Детектив как жанр литературы. Детективный жанр и его виды

Предположим, вы начинающий автор. Вами написаны несколько рассказов, отдельных глав или даже полноценный роман. Друзьям нравится ваше творчество. Быть может, вы даже выложили свои тексты в интернет, и там у вас тоже появились читатели. И однажды вы захотели стать настоящим писателем: увидеть своё детище напечатанным и одетым в красивую обложку, на которой будет стоять ваше имя. Вполне вероятно, что такая мечта грела ваше сердце ещё с детства или юности. А может, она появилась только сейчас, когда вы закончили своё первое полноценное произведение, получили положительные отклики не только от друзей, но и от незнакомцев - и так поняли, что умеете заинтересовать читателя. Или, может быть, изучая ассортимент отдела бестселлеров местного книжного магазина, вы осознали: «Я тоже так могу!» Так пришло решение опубликовать книгу.

Горькая истина

Прежде чем начать, запомните одну важную вещь. Она может прозвучать для вас печально, но тем не менее это так: крупные, маститые издательства ни за что не возьмутся бесплатно печатать книги начинающих и не известных широкой публике авторов. Каким бы талантливым новичком вы ни были, или ни казались себе, всё равно не существует рецепта «Как издать книгу в России бесплатно».

Придётся принять как факт: издательское дело - это такой же бизнес, как любой другой; нет гарантированной прибыли - нет сотрудничества. Так что если вы пока не автор бестселлеров, то надеяться на встречу с распростёртыми объятиями бессмысленно.

Находим жанр и издательство

Впрочем, никто не запрещает вам искать пути, как издать свою книгу в крупном издательстве. Только найдите то, которое подходит вам по тематике. В настоящее время самые популярные жанры:

1) фэнтези;

2) женские романы;

3) детективы о российских реалиях;

4) кулинария;

5) детские иллюстрированные книги;

6) пособия по саморазвитию и самообразованию;

7) бизнес-руководства;

8) эзотерика;

9) мистика;

10) псевдоисторические романы с патриотическим пафосом.

Планируя, как издать книгу в России, помните: чем менее востребованным является жанр, в котором вы пишете, тем дольше придётся искать подходящее издательство. Нужные вам названия и контакты можно найти в интернете либо при изучении ассортимента книжных магазинов - для верности можно использовать оба способа.

Отправляем рукопись

Если на сайте издательства есть специальная форма для авторов, её необходимо заполнить и отправить. Можете также найти и скачать план-проспект (основные сведения о книге и авторе), заполнить его один раз и затем рассылать во все интересующие вас издательства. Если вы ищете, как издать свою книгу, это может быть ваш шанс.

К сведениям об авторе и произведении необходимо обязательно приложить синопсис (краткое описание) вашей работы. Обычно он занимает не более двух-трёх страниц. Синопсис охватывает всё произведение от начала и до конца, демонстрируя все достоинства сюжета. Написать хороший синопсис достаточно нелегко, поэтому отнеситесь к этому вопросу очень серьёзно, почитайте рекомендации опытных авторов.

Также необходимо предоставить образец вашего произведения. Присылайте не всю рукопись, а только фрагмент (не более 20 страниц). Рассмотрение каждой рукописи может занимать срок до полугода, так что запаситесь терпением, если ищете способы, как издать свою книгу, понравившись издателям. Правда, если вам удастся это сделать - на этом ожидание, к сожалению, не окончится. Затем вам нужно будет терпеливо ждать срока публикации своей книги, потому что у издательства свой

Участвуем в конкурсе

По различным жанрам проводятся ежегодно. Обычно их организовывают литературные журналы или разнообразные фонды, реже - издательства. Одни мероприятия принимают работы на бесплатной основе, другие - за небольшую плату.Победа в конкурсе - один из способов,

В качестве примера ежегодных конкурсов можно назвать: «Еврокон» и «Квазар» (произведения в жанре «фантастика»), «Написано пером» (организуется одноимённым литературным порталом), «Высокие каблуки» (проза, написанная женщинами) и различные мероприятия от российского Союза писателей.

Выберите конкурс, наиболее подходящий вашему писательскому жанру. Внимательно ознакомьтесь с условиями и точно выполните их все. Убедитесь, что ваша работа оригинальна по своей идее и образам персонажей, а также качественна с точки зрения стилистики и норм русского языка.

Произведения конкурсантов оцениваются жюри, состоящим, как правило, из признанных писателей, а также представителей издательств и журналов. Финалисты обычно получают право на публикацию своего произведения в издательстве или литературном журнале. Поэтому участие в литературном конкурсе - это возможность обратить на себя внимание компетентных и влиятельных людей.

Тем, кто пишет для детей и подростков

«Новая детская книга» - ежегодный конкурс от издательства «Росмэн» - может стать вашим шансом, если вы ищете, как издать книгу для детей и подростков. Возможно, именно ваше произведение, сейчас в безвестности лежащее на жёстком диске компьютера, в перспективе сможет стать лауреатом конкурса, быть опубликованным в известном издательстве и получить настоящий шанс на доступ к внушительному числу юных читателей. Не бойтесь искать бесплатный способ, как издать детскую книгу, написанную вами.

Публикуемся за свой счёт

Возможно, вы по натуре человек крайне деятельный и не привыкли ждать «чудес с неба» в виде щедрого мецената, доброго издателя или своей победы в случайно подвернувшемся литературном конкурсе. В этом случае для вас окажется полезным совет, как издать свою книгу на собственные средства.

Для начала - вариант для тех, кто хочет просто увидеть своё любимое творение в виде полноценной книги. В таком случае вы можете просто заказать в типографии и оплатить из своего кармана выпуск нескольких экземпляров: один-два оставить у себя, остальные раздать друзьям и родным. Но даже такое, на первый взгляд, простое мероприятие, как написать и издать книгу, требует времени. Прежде всего подсчитайте, как вам сэкономить свои средства на подготовке книги к печати.

