Бухгалтерский учет операций по эквайрингу. Прием оплаты банковскими картами (эквайринг)

09.09.2014 распечатать

В этой статье рассмотрены вопросы, связанные с нормативным регулированием эквайринговых операций, а также их бухгалтерский и налоговый учет и документальное оформление.

Операции, связанные с оплатой пластиковыми картами стали повседневными, так как это удобный и безопасный инструмент. позволяет принимать к оплате за товары и услуги пластиковые карты ведущих международных платежных систем. Поэтому все больше организаций торговли используют такую форму оплаты.

Преимуществами эквайринговых операций являются:

  • минимизация рисков по операциям, связанным с наличными денежными средствами (выручку по пластиковым картам сложно украсть, и вам не дадут фальшивые деньги);
  • повышение конкурентоспособности организации и увеличение оборотов за счет привлечения новых клиентов-держателей пластиковых карт;
  • на операции по пластиковым картам не распространяется лимит расчетов наличными.

Терминология

Перед современным бухгалтером стоит задача грамотного оформления как традиционных кассовых операций, так и операций, связанных с расчетами посредством пластиковых карт. Однако чтобы вести разговор об эквайринге, нужно сначала разобраться со специфическими терминами, присущими этой операции. Рассмотрим самые главные из них.


Эквайринг - деятельность кредитной организации, включающая в себя осуществление расчетов с предприятиями торговли (услуг) по операциям, совершаемым с использованием банковских карт.


Платежная карта (банковская) - пластиковая карта, привязанная к одному или нескольким расчетным (лицевым) счетам в банке. Используется для оплаты товаров (работ, услуг), в том числе через интернет, а также для снятия наличных средств.

Под системой электронных платежей понимается комплекс специализированных программных средств, обеспечивающий транзакции (перевод) денежных средств от потребителя к поставщику товаров, где продавец имеет собственный счет (самые распространенные типы платежных систем: Visa и MasterCard).

Банк-эквайрер - кредитная организация, которая осуществляет расчеты с организациями торговли по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, и (или) выдает наличные денежные средства держателям платежных карт, не являющимся клиентами указанной кредитной организации. Банк-эквайер необходим для осуществления финансовых транзакций путем взаимодействия с платежными системами.

POS-терминал - это электронное программно-техническое устройство для приема к оплате по пластиковым картам, оно может принимать карты с чип-модулем, магнитной полосой и бесконтактные карты, а также другие устройства, имеющие бесконтактный интерфейс. Также под POS-терминалом часто подразумевают весь программно-аппаратный комплекс, который установлен на рабочем месте кассира.

На сегодняшний день многие банки предоставляют подобную услугу, достаточно только выбрать тот банк, условия которого выгодны. За свою услугу банк будет брать комиссионные, а у каждого банка процент разный. Банк предоставляет все необходимое оборудование и проводит обучение сотрудников.

При пользовании услугой эквайринга у вас должен быть открыт расчетный счет в банке. Многие не имеют расчетного счета — в таком случае следует выбрать подходящий банк, в котором необходимо и заключить договор эквайринга. Простое определение принципа работы с использованием эквайринга - через специальное оборудование с пластиковой карточки покупателя организация снимает сумму за покупку, а затем банк-эквайер переводит ее на расчетный счет организации, удерживая с суммы комиссию за свою услугу.

На что следует обратить внимание в нормативных документах?

В настоящее время перевод денежных средств регулируется Федеральным законом от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе». Перевод денежных средств осуществляется в срок не более трех рабочих дней начиная со дня списания денежных средств с банковского счета плательщика (п. 5 ст. 5 Закона № 161-ФЗ).

Если денежные средства поступают на расчетный счет организации более одного дня, то в бухгалтерском учете для контроля за движением денег используется счет 57 «Переводы в пути» (субсчет 57-3 «Продажи по платежным картам») в соответствии с Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н). Расчеты с банком-эквайером также можно учитывать на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Выручка от продажи товаров является доходом от обычных видов деятельности торговой организации и признается на дату передачи товаров покупателю независимо от даты и порядка оплаты товара (). Фактическая себестоимость реализованного товара признается расходами по обычным видам деятельности и списывается со счета 41 «Товары» в дебет счета 90 субсчет «Себестоимость продаж» (п. 5, 7, 9, 10 ПБУ 10/99 «Расходы организации» (далее - )).


Важно знать

Приходный кассовый ордер на сумму выручки по безналичному расчету не выписывается.


Расходы по оплате услуг банка-эквайера, осуществляющего расчеты по операциям с использованием платежных карт, учитываются в составе прочих расходов и отражаются на счете 91 субсчет «Прочие расходы» на дату зачисления выручки на расчетный счет организации (п. 11, 14.1 ПБУ 10/99). Зачисление на расчетный счет организации выручки от продажи товаров с использованием банковских карт производится, как правило, за вычетом вознаграждения банка.

Организации розничной торговли вправе учитывать приобретаемые и реализуемые ими товары по стоимости их приобретения или по продажным ценам с отдельным учетом наценок (скидок) ().

Выбранные варианты учета товара должны быть закреплены в учетной политике.

