Что такое гештальт простыми словами. Гештальт-терапия перлза

Психологию сложно назвать точной наукой, но все же в этой сфере знаний есть свои школы и направления. Одним из таких направлений является гештальт-терапия. Что это за направление, чем оно занимается и зачем, в принципе, существует сегодня попытаемся разобраться.

Терминология и примеры незавершенного

Итак, гештальт. Что это такое? Сам термин родом из Германии, в дословном переводе он означает целостный образ. Гештальтпсихология основывается на простой мысли: любые недоделанные ранее вещи мешают человеку счастливо и комфортно жить. Одним из основных понятий этого направления является термин незавершенный. Именно незавершенность чего-либо основная причина того, что людям плохо живется.

Вот, допустим, взять простой, жизненный пример - ремонт в доме. Человек начал его делать, но не закончил, бросив затею на полпути. Что он имеет в итоге? Гору неиспользованных стройматериалов, строительный мусор, сорванную плитка в ванной и другие рабочие «прелести». Естественно, жизнь в такой обстановке сразу же превратится в настоящий ад.

Другой пример из жизни можно навести, посмотрев на ситуацию с девушками-рукодельницами, у которых в шкафах кипами лежат недошитые платья и недовязанные свитера. Каждый раз, натыкаясь на это чудо «хенд-мейда», девушки словно слышат немой упрек: «Берешься за большую работу и ничего не доводишь до конца. Вот так все у тебя и в жизни».

Такая терапия учит закрывать эти незавершенности, которые мешают двигаться дальше. Вот что такое гештальт. Это желания, которые должны были воплотиться в жизнь, но остались незаконченными и теперь настоятельно требуют от человека обратить на них внимание. Они сковывают не хуже цепей и мешают идти вперед.

Просто и понятно

Итак, гештальт. Что это такое простыми словами? Во-первых, это единица анализа психики и человеческого сознания. Психику невозможно поделить на отдельные части, а потом сложить обратно, формируя ее улучшенный вариант. Нельзя просто так взять и просуммировать основные части психики, ведь помимо них есть еще что-то. И это пресловутое нечто пытается найти гештальтпсихология. Если говорить простыми словами, гештальт - это сформировавшиеся образования человеческого сознания.

Попробуем еще немного упростить значение этого термина. Прежде чем выдвинуть основные теории, гештальтисты изучали восприятие человека. То есть когда он что-то видит, слышит или чувствует, это обрабатывает в сознании и переходит в разряд информации доступной к восприятию и понимаю. До гештальтистов ведущие психологи прошлого века пытались разложить сознание на определенные элементы и уже по ним изучать психику. Проще говоря, сознание и психика были таким себе конструктором, который можно разобрать и сложить обратно. В противовес этому гештальтисты выдвинули теорию целостности, проанализировав такие понятия, как инсайд и феномен фигуры-фона.

Что касается фигуры-фона, то можно найти множество картинок, на которых нарисовано двоякое изображение. К примеру, на одной из них можно увидеть и тигра, и обезьяну, и дерево. Но каждый человек будет видеть какое-то одно из этих изображений. Потому что это зависит от того, что оно принимает за целое, а что за его часть. Если говорить об инсайде, то это понятие можно определить как озарение. Оно чем-то напоминает вышеупомянутое выделение фигуры из фона, но уже в реальной жизни.

Например, человек пытается решить важную жизненную проблему, но ему это никак не удается. Он пробует повернуть ситуацию так и эдак, но все без толку. И вот в один прекрасный момент, когда он уже полностью отчаялся, к нему приходит озарение. Вся картинка ситуации складывается воедино, становится целостной, и он находит решение на раз-два. Собственно, говоря, простыми словами, это - гештальт. То есть, процесс соединение всех процессов конкретной ситуации воедино и высматривание в сложившейся картине путей решения проблемы. Теперь можно перейти от теории к практике, а именно к изучению понятия гештальт-терапии.

Немного истории и науки

Гештальт-терапия - это гуманистическое направление в психотерапии, которое базируется на экспериментально-феноменологическом и экзистенциальном подходе. Эта методика зародилась в 50-х годах прошлого века, а спустя десятилетие стала очень распространенной. Гештальт отличается от психоанализа. В психоанализе терапевт пытается интерпретировать бессознательные стремления пациента. В свою очередь гештальт-терапевт помогает развить самоосознавание. В отличие от психотерапевта он не является сторонним наблюдателем, а играет роль активного участника, взаимодействуя с пациентом как личность с личностью.

Основные идеи этого психологического направления разработал Фредерик Перлз. Гештальт-терапию можно считать своего рода ревизией психоанализа. В какой-то момент убежденный фрейдист и психоаналитик Ф. Перлз решил пересмотреть свои взгляды на психоанализ. Так появились первые идеи теории гештальт. Спустя некоторое время эти идеи стали бурно развиваться и очень быстро превратились в независимую систему психотерапевтических взглядов.

Вместе с Полом Гудменом и Ральфом Хефферлином Перлз издает в 1951 году труд под названием «Гештальт-терапия: возбуждение и рост в человеческой личности». В 1952 году основатель психологического направления переезжает в Нью-Йорк, где вместе со своими единомышленниками учреждает первый Гештальт-институт. Идеи новой психотерапии начинают набирать популярность, и спустя два года появляется Гештальт-институт в Кливленде. Уже к концу 50-х годов идеи гештальт-терапии распространились по всей Америке, а в следующем десятилетии они стали покорять Европу.

В ходе своего развития эта терапия претерпела несколько изменений:

  1. Реже стали применять групповую терапию.
  2. К пациенту стали относиться более терпимо и сочувственно. Перлз нередко входил с пациентами в конфликты, и это стало считаться крайне нежелательным явлением, хотя в рамках терапии все же допустимым.

Эксперименты и феномены

Гештальт основан на изучении целостной картины происходящего, включая факторы, что привели к конкретной ситуации. Проще говоря, терапевт помогает клиенту осознать его истинные страхи, сомнения и т. д., выявить их первопричину и обозначить поле действий. Как это происходит в действительности?

В ходе терапии человеку предлагают поставить эксперимент и выявить в процессе наблюдения феномены. Что бы это могло означать? К примеру, в качестве эксперимента человеку предлагают рассказать о событии из его жизни, проблеме, поговорить на любую (неважно какую) тему или же просят представить вымышленную ситуацию и рассказать, как он себя в ней поведет. Еще в качестве эксперимента психолог может попросить разыграть монодраму. То есть пациенту предлагают представить, что рядом с ним сидит очень важный для него человек (ну или он сам) и поговорить с этим плодом воображения.

В ходе эксперимента психолог может просто наблюдать, а может задавать наводящие вопросы или акцентировать на чем-то внимание. Эксперимент может длиться несколько минут или несколько часов, здесь нет установленных временных рамок. Перед началом этого исследования пациента просят внимательно за собой наблюдать и фиксировать феномены.

Феноменами принято считать эмоции, изменения в голосе, мимику, жесты, позы и тому подобное. Проще говоря, феноменами считаются исключительно те явления, которые наблюдаются в эксперименте. В этом и заключается основной принцип гештальт-терапии - принцип «здесь и сейчас». Соответственно, проводится работа только над теми чувствами и мыслями, которые имеются сейчас, а не над теми, что были, когда происходило какое-то событие.