Допечатная подготовка

Этот процесс включает в себя следующие шаги:

  • редакторская вычитка текста (на предмет ошибок и опечаток);
  • вёрстка (правильное оформление всех пробелов, интервалов, абзацев, колонтитулов и прочих графических составляющих);
  • оформление обложки будущей книги;
  • и его оборота (автор, название, аннотация и выходные данные).

Конечно, все эти операции могут за соответствующую плату произвести в типографии, но что-то можно сделать и на домашнем компьютере.

С другой стороны, если вы хотите, чтобы книга выглядела действительно настоящей, имеет смысл доверить весь процесс профессионалам. Иногда бывает выгодно отдать рукопись на допечатную обработку в одно издательство, а затем по готовым макетам напечатать в другом месте.

Сколько стоит первый тираж?

Итак, вы подготовили макет своей книги, а сколько средств придётся вложить в выпуск своего первого, пусть даже маленького, тиража? Его стоимость зависит от следующих параметров:

  • сколько авторских листов в публикации (1 = 40 000 знаков с пробелами; значение для своей работы можно посмотреть в Word);
  • какой планируется тираж;
  • какой тип обложки (твёрдая или мягкая; в первом случае выйдет красивее и практичнее, но дороже).
  • качество бумаги для текстового блока и материалов для обложки;
  • красочность будущего издания (если обложка планируется цветная);
  • насколько трудоёмкой будет допечатная подготовка (например, наличие иллюстраций).

Что касается времени на издание (включая редактирование, оформление, вёрстку и печать), то в среднем этот процесс занимает от 3 до 6 месяцев. При желании можно сократить время ожидания, но это будет означать дополнительные затраты.

Заработок писателя

А теперь - вариант для тех авторов, которые планируют зарабатывать писательским ремеслом. В общем, это справедливо: вы честно трудились, писали, вкладывали себя - и ваш труд должен быть оплачен. Другой вопрос, насколько специфичен книжный рынок и как продать книгу в современных условиях. Ведь, как ни парадоксально, сейчас не пишет только ленивый, и читателей попросту на всех не хватает.

Чтобы сделать первый шаг, вам нужно раскрутить свою книгу. Не ждите, что за вас это будут делать другие - издательство или литературный агент - ведь, как мы уже выяснили в самом начале, никто не будет бесплатно публиковать и продвигать малоизвестного автора. Если вы хотите получить положительный результат, за дело придётся браться самому.

Продажа книги

Для начала, чтобы иметь право продавать выпущенную книгу, вам необходимо получить международный стандартный номер ISBN. Сделать это можно в Российской книжной палате. Требуется внести определённую плату за услугу, а также представить документы, дающие вам право на осуществление издательской деятельности.

Теперь вы готовы продавать книгу. Можно прийти в книжный магазин и постараться заинтересовать владельца, чтобы заключить контракт на реализацию. При назначении стоимости исходите из того, что после процентных накруток (от издательства и магазина) книга будет стоить в два раза дороже, чем обошлось её производство. Например, если вам лично выпуск тиража обошёлся в 150 р. за 1 экземпляр, то на полке книжного магазина ваше творение будет выставляться по цене 300 р. Но насколько в этом случае велик процент людей, которые купят никому не известную книгу? Поэтому прежде чем выпускать своё детище на рынок, нужно сделать себе имя как автору. Далее - о том, как издать электронную книгу.

Раскрутка в интернете

Проще всего добиться узнаваемости для себя и своей книги на просторах Всемирной паутины или, по крайней мере, её русскоязычного сегмента. Есть несколько способов, как издать электронную книгу. В их числе:

  • электронная книга в чистом виде;
  • печать по требованию;
  • аудиокнига.

Чтобы ваша книга стала достаточно популярной для продажи, нужно привлечь к ней внимание. Издать электронную книгу можно различными способами. Один из них - размещение в цифровых библиотеках, например: "Альдебаран", "Фензин", "Литпортал", FictionBook, Bookz.ru и т. д. Отдельные онлайн-библиотеки ("Либрусек", Литрес") сами находят новых авторов, популярных в сети, и выкладывают у себя их работы.

Однако главная прибыль в распространении электронной версии книги - вовсе не финансовая. Чем больше скачиваний, тем больший круг читателей узнаёт о вашей книге. И тем выше шансы её продать в бумажной версии: вы заработаете себе имя, и у вас будет что предложить издателю.

Существует ошибочное представление, будто человек ни за что не станет покупать в бумажном варианте ту книгу, которую уже скачал в электронном виде бесплатно. На самом деле читатели с удовольствием приобретают в домашнюю библиотеку те произведения, которые планируют перечитывать. Последнее уже зависит от вас как от умелого автора.

Если вы ищете способ, как продать электронную книгу, обратите внимание на технологию «печать по требованию». В этом случае на сайте выкладывается фрагмент книги (несколько глав, обложка и т. п.), и заинтересованный читатель платит за свой экземпляр, который специально для него печатают.

Одним из способов, как продать электронную книгу, является изготовление аудиоверсии. Сделать это можно как в студии, так и в домашних условиях. Распространяются аудиокниги чаще всего в интернет-магазинах в форме платной ссылки для скачивания. Аудиокниги пользуются спросом, но этот рынок ещё недостаточно освоен, а потому конкуренция здесь меньше, что является значительным плюсом.

Однажды в вашем сознании зародилась идея. И вы спросили себя: «А как издать свою книгу?» Если вам уже стал интересен ответ на этот вопрос, значит, вы готовы поставить перед собой задачу - опубликоваться. А поставив ее, вы сможете найти пути решения.

1. Издать книгу за счет издательства

Быть изданным крупным издательством - это самый предпочтительный способ, о котором мечтает любой начинающий писатель. Мало того, что вашу книгу издадут, передадут в магазины, раскрутят и отрекламируют - вы еще и гонорар за свое произведение получите. Гонорар в крупных издательствах - это, как правило, 7-10% от стоимости книги. Нет, не от той цены, по которой она будет выставлена в магазине, а от оптовой цены, по которой книжное издательство продает ее своим партнерам. Она ниже магазинной раза в 3-4. Но все равно приятно, верно?

