Черный квадрат где находится оригинал. Под "черным квадратом" малевича нашли изначальное название картины

Чёрный супрематический квадрат - работа Казимира Малевича , созданная в 1915 году :53 , одна из самых обсуждаемых и самых известных картин в русском авангардистском искусстве.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ ПОЧЕМУ ИСКУССТВО СТОИТ ТАК ДОРОГО? | ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ

    ✪ Почему Черный Квадрат Считается Шедевром?

Субтитры

Русский авангард: выход в супрематизм

Предшествовавший созданию картины период с 1910 по 1913 год был решающим в развитии русского авангарда. В это время движение кубофутуризма достигло своего апогея и начали появляться новые художественные направления. Кубизм и его метод «геометризации» уже казались художникам односторонними. Одни из художников стремились к более тонкой и сложной согласованности искусства с природой. Другим в кубизме мешала его неизменная привязанность к «предметности» изображения. Таким образом в русском искусстве образовались два пути начавшегося движения к «чистой беспредметности». Во главе одного из них, названного конструктивизмом , стал В. Е. Татлин . Во главе другого движения, названного супрематизмом , стоял К. C. Малевич.

Период 1910-1913 гг. в творчестве Малевича был похож на испытательный полигон: он работал одновременно в кубизме , футуризме и в «заумном реализме» (или «алогизме »). Алогизм был реализован Малевичем в его новой художественной системе. Алогизм не отрицал логику, но означал, что работы основаны на логике высшего порядка. У алогизма «..тоже есть закон, и конструкция, и смысл, и.. познав его, у нас будут работы основаны на законе истинно новом, заумном ». - писал К. С. Малевич .

Таким образом в творчестве Малевича обрисовалась тенденция к беспредметности, к плоскостной организации картины, которая привела его к супрематизму . Первоначальным вариантом названия было слово «супранатурализм », возникшее, вероятно, по аналогии с «супраморализмом» философа Н. Ф. Фёдорова , высоко ценимого К. Малевичем [ ] . По мнению историка искусства Е. Ф. Ковтуна , супрематический метод Малевича состоял в том, что он взглянул на землю как бы извне. Поэтому в супрематических картинах, как в космическом пространстве, исчезает представление о «верхе» и «низе», «левом» и «правом», и возникает самостоятельный мир, соотнесённый как равный с универсальной мировой гармонией. В этом Малевич соприкасается с позицией Фёдорова, видевшего сущность художественного творчества в борьбе с земным тяготением. Такое же метафизическое «очищение» происходит и с цветом, он теряет предметную ассоциативность, окрашивает локальные плоскости и получает самодовлеющее выражение.

История создания картины

Последним шагом на пути к супрематизму была постановка оперы М. В. Матюшина «Победа над Солнцем », поставленной 3 и 5 (18) декабря 1913 года К. С. Малевич работал над эскизами декораций и костюмов к этой постановке. В этих эскизах впервые возникло изображение «чёрного квадрата», означавшее тогда пластическое выражение победы активного человеческого творчества над пассивной формой природы: чёрный квадрат появлялся вместо солнечного круга .

Опираясь на рисунки, сделанные во время работы над «Победой над солнцем» в 1913 году, художник датировал появление квадрата 1913 годом: именно эта дата поставлена художником на обороте холста, изображающего квадрат. Художник не придал никакого значения фактической дате создания картины. Он переставил акцент на дату рождения самого замысла супрематизма. Автор неизменно комментировал свою работу: «Основной супрематический элемент. Квадрат. 1913» :10-11 .

Картина была написана в течение 1913−1915 годов, в числе целого цикла других супрематических картин. По мнению исследователя А. С. Шатских , картина была закончена Малевичем 8 (21) июня 1915 год :53 .

Супрематические работы были написаны Малевичем для итоговой футуристической выставки «0,10» , открывшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года (1 января ) в «Художественном бюро Н. Е. Добычиной ». Художникам, участвовавшим в этой выставке, была предоставлена возможность выставить много работ. Друг Малевича, художник Иван Пуни писал ему: «Надо писать сейчас много. Помещение очень велико, и если мы, 10 человек, напишем картин 25, то это будет только-только» . Тридцать девять супрематических картин занимали отдельный зал выставки.

Среди них, на самом видном месте, в так называемом «красном углу », где в русских домах обычно вешают иконы, висел «Чёрный квадрат», , как главный модуль новой пластической системы, стилеобразующий потенциал супрематизма.

Три основные супрематические формы - квадрат, круг и крест - были эталонными, стимулируя дальнейшее усложнение супрематической системы, рождая новые супрематические формы. «Чёрный круг» и «Чёрный крест» были созданы одновременно с «Чёрным квадратом» и экспонировались на той же выставке.

