Число и цифра 3 средняя группа.


: Число и цифра 3.
Задачи:Познакомить с числом и цифрой 3. Познакомить с образованием
числа 3 путем прибавления единицы к числу 2.
Упражнять в порядковом счете.
Закреплять понятия «высокий», «низкий».
Развивать мышление.
Демон.-ыйИллюстрации к сказкам.(в которых встречается число 3)
мат.-ал:3 медведя, грибы, деревья, картинка с изображением избушки. 3
кружки, 3 кровати, 3 стула, корзины, яблоки, груши, земляника.
Карта.
Раздаточныйкарточки с изображением яблок, груш, карточки с изображением
мат.-ал:цифры3,2,1. карандаши.
Ход.
-Продолжаем наше путешествие. И сегодня наш путь лежит к этому сказочному острову.
-Сейчас мы отправимся на прогулку в сказочный лес. Мы пойдем по тропинке.
-Посмотрите:
На полянке у дубка
Мы увидим два грибка.
А подальше у осин,
Мы найдем еще один.
Кто ответить нам готов:
Сколько мы нашли грибов?
-Как мы получили три грибка? (демонстрация на доске)
-Ребята, посмотрите, что это там в дали? Это чья-то избушка.
-Кто же там живет?
Возле леса на опушке, трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки, три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки: кто герои этой сказки?(три медведя).
-Кто помнит, как звали медведей в этой сказке?
(демонстрация картинок с изображением медведей).
-Ребята, кто самый высокий по росту?
-Кто самый низкий?
-Кто мне поможет расставить медведей по росту?
-Сколько у нас медведей? Посчитайте.
-Число 3 обозначается цифрой 3.(показ цифры): А вот это- посмотри,
Выступает цифра три.
Тройка – третий из значков-
Состоит из двух крючков.
-У вас на столе лежат карточки с изображением цифры три, надо обвести цифру три по контуру и раскрасить ее.
-Покажите, какие цифры у вас получились. Как называется эта цифра?.-Молодцы. У всех получились красивые цифры три.
Физминутка: Я иду, и ты идешь: раз-два-три.
Я пою и ты поешь: раз- два- три.
Мы идем, и мы поем: раз- два- три.
Очень дружно мы живем: раз- два- три.
- Ребята, а что это за шум? Прячьтесь скорее к себе за столы, это медведи возвращаются к себе в избушку. (Демонстрация изображения корзинок.)
- Отгадайте ребята, что в корзинке у Михайло Ивановича.
Есть мякоть, семечки и кожа,
На лампочку она похожа.
Когда созреет можно скушать Все догадайтесь. Это- ... (груша)
.
- Сколько груш у Михайло Ивановича? (показ на доске 2 груши.)
- А что в корзине у Настасьи Петровны?
Сам с кулачок,
Красный бочок,
Потрогаешь - гладко,
А откусишь - сладко. (Яблоко.)
(Демонстрация изображения трех яблок.)
- Сколько яблок было в корзине? (3.)
-Сколько груш?
-Чего больше? Чего меньше?
-Число три больше числа два и стоит после числа два.
-А как сделать, чтобы груш и яблок было поровну?
-Правильно. Мы к двум грушам прибавили еще одну грушу и получилось 3 груши
- А что лежит в корзинке у Мишутки?
Растет в траве Аленка
В красной рубашонке.
Кто ни пройдет,
Всяк поклон отдает (Земляника.)
- Правильно, ребята, Мишутка набрал целую корзину земляники.
- Как сказать одним словом, сколько земляники? (Много.)
-Молодцы.
-Ребята, какие цифры вы уже знаете? Давайте карточки с цифрами, которые вы сделали выложим по порядку 1, 2, 3.
- А кто сможет посчитать до трех?
-Молодцы. Ребята, а вы знаете, что число 3- сказочное число?
-Вспомните, в каких сказках встречается число три? (« Три медведя», « Три поросенка», « Три богатыря», «Сказка о царе Салтане», «Конек-горбунок»)
-А с какой цифрой мы сегодня познакомились?
-Ребята, что вам больше всего понравилось?
-Вы уже догадались как называется остров, по которому мы путешествовали?
-Умницы

