Что такое мещанство сегодня. Мещанство: понятие и признаки

В свое время Горький высказал мнение, что мещанство - это искаженно сформировавшееся чувство собственности. С этим вполне можно согласиться. Ведь нельзя стремиться только к собственному покою, опасаясь, что в какой-то момент он рухнет. Многие классики презирали мещанство. Определение, которое дал Чехов этому явлению, кажется несколько шире. Он писал о том, что оно не несет никакого развития и прогресса для людей.

Социальный кризис

В 19 веке Николай Васильевич Гоголь писал о том, что жизнь находится во власти мелочей, и это явление приобретает угрожающие масштабы. В то же самое время и Чехов высказался о том, что мещанство - это страшное зло. Проникая в суть этого образа жизни молодежи той эпохи, писатель содействовал борьбе за его кардинальное изменение.

Противостояние в литературе

В 1903-м году Чехов написал рассказ "Невеста". Сюжет истории достаточно прост. Московский художник Саша уговаривает девушку Надю бежать из дома практически из-под венца. Героиня, благодаря этому обреченному и больному человеку увидела всю тусклую жизнь, окружающую ее. Надя, поддавшись уговорам, уезжает учиться. Вернувшись на каникулы, героиня совершенно не сожалеет о поступке. Саша, удивительный человек, светлый изнутри, помог ей вырваться из узкого, душного и себялюбивого мещанства, обрести себя, избавиться от пошлости. Его слова призвали героиню к личному росту.

Мещанство: значение слова

Термин имеет польские корни и происходит от понятия mieszczanin - горожанин. До 1917 года в России мещане составляли низший разряд обывателей. Они несли податную и рекрутскую повинность, на них распространялись телесные наказания.

История возникновения

Мещанство - это сословие, которое берет начало от торговцев, мелких домовладельцев, ремесленников. Официально оно было закреплено в Жалованной грамоте Екатерины Второй в 1785 году. В ней же было дано разъяснение понятия. В Грамоте было указано, что мещанство - это "сословие городовых обывателей", "люди среднего рода", ремесленники и мелкие торговцы. По положению они стояли ниже купцов. Мещанам принадлежала львиная доля недвижимого имущества города. Поскольку они, вместе с купцами, выступали в качестве основных плательщиков податей и налогов, то считались "правильными городскими обывателями".

Вступление в сословие

Городские мещане объединялись в "общество". Принадлежность к сословию оформлялась соответствующей записью в обывательской книге города. Таким образом, каждый мещанин приписывался к определенному населенному пункту. Временно покинуть территорию своего города мещанам разрешалось только при наличии временного паспорта. Переехать же в другой населенный пункт допускалось с разрешения власти.

Звание мещанина переходило по наследству. Записаться в сословие мог совершенно любой житель города, имевший какую-либо недвижимость, занимавшийся торговлей или ремеслом, исполнявший общественные службы и плативший подати. Исключить из мещанства человека могло "общество" или суд. На мещан распространялись подушная подать, внутренние сборы города. Они обладали правом на корпоративное объединение, сословное самоуправление. Последнее реализовывалось посредством управ. Кроме этого, для мещан был сформирован отдельный суд. В середине 19 столетия сословие было освобождено от телесных наказаний. В 1866 мещане прекратили платить подушную подать. Ремесленники, принадлежавшие к этому сословию, переходили в категорию цеховых. Все, кто постоянно занимался каким-нибудь делом, должен был записаться в цех. По званиям ремесленники подразделялись на подмастерьев и мастеров. Перейти из первой группы во вторую можно было только в случае пребывания в звании подмастерья на протяжении трех лет. В мещане зачастую переходили и отставные военнослужащие. При этом они получали определенные льготы, в числе которых было и освобождение от податей.

Связь с купечеством

Мещанство - это одно из сословий, тесно взаимодействовавшее с купцами. Развившие свои предприятия, разбогатевшие обыватели переходили в эту категорию. Вместе с этим, обедневшие купцы становились мещанами. В 1863-м году были проведены городские реформы. В результате них была отменена третья (низшая) гильдия купечества. Все, кто был приписан к ней, перешли в мещанство.

Возможности крестьянства

Мещанство принимало и государственных, а после отмены крепостничества - всех крестьян. Однако при этом должны были соблюдаться условия. Крестьяне могли перейти в мещанство при выходе из сельской общины и с разрешения власти. После отмены крепостничества мещанство пополнилось значительным количеством освобожденных. Однако, как свидетельствуют записи, считалось, что крестьяне переходили в новое сословие исключительно ради того, чтобы быть освобожденными от податей. На самом же деле они не занимались ни ремеслами, ни торговлей. Приобретя в городе дом и взяв в аренду участок, они продолжали работать на земле. Некоторые мещане, получив образование, становились разночинцами.

Статистика

Согласно данным по 1811 году, в России было порядка 950 тысяч мещан. Это составляло 35% от всего населения города. По данным переписи, проведенной в 1897-м, в стране было около 13 400 000 мещан. По своей численности это сословие находилось на втором месте после крестьянства. Несмотря на то что формально у мещанства было собственное самоуправление, оно в незначительной степени служило на благо обывателям. По своей сути, оно выступало в качестве бесплатного (для государства) финансово-полицейского органа управления. Мещанство вместе с прочими званиями и сословиями было отменено после революции 1917 года.

