Cочинение «Идея романа «Рудин. Тургенев «Рудин» – анализ Какие идеи показывает герой рудин

В своем первом романе «Рудин» (1855), написанном на фоне проигранной Крымской войны, на пороге больших исторических изменений, Тургенев старается осмыслить эту эпоху, отделяя в ней важнейшее. И важнейшей общественной проблемой недавнего прошлого стала для него именно проблема «лишнего человека». В жизнь других действующих лиц романа Рудин входит как пророк. Тем не менее, в скором времени оказывается, что он не лишен тщеславия и кокетства. Потом будет откровенно сказано о его суетности, мелочности, деспотизме, а возле зазвучит тема человеческой ущербности героя, который не способен любить, осчастливить другого человека, не способен к настойчивым усилиям, к повседневной работе, к творческой радости и свершениям. Тем не менее, в эпилоге романа способ и масштаб изображения героя резко изменяются. Все мелкое, тривиальное, эгоистическое в Рудине отходит на второй план как что-то несущественное. Приоткрывается глубинная - подвижническая - сущность его жизненной позиции: перед читателем - трагический герой, который старается служить истине и добру, но именно в этом стремлении он сталкивается со всем общественным порядком современной ему России.

В «Рудине» сложилась своеобразная форма тургеневского романа, где развитие сюжета концентрируется вокруг одной напряженной коллизии, ограничиваются пространственно-временная сфера и круг действующих лиц, развернутый психологический анализ заменяет лаконичным отбором характерных деталей, разными формами объективного самораскрытия героев.

Анализ романа "Рудин"

В Рудине мы узнаем знакомый тип «лишнего человека». Он много и горячо говорит, но неспособен найти себе дело, точку приложения сил. Всем заметна его склонность к красивой фразе и красивой позе. А вот на поступок он оказывается неспособен: даже на зов любви он побоялся ответить. Наташа - очаровательный пример цельной и думающей тургеневской девушки - проявляет себя куда более решительной натурой. Слабость героя вызывает разочарование. Однако гораздо больше в Рудине замечательных черт романтика, пылкого правдоискателя, человека, который способен пожертвовать жизнью за свои идеалы. Гибель на баррикадах полностью оправдывает Рудина в глазах читателя.

4 билет. Трагическое, «наложенное историей», в романах Тургенева (на примере 1 романа «Отцы и дети»)

Трагический характер новейших конфликтов Тургенев попробовал показать в новом произведении - романе «Отцы и дети» (1862). Читатель видит хозяйственные нелады, закостенелость и бессилие администрации, обнищание народа, расписание традиционного быта, разрушение обычных связей крестьянина с землей, общиной, семьей. На этом фоне разворачивается спор о путях спасения России, которые ведут герои, которые представляют две основные партии русской интеллигенции. Программа либералов, главным защитником которой выступает Павел Петрович Кирсанов, объединяет идее достоинства и прав личности, самоуважения, чести, свободы и мысль о большом значении земледельческой общины и патриархальной семьи.

Либералам противопоставлен «нигилист» Базаров, в котором читатель легко узнавал выразителей идей и настроев революционной молодежи. Базаров провозглашает идею «полнейшего и беспощадного возражения», не признавая никаких границ при ее воплощении. Существующий мир должен быть разрушен до основания - иначе Россия никогда не выйдет из замкнутого круга механических изменений. Герой не менее категорически исключает любовь и поэзию, музыку и красоту, философское мышление и семейные отношения, такие моральные категории, как обязанность, право, традиции. Выступая сознательным и беспощадным противником традиционного гуманизма, Базаров противопоставляет ему истины природоведения, которые утверждают жестокую логику жизни-борьбы.

В спорах с Павлом Петровичем Базаров легко побеждает. Тем не менее, все это лишь часть истины. Тургенев проводит своего героя кругами жизненных испытаний, которые и обнаруживают с настоящей полнотой и объективностью правоту и неправоту Базарова. Выход романа вызвал громкий литературный скандал. Писатель был ошеломлен и кричащей противоречивостью откликов, и субъективной односторонностью большинства из них. скорбленный и разочарованный, он снова поехал за границу и в течение нескольких лет почти не писал.

Обыкновенная история» А.И.Гончарова- роман воспитания.

Анализ: В «Обыкновенной истории» каждый человек на любом этапе своего развития найдет для себя необходимый урок. Смешна в деловой атмосфере наивность и сентиментальность Сашеньки Адуева. Его пафос фальшив, а возвышенность речей и представлений о жизни далеки от реальности. Но и дядюшку идеалом не назовешь: дельный заводчик, уважаемый в обществе человек, он боится искреннего живого чувства и в своем практицизме заходит слишком далеко: боится проявить искренние теплые чувства к жене, чем доводит ее до нервного расстройства. В поучениях дядюшки много иронии, простоватый же племянник принимает их слишком прямо - сначала споря с ними, а потом соглашаясь.

Лишаясь фальшивых идеалов, Александр Адуев не приобретает идеалов подлинных - он просто становится расчетливым пошляком. Ирония Гончарова направлена на то, что подобный путь - не исключение. Юношеские идеалы исчезают, как «волоски» с головы сына, о которых так сокрушается матушка Адуева-младшего. Это - «обыкновенная история». Не много найдется людей, которые смогут противостоять давлению большого города и буржуазного общества на их разум и душу. В конце романа мы видим, что циник-дядюшка куда более человечен, чем его способный ученик-племянник. Александр Адуев превратился в делового человека, для которого нет ничего важнее карьеры и денег. А Петербург ожидает новых жертв - наивных и неискушенных.

Билет. Роман Гончарова «Обломов». В чем его современность?