Попытки убеждённых поклонников одного лишь фигуративного искусства , считающих, что художник вводит их в заблуждение, исследовать полотно на предмет нахождения иного изначального варианта под верхним слоем живописи совершались неоднократно . Осенью были опубликованы результаты исследований (методом рентгеноскопии), которые подтвердили наличие под изображением «Чёрного квадрата» двух других цветных изображений. Первоначальное изображение - это кубофутуристическая композиция, а лежащая под «Чёрным квадратом» - это прото супрематическая композиция. Также учёные расшифровали надпись на картине, которая считается авторской. Фраза звучит как «Битва негров ночью » и отсылает к известному монохромному полотну Альфонса Алле «Битва негров в пещере глубокой ночью», созданном в 1882 году . Историки искусства считают эти сведения «находками в ходе исследований, благодаря которым мы должны по-новому видеть процесс создания этой картины». Но у Малевича четыре «Чёрных квадрата», и под остальными «квадратами» никаких «негров» не обнаружено .

В названии выставки, по замыслу К. С. Малевича, фигурировало число 10 - предполагаемое количество участников, а также «нуль форм», в знак того, что экспонируя «Чёрный квадрат», художник «собирается свести всё к нулю, и после переходит за ноль».

Разрыв с предметностью

Малевич встал на позицию полного разрыва с предметностью, подкреплённую декларированием чёрного квадрата как «первого шага чистого творчества в целом» . Художнику было важно разделить «вчерашний день искусства» и принципиальную новизну своего открытия. Он, что было для него характерно, выдвинул лозунг, провозглашающий квадрат «нулём форм»: «Я преобразился в нуль форм, и вышел за нуль к беспредметному творчеству».

Чёрный квадрат на белом фоне в супрематической теории означал собой «нуль», во-первых, потому, что он означал начало беспредметности, во-вторых, потому что он означал конец традиционного предметного мышления художника. Квадрат стал знаковой формой супрематизма, - и точкой нулевого отсчёта, как традиционно математическое понятие. Нулевой абсолютной пластической формой его делал пластический лаконизм. Одновременно, он являлся и «нулевым» выражением цвета - чёрный «не-цвет» на белом, понимаемом художником как «пустыня небытия».

Три квадрата: чёрный, белый и красный

Первоначальным названием «Чёрного квадрата», под которым он значился в каталоге, было «Четырёхугольник». Не имея строго прямых углов, с точки зрения чистой геометрии он действительно являлся четырёхугольником, это была не небрежность автора, а принципиальная позиция, стремление создать динамическую, подвижную форму" :8 .

Существуют ещё два базовых супрематических квадрата - красный и белый. Красный и белый квадраты входили в определённую Малевичем художественно-философскую триаду.

«Среди критиков Малевича преобладали те, кто не был готов принять всерьёз его живописные и письменные пророчества. Многие просто радовались бесконечному хэппенингу русского авангарда… До сих пор даже люди, связанные с искусством и литературой, знающие историю 20 века, позволяют себе думать, что автором „Чёрного квадрата“ мог стать любой: хоть дитя несмышлёное, хоть просто марающий бумагу бездельник… » :11 . Однако первый профессиональный отзыв на появление «Чёрного квадрата» свидетельствовал о том, что мысль Малевича была сразу расшифрована. Художественный критик, основатель объединения «Мир Искусства » Александр Бенуа написал в газете «Речь» от 9 января 1916 г. : "Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы предлагают взамен мадонн и бесстыжих венер. " .

Авторские повторения

Впоследствии Малевич, с различной целью, выполнил несколько авторских повторений «Чёрного квадрата». Известны четыре варианта «Чёрного квадрата», различающиеся рисунком, фактурой и цветом. Также известны многочисленные рисунки Малевича с чёрным квадратом (многие из них имеют комментарии, подчёркивающие роль квадрата как узлового элемента супрематизма). Квадрат включается и в супрематические многофигурные композиции Малевича.

Первая картина «Чёрный квадрат», 1915 г., подлинник, с которого впоследствии делались авторские повторения, по традиции считается той самой работой, что висела на выставке «0.10», хранится в Третьяковской галерее. Картина представляет собой полотно размером 79,5 на 79,5 сантиметров, на котором изображён чёрный квадрат на белом фоне. Изображение этой картины появилось на обложке книжки К. Малевича «От кубизма и футуризма к супрематизму: новый живописный реализм» (М., 1916, издание третье). В самой книжке картина изображена отдельно между с. 28 и 29.

Второй «Чёрный квадрат», 1923 г., стал частью триптиха (вместе с ним созданы дубли «Круга» и «Креста»), исполненного около 1923 г., чтобы быть выставленным на биеннале в Венеции. Размеры второго варианта - 106 на 106 см. Все части триптиха 1923 г. отличались от оригинала 1915 года и размером, и пропорциями; это были совершенно новые «Квадрат», «Круг» и «Крест» . Считается, что картина написана ближайшими учениками Малевича - Анны Лепорской, Константина Рождественского и Николая Суетина , под руководством самого Казимира Малевича. В марте 1936 г. вместе с другими 80-ю картинами Малевича эти три работы были переданы его женой, Н. А. Малевич, в Русский музей .

Третий вариант картины, 1929 г., является точным авторским повторением основной работы - первого «Черного квадрата» (также размером 79,5 на 79,5 см). Он написан К. С. Малевичем в 1929 г. для своей персональной выставки, готовившейся в Третьяковской галерее . «По легенде, это было сделано по просьбе тогдашнего заместителя директора ГТГ Алексея Федорова-Давыдова из-за плохого состояния „Чёрного квадрата“ 1915 года (на картине появились кракелюры)… Художник написал её непосредственно в залах музея; и при работе позволил себе незначительные изменения в пропорциях. » .

