День славянской письменности младших школьников. День славянской письменности (начальные классы)

Сценарий мероприятия ко дню славянской письменности и культуры

Иван Бунин «Слово»

Молчат гробницы, мумии и кости,-

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный – речь.



СЦЕНАРИЙ

лингвистического праздника, посвящённого

ДНЮ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ

(На сцене двое ведущих, рядом с ними стенд, на котором буквы славянского алфавита)

1-й ведущий: Начинаем наш праздник, посвященный Дню Славянской письменности и культуры.

Ежегодно 24 мая его отмечают в славянских странах. В этот день мы вспоминаем создателей славянского алфавита - великих просветителей Кирилла и Мефодия.

2-й ведущий: До Кирилла и Мефодия большинство народов в те времена не могло прочитать Священное Писание на родном языке - богослужения велись на латинском языке. Не было тогда и у наших предков славян своей письменности.

1-й ведущий: Кирилл и Мефодий на основе греческого письма создали Первый Славянский Алфавит и перевели Евангелие на славянский язык.

2-й ведущий: Создатели славянской письменности писали и переводили евангельские проповеди, притчи, апостольские послания и богослужебные тексты, просвещали славян в Моравии.

1-й ведущий : Жизнь великих братьев была служением славянской культуре, служением Богу. Святые братья искали жизни с Богом более чем славы среди людей. Они оставили важные государственные дела и стали монахами, богословами - учителями веры в Бога.

2-й ведущий : Братья - Константин (после принятия монашеского сана Кирилл) и Мефодий родились в византийском городе Солуни в семье военачальника, детство великих славянских просветителей прошло в двуязычной среде – мать была гречанка, отец - болгарин. Всё население Солуни говорило на двух языках, только латинский язык не был известен солунцам.

1-й ведущий: В доме отца великих братьев среди немногочисленных книг была “Энеида” Вергилия на латинском языке. Эту книгу о странствиях троянца Энея решил прочитать младший из братьев, Кирилл. Он раскрывал увесистый том, но старинные стихи, написанные на чужом языке, оставались непонятными.

2-й ведущий: После долгих поисков Кириллу, наконец, посчастливилось встретить приезжего человека, знавшего латинскую грамматику.

(На сцену выходят «Кирилл» и «Приезжий человек»)

Кирилл” : Я слышал, что Вы хорошо знаете латинскую грамоту. А мне хотелось бы прочитать книгу, написанную на латыни.

Приезжий человек” : Зачем тебе это нужно? Да, я понимаю латинскую грамоту и мог бы пояснить тебе каждую фразу. Но зачем? Взгляни на меня. Ты думаешь, мне много пользы от того, что я читал премудрые книги? Я потому и переехал сюда, в незнакомый город, чтобы никто не лез ко мне с учеными разговорами. Люди должны пахать землю, сеять хлеб, делать полезные вещи. И я поклялся никого больше не учить ни грамматике, ни другим наукам.

Кирилл” : И все же я хочу понять то, что написано в мудрых книгах.

Приезжий человек” : Попробуй. Только я тебе в этом не помощник.

(“Кирилл” и “Приезжий “уходят, затем вновь возвращаются)

1-й ведущий : Через год приезжий человек повстречал Кирилла.

Приезжий человек” : Послушай мальчик! Ты по-прежнему хочешь, чтобы я научил тебя премудростям латыни? Или уже забыл о своём желании?

Кирилл” : Я не забыл, но теперь я изучаю латинский язык сам.

Приезжий человек” : Как можно самому научиться незнакомому языку?

Кирилл” : Я взял книгу Григория Богослова на греческом и на латыни и, сопоставляя их фразу с фразой, уяснил уже многое. Теперь не только “Энеида”, но и другие латинские книги мне понятны.

(“Кирилл” и “Приезжий “уходят за кулисы)

2-й ведущий: Так ещё в детстве Константин обручился с богиней мудрости Софией, которую в семилетнем возрасте увидел в пророческом сне - теперь для него знания, книги стали смыслом всей жизни.

1-й ведущий: В дальнейшем Константин получил блестящее образование при императорском дворце в столице Византии – Константинополе. Быстро изучил грамматику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку, знал 22 языка. Он стал одним из самых образованных людей Византии, за великую мудрость его прозвали Философом.

2-й ведущий : Окончив курс наук, Кирилл стал патриаршим библиотекарем, затем преподавал в университете философию. Знания, полученные во время обучения, не остались лежать мертвым грузом.

1-й ведущий: По поручению византийского императора Михаила-III Кирилл приступил к созданию Славянской Азбуки. Но создание письменности - непосильная задача для одного человека. Поэтому Кирилл отправился в монастырь к своему старшему брату - Мефодию. Брат Мефодий был его единомышленником. Подобно отцу, Мефодий посвятил свою жизнь военной службе. Он был честным и прямодушным человеком, нетерпимым к несправедливости. Отказавшись усмирять восстание славян, Мефодий ушел с военной службы и удалился в монастырь. Независимость была ему дороже богатства и славы. Мефодия увлекла идея создания письменности для славян, предложенная ему младшим братом.

2-й ведущий : После создания Азбуки братья приступили к переводу церковных книг на язык славян. Они работали с раннего утра, едва рассветало, и ложились спать поздно, когда уже рябило в глазах от усталости. А когда первые книги были переведены с греческого языка на славянский, они с просветительской миссией направились в Моравию. Деятельность братьев быстро вышла за пределы, указанные им византийским императором. Кирилл и Мефодий усердно просвещали славян, обучали людей грамоте и основывали новые церкви.

1-й ведущий: В 863 году зазвучало слово Божие в моравских городах и селениях на родном, славянском языке, а не на чужом и непонятном – латинском, создавались письмена, светские книги. Началось славянское летописание!

(Стихотворение Валентина Сидорова «Кириллица»

Так вот они – наши истоки,

Плывут, в полумраке светясь,

Торжественно – строгие строки,

Литая славянская вязь.

Так вот где, так вот где впервые

Обрёл у подножия гор

Под огненным знаком Софии

Алмазную твёрдость глагол.

Великое таинство звука,

Презревшее тленье и смерть,

На синих днепровских излуках

Качнуло недвижную твердь.

И Русь над водой многопенной,

Открытая вольным ветрам,

«Я есмь!» - заявила Вселенной,

«Я есмь!» - заявила векам.

1-й ведущий: В течение трех лет Кирилл и Мефодий трудились в Моравии. Они воспитали немало учеников, которые внесли большой вклад в историю славянской письменности и культуры. Всю жизнь солунские братья посвятили учению, знаниям, служению славянам, не придавая значения почестям и славе, терпя порой злобу, клевету, гонения.

2-й ведущий:

Младший Константин много читал, размышлял, писал проповеди, переводил, а старший Мефодий был хорошим организатором, «издавал» книги, руководил школой учеников.

1-й ведущий: Константину не суждено было вернуться на родину. Когда они приехали в Рим, он тяжело заболел, принял монашеский постриг, получил имя Кирилл и через несколько часов скончался. С этим именем он и остался жить в светлой памяти потомков. Похоронен в Риме.

2-й ведущий: Мефодий позже занимался переводческой, просветительской работой, был учителем до самых последних дней. Умер и похоронен в Моравии.

1-й ведущий : Послушайте отрывок из стихотворения болгарской поэтессы Лилианы Стефановой «Смерть Кирилла», читают Маслов Даниил и Гуньков Вадим

Маслов

В колокола трезвонил Рим,

Поплыли бронзовые звуки.

