Детский читательский дневник образцы. Читательский дневник по литературе: как правильно оформить дневник и шаблоны для заполнения

Представляю вашему вниманию дидактичесие материалы для учителей 1-4 классов, которые включают творческие, увлекательные задания для уроков внеклассного чтения. В данном пособии имеются памятки, анкеты, интересные виды заданий, с которыми удобно и интересно работать детям в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Образец читательского дневника»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

включают творческие, увлекательные задания для внеклассного чтения

Читательский дневник

1 – 4 класс

Составитель:

учитель начальных классов

Мачулина Н.В.

Мой читательский паспорт

Место для твоей фотографии

Анкета «Я – читатель»

Почему я читаю? ______________________________

Как я читаю? __________________________________

Мое любимое место для чтения: ___________________________________________________________

Мое любимое время для чтения: ___________________________________________________________

Я обсуждаю книги с ______

Мои любимые книги: ____________________________________________________________________

Библиотека, в которую я хожу ____________________________________________________________

Как работать с книгой:

    Не берите книги грязными руками.

    Читайте, сидя за удобным столом.

    Держите книгу не ближе 30-40 см от глаз, с наклоном 45°.

    Не делайте пометок в книге ручкой или карандашом. Пользуйтесь закладкой.

    Следите, чтобы освещение было с левой стороны.

    Не читайте на ходу и при движении транспорта.

    Не читайте до усталости. Через 20-30 минут делайте перерыв в чтении.

    Старайтесь мысленно представить себе то, о чем читаете.

    Определите свою основную задачу чтения (что вы хотите передать).

    Читайте, четко произнося слова, соблюдая паузы в конце предложения, между абзацами и частями текста.

Памятка к работе над басней:

    Прочитайте басню.

    Какими показаны герои басни? Прочитайте, как описывает их автор.

    Что осуждается в басне?

    Что должен понять из этой басни читатель?

    Какое выражение басни стало крылатым?

Памятка к работе над стихотворением:

    Прочитайте стихотворение. О чем рассказывает поэт?

    Попробуйте нарисовать словесные картинки к стихотворению

    Какие чувства выразил поэт в стихотворении?

    Что вам понравилось в стихотворении?

    Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.

Памятка к работе над статьей:

    О ком или о чем эта статья?

    Разделите статью на части. Что самое главное в каждой части? Составьте план.

    Какова главная мысль всей статьи? Найдите в тексте отрывок или предложение, где автор говорит о самом главном.

    Что нового вы узнали из прочитанного?

    Что вы читали об этом раньше?

Памятка к работе над рассказом:

    Как называется рассказ? Кто его написал?

    Когда происходит действие, которое в нем описывается?

    Назовите действующих лиц. Что вы о них узнали?

    Что случилось с героями? Как они вели себя? Кто из действующих лиц понравился вам и чем именно?

    О чем вы думали, читая рассказ?

    Выберите непонятные слова и образные выражения, сами объясните их или задайте вопрос о том, что вам непонятно.

Составление плана:

    Разделите рассказ на части.

    Мысленно нарисуйте картину к каждой части.

    Озаглавьте каждую часть своими словами или словами текста, запишите заголовки.

    Перескажите прочитанное: близко к тексту; кратко.

Памятка пересказа текста:

    Прочитайте рассказ (медленно и внимательно, чтобы не перепутать последовательность событий).

    Наметьте его основные смысловые части (картины).

    Подберите заголовки к частям (своими словами или словами из текста).

    Перескажите весь рассказ по плану при закрытой книге.

    Проверьте себя по книге, бегло просмотрев рассказ.

Анкета для родителей

Анкета для родителей

Вопрос

Ответ

Вопрос

Ответ

Сколько времени в день он проводит за книгой?

Какие книги он предпочитает?

Какие книги он предпочитает?

Как вы поощряете его читательские устремления?

Дарите ли вы ребенку книги?

Дарите ли вы ребенку книги?

Обсуждаете ли вы с ребенком прочитанное?

Вы читаете книги вслух вместе с ребенком?

Считаете ли вы себя активным читателем?

Являетесь ли вы для своего ребенка примером для подражания в чтении книг?