Цели: упражнять в счете до 3, познакомить с образованием числа 3 и цифрой 3; показывать ребенку на конкретном материале, что число 3 – это 2 и 1; учить пересчитывать предметы в пределах трех; развивать логическое мышление, память; воспитывать усидчивость, самостоятельность.
Оборудование: звонок, веер, листья (3 шт.), треугольник, счетный материал на каждого ребенка.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал
Так что время не теряем и работать начинаем!
2. Беседа о поре года.
– Какое время года наступило? (Осень)
- Ребята, посмотрите, на картину какая погода здесь?
– Какие по цвету бывают осенью листья? (Красные, желтые, зеленые)
– Что делает ветер с листьями? (Срывает с деревьев)
– Что делают листья? (Летят, кружатся)
3. Дидактическая игра «Ветер дует». Образование числа 3.
Педагог веером имитирует дуновения ветра, предлагает детям помочь ветру – подуть. Педагог показывает два листика одного цвета:
– Что принес ветер? (Листья)
– Как узнать, сколько листиков? (Нужно сосчитать.)
Ребенок сосчитывает: «Один, два – всего два».
– Опять подул ветер, принес еще 1.
Педагог демонстрирует образование числа 3 (два и еще 1).
Ребенок сосчитывает, называет, сколько стало, показывает такое же количество пальцев на руке.
4. Упражнение на столах.
- Положи квадрат, еще один квадрат.
- Сколько стало квадратов?
- Положите еще один.
- Теперь сколько стало?
5. Просмотр цифры 3. История возникновения цифры.
Ребята, многие из вас уже умеют считать, могут сосчитать и свои игрушки, и своих друзей, и деревья в саду, и многое другое. А в далекие времена люди с большим трудом научились считать до двух. Каждый раз за двойкой начиналось что-то неизвестное, загадочное. когда считали «один, два, много» или «все». И только через много – много лет начали считать до 3. Число 3 стало самым любимым числом, даже в сказках. А в каких сказках я вам сейчас загадаю.
6. Загадки
Хрю-хрю-хрю – каких три братца
Больше волка не боятся,
Потому что зверь тот хищный
Не разрушит дом кирпичный (Три поросенка)

Чашки три и три постели,
Стульев тоже три, смотри,
И жильцов здесь в самом деле

Проживает ровно три (Три медведя)

7. Физминутка. «Три медведя

Три медведя шли домой (Дети шагают на месте вперевалочку.)

Папа был большой-большой. (Поднять руки над головой, потянуть вверх.)

Мама с ним поменьше ростом, (Руки на уровне груди.)

А сынок - малютка просто. (Присесть.)

Очень маленький он был, (Присев, качаться по-медвежьи.)

С погремушками ходил. (Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки.)

Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь. (Дети имитируют игру с погремушками.)

8. Самостоятельная работа детей. Работа со счётными палочками.

Прочитайте по порядку ряд чисел: 1,2,3.

Какая это геометрическая фигура? (Треугольник)

Что мы знаем о треугольнике? (есть 3 угла)

Сколько палочек надо взять, чтобы построить треугольник? (3)

9. Дид.игра «Сосчитай зайцев»

10. Рефлексия.

С какой цифрой сегодня познакомились?

В каких сказках встречается цифра три?

Посмотрите, какая хорошая погода стала теперь. Солнышко “улыбается” и дарит нам свои лучики добра, счастья, здоровья. Давайте и мы улыбнёмся, подарим и поделимся друг с другом прекрасным настроением на весь день.

ЧИСЛА 1, 2, 3. ЦИФРА 3

Цели урока: познакомить учащихся с образованием числа 3 и его графической записью – цифрой 3; продолжать формировать умение детей соотносить числа с соответствующими цифрами; учить писать цифру 3; работать над развитием наблюдательности; прививать детям аккуратность.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Повторение.

Назовите первый день недели.

А какой день недели был вчера?

Задача.

Красный домик выше зеленого, но ниже желтого. Какой домик самый высокий? Какой домик самый низкий?

