Чего только не бывает во Вселенной. Матильда Кшесинская: реальная история балерины

Знаменитая русская балерина Матильда Кшесинская отличалась столь яркой красотой, что ее внешность удостоилась внимания венценосных особ. Говорят, что сам Николай II тайно встречался с Кшесинской, а после его женитьбы любовниками балерины стали великие князья Сергей Михайлович и Андрей Владимирович. И от первого Кшесинская даже родила мальчика, которого позднее усыновил второй. Понятно, что у примы-балерины Императорских театров проблем с деньгами не было, и в 1904 году она поручила архитектору А. И. фон Гогену построить для себя особняк.

В последнее время о Матильде Феликсовне заговорили — и отнюдь не в связи с ее хореографическим талантом, коему рукоплескал весь Старый Свет. О балерине вспомнили после того, как общественники из движения «Царский крест» разглядели в трехминутном трейлере еще не вышедшего на экраны художественного фильма Алексея Учителя «Матильда» искажение исторических событий, а также «антироссийскую и антирелигиозную провокацию в сфере культуры». Более всего активистов возмутили демонстрируемые в картине любовно-эротические сцены между Кшесинской и наследником престола — будущим императором Николаем II. Реакция на жалобы общественников последовала незамедлительно. Во-первых, в Генпрокуратуру обратилась депутат Госдумы РФ Наталья Поклонская с просьбой проверить «Матильду» на предмет оскорбления чувств верующих. Во-вторых, в Общественный совет при Минкультуры поступили 20 тысяч подписей с требованием запретить фильм, премьера которого запланирована на октябрь 2017 года. В-третьих, некая организация «Христианское государство — Святая Русь» отправила директорам российских кинотеатров письмо, в котором предупредила, что в случае демонстрации картины «кинотеатры будут гореть». Вот так поборники исторической достоверности обеспечили Матильде Феликсовне полный аншлаг — причем еще до выхода на сцену.

Внимание! +18. Видео содержит эротические сцены

Впрочем, балерина уже не первый раз оказывается в центре большого скандала. Речь поведем о том, как вихрь Февральской революции свел в одни газетные заголовки фамилии Кшесинской и Ленина. Мало кто знает, что балерина в апреле-мае 1917 года доставила большевикам немало проблем и даже вела с ними имущественную тяжбу, о которой знал весь революционный Петроград. Предметом тяжбы был знаменитый особняк на углу Кронверкского проспекта и Большой Дворянской улицы, с балкона которого вечером 3 апреля 1917 года перед рабочими и матросами выступал Владимир Ленин, только что вернувшийся из эмиграции. Однако обо всем по порядку.


Кшесинская решила построить себе большой дом в Санкт-Петербурге в 1902 году — сразу после рождения сына. Старый, куда более скромный дом на Английском проспекте, подаренный Николаем II, Кшесинская решила продать князю Александру Романовскому. «Покинуть свой старый дом, подаренный мне Ники, было очень тяжело. Приходилось расставаться с домиком, с которым были связаны самые дорогие для меня воспоминания, и где я прожила много, много счастливых дней. Но в то же время оставаться там, где всё мне напоминало Ники, было ещё грустнее», — вспоминала Кшесинская.

Весной 1906 года на углу Кронверкского проспекта стартовало масштабное строительство шикарного дома. Место под новый особняк Матильда выбрала сама: рядом не было фабрик, а размеры участка позволяли разбить при доме сад. О гармонии окружающего пространства она заботилась и позже: в 1909 году недалеко от ее дворца началось возведение мечети, однако католичка Кшесинская обратилась к своему сердечному другу Великому князю Сергею Михайловичу с просьбой оградить ее от такого соседства. В результате между особняком и мечетью возвели дом Второго Каменноостровского товарищества устройства постоянных квартир с кирпичной оградой и скульптурами львов. Все остались довольны.

Александр фон Гоген
Кшесинская считала, что архитектор Александр фон Гоген блестяще справился с ее заказом. Особняк длиной 50 и шириной 33 метра выдержан в стиле классического северного модерна, выделялся асимметричным фасадом и композицией разновысоких объемов. Во внешней отделке использовалось контрастное сочетание материалов: красного и серого гранита, облицовочного кирпича, майоликовой плитки и декоративного металла. Во дворе и в саду всегда было опрятно — за этим неустанно следил главный дворник Матвей Денисов, которого Кшесинская тепло называла «дед Матвей». Во дворе располагались, прачечная, гаражи для экипажа и двух автомобилей, а также коровник — чтобы сын балерины мог пить парное молоко. В одном из сараев также жила «толстая свинья, любимица Вовы», а в самом доме обитали фокс и прирученная козочка, с которой Кшесинская выступала в балете «Эсмеральда».

Внутреннее пространство было организовано в виде двух анфилад залов, с примыкающим остекленным зимним садом. Уже под Рождество 1907 года хозяйка перебралась в новое имение, даже несмотря на то, что еще не все комнаты были обставлены. Судя по мемуарам самой Матильды Феликсовны, обстановка в особняке была роскошной.


Зимний сад

«Внутреннюю отделку комнат я наметила сама. Зал должен был быть выдержан в стиле русского ампира, маленький угловой диван — в стиле Людовика XVI, а остальные комнаты я предоставила вкусу архитектора. Некоторые комнаты, как столовая и соседний с нею салон, были в стиле модерн.


Гостиная (салон)

Спальню и уборную я заказала в английском стиле, с белой мебелью и кретоном на стенах.

Всю стильную мебель и ту, которая предназначалась для моих личных комнат и комнат моего сына, я заказала Мельцеру, самому крупному и известному в Петербурге фабриканту, а всю остальную обстановку я поручила крупной фирме Платонова. Все бронзовые предметы для зала ампир и салона Людовика XVI, как то: люстры, бра, канделябры, дверные и оконные ручки, запоры и шпингалеты, а также все ковры и материал для обивки мебели я заказала в Париже. Стены салона были обтянуты желтым шелком».
Интерьер особняка и вид двора в 1916 году.


Парадная лестница


Столовая


Спальня


Белый зал


Двор и сад

Второй этаж был отведён под детские комнаты, спальню балерины, помещение экономки, несколько «запасных» комнат для гостей и гардеробную. Последняя была обставлена четырьмя огромными дубовыми шкафами, в которых хранились не только повседневные и выходные платья Матильды, но и ее сценические костюмы, туфли и парики. На первом этаже располагались большая зала, бильярдная, несколько гостиных, комнаты для слуг, кабинет Кшесинской, буфет и зимний сад, для которого на фасаде здания был специально спроектирован большой застекленный эркер. Сохранились воспоминания об украшавших сад громадных пальмах и деревянных трельяжных конструкциях, увитых зеленью. На первом же этаже находились две кухни — для гостей и прислуги. Обратимся вновь к мемуарам балерины.

«Кухня была моей гордостью, она была, можно сказать, шикарная, и часто после обеда я приглашала гостей полюбоваться ею. Мой французский повар Дени содержал кухню в примерной чистоте и опрятности, и сразу после обеда, когда я показывала гостям кухню, она была в таком порядке, что можно было думать, будто никакого обеда там вовсе и не готовили. При доме был свой ледник и специальная холодная кладовая для сухих продуктов. У меня был, конечно, винный погреб. Он был наполнен чудными винами и был устроен так, что я могла в нём давать ужины после спектаклей для любителей хороших вин, предоставляя им самим выбирать по каталогу то вино, которое каждый хотел. В погребе был и специальный шкап — со стаканами для каждого сорта вин. Эти ужины в погребе среди бутылок вина были оригинальны по своей обстановке и очень веселы. И вина выпивалось на них немало».


Вино из погребка Кшесинской нередко пивали Федор Шаляпин, Вацлав Нижинский, Тамара Карсавина, Леонид Собинов, Анна Павлова — весь цвет Петербурга. На приемы захаживали знаменитый ювелир Карл Фаберже, одаривавший Матильду украшениями, и не менее известная американская танцовщица, возлюбленная поэта Сергея Есенина, Айседора Дункан, с которой хозяйка быстро подружилась. Сергей Дягилев также не раз гостил у знаменитой танцовщицы, с которой его связывала нежная дружба. Здесь же пела итальянская певица Лина Кавальери, устраивались домашние спектакли, концерты, велись интересные беседы, общались близкие по своим интересам люди. В общем, дворец Кшесинской был своеобразной Меккой художественной интеллигенции Петербурга-Петрограда вплоть до 1917 года.

