Человек-баян размышляет о том, как бороться с застоем и безынициативностью. Герои славянской мифологии: Боян

Баян 1.

Какое-то событие/происшествие/медиа-файл/объект/новость, что уже все видели и слышали.

Молодежный сленг , Сленг падонков

2.

Старая история, картинка, видео, которые уже были просмотрены пользователем. Означает неодобрение, намек на то, что информация уже давно известно.

Эта картинка – баян! Зачем ты мне ее прислал?

Интернет-мем , Компьютерный сленг

3.

Анекдот, смешная история, которую уже много раз слышали. История просхождения такая: несколько лет назад был популярен анекдот типа «вчера хоронили тёщу. Порвали два баяна». Поскольку те, кто публиковал анекдот, не знали о том, что анекдот уже был опубликован, его печатали много раз. Сотни раз. В каментах, чтоб не загружать трафиком коллег, авторы постов ставили как нарицательное «баян». Впоследствии, это название стало применяться для всех старых, всем известных анекдотов.

Да это же баян!

Интернет-сленг , Сленг падонков

4.

Медицинский шприц, используемый наркоманами для инъекций.

Я пользую только ширяновские баяны. У них ход мягкий.

Жаргон наркоманов

5. Баян

Станок для снятия отпечатков пальцев.

Уголовный жаргон


Cловарь современной лексики, жаргона и сленга . 2014 .

Синонимы :

Смотреть что такое "баян" в других словарях:

    Баян - а, муж.; стар. Баиан, а.Отч.: Баянович, Баяновна; разг. Баяныч.Производные: Бая; Яна.Именины: См. Боян Словарь личных имён. Баян (муж.)(др. тюрк.) беспрельно счастливый (жен.)(др. тюрк.) крепкая, могу … Словарь личных имен

    Баян I - Баян Аварский каган 562 602 Предшествен … Википедия

    баян - 1. БАЯН, а; м. Большая гармоника со сложной системой ладов. ● По имени легендарного древнерусского певца сказителя Бояна (Баяна). ◁ Баянный, ая, ое. Б. регистр. 2. БАЯН см. Боян. * * * баян один из наиболее совершенных и распространённых видов… … Энциклопедический словарь

    баян - См … Словарь синонимов

    Баян - тульской фабрики. БАЯН, русская хроматическая гармоника. Название по имени древнерусского певца сказителя Баяна (Бояна). Используется как сольный и ансамблевый инструмент, входит в оркестр народных инструментов. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Баян - см. Слово о полку Игореве. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия

    БАЯН - в «Слове о Полку Игореве» так называется песнопевец древних времен. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. БАЯН песнопевец в «Слове о полку Игореве». Полный словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Боя́н (Баян ) - древнерусский певец и сказитель, «песнотворец», персонаж Слова о полку Игореве .

Имя

По одной из версий, самое слово "боян" или "баян" (две эти формы исстари употребляются безразлично; одно и то же лицо называется то Боян, то Баян) - хорошо известно у всех славян: у русских, болгар, сербов, поляков, чехов. Происходит от старославянского "бати", означавшего, с одной стороны: "ворожить", "заговаривать", с другой - "баснословить". Отсюда старославянские слова: "баальник", "баальница", "волхв", "ворожея"; "баание", "бание" - ворожба, "басня"; "баник", "бан" - баятель, "incantator". Отсюда и позднейшие русские формы: "баян", "боян", "балян" - краснобай, байщик, знающий сказки, басни; белорусская "баюн" - охотник болтать, сказочник. Вместе с значением нарицательным у всех славян слово "баян", "боян" встречается и как имя собственное, как название реки, местности или лица. По другой версии Боян - славянское имя, от боятися : «наводящий страх», «которого боятся» (аналогично таким известным древнерусским именам, как Хотен или Ждан). По третьей версии, имя тюркско -болгарского происхождения, ср. чуваш. пуян «богатый», общетюрк. бай «богатый», от глагола baj - «становиться богатым».

