Что такое природный пейзаж. История развития пейзажа как жанра изобразительного искусства

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПЕЙЗАЖА КАК ЖАНРА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Муртазина Лилия Раифовна

студент 5курса, кафедра дизайна и изобразительного искусства
ВятГГУ,
РФ, г. Киров

Савинов Андрей Михайлович

научный руководитель, канд. пед. наук, доцент
ВятГГУ,
РФ, г. Киров

Пейзаж - это жанр изобразительного искусства, в котором основой изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа . Однако следует отметить, что изображение природы часто используется художниками и в других жанрах живописи, служа определенным фоном, который помогает глубже раскрыть идею, смысл, характер живописного образа. Изображение природы часто является так же фоновой частью в графических и скульптурных произведениях других жанров. В пейзаже преобладают реальная и воображаемая местность, архитектура, города. Живописец проявляет своё отношение к природе, изображая то или иное явление, форму природного окружения человека, применив данные нововведения, пейзаж приобретает эмоциональное и идейное содержание.

Для подробного анализа истории пейзажа, как жанра современного искусства, мы рассмотрим хронологию от древних времен до современности.

Как жанр изобразительного искусства пейзаж имеет многовековую историю. Некоторые элементы пейзажа были обнаружены в эпоху неолита: рисунки деревьев, рек, озер, камней. Изображение природы встречается в египетских фресках, относящихся ко второму тысячелетию до нашей эры.

В рельефах и росписях стран Древнего Востока и Древнего Египта так же содержатся элементы пейзажа. В искусстве Крита XVI-XV века до нашей эры достигалось впечатление эмоционально убедительного единства флоры, фауны и природных стихий. Пейзаж древнегреческого искусства обычно неотделим от изображения человека. Эллинистический и древнеримский пейзаж обладал большой самостоятельностью и включал в себя элементы перспективы (иллюзионистические росписи, мозаики) .

В западноевропейском искусстве XII-XV века преобладают тенденции к чувственно убедительной трактовки мира. Поэтому пейзажная живопись осмысляется как принципиально важная составляющая произведения искусства. Символический фон сменяется пейзажным пространством, и превращается в широкую панораму мира.

Для художников эпохи Возрождения характерно изучение пейзажа с натуры, на основе этого они разрабатывали принципы перспективного построения пейзажного пространства. Начиная с эпохи Возрождения, в изобразительном искусстве появляются предпосылки для возникновения самостоятельного пейзажного жанра. Данное проявление можно наблюдать в графике и в небольших живописных композициях, где природа главенствует над сценами переднего плана.

Немецкие мастера особенно охотно обращались к дикой природе, придавая ей катастрофически-бурный облик. Итальянские же художники, напротив, стремились подчеркнуть гармоничное созвучие человеческого и природного начал (Джорджоне, Тициан), а в городских пейзажах воплощали представление об идеальной архитектурной среде (Рафаэль).

В конце XVIII - первой половине XIX века в пейзаже преобладают тенденции романтизма. В этот период происходит сближение человеческой души с жизнью природы. Возвращаясь к естественной природной среде, художники видели средство для исправления моральных и социальных несовершенств человека. Мастера проявляли особую чуткость к индивидуальной неповторимости отдельных состояний природы.

Данные черты характерны для творчества англичанина Дж. Констебла, в котором можно увидеть эволюцию пейзажа к реальным образам и сохранение легкости и воздушности этюда.

Мастера европейских школ работали над реалистичным пейзажем. Для их творчества характерна обобщённость и интерес к проблемам пленэра. В середине XIX века французские барбизонцы, английские преимпрессионисты и К. Коро стали писать непосредственно «на натуре», стараясь передать в живописи состояние природы в определенный момент дня и времени года.

Лидирующее значение обретает пейзаж у мастеров импрессионизма (К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей и др.). Работа на пленэре для них являлась одним из главных условий создания пейзажного образа. Важнейшей составляющей пейзажа для художников-импрессионистов стала прерывистая, богатая различными оттенками световоздушная среда, создающая зрительную неразделимость природы и человека.