Ксешинская с сыном в особняке

В начале февраля 1917 года обстановка в Северной столице стала накаляться. Полицмейстер Владислав Галле заботливо порекомендовал балерине вместе с сыном покинуть столицу, поскольку ожидались беспорядки. Опасения были вполне обоснованы: ни для кого не была секретом близость Кшесинской к императорской семье, последние полгода она получала анонимные письма с угрозами расправы. Матильда на время уехала в Финляндию, но к середине месяца вернулась. 22 февраля балерина давала обед с шикарной сервировкой на 24 персоны. Она еще не знала, что это будет последний прием в ее особняке. 26 февраля ей позвонил генерал Галле и велел спасать ценности. «Когда я взглянула вокруг себя на всё, что было у меня драгоценного в доме, то не знала, что взять, куда везти и на чём, когда кругом уже бушует море. На следующий день, в понедельник 27 февраля, с каждым часом становилось всё тревожнее и тревожнее. Всё, что было более драгоценного и что попадалось мне под руку, я уложила в небольшой ручной саквояж, чтобы быть готовой на всякий случай», — вспоминала балерина. 27 февраля Кшесинская в черном пальто, платке на голове, чемоданчиком с драгоценностями и любимым фоксом Джиби на поводке покинула свой особняк, в котором счастливо прожила 11 лет.

Уже на следующий день в здание ворвались революционеры неизвестной масти во главе со студентом Агабабовым. Автомобили Кшесинской исчезли, а с ними антиквариат и прочие ценные вещи. О том, что дом подвергся налету мародеров, балерине, скрывавшейся вместе с сыном у своей давней подруги Лилии Лихачевой, сообщил дворник. Через пару дней хозяйка рискнула вернуться в особняк, чтобы убедиться в произошедшем:

«Мне предложили подняться в мою спальню, но это было просто ужасно, что я увидела: чудный ковёр, специально мною заказанный в Париже, весь был залит чернилами, вся мебель была вынесена в нижний этаж, из чудного шкапа была вырвана с петлями дверь, все полки вынуты, и там стояли ружья, я поспешила выйти, слишком тяжело было смотреть на это варварство. В моей уборной ванна-бассейн была наполнена окурками. В это время ко мне подошёл студент Агабабов, который первым занял мой дом и жил с тех пор в нём. Он предложил мне как ни в чём не бывало переехать обратно и жить с ними и сказал, что они уступят мне комнаты сына. Я ничего не ответила, это уже было верхом нахальства… Внизу, в зале, картина была не менее отвратительна: рояль Бехштейна красного дерева был почему-то втиснут в зимний сад, между двумя колоннами, которые, конечно, были сильно этим повреждены. С тяжёлым сердцем вышла я снова из своего дома; с такой любовью построенный, вот во что он превратился…».
На этот раз она покидала свой дом навсегда. 1 марта особняк самовольно заняли солдаты мастерских запасного автобронедивизиона — они расположились на первом этаже. Параллельно здание приглянулось активистам Петроградского комитета большевиков, который ютился в двух каморках на чердаке Петроградской биржи труда (Кронверкский проспект, 49). Партийцы отправили к «броневикам» на переговоры Петра Дашкевича. Судя по всему, стороны ударили по рукам, ибо уже 11 марта 1917 года ПК РСДРП (б) и его Военная организация перебрались в жилище Кшесинской. После того, как в здании обосновался и ЦК РСДРП (б), петроградские газеты нарекли особняк «главным штабом ленинцев». Штаб имел весьма удобное стратегическое расположение: до центра недалеко, рядом Петропавловская крепость, неподалеку в Народном доме после Февральской революции разместились солдаты 1-го пулеметного полка, рукой подать и до рабочих окраин Выборгской стороны.



Удостоверение П.В. Дашкевича для переговоров о размещении Петербургского комитета РСДРП(б) в особняке Кшесинской. 9 марта 1917 года


А вскоре и сам Ильич осенил особняк своим присутствием. Ленин, как известно, Февральскую революцию пропустил — был в эмиграции в Цюрихе. Опустим в рамках нашей статьи полную тайн историю с поездкой через Германию в «пломбированном» вагоне. Для нас в данном случае важно то, что вечером 3 апреля Ленин прибыл в Петроград. В 23 часа 10 минут поезд остановился у платформы Финляндского вокзала, где уже собрались петроградские рабочие. Владимир Ильич влез на броневой автомобиль, откуда выступил с исторической речью, которую завершил словами: «Да здравствует социалистическая революция!» На этом же броневике Ленин направился в штаб Центрального и Петроградского комитетов большевиков — т.е. в самовольно занятый большевиками особняк Матильды Кшесинской. В ту же ночь Ильич произнес пламенную речь с балкона этого здания перед собравшимися на улице рабочими, солдатами и матросами. Исторический балкон находился в комнате сына балерины Володи. Фотокамеры это событие, похоже, не зафиксировали, зато советские художники позже написали на эту тему немало соцреалистических полотен.


Картины советских художников на тему выступления Ленина с балкона особняка Ксешинской

Теперь вокруг особняка постоянно кипели революционные страсти. Супруга известного историка Сергея Платонова, проживавшая с семьей по соседству, записывала в дневнике: «Около него постоянно стоит толпа и кто-нибудь ораторствует — больше говорит не сам Ленин, а кто-нибудь из «ленинцев», происходят ожесточенные споры между «ленинцами» и их противниками, причем несогласных с Лениным иногда арестовывают, а иногда, говорят, оратору ленинцу приходится спешно спасаться во двор или в дом, чтобы не быть побитым».


Революционные страсти вокруг особняка Ксешинской весной-летом 1917-го кипели нешуточные

Тем временем Кшесинская решилась бороться за свою собственность. Однако выяснилось, что незваные гости вовсе не собираются покидать ее уютный особняк. Матильда Феликсовна имела обстоятельный разговор с главой Петрокомитета Львом Михайловым. Тот хоть и был вежлив с императорской любимицей, но все больше иронизировал, всячески давая женщине понять, что у ее дома появились новые владельцы. Аналогичным образом прошла беседа Кшесинской с представителем большевиков в Исполкоме Петросовета Александром Шляпниковым. Началось хождение балерины по кабинетам чиновников всех уровней и политических мастей: она побывала в военной комиссии Временного комитета Госдумы, обращалась к командующему Петроградским военным округом генералу Лавру Корнилову. Удивительное дело: в Общественном Градоначальстве ей вернули часть изъятых из особняка ценностей. Балерина пыталась взывать и к совести членов ПетроСовета: для них Кшесинская в знак особого уважения даже написала письмо с просьбой вернуть ей дом на красной бумаге. «У меня ребенок, а мы остались без крова», — писала хозяйка особняка. В ответ высший орган «революционной демократии» принял резолюцию, в которой признавал «захват кем бы то ни было частной собственности недопустимым» и предложил комитету броневого дивизиона «немедленно очистить занимаемое им в доме Кшесинской помещение, предоставив таковое владелице». Однако никакой силы этот документ не имел: из особняка на Кронверкском проспекте никто так и не съехал.


Макет особняка из музея Государственного музея политической истории

Малоэффективным оказалось и обращение к тогдашнему министру юстиции Керенскому. Александр Федорович был с дамой крайне любезен, обещал «оградить от всяких неприятностей» и даже дал номер своего домашнего телефона, но во время повторного визита вынужден был заявить Кшесинской, что освободить ее дом силой нельзя, «так как это повлечет за собой кровопролитие около него, что еще более осложнит дело». Тогда Матильда обратилась в суд. В Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга сохранилось «Личное дело Кшесинской М.». Среди документов есть ее прошение на имя прокурора Петроградской судебной палаты, в котором она требует:
«1) Принять меры к освобождению моего дома от посторонних лиц и дать мне возможность спокойно вернуться в него.
2) Начать расследование по делу о разграблении моего имущества в том же доме».


Разграбление особняка Ксешинской


Прокурор в ответ запросил управление запасного автоброневизиона о «возможности освободить от постоя дом Кшесинской в виду ее ходатайства» и затребовал от комиссариата милиции Петроградского района «дознание о расхищенном имуществе». Реакции опять не последовало. Тогда адвокат Кшесинской — Владимир Хесин — возбудил гражданский иск о выселении.

Присяжный поверенный Владимир Савельевич Хесин (1867—1948), с 1921 года — в эмиграции в Париже. Думаю еслиб он стался в Советской России, был бы расстрелян в подвале ВЧК, как человек посмевший подать в суд на Ленина.