Бухгалтерский учет

Для начала установим последовательность выполнения эквайринговых операций:

  • кассир активирует карточку покупателя при помощи терминала, информация о карточке мгновенно передается в процессинговый центр;
  • после проверки текущего остатка на счете в двух экземплярах распечатывается слип, в котором должны расписаться и покупатель, и продавец;
  • экземпляр слипа, подписанный продавцом, выдается покупателю. Второй же экземпляр (с подписью покупателя) остается продавцу. Продавец должен сверить представленный на карте образец подписи с подписью на слипе;
  • продавец обязан применять при подобных операциях ККМ и выдавать покупателю кассовый чек.

Расчеты, производимые платежными картами, пробиваются на отдельную секцию ККМ и отражаются отдельно в Z-отчете как сумма безналичной выручки. При этом в кассовом журнале форма по графе 12 отражает количество пластиковых карт, по которым велись расчеты, а по графе 13 указывается сумма, полученная при оплате данными картами. Сведения из журнала кассира о сумме выручки, полученной как наличными, так и посредством пластиковых карт, переносятся в справку-отчет кассира-операциониста ().


Обратите внимание

Услуги банка-эквайера по проведению расчетов не подлежат налогообложению НДС (). Следовательно, стоимость услуг банка не содержит «входного» НДС.


Схема документального оформления эквайринговых операций выглядит так:

  • в конце рабочего дня эквайринг обязывает организацию отчитываться перед банком за каждую проведенную по пластиковым картам операцию. С этой целью в банк пересылается формируемый POS-терминалом электронный журнал;
  • банк проверяет представленные ему документы;
  • банк переводит предприятию торговли денежные средства, оплаченные платежными картами.

Договор эквайринга, как правило, подразумевает, что банк перечисляет на расчетный счет организации положенные ей денежные средства уже за вычетом своего вознаграждения.

Однако организация выступает в качестве продавца и обязана отражать выручку в полном объеме, включая и оговоренное вознаграждение банку. В этом случае комиссия банка и в бухгалтерском, и в налоговом учете отражается как «прочие расходы» с использование счета 91 «Прочие расходы». Организации, применяющие УСН (с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов), также могут учесть услуги банка в расходах.

Существует два основных варианта отражения таких операций в учете:

  • перевод денежных средств осуществляется банком в день осуществления оплаты пластиковыми картами (см. пример 1);
  • перевод денежных средств банком происходит не в день осуществления оплаты картами (см. пример 2).


Пример 1

13 сентября 2014 года с использованием банковских карт через систему электронных платежей в ООО «Ритм» поступила оплата от покупателей за товары на сумму 46 830 рублей (в т.ч. НДС 18% - 7 143,56 руб.). С обслуживающим банком заключен договор эквайринга, на основании которого на расчетный счет организации за вычетом вознаграждения перечислена сумма выручки за проданные товары. Размер вознаграждения составляет 1,2 процента от суммы поступившей выручки. Перевод денежных средств осуществляется банком в день осуществления оплаты пластиковыми картами.

В бухгалтерском ООО «Ритм» будут сделаны следующие проводки:


- 46 830 руб. - отражена выручка от оказания услуг с использованием в расчетах пластиковых карт;


- 7143,56 руб. (46 830 руб. x 18/118) - начислен НДС на сумму выручки с использованием в расчетах пластиковых карт;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62
- 46 830 руб. - поступили на расчетный счет денежные средства, списанные со счетов клиентов;

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 51
- 561,96 руб. (46 830 руб. x 1,2%) - признаны расходы по уплате комиссионных банку.



Пример 2

За 14 сентября 2014 года выручка ООО «Трио» составила 64 900 рублей, в том числе с использованием пластиковых карт - 47 200 рублей. Договором с банком предусмотрено, что денежные средства поступают на расчетный счет организации на следующий день после получения электронного журнала (установлен POS-терминал), комиссия банка составляет два процента от суммы оплаты пластиковой картой. Перевод денежных средств банком происходит на следующий день после осуществления оплаты картой.

В бухгалтерском ООО «Трио» будут сделаны следующие проводки:

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»
- 47 200 руб. - отражена выручка от оказания услуг с использованием в расчетах пластиковых карт;

ДЕБЕТ 90 субсчет «НДС» КРЕДИТ 68
- 2700 руб. (17 700 руб. x 18/118) - начислен НДС на сумму выручки за наличный расчет;

ДЕБЕТ 90 субсчет «НДС» КРЕДИТ 68
- 7200 руб. (47 200 руб. x 18/118) - начислен НДС на сумму выручки с использованием в расчетах пластиковых карт;

ДЕБЕТ 50 КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»
- 17 700 руб. (64 900 - 47 200) - оприходована по приходному кассовому ордеру выручка от оказания услуг за наличный расчет;

ДЕБЕТ 57 субсчет «Продажи по платежным картам» КРЕДИТ 62
- 47 200 руб. - отправлен электронный журнал в банк;

ДЕБЕТ 57 субсчет «Инкассация наличных денежных средств» КРЕДИТ 50
- 17 700 руб. - инкассированы денежные средства в банк (выписан расходный кассовый ордер);

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 57 субсчет «Продажи по платежным картам»
- 46 256 руб. (47 200 руб. - 47 200 руб. x 2%) - поступили на расчетный счет денежные средства, списанные со счетов клиентов (за вычетом комиссионных);

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 57 субсчет «Продажи по платежным картам»
- 944 руб. (47 200 руб. x 2%) - признаны расходы по уплате комиссионных банку;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 57 субсчет «Инкассация наличных денежных средств»
- 17 700 руб. - зачислены наличные денежные средства на расчетный счет.