Что нужно, чтобы быть изданным каким-нибудь гигантом издательского бизнеса? Напрашивается ответ: "Быть гениальным писателем", но нет. Современному книжному миру не выгодны писатели-одиночки, какими бы талантливыми они не были. Книги продаются сериями или проектами, и если ваше произведение в серию не вписывается, издательские аналитики сочтут, что оно не будет продаваться, а значит и издавать его смысла нет.

Хотите зарабатывать писательством? Изучайте книжный рынок, смотрите, какие серии и проекты раскупаются сейчас наиболее активно, и пишите в них! Да, на заказ. Свяжитесь с издательством, сообщите, что хотите работать в конкретном проекте, обсудите с редактором синопсис и вперед.

Что есть серия, а что есть проект? Серия - это книги разных авторов, связанные общей тематикой. "Любимые книги девочек" - детективно-романтические истории для тинейджеров, "Волшебная академия" - магические детективы для девушек чуть постарше, "Другие миры" - фэнтэзи для обоих полов, более серьезное но все равно обязательно романтическое. Серий много. Выбирайте! Может быть задуманная вами книга и так попадет под какую-нибудь серию? Может и подстраиваться не придется?

Проект - книги разных авторов, объединенные одной вселенной. Вселенная "Дозоров" Лукьяненко, его же "Пограничье". "S.T.A.L.K.E.R " по одноименной игре, "Этногенез". Вот тут же только писать под заказ, вливаться в придуманный кем-то мир. Да, сложнее, но если мир интересный - это даже принесет вам удовольствие.

2. Собрать деньги на издание на краудфандинговой платформе

Ни под кого подстраиваться не придется, писать на заказ - тоже. Пишите свой шедевр таким, каким его видите. Говорите миру то, что хотите сказать. Обратитесь в типографию, попросите просчитать вам цену книги при разных тиражах, и, создав проект на краудфандинговой платформе постарайтесь заинтересовать им максимальное число людей.

В чем принцип краудфандинга? Люди спонсируют тот или иной проект. Покупают книгу до того, как она будет издана. Или диск с фильмом до того, как он будет снят. Вы обещаете, например, что тому, кто оплатит один экземпляр, в подарок уйдет книга с автографом. Кто оплатит 10 - получит не только экземпляры, но и лично вами испеченный черничный пирог. Будьте оригинальнее, старайтесь выделиться среди других проектов.

Таким образом вы в куда более выигрышном положении, чем издательство. Оно, издавая книгу, рискует деньгами и не знает, будет ли продаваться данный роман. Вы, собрав деньги, уже заранее продали весь тираж.

Рисков нет. Набрав меньшую сумму, вы просто можете уменьшить тираж. Не набрав даже на минимальный тираж, вы просто возвращаете деньги участникам проекта.

Одни плюсы? Нет, есть и один минус. Не так-то просто распространить информацию о своем проекте. Не так-то просто заинтересовать людей и убедить их купить вашу еще не изданную книгу. Но вы же писатель! Вы же творец миров! Вы же творческая личность! Вы справитесь, если захотите. У вас все получится!

3. Издать книгу за счет спонсора

Тот же краудфандинг, но в реальности. Обратитесь в крупные компании, опять же, уже имея на руках готовую, написанную книгу и расклад по стоимости при различных тиражах. Пообещайте им рекламу на обороте обложки. Пообещайте им упоминание в произведении. Пообещайте черничный пирог директору. Не забудьте упомянуть, что изданная книга - это информационный повод, которым можно воспользоваться для упоминания в СМИ.

Это выгодно и вам и им. Но да, вам потребуется все ваше обаяние, чтобы миновать секретаря, выйти на руководителя и убедить его вложить деньги в эту долгосрочную рекламу.

Дополнительным плюсом вам будет, если перед походом по потенциальным спонсорам вы обсудите с книжными магазинами, как будете реализовывать эту книгу. И не только с магазинами. Познакомьтесь с местными литературными клубами, с библиотеками, обсудите с ними возможность организации ваших творческих вечером с продажей или раздачей книг. В разговоре со спонсором оперируйте цифрами. "Вы вкладываете 100 000 и книга с вашей рекламой будет распространена таким-то тиражом!" или же "Вы вкладываете 100 тысяч и 70 из них я рассчитываю вернуть обратно на продаже уже в первый месяц!"

Вы снова ничем не рискуете, а в случае успеха оказываетесь автором изданной и разошедшейся хорошим тиражом книгой.

4. Получить издание книги в подарок

Способ не простой, да и вообще, это условно "способ". С учетом современных издательских технологий цена издания книги становится сопоставима с ценой хорошего ноутбука или пылесоса. И многие издательства уже давно продают подарочные сертификаты на свои услуги. У вас есть друзья, желающие сделать вам по-настоящему хороший, запоминающийся подарок? Намекните…

5. Найти литературного агента

Литературный агент проделает за вас всю работу, описанную в первых трех пунктах, за определенный процент от продаж книги. На западе профессия литературного агента распространена и высокооплачиваема. В России их пока что единицы, но они есть. Вы написали книгу, которую считаете действительно талантливой? Ищите литературного агента. Убедите его продать вашу книгу, продать вас как бренд, и если он возьмется - он это сделает. У него-то уже есть отлаженные каналы общения с издательством и спонсорами. На то он и агент, чтобы хорошо делать свою работу.

6. Участвовать в литературных конкурсах

В них, конечно, нужно в принципе участвовать, без привязки к конкретной задаче издать книгу . Призовое место в "Дебюте", например, резко повышает интерес к вам и издателей и пользователей краудфандинговых платформ, и вообще приток читателей на вашу страничку в сети или паблик в социальной сети. Знаменитая "Рваная грелка", в которой рассказ нужно написать в очень сжатые сроки, на узкую и оригинальную тему, а зачастую и начав с определенного предложения, и определенным предложением закончив, не только привлечет к вам внимание, но и поможет открыть в себе новые грани таланта.

