Что значит приставка тер в армянских фамилиях. Происхождение армянских фамилий

Здравствуйте уважаемые.
Потихоньку будем сворачивать нашу тему:-) В прошлый раз остановились вот тут вот:
А сегодня поговорим о востоке. Чуть Дальнем и Ближнем:-))
Начнем с армянских приставок. Наиболее известны 3.
Тер или Терн — [տեր], в древнеармянском оригинале tearn (տեարն), «владыка», «господин», «хозяин». Эта приставка ставилась перед фамилией, когда обладатель этой фамилии являлся сыном или потомком священника. Например: Тер-Петросян (Տեր-Պետրոսյան).
Мелик - префикс перед княжескими фамилиями. Мелик-Аграмян
Нор — [Նոր], нераспространённая форма приставки в армянских фамилиях.

Левон Тер-Петросян

В Азербайджане же и еще у нескольких народов (у туркмен) распространены две фамилные приставки "-оглу" и "-гызы". Соответственно "Сын" и "дочь". Это вместо отчества.
Вообще у многих восточных народов имя человека пишется так- Фамилия-Имя-Имя отца-оглы. Оглу- это значит мальчик, сын. Например- Алиев Ахмед Октай оглу- это означает Алиев Ахмед сын Октая, по-русски Алиев Ахмед Октаевич. А у женщин добавляется гызы- что значит девочка.
У туркмен иногда пишется "-кызы" ,а иногда "-гызы".

Поллад Бюль Бюль-оглы
Куда реже используются, но бывают вариантыс «гиль» и «сой» , что означает «из рода» , «род» , «представитель рода» Ну или «Лар» - из рода.

Иногда встречается "-паша" или "бей" в конце фамилии, а иногда и в начале Паша представляет собой сокращённую форму титула «падишах», использовавшегося османскими султанами.Пашами именовались, как правило, губернаторы или генералы. В качестве почётного титула «паша» примерно равен «сэру» или «господину». Только османский султан и хедив Египта могли жаловать титулом паши.

Аллахшукюр Пашазаде

Изначально титул использовался исключительно для военачальников, но впоследствии девальвировался и мог применяться по отношению к любому высокопоставленному официальному лицу или вообще лицу постороннему, удостоенному подобной чести. Выше пашей стояли хедивы и визири, ниже — беи. Ну а потом титул стал просто частью фамилии.

Сабир Гусейн-Заде

Персоязычные и их родственники также часто используют в конце фамилии такие приставки как "-заде", "-зуль" и "-фар"
Заде - это сын. А "-зуль" и "фар" это "-из".
Ну и наконец вспомним Туву. Там есть приставка оол, что также означает «сын»


Шолбан Кара-оол

Продолжение следует...

Основная задача - не вызывать ни в ком спонтанной антипатии. Поэтому Вам следует уделять особое внимание единству стиля, мягкости линий и, что не мене важно, общей внешней опрятности. Несоответствующая деталь в одежде производит такое же неприятное впечатление, как и заношенность, несвежесть любой части костюма. Постарайтесь научиться разбираться в стилях. Иначе стремление к некоему усредненному типу может привести к тому, что Вы будете выглядеть «серой мышью».

Совместимость имени Тер, проявление в любви

Тер, для Вас вступление в брак символизирует начало подвижнического пути, и Ваш партнер должен быть готов к тому, что каждый день будет получать «луну с неба». На первый взгляд, это – прекрасно, но существует небольшая проблема: Вам непременно нужна такая же «луна» в ответ, поскольку адекватность реакции, благодарность и восхищение необходимы Вам для душевного равновесия. Малейшее сомнение в том, что Вас самозабвенно любят и высоко ценят, деморализует Вас, и тогда тщательно выстраиваемое благополучие может рухнуть в одночасье.

Мотивация

Ваше сердце полно любви и сострадания к ближним. В основе душевных устремлений – желание оградить от неприятностей всех, для кого Вы можете это сделать. Даже в ущерб собственным интересам. Облагодетельствовать и не просить за это награды – Ваш выбор в любой ситуации.

На первый взгляд, это – жизнь святого. Вот только не всем приятна постоянная опека и навязчивое проявление участия. Даже самые близкие люди могут устать от каждодневной заботы. Более того – пострадать, поскольку, избавляя их от необходимости хоть что-то делать самостоятельно, Вы лишаете их возможности развиваться, превращаете в «планктон».