Ограничение перемещения

В начале ХХ столетия паспортная система в стране не была строгой. Однако несмотря на это, перемещение мещан было ограничено. Дела, касавшиеся выдачи паспортов, зачастую доходили до "схода". Но такие собрания проходили довольно редко, закон не определял их состава. В этой связи решения, принимавшиеся на "сходах" были весьма неустойчивы.

Либерализм - это идеология мещанства

В широком смысле данное явление характеризует не только жизнь обывателей, но и их мышление. Проблема мещанства состояла в ограниченности взглядов исключительно личными интересами, вульгарности во вкусах, трусости. Поведение и мировоззрение человека заключалось в том, что на высшие слои общества он смотрел с благоговением, а на низшие - с явным презрением. Мещанин всеми силами старался приблизиться к элите, но это ему плохо удавалось. В результате такие люди оставались средними членами общества. Мещане всегда старались обустроить жизнь, приспосабливаясь к обстоятельствам. Зачастую они не имели личного мнения, слепо подражали всему, что считалось модным и престижным.

Настоящее время - что изменилось?

Современное мещанство мало изменилось с дореволюционных времен. Сегодня не существует сословий и званий, но по поведению людей можно причислить их к той или иной категории. Мещанами в настоящее время можно назвать тех, кто ограничен стереотипными суждениями, живет по сценарию, навязанному обществом, опасаясь даже незначительно отклониться от заданной траектории. Таким людям свойственны узколобость, отсутствие гибкости и широты мышления. Они живут без каких-либо убеждений и приоритетов. Таким личностям свойственны заботы только о материальном благе. Современные мещане - это мелочные и очень скупые люди. При этом сегодня такое поведение характерно не только для граждан со средним достатком, но и для тех, кто имеет миллионный доход. Мировоззрение мещанина крайне редко меняется, даже если ему удалось разбогатеть. Такие люди любят сплетни. При встрече в первую очередь они будут выведывать у человека подробности его личной жизни: женат ли (замужем ли), есть ли дети, какая работа и так далее. Главными особенностями мещанина являются отсутствие цели и ограниченность взглядов.

МЕЩАНСТВО - го-род-ское по-дат-ное со-сло-вие в Российской им-пе-рии, в XIX веке вто-рое по чис-лен-но-сти по-сле кре-сть-ян-ст-ва.

В по-ня-тие мещанство в раз-ное вре-мя вкла-ды-ва-лось раз-ное со-дер-жа-ние. Пер-во-на-чаль-но ме-ща-на-ми на-зы-ва-лись жи-те-ли го-ро-дов Южной и Западной Ру-си, на-хо-див-ших-ся на тер-ри-то-рии Великого княжества Ли-тов-ско-го , а впо-след-ст-вии - Ре-чи По-спо-ли-той (главным образом ре-мес-лен-ни-ки, мел-кие до-мо-вла-дель-цы и тор-гов-цы). В XVII веке ме-ща-не - на-се-ле-ние Ме-щан-ской сло-бо-ды (ква-ли-фи-ци-ров. мас-те-ра, тор-гов-цы и «це-ло-валь-ни-ки» при По-соль-ском дво-ре), об-ра-зо-ван-ной в 1671-1672 годах под Мо-ск-вой вы-ход-ца-ми из Ре-чи По-спо-ли-той. В XVIII веке на-име-но-ва-ние рас-про-стра-не-но на всё по-сад-ское на-се-ле-ние русских го-ро-дов. В та-ком зна-че-нии сло-во «ме-ща-не» упот-реб-ле-но в «Про-ек-те за-ко-нов о пра-вах сред-не-го ро-да го-род-ских жи-те-лей», со-став-лен-ном в хо-де ра-бо-ты Уло-жен-ной ко-мис-сии 1767-1768/69 годов. В Ма-ни-фе-сте императрийцы Ека-те-ри-ны II от 17(28).03.1775 года «О Вы-со-чай-ше да-ро-ван-ных раз-ным со-сло-ви-ям ми-ло-стях по слу-чаю за-клю-чён-но-го ми-ра с Пор-тою От-то-ман-скою» ме-ща-не вы-де-ле-ны как по-дат-ная ка-те-го-рия городских жи-те-лей с ка-пи-та-лом ме-нее 500 рублей, обя-зан-ных пла-тить по-душ-ную по-дать, от-бы-вать рек-рут-скую и другие на-ту-раль-ные и де-неж-ные по-вин-ности. Ме-ща-не с ка-пи-та-лом свыше 500 рублей мог-ли пе-рей-ти в ку-пе-че-ст-во с уп-ла-той гиль-дей-ско-го сбо-ра. В Жа-ло-ван-ной гра-мо-те го-ро-дам 1785 года ме-ща-на-ми на-зва-ны все го-ро-до-вые обы-ва-те-ли («ме-ща-не во-об-ще»), ко-то-рые де-ли-лись на 6 раз-ря-дов, из них 4 раз-ря-да («на-стоя-щие го-ро-до-вые обы-ва-те-ли», то есть ли-ца, имев-шие в го-ро-де не-дви-жи-мость; «це-хо-вые гра-ж-да-не»; «ино-го-род-ние и ино-стран-ные гос-ти»; «по-сад-ские») фак-ти-че-ски со-ста-ви-ли со-сло-вие мещанства в уз-ком смыс-ле сло-ва. За-кон закре-пил за ме-ща-на-ми пра-во бес-пре-пят-ст-вен-но за-ни-мать-ся мел-кой тор-гов-лей в го-ро-дах и раз-но-го ро-да про-мыс-ла-ми (со-дер-жать мас-тер-ские, трак-ти-ры и прочее), ус-та-но-вил под-суд-ность мещанства ме-щан-ско-му су-ду, га-ран-ти-ро-вал оп-ре-де-лён-ные пра-ва. Вме-сте с тем су-ще-ст-во-ва-ли ог-ра-ни-че-ния на за-ня-тие ме-ща-на-ми государственных долж-но-стей (до конца 1850-х годов), ме-ща-не под-ле-жа-ли те-лес-ным на-ка-за-ни-ям (до 1904 года). Со-слов-ный ста-тус ме-щан объ-яв-лял-ся на-след-ст-вен-ным.