А теперь рассмотрим операцию эквайринга со стороны налогового учета.

Налог на добавленную стоимость

Напомним, что реализация товаров на территории России является объектом обложения . Налоговая база определяется на дату перехода права собственности на товар к покупателю как стоимость товара (за вычетом НДС) ( , ). Налогообложение производится по ставке 18 процентов ().

Вознаграждение банка-эквайера признается организациями торговли внереализационными расходами ().

Оплата банковской картой фактически подразумевает внесение покупателем предоплаты. Это необходимо учитывать при исчислении суммы НДС. Днем исчисления НДС для продавца будет являться дата поступления денежных средств от покупателя, что предусмотрено подпунктом 2 пункта 1 статьи 167 Налогового кодекса. Так как моментом определения налоговой базы по НДС является наиболее ранняя из следующих дат: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав или день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Сумма удержанного агентского вознаграждения (за вычетом НДС) на дату утверждения отчета агента относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией ( , ).

Чтобы проверить правильность отражения операции эквайринга, нужно ежедневно проверять разнесение сумм с Z-отчета по счетам 50 и 57 субсчет «Продажи по платежным картам». Причем нужно сравнивать не только поступления за день, но и нарастающий итог, выделенный в Z-отчете отдельной строкой. Это позволит отследить полноту оприходования выручки.

Для того чтобы отследить поступление выручки в банк и верное разнесение комиссии банка, нужно ежедневно сравнивать оборот по кредиту счета 57 субсчет «Продажи по платежным картам» и сумму оборотов по дебету счетов 91 субсчет «Прочие расходы» (комиссия банка) и 51 субсчет «Поступления по платежным картам». Если все разнесено верно, то они должны совпадать.

Ну и, конечно, счет 57 не должен иметь сальдо на конец дня при условии, что перечисления по платежным картам поступают от банка на расчетный счет в тот же день. Если же это условие не выполняется, то в сумме сальдо по счету должен быть только дебетовый оборот прошлого дня (либо двух предыдущих дней, это напрямую зависит от того, как часто банк перечисляет деньги по эквайринговым операциям на расчетный счет фирмы).

Еще можно проверить себя на следующие типичные ошибки:

  • бухгалтер может отразить в бухучете выручку от реализации товаров не в момент передачи товара покупателю, а в момент прихода денежных средств от банка. Данная ошибка приводит к искажению бухгалтерской и налоговой отчетности, когда оплата товара платежной картой и перечисление банком денежных средств на расчетный счет, приходятся на разные отчетные (налоговые) периоды;
  • также возможно ошибиться, если отразить в бухучете выручку от реализации товаров за минусом комиссии, удерживаемой банком по договору эквайринга. Данная ошибка приводит к занижению не только выручки от реализации, но и расходов, в результате искажается бухгалтерская и налоговая отчетность. У организации, находящейся на УСН с объектом налогообложения «доходы», данная ошибка приводит к занижению налогооблагаемой базы по единому налогу на сумму банковской комиссии;
  • иными нарушениями могут быть продажа товара по платежным картам без использования ККТ, отсутствие информации о выручке, полученной с использованием банковских карт, в журнале кассира-операциониста, справке-отчете кассира-операциониста и сведениях о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин.

Татьяна Лесина , бухгалтер, для журнала «Практическая бухгалтерия»

Есть вопрос?

«Практическая бухгалтерия» - бухгалтерский журнал, который упростит Вашу работу и поможет вести бухгалтерию без ошибок. Получите гарантированный ответ эксперта на Ваши вопросы, а таже

Здравствуйте! Сегодня поговорим про эквайринг! На пути начинающего предпринимателя зачастую встает немало вопросов. И, пожалуй, самым важным из них является вопрос денежный. Что такое эквайринг? Как организовать в своем магазине или на интернет-сайте оплату банковскими картами? Об этом и многом другом расскажет данная статья.

Что такое эквайринг простыми словами и как он работает

В предыдущем XX столетии произошел гигантский скачок в развитии науки, техники и технологий. Параллельно с этими отраслями бурно развивались торговля и экономика. В результате этого развития была изобретена банковская карта — очень удобный инструмент для хранения и обналичивания денег.

Через некоторое время функции карты были значительно расширены, и вот уже у покупателя появилась возможность расплачиваться в магазине с ее помощью. Но и на этом прогресс не стал останавливаться: на сегодняшний день мы можем оплачивать товары и услуги с помощью банковской карты где угодно — от магазина до интернет-сайта — любыми способами.
Теперь давайте попробуем подробно разобраться шаг за шагом во всех тонкостях эквайринга. Начнем с определения:

Эквайринг — это банковская опция, предоставляющая клиентам возможность оплачивать свои покупки при помощи банковской карты, при этом обналичивание денежных средств через банкомат не требуется.

В переводе с английского «эквайринг» обозначает «приобретение», а в банковской сфере этот термин определяет систему приема денежных карт для оплаты товаров и услуг.