Имя Боян является очень распространенным и у южнославянских народов, особенно у сербов, болгар, македонцев, черногорцев. Кроме имени Боян, на территориях с преимущественно болгарским населением с X века засвидетельствованы имена, этимологически схожие - Боимир (Х в.), Бояна (XVI в.), Бойо (XV в.) с др . Также стоит упомянуть легендарного основателя Аварского каганата Баяна I и древнеболгарского князя Батбаяна .

В Трубчевске (1975), Брянске (1985) и Новгороде-Северском (1989) установлены памятники Бояну.

Напишите отзыв о статье "Боян"

Примечания

Литература

Дмитриев Л. А. // Энциклопедия «Слова о полку Игореве»: В 5 т. - СПб.: Дмитрий Буланин, 1995. Т. 1. А-В. - 1995. - С. 147-153

// Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.

В мультфильмах

  • Князь Владимир (2006; Россия) режиссёр Юрий Кулаков , Бояна озвучивает Лев Дуров .

Отрывок, характеризующий Боян

– Не знаю, позволят ли, – слабым голосом сказал офицер. – Вон начальник… спросите, – и он указал на толстого майора, который возвращался назад по улице по ряду телег.
Наташа испуганными глазами заглянула в лицо раненого офицера и тотчас же пошла навстречу майору.
– Можно раненым у нас в доме остановиться? – спросила она.
Майор с улыбкой приложил руку к козырьку.
– Кого вам угодно, мамзель? – сказал он, суживая глаза и улыбаясь.
Наташа спокойно повторила свой вопрос, и лицо и вся манера ее, несмотря на то, что она продолжала держать свой платок за кончики, были так серьезны, что майор перестал улыбаться и, сначала задумавшись, как бы спрашивая себя, в какой степени это можно, ответил ей утвердительно.
– О, да, отчего ж, можно, – сказал он.
Наташа слегка наклонила голову и быстрыми шагами вернулась к Мавре Кузминишне, стоявшей над офицером и с жалобным участием разговаривавшей с ним.
– Можно, он сказал, можно! – шепотом сказала Наташа.
Офицер в кибиточке завернул во двор Ростовых, и десятки телег с ранеными стали, по приглашениям городских жителей, заворачивать в дворы и подъезжать к подъездам домов Поварской улицы. Наташе, видимо, поправились эти, вне обычных условий жизни, отношения с новыми людьми. Она вместе с Маврой Кузминишной старалась заворотить на свой двор как можно больше раненых.
– Надо все таки папаше доложить, – сказала Мавра Кузминишна.
– Ничего, ничего, разве не все равно! На один день мы в гостиную перейдем. Можно всю нашу половину им отдать.
– Ну, уж вы, барышня, придумаете! Да хоть и в флигеля, в холостую, к нянюшке, и то спросить надо.
– Ну, я спрошу.
Наташа побежала в дом и на цыпочках вошла в полуотворенную дверь диванной, из которой пахло уксусом и гофманскими каплями.
– Вы спите, мама?
– Ах, какой сон! – сказала, пробуждаясь, только что задремавшая графиня.
– Мама, голубчик, – сказала Наташа, становясь на колени перед матерью и близко приставляя свое лицо к ее лицу. – Виновата, простите, никогда не буду, я вас разбудила. Меня Мавра Кузминишна послала, тут раненых привезли, офицеров, позволите? А им некуда деваться; я знаю, что вы позволите… – говорила она быстро, не переводя духа.
– Какие офицеры? Кого привезли? Ничего не понимаю, – сказала графиня.
Наташа засмеялась, графиня тоже слабо улыбалась.
– Я знала, что вы позволите… так я так и скажу. – И Наташа, поцеловав мать, встала и пошла к двери.
В зале она встретила отца, с дурными известиями возвратившегося домой.
– Досиделись мы! – с невольной досадой сказал граф. – И клуб закрыт, и полиция выходит.
– Папа, ничего, что я раненых пригласила в дом? – сказала ему Наташа.
– Разумеется, ничего, – рассеянно сказал граф. – Не в том дело, а теперь прошу, чтобы пустяками не заниматься, а помогать укладывать и ехать, ехать, ехать завтра… – И граф передал дворецкому и людям то же приказание. За обедом вернувшийся Петя рассказывал свои новости.
Он говорил, что нынче народ разбирал оружие в Кремле, что в афише Растопчина хотя и сказано, что он клич кликнет дня за два, но что уж сделано распоряжение наверное о том, чтобы завтра весь народ шел на Три Горы с оружием, и что там будет большое сражение.
Графиня с робким ужасом посматривала на веселое, разгоряченное лицо своего сына в то время, как он говорил это. Она знала, что ежели она скажет слово о том, что она просит Петю не ходить на это сражение (она знала, что он радуется этому предстоящему сражению), то он скажет что нибудь о мужчинах, о чести, об отечестве, – что нибудь такое бессмысленное, мужское, упрямое, против чего нельзя возражать, и дело будет испорчено, и поэтому, надеясь устроить так, чтобы уехать до этого и взять с собой Петю, как защитника и покровителя, она ничего не сказала Пете, а после обеда призвала графа и со слезами умоляла его увезти ее скорее, в эту же ночь, если возможно. С женской, невольной хитростью любви, она, до сих пор выказывавшая совершенное бесстрашие, говорила, что она умрет от страха, ежели не уедут нынче ночью. Она, не притворяясь, боялась теперь всего.