В по-сле-дую-щих за-ко-но-дательных ак-тах рас-ши-рял-ся и уточ-нял-ся круг лиц, имев-ших пра-во или обя-зан-ных всту-пать в со-сло-вие ме-щан. В не-го вхо-ди-ли вос-пи-тан-ни-ки за-ве-де-ний, под-ве-дом-ст-вен-ных при-ка-зам об-щественного при-зре-ния, а так-же вос-пи-тательных до-мов; при-няв-шие российское под-дан-ст-во ино-стран-цы; ис-клю-чён-ные из сво-их преж-них об-ществ кре-щё-ные ев-реи; ра-зо-рив-шие-ся куп-цы. Главным ис-точ-ни-ком по-пол-не-ния со-сло-вия (648 тысяч человек обое-го по-ла в 1789 году, 950 тысяч человек в 1811 году) бы-ли вы-ход-цы из кре-сть-ян. При этом бывшие кре-по-ст-ные кре-сть-я-не пред-став-ля-ли уволь-ни-тель-ные от сво-его по-ме-щи-ка, удель-ные кре-сть-я-не - от удель-но-го ве-дом-ст-ва, двор-цо-вые кре-сть-я-не - от двор-цо-во-го, государственные кре-сть-я-не - от ка-зён-но-го. При-чис-ле-ние к мещанству про-из-во-ди-лось ка-зён-ны-ми па-ла-та-ми по при-ём-но-му до-го-во-ру и с одоб-ре-ния 6 «бла-го-на-ме-рен-ных» чле-нов ме-щан-ско-го об-ще-ст-ва, к ко-то-ро-му осу-ще-ст-в-ля-лась при-пис-ка. Про-жи-ва-ние ме-ща-ни-на в го-ро-де, к ме-щан-ско-му об-ще-ст-ву ко-то-ро-го он был при-пи-сан, не счи-та-лось обя-за-тель-ным; по-лу-чив пас-порт, он мог жить по мес-ту на-хо-ж-де-ния его тор-го-во-промышленного за-ве-де-ния. В 1906 году от-ме-не-на обя-зательная при-пис-ка ме-щан к оп-ре-де-лён-но-му го-ро-ду.

В ка-ж-дом го-ро-де соз-да-ва-лось ме-щан-ское об-ще-ст-во. Оно из-би-ра-ло на 3 го-да ме-щан-скую упра-ву из ста-рос-ты, его по-мощ-ни-ка и не-сколь-ких «де-сят-ни-ков», ко-то-рые ут-вер-жда-лись гу-бер-на-то-ром. Ста-рос-та вёл спи-ски лиц, со-сто-яв-ших в дан-ном ме-щан-ском об-ще-ст-ве, вы-да-вал пас-пор-та на от-луч-ку, ве-дал рас-клад-кой и сбо-ром по-да-тей. Ме-ща-нин, же-лав-ший пе-рей-ти из од-но-го ме-щан-ско-го об-ще-ст-ва в дру-гое, а так-же в иное со-сло-вие, дол-жен был по-лу-чить от сво-его об-ще-ст-ва со-гла-сие на это - уволь-ни-тель-ный при-го-вор, в ко-то-ром ука-зы-ва-лось, что он не име-ет не-дои-мок по по-да-тям, ча-ст-ных дол-гов, не со-сто-ит под след-ст-ви-ем и не ос-тав-ля-ет на преж-нем мес-те жи-тель-ст-ва род-ст-вен-ни-ков, не спо-соб-ных се-бя про-кор-мить. Для при-ня-тия в другое ме-щан-ское об-ще-ст-во тре-бо-ва-лось его пред-ва-рительное со-гла-сие, для че-го бы-ли не-об-хо-ди-мы ре-ко-мен-да-ции со-се-дей по ста-ро-му мес-ту жи-тель-ст-ва. Су-ще-ст-во-ва-ла и не-зна-чительная про-слой-ка лиц (от-став-ные сол-да-ты, си-ро-ты и другие), ко-то-рых при-пи-сы-ва-ли к ме-щан-ско-му об-ще-ст-ву без со-гла-сия по-след-не-го. Эти ли-ца в те-че-ние 5 лет со вре-ме-ни при-пис-ки обя-за-ны бы-ли ис-хо-да-тай-ст-во-вать со-гла-сие ме-щан-ско-го об-ще-ст-ва на окон-чательное и по-сто-ян-ное их при-чис-ле-ние. По ука-зу императора Алек-сан-д-ра I от 12(24).12.1801 года ме-ща-не, на-ря-ду с государственными кре-сть-я-на-ми и куп-ца-ми, по-лу-чи-ли пра-во по-ку-пать не-на-се-лён-ные зем-ли (во 2-й половине XIX века раз-мер ме-щан-ско-го зем-ле-вла-де-ния су-ще-ст-вен-но вы-рос). Гиль-дей-ская ре-фор-ма 1824 года вве-ла про-мыс-ло-вое об-ло-же-ние ме-щан, за-ни-мав-ших-ся тор-гов-лей, раз-де-лив их на «тор-гую-щих ме-щан» и «по-сад-ских ме-щан». Ус-та-нов-лен-ное этой ре-фор-мой на-ло-го-об-ло-же-ние ока-за-лось для ме-щан не-по-силь-ным, в 1826-1827 годах оно от-ме-не-но.