Ну а вообще призом участи в конкурсе редко становится издание книги одного автора. Куда чаще это сборник рассказов, но тем не менее это публикация, это издание книги, пусть и не полностью вашей.

Мониторьте сайты и паблики издательств. Там частенько объявляются конкурсы рассказов и повестей к определенным датам. К 9 мая кто-нибудь да запустит конкурс рассказов о Великой Отечественной Войне. Ко дню рождения известного поэта - конкурс стихов или рассказов, навеянных его произведениями. К запуску нового книжного проекта - конкурс рассказов о мире этого проекта. Мониторьте сайты konkursy.pishi.pro и vsekonkursy.ru. Что-нибудь да найдет отклик в вашей душе, в каком-нибудь конкурсе вы обязательно захотите поучаствовать.

7. Самому стать издателем

Этот способ можно отнести к изданию книги бесплатно лишь условно. Вложиться придется. Найти деньги, обратиться в типографию, напечатать книгу , заключить договор с книготорговыми сетями, организовать творческие вечера, договориться с литературными клубами и библиотеками, и продать весь тираж, не только окупив затраты, но и получив прибыль.

Это возможно и это реально. Только естественно не нужно вкладывать деньги в тираж, а уже потом идти в книжные магазины. Сначала наметьте план, соберите предварительные договоренности, а уже потом - действуйте. Помните, что в современных типографиях приемлемая цена одного экземпляра книги начинается вовсе не с тиража в несколько тысяч. Вы можете для начала издать пятьдесят экземпляров, или сто. И посмотреть, как они будут продаваться. Стоимость изготовления книги можно посчитать в онлайн калькуляторе.

И главное, перед тем, как начать все это, дайте прочесть свою книгу хорошему другу, а потом спросите у него: "Только честно, скажи, ты бы купил это?" И если ответ будет отрицательным - задумайтесь, может, стоит сначала написать что-то получше?

Определение

Детектив - значение и определение понятия термина, словарь литературоведческих терминов:: Textologia.ru

ДЕТЕКТИВ (англ. - сыщик; от лат. - раскрытие) - художественное произведение с особым типом сюжета, связанным с раскрытием загадочных преступлений, противостоянием добра и зла, где, как правило, добро побеждает зло. Для детектива как жанра характерны следующие основные ограничительные признаки: 1) наличие тайны преступления (чаще всего убийства); 2) моральное и физическое столкновение на этой почве сыщика-профессионала или сыщика-любителя и преступника; 3) процесс расследования, при котором проверяются и отрабатываются различные версии случившегося, испытанию подвергаются разные подозреваемые и сам ведущий расследование; 4) установление личности преступника; 5) восстановление всех обстоятельств преступления.

Данный литературный жанр имеет уже длительную историю в европейской литературе. Его зачинателем считается американский писатель Эдгар Алан По, который в новелле «Убийство на улице Морг» (1841) впервые вывел образ сыщика-любителя, наделенного выдающимися способностями к логическому анализу.

 Д.Н. Ушаков, Большой толковый словарь современного русского языка (онлайн версия)

ДЕТЕКТИ́В дэтэ, детектива, ·муж. (·англ. detective). Сыщик, агент сыскной полиции.

Этимологический словарь русского языка. М.: Русский язык от А до Я. Издательство <ЮНВЕС>. Москва. 2003.

ДЕТЕКТИ́В Английское – detective (сыщик).

Латинское – detego (обнаруживаю).

Слово «детектив» заимствовано из английского языка во второй половине XIX в. Оно имеет два значения. Первое – «сыщик», второе – «жанр литературного произведения или кинофильма».

Производное: детективный.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Детекти́в (англ. detective , от лат. detego - раскрываю, разоблачаю) - преимущественно литературный и кинематографический жанр , произведения которого описывают процесс исследования загадочного происшествия с целью выяснения его обстоятельств и раскрытия загадки. Обычно в качестве такого происшествия выступает преступление , и детектив описывает его расследование и определение виновных, в таком случае конфликт строится на столкновении справедливости с беззаконием , завершающимся победой справедливости .


Жанровые особенности детектива

Основной признак детектива как жанра - наличие в произведении некоего загадочного происшествия, обстоятельства которого неизвестны и должны быть выяснены. Наиболее часто описываемое происшествие - это преступление, хотя существуют детективы, в которых расследуются события, не являющиеся преступными (так, в «Записках о Шерлоке Холмсе», безусловно, относящихся к жанру детектива, в пяти рассказах из восемнадцати преступлений нет).

Существенной особенностью детектива является то, что действительные обстоятельства происшествия не сообщаются читателю, во всяком случае, во всей полноте, до завершения расследования. Вместо этого читатель проводится автором через процесс расследования, получая возможность на каждом его этапе строить собственные версии и оценивать известные факты. Если произведение изначально описывает все детали происшествия, либо происшествие не содержит в себе ничего необычного, загадочного, то его уже следует относить не к чистому детективу, а к родственным жанрам.

Важное свойство классического детектива - полнота фактов. Разгадка тайны не может строиться на сведениях, которые не были предоставлены читателю в ходе описания расследования. К моменту, когда расследование завершается, читатель должен иметь достаточно информации для того, чтобы на её основании самостоятельно найти решение. Могут скрываться лишь отдельные незначительные подробности, не влияющие на возможность раскрытия тайны. По завершении расследования все загадки должны быть разгаданы, на все вопросы - найдены ответы.