Результаты терапии

После упражнений с гештальт-терапией человек может фиксировать в себе феномены, а это, в свою очередь, ведет к развитию осознавания. Успех проведенной терапии напрямую зависит от того насколько человек сумел развить этот навык и может ли применять его в реальной жизни.

После того как эксперимент закончился, все феномены обсуждаются с терапевтом. Во время обсуждения могут затрагиваться темы потребностей и ожиданий. Задача психолога - выяснить как эти потребности и ожидания соотносятся с действительным положением вещей. Также терапевт указывает своему подопечному на феномены, на которые он не обратил внимания.

При анализе феноменов терапевт разговаривает с пациентом как с равным, не пытаясь наставить на путь истинный. Он разговаривает со своим подопечным открыто, при необходимости рассказывает ситуации из своего прошлого. Именно поэтому личные качества гештальт-психолога имеют весомое значение. Между терапевтом и его пациентом должен быть установлен диалог. Пожалуй, это еще один важный принцип гештальт-терапии.

Цель

Гештальт-метод преследует определенную цель: он должен создать и укрепить целостную личность пациента. В ходе терапии пациент должен сам осознать, какие части своей личности он не желает принимать. Мысли, потребности, черты характера, эмоции - это то, из чего состоит человек. Сложно назвать полноценным того, кто пытается спрятать не только от окружающих, но и от себя самого свою истинную сущность. Поэтому в процессе лечения пациенту помогают понять все его скрытые потребности, особенности, мотивы и принять их, восстановив тем самым свою личность. Но это еще не конец. После того как человек воссоздал себя, его учат следовать собственным мечтам и потребностям, развивая, таким образом, индивидуальную независимость. Вот что значит гештальт-терапия.

Стать терапевтом

Сегодня есть множество литературы по гештальтпсихологии и терапии. Однако для большинства людей она написана слишком сложным научным языком, а ведь в последнее время нередко поднимается в рядах общественности вопрос: "Где можно освоить гештальт?".

Те, кто желает лучше познать себя или имеют какие-то проблемы, могут посетить тренинги и семинары, которые проводит общество под названием «Московский гештальт-институт». Во многих странах СНГ есть его действующие филиалы. Также эти встречи будут полезными для тех, кто сам хочет стать терапевтом. Обучение гештальт-терапии не проходит так, как обычное получение образования. Оно идет только через живую работу, человека скорее лечат, а не учат, хотя большинство обучающихся очень даже приветствуют этот процесс.

Какие проблемы решает терапевт?

Гештальт-подход помогает решить множество проблем. Чаще всего к терапевтам обращаются с такими ситуациями, как:

  • Непережитое горе. В жизни всякое бывает, иногда беда приходит внезапно оттуда, откуда ее совсем не ждешь. Но чтобы ни произошло, нужно уметь пережить это горе, вот только человек устроен так, что он пытается всеми правдами и неправдами избежать страданий. Как результат, этот процесс может растянуться на годы, а то и десятилетия, и все это время человек будет находиться в подавленном состоянии. Таким людям терапевты помогают выбраться из этой трясины.
  • Изменения. Некоторым людям очень сложно бывает справляться с переменами. Их постоянно мучают вопросы о правильности своего выбора, страшит неизвестность, донимают прочие тревоги. Гештальт-терапевт не даст советов, как поступить, он просто поможет услышать себя. Не зря ведь говорят, что «клиент уже знает правильное решение, только оно ему не нравится».
  • Родители. Нередко в семьях случается слышать такие высказывания, как: «Все женщины из нашей семьи несчастливы в браке» или «Нам всегда не везло с родственниками». Подрастающее поколение слышит это и послушно перенимает эстафету. Но ведь каждому человеку хочется быть любимым и счастливым, поэтому и идут к терапевту, чтобы наставил на путь истинный.
  • Дети. Родители не всегда могут понять своих детей, поэтому и прибегают к гештальт-терапии, чтобы наладить взаимоотношения.
  • Решения. Случается и такое, что за человека все всегда решали, и вот, ступив во взрослую жизнь, он не может понять чего он хочет, как правильнее будет поступить и т. д. Он просто не умеет слышать себя, в этом кроется весь корень бед.
  • Бегство от свободы. Грустная история о любви? Таких немало. Кто-то быстро расставляет все точки над «i» и живет дальше, а кто-то требует помощи, чтобы избавиться от созависимых отношений. И стоит отметить, что такая терапия длиться дольше всего.
  • Конфликты. Так уж сложилось, что в человеке постоянно копятся пережитые обиды, неотреагированные эмоции и незавершенные ситуации. Иногда весь этот «хлам» может собираться в течение нескольких лет, а потом найти выход в совершенно неожиданной и неподходящей ситуации. Именно таким способом появляется большинство конфликтов, а чтобы такого не происходило, стоит узнать, какова изначальная причина и что является спусковым крючком.
  • Скука. Но бывает и такое, когда к терапевту приходят чисто от скуки. Вроде у человека все есть, все, о чем только можно мечтать, а в довесок еще и здоровье отменное, но тоска и скука не дают покоя. Значит, человек где-то оступился в жизни и потерял сам себя.

После драки руками не машут

Как бы это странно ни звучало, но все проблемы у человека появляются от несвоевременных поступков. Не завершил начатое, не простил, обидел, унизил - все это становится приютом отчаяния, которое может годами накапливаться, а потом выливаться в неприемлемых формах. Человеку свойственно избегать проблемных ситуаций, откладывать решения на потом и «случайно» забывать. Но тем временем из года в год в сознании накапливается множество гештальтов. Что это такое? Это все ситуации, которые человек упрямо игнорировал или не придавал им значения.

Частенько можно встретить людей, которые словно застряли в прошлом десятилетии. И сейчас речь идет вовсе не об эстетах или фриках, которые сознательно отдают предпочтение моде 20-х или 60-х годов. Сейчас разговор касается тех, кто все еще не может проститься с собственным прошлым. Чтобы какая-то вещь превратилась в дорогой винтаж, должно пройти как минимум 40 лет, а вот одежда, что была в моде 10 или 20 лет назад, смотрится достаточно жалко, смешно и неактуально. Именно так выглядят и люди, застрявшие в прошлом десятилетии, где им было по 25, 30 или 35 лет.

В том далеком прошлом осталось множество незавершенных дел и упущенных возможностей, поэтому люди не хотят покидать то место и то время. Они все еще ждут (правда, неизвестно чего). Но как говорится, после драки кулаками не машут. Нужно разобраться с проблемами прошлого как можно быстрее и продолжать двигаться дальше.

Это действительно страшно - постоянно цепляться за прошлое, не признавать своих ошибок и пытаться выдать себя за того, кем ты, по сути, не являешься. Жизнь проходит и делает это очень стремительно. Не успеешь осмотреться, как от нее останется несколько серых дней. Резонно спросить: зачем тогда человеку дана жизнь? Никого не удивишь констатацией того факта, что человек способен на все. Но если его связывает прошлое, он беспомощен.

Научиться жить здесь и сейчас - вот то к чему призывает каждого гештальт-терапия. В жизни человеком движет не голова и не разум, а желания, чувства и потребности. Все что делает человек, он делает во благо себе. Подобная терапия - это не психология развития, а психотерапия. Очень часто на групповых тренингах рассказывают о простых, можно даже сказать элементарных вещах в убеждении, что это чрезвычайно сложная и неразрешимая проблема.