При создании пейзажных серий, объединённых одним мотивом, мастера стремились запечатлеть разнообразные изменения состояний окружающей среды. В работах мастеров импрессионизма отразилась динамичность современного человека, благодаря чему городской пейзаж обрел равные права с изображениями природы. Изображая город на своих полотнах, мастера стремились отразить в нем суету жизни.

На рубеже XIX и XX веков в пейзаже складывается множество направлений, развивающих принципы импрессионизма в пейзаже и одновременно вступающих в противоречия отношения с ними. П. Сезанн показывал в своих произведениях величественную мощь и чёткую конструктивность естественных ландшафтов .

Творчество Ж. Сёра и его пейзажные мотивы подчинены строго выверенным, плоскостно-декоративным построениям, он отказался от смещения красок и использовал точечные мазки чистого цвета, накладывая их практически друг на друга. Несоответствие полученной цветовой гаммы естественным краскам природы, а достигаемой их игрой особый декоративный эффект являлось главным его экспериментом.

Голландский живописец Ван Гог придавал отдельным элементам пейзажа почти человеческую одушевленность, стремился к трагично-психологической ассоциативности пейзажных мотивов. Он работает все по первому впечатлению, в творческом порыве, и кажется, что картина вырывается из под его кисти, как крик восторга перед природой или жалости к человеку.

Произведения французского живописца П. Гогена близки к пейзажу символизма и отличаются звучностью цветовых плоскостей. Так же в них радикально переосмысляется образ пейзажа-идиллии. При академической школе живописи пейзаж отходил на «второй план», а начиная с эпохи импрессионизма, это направление представлено в творчестве многих художников.

Некоторые традиции импрессионистов, но уже в достаточно сильно измененном виде, задействовали в своей живописи художники-постимпрессионисты.

Немаловажный вклад в развитии пейзажа, как жанра изобразительного искусства привнесли русские художники, а именно И. Шишкин, А. Саврасов, Ф. Васильев. В своих пейзажах они искусно доносили зрителю черты сельской природы - леса и степи, рек и озер. За основу мастера русского искусства брали традиции среднеевропейского пейзажа, в частности Голландии XVII века, с его приглушенными красками, облачным небом, далекими равнинами и крестьянскими домиками. Так же в Россию голландские традиции проникали и через немецких мастеров. Поэтому И. Крамской сравнивал Ф. Васильева с А. Ахенбахом, хотя и признавал, что русский мастер превзошел немецкого.

В творчестве И.К. Айвазовского и М.Н. Воробьёва романтические традиции в русской пейзажной живописи играют ведущую роль. Русские мастера обращались к родной природе, мотивы которой отличаются особой грациозностью и большим размахом.

Реалистические традиции второй половины XIX века тесно связаны со стилями импрессионизм и модерн. В произведения В.А. Серова, П.И. Петровичева, Л.В. Туржанского изображаются скромные, непримечательные виды, отличающиеся этюдной непосредственностью композиции и колорита. Эмоционально-взволнованные мотивы и повышенная звучностью цвета характерна для творчества К.А. Коровина и И.Э. Грабаря. Национально-романтические черты присущи произведениям А.А. Рылова и пейзажно-жанровым композициям .

Значимой вехой в развитии пейзажного жанра является советский период. В работах советских мастеров преобладают образы, раскрывающие жизнеутверждающую красоту мира и тесную связь её с преобразовательной деятельностью людей. В этой области известны художники, такие как В.Н. Бакшеев, И.Э. Грабарь, Н.П. Крымов, А.В. Куприн, А.П. Остроумова-Лебедева, и другие, а так же чья деятельность была связана с советским временем (С.В. Герасимов, А.М. Грицай, Н.М. Ромадин, В.В. Мешков).

В 20-х годах в связи с индустриализацией зарождается советский индустриальный пейзаж и складывается тип мемориального пейзажа (например, полотна В.К. Бялыницкого-Бирули с видами Горок Ленинских и Ясной Поляны).

Но уже к 30-50-х годах появляется монументальный пейзаж-картина, который основан на переосмыслении этюдного материала и подчинен росту городов. Художники пишут картины, в которых показывают взаимодействие индустриальных и природных форм, динамический рост в пространственном восприятии мира, связанные с набирающим оборотом темпом современной жизни (А.А. Дейнека, П.П. Оссовский).