Детей славянских перед ним,

Читавших медленно: аз, буки,

Видение вставало зримо,

И чудо тонких строчек плыло…

Гуньков

И мудрый сеятель изрек:

«Взошли на ниве семена

И стала полем целина,

Рукой засеянная щедрой»

2-й ведущий:

После смерти великих братьев их ученики претерпели гонения. Папа Римский запретил изучение славянского языка. Дело Кирилла и Мефодия, несмотря на упорную и длительную борьбу в течение многих лет, претерпело неудачу у западных славян, которые по-прежнему используют латинскую азбуку, но зато новая азбука для славян прочно утвердилось в Болгарии, а оттуда была перенесена в Сербию, Румынию и на Русь.

1-й ведущий : Ученики Кирилла и Мефодия открывают свои школы, и к концу IХ века уже тысячи людей читают и пишут на старославянском языке.

Каждая буква кириллицы была особенной. Она имела имя: А – аз, Б – буки, В – веди, Г – глаголь, Д – добро, Е – есте, Ж – живете, З – зело, земля, Л – люди,

М – мыслете, П – покой, Р – рцы, речь, С – слово, Т – твёрдо…

2-й ведущий: Некоторые названия букв старославянской азбуки до сих пор используются в устойчивых оборотах – фразеологизмах:

Знать на ять – знать досконально, на отлично.

Прописать ижицу – проучить как следует, высечь, наказать.

Стоять фертом - стоять руки в боки, как буква Ф

Сперва аз да буки, а потом и науки – т.е. сначала азбуку надо выучить, а потом заниматься науками.

1-й ведущий: Послушайте отрывок из стихотворения поэта Сергея Крыжановского

Читает Бондарь Снежана

«Старославянский язык»:

Отчего, обжигая горло,

Разбирая часами подряд

Сочетания «оло»и «оро» -

«Вран» и «ворон», «молод» и «млад»?

«Человек некий име два сына…»

Я прислушиваюсь к словам.

Открывается в них Россия,

Легендарная быль славян…

Сто-ро-на.

Го-ло-са.

До-ро-га.

Я усвоил твёрдо азы :

С давних лет к открытости слога

Тяготел славянский язык!»

2-й ведущий: Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и четкой, легкой для письма. Они помнили и о том, что буквы должны быть красивыми, и чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом. Алфавит Кирилла и Мефодия поражает нас простотой и удобством.

1-й ведущий: Лишь в царствование Петра Первого славянская азбука была заменена «гражданской», были внесены изменения в алфавит. Царским указом велено было упростить правописание и отменить буквы “юс малый”, “юс большой”, “кси”, “пси”, “зело”, “омегу”, которые стали обузой в русском алфавите.

(Ведущий показывает на стенде названные буквы)

2-й ведущий: Во 2-й половине 18-го столетия русский алфавит пополнился новыми буквами, которых не было в славянской азбуке.

Это буквы “Й” и “Ё”.

(Показывает на стенде)

1-й ведущий : В начале 20-го века в России возникла потребность в упрощении алфавита и правописания. Такая реформа была проведена в 1918 году. Указом Наркома Просвещения упраздняются буквы: “десятеричное”, “ять”, “фита”, “ижица”, буква “ер” на конце слов.

(Подходит к стенду, показывает устаревшие буквы алфавита)

2-й ведущий : Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием, содержит оптимальное количество букв - 33. Европейские народы, которые не составили для себя алфавита, а взяли латинский, до сих пор страдают от неудобств. Так, в английском языке, состоящем из 26 букв, звук «ч» изображается двумя буквами «ch», “Ш” - двумя «sh».

В русском языке есть специальные буквы для изображения сочетаний звуков -я, -ю.

1-й ведущий: Славянская азбука удивительна и до сих пор считается одной из самых удобных систем письма. А имена Кирилла и Мефодия, «первоучителей словенских», стали символом духовного подвига.

2-й ведущий: И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти святые имена первых славянских просветителей - братьев Кирилла и Мефодия. Память великих братьев чтят словами праздничного песнопения:

" Радуйтесь, Мефодий и Кирилл, народов славянских богомудрые учителя!

1 –чтец –Кравцов Павел По широкой Руси – нашей матушке Колокольный звон разливается. Ныне братья святые Кирилл и Мефодий За труды свои прославляются.

2 чтец –Курьянова Юлия

Вспоминают Кирилла с Мефодием, Братьев славных, равноапостольных, В Белоруссии, Македонии, В Польше, Чехии и Словакии. Хвалят братьев премудрых в Болгарии, В Украине, Хорватии, Сербии!

3 чтец – Сезина Алина Все народы, что пишут кириллицей, Что зовутся издревле славянскими, Славят подвиг первоучителей, Христианских своих просветителей .

1-ведущий: Послушайте слова гимна «Кирилл и Мефодий», написанного Стояном Михайловским в Болгарии, где очень любят и чтут братьев- просветителей:

1 чтец – Лисунов Максим

Вставай, народ, вздохни всей грудью,

Заре навстречу поспеши.

И Азбукой, тебе подаренной,

Судьбу грядущую пиши.

Надежда, вера греет души.

Наш путь тернистый – путь вперёд!

Лишь тот народ не погибает,

Где дух Отечества живёт.

2 чтец – Маслов Даниил

Пройдя под солнцем просвещенья

Из дальней славной старины,

Мы и сейчас, славяне-братья,

Первоучителям верны!

К апостолам высокославным

Любовь святая глубока.

Дела Мефодия – Кирилла

В славянстве будут жить века!

Викторина

1.Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)

2.Какой год считается годом возникновения славянского письма и книжного дела? (863)

3.Почему Кирилла и Мефодия называют «Солунскими братьями»? (Место рождения братьев-просветителей город Солунь в Македонии)

4.Какое имя в миру до монашеского пострига носил Кирилл? (Константин)

5.Кто был старшим братом: Кирилл или Мефодий? (Мефодий)

6.Кто из братьев был библиотекарем, а кто воином? (Кирилл – библиотекарь, Мефодий – военачальник, как и его отец)

7.Как называли Кирилла за ум и прилежание? (Философ)

8.Какой город на Руси стал центром славянского книгопечатания и местом основания Кирилло-Мефодиевского общества? (Киев)

9.Каким письмом были написаны первые славянские письменные памятники? (Глаголицей)

10.Какой язык является древнейшим литературным языком? (Славянский)

11.Назовите произведения Древней Руси, написанные на древнерусском языке. («Повесть временных лет», «Русская правда» - свод законов, «Слово о полку Игореве», «Поучение Владимира Мономаха» и др.)

12.В чьё царствование славянская азбука была заменена «гражданской»

(По Указу Петра Первого)

13.Сколько букв в кириллице было до Петра Первого? (43 буквы)

14.Сколько букв стало в современной азбуке после революции? (33 буквы)

15.Кто был первопечатником на Руси? (Иван Фёдоров)

16.Когда вышла его первая книга и как она называлась? (в 16в.,«Апостол»)

17.Какая азбука старше: кириллица или глаголица? (Глаголица)

18.Какие буквы придумали в 18 веке для звуков, не существовавших в старославянском языке? (ё, й)

19.Какой греческий император отправил просветителей Кирилла и Мефодия в Моравию? (Михаил -III)

20.Назовите великого русского учёного, создавшего «теорию 3-х штилей» (Ломоносов)

21.К какой группе языков относятся славянские языки? (Индоевропейской)

22.К какому алфавиту восходит кириллица? (К греческому уставному письму)

23.На какие три большие группы подразделяются современные славянские языки? (Восточнославянские, западнославянские, южнославянские)

24.Как назывались церковные рукописи, «написанные русскими письменами», которые видел Константин в Корсуне (Крым)? (Евангелие, Псалтырь)

25.Назовите первый датированный письменный памятник древнерусского языка (Остромирово Евангелие)

26.Когда образовались три самостоятельных языка: русский, украинский, белорусский? (В 13-16 в.в.)

ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ

ПРАЗДНИК ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1 – 4 КЛАССОВ

Цели:

    Расширять знания и представления учащихся об истории возникновения славянской письменности.

    Развивать речь, мышление, творческие способности учащихся.

    Воспитывать уважение и понимание русской культуры, славянских традиций.

Оформление сцены:

лавочка, стол летописца с зажженной свечой, гусиным пером, свитком с надписью из кириллицы, Русской азбукой.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий (учитель)

Начинаем наш праздник, посвященный Дню славянской культуры и письменности. В старину наши далекие предки начинали свой день с обращения к силам природы, к солнцу. Давайте и мы с вами произнесем древнее приветствие.

Из глубокого колодца (руки “О” )
Солнце медленно встает.(
руки поднимаются над головой )
Свет его на нас прольется (
руки вытянуты перед собой ладошками вверх )
Луч его нам улыбнется (
руки параллельно вниз )
Новый день оно начнет (
руки вниз широко )

Белорус

Из родной Беларуси
Я встречаю зарю,
Всем мальчишкам, девочконкам
“Добрый дзень!” – говорю.

Украинка

Русская

Утром нива росистая,
Даль прозрачная, ясная.
Отзовется Россия.
– Здравствуй! – скажет она.

Белорус

И куда не поеду
В те ли, эти края,-
Всюду, словом привета
Встретят братья, друзья.

Украинка

Потому что,
Русоволосые и сероглазые,
Лицом все светлые и сердцем славные.

Русская

Древляне, русичи, поляне,
Скажите, кто вы?

/ Они хором/ Мы – славяне!

Ведущий (учитель)

В это трудно поверить, но когда-то у нас не было печатных книг.

Было такое время, когда наши предки славяне не имели письменности. Не знали букв. Письма они писали, но не буквами, а рисунками, позже – специальными значками.

Входит монах с зажженной свечой, садится за стол, пишет гусиным пером.

Ученик 1

В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.

Ученик 2

Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.

/Звучит колокольный звон в аудиозаписи/

Летописец (вставая)

По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.

Ученик 3

Вспоминают Кирилла, Мефодия,
Братьев славных, равноапостольных,
В Белоруссии, в Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии,
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.

Летописец

Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.

Звучит «Гимн Кириллу и Мефодию» (4 КЛАССЫ)

Сценка (на лавочке сидят два брата, позади ходит с книгой школьный учитель)

На берегу тёплого моря стоит город Солунь (сейчас он называется Салоники.) Здесь кончалась Византия, дальше шли необъятные земли славян, наших предков. Многие жители Солуни тоже были славянами.

Жили здесь два брата, сыновья военачальника. Отец их был греком, но мать-славянка говорила с детьми на родном славянском языке. Настало время мальчикам идти в школу. Сначала начал учиться старший брат, через несколько лет пошёл в школу младший.

Всё в школе казалось ему ужасно интересным и удивительным, и он то и дело приставал к старшему брату с вопросами:

- А почему учитель всё время говорит по-гречески? Я слышал, в лавке он прекрасно говорил по-славянски.

- Так это в лавке. А в школе можно только на греческом языке. Потому, что книги, знания-всё от греков.

-А почему у славян нет своих книг?


-Потому что писать на славянском языке нельзя.

В это время мимо проходил школьный учитель. Он услышал разговор братьев.


-Разве вы не знаете, что только культурные языки достойны чернил и пергамента – латынь и греческий. Все другие языки – грубые и варварские, и писать на них нельзя!


-Нет, можно! – заявил младший брат. Вот я вырасту и придумаю славянские буквы.

Уходят.

Ведущий (учитель)

Прошли годы. Младший брат учился очень примерно и скоро стал самым лучшим учеником во всей школе.. Но он не забывал о своей мечте – создать азбуку славян.

Этих братьев греческий царь Михаил послал к славянам в ответ на просьбу славянского князя Ростислава.

И вот братья Константин и Мефодий приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку.

Так появилась славянская азбука, которая впоследствии стала называться кириллицей. (В честь Константина, который, приняв монашество, получил имя Кирилл) В ней 43 буквы. Каждая имеет свое название.

Ученик 1

Первая буква в ней называлась – аз. Это значило – Я!

Ученик 2

Вторая называлась буки – это значило – книги.

Ученик 1

А вместе получалось – АЗБУКА! (вместе)

Ученик 3

Тому, кто хочет много знать,
Кто хочет книги прочитать.
Про горы и долины,
Про водные глубины,
Про звезды, ивы вдоль реки,
Не обойтись без Азбуки!

Звучит песня «Азбука» (2 – Б класс)

Ученик 1

Все буквы мы знали до школы отлично!
Но в школе
Мы с ними знакомимся лично!
Нам букву покажут, а мы представляем,
Что мы эту букву ни капли не знаем.
И вот увидали её в первый раз …
А буква глядит с удивленьем на нас!

Ученик 2

Когда пришли мы в 1 класс
Погожим сентябрём.
Учитель познакомил нас
С волшебным букварём.

Ученик 3

Мы все умели говорить,
Да и читать слегка.

Букварь же нам хотел раскрыть

Секреты языка.

Звучит песня «С Букварём уселись куклы» (1 – А класс)

Ученик 1, 2

Чему первым делом
Научится кошка?
- Хватать!
Чему первым делом
Научится птица?
- Летать!
Чему первым делом
Научится школьник?
- Читать!

Ученик 3

Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Если б все исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До веселых повестей...

Ученик 4

Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
Ученик 2

В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.

Инсценировка сказки (3-е классы)

Старик

В деревеньке у опушки

Старичок жил со старушкой.

Попросил он как-то раз,

Чтобы испекла сейчас

Ему бабка колобка.

Старуха

Взяв немного молока,

Да еще муки, сметаны,

Бабка тесто без изъяна

Замесивши, колобка

Испекла для старика.

Положила на окошко,

Остудился чтоб немножко.

Старик

Колобок же скок, да скок,

Прыгнул прямо за порог,

По дорожке – наутек,

Покатился во лесок.

Колобок

Что я вижу - вон вприпрыжку

Зайчик скачет, в лапках – книжка.

И, видать, проголодался,

Значит есть меня собрался:

Не губи ты жизнь мою!

Хочешь, - песенку спою?

Заяц

Ты морковка, иль капуста?

Я их сразу съел бы с хрустом.

Ну, а колобков совсем

Я давно уже не ем!

В школе я учусь, глупышка,

Вот, смотри, какая книжка!

Заяц показывает колобку книжку со славянской азбукой.

Колобок

Ой, какие тут значки,

Точки, палочки, крючки!

Заяц

Это буквы, колобок!

Например, такой значок

Называют буквой «Аз»,

Ты попозже приходи!

Колобок

Подожди чуток, зайчишка,

Покажи еще мне книжку

И скажи, зачем она,

Для чего тебе нужна?

Заяц

Это – азбуки славянской

Вот «Глагол», а вот «Добро»,

Это – «Веди» и «Зело»,

А вот это – «Малый юс»…

Ну, прощай, я тороплюc ь.

Колобок

Вот и ускакал зайчонок,

А навстречу, - медвежонок!

Колобок (со страхом)

Ты меня не ешь, медведь,

Могу песенку я спеть!

Медведь (добродушно)

Ты не бойся, колобок,

У меня есть пирожок,

Да и очень я спешу,

В школу я теперь хожу.

Колобок

И ты, Миша, учишься?

С вами не соскучишься!

Буквы ваши хороши,

Покажи их, не спеши!

Медведь

Покажу я для науки:

Вот «МыслЕте», это – «Буки»,

Это – «Ижица» и «Пси»,

Вот «Земля», «Живете», «Кси».