В качестве ответчиков на суде истицей были указаны: «1. Петроградский комитет РСДРП; 2. ЦК РСДРП; 3. Центральное бюро профсоюзов; 4. Петроградский районный комитет партии эсеров; 5. Клуб военных организаций; 6. Помошник присяжного поверенного С.Я. Багдатьев; 7. Студент Г. О. Агабабов; 8. Кандидат прав В.И. Ульянов (лит. псевдоним — Ленин)».


Присяжный поверенный Владимир Савельевич Хесин

Газеты с упоением смаковали имущественные претензии «царской фаворитки» к «большевистскому вождю». Многие СМИ на первых полосах публиковали заметки под заголовками, вроде «Тяжба Кшесинской и Ленина». Однако любителей сенсаций ждало разочарование: главная истица и ответчик в суд не явились.

Интересы большевиков на процессе представляли литовский социал-демократ, помощник присяжного поверенного Мечислав Козловский и один из секретарей ПК Сергей Багдатьев. На заседании выяснилось, что ответчику Ленину повестка не вручена по причине его непроживания там, а районный комитет эсеров принять повестку отказался. Самовольное занятие особняка революционными организациями Козловский объяснил так: «Следует не забывать, что революционные организации заняли это здание 27 февраля, в день революционного выступления народа. Заняли его тогда, когда оно было пустым, когда разбушевавшиеся массы уничтожали дворец Кшесинской, считая его гнездом контрреволюции, где сходились все нити, связывавшие с царским домом Кшесинскую, которая по разумению масс была если уж не членом царской семьи, то, по крайней мере, фавориткой свергнутого царя. И остался целым этот дворец лишь благодаря тому, что был занят революционными организациями. О каком это «законном порядке» позволительно говорить в тот момент, когда на улице идет революция со свистом пуль и артиллерийской канонадой?!».

Сергей Багдатьев в своей речи делал акцент на том, что обосновавшиеся в особняке большевистские организации представляют собой многочисленную и влиятельную политическую силу. «Мы не грабители. Мы крупная политическая организация. Как только мы найдем для себя новое помещение — охотно выедем из дома Кшесинской». Адвокат балерины Хесин в ответ парировал: «Как гражданин и юрист я должен отстаивать ту мысль, что и в революции есть законы. И во время революции, пока нет закона нового, действует старый закон. Ведь отрицание всяких законов — это анархия. Напрасно здесь говорили о толпе, о царской фаворитке, об угрозах разгромов. Сюда в суд не нужно вносить слухов и разговоров улицы. Мало ли что говорит толпа? Толпа говорит и о поездке в запломбированном вагоне через Германию и о немецком золоте, привезенном в дом моей доверительницы. Я ведь всего этого не повторял перед судом. Я апеллирую к законному порядку. Поэтому я прошу очистить дом доверительницы, предоставив выселяемым кратчайший срок».

После 10-минутного перерыва мировой судья огласил решение. Кадетская «Речь» 6 мая воспроизвела его полностью: «По Указу Временного правительства России определено: выселить из дома № 2-1 по Б. Дворянской ул. в течение 20 дней п.к. с.-д. р.п., ЦК той же партии, клуб организаций (большевистский солдатский клуб «Правда» — А.К.), Петроградский районный комитет п.с.р., С. Багдатьева со всеми проживающими лицами и очистить помещение от их имущества. Решение обратить к предварительному исполнению. Иск в отношении Владимира Ульянова и Центрального бюро профсоюзов оставить без рассмотрения».
5 июня в особняке Кшесинской появился адвокат Хесин в сопровождении судебного пристава и отряда милиции, чтобы произвести выселение. Руководивший деятельностью Секретариата ЦК РСДРП(б) Яков Свердлов сумел договориться с министром юстиции Временного правительства П.Н. Переверзевым о предоставлении новой отсрочки и пообещал Хесину, что через неделю все большевики покинут здание. Это время ушло на то, что партийцы выясняли, кто виновен провале дела в суде: большинство решило обвинить Багдатьева с его неубедительной речью, однако за того вступился Сталин. В общем, крайнего не нашлось. Большевикам ничего не осталось, как 12 июня официально объявить о выезде из особняка ЦК и ПК РСДРП(б). Однако Военная организация РСДРП(б), которая в то время распоряжалась зданием, категорически отказалась выполнить решение суда. Ее руководители пригрозили, что на попытку их выселить ответят вооруженным сопротивлением. Глядя на них и Петроградские большевики вернулись на насиженное место.

Надо сказать, что к этому моменту наглость большевиков уже порядком поднадоела простым питерцам: в обществе набирали силу антибольшевистские настроения, а Кшесинскую газеты уже не высмеивали, а представляли как одну из жертв произвола Ленина и его соратников. Питерские телефонистки даже грозили объявить бойкот и не соединять с засевшими в особняке «ленинцами». Буржуазные феминистские организации, в свою очередь, устраивали манифестации, требуя возврата здания законной владелице. В ответ левые газеты публиковали резолюции митингов рабочих, солдат и матросов, требовавшие признать многострадальный дом общественным достоянием. Гарнизон Петропавловской крепости заявил о готовности ответить орудийным огнем на любую попытку силой выселить большевистские организации.


Предписание судебного пристава начальнику городской милиции Д.А. Крыжановскому о направлении вооруженного отряда к особняку Кшесинской. 23 июня 1917 года

15 июня министр юстиции Переверзев направил начальнику Петроградской городской милиции Д.А. Крыжановскому предписание «немедленно привести в исполнение определение Петроградского мирового суда о выселении из дома Кшесинской занимающих его лиц и организаций». В связи с тем, что ответчики от добровольного очищения занимаемого ими помещения отказались, министр предложил Крыжановскому «обратиться с письменным требованием об откомандировании необходимой для исполнения судебного определения воинской силы к Главнокомандующему войсками Петроградского военного округа». 23 июня судебный пристав 28-го участка Скрипицын обратился к начальнику милиции с просьбой направить к особняку Кшесинской в 8 часов утра 26 июня «усиленный наряд вооруженных людей». Назревал новый вооруженный конфликт, однако череда политических кризисов на время отвлекла внимание властей от особняка Кшесинской.


Только в ходе ликвидации июльского выступления большевиков правительственные войска утром 6 июля заняли здание, при этом помещения ЦК и ПК РСДРП (б) подверглись жестокому разгрому. Здесь предлагаем ненадолго перенестись в наше время. В одной из экскурсионных программ Государственного музея политической истории (именно эта организация ныне занимает бывший особняк Матильды Кшесинской), значится следующее: «Приглашаем на экскурсию, рассказывающую об уникальном судебном процессе 1917 года, который в прессе того времени был назван «Тяжба Кшесинской и Ленина». В пространствах особняка известной балерины вы узнаете, что стало причиной судебного разбирательства между большевиками и балетной дивой и почему именно из этого дома лидер РСДРП (б) бежал в июле 1917 года». Считается, что во время так называемого «июльского кризиса» Ленин тайно спасался бегством из особняка Кшесинской от разъяренной толпы. Подробности этого бегства широко не афишировались, но Ленин действительно экстренно покинул Северную столицу и на все лето осел в Разливе. В Ленинграде даже ходили такие слухи: в начале 1970-х в музее был ремонт, в одной из комнат в потолке была внушительная пробоина. Один из экскурсантов якобы ляпнул: «А в эту дырку Ленин убегал». На следующий день дыра была заделана.

Если же обратиться к официальной хронологии, то события вокруг особняка в начале июля 1917 года развивались так: 3 июля: к особняку прибывают многочисленные группы и делегации участников антиправительственных выступлений в Петрограде, требующие от большевиков официально поддержать движение. 4 июля: Ленин выступает с балкона особняка перед матросами десантного отряда, прибывшего в Петроград из Кронштадта для участия в антиправительственной демонстрации. 5 июля: Военной организацией РСДРП(б) особняк подготовлен для обороны, установлены пулеметы, в особняке разместились матросы кронштадтского отряда. На площади перед особняком заняли позицию броневики. 6 июля: войска Временного правительства полностью блокируют особняк и предъявляют его защитникам ультиматум. Около 11 часов утра особняк захвачен сводным отрядом лейб-гвардии Преображенского полка и морских летчиков. Ворвавшиеся солдаты устроили разгром ряда помещений. 7 июля: в помещениях особняка контрразведка Петроградского военного округа производит тщательный обыск. Во всех комнатах установлены караулы.


