Brandergofer: Ко дню рождения Карамзина. Выдержки из произведений историографа

12 декабря 2009 года исполняется 243 года со дня рождения Николая Михайловича Карамзина - не самого востребованного, но, пожалуй, самого нужного нам сегодня русского интеллектуала.

В эпилоге своей книги "Сотворение Карамзина" Юрий Михайлович Лотман пишет: "Карамзин создавал себя - создавал писателя, создавал человека. И одновременно он создавал русской культуре образцы Писателя и Человека, которые входили в сознание поколения, формируя личности и биографии других писателей. Он создавал еще две важнейших фигуры в истории культуры: русского Читателя и русскую Читательницу".

В 1791 году, вернувшись из путешествия по Европе (он видел своими глазами Французскую революцию), Карамзин взялся издавать "Московский журнал", имея в виду привить русскому образованному обществу хороший литературный вкус. Он был убежден, что именно хороший вкус, а не занудное морализаторство - залог просвещения и общественной нравственности.

В 1801 году, после воцарения Александра I, он стал издавать "Вестник Европы" - первый русский политический журнал. Это было продолжение той же просветительской миссии, которую Карамзин сам себе избрал: теперь нужно было привить русскому обществу вкус к трезвой политической мысли. Его заботила не столько пропаганда собственных взглядов, сколько создание среды для спокойного и здравого размышления и обсуждения государственных дел - общественного мнения.

Наконец, Карамзин пришел к мысли, что русскому образованному обществу необходимо историческое сознание. Он засел за "Историю государства Российского". Это был не первый опыт систематического изложения русской истории, но уникальный по своему культурному значению труд. Готовясь к работе над "Историей", Карамзин много раз писал в письмах, в статьях, что русский читатель, читающий в основном по-французски, а в истории увлекающийся, конечно, величественным Древним Римом, должен увлечься своей родной историей. А потому нужны яркие исторические фигуры, эффектные поступки, речи и жесты, которые так завораживают у Тацита и у Плутарха. Этой идее и подчинена "История государства Российского".

До Карамзина русской историей более или менее профессионально занимались и Татищев, и Миллер, и Ломоносов, и Щербатов, и Шлецер, но никто из них не писал для широкого читателя. Именно с Карамзина русское общество начало открывать для себя родную историю. Василий Ключевский и самый занудный на свете историк Сергей Соловьев увлеклись историей не благодаря Миллеру и Ломоносову, а благодаря Карамзину.

Отбор событий и явлений русской истории, произведенный Карамзиным, их трактовки, характеристики, данные им историческим деятелям, создали матрицу русского исторического мышления. В известном смысле, все русские историки следовали за Карамзиным: перепевали его, уточняли, критиковали, спорили, меняли оценки, смещали акценты, выдвигали альтернативные объяснения, но оставались в том русле, в которое он ввел русское историческое мышление. Как ни пытались последующие историки принизить значение "Истории государства Российского", как ни объявляли ее вторичной, ненаучной, реакционной - все равно у них самих в конце концов вылезала в текстах "карамзинщина". Предложенная Карамзиным концепция русской истории настолько стройна и так тщательно обоснована, что и по сей день остается доминирующей в массовом сознании (в той мере, в какой массовому сознанию вообще свойственно историческое мышление).

Карамзин всегда подчеркивал, что в душе он - республиканец. Однако процветать, по его мнению, может лишь та республика, в которой человеческие страсти усмирены непоколебимой общественной нравственностью и гражданскими добродетелями каждого человека. Понимая несбыточность этого проекта, Карамзин настаивал на благотворности просвещенного самодержавия, при котором добродетельная и прозорливая верховная власть способна держать разрушительные человеческие страсти в узде законов, а если придется - то и силы.

С этой точки зрения Карамзин и препарирует русскую историю. Разрозненные славянские племена IX века не могут счастливо обустроить свою жизнь и стать заметными на исторической арене - нужно, чтобы их собрали под своей властью киевские князья. В разрозненных княжествах - осколках Киевской Руси - царит смута и разруха, и нужны князья московские, чтобы вновь объединить Русь и облагодетельствовать всякого ее обитателя. Стоит самодержавной власти ослабеть - и внешнее и внутреннее процветание оборачивается несчастьями и беззакониями.

