Что означает маленький человек в литературе. Научно-исследовательская работа «Образ «маленького человека» в русской литературе

И происхождения, не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный. И Пушкин, и Гоголь, создавая образ маленького человека, хотели напомнить читателям, привыкшим восхищаться романтическими героями, что самый обыкновенный человек тоже человек, достойный сочувствия, внимания, поддержки.

К теме маленького человека обращаются также писатели конца XIX и начала XX века : А. Чехов , М. Горький , Л. Андреев , Ф. Сологуб , А. Аверченко , К. Тренёв , И. Шмелёв , С. Юшкевич . Силу трагизма маленьких людей - «героев зловонных и темных углов» (А. Григорьев) - верно определил П. Вайль :

Маленький человек из великой русской литературы настолько мал, что дальнейшему уменьшению не подлежит. Изменения могли идти только в сторону увеличения. Этим и занялись западные последователи нашей классической традиции. Из нашего Маленького человека вышли разросшиеся до глобальных размеров […] герои Кафки , Беккета , Камю […]. Советская культура сбросила башмачкинскую шинель - на плечи живого Маленького человека, который никуда, конечно, не делся, просто убрался с идеологической поверхности, умер в литературе.

Маленький человек, не вписывающийся в каноны соцреализма, перекочевал в литературное подполье и начал существовать в бытовой сатире М. Зощенко , М. Булгакова , В. Войновича .

Из многогранной литературной галереи маленьких людей выделяются герои, стремящиеся снискать всеобщее почтение через изменение своего материального статуса или внешнего облика («Лука Прохорович» - 1838, Е. Гребенки ; «Шинель» - 1842, Н. Гоголя); охваченные страхом перед жизнью («Человек в футляре» - 1898, А. Чехова; «Наш человек в футляре» - 1989, В. Пьецуха); которые в условиях подавляющей бюрократической действительности заболевают психическими расстройствами («Двойник» - 1846, Ф. Достоевского ; «Дьяволиада» - 1924, М. Булгакова); у которых внутренний протест против общественных противоречий уживается с болезненным стремлением возвысить себя, приобрести богатство, что в итоге приводит их к потере рассудка («Записки сумасшедшего» - 1834, Н. Гоголя; «Двойник» Ф.Достоевского); которых страх перед начальством приводит к сумасшествию или к смерти («Слабое сердце» - 1848, Ф.Достоевского, «Смерть чиновника» - 1883, А. Чехова); которые, опасаясь подвергнуть себя критике, изменяют свое поведение и мысли («Хамелеон» - 1884, А. Чехова; «Веселые устрицы» - 1910, А. Аверченко); которые могут обрести счастье только в любви к женщине («Старческий грех» - 1861, А. Писемского ; «Горы» - 1989, Е. Попова) которые хотят изменить свою жизнь путем применения магических средств («Верное лекарство» - 1840, Е. Грёбенки; «Маленький человек» - 1905, Ф. Сологуба); которые из-за жизненных неудач решаются покончить с собой («Старческий грех» - А. Писемского; «Рассказ о Сергее Петровиче» - 1900, Л. Андреева)

Примечания

Литература

  • Mazurkiewicz E., Mały człowiek, , t. V, pod red. Andrzeja de Lazari, Łódź 2003, s. 152-154.
  • Gonczarowa O., Sentymentalizm, Idee w Rosji. Leksykon rosyjsko-polsko-angielski , t. V, pod red. Andrzeja de Lazari, Łódź 2003, s. 256-260.
  • Сахарова Е. М., Семибратова И. В., Энциклопедия русской жизни , Москва 1981.