Самокатчики во дворе особняка Кшесинской. Июль 1917 года

Однако и после изгнания большевиков возвращать Кшесинской ее разоренное гнездо никто не собирался: на этот раз особняк заняли обоз и рота 1-го самокатного батальона V Армии Северного фронта, прибывшего в Петроград для подавления антиправительственного выступления. Выселить самокатчиков, специально отозванных с фронта для «спасения революции», никто не осмелился. Солдаты хозяйничали в особняке, разрушая и растаскивая все, что еще осталось. Вот выдержки из газет того времени о состоянии некогда шикарного дворца: «Новое время»: «Внутри все в грязи. Мебели почти нет. И двор, и палисадник, и тротуар у дворца усеяны солдатами»; «Вечернее время»: «Особняк г-жи Кшесинской расхищен до последней степени»; «Петроградский листок»: «Сад дворца представляет вид военного лагеря: военные повозки, множество велосипедов, лошади…».


Адвокат Кшесинской продолжал подавать новые иски — теперь уже к Временному правительству, добиваясь возвращения здания прежней владелице и возмещения нанесенного ущерба, который он оценил в треть миллиона рублей. Общая же стоимость особняка, превышавшая миллион золотых рублей, к 1917 году выросла в 3-4 раза. Однако все эти иски предъявлялись уже в отсутствие самой хозяйки: Матильда Феликсовна поняла, что ждать в революционном Петрограде ей больше нечего. «Все мучительнее чувствовалось, что нет больше ничего своего, нет ни дома, ни вещей, но другим было ещё хуже», — напишет в мемуарах балерина. Получив официальное разрешение властей, 13 июля она навсегда покинула столицу, отправившись в Кисловодск на свою дачу, где ждал ее Великий князь Андрей Владимирович. На юге Кшесинская пережила два года гражданской войны, а в феврале 1920 года после поражения Добровольческой армии навсегда покинула Россию. На следующий год она обвенчалась с князем и прожила в эмиграции долгую жизнь — скончалась владелица экспроприированного дворца на Кронверкском проспекте в Париже в 1971 году в возрасте 99 лет. Можно, пожалуй, со 100-процентной уверенностью утверждать, что Матильда Феликсовна пережила всех, кто отобрал у нее дом.

Музей революции в особняке Ксешинской. С бюстом Ленина и видом на исторический балкон
История же знаменитого особняка пошла своим путем: до Октября 1917 года его хозяевами оставались самокатчики, после революции здание поступило в распоряжение Петросовета. С его балкона выступали Володарский, Зиновьев и прочие революционные вожди. В последующие годы его владельцы менялись как в калейдоскопе: пресловутый Пролеткульт, дом политпросвещения Петроградского района, в котором впервые в 1923 году был создан «Уголок Ильича» и даже детский дом для умственно отсталых детей. В 1929 году здесь разместился институт общественного питания, в котором была открыта диетическая столовая, с 1931 по 1935 годы в особняке находилось общество старых большевиков, в 1937 году хозяином здания стал только что созданный музей убиенного С.М. Кирова. С декабря 1955 года особняк Кшесинской стал основным зданием музея Великой Октябрьской социалистической революции, который 13 августа 1991 года получил современное наименование — Государственный музей политической истории России.

По материалам интернета

Имя: Матильда Кшесинская

Дата рождения: 31.08.1872

Возраст: 146 лет

Место рождения: Санкт-Петербург, Российская империя

Деятельность: балерина, педагог

Семейное положение: замужем

Биография и личная жизнь Матильды Кшесинской сейчас очень активно обсуждаются. Это имя у всех на устах после премьеры нашумевшего фильма «Матильда», в котором самодержец, канонизированный святой православной церковью, показан как обыкновенный страстный человек. Это шокировало многих, особенно верующих. И, как известно, многие люди сейчас выступают с протестами. Так кем же была на самом деле эта таинственная женщина?


Детство и юность Матильды

Матильда Кшесинская родилась 31 августа 1872 года. Ее биография началась в городке Лигово Санкт-Петербургского уезда.

Родители Матильды были актерами балета, поляк Феликс и Юлия. Отец выступал в Мариинском театре, а мать была артисткой кордебалета. Личная жизнь Феликса и Юлии Кшесинских сложилась удачно, у них родилось трое детей, несмотря на то, что у Юлии до брака с Феликсом было 5 детей от первого мужа. В девичестве фамилия матери была Доминская. Она была замужем за известным танцором Леде, который погиб, оставив ее одну с детьми.

Матильда с детства проявляла способности к театральному искусству, и всей душой любила театр. Ее старшая сестра также была балериной, что лишь усиливало желание молодой девушки пойти по этой стезе. Поэтому, как только ей исполнилось 8 лет, девочка поступила в Императорское театральное училище и в 1890 году оканчила его экстерном. Во время учебы, будущая балерина волновалась, что не сможет принести пользу обществу, но увидев исполнение известнейшей Вирджинии Цукки и вдохновившись им, поняла, что важнее искусства для нее самой ничего нет.

Матильда Кшесинская в детстве

На выпускном экзамене, и без того волнительным для Матильды, присутствовал император Александр Третий вместе со своим сыном, цесаревичем Николаем. Государь похвалил выступление Матильды, пожелав ей стать украшением знаменитого русского балета.

Эта похвала оказала огромное влияние на биографию и личную жизнь Матильды Кшесинской, придало ей уверенности. После экзамена, на балу, девушка танцевала с Николаем. Они оба, вспоминая этот момент, утверждают, что влюбились друг в друга сразу же.

Родители Матильды

Воспоминания современников показывают, что у девушки был жизнерадостный характер. Матильда была легкая на подъем и очень веселая. Цесаревич Николай даже высказывался в дневнике о том, что вместо крови в ней течет шампанское. Такой она и оставалась до конца жизни.

Так как девушка показала себя в учебе с лучшей стороны, то после окончания училища ее сразу же пригласили в Мариинский театр.

Творческая карьера в России

Матильда была очень выносливой и целеустремленной личностью. Она могла часами держать стойку у балетного станка, не обращая внимания на боль и неудобство.

Девушка играла много ролей в театре, но ее дебютом стала роль Авроры в Спящей красавице. В 1896 году Матильда, несмотря на отсутствие согласия главного балетмейстера Петипа, становится прима-балериной императорского театра. Работа у девушки была сложная, к тому же нелегким было отношение других балерин к Матильде, но она продолжала сиять на сцене.

В то время итальянские балерины были самыми популярными в русском балете, благодаря их физической выносливости и изящности. Чтобы научиться такому мастерству, Матильда берет уроки у итальянских мастеров, что позволило ей совершить известный трюк – 32 фуэте, до этого не исполнявшийся русскими балеринами.

Известная балерина Матильда Кшесинская

Кшесинская выступала не только в Мариинском театре, но и в Красносельском и Эрмитажном. Также, юная балерина работала вместе с такими известными балеринами, как Анна Павлова и Юлия Седова.

Стиль Матильды отличался от других стилей балета того времени. Девушка умела сочетать итальянскую гибкость и русскую грацию, а также выносливость и природную харизму. Все это позволило оставить ей заметный след в истории искусства.

В репертуар великой балерины в то время входили роли из балетов:

  • «Эсмеральда»;
  • «Баядерка»;
  • «Тщетная предосторожность»;
  • «Пробуждение Флоры»;
  • «Спящая красавица»;
  • «Эвника» и др.

Такой красоты движений и грации не имел в те времена никто из танцоров. Матильда умела очаровать зрителя своей обаятельностью, выразительностью чувств и точностью движений. Это все благодаря усердным тренировкам, старанию и упорству этой маленькой, но сильной женщины.

Матильда во время танца

В 1904 году Матильда уходит из театра навсегда и начинает давать выступления по заказу. Зарабатывала она прилично для тех времен, в среднем бывшая прима-балерина получала 500-750 рублей за выступление. Это были большие деньги по тем временам, если учесть, что на два рубля можно было купить корову, например. В 1911 году балерина весьма успешно выступает в Лондоне. Матильда с тех пор стала интересоваться не только театром, но и различными финансовыми операциями. Например, во время Первой Мировой Войны Кшесинская распределяет заказы войск между фирмами и влияет на различные военные дела.

Жизнь за границей

Во время Февральской революции биография и личная жизнь Матильды Кшесинской изменились полностью. Балерина со своей семьей и сыном Владимиром покидает Петроград навсегда. Некоторое время балерина живет в Кисловодске, затем переезжает в Новороссийск. Матильда хотела вернуться в столицу России, но сделать этого не могла, так как знаменитый ее особняк был занят Центральным комитетом большевистской партии.