Такие платежи делают покупки в супермаркете и интернете более простыми и доступными, а также экономят время при посещении ближайшего магазина.

Как показывают исследования, среднестатистический покупатель с картой более склонен к спонтанным покупкам и готов потратить на 20% больше, поэтому при помощи эквайринга можно существенно увеличить итоговую прибыть бизнеса.

Миллионы предприятий, организаций, магазинов используют в своей работе эквайринг по ряду причин:

  • Это очень удобно;
  • Организация исключает для себя риск приема фальшивой купюры;
  • Появляется возможность экономии на инкассации наличности.

В свою очередь, клиенты тоже полюбили такую систему оплаты, потому что нет нужды носить с собой наличные средства и можно не опасаться, что кассир неправильно сдаст вам сдачу.

В действительности рассказать простыми словами о том, что такое эквайринг довольно нелегко. Поскольку это полноценная комплексная банковская услуга, подразумевающая ряд операций, таких как технологическое, расчетное и информационное обслуживание фирмы по платежным операциям при помощи банковской карточки. При этом используется оборудование, которое предоставляет банк.

Как в магазине установить оплату картами? Чтобы полноценно использовать все опции, предоставляемые эквайрингом, нужно оформить договор эквайринга с банком, предоставляющим подобную услугу. Этот банк установит в вашем магазине, кафе, ресторане, клубе и любом другом месте платежное оборудование (специальный терминал, так называемый «пин-пад»), обеспечивающее прием банковских карт совместно с торговыми кассами.

Какие виды эквайринга бывают


Торговля не стоит на месте, и, если каких-то 30-40 лет назад мы имели возможность приобретать товары на рынках и в магазинах, то теперь мы с легкостью можем совершать покупки через интернет, не выходя из дома, или же расплачиваться в супермаркетах кусочком пластика. Такая свобода действия для покупателя обусловлена стремлением предпринимателя привлечь в как можно большее количество клиентов.

Банки не отстают в этом стремлении от производителей, стараясь изобретать все новые формы безналичных расчетов. Поскольку просторы для торговли широки и многообразны, то и эквайринг бывает нескольких типов. Какой эквайринг самый выгодный — сказать затруднительно. Зависит от ситуации.

Что такое торговый эквайринг

Широко распространен в торговых точках, кафе и ресторанах, клубах и т.д. Операции проводятся посредством специальных pos-терминалов. При этом с получателя денежных средств удерживается комиссия в размере, установленном финансовой организацией.

Что такое интернет-эквайринг

Система говорит сама за себя: этот вид работает на просторах всемирной паутины. Для совершения операции не требуется специальных приложений или оборудования. Вы спросите «Как принимать оплату картами на сайте?». Чтобы принимать оплату на сайте по банковской карте вам понадобится лишь доступ в Интернет.

Что такое мобильный эквайринг

В проведение операции становится возможным при наличии смартфона. При использовании мобильного эквайринга отпадает потребность в привязке к конкретной торговой точке.

Кому нужен эквайринг и для чего

По сути, эквайринг выгоден для всех участников торгово-финансовых отношений.

Для потребителя безналичный расчет удобен тем, что не нужно специально искать банкомат, чтобы обналичить средства. Собираясь совершить крупную покупку нет необходимости носить деньги с собой и переживать, что их могут украсть. Приходя в магазин с картой вместо денег, покупатель не будет волноваться, хватит ли ему наличных средств на покупку.

Для торговых точек, ресторанов, клубов и других учреждений эквайринг полезен тем, что снижает риски принятия фальшивых купюр, экономит средства на инкассации, а также повышает престиж организации, привлекает новых клиентов и увеличивает ее доход. Потребитель, привыкший постоянно расплачиваться картой, стабильно будет выбирать для покупок те торговые точки, где предоставляется данная услуга, и будет избегать места, где есть только наличный расчет.

Ну а для банков операции с деньгами всегда были, есть, и будут выгодными, потому что это их работа. И для привлечения клиентов они готовы предоставлять систему различных бонусов, скидок на банковские услуги, бесплатное обучение сотрудников работе с системой эквайринга и т.д. Предприниматель обязан выплачивать банку комиссию по каждой транзакции, и, не смотря на то, что сам банк тоже отдает комиссию платежной системе, а часть средств использует на развитие и содержание системы эквайринга, его выгода от предоставления услуги очевидна.

Какие действия нужно совершить для проведения операции эквайринга

Оплата услуг через pos-терминал несколько отличается от привычной всем системы наличного расчета через кассу, тем не менее, этот процесс совсем не сложный, если запомнить его алгоритм:

  • Прежде всего, кассир активирует банковскую карту, проводя ее через терминал;
  • В процессинговый центр банка отправляются данные о владельце карты;
  • Проводится проверка остатка денежных средств на карте;
  • Если средств достаточно, с карты списывается сумма и отправляется на банковский счет оператора;
  • Выдается два чека – продавцу и покупателю;
  • Продавец подписывает чек для покупателя, покупатель — для продавца;
  • Продавец обязан сверить подпись в чеке с подписью на карте;
  • По истечении обусловленного в договоре срока, банк-эквайер перечисляет деньги на счет предпринимателя, предварительно вычтя комиссию.

POS-терминал – специальное электронное оборудование, с помощью которого осуществляется проведение безналичного расчета с использованием банковской карточки.