Ссылки

  • Ерофеев, В. Тревожные уроки Мелкого беса
  • Дмитриевская, Л.Н. Новый взгляд на образ «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель» // Русский язык, литература, культура в школе и вузе. - Киев, №4, 2009. С.2-5.
  • Эпштейн, М. Маленький человек в футляре: синдром Башмачкина-Беликова

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Маленький человек" в других словарях:

    Мелочь, пятая спица в колеснице, мелкота, ноль, ничто, не велика птица, пустое место, никто, отставной козы барабанщик, мелкая сошка, ноль без палочки, ничтожность, десятая спица, малые мира сего, мелюзга, пешка, стрюцкий, последняя спица в… … Словарь синонимов

    - «МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК», Грузия, KVALI (Грузия), 1993, ч/б, 3 мин. Анимация. История о маленьком фантазере, который пытается заставить всех поверить вего выдумки. И вот однажды он действительно лицом к лицу сталкивается смонстром... Режиссер: Амиран… … Энциклопедия кино

    «МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК» - в литературе, обозначение довольно разнородных героев, объединяемых тем, что они занимают одно из низших мест в социальной иерархии и что это обстоятельство определяет их психологию и общественное поведение (приниженность, соединенная с ощущением … Литературный энциклопедический словарь

    Разг. Пренебр. или Ирон. Незначительный, ничтожный в социальном или интеллектуальном отношении человек. БМС 1998, 618 … Большой словарь русских поговорок

    «Маленький человек» - обобщенное название человека, занимающего низкое общественное положение и играющего незаметную роль в общественно экономическом устройстве государства. Такое определение, по сути идеологическую мифологему, ввели в обиход литературные критики… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Ряд разнообразных персонажей в русской литературе 19 в., объединённых общими признаками: низкое положение в социальной иерархии, бедность, незащищённость, что обуславливает особенности их психологии и сюжетную роль – жертвы социальной… … Литературная энциклопедия

    Little Man Tate … Википедия

    Маленький человек Тэйт Little Man Tate Жанр драма В главных ролях Джоди Фостер Дайенн Уист Длительность 95 мин … Википедия

    Little Man Tate Жанр драма В главных ролях Джоди Фостер Дайенн Уист Длительность 95 мин … Википедия

    - «МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК В БОЛЬШОЙ ВОЙНЕ», СССР, УЗБЕКФИЛЬМ, 1989, цв., 174 мин. Повесть военных лет. В ролях: Пулат Саидкасымов (см. САИДКАСЫМОВ Пулат), Мухаммаджан Рахимов (см. РАХИМОВ Мухаммаджан), Матлюба Алимова (см. АЛИМОВА Матлюба Фархатовна),… … Энциклопедия кино

Книги

  • Маленький человек и большая война в истории России. Середина XIX - середина ХХ в. Категория: История войн Издатель: Нестор-История ,
  • Маленький человек и большая война в истории России. Середина XIX - середина XX в. , Сборник статей посвящен военному опыту рядового человека: воина, партизана, врача, инвалида, беженца, мирного жителя вообще, который выносил основное бремя большой войны. В центре внимания… Категория: Научная литература Издатель:

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 2. Сравнение темы маленького человека в произведениях Пушкина и произведениях других авторов…………………………………………………...9