M me Schoss, ходившая к своей дочери, еще болоо увеличила страх графини рассказами о том, что она видела на Мясницкой улице в питейной конторе. Возвращаясь по улице, она не могла пройти домой от пьяной толпы народа, бушевавшей у конторы. Она взяла извозчика и объехала переулком домой; и извозчик рассказывал ей, что народ разбивал бочки в питейной конторе, что так велено.
После обеда все домашние Ростовых с восторженной поспешностью принялись за дело укладки вещей и приготовлений к отъезду. Старый граф, вдруг принявшись за дело, всё после обеда не переставая ходил со двора в дом и обратно, бестолково крича на торопящихся людей и еще более торопя их. Петя распоряжался на дворе. Соня не знала, что делать под влиянием противоречивых приказаний графа, и совсем терялась. Люди, крича, споря и шумя, бегали по комнатам и двору. Наташа, с свойственной ей во всем страстностью, вдруг тоже принялась за дело. Сначала вмешательство ее в дело укладывания было встречено с недоверием. От нее всё ждали шутки и не хотели слушаться ее; но она с упорством и страстностью требовала себе покорности, сердилась, чуть не плакала, что ее не слушают, и, наконец, добилась того, что в нее поверили. Первый подвиг ее, стоивший ей огромных усилий и давший ей власть, была укладка ковров. У графа в доме были дорогие gobelins и персидские ковры. Когда Наташа взялась за дело, в зале стояли два ящика открытые: один почти доверху уложенный фарфором, другой с коврами. Фарфора было еще много наставлено на столах и еще всё несли из кладовой. Надо было начинать новый, третий ящик, и за ним пошли люди.
– Соня, постой, да мы всё так уложим, – сказала Наташа.
– Нельзя, барышня, уж пробовали, – сказал буфетчнк.
– Нет, постой, пожалуйста. – И Наташа начала доставать из ящика завернутые в бумаги блюда и тарелки.
– Блюда надо сюда, в ковры, – сказала она.
– Да еще и ковры то дай бог на три ящика разложить, – сказал буфетчик.
– Да постой, пожалуйста. – И Наташа быстро, ловко начала разбирать. – Это не надо, – говорила она про киевские тарелки, – это да, это в ковры, – говорила она про саксонские блюда.
– Да оставь, Наташа; ну полно, мы уложим, – с упреком говорила Соня.
– Эх, барышня! – говорил дворецкий. Но Наташа не сдалась, выкинула все вещи и быстро начала опять укладывать, решая, что плохие домашние ковры и лишнюю посуду не надо совсем брать. Когда всё было вынуто, начали опять укладывать. И действительно, выкинув почти все дешевое, то, что не стоило брать с собой, все ценное уложили в два ящика. Не закрывалась только крышка коверного ящика. Можно было вынуть немного вещей, но Наташа хотела настоять на своем. Она укладывала, перекладывала, нажимала, заставляла буфетчика и Петю, которого она увлекла за собой в дело укладыванья, нажимать крышку и сама делала отчаянные усилия.