Чис-лен-ность мещанства осо-бен-но воз-рос-ла во 2-й половине XIX века: около 4,6 миллионов человек (1858 год), свыше 9,9 миллионов человек (1897 год; 44,3% от все-го на-лич-но-го городского на-се-ле-ния, в не-ко-то-рых го-ро-дах - до 90%). Уве-ли-че-ние про-ис-хо-ди-ло главным образом за счёт при-то-ка из других со-сло-вий, по-преж-не-му пре-имущественно из кре-сть-ян-ст-ва, осо-бен-но по-сле кре-сть-ян-ской ре-фор-мы 1861 года . Ме-ща-не, как пра-ви-ло, за-ни-ма-лись мел-кой тор-гов-лей, ре-мес-лом, слу-жи-ли при-каз-чи-ка-ми, по-сту-па-ли в ус-лу-же-ние. По до-сти-же-нии оп-ре-де-лён-ных чи-нов на государственной и во-енной служ-бе ме-ща-нам мог-ло быть по-жа-ло-ва-но дво-рян-ст-во, пос-ле окон-ча-ния выс-ших учеб-ных за-ве-де-ний их мог-ли при-чис-лить к почётным граж-да-нам (с 1832 года). Во 2-й половине XIX века мещанство ста-ло од-ним из ис-точ-ни-ков фор-ми-ро-ва-ния бур-жуа-зии. В 1863 году от-ме-не-на по-душ-ная по-дать с ме-щан, за-ме-нён-ная уме-рен-ным тор-го-во-про-мы-сло-вым об-ло-же-ни-ем. С из-да-ни-ем за-ко-на о про-мы-сло-вом на-ло-ге (1898 год), ко-то-рый рас-про-стра-нял-ся и на ме-щан, их хо-зяйственная дея-тель-ность окон-ча-тель-но пе-ре-ста-ла за-ви-сеть от со-слов-ной при-над-леж-но-сти. Со-сло-вие мещанство уп-разд-не-но по-сле Октябрьской ре-во-лю-ции 1917 года.

С 1840-х годов по-ня-тие «ме-ща-не» ста-ло упот-реб-лять-ся в пе-ре-нос-ном смыс-ле - лю-ди с мел-ки-ми ин-те-ре-са-ми, ог-ра-ни-чен-ным кру-го-зо-ром, «спло-чён-ная по-сред-ст-вен-ность» (А.И. Гер-цен), «за-жи-точ-ность без куль-ту-ры» (А.С. Ма-ка-рен-ко). Те-ма мещанства как со-ци-аль-но-го и этического яв-ле-ния на-шла во-пло-ще-ние в русской литературе и пуб-ли-ци-сти-ке XIX-XX веков: ро-ма-не А.Ф. Пи-сем-ско-го «Ме-ща-не», пье-се М. Горь-ко-го «Ме-ща-не», ро-ма-не Е.И. За-мя-ти-на «Мы» и других.

Дополнительная литература:

Дру-жи-нин Н.П. Ме-ща-не и зе-мель-ный во-прос. М., 1906; он же. Ме-ща-не, их по-ло-же-ние и ну-ж-ды. 2-е изд. М., 1917;

Рынд-зюн-ский П.Г. Го-род-ское гра-ж-дан-ст-во до-ре-фор-мен-ной Рос-сии. М., 1958; он же. Го-род-ское на-се-ле-ние // Очер-ки эко-но-ми-че-ской ис-то-рии Рос-сии пер-вой по-ло-ви-ны XIX в. М., 1959;

Клок-ман Ю.Р. Со-ци-аль-но-эко-но-ми-че-ская ис-то-рия рус-ско-го го-ро-да: вто-рая по-ло-ви-на XVIII в. М., 1967;

Но-ви-ков А.И. Ме-щан-ст-во и ме-ща-не. Л., 1983;

Мер-ков-ский В.Г. Ро-до-слов-ные пе-ре-кре-ст-ки: кре-сть-я-не, ме-ща-не, куп-цы, ка-за-ки и дво-ря-не. СПб., 2001;

Ми-ро-нов Ю.В. Ре-во-лю-ция и ме-ща-не. М., 2003;

Ан-ку-ше-ва К.А. Ме-щан-ст-во про-вин-ци-аль-но-го го-ро-да // Си-бир-ский ис-то-ри-че-ский жур-нал. 2004. № 1.