Четвёртый вариант мог быть написан в 1932 году, его размер 53,5 на 53,5 см. Он стал известен значительно позднее, в 1993 году, когда человек, чьё имя остаётся не названным, и известным только Инкомбанку, принёс картину в самарское отделение Инкомбанка в качестве залога за кредит. Впоследствии владелец не востребовал картину, и она стала собственностью банка. После разорения Инкомбанка в 1998 году картина Малевича стала главным активом в расчётах с кредиторами. Президент аукционного дома «Гелос», Олег Стецюра, утверждал, что перед аукционом у него было несколько заявок на покупку «Чёрного квадрата», и если бы «картина вышла на международный рынок, то цена достигла бы и 80 млн долларов» . По договорённости с правительством России, «Чёрный квадрат» был снят с открытых торгов и был приобретён российским миллиардером Владимиром Потаниным в 2002 году за 1 миллион долларов США (около 28 миллионов рублей), а затем был передан им на хранение в Государственный Эрмитаж . Там картину и повесили для просмотра . Таким образом, «Чёрный квадрат» стал своего рода единицей измерения финансового успеха.

Все авторские повторения картины хранятся в России, в государственных собраниях: две работы в Третьяковской галерее , одна в Русском музее и одна в Эрмитаже .

Чёрный квадрат и супрематическая обрядность

«Супрематизм настолько строг, абсолютен, классичен, торжественен, что только он один может выразить сущность мистических ощущений» - написал один из учеников художника .

Малевич писал, что с помощью обрядности искусство совершает усилие «встать рядом со смертью »; что может сделать только супрематизм, который « настолько абсолютен.. что он один может выразить сущность мистических ощущений. Он полностью стоит рядом со смертью и её побеждает » :617 . Суть супрематической обрядности состоит в том, чтобы утвердить тайну смерти, её величие и непостижимость, её высокий смысл. Основой нового обряда должен был стать установленный на могиле «куб как символ вечности», «белый куб с квадратом. Он не спорит ни с природой, ни с лесом, ни с небом <… > Найдена абсолютная форма, которая не может развиваться, двигаться ». Супрематическое чувство космоса связывает воедино совершенную статику куба с неизменной в своей вечной основе природой - землёй и небом. Поэтому Малевич завещал похоронить свой прах в окружении природы, среди открытого пространства.

Был сделан супрематический саркофаг, с изображением чёрного квадрата и круга. От изображения чёрного креста художники, расписывавшие гроб - Николай Суетин и Константин Рождественский - отказались: «Мы его расписали, нанесли квадрат и круг, а крест не стали делать, потому что это звучало бы на похоронах слишком определённо, как религиозный символ. » :303,506,510,512 .

Малевич хотел быть похороненным в гробу особого образца, он упоминал о «северном кресте », о «жесте распахнутых рук, с которым надо принимать смерть, распластавшись на земле и открываясь небу так, чтобы фигура приняла форму креста ». Но столяр, изготавливавший гроб по особому заказу, отказался его выполнять ввиду технических трудностей :303,617 .

К. С. Малевич считал, что лучшее, что он написал в своей жизни - это «Чёрный квадрат». Неудивительно, что это произведение заняло важнейшее место на похоронах художника. Траурная процессия похорон Малевича подчёркивала безусловное значение «Чёрного квадрата» в его жизни. На гражданской панихиде в Ленинграде в изголовье гроба на стене висел «Чёрный квадрат» (вариант 1923 г.) . Тело Малевича было покрыто белым холстом с нашитым на нём чёрным квадратом. На крышке гроба со стороны головы был нарисован «Чёрный квадрат». Во время похоронной процессии, шедшей по Невскому проспекту от Морской улицы до Московского вокзала, супрематический саркофаг был установлен на открытой платформе грузовика с изображением чёрного квадрата на капоте . На вагоне поезда, перевозившего гроб Малевича в Москву, был нарисован чёрный квадрат, на белом фоне, с подписью - К. С. Малевич. На гражданской панихиде в Донском монастыре в Москве «Чёрный квадрат» был укреплён на трибуне, среди цветов :23-24 .

Супрематический гроб был отправлен поездом в Москву, где К. С. Малевича кремировали. Малевич в акте кремации умерших видел воплощение одного из принципов супрематизма - экономии, но прежде всего - « космическое зрелище», подтверждение идеи беспредметности :617 . Его прах захоронили в поле, рядом с деревней Немчиновка . В поле над могилой художника, согласно «супрематической обрядности», был поставлен супрематический белый деревянный куб с изображением чёрного квадрата :513 . В Великую Отечественную войну в 1941-1945 гг. могила исчезла, но фотоснимки 1935 г. сохранились . В настоящее время на месте захоронения художника выстроен жилой комплекс .