Может показаться, что эта схема устарела. Однако достаточно заменить термин "самодержавие" на более общий - "сильная власть" (или, скажем, "твердая рука" или даже "вертикаль власти" - это уже дело вкуса), чтобы убедиться, что схема эта - едва ли не вечная.

Разумеется, не с Карамзина началась русская "тоска по твердой руке". Лично ему-то она уж точно не была свойственна: он был одним из немногих, кто умел быть свободным человеком в несвободном обществе, оставаясь притом ответственным гражданином. Но именно он, независимый и честный мыслитель, философски соединил эту "тоску" с соображениями государственной пользы и общего блага - и его концепция русской истории, даже помимо его воли, оказалось самой удобной для русской власти. Причем любой - хоть императорской, хоть советской, хоть ельцинской, хоть путинской. Нынешние борцы с "фальсификациями истории" едва ли сами осознают, насколько они зависимы от этого благонравного, горделиво-независимого человека, родившегося 243 года назад.

Карамзин неколебимо верил в прогресс, в то, что человечество неуклонно умнеет и делается более нравственным. Опыт следующих двух веков сделал эту веру немодной, но вместе с тем уничтожил крепостничество, дал нам всеобщее образование и медицинское обслуживание. Наша республика оказалась совсем не такой, как представлял себе Карамзин. Но, при всех оговорках, стандарты человеческой жизни за эти два столетия выросли чрезвычайно - это ли не прогресс?

В исторической концепции Карамзина потомкам проще и удобнее всего оказалось сосредоточиться на идее сильной власти, а его веру в прогресс, в умеренность, во взаимную ответственность власти и граждан, в общественную дискуссию и в хороший вкус отбросить как просветительские мечтания. Вышло странно: Карамзин был лишен многих благ прогресса, которые есть у нас, но верил в него; мы же, располагая этими благами, в него не верим. Не освященные карамзинским оптимизмом, его исторические идеи оказались выхолощены, превратились в свою противоположность.

Так что нам снова нужен Карамзин. Историко-политическое мышление он нам дал. Осталось вернуть нам его оптимизм.

Н иколай Михайлович Карамзин - великий русский писатель, крупнейший литератор эпохи сентиментализма. Писал художественную прозу, лирику, пьесы, статьи. Реформатор русского литературного языка. Создатель «Истории государства Российского» - одного из первых фундаментальных трудов по истории России.

«Любил грустить, не зная о чем…»

Карамзин родился 1 (12) декабря 1766 года в селе Михайловка Бузулукского уезда Симбирской губернии. Вырос в деревне отца, потомственного дворянина. Интересно, что род Карамзиных имеет тюркские корни и происходит от татарского Кара-мурзы (аристократического сословия).

О детстве писателя известно немного. В 12 лет его отправляют в Москву в пансион профессора Московского университета Иоганна Шадена, где молодой человек получает первое образование, изучает немецкий и французский языки. Еще через три года он начинает посещать лекции знаменитого профессора эстетики, просветителя Ивана Шварца в Московском университете.

В 1783 году по настоянию отца Карамзин поступает на службу в Преображенский гвардейский полк, но вскоре выходит в отставку и уезжает в родной Симбирск. В Симбирске происходит важное для молодого Карамзина событие - он вступает в масонскую ложу «Золотого венца». Это решение сыграет свою роль чуть позже, когда Карамзин вернется в Москву и сойдется со старым знакомым их дома - масоном Иваном Тургеневым , а также писателями и литераторами Николаем Новиковым, Алексеем Кутузовым, Александром Петровым. Тогда же начинаются первые попытки Карамзина в литературе - он участвует в издании первого русского журнала для детей - «Детское чтение для сердца и разума». Четыре года, проведенных им в обществе московских масонов, оказали серьезное влияние на его творческое развитие. В это время Карамзин много читает популярных тогда Руссо, Стерна, Гердера, Шекспира , пробует переводить.

«В кружке Новикова началось образование Карамзина, не только авторское, но и нравственное».

Литератор И.И. Дмитриев

Человек пера и мысли

В 1789 году следует разрыв с масонами, и Карамзин отправляется путешествовать по Европе. Он объехал Германию, Швейцарию, Францию и Англию, останавливаясь преимущественно в больших городах, центрах европейского просвещения. Карамзин посещает Иммануила Канта в Кёнигсберге, становится свидетелем Великой французской революции в Париже.