В республиканских школах советского пейзажа ведущую роль играет творчество И.И. Бокшая, А.А. Шовкуненко на Украине, Д. Какабадзе в Грузии, Сарьяна в Армении, У. Тансыкбаева в Узбекистане. В 60-80-х годах сохраняет значение принцип пейзажа-картины, но большую роль играет выразительность фактуры и колорита, а так же активные композиционные ритмы .

Пейзаж в течение долгого времени развивался как вид изобразительного искусства. На протяжении эпох менялись не только способы и приемы построения изображения элементов пейзажа, но накапливался художественный опыт, совершенство, красота и уважение к труду. В процессе становления развивался более сложный и постоянно обогащающийся взгляд на мир. Искусство выражало свое, современное отношение к действительности, происходила переоценка ценностей. Его развитие происходило через раскрытие вновь понятых качеств вещей мера понимания реальной действительности. К настоящему времени у пейзажа как вида изобразительного искусства сформировались свои характерные черты и особенности.

Список литературы:

  1. Аксёнова М. Искусство: энциклопедия. М.: Астрель, 2010. - 590 с.
  2. Музей. Термины и понятия. Пейзаж [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - URL: http://www.art-drawing.ru/terms-and-concepts/2545-landscape (дата обращения: 11.06.2015).
  3. Федоров-Давыдов А.А., Русский пейзаж XVIII - начала XIX в.: книга. М., 1953. - 348 с.

(от фр. paysage - страна, местность) - жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа.
В качестве самостоятельного жанра пейзаж появился уже в VI веке в китайском искусстве. Традиции китайской пейзажной живописи оказали большое влияние на японское искусство.
В Европе пейзаж как отдельный жанр появился намного позже, чем в Китае и Японии. В период Средневековья, когда право на существование имели лишь религиозные композиции, пейзаж трактовался живописцами как изображение среды обитания персонажей.
Постепенно пейзаж вышел за рамки других художественных жанров. Этому способствовало развитие станковой живописи. В создании пейзажного жанра большую роль сыграли мастера венецианской школы в начале XVI в.
В русском искусстве пейзаж как жанр живописи возникает в конце XVIII века. Основоположником русского пейзажа принято считать Семёна Щедрина (1745-1804).
Расцвет пейзажной живописи ознаменовало развитие пленерного пейзажа, связанного с изобретением в XIX веке метода производства тюбиковых красок.

- пейзаж, в котором художник обращает главное внимание на изображение памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой
Архитектурный пейзаж получил широкое распространение в XVIII веке.

Ведута - жанр Венецианской живописи XVIII века, в котором изображается городской пейзаж в виде панорамы, с соблюдением масштаба и пропорций.
Великий представитель этого стиля в живописи - венецианский художник (1697-1768).
В России родоначальником архитектурной ведуты были живописцы Ф.Я.Алексеев, М.Н.Воробьёв, С.Ф.Щедрин.

Картины пейзаж ведута
- пейзаж, в котором показывается грандиозность мироздания, природа представляется величественной и недоступной для человека.
Зрители, смотревшие на героический пейзаж, должны довольствоваться ролью созерцателей, наслаждающихся изображением и совершенствующих свой разум.
Французский живописец Никола Пуссен родоначальник героического пейзажа.

Впервые зародился в творчестве таких мастеров Харлема, как Ван Гойен, Де Молейн и Ван Рейсдал.
Для большинства голландских пейзажей характерен приглушенный колорит, состоящий из светло-серебристых, оливково-охристых, коричневатых оттенков, близких к естественным краскам природы.
Голландцы первыми пришли к изображению отдельных мотивов природы, нередко передавая виды определенной местности. В противоположность пейзажистам академического направления, воплощавшим образы природы в условно-идеальном аспекте, мастера голландского пейзажа передают скромную природу Голландии такой, как она есть, не приукрашивая ее.

Картины голландский пейзаж

Разновидность пейзажа, в котором основным предметом изображения являются , и .

Картины горный пейзаж

Разновидность пейзажа, в котором основным предметом изображения являются городские улицы, здания.

