Чацкий - побежденный или победитель в комедии "Горе от ума"? «Мильон терзаний» Чацкого. Его поражение и победа в борьбе с миром Фамусова Победа и поражение по горе от ума

Русской классической литературе известно немало героев, вокруг которых ни на миг не утихают споры. Сюда можно отнести Раскольникова из «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского, Базарова из «Отцов и детей» И. С. Тургенева, Евгения Онегина из одноименного романа в стихах А. С. Пушкина. Всех этих персонажей объединяет то, что охарактеризовать их только в одном ключе нельзя: они и не положительны, и не отрицательны, потому что подлинно живы, а потому сочетают в себе и одно, и другое. Сегодня речь пойдет о таком герое, как Чацкий. Побежденный или победитель - кто он, главное действующее лицо комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?

Кратко об истории создания произведения

Великая комедия в стихах появилась на свет в далеком 1825 году. Это время, когда она была впервые опубликована. Непосредственное же её написание пришлось на 1822-1824 год. Повод к созданию этого произведения, в стиле классицизма с добавлением элементов тогда ещё новых для литературы реализма и романтизма, оказался знаковым, и сегодня может быть отчетливо прослежен в сюжете.

Дело в том, что вернувшийся из-за границы в 1816 году в Петербург, Грибоедов был поражен преклонением русского общества перед французами. На одном из светских раутов Александр Сергеевич не выдержал и разразился пламенной обличительной речью, из-за чего прослыл сумасшедшим. Именно этот слух послужил импульсом для создания «Горя от ума», автор которого пожелал отомстить высшему свету.

Первоначально комедия называлась «Горе уму», в ней ещё не существовало сцены с объяснением Молчалина и Лизы, а также ряда других эпизодов. В 1825 году в альманахе «Русская Талия» был опубликован первый фрагмент - 7-10 действия I явления, которые подверглись цензуре. Основным текстом, оставшимся потомкам, является тот, что был оставлен Грибоедовым в 1828 году перед поездкой на Кавказ в Петербурге у друга Ф.В. Булгарина.

Сегодня эта авторизованная рукопись называется Булгаринской. А.С. Грибоедов трагически погиб в 1829 году в Тегеране. Это значит, что авторской рукописи произведения не сохранилось. Попытки найти её в Грузии в 1940-60-х годах закончились неудачей. Кстати, полная публикация произведения, без сокращений и изъятий, появилась в России, по одним сведениям, в 1862-м, по другим - в 1875 году.

Сюжет

Для того чтобы ответить на вопрос, кто же такой Чацкий, побежденный или победитель, необходимо вспомнить сюжет комедии, её действующих лиц и основные поворотные моменты. Краткое содержание четырех действий комедии таково: сначала читатель знакомится с домом Фамусова Павла Афанасьевича, чиновника, управляющего казенным местом. Здесь служанка Лиза, с которой Павел Афанасьевич заигрывает, дочь Фамусова Софья и Молчалин, его секретарь. Между двумя последними имеется связь, которой отец не одобряет: он велит секретарю знать свое место, гулять подальше от покоев молодой девушки и быть благодарным за предоставленное место и чин.

Обычное течение жизни нарушает приезд Александра Андреевича Чацкого - молодого мужчины, который раньше был влюблен в Софью, но потом уехал странствовать. Как оказалось, он все ещё испытывает чувства к дочери Фамусова и, не зная, что она влюблена в Молчалина, постоянно подтрунивает над последним. Этот любовный треугольник будет являться двигателем действия на протяжении всей комедии. Девушка окажется той, кто разнесет весть о сумасшествии Чацкого, и все примут это за чистую монету, потому что на протяжении всей комедии главный герой будет говорить людям правду в глаза, вскрывать пороки и разоблачать недостойное поведение светского общества.

В результате Чацкий поймет, что Софья любит Молчалина - этого недостойного, готового на все ради продвижения по службе, негодяя. И это она, та, кого он любил, распространила о нем нелепый слух. Обманувшийся в своих ожиданиях и словно внезапно прозревший, Чацкий садится в карету и уносится прочь из лицемерного московского общества - на поиски такой части света, «где оскорбленному есть чувству уголок».

