Что новенького у стиви уандера. Биография, история жизни Stevie Wonder

Биография Стиви Уандера (Stevie Wonder)

Настоящее имя: Стивлэнд Джадкинс (Steveland Judkins) или Стивлэнд Моррисом.
Родился: 13 мая в 1950 г. в городе Сагинау, штат Мичиган.
Мать: Лула Хардэуэй.
Инструменты: мультиинструменталист.

Доказано, что через зрительный аппарат человек получает до 90 процентов всей информации о внешнем мире. Но это вовсе не значит, что лишенные столь мощного информационного канала не могут быть такими же развитыми, как их зрячие братья и сестры. Ведь не все человек приобретает за время жизни. Кое-что ему дарит природа вместе с первым криком и лучом солнца, озаряющим родильную палату, и это не отнять пугающей темноте и черным очкам. Но лишь немногим удается не замкнуться на своем физическом недуге, очистить болезненное воображение , которое давно уже стало внутренним миром, от абстракций и кошмарных картин, отыскать иной источник удовлетворения жажды жизни и развить свои таланты до высочайшего уровня мастерства, неподвластного заурядному человеку.

Стиви Уандер, один из немногих исполнителей, который может вызвать улыбку на лице даже против вашего желания, вот уже 36 лет. Не зная уныния, он несет свою карму гениального музыканта. Видно так и должно было случиться однажды, когда в инкубационную камеру к младенцу, который родился на месяц раньше положенного срока, подали чрезмерную дозу кислорода, и он ослеп, так толком и не рассмотрев этот мир. Его безутешная мать Лула Хардэуэй безуспешно пыталась исправить роковую ошибку медперсонала, обращалась к профессорам, знахарям и шарлатанам, пока Стиви не вырос и не убедил ее в том, что «он счастлив, будучи слепым». Он назвал это божьим даром и попросил маму успокоиться и не искать своей вины в случившемся.

Стивлэнд Джадкинс.

Стивлэнду Джадкинсу (Steveland Judkins, р. 13.05.1950 г. в Сагинау, штат Мичиган) едва исполнилось 3 года, когда Хардэуэи в поисках лучшей доли переехали жить в индустриальную столицу Америки город Детройт. Вскоре он стал Стивлэндом Моррисом, и так же внезапно у него оказалось целых пять сводных братьев и сестер. Объяснение тому одно: как однажды выразился Стиви, «его любимой мамочке повезло быть замужем больше чем за одним мужчиной». Жизнь складывалась по-разному. В худшие времена они всей семьей рыскали по речным докам, чтобы стащить немного угля для растопки домашней печки. Когда удавалось что-то скопить, детям покупали новую одежду (естественно, на несколько размеров больше). Однажды, когда Стиви справлял свой девятый день рождения, родители подарили ему губную гармошку. Прибавим к этому съехавшего соседа, который оставил мальчугану целое пианино, о котором он мечтал с 7 лет, и ударную установку, что приобрела для бедного слепого мальчика ассоциация местных предпринимателей их района. И вот он — вундеркинд-мультиинструменталист, которому не было 10 лет. Он практически в совершенстве овладел этими инструментами, слушая Рэя Чарльза и Сэма Кука по своему транзистору , пел на улицах и в церковном хоре,

Им заинтересовались солидные люди из мира шоу-бизнеса. Джерольд Уайт, брат знаменитого Ронни Уайта из группы Смоки Робинсона THE MIRACLES, сходил в воскресенье помолиться. Он был поражен голосом темнокожего паренька в темных очках лет десяти. Стиви получил аудиенцию в доме этого ничем не примечательного для него дядьки. Вундеркинд понравился его другу Брайану Холланду из мотауновской группы HOLLAND-DOZIER-HOLLAND, который нанял юное дарование для работы в своей студии. Слухи о маленьком незрячем гении дошли и до легендарного Бэрри Горди.

Бывший боксер и поэт-песенник Горди основал лейбл Tamla Motown Records, будущее пристанище для Марвина Гейя, Смоки Робинсона и THE MIRACLES, THE FOUR TOPS, Дайены Росс и THE SUPREMES и HOLLAND-DOZIER-HOLLAND, в 1959 году, а в 1988 году за 61 миллион долларов США он переуступил свое детище МСА. Бэрри обладал потрясающим чутьем на таланты, чувствовал музыкальный рынок и стабильно отслеживал его запросы. Услышав голос Стиви и его игру, Бэрри был лаконичен: «Этот парень — настоящее чудо». Так Стивлэнд Моррис стал Little Stevie Wonder и в 10 лет заключил с Motown стандартный для несовершеннолетних музыкантов контракт, по которому все его гонорары будут помещаться на накопительные счета в банке до момента, пока ему не исполниться 21 год (совершеннолетие в США).

Little Stevie Wonder.

Один росчерк пера — и ты в другом мире. Прощай, отчий дом и полуголодное детство! Месяц в Мичиганской школе для слепых — и ты в дороге в одной компании с именитыми музыкантами. Четыре месяца турне с Марвином Гейем, THE SUPREMES и THE MARVELETTES, 94 концерта и всего три дня выходных за все это время. Тут взрослые часто опускали руки, а маленький Стиви всегда смотрелся бодро и успевал даже сочинять песни в гастрольном автобусе , когда его старшие коллеги мирно посапывали. В общем, вундеркинд быстро адаптировался в большой и дружной семье и вскоре даже принял привычный для всех облик, надев строгий костюм с галстуком. Его попечителем сделали автора и продюсера Кларенса Пола, который в известной манере муштровал его и курировал все его ранние альбомы.

Интересно, что Стиви с очень раннего возраста тянуло в женские компании. Услышав приятный женский голос, он буквально расцветал в улыбке, гримасничал и пытался шутить. В основном все его шутки сводились к типичным розыгрышам слепых, которые предварительно детально расспрашивают своих знакомых об обстановке данной комнаты или цвете вещей, надетых конкретным человеком. Потом они заводят этого человека в данную комнату и глубокомысленно высказываются насчет целесообразных перестановок мебели и добавляют, что эта сексуально расстегнутая малиновая блузка очень гармонирует с темными волосами обворожительной собеседницы. Уандер очень долго не мог ступить и шагу без опекунства Пола. Это напоминало парню средневековые традиции сопровождения пожилыми дамами молодых девушек на бал. Но больнее всего было, когда Кларенс уводил у Стиви его подружек, которых он с таким трудом привораживал. Дело обычно происходило вечером, и Пол в приказном порядке отсылал парня спать, а сам предлагал девушке развлечься в его компании.

Став постарше, Стиви начал было покурить марихуану, но, быстро теряя контроль над своим сознанием, переключился на более чувственные удовольствия, которые пропагандировались рок-н-роллом. Сексом он мог заниматься весь день и всю ночь. И так всю неделю напролет. Где-то к 19-20 годам у него уже было с десяток подружек. Когда он действительно испытывал сильное влечение к партнерше, рождались такие романтичные вещи, как «Angie Girl» или «My Cherie Amour» (первоначально песня именовалась «Oh My Marsha»). А вообще ему нравились страстные негритянки с интеллигентными манерами.

Правда, с возрастом он становился серьезнее. Встреча с Мартином Лютером Кингом перевернула все его восприятие белого и черного мира. Он стал интересоваться политикой, но Motown уготовил ему иную роль, нежели музыкального борца за права чернокожего населения. Не секрет, что Горди был обыкновенным расчетливым бизнесменом и в первую очередь видел в произведениях Уандера отличный товар. Коммерчески выгодным предприятием считал Стиви и его второй музыкальный директор, сменивший Кларенса Пола, Джин Кис. У Стиви были другие планы, и он об этом сразу же открыто заявил: «Когда мне исполнится 21 год, я собираюсь взять под контроль свою карьеру. Мне кажется, вы меня неважно знаете и плохо представляете, откуда я пришел» .

Stevie Wonder .

История умалчивает, восприняли ли всерьез тогда боссы заявление молодого музыканта, который избавился от прозвища «Little» еще в 1964 году. Стиви, как и обещал, на следующее утро после грандиозной вечеринки в честь совершеннолетия, устроенной Бэрри Горди в его детройтской резиденции, на столе у главы и основателя Motown лежало письмо от адвоката, который от имени своего клиента сообщал Горди, что все контракты с Motown и его продюсерскими отростками он расторгает. Горди в шоке. Уандер, кстати, тоже. Адвокат явно поспешил и был немедленно уволен, но его слова остались в силе. Стиви получил по старому контракту причитающийся ему миллион долларов, в то время как лейбл заработал на нем за прошедшие восемь лет никак не меньше 30 миллионов.

Посмотрим, что пошло с молотка за 1 миллион зеленых хрустящих бумажек. Сингловый дебют Маленького Стиви Уандера состоялся в августе 1962 года работой «I Call It Pretty Music But The Old People Call It The Blues» с тем же Марвином Гейем на ударных. Неплохо для начала, но сингл провалился в чартах. Далее, Стиви записывает альбом очень сырых каверов Рэйя Чарльза. Он записал его для себя. Горди верит в звезду Уандера и поручает Полу использовать инструментальный потенциал мальчика. На свет появляется полуджазовый альбом «Jazz Soul Of Little Stevie Wonder», где Стиви отведена роль биг-бэнда с фортепьянными и органными партиями, ударными и гармоникой. Не за горами продолжение запоминающихся флейтовых кульбитов в «Fingertips 2», а это уже живой звук двойного «Recorded Live — The Twelve-Year Old Genius» и юмористические экспромты между концертными песнями. Альбом впервые в истории Motown возглавляет US R & B Hot 100, и уже за это Горди безмерно благодарен Стиви.