Ладно, тороплюсь, бегу…

Колобок

Страшно стало вдруг, темно,

И тропинки нет давно…

(Закатился на пенек

И заплакал колобок.)

Заблудился, видно, я…

Ох, горька судьба моя!

Вижу, в темноте горящий

Взгляд, - крадется волк из чащи.

Ох, я бедный колобок,

Слопает меня злой волк!

Волк

И совсем я волк не злой!

Хочешь, подружусь с тобой?

В школе я теперь учусь,

Учат там добру! Не трусь!

Колобок

Буквы, волк, ты учишь тоже?

Мне покажешь ты их, может?

Волк

Что же, можно показать,

Например, вот это – «Ять»,

Это – «Слово» и «Покой»,

Это – «Рцы»… А ну, постой!

В школе ты учиться сам

Может хочешь? Адрес дам!

Вон, иди до той сосны,

Там направо ты сверни…

И увидишь ты дорожку,

Прокатись по ней немножко,

Поднимись на бугорок,

Там увидишь теремок.

Школа там для всех зверей,

Ты иди туда скорей,

В школе мудрая сова

Учит всех, о ней молва

Добрая всегда идет,

Любит совушку народ.

Ласкова ко всем она,

Рассудительна, умна.

Ты, румяный, к ней ступай,

Ну, а я – домой, прощай!

Волк убежал, показалась сорока.

Колобок

Кто стрекочет недалёко?

Да ведь это же сорока!

Сорока

Ну, какой же волк нахал!

Ведь он все тебе наврал!

Лучше слушай ты меня:

В этой школе – западня,

Если вдруг туда пойдешь,

Ломаный не дам я грош

Я тогда за жизнь твою.

Возвращайся, говорю!

Колобок

Нет, домой мне хода нет,

Ведь съедят же на обед!

Сорока

Хорошо, пойдем со мной,

Колобочек милый мой,

Звала меня к себе лиса,

К ней дойдем за полчаса!

Колобок

Что ж, давай тогда пойдем

Мы с тобою в лисий дом.

Уходят, сорока отстала немного и рассуждает:

Сорока (зрителям)

Вот иду себе, не чаю,

Что же нам сегодня к чаю…

Оказалось, - колобок!

Ох, доверчивый, дружок!

Справимся, ведь, с колобком

Мы с лисицею вдвоем!

Уходят, прибегает зайчик.

Заяц (зрителям)

Я все слышал! Ах, сорока!

С колобком она жестоко

Хочет нынче обойтись,

Болоболка! Берегись!

Побегу сову искать,

Друга надо выручать!

Убегает. С другой стороны неторопливо идет сова, вскоре прибегает запыхавшийся зайчик.

Заяц

Ох, сова! Беда стряслась,

Расскажу я все сейчас!

Та болтливая сорока,

Что ты выгнала с урока,

Обманула колобка,

Съест его наверняка!

Они сейчас к лисице в дом

Направляются вдвоем.

Сова

Время нам нельзя терять,

Надо к ним скорей бежать!

Убегают, с другой стороны выходят колобок с сорокой, идут, напевая песню.

Колобок и сорока (поют)

Где ты, глупая сова,

Нас догонишь ты едва!

Колобок не дурачок,

Не попался на зубок!

Их догоняют сова и заяц.

Сова

Погоди, постой, сорока!

Ты куда спешишь? Далёко?

Сорока

Вот лиса придет сейчас,

Не останется от вас

Ни пера, ни даже пуха,

То-то! Будет вам наука!

Будешь, совушка, ты знать,

Как с уроков выгонять!

Сова

Эх, сорока-белобока,

Выгнала ведь я с урока,

Потому, что ты болтала

И учиться не желала!

Я простить тебя готова,

Коль учиться будешь снова,

Всем ведь интересней жить,

Если с грамотой дружить!

В школе станем мы добрее,

Образованней, умнее.

Да и веселей у нас,

Возвращайся ты в свой класс!

А лиса, как я узнала,

За границу убежала.

Ей в другом лесу милей,

Здесь никто не дружит с ней!

Колобок

Что-то не пойму никак,

Кто мне друг, а кто мне враг?

Заяц

Верить болтунам нельзя!

Мы с совой твои друзья!

Сорока (с плачем, сначала – колобку, потом – сове)

Ты прости меня, сороку,

Что тебя я сбила с толку,

Слопать я тебя хотела!

Вот такое, братец, дело…

И тебе, сова, я каюсь,

Вот увидишь, я исправлюсь!

Я молчать теперь сумею,

Клюв я пластырем заклею.

Уроки буду я учить,

Не хочу невеждой жить!

Колобок

Я хочу учиться тоже,

И меня возьмете, может?

Сова

Ну конечно, колобок!

Завтра в школу на урок

Ты с рассветом приходи,

Не опаздывай, гляди!

Очень, очень рада я, -

Вместе мы теперь, друзья!

(Появляются медведь и волк)

Заяц

Снова дружно лес живет,

Веселись лесной народ!

Нашу песню запевай,

Колобок нам подпевай!

Все берутся за руки и поют заключительную песню на мелодию «Улыбки»:

1 куплет

Рано утром солнышко встает,

Отправляется в свой путь по небосводу,

Мы ж в лесную школу для зверей

Отправляемся в любое время года!

Припев

В нашей школе нам тепло,

Нам со школой повезло,

Здесь так весело и дружно всем зверятам,

И учиться нам легко,

Если на душе светло,

Медвежатам, и волчатам, и зайчатам!

2 куплет

Нас славянской учат азбуке,

Стать добрее эти буквы нам помогут,

Ведь на этом чудном языке

Обращаются в молитвах люди к Богу!

Припев – тот же

Ученик 1

Свежий ветер напевает,
Дальних странствий голоса,
Он страницы раздувает,
Словно чудо-паруса!


Ученик 2

Посреди любой страницы,
Оживают чудеса,
Не слипаются ресницы,
Разбегаются глаза!


Ученик 3

Но читая дни и ночи
И плывя по морю строчек,
Курса верного держись!
И тогда откроют книжки –
Замечательные книжки –
Замечательную жизнь!

Звучит песня «Библиотечная песня» (2 – А класс)

Ученик 1

Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

Ведущие

1 Буква к букве – будет слово,
2 Слово к слову – речь готова.
3 И напевна и стройна,
Музыкой звучит она.

1 Так восславим эти буквы!
2 Пусть они приходят к детям,
3 И пусть будет знаменит

Хором: Наш славянский алфавит.

Цели: знакомство ребят с историей русской письменности; воспитание уважения к подвижникам, мудрецам, людям науки.

Оборудование : славянский алфавит; стенд с книгами о славянской письменности; портреты Кирилла и Мефодия; музыкальное сопровождение.

Ход мероприятия

Звучит русская народная песня «Москва златоглавая».

Ведущий 1 . Здравствуйте, дорогие гости! Начинаем наш праздник славянской письменности и культуры.

Чтец 1.

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом —

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы люди знать могли

О делах родной земли...

Чтец 2.

В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом,

Озаренный тусклым светом.

Он писал из года в год

Про великий наш народ.

Ведущий 1 . Гой, вы славные наши гостюшки, разлюбезные милые детушки! Расскажу я вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили-были тогда добрые молодцы, раскрасавицы красные девицы. А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием. Жили они на границе государства Византии и славянских земель в городе Солуни. Дома два брата говорили на славянском языке, а в школе обучение шло только на греческом. Младший брат Кирилл мечтал написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы.