Ещё несколько признаков классического детектива в совокупности были названы Н. Н. Вольским гипердетерминированностью мира детектива («мир детектива значительно более упорядочен, чем окружающая нас жизнь»):

  • Обыденность обстановки. Условия, в которых происходят события детектива, в целом обычны и хорошо известны читателю (во всяком случае, сам читатель полагает, что уверенно в них ориентируется). Благодаря этому читателю изначально очевидно, что из описываемого является обычным, а что - странным, выходящим за рамки.
  • Стереотипность поведения персонажей. Персонажи в значительной мере лишены своеобразия, их психология и поведенческие модели достаточно прозрачны, предсказуемы, а если они имеют какие-либо резко выделяющиеся особенности, то таковые становятся известны читателю. Также стереотипны мотивы действий (в том числе - мотивы преступления) персонажей.
  • Существование априорных правил построения сюжета, не всегда соответствующих реальной жизни. Так, например, в классическом детективе рассказчик и сыщик в принципе не могут оказаться преступниками.

Данный набор особенностей сужает поле возможных логических построений на основании известных фактов, облегчая читателю их анализ. Впрочем, не все поджанры детектива в точности следуют данным правилам.

Отмечается ещё одно ограничение, которому практически всегда следует классический детектив - недопустимость случайных ошибок и невыявляемых совпадений. Например, в реальной жизни свидетель может говорить правду, может лгать, может заблуждаться или быть введён в заблуждение, но может и просто немотивированно ошибиться (случайно перепутать даты, суммы, фамилии). В детективе последняя возможность исключена - свидетель либо точен, либо лжёт, либо у его ошибки есть логичное обоснование.

Еремей Парнов указывает на следующие особенности классического детективного жанра:

  • читателю детектива предлагается соучастие в своего рода игре - разгадке тайны или имени преступника;
  • «готическая экзотика » -

Начиная с инфернальной обезьяны, родоначальника обоих жанров (фантастики и детектива) Эдгара По, с голубого карбункула и тропической гадюки Конан Дойля, с индийского лунного камня Уилки Коллинза и кончая уединёнными замками Агаты Кристи и трупом в лодке Чарльза Сноу, западный детектив неисправимо экзотичен. Кроме того, он патологически привержен к готическому роману (средневековый замок - излюбленные подмостки, на которых разыгрываются кровавые драмы).

  • схематичность -

В отличие от научной фантастики детектив зачастую пишется только ради детектива, то есть сыщика! Иначе говоря, преступник подстраивает свою кровавую деятельность под детектива, подобно тому как опытный драматург подгоняет роли под конкретных актёров.

Типичные персонажи

    • Сыщик - непосредственно занимается расследованием. В качестве сыщика могут выступать самые разные люди: служащие правоохранительных органов, частные детективы, родственники, друзья, знакомые пострадавших, иногда - совершенно случайные люди. Сыщик не может оказаться преступником. Фигура сыщика - центральная в детективе.
    • Сыщик-профессионал - работник правоохранительных органов. Может быть экспертом очень высокого уровня, а может - и обычным, каких много, работником полиции. Во втором случае в сложных ситуациях иногда обращается за советом к консультанту.
    • Частный детектив - для него расследование преступлений - основная работа, но он не служит в полиции, хотя может быть полицейским в отставке. Как правило, имеет чрезвычайно высокую квалификацию, деятелен и энергичен. Чаще всего частный детектив становится центральной фигурой, а для подчёркивания его качеств в действие могут вводиться сыщики-профессионалы, которые постоянно делают ошибки, поддаются на провокации преступника, встают на ложный след и подозревают невиновных. Используется противопоставление «одинокий герой против бюрократической организации и её чиновников», в котором симпатии автора и читателя оказываются на стороне героя.

    • Сыщик-любитель - то же самое, что и частный детектив, с той лишь разницей, что расследование преступлений для него - не профессия, а хобби, к которому он обращается лишь время от времени. Отдельный подвид сыщика-любителя - случайный человек, никогда не занимавшийся подобной деятельностью, но вынужденный вести расследование в силу острой необходимости, например, чтобы спасти несправедливо обвинённого близкого человека или отвести подозрение от себя. Сыщик-любитель приближает расследование к читателю, позволяет создать у него впечатление, что «я тоже мог бы в этом разобраться». Одна из условностей серий детективов с сыщиками-любителями (вроде мисс Марпл) - в реальной жизни человеку, если он не занимается расследованием преступлений профессионально, вряд ли встретится такое количество преступлений и загадочных происшествий.
    • Преступник - совершает преступление, заметает следы, пытается противодействовать следствию. В классическом детективе фигура преступника явно обозначается лишь в конце расследования, до этого момента преступник может быть свидетелем, подозреваемым или потерпевшим. Иногда действия преступника описываются и по ходу основного действия, но таким образом, чтобы не раскрыть его личность и не сообщить читателю сведений, которые нельзя было бы получить в ходе расследования из других источников.
    • Потерпевший - тот, против кого направлено преступление или тот, кто пострадал в результате загадочного происшествия. Один из стандартных вариантов развязки детектива - потерпевший сам оказывается преступником.
    • Свидетель - лицо, обладающее какими-либо сведениями о предмете расследования. Преступник нередко впервые показывается в описании расследования как один из свидетелей.

    • Компаньон сыщика - человек, постоянно находящийся в контакте с сыщиком, участвующий в расследовании, но не обладающий способностями и знаниями сыщика. Он может оказывать техническую помощь в расследовании, но главная его задача - более выпукло показать выдающиеся способности сыщика на фоне среднего уровня обычного человека. Кроме того, компаньон нужен, чтобы задавать сыщику вопросы и выслушивать его объяснения, давая читателю возможность проследить ход мыслей сыщика и обращая внимание на отдельные моменты, которые сам читатель мог бы упустить. Классические примеры таких компаньонов - доктор Уотсон у Конан Дойля и Артур Гастингс у Агаты Кристи.
    • Консультант - человек, обладающий выраженными способностями к ведению расследования, но сам в нём непосредственно не участвующий. В детективах, где выделяется отдельная фигура консультанта, она может являться главной (например, журналист Ксенофонтов в детективных рассказах

This is a Trial Version of Social Share & Locker Pro plugin. Please add your purchase code into Licence section to enable the Full Social Share & Locker Pro Version.

1) Читатель должен иметь равные с сыщиком возможности для разгадки тайны преступления. Все ключи к разгадке должны быть ясно обозначены и описаны.