Затем следуют тщетные попытки повторить успех «Fingertips 2», но все, чего удается добиться, — это довольно средний интерес к синглу «When You Wish Upon A Star» c монументальной оркестровой поддержкой и ставшие уже традиционными соло Уандера на губной гармошке. И вот когда народ уже окончательно пресытился его звучанием, на свет появился танцевальный сингл «Uptight (Everything Alright)», который Стиви написал в соавторстве с Генри Косби и Силвией Мой, и практически одноименный альбом, где выделялись «Ain’t That Asking For Trouble» и дилановская «Blowin’ In The Wind». Альбом зачал прекрасную хитовую серию, продлившуюся без малого шесть лет (с перерывами на Рождество). Несмотря на то, что в 1966-1970 годах его репертуар все еще составлялся и одобрялся наверху и представлял собой во многом стандартизированный поп-соул. Уандер получил статус птицы высокого полета и с 1967 года стал соавтором практически всех своих синглов.

Первым хитовым альбомом «I Was Made To Love Her» Стиви ставит планку своей карьеры на новую высоту и берет ее с большим запасом годом позже, когда решается продюсировать собственные песни в альбоме «For Once In My Life». Здесь же он дебютирует как кларнетист, а Motown наконец-то понимает, что Уандер лучше исполняет свое, чем чужое. Это же примечают другие артисты лейбла, и Стиви участвует в сотворении двух классических хитов Smokie Robinson & THE MIRACLES «Tears Of A Clown» и THE SPINNERS «It’s A Shame». Несколько авантюрной ему кажется идея записи инструментального альбома под его гармонику, поэтому он записывает его под псевдонимом Eivets Rednow, и получается какой-то джаз-блюз с примечательной композицией «How Can You Believe», одной из первых полностью написанных им самим.

Интересно, что причиной выпустить целый альбом «My Cherie Amour» стал успех одноименной песни, которая в 1966 году была забракована знаменитым мотауновским ОТК, а в 1969 году, будучи на обратной стороне сингла «I Don’t Know Why», с легкостью превзошла по популярности заглавную песню. А за «Signed, Sealed And Delivered», на котором он продюсировал пять композиций и написал семь, как за лучший соул-альбом года, Уандер был удостоен своей первой награды «Грэмми». Хитов здесь было хоть отбавляй: «Sugar» — это классика Motown, «Signed, Sealed, Delivered I’m Yours» — первый опыт совместной работы с будущей женой Сайритой Райт, протестантский китч «Heaven Help Us All» и маниакальная переделка THE BEATLES «We Can Work It Out». Работа на первый взгляд кажется коммерческой, но все-таки парень стал гораздо самостоятельней, и сейчас мы проследим развязку этого поступательного движения к творческой свободе.

В 1971 году в добавление к его совершеннолетию и первой более или менее достойной зарплате истекает срок действия основного контракта Уандера с Motown. Все ждут от него продления, казалось бы, взаимовыгодных отношений, но чудо-Стиви, не найдя поддержки своим свободолюбивым порывам, забирает кровно заработанный миллион и открывает две собственные продюсерские и паблишинговые компании Taurus Production (Стиви явно доверяет астрологии!) и Black Bull Publishing. Он договорился с паблишинговой компанией Бэрри Горди Jobete (кстати, которой он и поныне заведует) о равном разделении издательских прав на все его предыдущие музыкальные творения.

Полежи, гармошка! Посинтезируем немножко!

Теперь его мысли устремлены в будущее соул-музыки, и он ищет техническое воплощение тех не вполне ясных идей, которые крутятся в его голове. В их реальном воплощении Уандеру помогают двое из Нью-Йорка — Малколм Сесил и Роберт Маргулефф из группы TONTO’S EXPANDING HEAD BAND, только что выпустившей полуреволюционный лонгплэй «Zero Time», и ранние модели простейших синтезаторов (те, что были до «Moog»). Так как Стиви имел дело со множеством музыкальных инструментов, ему очень понравилась идея соединить их всех в одном. Но он не верил, что такое возможно, и попросил продемонстрировать ему действие их «Муга». После последнего аккорда Уандер назвал этот инструмент чудом техники и горько признал, что ему никогда не справиться с таким огромным количеством клавиш и переключателей одновременно.

Но любопытство взяло верх, и с помощью нью-йоркцев Стиви вновь оказался одним из первых там, где практически не касались руки черного человека. Он не пожалел четверть своего миллиона, чтобы купить студийное время в «Electric Ladyland», работал как муравей, спал по четыре часа в сутки, и через год в их каталоге было 35 полностью законченных вещи и еще 200 начатых (в различной стадии работы)!

Опуская подробности содержимого переходного альбома «Where I’m Coming From», ассимилировавшего все его прошлые стилистические влияния (от BEATLES до ритм-энд-блюза), план записи которого летал в мыслях Уандера еще до того, как он съездил в Нью-Йорк. Хочется отметить, что четыре последовавших за ним работы ознаменовали едва ли не самый плодотворный и апофеозный момент в его карьере, когда Стиви Уандер «узаконил» применение синтезаторов в черной музыке и, что самое главное, очеловечил синтетические звуки, заставив их выражать эмоции не хуже гитары или саксофона.

Стиви впервые по-настоящему не боялся блуждать по стилям в поисках звучания нового десятилетия, хотя и очевидно, что в «Music Of My Mind» синтезатор для него еще является новомодной игрушкой, но он все-таки сохранил свою знаменитую спонтанность . Другое дело в «Talking Book» и «Innervisions», где все полифонично и полиритмично (от рэгги до классики) и доработано до совершенства. Плюс подкреплено первоклассными хитами («You Are The Sunshine Of My Life», «Superstition», «You And I», «Blame It On The Sun», «Higher Ground», «Jesus Children Of America», «Golden Lady», «All In Love Is Fair»). А также в нем было много новых трезвых политических и духовных проблем и смелых воззрений («Big Brother», «Living For The City», «You Haven’t Done Nothin"»). В 1972 году Уандер открывает концерты находящихся в зените славы «роллингов», и это здорово помогает ему на пути к белой аудитории и европейскому признанию , в отличие от тех нелепых попыток Motown просунуть его в популярные среди белых телесериалы в середине 60-х.

В его следующем альбоме «Fulfillingness’ First Finale» также все выверено и сфокусировано на деталях. Не будем забывать, что во время его записи Уандер попал в страшнейшую автомобильную аварию, после которой четыре дня его не могли вывести из комы, а на голове после операции остались множественные шрамы. Об этом балансировании на грани жизни и смерти в альбоме есть специальная композиция «It Ain’t No Use». Не зря же Стиви отхватил аж по четыре «Грэмми» за этот диск и за «Innervisions»!..

Нужно сказать, что все эти годы без Motown Уандер вел тайные переговоры со многими мэйджор-лейблами Америки, и в 1976 году его старый друг Горди не стал больше испытывать судьбу и ждать, пока у него из-под носа уведут, как им искренне казалось, ими же взращенного гения. Стиви заключил беспрецедентный по тем временам 7-летний контракт на сумму 13 миллионов долларов. Это сообщение потрясло Америку, но Горди сразу же заявил, что работа со Стиви безусловно стоит этих огромных по тем временам денег. Примечательно, что и дальше Уандер имел какую-то необыкновенную власть над Бэрри, причем Горди даже советовался со своим протеже, когда дважды в начале 80-х пытался продать по частям свою компанию. В обоих случаях Стиви был категорически против, и эту его позицию очень точно характеризуют слова, которыми он наградил Motown и которыми объяснил причину своего возвращения туда: «Я остаюсь с Motown, потому что, на мой взгляд, это единственная выжившая, проверенная временем компания в звукозаписывающей индустрии, у которой темнокожий владелец. Это жизненно важно, что в Motown эмоционально стабильный внутренний климат, сильный дух и экономическое благосостояние…» .

Итак, с 1976 года Уандер вновь работал на престиж Motown, но уже без Сесила и Маргулеффа и потихоньку превращался в музыкального пастыря («Have A Talk With God», «Black Man» — стандартный пример бессмысленных причитаний). Двойной альбом «Songs In The Key Of Life», наряду с очень сильными композициями («Isn’t She Lovely», «Golden Lady», «Summersoft», «Knocks Me Off My Feet»), которые стали лицом целого десятилетия, содержащее веселые, жизнеутверждающие посвящения его джазовому кумиру Дьюку Эллингтону в «Sir Duke». Здесь можно было услышать песню («Pastime Paradise»), из которой рэппер Кулио (Coolio) выстрогал «свой» знаменитый хит «Gangsta’s Paradise». Этот альбом заканчивает серию из 5 золотых альбомов.

Личная жизнь.