Ведущий 2 . Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много работал. И вот азбука была готова. Но придумать — это полдела. Надо перевести с греческого языка на славянский книги, чтобы славянам было что читать. Это оказалось очень трудным делом, и один Кирилл не смог с ним справиться. Ему стал помогать старший брат Мефодий. Кирилл и Мефодий выполнили великое дело! Это событие произошло в 863 г. Совсем недавно в нашей стране появился праздник славянской письменности и культуры. Жаль, что с большим опозданием, потому что в других славянских странах, в Болгарии например, этот день отмечается давным-давно, всенародно, очень красочно и по- настоящему празднично. В Мурманске, около областной библиотеки, есть памятник Кириллу и Мефодию, который Болгария преподнесла в дар городу. Автор его — скульптор Владимир Гиновски. Весной 1991 г. праздник был объявлен государственным, всероссийским.

Звучит колокольный звон.

Чтец 1.

По широкой Руси — нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Чтец 2.

Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных,

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Чтец 1.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Чтец 2.

Русоволосые и сероглазые,

Лицом все светлые и сердцем славные,

Древляне, русичи, поляне,

Скажите, кто вы?

Все (хором). Мы - славяне!

Чтец 1.

Своею статью все пригожие,

Все разные и все похожие,

Зоветесь ныне — россияне,

Издревле, кто вы?

Все (хором). Мы - славяне!

Ведущий 1 (показывает свиток). И придумали Кирилл с Мефодием буквы, а из них составили азбуку. Как называется эта азбука? (Кириллицей)

Ведущий 2. А почему она так названа? (По имени Кирилла, одного из ее создателей)

Ведущий 1 . Посмотрите повнимательней на эти буквы кириллицы. Не напоминают ли они вам уже знакомые буквы? (Напоминают)

Ведущий 2. Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя. Послушайте, как звучит старинная азбука: аз, буки, веди, глаголь, добро, земля, люди... Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: добро, живете, земля, люди, покой. Пусть эти старинные буквы сейчас оживут при помощи нашей большой волшебной Азбуки.

Входят буквы Аз и Буки.

Аз. Здравствуйте, дети! Угадайте, какая я буква? (Аз!)

Правильно, меня зовут Аз. Назовите слова, которые начинаются с меня. (Арбуз, Африка, аптека, аквариум и др.)

Буки . А теперь угадайте, как меня зовут? (Буки)

Буки. Верно, меня зовут Буки. Вспомните, сколько вкусных слов начинаются с моей буквы. Назовите их. (Бублик, булочка, баранка, бутерброд, блинчик и др.)

Аз. А теперь назовите нас по порядку. (Азбука)

Ведущий 1 . Получилось слово «азбука». Вам, дорогие буквы, выпала большая честь стоять в начале нашего алфавита. В народе так и говорят: «Сначала аз и буки, а потом и науки». С азов начинается путь каждого из вас в мир знаний. Ребята, вспомните пословицы о пользе учения. («Ученье — свет, а неученье — тьма», «За одного ученого двух неученых дают, да и то не берут», «Век живи — век учись»)

Ведущий 2 . А к нам спешит еще одна буква. Представьтесь, пожалуйста!

Веди . Здравствуйте, дети! Меня зовут Веди. Я все знаю, про все ведаю.

Ведущий 1.

Hy тогда слушай мою загадку.

На полянке девчонки

В белых рубашонках,

В зеленых полушалках. (Березы)

Дети встают в хоровод и поют русскую народну песню «Во поле березонька стояла».

Ведущий 2 . Продолжим знакомство со славянской азбукой.

Глаголь . Здравствуйте, дети! Я буква Глаголь.

Ведущий 1. Какое у тебя красивое имя! А что оно обозначает? Как вы думаете, ребята? (Говорить)

Ведущий 2 . Верно, глаголить - значит говорить. Но прежде чем говорить, надо хорошенько подумать. В народе говорили: «Молвишь - не воротишь, и дорого бы дал за словечко, да не выкупишь». Вот и тебе, уважаемая Глаголь, надо послушать загадку, подумать и дать правильный ответ.

Заплатка на заплатке,

А ни одного стежка. (Капуста)

Исполняется русская народная песня «Во саду ли, в огороде» - выступают ложкари.

Ведущий 1 . Смотрите, к нам спешит еще одна буква!

Добро . Добрый день, дети! Меня зовут Добро.

Ведущий 2 . Какое у тебя хорошее имя! Доброта — лучшая черта характера человека.

Чтец 1.

Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета.

Только надо очень добрым быть,

Чтоб в беде друг друга не забыть.

И народы будут жить дружней,

Если будем мы с тобой добрей.

Чтец 2.

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет.

Доброта от холода согреет.

Если доброта как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

Ведущий 1 . А к нам из азбуки идет новая гостья!

Люди. Здравствуйте, Дети! Я буква Люди.

Люди, вы в ладу живите,

Ласку и любовь несите.

Лучистое солнце не делим на части,

И вечную землю нельзя разделить,

Но искорку счастья

Ты можешь, ты должен,

Ты в силах друзьям подарить.

Дети поют песню «Если добрый ты» (муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского).

Ведущий 2 . Знакомьтесь, к нам идет новая буква!

Мыслете. Здравствуйте, дети! Меня зовут Мыслете.

Ведущий 1 . Какая мудрая буква к нам пришла!

Мыслете. Я принесла вам загадки. Отгадайте их.

Сидел на заборе, пел да кричал,

А как все собрались, взял да замолчал. (Петух)

Сто один брат, все в один ряд.

Вместе связаны стоят. (Забор)

Катался колобком,

Пока не стал носком. (Клубок)

Три братца пошли купаться,

Двое купаются, третий на берегу валяется.

Искупались, вышли, на третьем повисли. (Ведра, коромысло)

Четыре брата бегут —

Друг друга не догонят. (Колеса)

Была белая да седая,

Пришла зеленая, молодая. (Зима, весна)

Ведущий 1 . Молодцы, ребята! Все загадки отгадали.

Чтец 1.

Мудрецам давно известно:

Там, где умным мыслям тесно,

Нет ни зависти, ни скуки.

Мастера там на все руки.

Шить, варить и рисовать,

Звонко петь и танцевать.

Есть буквы шипящие,

Есть буквы свистящие,

И только одна из них —

Буква рычащая.

Рцы. Здравствуйте, дети! Я буква Рцы.

Недаром я собой горжусь,

Ведь — я начало слова «Русь».

Давайте с вами поиграем в русскую народную игру «Платочек».

Игра проходит под музыку. Играющие встают в круг парами, друг за другом. Выбирают двух ведущих, одному из них дают платочек. По сигналу один ведущий с платочком убегает, а второй ведущий догоняет его. Игра проходит за кругом. Ведущий с платочком может передать платочек любому играющему, стоящему в паре, и встать на его место. Таким образом, ведущий с платочком меняется. Ведущий, оставшийся без пары, догоняет ведущего с платочком.

Чтец 2.

Русь талантами богата,

Русь талантами сильна.

Если будут петь девчата,

Значит, будет жить она.

Девочки поют песню «Посею лебеду». Первая строка каждого куплета повторяется.

Посею лебеду на берегу,

Мою крупную рассадушку,

Мою крупную зеленую.

Погорела лебеда без дождя,

Моя крупная рассадушка,

Моя крупная зеленая.

Пошлю казака по воду,

Ни воды нет, ни казаченька,

Ни воды нет, ни казаченька.

Кабы мне да, младой, ворона коня,

Я бы вольная казачка была,

Я бы вольная казачка была.

Скакала, плясала б по лугам,

По зеленым по дубравушкам,

По зеленым по дубравушкам.

С донским, с молодым казаком,

Со удалым добрым молодцем,

Со удалым добрым молодцем.

Раздушечка, казак молодой,

Что не ходишь, что не жалуешь ко мне,

Что не ходишь, что не жалуешь ко мне?

Ведущий 1.