2.1. «Маленький человек» в произведениях А.С. Грибоедова…………………9

2.2. Разработка образа «маленького человека» у Н.В. Гоголя………………..10

2.3. Тема «маленького человека» в творчестве М.Ю. Лермонтова…………..10

2.4. Ф.М. Достоевский, как продолжатель темы «маленького человека»….11

2.5. Видение образа «маленького человека» Л.Н. Толстым…………………..13

2.6. Тема «маленького человека» в произведениях Н.С. Лескова……………16

2.7. А.П. Чехов и «маленький человек» в его рассказах………………………17

2.8. Создание образа «маленького человека» Максимом Горьким…………..20

2.9. «Маленький человек» в «Гранатовом браслете» А.И. Куприна…………21

2.10. Тема «Маленького человека» у А.Н. Островского……………………...21

Заключение……………………………………………………………………….23

Список источников литературы………………………………………………...25


Определение "маленький человек" применяется к разряду литературных героев эпохи реализма , обычно занимающих довольно низкое место в социальной иерархии: мелкий чиновник, мещанин или даже бедный дворянин. Образ "маленького человека" оказывался тем более актуален, чем более демократичной становилась литература. Само понятие "маленький человек", скорее всего, в употребление ввел Белинский (статья 1840 г. "Горе от ума"). Тему "маленького человека" поднимают многие писатели. Она всегда была актуальна, потому что ее задача - отражать жизнь простого человека со всеми ее переживаниями , проблемами, бедами и маленькими радостями. Писатель берет на себя тяжкий труд показать и объяснить жизнь обычных людей. "Маленький человек - представитель всего народа. И каждый писатель представляет его по-своему.

В мировой литературе можно выделить роман-притчу Франца Кафки «Замок, раскрывающий трагическое бессилие маленького человека и его нежелание примирится с судьбой.

В немецкой литературе к образу «маленького человека» тяготели Герхарт Гауптман в своих драмах «Перед восходом солнца» и «Одинокие». Богатство образов «маленького человека» в произведениях Гауптмана порождает множество различных вариантов (от малообразованного возчика до тонкого интеллигента). Продолжил традицию Гауптмана Ханс Фаллада .

В русской литературе XIX века изображение образа маленького человека стало особенно популярным. Над ним работали Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Грибодоев, Достоевский, Чехов, Лев Толстой и многие другие писатели.

Представление о "маленьком человеке" менялось на протяжении всего 19 - начала 20 веков. Каждый писатель тоже имел свои личные взгляды на данного героя. Но уже со второй трети 20 века этот образ исчезает со страниц литературных произведений, так как метод социалистического реализма не предполагает такого героя.

Глава 1. Образ «маленького человека» в произведениях А.С.

Пушкина

Величайший поэт 19 века А.С.Пушкин тоже не оставил незамеченной тему "маленького человека", только он обратил свой взор не на образ коленопреклоненного, а на судьбу несчастного человека, показывая нам его чистую, неиспорченную богатством и благополучием душу, умеющего радоваться, любить, страдать. Это повесть "Станционный смотритель", входящая в цикл "Повестей Белкина". Пушкин сочувствует своему герою.

Изначально его жизнь складывается нелегко.

"Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или по крайней мере муромским разбойникам? Будем, однако, справедливы, постараемся войти в их положение и, может быть, станем судить о них гораздо снисходительнее. Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда… Покою ни днем, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут - а виноват смотритель. Входя в бедное его жилище, проезжающий смотрит на него как на врага; хорошо, если скоро удастся ему избавиться от непрошенного гостя; но если не случится лошадей? боже! какие ругательства, какие угрозы посыплются на его голову! В дождь и слякоть принужден он бегать по дворам; в бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздраженного постояльца… Вникнем во все это хорошенько, и вместо негодования сердце наше исполнится искренним состраданием".

Но, герой повести Самсон Вырин , остается счастливым и спокойным человеком. Он привык к своей службе и имеет хорошую помощницу дочь.

Он мечтает о простом счастье, внуках, большой семье, но судьба распоряжается по-другому. Гусар Минский, находясь у них проездом забирает дочь Дуню с собой. После неудачной попытки вернуть дочь, когда гусар "сильной рукой, схватив старика за ворот, вытолкнул его на лестницу", Вырин был уже не в состоянии бороться. И несчастный старик умирает от тоски, горюя о возможной плачевной ее судьбе.

Евгений , герой "Медного всадника", похож на Самсона Вырина.
Наш герой живет в Коломне, где-то служит, дичится знатных. Он не строит великих планов на будущее, его устраивает тихая, незаметная жизнь.

Он тоже надеется на свое личное, пусть маленькое, но так нужное ему семейное счастье.