Предшественники

Влияние

На протяжении XX века был создан целый корпус произведений, так или иначе отсылающих к «Чёрному квадрату». Чёрный квадрат появляется в картинах и рисунках написанных художниками, составлявшими круг Малевича, работающими в его системе: Иван Клюн , Ольга Розанова , Надежда Удальцова , Любовь Попова , Эль Лисицкий , Лев Юдин, Татьяна Глебова , Константин Рождественский , Николай Суетин , Владимир Стерлигов и Александр Родченко; а также в работах Василия Кандинского.

Во второй половине 20 века, квадрат цитируется в работах Ивана Чуйкова, Эдуарда Штейнберга, Леонида Сокова , Виктора Пивоварова, Юрия Злотникова, Олега Васильева, Владимира Видермана, Виталия Комара и Александра Меламида, Владимира Немухина, Вадима Захарова, Тимура Новикова и многих других русских и зарубежных художников :29-39 .

Влияние Малевича после его смерти оказалось более заметной на Западе, а не в Советском Союзе, где под руководством коммунистической партии поругали абстракционизм и формализм. По мере укрепления власти Сталина авангард терял всякую поддержку властей, предпочтение в изобразительном искусстве отдавали направлению, названному в 1932 г. «социалистический реализм». После смерти И. Сталина, в условиях «оттепели» появились некоторые признаки более свободного самовыражения в художественной среде, но посещение Н. С. Хрущевым выставки авангардистов 1 декабря 1962 года в в Манеже, приуроченной к 30-летию Московского отделения Союза художников СССР, со всеми последствиями показало, что время для абстрактного искусства в СССР не наступило. «Искусство относится к сфере идеологии. И те, кто думает, что в советском искусстве могут мирно уживаться и социалистический реализм, и формалистические, абстракционистские течения, те неизбежно сползают на чуждые нам позиции мирного сосуществования в области идеологии» - писал товарищ Н. С. Хрущев в газете "Советская культура", 16 апреля 1964 года.

В таких жестких условиях с тридцатых годов до конца семидесятых в СССР не было выставлено на показ ни одной работы К. Малевича. Не случайно выставки Париж-Москва 1979 г. и Москва-Париж 1981 г. с показом некоторых работ К. Малевича из музейных запасников произвели фурор. Выставку в Москве посетил сам Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. Брежнев, а многие советские люди впервые увидели Шагала, Кандинского, Малевича и др. авангардистов в оригинале, могли сравнить их с французскими художниками. Произведения западных абстракционистов советские художники и любители изобразительного искусства раньше могли просмотреть лишь в иностранных журналах и альбомах, которые с трудом попадали в их руки. Очевидно многим стало, что К. Малевич вдохновил авангард на Западе, не только не отставал, но в значительной мере и предвосхитил его. Малевича как художника частично реабилитировали в родной стране, с него постепенно снимали идеологический запрет. Правда, после смерти Л. Брежнева кратковременное пребывание на посту генсека Ю. Андропова, а потом К. Черненко ознаменовалось закручиванием гаек, в том числе и в сфере искусства. Лишь в годы горбачевской «перестройки» состоялась первая большая ретроспектива Малевича, выставка под названием «Казимир Малевич. 1878-1935» - cперва в Ленинграде (10.11.-18.12.1988) и в Москве (29.12.1988-10.02.1989), а потом в Амстердаме (5.03.-29.05.1989). Широкомасштабный показ «Чёрного квадрата» и других работ Малевича стал знаком политики гласности горбачевской Перестройки, которая собственно и начиналась в сфере общественной и культурной жизни.

Хотя Малевича знали на Западе, многие его оригиналы картин попали на зарубежные выставки лишь после развала СССР. Первый «Черный квадрат» (1915 года) из Третьяковской галереи на западную выставку поехал лишь в 2003 г. Тогда в Берлине, Нью-Йорке и Хьюстоне состоялась выставка Kazimir Malevich: Suprematism . В 2006 г. в Барселоне проходила ретроспективная выставка Казимира Малевича с более 100 произведений, в том числе «Черным квадратом», «Черным крестом» и «Черным кругом». В 2007 г. в Гамбурге прошла выставка, целиком посвященная влиянию «Чёрного квадрата» Малевича. См.: Das schwarze Quadrat. Hommage an Malewitsch . Кроме работ самого Малевича и его современников там были широко представлены произведения западноевропейских и американских художников, на которых оказал влияние ЧК Малевича после 1945 г. В 2008 г. состоялась выставка в Люксебурге «Malewitsch und sein Einfluss » («Малевич и его влияние»). В октябре 2013 г. в Амстердаме была открыта выставка Kazimir Malevich and the Russian Avant-Garde с использованием изображения «Чёрного квадрата» в инсталляции выставки 1915 г. . Эта выставка в 2014 г. была также показана в Бонне и Лондоне . В ней можно было поглядеть и на оригиналы «Чёрного квадрата» 1923 г. и 1929 г. Выставки сопроваждались изданием каталога, были запечатлены и другими способами, например немцы прошлись с камерой по залам . Столетию ЧК Малевича была посвящена и выставка Adventures of the Black Square: Abstract Art and Society 1915-2015 , которая прошла в Лондоне, в галерии Уайтчепел (Whitechapel Gallery) 15.I.2015-6.IV.2015.

