Цифра 3 в преступлении наказании. Магия числе в романе Ф

Работу выполнили ученики 10 А класса: Салахова Вита, Таранов Алексей, Панюкова Наталья Число «7» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Москва, 2014 год

Символика числа 7 Согласно учению пифагорийцев, число 7 является символом святости, здоровья и разума, Число 7 называют «истинно святым числом», так как число 7-это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство, и числа 4, числа, которое относят к числам мирового порядка. Напрашивается вывод, что число 7 является символом «союза» Бога с че­ловеком, символом общения между Богом и его творением. 7 считается счастливым числом и олицетворением гармонии.

Ассоциации с числом 7 Радуга – 7 цветов 7 основных нот в музыке музыкальный интервал, состоящий из 7 ступеней - септима 7 чудес света 7 смертных грехов 7 дней недели

Число 7 в романе Сам роман состоит из 6 частей и эпилога. Первая и вторая части романа состоят из 7 глав. 7 часов веера- роковое время для Раскольникова, так как на это время он назначает убийство старухи-процентщицы. 7 лет каторги- такой срок определен в качестве наказания герою романа. 7 лет прожил Свидригайлов со своей женой, Марфой Петровной. 7 детей у портного Капернаумова. Раскольников в 7 лет- видит сон, в котором представляет себя семилетним мальчиком. 730 шагов до дома старухи-процентщицы.

Часть I «Идти ему было немного; он даже знал, сколько шагов от ворот его дома: ровно семьсот тридцать.» (глава 1) « В это время вошла с улицы целая партия пьяниц, уже и без того пьяных, и раздались у входа звуки нанятой шарманки и детский, надтреснутый семилетний голосок, певший "Хуторок ".» (глава 2) « А тут поднялся проливной дождь, и Дуня, оскорбленная и опозоренная, должна была проехать с мужиком целых семнадцать верст в некрытой телеге.» (глава 3) «… и мой кредит вдруг увеличился, и я наверно знаю, что Афанасий Иванович поверит мне теперь, в счет пенсиона, даже до семидесяти пяти рублей…» (глава 3) « "Двадцать городовому, три Настасье за письмо, -- значит, Мармеладовым дал вчера копеек сорок семь али пятьдесят", -- подумал он, для чего-то рассчитывая, но скоро забыл даже, для чего и деньги вытащил из кармана.» (глава 5) «Он лет семи и гуляет в праздничный день, под вечер, с своим отцом за городом.» (глава 5)

« Приходите-тко завтра, часу в семом-с. И те прибудут.» (глава 5) « Он узнал, он вдруг, внезапно и совершенно неожиданно узнал, что завтра, ровно в семь часов вечера, Лизаветы, старухиной сестры и единственной ее сожительницы, дома не будет и что, стало быть, старуха, ровно в семь часов вечера, останется дома одна.» (глава 5) « Дает вчетверо меньше, чем стоит вещь, а процентов по пяти и даже по семи берет в месяц и т. д. » (глава 6) « -- Семой час давно!» (глава 6)

Часть II «Было ему лет двадцать семь.» (глава 4) « Иным было лет за сорок, но были и лет по семнадцати, почти все с глазами подбитыми.» (глава 6) « Дом Починкова, нумер сорок семь, в квартире чиновника Бабушкина...» (глава 6)

Часть III «Говорил он с необыкновенным участием, но сдержанно и как-то усиленно серьезно, совершенно как двадцатисемилетний доктор на важной консультации…» (глава 1) « Заперлась, на мой бонжур сквозь двери не ответила, а сама в семь часов поднялась, самовар ей через коридор из кухни проносили... » (глава 2) « Поднялись они часов с семи или даже раньше.»(глава 2) « Во многих случаях даже слишком был снисходителен к ее характеру, целые семь лет...» (глава 3)

Часть IV «Хлыст я употребил, во все наши семь лет, всего только два раза…» (глава 1) « (Всего-то я семьдесят тысяч был должен)» (глава 1) « Семь лет из деревни не выезжал.» (глава 1) « А часы эти я, действительно, все семь лет, каждую неделю сам заводил, а забуду -- так всегда, бывало, напомнит.» (глава 1) « Там семилетний развратен и вор.»(глава 4)

Часть V «Вон Варенц семь лет с мужем прожила, двух детей бросила, разом отрезала мужу в письме…» (глава 1) « Зайдите ко мне сюда часов этак в семь.» (глава 1)

Часть VI «Я семь лет прожил в деревне у Марфы Петровны, а потому, набросившись теперь на умного человека, как вы…» (глава 3) « В первый же день по приезде пошел я по разным этим клоакам, ну, после семи-то лет так и набросился.» (глава 4) « Я, Родя, дней шесть-семь назад убивалась, смотря на твое платье, как ты живешь, что ешь и в чем ходишь.» (глава 7)

Эпилог «(в кошельке оказалось триста семнадцать рублей серебром и три двугривенных; от долгого лежанья под камнем некоторые верхние, самые крупные, бумажки чрезвычайно попортились)» (глава 1) « Им оставалось еще семь лет; а до тех пор столько нестерпимой муки и столько бесконечного счастия!» (глава 2) « Семь лет, только семь лет! В начале своего счастия, в иные мгновения, они оба готовы были смотреть на эти семь лет, как на семь дней. » (глава 2)

Спасибо за внимание!

и литературы

1. Введение

О нумерологии 1

2. Нумерология в романе Достоевского «Преступление и наказание»

2.1 Цифра четыре 4

2.2 Цифра три, тридцать -

2.3 Цифра одиннадцать 5

2.4 Цифра семь -

3. Заключение

Что помогла мне понять нумерология в романе Достоевского

«Преступление и наказание» 7

4. Список литературы 8

Нумерология - это паранаука о числах. Её часто называют магией чисел

Нумерология уходит своими корнями в глубокую древность - числами пользовались ещё первобытные племена. Осознанно или неосознанно, люди подчиняются ей: нечётное число цветов в букете, особенно в Германии, где цветы чаще всего продают по 10 штук, сервиз на шесть или двенадцать персон, повторить три раза. Числовая магия отражена в суевериях: во многих странах нет самолётов с бортовым номером 13, нет этажа с номером «13», нет 13-го номера в гостиницах и т. д.

