Деление на команды картотека (старшая группа) на тему. Методическая разработка "варианты деления отряда на команды" Способы деления на группы в тренинге

ПРИЁМЫ ДЕЛЕНИЯ ГРУППЫ НА КОМАНДЫ

Как разделить учеников на группы на уроке?

    по ряду парт в классе;

    по номеру варианта (I и II вариант);

    соседи по парте;

    по журналу (пополам, через одного, четные-нечетные и т.д.);

    по половому признаку - мальчики, девочки;

    по времени года, в котором родился ребенок (зима, весна, лето, осень);

    по дате рождения (четное, нечетное число);

    по первой букве имени или фамилии (гласные - согласные, звонкие - глухие и проч. - актуально для уроков русского языка);

    расчет по номерам (первый-второй-третий и т.д.). Расчет делается исходя из нужного количества групп (а не числа участников в группах);

    по считалочке (см. );

    по жребию. В корзине могут находиться:

    • листочки разного цвета - команды красных, желтых, синих;

      предметы, заранее положенные учениками (ученики по очереди вытаскивают предметы и делятся на группы нужного состава, например, один ученик, вытаскивая чей-то предмет, находит себе пару);

      геометрические фигуры - команды квадратов, треугольников, кругов и проч. (актуально для уроков математики);

      изображения животных - команды птиц, рыб, млекопитающих или травоядные, хищники (для уроков биологии и окружающего мира);

      изображения растений - команды деревьев и кустарников хвойных и лиственных деревьев (для уроков биологии и окружающего мира);

      названия или изображения стран, городов, географических объектов - команды европейцев, азиатов, африканцев или же команды озер, гор, рек (для уроков географии и окружающего мира);

      а также ряд других терминов и понятий для каждого предмета.

    Сегментация круга: учитель встает в центре класса и мысленно с детьми проводит его диаметр. Таким образом, дети могут разделиться на 2 равные группы. Можно сделать большее число сегментов для получения другого количества групп. Способ можно использовать на уроках математики.

    Внешние признаки детей: цвет одежды, рюкзаков, наличие галстуков, часов, заколок, украшений и проч. Например, команда тех, у кого дневник лежит на столе, и тех, у кого не лежит.

    Стрельба глазами (Разведчики). Участники встают в круг, опускают глаза. По команде учителя дети поднимают глаза, ища свою пару. Если глаза встретились, то образовалась пара, она выходит из круга. Путем нескольких повторений класс разделяется на пары (должно быть четное число учеников).

    Лидеры. Учитель может как попросить вставить лидеров групп, так и определить их одним из других способов. Каждый лидер по очереди называет того ученика, которого хочет видеть в своей команде, потом выбранные ученики называют тех, кого хотят видеть именно они - и так, пока весь класс не будет разбит на команды.

    Мозаика. Детям выдаются части текста или изображения, и они должны найти детей, у которых есть другие части этого текста или изображения. В дальнейшем этот текст или изображение можно обыграть (например, цитату на уроке литературы или истории; изображение - на уроке ИЗО или любом другом).

    Роли, предпочтения. Например, учитель заранее предлагает несколько вариантов и каждый ребенок выбирает тот, который ему ближе (Англия, Франция, Россия, Япония; Восток, Запад, Север, Юг, банан, груша, яблоко, киви, Л.Н. Толстой, Р.Р. Толкин, А. Беляев и т.д.).

Деление группы на микрогруппы

Для любого тренера важно иметь в своей копилке различные приемы деления группы на пары и микрогруппы. Ведь деление - это отличная возможность дополнительно влиять на динамику тренинга. И способ деления может стать отдельным упражнением, нести некую содержательность и даже возможность для обсуждения.

Я собрала как самые стандартные так и оригинальные способы деления.

Расчет. Деление на “первый-второй”

Группа стоит в шеренге или в кругу и делиться на первый, второй, третий, четвертый…

Этот способ можно украсить, если деление производить на каком-нибудь иностранном языке. Для этого можно обратиться к группе, кто-то наверняка умеет считать на иностранном языке.

По такому же принципу можно разделить группу на фрукты, например на апельсины, яблоки и груши.

Деление по качествам.

Тренер поочередно вызывает из группы людей обладающих каким-либо качеством.

Например, группу нужно поделить на 4 микрогруппы. Сначала тренер взывает 4-х самых смелых участников. (Их в дальнейшем можно назначить капитанами). Они встают лицом к группе. За их спинами капитанов (в шеренгу) встают «самые красивые», их тренер также вызывает из общей группы. Далее за спинами «красивых» встают «самые умные» и т.д. Вариации характеристик могут быть самые разные: самые творческие, самые сильные, самые креативные. В конце разделения останеться несколько человек - самые осторожные. Им можно предложить самостоятельно выбрать группу. Подобное деление позволяет собрать в каждой группе не похожих друг на друга людей.

Выбор лидера. Вызовите участников по числу нужных вам команд. Они становятся, капитанами и начинают поочередно из общей группы набирать себе членов команды.

Деление по произвольным признакам. Можно объединять людей в микрогруппу по одному произвольному признаку, например, по временам года, цвету волос, одежды. Если группа достаточно большая и нужно поделить ее на две подгруппы, попросите участников встать по четырем углам. В один угол те, кто родился весной, в другой, те, кто родился летом и т.д. Далее, объедините подгруппы по своему усмотрению. Важно территориально обозначить место, куда будут собираться группы.

Карты или карточки. Здесь возможно несколько вариантов. Если две группы, то можно делить по доставшейся участнику цвету масти. Если две, три или четыре, то просто по доставшейся масти т.д. За место карт можно использовать любые карточки.

Игра «Атомы и молекулы». Каждый из участников объявляется одинокий атомом, блуждающий в пространстве. Участники совершает «броуновское движение», встречаясь с другими атомами и даже совершая легкие столкновения. Но по команде тренера атомы объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле называет тренер.

Деление на двух и более персонажей. Например, Дедов Морозов и Снегурочек, волков и зайцев, Тома и Джерри, Тимона и Пумбу, лису и колобка, небо и землю, пряники и печенье. на царя, царевича, короля и королевича; на Атоса, Портоса, Арамиса и Д’Артаньяна; на черви, бубны, крести и пики; на зиму, весну, лето и осень.

Разноцветные стикеры. Участники встают в круг и закрывают глаза. Тренер прикрепляет на спину каждому цветной листочек. По команде тренера все открывают глаза. После чего все участники должны молча объединиться в группы.

«Звуки Му». Всю группа превращается в животных. Вначале тренер должен поделить всех на «первый-второй-третий – четвертый», потом назначает каждого каким-либо животным. Например, первые становиться кошками, вторые - собаками, третьи коровами, четвертые - ослами. Количество животных должно равняться числу нужных групп. Задача группы, после команды тренера найти своих сородичей. Говорить нельзя, а можно только воспроизводить звуки своего животного. Группа объединяется в стаю, и объявляет о своей готовности.

1. Деление на "первый-второй”. Здесь все просто. Способ можно «украсить» если деление происходит на каком-нибудь иностранном языке. В этом случае попросите помощь у группы. Наверняка, кто-то знает счет на неожиданном иностранном языке.

2. Деление по какому-либо признаку. Группе предлагается разделиться на заданное количество подгрупп по какому-либо признаку. Например: по цвету глаз, по длине волос, по первой букве имени (команда, чьи имена начинаются на гласную, и команда, чьи имена начинаются на согласную) и т.д.

3. «Времена года». Если группа достаточно большая и вам нужно поделить ее на четыре подгруппы, попросите участников встать по четырем углам. В один угол те, кто родился весной, в другой, те кто родился летом и т.д.

4. Жеребьевка. Если вам предстоит игра с прописанными ролями, то можно эти роли распределить жеребьевкой.

5. «Цепочка». Вызовите участников по числу нужных вам команд. Они выбирают первых участников команд. Далее первые выбранные выбирают вторых. Затем вторые выбирают третьих и т.д.

6. «Нити». Для образования пар ведущий в кулаке шерстяные нити или веревочки длиной до одного метра (на половину количества участников) так, что концы свешиваются справа и слева. Каждый из участников хватает конец нитки (веревки) и, не выпуская его, отыскивает свою пару.

7. «Разрезанная открытка». Берутся четыре-пять открыток (одинаковых или разных; лучше - большого формата). Каждая из них разрезается на шесть (четыре, пять) частей. Все части перемешиваются. Каждый из учеников вытягивает по фрагменту и ищет свою команду, объединяясь с теми, кому достались фрагменты, необходимые для составления целой картинки.

8. «Колечки». Весь класс выходит к доске. Условие: сколько раз ведущий (который становится в сторонке, чтобы его все видели) хлопнет в ладоши, по столько человек, взявшись за руки и дружно произнеся: «Мы готовы!», - ученики образуют «тесное» колечко. Например, после трех хлопков, все разбиваются в колечки по тройкам - кто быстрее! После серии хлопков: то четыре, то восемь, то два раза по три хлопка (в достаточно быстром темпе!) - ведущий хлопает так, чтобы число учеников в колечках соответствовало числу участников команд.

I. Жеребьёвки

____ Если педагог по своему усмотрению будет формировать состав временных команд, то многими учениками это будет ощущаться как навязывание чужой воли. Работа в такой назначенной «свыше» компании может восприниматься некоторыми учениками даже негативно.

____ Чтобы избежать этого, лучше всего воспользоваться разными вариантами жребиев и считалок. На уроках полезно использовать те виды жеребьевок, которыми ученики пользуются во время своих игр во дворе. К ним могут быть добавлены и какие-то другие, сконструированные самим учителем.