В 2014 г. (1.III-22.VI) в швейцарском городе Базеле прошла выставка Kasimir Malewitsch - Die Welt als Ungegenständlichkeit . A 4.X.2015-10.I.2016 в Риене (примыкающему к Базелю и входящему в полукантон Базель-Штадт) проходила выставка, повторяющая питерскую выставку «0,10» 1915 года: Auf der Suche nach 0,10 - Die letzte futuristische Ausstellung der Malerei . Правда, из 154 объектов, выставленных в 1915 г., швейцарам удалось собрать лишь часть, но это не копии, а настоящие оригиналы! Всего в Риене выставлено 58 объектов. ЧК Малевича, однако, только в версии 1929 г. Оригинал 1915 г. из за хрупкого состояния в Москве решили на временную экспозицию не отправлять. Более подробно см.: Zurück zur Geburtsstunde der abstrakten Malerei , В Базель, к Малевичу |A Bâle, chez Malevitch и другие сообщения в прессе. Часть изображений экспонатов швейцары выставили в интернете, в том числе архивную фотографию К. Малевича вместе с Ольгой Розановой и Ксенией Богуславской на выставке «Последняя футуристическая выставка картин „0,10“», сделанную в 1915 г. . Оригинал фотографии находится в Российском государственном архиве литературы и искусства, а снимок показывает как выглядел Малевич именно тогда, когда общественность впервые познакомилась с его Чёрным Квадратом. Газета «Neue Zürcher Zeitung» в свою очередь опубликовала в сети 13 картин Риенской выставки . Параллельно в залах рядом там же проходила выставка под названием Black Sun , посвященная влиянию Малевича и столетию его «Чёрного квадрата». На выставке были представлены работы 36 художников 20 и начала 21 века, главным образом - западных.

Около 70 работ К. Малевича были представлены в выставке Malevič , проходившей 2.10.2015-24.01.2016 в итальянском городе Бергамо. Некоторые его работы также висели в выставке Wie leben? - Zukunftsbilder von Malewitsch bis Fujimoto , которая проходила в Людвигсгафене (Германия) 5.XII.2015-28.III.2016. А 26.II.2016 в Вене (Австрия) открылась выставка Chagall bis Malewitsch. Die russischen Avantgarden . Выставка с похожим названием 12.VII.2015-06.IX.2015 уже проходила в Монако: De Chagall à Malévich, la révolution des avant-gardes . В свою очередь 9-11.VI.2016 проходили Дни Малевича в Киеве с заявлением, что Казимир Малевич - самый известный украинец в мире . Поступило предложение, о котором сообщили через масс-медиа: Главный аэропорт Киева хотят назвать в честь автора "Черного квадрата" .

Известные подделки

В 1990-х годах американский коллекционер и галерист Борис Грибанов , в 1970-е годы осуждённый в СССР на 10 лет за торговлю фальшивыми картинами, сделал попытку продать минскому музею «авторское повторение» «Чёрного квадрата». Музей обратился за консультацией к искусствоведу Мильде Виктуриной , экспертные заключения которой в своё время стали основой доказательной базы для осуждения Грибанова, и отказал Грибанову в покупке .

См. также

  • Альфонс Алле , картина «Битва негров в пещере глубокой ночью».