Картины городской пейзаж
- идеализированный пейзаж, в котором повествуется о совершенстве, гармонии и полноте жизни простых людей, их непосредственных связях с природой.
Для идиллического пейзажа характерны пасущиеся стада, прохладные ручьи, деревья с густыми кронами, луга, птицы, античные развалины и др.
Клод Лоррен является родоначальником идиллического пейзажа.
Индустриальный пейзаж - советская разновидность жанра пейзаж, в котором изображена романтика восстановления народного хозяйства, строительство крупных объектов промышленности.
Одним из основателей направления индустриальный пейзаж принято считать Константина Богаевского.

Интерьер (произошло от фр. intérieur - внутренний) - разновидность пейзажной живописи, в котором предметом изображения является изображение внутреннего вида помещения.

Картины интерьер

Пейзаж, в котором изображены исторические события с использованием архитектурных и скульптурных памятников, связанных с этими событиями.
Исторический пейзаж оживляет в памяти давно минувшее и дает ему определенную эмоциональную оценку.

Каприччо (произошло от итал. capriccio, буквально - каприз, прихоть) - архитектурный пейзаж-фантазия.
Самые известные художники писавшие каприччо: Франческо Гварди, .

Картины каприччо

Изображение космического пространства, звезд и планет.

Картины космический пейзаж
Космополитический пейзаж - пейзаж, в котором художник изображал воображаемый ландшафт в итальянском стиле.
Космополитические пейзажи пользовались огромной популярностью в Голландии в XVII веке.

Разновидность пейзажа, в котором основным предметом изображения является изображение леса.

Картины лесной пейзаж
.

В лирическом пейзаже изображаемая природа одухотворяется незримым присутствием человека.

Алексей Саврасов является родоначальником лирического пейзажа в русской живописи.

Марина (произошло от фр. marine, итал. marina, от лат. marinus - морской) - разновидность пейзажа, в котором основным предметом предметом изображения является море, береговые линии и скалы, сцены морского сражения или иные события, происходящие на море.
Морской пейзаж получил широкое распространение в XVII веке в стране мореплавателей и рыбаков - Голландии. Лучшие художники-маринисты того времени были В. ван де Велде, С. де Влигер, Я. Порселлис, Я. ван Рейсдал.

Картины морской пейзаж

Разновидность пейзажа, в котором основным предметом изображения являются сады, парки, скверы, аллеи и др. места отдыха людей.

Картины парковый пейзаж
- пейзаж написанный на открытом воздухе (пленере).
пейзаж, в котором запечатлевается бунтарское начало, несогласие с существующим порядком вещей, стремление подняться над обыденным, изменить его.
Грозовые тучи, клубящиеся облака, мрачные закаты, буйство ветра - мотивы романтического пейзажа.
Ярчайшими представителями романтического пейзажа в Англии были Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер и Джон Констебл, в Германии Каспар Давид Фридрих.

Разновидность пейзажа, в котором изображена поэзия деревенского быта, его естественная связь с окружающей природой.

Картины сельский пейзаж
практически монохромный пейзаж.
Ян ван Гойен, Саломон ван Рейсдал и Питер де Молейн являются представителями тонального пейзажа, появившегося в конце двадцатых годов XVII в.
Экстерьер - разновидность пейзажной живописи, в котором предметом изображения является изображение внешнего вида помещения.

Для эпического пейзажа характерны величавые картины природы, полные внутренней силы и бесстрастного спокойствия.
Ярким представителем эпического пейзажа был М.К.Клодт, стремившийся к созданию пейзажа-картины, представляющей зрителю целостный образ России.

ПЕЙЗАЖ – это слово, которое обозначает, кроме общего вида местности и описания природы в литературе, один из жанров изобразительного искусства . Тема пейзажа – местность (от фр. пейзаж – «местность», «страна»), окружающая среда, естественная или преобразованная человеком природа (земля с ее ландшафтами, видами гор, рек , полей, лесов), город и сельская местность. Соответственно различают природный, сельский и городской (архитектурный, индустриальный и др.) пейзажи. В природном выделяют морской пейзаж («марина », а художников, изображающих море, называют «маринистами») и космический, астральный – изображение небесного пространства, звезд и планет. Особое место в городском пейзаже занимает ведута – документально точное изображение. С точки зрения времени различают современный, исторический (в т.ч. руины – развалины археологических или исторических мест и памятников) и футурологический (картины будущего мира) пейзажи.