Как видите, принимать оплату банковскими картами в магазине достаточно просто, а при выборе качественного скоростного оборудования еще и быстро. При этом не происходит нудного отсчитывания купюр и поиска мелочи. Операция проходит четко, быстро и без ошибок.

Для связи с банком может использоваться интернет соединение, телефонная сеть или GSM-связь. Наиболее эффективным среди перечисленных вариантов является, безусловно, интернет. GSM-связь предоставляет возможность принимать безналичные платежи там, где по каким-то причинам отсутствует интернет. Кроме того, такой pos-терминал оснащен батареей и его можно перевозить из одного места в другое. Это весьма удобно при оплате на месте доставки. Однако такая связь является самой дорогой.

Устройство pos-терминала включает в себя монитор, клавиатуру для ввода, считыватель карты, печатное устройство (для выдачи чека) и «пин-пад», с помощью которого клиент вводит пин-код к карте.

Подключать совместно эквайринг и кассовый аппарат довольно дорого, поэтому начинающим предпринимателям выгоднее будет воспользоваться pos-терминалами.

Без кассового аппарата выполнение эквайринга возможно двумя путями – использовать переносной или стационарный pos-терминал, либо водить реквизиты банковской карты через веб-сайт. В pos-терминалы интегрирована сим-карта, при помощи которой осуществляется связь с банком. Такие терминалы способны считывать информацию с дебетовых и кредитных карт, оснащенных чипом, либо магнитной лентой.

Как можно подключить оплату банковскими картами


Немного разобравшись с тем, что такое эквайринг, неизбежно возникает вопрос: как ? Для того чтобы стать пользователем системы эквайринга, вам нужно обратиться к непосредственному поставщику данной услуги – в банк. Там вы сможете получить квалифицированную консультацию, касающуюся особенностей системы и способах работы с ней. Также вам должны предоставить полную информацию о тарифах и сроках возмещения денежных средств.

Для того чтобы сделать в магазине оплату банковскими картами, предприниматель должен быть зарегистрирован как или , а также иметь текущий . Место продажи товаров или услуг должно иметь стабильный доступ к сети Интернет.

Если все перечисленные условия выполнены, вы просто приходите в банк и заключаете договор предоставления услуги эквайринга. В договоре обязательно прописываются все условия, тарифы, стоимость подключения эквайринга, а также права и обязанности сторон.

В целях безопасности банк может потребовать с предпринимателя доказательства того, что организация не является мошеннической и нуждается в установке оборудования именно с целью эквайринга, а не махинаций с пластиковыми картами. Предприниматель должен будет предоставить копию договора аренды помещения, а также фотографии места положения торговой точки.

Вся процедура оформления документов может занять около месяца.

На что обращать внимание при выборе банка-эквайера

Немного разобравшись в системе эквайринга, начинающий предприниматель сталкивается с новым вопросом: как выбрать банк для подключения этой услуги? Прежде всего, следует тщательно изучить условия, на которых различные банки предоставляют услугу эквайринга. Проанализировав все предложения, выбирайте то, что подходит вам наилучшим образом.

  1. Нелишним будет узнать, какое оборудование предоставляет банк. От выбранной техники и программного обеспечения будет зависеть скорость проведения транзакций. Наименее затратным и наиболее эффективным будет использование pos-терминала;
  2. Обратите внимание на то, какой вид связи используется, поскольку этот фактор также влияет на скорость проведения операции. Стандартов связи может быть несколько — dial-up, GSM, GPRS, Ethernet, Wi-Fi. Наиболее быстрым является сочетание Ethernet и Wi-Fi (ответ приходит в течение 1-3 секунд). Также достаточно высокой скоростью обладают стандарты dial-up и GPRS, причем за последнюю придется дополнительно заплатить по тарифу оператора;
  3. Узнайте, работу с какими платежными системами осуществляет финансовое учреждение. Для начинающего предпринимателя выгоднее работать с банковскими картами клиентов с различным достатком, ведь за счет этого клиентская база будет только расширяться;
  4. Читайте внимательно договор оказания услуги эквайринга. В любом договоре прописаны основные положения взаимоотношений между потребителем услуги и финансовой организацией. Тщательное изучение прав и обязанностей сторон снижает возможность возникновения неприятных сюрпризов в будущем. Если банк не выполнит свои обязательства, то с помощью договора вам будет легче доказать свою правоту в судебном порядке;
  5. Поинтересуйтесь, какие сервисные услуги предоставляет банк-эквайер. Вам очень пригодится такая опция как установка оборудования и его последующее сервисное обслуживание. Также будет полезным обучение сотрудников вашей фирмы работе на оборудовании. После тренинга они должны приобрести знания о принципах работы терминала, о типах банковских картах и реквизитах, об алгоритме обслуживания покупателя с картой, а также научиться отменять авторизацию, оформлять возврат покупки и определять подлинность карты;
  6. Какие финансовые условия предлагает банк-эквайер? Обратите особенное внимание на срок возврата прибыли предприятию. Как правило, это занимает от одного до трех календарных дней. Немаловажно будет оценить свои расходы при пользовании услугой. В эту сумму войдет стоимость установки и аренды оборудования и его сервисное обслуживание, а также подключение самой услуги;
  7. Сравните тарифы на услугу, предлагаемые разными банками. Как правило, банковские тарифы выглядят как комиссия, взимаемая с каждой транзакции, которая выражается в процентах.