2) Читателя нельзя умышленно обманывать или вводить в заблуждение, кроме как в тех случаях, когда его вместе с сыщиком по всем правилам честной игры обманывает преступник.

3) В романе не должно быть любовной линии. Речь ведь идет о том, чтобы отдать преступника в руки правосудия, а не о том, чтобы соединить узами Гименея тоскующих влюбленных.

4) Ни сам сыщик, ни кто-либо из официальных расследователей не должен оказаться преступником. Это равносильно откровенному обману – все равно как если бы нам подсунули блестящую медяшку вместо золотой монеты. Мошенничество есть мошенничество.

5) Преступник должен быть обнаружен дедуктивным методом – с помощью логических умозаключений, а не благодаря случайности, совпадению или немотивированному признанию. Ведь, избирая этот последний путь, автор вполне сознательно направляет читателя по заведомо ложному следу, а когда тот возвращается с пустыми руками, преспокойно сообщает, что все это время разгадка лежала у него, автора, в кармане. Такой автор не лучше любителя примитивных розыгрышей.

6) В детективном романе должен быть детектив, а детектив только тогда детектив, когда он выслеживает и расследует. Его задача состоит в том, чтобы собрать улики, которые послужат ключом к разгадке, и в конечном счете укажут на того, кто совершил это низкое преступление в первой главе. Детектив строит цепь своих рассуждений на основе анализа собранных улик, иначе он уподобляется нерадивому школьнику, который, не решив задачу, списывает ответ из конца задачника.

7) Без трупов в детективном романе просто не обойтись, и чем натуралистичней труп, тем лучше. Только убийство делает роман достаточно интересным. Кто бы стал с волнением читать три сотни страниц, если бы речь шла о преступлении менее серьезном! В конце концов, читатель должен быть вознагражден за беспокойство и потраченную энергию.

8) Тайна преступления должна быть раскрыта сугубо материалистическим путем. Совершенно недопустимы такие способы установления истины как ворожба, спиритические сеансы, чтение чужих мыслей, гадание, и т.д., и т.п. У читателя есть какой-то шанс не уступить в сообразительности детективу, рассуждающему рационалистически, но, если он вынужден состязаться с духами потустороннего мира, он обречен на поражение ab initio.

9) Должен быть только один детектив, то бишь только один главный герой дедукции, лишь один deus ex machina. Мобилизовать для разгадки преступления умы троих, четверых или даже целого отряда сыщиков – значит не только рассеять читательское внимание и порвать прямую логическую нить, но и несправедливо поставить читателя в невыгодное положение. При наличии более чем одного детектива читатель не знает, с которым из них он состязается по части дедуктивных умозаключений. Это все равно что заставить читателя бежать наперегонки с эстафетной командой.

10) Преступником должен оказаться персонаж, игравший в романе более-менее заметную роль, то есть такой персонаж, который знаком и интересен читателю.

11) Автор не должен делать убийцей слугу. Это слишком легкое решение, избрать его – значит, уклониться от трудностей. Преступник должен быть человеком с определенным достоинством – таким, который обычно не навлекает на себя подозрений.

12) Сколько бы ни совершилось в романе убийств, преступник должен быть только один. Конечно, преступник может иметь помощника или соучастника, но все бремя вины должно лежать на плечах одного человека. Надо предоставить читателю возможность сосредоточить весь пыл своего негодования на одной-единственной черной натуре.

13) В истинно детективном романе неуместны тайные бандитские общества, всякие там каморры и мафии. Ведь захватывающее и по-настоящему красивое убийство будет непоправимо испорчено, если окажется, что вина ложится на целую преступную компанию. Разумеется, убийце в детективном романе следует дать надежду на спасение, но позволить ему прибегнуть к помощи тайного сообщества – это уже слишком. Ни один первоклассный, уважающий себя убийца не нуждается в подобном преимуществе.

14) Способ убийства и средства раскрытия преступления должны отвечать критериям рациональности и научности. Иначе говоря, в детективный роман нельзя вводить псевдонаучные, гипотетические и чисто фантастические приспособления. Как только автор воспаряет, на манер Жюля Верна, в фантастические выси, он оказывается за пределами детективного жанра и резвится на неизведанных просторах жанра приключенческого.

15) В любой момент разгадка должна быть очевидной – при условии, что читателю хватит проницательности разгадать ее. Под этим подразумевается следующее: если читатель, добравшись до объяснения того, как было совершено преступление, перечитает книгу, он увидит, что разгадка, так сказать, лежала на поверхности, то есть все улики в действительности указывали на виновника, и, будь он, читатель, так же сообразителен, как детектив, он сумел бы раскрыть тайну самостоятельно, задолго до последней главы. Нечего и говорить, что читатель сообразительный частенько именно так и раскрывает ее.

16) В детективном романе неуместны длинные описания, литературные отступления и побочные темы, изощренно тонкий анализ характеров и воссоздание атмосферы. Все эти вещи несущественны для повествования о преступлении и логическом его раскрытии. Они лишь задерживают действие и привносят элементы, не имеющие никакого отношения к главной цели, которая состоит в том, чтобы изложить задачу, проанализировать ее и довести до успешного решения. Разумеется, в роман следует ввести достаточно описаний и четко очерченных характеров, чтобы придать ему достоверность.

17) Вина за совершение преступления не должна взваливаться на преступника-профессионала. Преступления, совершаемые взломщиками или бандитами, расследуются управлением полиции, а не писателем-детективщиком и блестящими сыщиками-любителями. По-настоящему захватывающее преступление – это преступление, совершенное столпом церкви или старой девой, известной благотворительницей.

18) Преступление в детективном романе не должно оказаться на поверку самоубийством или несчастным случаем. Завершить одиссею выслеживания подобным спадом напряжения – значит, одурачить доверчивого и доброго читателя.