Наверняка многие пользователи интернета сталкивались с таким понятием, как баян. Что значит это слово, знают многие, но не все, поэтому для некоторых эта статья окажется познавательной.


Чаще всего слово "баян" можно увидеть на различных форумах, в чатах, а также в социальных сетях, например "ВКонтакте". Допустим, группа или паблик выставляет интересную картинку или смешной анекдот. Хоть один из участников да скажет о том, что это баян. Что значит это слово, поинтересоваться, конечно, можно, но нежелание быть обсмеянным вряд ли позволит незнающим это сделать. Проще всё узнать самому. Между тем информация о том, что значит баян в "ВК", так и остаётся вопросом, на который приходится искать ответ.

Определение

Если вы "находитесь" в интернете не один год, вы наверняка заглядываете на разные сайты. Вы видите картинки, читаете посты и забавные/страшные/грустные истории, удивляетесь, смеетесь или не испытываете ничего. вы запоминаете те изображения или рассказы, что вам попались на глаза. Проходит несколько лет, и вот вы видите в одной из групп "ВК", например, ту самую картину, которую некогда видели на другом сайте или в другой группе, или в этой же. Вы точно знаете, что видели изображение, причём не вчера/позавчера/на прошлой неделе, а именно давно, несколько лет назад. Это и есть баян, что значит "несвежая" информация, шутка или картинка.

Итак, из вышесказанного выносим полноценное определение. Баян - слово, выражающее неодобрение лиц того факта, что им показывают информацию, новость, картинку, шутку и т. д., которая либо давно разгуливает по интернету, либо уже была в этом же месте раньше (например, повторяющийся в группе в "ВК" один и тот же пост). Вот, что значит баян в интернете.

Происхождение

У большинства слов или фраз есть происхождение, и "баян" не исключение. Был некогда анекдот: «Хоронили тёщу. Порвали два баяна». Он настолько часто постился на одном и том же сайте, что окончательно надоел всем участникам. Негативные комментарии лились рекой, среди которых в какой-то момент начали появляться слова вроде «баян», что значит в переводе «снова этот надоевший анекдот про эти надоевшие баяны». Кто-то подхватил, пустил в интернет, и понеслось - это слово начало расползаться повсюду в слегка модернизированном смысле, чем в него вкладывали изначально.

Другая версия, пусть и менее правдоподобная, но также имеющая право на существование такая: чтобы не писать одно и то же слово по несколько раз, люди стали употреблять знак -//- для обозначения повтора. Поскольку эти символы похожи на баян, а пользователи интернета, которые сами писали эти знаки при письменной речи, стали обозначать ими именно непригодную для «свежей новости» информацию, появилось название "баян".

Схожие понятия

Синонимом к слову «баян» является фраза «бородатый анекдот». Именно это словосочетание наиболее приближено к его смыслу. Правда, "баян" распространяется на более масштабный контент. То есть, например, увиденную в 13-ый раз грустную историю о котике можно назвать баяном, но нельзя - бородатым анекдотом. А смешной рассказ о какой-нибудь собаке, которая появляется где-то чуть ли не каждый день, можно назвать и так, и так.

Бородатый анекдот - это термин, означающий шутку, которая уже давным-давно всем известна. Название у него такое потому, что, высмеивая человека, его рассказавшего, люди говорили, что, мол, ещё их деды смеялись над этой «забавностью». А поскольку при воспоминании о дедушках приходят ассоциации с бородатыми мужчинами, пошло схожее название.

Итог

Да, баяны многих раздражают. Но никогда нельзя забывать о тех, кто, возможно, не видел знаменитую картинку или историю. Некоторые редко заходят в интернет, поэтому для них большинство получаемой информации кажется новой, а значит, пока есть спрос, будут рождаться предложения. Пока в интернете появляются новые пользователи, баяны были, есть и будут.