2. Счет предметов.

В туесочке есть грибы:

Мухомор красный – гриб опасный,

Лисичка – рыжая сестричка,

Волнушка – розовое ушко, сморчок – бородатый старичок,

Ну а это – белый, ешь его смело.

Сколько всего в корзинке грибов? (5)

4. Работа со счетными палочками.

Составьте из палочек домик. А теперь переложите две палочки, чтобы получился флажок.

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом. (ходьба на месте)

Крылья пестрые мелькают,

В небе бабочки летают. (Взмахи руками).

Раз, два, три, четыре,

Полетели, закружились. (Легкий бег, закружиться)

3. Изучение нового материала: образование числа 3.

Р а б о т а с н а б о р н ы м п ол о т н о м.

Ребята, решите такую задачку.

Ежик по лесу шел,

На обед грибы нашел:

Два под березой,

Один под осиной.

Сколько их будет в плетеной корзине?

Какой цифрой можно записать число грибов сначала? (Цифрой 2.)

Запишите эту цифру (или поставьте на наборное полотно).

Какой цифрой запишем число грибов, которые нашел ежик еще? (Цифрой 1.)

Запишите (поставьте на наборное полотно) цифру 1.

Как записать, что стало три грибочка.?

Правильно, число 3 записывается с помощью цифры 3. (На доске учитель вывешивает увеличенный образец цифры 3.)

III. Знакомство с цифрой 3.

1. Подготовка учащихся к восприятию цифры 3.

На что, по вашему мнению, похожа цифра 3?

Это – месяц дугой,

Ниже месяц другой.

А теперь –

Посмотри:

Получилась цифра… (три)!

Г. Виеру

3 – это з-аклинатель змей

Вышел с дудочкой своей.

Перед ним танцует змейка-

Хвост крючком, дугою шейка.

Ты на змейку посмотри – да ведь это цифра 3. (В Данько)

2. Анализ образца, письмо цифры 3.

Учащиеся анализируют образец цифры 3 и прописывают цифру:

в воздухе;

по точкам;

самостоятельно. (Учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.)

IV. Формирование умения соотносить число и цифру.

Р а б о т а с у ч е б н и к о м.

Рассмотрите рисунок в учебнике (с. 26, часть 1).

К какой сказке он выполнен? («Три медведя».)

Каких предметов на этом рисунке 3?

Каких – два?

Каких – только один?

Р а б о т а с у ч е б н и к о м и н а б о р н ы м п о л о т н о м.

Поставьте на наборное полотно столько красных треугольников, сколько медведей на рисунке.

Ниже поставьте столько зелёных треугольников, сколько целых стульев на рисунке.

Ещё ниже поставьте столько синих треугольников, сколько девочек на рисунке.

Внимательно посмотрите на доску и скажите, что больше: 1 или 2, 2 или 3?

На сколько 2 больше 1; 3 больше 2?

Как получить число 2? (К одному добавить ещё один.)

Как получить число 3? (К двум добавить один или к одному добавить (прибавить) два.)

На полях учебника изображены монеты. Какого они достоинства?

Какими монетами можно заплатить, если товар стоит 3 рубля; 2 рубля?

Р а б о т а с т е т р а д ь ю.

Учитель предлагает учащимся рассмотреть рисунок (с. 10 в тетради № 1). Затем дети могут составить небольшой рассказ по рисунку, после чего ученики закрашивают такое количество кругов, сколько изображено собак на рисунке.

Чем отличается первая запись 1, 2, 3 от второй: 3, 2, 1? (В первой записи числа записаны от меньшего к большему, т. е. увеличиваются, а во второй – наоборот: от большего к меньшему, т. е. уменьшаются.)

Учитель может сообщить ученикам о том, что порядок, при котором числа увеличиваются, называется порядком увеличения, а порядок, при котором числа уменьшаются, называется порядком уменьшения.

После этого дети прописывают цифры в тетради в соответствующем порядке.

VI. Итог урока.

Чему научились на уроке?

Что получилось лучше всего?

Какое у вас настроение после урока?