Образ Чацкого

Кто же такой Чацкий? Побежденный или победитель? Выяснить это не представляется возможным без анализа всех характеристик главного героя. Это человек, который положительно умён, остёр на язык, наблюдателен, активен, остроумен. Но его способность широко мыслить в итоге сыграла против него, о чём говорит само заглавие произведения. Вне зависимости от того, каков в финале Чацкий (побежденный или победитель), не отнять у него того, что он честен и умеет искренне любить.

Александр Андреевич увидел мир, выучился, прочел много книг, даже знался с министрами, но разошёлся с ними. Фамусов замечает, что он хорошо пишет, переводит. Смелый, открытый, правдивый, Чацкий - это «новый человек», способный положить на алтарь своей борьбы за идею все силы и средства. В этом философия героя была очень похожа на жизненную позицию его создателя - Александра Сергеевича Грибоедова.

Почему Чацкий - победитель?

Потому что на протяжении всех эпизодов читатель видит его искрометные, блестящие, полные оправданной едкости высказывания в адрес действительно недостойных, низких людей. Хотя Александр Андреевич одинок и противостоит в лице московского общества целому миру лжи, притворства, выслуживания перед власть имущими, всё же он не теряет себя, не переступает через свои принципы. Его не способны поколебать Молчалины, Скалозубы, Фамусовы, Загорецкие и другие. Потому что он априори выше и сильнее их за счет глубины своих суждений, силы, вольности и независимости мысли.

По факту читатель становится свидетелем того, как живую страсть, человеческую честь и индивидуальность в условиях крепостнической системы хотят поколебать, сломать, исправить. Но волевой характер не поддается - он живет и, пусть и отвергнутый, не предает свои убеждения. А значит, в идейном и моральном плане остается победителем.
Это одна точка зрения. Существует ли иная позиция в комедии Грибоедова «Горе от ума»? Чацкий: победитель или побежденный? На самом деле, ответ до конца ещё не найден.

Почему Чацкий - побежденный?

Что будет, если задать вопрос читателям, кто же всё-таки Чацкий - победитель или побежденный? Ответ одного, другого и третьего человека будет абсолютно разный. Точка зрения, согласно которой Чацкий в результате проиграл, может быть обоснована тем, что он всё равно жертва по природе своей. Коллектив, пусть и недостойный, гонит и не принимает его, любимая девушка не видит высоких качеств характера - лишь спесь, злобу и чванство.

Аргументом может являться и финал: Чацкий уезжает, буквально бежит в «никуда». Его не ждет счастливая развязка, и в этом трагизм его истории. Не московская элита побеждает его. Он сам не способен адаптироваться к неидеальному миру. Чацкий вынужден вечно скитаться в неизвестности, как бы спасаясь от себя самого. В результате его таланты, его отточенный ум растрачиваются понапрасну, без пользы: он лишь «мечет бисер перед свиньями». А будь он победителем от начала и до конца, разве не понял бы сразу, что это гиблое дело?

Цитаты главного героя

Таким образом, если браться за сочинение «Чацкий: победитель или побежденный?», кратко или полно, можно раскрыть как одну, так и другую точку зрения. Единого мнения здесь нет. Именно поэтому статья эта началась с того, что противоречивость и многоплановость - характерная черта многих героев русской классики. Главное, что необходимо делать, - это соотносить поведение персонажа с собственными взглядами на жизнь и сообразно с ними аргументировать выбранную позицию.

Вне зависимости от того, кто такой Чацкий, победитель или побежденный, цитаты этого героя ещё долго будут оставаться крылатыми. Например:

  • Блажен, кто верует, тепло ему на свете!
  • Служить бы рад, прислуживаться тошно.
  • А судьи кто?

Именно они закрепили память о А.С. Грибоедове в веках, равно как и даровали бессмертную жизнь главному герою его комедии.