Именно по результатам этой поездки он пишет знаменитые «Письма русского путешественника». Эти очерки в жанре документальной прозы быстро обрели популярность у читателя и сделали Карамзина известным и модным литератором. Тогда же, в Москве, из-под пера литератора появляется на свет повесть «Бедная Лиза» - признанный образец русской сентиментальной литературы. Многие специалисты по литературоведению считают, что именно с этих первых книг начинается современная русская литература.

«В начальный период его литературной деятельности Карамзину был свойствен широкий и политически довольно неопределенный «культурный оптимизм», вера в спасительное влияние успехов культуры на человека и общество. Карамзин уповал на прогресс наук, мирное улучшение нравов. Он верил в безболезненное осуществление идеалов братства и гуманности, пронизывавших литературу XVIII века в целом».

Ю.М. Лотман

В противовес классицизму с его культом разума, по следам французских литераторов Карамзин утверждает в русской литературе культ чувств, чувствительности, сострадания. Новые «сентиментальные» герои важны прежде всего способностью любить, отдаваться чувствам. «Ах! Я люблю те предметы, которые трогают мое сердце и заставляют меня проливать слезы нежной скорби!» («Бедная Лиза»).

«Бедная Лиза» лишена морали, дидактизма, назидательности, автор не поучает, а пытается вызвать у читателя сопереживание героям, что отличает повесть от прежних традиций классицизма.

«Бедная Лиза» потому и была принята русской публикой с таким восторгом, что в этом произведении Карамзин первый у нас высказал то «новое слово», которое немцам сказал Гёте в своем «Вертере».

Филолог, литературовед В.В. Сиповский

Николай Карамзин на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде. Скульпторы Михаил Микешин, Иван Шредер. Архитектор Виктор Гартман. 1862

Джованни Баттиста Дамон-Ортолани. Портрет Н.М. Карамзина. 1805. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Памятник Николаю Карамзину в Ульяновске. Скульптор Самуил Гальберг. 1845

Тогда же начинается и реформа литературного языка - Карамзин отказывается от старославянизмов, населявших письменный язык, ломоносовской высокопарности, от использования церковнославянской лексики и грамматики. Это сделало «Бедную Лизу» легкой и приятной повестью для чтения. Именно сентиментализм Карамзина стал фундаментом развития дальнейшей русской литературы: от него отталкивался романтизм Жуковского и раннего Пушкина .

«Карамзин сделал литературу гуманною».

А.И. Герцен

Одна из важнейших заслуг Карамзина - обогащение литературного языка новыми словами: «благотворительность», «влюбленность», «вольнодумство», «достопримечательность», «ответственность», «подозрительность», «утонченность», «первоклассный», «человечный», «тротуар», «кучер», «впечатление» и «влияние», «трогательный» и «занимательный». Именно он ввел в обиход слова «промышленность», «сосредоточить», «моральный», «эстетический», «эпоха», «сцена», «гармония», «катастрофа», «будущность» и другие.

«Писатель-профессионал, один из первых в России имевший смелость сделать литературный труд источником существования, выше всего ставивший независимость собственного мнения».

Ю.М. Лотман

В 1791 году начинается деятельность Карамзина-журналиста. Это становится важной вехой в истории русской литературы - Карамзин основывает первый русский литературный журнал, отца-основателя нынешних «толстых» журналов - «Московский журнал». На его страницах выходит ряд сборников и альманахов: «Аглая», «Аониды», «Пантеон иностранной словесности», «Мои безделки». Эти публикации сделали сентиментализм основным литературным течением в России конца XIX века, а Карамзина - его признанным лидером.

Но скоро следует глубокое разочарование Карамзина в прежних ценностях. Уже через год после ареста Новикова закрывается журнал, после смелой карамзинской оды «К Милости» милости «сильных мира» лишается сам Карамзин, едва не попав под следствие.

«Доколе гражданин покойно, без страха может засыпать, и всем твоим подвластным вольно по мыслям жизнь располагать; ...доколе всем даешь свободу и света не темнишь в умах; доколь доверенность к народу видна во всех твоих делах: дотоле будешь свято чтима... спокойствия твоей державы ничто не может возмутить».