Два прихлопа, два притопа,

С каблука и на носок —

Сказки русские танцуют,

Выше нос и руки в бок!

Разгадайте-ка, загадку:

Что за танец, что за стиль?

Развеселый, как трехрядка,

Называется... («Кадриль»).

Ведущий 2. Спасибо вам, буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости. Спасибо братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку. Солунские братья — гордость всего славянского мира. Кирилла и его брата Мефодия часто рисуют в Болгарии идущими по дороге с книгами в руках. Поднятый высоко факел освещает им дорогу. Любят на Балканах такое изображение. По устоявшимся народным представлениям, Кирилл и Мефодий - два бриллианта, два сокола, две чистые жизни. В житиях и похвальных словах говорится о том, что солунские братья — «вечный корень, который честен и народен».

Ведущий 1 . 44 буквы-сестрицы смотрят на вас с этого старинного свитка и приглашают к дальнейшему знакомству. Но это будет в следующий раз. А теперь, кириллицы, встречайте современную русскую азбуку.

Чтец 1.

Буква к букве — будет слово,

Слово к слову — речь готова.

И напевна, и стройна,

Музыкой звучит она.

Так восславим буквы эти!

Пусть они приходят к детям,

И пусть будет знаменит

Наш славянский алфавит!

Мы Отчизне верно служим,

Ты — один из сыновей.

Так расти, чтоб ты был нужен,

Дорог Родине твоей!

Чтец 2.

Ждет тебя за труд награда —

Цель прекрасная вдали,

Но оглядываться надо

На пути, что мы прошли.

Ничего нет лучше, краше

Милой Родины твоей!

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней!

Вспоминай их добрым словом —

Слава им, борцам суровым...

Все (хором).

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

Ведущий 1 . Наш праздник закончен. Спасибо за внимание!

ЦЕЛЬ : воспитание интереса к русскому языку; воспитание чувства сопричастности, гордости за родной язык.

Оборудование : старославянские буквы, нарисованные детьми, рисунки к загадкам и пословицам о буквах, словах, языке; популярная детская энциклопедия «Всё обо всём» т.9

Забытое под толщиной веков

Славянского наречия звучанье

Откроется в корнях заветных слов,

Где "искони" есть изначально.

В начале было Слово, слово Бог,

Все было в нем, все, что в начале было:

Свет Истины, Премудрость и Любовь,

И Дева присная, что так Его любила.

И стало слово Жизнью,

Благодать сошла на землю, чтобы воплотиться.

В себя земную боль и быль вобрать

И в слове первой книги повториться.

И зазвучать в наречиях племен

Божественною связью мирозданья,

Космических пределов и времен.

И нашего взаимопониманья.

И для того, чтоб Ты поверил мне,

В большой реке, текущей рукавами,

Я все ищу на самой глубине

Три вечных слова с древними корнями.

Сегодня мы поговорим о важности, о значимости языка. На территории РФ государственный язык-это русский язык. Очень важно, изучая русский язык, научиться правильно и грамотно писать, красиво и правильно говорить. Этому всему учит урок русского языка, литературного чтения. Слово несёт информацию. Как известно слова произносятся, мы в речи используем звуки, а звуки на письме обозначаются буквами.

1. Буквы-значки, как бойцы на параде,

В строгом порядке построены в ряд:

Каждый в условленном месте стоит

И называется…/алфавит/!

2. Прапрадедовской порой

Встали буквы в чёткий строй..

Строй как строй, да не простой,

Он зовётся …/азбукой/.

Он зовётся алфавит, всюду путь ему открыт!

3. Буквы разуму верны,

И за это им даны

Высочайшие права-

Образовывать слова.

Ведущий : Знаете ли вы, как возникла русская письменность? Если не знаете, то мы можем вам рассказать. Но ответьте сначала на такой вопрос: чем отличается азбука от алфавита?

Слово “азбука” произошло от названий двух первых букв славянской азбуки: А (аз) и Б (буки):

АЗБУКА: АЗ + БУКИ

а слово “алфавит” происходит из названия двух первых букв греческого алфавита:

АЛФАВИТ: АЛЬФА + ВИТА

Алфавит гораздо старше азбуки. В IX веке азбуки не было, и славяне не имели собственных букв. И поэтому не было и письменности. Славяне не могли написать на своем языке ни книг, ни даже писем друг другу.

Ведущий : А откуда взялись эти понятные всем значки-буковки?!

Ученица : От нашего главного свидетеля первоначальной истории Руси - “Повести временных лет” - мы узнаем, что однажды славянские князья Ростислав, Святополк и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу послов с такими словами:

“Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их”.

Тогда вызвал к себе царь Михаил двух ученых братьев - Константина и Мефодия “и уговорил их царь, и послал их в славянскую землю к Ростиславу, Святополку и Коцелу. Когда же братья эти пришли, начали они составлять славянскую азбуку и перевели Апостол и Евангелие”.

Совершилось это в 863 году. Отсюда и ведет свое начало славянская письменность.

Ведущий : А сколько букв в современном русском алфавите?

Буквы : 33!

Ведущий : В старославянском было 43 буквы.

Первая книга записана славянскими буквами-это библия. Кирилл и Мефодий переписали многие церковные книги на славянский язык, учили монахов славянской азбуке.

А чтобы легче запомнить буквы, учили вот такую азбучную молитву.

Азбучная молитва - одно из самых ранних или даже первое из славянских стихотворений. Достоверно ее автор не известен, однако большая часть ученых считает, что ее написал сам создатель славянской азбуки Константин Философ, святой Константин.

Вот как звучит эта молитва на русском языке (перевод сделан видным отечественным ученым В.Я. Дерягиным): /Дети выходят и прикрепляют буквы кирилицы на доске/

Аз, буки, азбука – этим словом молюсь Богу:

Боже, все тварей Создатель,

Видимых и невидимых!

Господа, Духа впредь живущего,

Да вдохнет мне в сердце Слово!

Его же Слово будет спасением всем,

Живущим в заповедях Твоих.

Засветил светильник жизни,

Закон Твой – свет пути моего.

И уж ищет евангельского слова,

И просит дары Тебя принять

славянское племя.

К крещению обратились мы все,

Людьми Твоими назваться хотим,

Милости Твоей желаем, Боже!

Но мне теперь пространное Слово дай,

Отче и Сын и Святой Дух!

Просящим помощи у Тебя,

Руки свои воздевающим, дай

Силу принять и мудрость Твою.

Ты ведь даешь достойным силу,

Убогого исцеляешь,

Фараонову злобу от меня отводишь,

Херувима мысль и ум его мне даешь,

О Честная и Пресвятая Троица,

печаль мою в радость обрати!

Целомудренно буду писать

Чудеса Твои предивные.

Шестокрылых образ приняв, восшествую по следу Учителя моего, имени Его и делу Его следуя.

Явлю евангельское Слово, хвалу воздав Пречистой Троице в Едином Божестве.

Юный и старый, поют хвалу Тебе все разумные.

Язык новый хвалу воздает Отцу и Сыну и Святому Духу.

Ему ж честь и слава от всякой твари и всякого дыхания во веки веков.

Аминь.

А переписчики сели за работу. Нужно было и текст без ошибок красивым подчерком переписать, и первую букву разрисовать, и заставку перед текстом покрасивее сделать.

Эта работа продвигалась медленно, затрачивали несколько лет на создание одной книги. Немецкий мастер Иоганн Гутенберг придумал печатный станок, отливал буквы – литеры – из металла, с помощью пресса оттискивал их на бумаге. Вскоре печатные издания появились и в Италии, в Чехии, во Франции, Англии

В России, первый печатный станок сделал Иван Федоров в 1564 г. (XVI в.). А с IX по XVI в. книги переписывались от руки.