1. «Болото» незнания и невежества. 2. Бисер для свиней. 3. Победа или поражение. Задумываясь над вопросом, победил ли главный герой «Горе от ума» в описанном автором противостоянии, можно ответить только одно - нет. Александр Андреевич Чацкий проиграл. И такой ответ не безоснователен. Мы понимаем это уже из самого названия комедии: горе, беда от ума. Умные люди не нужны тому обществу, в которое попадает Чацкий. Главенствующую роль там играют не ум или знания, а положение. Потому Фамусов и отзывается так лестно о Скалозубе: «Известный человек, солидный, / И знаков тьму отличья нахватал: / Не по летам; и чин завидный, / Не нынче завтра генерал». И потом Скалозуб сам подтверждает ходячее мнение о вреде учебы, о заболевании людей этой «болезнью». «Но крепко набрался каких-то правил. / Чин следовал ему: он службу вдруг оставил. / В деревни книги стал читать». Просвещение вредно тем, кто живет во тьме и не хочет преодолеть этого порога. Люди по собст­венной воле погибают в «болоте» незнания и невежества. Понятие чина царит в пьесе, оно словно одушевляется. Только чин может стать той заветной дверцей, что открывает большой мир. Возможно, поэтому у чинов нет собственного мнения. Да и источником информации становятся «дряхлые» новости. В этом ключе начинается знаменитый монолог Чацкого: «А судьи кто? - За древностию лет / К свободной жизни их вражда непримирима, / Сужденья черпают из забытых газет / Времен Очаковских и покоренья Крыма...» Люди, в мир которых попал Чацкий, нисколько не изменились. Он словно вернулся в ту же атмосферу, которую оставил на время. Но если это время ему пошло на пользу, то миру Фамусовых это время ничего не дало. Да и что оно может дать, если у них балом правит Максим Петрович. Одной из тем, которая оказывается в центре всеобщего внимания, становится слух о помешательстве Чацкого. «Нелепость обо мне все в голос повторяют! / И для иных как словно торжество, / Другие будто сострадают... / О! если кто в людей проник: / Что хуже в них? душа или язык!» И кто становится виновником подобных сплетен - любимый человек - София! Можно сказать, что Чацкий бьется головой о глухую стену непонимания и неспособности воспринять что-либо новое и прогрессивное. Он пытается открыть окружающим дверь в другой мир, полный интересного и непознанного. Напрасный труд! «Желаю вам дремать в неведенье счастливом», - так комментирует свое отступление Чацкий. В свой приезд Чацкий сталкивается еще с одной неоднозначной и интересной фигурой - Молчалиным. Само имя выдает сущность данного персонажа. Он нашел свою нишу: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь». С этим девизом он идет по жизни. А зачем высказывать что-либо, если окружающие все равно все решают за тебя. Надо просто найти соответствующее окружение, и Молчалин этого достиг. Вполне справедливо говорит о нем Чацкий: «Другой найдется, благонравный, / Низкопоклонник и делец, / Достоинствами, наконец, / Он будущему тестю равный». В этом мире и стар и млад идут по одной и той же дороге, которая никуда не ведет. Молодежь даже не пытается сопротивляться этому. Старается изменить ситуацию только Чацкий. Он открыто вступает в борьбу. А надо ли все это хоть кому-нибудь? В данном случае вполне справедливы слова, что вспоминает Кутейкин: «...писано бо есть, не мечите бисера перед свиньями, да не попрут его ногами». Однако чем дальше углубляешься в произведение, тем больше сомневаешься в категоричности ответа на главный вопрос - победил ли Чацкий? Несмотря на всю картину в целом, которая формируется довольно-таки быстро, можно найти небольшие эпизоды, где ответ на вопрос может быть положительным. Примером может служить облик бывшего друга Чацкого - Платона Михайловича. Когда-то их объединял «шум лагерный, товарищи и братья». Однако теперь приятель Чацкого женат, слаб здоровьем. «Да, брат, теперь не так...» - печально констатирует Платон Михайлович. И впоследствии он несколько раз повторяет, что «теперь, брат, я не тот...» Бывший военный, которому все было по плечу, сожалеет, что славное время прошло. Перед нами - наглядный пример того, что могло бы случиться с самим Чацким, если бы он остался в Москве. Судьба подарила Александру Андреевичу Чацкому возможность не сожалеть о славном житье, а с восторгом его вспоминать. Словами Чацкого рисуется портрет холостого Платона Михайловича. «Не в прошлом ли году, в конце, / В полку тебя я знал? лишь утро: ногу в стремя / И носишься на борзом жеребце; /Осенний ветер дуй, хоть спереди, хоть с тыла». Грибоедов не зря вводит в комедию образ Платона Михайловича. С помощью него автор подсказывает читателям, что ответ на вопрос, победил ли Чацкий, очень неоднозначен. В мире, куда попал главный герой спустя некоторое время, он оказался в проигрыше. Но если вспомнить о Платоне Михайловиче, то в этом случае Чацкого можно назвать победителем. Он не позволил уничтожить себя на бытовом уровне, начинающимся в семейной жизни. Его пытливый ум, который, в конечном счете, ведет к проигрышу, способен воспринимать новые знания. И в данном случае Чацкий, несомненно,победил. Поэтому, наверное, достаточно сложно дать категоричный ответ: победа это или поражение. Общество, в которое попадает Чацкий, оказывается сильнее. Но даже в нем встречаются, которые близки по духу Чацкому. Среди них можно назвать Платона Михайловича. И по сравнению с этим образом видна победа Чацкого. Александр Андреевич не опускается так, как делает это его друг. Он выбирает другой путь - бегство. Мир не готов для новых веяний и, тем более, кардинальных изменений. Поэтому главному герою приходится констатировать: «Вы правы: из огня тот выйдет невредим, / Кто с вами день пробыть успеет, / Подышит воздухом одним /И в нем рассудок уцелеет». Так что отъезд Чацкого - не бегство в прямом смысле этого слова. Это временное отступление. Когда невозможно идти напролом, существуют обходные пути. И какое бы горе ни было от ума, все-таки только ум движет человека вперед. В комедии Грибоедова победа и поражение находятся на разных чашах весов. И пока приходится констатировать, что чаша «поражение» перевешивает. Но это не окончательный ответ. Хоть Чацкий практически одинок, однако он есть - а значит, есть и надежда на лучшее.