В Новороссийске жизнь Кшесинских была не сладкой. В те тяжелые послереволюционные времена аристократам приходилось очень нелегко. Им, вместе с родственниками великих князей, приходилось 2 месяца жить в вагонах, в которых свирепствовал тиф.

Некоторое время танцовщица жила за границей

К счастью, болезнь прошла мимо Матильды и ее сына. В 1920 году балерина переезжает за границу, во Францию, в город под названием Кап-д’Ай. Там у нее была вилла, и жизнь Матильды снова наладилась.

Спустя 9 лет, Кшесинская открывает собственную балетную школу в Париже. Ученики вспоминали, что ее дворянскую кровь было видно невооруженным глазом. Во время своего преподавания, Матильда Кшесинская ни разу не подняла голос на учеников, всегда была вежлива и держалась с достоинством. Она не говорила много о своей биографии и личной жизни, а на фото, да и в жизни, выглядела гораздо моложе своих лет.

Во время Второй Мировой войны Матильда заболевает артритом, из-за чего каждое движение стало приносить ей боль, но, как и в молодости, бывшая балерина справляется с этим. В Париже Кшесинская начинает писать мемуары, которые были изданы во Франции в 1960 году. В России же ее книги были изданы только после падения СССР, в 1992.

Роман Матильды Кшесинской с цесаревичем

Биография и личная жизнь Матильды Кшесинской тесно связана с императорской семьей. В 1890 году девушка знакомится с Николаем Александровичем, будущим Николаем Вторым. По воспоминаниям балерины, она сразу же влюбилась в наследника. Николай также был заворожен этой хрупкой и миниатюрной девушкой (ее рост составлял всего 153 сантиметра!).

Императрица Мария Федоровна одобряла решение цесаревича завести роман с Матильдой и даже помогала с деньгами на подарки Кшесинской. Это объяснялось тем, что Николай был чересчур скромен и мало обращал внимания на женский пол. Его мать это не на шутку беспокоило.

Но, к сожалению, никакого брака между балериной и Николаем быть не могло, так как в этом случае цесаревич лишился бы возможности вступить на престол. Понимали это все, и Матильда тоже. Однако встречаться молодым влюбленным никто не запрещал.

Матильда в своем загородном доме

Их любовь была подобно молодой нераспустившейся розе, которая привлекает внимание своим ароматом и красотой. Однако сорвать ее бывает очень трудно по причине колкости шипов.

Николай благодаря этому роману приобрел опыт любви и общения с женщинами. Любовь цесаревича и молодой прекрасной балерины стала запретным плодом, когда пришло время ему жениться, найдя для этого достойную кандидатуру, и вступить на престол.

В 1894 году, по случаю смерти императора Александра Третьего, Николай принимает решение – необходимо жениться на Алисе Дармштадской, будущей Александре Федоровне, внучке английской королевы Виктории. Тем более, цесаревич влюбился в принцессу. Николай видел Аликс (так ее называли родственники) еще в детстве, на свадьбе ее сестры – принцессы Елизаветы и своего дяди – князя Сергея. Встретившись с Аликс спустя несколько лет, Николай увидел в ее облике сформировавшуюся красавицу, и сердце его дрогнуло. Он понял, что лучшей партии для брака ему не найти.

Матильда Кшесинская и Николай Александрович

С тех пор, отношения между Матильдой и Николаем прекратились навсегда. Девушка тяжело переживала расставание, но вскоре быстро справилась с этим. У Матильды и Николая сохранились теплые воспоминания друг о друге.

Перед своей свадьбой, будущий император попросил своего племянника, Сергея Михайловича, позаботиться о Кшесинской, на что тот, с радостью, согласился. Тем более, Сергей был президентом Русского театрального общества, что благотворно повлияло на карьеру девушки. Матильда и Сергей стали хорошими друзьями, а позже и любовниками.

Личная жизнь

Любовные интриги не были чужды этой симпатичной девушке. После расставания с цесаревичем, у Матильды было два любовника, светлейшие князья Сергей Михайлович и Андрей Владимирович. Сергей сделал предложение балерине, но она по неизвестной причине отказалась. Наверно тогда девушка имела еще слишком ветреный характер и была не готова для серьезной семейной жизни.

Однажды, в 1908 году в туре в Париже, Матильда завела роман с молодым Петром Владимировичем. Вследствие этого романа, у Петра и Андрея возникли далеко не дружественные отношения, дело дошло даже до дуэли, где Петру прострелили нос.

Матильда со своим мужем и сыном

Долго продолжаться незамужняя жизнь балерины в то время не могла, да и мечта о большой и дружной семье не давала Кшесинской наслаждаться свободной жизнью. В 1902 году у Матильды родился сын Владимир. Между прочим, до сих пор неизвестно, кто на самом деле отец мальчика.

Несмотря на то, что Кшесинская не была замужем за великим князем Сергеем Михайловичем, ее сыну дали дворянство и отчество Сергеевич. Но вскоре это отчество сыну пришлось поменять, так как в 1921 году, в Каннах, Матильда вышла замуж за Андрея Владимировича, внука Александра Второго. Матильда, которая до свадьбы была католичкой, приняла православие с именем Мария. Их семья была именно такой, о какой и мечтала балерина. Они были вместе до конца своих дней.

В октябре сего года зрители ожидают премьеру кинобестселлера «Матильда» (Кшесинская). Фильм Учителя Алексея снят в жанре исторической мелодрамы. Главной героиней его является фаворитка российского цесаревича Николая Александровича в 1892-1894 гг., прима-балерина Мариинского театра.

Публика ожидает, что показ станет событием в культурной жизни страны. Бюджет картины - 25 миллионов долларов. Для съемок сшито более 5 000 костюмов. Автором сценария стал российский писатель Александр Терехов, лауреат конкурсов «Большая книга» и «Национальный бестселлер». Роль Николая II играет немецкий актер Ларс Айдингер, сенсационно трактующий шекспировских Ричарда III и Гамлета. Роль Кшесинской исполнит двадцатичетырехлетняя польская актриса Михалина Ольшанская.

Размещенный в Интернете официальный трейлер презентует грядущую картину как главный российский исторический блокбастер-2017. Броская реклама не скупится на эпитеты: «тайна дома Романовых», «любовь, изменившая Россию». Кинематографисты пытаются создать максимальную интригу вокруг этой премьеры.

И это им, похоже, удается. Российского зрителя заинтересовала персона, ставшая прототипом главной героини картины. Многие задались вопросом о том, какой она была на самом деле, Кшесинская Матильда.

Спорная личность

Действительно ли любовь Кшесинской, как это трактует фильм, «изменила историю России»? Объективности ради следует сказать, что она являлась для Николая II лишь предметом краткой интрижки в молодости. Будем откровенны: Кшесинская, живущая по принципам мадам Помпадур, как личность не стоила и подметок государя.

Император же был персоной глубокой, трагической. Любил он до самого своего конца супругу Александру, обожал четырех дочерей и больного сына Алексея. Он - человек интеллигентный и мягкий - получил в наследство огромные проблемы в стране, с которыми не смог справиться. Зверское же убийство его и всей семьи завершило путь земной государя.

Так кто же она, смотрящая на нас с портретов красивая, стройная, обаятельная женщина? Такой ли ангел, каковым кажется? Объективно о ней написал последний директор императорских театров Владимир Теляковский: «необыкновенная, сильная технически, но нахальная нравственно, наглая, циничная балерина, живущая сразу с двумя великими князьями…».

Облик Матильды

Миниатюрной и на удивление ладной точеной фигуркой отличалась Матильда Кшесинская. Рост балерины - 1 метр 53 сантиметра, несомненно, способствовал самоутверждению мужчины, стоящего рядом с ней. Российский император, несомненно, также инстинктивно чувствовал ее женскую хрупкость. По воспоминаниям современников, в юности девушка была живой и веселой необычайно, она казалась подвижной, как ртуть, и имела легкий и жизнерадостный нрав.

В кругу преимущественно худощавых балерин Мариинского женской красотой и пропорциональными формами особенно отличалась Матильда Кшесинская. Вес имела она несколько больший, чем коллеги, но незначительно.

Детство, юность

Героиня этой статьи родилась в актерской семье обрусевших поляков 19.08 в 1872 году. Ее папа - Феликс Кшесинский - танцевал на сцене Мариинского театра. Отец будущей примы обладал европейской славой непревзойденного плясуна мазурки. Именно как исполнителя своего любимого танца его выписал из Варшавы император Николай I. Мама будущей примы, Юлия Доминская, была по-своему женщиной примечательной. Она заключила брак с Феликсом Кшесинским, уже имея пятеро детей, а затем родила ему еще трех. Матильда была младшей.