____ Когда дети играют у себя во дворе, то они часто используют различные жеребьевки, которые позволяют без споров, «по справедливости» выбрать того, кто будет водить, или определить очередность вступления в игру ее участников (или команд). «Ребят тешит ожидание решения не от разумного расчета, а от случая, от воли судьбы», - справедливо отмечал еще в 1930 г. выдающийся фольклорист Г.С. Виноградов. В разрешении затруднений случаем он усматривал гениальный психотерапевтический прием народной педагогики.

в «пакете» материалов: «БОЛЬШЕ-МЕНЬШЕ» с лягушонком и считалочкой (математика в 1 кл.): Письмо-отчет учительницы начальных классов и ответные реплики-комментарии научного руководителя, доктора педагогических наук В.М.Букатова // Начальные классы // Разбор «полетов»

Примеры считалок, а также детских закличек, приговорок, жеребьевок, дразнилок и молчанок можно найти во многих сборниках и хрестоматиях. Например: Мудрость народная: Вып. 1. Младенчество; Детство / Сост. В. П. Аникин. М.: Худож. лит., 1991, с. 313-341. Очень интересные и ценные советы читатель найдет в брошюре: Методические рекомендации для студентов педвузов и фольклорного кружка в школе на тему: Методика собирания и изучения современного фольклора детей /Сост. И. Н. Бартюкова. Орехово-Зуево, 1990.

___ Обратим особое внимание учителей, что на уроке можно использовать вариант жеребьевки, побуждающий детей расширять объем удерживаемых в памяти разнообразных и часто используемых считалок.

___ Все дети (или ученики одного ряда) стоят кружком. Один из них ведущий. Он под ритм произносимой им считалочки поочередно водит пальцем по участникам. На последнем слове считалочки палец замирает.

___ Тот ребенок, на которого указывает палец ведущего, принимает эстафету и становится ведущим. Прежний же ведущий выбывает из круга, а новый ведущий начинает новую, свою считалочку и выясняет, на ком она остановится, то есть определяет того, кому передать эстафету дальше, чтобы выйти самому из круга.

___ Расчет идет до тех пор, пока не останется один-единственный человек - он и будет водить в предстоящем задании. На развитии многих детей этот вариант сказывается гораздо лучше, чем заучивание дежурных «детских» стишков к очередному мероприятию-празднику.

III. Разрезанная открытка .

____ Берутся четыре-пять почтовых открыток (одинаковых или разных; лучше - большого формата). Каждая из них разрезается на шесть (четыре, пять) частей. Все части перемешиваются.

____ Каждый из учеников вытягивает по фрагменту и ищет свою команду, объединяясь с теми, кому достались фрагменты, необходимые для составления целой картинки.

____ Собрав открытку, компания выбирает себе командное место. Если нужно - оборудует его (сдвигает или раздвигает столы и стулья; готовит необходимые для задания «инструменты» - книги, тетради, ручки, таблицы, учебные пособия, ватман и т. п.).

____ Перед сдачей собранной открытки команда договаривается о своем названии и посыльный выводит его на доске. После того как все компании напишут мелом свои командные названия (вариант: изобразят эмблемы), учитель может приступать к рассказу о том, что командам предстоит выполнить (найти, вспомнить, сочинить, сделать).

____ Инструкцию о предстоящей работе полезнее давать через сменных посыльных , которых каждая команда высылает к учительскому столу.

____ Благодаря подобной форме объединения присутствующих в микрогруппы (игровые команды), само объединение ученики воспринимают как абсолютно самостоятельное. Поэтому количество, пойманных педагогом дидактических зайцев возрастает (о профессиональном образе 133 зайцев см. « »). И при повторении задания на разных занятиях набор этих пойманных зайцев будет различным, что приятно разнообразит жизнь как учеников, так и учителя.

V . В заплатки

___ Все ученики парами расходятся по классу. Потом каждая пара предлагает ведущему выбор: солнце-дождик, поезд-самолет, капуста-лук и т. п. Причем эти слова нужно не только сказать, но и сыграть. Ведущий, отгадывая сыгранное слово, забирает одного из пары в команду № 1, другого в команду № 2. И так, пока вся группа не будет разделена, причем партнеры имеют возможность хорошо запомнить друг друга. На уроках в начальной школе можно договориться о том, чтобы загадывать только одушевленное или неодушевленное существительное или если один загадывает одушевленное существительное, то другой - обязательно неодушевленное. Вариантов может быть очень много: и прилагательные, и цветы, и события, и писатели и т. п.

___ Подобный способ деления дает возможность каждому что-то сыграть без боязни, так как это игровое перевоплощение нужно не само по себе (что некоторым детям может казаться страшным), а всего лишь как вспомогательное задание для объединения в команды.

Колечки

____ Весь класс выходит к доске. Условие: сколько раз ведущий (который становится в сторонке, чтобы его все видели) хлопнет в ладоши, по столько человек, взявшись за руки и дружно произнеся: «Мы готовы!», - ученики образуют «тесное» колечко. Например, после трех хлопков, все разбиваются в колечки по тройкам - кто быстрее!

____ После первого разбиения на колечки ведущий напоминает обязательное условие: в каждом новом колечке сосед справа и слева должен быть другим. Это приводит к большей суете. Но именно она и нужна, чтобы как следует перемешать весь класс.

____ После серии хлопков: то четыре, то восемь, то два раза по три или по два хлопка (в достаточно быстром темпе!) - ведущий хлопает так, чтобы число учеников в колечках соответствовало бы групповой работе, намеченной им для урока.

____ Например, объединив во время пятого кона игрового задани явесь класс в колечки- шестерки , учитель объявляет: «СТОП! Каждое колечко - рабочая группа. Приготовьте себе общее рабочее место (можно сдвигать парты и стулья) и займите его (с тетрадями и ручками). Договоритесь о названии, и пусть посыльный от вашей команды напишет его на доске».

____ Это способ объединения в рабочие команды занимает очень мало времени и позволяет ученикам встряхнуться-размяться и (или) обновить свой деловой настрой к восприятию созвучий со сверстниками.

VI. Ворота

Интересен способ деления на две команды с помощью народной игры ВОРОТА. В книге С. К. Якуба «Вспомним забытые игры » (М., 1990) дано такое описание (приводим с сокращением):

Думается, мало кто из нынешних ребят сдыхал об этой игре. А между тем это очень старая и весьма любопытная игра. В нее часто играли в прошлом веке, да и во времена моего детства еще помнили и любили ее.

Играть в «Ворота» можно в любом месте, лишь бы участников было не меньше двенадцати человек.

Сначала выберите двух ребят покрепче и повыше ростом, которые будут изображать из себя «ворота». Они отходят в сторонку и тайно от всех сговариваются, кто как будет называться. Мы чаще всего брали себе названия цветов или деревьев, например «василек» и «ромашка» или «сосна» и «ёлка». А иногда и что-нибудь другое придумывали - «день» или «ночь», «яблоко» или «груша», «солнце» или «луна» (и почему-то часто брали «луна» и «месяц» как будто это не одно и то же!). Но главное - чтобы названия были красивые и приятные на слух. Называться «крапивой», «лопухом» или какой-нибудь «редькой» не советую - наверняка проиграете.

Потом они должны условиться, за кем из них будет «рай», а за кем «ад».

Пока идет оговорка, остальные ребята становятся друг за дружкой гуськом и каждый кладет свои руки на плечи стоящего перед ним. Постарайтесь при этом встать приблизительно по росту, чтобы маленькому не пришлось класть руки на плечи большого. Первым в цепочке будет самый младший. Он называется «маткой», потому что будет водить всех остальных. А если все ребята примерно одинакового роста, то впереди становятся девочки, а позади - мальчики.

Затем надо сделать «ворота». Те двое становятся лицом к лицу на расстоянии шага и берутся за руки.

Матка подводит цепочку к воротам, останавливается и говорит:

- Просим вас,

Пропустите нас

Через ворота!

«Ворота» хором спрашивают:

- Что дадите?

Матка предлагает:

- Последнего хотите?

«Ворота» милостиво соглашаются:

- Ну, идите…

И поднимают руки, открывая ворота.

Руки надо поднимать повыше, конечно не расцепляя их.

Матка проходит в ворота первой и влечет за собой всю вереницу. Ворота честно всех пропускают, но, когда проходит последний, опускают руки так, чтобы он оказался между их руками. Вереница уходит вперед, а пойманного ворота потихоньку спрашивают: «К клёну или к берёзе?» Отвечать надо тоже тихо, чтобы в цепочке не услышали.

После того как выбор сделан, пойманного выпускают из кольца рук, и он становится сзади «клёна» или«берёзы». Очень бывает приятно, когда угадаешь и попадешь к тому, к кому хотелось!

А цепочка в это время, не останавливаясь, делает круг, и матка, увидев, что пойманный уже встает на место, снова ведет всех к воротам. Говорятся те же слова, и еще один последний из вереницы убавляется.

Так цепочка и ходит через ворота, с каждым разом становясь все короче и короче. Но зато по одну и по другую сторону ворот ребят все прибавляется. Наконец матка одна подходит к воротам и после выбора отправляется направо или налево…

Вот тут «ворота“ и объявляют, кто из них был раем, а кто - адом. Ну и, соответственно, кто из играющих попал в ангелы, а кто в черти! Так как черти и ангелы терпеть друг друга не могут, между ними должна произойти борьба».

Конечно, этот вариант несколько громоздок и кто-то из читателей уже наверняка поставил на нём крест, решив, что так много учебного времени тратить на подобное задание он никогда не согласится. Но и в этом случае обратите внимание на особую скрупулезность авторского описания и попытайтесь не путать ее с продолжительностью игрового действия. Опыт показывает, что в классах с обычной наполняемостью на подобную процедуру уходит ну ни как не более четырёх с половиной минут. А в малокомплектных классах - практически моментально.