Наверное, никто не сможет дать вам ответ на вопрос, какой эквайринг выгоднее для ИП, только вы сами сможете выбрать для себя оптимальный вариант, изучив предложения банков и проанализировав свое финансовое положение.

Из чего состоит тариф на эквайринг


У каждого банка есть своя тарифная сетка. Тарифы колеблются от 1,5 до 3,0%, в зависимости от банка и финансового оборота предприятия. Здесь все логично: чем больше покупателей использует для оплаты покупки карту, тем меньшую комиссию берет банк с предприятия за свои услуги. По крайней мере так работает Сбербанк, Альфа банк, ВТБ 24 и другие банки.

Дополнительно банк может взымать абонентскую плату за пользование оборудованием. Эта плата связана с тем, что банку необходимо покрыть собственные издержки на предоставление бумаги для печати чеков, оплату мобильного интернета для терминалов, обучение сотрудников предприятия правилам работы на оборудовании, предоставление информационной поддержки и др.

Кроме того, банк предоставляет торговой точке рекламные материалы, из которых потребитель должен узнать, что в данном магазине есть возможность оплаты покупки с помощью карты.

Подробнее узнать о тарифах на эквайринг и посмотреть их сравнение вы можете в статьях по видам эквайринга , ссылки на которые былы выше (мобильный, торговый и интернет-эквайринг).

Права и обязанности сторон

Владение системой эквайринга и организация безналичных расчетов в вашем магазине или ресторане подразумевает соблюдение некоторых условий:

  • Вам следует обеспечить размещение и сохранность оборудования для приема банковских карт на территории своей торговой точки;
  • По условиям договора о предоставлении эквайринга вы обязуетесь принимать для оплаты карты;
  • Вы обязуетесь выплачивать банку-эквайеру комиссию за перечисление средств, которая прописана в договоре.

В свою очередь, финансовая организация, с которой вы заключаете договор, имеет свои обязательства перед вами:

  • Предоставление оборудование для обслуживания пластиковых карт;
  • Обучение сотрудников организации работе на pos-терминалах;
  • Обеспечение моментальной проверки достаточного количества средств на карте для проведения операции;
  • Возмещение организации сумм, оплаченных посредством банковской карты в указанные в договоре сроки;
  • Предоставление расходных материалов, сервисное обслуживание, а также оперативная помощь при возникновении внештатных ситуаций в работе оборудования.

Преимущества использования эквайринга в бизнесе

Во-первых, после подключения услуги эквайринга и установки необходимого оборудования, непременно увеличиваются объемы продаж. Здесь срабатывает чисто психологический момент. Покупатель не отсчитывает с таким трудом заработанные денежки. Он легко и просто проводит карточкой по терминалу и все — покупка совершена. Людям значительно легче расставаться с виртуальными деньгами, нежели с реальными. Кроме того, люди любят выбор. Предоставляя им право самим выбирать способ оплаты покупки, вы повышаете лояльность покупателя к вашей организации.

Во-вторых, устанавливая pos-терминал, вы увеличиваете безопасность финансовых расчетов. Не всегда кассир может определить подлинность купюры, особенно в час-пик, когда через кассу проходит большой поток посетителей. Безналичный расчет исключает возможность принятия фальшивой купюры. Кроме того, если вдруг произойдет ограбление магазина, то деньги, переведенные с карты покупателя на счет предпринимателя, останутся нетронутыми.

В-третьих, сотрудничая с банком-эквайром, вы получаете доступ к дисконтным программам и льготному кредитованию данной финансовой организации.

В-четвертых, большинство банков предоставляют бесплатное обучение ваших сотрудников. В результате вы получаете более квалифицированных сотрудников, не затрачивая при этом собственных средств.

Недостатки эквайринга

При всех положительных качествах и довольно высокой степени безопасности системы эквайринга, не стоит расслабляться и забывать об элементарных правилах безопасности. Зачастую держатели пластиковых карт становятся жертвами бессовестных мошенников. Безусловно, и государство, и сами , и банки делают все возможное для защиты средств, но, чем замысловатее становится защита, тем хитрее становятся мошенники.

Карты с магнитной полосой были менее защищены от несанкционированного считывания, поэтому их выпуск был прекращен и на смену пришли карты с чипом с более высокой степенью защиты.

В рамках обучения персонала предприятия, банк дает подробные инструкции по безопасности при приеме банковских карт, которые необходимо строго соблюдать.

Еще одним весомым недостатком системы эквайринга является комиссия и арендная плата за использование оборудования, взимаемые банком. И тут уже судить о рентабельности использования системы следует исключительно по денежному обороту предприятия. При этом статистика показывает, что даже небольшие предприятия, имеющие скромный доход, могут повысить его примерно на 15% при подключении системы безналичного расчета.

Заключение

В целом, эквайринг предоставляет для ряд возможностей для роста и развития, для продвижения товара и сокращения расходов, а также положительно влияет на экономику.

Используйте эквайринг и в своем бизнесе!

Договор эквайринга заключается между банком-эквайером и организацией или предпринимателем, получающими оплату за свои товары или услуги при помощи банковских карт.