В нумерологии за каждым однозначным числом закреплены определённые свойства, понятия и образы. Нумерологией пользуются при анализе характера человека, чтобы определить характер, природные дарования, сильные и слабые стороны, предсказать будущее, выбрать лучшее место для жизни, открыть наиболее подходящее время для принятия решений и для действий. Некоторые люди также пользуются нумерологией, чтобы выбрать себе партнёров - в бизнесе, браке, а также в обществе.

История.


Сейчас невозможно точно установить, когда именно зародилась нумерология, по той причине, что в древности (в Вавилоне, Индии, Египте, Греции и Риме) такой отдельной области знания не выделялось. В те времена философ и математик без труда понимали друг друга и не мыслили свои науки отделёнными друг от друга непроницаемыми барьерами. Поэтому одни и те же учёные изучали числа с точки зрения и философии, и математики. Платон, Аристотель требовали от своих учеников уверенного владения математикой, а большинство математиков древности были хорошо знакомы с философией своего времени.

Положения Пифагора

Основные положения нынешнего варианта западной нумерологии были разработаны в VI веке до н. э. древнегреческим философом и математиком Пифагором, который объединил математические системы арабов, друидов, финикийцев и египтян с науками о природе человека

Сокращение чисел до цифр

Для сокращения больших чисел в элементарные разработаны разные системы. Самый простой и популярный метод получения из чисел этих цифр - сложить все десятичные разряды этого числа, затем, если образуется 10 или более, сложить и эти цифры, Этот процесс продолжают до тех пор, пока не получат элементарное число от 1 до 9 (в некоторых вариантах нумерологических расчётов двузначные числа 11 и 22, также называемые господствующими, не сокращаются до однозначных). Такому «анализу» могут быть подвергнуты любые числа: дата рождения, номер телефона, номер квартиры и т. д. Математически эта процедура эквивалентна замене исходного числа его остатком от целочисленного деления на 9.

С нумерологический точки зрения, время движется по нескончаемо повторяющимся циклам от 1 до 9. В рамках столетий и декад каждый новый год приносит с собой новое число. Дни и месяцы внутри года также могут быть разделены на циклы.

Связь нумерологии и Библии

В качестве одного из способов разрешения сложной жизненной ситуации, некоторые нумерологи рекомендуют запись проблемы на бумаге, расчёт по нумерологической таблице полного нумерологического числа, и дальнейший поиск подсказки из текста Библии. В качестве ярчайшего примера действенности данного метода используется совпадение, связанное с царём Соломоном: нумерологическое сложение фразы «Царь Соломон» дает результирующее число 11. И именно в 11 книге Библии (3-я книга царств), в первых 11 главах (не считая отдельных упоминаний во 2-й Царств), дано жизнеописание царя Соломона, а в главе 11 стихе 11 дана причина наказания Соломона Богом. Однако такие совпадения достаточно редки, и их приходится целенаправленно искать.

В сказках и мифах многих народов широко используются числа 3, 7, 12.

Пифагор говорил своим ученикам, что числа правят миром. Его нумерологическое учение было основано на аксиоме , что числа скрывают и содержат в себе тайну Вселенной. Платон, верный пифагорейской традиции, заключил, что математический код - неотъемлемое свойство мироздания - лежит в основе всех явлений. Выражаемые числами идеи абсолютны, неизменны и совершенны. Сокровенный ряд чисел невелик, их всего одиннадцать. Это 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11 и 22.


Нечетные числа говорят о процессах начала и созидания и считаются женскими, а четные - о процессах завершения и созревания и считаются мужскими. Каждое число олицетворяет какую-то идею, а какую именно и как можно использовать нумерологию чисел в нашей повседневной жизни - об этом и рассказывает наука нумерология. Каждый человек - тайна, а нумерология дает нам ключ к шифру, секретный код.

Душа каждого человека связана со своим индивидуальным нумерологическим кодом. Числовые соотношения несут как добро, радость и благоденствие , так и зло, горе и упадок. Человек, постигший мистический смысл своего нумерологического кода, становится свободным созидателем собственной судьбы. Каждый человек по своей многогранности подобен матрешке или огромному дворцу с анфиладой залов, и ни одно число не может стать единственным ключом к его судьбе. На наши судьбы воздействуют нумерология имени, отчества и фамилии, дня и месяца рождения, года рождения и часа, адреса и документов, номера автомобиля и телефона. Каждая вибрация - ключик к одной из дверей дворца нашей судьбы, тайный нумерологический код к одному из аспектов нашей жизни, например - нумерологической совместимости.

Как нам известно, Пифагор, его ученики и последователи сократили все числа до цифр от 1 до 9 включительно, поскольку они являются исходными числами, из которых могут быть получены все другие (именно эту систему и приняла современная нумерология).

Для сокращения больших чисел в элементарные были разработаны разные системы. Самый простой метод - сложить все цифры этого числа, затем, если образуется 10 или более, сложить и эти цифры. Этот процесс продолжают до тех пор, пока не получат элементарное число от 1 до 9 (далее трактуется значение полученного числа).

В качестве простого примера берем число 125. Раскладываем его так: 1+2+5=8. Таким образом, 8 будет представлять вибрирующий символ 125. Возьмем "звериное число" из Апокалипсиса - 666. Сложим: 6+6+6=18, а далее 1+8=9. Это очень уместная вибрация, учитывающая всеобщее влияние, представленное числом 9.

Более сложный пример - число 684371. Складываем: 6+8+4+3+7+1=29; далее: 2+9=11; далее 1+1=2. Таким образом, 2 становится вибрирующим символом этого числа.

Сумма 13 будет сокращена до 4 (1+3), также как и 31 (3+1). Ни одно из этих чисел не будет иметь другого вибрирующего значения, кроме того, что представлено окончательным числом 4.

Нумерология используется в современном мире в различных областях жизни.