Четыре с половиной минуты это многовато (хотя поначалу казалось, что, если на уроке затеять«ворота», то они займут ну ни как не меньше, чем пол-урока), но если учесть, что подобная форма одновременно может являться и разминкой-переключением (после трудных уроков по другим предметам), и своеобразной подзарядкой класса единым деловым темпо/ритмом, то становится очевидно, что время урока, якобы потерянное на игру, окупится сторицей: всплеском ученической работоспособности и любознательности, помноженных на их игровую азартность.

Так что как-нибудь соберитесь духом и рискните попробовать, вдруг да, придется не только ко двору, но и по сердцу.

Разведчики (связаться глазами с партнером)

___ Каждый ребенок связывается глазами с кем-то в классе. При этом нельзя пользоваться ни жестами, ни словами - только ловить взгляд так, чтобы связаться «глаза в глаза».

___ Тогда возникают пары партнеров, которым затем можно дать любое дополнительное задание - поменяться местами, задать друг другу вопрос, одному встать, другому сесть и т.д.

___ В любой групповой работе важно уметь внимательно и спокойно общаться друг с другом. Важно и самому удерживать внимание на партнере, и замечать его внимание к себе. В начале выполнения этого задания тренируется умение быстро связаться взглядами (смотреть друг на друга). Стоящие в круге перед классом и сидящие за партами связываются глазами и меняются местами (по установленному сигналу или без него).

___ Потом задания могут усложняться: меняясь местами, нужно задать вопрос; или поменяться местами со стульями (без грохота и стука); или«взять» глазами первого партнера, «бросить», «взять» взглядом второго,«бросить», «взять» третьего. Или поменяться местами со вторым, по пути спросив у третьего, на каком этаже он живет и т.д.

___ По ходу таких весёлых разминок школьники понимают, как важно и самому удерживать внимание на партнёре, и замечать его внимание к себе.

___ Учитель обращается к классу: «Сейчас мы с вами поиграем в разведчиков. Разведчики - это люди, которые умеют все делать четко и точно, но скрытно. Вот и вы сейчас по сигналу «связаться с разведчиком» скрытно, без всяких слов, подмигиваний и размахиваний руками, только глазами договаривайтесь, кто будет вашим разведчиком и держите друг друга взглядом. Старайтесь не выдавать себя! Если вы будете договариваться не только глазами, но и, например, кивками головы, то вас со стороны заметят и обнаружат, что вы разведчики».

___ После сигнала «связаться с разведчиком» ученики приступают к выполнению. Самое легкое - связаться с соседом (при этом у детей очень часто рука непроизвольно дотрагивается до него, то есть «разведчик выдает себя»). Ведущий подает команду: «Поменяться с разведчиком местами, а в пути пожать друг другу руку».

___ Все, кто не связался, остаются сидеть на местах. Они сами наказали себя, и когда опять звучит сигнал «связались с новым, разведчиком», число бесцельно сидящих заметно уменьшается. Уменьшается и число тех, кто по-прежнему пытается связываться с соседом. Большинство смело начинают связываться глазами и с далеко сидящими партнерами.

___ Участники опять меняются. И уж теперь, чтобы в третий раз связаться с новым партнером, ученикам приходится хорошо потрудиться и побегать глазами в поисках свободного взгляда, с которым можно связаться.

___ Когда «разведчики» меняются местами, то те, кто вовремя не связался с партнером и скрыл это, становятся сразу видны. Видны становятся и ошибки. Два ученика хотят занять одно место. Оказывается, что один из них, глядя на чужого разведчика (то есть на того, кто уже «занят») и не встречая его взгляда, решил, что достаточно самому смотреть на ничего не подозревающего ученика, пусть даже «занятого» другим, для того, чтобы считать его своим партнером. У учеников вызывает смех такой возглас: «А что? Я на него смотрел, а он на меня никак не смотрит!». Ученики сами начинают разъяснять, что нужно не ждать, уставившись на друга, а искать«свободные» глаза и связываться с ними.

___ На первых порах полезно вводить и такое облегчение: после того, как большая часть детей после сигнала «связались глазами с разведчиком» это сделала, ведущий подает еще одну команду-сигнал, вспомогательную:«Встали, кто без разведчика; кто нашел себе разведчика среди стоящих, садитесь одновременно с ним (то есть парами), каждый на свое место». Если упражнение задается в хорошем темпе, то дети его выполняют с радостью и ждут все новых и новых усложнений. По тому, как ими выполняется задание, учитель (воспитатель) может выявить детей и с плохим зрением, и с малым опытом общения в кругу сверстников.

___ При проведении «Разведчиков» очень важно держать достаточно быстрый(упругий ) темп. Тогда эту разминку школьники выполняют с радостью и ждёт все новых и новых усложнений, попутно укрепляя навык внимательного, точного, делового общения.

___ В сборнике - Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. «Психотехнические игры в спорте» (М., 1985) - под названием «Разведчики» описан принципиально другой тип игрового задания: присутствующие замирают в причудливых позах, запомнив которые, «разведчик» уходит за дверь; игроки делают несколько изменений, которые «разведчик» должен обнаружить, вернувшись в класс (с. 104-105). В этом сборнике некоторые игры, подобранные для психологической подготовки спортивных команд, могут заинтересовать и школьных учителей(например, «Дискуссия» на с. 107-108).

___ Для занятий и уроков игровое задание «Разведчики» является универсальным, модификации которого можно использовать и в начале, и в середине, и в конце урока. «Разведчиков» удобно задавать и тогда, когда нужно по какой-то причине поменять мизансцену.

___ Например, часто мальчики предпочитают держаться отдельно от девочек. Существует много способов преодоления подобного барьера, один из них заключается в том, чтобы всем присутствующим поменяться местами со своими «разведчиками» и связаться глазами с «разведчиком» новым. После нескольких пересаживаний все ученики оказываются основательно, хотя и незаметно для себя, перемешаны друг с другом, что помогает возникновению новой деловой атмосферы в классе, группе.

Десять вариантов деления группы на подгруппы

Задача деления класса на небольшие группы возникает у учителя достаточно часто. Применение одних и тех же приемов быстро наскучивает ученикам, поэтому я предлагаю набор (далеко не исчерпывающий!) вариантов деления класса на небольшие подгруппы.

Это самый элементарный способ. Произвести расчет на «первый-второй», «первый-второй-третий» и т.д. в зависимости от того, сколько требуется групп. Тут важно не перепутать: расчет нужно делать исходя именно из нужного количества групп, а не из количества участников в каждой группе. Банальное предупреждение, однако опыт показывает, что начинающие учителя, видимо, от волнения, в таких ситуациях совершенно перестают ладить с арифметикой.

Сегментация круга

Группу можно разделить пополам, проведя воображаемый диаметр круга от себя (ведущего) к участнику, сидящему напротив. В случае, если требуется более двух команд, то круг просто разбивается на нужное число сегментов.

Цветоделение

Деление на группы проводится по внешним признакам участников, например, по цветам одежды. Те, у кого преобладает зеленый цвет, получают название «зеленых» (можно и «Гринписом» назвать). Могут появиться «красные» и «белые». Те, кто не попал ни в одну категорию, образуют, скажем, «команду пестрых». Не советую создавать «содружество темных сил», даже если многие участники одеты в траурные цвета, дабы на детей не «повесить якорей», которые вам совсем не нужны. Критериями выделения групп могут быть не только цвета одежды, но и другие внешние признаки, такие, как наличие украшений или часов; свитера или футболки; брюки или юбки (если группа по преимуществу женская); цвет волос; цвет глаз и т.д.

Построение по ранжиру

Участники встают в шеренгу. По команде учителя за минимальное время они должны молча построиться: по цвету глаз, по цвету волос, по росту (с закрытыми глазами), по высоте голоса (после проведения игры проверяется, например, исполнением ноты «ля», произнесением слова «мама» и другими способами) и другим признакам. При этом учитель каждый раз должен четко обозначать, с какой стороны должны встать участники, например, «с самыми светлыми волосами», а с какой - «с самыми темными». Обычно такие игры проводятся весело и с энтузиазмом. После того как построение по какому-либо признаку выполнено, учитель делит шеренгу на нужное количество групп с разной степенью выраженности выбранного признака.

Стрельба глазами

Участники встают в круг, опустив глаза. По сигналу учителя все поднимают глаза, стремясь встретиться с кем-то взглядом. Если это удалось, то образовавшиеся пары покидают круг. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не окажутся разбиты по парам. А дальше - по замыслу учителя: либо организуется работа в парах, либо пары группируются в более крупные объединения. Можно провести эту игру несколько иначе: взаимное попадание в «стрельбе глазами» не приводит к выходу из круга, а попытки повторяются до тех пор, пока вся группа не распадется на пары взаимно выбравших друг друга участников. Драматичность игре придают ситуации, когда число участников является нечетным и кто-то их них заведомо должен остаться без пары. В этом случае учитель может, например, предложить какой-либо паре (или команде) тянуть жребий, кому достанется оставшийся игрок, устроить между ними соревнование за право включить этого игрока в свой состав или найти другое решение, оптимальное для этого конкретного случая.

Атомы и молекулы

Ученики разбредаются по залу под негромкую «космическую» музыку.

Учитель. «Каждый из вас - одинокий атом, блуждающий в пространстве. Вы совершаете «броуновское движение», встречаясь с другими атомами и даже совершая легкие столкновения. Но иногда что-то происходит, и вы получаете возможность объединиться в молекулы. Вы будете делать это по моей команде. Число атомов в молекуле я назову».