«Обломов» – это социальный роман, из которого каждый должен вынести свой урок. Общество всегда будет делиться на обломовых и штольцей, и наверное, общество всегда будет косным. Однако, пока существует такие как Андрей Штольц, у этого общества всегда будет надежда на «выздоровление», хотя все это утопические идеи. Как скажет много позже того, как был написан «Обломов», поэт Маяковский: «Если звезды зажигаются, значит это кому-нибудь нужно». Так и в случае с обломовыми, если они существуют, значит это необходимо для чего-то. Может быть, для равновесия, ибо тогда для чего нужны бы были штольцы? Но каждый человек, как во времена Гончарова, так и в современном обществе имеет право выбора, кем ему быть. Либо как Обломов рассуждать: «Ах, жизнь! … Трогает, нет покоя! Лег бы и заснул... навсегда...», либо как Штольц: «Пусть она [жизнь] будет постоянным горением! Ах, если б прожить лет двести, триста! … сколько бы можно было переделать дела!» Выход из состояния застоя – он в каждом из нас, и можно либо пенять на судьбу и обстоятельства, либо взять и все изменить, и, прежде всего, изменить себя, чтобы когда наступит конец, то люди сказали бы, что вот этот человек был счастлив, он многого достиг, или, что он сгорел на работе, а не: «А был не глупее других, душа чиста и ясна, как стекло; благороден, нежен, и - пропал!»

Философская лирика Тютчева

Федор Иванович Тютчев - первый в истории русской литературы поэт, центральной темой творчества которого являются «предельные основания бытия», общие вопросы мироустройства. Ею лирический герой не является выразителем какой-то определенной философской концепции, он только задастся «проклятыми», не имеющими ответа вопросами: что есть человек? для чего он заброшен I в мир? для чего сотворена сама природа? в чем загадка природного бытия? Драматическое ощущение бесперспективности философского поиска нашло отражение в знаменитом тютчевском четверостишии:

«Природа – сфинкс. И тем она верней...».
Природа - сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.
Тютчев «последовательно противоречив» в своей философской позиции относительно сущности природной) бытия - прежде всего и вопросе о том, обращен ли природный мир к человеку.
С одной стороны, автор указывает на наличие в природном бытии высших духовных начал:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык... (отрывок?)
В ряде тютчевских стихов природа действительно одушевлена: ручьи «гласят» и «предвещают», родник «шепчет», вершины берез «бредят», море «ходит» и «дышит», поле «отдыхает». С другой стороны, автор говорит о глухоте природы к мольбам своих детей, о ее равнодушии как к смерти человека, так и к его страданиям и страстям.
В стихотворении «От жизни той, что бушевала здесь...» бездна мыслится как одна из частей или одна из функций физического мира:
Природа знать не знает о былом...
Поочередно всех своих детей, Свершающих свой подвиг бесполезный, Она равно приветствует своей Всепомогающей и миротворной бездной, - с жутковатой иронией («приветствует») пишет поэт.
В творческом наследии Тютчева есть немало светлых и радостных стихотворений, в которых выражены благоговейные, восторженные чувства, вызванные красотой мира («Весна», «Летний вечер», «Утро в горах», «Нет, моего к тебе пристрастья...», «Зима недаром злится...»). Такова знаменитая «Весенняя гроза», наполненная торжествующими интонациями, ликующим звучанием симфонии красок и звуков, энергией обновления жизни: Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит. Однако бытие человека в мире, бытие самой природы воспринимаются поэтом как пролог к неотвратимой катастрофе . «...Мы плывем, пылающею бездной. / Со всех сторон окружены», - говорит Тютчев в стихотворении «Как океан объемлет шар земной». Путь жизни есть путь в никуда; небытие - последнее пристанище и человека, и мира природы. Эта мысль выражена в стихотворной философской миниатюре «Последний катаклизм»: Когда пробьет последний час природы, Состав частей разрушится земных: Все зримое опять покроют воды, И Божий лик изобразится в них!

8 Билет. Любовная лирика Ф.И. Тютчева («денисьевский цикл»).

В зрелые годы Тютчев был полон страстей. В 1850, будучи женатым человеком и отцом семейства, влюбился в 24-летнюю Е.Денисьеву, почти ровесницу своих дочерей. Открытая связь между ними, во время которой Тютчев не оставлял семью, продолжалась 14 лет, у них родилось трое детей. Общество восприняло это как скандал, от Денисьевой отрекся отец, ее перестали принимать в свете. Все это привело Денисьеву к тяжелому нервному расстройству, а в 1864 она умерла от туберкулеза. Потрясение от смерти любимой женщины привело Тютчева к созданию «денисьевского цикла» – вершины его любовной лирики. В него вошли стихи О, как убийственно мы любим... (1851), Я очи знал, – о, эти очи!.. (1852), Последняя любовь (1851–1854), Есть и в моем страдальческом застое... (1865), Накануне годовщины 4 августа 1865 г. (1865) и др. Любовь, воспетая в этих стихах как высшее, что дано человеку Богом, как «и блаженство, и безнадежность», стала для поэта символом человеческой жизни вообще – муки и восторга, надежды и отчаяния, непрочности того единственного, что доступно человеку, – земного счастья. В «денисьевском цикле» любовь предстает как «роковое слиянье и поединок роковой» двух сердец.

После смерти Денисьевой, в которой он винил себя, Тютчев уехал к семье за границу. Год провел в Женеве и Ницце, а по возвращении (1865) в Россию ему пришлось пережить смерть двоих детей от Денисьевой, затем матери. За этими трагедиями последовали смерти еще одного сына, единственного брата, дочери. Ужас подступающей смерти выразился в стихотворении Брат, столько лет сопутствовавший мне... (1870). В строках этого стихотворения поэт предчувствовал свою «роковую очередь».

Вплоть до начала 1850-х годов любовь изображается Тютчевым в основном как страсть: Люблю глаза твои, мой друг...» (1836); «С какою негою, с какой ТОСКОЙ влюбленной...» (1837); «Еще томлюсь тоской желаний...» (1848). Поэт не только передает оттенки собственных переживаний, но и описывает эмоциональное состояние возлюбленной.

Мотивы скоротечности счастья, гибельности любви, вины перед любимой женщиной особенно характерны для стихотворений из так называемого «Денисьевского цикла» («В разлуке есть высокое значенье...», 1851; «Не говори: меня он, как и прежде, любит...», 1851 или 1852; «Она сидела на иолу...», 1858; «Весь день она лежала в забытьи...», 1864, и другие).

Е. А. Денисьевой Тютчев увлекся в 1850 году. Эта поздняя, последняя страсть продолжалась вплоть до 1864 года, когда подруга поэта умерла от чахотки. Ради любимой женщины Тютчев почти порывает с семьей, пренебрегает неудовольствием двора, навсегда губит свою весьма успешную карьеру. Однако основная тяжесть общественного осуждения обрушилась на Денисьеву: от нее отрекся отец, се тетка вынуждена была оставить свое место инспектрисы Смольного института, где учились две дочери Тютчева.