Мещане

этим именем уже в московской Руси назыв. иногда "черные градские люди", т. е. горожане, занимавшие низшее место в среде городских жителей (мелочные торговцы, ремесленники, поденщики) и более известные под названием посадских (см.). Манифест 17 марта 1775 г. назвал М. всех городских обывателей, которые, не владея капиталом в 500 руб., не могли быть записаны в купечество. Городовое положение 1785 г. называет М. всех вообще представителей третьего сословия ("среднего рода людей, или М., название есть следствие трудолюбия или добронравия, чем и приобрели отличное состояние"), именуя посадскими тех городских обывателей, которые не принадлежат ни к именитому гражданству, ни к купечеству, ни к цехам, а кормятся в городе промыслом, рукоделием или работой. Позднейшее законодательство присвоило наименование М. исключительно этому последнему, "нижнему разряду городских обывателей", почти совершенно отказавшись от термина: посадские. В отличие от купцов и цеховых, М. представляют собой сословие в тесном смысле, так как принадлежность к мещанству наследственна и не обусловлена соблюдением каких-либо правил. По правам своего состояния, М. принадлежат к бывшим податным состояниям; от телесного наказания по суду не изъяты. В местностях, где введено положение о земских участковых начальниках, М., "имеющие постоянное жительство в селениях, доколе не выбудут из оных", подведомственны крестьянскому общественному управлению и подчинены административно-карательной власти земских начальников (см. соотв. статью), но не подлежат телесному наказанию по приговорам волостных судов. Мещане подчинены дисциплинарной власти своих мещанских обществ, имеющих право на принудительное выселение в Сибирь порочных своих членов, о чем см. Ссылка. Прежде постановления приговора о выселении порочных и развратных М. в Сибирь, мещанские общества применяют к ним до трех раз, по мирским приговорам, меры исправительные, именно: отдачу в разные работы, казенные, городские и частные, в первый раз на время от одного до двух месяцев, во второй - от 2-х до 4-х месяцев и в третий - от 4-х до шести месяцев. В 1866 г. М. Европейской России были освобождены от подушной подати, взамен которой был введен налог с недвижимых имуществ в городах, посадах и местечках; ныне этот налог распространен и на Сибирь и не имеет характера специально мещанского налога. М. каждого города, посада или местечка образуют особое мещанское общество. По общему правилу, управление мещанского общества принадлежит мещанскому старосте и его помощникам, называемым десятниками; все они избираются на трехгодичный срок и утверждаются губернатором. С разрешения губернатора, мещанские общества городов, где введено городовое положение, могут учредить для заведования делами общества мещанские управы; состав последних законом не определяется. Обязанности мещанск. старост или управ заключаются в попечении о всех сословных делах, ведении списка М., выдаче видов на жительство, раскладке, с общественного согласия, и сборе всех платежей, лежащих на сословии. Общественные сборы на удовлетворение частных нужд мещанского общества могут быть введены лишь на основании общественных приговоров. В городах Виленской, Гродненской, Ковенской и Минской губ. избираются для составления общественных приговоров на три года мещанские депутаты, по одному от каждых пяти мещанских дворов, а в городах Нижнем Новгороде и Пензе - по одному от 5 - 10 дворов. Все должности по мещанскому самоуправлению безвозмездны. В обеих столицах и Одессе М. имеют ту же общественную организацию, что и купцы (см. соотв. статью), именно собрания выборных, сословных старшин и сословные управы. Мещанское состояние сообщается рождением, браком (если жена не имеет прав высшего состояния), усыновлением; приобретается оно припиской к какому-либо мещанскому обществу. По общему правилу, приписка совершается не иначе, как по приемному приговору мещанского общества; при этом лица, уже принадлежащие к какому-нибудь крестьянскому или мещанскому обществу, должны представить и увольнительный приговор от прежнего своего общества. Без согласия мещанских обществ могут к ним приписываться во всех городах, кроме столиц, Царского Села, Гатчины, Павловска, Ораниенбаума, Петергофа, Стрельны и Кронштадта, лица, не принадлежащие ни к какому состоянию и потому обязанные избрать род жизни (напр. незаконнорожденные, питомцы воспитательных домов, дети канцелярских служителей). Для приписки этих лиц к мещанскому обществу требуется только одобрение шести благонадежных граждан-домохозяев и согласие мещанской управы. Последняя, однако, может отказать в своем согласии лишь тому из вышеозначенных лиц, кто опорочен по суду или имеет "явный и доверие нарушающий порок, всем известный, хотя судим не был, пока оправдается". Есть города, к мещанским обществам которых все вообще лица могут приписываться без приемных приговоров; таковы Владикавказ, Кокбекты, Копал, Петровск, Сергиополь, Сухум, Чита.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Мещане" в других словарях:

    Мещане податное сословие в Великом княжестве Литовском, Речи Посполитой и Российской империи, состоящее из мелких домовладельцев, горожан и ремесленников, рабочих. В советское время под мещанином стали понимать человека с мелкими, сугубо… … Википедия

    В Российской империи в 1775 1917 гг. податное сословие из бывших посадских людей (ремесленники, мелкие торговцы и домовладельцы). Объединялись по месту жительства в общины с некоторыми правами самоуправления … Юридический словарь

    Современная энциклопедия

    Большой Энциклопедический словарь

    МЕЩАНЕ, в 1775 1917 податное сословие из бывших посадских людей ремесленники, мелкие торговцы и домовладельцы. Объединялись по месту жительства в общины с некоторыми правами самоуправления. До 1863 по закону могли подвергаться телесным наказаниям … Русская история

    - «МЕЩАНЕ», СССР, ЛЕНФИЛЬМ, 1971, ч/б. Телеспектакль, трагикомедия. По одноименной пьесе М. Горького. Телевизионный вариант спектакля ленинградского БДТ имени М.Горького (первая постановка 1966 год), шедшего почти четверть века в исполнении… … Энциклопедия кино

    В Российской империи в 1775 1917 податное сословие из бывших посадских людей ремесленники, мелкие торговцы и домовладельцы. Объединялись по месту жительства в общины с некоторыми правами самоуправления. До 1863 по закону могли подвергаться… … Политология. Словарь.