Гештальт-терапевты уверенны, что здоровых людей не бывает, все мы немного со странностями. Поэтому в своих подходах они используют простую стратегию: «Прими!» И приходится принимать, а если не получается, то можно как заклинание читать молитву, которую написал основатель гештальт-метода.

Заклинание

В 1969 году Ф. Перлз опубликовал так называемую гештальт-молитву, которая стала очень популярной. В этих словах отражаются основные концепции терапии. Хотя некоторые биографы уверяют, что эти слова не что иное, как личное кредо Перлза, который всегда поступал так, как считал нужным. Психолог полагал, что отношения между двумя личностями могут носить исключительно временный характер, за что последняя строка «молитвы» часто подвергалась критике. Хотя в целом она оказала огромное влияние на культуру 70-х годов, так как вышла в свет в эпоху борьбы человека за свои права. Вот ее текст:

« Я делаю свою работу, и ты делаешь свою работу. Я живу не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты живешь не для того, чтобы соответствовать моим. Я - это я, и ты - это ты. И если нам повезло найти друг друга - это прекрасно. А если нет, то этому не помочь ».

Что это такое - гештальт?

Это целостный образ. Образ окружающего мира и человеческого сознания. Это еще одно направление в психологии, которое помогает человеку построить собственную счастливую жизнь. Кому-то гештальт-терапия подходит, кому-то - нет. Все люди разные и у каждого свои проблемы. Но для тех, кому нравится говорить о чувствах и причинах своих проблем, идеология гештальт-метода подойдет как нельзя кстати.

Но если есть проблемы, и отсутствует желание посещать специалиста, нужно учиться самостоятельно находить источники жизненных неприятностей и устранять их полностью. Ошибки - не цепи, что не дают идти вперед. Главное - их вовремя осознать и принять как аксиому, которая не требует подтверждения.

Психология - это не точная наука, потому что человеческое сознание невозможно вычислить по формуле, и все же она существует не просто так. Человеку свойственно витать в облаках или непрестанно смотреть в прошлое, но только психотерапевты могут вернуть заблудшую душу "с небес на землю" и заставить жить "здесь и сейчас".

Основоположник гештальт-терапии, Фредерик Соломон Перлз был немецким врачом-психиатром и психотерапевтом. Получив профессиональное образование у многих знаменитых представителей психоанализа и психиатрии того времени, после работы психиатром в Германии, в конце тридцатых годов двадцатого века, разочаровавшись в психоанализе, он начал разрабатывать гештальттерапию. Уже в своей первой работе "Эго, голод и агрессия", опубликованной в 1942 году, в главе "Пересмотр теории Фрейда и его метода" – Перлз дистанцируется от традиционного психоанализа, и со временем эта дистанция будет всё больше возрастать.

Начиная с 1933 года, после пришествия к власти нацистов в Германии, Перлз, его жена и старшая дочь, были вынуждены эмигрировать, сначала в Голландию, затем южную Африку. В южной Африке Перлз работает штатным армейским психиатром, и в 1946 году, в звании капитана, он переезжает в США, Нью-Йорк.

В Нью-Йорке он активно разрабатывает своё направление психотерапии, назвав его гештальт-терапией, вероятно из-за большого вклада его жены Лоры в разработку. Лора Перлз занималась гештальт-психологией, изучающей вопросы восприятия. Так же, благодаря Лоре в гештальттерапию открылись пути экзистенциальным направлениям, например, философии Мартина Бубера или экзистенциализму Пауля Тиллиха.

Эта работа приводит к тому, что в 1951 году, при активной поддержке нью-йоркской группы, в которую входила Лора Перлз, американский психотерапевт и драматург Пол Гудмен, ученик Перлза, Ральф Хефферлин были разработаны и заложены теоретические основы метода на базе гештальтпсихологии, психоаналитических концепций, феноменологии и экзистенциальной психологии. Венцом их совместных трудов стал фундаментальный труд Перлза, Хефферлина и Гудмена – "Гештальт-терапия, возбуждение и рост человеческой личности", ставший основополагающим в гештальт-терапии. В этом же году к ним присоединяется Изидор Фром, а Перлз создаёт Институт гештальт-терапии.

В начале пути гештальт-подхода, на становление его теоретического и практического метода сильное влияние оказали ближайшие соратники Перлза: врач Курт Гольдштейн, написавший труд "Строение организма", известный своей настойчивостью и вниманию к целостности организма. Перлз некоторое время был его ассистентом. Макс Рейнгар, основатель театральной школы, в которой обучается Перлз. Карен Хорни, Клара Гаппель, Елена Дейч, Пауль Шильдер, психоаналитики, которые были его аналитиками или супервизорами. Вильгельм Райх, который своими работами, в частности о "мышечном щите" и характерологических структурах, вводил работу с телом и телесностью в гештальттерапию. Философ Ж. Смуте, так же способствовавший становлению целостного взгляда на человека, создатель термина "холизм". Эдмунд Густав Альбрехт Гуссерль, немецкий философ, основатель феноменологии. Который хоть и не был непосредственным соратником Перлза, но его идеи о феноменологии глубоко и мощно укоренились в гештальт-терапии.


Дальнейший расцвет гештальт-терапии сопровождался взлётами и падениями, и должен быть описан в отдельном материале. Стоит сказать, что благодаря невероятному творческому энтузиазму Перлза, гештальт-терапия смогла пройти, временами непростой путь, вроде "периода 68 года", и стать тем, чем она является сейчас.

После смерти Перлза в 1970 году, многие последователи перешли в другие направления психотерапии, либо стали искать научных и теоретических обоснований, считая те, что уже имели недостаточными. И лишь некоторые вернулись к истокам, и к тем, кто продолжал развивать гештальттерапию. Благодаря чему большую известность получили Лора Перлз, Изидор Фром и другие члены группы, основавшей гештальттерапию, что дало дали возможность сообществу гештальтистов вновь найти смысл гештальт-подхода вокруг теории "self", разрабатываемой Перлзом и Гудменом в 1951 году.

Гештальт-терапия сегодня

Сейчас гештальт-терапия это одно из трёх основных психотерапевтических направлений, признаваемых и используемых во всём мире. Сегодня в мире существует множество институтов и сообществ гештальтистов, занимающихся практикой и преподаванием гештальт-терапии. Большинство объединены в большие сообщества и организации мирового масштаба. Вот некоторые из них:

FORGE (Международная Федерация организаций, преподающих Гештальт (International Federation of Gestalt Training Organizations): проводит Конгрессы, на которые приглашается ведущий штат тренинговых гештальт-институтов (ректоры и проректоры, директора и их заместители). На Конгрессах обсуждаются темы, касающиеся теории, практики и исследований в поле обучения гештальт-терапии, а также приглашения обучающих гештальт-терапевтов для проведения воркшопов в Институтах, входящих в состав FORGE.

GATLA (Лос-Анжелесская ассоциация Гештальт-Терапевтов): это одна из старейших в мире учебных программ по Гештальт-терапии, сформированный ещё в начале 60х годов двадцатого века, когда Фриц Перлз вместе с Джимом Симкиным, в Лос-Анджелесе разрабатывают учебную программу. И сегодня GATLA объединяет терапевтов из более, чем 30 стран. Уже почти 50 лет проходят обучающие программы в Европе и Америке.