А значит, рано или поздно Вы наверняка услышите упрек. И Вашей уверенности в том, что самопожертвование действительно способно принести плоды, на которые Вы рассчитывали, будет нанесен жестокий удар. Тогда вместо удовлетворения Вы получите разочарование.

Поэтому желание пестовать и оберегать должно быть ограничено разумными рамками. Помните об этом, и Ваш душевный покой будет сохранен.



Армянские фамилии явление относительно новое. Официально фамилии начали фиксироваться лишь в 19-ом веке, во время первых переписей населения, когда появилась необходимость в регистрации людей. Позже появились паспорта, где наряду с именами были указаны также и фамилии.
Можно сказать, что до 19 века фамилий в нашем нынешнем понимании не было. Между тем, само слово "азганун" (фамилия) в переводе означает "имя рода" ("азг" - род, "анун" - имя). В основном фамилии армян происходят от имени авторитетного родового предка, к имени которого прибавлялись суффиксы, выражающие принадлежность. В древнармянском это был большей частью суффикс "эанц", который затем трансформировался в "енц", а в современном армянском - в фонетическую форму "янц", а затем осталось только "ян". Например, если про кого-то говорили, что он из рода Арама, то для того, чтобы показать принадлежность к этому роду говорили Арамэанц или Араменц. В армянских селах это явление есть и по сей день, то есть на вопрос "чей будешь?" звучит ответ - Давиденц или Ашотенц.
Когда в 19 веке стали записывать фамилии, то окончание "ц" стало автоматически отбрасываться. Между тем, у некоторых армян, предки которых очень давно покинули Армению и переехали в Россию (где фамилии появились раньше, чем в Армении) фамилии сохранили окончание "янц".
До сих пор на юге Армении в районе Зангезура сохранились в большом количестве фамилии, оканчивающиеся на "енц", "унц", "онц", например, Адонц, Бакунц, Калваренц. По мнению, ученых это диалектные формы образования, которые сохранились в этом районе.
Помимо наиболее распространенной формы образования фамилий от имен, часть армянских фамилий происходит от названий тех или иных профессий. Ремесло, как правило, переходило из поколения в поколение, а название ремесла переходило на имя рода или семьи. Бывало и так, что кто-то из рода или несколько представителей так прославились своим мастерством, что стали знаменитыми ювелирами, каменщиками или пекарями и их потомков нарекли такими же фамилиями Воскерчян ("воскерич" - ювелир), Карташян ("карташ" - камещик), Экимян ("эким" - лекарь), Жамагорцян ("жамагорц" - часовчик) и пр.
Здесь стоит упомянуть и происхождение западно-армянских фамилий. Столетиями Восточная и Западные части Армении развивались раздельно друг от друга и входили в состав различных империй. Восточная Армения находилась под властью Персии, а затем России, а Западная - Османской Турции. Раздельное существование двух частей армянского народа отразилось и на фамилиях. Так, во многих западно-армянских фамилиях, многие из которых сегодня носят предстаивтели армянской диаспоры, окончание "эан" заменилось не на "ян", а на - "иан". Кроме того, очень часто в таком типе фамилий, которые указывают на ремесло, есть тюркские корни и таких корней много в армянских фамилиях. Это связано с тем, что армяне в Османской империи очень основательно занимали нишу ремесленников. Поэтому фамилии многих армян, предки которых происходят из Западной Армении, означают название ремесел, причем по-турецки.
Например, фамилия бывшего армянского коммунистического лидера, а затем и спикера Национального собрания Республики Армения Карена Демирчяна, происходит от турецкого слова "демирчи", то есть кузнец. Скорее всего, предки бывшего армянского лидера происходили из Западной Армении, входящей в Османскую Турцию, и были кузнецами.
По словам члена-корреспондента Национальной академии наук Армении, этнографа Левона Абрамяна, наличие в армянских фамилиях буквы "ч", а таких очень много, как правило, указывает на ремесло, потому что в турецком это окончание "чи" является показателем ремесла. Например, фамилия Бардакчян произошла от "бардакчи", то есть гончар.
Один из кварталов Еревана, в котором в начале прошло века в значительном количестве проживало мусульманское население, до сих пор в народе называется Силачи, в переводе с турецкого "силачи" означает красильщик. В этом районе армянской столицы некогда жили красильщики.
Некоторые фамилии образовались также от прозвищ. Например, фамилия Шатворян произошла от слова "шат". Видимо предки нынешних Шатворянов получили свое прозвище, потому что имели много детей.
Но, если у сельчан и ремесленников вплоть до 19 века фамилий не было, ибо предполагалось, что простому люду фамилии не нужны, то иначе обстояло дело со знатными родами. В противоположность простолюдинам, фамилии знатных родов восходили к глубокой древности. Но форма образования была той же, то есть обозначалась принадлежность к тому или иному роду, а в случае с царями к той или иной династии.
Уже в древности и в средние века знатные фамилии обязательно носили фамилии - Мамиконян, обычно представители этого рода были военачальниками, Хорхоруни - телохранителями царя, Гнуни были царскими виночерпиями и пр.
Принадлежность к знатному роду обозначалась суффиксом "уни". Таким образом, фамилии с суффиксом "уни" в древности и в средние века были присущи знатным родам - Аматуни, Багратуни, Рштуни, Арцруни, Хорхоруни и пр.
Ряд ученых считает, что фамилии этого типа происходят от урартского языка, в котором принадлежность обозначалась окончанием "уни". Между тем, в народе существует своя, далекая от научной, но своеобразная трактовка происхождения фамилий армянской знати. Согласно народной этимологии, окончание "уни" происходит от слова "уненал" - иметь, в данном случае иметь богатство. По мнению Левона Абрамяна, это неверная трактовка, так как обеспеченность никоим образом не была выражена в именах или фамилиях: "Это не типично для образования фамилий".
Некоторые из армянских фамилий образовались от названия местности, часто такие фамилии носили древние или средневековые армянские ученые и писатели. Например, Анания Ширакаци армянский географ, математик и астроном, живший в VII веке, Григор Татеваци - философ и богослов, который жил в XIV веке. Фамилии носили и другие армянские ученые, как например создатель армянского алфавита и письменности - Месроп Маштоц, живший в V веке.
В некоторых армянских фамилиях до сих пор сохранились приставки "мелик", указывающая на дворянское происхождение и "тер", которая использовалась духовными лицами и имеет смысл "отец", "владыка", "батюшка". Сейчас многие их тех, чьи деды опасаясь гнева советской власти, избавились от приставк "мелик" и "тер", вновь возвращают себе свои исконные фамилии. Некоторые армяне присваивали детям фамилии по имени деда, однако впоследствии эта традиция отпала из-за проблем, связанный с бумажной волокитой. Есть и другая традиция, которая остается неизменной: подавляющее большинство армянок, выйдя замуж, в знак уважения к своим родителям продолжает носить девичьи фамилии.