Теперь несколько слов о личной жизни Стиви. Как я уже говорил, страшный недуг никогда не мешал Уандеру на любовном фронте. Здесь он был ненасытен, но, как ни странно, женился в очень раннем по американским стандартам возрасте. 14 сентября 1970 года Стиви взял в жены коллегу по лейблу, талантливую певицу и поэтессу Сайриту Райт (Syreeta Wright). Через полгода после свадьбы они переехали из Детройта в Нью-Йорк и поселились в роскошных апартаментах суперсовременного отеля Говарда Джонсона в Манхеттене. В результате их совместных усилий были написаны такие вещи, как «Signed Sealed Delivered (I’m Yours)», «Believe (When I Fall In Love It Will Be Forever)», «Blame It To The Sun» и два сольника Сайриты. Все было прекрасно, не считая двух вроде бы несущественных проблем: его ненасытного сексуального аппетита, достойного пояса верности, и ее вполне резонной суперревнивости. В общем, однажды Сайрита поймала Стиви в постели с другой у себя дома, хлопнула дверью и подала на развод. Долгое время они поддерживали дружеские отношения, а он некоторое время очень переживал, да так больше ни разу не женился, хотя и имел двух детей от своей подружки Иоланды Симмонс (Yolanda Simmons), которой, кстати, посвящена «Isn’t She Lovely».

Жизнь продолжается.

Уандер, по 5 золотых дисков, почему-то залег на дно и лишь через три года закончил работу над гигантским саундтреком к документальной картине «The Secret Life Of Plants», так никогда и не появившейся на большом экране. Этот по большей части инструментальный двойник («Journey Through The Secret Life Of Plants») представлял собой любопытную для конца 70-х попытку со стороны Уандера написать цельную поп-симфонию с мультикультурными тенденциями («Voyage To India»). Стиви вновь экспериментировал, и это, безусловно, заслуживало уважения, но в Motown на первый план всегда ставился коммерческий успех. Поэтому второму великому слепому (после Паниковского) пришлось спешным порядком записывать в следующем году новый лонгплэй «Hotter Than July», который частично вернул ему старые позиции с бесподобными мелодиями и хуками («Lately», «Did I Hear You Say You Love Me» и «As If You Read My Mind» с вокалом Сайриты). В это время появляется рэгги «Master Blaster (Jamming)» и трибьют Мартину Лютеру Кингу «Happy Birthday» (сопровождавшемуся общественной кампанией за придание дню рождения легендарного борца за права темнокожего населения статуса государственного праздника, что и случилось в 1986 году).

Уандер продолжал топтаться на месте и все больше затягивать релизы свежих работ. Альбом с рабочим названием «People Moving Human Play» должен был появиться в 1983 году. Вместо этого у него вышел еще один ретроспективный двойник «Original Musiquarium Vol. 1» (лучшие песни 1971-1982 годов), содержавший четыре новые песни среднего уровня, и новый саундтрек к картине «Woman In Red», еще один попсово-коммерческий проект, в джунглях которого родилась его знаменитая баллада «I Just Call To Say I Love You». Как это ни парадоксально выглядит, но эта вещь в компании с «Part-Time Lover» из следующего альбома «In Square Circle» признаются нашими современниками, как лучшие и самые примечательные композиции из богатой песенной коллекции Уандера. Действительно, «I Just Call To Say I Love You» шесть недель лидировала в английском хит-параде и до сих пор входит в десятку самых продажных синглов Британии. А «Part-Time Lover» — пожалуй, самый известный танцевальный хит маэстро и тоже имеет в своем активе феноменальное достижение — в 1985 году он одновременно возглавлял хит-парад «Биллборда» по четырем разделам (поп, ритм-энд-блюз, современная взрослая и танцевальная музыка)!

Альбом «In Square Circle» абсолютно не оправдывал пяти лет ожидания. Не помог и авторский союз с талантливой Дионн Уоруик. Казалось, Уандер позабыл секрет своего волшебства и беспомощно копировал себя, делая упор на уже порядком приевшееся синтезаторное звучание. В 1987 году с диском «Characters» он, как один из лучших ударников планеты и ученик легендарного мотауновского чудо-барабанщика Бенни Бенджамина, зачем-то увлекся драм-машиной. Хотя и без этого Стиви был в неплохой форме и мог снабдить народ новым зарядом своего классического фанка и балладного романтизма («With Each Beat Of My Heart», «Free» и «Skeletons»). Но слушать, а главное понимать и принимать Уандера становилось все сложнее. Поэтому не он уже писал законы в музыкальной конституции 80-х, а тот же живчик Майкл Джексон, с которым Стиви записал «Get It» и «Just Good Friends». Впрочем, Уандер и сам это чувствовал и стал больше уделять времени благотворительным проектам (USA FOR AFRICA), кампании против распространения СПИД (чем вообще никто среди черных не занимался в то время) и писать и продюсировать для других (Пол МакКартни «Ebony And Ivory», Элтон Джон, EURYTHMICS, Гэри Берд).

На закате тысячелетия.

Неудивительно, что на запись нового альбома он потратил аж восемь лет и как всегда на половине пути отметился саундтреком («Jungle Fever»). Видно и слышно, что Стиви было время подумать и додумать. Вновь появляется тяга к разностильности (соул-поп «Make Sure You’re Sure», техно-поп Chemical Love» и даже хип-хоп «Each Others Throat»), чувствуется энтузиазм и поиск нового звучания. А на бэк-вокале вновь Сайрита.

А дальше «гуд-бай, Америка!» и добро пожаловать в Гану, африканскую страну, куда Уандер давно хотел эмигрировать, но пока не решился. Атмосфера умиротворения и близости к природе всегда питали его вдохновение, так что, когда он на полтора месяца слетал туда в 1993 году, эффект был ошеломляющим — поправленное чистым воздухом здоровье и 40 новых песен, которые оказались в памяти его компьютера по приезде в Детройт. Альбом «Conversation Peace» получился эдаким монолитным строением в стиле социоромантики, где все принадлежит перу Уандера (а за его спиной массивная музыкальная поддержка), бэк-вокалистки (включая его дочь Аишу), притом, что на большинстве инструментов все-таки играет он сам. Он шутит с мелодиями, пытается не потерять романтичности в 45 лет («For Your Love», «Edge Of Eternity»), но его главные слова носят социальный подтекст («Rain Your Love Down», «My Love Is With You»), хотя его трудно обвинить в пессимизме.

Стиви явно вновь нашел себя в мире музыки, снова стал расти, и этот рост ярко продемонстрировал концертный двойник «Natural Wonder». Для него он переписал около тридцати своих лучших песен часто в сопровождении симфонического оркестра, дополнив список совсем свежими композициями («Kiss Lonely Goodbye», римейк песни Боба Марли «Redemption Song», «Stay Gold») из саундтреков с его участием. Потом были ничем не примечательный альбом лучших вещей «Song Review» без единой новой песни. Он участвовал в благотворительном проекте Лучано Паваротти «Pavarotti & Friends», в сейшенах с тинейджерской поп-соул-группой 98 DEGREES (композиция «True To Your Heart» вошла в саундтрек к диснеевскому полнометражному мультфильму «Mulan») и в конце бокс-сет на четырех дисках, охватывающий всю замечательную карьеру Уандера.

Мы вновь вынуждены томиться в ожидании новой работы слишком долго. Что это будет и когда она появится в продаже, тоже загадка. Не думаю, что это будет что-то традиционное для Уандера. В последние годы он много раз заявлял, что назад дороги нет и что его должны оценить новые поколения. На протяжении своей долгой карьеры он неизменно оставлял после себя музыкальные произведения, которые характеризовали эпоху. В 60-х это была «Uptight», в 70-х — «Superstition», в 80-х «I Just Call To Say I Love You», в 90-х годах — не знаю еще, скорее всего «Kiss Lonely Goodbye». Быть может, в новом веке и тысячелетии он больше не будет соул-мистером Стиви Уандером, которого все мы хорошо знаем. Он как-то признался, что не прочь написать мюзикл, записать джазовый и госпельный альбом.

Дискография Стиви Уандера :

  • 1962 «A Tribute To Uncle Ray»
  • 1963 «Jazz Soul Of Little Stevie Wonder»
  • 1963 «Recorded Live — The Twelve-Year Old Genius»
  • 1963 «With A Song In My Heart»
  • 1964 «Stevie At The Beach»
  • 1966 «Uptight» 1966 «Down To Earth»
  • 1967 «I Was Made To Love Her» 1967 «Someday At Christmas»
  • 1968 «Greatest Hits»
  • 1968 «For Once In My Life»
  • 1968 «Eivets Rednow Featuring Alfie» (под псевдонимом Eivets Rednow)
  • 1969 «My Cherie Amour»
  • 1970 «Live In Person»
  • 1970 «Stevie Wonder Live»
  • 1970 «Signed, Sealed And Delivered»
  • 1971 «Where I’m Coming From»
  • 1971 «Greatest Hits Vol. 2»
  • 1972 «Music Of My Mind»
  • 1972 «Talking Book» 1973 «Innervisions»
  • 1974 «Fulfillingness’ First Finale»
  • 1976 «Songs In The Key Of Life»
  • 1977 «Looking Back» (известный также как Anthology)
  • 1979 «Journey Through The Secret Life Of Plants» (саундтрек)
  • 1980 «Hotter Than July»
  • 1982 «Original Musiquarium Vol. 1»
  • 1984 «The Woman In Red» (саундтрек)
  • 1985 «In Square Circle» 1985 «Love Songs — 20 Classic Hits»
  • 1987 «Characters»
  • 1991 «Jungle Fever» (саундтрек)
  • 1994 «Motown Legends: I Was Made To Love Her — Uptight»
  • 1995 «Conversation Peace»
  • 1995 «Natural Wonder»
  • 1996 «Song Review»
  • 1998 «Songs In The Key Of Life» (видеосборник)
  • 1999 «Ballad Collection»
  • 1999 «At The Close Of A Century » (4CD box-set)
Краткая биография Имя: Стивлэнд Джадкинс (англ. Steveland Judkins) / Стиви Уандер (англ. Stevie Wonder)
Дата рождения: 13 мая 1950
Место рождения: Сагинау, Мичиган, США
Супруг(а): Сайрита Райт - развод, Кай Милла Моррис; семь детей
Официальный сайт: http://www.steviewonder.net/
Жанры: Pop, Jazz, Soul, Funk

Биография Стивлэнд Джадкинс (англ. Steveland Judkins) / Стиви Уандер (англ. Stevie Wonder) - американский соул-певец, композитор, пианист, музыкальный продюсер и общественный деятель. Также виртуозно владеет кларнетом и губной гармоникой. Стиви Уандер добился выдающихся успехов на музыкальном поприще, будучи слепым.