EAGT (Европейская Ассоциация Гештальт Терапии (The European Association for Gestalt Therapy): объединение европейских гештальт-терапевтов, тренинговых гештальт-институтов и национальных гештальтистских Ассоциаций для содействия распространению гештальт-терапии в Европе, обмена знаниями и ресурсами, установления высоких профессиональных стандартов в гештальт-терапии и поощрения исследований в этой области.

АРГИ (Ассоциация "Федерация Русскоязычных Гештальт Институтов"): основателями АРГИ выступили Нифонт Долгополов (МИГиП), Даниил Хломов (МГИ), Олег Немиринский (МИГТиК) и Наталья Лебедева (СПИГ). Основной целью АРГИ является поддержание в России эффективных сфер деятельности гештальт институтов и содействие повышению социального статуса гештальт-подхода.

В России существует много институтов, где проходят обучение гештальт-студенты, среди них четыре ведущих: Московский Институт Гештальта и Психодрамы (МИГИП), Московский Институт Гештальта (МГИ), Санкт-Петербургский Институт Гештальта (СПИГ), Восточно-Европейский Гештальт Институт (ВЕГИ).

От года в год растёт число практиков, их компетентность углубляется и расширяется, а с появлением новейших технологий изучения человеческого мозга и психики, достижениями медицины и нейронаук, проводятся новые исследования, подтверждающие эффективность гештальт-терапии.

При этом 21 век отличающийся своим направлением к интеграции, вносит свой дух и в гештальттерапию: сейчас можно заметить постепенную ассимиляцию с другими методами и подходами, психоанализом, от которого когда-то дистанцировался Перлз, психодрамой, арт-терапией и даже, в некоторых аспектах, когнитивно-поведенческой психотерапией.

Метод гештальт-терапии

В Гештальт-терапии одним из важнейших принципов работы с клиентом является осознание того, что происходит в текущий момент на различных между собой и неразрывно связанных уровнях: телесном, эмоциональном и интеллектуальном. Этот важный опыт того, что происходит "здесь и теперь", затрагивает весь организм во всех его проявлениях, за счет того, что содержит в себе воспоминания, предшествующий опыт, мечты, незавершенные ситуации, предвидения и намерения.

В этом и заключается суть гештальт-терапии: не объяснять клиенту, но дать ему самому возможность быть целостным, неразрывным, присутствующим здесь и сейчас, понять и уважать себя. Первая часть названия, слово гештальт происходит от немецкого Gestalt, что означает "целостный образ".

То, что происходит в процессе гештальт терапии – это исследование опыта клиента контактирования с собой, другими людьми и со средой, окружающей его. Основной психотерапевтический процесс концентрируется на осознавании того, как человек контактирует, как он может прервать этот опыт, замечать или игнорировать свои потребности и желания, регулярно повторять прошлый опыт и ситуации, останавливать творческое приспособление к окружающей среде. Осознание даёт возможность для человека заметить то, что с ним происходит, то, что раньше не было явным, осознать свои потребности, и вернуть себе возможность и способность совершать выбор.

Основные понятия гештальт-терапии

Поле "организм – окружающая среда"

Гештальт-терапия подразумевает, что организм не может существовать вне среды и без среды, (не существует организма без окружающей среды). Поэтому организм и окружающая его среда понимаются и рассматриваются как единое целое, неотделимое друг от друга. Такая неделимость поля лежит в основе теории метода гештальт-терапии. В свете такого взгляда среда предстаёт не как плохо очерченное пространство вокруг организма, но как конкретный мир, причем мир конкретного человека.

Контакт и граница контакта – это основные понятия гештальт-терапии. Контакт – это одновременно и осознавание поля, и физическое действие "контактирования" с ним. И в то же время это и принятие или отвержение того с чем случается контакт, того чем наполнена среда. И именно с помощью контакта организм чувствует своё отличие, а благодаря сохранению контакта – сохраняет и своё отличие.

Граница контакта – это место, точка, где организм соприкасается со средой его окружающей. Она всегда происходит изнутри, и продолжается уже в окружающем мире. "...Контактная граница, например, чувствительная кожа, – это не столько часть "организма", сколько орган особой связи организма и окружающей среды" (Перлз).

Осознание

Одним из важнейших терминов, постоянно использующимся в терапевтическом процессе, является "осознание". Это осознание происходит немедленно, здесь и сейчас, и отличается отрефлексии, растянутой во времени. В английском языке используется слово "awareness", означающее немедленное осознание всего, что происходит именно в моменте – чувств, мыслей, действий, проявлений телесности, других людей, среды. Такое осознание обладает, в том числе, интегрирующей функцией, как бы собирая в одно целое всё то, что происходит на разных уровнях восприятия.

Гештальт-терапевт помогает клиенту научиться осознавать, делать это сознательно и в любой момент времени, выйти из фиксации, неподвижного состояния, чтобы достичь настоящего контакта с окружающей средой.

Здесь и сейчас

Принцип, говорящий о том, что наиболее актуальное для клиента происходи в настоящем, будь то чувства, мысли, действия, отношения и так далее. Благодаря принципу здесь и сейчас, или здесь и теперь, процесс осознания проходит более интенсивно и выраженно.

Ответственность – способность человека осознавать, принимать последствия собственных действий и выборов, как позитивные, так и негативные, продолжать жить с этими последствиями. Ответственность связана с осознанием. Чем в большей степени человек осознает реальность, тем в большей степени он способен отвечать за свою жизнь – за свои желания, действия, опираться на себя.

Саморегуляция

Перлз (1973) говорит об этом так: "Организм старается поддержать баланс, который из-за его нужд постоянно нарушается и который затем восстанавливается, когда потребности удовлетворены или устранены". Саморегуляция не гарантирует хорошее здоровье, но обеспечивает уверенность в том, что организм делает то, что он может с тем, что он имеет в своем распоряжении. Если человеку чего-то не хватает, то он старается заполнить брешь; если чего-то много, то организм избавляется от излишка.

Творческое приспособление

Это синтез приспособления и творчества. Под приспособлением в гештальте понимается взаимодействие потребностей организма с окружающей средой. Творчество – это способность искать и находить новые решения, самое подходящее, лучшее из возможного, исходя из того, что имеется "под рукой" или с помощью добывания нового. Творческое приспособление – это способность соединять одно с другим, и устанавливать баланс между потребностями организма и тем, что даёт среда. Развитие творческого приспособления у клиента является важной частью работы гештальт-терапевта.

Техники гештальт-терапии

Немного забавно, что довольно большая часть психологов, и не только, определяет гештальт-терапию по различным методам. Так, например, наверняка известная большинству читателей техника диалога с пустым стулом, метафорически представляющим кого-то значимого в жизни клиента, была заимствована Перлзом, в конце его жизни, из психодрамы Морено.

Важно понимать, что любые техники – это лишь способы реализации самой сути гештальт-терапии, её фундаментального подхода, и в общем, при достаточном навыке, гештальт-терапевт может использовать любую технику и из других подходов, лишь бы они были совместимы с методом и актуальны к происходящему здесь и сейчас. Техники в гештальт-подходе не самоцель. Гештальт-подход, в основном, ориентирован на работу по осознанию ("awareness") происходящего на границе контакта, и возможности осуществления или восстановления способности к творческому приспособлению в контакте со средой.

Благодаря такой высокой пластичности, формы, которые терапия может принимать, меняются с каждым новым клиентом, обеспечивая индивидуальный подход, подчёркивая уникальность каждого человека, его жизненного опыта. Также процесс и форма терапии могут меняться в зависимости от личности, индивидуального опыта, чувственности каждого отдельного терапевта.