Через некоторое время учитель хлопает в ладоши, музыка останавливается, и он произносит, например: «Четыре». Участники быстро составляют группы по четыре человека. Те, кто не успел войти ни в одну «молекулу» (скажем, игроков осталось трое), выбывают из игры. «Молекулы» снова распадаются на атомы, продолжающие блуждать в пространстве до следующей команды ведущего. В результате игры можно либо создать две группы - из тех, кто выбыл, и из тех, кто остался в игре, либо в определенный момент дать команду собраться в молекулы с таким числом атомов, какое нужно для дальнейших процедур (хорошо, если это число как раз будет равно количеству выбывших участников, которые тогда образуют свою группу).

Учитель быстро и неожиданно командует: «Встаньте те, кто считает себя лидером!» Первые двое (трое, четверо - в зависимости от того, сколько надо подгрупп), кто вскочил со своего места, объявляются руководителями, имеющими право набрать свои команды. Лидеры получают право по очереди называть имя человека, которого они берут в свою команду. Можно поступить и иначе: каждому из лидеров предлагается выбрать только одного участника, которого он хочет видеть в своей команде. Затем выбранные участники по очереди выбирают следующих и так далее до тех пор, пока группа не окажется разделенной на две части. Если участников нечетное количество, то возникнет ситуация, когда кто-то один останется невостребованным. «Невостребованный» участник может почувствовать себя очень дискомфортно. Поэтому учитель должен обратить ситуацию в позитивную, скажем, предложить лидерам двух групп поспорить о праве на этого последнего участника: произнести краткий монолог, в котором доказать, что в силу таких-то достоинств этот человек необходим именно в его команде. После этого участник сам выбирает для себя команду.

Любое число

Еще одна игра, которая может быть использована для деления на группы. Ведущий называет по имени любого из игроков. Тот мгновенно должен назвать какое-нибудь число от единицы до числа, равного количеству учеников. Ведущий командует: «Три-четыре!» Одновременно должно встать столько игроков, какое число названо. При этом игрок, назвавший это случайное число, сам может встать, а может остаться сидеть. Кто-нибудь из игроков может сообразить, что существуют беспроигрышные варианты: нужно назвать либо «один» и вскочить самому, либо назвать число членов группы, и тогда встанут все. После одной-двух удачных попыток участники испытывают чувство возросшей групповой сплоченности. Тут учителю и нужно взять инициативу в свои руки. «А теперь я сам скомандую!» - заявляет он и называет число, которое, по его замыслу, означает необходимое количество игроков в одной подгруппе. Если встало игроков столько, сколько и было заказано, - хорошо. Ведущий просто просит их выйти из круга и продолжает игру с оставшимися, назвав то же самое число (в случае, если подгрупп должно быть более двух; если группу надо было поделить пополам, то достаточно назвать число, равное половине участников). Если же игроков встало больше или меньше, то ведущий добавляет или выводит их из игры по своему усмотрению.

Разбивка по критерию

Ведущий предлагает группе какие-либо критерии, которые подразумевают не ранжирование, а ясную классификацию с четким разделением участников на разные категории. Этот способ деления особенно удобен в тех случаях, когда равное количество игроков в подгруппах является необязательным. Тогда учитель говорит участникам: «Представьте, что вы - посетители ресторана. Вы уже провели в нем какое-то время, попробовали некоторые из блюд, предлагаемых в меню. Кому-то понравилось, кому-то не очень, кто-то уже насытился, а кто-то только-только заморил червячка. Давайте попробуем рассесться в нашем «ресторане» в соответствии со своими ощущениями. Те, кто попробовал, им понравилось, но свой голод они еще не утолили и желали бы отведать чего-нибудь еще из здешней кухни, - прошу в этот угол. Те, кто уже наелся и желал бы сменить ресторан на какое-то иное место, занимают места в противоположном углу. Может быть, для кого-то блюда из меню ресторана оказались не вполне в их вкусе? Таких прошу расположиться в третьем углу. Ну а четвертый угол займут те, кто еще не понял, насколько здешняя кухня их удовлетворяет и потому пока в сомнении ковыряется вилкой в салате. Итак, располагайтесь!» В зависимости от складывающихся обстоятельств учитель принимает решение о направлении дальнейшей работы. Можно, например, предложить каждой группе обсудить и обосновать свой выбор, может быть, высказать свои пожелания относительно качества приготовления, рецептов и преподнесения блюд. Скажем, кто-то считает пищу «пресной», кому-то хочется «погорячее», кого-то устроили бы более изысканные блюда, меньше «общепитовских» и больше «эксклюзивных» рецептов и т.п. Вместо «ресторанной метафоры» можно предложить огромное количество других. Допустим, повесив в противоположных углах зала рожицы с изображением разных эмоциональных состояний - от беспросветной тоски до безудержного восторга, попросить участников выбрать наиболее подходящее для себя место. Задания образовавшимся группам можно дать в соответствии с их настроением. Скажем, «восторженных» участников можно попросить придумать способы развеселить «тоскующую» подгруппу.

Кто на новенького?

Этот способ предполагает передачу инициативы по созданию подгрупп самим участникам. Учитель просто предлагает каждому выбрать того, с кем в процессе работы он взаимодействовал меньше всего, «пообщаться» с этим человеком глазами, невербально «договориться» и подойти друг к другу. Потом (если требуется работа в четверках или шестерках) найти пару или двух партнеров, с которыми также оба члена пары общались пока недостаточно.

У ведущего тренинговой группы нередко возникает задача ее разделения на отдельные подгруппы. Дело не только в том, что многие тренинговые упражнения подразумевают работу в парах, тройках или четверках. Ведь задача интенсифицировать процесс общения между участниками и вообще придать динамизм тренингу может быть решена именно через дробление на подгруппы.

При этом следует помнить об одном важном условии - нельзя давать этим подгруппам «застыть» в определенном составе. Нужно постоянно перетасовывать участников, чтобы предоставить возможность каждому пообщаться со всеми.

Применение одних и тех же приемов быстро надоедает, поэтому я предлагаю набор (далеко не исчерпывающий!) вариантов разделения участников тренинга на отдельные подгруппы.

Расчет

Это самый элементарный способ. Производится расчет на «первый-второй», «первый-второй-третий» и т.д., в зависимости от того, сколько требуется групп. Тут важно не перепутать: расчет нужно делать исходя из нужного количества групп, а не из количества участников в каждой группе. (Как вариант - апельсин, мандарин, банан...)

Сегментация круга

Если тренинг проходит в круге, то группу можно поделить пополам, проведя воображаемый диаметр круга от ведущего к участнику, сидящему напротив. В случае, если требуется более двух команд, круг просто разбивается на нужное число сегментов.

Цветоделение

Деление на группы проводится по внешним признакам участников, например по цвету одежды. Те, у кого преобладает зеленый цвет, получают название «зеленых» (можно и «Гринписом» назвать). Могут появиться и «красные», и «белые». Те, кто не попал ни в одну категорию, могут объединиться, например, в команду «пестрых».

Не советую создавать «содружество темных сил», даже если многие участники одеты в траурные цвета. Исключением может стать игра, где есть негативные персонажи, а также если ведущий рассматривает темный цвет одежды конкретных участников как бессознательное отражение их отрицательных эмоций, которые нуждаются в «отыгрывании».

Критериями для выделения отдельных групп могут быть не только цвета одежды, но и другие внешние признаки: наличие украшений, часов, цвет волос, цвет глаз и т.д.

Построение по ранжиру

Участники встают в шеренгу. По команде ведущего за минимальное время они должны молча перестроиться: по цвету глаз, по цвету волос, по росту (с закрытыми глазами), по высоте голоса и другим признакам.

Ведущий каждый раз должен четко обозначать, с какой стороны должны встать участники, например, «с самыми светлыми волосами», а с какой - «с самыми темными».

После того как построение по какому-либо признаку выполнено, ведущий делит шеренгу на нужное количество групп с разной степенью выраженности выбранного признака.

Стрельба глазами

Участники встают в круг, опустив глаза. По сигналу ведущего все подымают глаза, стремясь встретиться с кем-то взглядом. Если это удалось, то образовавшиеся пары покидают круг.

Игра продолжается до тех пор, пока все участники не окажутся разбитыми по парам. А дальше - по замыслу ведущего: либо организуется работа в парах, либо пары группируются в более крупные объединения.

Можно провести это несколько иначе: попытки повторяются до тех пор, пока вся группа одновременно не распадется на пары взаимно выбравших друг друга участников.

Драматичной может стать ситуация, когда число участников является нечетным и кто-то заведомо должен остаться без пары. В этом случае ведущий может, например, предложить какой-либо паре (или команде) тянуть жребий, кому достанется оставшийся игрок, или устроить между командами соревнование за право включить этого игрока в свой состав.

Атомы и молекулы

Участники группы разбредаются по тренинговой комнате под негромкую «космическую» музыку. Ведущий произносит: «Каждый из вас - одинокий атом, блуждающий в пространстве. Вы встречаетесь с другими атомами, иногда даже случаются легкие столкновения. Но иногда вы получаете возможность объединиться в молекулы. Вы будете делать это по моей команде. Число атомов в молекуле я назову».

Через некоторое время ведущий хлопает в ладоши, музыка останавливается, и он произносит, например: «Четыре». Участники быстро составляют группы по четыре человека. Те, кто не успел войти ни в одну «молекулу» (скажем, игроков осталось трое), выбывают из игры. «Молекулы» снова распадаются на атомы, продолжающие блуждать в пространстве до следующей команды ведущего.