Однако на протяжении длительного времени значительную часть армянского именника составляли древние национальные имена. В прошлом большинство народов Европы и Азии верили в судьбоносную силу имени. Поскольку имя (или личное прозвище) сопровождало человека на протяжении всего его жизненного пути, считалось, что оно способно предопределить будущее, повлиять на характер индивида. Поэтому во все времена существовали так называемые «обрядовые имена», которые родители давали своим детям, желая, чтобы в дальнейшем им сопутствовали успех и благополучие, здоровье и богатство, сила и ловкость.

Фамилия Тер-Акопов представляет собой адаптированный русскими вариант армянской фамилии Тер-Акопян, которая образована от имени Акоп. Мужское имя Акоп в переводе на русский язык означает «Бог да поможет, да охранит».

Элемент «тер» в фамилии указывает на то, что основатель этого рода был священнослужителем.

Необходимость фамильных именований появилась с возникновением городов и развитием торгово-экономической жизни Армении. Самыми первыми официально закрепленные фамилии получили представители высшего света (Арцруни, Аматуни, Мамиконяны, Рштуни). В дальнейшем, упоминая именитые роды, к фамилиям прибавляли слова «азг» («род») или «тун» («дом», «дым»). Например, «Род Мамиконянов», «Род Рштуни», или «Дом Арцруни» и т. д.