___________________________________________

___________________________________________

О чем эта книга ____________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

________________________________________________________________

Чему учит эта книга

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

Иллюстрация


Дата начала чтения книги

Название __________________________________

___________________________________________

___________________________________________

Чему учит эта книга _________________________

___________________________________________

___________________________________________

Главные герои _____________________________

___________________________________________

___________________________________________

________________________________________________________________

Что тебе понравилось больше всего? __________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

Иллюстрация


ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ

20__ - 20__ учебный год

Количество слов

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель


ЗАДАНИЕ «САКВОЯЖ ГЕРОЯ»

Нарисуй предметы, которые могли бы находиться в саквояже одного из героев этого произведения. Не забудь указать имя героя.

Произведение: _______________________________________________

Герой: ______________________________________________________



На каждые летние каникулы ученикам в школе задают список книг, обязательных к прочтению. Дети к осени не всегда могут вспомнить, какие книги они прочитали в июне. При ведении записей в дневнике, эта задача существенно упростится.

Чтобы сделать читательский дневник школьника, понадобится немного терпения, старания и фантазии.

Быстрая навигация по статье

Делаем читательский дневник

Для начала, понадобится тетрадь в клетку. Действуем по пунктам:

  • На первой странице пишем "Читательский дневник", фамилию, имя ребенка и в каком классе он учится. Титульную страницу ребенок может украсить по своему вкусу.
  • На второй странице перечисляется вся литература, прочтенная за лето (можно указывать страницы, на которых написано про конкретные произведения).
  • Следующие страницы оформляются уже по прочтенным книгам. Для удобства их лучше пронумеровать.

На страницах читательского дневника для младших школьников записываются:

  • Автор и название произведения.
  • Основные герои. Им можно дать краткую характеристику.
  • Сюжет произведения.
  • Любимый эпизод.
  • Отзыв о произведении и героях.

Замечательным дополнением могут стать рисунки к прочитанному произведению.

Для школьников среднего звена потребуется более развернутая информация. Для учеников 6 класса, выполняем все вышеуказанные пункты и добавляем:

  • Биография писателя.
  • Характеристики основных героев.
  • Историческая эпоха, в которую происходит действие в произведении.
  • Критическая литература.
  • Какие произведения данного автора еще прочитал школьник.
  • "Это важно" — мысли о прочитанном.

Читательский дневник для средней школы можно оформлять как в свободной форме, так и в виде таблицы.

Для читательского дневника ученика седьмого класса, есть небольшие нюансы:

  • Проделываем ту же работу, что и для предыдущих классов.
  • Дополнительно нужен пункт "Жанр произведения".
  • Записываем в дневник понравившиеся цитаты из прочитанного.

В конце дневника можно записать словарь синонимов. Этот словарь значительно упростит школьнику пересказ практически любых текстов и написание сочинений.

О читательском дневнике

Читательский дневник надо заводить с младшего школьного возраста даже в том случае, если учитель не просит об этом. На первых порах родители должны помогать ребенку разобраться, где в произведении главные герои и какую основную мысль хочет донести автор. Для этого необходимо в мельчайших подробностях обсудить книгу. Это поможет школьнику не только быстро и правильно заполнить дневник, но и научит четко и ясно излагать свои мысли.

Сделанные ребенком записи в дневнике побуждают его к осмысленному прочтению новых книг, помогают лучше запоминать полученную из книг информацию, развивают аналитическое мышление. По дневнику можно следить, как развивается ребенок. Это интересно не только родителям и учителям, но и самому ребенку, ведь в дневнике записаны его чувства и мысли.

Временами перечитывать дневник нужно обязательно. Недаром многие школьники его называют "шпаргалкой". Знания, почерпнутые из книг, используются при ответах в школе и просто для того, чтобы блеснуть своей эрудицией. Вспоминая прочитанные книги можно хорошо подготовиться к предстоящим сочинениям, ГИА и ЕГЭ.

Закончился учебный год и все школьники получили списки произведений для . Как правило, вручая списки произведений, учитель требует, чтобы все прочитанное летом было записано в . И это требование вести Читательский дневник часто вызывает возмущение родителей, а следовательно, и ребенок начинает негативно относится к этому и не выполняет требования учителя. Конечно, ни к чему хорошему это не приведет.