Наверное, на свете нет людей, которые не мечтали бы о победе. Каждый день мы одерживаем маленькие победы или терпим поражения. Стремясь добиться успеха над собой и своими слабостями, поднимаясь утром на тридцать минут раньше, занимаясь в спортивной секции, готовя уроки, которые плохо даются. Иногда такие победы становятся шагом к успеху, к самоутверждению. Но так бывает не всегда. Кажущаяся победа оборачивается поражением, а поражение, по сути, является победой.

В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» главный герой А.А.Чацкий после трехлетнего отсутствия возвращается в общество, в котором вырос. Всё ему знакомо, про каждого представителя светского общества у него категоричное суждение. «Дома новы, а предрассудки стары», - делает вывод об обновлённой Москве молодой, горячий человек. Фамусовское общество придерживается строгих правил времен Екатерины:

«по отцу и сыну честь», «будь плохенький, да если наберётся душ тысячки две родовых – тот и жених», «дверь отперта для званых и незваных, особенно из иностранных», «не то, чтоб новизны вводили, - никогда», «судьи всему, везде, над ними нет судей».

И лишь подобострастие, чинопочитание, лицемерие властвуют над умами и сердцами «избранных» представителей верхушки дворянского класса. Чацкий со своими взглядами оказывается не ко двору. По его мнению, «чины людьми даются, а люди могут обмануться», искать покровительство у власть имущих – низко, добиваться успеха надо умом, а не раболепством. Фамусов, едва услышав его рассуждения, затыкает уши, кричит: «…под суд!» Он считает молодого Чацкого революционером, «карбонарием», опасным человеком, при появлении Скалозуба просит не высказывать свои мысли вслух. А когда молодой человек всё-таки начинает излагать свои взгляды, быстро уходит, не желая нести ответственности за его суждения. Однако полковник оказывается человеком недалёким и улавливает лишь рассуждения по поводу мундиров. Вообще Чацкого мало кто понимает на балу у Фамусова: сам хозяин, Софья и Молчалин. Но каждый из них выносит свой вердикт. Фамусов запретил бы таким людям на выстрел подъезжать к столице, Софья говорит, что он «не человек - змея», а Молчалин решает, что Чацкий просто неудачник. Окончательный вердикт московского света – сумасшествие! В кульминационный момент, когда герой произносит свою программную речь, - никто в зале не слушает его. Можно сказать, что Чацкий терпит поражение, но это не так! И.А.Гончаров считает, что герой комедии - победитель, и с ним нельзя не согласиться. Появление этого человека встряхнуло застойное фамусовское общество, разрушило иллюзии Софьи, пошатнуло положение Молчалина.