Родился 13.05.1950 г. в Сагинау, штат Мичиган едва исполнилось 3 года, когда Хардэуэи в поисках лучшей доли переехали жить в индустриальную столицу Америки город Детройт. Вскоре он стал Стивлэндом Моррисом, и так же внезапно у него оказалось целых пять сводных братьев и сестер. Объяснение тому одно: как однажды выразился Стиви, "его любимой мамочке повезло быть замужем больше чем за одним мужчиной" . Жизнь складывалась по-разному. В худшие времена они всей семьей рыскали по речным докам, чтобы стащить немного угля для растопки домашней печки. Когда удавалось что-то скопить, детям покупали новую одежду (естественно, на несколько размеров больше). Однажды, когда Стиви справлял свой девятый день рождения, родители подарили ему губную гармошку. Прибавим к этому съехавшего соседа, который оставил мальчугану целое пианино, о котором он мечтал с 7 лет, и ударную установку, что приобрела для бедного слепого мальчика ассоциация местных предпринимателей их района. И вот он - вундеркинд-мультиинструменталист, которому не было 10 лет. Он практически в совершенстве овладел этими инструментами, пел на улицах и в церковном хоре,

Им заинтересовались солидные люди из мира шоу-бизнеса. Джерольд Уайт, брат знаменитого Ронни Уайта из группы Смоки Робинсона THE MIRACLES, сходил в воскресенье помолиться. Он был поражен голосом темнокожего паренька в темных очках лет десяти. Стиви получил аудиенцию в доме этого ничем не примечательного для него дядьки. Вундеркинд понравился его другу Брайану Холланду из мотауновской группы HOLLAND-DOZIER-HOLLAND, который нанял юное дарование для работы в своей студии. Слухи о маленьком незрячем гении дошли и до легендарного Бэрри Горди основавшнго лейбл Tamla Motown Records в 1959 году, а в 1988 году за 61 миллион долларов США он переуступил свое детище МСА. Бэрри обладал потрясающим чутьем на таланты, чувствовал музыкальный рынок и стабильно отслеживал его запросы. Услышав голос Стиви и его игру, Бэрри был лаконичен: "Этот парень - настоящее чудо" . Так Стивлэнд Моррис стал Little Stevie Wonder и в 10 лет заключил с Motown стандартный для несовершеннолетних музыкантов контракт, по которому все его гонорары будут помещаться на накопительные счета в банке до момента, пока ему не исполниться 21 год.

Little Stevie Wonder.

Один росчерк пера - и ты в другом мире. Прощай, отчий дом и полуголодное детство! Месяц в Мичиганской школе для слепых - и ты в дороге в одной компании с именитыми музыкантами. Четыре месяца турне, 94 концерта и всего три дня выходных за все это время. Тут взрослые часто опускали руки, а маленький Стиви всегда смотрелся бодро и успевал даже сочинять песни в гастрольном автобусе, когда его старшие коллеги мирно посапывали. В общем, вундеркинд быстро адаптировался в большой и дружной семье и вскоре даже принял привычный для всех облик, надев строгий костюм с галстуком. Его попечителем сделали автора и продюсера Кларенса Пола, который в известной манере муштровал его и курировал все его ранние альбомы.

Интересно, что Стиви с очень раннего возраста тянуло в женские компании. Услышав приятный женский голос, он буквально расцветал в улыбке, гримасничал и пытался шутить. Уандер очень долго не мог ступить и шагу без опекунства Кларенса Пола. Но больнее всего было, когда Кларенс уводил у Стиви его подружек, которых он с таким трудом привораживал. Дело обычно происходило вечером, и Пол в приказном порядке отсылал парня спать, а сам предлагал девушке развлечься в его компании.

Став постарше, Стиви начал было курить марихуану, но, быстро теряя контроль над своим сознанием, переключился на более чувственные удовольствия, которые пропагандировались рок-н-роллом. Сексом он мог заниматься весь день и всю ночь. И так всю неделю напролет. Где-то к 19-20 годам у него уже было с десяток подружек. Когда он действительно испытывал сильное влечение к партнерше, рождались такие романтичные вещи, как "Angie Girl" или "My Cherie Amour"

Правда, с возрастом он становился серьезнее. Встреча с Мартином Лютером Кингом перевернула все его восприятие белого и черного мира. Он стал интересоваться политикой, но Motown уготовил ему иную роль, нежели музыкального борца за права чернокожего населения. Не секрет, что Горди был обыкновенным расчетливым бизнесменом и в первую очередь видел в произведениях Уандера отличный товар. Коммерчески выгодным предприятием считал Стиви и его второй музыкальный директор, сменивший Кларенса Пола, Джин Кис. У Стиви были другие планы, и он об этом сразу же открыто заявил: "Когда мне исполнится 21 год, я собираюсь взять под контроль свою карьеру. Мне кажется, вы меня неважно знаете и плохо представляете, откуда я пришел".

Stevie Wonder.

История умалчивает, восприняли ли всерьез тогда боссы заявление молодого музыканта, который избавился от прозвища "Little" еще в 1964 году. Стиви, как и обещал, на следующее утро после грандиозной вечеринки в честь совершеннолетия, устроенной Бэрри Горди в его детройтской резиденции, на столе у главы и основателя Motown лежало письмо от адвоката, который от имени своего клиента сообщал Горди, что все контракты с Motown и его продюсерскими отростками он расторгает. Стиви получил по старому контракту причитающийся ему миллион долларов, в то время как лейбл заработал на нем за прошедшие восемь лет никак не меньше 30 миллионов.

Сингловый дебют Маленького Стиви Уандера состоялся в августе 1962 года работой "I Call It Pretty Music But The Old People Call It The Blues" с тем же Марвином Гейем на ударных. Неплохо для начала, но сингл провалился в чартах. Далее, Стиви записывает альбом очень сырых каверов Рэйя Чарльза. Он записал его для себя. Горди верит в звезду Уандера и поручает Полу использовать инструментальный потенциал мальчика. На свет появляется полуджазовый альбом "Jazz Soul Of Little Stevie Wonder", где Стиви отведена роль биг-бэнда с фортепьянными и органными партиями, ударными и гармоникой. Альбом впервые в истории Motown возглавляет US R & B Hot 100, и уже за это Горди безмерно благодарен Стиви.

Затем следуют тщетные попытки повторить успех но все, чего удается добиться, - это довольно средний интерес к синглу "When You Wish Upon A Star" c монументальной оркестровой поддержкой и ставшие уже традиционными соло Уандера на губной гармошке. И вот когда народ уже окончательно пресытился его звучанием, на свет появился танцевальный сингл "Uptight (Everything Alright)", который Стиви написал в соавторстве с Генри Косби и Силвией Мой, и практически одноименный альбом, где выделялись "Ain"t That Asking For Trouble" и дилановская "Blowin" In The Wind". Альбом зачал прекрасную хитовую серию, продлившуюся без малого шесть лет. Несмотря на то, что в 1966-1970 годах его репертуар все еще составлялся и одобрялся наверху и представлял собой во многом стандартизированный поп-соул. Уандер получил статус птицы высокого полета и с 1967 года стал соавтором практически всех своих синглов.

Первым хитовым альбомом "I Was Made To Love Her" Стиви ставит планку своей карьеры на новую высоту и берет ее с большим запасом годом позже, когда решается продюсировать собственные песни в альбоме "For Once In My Life". Здесь же он дебютирует как кларнетист, а Motown наконец-то понимает, что Уандер лучше исполняет свое, чем чужое. Это же примечают другие артисты лейбла, и Стиви участвует в сотворении двух классических хитов Smokie Robinson & THE MIRACLES "Tears Of A Clown" и THE SPINNERS "It"s A Shame".

Интересно, что причиной выпустить целый альбом "My Cherie Amour" стал успех одноименной песни, которая в 1966 году была забракована а в 1969 году, будучи на обратной стороне сингла "I Don"t Know Why", с легкостью превзошла по популярности заглавную песню. А за "Signed, Sealed And Delivered", на котором он продюсировал пять композиций и написал семь, как за лучший соул-альбом года, Уандер был удостоен своей первой награды "Грэмми". Хитов здесь было хоть отбавляй: "Sugar" - это классика Motown, "Signed, Sealed, Delivered I"m Yours" - первый опыт совместной работы с будущей женой Сайритой Райт, протестантский китч "Heaven Help Us All" и маниакальная переделка The Beatles "We Can Work It Out".