Со временем фамилии стали появляться и в рабоче-крестьянской среде. Например, если кто-то из рода или несколько поколений его представителей прославились как ювелиры, каменщики, пекари и т.п., то их потомки уже получали фамилию, образованную от названия ремесла, которым занимались их предки. Так появились фамилии Воскерчян (ювелир), Карташян (каменщик), Хацтухян (пекарь) и т. д.

У каждого народа фамилии образовывались согласно местной национальной традиции. Характерной чертой армянских фамилий являются суффиксы –ян, –янц, –енц, –унц, –онц, –уни, выражающие принадлежность к определенному клану или родственную связь. Все эти форманты первоначально означали «из семьи таких-то» или «из рода таких-то». Соответственно, фамилия Тер-Акопов поначалу имела значение «из рода Акопа». Со временем специфические суффиксы утратили свое изначальное значение и стали восприниматься лишь как фамильные окончания.

Армянские фамилии занимают значительное место в русской ономастике. Это объясняется тысячелетними связями Армении и России. Высокая социальная активность армян стала проявляться в XVIII-XIX вв., когда многие представители этой народности занимали видные места в культурной и торгово-экономической жизни России. Однако, несмотря на тесные контакты Армении с Российской империей и вхождением в ее состав в 1878 году, фамилия Тер-Акопов, как и многие другие армянские фамилии, не подверглась процессу русификации и сохранила свою самобытность.

Этот вопрос достаточно интересный. Дело в том, что многие армянские дворянские и княжеские роды пользовались приставками "Тер-" (не доказано, но в Союзе Армянских Дворян вроде прировняли, потомков старинных священческих родов). Вообще священческие роды относились к отдельному сословию при этом высшее духовенство было чисто из знатных княжеских родов, а низшее приравнено ко дворянству - азнаваканам. Так же есть княжеская приставка "Мелик-" ее могли носить, только князья, если и не имеют этого титула, то скорее дворяне. Вообще все Мелики так или иначе были князьями, может и мелкими, но князьями. Окончание "...янц" давалось, только потомкам знати, так что тоже, скорее всего дворянство или княжество.
Правда часто встречалось, что «Мелики-» могли выбыть из дворянского сословия в купеческое, такие как - Мелик-Муродяны и Мелик-Акопян. Хотя их корни все равно княжеские и они потомки князей с Карабаха.

С приставкой «Тер-» тоже не все ясно, хотя известно, что она очень древняя и использовалась у армян как обращение к священнослужителю (отец), а у Киликийских, как обращение к дворянам (господин), но современен стала приставкой у фамилий потомственных священнослужителей, но так как приставка древняя и давалась где то до начала XIX века, как раз в этом же веке представители с этой приставкой заняли видное место по службе и уже давно были почти что приравнены ко дворянству, как духовенство. Одни из видных представителей - «князья» Тер-Хачатряны (в мужской линии род угас, потомки живут в Королевстве Нидерландов, хотя род вовсе некняжеский, может дворянский), Тер-Асатуровы (Тер-Асатуряны), Тер-Гукасяны (Тергукасовы) и Тер-Сукиасяны (Сукиасянцы, Сукианцы, Сукиасяны), Тер-Ясаянцы (возможно искаверканное от Есаянц, Исаянц), многие из них кроме признания статуса арзавурам-азнваканам (грузинское "азнаури"), выслужили дворянство Российской Империи по военной и государственной службе. Как правило, местная знать на какой-нибудь определенной территории - Лори, Карс, Тифлисская, Эриванская, Елизаветпольская губерния. Есть исключения княжеский род Тер-Овакимяны, потомки протоирея кн.Арсена Багратуни (Тер-Овакимян). Но так же могут быть и однофамильцы.

Так же дело обстоит с окончанием на «…янц», без исключения относились к высшим сословиям в дореволюционной Армении. Так же и с окончанием на «…уни», без исключения древние княжеские (царские) роды- Багратуни, Рштуни, Аршакуни, Арцруни, Арартуни (род пресекся), Айказуни (род угас в 331 г. до н.э.).