В узком и строгом смысле следует различать пейзаж и пейзажное изображение. Пейзаж – это «портретное» изображение натурного вида, того, что есть, что реально существует. Это как бы живописное или графическое «фотоизображение». Оно индивидуально и неповторимо, его можно подправить, деформировать, но нельзя придумать, сочинить. В отличие от него пейзажное изображение – это любые сочиненные с помощью воображения пейзажные виды. Термин «пейзаж» обычно означает и то и другое.

Пейзаж – это не просто изображение, но всегда художественный образ природной и городской среды, ее определенная интерпретация, что находит свое выражение в исторически сменяющихся стилях пейзажного искусства.

Для каждого стиля – будь то пейзаж классицистический, барокко, романтический, реалистический, модернистский – характерна своя философия, эстетика и поэтика пейзажного образа.

В центре философии пейзажа стоит вопрос об отношении человека к окружающей среде – природе и городу, и об отношении среды к человеку. Эти отношения могут трактоваться как гармонические и как дисгармонические. Так, например, Левитан в пейзаже Вечерний звон создает образ, в котором сливаются в гармонии и светлая радость природы и благостный душевный мир бытия и чувств людей. Напротив, в философско-символическом пейзаже (Над вечным покоем ) художник, желая ответить на вопрос об отношении человека и природы, о смысле жизни, противопоставляет вечные и могучие силы природы слабой и кратковременной человеческой жизни.

Философская мировоззренческая трактовка образа определяет его эстетику. В Вечернем звоне это благостная, идиллическая красота , Над вечным покоем решена в стиле монументального трагизма, возвышенного в своей основе.

Философия и эстетика пейзажа лежит в основе его поэтики, живописных средств. Можно провести определенную аналогию между поэтикой пейзажа и поэтикой литературы. И там и здесь уместно различать лирику, эпос и драму. Если в Вечернем звоне мы видим лирическую вещь, где эстетические чувства выражаются как состояния природы, то в картине Над вечным покоем при всей ее лиричности (как во всяком пейзаже) мы ощущаем скорбное повествование эпического характера, проникнутого напряжением и драматизмом.

И.Левитан – пейзажист реалистического стиля, но предложенный способ трактовки его пейзажного творчества применим и к другим стилям. Например, классицистический пейзаж в целом исповедует гармонический образ, возвышенный и эпически-повествовательный, романтизм стремится вскрыть внутренние противоречия отношения человека и среды, ему присуща особая романтическая красота и лиризм.

Пейзажное искусство обнаруживает себя почти во всех видах и родах пространственных искусств. Среди видов преимущество отдается живописи и графике (книжные иллюстрации и др.), но пейзажные изображения встречаются и в архитектуре , в декоративном искусстве (росписи на стекле, фарфоре и т.п.) и в сценографии (декорационные пейзажи). Среди родов пространственных искусств пальма первенства принадлежит станковым произведениям живописи и графики, но монументальное искусство (росписи и мозаики) и прикладное искусство (народные художественные промыслы, мебель, сувениры и т.п.) также используют пейзажные формы.

Для модернистских течений современности характерно стремление к деформации пейзажного изображения, что часто является мостом для перехода к абстракциям, где пейзаж утрачивает свою жанровую специфику.

Евгений Басин

До эпохи Возрождения пейзаж выполнял декоративную функцию. Но прежде чем пейзаж стал носителем идеи и прежде чем начал помогать раскрывать характер главных героев, а уж тем более обрел самостоятельность, прошло очень много времени.

Как зарождался жанр пейзаж?

Впервые изображение природы мы встречаем на рельефах древних цивилизаций, которые возникли на берегах могучих рек. На картинах или скульптурах, дошедших до наших дней, пейзаж представляет собой редкие образцы флоры. И только в эпоху Ренессанса, когда у итальянцев проснулся интерес к натуре, пейзаж отвоевал себе место под рампами.