В 1971 году в добавление к его совершеннолетию и первой достойной зарплате истекает срок действия основного контракта Уандера с Motown. Все ждут от него продления взаимовыгодных отношений, но Стиви, не найдя поддержки своим свободолюбивым порывам, забирает кровно заработанный миллион и открывает две собственные продюсерские и паблишинговые компании Taurus Production и Black Bull Publishing. Он договорился с паблишинговой компанией Бэрри Горди Jobete о равном разделении издательских прав на все его предыдущие музыкальные творения.

Теперь его мысли устремлены в будущее соул-музыки, и он ищет техническое воплощение тех не вполне ясных идей, которые крутятся в его голове. В их реальном воплощении Уандеру помогают двое из Нью-Йорка - Малколм Сесил и Роберт Маргулефф из группы TONTO"S EXPANDING HEAD BAND, только что выпустившей полуреволюционный лонгплэй "Zero Time", и ранние модели простейших синтезаторов (те, что были до "Moog"). Так как Стиви имел дело со множеством музыкальных инструментов, ему очень понравилась идея соединить их всех в одном. Но он не верил, что такое возможно, и попросил продемонстрировать ему действие их "Муга". После последнего аккорда Уандер назвал этот инструмент чудом техники и горько признал, что ему никогда не справиться с таким огромным количеством клавиш и переключателей одновременно.

Но любопытство взяло верх, и с помощью нью-йоркцев Стиви вновь оказался одним из первых там, где практически не касались руки черного человека. Он не пожалел четверть своего миллиона, чтобы купить студийное время в "Electric Ladyland", работал как муравей, спал по четыре часа в сутки, и через год в их каталоге было 35 полностью законченных песни и еще 200 начатых

Четыре последовавших за ним работы ознаменовали самый плодотворный и апофеозный момент в его карьере, когда Стиви Уандер "узаконил" применение синтезаторов в черной музыке и, что самое главное, очеловечил синтетические звуки, заставив их выражать эмоции не хуже гитары или саксофона.

Стиви впервые по-настоящему не боялся блуждать по стилям в поисках звучания нового десятилетия, хотя и очевидно, что в "Music Of My Mind" синтезатор для него еще является новомодной игрушкой, но он все-таки сохранил свою знаменитую спонтанность.

В 1972 году Уандер открывает концерты находящихся в зените славы "роллингов", и это здорово помогает ему на пути к белой аудитории и европейскому признанию, в отличие от тех нелепых попыток Motown просунуть его в популярные среди белых телесериалы в середине 60-х.

В его следующем альбоме "Fulfillingness" First Finale" также все выверено и сфокусировано на деталях. Во время его записи Уандер попал в страшнейшую автомобильную аварию, после которой четыре дня его не могли вывести из комы, а на голове после операции остались множественные шрамы. Об этом балансировании на грани жизни и смерти в альбоме есть специальная композиция "It Ain"t No Use". За этот диск Стиви наградили четырьма премиями "Грэмми"

Нужно сказать, что все эти годы без Motown Уандер вел тайные переговоры со многими мэйджор-лейблами Америки, и в 1976 году его старый друг Горди не стал больше испытывать судьбу и ждать, пока у него из-под носа уведут, как им искренне казалось, ими же взращенного гения. Стиви заключил беспрецедентный по тем временам 7-летний контракт на сумму 13 миллионов долларов. Это сообщение потрясло Америку, но Горди сразу же заявил, что работа со Стиви безусловно стоит этих огромных по тем временам денег. Примечательно, что и дальше Уандер имел какую-то необыкновенную власть над Бэрри, причем Горди даже советовался со своим протеже, когда дважды в начале 80-х пытался продать по частям свою компанию. В обоих случаях Стиви был категорически против

С 1976 года Уандер вновь работал на престиж Motown, но уже без Сесила и Маргулеффа. Двойной альбом "Songs In The Key Of Life" который стал лицом целого десятилетия. Здесь можно было услышать песню ("Pastime Paradise"), из которой рэппер Coolio выстрогал "свой" знаменитый хит "Gangsta"s Paradise". Этот альбом заканчивает серию из 5 золотых альбомов.

Личная жизнь.

Страшный недуг никогда не мешал Уандеру на любовном фронте. Здесь он был ненасытен, но, как ни странно, женился в очень раннем по американским стандартам возрасте. 14 сентября 1970 года Стиви взял в жены коллегу по лейблу, талантливую певицу и поэтессу Сайриту Райт (Syreeta Wright). Через полгода после свадьбы они переехали из Детройта в Нью-Йорк и поселились в роскошных апартаментах суперсовременного отеля Говарда Джонсона в Манхеттене. В результате их совместных усилий были написаны такие вещи, как "Signed Sealed Delivered (I"m Yours)", "Believe (When I Fall In Love It Will Be Forever)", "Blame It To The Sun" и два сольника Сайриты. Все было прекрасно, не считая двух вроде бы несущественных проблем: его ненасытного сексуального аппетита, достойного пояса верности, и ее вполне резонной суперревнивости. В общем, однажды Сайрита поймала Стиви в постели с другой у себя дома, хлопнула дверью и подала на развод. Долгое время они поддерживали дружеские отношения, а он некоторое время очень переживал. Уандер был женат дважды: на Motown певица Syreeta Райт 1970 года до их развода в 1972 году, а с 2001 года модельер Кай Милла Моррис. из Он имеет семь детей от двух браков и нескольких отношениях

Его дочь, Айша Моррис, была вдохновением для его хита "Isn"t She Lovely". Аиша Моррис певица, которая гастролирует с отцом и сопровождает его в записях, в том числе в его альбоме 2005, "Time 2 Love" . Уандер имеет двух сыновей от Кай Милли Моррис, старший - Kailand (Кайленд) который иногда выступает в качестве барабанщика на сцене со своим отцом; младший - Mandla Kadjay Karl Stevland Моррис (Мандла Каджай Карл Стювленд Моррис), родившейся 13 мая 2005 года, когда отцу исполнилось 55 лет

Жизнь продолжается.

В это время появляется рэгги "Master Blaster (Jamming)" и трибьют Мартину Лютеру Кингу "Happy Birthday" (сопровождавшемуся общественной кампанией за придание дню рождения легендарного борца за права темнокожего населения статуса государственного праздника, что и случилось в 1986 году).

У него вышел еще один ретроспективный двойник "Original Musiquarium Vol. 1" (лучшие песни 1971-1982 годов) "I Just Call To Say I Love You" шесть недель лидировала в английском хит-параде и до сих пор входит в десятку самых продажных синглов Британии. А "Part-Time Lover" - пожалуй, самый известный танцевальный хит

Альбом "In Square Circle" абсолютно не оправдывал пяти лет ожидания. Не помог и авторский союз с талантливой Дионн Уоруик. В 1987 году с диском "Characters" он, как один из лучших ударников планеты и ученик легендарного мотауновского чудо-барабанщика Бенни Бенджамина увлекся драм-машиной. Хотя и без этого Стиви был в неплохой форме и мог снабдить народ новым зарядом своего классического фанка и балладного романтизма ("With Each Beat Of My Heart", "Free" и "Skeletons"). Но слушать, а главное понимать и принимать Уандера становилось все сложнее. Поэтому не он уже писал законы в музыкальной конституции 80-х, а тот же , с которым Стиви записал "Get It" и "Just Good Friends". Впрочем, Уандер и сам это чувствовал и стал больше уделять времени благотворительным проектам (USA FOR AFRICA), кампании против распространения СПИД (чем вообще никто среди черных не занимался в то время) и писать и продюсировать для других (Пол МакКартни "Ebony And Ivory", EURYTHMICS, Гэри Берд).

На запись нового альбома Уандер потратил аж восемь лет и как всегда на половине пути отметился саундтреком ("Jungle Fever"). Вновь появляется тяга к разностильности (соул-поп "Make Sure You"re Sure", техно-поп Chemical Love" и даже хип-хоп "Each Others Throat"), чувствуется энтузиазм и поиск нового звучания. А на бэк-вокале вновь Сайрита.

Атмосфера умиротворения и близости к природе всегда питали вдохновение Уандера, так что, когда он на полтора месяца слетал в Гану в 1993 году, эффект был ошеломляющим - поправленное чистым воздухом здоровье и 40 новых песен, которые оказались в памяти его компьютера по приезде в Детройт. Альбом "Conversation Peace" получился эдаким монолитным строением в стиле социоромантики, где все принадлежит перу Уандера, бэк-вокалистки (включая его дочь Аишу), притом, что на большинстве инструментов все-таки играет он сам. Он шутит с мелодиями, пытается не потерять романтичности в 45 лет но его главные слова носят социальный подтекст

Стиви явно вновь нашел себя в мире музыки, снова стал расти, и этот рост ярко продемонстрировал концертный двойник "Natural Wonder". Для него он переписал около тридцати своих лучших песен часто в сопровождении симфонического оркестра, дополнив список совсем свежими композициями ("Kiss Lonely Goodbye", римейк песни Боба Марли "Redemption Song", "Stay Gold") из саундтреков с его участием. Потом были ничем не примечательный альбом лучших вещей "Song Review" без единой новой песни. Он участвовал в благотворительном проекте Лучано Паваротти "Pavarotti & Friends", в сейшенах с тинейджерской поп-соул-группой 98 DEGREES (композиция "True To Your Heart" вошла в саундтрек к диснеевскому полнометражному мультфильму "Mulan") и в конце бокс-сет на четырех дисках, охватывающий всю замечательную карьеру Уандера.