С восьми лет отец отдал младшую дочь ученицей в балетное училище. Танцем, кроме Малечки (так ее звали родные), занималась также ее старшая сестра - Юлия Кшесинская. Матильда окончила Императорское училище театрального искусства. У нее было достойное балетное образование. Девушке давали уроки известные в Европе педагоги:

  • балетмейстер Мариинского театра Лев Иванович Иванов, известный классическими постановками «Щелкунчика» и «Лебединого озера»;
  • танцовщик и педагог Христиан Иогансон, оставшийся в России из-за любви ведущий танцор Стокгольмской королевской оперы (до Мариуса Петипа лучший исполнитель мужских балетных партий);
  • прима Мариинского театра Екатерина Вазем, обученная балету французским танцовщиком Э. Гюге.

На экзамене по выпуску училища присутствовала императорская семья. Алекссандр III тогда выделил ее среди соучениц. Во время же торжественного ужина обмершую от счастья Матильду монарх усадил подле цесаревича Николая. Очевидно, в этом не было случайности. Возможно, волею государя Александра III, выделившего ее среди выпускниц училища, было, чтобы его сын стал мужчиной до свадьбы.

Матильда Кшесинская прекрасно понимала: балетных всегда любили сильные сего мира. И она не упустила свой шанс на выпускном балу.

Балерина театра

По окончании учебы в 1890 году балерина Матильда Кшесинская оказалась принятой в труппу Мариинского театра. Новенькую на первых порах актеры называли Кшесинской-второй, так как Кшесинской-первой была ее старшая сестра.

В первый же свой сезон она приняла участие в 21 опере и 22 балетах. Впрочем, сия востребованность объяснялась не только талантом. Балерину желал видеть на сцене цесаревич Николай.

Продолжение знакомства с цесаревичем

Эффектная Матильда Кшесинская еще на выпускном балу сумела заинтересовать императора. И в результате два года длился их роман.

А в день их первой встречи Матильда Кшесинская и Николай кружились в вальсе. Двадцатилетний цесаревич, несомненно, почувствовал, что танец и эта юная девушка - это одно целое. Словно на крыльях прилетев домой, его партнерша по танцу излила впечатления в своем дневнике. Текст заканчивался фразой, касающейся наследника российского престола: «Он будет моим все равно!»

Во второй раз Маля нашла возможность встретить цесаревича, выступая в Красносельском театре. Поблизости от него были разбиты гвардейские лагеря, где в лейб-гусарском полку проходил службу цесаревич.

Танцовщица по окончании спектаклей взяла за правило кокетничать с молодыми офицерами. Однажды между них оказался Николай. Его буквально обворожила лучезарная, великолепная Матильда Кшесинская. Фото, приведенные в статье, могут подтвердить это впечатление.

Император явно симпатизировал девушке, в его дневнике появилась запись: «В ней вместо крови течет шампанское».

Серьезные отношения цесаревича и балерины начались после того, как Николай в форме лейб-гусара инкогнито явился к ней в дом, назвавшись Волковым. Тогда же он подарил девушке золотой браслет с драгоценными каменьями. Примечательно, что их любовь до поры полностью одобрялись домашними. В частности, подарки Матильде цесаревич покупал, беря деньги из отдельного семейного фонда.

И уже вскоре в собственном особнячке проживала Матильда Кшесинская. Воспоминания Великого князя Сергея Михайловича свидетельствуют, что дом этот стал местом веселья и молодых шалостей мужчин-Романовых. Малечка их всех притягивала, словно магнит. Знал ли о том, что происходит в бывшем доме Римского-Корсакова на Английском проспекте, Александр III? Несомненно!

Кшесинская и театр

Для Кшесинской Мариинский театр не был тем праздником, каковым он казался царевичу Николаю. Для нее он ассоциировался с интригами и борьбой за жизнь. Ведь на одной сцене с ней, пришедшей и ушедшей, танцевала одна из лучших балерин XX века Анна Павлова, а также известная прима с филигранной техникой - Юлия Седова.

Надо отдать должное трудолюбию Матильды. Не обладая талантом Павловой, танцовщица балета упорными тренировками добилась признанной чистоты движений. Она первой среди русских балерин исполнила тридцать два фуэте кряду, для чего брала частные уроки сложных вращений и пальцевой техники у итальянского балетмейстера Энрико Чекетти.

Кшесинская Матильда на сцене Мариинского театра исполняла балетные партии Одетты-Одилии («Лебединое озеро»), феи Драже («Щелкунчик»), принцессы Авроры («Спящая красавица»), Никии («Баядерка»).

Кумиром балерины была несколько лет танцевавшая с ней на одной сцене итальянская прима Вирджиния Цукки. Эта итальянка срывала аплодисменты, лишь только выйдя на сцену, ее имя упоминал в своих рассказах Чехов, а драматическую манеру танца итальянки высоко ценил Станиславский. Однако Матильда, в отличие от Вирджинии, не собиралась посвящать балету всю свою жизнь.

В 1896 году Кшесинская Матильда становится прима-балериной императорских театров. Это вершина русской балетной иерархии. Спорным остается объективность такой оценки. Не согласен с ней был и балетмейстер Мариинского театра Мариус Петипа. Однако ему оставалось лишь склонить голову перед волей августейших особ, в кругу коих вращалась Матильда.

Как Кшесинская готовилась к выступлениям

Матильда была талантлива и по-своему дисциплинированна. Она всегда разделяла театральную и личную жизнь. Выступала нечасто, но в разгар сезона. За месяц до выступления балерина всецело предавалась тренажу, не принимая никого, рано ложилась спать, выдерживала диету, контролировала вес. Перед спектаклем 24 часа лежала в постели, приняв лишь легкий завтрак. За два часа до спектакля Матильда прибывала в театр для грима.

Но танцовщица позволяла себе длительные перерывы. Она обожала азартные игры в карты. Всегда была смеющейся и веселой. По воспоминаниям балерин Мариинского, бессонные ночи не портили ее внешность.

Бриллиантовая балерина

Но спустя пару лет Кшесинская начала злоупотреблять высоким покровительством. Матильда танцевала даже нищенку в бриллиантовых серьгах и жемчужном ожерелье. Она всегда представала перед зрителями в новом модном платье и по-парижски причесанной. Балерина блестела на сцене бриллиантами и сапфирами - подарками мужчин из рода Романовых.

Однажды директор Императорского совета театров Волконский даже оштрафовал Кшесинскую за то, что та проигнорировала его распоряжение - играть в специальном костюме. Та пожаловалась, и через несколько дней министр двора штраф отменил.

После этого князь Волконский подал в отставку. Эта сиюминутная ее победа возмутила театральный мир России, ведь Волконского артисты уважали.

Мог ли балетмейстер Мариинского, Морис Петипа, спорить с влиятельной фавориткой, уволившей его министра? Последний директор Императорских театров Теляковский позже написал в своих мемуарах, что балет для нее был не способом жизни, а средством обретения влияния.

Поддерживаемая императорской семьей, Кшесинская поступала так, словно репертуар Мариинского театра принадлежал ей. Она назначала артистов на роли, неугодных же и вовсе лишала возможности танцевать.

Ее имя было в первых строках афиш, однако оно странным образом оказалось никак не связанным с Великими балетными постановками. Специально для Кшесинской Петипа поставил несколько спектаклей: «Пробуждение Флоры», «Времена года», «Арлекинада», «Баядерка».

В последнем по списку спектакле балетмейстер снизошел до того, что Матильде ассистировали артисты выше ее классом: Анна Павлова, Михаил Фокин, Юлия Седова, Михаил Обухов. С точки зрения балета, это было абсурдом.

Отобразит ли октябрьский блокбастер то, что ведь фактически провалила спектакли «Дочь Микадо» и «Волшебное зеркало» прима Матильда Кшесинская? Фильм об этом, скорей всего, умолчит.

Об отношениях Кшесинской с Романовыми

Дата помолвки Николая с Алисой Гессенской - 7 апреля 1894 года - стала точкой невозврата отношений балерины и Николая. Они расстались друзьями, ей было позволено обращаться в письмах к нему на «ты». Император также великодушно пообещал балерине помогать во всем, что она попросит. Страдала ли от разрыва с главным женихом России Матильда Кшесинская? Фото ее, улыбающейся, в обществе следующего своего любовника, Великого князя Сергея Михайловича, будет ответом. Николай I поручил отставную любовницу заботам двоюродного брата.