Но и это еще не все, среди простых армянских фамилий встречаются и дворянские, такие как к примеру, Мирзабекяны (Мирзабековы), фамилия переводится Мирза - князь, Бек - младший князь (титул давался младшим княжеским сыновьям в роду) из чего следует, что в роду был младший княжеский сын, который и стал основателем рода. Но и с этими фамилиями нужно быть осторожным во времена владычества персов, были среди армян распространены исламизированные имена: Мирзабек, Амирхан, Мирзахан (так что кроме князей, могут быть и потомками крестьян).
Достаточно известные те, кто находился на русской службе - князья Аргутинские-Долгоруковы (Аргутяны, Аргутянцы и возможно Аратюняны, после революции), князья Арапетовы (Айрапетяны), князья Мадатовы (Мадатяны), Ахвердовы (Ахвердяны, предположительно из династии Колонтаров, потомки Лорийского князя Мелик-Даи) и т.д. очень много среди русского и грузинского дворянства; обрусевшие роды - дворяне Ивановы (потомки братьев Ованесянов, дипломаты при Петре I), Лазаревы (Лазаряны), Серебряковы (потомки адмирала Казара Маркосовича (Лазарь Маркович) Арцатогородзяна (в переводе с армянского - серебреных дел мастер)) и т.д. и т.п.
Есть роды непризнанные во дворянстве, так как получили от иностранных правителе - Минасяны (потомки Мирзы Минасяна), фамилия распространена, могут быть потомки, как дворян, так и крестьян с этой фамилией. Особо хотелось бы выделить род потомков знаменитого мамелюка и адъютанта Наполеона I Бонапарта - Янис Петроза (Ованес Петросян), род из Карабаха получил от Наполеона дворянство, но позже титул был утерян, его прямые потомки сейчас живут в городе Шуши под фамилией Петросян или Ионесян (Ованесян???).
Так что единственное, что может помочь так это приставки и окончания - «Мелик-», «Тер-», «…янц» и «…уни». С фамилиями без этих приставок дело обстоит сложнее и остается только верить в генеалогическое древо, документы или в крайнем случаи семейным преданиям. Не говоря уже о потомках по женским линиям…

Статья кн.Сергея Жагат-Дадиана.

I) Ахвердовы (Ахвердяны) - армянский старинный и знатный дворянский род Тифлисской губернии по некоторым сведением, берет начало от Лорийского князя Мелик-Даи XVI век. Вступили на русскую службу в царствование Императрицы Анны Иоанновны, в 1739 г. Первый из Ахвердовых в России был Исаия Васильевич, дослужившийся до чина капитана и уволенный в 1753 г. в отставку майором. Старший из двух сыновей его, Николай Исаевич Ахвердов, известный государственный деятель.
Род имеет несколько ветвей:
1) Известная ветвь Ахвердовых на русской службе, потомки Исая Васильевича.
Из семейных архивах* об этой ветви говорится так - «Ахвердовы - русский дворянский род, происходящий из Армении, прибывшие в Москву ок.1739 года принявшие подданство. Род внесен в родословную книгу Московской и Воронежской губернии.