В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» сталкиваются в жарком споре два оппонента: представитель молодого поколения – нигилист Базаров и дворянин П.П.Кирсанов. Один прожил жизнь праздную, потратил львиную долю отведённого срока на любовь к известной красавице, светской львице – княгине Р. Но, несмотря на такой образ жизни, он обрёл опыт, испытал, наверное, самое главное чувство, которое настигло его, смыло всё наносное, сбило спесь и самоуверенность. Это чувство – любовь. Базаров смело судит обо всём, считая себя «самоломанным», человеком сделавшим своё имя только собственным трудом, умом. В споре с Кирсановым он категоричен, резок, но соблюдает внешние приличия, а вот Павел Петрович не выдерживает и срывается, косвенно называя Базарова «болваном»:

…прежде они были просто болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты.

Внешняя победа Базарова в этом споре, потом на дуэли оказывается поражением в главном противостоянии. Встретив свою первую и единственную любовь, молодой человек не способен пережить поражение, не желает признавать крах, но ничего не может поделать. Без любви, без милых глаз, таких желанных рук и губ жизнь не нужна. Он становится рассеянным, не может сосредоточиться, и никакое отрицание не помогает ему в этом противостоянии. Да, кажется, Базаров победил, ведь он так стоически идёт к смерти, молча борется с недугом, но на самом деле он проиграл, потому что потерял всё, ради чего стоило жить и творить.

Смелость и решительность в любой борьбе крайне необходимы. Но подчас надо отринуть самоуверенность, посмотреть вокруг, перечитать классику, чтобы не ошибиться в правильном выборе. Ведь это твоя жизнь. И побеждая кого-то, подумай, а победа ли это!

Конфликт пьесы Грибоедова «Горе от ума» представляет собой единство двух начал: общественного и личного. Будучи человеком честным, благородным, прогрессивно мыслящим, свободолюбивым, главный герой Чацкий противостоит фамусовскому обществу. Его драма усугубляется чувством пылкой, но безответной любви к дочери Фамусова Софье.

Еще до появления Чацкого на сцене мы узнаем от Лизы, что он «чувствителен, и весел, и остер». Чацкий взволнован встречей с Софьей, обескуражен ее холодным приемом, пытается найти в ней то понимание, которое, видимо, было раньше. Между Чацким и Софьей происходит в какой-то степени то же, что и между Софьей и Молчаливым: от любит не ту Софью, которую увидел в день приезда, а ту, которую придумал. Поэтому возникновение психологического конфликта неизбежно. Чацкий не делает попытки понять Софью, ему трудно уяснить, почему Софья его не любит, ведь его любовь к ней ускоряет «сердца каждое биенье», хотя «ему мир целый казался прах и суета». Чацкий оказывается слишком прямолинейным, не допуская мысли, что Софья может полюбить Молчали-на, что любовь не подчиняется рассудку. Невольно он оказывает давление на Софью, вызывая ее неприязнь. Оправдать Чацкого может его ослеплен* ность страстью: у него «ум с сердцем не в ладу».

Психологический конфликт переходит в конфликт общественный. Чацкий, взволнованный встречей с Софьей, обескураженный ее холодным приемом, начинает говорить о том, что близко его душе. Он высказывает взгляды, прямо противоположные взглядам фамусовского общества. Чацкий осуждает бесчеловечность крепостного права, вспоминая о «Несторе негодяев знатных», обменявшем своих верных слуг на трех борзых собак; ему претит отсутствие свободы мысли в дворянском обществе:

Да и кому в Москве не затыкали рты Обеды, ужины и танцы?

Он не признает чинопочитания и подхалимства:

Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, А тем, кто выше, лесть, как кружево, плели.

Чацкий полон искреннего патриотизма:

Воскреснем ли когда от чужевластья мод?

Чтоб умный, бодрый наш народ

Хотя по языку нас не считал за немцев.

Он стремится служить «делу», а не лицам, он «служить бы рад, прислуживаться тошно».

Общество оскорблено и, защищаясь, объявляет Чацкого сумасшедшим. Характерно, что начало этому слуху положила именно Софья. Чацкий пытается открыть ей глаза на Молчалина, Софья страшится истины:

Ах! Этот человек всегда

Причиной мне ужасного расстройства!