Первая отпечатанная Иваном Федоровым книга называлась "Апостол". Ее печатали целый год.

Сам царь Иван Грозный посетил типографию Федорова и остался доволен.

Ежегодно 24 мая во всех славянских странах торжественно прославляют святых Кирилла и Мефодия - создателей славянской письменности.

24 мая Церковь совершает память святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Братья были православными монахами. В славянских государствах в их честь стоят памятники. И в память о них звучит этот гимн.

Гимн святым Кириллу и Мефодию, просветителям славян /ноты в приложении/

Слава вам, братья, славян просветители,

Церкви Славянской святые отцы!

Слава вам, правды Христовой учители,

Слава вам, грамоты нашей творцы! } 2 раза

Будьте ж славянству звеном единения,

Братья святые: Мефодий, Кирилл!

Да осенит его дух примирения

Вашей молитвой пред

Господом сил! } 2 раза

Ведущий : А сколько слов могут сложить люди из букв?

Буквы : Много! Очень много!

Ведущий : Вы правы, буквы! Вот у меня в руках «Толковый словарь »С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, в нём 80 8000слов, в…/Словарь иностранных слов, Словарь…---рассказываю и показываю словари с выставки/

Ведущий : В русском языке очень много слов, и чем больше вы будете знать их, тем богаче будет ваша речь. Чем больше слов знает человек, тем точнее и ярче он выражает свою мысль! Чтобы правильно выразить свою мысль, надо много читать!

4. Наш язык-язык труда и света,

Веры и надёжности язык,

Слушает с волнением планета

Русский замечательный язык!

5. Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех и певуч.

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч!

6.ОДА РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Русский язык – мой любимый урок.

Каждое слово идет мне впрок.

Слово за словом льется поток,

Словно великая Волга течет.

И много похожего есть в судьбе

Русской речи и в языке:

Оба они непокорны и горды,

Оба могучи и многоводны,

Оба прошли испытанья веков –

Им отдаю бескорыстно любовь.

Ведущий : Заключительной частью нашего разговора о значимости русского языка является олимпиада по русскому языку «Я люблю и знаю русский язык!» и присвоение звания «Знаток русского языка». Олимпиада проводится в виде теста. Каждый самостоятельно отвечает на вопросы.

И как напоминание ещё раз о нашем русском языке, как наказ!

УЧЕНИК :

Дорожите милым словом:

Многоликим-большим языком!

Нашей жизни ОН- первооснова-

Всем народам планеты знаком!

Берегите ЕГО от цветистых

Иностранных и чуждых нам слов,

Чтоб поток от наречий ручьистых

Не затмил РОДНИКА-РОДНИКОВ!

В нём черпайте живящую силу:

Русских говоров, песен, стихов…

Всё, что дорого сердцу,

Чтоб слилось,

В ЯЗЫКЕ - как ОСНОВЕ ОСНОВ!







































1 из 38

Презентация на тему: День славянской культуры и письменности

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Ежегодно 24 мая во всех славянских странах торжественно прославляют святых Кирилла и Мефодия - создателей славянской письменности. 24 мая Церковь совершает память святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Братья были православными монахами, славянскую азбуку создали в греческом монастыре. Ежегодно 24 мая во всех славянских странах торжественно прославляют святых Кирилла и Мефодия - создателей славянской письменности. 24 мая Церковь совершает память святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Братья были православными монахами, славянскую азбуку создали в греческом монастыре.

№ слайда 3

Описание слайда:

Славянская письменность была создана в IX веке, около 862 года. Новый алфавит получил название «кириллица» по имени византийца Константина, который, приняв монашество, стал Кириллом. А помогал ему в богоугодном деле образования славянских народов старший брат Мефодий. Славянская письменность была создана в IX веке, около 862 года. Новый алфавит получил название «кириллица» по имени византийца Константина, который, приняв монашество, стал Кириллом. А помогал ему в богоугодном деле образования славянских народов старший брат Мефодий.

№ слайда 4

Описание слайда:

Празднование памяти святых братьев еще в старые времена имело место у всех славянских народов, но затем, под влиянием различных исторических и политических обстоятельств, было забыто. В начале XIX века, вместе с возрождением славянских народностей, обновилась и память славянских первоучителей. В 1863 году на Руси было принято постановление праздновать память святых Кирилла и Мефодия 11 мая (24 мая по новому стилю). Празднование памяти святых братьев еще в старые времена имело место у всех славянских народов, но затем, под влиянием различных исторических и политических обстоятельств, было забыто. В начале XIX века, вместе с возрождением славянских народностей, обновилась и память славянских первоучителей. В 1863 году на Руси было принято постановление праздновать память святых Кирилла и Мефодия 11 мая (24 мая по новому стилю).

№ слайда 5

Описание слайда:

Идея возобновления общенационального, общественного празднования памяти Святых Кирилла и Мефодия и Дней славянской письменности и культуры в России родилась в 1985 году, когда славянские народы вместе с мировой общественностью отмечали 1100-летие со дня кончины святителя Мефодия, архиепископа Моравского и Паннонского. Идея возобновления общенационального, общественного празднования памяти Святых Кирилла и Мефодия и Дней славянской письменности и культуры в России родилась в 1985 году, когда славянские народы вместе с мировой общественностью отмечали 1100-летие со дня кончины святителя Мефодия, архиепископа Моравского и Паннонского.

№ слайда 6

Описание слайда:

В 1986 году - в Мурманске прошел первый праздник под названием «Праздник письменности». В 1986 году - в Мурманске прошел первый праздник под названием «Праздник письменности». … В 2000 году - Рязань В 2001 году - Калуга В 2002 году - Новосибирск В 2003 году - Воронеж В 2004 году - Самара В 2005 году - Ростов-на-Дону В 2006 году - Ханты-Мансийск В 2007 году - Коломна В 2008 году - Тверь

№ слайда 7

Описание слайда:

«Азбучная молитва» - одно из самых ранних или даже первое из славянских стихотворений. Одни ученые считают, что ее написал сам создатель славянской азбуки - святой Кирилл (до принятия монашества называемый Константин Философ). Другие ученые приписывают авторство этого произведения ученику святого Мефодия, выдающемуся литератору и церковному деятелю Константину Преславскому (епископу Преслава Великого), жившему на рубеже IХ-Х веков. «Азбучная молитва» - одно из самых ранних или даже первое из славянских стихотворений. Одни ученые считают, что ее написал сам создатель славянской азбуки - святой Кирилл (до принятия монашества называемый Константин Философ). Другие ученые приписывают авторство этого произведения ученику святого Мефодия, выдающемуся литератору и церковному деятелю Константину Преславскому (епископу Преслава Великого), жившему на рубеже IХ-Х веков. «Азбучные молитвы» (иногда называемые «Толковыми азбуками») являются особой формой изложения религиозных истин и раскрывают в удобной для запоминания форме различные вопросы православного вероучения. В древнерусской письменной традиции «Азбучная молитва» была широко распространена, о чем свидетельствует множество ее вариантов. К настоящему времени учеными обнаружено и опубликовано около 40 списков ХII-ХVII вв. Каждая такая «Азбучная молитва» представляет собой акростих (греч. "край строки"), в котором каждая строка начинается с очередной буквы алфавита. Поэтический прием акростиха использовался и до появления «Толковых азбук» у славян - византийские гимнографы следовали ему при написании церковных песнопений и гимнов. Например, азбучный акростих был использован при создании акафиста Пресвятой Богородице, многих кондаков святого Романа Сладкопевца, канонов святого Иосифа Песнописца и других произведений византийской духовной литературы. Ученые считают, что прообразом созданных славянскими авторами «Азбучных молитв» явился «Алфавитарь» святого Григория Богослова. Ниже приводятся два варианта «Толковой азбуки»: 1. «Аз словом сим молюся Богу» (обнаружена среди рукописей бывшей Патриаршей библиотеки в сборнике, принадлежавшем когда-то патриарху Никону). В данном издании молитва приводится в сочетании с изображением соответствующих букв славянской азбуки и их названиями. Сам текст молитвы передается привычными нам буквами русского алфавита с сохранением звучания текста оригинала. 2. «Аз есмь свет миру». Текст данной «Азбучной молитвы» взят из рукописного «Сборника слов и поучений», который датируется серединой XVII века и хранится в библиотеке Московского университета.