Обращение к природе происходит синхронно с пробуждением человеческой пытливости. Человек пытается разобраться, что в нем сильнее - духовное или материальное? Что является смыслом жизни или что приносит счастье? Инстинкт или разум?

Немцы считали, что природа привносит в жизнь человека сумбур. И уж если в человеке побеждают инстинкты — жди беды. Итальянцы были не согласны со своими северными коллегами, они находили, что только баланс двух начал в человеке может дать гармоничную личность. Тициан и Джорджоне воплощали эту идею в своих картинах, в то время как Рафаэль отдавал дать уважения городскому пейзажу , наслаждаясь стройностью линий. Эпоха романтизма возникла в противовес эпохи Просвещения, чтобы восстановить нарушенный баланс. Чувствуя, что человеческая мораль и нравы далеки от совершенства, художники обратились к природе. Сезоны года были призваны отражать состояния человеческой души. Наконец, натура к XIX веку возобладала.

Особенности пейзажа в живописи заключаются в трактовке этого жанра художниками. Своеобразие пейзажа зависит от места, которое отводится пейзажу на картине, и индивидуальному восприятию художниками природы.

Кульминация жанра пейзаж

Французы рисовали природу, пытаясь изобразить все ее многочисленные оттенки и настроения. Начиная с Коро и вплоть до импрессионистов, пейзаж переживал годы триумфа. Старшие импрессионисты — К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей уже работали исключительно на свежем воздухе, чтобы не допустить и малейшего искажения. Пресловутая световоздушная среда, которая на картине соединяла природу и человека воедино, прочно вошла в анналы искусства.

Появились пейзажные серии, объединенные одним мотивом. Импрессионисты одинаково уважали и сельский, и городской пейзаж. Но пейзаж как вид искусства не мог стоять на месте и должен был развиваться. Сезанн, Жорж Сёра и Ван Гог привнесли в пейзаж свое характерное видение. Природа Поля Сезанна величественна, монументальна, она имеет четкие границы. Жорж Сёра играл с оптическим эффектом, воздействуя на зрителя цветом. Его мозаичные картины стилизованы, декоративны. Неистовый Ван Гог в своих картинах изливал душу, он использовал природу как рупор, чтобы донести до зрителя свою боль от сознания несовершенства человека.

Поль Гоген замыкает строй постимпрессионистов, его творчество близко к символизму, где природа лишь отдаленно напоминает свой прототип. Его цветовые плоскости, заменившие форму, обладают категоричным звучанием.

Особенности пейзажа в живописи на картинах русских художников

Русские художники Саврасов и Шишкин также оказали влияние на развитие жанра. На своих картинах они любовно изображали русскую природу — степи и озера, поля и леса. Торжество сельской жизни на Руси было выполнено в духе среднеевропейского пейзажа. Неяркие краски как нельзя кстати подошли к русским просторам. Морские пейзажи получили мировую известность благодаря Айвазовскому, который достиг недосягаемых высот в этом жанре.

Французский импрессионизм нашел отклик в работах Серова и Коровина, работы которых получили признание. Советские художники — Крымов, Грабарь — манифестировали красоту человеческого труда, идущего рука об руку с природой. Процесс урбанизации также оказал влияние на мир искусства. Сегодня из плеяды талантливых художников можно выделить Василия Афанасьевича Лескова , его картины непредсказуемы и очень эффектны.

На протяжении веков роль пейзажа в искусстве постоянно менялась, а мастерство художников неукоснительно росло. Современные художники пользуются большой свободой при выборе средств выразительности и техники. Если вы хотите, чтобы ваш дом украсил пейзаж, способный воспламенить воображение, заказывайте картины у настоящего мастера.

Пейзажная живопись, также известная как ландшафтное искусство, представляет собой изображение природы во всех ее проявлениях. В основном это горы, долины, деревья, реки и леса. Основной особенностью является наличие широкого вида, а также его элементов, расположенных в связной композиции. Существуют разные виды пейзажа, в том числе сельский и городской, морской и речной, религиозный и футуристический.