В разговоре с господином N она заявляет: «Он не в своем уме». Ей так легче, ей приятнее объяснить язвительность Чацкого безумием любви, о котором он сам говорил ей. Ее невольное предательство становится уже обдуманной местью:

А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить, Угодно ль на себе примерить?

Общество единогласно приходит к выводу: «безумный по всему...» Чацкий-сумасшедший обществу не страшен. Чацкий принимает решение «искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок».

искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок». И. А. Гончаров оценивает финал пьесы: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы новой». Чацкий не отказывается от своих идеалов, он лишь освобождается от иллюзий. Пребывание Чацкого в доме Фамусова пошатнуло незыблемость его устоев. Софья произносит: «себя я, стен стыжусь!»

«Горе от ума» - одно из величайших драматургических произведений. Знаменитая комедия Грибоедова была создана спустя несколько лет после завершения Отечественной войны и незадолго до Главный вопрос, который волнует литературоведов и критиков относительно этого творения: «Кто такой Чацкий - побежденный или победитель?»

Отцы и дети

Когда Грибоедов задумал создать комедию, впоследствии вызвавшую резонанс в культурной жизни России, в обществе происходил существенный подъем, который был вызван прежде всего очевидным расколом среди представителей дворянства. Главный герой пьесы стал олицетворением живого ума и передовых стремлений, особенно заметных на фоне устаревших патриархальных нравов, приверженцами которых являются прочие персонажи. Автор изобразил в комедии борьбу поколений. Для того чтобы написать сочинение на тему «Чацкий: побежденный или победитель?», необходимо разобраться в общественной ситуации, которая сложилась в России в двадцатые годы девятнадцатого века.

Зарождение декабристского движения

Французские просветители оказали огромное влияние на мировоззрение молодых дворян, многие из которых становились участниками тайных обществ. Нередко дискуссии на политические темы ничем не заканчивались. Однако особенно рьяно настроенными молодыми людьми было сформировано оппозиционное движение. Действия декабристов, а именно так назывались самые активные участники тайных организаций, привели к трагедии. 14 декабря 1825 года произошло восстание. Многие члены обществ были сосланы в Сибирь. Главные зачинщики - казнены.

Революционные идеи

Каким образом эти события могут помочь ответить на вопрос: «Кто такой Чацкий - победитель или побежденный?» Сочинение «Горе от ума» было задумано автором за пять лет до восстания. В комедии идет речь о молодом образованном человеке, беззаветно любящем девушку, критически относящемся к московскому обществу и, главное, не понятом окружающими. Дело в том, что Чацкий - представитель того самого молодого поколения дворян, среди которых так много было противников старого реакционного строя. Он воплотил в себе лучшие качества декабристов, выразил свой взгляд на общественные порядки, царившие в России, отчего в некоторой степени пострадал.

Единственным представителем молодого поколения дворянства в комедии является Александр Андреевич Чацкий. Побежденный или победитель герой Грибоедова? На этот вопрос ответить однозначно нельзя. Чацкому противопоставил автор так называемое Ему противостоит не просто мировоззрение одного-двух персонажей, но целый жизненный уклад, совокупность предрассудков и привычек.

Грибоедов и его современники

Как написать работу по теме «Чацкий - победитель или побежденный?» Сочинение по вызвавшему в свое время массу споров в московском обществе, доставляет немало проблем современным учащимся. Прежде всего, нужно иметь представление о том, как восприняли пьесу современники. Комедия была некоторое время запрещена. Затем жители столицы увидели ее в сокращенном цензурой виде. В оригинале же комедия произвела на театральных зрителей неизгладимое впечатление. В пьесе были впервые затронуты чрезвычайно острые вопросы. К тому же героя, подобного Чацкому, в русской драматургии ранее не было.