Давайте же разберемся, зачем и кому нужен

Некоторые родители с возмущением говорят: «Я против читательских дневников. Это тупое выписывание главных героев, сюжетных линий - я вообще иногда не помню, как кого зовут и на имя автора мне параллельно. Понравилось-прочитала-забыла.» Исходя из этого комментария, получается, что читаем для того, чтобы забыть?!

Дети читают произведения не для того, чтобы забыть, а для того, чтобы вынести из любого произведения какую-то мысль, узнать что-то новое для себя. Кроме этого, очень часто в школе проводятся различные конкурсы, викторины, интеллектуальные марафоны, в которых необходимо вспомнить все, что когда-то читал. Если ребенок прочитал и забыл, то, конечно, он ничего и не вспомнит. Т.е. книга была прочитана впустую, в голове ничего не осталось.

«Моей это не надо, и делает из-под палки. у нее это не прибавляет». Конечно, если ребенок делает из-под палки, то положительных эмоций это не вызовет. Да и не предназначен для развития любви к чтению. У него совершенно другая цель – научить ребенка делать выводы из прочитанного, помочь ребенку лучше запомнить и понять произведение.

Среди родителей немало есть и сторонников ведения Читательского дневника . «В началке ЧД - это хорошо. Это дисциплинирует. Это позволяет самой расставить точки над i в прочитанном, сделать выводы, хотя бы два-три предложения. А в конце концов, это помогает формулировать свои мысли письменно.» Совершенно верно подмечено, что ведение Читательского дневника дисциплинирует и учит делать выводы о прочитанном.

Эту же мысль продолжает другая мама: «Нет, у нас он точно не отбил ни желания читать, ни умения это делать. А вот новые навыки, можно сказать, появились. Четко было видно, как во 2 классе с анализом текста было вообще плохо, еле написали дневник. А в 3 - было уже просто»

Так зачем же все-таки нужен Читательский дневник?


В начальной школе ученикам очень трудно сформулировать свою мысль не то, что письменно, но и даже устно. Попросите ребенка сказать, о чем он прочитал. В лучшем случае, ребенок начнет очень подробно пересказывать текст и это затянется на долгое время. А сказать одним предложением, о чем написано в этой сказке, чему учит этот рассказ или главную мысль текста выразить ученики 1- 2 и часто даже и 3-4 классов не смогут. Они просто это не умеют делать.

При ведении Читательского дневника ребенку надо главную мысль записать в отдельной графе и выразить в 1-2 предложениях. Значит, ребенок учится делать вывод и выразить его очень короткой фразой.

Делая анализ произведения, формулируя вывод, ребенок лучше запоминает смысл произведения и при необходимости он легко вспомнит это произведение.

Записывая автора произведения, главных героев, ребенок запоминает эти данные. Если это произведение будет читаться на внеклассном чтении, при проведении конкурсов, викторин, ребенок, пролистав свой читательский дневник, легко вспомнит и героев произведения, и сюжет.

Читая различные произведения и записывая общее содержание в читательский дневник, ребенок тренирует не только , но и учится анализировать произведение, выделять основную мысль автора, понять, что же своим произведением автор хотел донести до читателя. Ребенок развивает читательские навыки, культуру читателя.

Родители, контролируя ведение читательского дневника, могут легко отследить интересы ребенка, понять какой жанр или направление больше интересуют ребенка и при необходимости, подкорректировать направление чтения, предложить ребенку книги другого жанра.

Как же оформить читательский дневник?

Единого требования к оформлению читательского дневника в школе нет. Поэтому каждый учитель вводит свои требования. Я покажу, как я требую вести Читательский дневник, а вы уже сами выберете форму ведения дневника.


Главная цель ведения Читательского дневника – не нагрузить ребенка и родителей дополнительной работой, а научить делать выводы и развивать культуру читателя. Следовательно, требования к Читательскому дневнику исходят из этой цели. Поэтому мои требования к о формлению минимальны. При ведении читательского дневника надо сразу после чтения произведения или главы, если произведение большое, записать свои выводы.

Для Читательского дневника мы берем самую обычную тетрадь, лучше не очень тонкую, чтобы хватило на весь год, а не только на лето. Расчерчиваем на несколько колонок:

♦ дата чтения,

название произведение,

♦ главные герои,

«О чем?» Здесь ребенок с помощью родителей записывает в 1-2 предложения основную мысль текста.