Но все его мечты тщетны, потому что злой рок врывается в его жизнь: стихия губит его возлюбленную. Евгений не может противиться судьбе, он тихо переживает свою утрату. И только в состоянии безумия грозит Медному всаднику, считая виновником своего несчастья человека, построившего город на этом гиблом месте. Пушкин смотрит на своих героев со стороны. Они не выделяются ни умом, ни своим положением в обществе, но они добрые и порядочные люди, а поэтому достойны уважения и сочувствия. В романе "Капитанская дочка" в разряд "маленьких людей" входят Петр Андреевич Гринев и капитан Миронов . Их отличают те же качества: доброта, справедливость, порядочность, способность любить и уважать людей. Но у них есть еще одно очень хорошее качество - сохранять верность данному слову. Пушкин вынес в эпиграф поговорку: "Береги честь смолоду". Свою честь они сберегли. И так же дороги А.С.Пушкину, как и герои его уже ранее названных произведений.

Пушкин выдвигает в них демократическую тему
маленького человека (повесть "Станционный смотритель"), предваряющую собой "Шинель" Гоголя.

Вот что пишет в своей критической статье «Художественная проза Пушкина» литературовед С.М. Петров:

"Повести Белкина" явились в печати первым реалистическим произведением русской прозы. Наряду с традиционной тематикой из дворянско-усадебного быта ("Барышня-крестьянка") Пушкин выдвигает в них демократическую тему маленького человека (повесть "Станционный смотритель"), предваряющую собой "Шинель" Гоголя.

"Повести Белкина" явились полемическим откликом Пушкина на основные течения современной ему русской прозы. Правдивостью изображения, глубоким проникновением в характер человека , отсутствием всякого дидактизма "Станционный смотритель" Пушкина клал конец влиянию
сентиментально-дидактической повести о маленьком человеке типа "Бедной Лизы" Карамзина. Идеализированные образы, нарочито созданные в дидактических целях сюжетные ситуации сентиментальной повести сменяются реальными типами и бытовыми картинами, изображением подлинных радостей и горестей жизни.

Глубокий гуманизм повести Пушкина противостоит отвлеченной чувствительности сентиментальной повести. Манерный, впадающий в нравоучительную риторику язык сентиментальной повести уступает место простому и бесхитростному повествованию, вроде рассказа старика смотрителя о его Дуне. Реализм приходит на смену сентиментализму в русской прозе».

Д. Благой считает венцом пушкинского реализма, его последовательным завершением образ „маленького человека“, непритязательного „коллежского регистратора“, доходя даже до прямого отождествления жизненных идеалов Евгения („Медный Всадник“), наиболее типичного из серии подобных героев, - с устремлениями самого поэта.

«В действительности же Пушкин 30-х гг., не раз сочувственно изображавший жизнь и быт „маленьких людей“, наделявший последних теплыми человеческими чувствами, не мог в то же время не видеть ограниченности, скудости духовных запросов мелкого чиновника, мещанина, захудалого дворянчика. Жалея „маленького человека“, Пушкин в то же время показывает мещанскую узость его запросов.

Как характерен тип француза-учителя в „Дубровском“:

„У меня старушка мать, половину жалованья буду отсылать ей на пропитание, из остальных денег в пять лет могу скопить маленький капитал, - достаточный для будущей моей независимости, и тогда bonsoir, еду в Париж и пускаюсь в коммерческие обороты». – Подчеркивает А. Грушкин в статье «Образ народного героя в творчестве Пушкина 30-х годов».

Порой образ маленького человека у Александра Сергеевича переходят в описание народного героя . Обратимся к фрагменту той же статьи Грушкина:

«В „Песнях западных славян“ он нашел этого героя. Последний, казалось бы, наделен всеми чертами „маленького человека“. На первый взгляд перед нами невзыскательный, простой человек, жизненный уклад которого примитивен до крайности. О чем хотел бы, например, поведать старику отцу, находящемуся уже „за могилой“, герой „Похоронной песни?“

«Маленький человек» - тип литературного героя, возникший в эпоху реализма в первой половине XIX века. Обычно им является мелкий чиновник, гражданин с тихой неприметной жизнью. Он занимает низкую ступень в обществе и имеет скудный духовный мир, не наделённый важными жизненными целями. Тема «маленького человека» является одной из важнейших тем русской литературы, к которой постоянно обращались писатели XIX века.