Стиви Уандер решил вернуться к активной музыкальной деятельности после 20-летнего перерыва и начал своё американское турне 23 августа 2007 года концертом в Сан-Диего. Турне «A Wonder Summer’s Night», прошло в 13 городах США, завершилось в Бостоне 20 сентября и имело успех.

Интересные факты
Стиви Уандер получил звезду на аллее славы в Голливуде за достижения и вклад в области музыки.
Уандер обладатель награды за жизненные достижения от Министерства культуры Франции (2010)
Имя «Стиви Уандер» в англоязычных странах стало нарицательным для обозначения слепых.
Участвовал в кампании социальной рекламы против пьянства за рулём. На плакате был изображён Стиви Уандер говорящий: «Лучше я поведу сам, чем поеду с пьяным водителем!»
Не знал о том, что принадлежит к негроидной расе, до того, как услышал про себя анекдот, обыгрывающий эту ситуацию.
Входит в первую десятку 100 величайших вокалистов всех времён по версии журнала Rolling Stone»
4 альбома Стиви Уандера входят в список 500 величайших альбомов всех времён по версии журнала Rolling Stone, а именно: Innervisions (1973, 23 место), Songs in the Key of Life (1976, 56 место), Talking Book (1972, 90 место) и Music of My Mind (1972, 284 место)

Дискография Альбомы

1962:
1962:
1963:
1964:
1966:
1966:
1967:
1967:
1968:
1968:
1968: Greatest Hits
1969: - 4 премии "Грэмми": Альбом года, Продюсер года, лучший мужской вокал в стиле "ритм-энд-блюз" ("Boogie On Reggae Woman"), лучший мужской поп-вокал (за весь альбом "Fulfillingness" First Finale")
1995: (RIAA:Gold) - 2 премии "Грэмми": лучшая песня в стиле "ритм-энд-блюз" ("For Your Love"), лучший мужской вокал в стиле "ритм-энд-блюз" ("For Your Love")
2005: (RIAA:Gold) - Премия "Грэмми": Лучший мужской поп-вокал ("From The Bottom Of My Heart")
2008: (at the O2 in the London during "A Wonder Summer"s Night" Tour in 2008)

Синглы

1963 «Fingertips»
1965 «Uptight (Everything’s Alright)»
1966 «Blowin" in the Wind»
1966 «A Place in the Sun»
1967 «I Was Made to Love Her»
1968 «For Once in My Life»
1968 «Shoo-Be-Doo-Be-Doo-Da-Day»
1969 «My Cherie Amour»
1969 «Yester-Me, Yester-You, Yesterday»
1970 «Never Had A Dream Come True»
1970 «Signed, Sealed, Delivered I’m Yours»
1970 «Heaven Help Us All»
1971 «We Can Work It Out» 13
1971 «If You Really Love Me» 8
1972 «Superstition» - 2 премии "Грэмми": лучшая песня в стиле "ритм-энд-блюз", лучший мужской вокал в стиле "ритм-энд-блюз"
1973 «You Are The Sunshine Of My Life» - Премия "Грэмми": Лучший мужской поп-вокал
1973 «Higher Ground»
1973 «Living for the City» - Премия "Грэмми": Лучшая песня в стиле "ритм-энд-блюз"
1974 «He’s Misstra Know It All»
1974 «You Haven’t Done Nothin"» (with The Jackson 5)
1974 «Boogie On Reggae Woman» - Премия "Грэмми": Лучший мужской вокал в стиле "ритм-энд-блюз"
1977 «I Wish» - Премия "Грэмми": Лучший мужской вокал в стиле "ритм-энд-блюз"
1977 «Sir Duke»
1979 «Send One Your Love»
1980 «Master Blaster (Jammin)»
1980 «I Ain’t Gonna Stand For It»
1981 «Lately»
1981 «Happy Birthday»
1982 «That Girl»
1982 «Do I Do»
1982 «Ebony and Ivory» (with Paul McCartney)
1982 «Ribbon in the Sky»
1984 «I Just Called to Say I Love You»
1985 «Part-Time Lover»
1985 «That’s What Friends Are For» (with Dionne Warwick, Elton John and Gladys Knight)
1985 «Love Light In Flight»
1986 «Go Home»
1986 «Land Of La La»
1986 «Overjoyed»
1987 «Skeletons»
1988 «Get It»
1988 «My Eyes Don"t Cry»
1988 «You Will Know»
1989 «With Each Beat Of My Heart»
1990 «Keep Our Love Alive»
1991 «Fun Day (From „Jungle Fever“)»
1991 «Gotta Have You (From „Jungle Fever“)»
1992 «These Three Words»
1995 «For Your Love» - 2 премии "Грэмми": лучшая песня в стиле "ритм-энд-блюз", лучший мужской вокал в стиле "ритм-энд-блюз"
1995 «Tomorrow Robins Will Sing»
1995 «Treat Myself»
1999 «Happy Birthday»
2005 «From The Bottom Of My Heart» - Премия "Грэмми": Лучший мужской поп-вокал
2005 «Shelter In The Rain»
2005 «So What The Fuss»

Стиви Уандер (англ. Stevie Wonder; настоящее имя Стивленд Хардэуэй Моррис; 13 мая 1950 года, Сагино, Мичиган) - американский соул-певец, живая легенда мировой поп индустрии, композитор, пианист, барабанщик, харпер, музыкальный продюсер и общественный деятель, оказавший огромное влияние на развитие музыки XX века, страдающий слепотой. 25-кратный лауреат премии Грэмми. Один из основоположников классического соула и R’n’B. Стиви - один из самых известных вокалистов в мире, его постоянно включают в «списки лучших вокалистов всех времён». Ослеп вскоре после рождения, в возрасте одиннадцати лет подписал свой первый контракт со звукозаписывающей корпорацией Motown Records и продолжает выступать и записываться на ней по сей день. Стиви Уандер является музыкантом-мультиинструменталистом: обладает вокальным диапазоном в четыре октавы и невероятно сложной вокальной техникой, виртуозно владеет роялем и всеми видами синтезаторов, ударной установкой, кларнетом, губной гармоникой. Стиви добился выдающихся успехов на музыкальном поприще, будучи слепым. Наряду с Реем Чарльзом, Стиви Уандер является самым известным и популярным слепым музыкантом в мире. Некоторые наиболее известные песни Стиви Уандера: «My Cherie Amour», «For Once in My Life», «Pastime Paradise», «Superstition», «Living For The City», «Skeletons», «All In Love Is Fair», «Sir Duke», «I Wish», «Isn"t She Lovely».

В России наибольшей известностью пользуется песня «I Just Called to Say I Love You». Наиболее известные альбомы «классического периода»: Characters, Innervisions и Songs in the Key of Life. Уандер записал более тридцати хитов, входящих в первую десятку чартов США, написал более 2000 песен и получил рекордные 25 премий Грэмми, присуждаемые за высшие достижения в области звукозаписи. Также он известен своей работой в качестве политического активиста, в том числе его кампанией 1980 года, о придании дню рождения Мартина Лютера Кинга статуса национального праздника в США. По этому случаю Уандер, который уже был к тому времени известным защитником прав афроамериканцев, записал песню «Happy Birthday», целиком посвящённую кампании в поддержку праздника. В 2009 году Стиви Уандер был объявлен посланником ООН. В 2008 году журнал Billboard опубликовал список «100 лучших артистов всех времён», в котором Уандер занял пятую строчку.

Стиви Уандера называют одним из величайших музыкантов нашего времени:

1. 25 раз получал премию «Грэмми»,
2. Стал одним из музыкантов, фактически определивших популярные стили «чер­ной» музыки - ритм-энд-блюз и соул середины XX века,
3. Имя Уандера увековечено в «Зале славы рок-н-ролла» (1989 год) и «Зале славы композиторов» (1983 год),
4. Лауреат Гершвиновской премии.

За свою карьеру он записал более 30 альбомов. Последний на данный момент студийный альбом «A Time to Love» вышел в 2005 году. Пластинка дебютировала сразу на пятом месте американского поп-чарта. Она получила массу положительных отзывов от критиков, премию «Грэмми» за лучший мужской поп-вокал («From The Bottom Of My Heart») и на лето 2007 года был продан тираж 169 тыс. копий (по данным Nielsen SoundScan). Последний официальный концертный альбом Стиви Уандера вышел в 2008 году, это запись с лондонского концерта на O2 арене. Альбом содержит 27 треков, в основном это песни самого Уандера, также присутствует одна композиция Miles Davis («All Blues»), одна Chick Corea («Spain») и попурри на темы песен The Beatles и The Rolling Stones.

В небольшом американском городке Сагинау в штате Мичиган в бедной семье 13 мая 1950 года появился мальчик, которому были уготованы тяжелые испытания и большая слава. Стивленд Джадкинс родился недоношенным. В результате подачи большой дозы кислорода в кувез у малыша произошло поражение сетчатки глаз, которое привело к безвозвратной потере зрительных функций.

Детство и семья Стиви Уандера

Лула Мэй Джадкинс, мать Стиви Уандера, приложила немало усилий, чтобы вернуть ему зрение. Когда она поняла, что официальная медицина не поможет, стала водить ребенка к знахарям. Но подросший Стив убедил ее в том, что слепота не является препятствием к исполнению его мечты и он вполне счастлив.