При регулярном заполнении это не занимает много времени, но хорошо закрепляет в памяти ребенка произведение. А затем, когда в учебном году, мы проводим викторины, внеклассное чтение, дети обращаются к своему Читательскому дневнику и вспоминают, какие рассказы Н.Носова они читали, какие герои есть в сказках, авторов произведений и другие данные.

Причем, если произведение большое, а ребенок читает медленно, то можно записывать не только главы, но и номера страниц, если глава очень большая и читается не один день.

Научите своего ребенка вести Читательский дневник с первого класса, помогите ему во втором, а дальше ребенок будет это делать сам. Затрачивая совсем немного времени на заполнение Читательского дневника, Вы научите ребенка анализировать прочитанное, лучше понимать и запоминать книги, сформируете культуру читателя.

Интересно узнать и Ваше мнение по вопросу ведения Читательского дневника. Как Вы его ведете?


Еще с сайта:

  • 19.02.2019. комментария 2
  • 14.10.2018. Отзывов нет
  • 05.03.2018. комментария 4
  • 13.02.2018. комментариев 6

Читательский дневник может пригодиться как в учебе, так и в повседневности. Вы сможете зафиксировать в нем основные факты, которые пригодятся при сдаче экзамена. Записанные впечатления от книги помогут воскресить в памяти литературные образы даже спустя много лет после того, как вы перевернули первую страницу.

Ведение читательского дневника - не цель, а средство! Чтобы полученные при чтении книг знания не потерялись, и нужен читательский дневник.

Записи в дневнике помогут вспомнить книгу через некоторое время. В нём будет довольно просто найти нужную информацию о прочитанных произведениях - кто её герои, что с ними произошло, чем она понравилась читателю, о чём заставила задуматься. Просматривая дневник время от времени, можно заметить, книги каких авторов и жанров больше всего нравятся и целенаправленно брать их в библиотеке.

За основу читательского дневника лучше взять тетрадь в клетку. На обложке нужно написать: «Читательский дневник», имя и фамилию владельца, класс.

В начале дневника можно записать или вклеить Список книг для чтения.

Заполнять дневник лучше сразу после того, как вы прочитаете книгу или же на следующий день. В этом случае воспоминания будут свежи, и в случае необходимости вы сможете обратиться к книге.

Как делать записи в дневнике?

Самый простой способ - делать записи в таблице:

Более опытные читатели могут вести записи в дневнике, отвечая на следующие вопросы:


1. Опиши внешность любимого героя. Назови черты его характера
Каковы его любимые занятия. Что он любит есть, его любимые слова, его привычки и т.д.. Кто его друзья? Какие они? Хотел ли бы ты быть похожим на этого героя? Чем? А есть ли такое, что тебе в нем не нравится? Почему?

2. Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным? Напиши несколько слов об этом.

3. Понравилась тебе книга? Чем? Напиши свое впечатление или мнение о прочитанном.
4. Что ты расскажешь об этой книге своему другу, чтоб он непременно захотел ее прочитать? Подбери и напиши такие слова.

5. Собери самые интересные и «показательные» цитаты. После каждого высказывания укажи, кем оно было произнесено и, если это необходимо, в каком контексте. Не отвлекайся на красивые, но не очень важные фрагменты текста. Выносите в дневник лишь те цитаты, которые являются ключевыми для понимания произведения.

Внимание!


Данные пункты можно использовать не все, частично! Можно переставить пункты так, как удобно владельцу читательского дневника. Можно придумать свои странички, добавить свои пункты.
Главное, чтобы читательский дневник стал помощником и собеседником его владельца.

Летний читательский дневник

………………………………………(Ф.И.Класс)

Смысл ведения такого дневника заключается в том, что он может стать настоящим помощником в развитии ребенка, научить его думать и выражать свои мысли, натренировать навыки грамотной и красивой речи, научить ребенка пересказу и, заодно, осуществлять контроль над тем, как он понял текст.

    Укажи дату чтения (если произведение большое и читалось не один день, то пишет дату начала и окончания чтения),

    Напиши, кто являются главными героями.

    О чём или о ком прочитанное тобой произведение. Кратко опиши сюжет (достаточно 3-6 предложений).

    Понравилось ли тебе то, что ты прочитал? Дай оценку поступкам героев.