    Мещане - МЕЩАНЕ, в Российской империи в 1775 1917 податное сословие из бывших посадских людей ремесленники, мелкие торговцы и домовладельцы. Объединялись по месту жительства в общины с некоторыми правами самоуправления. До 1863 по закону могли… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Мещанством до революции 1917 года назывался низший разряд городских обывателей. Так вышло, что именно это сословие дало название явлению в мире духовных материй, в мире вкуса и стиля. Для среднего мещанина наибольшей ценностью былвещественный мир. Мещанин отказывался от мира идей, от образования, от искусства, но тем не менее по-своему стремился к красоте и изяществу. Мы решили составить краткий курс по истории мещанства, от Российской империи до наших дней, и вспомнить, какие предметы быта и интерьера выдавали (и выдают!) мещан в разные времена.

«Варят варенье», В. Маковский (1876 г.)

Российская империя: канарейки, ядовитые краски, хохочущие злодеи

Во всех уголках Российской Империи мещане с низкими потолками и крошечными окошками. Через такие окна почти не проникал дневной свет, зато домик было легко и дёшево отапливать. На подоконниках стояли цветочные горшки — может быть, мещане догадывались о способности домашних растений вырабатывать кислород, при крошечных-то окошках, ну или просто радовались красивым цветам.

Кроме того, в доме непременно обитала живность – в каждой комнате у мещан висели птичьи клетки. Кто позажиточней, обзаводился жёлтой птичкой родом с Канарских островов, остальные покупали щеглов и чижиков, скворцов и соловьёв. Но не только красивое пение располагало души мещан к прикладной орнитологии. Птицы выполняли важную миссию: они чувствовали угар. Какой-нибудь невзрачный чижик-пыжик мог спасти целую семью от гибели из-за закрытой печной заслонки.

Жили мещане просто, и мебель была самая простая, хоть и « », что по нынешним временам стоит больших денег. Сколоченные по стенам лавки (позже – грубые стулья), обеденный стол — вот и вся обстановка. Платья вешали на гвоздях, вбитых в стену. Некоторая утонченность появлялась в доме, если в нём были девушки, барышни на выданье. Тогда заводились осколки зеркал, помадные баночки, цветы в кувшинах. Постель девушки была частью её приданого и, как музейный экспонат, выставлялась на всеобщее обозрение, убранная, как для брачной ночи. Перина, подушки, шёлковые или атласные одеяла, кружевные покрывала, сработанные самой невестой, полог, крашенный ядовитыми анилиновыми красками… Красота! История говорит, что на такой постели зачастую даже никто не спал, и девушка ютилась где-нибудь на лавке под старым полушубком.

К/ф «За двумя зайцами» (1961 г.),

Предметы искусства в такие домики приобретались на ярмарках. Ярмарки представляли невзыскательному вкусу покупателей юмористического («Как дьячок пляшет», «Как мыши кота хоронят») или наставительного, религиозного содержания. Желающие могли купить ярко раскрашенную глиняную скульптуру, изображающую кота или оленя, шкатулку, облепленную ракушками или украшенную резьбой. Самым требовательным и состоятельным предлагалась живопись масляная (ученические работы и кустарные). Особым спросом пользовались портреты генералов 1812 года, натюрморты и батальные сцены. А грамотные с удовольствием покупали пятикопеечные книжонки о похождениях Ната Пинкертона – «Похитители девушек», «Кровавый алтарь», «Таинственные пули». Названиям соответствовали и рисунки на ярко раскрашенных обложках — револьверы, топоры, ножи, несчастные жертвы и хохочущие злодеи.

В это время в Европе: строчки псалмов, женщина за ловлей блох, салфетки от напомаженных волос

Так жили многие. Были и те, что посмеивались над мещанином: экую дичь пишут в книжках про Пинкертона! А это что тут за лубок? А зачем так ярко раскрашено? Но никто особо на быт мещанина не покушался, потому что уважалось в обществе сословное деление, а поговорка про сверчок и шесток была знакома всем.

Кроме того, и так жили. , к примеру, были те же герани на окнах, те же перины и птички в клетках. Вместо лубков полагались вышитые благонравные изречения, которые в рамочках вешали на стену: «Без бога ни до порога», «Ножом и вилкой роешь себе могилу», «Говори правду, пей чистую воду, ешь варёную пищу», а также выдержки из священного писания и строчки псалмов. К подушкам невесты прикрепляли вывязанные слова «спокойной ночи», к полотенцам – «доброе утро». Трудно вообразить, каково было пользоваться всей этой роскошью!

«Утреннее чаепитие», В. Маковский (1891 г.)

А во Франции тон задавала показная роскошь. Там изобрели папье-маше, массу из бумаги. Производство предметов из папье-маше было дёшево, а результат впечатлял мещан. Пользовались спросом пикантные сюжеты: гимнастка, стоящая на голове, женщина за ловлей блох, писающий мальчик.

Девушки на выданье вышивали английской гладью — салфетки, предохраняющие мебель от соприкосновения с напомаженными волосами. Впрочем, мы уже переходим в высшее общество, так что вернёмся в Россию.

Там мещанство тоже не дремало: каким бы не славили его косным и дремучим, а всё же находились и в той среде умные, или хотя бы предприимчивые люди — выбивались, учились, зарабатывали. Начинали жить по-новому с новыми деньгами, их так и звали «нувориши». Вкуса приобрести не успевали, только деньги. В одном рассказе Шмелёва внезапно разбогатевший фабрикант радуется, что купил для содержанки медвежью шкуру на пол – «ненастоящая, да кто различит»! Это, конечно, верх мещанства, это уже – подмена настоящего подделкой.