В романе Достоевского «Преступление и наказание» меня заинтересовали цифры, которые там постоянно повторяются. Узнав о том, что Достоевский хорошо знал Евангелие и русский фольклор, я решила посмотреть на роман через призму нумерологии, понаблюдать за магией чисел, подвергнуть их анализу.

"...стало быть, в четвертом этаже, по этой лестнице и на этой площадке, остается, на некоторое время, только одна старухина квартира занятая".

Л. Даунер обратил внимание на часто повторяющееся в романе число "четыре": "Однако так как мучительные колебания Раскольникова, символизирующие его психический разлад и моральное замешательство, все же должны представлять его возможную психическую и моральную цельность, то лестницы и число четыре связаны, так как лестница буквально ведет к определенному повторяющемуся уровню высоты - к четвертому этажу.

Квартира жертвы находиться на четвертом этаже здания; Раскольников прячет украденные вещи во дворе, где строиться четырехэтажный дом; убогая комната Мармеладова находиться на четвертом этаже; полицейская контора находиться на 4-ом этаже этого здания, и Раскольников направляется к четвертой комнате. В каждом случае эта окружающая обстановка отмечает критический момент в психической эволюции Раскольникова: убийство, поиски тайника (укрывательство), первая встреча с Соней и окончательное признание. После преступления Раскольников четыре дня находиться в бредовом состоянии. В истории воскрешения Лазаря, которую Соня читает Родиону Раскольникову, Лазарь был мертв четыре дня. История эта помещена в 4-м евангелии (Евангелие от Иоанна). У Раскольникова есть четыре основных бреда. Таким образом, мы имеем восемь (дважды четыре) проявлений числа "4", все связанные с преступлением Раскольникова, виной его и признанием.

Число 4 имеет основопологающее значение. Есть 4 времени года, четыре направления, четырехклеточные стадии в эмбриональном развитии, четыре стадии человеческой жизни, четыре "мира", четыре "элемента".

К этому следует добавить, что символика чисел в произведениях Достоевского, в частности в "Преступлении и наказании", восходит к фольклорной и библейской числовой символике: четыре стороны света - слова Сони: "стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю... поклонись всему свету на все четыре стороны"; четыре евангелия. В - 4 животных; 4 ангела, 4 угла земли, 4 ветра; 4 имени сатаны; 4 сотворенных богом предмета; 4 имени народа и т. д.

Приведя многочисленные примеры "поразительно устойчивого образа" четырехэтажных домов и четвертого этажа в "Преступлении и наказании", делает вывод: "Эта четырехчленная вертикальная структура семантически приурочена к мотивам узости, ужаса, насилия, нищеты и тем самым противопоставлена четырехчленной горизонтальной структуре (на все четыре стороны), связываемой с идеей простора, доброй воли, спасения. Этот второй, сакральный аспект чисел, противопоставленных профаническим числам, годным лишь для "низкой жизни", снова возвращает нас к архаическим схемам мифомышления и, в частности, к практике ритуальных измерений основных параметров мира. И у Достоевского число введено в мир и определяет не только размеры, но и высшую суть его. Для приближения к ней, проникновения в нее необходима полнота жизни".

Вероятно, Достоевский был знаком также и с учением пифагорийцев, последователей древнегреческого философа Пифагора, приписывавших различным числам тайные значения. Пифагорийцы утверждали, что числа являются основным началом и сущностью вещей, и подробно определили качество и роды чисел, создав пифагорейский математический символизм и таинственную мистику чисел.

«…тридцать целковых молча выложила».

Фольклорно-евангельское число «три» (в фольклоре – три дороги, три встречи, три сына, три препятствия; в Евангелии – три отречения Петра, Иисус у Геннисаретского озера обратился к Петру с вопросом 3 раза, 3 года искал плодов на смоковнице хозяин) играет значительную роль в романе «Преступление и наказание». Марфа Петровна оставила Дуне три тысячи рублей по завещанию, Соня вынесла Мармеладову на похмелье свои последние тридцать копеек, и он, как и раньше Катерина Ивановна, которой Соня «тридцать целковых молча выложила», не мог в эту позорную для себя минуту не ощущать себя Иудой. Марфа Петровна выкупила Свидригайлова за тридцать тысяч сребреников, и он ее предал (покушался на ее жизнь), как некогда предал, по евангельскому рассказу, Иуда Христа за 30 сребреников; Свидригайлов хотел предложить Дуне «тысяч до тридцати». Раскольников три раза позвонило в колокольчик старухи, три раза ударил ее топором. «Три встречи» Раскольникова с Порфирием Петровичем конденсируют философское содержание романа. На третий день после убийства «объявляется вдруг самый неожиданный факт»; в трех шагах стреляет Дуня; три билета вручает Соне Свидригайлов; три часа дожидается Разумихин, когда Раскольников проснется; «три раза» приходила Марфа Петровна к Свидригайлову; у Сони три дороги, думает Раскольников, когда она стояла в трех шагах от стола; о трех тысячах рассуждает Свидригайлов; у Сони «большая комната с тремя окнами» и т. д.

В Государственной библиотеке СССР имени есть экземпляр Евангелия, подаренный Достоевскому в Тобольске женами декабристов перед отправкой петрашевцев на каторгу. Это Евангелие Достоевский хранил до конца своей жизни. Отдельные пометы свидетельствуют о том, что писатель выделял и евангельские числа.

«Было уже почти одиннадцать часов…»

Неоднократное указание в романе на одиннадцать часов связано непосредственно с евангельским текстом. «Был час одиннадцатый, когда он вышел на улицу», - отмечает Достоевский время ухода Раскольникова от умершего Мармеладова. А вот время прихода к Соне: «Я поздно... Одиннадцать часов есть? – спросил он, все еще не подымая на нее глаз. – Есть, - пробормотала Соня. – Ах да, есть! – заторопилась она вдруг, как будто в этом был для нее весь исход, - сейчас у хозяев пробили… и я сама слышала… Есть».