И всё же, существуют базовые техники, постоянно, так или иначе применяющиеся в работе гештальт-терапевтами.

И первая из них это экспериментирование, сердцевина метода. Помимо высокой эффективности обеспечивает уникальное своеобразие гештальт-терапии. В ходе терапии клиенту предлагается не просто рассказывать, о чем либо, но развернуть свой рассказ исходя из принципа "здесь и теперь".

Так, например, терапевт может:

  • Сфокусировать клиента на осознавании, предложив, например, заметить, почувствовать и осознать какой-либо феномен, происходящий в текущем процессе терапии, например, дыхание, эмоции или телесные проявления.
  • Предложить осуществить метафору, которую клиент может употребить ("Я чувствую себя под прессом!", "Я как будто в клетке", "Хочу, чтобы со мной общались как с ребенком").
Терапевт может попросить усилить или сделать акцент на выявленном феномене, благодаря чему можно получить информацию, "о том, что произойдет" в ситуациях, которые трудно или невозможно смоделировать в действии.

Для того чтобы исследовать фантазии, катастрофические ожидания, незавершенные ситуации или "застывшие" ситуации, разрешение которых кажется невозможным могут использоваться некоторые формы проекции. Экспериментирование даёт широкие возможности для глубокого исследования границ собственного "Я" и контакта: ограничений проявления себя, границ самовыражения, способов прерывания контакта, ощущений, движений, ценностей и т.д.

Здесь и теперь

Этот принцип стал символом, лозунгом гештальт-терапии, по которому она однозначно опознаётся в среде психологов. Однако, наблюдается некоторое недопонимание этого принципа: бытует мнение, что для гештальт-терапии с её принципом "здесь и сейчас", совершенно не интересны прошлое и будущее клиента. Конечно же, это не так: прошлое, несомненно, важно также как и настоящее и будущее. Более того, "здесь и сейчас" это не "мантра", которую надо вдалбливать клиенту.

Принцип "здесь и сейчас", или "здесь и теперь", это рабочий инструмент терапевта необходимый, чтобы обратить внимание, клиента на то, что "именно теперь ты вспоминаешь" или что "именно теперь ты предвосхищаешь события". И если благодаря экспериментированию клиент может открыть доступ к каким-то решениям и к осуществлению творческого приспособления, то только в настоящем это может произойти.

Перлз много раз повторял, что "ничего не существует кроме настоящего"; имея в виду, что настоящее содержит в себе прошлое и будущее. Именно поэтому нет постоянной необходимости возвращаться в прошлое, потому что оно уже здесь, обличено в жизненный опыт, разворачивающийся прямо здесь и сейчас.

Работа со сновидениями

Когда-то, благодаря подходу к снам, для Перлза пробил час славы в его последние годы жизни. Он рассматривал сон, как совокупность проекций отдельных частей личности сновидца, позволяющих обнаружить некое "экзистенциальное послание", с которым спящий обращается к самому себе. Эта работа немного театрализована, частично взята из психодрамы, что, однако только добавляет не только эффектности, но и эффективности.

Телесная работа

Гештальт-терапевт использует целостный подход к опыту клиента. И это значит, что терапевт принимает в расчет как телесные, так и эмоциональные проявления, наравне с когнитивными процессами и другими феноменами клиента, с которыми терапевт работает, и может пользоваться этим, чтобы быть в контакте с клиентом.

Это также значит, что терапевт не разделяет то, мы обычно привыкли разделять: что "тело" – это одно, а "ум" – это другое. "Телесность" или "эмоции" представляют собой частные проявления опыта человека. При патологических процессах эти проявления могут быть нарушены или закрыты и, конечно, их нельзя рассматривать по отдельности, если цель нашей работы в восстановлении их целостности.

Практическая подготовка и обучение гештальт-терапевтов

Всё обучение гештальт-терапии проходит в атмосфере бережности и безопасности, создаваемой тренерами. Благодаря атмосфере безопасности, неспешности, студенты имеют возможность не только получить качественную подготовку в психотерапии, но и глубоко познать себя, собственные границы, возможности, проработать трудности, мешающие комфортно и счастливо жить. Подготовка гештальт терапевта проходит в течение двух основных и одного дополнительного цикла.

Первый цикл представляет собой закрытую терапевтическую группу, где один раз в месяц, в течение полугода, происходит базовое обучение основам метода сочетанное с групповой психотерапией, занимающей большой объём времени. Такой способ обучения через погружение в метод эффективен, в силу того, что за время обучения в группе каждый участник проходит интенсивную терапию, прорабатывая собственные внутренние трудности, получая ценнейший опыт контакта с собой и другими, одновременно с этим изучая базовые основы гештальт-терапии и тут же применяя их на практике.

Второй цикл занимает от двух до четырех лет, в зависимости от того, как составлена учебная программа, и включает в себя 20 блоков по три дня. В этом цикле происходит основное обучение гештальт-терапии, методу, техникам, основам психологического консультирования. Этот этап одновременно позволяет углубить уже полученные знания и навыки, и кроме того частично, но в гораздо меньшей степени продолжить работу над самим собой при помощи гештальт-терапии в группе, и заложить практические и теоретические основы гештальт-терапии. Каждая фаза обучения представляет собой сочетание преподавания научных основ, прожитого опыта и обучения на практике.

В конце второго цикла студенты, решившие стать гештальт-терапевтами, проходят сертификацию, представляющую собой теоретический и практический экзамен. Для допуска к экзаменам, студенту необходимо регулярно сдавать одному из тренеров протоколы выполненных упражнений в специальных минигруппах, традиционно называемых тройками. Такие группы формируются в конце первого блока второго цикла, и в них студенты работают до завершения обучения.

Кроме того, за время обучения так же необходимо пройти около 80 часов личной терапии и супервизии, посетить некоторое количество (разное, в зависимости от выпускающей организации) интенсивов и конференций. Эти требования также необходимо выполнить для того, чтобы быть допущенным к сертификации.

Третий, дополнительный цикл, открыт после завершения двух предыдущих циклов и экзаменов для тех, кто хочет углубить своё профессиональное образование, получив практические знания работы с терапевтической группой и различными сложными темами, специфическими запросами, требующими дополнительных знаний и навыков.

В России на сегодняшний день существует множество институтов и сообществ, занимающихся профессиональной подготовкой или переподготовкой гештальт-терапевтов, отличающихся и по подходу к обучению, и по качеству образования. Среди них всех особо выделяются четыре больших института:

1. – одно из ведущих российских учебных заведений, отвечающих за образовательные программы по гештальт-подходу и психодраме. Созданный в 1996 году Нифонтом Борисовичем Долгополовым, МИГиП является соучредителем Ассоциации Русскоязычных Гештальт Институтов (АРГИ), Федерации Психодраматических Тренинговых Институтов России (ФПТИР) и входит в четверку базовых российских институтов как в области обучения гештальт-методу, так и психодраме.

Институт состоит в основных международных профессиональных ассоциациях гештальт-терапии и психодрамы: FEPTO (Federation of Europian Psychodrama Training Organisation) – Федерации Европейских Психодраматических Тренинговых Организаций, FORGE (International Federation of Gestalt Training Organization) – Федерации Организаций, Преподающих Гештальт-терапию, AAGT (The Association for the Advancement of Gestalt Therapy) – Ассоциации Развития Гештальт-терапии, IAGP (International Association for Group Psychotherapy and Group Processes) – Международной Ассоциации Групповой Психотерапии, EAGT (European Association for Gestalt Therapy) – Европейской Ассоциации Гештальт-терапии. МИГИП создал свои центры и представительства института во многих городах России и за ее пределами.