В результате можно либо создать две команды (из тех, кто выбыл, и из тех, кто остался в игре), либо в определенный момент дать команду собраться в молекулы с таким числом атомов, какое нужно для дальнейших процедур (хорошо, если это число будет равно количеству выбывших участников, которые тогда смогут образовать свою группу).

Лидеры

Ведущий быстро и неожиданно командует: «Встаньте те, кто считает себя лидером!» Первые двое (трое, четверо - смотря сколько надо подгрупп) объявляются руководителями, имеющими право набрать свои команды.

Можно поступить иначе: каждому из лидеров предлагается выбрать только одного участника, которого он хочет видеть в своей команде. Затем выбранные участники по очереди выбирают следующих и так далее до тех пор, пока группа не окажется поделенной на две части.

Если участников нечетное количество, то возникает ситуация, когда кто-то один остается невостребованным. (Вы уже догадались, что эта процедура, как и вариант «Стрельба глазами», имеет социометрический характер.)

«Невостребованный» участник может почувствовать себя дискомфортно. Поэтому ведущий может предложить лидерам двух групп поспорить о праве на этого последнего участника: произнести краткий монолог, в котором доказать, что в силу таких-то достоинств этот человек необходим именно его команде. После этого участник сам выбирает для себя команду.

Футбольный метод

Для разбивки на группы этим способом потребуется определить 2-3 лидеров, активных ребят (число ребят зависит от количества мини-групп, которые вы хотите создать) и попросить их набрать себе команду, соблюдая следующее условие – первым делает выбор один из лидеров, другой в это время не предпринимает никаких действий. Когда выбор первого сделан, второй лидер может сделать свой выбор, и лишь после этого делает выбор третий. Причем принцип набора людей в команду таков: первый выбирает второго, второй третьего, третий четвертого и т.д.

Любое число

Ведущий называет по имени любого из игроков. Тот сразу же должен произнести какое-нибудь число - от единицы до числа, равного количеству участников.

По команде ведущего одновременно должно встать такое количество игроков, которое соответствует названному числу. При этом игрок, произнесший это случайное число, может и не вставать. Кто-нибудь может сообразить, что существуют беспроигрышные варианты: либо назвать «один» и вскочить самому, либо назвать число членов группы, и тогда встанут все.

После одной-двух удачных попыток участники испытывают чувство групповой сплоченности. Тут ведущему и нужно взять инициативу в свои руки. «А теперь я сам скомандую!» - заявляет он и называет число, которое, по его замыслу, соответствует необходимому количеству игроков в одной подгруппе.

Если игроков встало столько, сколько и было заказано, то ведущий просит их выйти из круга и продолжает игру с оставшимися.

Разбивка по критерию

Ведущий предлагает группе какие-либо критерии, которые подразумевают не ранжирование, а ясную классификацию с четким разделением участников на разные категории. Этот способ особенно удобен в тех случаях, когда в подгруппах необязательно должно быть равное количество игроков.

Например, в процессе тренинга ведущему необходимо получить информацию о чувствах участников. Тогда ведущий говорит: «Психологический тренинг можно сравнить с ужином в ресторане. Представьте, что вы посетители этого ресторана. Вы уже провели в нем какое-то время, попробовали некоторые блюда. Кому-то понравилось, кому-то не очень, кто-то уже насытился, а кто-то только-только заморил червячка. Давайте попробуем занять места в нашем «ресторане» в соответствии со своими ощущениями. Тех, кто попробовал, им понравилось, но свой голод они еще не утолили и желали бы отведать чего-нибудь еще из здешней кухни, - прошу в этот угол. Те, кто уже наелся и желал бы покинуть ресторан, занимают места в противоположном углу. Может быть, кому-то блюда из меню ресторана оказались не вполне по вкусу? Таких прошу расположиться в третьем углу. Ну, а четвертый угол займут те, кто еще не понял, удовлетворяет ли их здешняя кухня. Итак, располагайтесь!»

Далее можно, например, предложить каждой группе обсудить и обосновать свой выбор, высказать пожелания относительно рецептов, качества приготовления и преподнесения блюд. Вместо «ресторанной» метафоры можно использовать и другие. Допустим, можно повесить в разных углах тренинговой комнаты рожицы с изображением разных эмоциональных состояний - от беспросветной тоски до безудержного восторга - и попросить участников выбрать наиболее подходящее для себя место.

Задания образовавшимся группам можно дать в соответствии с их настроением. Например, «восторженным» участникам можно поручить придумать способы, как развеселить «тоскующую» подгруппу.

Кто на новенького?

Этот способ предполагает передачу инициативы по созданию подгрупп самим участникам. Ведущий просто предлагает каждому выбрать того, с кем в процессе тренинговой работы он взаимодействовал меньше всего, пообщаться с ним глазами, невербально договориться и подойти друг к другу.

Барабан

Вожатый стоит спиной,сзади подходит ребенок и коладет руку ему на плечо.и вожатый говорит направо или налево.

Расчет по кругу

Расчет в кругу на веники-савочки-наперстки и т.д. (зависит от того на сколько команд хотелось бы разбить отряд...) Просто если они будут стоять в кругу, то полюбому на каждую игру будут разные команды, т.к. они же не смогут каждый раз становиться одинаково. ;)

Младший возраст.

Название игры: «Найди свою форму»

Цели и задачи: Деление на команды

Правила :

Всем участникам в случайном порядке раздаются заранее заготовленные треугольники, квадратики, кружочки (разнообразие форм зависит от количества групп, которые вы хотите создать). Детям необходимо объединиться по форме. Те, кто получили квадратики – одна группа, треугольники – другая и т.д.

Название игры: «Открытки»

Цели и задачи: Деление на команды

Правила :

Разрежьте 5 открыток на столько частей, сколько участников предполагается в каждой из 5 групп, и раздайте их ребятам. Потом останется только попросить ребят собрать открытки, как пазл. Все ребята, у кого части одной открытки, попадают в одну команду.

Название игры: «По считалочке»

Цели и задачи: Деление на команды

Правила :

Все вместе выставляют вперед сжатые кулаки. По кругу вожатый дотрагивается до каждого выставленного кулака и произносит.

Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы дети,

Все кричали «куку - мак!»

Отжимай один кулак.

На чьем кулачке считалочка кончится, тот его разжимает и опус­кает руку. Расчет повторяется до тех пор, пока не наберется необходимое количество участников в одну команду. Остальные участники попадают в другую команду.

Средний возраст:

Название игры: «Найди пару»

Цели и задачи: Деление на команды

Правила :

Ведущий каждому участнику раздает карточки, на которых написано название животного. Название повторяется на двух и более карточках, в зависимости от того сколько нужно команд. Задача игроков: отыскать свою команду, при этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки животного.

Название игры: «Молекула- хаус»

Цели и задачи: Деление на команды

Правила :

Ведущий предлагает всем участникам представить себя атомами, задача которых, перемещаясь по комнате, собраться в различные молекулы, соблюдая разные условия. Когда ведущий говорит «хаус» все перемещаются, как только ведущий говорит молекула 5 необходимо собраться в молекулу из 5 атомов и т.д. Можно усложнить правила и добавить часть тела которой молекулы должны соединяться.

Название игры: «Цвета»

Цели и задачи: Деление на команды

Правила :

Вожатому необходимо подготовить разноцветные жетончики (красные, желтые, зеленые) по количеству участников. Перед началом игры перемешать жетончики и раздать по одному каждому участнику. Возможен вариант, когда участники сами выберут себе цвет. Когда необходимо будет разделить группу, нужно просто сообщить участникам, что один цвет жетончиков - это первая команда, а второй цвет - вторая и тд.



Старший возраст

Название игры: «Лидеры»

Цели и задачи: Деление на команды

Правила :

Вожатому необходимо выбрать несколько лидеров, в зависимости от необходимого количества команд. Каждый из них по очереди выбирает к себе в команду по одному человеку.

Название игры: «Футбольный метод»

Цели и задачи: Деление на команды

Правила :

Для разбивки на группы этим способом потребуется определить 2-3 лидеров, активных ребят (число ребят зависит от количества мини-групп, которые вы хотите создать) и попросить их набрать себе команду, соблюдая следующее условие – первым делает выбор один из лидеров, другой в это время не предпринимает никаких действий. Когда выбор первого сделан, второй лидер может сделать свой выбор, и лишь после этого делает выбор третий. При чем принцип набора людей в команду таков: первый выбирает второго, второй третьего, третий четвертого и т.д.

Название игры: «Молекулы»

Цели и задачи: Деление на команды

Правила :

Ведущий дает инструкцию: “Представьте себе, что все мы - атомы, которые движутся в хаотичном порядке, иногда объединяются в молекулы, а потом разлетаются в разные стороны, собираются в целую клетку, организм.... Сейчас на слово хаус все начинают двигаться в пространстве, как атомы. А потом я назову любое число, и такое число атомов объединятся в одну молекулу, а потом несколько молекул - в клетку, клетки - в организм”.

Все участники двигаются в хаотичном порядке. Вожатый говорит “2 атома”, потом “2 молекулы”, “2 клетки”, “2 организма”. Участники разделены на две группы.

Игры на командообразование:

Старший возраст:

Название игры: «Лабиринт»

Цели и задачи: Командообразование

Правила :

Вожатый на земле чертит "лабиринт" (Коридор с несколькими поворотами). Из группы выбирается доброволец, ему завязывают глаза и становят у входа в лабиринт. Все остальные становятся вокруг лабиринта. Их задача провести добровольца по лабиринту, давая ему подробные указания, как и куда поставить ногу, в какую сторону повернуться и т.д. Перед началом команде дается немного времени на обсуждение. По истечении этого времени все обсуждения запрещены. Есть еще одно правило. Каждый участник может сказать только одно слово за "круг" по очереди. В случае если это условие нарушается, выбирается другой доброволец и упражнение начинается сначала.