Луле Мэй Джадкинс приходилось много работать, на мужа надежды не было. Но она всегда находила время для общения со Стивом. Мальчик проводил время дома. Лула боялась, что на улице его могут обидеть дети, старалась отгородить от всех неприятностей. Она научила сына читать, обходиться без посторонней помощи.

Когда мальчику исполнилось четыре года, Лула Джадкинс развелась с мужем и переехала в Детройт. Там она вышла замуж во второй раз. У ребёнка появился новый папа, сводные братья, сестра и фамилия – Моррис. Лула настояла, чтобы Стивлед учился в обычной школе. Благодаря остроте реакций и хорошему слуху мальчик вел полноценную жизнь. У него было много друзей, с которыми он пел в церковном хоре, играл в баскетбол и даже ходил в кино. По шуму и звукам Стив определял, что происходит на экране. А еще он любил слушать по радио музыку в стиле соул Рэя Чарльза и Сэма Кука, и на кастрюлях отстукивать ритм. Семья жила бедно, денег не хватало даже на одежду.

О покупке музыкальных инструментов и обучении не было и речи. У мальчика была только губная гармошка, на которой он играл на улице. Все жители окрестных домов собирались на представления неугомонного и талантливого мальчишки. Но Стиву повезло. Сосед оставил ему пианино, а ассоциация местных предпринимателей, видя талант ребенка, подарила ударную установку. На свои дворовые концерты Стив собирал все больше народа, и ему снова улыбнулась удача. Брайан Холлэнд искал молодые таланты в Детройте. Он оценил гениальные способности десятилетнего мальчишки. После прослушивания в компании Motown Records со Стивом заключили контракт. Продюсер Кларенс Пол был поражен удивительным голосом юного певца. С его подачи Стивленд Моррис стал Стиви Уандером. Wonder переводится с английского - удивительный, чудо.

Первые песни и альбомы Стиви Уандера

У Стиви появились деньги и много хороших инструментов: рояль, барабаны, банджо, гитара. Гастроли и записи отнимали много

времени, но продюсер настоял, чтобы певец обучался в элитном интернате для слепых детей. В 11 лет Уандер записал первый сингл «I Call It Pretty Music, But the Old People Call It the Blues». Через год вышли два альбома с инструментальными композициями. Особого фурора эти пластинки не произвели. Но в 1963 году сингл Fingertips стал хитом. На некоторое время Стиву пришлось отложить карьеру из-за мутации голоса. В этот период он прошел курс классического фортепиано.

В 1964 году вышел мюзикл о подростках «Мускулы на пляже», где Стиви играл сам себя. Через полгода он снялся в продолжении «Пляж бикини». В фильмах звучат песни в исполнении Уандера.

В середине 60-х годов он выпустил несколько хитов и попробовал себя в роли композитора. Песня Tears of a Clown в исполнении Смоки Робинсона и группы The Miracles стала шлягером.


Симпатичный юноша, пользовался успехом у девушек. Он часто влюблялся.

Начал увлекаться наркотиками. Но это не отвлекло его от творчества. Благодаря романтическим чувствам появились нежные песни Angie Girl и My Cherie Amour.

Работу и талант оценили. Первую награду «Грэмми» Стиви получил в 1970 году за соул-альбом «Signed,Sealed And Delivered».

Перелом в карьере Стиви Уандера - лучшие хиты

Встреча с Мартином Лютером Кингом изменила его мировоззрение. Уандер принимал участие в мероприятиях за гражданские права чернокожего населения, стал интересоваться политикой.

В этот период у него появилось много собственных идей, которые невозможно было осуществить в компании Motown Records .

В 1971 году певец отказался от продолжения контракта, забирал деньги и открыл собственные компании Taurus Production и Black Bull Publishing.

Многие удивлялись его работоспособности. Он продюсировал и писал музыку, освоил синтезатор, работал с разными стилями. Выпущенный в конце 1972 года альбом Talking Book имел огромный успех. Благодаря балладе You Arethe Sunshine of My Life стал трижды лауреатом Grammy. Альбом Innervisions, вышедший в следующем году, удостоился ещё трёх премий.


В 1972 году музыкант выступил на концерте с Rolling Stones и получил европейское признание.

В 1976 году он снова заключил контракт с Motown на огромную по тем временам сумму в 13 миллионов долларов. Его альбомы становились более глубокими и возглавляли хит-парады, но появлялись реже.

В 1998 году талант музыканта был отмечен в "Зале славы рок-н-ролла" в Нью-Йорке.

В 2005 году вышел последний альбом A Time to Love.

В 2008 году состоялось Европейское турне Уандера.

На Гластонберийском фестивале в Великобритании в 2010 году он исполнил двадцать песен, которые слушали 140 тысяч человек.

Стиви Уандер в настоящее время

Стиви сохранил силу и невероятный диапазон голоса, он так же, как в юности, виртуозно владеет музыкальными инструментами и превращает песню в театральное шоу. Сейчас певец принимает участие в благотворительной деятельности и музыкальных фестивалях, удостоен почетного звания «Посланец мира ООН», награждён премией Американского национального музея гражданских свобод за вклад в борьбу за соблюдение прав человека. Уандер 25 раз награждался престижной премией «Грэмми». Входит в десятку самых популярных исполнителей хит-парада Billboard, среди которых Элвис Пресли , Beatles, Уитни Хьюстон , Мадонна .

Личная жизнь Стиви Уандера

Стиви нравился женщинам. У него было много романов. В первый раз он женился в 20 лет на певице Сайрите Райт. Брак долго не продлился, но супруги остались друзьями. Уандер продюсировал альбомы бывшей жены.

Состоял в длительных отношениях с Иоландой Симмонс, но в брак так и не вступил. Иоланда родила двоих детей. Нежная и лиричная песня Isn"t She Lovely посвящена дочери Айше.

В зрелом возрасте музыкант женился на Карен Миллард. В этом союзе родилось двое детей.

Но ещё до официального развода Стиви познакомился моделью Томикой Робин Брэйси. Пара воспитывает сына и дочь, которая родилась в 2014 году. Всего у музыканта девять детей.

Всю жизнь Уандер был верен одной женщине – своей матери Луле Мэй Джадкинс. Он прекрасно понимал, что только она не поставила крест на слепом ребенке, развивала его слух и реакцию, стала глазами, поощряла увлечение музыкой и до последних дней поддерживала. Лула умерла в 2006 году. В память о ней музыкант устроил турне по Америке и прибыль от концертов отдал в благотворительные фонды.

Впитавший с младых ногтей уникальный саунд лейбла Motown Стиви Уандер продолжил традицию этой звукозаписывающей студии. Первое время его репертуар составляли композиции в жанрах поп-музыка и соул. Позднее Уандер предложил слушателям амбициозный гибрид из аккордов Tin Pan Alley (прим.ред. – собирательное название американской коммерческой музыкальной индустрии), энергии R&B с яркими вкраплениями джаза, регги и африканских ритмов.

Стиви Уандер – новатор в области студийной звукозаписи и первопроходец в использовании синтезаторов. Он является одним из немногих музыкантов, исполняющих на своих пластинках, партии практически всех инструментов, причем делающий это виртуозно и непринужденно.

Стиви Уандер – биография, факты, фото

Песни Уандера отличаются социально значимыми темами о жизни в гетто и о нарушении гражданских прав.

Уандер на студии Motown

Активный сторонник ненасильственных политических изменений, последователь Мартина Лютера Кинга и Махатмы Ганди Уандер олицетворяет собой наивный утопизм 60-х. В то же время исполнитель оставался абсолютно современным в своих музыкальных экспериментах.

Little Stevie Wonder

Стиви и Бэрри

Выдающийся талант Стиви Морриса (настоящее имя музыканта) одним из первых оценил Ронни Уайт из группы The Miracles.

Он случайно услышал, как 10-летний слепой мальчик играет на гармонике, и познакомил юное дарование с генеральным директором и президентом фирмы Motown, легендарным Бэрри Горди-младшим.

Тот, в свою очередь, тоже был покорен талантом вундеркинда. Назвав мальчика Little Stevie Wonder – Маленьким Чудом Стиви, – Горди-младший предложил ему контракт.

8 месяцев спустя сингл Уандера Fingertips возглавил чарт R&B. И на студийных записях, и на концертах юный Стиви не только пел, но и играл на гармонике, ударных, фортепиано и органе.

Первые 3 года в шоу-бизнесе мальчика представляли публике как превосходного R&B-исполнителя «в стиле Рэя Чарльза» не в последнюю очередь из-за того, что оба музыканта были слепыми.

Уандер олицетворяет собой наивный утопизм 60-х

Кадр из фильма со Стиви Уандером

Кадр фильма Muscle Beach Party

В 1964 году Стиви Уандер появляется на киноэкране в фильмах Muscle Beach Party и его сиквеле Bikini Beach.

К концу 70-х стиль Уандера становится более разнообразным. В репертуаре появляется кавер-версия на дилановскую Blowin’ in the Wind, оптимистичная A Place in the Sun и инструментальная версия Alfie Берта Баккарака. В 1969 году баллады My Cherie Amour и Yester-Me, Yester-You, Yesterday достигают верхних позиций хит-парада.

Свой путь

Повзрослев, Стиви Уандер решил взять развитие карьеры под свой контроль. К моменту выпуска Sealed & Delivered он фактически являлся собственным продюсером и аранжировщиком, исполнял партии большей части инструментов, а новый материал писал в содружестве со своей женой Сайритой Райт.