    Если хочешь, сделай иллюстрацию к тексту.

Примерный список литературы для летнего чтения

Фольклор.

Русские народные сказки : Крошечка-Хаврошечка. Русские народные сказки о животных: Зимовье зверей, Кот, петух и лиса, Лиса и заяц, Бычок – смоляной бочок, Лиса и журавль, Лисичка-сестричка и волк, Петушок - золотой гребешок.

Английские народные песенки . перевод С. Маршак.

Литературные сказки.

1. Г.Х. Андерсен "Принцесса на горошине", "Стойкий оловянный солдатик".

2. А. Линдгрен. "Три повести о Малыше и Карлсоне". "Мио, мой Мио".

4. А. Милн. "Винни Пух и все-все-все".

5. Братья Гримм. "Госпожа Метелица"

6. Ш. Перро. "Спящая красавица".

7. Д. Родари. "Путешествие Голубой стрелы".

8. А.С. Пушкин. "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях". "Сказка о царе Салтане"…

9. П. Ершов. "Конек-горбунок".

10. П. Бажов. "Серебряное копытце". "Голубая змейка".

11. В. Катаев. "Дудочка и кувшинчик".

12. К. Чуковский. "Доктор Айболит". "Тараканище". "Бармалей".

14. Г. Цыферов. "Как лягушонок искал папу".

Рассказы о детях и для детей.

1. Рассказы из "Русской азбуки" Л.Н. Толстой ("Три медведя", "Как дядя Семен рассказывал про то, что с ним в лесу было", "Корова", "Филипок").

2. Н. Носов. "Живая шляпа". "Дружок". "Фантазеры"." Карасик". "Веселая семейка и другие рассказы". "Приключения Незнайки и его друзей".

3. В. Драгунский. "Он живой и светится…"

4. В. Осеева. "Волшебное слово". "Почему? ". "Синие листья".

5. Б. Житков. "Как я ловил человечков".

О животных.

1. В. Бианки. Синичкин календарь. Лесные домишки. Оранжевое горлышко.

3. Н. Сладков. Разноцветная земля. Лесные сказки.

4. М. Пришвин. Еж. Ребята и утята.

Русская классическая поэзия.

1. А.С. Пушкин. "Зима! Крестьянин торжествуя…", "Румяной зарею…"

2. Н. Некрасов. "Не ветер бушует над бором…"

4. С. Есенин. "Поет зима – аукает…"

Современная поэзия.

1. Н. Рубцов. Воробей. Ворона.

2. А. Барто. В защиту Деда Мороза.

3. Г. Сапгир. Подарки весны. Садовник. Кошка и я. Лесная азбука. Четыре конверта. Сказка о лесной музыке.

5. И. Пивоварова. Долго мы искали. О чем мечтала туча. Синий вечер.

6. О. Дриз. Стеклышки. Пуговки. Сто весенних лягушат. Когда человеку шесть. Виолончель. Глоток воды.

7. Ю. Мориц. Это - да! Это - нет! Любимый пони. Пони.

8. Д. Родари. Поезд стихов.

9. В. Берестов. Сказки, песни, загадки. Мастер Птица. Жаворонок. По дороге в первый класс

Как оформить читательский дневник?

1 . З а основу можно взять простую тетрадку в клетку. На титульной странице нужно написать: «Читательский дневник», имя и фамилию автора, класс. Также ребенок может оформить обложку по своему усмотрению.

2 . На следующей странице подготовьте содержание читательского дневника, в котором будут перечислены все книжки, которые необходимо прочитать (можно вырезать из этой памятки).

    При написании информации о прочитанной книге, вы можете придерживаться следующему порядку: Сперва напишите название произведения, Фамилию И.О. автора.

Далее необходимо перечислить основных героев книги, можно дать им краткую характеристику. Следующим пунктом идет изложение сюжета (например, где и когда происходят события, в чем заключается конфликт, когда он решается и т.д.) Можно описать один из понравившихся эпизодов в книге.

Если книга понравилась:

    можешь нарисовать понравившегося героя или вклеить картинку-раскраску с ним

    найди и приклей портрет автора книги, напиши его полные имя и отчество

Дата чтения_____________________________

Название ____________________________________________________

_____________________________________________________________

Сюжет ______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мое мнение _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________