После посещения Сони, «на другое утро, ровно в одиннадцать часов, Раскольников вошел в дом – й части, в отделение пристава следственных дел, и попросил доложить о себе Порфирию Петровичу».

Число 11 здесь не случайно. Достоевский хорошо помнил евангельскую притчу о том, что «царство небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой». Выходил он нанимать работников в третьем часу, в шестом, в девятом и, наконец, вышел в одиннадцатом. А вечером, при расплате, управляющий по распоряжению хозяина заплатил всем поровну, начав с пришедших в одиннадцатом часу. И последние стали первыми во исполнение какой-то высшей справедливости.

Эту же евангельскую притчу Достоевский мог слышать и в проповеди cв. Иоанна Златоуста, читаемой в православных церквях во время пасхальной заутрени.

Отнеся встречи Раскольникова с Мармеладовым, Соней и Порфирием Петровичем к 11 часам, Достоевский напоминает, что Раскольникову все еще не поздно в этот евангельский час признаться и покаяться и стать из последнего, пришедших в одиннадцатом часу, первым. (Недаром для Сони был «весь исход» в том, что в момент прихода к ней Раскольникова у Капернаумовых пробило 11 часов.)

«Приходите-тко завтра, часу в седьмом-с » .

Число 7 является наиболее устойчивым и, видимо, символическим числом в «Преступлении и наказании». Сам роман семичленен (6 частей и эпилог), первые две части состоят из семи глав каждая, роковое время для Раскольникова – 7 часов вчера. Цифра 7 буквально преследует Раскольникова: «В семом часу, завтра»; «Он узнал, он вдруг, внезапно и совершенно неожиданно узнал, что завтра, ровно в семь часов вечера, Лизаветы, старухиной сестры и единственной ее сожительницы, дома не будет и что, стало быть, старуха, ровно в семь часов вечера, останется дома одна» ; «Только что он достал заклад, как вдруг где-то на дворе раздался чей то крик: - Семой час давно!»

И цифра 7 здесь, конечно, не случайна. Согласно учению пифагорийцев число 7 является символом святости, здоровья и разума. Теологи называют число 7 «истинно святым числом», так как число 7 – это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенств, и числа 4, числа, числа мирового порядка; следовательно, само число 7 является символом «союза» бога с

человеком, символом общения между богом и его творением. В библии говориться о том, что в 7-й день, после шести дней творения, бог почил. «И всякого скота чистого… по семи мужского пола и женского» должен взять Ной в ковчег (Первая книга Моисеева. Бытие, гл. 7). Урожайных годов в Египте было 7 и неурожайных тоже 7. Каждый 7-й день и каждый 7-ой год – святы, и после 7х7 лет – юбилейный год и т. д. и т. п.

Можно предположить, что, «посылая» своего героя на убийство именно в 7 часов, Достоевский тем самым уже заранее обрекает его на поражение, так как тот хочет разорвать «союз» бога с человеком. Вот почему, чтобы снова восстановить этот «союз», чтобы снова стать человеком, Раскольников должен снова пройти через это «истинно святое число». Поэтому в эпилоге романа снова возникает число 7, но уже не как символ гибели, а как спасительное число: «Им оставалось еще семь лет; а до тех пор столько нестерпимой муки и столько бесконечного счастия! Семь лет, только семь лет! В начале своего счастия, в иные мгновения, они оба готовы были смотреть на эти семь лет, как на семь дней».

Двойник Раскольникова, Свидригайлов тоже прожил с Марфой Петровной семь лет, но для него они были не как семь дней счастья, а как семь лет каторги. Любопытно, что об этих семи годах Свидригайлов настойчиво упоминает в романе: «…во все наши семь лет…», «Семь лет из деревни не выезжал», «…все семь лет каждую неделю сам заводил…», «семь лет безвыездно проживал…» и т. д.

Можно отметить также семь детей портного Капернаумова, семилетний голосок, певший «Хуторок», сон Раскольникова, когда он представляет себя семилетним мальчиком, семьсот тридцать шагов до дома старухи, семьдесят тысяч долга Свидиригайлова и т. д.

В статье «Магическое число семь плюс или минус два» американский психолог Дж. Миллер на большом экспериментальном материале показал ограниченность оперативной памяти человека, могущей оперировать не более чем семью символами или объектами одновременно. Советский исследователь О. Рисс совершенно справедливо пишет, что к числу заинтриговавших Миллера семиричных сочетаний, известных в природе, быту, мифологии и т. д. (семь дней недели, семь основных цветов, семь тонов музыкальной шкалы, семь чудес света, семь дочерей Атланта и пр.) необходимо добавить перл народной мудрости – основательный совет семь раз отмерять или проверять перед тем, как хочешь сделать что то важное.

Таким образом, главная задача нумерологии – человеческая жизнь. И я убедилась в том, что Достоевский не случайно использует символику чисел. Он стремиться или усилить с помощью них мотивы узости, ужаса, насилия, нищеты, или акцентировать внимание на фольклорно-евангельском значении числа «три», «семь», «одиннадцать» и раскрыть мотивы предательства, возможности покаяться, обречения на поражение.

Мне кажется, что именно нумерология помогла мне более глубоко характеры героев, их поведение.

Список литературы

1. . М. «Просвещение», 1980

2. «Преступление и наказание». Комментарии. М. «Просвещение», 1980

3. «Жизнь и творчество Ф. М, Достоевского» . М. «Детская литература», 1979

4. Лебедев. 2 т. М. «Просвещение», 1992

5. «Изучение в школе романа Достоевского «Преступление и наказание». Иж., 1971

6. «». Л. «Просвещение», 1971

7. http://www. /numerology/numerology. html

Во многих произведениях числа играют большую роль для создания необходимого эффекта, несут в себе зашифрованное послание для читателя или, наоборот, помогают ему понять смысл до конца. В том числе в Библии часто можно встретить символичные числа. С ней Достоевский в своем романе не редко проводит параллель или с помощью тех же чисел создает отсылки к фрагментам священного писания.