Эти обстоятельства объясняют, почему большинство стихов «Денисьевского цикла» отмечено трагедийным звучанием, как, например, это:

О, как убийственно мы любим,
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя...
Год не прошел - спроси и сведай,
Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Всё опалили, выжгли слезы
Горячей влагою своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебны взоры, речи
И смех младенческо-живой?

И что ж теперь? И где ж всё это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались вспоминанья...
Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало,
Очарование ушло...
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.

И что ж от долгого мученья,
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль злую, боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим!
Как в буйной слепости страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!..

Тютчев, используя громкие, грозные метафоры, пишет о том, как часто мы убиваем самое прекрасное, что в нас есть. Тютчев как бы пытается предупредить читателей обо всех опасностях любви, предостерегает, призывает быть осторожнее.

На протяжении всего стихотворения идет контрастом то, какой Она была при первой встрече и то, что с Ней сделали его любовь, толпа, незаслуженные упреки.
В конце Тютчев повторяет первый катрен. Повторяет его с удвоенной горечью, виня в очередной раз себя за то, что его любовь стала для нее жизнью отреченья и страданья. Он повторяет с паузой, будто отдыхиваясь от так стремительно набежавших чувств. Тютчев в последний раз вспоминает розы ее ланит, улыбку уст и блеск очей, ее волшебный взор и речи, младенчески живой смех; в последний раз подводит черту случившемуся. Одновременно повтором первого четверостишия Тютчев показывает, что все повторяется: каждая его новая любовь проходит через подобные трудности, и это является замкнутым кругом в его жизни и никак он не может этот круг разорвать.
Тютчев пишет пятистопным хореем и перекрестной рифмой, что влияет на плавность стихотворения, а значит и на плавность мыслей автора.

9 Вопрос. Гражданская поэзия Н.А.Некрасова

Лирика Н. А. Некрасова - новый этап в развитии русской поэзии. В ней раскрываются мысли, чувства, взгляды человека новой социальной эпохи - представителя демократических кругов.

Лирические стихи Некрасова ознаменовали собой новый подход к дей­ствительности, утверждали в поэзии принцип гражданственности. По прав­дивости и глубине раскрытия внутреннего мира человека, по полноте и многообразию охвата жизни лирика Некрасова не только подытоживала достижения русской поэзии XIX века, но и во многом определяла ее даль­нейшее развитие.

Ключевым произведением, раскрывающим понимание Некрасовым роли поэта и поэзии в жизни, является его стихотворение «Поэт и граж­данин». В нем Некрасов говорит о гражданском долге поэта - служить своему народу, порабощенному и измученному, привлекать внимание «ли­кующей толпы» к его трагической судьбе:

Пора вставать! Ты знаешь сам,

Какое время наступило;

В ком чувство долга не остыло,

Кто сердцем неподкупно прям,

В ком дарованье, сила, меткость,

Тому теперь не должно спать...

Некрасов в своих стихотворениях описывал безжалостные , но правди­вые картины человеческого горя и страданий обездоленных людей. Поэт любил свой народ, сочувствовал ему и считал борьбу за его счастье и свободу великой целью, ради которой стоит жертвовать жизнью:

Иди в огонь за честь Отчизны,

За убежденье, за любовь...

Иди и гибни безупречно,

Умрешь не даром: дело прочно,

Когда под ним струится кровь - Некрасов говорит не только о том, что поэзия всегда связана с жиз­нью, он требует от поэта гражданского подвига и осуждает пассивность, уклонение от решения общественных проблем, прикрываемое рассуждени­ями об ином, «высоком» назначении поэзии:

Любовь поэта к народу порождала неумолимую ненависть к его угне­тателям. Любовь и ненависть были той силой, которая определяла внут­ренний пафос его творчества. Поэту чуждо пассивное созерцание жизни, он не уходит от нее, а, наоборот, энергично и страстно борется за ее переус­тройство, разоблачает тех, кто мешает счастью народа.

Сатирическим пафосом проникнуто одно из самых известных сти­хотворений - «Размышление у парадного подъезда». Владельцу роскош­ных палат, считавшему «жизнью завидной волокитство, обжорство, игру», поэт противопоставляет бедных, измученных крестьян, нищую Россию . Крестьяне в стихотворении забиты и покорны:

И пошли они, солнцем палимы,

Повторяя: «Суди его Бог!»,

Разводя безнадежно руками,

И, покуда я видеть их мог,

С непокрытыми шли головами...

Именно эту покорность, неспособность к борьбе и стремится подчерк­нуть Некрасов, тем самым желая пробудить в народе сознание необходи­мости борьбы. Стихотворение завершается авторским раздумьем о судь­бе России. В скорбных словах поэта слышится не только горячее сочув­ствие к ограбленному крестьянину, но и обвинение власть имущих. Поэт призывает народ подняться на борьбу с поработителями:

- Ты проснешься ль, исполненный сил?

Гражданская позиция Некрасова, его горячая любовь и сострадание к простому народу и негодование по отношению к представителям власти предопределили образ его Музы. Она запечатлена не в традиционной сим­волике античной мифологии, а в образе страдающей крестьянки:

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя.

И музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!»

Муза Некрасова - это плачущая, скорбящая Муза бедняков, Муза на­рода, гордая и прекрасная в своих страданиях, призывающая к отмще­нию.

Лирический герой поэзии Некрасова представляет собой человека , лю­бящего свой народ, переживающего из-за несправедливого отношения к нему, сочувствующего его несчастью, резко критикующего самодержавно-крепостнический режим и призывающего народ к борьбе за свободу.

Несомненно, что поэзия Некрасова внесла значительный вклад в фор­мирование общественного мнения пятидесятых годов XIX века, повлияв­шего на отмену крепостного права в России в 1861 году.

В стихотворении «Элегия», написанном в 1874 году за три года де смерти, Некрасов пишет:

Пускай нам говорит изменчивая мода,

Что тема старая - «страдания народа»

И что поэзия забыть ее должна, -

Не верьте, юноши! не стареет она.

Некрасов видел, что после отмены крепостного права экономическое положение крестьян фактически не изменилось, а значит и его «бой» за счастье народа не мог быть прекращен. Своему предназначению поэт ос­тался верен до конца.