БОЯН ВЕЩИЙ - ПЕВЕЦ И СКАЗИТЕЛЬ Боян или Баян - древнерусский персонаж, о котором упоминается в Слово о полку Игореве. Боян - это древнерусский певец и сказитель. Кроме того, что вероятнее всего, это был реальный человек, о чём мы поговорим ниже, в славянской вере он стал практически Языческим Святым и даже Богом, покровителем искусств и провидчества. Это не удивительно. В каждой религии есть свои святые, которых после смерти, по тем или иным заслугам, возносят как чудотворцев или людей близких к Богу. То же самое произошло и с Бояном, который при жизни сочинял сказы, музыку и обладал вещим даром. В некоторых местах можно встретить, что Боян является Богом музыки, поэзии и творчества в общем, а также внуком языческого Бога Велеса. Изначально слово Боян лингвисты относят к нескольким вариантам. Боян - распространённое древнеславянское имя, имеющее двойное обозначение: 1. наводящий страх и 2. колдоство, заклинания, колдун; Пуян - болгарско-тюркского происхождения, означает - Богатый; Баян - казахского происхождения, означающее - повествовать, рассказывать; Баальник, баание - ворожить, заговаривать; Баянъ - чародей, волшебник, колдун. Образ поэта связывают с обоими значениями его имени и понимают как сказителя-волшебника. После того, как имя сказителя Бояна стало мифологическим, оно стало означать именно сказание, разговоры и песни - баян, баянить, басня, баять, баюкать и т.д. В литературе XX века Боян и вовсе стал нарицательным для указания русского певца и гусляра. Карамзин внёс Бояна в Пантеон Российских Авторов, как "славнейшего в древности стихотворца русского". Самая распространенная точка зрения исследователей русской истории, что древнерусский Боян Вещий был придворным певцом русских князей XI века (предположительно чернигово-тмутороканских князей). В Слове о Полку Игореве говорится, что Боян воспевал трёх князей: Мстислава Владимировича Храброго, Ярослава Мудрого и Романа Святославича (внук Ярослава). Так же упоминается Всеслав Полоцкий, которого Боян порицал за то, что тот захватывал Киев. Здесь мы видим характерную для придворных певцов манеру составлять песни-хвалы и песни-хулы. Он был автором и исполнителем своих песен, сам пел и сам играл на музыкальном инструменте. Вот одна из припевок его песни о Всеславе Полоцком: "Ни хытру, ни горазду, ни птицю горазду суда Божіа не минути". Другие слова, которые цитирует автор повести: "Начати же ся тъй пѣсни по былинамь сего времени, а не по замышленію Бояню ", " Тяжко ти головы кромѣ плечю, зло ти тѣлу кромѣ головы". Однако вся информация по этому поводу взята из одного источника, доверять которому или нет - до сих пор спорят учёные. Автор Слова о полку говорит, что Боян не только певец, но и вещун, который способен к оборотничеству - "Боян бо вещий, аще кому хо ше песнь творит, то растекашется мыслию по древу, серым волком по земли, шизым орлом под облакы". Автор называет его внуком Велеса, от которого тот и был наделён высокими поэтическими способностями. В соответствии с этим утверждением, фигура древнерусского сказителя стала не только исторической и запоминающейся, но и относящейся к Славянскому Пантеону Богов, имеющей Божественное происхождение. Современные язычники и Славители Древних Богов часто воздают почести Бояну на капищах и просят его наделить их творческой одарённостью, вдохновением, удачей в различных видах искусств. Гусли Словиши Стоит сказать, что в Великом Новгороде сохранилась очень старая улица Бояна, вероятно от имени Новгородца, который жил здесь. По этому поводу существует масса предположений, одна из которых - что Боян был тем самым Новгородским Волхвом Богомилом. Очень интересное исследование предлагает нам Б.А.Рыбаков. Эта история относится к крещению Новгорода в 988 году. Высший жрец славян Богомил, который жил в Новгороде, активно сопротивлялся насаждению новой веры Владимиром и поднял настоящий бунт. К сожалению, Добрыня с Путятой разбили сопротивление Новгорода, убили многих людей, сокрушили идолы и капища, а других силой крестили. Так вот, того самого жреца Богомила называли Соловьём, прозванный так от своего красноречия. Соловьём же называли и Бояна. Позже, в Новгородской Земле в слое датируемом 1070-1080 гг., были найдены гусли с надписью "Словиша" т.е. Соловей, которые предположительно принадлежали тому самому жрецу и волхву Богомилу-Соловью. Всё это, и ещё практически одинаковое время существования и того и другого человека, даёт нам право делать предположения, что Богомил и Боян могли быть одним и тем же лицом. фото 3 - Гусли Гусляра Словиши (рисунок) фото 4 - Памятник Бояну в городе Трубчевск