Спасибо за работу.

Тема занятия: Число 3. Цифра 3.

Цель занятия: ознакомление детей с числом 3 и цифрой 3.

Задачи:

Сформировать знания о составе числа 3 умения пересчитывать предметы в пределах трех;
- совершенствовать умение сравнивать предметы по свойствам;
- развить логическое мышление, внимание, память, речь;
- воспитать чувство доброжелательности, взаимопомощи, поддержки .


Материалы к занятию:

мячики – 3 штуки (по одной картинке), грибы – 3 штуки (по одной картинке), на каждого ребенка, золотой ключик, треугольник, изображение Буратино, картинка с изображение Буратино на каждого ребёнка, изображение цифры три.

Организационный момент:

Сегодня у нас будет необычное занятие по математике, а занятие-путешествие. Мы научимся считать, складывать, решать «веселые» задачи. А еще вас ждут загадки, сюрпризы и приятные неожиданности.

Но прежде, чем начать путешествие, вспомним правила поведения на занятии:

Ты сиди за партой стройно и веди себя … СПОКОЙНО.
Ответить хочешь – не шуми, а только руку … ПОДНИМИ.
Молодцы, ребята, к путешествию вы готовы. Итак, в путь!

Повторение пройденного материала:
1. Счёт от 1 до 10 цепочкой.
2. На листе бумаги нарисованы точки с цифрами. Один ученик должен соединить точки от 1 до 10. А потом соединить последнюю точку с первой. Один ученик выполняет задание на доске.

Пока Женя выполняет задание мы отгадаем загадку:

Он с виду кажется простым,
А ведь бывает золотым.
Не зря его Тортила
На дне пруда хранила (ключик).

Сейчас проверим, правильно вы отгадали или нет. Отгадка должна получиться у Жени. Что получилось у Жени? (правильно ключик) .
- Как вы думаете, кому может принадлежать этот ключик?

Это что за очень странный
Человечек деревянный?
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос сует он длинный…
Кто же это? БУРАТИНО

Буратино собрался идти в школу, но тут случилась беда – он потерял золотой ключик.

Дети, поможем Буратино? Найдем его золотой ключик. На пути нас ждет много препятствий и первое – остров «Потерянных чисел». Его можно пройти, если

Назвать числа через один.
Назвать число, стоящее между числами 5 и 7; 7 и 9; 2 и 4.
Назвать числа, которые больше 2, но меньше 4.

Объяснение нового материала:

Ребята, с этим заданием справились хорошо, но нам нужно двигаться дальше. Впереди нас ждет город «Магического числа». В нем живут магическое число, всевозможные задачи и выражения. А какое магическое число живет здесь, мы узнаем с вами, если решим следующие задачи.

На поляне у дубка (Дети выкладывают на столе).
Буратино увидел два грибка.
А подальше, у осин,
Он нашел еще один.
Кто ответить нам готов:
Сколько он нашел грибов? (Три.)


- Как получили три грибка? (К двум грибкам прибавили один грибок.)

2+1=3

Один мяч у Мальвины. Дети выкладывают на столе.
Два мяча у Буратино.
Один мяч, да два мяча.
Малыш, а сколько их всего, сообразишь? (три)

Как получили три мяча? (К одному прибавили два.)
1+2=3

Ребята, кто же догадался, какое магическое число живет в этом городе? (Три)

А вот это – посмотри, (изображение)
Выступает цифра три.
Тройка – третий из значков-
Состоит из двух крючков.

Ребята, в далекие времена люди с большим трудом научились считать сначала до двух и только через много-много лет начали продвигаться в счете. Каждый раз за двойкой начиналось что-то неизвестное, загадочное. Когда считали 1, 2. То после двух было «все». Поэтому число 3, которое при счете должно было идти за числом 2, обозначало «все».

Долгое время число три было для многих народов счастливым, магическим числом. Число три стало самым излюбленным числом и в мифах, и в сказках.

В названии каких сказок встречается число 3? («Три медведя», «Три поросенка», «Три богатыря»).