Так, Н.В. Гоголь в повести «Шинель» описывает жизнь бедного, незначительного и незаметного чиновника, роль которого – переписывание документов. Проведя жизнь в подчинении начальству и за несложной «автоматической» работой, Башмачкину не доводилось много размышлять о работе. И когда ему предлагают требующее небольших умственных затрат задание, он решает: «Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь».

Его жизнь имеет скудные стремления: накопление денег на новую шинель лишениями и страданиями становится смыслом жизни, а её кража приобретает размеры катастрофы. В обществе довольно много таких «маленьких людей», и Гоголь призывает относиться к ним с жалостью и пониманием.

Помимо этого, в рассказе Чехова «Смерть чиновника» представлена жизнь ещё одного «маленького» человека – мелкого чиновника. Его фамилия Червяков намекает на соизмеримый с размерами этого животного размер его мира. Все незначительные события в его глазах приобретают большие масштабы. Так, то, что он обрызгал генерала в театре, для которого это было пустяком, для нашего героя имело огромное значение. В результате многократных извинений Червяков умер.

Эта катастрофа в его жизни – следствие ограниченности и пустоты. И таких людей, зацикленных на своём маленьком мире и переживающих из-за мелочей, огромное множество.

Тема маленьких людей раскрывается ещё и Достоевским в романе «Преступление и наказание». Местом действий является бедный район Петербурга. Перед нами открывается картина жизни задавленных реальностью Мармеладовых. Спивается от бесцельной жизни и горя чиновник Мармеладов. В нищете умирает и его жена Екатерина Ивановна. А Соня вынуждена торговать своим телом, чтоб спастись от голодной смерти. Дуня, сестра Раскольникова, желая помочь брату, готова выйти замуж за Лужина, к которому испытывает отвращение. Сам же Раскольников совершает преступление, причина которого кроется в расслоении общества. Герои Достоевского протестуют против несправедливости в мире. Он доказывает, что души бедных «маленьких» людей могут быть прекрасными и полными доброты, но сломленными тяжёлыми жизненными условиями.

Таким образом, проблема «маленького» человека, поднимавшаяся писателями XIX века, не менее актуальна и сегодня, когда таких людей с пустой жизнью, рутинной работой и скудным духовным миром огромное множество, и, в основном, это результат воздействия на них общества.

«Маленький человек» – это образ героя, находящегося на низшей ступеньке социальной лестницы. Обращение к данной теме в творчестве Н.М.Карамзина было важным шагом в русской литературе, так как писатель привлёк внимание к положению многих бесправных людей своего времени, когда подлинные чувства и мысли «маленького человека» в обществе никого не интересовали. В повести "Бедная Лиза" Карамзин открыл читателям живую душу деревенской девушки Лизы, представительницы низшего сословия, показав, что и «крестьянки любить умеют».

Автор произведения становится другом и защитником несчастной девушки. Он просит не судить её поступки строго, оправдывает её ошибки любовью к Эрасту, высоко ценит душевные качества Лизы и способность считать главным чувством любовь. Всё это подтверждает зарождение новой традиции в русской литературе – сочувствие «маленькому человеку», сострадание и стремление помочь в его бедах. Именно поэтому писатель хотел бы защитить свою героиню, не нашедшую выход из тупика, в какой она попала.

Карамзин наделяет Лизу высокими душевными качествами, но подчёркивает невозможность для неё раскрыть кому-либо душу из-за униженного положения в обществе. Так как Лиза не могла рассказать о своих переживаниях и беде, она вынуждена скрывать свою боль, считает ситуацию безвыходной. Бесправие и несправедливость заставляли «маленьких людей» замыкаться в себе, чувствовать себя одинокими и беззащитными.