Чаще всего в тексте можно встретить числа «4, 3, 7, 11, 30», но самым распространённым является 3

Упоминание в романе

в журнальном варианте роман был разделен на три части

Тут служили три или четыре дворника.

когда и ребятишки-то по три дня корки не видят!

А уж Дарья Францевна, женщина злонамеренная и полиции многократно известная, раза три через хозяйку наведывалась.

было три старых стула

От кого, не знаю. Три копейки почтальону своих отдала. Отдашь, что ли?

ну а там... а там опять больница... вино... кабаки... и еще больница... года через два-три -- калека,

Ну вот! А третьего-то дня, в "Гамбринусе", три партии сряду взял у вас на биллиарде!

Он уже сошел три лестницы, как вдруг послышался сильный шум ниже, -- куда деваться!

А они совсем пришоль пьян и потом опять три путилки спросил

Но позвольте, как же у них такое противоречие вышло: сами уверяют, что стучались и что дверь была заперта, а через три минуты, когда с дворником пришли, выходит, что дверь отперта?

и бери три рубля: так как я за весь перевод вперед взял, за первый и за второй лист, то, стало быть, три рубля прямо на твой пай и придутся. А кончишь лист -- еще три целковых получишь

Его плотно хлестнул кнутом по спине кучер одной коляски, за то что он чуть-чуть не попал под лошадей, несмотря на то что кучер раза три или четыре ему кричал.

Катай скорей и чаю, Настасья, потому насчет чаю, кажется, можно и без факультета. Но вот и пивцо! -- он пересел на свой стул, придвинул к себе суп, говядину и стал есть с таким аппетитом, как будто три дня не ел.

Я уж часа три тебя жду; раза два заходил, ты спал.

Вот, во-первых, три рубашки, холстинные, но с модным верхом...

Родя пятый день уже болен и три дня бредил, а теперь очнулся и даже ел с аппетитом.

Я ведь и заговорил с целию, а то мне вся эта болтовня-себятешение, все эти неумолчные, беспрерывные общие места, и всё то же да всё то же, до того в три года опротивели, что, ей-богу, краснею, когда и другие-то, не то что я, при мне говорят

Раскольников вынул сколько вынулось: три пятака.

Кричал-то он, это правда, три раза ему прокричал, -- отозвался другой голос.

В акурат три раза, все слышали! -- крикнул третий.

Вот тут, через три дома, -- хлопотал он, -- дом Козеля, немца, богатого...

Года через три ты уж не будешь вставать для больного...

ну а в три года вашей разлуки много воды ушло

Когда?.. -- приостановился Раскольников, припоминая, -- да дня за три до ее смерти я был у ней, кажется. Впрочем, я ведь не выкупить теперь вещи иду

Логика предугадает три случая, а их миллион!

Да ты что же! -- крикнул вдруг Разумихин, как бы опомнившись и сообразив, -- да ведь красильщики мазали в самый день убийства, а ведь он за три дня там был? Ты что спрашиваешь-то?

Марфа Петровна посещать изволит, -- проговорил он, скривя рот в какую-то странную улыбку.

Как это посещать изволит?

Да уж три раза приходила. Впервой я ее увидел в самый день похорон, час спустя после кладбища.

Кроме того, он положительно уведомил меня, что Марфа Петровна за неделю до смерти, успела оставить тебе, Дуня, по завещанию три тысячи рублей, и деньги эти ты можешь теперь получить в самом скором времени. Пульхерия Александровна робко на нее поглядывала; впрочем, три тысячи ее видимо успокоивали

Ах, Родя, ведь у нас утром всего три целковых за душой оставалось,

Об издательской-то деятельности и мечтал Разумихин, уже два года работавший на других и недурно знавший три европейские языка,

Она особая, отдельная, с этими нумерами не сообщается, и меблированная, цена умеренная, три горенки.

"Ей три дороги, -- думал он: -- броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом, или... или, наконец, броситься в разврат, одурманивающий ум и окаменяющий сердце".

"Недели через три на седьмую версту, милости просим! Я, кажется, сам там буду, если еще хуже не будет", -- бормотал он про себя.

Соня нерешительно ступила к столу, недоверчиво выслушав странное желание Раскольникова. Впрочем, взяла книгу

На столе оставалось около пятисот рублей, кредитными билетами, и между ними три билета, во сто рублей каждый.

и всё время у меня пребывали потом в чрезвычайном смущении, так что даже три раза, среди разговора, вставали и спешили почему-то уйти, хотя разговор наш еще не был окончен

Все три полячка ужасно горячились и кричали ему беспрестанно: "пане лайдак!",

В это мгновение кто-то три раза стукнул в дверь.

Сейчас. А ты с тех пор не видал? Где ты шляешься, скажи мне, пожалуйста, я уж к тебе три раза заходил.

Нет, мрачный: вреда не делаю, а сижу в углу; иной раз три дня не разговорят.

У меня есть деньги; я в три дня достану билет

В этом саду была одна тоненькая, трехлетняя елка и три кустика

(в кошельке оказалось триста семнадцать рублей серебром и три двугривенных;

Отправилось туда всего три работника

Число три встречается в тексте повсюду, казалось бы, оно заменяет все возможные числа.

"в трех шагах" встречается в тексте очень часто

Проведем параллель с Евангелием. Число 3 отображает божественную сущность явлений: в 30-летнем возрасте Иисус начал свое служение на земле; плата, за которую Иуда предал Иисуса Христа–тридцать серебренников. Троица: Бог, Сын Божий и Святой дух. Воскресение Иисуса через три дня. Три креста на Голгофе

В священном писании оно означает:

1) Предательство

2) предупреждение о наступающей беде, несчастье

3) надежда и обновление

Эти же мотивы встречаются и в « Преступлении и наказании»:

1)Свидригайлов предал Марфу Петровну, после того, как она выкупила его из долговой ямы за 30 тысяч. Соня 30 целковых выложила перед Катериной Ивановной, последние тридцать копеек Мармеладову, оба наверняка ощущали себе Иудой в этот момент.