Революционные идеи героя

Для того чтобы понять, в чем уникальность образа, созданного Грибоедовым, следует обратить внимание на то, что в комедии были затронуты важнейшие вопросы воспитания и образования. Автор поднял тему гражданского долга, высказал свое мнение относительно истинной службы Отечеству. И все это он сделал с помощью главного героя. Именно в уста Чацкого он вложил свои мысли, с его помощью высказал передовые взгляды на закостенелость общества. Единственный героем, который осознает необходимость коренных социальных изменений, является Чацкий. Побежденный или победитель он в этом споре, имеющем в комедии весьма скрытый и сатирический характер, не так важно. Чацкого не понимают Фамусов, Софья и другие действующие лица. Такова судьба каждого человека, высказывающего свежие идеи. Особенно если эти идеи расходятся с привычным образом жизни. Героям комедии проще принять Чацкого за безумца, нежели прислушаться к его словам. И в глазах этого социума он всегда будет побежденным.

Фамусовское общество

В доме Фамусова царят ложь и лицемерие. Они настолько прижились здесь, что на них строится практически все. Фамусов читает лекции своей дочери о чистоте нравов и ставит свой монашеский образ жизни ей в пример, несмотря на то, что за пять минут до этого заигрывал с Лизой. Молчалин изображает перед Софьей влюбленного человека, в то время как в его душе есть место лишь для честолюбивых помыслов. Дочь Фамусова способна видеть вранье, но не желает этого делать, поскольку жить в привычной лжи комфортнее и спокойнее. И на этом фоне ярко выделяется Победитель или побежденный этот герой в мире лжи и лицемерия? Чацкий воодушевлен передовыми идеями. Он готов пойти против общества во имя своих идеалов. Но лицемерие настолько въелось в уклад жизни Фамусова и его приближенных, что любой спор об истине и чести может привести лишь к поражению.

Софья и Молчалин

В основе произведения лежит любовная история. Когда Чацкий узнает о том, что Софья предпочла его недалекому, однако чрезвычайно целеустремленному Молчалину, начинает развиваться социальный конфликт, а вместе с этим раскрывается и характер главного героя. На вопрос о том, кто же Чацкий - победитель или побежденный, Грибоедов не дает ответа. У зрителей формируется мнение о герое по ходу действия пьесы. Их возмущают заблуждения Софьи, девушки, не лишенной благородных душевных качества, но неспособной полюбить Чацкого, поскольку он оказывается слишком чужим в ее окружении.

Обман Молчалина кажется грубым и очевидным. Но обманщиком секретарь Фамусова в начале пьесы предстает лишь в глазах главного героя. Софья не видит лжи в силу своего воспитания, французских романов, которые она читает запоем, и нежелания воспринимать всерьез правдивые и острые слова, которые произносит Чацкий. В характеристике героя не самое большое значение имеют его отношения к Софье. Но именно благодаря противопоставлению героя услужливому Молчалину проясняется ответ на главный вопрос, который ставит перед собой автор сочинения по комедии «Горе от ума». Кто такой Чацкий? Победитель или побежденный? Ответ таков: в извечном споре о лжи и истине способен одержать победу лишь этот персонаж. Он не заискивает перед высокопоставленными лицами, не уподобляется Молчалину. Он остается самим собой даже тогда, когда его отвергает Софья, которую он любит с детских лет. И пусть фамусовское общество не принимает его взглядов, предпочитая и дальше довольствоваться лживыми рассуждениями, Чацкий не меняет своих взглядов. Дальнейшая судьба героев неизвестна зрителю. Но о том, что лживый мир будет разрушен рано или поздно, можно лишь догадаться.

Вон из Москвы!

Чацкого волнуют общественные проблемы. Он осознает ужас крепостничества, при котором уничтожается всякая искренняя мысль. В таком обществе комфортно себя чувствует Молчалин. Чацкому места в нем нет, и он уезжает.

И если рассматривать конфликт с внешней точки зрения, ответ на вопрос: «Кем является в комедии Чацкий? Победитель или побежденный?» кратко можно дать таким образом: он не смог бороться за свои идеалы до конца, а потому проиграл. Чацкий уехал, оставив в недоумении и раздражении Фамусовых. Настоящий же победитель должен был остаться и оказать более существенное противостояние реакционному обществу. Хотя, быть может, столкновение во взглядах, изображенное Грибоедовым, стало первым толчком к серьезной революционной деятельности, и прообразом Чацкого был один из будущих участников оппозиционного движения? Но вопрос о том, был ли декабристом герой Грибоедова, является темой другой статьи.