вошел в кружок натуральной школы и написал физиологический очерк в стихах «Помещик», а затем перешел к прозе. К этому времени им уже написаны рассказы «Андрей Колосов», «Бретёр», «Дневник лишнего человека». Именно Тургеневу принадлежит термин «лишний человек». Были написаны рассказы «Записки охотника», в которых Тургенев страстно выступает против крепостного права. Почему же Тургенев обратился к этому новому для себя жанру? Обычно, роман как жанр появляется в кризисной, переломной эпохе, когда важна не только и не столько единственная человеческая судьба, но когда важна судьба самой эпохи, страны, когда важно определить, куда же движется сама история. Середина 50-х годов - кризисное время для России: Россия оказалась втянута в Крымскую войну, которую она проиграла самым позорным образом (рис. 4).

Рис. 4. Двадцатый пехотный полк в сражении при Инкермане (Д. Роуландс) ()

Мы лишились Севастополя, Черноморского флота. В какой-то момент под дулами вражеских орудий оказался сам Петербург. Таким образом заканчивалось тридцатилетнее царствование Николая І (рис. 5).

Рис. 5. Император Николай І ()

Теперь стало всем очевидно: стране необходимы реформы. Но кто будет проводить эти реформы? Тургенев, как замечают критики, всегда отличался необычайной чуткостью к социальным вопросам. Он часто ставил перед обществом такие вопросы, которые оно только начинало осознавать. И в первом же романе, «Рудин», он ставит вопрос: откуда придут реформаторы? Откуда взять честных, мужественных, образованных, решительных героев-реформаторов? Ведь в России на протяжении многих десятилетий отсутствовала не только политическая, но и общественная жизнь: журналы подвергались беспощадной цензуре. И вот Тургеневу приходит в голову идея своеобразного эксперимента: героем эпохи, может быть, окажется лишний человек, который нам известен по литературе предыдущей эпохи, такой, как Онегин (рис. 6),

Рис. 6. Образ Евгения Онегина (Л. Тимошенко. Ил. к роману «Евгений Онегин») ()

как Печорин (рис. 7)

Рис. 7. Печорин (П. Боклевский. Ил. к роману «Герой нашего времени»).

как герой романа Герцена «Кто виноват?» Владимир Бельтов (рис. 8)

Рис. 8. Бельтов и Любовь Александровна (Ил. к роману «Кто виноват?») ()

«Лишний человек» - это интеллигент, интеллектуал, дворянин, образованный, умный, честный человек, который остро ощущает все несправедливости жизни. Это и есть положительный герой-деятель.

Как видим, сам роман назван по имени главного героя, но любопытна композиция тургеневского романа: в первых двух главах мы главного героя не увидим. Первая глава посвящена российской деревне. Молодая женщина, в белом кисейном платье, с кружевным зонтиком, очаровательная Сашенька Липина идет в деревню, чтобы оказать помощь крестьянам. Деревня как будто вымерла. С одной стороны, это понятно: лето - самая пора сельской страды. Но впечатление безотрадное: полуразвалившиеся избы, тишина. Сашенька заходит в избу и видит там несчастную умирающую старуху, которой помочь уже ничем нельзя. И если в деревню она шла в радостном и светлом настроении, то, когда возвращается, грустнеет и мрачнеет. Читатель должен понять: русская деревня доведена до крайности. Еще один важный момент романа: произведение будет об интеллигенции, а страна - крестьянская. Огромная, несчастная, крестьянская страна. Можно ли в ней вообще что-нибудь сделать?

Рис. 9. Наброски портретов Пандалевского и Басистова с выписками их характеристики из романа «Рудин» ()

Прежде всего, мы видим некого Пандалевского, который то ли шпион, то ли домашний конфидент в имении богатой петербургской и московской барыни Дарьи Михайловны Ласунской. Она считает себя демократкой, которая хочет жить в деревне по-прежнему интеллектуальной жизнью, поэтому устраивает у себя что-то вроде светского салона. Пандалевский - один из постоянных посетителей этого салона.

Затем мы видим Басистова. Кстати, это первый в русской литературе подробный портрет разночинца. Это домашний учитель младших детей Ласунской. У него крупный нос, крупные губы, маленькие глаза, внешность и манеры отнюдь не дворянские. При этом он человек умный, честный, глубоко порядочный. Пока он еще не определился, ему только 22 года, он окончил курсы в университете и служит домашним учителем, хотя понятно, что ему хотелось бы жить совершенно другой, более осмысленной жизнью.

Дальше мы видим, как постепенно в салоне собираются гости. Еще один примечательный персонаж - Пигасов, некий Мефистофель сельского разлива. Бедный, озлобленный, но достаточно умный дворянин, который постоянно шутит. Его шутки то острые, то туповатые, но главным объектом этих шуток являются женщины.

Кроме того в салон Дарьи Михайловны постоянно приходит Волынцев. Человек умный, честный, серьезный, может быть, немого недалекий. Он брат Сашеньки Липиной. Ходит он к Дарье Михайловне потому, что влюблен в ее старшую дочь Наталью.

Наконец, мы видим Наталью Ласунскую и понимаем, что это одна из главных героинь романа. В ней есть что-то настоящее, чистое, честное, серьезное. Мы видим, что человек этот не совсем обыкновенный. Ей 17 лет. Обычно, дворянские барышни в этом возрасте уже заканчивали образование и начинали выезжать в свет, а Наталья читает серьезные книги, например, историю крестовых походов. Но девушка не удовлетворена своей жизнью, она хочет чего-то большего.

Таким образом, автор подает экспозицию романа. И только после двух глав описания других персонажей Тургенев показывает главного героя, особенным образом выделив его появление: входит швейцар и объявляет: «Дмитрий Николаевич Рудин». Тургенев сразу же дает портрет героя, причем психологический. Это второй психологический портрет в русской литературе, первый мы найдем в романе Лермонтова «Герой нашего времени», где тщательно описан Печорин. Вслед за чертами облика идет психологический комментарий, вывод из которого читатель должен сделать сам. Рудин высок ростом, широкоплеч, у него густая шевелюра, смуглый цвет лица, у него руки велики и красны, хотя прекрасные темно-синие глаза блестят каким-то жидким блеском, его одежда немного узка ему. Из этого можно сделать вывод, что облику Рудина не хватает гармоничности. Рудин сразу же начинает говорить, и говорит он прекрасно, вдохновенно (рис. 10).

