитель такого-то конкурса". Ее можно повесить у себя в блоге или на сайте.

Главное, что нужно начинающему автору от сетевого конкурса - это рецензии, отзывы и обзоры. Шанс получить рецензию или хотя бы развернутый отзыв от редактора издательства, который вам отказал, стремится к нулю. Читатели блога в большинстве своем либо напишут "Спасибо", либо "Выпей йаду", либо промолчат.

Если вам повезет попасть в финал сетевого конкурса, иногда вы можете получить рецензию от профи. Если нет, вы получите отзывы от людей, которые интересуются литературной теорией, много читают и развернуто делятся впечатлениями. Это бывает весьма полезно, чтобы обратить внимание на свои ошибки, недостатки и достоинства. Как минимум даже самый плохой ваш рассказ кто-то прочитает до конца и ткнет вас носом хотя бы в одну из причин неудачи. Это своего рода школа.

Надо понимать, что в сетевых конкурсах часто побеждают крепкие "середнячки" - рассказы, понятные и интересные большинству судей, а также в равной степени удовлетворяющие мужским и женским вкусам. Кроме того, у давно существующих конкурсов есть свои сложившиеся понятия о хорошем рассказе. Т.е. надо понимать, что судьи любого конкурса - это некая целевая аудитория, срез.

Есть некоторый риск нарваться на не вполне доброжелательную публику и увязнуть в злобной перепалке или еще каком холиваре. Но это только ваш выбор - реагировать на подобные вещи или нет.

Наконец, очень интересно побыть судьей конкурса. Поэтому не бойтесь самосудных конкурсов. Конечно, это отнимает время, но зато какую практику дает! Во-первых, вы себя отчасти почувствуете в шкуре редактора, рассматривающего самотек и поймете, как его заинтересовать. Во-вторых, вы легко заметите десяток бревен, которые не могли углядеть в собственном глазу. В-третьих, вы познакомитесь с огромным количеством штампов, и будете знать, как их избежать.

Откуда узнать про конкурсы