2. Общество практикующих психологов "Гештальт-подход" , основанное в начале 90х годов Даниилом Хломовым, ставящее своими целями поддержку и развитие Гештальт-терапии на основании программы "Московский Гештальт Институт" в соответствие со стандартами МГИ и EAGT; МГИ так же имеет развитую сеть представительств по России.

3. вырос из СПб Центра гештальт-терапии, основанного в 1994 году. Занимается подготовкой специалистов в области психотерапии, организационного и психологического консультирования, так же состоит в основных профессиональных ассоциациях гештальт-терапии имеет представительства в городах России.

4. . ВЕГИ существует с 1996 года. Программы Института разработаны в соответствии с принятыми в России стандартами для повышения квалификации, переквалификации и специализации в области Гештальт-терапии и Гештальт-консультирования. Восточно-Европейский Гештальт Институт встроен в международную систему организаций, практикующих гештальт и обучающих гештальт-подходу в консультировании, бизнесе и организационном развитии.

Заключение

Гештальт-терапия – это удивительный глубокий психотерапевтический подход, удачно сочетающий достижения психологической науки и практики, терапевтический опыт основателей и современных практиков. Благодаря концепции целостности, в гештальт-терапии существует огромное уважение к человеку, к каждому его проявлению и через это открывается возможность для принятия и поддержки.

Использование феноменологического подхода, принципа "здесь и сейчас", позволяет клиенту самостоятельно, без дополнительных интерпретаций терапевта, чувствовать и понимать происходящее с ним и вокруг него, замечая особенности своего контакта со средой, выстраивая границы, чувствуя происходящее на границе контакта.

Гештальт-терапия, возможно, сейчас развивается не так быстро, как другие подходы, но этот вид терапии широко распространен и активно влияет на другие направления. Основываясь на совокупности человеческого опыта во всех его аспектах: телесном, эмоциональном, интеллектуальном и духовном, гештальт-терапия имеет огромный потенциал и остается ведущим видом психотерапии.

Список литературы:

1. "Эго, голод и агрессия" – Фредерик Перлз.
2. "Внутри и вне помойного ведра" – Фредерик Перлз.
3. "Гештальт-терапия" – РобинЖан-Мари.
4. "Построение и разрушение гештальтов" – РобинЖан-Мари.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Вообще, единица анализа сознания и психики. Фишка в том, что психику человека нельзя взять, поделить на части, а потом сложить обратно и получить обратно психику. Человеческая психика обладает свойством сверсуммации - мы не можем просто взять и просуммировать ее составные части, есть что-то еще. Поиском этого чего-то и занималась гештальтпсихология. А гештальт - это, грубо говоря, уже цельные образования сознания человека.

Скажем так. Изначально гештальтисты изучали восприятие человека. Это когда вы что-то чувствуете (слышите, видите итд), и это обрабатывается у вас в сознании, познается вами. До гештальтистов психологи хотели раскладывать сознание на элементы и по этим элементам изучать психику (о бессознательном Фрейда тогда еще речи не велось). В общем, до гештальтистов сознание и психика считались таким конструктором Лего, который можно разбирать и собирать, параллельно радуясь жизни и тому, какие мы все умные. "Фигушки!" - сказали гештальтисты и придумали целостность. (Так, собственно и переводится слово гештальт с немецкого.) На самом деле, конечно, не придумали, а выдвинули, проанализировав такие вещи, как инсайт (об этом ниже), феномен фигуры-фона (вот он:)

Что вы тут видите? Старуху или молодую женщину? Это зависит от того, что вы принимаете за целое, а что - за его часть, как выделяете фигуру и фон. Я лично вижу старуху, наверное, это потому что я злобная и противная, черт его знает. Таких картинок очень много, они все прикольные и интересные.

Теперь об инсайте. У него нет нормального перевода на русский, но можно обозначить это как озарение, хотя суть немного в другом. Это чем-то походе на выделение фигуры из фона, только уже в реальности. Инсайт происходит тогда, когда вы пытаетесь решить какую-то задачу, но все никак, вы уже начинаете сомневаться в своих умственных способностей, страдаете, плачете, пьете водку с абсентом, но тут вдруг раз! и ни с того, ни с сего вся картинка задачи складывается воедино, становится целостной , и вы доходите до решения.

Классический эксперимент: обезьянка в клетке. Обезьянка очень хочет бананы, но вот незадача - они висят очень высоко под потолком, и самой ей никак его не достать. Вот такие вот садисты-психологи гады: посадили обезьяну в высокую клетку и сделали так, что она не может достать до банана. На самом деле, эти садисты туда еще и палку положили. Палка аккурат такой длины, что обезьяна ей может сбить бананы с потолка. И вот обезьяна бьется, бьется, а потом встает с такого ракурса, что видит палку и бананы в одном поле зрения. И тут возникает инсайт. Обезьяна хватает палку, сбивает бананы и счастливо их поедает.

Овации, слезы радости от зрителей, крики "браво". Обезьяна получила бананы, а вы, я надеюсь, хоть немножко поняли гештальтпсихологию.

Каково учиться в МГУ? Почему в Японии дети отказываются от личной жизни в пользу знаний, а наших кнутом не заставить учиться? Проблема в системе образования или культуре в целом?

ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ

Метод, созданный американским психологом и психотерапевтом Перлсом (Perls F. S.) под влиянием идей гештальт-психологии, экзистенциализма, психоанализа и, в частности, теории Райха (Reich W.) о физиологических проявлениях вытесненного психологического материала. Г.-т. возникла в русле феноменологического подхода, подчеркивающего необходимость осознания пациентом настоящего и важность непосредственного эмоционального переживания. Информацию, необходимую для терапевтического изменения, получают из непосредственного поведения пациента. Феноменологический подход Г.-т. противопоставляется каузальному - традиционному - подходу, при котором усилия психотерапевта направлены на поиски причин расстройств у пациента в его прошлом.
Перлс перенес закономерности образования фигуры, установленные гештальт-психологией в сфере восприятия, в область мотивации человеческого поведения. Возникновение и удовлетворение потребностей он рассматривал как ритм формирования и завершения гештальтов. Функционирование мотивационной сферы осуществляется по принципу саморегуляции организма. Человек находится в равновесии с самим собой и окружающим его миром. Для сохранения гармонии нужно лишь довериться «мудрости тела», прислушиваться к потребностям организма и не мешать их реализации. Быть самим собою, осуществлять свое «Я», реализовывать свои потребности, наклонности, способности - это путь гармоничной, здоровой личности. Больным неврозом, согласно экзистенциально-гуманистической психологии, является человек, хронически препятствующий удовлетворению собственных потребностей, отказывающийся от реализации своего «Я», направляющий все свои усилия на реализацию «Я»-концепции, создаваемой для него другими людьми - прежде всего близкими - и которую он со временем начинает принимать за свое истинное «Я». Отказ от собственных потребностей и следование ценностям, навязанным извне, приводит к нарушению процесса саморегуляции организма.
В Г.-т. различают 5 механизмов нарушения процесса саморегуляции: интроекция, проекция, ретрофлексия, дефлексия, конфлуенция. При интроекции человек усваивает чувства, взгляды, убеждения, оценки, нормы, образцы поведения других людей, которые, однако, вступая в противоречие с собственным опытом, не ассимилируются его личностью. Этот неассимилированный опыт - интроект - является чуждой для человека частью его личности. Наиболее ранними интроектами являются родительские поучения, которые усваиваются ребенком без критического осмысления. Со временем становится трудно различить интроекты и свои собственные убеждения. Проекция - прямая противоположность интроекции, причем, как правило, эти два механизма дополняют друг друга. При проекции человек отчуждает присущие ему качества, поскольку они не соответствуют его «Я»-концепции. Образующиеся в результате проекции «дыры» заполняются интроектами. Ретрофлексия - «поворот на себя» - наблюдается в тех случаях, когда какие-либо потребности не могут быть удовлетворены из-за их блокирования социальной средой, и тогда энергия, предназначенная для манипулирования во внешней среде, направляется на самого себя. Такими неудовлетворенными потребностями, или незавершенными гештальтами, часто являются агрессивные чувства. Ретрофлексия при этом проявляется в мышечных зажимах. Первоначальный конфликт между «Я» и другими превращается во внутриличностный конфликт. Показателем ретрофлексии является использование в речи возвратных местоимений и частиц, например: «Я должен заставить себя сделать это». Дефлексия - это уклонение от реального контакта. Человек, для которого характерна дефлексия, избегает непосредственного контакта с другими людьми, проблемами и ситуациями. Дефлексия выражается в форме салонных разговоров, болтливости, шутовства, ритуальности и условности поведения, тенденции «сглаживания» конфликтных ситуаций и т. п. Конфлуенция, или слияние, выражается в стирании границ между «Я» и окружением. Такие люди с трудом отличают свои мысли, чувства или желания от чужих. Слияние хорошо выявляется на занятиях групповой психотерапией у пациентов, полностью идентифицирующих себя с группой; для них характерно при описании собственного поведения употребление местоимения «мы» вместо «я».
Описанные варианты нарушений процесса саморегуляции представляют собой невротические защитные механизмы, прибегая к которым индивид отказывается от своего подлинного «Я». В результате действия перечисленных механизмов нарушается целостность личности, которая оказывается фрагментированной, разделенной на отдельные части. Такими фрагментами, или частями, чаще выступают дихотомии: мужское-женское, активное-пассивное, зависимость-отчужденность, рациональность-эмоциональность, эгоистичность-бескорыстие. Большое значение придается в Г.-т. описанному Перлсом конфликту между «нападающим» (top-dog) и «защищающимся» (under-dog). «Нападающий» - это интроект родительских поучений и ожиданий, диктующих человеку, что и как он должен делать («Родитель» в терминологии трансактного анализа). «Защищающийся» - зависимая, неуверенная в себе часть личности, отбивающаяся различными хитростями, проволочками типа «сделаю завтра», «обещаю», «да, но...», «постараюсь» («Ребенок» в трансактном анализе). Основная цель Г.-т. состоит в интеграции фрагментированных частей личности.
В процессе Г.-т. на пути к раскрытию своей истинной индивидуальности пациент проходит через пять уровней, которые Перлс называет уровнями невроза.
Первый уровень - уровень фальшивых отношений, уровень игр и ролей. Невротическая личность отказывается от реализации своего «Я». Больной неврозом живет согласно ожиданиям других людей. В результате собственные цели и потребности человека оказываются неудовлетворенными, он испытывает фрустрацию, разочарование и бессмысленность своего существования. Перлсу принадлежит следующий афоризм: «Сумасшедший говорит: "Я Авраам Линкольн", а больной неврозом: "Я хочу быть Авраамом Линкольном", здоровый человек говорит: "Я - это я, а ты - это ты"». Отказываясь от самого себя, больной неврозом стремится быть кем-то другим.
Второй уровень - фобический, связан с осознанием фальшивого поведения и манипуляций. Но когда пациент представляет себе, какие последствия могут возникнуть, если он начнет вести себя искренно, его охватывает чувство страха. Человек боится быть тем, кем является, боится, что общество подвергнет его остракизму.
Третий уровень - тупик. Характеризуется тем, что человек не знает, что делать, куда двигаться. Он переживает утрату поддержки извне, но еще не готов или не хочет использовать свои собственные ресурсы, обрести внутреннюю точку опоры. В результате человек придерживается статус-кво, боясь пройти через тупик.
Четвертый уровень - имплозия. Это состояние внутреннего смятения, отчаяния, отвращения к самому себе, обусловленное полным осознанием того, как человек ограничил и подавил себя. На этом уровне индивид может испытывать страх смерти. Эти моменты связаны с вовлечением огромного количества энергии в столкновение противоборствующих сил внутри человека; возникающее вследствие этого давление, как ему кажется, грозит его уничтожить.
Пятый уровень - эксплозия (взрыв). Достижение этого уровня означает сформирование аутентичной личности, которая обретает способность к переживанию и выражению своих эмоций. Эксплозия - это глубокое и интенсивное эмоциональное переживание. Перлс описывает четыре типа эксплозии: скорбь, гнев, радость, оргазм. Эксплозия истинной скорби является результатом работы, связанной с утратой или смертью близкого человека. Оргазм - результат работы с лицами, сексуально заблокированными. Гнев и радость связаны с раскрытием аутентичной личности и подлинной индивидуальности.
Основным теоретическим принципом Г.-т. является убеждение, что способность индивида к саморегуляции ничем не может быть адекватно заменена. Поэтому особое внимание уделяется развитию у пациента готовности принимать решения и делать выбор.
Поскольку саморегуляция осуществляется в настоящем, гештальт возникает в «данный момент», то психотерапевтическая работа проводится сугубо в ситуации «сейчас». Психотерапевт внимательно следит за изменением в функционировании организма пациента, побуждает его к расширению осознания того, что происходит с ним в данный момент, с тем чтобы замечать, как он препятствует процессу саморегуляции организма, какие блоки он использует для избегания конфронтации со своим настоящим, для «ускользания из настоящего». Большое внимание психотерапевт уделяет «языку тела», являющемуся более информативным, чем вербальный язык, которым часто пользуются для рационализации, самооправданий и уклонения от решения проблем. Психотерапевта интересует, что делает пациент в данный момент и как он это делает, например, сжимает ли кулаки, совершает мелкие стереотипные движения, отводит в сторону взгляд, задерживает дыхание. Таким образом, в Г.-т. акцент смещается с вопроса «почему?» на вопрос «что и как?». Фрагментирование личности часто устанавливается по рассогласованию между вербальным и невербальным проявлениями.