Специально для нуворишей и их содержанок изготавливаются предметы роскоши, бессмысленные и уродливые – массивные письменные приборы, мебель с вульгарной дорогой обивкой, серебряные и золотые безделушки. Пишутся картины на игривые сюжеты – Леда и лебедь, к примеру. Над ними посмеиваются, но не без почтения.

А потом долгие годы всем уже не до смеха.

Советская Россия: губная помада, фарфоровый китаец, плюшевые занавески

Слово «мещанство» в его отрицательном ключе звучит в в 20-е годы. Теперь с мещанством борются. Ошибкой было бы считать, что эта борьба происходит исключительно в теоретической сфере. Маяковский пишет стихи про «мурло мещанина», в которых призывает «свернуть канарейкам шеи». Что поэту революции сделала невинная птица? Но молодежь воспринимает призыв очень серьёзно. Учащиеся одного высшего учебного заведения планируют рейд по комнатам комсомолок «с целью выявления пережитков мещанства». Таковыми пережитками признаются зеркала, салфетки, вышитое постельное бельё, статуэтки, флаконы из-под духов, даже губная помада. С уличёнными в контрабанде из прошлого проводится воспитательная беседа. Полагаем, этим дело не ограничилось – осколки разбитой эпохи в виде флакона из-под духов Коти сгребали в какие-нибудь там комсомольские мешки и выбрасывали на свалку. Место фарфоровой балерины занимал бюстик тов. Луначарского или статуэтка школьницы Мамлакат.

иллюстрация А. М. Каневского к произведению В.В. Маяковского «О дряни»

Лидия Лебединская в книге «Зелёная лампа» вспоминает: «Девушка-комсомолка делала доклад о борьбе с мещанством в быту.

– Вы живёте среди всяких там , абажурчиков, безделушек-финтифлюшек, – горячо говорила она. – И не замечаете, как чуждая вражеская психология овладевает вашим сознанием, из строителей коммунизма вы превращаетесь в мещан и собственников. Поэтому с завтрашнего дня мы объявляем пятидневку борьбы с мещанством!

…Я вооружилась ножницами и срезала оконные занавески. Потом сбросила со стен картины и портреты предков. Раскрыв шкаф и выдвинув ящики обеденного стола, вышвырнула подставки для ножей и вилок, салфетки, десертные ножи, вазочку и розетки для варенья. Мне очень хотелось выкинуть оранжевый абажур, но для этого надо было разобрать патрон, а я этого не умела. На камине сидел фарфоровый китаец, меланхолически покачивая маленькой черной головкой, и я с каким-то сладострастием оторвала ему голову и, бросив его в общую кучу, сдернула со стола скатерть с бахромой и, загрузив в неё все атрибуты «мещанства», связала в узел и решительным шагом двинулась на помойку…»

МХАТ, пьеса М. Горького «Мещане» (1928 г.)

Отдельные перегибы на местах закончились вместе с военным коммунизмом, но советская власть продолжала бороться с мещанством. Предметами мещанского быта объявлялись абажуры, фарфор и бронза, хрустальные вазы, серванты, никелированные кровати и кожаные диваны, скатерти, плюшевые занавески… Со временем слово «мещанство» стали заменять словом «вещизм». Оно означало – поклонение вещам. Вспоминается карикатура в каком-то журнале – женщина в модном джинсовом костюме стоит на коленях перед грудой барахла, из которой выглядывают вычурные рамы картин, свернутый в рулон ковёр, подсвечник, телевизор, ещё что-то. В мире дефицита, разумеется, с трудом добытая вещь приобретала сакральное значение. «Вещистам» противопоставлялись активные строители коммунизма и люди, увлечённые своим хобби – к примеру, лыжным спортом. Но с коммунизмом на тот момент уже всё было ясно, а хобби тоже требовало от увлечённого гражданина определенной степени «вещизма».

Постперестроечная Россия: мягкие игрушки, пледы с тиграми, натяжной потолок

Перестройка доставила в страну столько вещей, что от них некоторое время было трудно дышать. Граждане вдохновенно скупали огромные мягкие игрушки, фарфоровых кукол, поддельные сервизы и всё, что привозили в своих клетчатых баулах «челноки». О мещанстве больше никто не вспоминал. А потом у всех разом кончились деньги. Вчера ещё были деньги, а сегодня разноцветные бумажки стали. То есть, почти у всех. Кроме нуворишей. И стало ясно, что мы недалеко ушли от наших с канарейками и скупали лубки на ярмарке.

Так что же с мещанством? Есть оно или нет? И так ли оно ужасно? Ох, какое мещанство, — говорит иной модный дизайнер, указывая на мягкие игрушки, рассевшиеся по диванам, на пледы с тиграми, натюрморты, на весь наш с вами евроремонт – обои немецкие, флок в позолоте, потолок натяжной, карниз-лепнина, фреска – женщина на дельфине.

Ну и пусть вздыхают. Нас этим не возьмёшь. К нам комсомольцы врывались, фарфоровую балерину обличали, на нас карикатуры рисовали в «Крокодиле», у нас за ночь деньги превращались в пыль. Мы эту и позолоту кровью заслужили, и мы её никому не отдадим.