19) Все преступления в детективных романах должны совершаться по личным мотивам. Международные заговоры и военная политика являются достоянием совершенно другого литературного жанра – например, романа шпионского или остросюжетного. Детективный же роман должен оставаться в уютных, домашних рамках. Он должен отражать повседневные переживания читателя и в известном смысле давать выход его собственным подавленным желаниям и эмоциям.

20) И, наконец, последний пункт: перечень некоторых приемов, которыми теперь не воспользуется ни один уважающий себя автор детективных романов. Они использовались слишком часто и хорошо известны всем истинным любителям литературных преступлений. Прибегнуть к ним – значит, расписаться в своей писательской несостоятельности и в отсутствии оригинальности.

а) Опознание преступника по окурку, оставленному на месте преступления.

б) Устройство мнимого спиритического сеанса с целью напугать преступника и заставить выдать себя.

в) Подделка отпечатков пальцев.

г) Мнимое алиби, обеспеченное при помощи манекена.

д) Собака, которая не лает и позволяет сделать в силу этого вывод, что вторгшийся человек не был незнакомцем.

е) Возложение под занавес вины за преступление на брата-близнеца или другого родственника, как две капли воды похожего на подозреваемого, но ни в чем не повинного человека.

ж) Шприц для подкожных инъекций и наркотик, подмешанный в вино.

з) Совершение убийства в запертой комнате уже после того, как туда вломились полицейские.

и) Установление вины с помощью психологического теста на называние слов по свободной ассоциации.

к) Тайна кода или зашифрованного письма, в конце концов разгаданная сыщиком.

Несмотря на свою относительную молодость как самостоятельного литературного направления, сегодня детектив является одним из самых популярных жанров. Секрет такого успеха прост - тайна увлекает. Читатель не пассивно следит за происходящим, а принимает в нем активное участие. Предугадывает события и строит свои версии. Григорий Чхартишвили (Борис Акунин), автор знаменитой серии романов о сыщике Эрасте Фандорине, в своем интервью однажды рассказал, как написать детектив. По мнению писателя, основным фактором для создания захватывающего сюжета является игра с читателем, которую нужно наполнить неожиданными ходами и ловушками.

Вдохновиться примером

Многие авторы популярных детективов не скрывают факт, что получили вдохновение, читая произведения выдающихся мастеров этого жанра. Например, американская писательница Элизабет Джордж всегда восхищалась творчеством Агаты Кристи. Не устоял перед шарадами великого автора детективной прозы и Борис Акунин. Писатель вообще признался в том, что обожает детективы в английском стиле и часто использует характерные для них приемы в своих произведениях. О том, какой вклад в детективный жанр внес Артур Конан Дойл со свои знаменитым персонажем, вероятно, не стоит много говорить. Поскольку создать героя, подобного Шерлоку Холмсу, - мечта любого писателя.

Стать преступником

Чтобы написать настоящий детектив, необходимо придумать преступление, поскольку тайна, связанная с ним, всегда стоит в основе сюжета. А значит, автору придется примерять на себя роль злоумышленника. Для начала стоит определиться, каким будет характер этого преступления. Большинство известных детективных историй построены на расследовании убийств, краж, ограблений, похищений и шантажа. Однако также есть множество примеров, когда автор увлекает читателя невинным происшествием, которое ведет к разгадке большой тайны.

Повернуть время вспять

После выбора преступления автору предстоит тщательно его продумать, поскольку настоящий детектив таит все детали, которые и приведут к развязке. Мастера жанра советуют воспользоваться приемом обратного хода времени. Для начала следует решить, кто совершил преступление, как он это сделал и почему. Затем нужно представить, каким образом злоумышленник попытается скрыть содеянное. Не стоит забывать о соучастниках, оставленных уликах и свидетелях. Эти зацепки выстраивают захватывающий сюжет, который дает читателю возможность вести собственное расследование. Например, известная британская писательница Пи Ди Джеймс говорит, что прежде чем приступить к созданию захватывающей истории, она всегда придумывает разгадку тайны. Поэтому, когда ее спрашивают о том, как написать хороший детектив, она отвечает, что надо мыслить, как преступник. Роман не должен быть похожим на скучный допрос. Интрига и напряжение - вот, что важно.

Построение сюжета

Детективный жанр, как любое другое литературное направление, имеет свои поджанры. Поэтому отвечая на вопрос о том, как написать детектив, профессионалы советуют для начала определиться с выбором способа построения сюжетной линии.

  • Классический детективный сюжет подается в линейной форме. Читатель ведет расследование совершенного преступления вместе с главным героем. Использует он при этом ключи к загадкам, оставленные автором.
  • В перевернутой детективной истории читатель в самом начале становится свидетелем преступления. А весь последующий сюжет крутится вокруг процесса и способов расследования.
  • Часто писатели детективов используют комбинированную сюжетную линию. Когда читателю на одно и то же преступление предлагают посмотреть с разных сторон. Такой подход основан на эффекте неожиданности. Ведь сложившаяся и стройная версия ломается в один момент.

Заинтересовать читателя

Ввести читателя в курс дела и заинтриговать, представив преступление, - один из основных этапов создания детектива. Не имеет значения, каким образом станут известны факты. Читатель может сам быть свидетелем преступления, узнать о нем из рассказа персонажа или очутиться на месте его совершения. Главное, чтобы появились зацепки и версии для расследования. Описание должно иметь достаточное количество правдоподобных деталей - это один из факторов, которые следует учитывать, разбираясь в вопросе о том, как написать детектив.

Держать интригу

Следующей немаловажной задачей начинающего автора будет удержать интерес читателя. История не должна быть слишком простой, когда уже вначале становится понятно, что всех убил «аквалангист». Надуманный сюжет также быстро надоест и разочарует, поскольку сказка и детектив - разные жанры. Но даже если предполагается создать лихо закрученный сюжет, следует припрятать некоторые ключи к разгадкам в ворохе маловажных, на первый взгляд, деталей. Это один из приемов классического английского детектива. Ярким подтверждением вышесказанного может послужить высказывание популярного Микки Спиллейна. На вопрос о том, как написать книгу (детектив), он ответил: «Никто не станет читать загадочную историю, чтобы добраться до середины. Все намерены дочитать ее до конца. Если она окажется разочарованием, вы потеряете читателя. Первая страница продает эту книгу, а последняя - все, которые будут написаны в будущем».