Эквайринг позволяет привлечь больше клиентов за счет расширения способов оплаты и экономит ресурсы организации, избавляя от инкассации, забот по соблюдению кассового лимита и обеспечения сохранности денежных средств.

Эквайринговые операции применяются:

  • в интернет-торговле при оплате товаров через сайт, где покупатель вносит данные своей карты вручную,
  • в розничной торговле при оплате через POS-терминал, который считывает данные карты покупателя автоматически.

Рассмотрим хозяйственные операции и проводки по эквайрингу в обоих случаях.

Расчеты банковскими картами через Интернет

Чтобы принимать оплату от покупателя при помощи пластиковых карт, продавец должен быть зарегистрирован в системе электронных платежей (Visa, MasterCard и др.), иметь личный код и договор интернет-эквайринга с обслуживающим банком. Средства, полученные в качестве платежей по банковским картам, банк-эквайер переводит на счет организации-продавца. Обычно банк удерживает комиссию за эквайринговые операции (п. 1 ст. 851 ГК РФ ) и тогда организация-продавец получает на свой счет средства покупателей, уменьшенные на величину комиссии за эквайринг.

На основании этого договора банк переводит на р/счет организации-клиента денежные средства, полученные в качестве платежей за реализованные товары (работы, услуги). При этом банк может удержать комиссионное вознаграждение (п. 1 ст. 851 ГК РФ).

С 01.07.2017 при проведении оплаты пластиковой карточкой организация-продавец обязана выдать покупателю кассовый чек, пробитый с применением онлайн-кассы.

Платежи через банк-эквайер поступают на расчетный счет организации только на следующий день, поэтому эквайринг проводки в бухучете формирует с использованием сч. 57 «Переводы в пути» (субсчет 57.03 «Продажи по платежным картам»). Это необходимо для контроля за движением оплат и учетом комиссии банка эквайера.

Проводки:

  • Дт 57.03 Кт 62.02 — отражена предоплата за товары с использованием банковской карточки — 1000 рублей (основание — реестр платежей);
  • Дт 51 Кт 57.03 — зачислены денежные средства на р/счет за вычетом комиссии банка-эквайера — 900 руб. (основание — банковская выписка);
  • Дт 91.02 Кт 57.03 — отражена стоимость комиссии за эквайринг, удержанная банком-эквайером (основание — выписка из банка, тарифы банка).

Расчеты банковскими картами в розничной торговле

Так же, как и при расчетах в интернет-торговле, денежные средства от покупателя будут зачислены на р/счет организации не ранее чем на следующий день. Поэтому в розничной торговле также используется сч. 57 для учета платежей через POS-терминал.

Эквайринг — бухгалтерские проводки в рознице:

  • Дт 62.Р Кт 90.01.1 — 162 500 руб. — учтена розничная выручка от продажи товаров (основание — лента ККТ);
  • Дт 57.03 Кт 62.Р — 162 500 руб. — товары оплачены банковской карточкой (основание — лента ККТ, реестр платежей);
  • Дт 51 Кт 57.03 — 160 500 руб. — поступила на расчетный счет розничная выручка, оплаченная ранее с применением банковских карт (основание — выписка банка, реестр платежей);
  • Дт 91.02 Кт 57.03 — 2000 руб. — отражена комиссия банка-эквайера (основание — банковская выписка, тарифы банка).

Отражая в учете эквайринг, бухпроводки должны сформировать поступление денежных средств от покупателя в полном объеме, невзирая на тот факт, что на расчетный счет поступает меньше, чем фактически оплатил покупатель.

Удержанная банком-эквайером комиссия из полученных от покупателя денежных средств не должна уменьшать выручку организации-продавца. В ином случае в компании появятся либо завышенные показатели дебиторской задолженности, либо заниженные показатели выручки.

В связи с активным использовании банковских карт при осуществлении расчетов в розничной сети, услуги эквайринга приобретают все большую популярность. Ведь экварийнговый сервис позволяет торговому предприятию расширить круг клиентов и тем самым увеличить объемы .

В данной статье Вы познакомитесь со спецификой предоставления и оформления эквайринговых услуг, а также с особенностями их отражения в учете.

Эквайринговыми услугами называют комплекс мероприятий по приему платежных карт для оплаты в розничной торговой сети.

Использование терминального оборудования для приема банковских карт имеет для торговой компании ряд существенных преимуществ. Среди них:

  • увеличение объема продаж на 20-25% в связи с притоком новых клиентов;
  • экономия на услугах инкассации;
  • защита от мошенничества (прием фальшивых купюр);
  • льготные и дисконтные программы от банка.

Основанием для оказания экварийнгового сервиса является договор, заключенный между торговой фирмой и банком. По соглашению, банк предоставляет продавцу товаров или услуг все необходимое оборудование, обеспечивает его установку и несет ответственность за его бесперебойную работу.

Торговое предприятие обязуется выплачивать банку комиссионное вознаграждение в размере и по срокам, указанных в договоре. Типовым договором эквайринга, как правило, предусматривается самостоятельное удержание банком суммы комиссионного вознаграждения. По факту продажи товара банком перечисляется сумма выручки за минусом комиссии.