Алиса Орлова

Слово «мещанин» за годы Советской власти приобрело стойкий негативный смысл, стало нарицательным. Например, братья Стругацкие характеризуют мещанина, как индивидуалиста, эгоиста, довольного собой и всегда уверенного в себе, недоступного для идей глупца; он ленив интеллектуально, уверен, что смысл жизни заключается в удовольствиях и развлечениях, а работа является лишь средством к добыванию денег и славы. А.М. Горький замечает: «одно из свойств мещанской души - раболепие, рабье преклонение перед авторитетами». Большая Советская энциклопедия: «мещанами называют людей, взглядам и поведению которых свойственны эгоизм и индивидуализм, стяжательство, аполитичность, безыдейность».

Так кто такие мещане? В толковом словаре Даля дано следующее определение: «мещанин - горожанин низшего разряда, состоящий в подушном окладе и подлежащий солдатству; к числу мещан принадлежат также ремесленники, не записанные в купечество»; по словарю Ефремовой мещане - «городское сословие, преимущественно состоящее из мелких торговцев, ремесленников, низших служащих и т.п. в Российском государстве до 1917г.»
По «Жалованной грамоте городам» (1785г.) наименование «мещане» имело три значения: 1) городовые обыватели, 2) среднего рода люди («среднего рода людей или мещан название есть следствие трудолюбия или добронравия, чем и приобрели отличное состояние»), 3) мелкие торговцы и ремесленники.

В украинском, польском, белорусском языке сохранилось славянское «место», «мЯсто» - «город». Отсюда и пошло название сословия «мещанин» - горожанин. Мещанство берёт начало от посадских (жителей городов и посадов) Московской Руси, в основном - мелких ремесленников и торговцев. Будучи основными плательщиками налогов и податей, мещане, наряду с купцами, относились к категории «правильных городских обывателей»: «К числу традиционных мещанских ценностей, составлявших основу менталитета средних городских слоев, можно отнести личную ответственность, чувство долга в семейной жизни, уважение к труду, почитание старших по возрасту, религиозность. Они ценили труд не только как источник средств к существованию, но и как возможность помочь своим близким, соседям. Усыновление сирот, раздача милостыни были обычными в мещанской среде. Широко употреблявшееся ранее выражение «мещанский стиль» характеризовало комплекс эстетических воззрений, присущих основной массе мещанства». (Шрейдер Г.И., Город и Городовое положение 1870 года // История России в 19 веке. Т.4. СПб., 1908-1909).

Становлением сословия мещан стала организация сословий при Петре I, когда все городские обыватели («регулярные граждане») получили общее наименование «мещане». Принадлежность к мещанству оформлялась записью в городовой обывательской книге. Звание мещанина было наследственным и потомственным. Мещане по регламенту Главного магистрата 1721 г. были разделены на две гильдии и цехи. К первой гильдии были отнесены банкиры, знатные купцы («гости»), городские доктора, аптекари, лекари, шкиперы купеческих кораблей, ювелиры, иконники и живописцы; ко второй - все те, «которые мелочными товарами и харчевыми редкими припасами торгуют, а также рукомесленные: резчики, токари, столяры, портные, сапожники и им подобные». Ремесленники, входившие в состав второй гильдии, подразделялись, в свою очередь, на цехи, созданные по профессиональной принадлежности.

Окончательное оформление мещанского сословия происходит путем узаконений Екатерины II, касающихся управления городов. 30 июля 1767 года Екатериной Второй был дан Наказ Комиссии о сочинении проекта Нового Уложения. Глава 16 называется: «О среднем роде людей». В статье сказано: «В городах обитают мещане, которые упражняются в ремеслах, в торговле, в художествах и науках. Сей род людей, о котором говорить надлежит, и от которого государство много добра ожидает, если твердое на добронравии и поощрении к трудолюбию основанное положение получит, есть средний. Оный, пользуясь вольностью, не причисляется ни ко дворянству, ни к хлебопашцам. К сему роду людей причесть должно всех тех, кои, не быв дворянином, ни хлебопашцем, упражняются в художествах, в науках, в мореплавании, в торговле и ремеслах». Записаться в мещане мог любой городской житель, который имел в городе недвижимую собственность, занимался торговлей или ремеслом, платил подати и исполнял общественные службы.

Как видно из всего вышеизложенного, мещанин - добропорядочный, законопослушный и работящий человек, средний класс, основа Российской, да и любой другой, государственности (в 1811 году в России было 949,9 тыс. мещан, что составляло 35 % городского населения, в 1897 - 7449,3 тыс. (44 %)). За что же Советы так невзлюбили мещан? Революционным движением в России руководили в первую очередь дворяне (В. Ульянов, Ф. Дзержинский, Г. Плеханов и другие); люди образованные, они прекрасно понимали значение среднего класса. Увлечь революционным движением людей, ценящих стабильность – задача нереальная. И свергнуть строй, не сломав и не сломив средний класс, невозможно. Именно поэтому сразу после пролетарской революции 1917 года началось не только физическое, но и моральное уничтожение мещанства как класса, как образа мышления. Думаю, не последнюю роль в этом уничтожении сыграл и дворянский снобизм по отношению к «низшему сословию».

После развала СССР многие наши соотечественники бросились разыскивать дворянские корни; к модной «голубой крови» примазалось немало и тех, чьи предки были крестьянами, мещанами или купцами. А я горжусь своими мещанскими корнями: мои давно умершие родственники были мастеровыми, рыбаками, мореходами - людьми, на чьих плечах держалась и до сих пор держится Россия!