У всех народов в мире есть свои национальные инструменты. У русских таким инструментом по праву может считаться баян. Особенное распространение он получил в русской глубинке, где пожалуй, не одно мероприятие будь то свадьба, или какие-либо народные гулянья, не обходятся без него.

Однако мало кто знает, что прародителем всеми любимого баяна, стал восточный музыкальный инструмент «шэн». В основу извлечения звука которого, как и в баяне был заложен язычковый принцип. Исследователи полагают, что более 2000—3000 лет назад он появился и стал распространяться в Китае, Бирме, Лаосе и Тибете. Шэн представлял собой корпус с бамбуковыми трубочками по бокам, внутри которых находились медные язычки. В Древней Руси шэн появился вместе с татаро-монгольским нашествием. Отсюда он и стал распространяться по странам Европы.

В создании баяна в таком виде в котором мы привыкли его видеть в разное время приложили руку многие мастера. В 1787 году мастер из Чехии Ф. Киршнер решил создать музыкальный инструмент, где звук появлялся бы из-за колебаний пластины из металла в воздушном столбе, который нагнетался специальной меховой камерой. Киршнер даже спроектировал первые модели своего инструмента. В начале 19-го столетия немец Ф. Бушман изготовил механизм для настройки обслуживаемых им органов. Во 2-й четверти 19-го столетия в Вене австриец с армянскими корнями К. Демиан, взяв за основу изобретение Бушмана и модифицировав его, произвел на свет первый прообраз баяна. Инструмент Демиана включал в себя 2 независимые клавиатуры, между которыми располагались меха. Клавиши на правой клавиатуре были предназначены для наигрывания мелодии, клавиши левой клавиатуры выдавали бас. Подобные музыкальные инструменты (гармоники) были завезены в Российскую Империю в первой половине 19-го столетия, где и получили большую популярность и распространение. В нашей стране стали быстро создаваться мастерские, и даже целые фабрики по изготовлению всевозможных видов гармоник.

В 1830 году в Тульской губернии на одной из ярмарок мастер-оружейник И. Сизов купил диковинный заграничный музыкальный инструмент – гармонику. Пытливый русский ум не мог удержаться, чтоб не разобрать инструмент и посмотреть как он устроен. Увидев, очень простую конструкцию, И. Сизов решил собрать свой вариант музыкального инструмента, который получил название «гармонь».

Тульский любитель-гармонист Н. Белобородов, решил создать свой инструмент с большим количеством музыкальных возможностей в сравнении с гармонью. Его мечта осуществилась в 1871 году, когда он вместе с мастером П. Чулковым сконструировал двухрядную гармонь.
Гармонь стала трехрядной в 1891 году, благодаря мастеру из Германии Г. Мирвальду. Спустя 6 лет П. Чулков представил на суд публики и музыкантам свой инструмент, позволявший одним нажатием на клавишу получать уже готовые аккорды. Постоянно меняясь и усовершенствуясь гармонь постепенно становилась баяном.
В 1907 году музыкальный деятель Орланский-Титоренко сделал заказ мастеру П. Стерлигову на изготовление сложного четырехрядного музыкального инструмента. Инструмент назвали «баяном» в честь сказителя из древнерусского фольклора. Баян усовершенствовался по прошествии 2-х десятилетий. П. Стерлигов создает инструмент с выборной системой, располагавшейся на левой клавиатуре.

В современном мире баян стал универсальным музыкальным инструментом. Музыкант при игре на нем может исполнять как народные песни, так и переложенные на него классические музыкальные произведения.