Феноменологический подход диктует принципы и технические процедуры в Г.-т.: и те и другие связаны с настоящим. Основными принципами являются следующие.
1. Принцип «сейчас». «Сейчас» - это функциональная концепция того, что и как делает индивид в данный момент. Например, акт воспоминания далекого прошлого является частью «сейчас», а то, что происходило несколько минут назад, не является «сейчас».
2. Принцип «я - ты». Выражает стремление к открытому и непосредственному контакту между людьми. Часто свои высказывания члены психотерапевтической группы направляют не по адресу - конкретному участнику, а в сторону или в воздух, что обнаруживает их опасения и нежелание говорить прямо и однозначно. Психотерапевт побуждает участников группы к непосредственному общению, просит адресовать конкретные высказывания конкретным лицам. Прямая конфронтация мобилизует аффект и живость переживания.
3. Принцип субъективизации высказываний. Связан с семантическими аспектами ответственности пациента. Психотерапевт предлагает пациенту заменять объективизированные формы (типа «что-то давит в груди») на субъективизированные («я подавляю себя»). Это помогает пациенту рассматривать себя как активного субъекта, а не как пассивный объект, с которым «делаются» разные вещи.
4. Континуум сознания. Является неотъемлемой частью всех технических процедур, но может использоваться и в качестве отдельного метода. Это концентрация на спонтанном потоке содержания переживаний, метод подведения индивида к непосредственному переживанию и отказу от вербализаций и интерпретаций, одно из центральных понятий Г.-т. Пациент должен постоянно осознавать или отдавать себе отчет в том, что происходит с ним в данный момент, он должен замечать малейшие изменения в функционировании организма. Осознание чувств, телесных ощущений и наблюдение за движениями тела (понимание «языка тела») способствуют ориентации человека в самом себе и в своих связях с окружением.
Технические процедуры в Г.-т. называются играми. Это разнообразные действия, выполняемые пациентами по предложению психотерапевта, которые способствуют более непосредственной конфронтации со значимым содержанием и переживаниями. Эти игры предоставляют возможность экспериментирования с самим собой и другими участниками группы. В процессе игр пациенты «примеряют» различные роли, входят в разные образы, отождествляются со значимыми чувствами и переживаниями, отчужденными частями личности и интроектами. Цель игр-экспериментов - достижение эмоционального и интеллектуального прояснения, приводящего к интеграции личности. Эмоциональное осознание («ага-переживание») - это такой момент самопостижения, когда человек говорит: «Ага!» По Перлсу, «ага» - это то, что происходит, когда что-нибудь защелкивается, попадая на свое место; каждый раз, когда «закрывается» гештальт, «звучит» этот щелчок. По мере накопления фактов эмоционального прояснения приходит прояснение интеллектуальное. Число игр не ограничено, так как каждый психотерапевт, пользуясь принципами Г.-т., может создавать новые игры или модифицировать уже известные. Наиболее известными являются следующие игры.
1. Диалог между частями собственной личности. Когда у пациента наблюдается фрагментация личности, психотерапевт предлагает эксперимент: провести диалог между значимыми фрагментами личности - между агрессивным и пассивным, «нападающим» и «защищающимся». Это может быть диалог и с собственным чувством (например, с тревогой, страхом), и с отдельными частями или органами собственного тела, и с воображаемым значимым для пациента человеком. Техника игры такова: напротив стула, который занимает пациент («горячий стул»), располагается пустой стул, на который «сажают» воображаемого «собеседника». Пациент поочередно меняет стулья, проигрывая диалог, пытаясь максимально отождествлять себя с различными частями своей личности.
2. Совершение кругов. Пациенту предлагается пройти по кругу и обратиться к каждому участнику с волнующим его вопросом, например выяснить, как его оценивают другие, что о нем думают, или выразить собственные чувства по отношению к членам группы.
3. Незаконченное дело. Любой незавершенный гештальт есть незаконченное дело, требующее завершения. По существу, вся Г.-т. сводится к завершению незаконченных дел. У большинства людей есть немало неулаженных вопросов, связанных с их родственниками, родителями и т. п. Чаще всего это невысказанные жалобы и претензии. Пациенту предлагается с помощью приема пустого стула высказать свои чувства воображаемому собеседнику или обратиться непосредственно к тому участнику психотерапевтической группы, который имеет отношение к незаконченному делу. Гештальт-психотерапевтами замечено, что наиболее частое и значимое невыраженное чувство - чувство обиды. Именно с этим чувством работают в игре, которая начинается со слов: «Я обижен...»
4. Проективная игра. Когда пациент заявляет, что другой человек имеет некое чувство или черту характера, его просят проверить, не является ли это его проекцией. Пациенту предлагается «разыграть проекцию», т. е. примерить на самого себя это чувство или черту. Так, пациента, который заявляет: «Я испытываю к тебе жалость», просят разыграть роль человека, вызывающего жалость, подходя к каждому из участников группы и вступая с ним во взаимодействие. Постепенно входя в роль, человек раскрывает себя, при этом может произойти интеграция прежде отвергаемых сторон личности.
5. Выявление противоположного (реверсия). Явное поведение пациента часто носит характер защиты, скрывающей противоположные тенденции. Для осознания пациентом скрытых желаний и противоречивых потребностей ему предлагается разыграть роль, противоположную той, которую он демонстрирует в группе. Например, пациентке с манерами «душечки» предлагается разыграть роль агрессивной, высокомерной, задевающей других женщины. Такой прием позволяет достичь более полного соприкосновения с теми сторонами своей личности, которые прежде были скрыты.
6. Упражнения на воображение. Иллюстрируют процесс проекции и помогают участникам группы идентифицироваться с отвергаемыми аспектами личности. Среди таких упражнений наиболее популярна игра «Старый, заброшенный магазин». Пациенту предлагают закрыть глаза, расслабиться, затем представить, что поздно ночью он проходит по маленькой улочке мимо старого, заброшенного магазина. Его окна грязные, но если заглянуть, можно заметить какой-то предмет. Пациенту предлагают тщательно его рассмотреть, затем отойти от заброшенного магазина и описать предмет, обнаруженный за окном. Далее ему предлагается вообразить себя этим предметом и, говоря от первого лица, описать свои чувства, ответить на вопрос, почему он оставлен в магазине, на что похоже его существование в качестве этого предмета. Идентифицируясь с предметами, пациенты проецируют на них какие-то свои личностные аспекты.
Большое внимание уделяется в Г.-т. работе со сновидениями пациентов. Перефразируя Фрейда (Freud S.), Перлс говорил, что «сон - это королевская дорога к интеграции личности». В отличие от психоанализа, в Г.-т. не интерпретируются сны, они используются для интеграции личности. Автор считал, что различные части сна являются фрагментами нашей личности. Для того чтобы достичь интеграции, необходимо их совместить, снова признать своими эти спроецированные, отчужденные части нашей личности и признать своими скрытые тенденции, которые проявляются во сне. С помощью проигрывания объектов сна, отдельных его фрагментов может быть обнаружено скрытое содержание сновидения через его переживание, а не посредством его анализа.
Перлс сначала применял свой метод в виде индивидуальной психотерапии, но впоследствии полностью перешел на групповую форму, находя ее более эффективной и экономичной. Групповая психотерапия проводится как центрированная на пациенте, группа же при этом используется лишь инструментально по типу хора, который, подобно греческому, на заднем плане провозглашает свое мнение по поводу действия протагониста. Во время работы одного из участников группы, который занимает «горячий стул» рядом со стулом психотерапевта, другие члены группы идентифицируются с ним и проделывают большую молчаливую аутотерапию, осознавая фрагментированные части своего «Я» и завершая незаконченные ситуации.
В последние годы отмечается явная тенденция отхода от ортодоксальной модели Г.-т. с ее непримиримостью к каузальности, полному отказу от анализа и интерпретаций к использованию гештальт-экспериментов в сочетании с каузальными методами психотерапии, чаще с трансактным анализом. Г.-т. наиболее эффективна при лечении неврозов. При работе с психотическими пациентами ее рекомендуют проводить достаточно длительно и осторожно.


Психотерапевтическая энциклопедия. - С.-Пб.: Питер . Б. Д. Карвасарский . 2000 .