Почему Лиза не смогла ничего сделать, чтобы добиться счастья в жизни? Потому что в обществе, где главным мерилом человеческого достоинства были богатство и знатность, крестьянская девушка понимала невозможность своего равенства с дворянином Эрастом. Она чувствовала себя слабой, неспособной изменить жизнь к лучшему. Автор сочувствует своей героине, страдающей от одиночества и беззащитности в мире, где даже мать не может помочь несчастной дочери. Лиза выбирает смерть для себя (а значит, и для матери), она не хочет страдать из-за безответной любви и позора, понимая, что её не только никто не поддержит, но, скорее, в её сторону будут «бросать камни».

Могла ли Лиза потребовать от любимого быть честным и справедливым по отношению к ней? Нет, и в этом крестьянская девушка не только из-за гордости, но и по своему социальному положению была бесправной и безгласной, безропотно принимавшей удары судьбы. Отношение Эраста к Лизе за период их знакомства претерпевает изменения потому, что простая девушка нужна была дворянину на небольшой период времени, пока увлечение и чувства казались необычными, интересными. Прекращение отношений с Лизой он оправдывал жизненными обстоятельствами, но вряд ли Эраст собирался связывать свою жизнь с крестьянкой навсегда. Охлаждение чувств и разрыв с любящей его девушкой объясняется также невысокими морально-нравственными качествами Эраста, его воспитанием и предрассудками о социальном неравенстве. Поэтому судьба Лизы и не могла быть иной: участь «маленького человека» в условиях социальной несправедливости нередко бывала предрешена, так как оборачивалась безысходностью, оказывалась трагичной. Отстаивать права личности люди пытались иногда бунтами, но Лиза за себя постоять не могла, она в одиночестве переживала своё горе, а в таком случае добиться уважения к себе почти невозможно. Борьба человека за свои права даже в XXI веке не всегда приводит к положительным результатам.

Тема "маленького человека" отражена и в произведении А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Автор называет своего героя «мучеником четырнадцатого класса», потому что он никак не защищён своим чином от несправедливых обвинений и требований останавливающихся на станции проезжих или начальства. Действительно, служба у него – настоящая каторга. Даже в плохой погоде и задержке путешественников в дороге виноват смотритель. Пушкин убедительно нарисовал нелёгкую долю «маленького человека», который находится в униженном положении при обслуживании важных господ. Поэтому понятен призыв автора проникнуться состраданием к таким служащим, как Самсон Вырин.

Минский (проезжий гусар) вовсе не собирался считаться с чувствами отца Дуни, с надеждами смотрителя на спокойную старость рядом с дочерью и внуками. Желание вернуть дочку слишком велико, и несчастный смотритель едет в Петербург, узнаёт адрес Минского и встречается с ним, умоляет отдать Дуню. Но тут Вырин, возможно, заблуждается, ведь он не знает, хочет ли Дуня возвращаться из Петербурга домой, в глушь. Хотя гусар обманом увёз её и девушка не собиралась таким образом решать свою судьбу, но позже она, видимо, полюбила Минского и надеялась на счастье с ним. Понятно, что она жалеет отца, но не знает, как решить семейную проблему. И отец прав, когда добивается встречи с Дуней, когда пытается отстоять чувство собственного достоинства. Он отвергает денежное вознаграждение за потерю дочери, исключая такую продажу отцовских чувств, родительских прав. А деньги ему не помешали бы, так как впереди ждала одинокая старость.

Почему Самсон Вырин не стал писать жалобы и добиваться справедливости? Наверное, не только потому, что он слабый, не уверенный в своих силах человек. Но ещё и потому, что он заблуждался, думая, что дочка уехала с Минским по согласию, и вернётся, осознав ошибку. Смотритель уверен в трагическом исходе событий и готов пожелать смерти заблудшей дочери, если она не придёт к нему с покаянием. Он предполагал, что гусар обязательно бросит его дочь, но, видимо, Минский любил Дуню. Однако Самсон Вырин имел право благословить дочь, а Минский лишил его и этой возможности, так как, видимо, не собирался венчаться в церкви. Поэтому жизнь дочери казалась смотрителю порочной, а разлука с Дуней и переживания о ней раньше времени свели его в могилу. Такова судьба человека, с которым не посчитали нужным обойтись уважительно, и его права были грубо нарушены.