Примечания

  1. Малевич Казимир Северинович. Черный супрематический квадрат. 1915 Холст, масло 79,5 х 79,5 (неопр.) . Государственная Третьяковская галерея. Дата обращения 24 мая 2017.
  2. Шатских А. С. Сколько было «Чёрных квадратов»? // Проблема копирования в европейском искусстве. Материалы научной конференции 8-10 декабря 1997 года / Российская академия художеств . - М., 1998.
  3. Горячева Т. Картина Малевича Автомобиль и дама. Красочные массы в четвёртом измерении. «Рождение знака.» // Русский авангард. Личность и школа. - СПб., 2003. - С. 22.
  4. Казимир Малевич. Письма к М. В. Матюшину. Подготовка текста и вступительная статья Е. Ф. Ковтуна. // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского дома на 1974 г. Л.: 1976. - С. 177-196.
  5. Ковтун Е. Ф. Победа над солнцем - начало супрематизма // «Наше наследие ». - № 2. - 1989
  6. Победа над Солнцем // Энциклопедия русской культуры.
  7. 98 лет назад Малевич написал картину «Чёрный квадрат» // Челны ЛТД, 21.06.2013.
  8. Горячева Т. Почти всё о «Чёрном квадрате». / Приключения «Чёрного квадрата». - СПб.: Государственный Русский музей , 2007.
  9. Слово «супрематизм» впервые появилось на обложке брошюры К. Малевича «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм» 1916 г.
  10. Выписка из письма Пуни Малевичу
  11. Известно, что Малевич назвал однажды картину «голой иконой без рамы»Ичин Корнелия. Супрематические размышления Малевича о предметном мире // Вопросы философии , 10.11.2011 г.
  12. О судьбе картины «Чёрный крест» см. Михаил Мейлах. Кража века, или Идеальное преступление: Харджиев против Янгфельдта // OpenSpace.ru , 12.04.2012.
  13. Чернышенко А. В. Параллели. Чёрное на белом. - М. : Жарт, 1979. - С. 159.
  14. (неопр.) . Meduza. Дата обращения 29 февраля 2016.
  15. «Произведение самого Альфонса Алле - это некая шутка. Что касается этой надписи, то я вообще не уверен, что Малевич непосредственно видел и знал эту картину Альфонса Алле. Может быть, он услышал о ней от кого-то из своих друзей, тем более есть некоторые косвенные данные о том, что о ней знал Ларионов в 1910 году. Малевич в те годы, в частности в 10-м году, общался с Ларионовым и, может быть, мог что-то о ней услышать. Вряд ли он мог её увидеть, потому что я не уверен, что она тогда вообще была опубликована. Может быть, во Франции она была напечатана в какой-то газете или в журнале, но это же были 80-е годы XIX века, и вряд ли она была воспроизведена где-нибудь в приличном качестве. Во всяком случае, в русской прессе она не публиковалась. Поэтому, может быть, Малевич слышал о ней от Ларионова, но не видел её». http://www.bbc.com/russian/society/2015/11/151113_malevich_black_square_sarabyanov_interview
  16. Под «Чёрным квадратом» учёные обнаружили цветное изображение (неопр.) . Культура. Дата обращения 13 ноября 2015.
  17. Учёные выяснили, что Малевич добавил в «Чёрный квадрат» мел // The Art Newspaper Russia
  18. Горячева Т. Почти всё о «Чёрном квадрате». / Приключения «Чёрного квадрата». - СПб.: Государственный Русский музей, 2007. - С. 9.
  19. Там же, С. 9.
  20. Малевич К. С. Соб. соч.в 5 т. М. 1995. Т. 1. С.187- 188. См. также комментарий Д. С. Лихачёва : «… (Малевич)хотел создать некую живописную азбуку, начав её с чёрного квадрата, потом постепенно её усложняя цветом (красный, жёлтый и т. д.) затем расширяя эксперимент нарушением квадратной формы: вытягивая один из углов»
  21. Малевич о себе. Современники о Малевиче: В 2 т. / Сост., вступ. ст. И. А. Вакар, Т. Н. Михиенко. - М. : RA, 2004. - ISBN 5-269-01028-3 .
  22. Ошибка в сносках : Неверный тег ; для сносок

One of the most famous works of 20th-century Russian art entered the Hermitage collection.


Kazimir Severinovich Malevich
Black Square
Circa 1930
Oil on canvas

In 2002 the painting Black Square (Canvas, oil paint; 53.5 х 53.5 cm) by Kazimir Severinovich Malevich (1878-1935) entered the collection of the State Hermitage. Black Square is one of the most famous works of Russian art from the century which has just ended.

The first Black Square was painted in 1915 and became a turning point in the development of the Russian Avant-Garde. This black square on a white background became a symbol and the basic element in the artistic system of Suprematism, a step in the direction of а new art. Malevich painted four Squares between 1915 and the early 1930’s, all developing a single theme. They differ from each other not only in sequence and date of creation but in colour, the way they are drawn, and texture. Malevich returned to the theme of the Black Square when he needed to present his own work in a weighty and substantial way. This was often linked to exhibitions that were very important to him.

The creation of the smallest and, apparently, the last Black Square is connected with the theme of red and black, which was so important to Malevich. Perhaps it was painted to be part of a matched pair with his red square shown in the exhibition entitled Artists of the RSFSR During the Past 15 Years , which took place in Leningrad in 1932 and became the last significant public appearance of the Avant-Garde. Two squares – black and red – were the central point of the showing of Malevich’s works in the exhibition. If this Black Square closed out the series, then the artist, who was tired from his professional struggle and from illness, symbolically, on a new circuit, once again repeated his “victory over the sun.” (A black square blocking out the sun first appeared in 1913 in sketches for the decorations to the futuristic opera Victory over the Sun. )

Despite the author’s notation "1913" on the back of the canvas, the last square is usually dated to the end of the 1920’s and beginning of the 1930’s insofar as there is no evidence it existed earlier. It turned up among the several paintings by Malevich which, following his death, stayed in the family and were not given to the Russian Museum by the artist’s heirs. Following the death in 1991 of the artist’s widow, Natalya Andreevna Manchenko, the final version of the Black Square , together with Malevich’s Self-Portrait and Portrait of the Artist’s Wife were handed down to her relatives and then were sold by them to the Inkombank collection.

In 2002 the corporate property of Inkombank was sold at auction. However, the Black Square did not appear in the auction. The painting was acquired for the State Hermitage by the RF Ministry of Culture. The one million dollars needed to purchase this work was donated by Vladimir Potanin, a well-known benefactor of the arts and head of the Interros holding company, who had already provided financial support for the projects of the State Hermitage on a number of occasions in the past. Thanks to the company’s assistance, restoration work has been done on the halls of the Ministry of Foreign Affairs in the General Staff building and on the Chariot of Glory atop the Arch of the General Staff. This financial assistance has also made possible the publication of the series entitled Pages in the History of the Hermitage.