2)Раскольников 3 раза стучится в дверь к старухе и 3 раза ударяет её топором. Три дня он мучился перед убийством, три раза приходил к старухе,

3) а на шее у неё были два крестика + медный образок=3. У Сони 3 окна в комнате. Свидригайлов дает Соне 3 тысячи рублей в виде благотворительности; Соня зарабатывает тридцать целковых в первый день своей работы

Работу выполнили: Корзун Дарья, Чистяков Николай, Ким Анастасия, Рудич Александр Число 11 в романе Достоевского “ Преступление и наказание ”

В евангельской притче рассказывается о том, что «царство небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой». Выходил он нанимать работников в третьем часу, в шестом, в девятом и, наконец, вышел в одиннадцатом. А вечером, при расплате, управляющий по распоряжению хозяина заплатил всем поровну, начав с пришедших в одиннадцатом часу. И последние стали первыми во исполнение высшей справедливости. (Матф.20:1-15)

ЗНАЧЕНИЕ ЧИСЛА 11 ПО КАББАЛИСТИЧЕСКОЙ НУМЕРОЛОГИИ. Число 11 несет в себе предупреждение: люди числа 11 как правило занимают положение на грани между добром и злом. В телемской системе число 11 символизирует понимание того, что нет Бога,кроме человека, что Бог -это все существующее. Люди, управляемые числом 11,обладают очень сильными психическими способностями, умеют влиять на окружающий их мир, в ряде случаев способны подавлять окружающих своей сильной психикой, из-за чего при общении с ними люди испытывают дискомфорт и даже страх.

Число 11 в романе И откуда они сколотились мне на обмундировку приличную, одиннадцать рублей пятьдесят копеек, не понимаю? (Ч.1, гл.2) ...великолепнейшие, вицмундир, все за одиннадцать с половиной состряпали в превосходнейшем виде-с. (Ч.1, гл.2) Было уже почти одиннадцать часов... (Ч.1, гл.2) Отвори, что ль. Одиннадцатый час. (Ч.2, гл. 1) Ведь я уж тебе говорил, ведь я уж предупреждал тебя десять раз, что в одиннадцатый не спущу! (Ч.2, гл.1) Был час одиннадцатый, когда он вышел на улицу. (Ч.2, гл.7)

Число 11 в романе «Одиннадцать часов есть? - спросил он…(время прихода к Соне) - Есть, - пробормотала Соня. - …сейчас у хозяев часы пробили… и я сама слышала… Есть.» (Ч. 4, гл. 4) «Когда на другое утро, ровно в одиннадцать часов, Раскольников вошёл в дом -- й части, в отделение пристава следственных дел, и попросил доложить о себе Порфирию Петровичу, то он даже удивился тому, как долго не принимали его…».(Ч. 4, гл. 5) «Был час одиннадцатый, когда он вышел на улицу.» (ч.3, гл.7) (время ухода Раскольникова от умершего Мармеладова) « … на другое утро, ровно в одиннадцать часов, Раскольников вошёл в отделение пристава следственных дел к Порфирию Петровичу » - после посещения Сони

Значение числа 11 в романе “ Преступление и наказание ” Отнеся встречи Раскольникова с Мармеладовым, Соней и Порфирием Петровичем к 11 часам, Достоевский напоминает, что Раскольникову все еще не поздно сбросить с себя наваждение, еще не поздно в этот евангельский час признаться и покаяться и стать из последнего, пришедшего в одиннадцатом часу, первым. (Недаром для Сони был «весь приход» в том, что в момент прихода к ней Раскольникова у Капернаумовых пробило одиннадцать часов.)

Всем спасибо за внимание. Это все.

Магия числа в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

В своей работе «Магия числа в романе Достоевского «Преступление и наказание»» студентка раскрывает символическое значение цифр, основываясь на пифагорейское воззрение о числах. Рассматривая их повторяющееся чередование, она доказывает, что суть числа, последовательность событий и череда изменений, происходящих в жизни главных героев, взаимосвязаны, а иногда и обусловлены появлением его магического свойства. Эта работа заинтересует всех, кто неравнодушен к творчеству Достоевского.

Цели: 1) попытаться разобраться в цифровой

символике Достоевского на примере романа «Преступление и наказание»;

2) понять, как магия числа помогает раскрыть внутренний мир героев, их отношение к окружающей действительности.

Ничто не нравится, кроме красоты, в красоте –

ничто, кроме форм, в формах – ничто, кроме про-

порций, в пропорциях – ничто кроме числа.

В. Августин

В толковом словаре С.И Ожегова сказано, что слово символ имеет два значения:

во-первых, это «предмет или действие, служащее условным знаком какого-нибудь понятия, чего-нибудь отвлечённого».

во-вторых, «краткое изложение основных догматов христианской религии».

Число – это тоже символ, выражающий нечто целое, законченное, символизирующее упорядоченность, целостность и неделимость, как гармония цвета, музыки и слова.

Цифровая символика Достоевского занимает в его творчестве особое место. Раскрывая значение и магию числа, я попыталась раскрыть магию слова, которое сама по себе, есть тайна.

Фёдор Михайлович Достоевский серьёзно занимался математикой в Петербургском военно-инженерном училище, которое он закончил в 1843 году. Несмотря на то, что он не был профессионалом и смотрел на происходящее в математике (с математикой) со стороны, он представлял себе её язык и метод и мог почувствовать те парадоксы, которые уже вторглись в науку и на которые многие профессиональные математики ещё не обращали должного внимания.

«Мне лично,- заявил Эйнштейн,- ощущение высшего счастья дают произведения искусства, в них я черпаю такое духовное блаженство, как ни в какой другой области….

Но если Вы спросите, кто вызывает сейчас во мне наибольший интерес, то я отвечу: Достоевский!»

Эти слова Эйнштейна, сказанные им в беседе с немецким публицистом начала XX века А. Мошковским, вот уже более полувека будоражат умы и учёных и художников.

Сотни статей комментируют слова великого физика, выдвигаются различные гипотезы и толкования, проводятся параллели между мечтой Ф.М. Достоевского о социальной и моральной гармонии и поисками универсальной гармонии мироздания, которой Эйнштейн посвятил свою жизнь.