Рис. 10. Рудин у Ласунских (В.А. Свешников. Ил. к роману «Рудин») ()

Далее Тургенев подробно рассказывает, какое впечатление произвели речи Рудина на окружающих. Дарья Михайловна в восторге и безумно рада появлению такой жар-птицы. Пандалевский недоволен, поскольку его место хочет занять другой. В восторге и Басистов, он не спит всю ночь, пишет другу вдохновенное письмо, он наконец-то понял, как следует жить. Не спит и Наталья, потому что влюблена. Но интересно то, что мы не видим, что именно говорит Рудин, и это не случайно. Тургенев не мог впрямую написать речь своего героя. Во-первых, еще существовала цензура, а во-вторых, ему и не нужно писать эти речи, достаточно несколько слов, брошенных вскользь. Конечно же, Рудин говорил о неких общих законах, которыми должна следовать жизнь, о прогрессах, об истории и проч. В облике Рудина есть еще одна важная для оценки героя черта: тонковатый голос. С одной стороны, эта черта показывает дисгармоничность облика Рудина. С другой стороны, Тургенев подарил герою черты собственного облика: рост Тургенева был 1 м 92 см, а голос при этом несколько высоковат, над чем часто посмеивались друзья. Делая героя близким к себе внешне, Тургенев намекает на некую внутреннюю близость.

Кто же такой Рудин? Он не просто болтун-говорун, это оратор, мыслитель, философ, он выходец из философских кружков, человек серьезный, глубоко образованный, человек слова. Но способен ли он на какие-то действия? Все, что происходит в третьей главе, дает нам ясное представление о том, что случится дальше. Разумеется, Наталья отчаянно и безоглядно влюбится в Рудина идеологической любовью, т. е. не в самого Рудина, а в его слова. Конечно, Рудину льстит это чувство молодой, чистой, неопытной девушки, но он сам не отдает себе отчет в том, действительно ли он влюблен и нужна ли ему эта любовь. В какой-то момент он вызывает Наталью на откровенный разговор, и она объясняется ему в любви сама (рис. 11).

Рис. 11. Наталья и Рудин (В.А. Свешников. Ил. к роману «Рудин») ()

Рудин счастлив, но его снова накрывает рефлексия, он вновь размышляет над тем, действительно ли он счастлив, то ли это, что ему нужно и т. д. Таким образом, мы видим, что в самый ответственный момент жизни герой не способен ни на какие естественные поступки, он должен все обдумать, а в этом коренится некая опасность.

Разговор Рудина и Натальи подслушивает домашний шпион Пандалевский, и, таким образом, разражается грандиозный скандал. Дарья Михайловна говорит, что скорее умрет, чем выдаст замуж дочь за Рудина, а Наталья отвечает, что сама скорее умрет, если выйдет за кого-нибудь другого. На последней встрече Натальи и Рудина девушка озвучивает все чувства и мысли, и мы видим, что ради любви она готова на многое. Но Рудин сомневается и предлагает покориться. Наталья разочарована таким расхождением слов и дел, и герои расстаются.

Итак, Тургенев поставил эксперимент: способен ли на серьезные действия, способен ли стать героем деятель, пришедший из среды философских кружков 30-х гг. Но эксперимент дал отрицательный результат. Рудин способен только красиво говорить, действовать он не способен вообще.

Дальше роман приобретает несколько другой оборот: проходит два года, и некоторые из героев романа собираются вместе. Они вспоминают Рудина, и Басистов иронизирует: «Рудин - гениальная натура!» Ему возражает Лежнев: «Гениальность в нем, пожалуй, есть, а натура... В том-то вся его беда, что натуры-то, собственно, в нем нет...»

Но в тоже время героя оправдывают. Лежнев - персонаж, который когда-то учился вместе с Рудиным, который осуждал его за актерство, позерство, неумеренные амбиции, за то, что он живет недостаточно морально чисто: любит жить за чужой счет и не беспокоится об этом. Теперь вдруг этот Лежнев говорит, что рудины нужны, потому что такие не дают обществу заснуть. В условиях, когда в обществе ничего нельзя сделать, пусть хотя бы звучат разумные и честные речи.

Итак, это первый эпилог. Затем следует эпилог второй. Поздний вечер, осень, суровый холодный ветер, и постаревший Лежнев встречает Рудина на постоялом дворе. Рудин выглядит почти нищим и стыдится подойти к Лежневу. Но Лежнев рад встрече, и тогда растроганный Рудин рассказывает о том, что с ним произошло за последние пять лет. Рудин пытался действовать, но ему это не удалось трижды.

Первая попытка была связана с тем, что нашелся некий меценат, владелец сельских угодий и крепостных крестьян и любитель науки, который пригласил Рудина к себе для проведения преобразований, необходимых для сельской жизни. Но прожил Рудин здесь недолго. Достаточно было одной оскорбительной сцены, чтобы Рудин бросил это хлебное место.

Вторая попытка действовать - это попытка устроить бизнес. Но понятно, что одинокому и порядочному Рудину это не удается. Его обманывают подрядчики, и на этом он теряет остатки своего капитала.

Последнее его приключение показывает героя немного с другой стороны. Он устраивается учителем в гимназию, дети в восторге от его лекций, но возникает стена, которая обычно возникает перед теми, кто пытается действовать всерьез. Сначала ему предъявляют претензии его коллеги, которым кажется, что лекции Рудина слишком яркие и опасные, затем происходит скандал с начальством гимназии, и, наконец, тяжелое объяснение в полиции. И вот Рудин сослан под надзор полиции в свою деревню, которой скорее всего, нет.

Лежнев говорит Рудину, что с его талантом он мог бы жить безбедно и беспечально, но он предпочел честную и суровую бедность, а это знак высокой души. Лежнев говорит Рудину и о том, что тот всегда может найти прибежище помощь и защиту у него в имении. Друзья расстаются, и следы Рудина теряются.

Третий эпилог говорит о том, что произошло еще через несколько лет. Это 1848 год, Франция, баррикады, большинство защитников последней баррикады уже бежало, правительственные войска готовятся к последнему штурму (рис. 12).