Виды пейзажа: суть

Самым популярным элементом любого пейзажа является небо. Погода во всех ее проявлениях также входит в состав композиции. Виды пейзажа в искусстве могут быть полностью мнимыми (воображаемыми) или копироваться из реальности с различной степенью точности. Если основной целью изображения является отображение фактического, определенного места, в особенности это касается зданий, то оно будет называться топографическим (реалистичным) видом.

Понятие "пейзаж"

В изобразительном искусстве термин «пейзаж» происходит от голландского слова landchap (участок земли) и описывает любую картину или рисунок, главным предметом которого является изображение живописного вида. Примерами могут быть луга, холмы, горы, долины, деревья, реки, леса, прибрежные виды и моря. Картина может быть изображением реального места, или это может быть воображаемая либо идеализированная сцена.

Признание природы и ее выбор в качестве конкретного предмета искусства является относительно недавним явлением. До XVII века пейзаж был ограничен фонами портретов или картин, посвященных преимущественно религиозным, мифологическим или историческим иллюстрациям. Сегодня красивый вид пейзажа продолжает оставаться главной темой в искусстве.

Пейзаж на протяжении веков

В творчестве художников XVII века Клода Лотарингии и Николая Пуссена ландшафтный фон начал доминировать над демонстрацией исторических событий. Однако их трактовка пейзажа была несколько стилизованной или искусственной. Они пытались перенять виды пейзажа Греции и Рима, и их работа стала известна как классический пейзаж. В то же время некоторые голландские художники, например Якоб ван Руйсад, разрабатывали гораздо более натуралистическую форму живописи, основываясь на том, что они видели вокруг себя.

Когда в семнадцатом веке французской академией были классифицированы виды искусства, пейзаж был размещен четвертым по важности среди пяти жанров. Тем не менее пейзажная живопись становилась все более популярной в XVIII веке, несмотря на преобладание классических мотивов.

Пейзаж и его позиция в иерархии жанров

Пейзаж был установленным жанром в китайском искусстве к четвертому столетию нашей эры, но в западном искусстве пейзажная живопись берет начало до эпохи ренессансного искусства в шестнадцатом веке. Конечно, многие художники начиная с римских времен и раньше включали в свои картины живописные пейзажи и виды природы, но они были вспомогательными элементами главной темы картины. Основная проблема с ландшафтом заключалась в том, что он был очень низким в академическом распределении жанров.

Иерархия видов изобразительного искусства в эпоху Возрождения имела следующий вид:

  1. Историческая живопись.
  2. Портретное искусство.
  3. Живопись, то есть сцены из повседневной жизни.
  4. Пейзаж.
  5. Натюрморт.

Эти рейтинги были окончательно изложены в 1669 году секретарем Французской академии Андре Фелибиеном. Таким образом, мир искусства, в том числе его покровители, учителя и художники, не воспринимал пейзажную живопись всерьез и приписывал большую ценность историческим произведениям, портретам и жанровым картинкам. Неоклассические и академические школы следовали греческому искусству в придании первенства человеческому телу, особенно обнаженному.

Бум натуралистического ландшафтного рисунка

В девятнадцатом веке произошел настоящий всплеск натуралистического ландшафтного рисунка, отчасти обусловленный представлением о том, что природа является прямым проявлением Бога, а отчасти из-за растущего отчуждения многих людей от природы из-за ростущей индустриализации и урбанизации. В итоге традиционная иерархия жанров рухнула.

Ландшафтные художники XIX века вступили в широкомасштабное романтическое движение, именно в это время пейзажная живопись наконец стала достойным жанром в художественных академиях Европы и получила широкое распространение по всему миру. Во второй половине двадцатого века определение ландшафта было поставлено под сомнение. Жанр расширился до городских и промышленных ландшафтов, и художники стали использовать менее традиционные средства при создании ландшафтных работ.