Название игры: «Магический квадрат»

Цели и задачи: Командообразование

Правила :

Перед командой детей на полу расположен квадрат 9*9 (в клетке должны помещаться ступни человека). Это минное поле, в котором есть лишь один верный путь, который известен вожатому. Вся команда встает с одной стороны квадрата, один из ее участников наступает на одно из полей. Если оно заминировано вожатый говорит «БИП», если же нет, то можно выбрать следующее поле. Если участник наступает на заминированный участок, он возвращается в команду, выбирается следующий доброволец. Можно наступать только на соседние поля. По диагонали ходить нельзя. Упражнение выполняется в полном молчании. Задача преодолеть минное поле всей команде.

Название игры: «Кораблекрушение»

Цели и задачи: Командообразование

Правила :

Вожатый зачитывает краткую предысторию:

Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и находящегося на ней груза уничтожена. Теперь яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неизвестно, потому что навигационные приборы испорчены. По самым благоприятным оценкам, вы находитесь примерно в тысяче миль к юго-западу от ближайшего берега.

Ниже приведен список пятнадцати предметов, которые не пострадали от пожара. Кроме того, у вас осталась резиновая спасательная шлюпка с веслами, достаточно большая, чтобы вместить вас, остальной экипаж и все перечисленные ниже предметы. Плюс к тому в карманах у всех выживших в сумме набирается несколько коробков спичек и пять долларовых банкнот.

Ваша задача - расставить все предметы из списка по их важности для выживания. Самый важный предмет получает номер 1, следующий - номер 2 и так далее до номера 15, который наименее важен. Время выполнения 10 минут

o Секстант.(это навигационный измерительный инструмент, используемый для измерения высоты светила над горизонтом с целью определения географических координат той местности, в которой производится измерение)

o Зеркальце для бритья.

o Пятигаллоновый бочонок воды.

o Противомоскитная сетка.

o Одна коробка с армейским рационом питания.

o Карты Тихого океана.

o Подушка сиденья (одобрена как плавсредство службой спасения на водах).

o Двухгаллоновый баллон дизельного топлива.

o Транзисторный приемник.

o Репеллент для отпугивания акул.

o Двадцать квадратных футов светонепроницаемого пластика.

o Одна кварта пуэрториканского рома.

o Пятнадцать футов нейлоновой веревки.

o Две коробки шоколада.

o Набор рыболовных принадлежностей.

После того как каждый закончил работу над своим списком, группа полу­чает время для выполнения следующей задачи.

Надо выработать общее для всей группы решение, руководствуясь специ­альным методом достижения консенсуса. Он предусматривает достижение согласия всех членов группы относительно позиции каждого предмета в списке. Выработать единое мнение трудно. Не каждая оценка важности предмета из списка будет соответствовать мнению всех участников. Будучи единой группой, постарайтесь, чтобы с каждой оценкой все согласились хотя бы отчасти. Ниже даны некоторые подсказки по достижению консенсуса:

1. Не ставьте свое мнение превыше всего. Подходите к каждому вопросу с позиций логики.

2. Не отказывайтесь от своего мнения на том лишь основании, что это необ­ходимо для достижения согласия и предотвращения конфликта. Поддержи­вайте только те решения, с которыми вы можете согласиться хотя бы отчасти.

3. Избегайте таких способов борьбы с конфликтами, как голосование, усреднение или торг.

4. Относитесь к расхождениям во мнениях как к фактору, который способ­ствует принятию решения, а не препятствует ему.

После того как группа завершит свою работу над списком, посмотрите, каким должен быть правильный порядок. Какие стили поведения способствовали или препятствовали достижению согласия? Какие отношения лидерства и подчинения выявились в процессе принятия общего решения? Кто участвовал в выработке консенс­уса, а кто нет? Кто оказывал на этот процесс наибольшее влияние? Какой была атмосфера в группе во время обсуждения? Удалось ли использовать возможности группы оптимальным образом? Какие скрытые формы давления применяли члены группы, чтобы проталкивать свое мнение? Как можно улучшить процесс принятия общего решения?

В качестве варианта можно предложить одному или нескольким членам группы, чтобы они не принимали участия в самом упражнении, а вместо этого наблюдали за тем, как его выполняют другие, комментировали их действия и таким образом осуществляли обратную связь.

Ответы и их обоснование

Эксперты считают, что главным для потерпевших крушение посре­ди океана является то, что может привлечь к ним внимание, и то, что может поддержать их существование, пока не появится помощь. Навигационные при­боры и спасательные шлюпки особого значения не имеют. Даже если небольшой спасательный плот и может доплыть до ближайшего берега сам по себе, необходимые запасы продовольствия на нем не уместятся. Поэтому первостепенную важность приобретают зеркальце для бритья и канистра с горючей смесью. И то и другое можно использовать для сигнализации. Менее важны запасы воды и пищи, например ящик с армейским рационом питания.

Ниже ранжирование оставшихся на яхте предметов приводится вместе с его обоснованием. Краткие пояснения, разумеется, не исчерпывают всех спо­собов применения каждого предмета, а отмечают только самые главные из них.

1. Зеркальце для бритья.

Чрезвычайно важное средство привлечения внимания воздушной служ­бы спасения.

2. Двухгаллоновый баллон дизельного топлива.

Важное средство сигнализации: пятно горючей смеси будет держаться на поверхности воды, где его можно поджечь с помощью спичек и долларовых банкнот.

3. Пятигаллоновый бочонок воды.

Необходим для восполнения потери жидкости в организме в результате потоотделения и т. п.

4. Одна коробка с армейским рационом питания.
Основной запас питания.

5. Двадцать квадратных футов светонепроницаемого пластика.

Можно использовать для сбора дождевой воды и для защиты от непогоды.

6. Две коробки шоколада. Резервный запас питания.

7. Набор рыболовных принадлежностей.

Поставлен ниже шоколада, потому что «синица в руках лучше журавля в небе». Рыбу еще поймать надо.

8. Пятнадцать футов нейлоновой веревки.

Веревкой можно привязать нужные вещи, чтобы они не свалились за борт.

9. Подушка сиденья (одобрена как плавсредство службой спасения на во­
дах).

Если кто-то окажется за бортом, ее можно использовать как спасатель­ное средство.

10. Репеллент для отпугивания акул.

Можно использовать в качестве репеллента, чтобы отпугивать акул.

11. Одна кварта пуэрто-риканского рома.

80 % крепость достаточна, чтобы использовать ром как антисептик в случае травмы. Во всех остальных отношениях он бесполезен. Прием рома внутрь вызовет ненужную жажду.

12. Транзисторный приемник.

Бесполезен, потому что не укомплектован передатчиком и находится вне зоны приема коротковолновых радиостанций.

13. Карты Тихого океана.

Бесполезны в отсутствие другого навигационного оборудования. И вооб­ще не важно, где находитесь вы. Важно, где находятся спасатели.

14. Противомоскитная сетка.

Посреди Тихого океана москитов не бывает.

15. Секстант.

Без навигационных таблиц и хронометра бесполезен.

Основное соображение, на основании которого средства сигнализации по­мещены выше средств поддержания жизни (пища и вода), состоит в том, что без средств сигнализации практически нет шансов быть замеченными и спасенными. Более того, практика показывает, что в большинстве случаев спасение происходит в пределах первых полутора суток после катастрофы, а в течение этого времени можно продержаться без воды и питья.

Название игры: «Загадка Эйнштейна»

Цели и задачи: Командообразование

Правила :

5 разных человек в 5 домах разного цвета, занимаются 5 разными видами спорта, выращивают 5 разных видов животных, пьют 5 разных видов напитков. Вопрос: Кто выращивает рыбок? Необходимо решить эту задачу устно, т.е. не делая никаких записей.

1. Норвежец живет в первом доме.

2. Англичанин живет в красном доме.

3. Зеленый дом находится слева от белого.

4. Датчанин пьет чай.

5. Тот, кто занимается бегом, живет рядом с тем, кто
выращивает кошек.

6. Тот, кто живет в желтом доме, катается на велосипеде.

7. Немец занимается боксом.

8. Тот, кто живет в центре, пьет молоко.

9. Сосед того, кто занимается бегом, пьет воду.

10. Тот, кто занимается плаванием, выращивает птиц.

11. Швед выращивает собак.

12. Норвежец живет рядом с синим домом.

13. Тот, кто выращивает лошадей, живет в синем доме.

14. Тот, кто занимается борьбой, пьет Сoca-Colla.

15. В зеленом доме пьют кофе.