Является самой загадочной и даже скандальной в русской живописи. Многие откровенно негодуют по поводу того, что такая, казалось бы, бессмысленная картина, на которой нарисован обычный чёрный квадрат, считается настоящим шедевром русской и мировой живописи. В чём его смысл? Почему к нему приковано такое большое внимание? Ответ на этот вопрос в простых словах, без применения большого количества профессиональных терминов, попытаемся предоставить далее.

Простыми словами о смысле «Чёрного квадрата»

Точное название картины «Чёрный супрематический квадрат». Автор: Казимир Северинович Малевич (1879-1935). Картина написана в 1915 году. Холст, масло. Размеры: 79,5 × 79,5 см. Находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва.

Секрет популярности «Чёрного квадрата» заключается в том, что он является вершиной достижения беспредметного искусства. История живописи характеризуется не только тем, что художники стремились более точно и более выразительно передавать в своих картинах окружающий мир. Не меньшее значение художники придавали и смыслу своих картин. Таким образом ещё в эпоху Возрождения появился символизм, когда на картинах стали изображать такие вещи, которые уже немого отрывали их от реальности и указывали на некий смысл, философию, различные понятия. Эта сторона живописи, которая связана отрывом живописи от реальности и её связью с внутренним миром человека и его абстрактным мышлением, развивалась всегда и продолжает развиваться и в наше время. Одни художники использовали лишь детали в своих картинах, а другие стали создавать целые направления. Например, одним из ранних подобных проявлений в изобразительном искусстве также является импрессионизм, который был воспринят в штыки обществом того времени, но быстро был подхвачен другими художниками, которые усмотрели в таком изображении особую философскую красоту. Сюда же можно отнести экспрессионизм, кубизм, модерн и другие направления. В конце концов стремления художников были направлены в одну «точку» — достижение максимальной оторванности от реального мира.

Сначала казалось, что максимальной оторванности добились кубисты. Однако их произведения — это те же фигуры и реальные объекты, только изображённые при помощи геометрических фигур. Затем казалось, что апогея авангардной живописи добились абстракционисты, однако и здесь зачастую изображаются реальные предметы, их образы или намёк на их присутствие. После экспериментов сотен, а может и тысяч художников, вершины искусства добился Казимир Малевич, который своим «Чёрным квадратом» поставил в гонке беспредметности и оторванности от натуральности жирную точку!

Казимир Малевич стал изобретателем особого направления в живописи, которое назвал супрематизмом. Данное направление стало максимально беспредметным, независимым от всего, что окружает человека, и максимально отличающимся от всего, что художники когда-либо создавали. Супрематизм заключается в том, что здесь нет ни фигур, ни реальных объектов, ни узнаваемых форм, ни даже верх-низ, лево-право. Картины супрематистов состоят из геометрических объектов, которые ничего собой не выражают, и различных цветовых вариаций. «Чёрный квадрат» стал настоящим «символом» данного направления в живописи, выразил собой, что такое есть максимальный отрыв от реальности, максимальный разрыв с классической «старой» живописью. Более беспредметной картины, чем «Чёрный квадрат» создать невозможно. Это максимум, на что способно развитие живописи в данном направлении. Именно по этой причине картина «Чёрный квадрат» является знаковой и такой важной для мирового искусства живописи.

Казимир Малевич «Чёрный квадрат»

Любите носить красивую, стильную и необычную обувь? В интернет-магазине tolkovalenki.ru вы сможете найти большой выбор женских, мужских и детских валенок. Классические, дизайнерские, с вышивкой, аппликацией и многое другое.

Впоследствии Малевич, с различной целью, выполнил несколько авторских повторений «Чёрного квадрата». Сейчас известны уже четыре варианта «Чёрного квадрата», различающиеся рисунком, фактурой и цветом. Известны также многочисленные рисунки Малевича с чёрным квадратом (многие из них имеют комментарии, подчёркивающие роль квадрата как узлового элемента супрематизма). Квадрат включается и в супрематические многофигурные композиции Малевича.

Первая картина «Чёрный квадрат», подлинник, с которого впоследствии делались авторские повторения, по традиции считается той самой работой, что висела на выставке «0.10», хранится в Третьяковской галерее. Картина представляет собой полотно размером 79,5 на 79,5 сантиметров, на котором изображён чёрный квадрат на белом фоне.

Второй «Чёрный квадрат» стал частью триптиха (вместе с ним созданы дубли «Круга» и «Креста»), исполненного около 1923 г., чтобы быть выставленным на биеннале в Венеции. Размеры второго варианта - 106 на 106 см. Все части триптиха 1923 г. отличались от оригинала 1915 года и размером, и пропорциями; это были совершенно новые «Квадрат», «Круг» и «Крест». Считается, что картина написана при участии самого Казимира Малевича и его ближайших учеников - Анны Лепорской, Константина Рождественского и Николая Суетина. В марте 1936 г. вместе с другими 80-ю картинами Малевича эти три работы были переданы его женой, Н. А. Малевич, в Русский музей.

Третий вариант картины является точным авторским повторением основной работы - первого «Черного квадрата» (также размером 79,5 на 79,5 см). Он написан К. С. Малевичем в 1929 г. для своей персональной выставки, готовившейся в Третьяковской галерее. «По легенде, это было сделано по просьбе тогдашнего заместителя директора ГТГ Алексея Федорова-Давыдова из-за плохого состояния „Чёрного квадрата“ 1915 года (на картине появился кракелюр)… Художник написал её непосредственно в залах музея; и при работе позволил себе незначительные изменения в пропорциях, чтобы картины не выглядели абсолютными близнецами.».