Мировая гармония, красота – подобна гармонии чисел. Достоевский говорил, что именно доброта и красота спасут мир. Познание прекрасного идет через подъём по воображаемой лестнице вверх или вниз. Количество ступеней может быть разным, в зависимости от тяжести подъёма. Причём, по лестнице можно не только подниматься, но и спускаться.

Исследователи обратили внимание, что в области словесной символики у Достоевского в романе «Преступление и наказание» одно слово-образ занимает особое место. Это, именно, слово лестница. В повествовании, исключая заключительную часть. Раскольников взбирается и спускается по лестнице, по крайней мере, 48 раз.

Он должен подниматься и спускаться из своей чердачной комнаты на улицу. Он взбирается по лестнице, чтобы попасть в комнату Мармеладова; он должен подняться на несколько этажей до квартиры старой процентщицы; и до полицейской конторы; и до комнаты Сони. Важным фактором является, однако, то, что моменты напряжений или колебаний характерным образом происходят на лестницах.

Отправляясь, для осуществления задуманного плана, ему приходится «сходить вниз свои тринадцать ступеней, осторожно, неслышно, «как кошка».

13 – традиционно несчастливое число. Это число, превышающее на единицу полный комплект, дюжину, чревато взрывом, неведомым переходом к новому качеству и поэтому опасно. Усугубляется это нисхождение вниз ещё сравнением, как кошка.

На пороге, в проходной комнате, выходящей прямо на лестницу, живёт и семья Мармеладова (здесь, на пороге, когда Раскольников привёл пьяного Мармеладова, он впервые встречается с членами этой семьи).

У порога убитой им старухи он переживает страшные минуты, когда по другую сторону двери, на площадке лестницы стоят Кох и Пестряков. Сюда он опять приходит и сам звонит в звонок, чтобы снова пережить эти мгновения.

На пороге, в коридоре, у фонаря, происходит сцена полупризнания Разумихину, без слов, одними взглядами. На пороге, у дверей в соседнюю комнату, происходят его беседы с Соней (а по другую сторону дверей их подслушивает Свидригайлов).

Порог, прихожая, коридор, площадка, лестница, ступени её, открытые на лестницу двери, ворота, дворы, а вне этого – город: площади, улицы, фасады, кабаки, мосты, канавки. Вот пространство этого романа. И среди всего этого - адреса и числа, числа…

Видя в числах сущность явлений, начало начал, пифагорейцы считали, что реальные тела состоят из «единиц бытия» - «математических атомов», различные комбинации которых и представляют конкретные объекты.

Даже вселенная мыслилась ими как совокупность чисел. Сами же числа пифагорейцы представляли наглядно и материально: единица трактовалась как абсолютная и неделимая единичность, т.е. точка, «геометрический атом» или первооснова всех чисел; два – как уход в неопределённую даль, т.е. прямая линия, простирающаяся в одном измерении; три – треугольник, образующий плоскость двух измерений, и возврат к определённости; четыре – пирамида, дающая представление о пространстве трёх измерений.

Вообще, числа 1, 2, 3, 4 играли у пифагорейцев особую роль и образовывали тетрактис, или четвёрку. По преданию, клятва пифагорейцев гласила: «Клянусь именем Тетрактис, ниспосланной нашим душам. В ней источник и корни вечно цветущей природы». Особая роль тетрактиса, видимо, была навеяна законами музыкальных созвучий, после чего все объекты природы виделись пифагорейцам, состоящим из четвёрок: четвёрка геометрических элементов - точка, линия, поверхность, тело; четвёрка физических элементов – земля, вода, огонь, воздух. Сумма же чисел, образующих тетрактис, равная десяти (10 = 1+2+3+4), считалась священным числом, и олицетворяло всю вселенную.

Так родился знаменитый пифагорейский тезис: « Все вещи суть числа». Интерес к числу часто носил у пифагорейцев религиозно-мистический характер. Некоторые отголоски пифагорейской числовой мистики мы встречаем и в наши дни: например, обычай дарить нечётное число цветов (чётное число считалось несчастливым).

Л. Даунер обратил внимание на часто повторяющееся в романе число «четыре». Лестница ведёт к буквально повторяющемуся уровню высоты – к четвёртому этажу.

Квартира жертвы находится на четвёртом этаже здания; Раскольников прячет украденные вещи во дворе, где строится четырёхэтажный дом; убогая комната Мармеладова находится на четвёртом этаже; полицейская контора находится на четвёртом этаже и Раскольников направляется к четвёртой комнате. После преступления Раскольников четыре дня находится в бредовом состоянии. В истории воскрешения Лазаря, которую Соня читает Родиону, Лазарь был мёртв четыре дня. История эта помещена в 4-м Евангелии (Евангелие от Иоанна). Раскольников переживает четыре основных бреда. Таким образом, мы имеем восемь (дважды четыре) появлений числа «четыре», все связанные с преступлением Раскольникова, его виной и признанием.

8 – двойная четвёрка. Единство сил и средств; число друидизма, смягчающее через единство противоположных качеств дурное влияние четвёрки на судьбу человека.

Число четыре имеет основополагающее значение. Есть четыре времени года. Четыре направления, четырёхклеточные стадии в эмбрионом развитии, четыре элемента.

К этому надо добавить, что символика чисел в произведениях Достоевского, в частности в «Преступлении и наказании», восходит к фольклорной и библейской символике: четыре стороны света – слова Сони: «стань на перекрёсток. Поклонись, поцелуй сначала землю … поклонись всему свету на все четыре стороны»; четыре Евангелия. В Откровении Иоанна Богослова – четыре животных (гл. 4); 4 ангела, 4 угла, 4 ветра (гл. 7); 4 имени сатаны (гл. 12)

Приведя многочисленные примеры «поразительно устойчивого образа» четырёхэтажных домов и четвёртого этажа в «Преступлении и наказании», В.Н. Топоров делает вывод: «Эта четырёхчленная вертикальная структура семантически приурочена к мотивам узости, ужаса, насилия, нищеты и тем самым противопоставлена четырёхчленной горизонтальной структуре (на все четыре стороны), связываемой с идеей простора, доброй воли, спасения. У Достоевского число введено в мир и определяет не только размеры, но и высшую суть его.