Ребята, ответьте на вопрос:
В сказке «Три медведя» сколько стояло стульев, чашек, ложек, кроватей.

А сейчас самое время отдохнуть. Встали.
Физкультминутка: (выполняется под музыку)

Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам найти,
Нужно дальше нам пойти.

Работа в тетради
Мы с вами продолжаем путешествие по городу Магического числа. Впереди нас ждет улица Цифры 3. Открываем тетрадь «Я считаю до десяти».

Задание №1.

В каждом прямоугольнике нарисуй столько кружков, сколько зверей на картинке.
Задание №2.
нарисуй в каждом прямоугольнике столько шариков, чтобы их количество соответствовало цифре под ними.

Задание №3
Обведите цифру 3 по точкам и напиши её в каждой клетке.

Работа с геометрическим материалом.

- Рядом с улицей цифры 3, есть парк одной из геометрических фигур. Угадайте, о какой геометрической фигуре идет речь. (Помощь на слайде)

Узнаешь сразу ты, кто я.
На меня ты посмотри,
У меня всего по три.
Три стороны и три угла,
Три пика – острия,
Мне это нравиться, друзья.
Ведь треугольник я.


-Назовите три предмета треугольной формы.

Обобщение.

- Путешествуя по парку Геометрических фигур, мы подошли к болоту, где живет черепаха Тортила.

Она отдаст нам золотой ключик, если вы ответите на вопросы:

С каким числом вы сегодня познакомились?
- Как называется третий день недели?
- Как называется третий месяц года?

Вот он ключик золотой,
Он волшебный, не простой.

Рефлексия.
Ребята, за то, что мы помогли Буратино золотой ключик он дарит вам на память своё фото, но он просит вас написать в пустом окошке цифру, которую мы сегодня выучили.
- Давайте попрощаемся с Буратино и пожелаем ему, чтобы он больше никогда не терял золотого ключика.

Интеграция образовательных областей : «Познание» (формирование элементарных математических представлений, познавательно-исследовательская деятельность), «Физическая культура», «Коммуникация», «Социализация».

Программное содержание:

- познакомить с цифрой и составом числа 3;

Закрепить геометрические фигуры;

Учить расчленять сложную геометрическую фигуру на простые;

Учить находить цифру 3 среди множества других цифр;

Развивать мелкую моторику рук путем лепки предметов из соленого теста.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный: сказочный герой Жихарка, Картинка с изображением светофора. Картинки из геометрических фигур (елочка, домик, цыпленок), геометрические фигуры, цифры, соленое тесто, цветной картон.

Раздаточный: цифры, геометрические фигуры, соленое тесто, цветной картон.

1. Организационный момент . В гости приходит Жихарка.

2. Знакомство с цифрой и составом числа 3.

Жихарка предлагает детям назвать цифры стоящие на доске (дети называют).

Затем загадывается загадка:

У него глаза цветные,

Не глаза, а три огня.

Он по очереди ими

Сверху смотрит на тебя.

(Светофор.)

Выставляется картинка с изображением светофора.

Дети считают огни светофора. Сколько всего огней? На какую геометрическую фигуру они похожи? (Ответы детей).

Выставляется цифра 3.

Выгнув шею-

Гусь и только,-

Цифра три

Спешит за двойкой.

Дети пишут цифру три в воздухе. Затем находят ее у себя на столе и показывают ее Жихарке.

А как же мы получили число 3? (1 огонек +1 огонек +1 огонек).

3. Физкультминутка «Раз, два, три».

Раз – согнуться, разогнуться,

Два – нагнуться, потянуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

4. Учить расчленение сложную геометрическую фигуру на простую.

Выставляются геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

Дети их называют.

Затем выставляются картинки с изображением предметов из геометрических фигур.

Из каких геометрических фигур состоит домик? Елочка? Цыпленок? (Ответы детей). Сколько всего картинок у нас? Сколько огней у светофора? (Ответы детей).

5. Развитие мелкой моторики рук путем лепки предметов из соленого теста.

По образцу детям предлагается вылепить цифру 3 из соленого теста.

6. Рефлексия.

Выставка готовых работ.