Четвёртый вариант мог быть написан в 1932 году, его размер 53,5 на 53,5 см. Он стал известен значительно позднее, в 1993 году, когда человек, чьё имя остаётся не названным, и известным только Инкомбанку, принёс картину в самарское отделение Инкомбанка в качестве залога за кредит. Впоследствии владелец не востребовал картину, и она стала собственностью банка. После разорения Инкомбанка в 1998 году картина Малевича стала главным активом в расчётах с кредиторами. Президент аукционного дома «Гелос», Олег Стецюра, утверждал, что перед аукционом у него было несколько заявок на покупку «Чёрного квадрата», и если бы «картина вышла на международный рынок, то цена достигла бы и 80 млн долларов». По договорённости с правительством России, «Чёрный квадрат» был снят с открытых торгов и был приобретён российским миллиардером Владимиром Потаниным в 2002 году за 1 миллион долларов США (около 28 миллионов рублей), а затем был передан им на хранение в Государственный Эрмитаж. Таким образом, «Чёрный квадрат» стал своего рода единицей измерения финансового успеха

Специалисты Третьяковской галереи обнаружили, что картина Казимира Малевича «Черный квадрат» 1915 года написана на холсте, где ранее содержались два изображения. Кроме того, искусствоведам удалось прочитать авторскую надпись на живописной работе.

«Было известно, что под «Черным квадратом» было некое нижележащее изображение. Мы выяснили, что таких изображений не одно, а два.

И доказали, что первоначальное изображение — это кубофутуристическая композиция, а лежащая под «Черным квадратом», цвет которого вы видите в кракелюре, — это протосупрематическая композиция», — рассказала телеканалу «Культура» научный сотрудник отдела научной экспертизы ГТГ .

Она также сообщила, что вместе со своими коллегами Ириной Рустамовой и ей удалось расшифровать надпись на «Черном квадрате», которая считается авторской.

Надпись гласит: «Битва негров в темной пещере».

Эта фраза отсылает к названию картины французского журналиста, писателя и художника Альфонса Алле «Битва негров в темной пещере глубокой ночью», написанной в 1882 году и представлявшей собой абсолютно черный прямоугольник.

«У Малевича сложный запутанный почерк и некоторые буквы пишутся одинаково: «н», «п» и даже «и» в некоторых текстах очень близки по написанию. Мы работаем над вторым словом. Но то, что первое слово «Битва», вы все можете увидеть в экспозиции», — пояснила Воронина.

«Черный квадрат» — самое мифологизированное произведение изобразительного искусства XX века. Его интерпретации неисчислимы. Безусловно одно: картина воспринимается как эстетический манифест целого поколения художников и как символ важнейшей эстетической эпохи.

Сам Малевич на вопросы о значении и смысле «Квадрата» отвечал, что называется, уклончиво. Говорил, что сам не ожидал такого эффекта и не вполне ясно понимает, что все это может значить.

Некоторых исследователей эти слова натолкнули на мысль о сверхъестественном, мистическом происхождении живописного символа.

Однако считается, что впервые изображение черного квадрата появилось у Малевича в 1913 году в эскизах декораций к постановке футуристической оперы и «Победа над солнцем». В 1915-м квадрат был представлен в виде законченного живописного полотна в ряду других геометрических работ, которые, в общем, ознаменовали появление нового художественного направления — супрематизма.

Работы впервые были обнародованы на футуристической выставке «0, 10», открывшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года.

Супрематические картины Малевича занимали там отдельный зал, а «Черный квадрат» висел в так называемом красном углу — том месте комнаты, где в русских избах держали иконы.

Последнее обстоятельство было многими критиками и журналистами воспринято как вызов и подкоп под нравственные основы. Впоследствии многие скептики пытались объяснить «Черный квадрат» прагматически — тем, что художник что-то писал на холсте, не задалось, и он закрасил изображение так, как ему в тот момент пришло в голову.

Этой смелой гипотезе, впрочем, противоречит тот факт, что Малевич неоднократно делал авторские повторения «Квадрата». Сегодня нам известно о четырех повторениях: два хранятся в Третьяковской галерее, одно — в Русском музее, еще одно — в .

Таким образом, по-видимому, нынешняя находка искусствоведов из ГТГ важная для истории шедевра Малевича, но ровно ничего не добавляет к нашему пониманию или непониманию картины. Разве что прямая

Имя Алле, конечно же, в связи с звучало и раньше. Его четыре работы 1882-1883 годов, представляющие собой синий, черный, белый и красный прямоугольники с названиями вроде «Первое причастие страдающих анемией девушек в снегу», были показаны на выставках «Отвязанного искусства». В связи с Малевичем это все часто вспоминали, но было не вполне ясно, как шаловливая французская затея относится к монументальному российскому символу нового искусства. Теперь, по-видимому, можно воспринимать искания русских авангардистов, в частности, и как отклик на французские штучки.