Фольклорно-евангельское число «три» (в фольклоре – три дороги, на картине Верещагина «Витязь на распутье» богатырь изображен около камня, выбирая себе путь, он думает по какой дороге отправится, три встречи, три сына, три препятствия, в Евангелии – три отречения Петра, Иисус у Геннисаретского озера обратился к Петру с вопросом три раза. Три года искал плодов на смоковнице хозяин) играет значительную роль в романе «Преступление и наказание».

Марфа Петровна оставила Дуне три тысячи рублей по завещанию, Соня вынесла Мармеладову на похмелье последние тридцать копеек. И он, как и раньше Катерина Ивановна, которой Соня «тридцать целковых молча выложила», не мог в эту позорную для него минуту не ощущать себя Иудой. Марфа Петровна выкупила Свидригайлова за тридцать тысяч Серебреников, как некогда предал, по евангельскому рассказу, Иуда Христа за тридцать Серебреников. Раскольников три раза позвонил в колокольчик старухи, три раза ударил её топором. Три встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем обобщают философское содержание романа. На третий день после убийства «объявляется вдруг самый неожиданный факт», в трёх шагах стреляет Дуня; три билета вручает Соне Свидригайлов; три часа дожидается Разумихин, когда Раскольников проснётся; «три раза приходила» Марфа Петровна к Свидригайлову; у Сони три дороги; у Сони «большая комната с тремя окнами» и т.д.

В Евангелии, подаренном Достоевскому в Тобольске жёнами декабристов перед отправкой петрашевцев на каторгу, отдельные пометки свидетельствуют о том, что писатель выделял и евангельские числа.

Число 7 является наиболее устойчивым и, видимо, символическим числом в «Преступлении и наказании». Сам роман состоит из семи частей – 6 частей и эпилог – первые две части состоят из семи глав каждая. Роковое время для Раскольникова – 7 часов вечера. Цифра 7 буквально преследует Раскольникова. Он узнает, что именно в 7 часов старуха останется дома одна. «Только что он достал заклад, как вдруг где-то на дворе раздался чей-то крик: - Семой час давно!»

И цифра 7 здесь, конечно, не случайна. Согласно учению пифагорейцев число 7 является символом святости, здоровья и разума. Теологи называют число 7 «истинно святым числом, так как число 7 – это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство, и числа 4, числа мирового порядка; следовательно, само число 7 является символом «союза» Бога с Человеком, символом общения между Богом и его творением. В Библии говорится о том, что в седьмой день Бог почил. « И совершил Бог к седьмому дню дела свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.

«И всякого скота чистого … по семи мужского пола и женского» должен взять Ной в ковчег (Первая книга Моисеева. Бытие, гл. 7). Урожайных годов в Египте было 7 и неурожайных тоже 7 (Бытие. Гл.41). Каждый 7-й день и каждый 7-ой год святы.

Можно предположить, что «посылая» своего героя на убийство именно в 7часов, Достоевский тем самым заранее обрекает его на поражение, так как тот хочет разорвать «союз», Бога с Человеком. Вот почему, чтобы снова восстановить этот «союз», чтобы снова стать Человеком, Раскольников должен пройти через это «истинно святое число». Поэтому в эпилоге романа снова возникает число 7, но уже не как символ гибели, а как спасительное число: «Им оставалось ещё семь лет; а до тех пор, сколько нестерпимой муки и сколько бесконечного счастья!...

Вспомним мифологию: семь и русский фольклор: семь дней недели, семь основных цветов, семь тонов музыкальной шкалы, семь чудес света, семь дочерей Атланта и пр. Необходимо вспомнить основательный совет в народной мудрости – семь раз проверять перед тем, как хочешь сделать что-то важное.

Неоднократное указание в романе на одиннадцать часов связано непосредственно тоже с евангельским текстом. « Был час одиннадцатый, когда он вышел на улицу»,- отмечает Достоевский время ухода Раскольникова от умершего Мармеладова. А вот время прихода к Соне: « Я поздно… Одиннадцать часов есть? – спросил он, всё ещё не подымая на неё глаз. – Есть, - пробормотала Соня. – Ах да, есть! – заторопилась она вдруг, как будто в этом был для неё исход, - сейчас у хозяев пробил, … и я сама слышала. Есть

После посещения Сони, «на другое утро, ровно в одиннадцать часов, Раскольников вошёл в отделение пристава следственных дел и попросил доложить о себе Порфирию Петровичу.

Число 11 здесь неслучайно. Достоевский хорошо помнил евангельскую притчу о том, что «царство небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой». Выходил он нанимать работников в третьем часу, в шестом, в девятом и, наконец, вышел в одиннадцатом. А вечером, при расплате, управляющий по распоряжению хозяина заплатил всем поровну, начав с пришедших в одиннадцатом часу. И последние стали первыми во исполнение какой-то высшей справедливости.

Отнеся встречи Раскольникова с Мармеладовым, Соней и Порфирием Петровичем к 11 часам, Достоевский напоминает, что Раскольникову ещё не поздно в этот евангельский час признаться и покаяться и стать из последнего, пришедшего в одиннадцатом часу, первым.

Анализируя творчество Достоевского, Карен Степанян писал: «На самом деле Достоевский очень оптимистический и внушающий бодрость духа писатель, ибо в его произведениях всегда виден свет и пути выхода из самых сложных ситуаций». И я с этим полностью согласна.

Список используемой литературы:

    Ю. Селезнёв « В мире Достоевского».

    С. В. Белов « Роман Ф.М. Достоевского ‘‘Преступление и наказание’’».

    А. В. Волошин «Математика искусства».

    В. Парнов «трок Люцифера»

    «Новый мир». Номер 5. 2006 год. «Цель и надежда»:пророческое искусство Достоевского.

6. Достоевский «Преступление и наказание»