Рис. 12. Революция 1848 г. (Альфонс де Ламартин) ()

И в этот момент на вершину баррикады поднимается тощая, нескладная фигура. Человек одной рукой размахивает знаменем, а другой рукой держит старую, затупившуюся саблю. Раздается выстрел, человек падает. Этим человеком был Дмитрий Рудин. Когда-то Рудин признавался Наталье, что, может быть, погибнет за то, во что толком не верит. Тем не менее, он погибает героически. Герой не только оправдан, но и возвеличен.

И вот мы видим, что герой, представитель дворянской интеллигенции, не способен возглавить реформы в России. За десятилетия бесплодной и глухой борьбы такие герои привыкли только говорить - действовать им не давали. В то же время эти люди важны для определенного этапа развития страны: они не давали стране заснуть. Таким образом, эксперимент дает результат отрицательный, но очень важный для понимания общественной обстановки в России.

Список литературы

  1. Сахаров В.И., Зинин С.А. Русский язык и литература. Литература (базовый и углубленный уровни) 10. - М.: Русское слово.
  2. Архангельский А.Н. и др. Русский язык и литература. Литература (углубленный уровень) 10. - М.: Дрофа.
  3. Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М. / под ред. Ланина Б.А. Русский язык и литература. Литература (базовый и углубленный уровни) 10. - М.: ВЕНТАНА-ГРАФ.
  1. Интернет-портал licey.net ().
  2. Интернет-портал Russkay-literatura.ru ().
  3. Библиотека ().

Домашнее задание

  1. Проанализируйте роман «Рудин», определите новшества Тургенева.
  2. Составьте сравнительную характеристику образов Рудина, Онегина, Печорина, Бельтова. Сопоставьте сходные и различные черты.
  3. * Напишите сочинение-размышление на тему: «Рудины в современном мире».

С чего начать произведение? Чем его закончить? На какие части оно будет делиться? Что надо сообщить читателю сразу, а что потом? О чем рассказать подробно и о чем коротко? От чьего лица вести повествование? Эти и многие другие вопросы, возникающие перед писателем, связаны с композицией художественного произведения. И решать эти вопросы нужно не порознь, а вместе, на основе единого композиционного принципа. Некоторые ученые называют такой принцип архитектоникой (по-гречески - "строительное искусство"). Не случайно, что это слово по происхождению и смыслу близко к слову "архитектура". Подобно архитектору, писатель вырабатывает какой-то план, проект будущего здания, и сам же выступает строителем своего словесного здания.

Продумывая композицию, писатель стремится к тому, чтобы читатель поверил в правду художественного изображения и с наибольшей глубиной воспринял внушаемые ему мысли и чувства. При этом писатель исходит из своего понимания действительности и законов и принципов художественного творчества данной эпохи.

В 50-е годы И. С. Тургенев впервые обращается к жанру романа, ставшему в дальнейшем основным в его творчестве, так как роман - большое эпическое произведение, и сюжет его содержит больше фабульных линий и поворотов, чем, скажем, сюжет рассказа. "Форма и условия романа, - писал В. Г. Белинский о главной особенности этого жанра, - удобнее для поэтического представления человека, рассматриваемого в отношении к общественной жизни, и вот, мне кажется, тайна его необыкновенного успеха..."

В романе ставятся важнейшие проблемы эпохи, воссоздаются широкие картины общественной жизни, изображается жизнь человека в его многообразных и сложных связях с другими людьми, социальной средой, народом. Потому-то в романе всегда больше действующих лиц, чем в рассказе или повести, судьбы героев сталкиваются и переплетаются.

Жанр романа наиболее полно отвечал стремлению Тургенева глубоко исследовать современную ему жизнь, духовную историю героя его времени.

В ту пору, когда писался роман "Рудин", начиналась новая эпоха в жизни России. И.С. Тургенев считал, что наступило время реформ и преобразований. Главная идея романа "Рудин" состоит в том, что в русской жизни наступило время, когда знания, культура, свободолюбивые настроения должны соединиться с преобразовательной, практической деятельностью. Эта идея не получила в романе яркого художественного воплощения в образе положительного героя, хотя она и является основой тургеневской критики Рудина. Как признавал сам писатель, в середине 50-х годов ему еще были неясны настоящие представители новых передовых общественных идей - разночинцы-демократы, которые пришли на смену дворянской интеллигенции.

Современные Тургеневу критики и писатели определили историческое значение деятельности дворянской интеллигенции 30-40-х годов и критически раскрыли социальную сущность типа "лишних людей", их характер и духовный облик. Революционные демократы показали, что время Рудиных прошло. Добролюбов писал: "...Теперь нужны нам не такие люди, которые бы еще более возвышали нас над окружающей действительностью, а такие, которые бы подняли - или нас научили поднять - самую действительность до уровня тех разумных требований, какие мы уже сознали".

Уродливые стороны жизни Тургенев изображал в большинстве своих Произведений и в то же время, запечатлевая "образ и давление времени", он показывал и передовых людей. Как ни мало их было, в них, по словам Герцена, "было будущее России", на этих людях, по убеждению Тургенева, лежала обязанность "быть передавателями цивилизации народу". Изображение этих людей - чаще всего небогатых, образованных дворян - и занимает самое большое место в повестях Тургенева 40-50-х годов. Только в этой среде возникал тогда сознательный протест против несправедливого устройства общества. Однако во всех своих начинаниях - общественных и личных - эти герои неизменно терпят неудачи, им не находится места в жизни, они становятся, по выражению одного из таких героев, "лишними людьми".

Таков Дмитрий Рудин - обаятельный собеседник, умный, образованный, и, несомненно, талантливый человек. Он искренне и честно хочет добра и счастья для народа, умеет увлечь других своим красноречием, внушить им благородные стремления, но в практических делах оказывается робким и беспомощным. К тому же личный конфликт обнаруживал общественную, социальную несостоятельность "лишних людей". Покорность судьбе, то есть обстоятельствам, парализует все начинания Рудина, как и других тургеневских героев этого типа. Нежелание жить так, как живут все - быть чиновником или помещиком, - делало лучших людей "лишними" в России, а сознание своей практической беспомощности в условиях огромной крепостной страны делало их бессильными перед судьбой. А.М. Горький писал: "Приняв во внимание все условия времени - и гнет правительства, и умственное бессилие общества, и отсутствие в массах крестьян сознания своих задач, - мы должны будем признать, что мечтатель Рудин... был человеком более полезным, чем практик. Мечтатель - он являлся пропагандистом идей революционных, он был критиком действительности..."