В 1902 году родился сын Матильды Кшесинской - Владимир, отцовство коего остается спорным и по сей день. На своем бенефисе в Мариинском театре мастерица фуэте закрутила роман с Великим князем Андреем Владимировичем, причем вскружила последнему голову так, что тот вел себя неподобающе для рода Романовых.

Незавидна судьба Великого князя Сергея Михайловича, застреленного под Свердловском большевиками и без захоронения сброшенного в шахту. При жизни же Кшесинская превратила его в свою тень, оруженосца, а потом бросила. Бедный Сергей Михайлович так до конца своих дней и не обзавелся семьей.

Примечательно, что отчество сына балерины Владимира до десятилетнего возраста было Сергеевич, затем же он стал Андреевичем.

Бенефис

В 1900 году в честь Кшесинской, отдавшей сцене лишь десять лет жизни, Мариинским театром был дан бенефис. Хотя по театральным порядкам для этого следовало оттанцевать вдвое дольше. Министерство двора вручило ей в дар платинового орла с бриллиантами на золотой цепочке (Маля сказала Ники, что обычный для этих случаев перстень расстроит ее).

В 1904 году Кшесинская уволилась из Мариинского, подписав контракт с ним об участии в единичных спектаклях. Она умела держать себя в форме.

Если судить «по-балетному», то Кшесинская преждевременно покинула большой балет. Соблазн богатой жизни увел ее от искусства. В 1908 году ее уговорили выступить в качестве приглашенной балерины, и Матильда с успехом гастролирует в театре Гранд-опера (Париж), демонстрируя публике свои 32 фуэте. По мнению специалистов, это был пик ее формы.

Здесь же она закручивает роман с артистом Владимировым, окончившийся его дуэлью с Великим князем Андреем Владимировичем.

Амбиции Кшесинской

Маля, чувствуя, что вытянула счастливый билет в жизни, жила на широкую ногу. В Петербурге в ходу была шутка о том, что большая часть изделий придворного ювелира Романовых Фаберже в итоге оказывается в ее шкатулке.

Факт остается фактом: из нищей танцовщицы она превратилась в богатейшую женщину в России. Матильда Кшесинская, биография которой содержит об этом больше вопросов, чем ответов, имела явно больше, чем позволяло ей жалованье примы Мариинского и даже подарки цесаревича Николая.

Показательно, что в 1984 году Кшесинская приобрела дворец в Стрельне, отремонтировала его капитально и даже электрифицировала, построив частную электростанцию. Весной 1906 она строит себе дворец по Кронверкскому проспекту. В его оформлении, согласно замыслу балерины, чередуются все европейские архитектурные направления, но доминируют русский ампир со стилем Людовика XVI. Дворец меблирован и освещен по парижскому каталогу.

На вопрос о том, откуда же были взяты столь значительные вложения, по всей видимости, смог бы ответить ее любовник, Великий князь Сергей Михайлович, имевший доступ к военному бюджету России. Это не голословное обвинение. В дневнике Великого князя исследователями найдено его сетование о том, что аппетиты Кшесинской мешают ему произвести закупки провианта.

Закат жизни Кшесинской

Матильда была калифом на час, дамой, грезившей богатством и обретавшей его от богатых любовников. По жизни она была игроком, в казино ее прозвали «мадам-17» за ее частые ставки на этот номер. Ее ненавидел театральный мир России за интриганство. Если бы можно было создать такие весы, на одну чашу коих положить ее достижения в искусстве, а на другую - вред, нанесенный ею балету России и авторитету царского дома, то вторая чаша бы уверенно потянула вниз.

После революции ее дворцы были разграблены. А 19 февраля 1920 г. Кшесинская отплыла в Стамбул на лайнере «Семирамида». В 1921 году она обвенчалась с Великим князем Андреем Владимировичем. Ей был присвоен титул Светлейшей княгини Романовской-Красинской. Муж признал родным ее сына Владимира. В спорной ситуации, благодаря влиянию балерины на государя, сын получил дворянский титул и якобы возвращенную фамилию разорившихся предков - Красинский.

В 1929 году Матильда Кшесинская открыла свою балетную студию в Париже, которая пользовалась большим успехом. Учиться туда летели даже из-за океана. А умерла балерина в возрасте 99 лет. Похоронена на русском кладбище Сен-Женевье в Париже.

Заключение

Какой она была? Самая богатая балерина России Матильда Кшесинская? Фильм, выходящий в прокат осенью сего года, попытается внушить нам: пылкой, романтичной.

Следует признать, что русская дама польского происхождения имела балетный талант, но не горела желанием вписать свое имя в историю искусства. Для нее была важней светская жизнь. Балет был лишь средством привлечь внимание венценосных особ. Матильда жила не порывами души, а расчетом и интригами, попирая порядочность. Заручившись поддержкой государя, она устроила для себя безбедную, но неблагородную жизнь, закрутив романы одновременно с двумя великими князьями, вытаскивая доступные им казенные деньги у каждого.

Матильда Феликсовна Кшесинская – российская балерина с польскими корнями, выступавшая на сцене Мариинского театра с 1890 по 1917 годы, любовница последнего русского императора – Николая II . История их любви легла в основу художественного фильма Алексея Учителя «Матильда».

Ранние годы. Семья

Матильда Кшесинская появилась на свет 31 августа (по старому стилю – 19) 1872 года в Санкт-Петербурге. Изначально фамилия рода звучала как «Кржезинские». Позже она трансформировалась в «Кшесинские» для благозвучности.


Её родители – артисты балета Мариинского театра: отец Феликс Кшесинский был балеруном, которого в 1851 году из Польши в Российскую империю пригласил сам Николай I, а мать Юлия Деминская, на момент их знакомства воспитывавшая пятерых детей от погибшего первого мужа, танцора Леде, являлась солисткой кордебалета. Дедушка Матильды Ян был знаменитым скрипачом и оперным певцом, певшим со сцены Варшавской оперы.


В 8 лет Матильда стала ученицей Императорского театрального училища в Петербурге, где уже занимались ее брат Иосиф и сестра Юлия. День выпускного экзамена – 23 марта 1890 года – талантливая девушка, закончившая учебу экстерном, запомнила на всю жизнь.


В экзаменационной комиссии по традиции сидел император Александр III, которого в тот день сопровождал сын и наследник престола – Николай II. 17-летняя балерина прекрасно проявила себя, и на прощание император дал ей напутствие: «Будь украшением и славой нашего балета!». Позже в своих мемуарах Матильда писала: «Тогда я сказала себе, что обязана оправдать возложенные на меня надежды».

Карьера балерины

Сразу же после окончания училища Матильду пригласили в основную труппу Мариинского театра. Уже в первом сезоне ей поручили небольшие роли в 22- балетах и 21-й опере.


Коллеги вспоминали о Матильде как о невероятно работоспособной танцовщице, унаследовавшей от отца талант к драматической выразительности. Она могла часами стоять у балетного станка, превозмогая боль.

В 1898 году прима начала брать уроки у Энрико Чеккетти – выдающегося итальянского танцора. С его помощью она стала первой русской балериной, виртуозно исполнившей 32 фуэте подряд. Ранее это удавалось лишь итальянке Пьерине Леньяни, соперничество которой с Матильдой продолжалось долгие годы.


После шести лет работы в театре балерина была удостоена звания примы. Среди ее репертуара были Фея Драже («Щелкунчик»), Одетта («Лебединое озеро»), Пахита, Эсмеральда, Аврора («Спящая красавица») и принцесса Аспиччия («Дочь фараона»). Ее уникальный стиль сочетал безупречность итальянской и лиричность русской балетных школ. С ее именем и по сей день ассоциируется целая эпоха, великое время для русского балета.

Матильда Кшесинская и Николай II

Отношения Матильды Кшесинской и Николая II начались на званом ужине после выпускного экзамена. Наследник престола не на шутку увлекся воздушной и хрупкой балериной, причем с полного одобрения матери.


Императрицу Марию Федоровну не на шутку волновал тот факт, что сын (до встречи с Кшесинской) не проявлял никакого интереса к девушкам, поэтому всячески поощряла его роман с Матильдой. К примеру, деньги на подарки для возлюбленной Николай Александрович брал из специально созданного для этой цели фонда. Среди них был и дом на Английской набережной, ранее принадлежавший композитору Римскому-Корсакову.