К теме обличения чиновничье-бюрократической системы русского государства не раз обращался Н.В.Гоголь. Эта система позволяла делить людей на "больших" (значительных) и "маленьких". В повести Гоголя «Шинель» отражена не только тема «маленького человека», но также поставлена проблема корпоративной неприступности чиновников высшего ранга. Особая роль в сатирическом изображении важных начальников отводится эпизоду встречи Акакия Акакиевича со «значительным лицом».

С того момента, как несчастный «маленький человек» потерял самое дорогое (шинель, пошитую ценой невообразимой экономии и отнятую грабителем), он испытывал чувство безысходности, большого горя. По совету одного из сослуживцев Башмачкин обращается к «значительному лицу», потому что в полиции помощь ему не была оказана.

Акакий Акакиевич испытал на себе всё превосходство вышестоящих над ничтожными для них человечками. Он пришёл за помощью, а получил такой «разнос», что едва не потерял сознание. Страх, обида, боль и ветер, пронизывающий его насквозь при возвращении домой, привели к тяжёлой болезни и безвременной смерти. И всё из-за шинели! Гоголь подчёркивает, какой незначительной может быть жизнь человека даже в сравнении с вещами и уж тем более в сравнении с «драгоценным» временем «значительного», то есть должностного лица.

Кто или что делает человека «маленьким», а его жизнь незначительной? Возникает предположение, что само устройство жизни в России было антигуманным, неправильным, несправедливым. Поэтому эпизод встречи Башмачкина со «значительным лицом» имеет продолжение.

Писатель показывает далее фантастическую ситуацию, когда "маленький человек" мстит за себя, борясь за справедливость: уже будучи мертвым (в облике призрака), Акакий Акакиевич отбирает генеральскую шинель у того самого начальника, который растоптал его человеческое достоинство и отнял жизнь. Мало того, Гоголь намекает начальникам на месть других «униженных и оскорблённых», малоимущих, для которых «шинель» дороже жизни. Гоголь создал образ привидения, которое уже и на Башмачкина не похоже, но продолжает бродить в ночной темноте, как будто ищет кого-то.

Данный эпизод сыграл важную роль в замысле автора, позволив сатирически изобразить чиновничество России, обратить внимание общества на бесправие «маленького человека» и обозначить истинные ценности в жизни. Сами люди, по мнению автора, также должны научиться ценить и свою личность, и свою жизнь, чтобы бороться за право быть Человеком, которого никто не посмеет считать "маленьким".

Рецензии

Когда по школьной программе дети знакомятся с классиками, мало кто из детей, их открывает для себя.(может ошибаюсь?)
Лично для меня было всего несколько произведений, которые поразили меня, заставили задуматься.
Но сейчас спустя десятилетия...Очень хочу заново перечитывать и перечитывать.
С уважением и теплом Ирина.

Сочинение

«Боль о человеке» — вот, пожалуй, главная тема русской литературы 19 века. Сострадание к трагической судьбе «маленького человека» составляло основу творчества всех русских писателей. И первым в этом ряду был, конечно, А. С. Пушкин.

В 1830 году Пушкин написал пять повестей, объединенных общим названием и общим рассказчиком, — «Повести Белкина». Из них самой трогательной и одновременно самой печальной является, как мне кажется, повесть «Станционный смотритель». В ней поэт впервые вывел на страницы русской литературы «маленького человека» — Самсона Вырина. Пушкин очень точно охарактеризовал его социальное положение — «сущий мученик четырнадцатого класса».