В "Рудине" наиболее ярко проявляются особенности мастерства Тургенева-романиста. Именно в этом романе писатель представил замечательный образец сжатой композиции, которая открывает широкие возможности для богатого содержанием действия и обрисовки характеров.

Главное, что отличает композицию романа "Рудин", - это ее необычная простота, отсутствие всякого рода эффектов. Простота достигается несложной фабулой и соподчиненностью всех элементов произведения одному центральному образу, что определило монологический характер романа и ход развития событий. Но ни простота в ходе действия, ни небольшой объем романа, ни ограниченность действующих лиц не помешали увлекательной, занимательной фабуле "Рудина".

Действие в романе протекает последовательно, с ясной мотивировкой каждой ситуации, но без ненужных эпизодов и деталей. При этом Тургенев не увлекается бытовыми описаниями, что было характерно для значительной части прозы 40-х годов.

В произведении любого жанра полная художественная глубина достигается тогда, когда в композиционном строительстве активно участвует слово, индивидуальный авторский язык, своя, неповторимая интонация. Все это находит отражение в изображении Тургеневым персонажей романа. Главное внимание писатель уделяет не их психологии, а их духовной жизни. Роман насыщен рассуждениями на философские и научные темы, спорами об искусстве, просвещении, морали; он начинается со спора Рудина и Пигасова об убеждениях и системах. Рудин произносит горячие речи "о значении просвещения и науки, об университетах...". С Наташей и Басистовым Рудин часто и долго в течение двух месяцев беседует о долге человека, искусстве, свободе и любви. Воспоминания Лежнева о кружке Покорского показывают образ Рудина-оратора, произносящего вдохновенные речи о Гегеле, истине и общечеловеческих идеалах.

Внутренняя задача композиции - непрерывность движения художественной мысли и чувства. Для этого нужно, чтобы каждый новый композиционный элемент включался в связи со всеми предыдущими. Такая связь частей и целого может считаться идеалом художественной композиции. Тургенев показывает Рудина в определенной социальной среде. Он сталкивает своего героя и ставит его в определенные отношения с людьми разного типа, с различными мировоззрениями и идеалами, разным уровнем образования и разной социальной сущности. Автор заставляет Рудина, внутренний мир которого, его психологический облик дан в связи с его стремлениями к общественной деятельности, действовать на различных поприщах, показывая его удачи и поражения, взлеты и падения, достоинства и недостатки. Но при этом фигуры, события и впечатления не заслоняют и не мешают друг другу. Все в романе подчинено главной идее, все гармонирует между собой и целым. Не случайно критика "Современника" видела в "Рудине" новый плодотворный этап в творческом развитии Тургенева. В обзорной статье Н.А. Некрасов отмечал: "При многих недостатках "Рудина" в художественном отношении он показывает, что для г. Тургенева начинается новая эпоха деятельности, что его талант приобрел новые силы, что он даст нам произведения еще более значительные, нежели те, которыми заслужил в глазах публики первое место в нашей новейшей литературе после Гоголя".

В «Записках охотника» Тургенев прежде всего выяснял значение народного характера в исторических судьбах России. Одновременно он продолжает разрабатывать еще одну проблему, связанную с изучением психологии и идеологии дворянской интеллигенции, ее роли в жизни страны, что нашло отражение уже в «Запис-ках охотника» («Гамлет Щигровского уезда», 1848). В новых повестях «Дневник лишнего человека» (1850), «Яков Пасынков» (1855), «Переписка» (1856), вни-мание писателя сосредоточено на изображении со-временного человека с его напряженными философ-скими исканиями, углубленным самоанализом, но-сящим даже болезненный характер, оторванным от реальной действительности.

Тема «лишнего человека» не случайно привле-кала внимание Тургенева в 50-е гг., когда особую остроту приобретал вопрос о деталях, способных пробудить русское общество. Тургеневский герой, нарисованный с несомненным сочувствием, — человек мыслящий, образованный. Он глубоко страдает от практической ненужности полученных им когда-то знаний, от одиночества, неспособности и невозмож-ности найти свое место в жизни. Именно от Тур-генева берет свое начало сам термин «лишний че-ловек», который стал определением важного об-щественно-литературного явления, нашедшего свое отражение в ряде художественных произведений рус-ской литературы.

«Рудин» — первый роман Тургенева, запечатлев-ший целую полосу в развитии русского общества 30—40-х гг. XIX в. Сюжет романа сравнительно несложен, да и объем его невелик. Главное в «Рудине» — не описание быта, а воссоздание идеоло-гической картины эпохи. Характеры героев раскры-ваются прежде всего через споры о философии, просвещении, морали. Это становилось одной из характернейших примет русского романа XIX в.

Образ главного героя романа дан неоднозначно. В нем нельзя не отметить подлинную культуру, ши-рокую образованность, бескорыстие. Он мечтает о благе человечества, произносит пламенные речи о высоком звании человека, о значении просвещения и науки. Но, будучи выучеником философского идеа-лизма 30-х гг., Рудин, подобно другим дворянским интеллигентам, оказывается очень далеким от пра-вильного восприятия действительности. Идеальные представления терпят крах при столкновении с ре-альной жизнью. И, высоко ценя героя, Тургенев, тем не менее, неоднократно подчеркивает резкий разрыв у Рудина между словом и делом, что отчет-ливо и наглядно проявляется в любовном конфлик-те, а поведение героя в сфере любовных отношений давно уже стало в русской литературе одним из главных средств его проверки, своеобразным испы-танием.

Не щадя себя, Рудин писал Наталье Ласунской: «Первое препятствие — и я весь рассыпался... прос-то испугался ответственности, которая на меня па-дала, и потому я, точно, недостоин вас».

Лежнев, в ряде случаев высказывающий мысли, близкие Тургеневу, говорит: «Несчастье Рудина со-стоит в том, что он России не знает, и это точно большое несчастье. Россия без каждого из нас обо-йтись может, но никто из нас без нее не может обойтись. Горе тому, кто это думает, двойное горе тому, кто действительно без нее обходится! Космо-политизм — чепуха, космополит — нуль, хуже нуля; вне народности ни художества, ни истины, ни жиз-ни, ничего нет». Эти слова звучат как своеобразная публицистическая декларация; но они многое объяс-няют в художественном строе романа. Да и сам Рудин в конечном счете осознает, что подлинно полезная деятельность возможна лишь для того, кто не потерял связи с народной почвой. Он говорит: «...Если у человека нет крепкого начала, в которое он верит, нет почвы, на которой он стоит твердо, как может он дать себе отчет в потребностях, в значении, в будущности своего народа? Как может он знать, что он может сам делать?..»