Ответ

Название игры: «Путешествие на воздушном шаре»

Цели и задачи: Командообразование

Правила :

Ход игры. Прошу всех сесть в большой круг и внимательно выслушать информацию. Представьте себе, что вы экипаж научной экспедиции, которая возвращается на воздушном шаре после выполнения научных изысканий. Вы осуществляли аэрофотосъёмку необитаемых островов. Вся работа выполнена успешно. Вы уже готовитесь к встрече с родными и близкими, летите над океаном и до земли 500 - 550 км. Произошло непредвиденное - в оболочке воздушного шара по неизвестным причинам образовалось отверстие, через которое выходит газ, заполнявший оболочку. Шар начинает стремительно снижаться. Выброшены за борт все мешки с баластом (песком), которые были припасены на этот случай в гондоле воздушного шара. На некоторое время падение замедлилось, но не прекратилось. Через 5 мин. шар стал падать с прежней, очень большой скоростью. Весь экипаж собрался в центре гондолы для того, чтобы обсудить создавшееся положение. Нужно принимать решение, что и в какой последовательности выбрасывать за борт. Вот перечень предметов и вещей, которые остались в гондоле шара:

НАИМЕНОВАНИЕ КОЛ-ВО
Канат 50 м
Аптечка с медикаментами 5 кг
Компас гидравлический 6 кг
Консервы мясные и рыбные 20 кг
Секстант для определения местонахождения по звёздам 5 кг
Винтовка с оптическим прицелом и запасом патронов 25 кг
Конфеты разные 20 кг
Спальные мешки(по 1 на каждого члена экипажа) 10 кг
Ракетница с комплектом сигнальных ракет 8 кг
Палатка 10 – местная 20 кг
Баллон с кислородом 50 кг
Комплект географических карт 25 кг
Канистра с питьевой водой 20 л
Собака 5 кг
Лодка резиновая надувная 25 кг

Ваша задача - решить вопрос о том, что и в какой последовательности следует выбросить. Но сначала примите это решение самостоятельно. Для этого нужно взять листок и переписать список предметов и вещей, а затем с правой стороны рядом с каждым наименованием поставить порядковый номер, соответствующий значимости предмета, рассудив примерно так:
"На первое место я поставлю комплект карт, поскольку он совсем не нужен, на второе - баллон с кислородом; и т.д." При определении значимости предметов и вещей, то есть очерёдности, с какой вы будете от них избавляться, нужно иметь ввиду, что выбрасывается всё, а не часть, то есть все конфеты, а не половина. Когда вы примете индивидуальное решение, нужно собраться в центр (в круг) и приступить к выработке группового решения, руководствуясь следующими правилами:

1. Высказать своё мнение может любой член экипажа2. Количество высказываний одного человека не ограничивается
3. Решение принимается, когда за него проголосуют все члены экипажа до одного, без исключения.
4. Если хотя бы один возражает против принятия данного решения, оно не принимается, и группа должна искать другой выход
5. Решения должны быть приняты в отношении всего перечня предметов и вещей.

Время, которое есть в распоряжении экипажа, неизвестно. Сколько ещё будет продолжаться падение? Во многом это зависит от того, как быстро вы будете принимать решения. Если экипаж единогласно проголосует за то, чтобы выкинуть какой-то предмет, он считается выброшенным, и это может замедлить падение шара.

Я желаю вам успешной работы. Главное - остаться в живых, если не сможете договориться, вы разобьётесь. Помните об этом.

РЕКОМЕНДАЦИИ ВЕДУЩЕМУ: Следует очень подробно объяснить участникам все правила и описать ситуацию, в которой оказался экипаж. При этом можно проявить собственную фантазию, исходя из особенностей состава группы. Нужно ответить на все вопросы, но не подсказывать выход из создавшегося положения. Его должны найти сами учащиеся. Во время работы не вмешивайтесь в процесс обсуждения и не отвечайте на вопросы участников. Вы только следите за выполнением правил, особенно за голосованием.
Время на игру 20 - 25 мин. Но можно и увеличить время, если группа очень вяло включается в обсуждение, особенно на начальном этапе. Можно сократить время до 17 - 18 мин., если она сразу очень активно включилась в работу. Если группа сумела принять все 15 решений при 100%-ом голосовании, вы должны поздравить участников и попросить их подумать над причинами успешного выхода из столь критической ситуации.
Если они не смогли принять за отведённое время все 15 решений, то вы объявляете, что экипаж разбился, и просите подумать над причинами, которые привели к этой катастрофе. Анализ результатов и хода игры можно провести сразу после её окончания, можно и на следующем занятии, дав возможность более глубоко разобраться в причинах удачи или неудачи, проанализировать ошибки и попытаться прийти к общему решению.

Название игры: «Спасательная экспедиция»

Цели и задачи: Командообразование

Правила :

Вожатый разбивает детей на 3-4 команды. Команды должны в кратчайшие сроки изобрести и смастерить из подручных материалов (стакан, соломинки, лист А4, скотч тонкий) – некий спасательный аппарат для приземления яйца с высоты 3 метра. Яйцо должно остаться целым и невредимым. После 15 минут подготовки команды встречаются на Большом Кругу и публично демонстрируют-испытывают свои изобретения. Необходимые материалы (на 1 команду): 2 пластиковых стаканчика, 25 соломинок, 10 листов А4, 1 ножницы, скотч тонкий – 1шт., 1 моток ниток, 2 яйца.

Игры на свежем воздухе:

Младший возраст:

Название игры: «Самолеты»

Цели и задачи: Развлечение

Правила :

Вожатый играет роль диспетчера, он командует самолётами. Остальные играющие - самолёты. Каждый "самолёт" очерчивает вокруг себя круг. Это посадочная площадка. По команде диспетчера самолёты поднимаются в небо. Но как только он скомандует: "ПОГОДА НЕЛЁТНАЯ", все самолёты должны как можно быстрее занять любую посадочную площадку. Диспетчер тоже пытается занять кружок и становится самолетом в случае удачи. А тот, кому не хватит кружочка, станет диспетчером вместо него.

Название игры: «Коршун и наседка»

Цели и задачи: Развлечение

Правила :

Играющие становятся в затылок друг за другом и обхватывают за пояс впереди стоящих. Первый в цепи изображает «наседку», все остальные - «цыплята». Вожатый выбирает добровольца. Он будет «коршун». Ему нужно схватить «цыпленка», стоящего последним в цепи, «наседка» же всячески мешает этому, преграждая «коршуну» путь разведенными в сторону руками. Все играющие помогают «наседке», перемещаясь по площадке так, чтобы конец цепи находился как можно дальше от «коршуна».

Если «коршуну» удается схватить «цыпленка», игра прекращается. Вожатый выбирает новых «коршуна» и «наседку» и повторяет игру. Если «коршуну» долго не удается добиться победы, его заменяют другим.

Название игры: «Воробьи-попрыгунчики»

Цели и задачи: Развлечение

Правила :

Вожатый чертит круг, за которым располагаются все играющие - «воробушки». Один из играющих - «кошка». Он становится внутри круга. «Воробушки» непрерывно то заскакивают во внутрь круга, то выскакивают из него. «Кошка» старается поймать того, кто находится в кругу. Пойманный становится «кошкой», а «кошка» - «воробушком», и игра продолжается.

Средний возраст:

Название игры: «Втяни в круг»

Цели и задачи: Развлечение

Правила :

Начертить два больших круга. Один внутренний, другой внешний. Во внутренний круг становятся игроки одной команды, в наружный - другой. По сигналу вожатого играющие начинают перетягивать противника в свой круг. На это у них есть 10 секунд. Не разрешается тянуть вдвоем одного. Команда, перетянувшая в свой круг больше игроков из другой команды, выигрывает. По истечению времени вожатый дает сигнал остановиться и подсчитывает участников обоих команд. Побеждает более многочисленная команда.

Название игры: «Стихийное бедствие»

Цели и задачи: Развлечение

Правила :

Дети делятся на тройки и встают в круг. Двое детей берутся за руки и образуют «крышу», а третий встает под «крышу», он будет жильцом. Изначально в роли ведущего выступает вожатый. Если он говорит «гром», то все жильцы меняются местами. Если «ураган» - местами меняются «крыши», а во время «землетрясения» и «крыши» и «жильцы» должны найти себе новое место. Задача ведущего во время перемены мест занять место «Жильца» или «Крыши». Тот кому места не хватит становится ведущим.

Название игры: «Комические салки»

Цели и задачи: Развлечение

Правила :

В основе игры лежат обычные салки. Новизна этой игры в том, что вода должен догонять всех каким-нибудь смешным способом. А все остальные должны убегать от него тем же способом, что используется для ловли. После смены водящего движения меняются.

Старший возраст:

Название игры: «Вышибалы»

Цели и задачи: Развлечение

Правила :

Спортивная игра с мячом. Выбирается два водящих, которые будут вышибалами. Они отходят друг от друга и встают за черту, а между ними встают остальные ребята. Задача вышибал выбить мячом ребят, которые стоят в центре, а всех остальных увернуться от мяча. Есть несколько вариантов этой игры. Можно играть на выбывание (т.е. вышибание), а можно сделать так чтобы каждый выбывший заменял собой вышибалу.

Название игры: «Казаки Разбойники»

Цели и задачи: Развлечение

Правила :

В казаки - разбойники играют и мальчики, и девочки. Играть можно где угодно - были бы места, где можно спрятаться. Разбойников от казаков можно отличать по нарукавным повязкам или другим значкам. Сначала игроки договариваются о том, где они будут играть, о границах, до которых можно убегать и прятаться. Затем надо разделиться на две команды, а какая команда будет казаками, какая -разбойниками, решают по жребию. Разбойники разбегаются прятаться, а казаки выбирают место для темницы, куда потом будут приводить пойманных разбойников. Границы темницы надо чем-нибудь обозначить, например палками или камнями. Через некоторое время казаки расходятся на поиски разбойников. Разбойника надо не только найти или увидеть, но и догнать и осалить. Как только первый из разбойников попался, поймавший его казак отводит пленного в темницу. Ведет его, взяв за руку или за рукав, причем пленный разбойник должен идти смирно - вырываться он не имеет права. Но если казак почему-то сам разжал руку и отпустил разбойника, тот может убежать. Так постепенно в темницу приводят всех пойманных разбойников, оставляя их под охраной кого-либо из казаков. Основное же правило игры заключается в том, что разбойники могут выручать попавших в беду товарищей. Если, например, кого-то ведут в темницу, любой разбойник может подбежать и осалить казака - тогда казак обязан отпустить пленного, и оба разбойника убегают прятаться снова. Но казак может первым осалить разбойника, попытавшегося вызволить своего товарища. Если получится - ведет уже двух пленных. Разбойники могут освобождать своих товарищей даже из темницы. Для этого им нужно осалить не сторожевого казака, а самого пленного. Но здесь освободители больше всего рискуют оказаться в темнице. Задача казаков - переловить и заключить в темницу всех разбойников.