Ахвердов Федор Исаевич (1774-1820). Генерал, командовал артиллерией Кавказского корпуса. Жена Прасковья Николаевна Арсеньева. Дочери: Нина (1805-1828), муж с 1824 Голицын Андрей Борисович (1791-1861); Софья (1810-1830) муж генерал от инфантерии Николай Николаевич Муравьев-Карский.
Ахвердова Нина Федоровна (1805-1828), Курск. Муж с 1824 Голицын Андрей Борисович (1791-1861).», через кн.Голицыных состоит в родстве с Давыдовыми и через них со мной.
Среди потомков Исая Васильевича, так же выделяется - Военный министр Армении Ахвердов (Ахвердян) Иван Васильевич (1873-1931).
Армяно-грегорианского вероисповедания. Из дворян. Образование получил в 1-м кадетском корпусе. В службу вступил 01.09.1890. Окончил 1-е военное Павловское училище (1892). Выпущен в 147-й пех. Самарский полк. Подпоручик (ст. 04.08.1892). Поручик (ст. 05.08.1895). Штабс-Капитан (ст. 06.05.1900). Окончил Николаевскую академию Генерального Штаба (1902; по 1-му разряду). Лагерный сбор отбывал в Петербургском ВО. Цензовое командование ротой отбывал 147-м пех. Самарском полку (17.10.1902-17.02.1904). Участник русско-японской войны 1904-1905. Обер-офицер для особых поручений при штабе 1-го Сибирского арм. корпуса (17.02.1904-27.06.1906). Принимал участие во всех боях корпуса. Подполковник (ст. 02.04.1906). Штаб-офицер для поручений при штабе войск Семиреченской обл. (27.06.1906-09.10.1909). Цензовое командование батальоном отбывал в 85-м пех. Выборгском полку (01.06.-27.09.1909). Ст. адьютант штаба Туркестанского ВО (09.10.1909-23.07.1913). Полковник (ст. 18.04.1910). Начальник штаба 1-й Туркестанской каз. дивизии (с 23.07.1913). Участник мировой войны. Командир 3-го Финляндского стр. полка (с 01.05.1915). Награжден орденом Св. Георгия 4-й ст. (ВП 03.02.1916) и Георгиевским оружием (ВП 02.03.1916). Произведен в чин Ген-майора (между 01.01. и 01.03.1916; ст. 22.10.1915). Начальник штаба 2-го Кавказского кав. корпуса (26.07.1916-20.02.1917). В 20.02-24.06.1917 занимал пост начальника штаба 7-го Кавк. арм. корпуса (переименован из 2-го Кавк. кав. корпуса). В 24.06-10.10.1917 командовал 5-й Финл. стр. дивизией. С 10.10.1917 командовал 3-й Финл. стр. дивизией. Военный министр Армении (04.1918-03.1919). Затем начальник штаба армянской армии. Помощник военного министра (05.1920-11.1921). Ген-лейтенант армянской армии (1919). Эмигрант, вернулся в СССР (по др. данным взят в плен). Служил в РККА. Затем счетовод Арменторга в Ленинграде. Арестован по Ленинградскому делу (1930). В 1931 осужден.

Награды: ордена Св. Анны 4-й ст. (1905); Св. Станислава 3-й ст. с мечами и бантом (1905); Св. Анны 3-й ст. с мечами и бантом (1905); Св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом (1906); Св. Станислава 2-й ст. с мечами (1906); Св. Анны 2-й ст. с мечами (1906).

2) Карабахский род беков Ахвердовых (скорее масульманского вероисповедания) из них известен Ахвердов Абдул-Рахим-бек, тюркский писатель и драматург.
Абдуррагим бек Ахвердов. Род. в 1870 — в г. Шуше, где получил среднее образование. Одно время был членом Государственной думы от Ганджинской (бывш. Елизаветпольской) губ., старый педагог, театральный деятель. Ахвердов в тюркской литературе выступил как идеолог либеральной буржуазии. В своей драме "Рассыпавшийся союз" дает удачную картину разложения русского дворянства. В ряде рассказов он показывает быт старого времени, типы "бывших людей". В одной из последних своих работ, "Маралларым", изданной азербайджанским Гизом (Баку, 1927), он черпает свой материал из советской действительности. Яз. Бек Ахвердова отличается простотой и ясностью. По своему направлению он принадлежит к группе тюркских литераторов, объединившихся вокруг "Молла Насреддин".

*Документ о русской ветви рода Ахвердовых, был взят из семейного архива рода князей Голицыных состоящих в близком родстве с моей прабабушкой Надеждой Васильевной Давыдовой через ее мать кн.Марию Андреевну Голицыну.

НЕКОТОРЫЕ ДАННЫЯ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ГРАФА М.Т. ЛОРИС-МЕЛИКОВА.

Много времени тому назад, при грузинском царстве, местность Лори, ныне составляющая часть Борчалинского уезда, Тифлисской губ., играла довольно выдающуюся роль в крае. Этот уголок изобиловал дворянами, в числе коих были и армяне Калантаровы, носившие свою фамилию от деда их, бывшего когда-то местным «калантаром», что по-персидски значит правитель. Один из этих Калантаровых, по имени Дай, пользовавшийся в обществе большим почетом, был награжден высшим у армян титулом «мелика». Впоследствии потомки Дая отделились от остальных Калантаровых и стали именоваться Меликовыми. Для отличия от прочих дворян - Меликовых, живших в разных местностях и подчиненных владетельным ханам, они прибавили к новой фамилии слово «лору», т.е. лорийский, и таким путем образовались фамилия Лорис-Меликов. Во время одного набега персиян на Лори, Калантаровы и Лору-Меликовы вынуждены были бросить родину и со всем своим добром спасаться бегством в нынешнюю Батумскую область. Здесь они поселились в деревне Артвин, но не надолго; частые набеги персиян и лезгин заставили их бросить и эту деревню и расселиться по разным местам. Потомки Дая, Лору-Меликовы, на некоторое время спрятались в громадной пещере, расположенной в соседней местности, а затем перебрались в Тифлис.