И все же Рудин, восторженно провозглашающий идею служения обществу, горячо верит в силу ра-зума и вдохновенную проповедь добра. «В Рудине есть энтузиазм, а это самое драгоценное качество в наше время. Мы все стали невыносимо рассуди-тельны, равнодушны и вялы, мы заснули, мы за-стыли — и спасибо тому, кто хоть на миг расше-велит и согреет»,— говорит о Рудине Лежнев. Так же воспринимал тургеневского героя и Некрасов: «Эти люди имели большое значение, оставили по себе глубокие и плодотворные силы. Их нельзя не уважать, несмотря на все их смешные или слабые стороны». Материал с сайта

В 1860 г., готовя роман к новому изданию, Тургенев прибавил к нему эпилог: смерть Рудина на баррикадах в Париже во время революционных со-бытий 1848 г. Эпилог этот имел для писателя принципиальное значение. В новых условиях, когда на исторической арене уже появились революцион-ные демократы и возник острый идеологический конфликт между «Современником» и Тургеневым, писатель стремился показать историческое значение тех дворянских интеллигентов, которые с его же легкой руки получили название «лишних людей» и были подвергнуты резкой критике в статье Добро-любова «Что такое обломовщина?» (1859). Эпилог призван был возвысить Рудина, доказать его способ-ность на героические поступки. Однако даже на парижских баррикадах Рудин все равно оказывается вечным скитальцем. Подвиг его бесполезен, сама фигура его несколько театральна: «В одной руке он держал красное знамя, в другой — кривую и тупую саблю...» Повстанцы даже не знали, кто такой Рудин, они считали его поляком... Так уходит из жизни и со страниц романа Дмитрий Рудин.

Опыт работы над первым романом во многом пригодился писателю в его последующем творчестве. В «Записках охотника» повествование строилось преж-де всего на авторских описаниях, композиционным центром оказывался охотник, рассказывающий о сво-их встречах, наблюдениях, разговорах. В романе же характер повествования изменяется. Авторское на-чало отходит на второй план. Герои даны объек-тивно, широко используются взаимооценки персо-нажей, исповеди, письма и т. д.

Сюжет «Рудина» охватывает несколько лет, но подробно описывается только несколько дней из жиз-ни героя. В романе в полной мере проявилось пей-зажное мастерство автора: пейзаж образует не просто лирический фон, но и подчеркивает душевное со-стояние Рудина. «Концентрированное» изображение действительности, сжатость и напряженность повест-вования, связанного преимущественно с судьбой од-ного героя, простота композиции, отсутствие каких- либо внешних эффектов, реалистическая мотивиров-ка поступков — все это станет характерными осо-бенностями и других романов великого писателя.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • «записки охотника» и.с. тургенева. проблематика.
  • рудин роман цитаты
  • проблемы романа рудин
  • краткое сообщение о романе рудин
  • критические статьи рудин

В романе «Рудин» (1855) И.С.Тургенев пытается ос­мыслить свою эпоху, выделив в ней самое важное. А самой важной из общественных проблем недавнего прошлого становится для него проблема «лишнего человека». Но увидена она теперь по-новому: «лишний человек» оказы­вается предметом дискуссии, в ходе которой сталкиваются различные точки зрения. Возникает образ противоречивый и многозначный.

В жизнь других действующих лиц романа Рудин входит как пророк, ореолом пророческой исключительности ок­ружены идеи и сами человеческие качества героя. Броса­ется в глаза облагораживающее воздействие речей Рудина на окружающих людей. Но очень скоро становится замет­но, что ему не чужды рисовка, тщеславие и кокетство. Потом будет прямо сказано о его суетности, мелочности, деспотизме, а затем сразу же зазвучит тема человеческой ущербности героя. Выясняется, что он не способен любить, сделать счастливым другого человека, страдать обычными человеческими муками, не способен к настойчивым уси­лиям, к повседневному труду, к творческим радостям и свершениям. И чем дальше, тем отчетливее вырисовывает­ся взаимная внутренняя связь этих различных свойств. Очевидно, что пророческий пафос Рудина и вообще все качества, составляющие его исключительность, неотдели­мы от его слабостей и недостатков. Характер Рудина пред­стает своеобразной загадкой русской общественной жизни - явлением удивительным и странным, ускользаю­щим от любых окончательных суждений о нем.

Однако в эпилоге романа способ и масштаб изображе­ния героя резко меняются. Все мелкое, тривиальное, это мистическое в Рудине отходит на второй план, как нечто несущественное. Открывается глубинная - подвижничес­кая - сущность его жизненной позиции: перед читате­лем - трагический герой, который стремится служить ис­тине и добру. Но именно в этом стремлении он сталкивается со всем общественным порядком современ­ной ему России. Герой вновь и вновь терпит неизбежные в его положении неудачи, но не хочет и не может приспо­собиться или отступить.

В эпилоге удостоверено общенациональное, а в конце концов и общечеловеческое значение рудинских исканий и рудинской судьбы. В образе Рудина соединяются приме­ты общественно-психологических типов, ранее Тургене­вым противопоставлявшихся. Узнаваемые черты «лишнего человека» переплетаются с чертами пылкого романтика-энтузиаста, сливаются характерные свойства дворянина и разночинца, и, наконец, все это сложное сочетание вклю­чает в себя ассоциации, ведущие к образам народных правдоискателей - странников и юродивых из «Записок охотника».

По мере приближения романа к финалу фигура Рудина все определеннее становится воплощением родовых черт русской интеллигенции в целом и все определеннее ут­верждается мысль о высшем назначении лучших ее пред­ставителей. Тургенев понимает и признает, что их воздей­ствие на основную массу людей, на окружающие обстоятельства несоразмерно их высокой цели. С узко­практической точки зрения их жизнь может считаться даже бесплодной. Но значение русской интеллигенции Тургенев видит в другом: для него важна ее способность выдвинуть высокие, общезначимые идеалы, способность утвердить эти идеалы ценой героического самопожертвования.