Название игры: «Штандер-Стоп»

Цели и задачи: Развлечение

Правила :

Один из игроков (водящий) как можно выше подбрасывает мяч и кричит «Штандер». Пока он летит, остальные участники разбегаются. Как только мяч пойман, водящий кричит: «Стоп!» По этому сигналу все должны остановиться. Затем водящий должен назвать количество шагов до того или иного игрока и подойти к нему на указанное расстояние (понятно, что чем точнее он это сделает, тем лучше). После этого водящий бросает мяч в игрока. Если бросок неудачный либо игрок уворачивается (или ловит мяч), остальные снова разбегаются, пока водящий возвращает себе мяч. Если бросок удачен, игрок, в которого попали, становится водящим.

Игры на плохую погоду (в помещении):

Младший возраст:

Название игры: «Море волнуется»

Цели и задачи: Развлечение.

Правила :

Выбирается ведущий и участникам говорит следующие слова: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура замри». Участники должны изобразить любую фигуру по желанию, а ведущий должен угадать фигуры и сказать какая ему больше понравилась. Тот человек,чья фигура понравилась становится ведущим. (игра по идее бесконечная)

Название игры: «Ловись Рыбка»

Цели и задачи: Развлечение.

Правила :

Игра проводится в зале. Для ее проведения необходима веревочка длиной 3-4 м с мешочком, наполненным песком или скакалка. Играющие становятся в круг, в центре стоит водящий с веревочкой в руках. Водящий начинает вращать веревочку так, чтобы мешочек скользил по полу под ногами подпрыгивающих игроков и говорить «Ловись рыбка большая и маленькая». Задевший мешочек становится в центр круга и вращает веревочку, а бывший водящий идет на его место. Выигрывает тот, кто ни разу не задел веревочку. При вращении веревочки нельзя отходить со своего места. Так же в эту игру можно играть на вбывание.

Название игры: «Посылка»

Цели и задачи: Развлечение.

Правила :

Все садятся в круг. Ведущий показывает два одинаковых предмета. Их нужно быстро передавать по кругу. Посылки запускают в разных местах круга. Тот, у кого их окажется сразу две, тот вылетает. Если кто-то останавливается, тот тоже вылетает. Два последних оставшихся объявляются победителями.

Средний возраст:

Название игры: «Сантики-фантики-лимпопо»

Цели и задачи: Развлечение.

Простые и чуть более сложные задания помогают делить участников на малые группы каждый раз новым способом. Некоторые способы заставляют участников непроизвольно смеяться, создавая дополнительный позитивный настрой на работу.

2 ГРУППЫ

Расчет на 2-х персонажей — на Дедов Морозов и Снегурочек, волков и зайцев, Тома и Джерри, Тимона и Пумбу, лису и колобка, небо и землю, пряники и печенье.

Объединиться по наличию/отсутствию углов у фигур — треугольники, квадраты, круги и овалы.

Открытки-половинки — предложите владельцам одной открытки найти свою пару и встать лицом друг к другу. Вся группа должна выстроиться в 2 шеренги парами — лицом друг к другу.

Круг пополам — группу можно поделить пополам, проведя воображаемый диаметр круга от тренера к участнику, сидящему напротив.

2-6 ГРУПП

Разноцветные стикеры — подходят для деления на 2-4 группы. Участники встают в круг и закрывают глаза. Тренер прикрепляет на спину каждому цветной листочек. По команде тренера все открывают глаза. После чего все участники должны молча объединиться в группы.

Хобби — 2-4 человека (сколько надо групп) называют хобби, остальные выбирают, какое из хобби им ближе и расходятся по малым группам.

Расчёт по форме — на треугольники, квадраты, круги, трапеции, прямоугольники и овалы. Можно также раздать участникам вырезанные из бумаги фигуры разной формы и цвета. В этом случае их можно будет перемешивать в группы и по форме, и по цвету.

3 ГРУППЫ

Расчет на 3-х персонажей — на белый, красный и чёрный; на тройку, семёрку и туз; на даму, короля и туза; на солнце, звёзды и луну; на Ниф-Нифа, Наф-Нафа и Нуф-Нуфа; на дедушку, бабушку и курочку Рябу.

4 ГРУППЫ

Расчет на 4-х персонажей — на царя, царевича, короля и королевича; на Атоса, Портоса, Арамиса и Д’Артаньяна; на черви, бубны, крести и пики; на зиму, весну, лето и осень.

7 ГРУПП

Расчет по цветам радуги — красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый

ЛЮБОЕ КОЛИЧЕСТВО ГРУПП

Открытки — разрежьте их на нужное количество частей (равное нужному количеству людей в малой группе), перемешайте и раздайте участникам; предложите участникам найти другие части своей открытки и образовать малую группу.

количество открыток = количество участников: количе-ство людей в малых группах

Игра «Звери» — шепнуть на ухо каждому животное, количество животных по числу нужных групп; участники молча ходят по комнате и изображают своё животное; найдя такое же животное, надо взяться за руки и дальше искать остальных вместе; все ходят, пока не найдут всех членов своей малой группы.

Деление на «первый-второй» — способ простой, но его можно украсить, если деление происходит на иностранном языке. Например, на шведском: этт, тво, тре, фюра, фем, секс… (1, 2, 3, 4, 5, 6…). Можно спросить у тех участников, кто знает какой-нибудь необычный язык.

Конфеты разных цветов/сортов — участники вытаскивают себе конфету из пакета и объединяются по типу конфеты или цвету фантика.

Игра «Звуки Му» — шепнуть на ухо каждому животное или птицу, количество животных по числу нужных групп; участники ходят по комнате и издают звуки своего животного; найдя такое же животное, надо взяться за руки и дальше искать остальных вместе; все ходят, пока не найдут всех членов своей малой группы.

Листочки — тренеру нужны небольшие листочки по количеству участников группы. На каждом он пишет номер (номера
по количеству малых групп). Затем участники вытаскивают по одному номеру и молча ищут свою группу.

По внешним признакам участников — например по цвету одежды. Те, у кого преобладает зеленый цвет, получают название «зеленых». Могут появиться и «красные», и «белые». Те, кто не попал ни в одну категорию, могут объединиться, например, в команду «пестрых». Критериями для выделения отдельных групп могут быть не только цвета одежды, но и другие внешние признаки: цвет волос, глаз и т. д.

Пары «Звериная семья» — в пакет складываются парные листочки с названием животного и его детёныша (динозавр и динозаврик, бегемот и бегемотик, и т. д.). Участники вытягивают их в случайном порядке. «Родитель» и «детёныш» находят друг друга и объединяются в пару.

Систематизировано и описано: Кира Кононович

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Упражнение для тренингов "10 000$"


    Первоклассный пример упражнения-вызова , способного повысить энергетику группы, активизировать ее творческий потенциал и настроить на максимально заинтересованное восприятие теории. Это упражнение для тренинга - реальное испытание способности участников тренинга договориться между собой.

    Упражнение для тренинга "$10 000" прекрасно справляется с задачей «погружения» участников в условия, где им нужно договориться не формально, а по-настоящему . В результате тренер имеет не только готовых к обучению участников, но и прекрасный пример для анализа проигрышных и выигрышных стратегий переговоров.
    Эксклюзивные рекомендации профессионалов! Тренерская методичка упражнения разработана профессионалами и содержит массу уникальных рекомендаций, подсказок и тренерских "фишек", позволяющих провести упражнение с максимальным результатом. Такого вы не найдете больше нигде!
    Объем тренерской методички упражнения: 8 страниц.

  • Упражнение "Строим дом из веревки"

    Упражнение взято из арсенала доктора психологических наук, профессора, известнейшего тренера и писателя Н. И. Козлова.

    Это упражнение для тренинга решает две основные задачи. Первая — развитие лидерских качеств участников, что актуально в тренингах лидерства, тренингах уверенности и тренингах для руководителей .

    Вторая задача упражнения — тренировка умения работать в команде . В этом контексте упражнение идеально подходит для тренингов командообразования, тимбилдинга.

    Объем тренерской методички: 11 страниц. Бонусы! 7 аудио-файлов с записью реального проведения упражнения и подробный блок теории к упражнению.

  • Убеди другого!

    Глубокое упражнение для тренингов продаж или презентаций. Быть убедительным - вот один из важнейших навыков, необходимых для успешных продаж. В первую очередь сам продавец должен быть уверен, что продает отличный товар и уметь эту уверенность предать покупателю так, чтобы он ему поверил и захотел купить его товар. Упражнение помогает отработать навыки убеждения и помогает участникам тренинга сформировать у себя позитивное отношение к продажам (презентациям, переговорам), найти новые причины и ресурсы любить свою работу и свой товар.

    Уникальная методичка упражнения разработана тренерами-профессионалами специально для портала Тренерская.ру. и содержит подробную технологию его проведения, а также рекомендации и подсказки экспертов. Такого вы не найдете больше нигде!

    Объем тренерской методички упражнения: 8 страниц.
    Бонусы! Методичка содержит несколько различных вариаций упражнения и подходящее музыкальное сопровождение!