Ловушки

Поскольку работа детектива опирается на разум и дедукцию, сюжет будет более захватывающим и правдоподобным, если информация, представленная в нем, заставит читателя приходить к неверным выводам. Даже могут заблуждаться и следовать за ложной линией рассуждений. Таким приемом часто пользуются авторы, создающие детективы про серийных убийц. Это позволяет запутать читателя и создать интригующий виток событий. Когда уже все вроде бы ясно и нечего бояться, именно в такой момент главный герой становится наиболее уязвимым перед надвигающейся чередой опасностей. Неожиданный поворот всегда делает историю более интересной.

Мотивация

Герои детективов должны иметь интересные мотивы. Совет писателя о том, что в хорошей истории каждый персонаж должен чего-то хотеть, относится к детективному жанру более, чем к другим. Поскольку последующие действия героя напрямую зависят от мотивации. А значит, влияют на сюжетную линию. Необходимо проследить, а затем прописать все причины и следствия, чтобы крепко держать читателя в созданной ситуации. Чем больше персонажей со своими скрытыми интересами, тем запутаннее, а, следовательно, увлекательнее получается история. Детективы про шпионов в большинстве своем изобилуют подобными героями. Наглядным примером может послужить детективный триллер «Миссия невыполнима» по сценарию Дэвида Кеппа и Стивена Заилляна.

Создать личность преступника

Поскольку о том, кто, как и почему совершил преступление, автор знает с самого начала, дело остается за малым - решить, будет ли этот персонаж одним из главных.

Если пользоваться распространенным приемом, когда злоумышленник постоянно находится в поле зрения читателя, то необходимо детально проработать его личность и внешность. Как правило, такого героя автор делает весьма симпатичным, чтобы вызвать доверие у читателя и отвести подозрения. А в итоге - ошарашить неожиданной развязкой. Ярким и наглядным примером является персонаж Виталий Егорович Кречетов из детективного сериала «Ликвидация».

В случае, когда принято решение сделать преступника наименее заметным персонажем, в большей степени понадобится детальная прорисовка личных мотивов, чем внешности, для того чтобы вывести его в итоге на главную сцену. Именно таких персонажей создают авторы, пишущие детективы про серийных убийц. Пример - шериф из детективного сериала «Менталист».

Создать личность героя, расследующего преступление

Персонаж, противостоящий злу, может быть кем угодно. И совершенно необязательно профессиональным следователем или частным сыщиком. Внимательная старушка мисс Марпл у Агаты Кристи и профессор Ленгдон у Дэна Брауна не менее качественно справляются со своими обязанностями. Основная задача ведущего персонажа заключается в том, чтобы заинтересовать читателя и вызвать у него эмпатию. Следовательно, его личность должна быть живой. А также авторы детективного жанра дают совет по поводу описания внешности и поведения главного героя. Неординарным поможет его сделать какая-нибудь особенность, вроде седых висков и заикания Фандорина. Но профессионалы предостерегают начинающих авторов от чрезмерной увлеченности в описании внутреннего мира главного героя, а также от создания слишком красивой внешности с образными сравнениями, поскольку такие приемы более характерны для любовных романов.

Навыки сыщика

Возможно, богатая фантазия, природное чутье и логика помогут начинающему автору в создании интересного детективного сюжета, а также увлекут читателя составлением общей картины дела из маленьких кусочков предложенной информации. Однако история должна быть правдоподобной. Поэтому корифеи жанра, объясняя, как написать детектив, делают акцент на изучении тонкостей работы профессиональных сыщиков. Ведь далеко не у всех есть навыки криминальных следователей. А значит, для достоверности сюжета необходимо вникнуть в особенности профессии.

Одни пользуются консультациями специалистов. Другие проводят долгие часы и дни, разбирая материалы старых судебных дел. Причем чтобы создать качественный детектив, потребуются не только знания криминалистов. Будет необходимо хотя бы общее представление о психологии поведения преступников. А для авторов, решивших закрутить сюжет вокруг убийства, понадобятся также знания в области судебной антропологии. Не стоит также забывать о деталях, характерных для времени и места действия, поскольку они потребуют дополнительных знаний. Если по сюжету расследование преступления происходит в XIX веке, окружающая обстановка, исторические события, технологии и поведение персонажей должны ему соответствовать. В разы задача усложняется, когда сыщик по совместительству является профессионалом в какой-то другой области. Например, странный математик, психолог или биолог. Соответственно, автору придется поднатореть и в науках, которые делают его персонаж особенным.

Завершение

Важнейшей задачей автора является также создание интересного и логичного финала. Поскольку каким бы закрученным ни получился сюжет, все представленные в нем загадки должны быть разгаданы. Все накопившиеся по ходу действия вопросы должны получить ответы. Причем путем детально прописанных выводов, которые будут понятны читателю, поскольку недосказанность в детективном жанре не приветствуется. Раздумья и построение различных вариантов завершения истории характерно для романов с философской составляющей. А детективный жанр является коммерческим. К тому же читателю будет очень интересно узнать, в чем он был прав и где ошибался.

Обращают профессионалы внимание на опасность, кроющуюся в смешивании жанров. Работая в подобном стиле, очень важно помнить, что если история имеет детективное начало, ее завершение должно быть написано в том же жанре. Нельзя оставлять читателя разочарованным, объясняя преступление мистическими силами или несчастным случаем. Даже если первые имеют место, в романе их присутствие должно вписываться в сюжет и ход расследования. А сам по себе несчастный случай не является предметом детективного сюжета. Поэтому если он произошел, кто-то к этому причастен. Одним словом, детектив может иметь неожиданный конец, но не может вызывать недоумение и разочарование. Лучше, если завершение будет рассчитано на дедуктивные способности читателя, и он разгадает загадку немного раньше главного героя.