Три типа ландшафтного искусства

Картина или фотография, на которой изображается природа, называется ландшафтным искусством. Хотя каждый художник имеет свой собственный стиль, этот жанр обычно группируется в три объемные категории:

  • Репрезентативное ландшафтное искусство является самым основным жанром. В деталях для создания нереалистичного эффекта не используются специальные цвета или фильтры. Напротив, репрезентативное ландшафтное искусство фокусируется на естественной красоте природы и рисует реалистичную картину предмета.
  • Импрессионистское ландшафтное искусство фокусируется на изображении реалистической сцены в почти нереалистичном свете. Это достигается с помощью нескольких методов, включая разделение переднего плана с фоном с использованием мягкой фокусировки, применение необычных методов освещения или включение насыщенных, ярких или неестественных цветов. Импрессионистское ландшафтное искусство в значительной степени отвечает взгляду художника или фотографа и способности создавать потрясающий природный образ.
  • Абстрактное ландшафтное искусство меньше полагается на окружающую среду пейзажа и больше на представление основного предмета изображения. В абстрактной части пейзаж может быть фоном, а на переднем плане может находиться фокус на одном компоненте, например ветке дерева необычной формы или тени большого объекта.

Каждый стиль имеет свои характеристики, варьирующиеся цвета, освещение и реквизит. В пейзажных картинах, как правило, добавляются дополнительные элементы кроме самого ландшафта. Традиционно это животные и люди. Цель пейзажной части - продемонстрировать естественную красоту природы, будь то успокаивающая, жестокая или сюрреалистическая.

Природные пейзажи

Пейзажная живопись относится к произведению искусства, в котором основной акцент делается на изображение природы (горы, леса, скалы, деревья, реки, долины и т. д.). Земля - ​​чудесное творение, от бесплодных пустынь до пышных тропических лесов, от бесконечных океанов до облачного неба. На протяжении всей истории художники находили вдохновение в таинственной красоте природы и величии разнообразных ландшафтов Земли.

Городской пейзаж: виды городского пейзажа

Пейзажные картины не ограничиваются изображениями земли и природы. Например, они могут также включать изображения зданий, улиц, мостов. Этот вид пейзажа называется городским. Этюды его могут включать в себя различные исторические или современные объекты. Виды городского пейзажа определяются в соответствии с тем, что изображено на картине. Одними из самых привлекательных являются изображения дворцов и замков, культовых памятников, а также жилых построек XVII-XIX веков.

Сельский и парковый пейзаж

Когда природа и ре-зультаты сознательной человеческой деятельности встречаются вместе, обязательно возникает определенный диссонанс. Но есть среда, где эти две конфликтующие стороны способны договориться между собой и добиться относительного равновесия. Прежде всего это сельская местность и ландшафтные парки, где природа дополняется архитектурными элементами. Сельский пейзаж являлся одной из самых популярных тем пейзажа во все времена. Художники изображали дом на холме или у водоема, зеленые луга с пасущимися овцами, проселочные дороги и так далее.

Топографические пейзажи

Плоские предметы отличаются от объемных трехмерных, имеющих длину, ширину и высоту. Один из вариантов изображения пейзажа заключается в том, что изображению придается более или менее четко выраженная рельефность. Этот вид пейзажа называют топографическим или скульптурным.

Документальные пейзажи

Еще одним видом пейзажной живописи являются документальные пейзажи, изображающие сцены из повседневной жизни. Включенные фигуры людей заслуживают не меньшего внимания, чем деревья или дома. С одной стороны, они добавляют жизни в композицию, с другой стороны, подчеркиваются размеры окружающего пространства в сравнении с человеком.

Пейзажи с животными

Отличительной особенностью пейзажа является то, что с их помощью создается ощущение покоя, удовлетворенности и гармонии. Однако живая природа - это непрерывное движение. Деревья, растения, дождь, ветер - это все динамичные и переменчивые факторы, в связи с этим вполне закономерным является размещение среди них животных как неотъемлемой составляющей всей живой природы.

Виды могут быть самыми разными: пейзаж настроения символизирует лирическую окраску чувств, архитектурный очень напоминает городской, морской (марина) и речной показывают бесконечную красоту водного ландшафта. Исторический и героический типы ассоциируются с великими воинами, мифическими героями и богами. Декоративный пейзаж служит превосходным украшением интерьера. Определенного количества видов не существует. В зависимости от видения художника выделяют индустриальный (виды городов), пейзажи эпического, романтического или даже космического характера.

Главная особенность этого жанра изобразительного искусства состоит в том, что основным предметом изображения является природа в своем первозданном виде или преображенная человеком.