№ слайда 8

Описание слайда:

№ слайда 9

Описание слайда:

№ слайда 10

Описание слайда:

Слава Вам, братья, славян просветители, Слава Вам, братья, славян просветители, Церкви Славянской Святые Отцы! Слава Вам, правды Христовой учители, Слава Вам, грамоты нашей творцы! } 2 раза Будьте ж славянству звеном единения, Братья святые: Мефодий, Кирилл! Да осенит его дух примирения Вашей молитвой пред Господом сил! } 2 раза

№ слайда 11

Описание слайда:

Вначале было Слово, Но свою подлинную мощь обрело Слово лишь с появлением Книги. Вначале было Слово, Но свою подлинную мощь обрело Слово лишь с появлением Книги. Когда мы пытаемся представить себе начало русской книжности, когда начинаем вспоминать первые русские книги, наша мысль обязательно обращается к славянским первоучителям - святым Кириллу и Мефодию. Солунских братьев пригласил в Моравию князь Ростислав, чтобы обратить в христианство своих подданных. Перед тем как отправиться в путь, они спросили - имеют ли славяне азбуку? Ведь учить без азбуки и книг все равно, что писать беседу на воде. Выяснив, что письма славяне не знают, Кирилл (Константин) составил для славян азбуку, а Мефодий помог ему перевести на славянский язык Псалтирь и другие главные книги для христианского Богослужения. А уже в конце жизни, после смерти своего младшего брата Кирилла, Мефодий, удалившись от суеты и шума мирской жизни, с двумя своими учениками, священниками-скорописцами, всего за полгода перевел с греческого языка на славянский все Библейские книги, кроме Маккавейских. Так славянские первоучители святые братья Кирилл и Мефодий дали нам письменность.

№ слайда 12

Описание слайда:

«Слава тебе, Господи, Царю Небесный, яко сподоби мя написати Евангелие се. Почах же е писати в лето 6564 (1056), а окончах е в лето 6565 (1057). Написах же Евангелие се рабу Божию наречену сущу в крещении Иосиф, а мирьскы Остромир, близоку сущу Изяславу князу. Изяславу же князу тогда предрьжащу обе власти, и отца своего Ярослава, и брата своего Володимира. Сам же Изяслав князь правляаше стол отца своего Ярослава Киеве. А брата своего стол поручи правити близоку своему Остромиру Новегороде, Многа же лета даруй Бог сътяжавшему Евангелие се на утешение многам душам крестияньскам, дай ему, Господь Бог, <...> самому ему и подружию его Феофане, и чадом ею и подружием чад ею съдравьствуйте же многа лет, съдержаще поручение свое. Аминь. Азъ Григорий диякон написах Евангелие се, да иже горазнее сего напише, то не мози зазрети мьне, грешьнику... Молю же вьсех почитающих - не мозете кляти, но исправлыпе почитайте - тако бо и святый апостол Павел глаголеть. Благословите, а не кляните. Аминь».

№ слайда 13

Описание слайда:

Среди древнейших памятников славянской письменности особое и почетное место занимают жизнеописания создателей славянской грамоты - святых Кирилла и Мефодия. Среди этих памятников выделяются «Житие Константина-Кирилла Философа», «Житие Мефодия» и «Похвальное слово Кириллу и Мефодию». Среди древнейших памятников славянской письменности особое и почетное место занимают жизнеописания создателей славянской грамоты - святых Кирилла и Мефодия. Среди этих памятников выделяются «Житие Константина-Кирилла Философа», «Житие Мефодия» и «Похвальное слово Кириллу и Мефодию». Из жизнеописаний святых Кирилла и Мефодия мы узнаем, что братья были родом из македонского города Солуни. Теперь этот город, расположенный на берегу Эгейского моря, называется Фессалоники. Мефодий был старшим из семи братьев, а младшим был Константин. Имя Кирилл он получил при пострижении в монашество уже перед самой кончиной. Отец Мефодия и Константина занимал высокий пост помощника управителя города. Есть предположение, что мать их была славянкой, потому что братья с детства знали славянский язык так же хорошо, как и греческий. Будущие славянские просветители получили прекрасное воспитание и образование. Константин с младенчества обнаружил необычайные умственные дарования. Обучаясь в солунской школе и еще не достигнув пятнадцати лет, он уже читал книги глубокомысленнейшего из отцов Церкви - Григория Богослова (IV век). Слух о даровитости Константина достиг Константинополя, и тогда он был взят ко двору, где учился вместе с сыном императора у лучших учителей столицы Византии. У знаменитого ученого Фотия, будущего константинопольского патриарха, Константин изучал античную литературу. Учился он также философии, риторике (ораторскому искусству), математике, астрономии и музыке. Константина ожидала блестящая карьера при императорском дворе, богатство и женитьба на знатной красивой девушке. Но он предпочел удалиться в монастырь «на Олимп к Мефодию, брату своему, - свидетельствует его жизнеописание, - начал там жить и беспрестанно творить молитву Богу, занимаясь только книгами». Однако не удавалось Константину подолгу проводить время в уединении. Как лучшего веропроповедника и защитника православия его часто посылают в соседние страны для участия в диспутах. Поездки эти были весьма успешными для Константина. Однажды, путешествуя к хазарам, он посетил Крым. Крестив около двухсот человек и взяв с собою отпущенных на свободу пленных греков, Константин возвратился в столицу Византии и стал там продолжать свои ученые труды. Слабый здоровьем, но проникнутый сильным религиозным чувством и любовью к науке, Константин с детства мечтал об уединенной молитве и книжных занятиях. Вся его жизнь была наполнена частыми трудными поездками, тяжелыми лишениями и очень напряженной работой. Такая жизнь подорвала его силы, и в 42 года он сильно заболел. Предчувствуя свой близкий конец, он принял монашество, переменив свое мирское имя Константин на имя Кирилл. После этого он прожил еще 50 дней, последний раз прочел сам исповедальную молитву, простился с братом и учениками и тихо скончался 14 февраля 869 года. Случилось это в Риме, когда братья в очередной раз приехали искать у папы римского защиты своего дела - распространения славянской письменности. Погребен Кирилл в Риме в церкви святого Климента, Сразу же по кончине была написана его икона.

№ слайда 14

Описание слайда:

Перед смертью Кирилл говорил брату: «Мы с тобою, как два вола, вели одну борозду. Я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору». Мефодий пережил брата на 16 лет. Терпя лишения и поношения, он продолжал великое дело - перевод на славянский язык священных книг, проповедь православной веры, крещение славянского народа. 6 апреля 885 года он скончался, оставив преемником лучшего из своих учеников - архиепископа Горазда и около двухсот обученных им священников-славян. Перед смертью Кирилл говорил брату: «Мы с тобою, как два вола, вели одну борозду. Я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору». Мефодий пережил брата на 16 лет. Терпя лишения и поношения, он продолжал великое дело - перевод на славянский язык священных книг, проповедь православной веры, крещение славянского народа. 6 апреля 885 года он скончался, оставив преемником лучшего из своих учеников - архиепископа Горазда и около двухсот обученных им священников-славян.