Спустя еще некоторое время, примеру их последовали и остальные родственники - Калантаровы. По утверждении русского владычества в крае Калантаровы вернулись в Артвин и возобновили свои жилища и хозяйства, а Лору-Меликовы остались в Тифлисе. По приезде потомков Дая в Тифлис, все они были утверждены грузинским царем в дворянском звании с присвоением им фамилии «Лорис-Меликов». Частичка «ис» по грузински окончание родительского падежа, так что Лорис-Меликов в переводе значит Лорийский Меликов, а по армянски Лору-Меликов. В настоящее время местечко Артвин, населенное исключительно армянами, как сообщает корреспондент «Арцаганка», разделяется на два квартала, из коих один называется «Калантаровским», а другой - «Дайянц» и принадлежат Калантаровым и Лорис-Меликову. Многие из местных жителей и теперь не знают о существовании фамилии Лорис-Меликовых и называют членов этой фамилии просто Дайянцами, по имени Дая. Кроме Артвина, графу Лорис-Меликову принадлежат в целости и селения Акоры и часть трех селений: Чанахчи, Ворнак и Чочкани. Все эти имения достались ему по наследству и в приданное. Два года тому назад, в Чочкани построена армянская церковь на счет покойного графа. Население этих деревень всегда пользовалось особенною любовью покойного графа, отечески заботившегося об экономическом благосостоянии земляков.

II) Серебряковы (Арцатагародзяны) - старинный дворянский род по одной версии предок их турецкий армянин Арцатагордзян, серебряных дел мастер турецкого султана переселившегося в XVIII веке в Крым и получивший дворянство. По другой, более, правдоподобной потомок князей Арцруни. Его правнук русский адмирал и герой Крымской войны 1853-1856 Казар Маркосович Арцатагорин принял имя и фамилию Лазаря Марковича Серебрякова (1775-1862). Его потомки стали писаться Серебряковыми. Род Серебряковых внесен в родословную книгу Санкт-Петербургской губернии, жили в Крыму, где имели земли, а так же в нынешнем городе Пушкино под Петербургом.

Двоюродный брат моего деда Александра был Серебряков Михаил, который возводил свое происхождение как раз от адмирала Лазаря Марковича Серебрякова, то же продолжил дело своего прапрадеда и был морским военным офицером.

III) Золотаревы (Золотаряны) - дворянский род по семейным преданиям, происходят от турецкого военачальника Золотарян бея по некоторым сведениям, происходящего из рода Лорийских князей Аргутянов (Аргутинских-Долгоруких). В XVII - XVIII веке его потомки выехали в Россию, предположительно с архиепископом кн.Овсепом Аргутяном (Иосифом Аргутинским-Долгоруким). Проживали и имели земли в Курской губернии и области Войска Терского. На данный момент потомки этого рода Золотаревых (Золоторянов), только по женской линии.

Моя бабушка со стороны отца Татьяна Даниловна Золотарева, она родилась, насколько мне известно, в Нижнем Новгороде. Ее отец Данил (Даниил?) Золотарев, возводил свой род к Золотарян-бею, турецкому военачальнику (XVII век), он или его потомки были одним из прибывших в Ново Нахичевань со слов генеалога К.Серебреницкого, могли происходить и быть вассалами рода кн.Аргутянов. Ее предки были офицерами, как и отец. Так же ее предок имел небольшую землю 36 десятин земли (мелкопоместный дворянин). Сам Данил был офицером в звании прапорщика (сотника). Служил на Кавказе, был женат на армянской княжне. Предположительно из рода Аргутинских-Долгоруких.

........................................ ........................................ ........................................ ........................................ .......................................