Долгое время они довольствовались случайными встречами. Перед каждым спектаклем Матильда подолгу смотрела в окошко в надежде увидеть поднимающегося по ступеням возлюбленного, и когда он приходил, танцевала с двойным воодушевлением. Весной 1891 года, после долгой разлуки (Николай ездил в Японию), наследник первым делом тайком покинул дворец и направился к Матильде.

Трейлер фильма «Матильда»

Их роман продолжался до 1894 года и закончился по причине помолвки Николая с британской принцессой Алисой Дармштадской, внучкой королевы Виктории, укравшей сердце преемника императора. Матильда очень тяжело переживала разрыв, но всей душой поддерживала Николая II, понимая, что венценосная особа не может жениться на балерине. Она была на стороне бывшего любовника, когда император и его супруга воспротивились его союзу с Алисой.


Перед женитьбой Николай II поручил заботу о Матильде своему кузену, князю Сергею Михайловичу, президенту Русского театрального общества. Несколько следующих лет он был верным другом и патроном балерины.

Впрочем, у Николая, на тот момент уже императора, все-таки остались чувства к бывшей возлюбленной. Он продолжал следить за ее карьерой. Поговаривали, что не без его протекции Кшесинская получила место примы Мариинского в 1886 году. В 1890 году он преподнес Матильде в честь ее бенефиса изящную бриллиантовую брошь с сапфиром, которую долго выбирал вместе с женой.

Документальный фильм о Матильде Кшесинской с видеохроникой

После того самого бенефиса Матильду представили другому кузену Николая II – Великому князю Андрею Владимировичу. Как гласит легенда, он засмотрелся на красавицу и случайно опрокинул на ее дорогое, присланное из Франции платье бокал вина. Но балерина увидела в этом счастливый знак. Так начался их роман, впоследствии завершившийся женитьбой.


В 1902 году Матильда родила от князя Андрея сына Владимира. Роды были очень тяжелыми, роженицу с новорожденным чудом вытащили с того света.

Жизнь в начале XX века

В 1903 году балерину пригласили в Америку, но она отказалась от предложения, предпочтя остаться на родине. На рубеже веков прима уже добилась на сцене всех мыслимых вершин, и в 1904 году решила уволиться из основной труппы Мариинского театра. Она не перестала танцевать, но теперь она работала по контракту и получала огромный гонорар за каждое выступление.


В 1908 году, Матильда отправилась в тур в Париж, где познакомилась с молодым аристократом Петром Владимировичем, который был младше ее на 21 год. У них завязался страстный роман, из-за чего князь Андрей вызвал соперника на дуэль и прострелил ему нос. Во Франции уже немолодая Кшесинская открыла балетную школу

Во время войны Кшесинская заболела артритом – с тех пор каждое движение давалось ей с огромным трудом, однако школа по-прежнему процветала. Когда она всецело отдалась новой страсти, азартным играм, студия стала ее единственным источником изрядно оскудевшего дохода.

Смерть

Матильда Кшесинская, любовница последнего российского императора, прожила яркую, удивительную жизнь. Она не дожила считанных месяцев до 100-летия. 6 декабря 1971 года она умерла и была похоронена на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа в одной могиле с мужем.


В 1969 году, за 2 года до смерти Матильды, ее поместье навестили звезды советского балета Екатерина Максимова и Владимир Васильев. Как позже они писали в своих мемуарах, на пороге их встретила полностью седая, высохшая старушка с удивительно молодыми, полными блеска глазами. Когда они поведали Матильде, что ее имя на родине помнят до сих пор, она ответила: «И будут помнить всегда».


Обольстительная сердцеедка, коварная интриганка, техничная балерина и женщина, танцевавшая почти до самой смерти, - всё это можно сказать о великой балерине XX века Кшесинской. Её жизнь была полна любви к сцене и к мужчинам, но не всегда эта любовь приносила счастье.

Фактрум знакомит читателя с историей великой балерины, способной на подлость и коварство ради достижения своих целей.

Матильда Кшесинская

Карьера балерины

Родилась Матильда в 1872 году в семье артистов балета Мариинского театра. С самых ранних лет девочка мечтала пойти по стопам родителей, поэтому в восемь лет её отдали обучаться балету в Императорское театральное училище, которое она закончила с отличием.


Мариус Петипа

После окончания училища Матильду приняли в Мариинский театр. Отточенная техника, мягкие руки и грация позволили балерине быстро стать примой. Кроме того, она училась у лучших зарубежных наставников, брала уроки у итальянского балетмейстера Энрике Чеккети. Удалось Кшесинской установить и профессиональный рекорд: она первой из русских балерин сумела прокрутить 32 фуэте. До этого такой трюк удавался лишь итальянским танцовщицам.

Став примой-балериной императорских театров, Кшесинская принялась диктовать свои условия. Он требовала от балетмейстера Мариуса Петипы ставить спектакли именно для неё. Так, специально для Кшесинской возродили балеты «Времена года» и «Арлекиниаду», а также позабытую на долгое время «Баядерку». Танцевала Кшесинская до самых преклонных лет: например, в возрасте 64 лет она выступила в лондонском театре «Ковент Гарден», сорвав бурные овации.

Интриги против своих же коллег

Пьерина Леньяни

Во время расцвета своей карьеры в Мариинском театре Матильда запрещала другим балеринам участвовать в своих спектаклях. В особенности доставалось иностранкам, в частности итальянке Пьерине Леньяни. Кшесинская открыто лгала, заявляя, что та не обладает талантом.

Кроме того, своим скандальным поведением балерина добивалась того, что из театра уходили неугодные ей постановщики. Князь Волконский, директор императорских театров, был вынужден уйти со своего поста из-за недопустимого, по его мнению, поведения Кшесинской. Матильде не понравился предоставленный ей костюм для выступления, и она заменила его своим. За это балерину оштрафовали, но она обжаловала решение и раздула страшный скандал, вынудивший князя уйти.

Мужчины Матильды Кшесинской

Девушка с самых ранних лет начала интересоваться мужчинами. Однажды на даче семьи Кшесинский гостил шотландец Макферсон со своей юной невестой. Матильде так приглянулся юноша, что она пригласила его в лес собирать грибы. Макферсон не мог отказаться и отправился на роковую прогулку, во время которой он без памяти влюбился в четырнадцатилетнюю Матильду. Вскоре после этого шотландец разорвал свою помолвку и начал засыпать будущую приму подарками и любовными письмами. Но она отвергала все его ухаживания.


Николай Второй

Самой большой и самой известной любовью Матильды Кшесинской стал наследник российского престола Николай Второй. Впервые он встретил девушку после её выпускного спектакля и уже тогда обратил на неё внимание. Но завязался их роман только спустя два года и продлился столько же.

Алиса (великая герцогиня Гессенская)

Для встреч с наследником, которого Матильда называла просто «Ники», она сняла дом в Москве. Отношения молодых людей были чисто платоническими, юная балерина была невинна, а будущий царь был человеком чести и не мог лишить её невинности, зная, что он не сможет на ней жениться. Несмотря на явную любовь к Матильде, цесаревичу пришлось разорвать с ней отношения после объявления о своей помолвке с Алисой Гессенской.

Однако Кшесинская не стала долго горевать. Она сумела быстро очаровать великого князя Сергея Михайловича и стала жить с ним. В браке у них родился сын Владимир. Сожительствуя с Сергеем Михайловичем, Матильда закрутила роман с другим великим князем - Андреем Владимировичем и позже призналась, что сын был именно от него. Оказавшись после революции во Франции, Кшесинская и Андрей Владимирович сыграли свадьбу. А в 1935 году Матильда и её потомки были удостоены фамилии Романовские-Красинские и званий светлейших князей и княгинь.

Последние годы Кшесинской


Матильда Кшесинская

После революции 1917 года Матильда вместе с сыном была вынуждена бежать из Петрограда. Сначала она отправилась в Кисловодск, после много раз переезжала с места на место, пока не смогла уехать во Францию. Там у балерины был собственный роскошный особняк.

Девять лет спустя после своей эмиграции во Францию Кшесинская открыла собственную балетную школу, которая сразу же стала невероятно популярной. Самыми известными выпускницами школы Кшесинской были Алисия Маркова, Марго Фонтейн и Татьяна Рябушинская.

Умерла Матильда Кшесинская во Франции в 1971 году. Она не дожила всего несколько месяцев до своего столетнего юбилея. После смерти о Кшесинской было написано несколько книг, в том числе были выпущены и её собственные мемуары «Воспоминания», в 2007 году вышел сериал «Звезда империи», а в 2017 - фильм «Матильда» Алексея Учителя, вызвавший немало шума.