Свадьба Стиви Уандера и Сайриты Райт

В этот период были записаны еще 3 сингла: Signed, Sealed, Delivered I’m Yours, Heaven Help Us All и If You Really Love Me.

В 1971-м, по достижении 21 года, Уандер заключил новый контракт с Motown, согласно которому он стал первым артистом, получившим полный творческий контроль, а также деньги, которые заработал, будучи несовершеннолетним. Правда, из заработанных 30 миллионов долларов, ему достался всего 1 – таковы были условия первого контракта.

В то время его песни поддерживали корпоративную традицию лейбла выпускать жизнерадостные треки, которые радиостанции охотно берут в ротацию. Но тем не менее они все же отличались от основной массы, выделяясь социально значимыми темами. Тексты были о трудностях в жизни в гетто или нарушении гражданских прав.

Начиная с Music of My Mind, музыкальная палитра альбомов Уандера значительно расширяется. В музыке слышно влияние госпела, рок-н-ролла, джаза, африканских и латино-американских ритмов.

Арсенал инструментов обогащается синтезаторами, которые становятся отличительной особенностью его саунда.


Стиви Уандер и Мик Джаггер (1972)

Благодаря совместному туру с The Rolling Stones в 1972 году значительно расширилась аудитория его поклонников. Через несколько месяцев две композиции Уандера уверенно возглавили хит-парады. Речь идет о Superstition, изначально написанной для Джеффа Бека, и You Are the Sunshine of My Life из альбома Talking Book.

В 1972-м его брак с Сайритой Райт, продлившийся всего год, распался. В следующем году он попал в серьезную автокатастрофу, после которой на 4 дня впал в кому.

Хиты Стиви Уандера

В 80-е Уандер сократил студийную деятельность и большую часть времени гастролировал

В последующие 4 года Уандер выпустил три альбома, в которые к тому же вошли 3 топ-сингла (You Haven’t Done Nothin; I Wish; Sir Duke), каждый из которых разошелся миллионными тиражами. За это время Уандер получил 15 премий «Грэмми».

На песни Уандера записывались и продолжают записываться многочисленные кавер-версии. Множество музыкантов признавали его влияние на их творчество – от Джеффа Бека и до Боба Марли.


Стиви Уандер и Би Би Кинг (1972)

Работая с , братьями Джексон, группой The Supremes, Минни Риппертон, Руфусом и Сайритой Райт, Уандер зарекомендовал себя как автор песен и продюсер.

Пластинка Songs in the Key of Life , выпущенная по новому контракту с Motown (на сумму 13 миллионов долларов), стала настоящим проявлением артистической зрелости и мощи. На 14 недель альбом утвердился на вершине чартов.

Поиски нового звучания

Следующий диск, Journey Through the Secret Life of Plants , запись которого продолжалась 3 года, являлся саунтдреком к одноименному документальному фильму. Преимущественно инструментальный альбом не вызвал особого интереса в то время. Сегодня вполне может рассматриваться как предшественник музыки жанра New Age.


Hotter Than July
стал своеобразным возвращением к танцевальному духу ранних альбомов, обновленному современными веяниями, вроде регги и рэпа. Он содержал Master Blaster (Jammin’) и Happy Birthday – своеобразный призыв артиста о придании дню рождения Мартина Лютера Кинга статуса национального праздника.


Стиви Уандер со студентами театра в Гарлеме

В 1982-м поклонники творчества Уандера, уже давно ожидавшие альбома с новым материалом, услышали That Girl, Do I Do, дуэт с Полом Маккартни Ebony and Ivory и ретроспективу лучших песен Musiquarium.

В 80-е Уандер резко сократил студийную деятельность, однако продолжал гастролировать.

Стиви Уандер стал первым артистом лейбла Motown, выступившим в странах Восточного блока.


Стиви Уандре и Боб Дилан

В 1982 году вместе с Бобом Диланом и Джексоном Брауном Уандер принял участие в концерте-митинге Peace Sunday (Мирное воскресенье) на стадионе Rose Bowl, призывающем к прекращению гонки ядерных вооружений.

Двумя годами позже он получил символические ключи от Детройта, где прошло его детство, и впоследствии даже подумывал принять участие в выборах на пост мэра города.


Элтон Джон и Стиви Уандер 1973 год

Из других событий десятилетия стоит отметить:

З апись партии гармоники в треке Элтона Джона I Guess That’s Why They Call It the Blues.

У частие в записи композиции We Are the World.

О скар за лучшую песню I Just Called to Say I Love You, вошедшую в саундтрек к фильму «Женщина в красном».

Посвятив награду Нельсону Манделе, Уандер настолько разозлил южно-африканские власти, что вся его музыка была запрещена для трансляции на местных радиостанциях.

Part-Time Lover стал первым синглом, одновременно возглавившим хит-парады разных направлений – поп-музыки, R&B, диско.

Альбом In Square Circle , в который вошел этот трек, достиг 5-й строчки чарта и принес Уандеру «Грэмми» в категории «Лучшее мужское вокальное исполнение в стиле R&B».

Критики и публика благосклонно относилась к творчеству Уандера. Успех этих работ не мог сравниться с всеобщим признанием, которого достигли его пластинки 70-х.

Стиви Уандер и Майкл Джексон

Стиви Уандер и Майкл Джексон

Благодаря дуэтам с Майклом Джексоном (Get It) и Хулио Иглесиасом (My Love), записанным в 1988 году, имя Уандера по-прежнему оставалось на слуху.

Годом позже он был торжественно включен в Зал славы рок-н-ролла. Список наград пополнился «Грэмми» «За музыкальные достижения всей жизни».

В 1995-м, через 4 года после получения Nelson Mandela Courage Award, он выпустил альбом Conversation Peace, над которым трудился с конца 80-х.

Реакция критиков на 74-минутную работу была смешанной, но в целом положительной. Все радовались самому факту возвращения Уандера к студийной работе после 8-летнего перерыва.


Стиви Уандер и Майлс Дэвис

В 1999 году Уандер выступил в концертной программе Супербоула, а также оказался среди тех, кто получил ежегодную награду за достижения жизни и вклад в американскую культуру Kennedy Center Honors.

К радости поклонников, он появился в часовом ток-шоу Donny & Marie, где исполнил несколько хитов, в основном аккомпанируя себе на клавишных.

Завершая декаду и столетие в целом, в ноябре 1999 года Уандер выпустил бокс-сет из четырех дисков At the Close of the Century. На нем в хронологическом порядке были собраны его лучшие песни за 40 лет.

A Time to Love

В 2005 году знаменитый музыкант записал первый за более чем десятилетие альбом с оригинальным материалом A Time to Love.

  • В записи заглавного трека приняли участие Пол Маккартни и Индиа.Ари.
  • В So What the Fuss слышна гитара и вокал девушек из En Vogue.
  • На How Will I Know к Уандеру присоединилась его дочь Аиша Моррис.
  • Сингл From the Bottom of My Heart принес музыканту очередную награду «Грэмми» – «За лучшее мужское вокальное поп-исполнение». На церемонии вручения награды он исполнил знаменитую Higher Ground в дуэте с Алишей Киз.

Уандер и Маккартни

В том же году Уандер принял участие в концерте Live 8 в Филадельфии и исполнил попурри из своих хитов перед началом Супербоула в родном Детройте.

Следующий год ознаменовался участием в телешоу American Idol, где Уандер выступил в качестве наставника. В рамках проекта каждый из 12 участников исполнил один из его хитов перед многомиллионной телеаудиторией. В 2007 году артист предпринял первый концертный тур за 10 лет, A Wonder Summer’s Night, выступив сначала в США, а затем в Европе.

В интервью Rolling Stone тогдашний кандидат в президенты США Барак Обама назвал Уандера своим «музыкальным героем», и тот вскоре вернул комплимент, выступив на Демократической национальной конвенции 2008 года в Денвере.

Композиция Signed, Sealed, Delivered I’m Yours стала неофициальным предвыборным гимном Обамы.

В январе 2009 года Уандер выступал на церемонии празднования инаугурации Обамы в Мемориале Линкольна, а так же на одном из десяти инаугурационных балов. Месяц спустя на специальной церемонии в Белом доме Обама наградил Уандера премией Гершвина «За достижения жизни».

Барак Обама награждает Стиви Уандера премией Гершвина

Награждение Стиви Уандера в Белом доме

В 2009 году артист выдал серию ярких выступлений, первым из которых стало совместное с Jonas Brothers исполнение Superstition на вручении 51-й премии «Грэмми». В июле Уандер принял участие в прощании с Майклом Джексоном в Лос-Анджелесском Staples Center, исполнив Never Dreamed You’d Leave in Summer и They Won’t Go When I Go.


Уандер и сэр Элтон Джон
В своей гуманитарной деятельности Стиви Уандер сосредоточен:
  • на борьбе с распространением СПИДа и апартеидом,
  • на участии в кампаниях против вождения в нетрезвом состоянии и злоупотреблении наркотиками,
  • на сборе средств для слепых детей и детей с особенностями развития,
  • на помощи бездомным.

Перевод Эллы Веселковой. Статья журналиста Дэниэла Крепса из «Энциклопедии рок-н-ролла журнала Rolling Stone» (2001), опубликованной издательством Simon & Schuster.