Многое вытерпел смотритель маленькой почтовой станции в своей горемычной жизни, многое перенес. Почти каждый из проезжающих вольно или невольно обижал его, вымещая на нем, безответном чиновнике, досаду за плохие дороги и задержку лошадей. У него была одна отрада — дочь Дуня, которую он любил больше самой жизни. Но и ее он лишился: Дуню увез с собой в Петербург проезжий офицер Минский. Вырин пытался добиться правды, но везде его гнали прочь. И бедный чиновник не перенес обиды — спился и вскоре умер. Пушкин явно с сочувствием показал Самсона Вырина, глубоко несчастного человека, со своей маленькой, но от этого никак не менее горестной драмой.

«Маленькому человеку» посвящена повесть Н. В. Гоголя «Шинель», которую В. Г. Белинский назвал «глубочайшим созданием» писателя. Главный герой повести — Акакий Акакиевич Башмачкин, «вечный титулярный советник». Всю свою жизнь он «ревностно и с любовью» переписывал бумаги в департаменте. Это переписывание было не только его работой, но и его призванием, даже, можно сказать, жизненным предназначением. Башмачкин не разгибая спины трудился целый день на службе и брал бумаги на дом, а некоторые, наиболее интересные, переписывал для себя — на память. Жизнь его была по-своему насыщенной и интересной. Но одно огорчало Акакия Акакиевича: старая шинель, прослужившая ему верой и правдой не один десяток лет, к конце концов, пришла в такой «упадок», что ее уже не мог починить самый искусный портной. Существование Башмачкина приобрело новое содержание: он стал копить деньги на пошив новой шинели, и мечты о ней согревали ему душу долгими зимними вечерами. Эта шинель, ставшая предметом постоянных дум и разговоров Башмачкина, приобрела для него чуть ли не мистическое значение. И когда она наконец была готова, Башмачкин, помолодевший, одухотворенный, появился в ней на службе. Это был день его торжества, его триумфа, но он неожиданно и трагически закончился: ночью грабители отняли у него новую шинель. Для бедного чиновника это была катастрофа, крушение всей его жизни. Он обратился к некоему «значительному лицу» за помощью, умоляя найти и покарать грабителей, но его просьба показалась важному генералу слишком ничтожной, чтобы обратить на нее внимание. И потеря стала для Башмачкина роковой: вскоре он заболел и умер. Гоголь призывал читателя любить «маленького человека», потому что он «брат наш», потому что он тоже человек.

Тему «маленького человека» продолжил Ф. М. Достоевский, очень точно сказавший о себе и о своих современниках: «Все мы вышли из „Шинели“ Гоголя». Действительно, главными героями почти всех его произведений были «маленькие люди», «униженные и оскорбленными». Но, в отличие от героя Гоголя, герои Достоевского способны открыто протестовать. Они не смиряются с ужасной действительностью; они способны сказать горькую правду о себе и об окружающем их обществе.

Их духовный мир не так ограничен и убог, как у Башмачкина. Они острее, чем он, чувствуют несправедливость и жестокость мира наживы и денег. Так, бедный чиновник Мармеладов, выброшенный на самое дно жизни, сохранил свою душу, не стал негодяем и подлецом. Он намного более человечен, чем «хозяева жизни» — Лужин и Свидригайлов. Монолог Мармеладова в распивочной — это не только сожаление о своей загубленной жизни, но и горький упрек всему обществу.

Соня Мармеладова была вынуждена продавать себя, чтобы не дать умереть с голоду маленьким детям своей мачехи — Катерины Ивановны. Она страдает за боль всех людей, всех сирых и убогих. Соня помогает не только своей семье, она стремиться помочь совершенно чужим людям. Именно Соня стала нравственной и духовной опорой для Раскольникова: Соня понесла вместе с ним его «крест» — пошла вслед за ним на каторгу. В этом заключается ее сила и ее величие — величие самопожертвования во имя людей, на которое была способна только неординарная личность.

Произведения русских писателей заставляют нас мучительно размышлять о смысле человеческой жизни, о предназначении человека. Вместе с их героями мы учимся уважать человеческую личность, сострадать ее боли и сопереживать ее духовным исканиям.