Учет продажи покупателю и принятия средств от банка

При отражении операций по продаже товаров и их оплате картой используют . Это связано с тем, что банк перечисляет торговой компании выручку спустя 1-3 дня после продажи товара.

Проводки по договору эквайринга осуществляются на основании контрольной ленты, которую сотрудник торговой точки распечатывает на POS-терминале в конце рабочего дня. Если точка использует импринтер (что случается довольно редко), документом-основанием выступает слип с отметкой о принятии.

Согласно Налоговому кодексу РФ, комиссия за эквайринг не облагается НДС. Расходы по эквайрингу отражаются по счету 91.

Типовые проводки по эквайрингу рассмотрим на примерах.

Проводки по продаже через банковский терминал

Пример проводок:

По условиям договора, ООО «Кодекс» обязуется выплачивать банку-эквайеру комиссию в размере 2,3% от суммы реализации товара, оплаченного платежными картами. Согласно контрольной ленты, в торговой сети ООО «Кодекс» покупатели рассчитались картой на сумму 67 000 руб., НДС 10 220 руб.

В учете ООО «Кодекс» данные операции должны быть отражены таким образом:

Дт Кт Описание Сумма Документ
62 90/1 Выручка от продажи покупателям, рассчитавшихся платежными картами 67 000 руб.
90/3 68 НДС 10 220 руб. контрольная лента POS-терминала
62 Передача в банк электронного журнала с информацией об оплате банковскими картами 67 000 руб. электронный журнал
Принятие от банка средств за товар, проданный по безналичному расчету, за минусом комиссии (67 000 руб. — 2,3%) 65 459 руб. банковская выписка
91 Списание комиссии банка за услуги эквайринга 1 541 руб. контрольная лента POS-терминала, договор эквайринга

Учет реализации товара по наличному и безналичному расчету

ООО «Форма» был заключен договор с банком на оказание услуг эквайринга, согласно которого комиссия банка составляет 2,5% от суммы оплаты картами. По итогам августа 2015, общий торговый оборот ООО «Форма» составил 136 000 руб., из них оплата наличными — 89 000 руб., оплата платежной картой — 47 000 руб.

Бухгалтер ООО «Форма» сделал в учете такие проводки:

Дт Кт Основание Сумма Документ
50 90/1 Выручка от товара, реализованного за наличные 89 000 руб. приходный кассовый ордер
62 90/1 Продажа покупателям, рассчитавшихся платежными картами 47 000 руб. контрольная лента POS-терминала
90/3 68 НДС НДС от суммы реализации за наличные 13 576 руб. приходный кассовый ордер
90/3 68 НДС НДС от суммы реализации по безналичному расчету 7 170 руб. контрольная лента POS-терминала

Учимся заносить операции по эквайрингу (1С:Бухгалтерия 8.3, редакция 3.0)

2017-06-13T22:31:11+00:00

Сегодня мы научимся заносить оплату от покупателей через платёжные карты (Visa, MasterCard и другие).

По-другому такие операции называют ещё эквайрингом:

Внимание! Если у вас отсутствует пункт "Оплата платёжными картами", то нужно зайти в раздел "Главное" пункт "Функциональность" и установить галку "Платежные карты" на закладке "Банк и касса".

В открывшемся журнале нажмём кнопку "Создать":

Вид операции у нас естественно "Розничная выручка":

Заполняем дату и поле склад (с типом неавтоматизированная торговая точка):

Создаём новый вид оплаты:

  • Тип оплаты: Платёжная карта
  • Наименование: к примеру, Visa
  • Контрагент: наш банк-эквайер ВТБ
  • Договор: Договор эквайринга (можно ещё указать номер и дату)

Не забываем также указать процент комиссии банка за услуги эквайринга (1%).

Получится вот так:

Укажем сумму оплаты и проведём документ:

Посмотрим проводки (кнопка ДтКт):

Всё верно:

62.Р (розничный покупатель) 90.01.1 (выручка) 100 000 (отражена выручка)

57.03 (переводы в пути) 62.Р (розничный покупатель) 100 000 (выручка в пути, ожидается перевод от банка-эквайера на наш расчётный счёт)

Согласно выписке от 2 января деньги (за исключением комиссии) были перечислены на наш расчётный счёт.

Чтобы отразить получение денег зайдём в созданный только что документ "Оплата платежными картами" и создадим на его основании "Поступление на расчетный счет":

Обратите внимание, что программа автоматически выделила комиссию банка (в данном случае 1 000 рублей) :

И отнесла её на прочие расходы (счёт 91.02):

Проведём документ и посмотрим проводки (кнопка ДтКт):

Всё верно:

51 (наш расчетный счет) 57.03 (переводы в пути) 99 000 (оплата за вычетом комиссии зачислена на наш счет)

91.02 (прочие расходы) 57.03 (переводы в пути) 1 000 (расходы на оплату комиссии за эквайринг)

Кстати, если бы выручка была не розничная (62.Р), а обычная оплата от покупателя (конкретного контрагента) - нам просто следовало выбрать в качестве вида операции "Оплата от покупателя" и тогда везде вместо 62.Р будет фигурировать 62.01 с указанием выбранного нами покупателя (контрагента).

На этом всё

Кстати, на новые уроки...

С уважением, Владимир Милькин (преподаватель