Н.М. Карамзин. «К Милости»

Большую часть 1793–1795 годов Карамзин проводит в деревне и выпускает сборники: «Аглая», «Аониды» (1796). Он задумывает издать нечто в роде хрестоматии по иностранной литературе «Пантеон иностранной словесности», но с большим трудом пробивается через цензурные запреты, не допускавшие печатать даже Демосфена и Цицерона...

Разочарование во Французской революции Карамзин выплескивает в стихах:

Но время, опыт разрушают
Воздушный замок юных лет...
...И вижу ясно, что с Платоном
Республик нам не учредить...

В эти годы Карамзин все больше переходит от лирики и прозы к публицистике и развитию философских идей. Даже «Историческое похвальное слово императрице Екатерине II», составленное Карамзиным при восшествии на престол императора Александра I - преимущественно публицистика. В 1801-1802 годах Карамзин работает в журнале «Вестник Европы», где пишет в основном статьи. На практике его увлечение просвещением и философией выражается в написание трудов на исторические темы, все более создавая знаменитому литератору авторитет историка.

Первый и последний историограф

Указом от 31 октября 1803 года император Александр I дарует Николаю Карамзину звание историографа. Интересно, что титул историографа в России после смерти Карамзина не возобновлялся.

С этого момента Карамзин прекращает всякую литературную работу и в течение 22 лет занимается исключительно составлением исторического труда, знакомого нам как «История государства Российского» .

Алексей Венецианов. Портрет Н.М. Карамзина. 1828. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Карамзин ставит себе задачу составить историю для широкой образованной публики, не быть исследователем, а «выбрать, одушевить, раскрасить» все «привлекательное, сильное, достойное» из русской истории. Важный момент - труд должен быть рассчитан и на иностранного читателя, чтобы открыть Россию Европе.

В работе Карамзин пользовался материалами Московской коллегии иностранных дел (особенно духовными и договорными грамотами князей, и актами дипломатических сношений), Синодальным хранилищем, библиотеками Волоколамского монастыря и Троицко-Сергиевой лавры , частными собраниями рукописей Мусина-Пушкина, Румянцева и А.И. Тургенева, составившего коллекцию документов папского архива, а также многими другими источниками. Важной частью работы стало изучение древних летописей. В частности, Карамзин обнаружил ранее неизвестную науке летопись, названную Ипатьевской.

В годы работы над «Историей...» Карамзин в основном жил в Москве, откуда выезжал только в Тверь и в Нижний Новгород, на время занятия Москвы французами в 1812 году. Лето он обыкновенно проводил в Остафьеве , имении князя Андрея Ивановича Вяземского. В 1804 году Карамзин женился на дочери князя, Екатерине Андреевне, родившей писателю девятерых детей. Она стала второй женой писателя. Впервые писатель женился в 35 лет, в 1801 году на Елизавете Ивановне Протасовой, умершей через год после свадьбы от послеродовой горячки. От первого брака у Карамзина осталась дочь Софья, будущая знакомая Пушкина и Лермонтова .

Главным общественным событием жизни писателя в эти годы стала «Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях», написанная в 1811 году. В «Записке...» отражались взгляды консервативных слоев общества, недовольных либеральными реформами императора. «Записка...» была передана императору. В ней, некогда либерал и «западник», как сказали бы сейчас, Карамзин предстает в роли консерватора и пытается доказать, что никаких фундаментальных преобразований проводить в стране не нужно.

И вот в феврале 1818 года Карамзин выпускает в продажу первые восемь томов своей «Истории государства Российского». Тираж в 3000 экземпляров (огромный для того времени) распродается в течение месяца.

А.С. Пушкин

«История государства Российского» стало первым трудом, ориентированным на самого широкого читателя, благодаря высоким литературным достоинствам и научной скрупулезности автора. Исследователи сходятся во мнении, что этот труд одним из первых способствовал становлению национального самосознания в России. Книга была переведена на несколько европейских языков.

Несмотря на огромную многолетнюю работу, Карамзин не успел дописать «Историю...» до своего времени - начала XIX века. После первого издания были выпущены еще три тома «Истории...». Последним оказался 12-й том, описывающий события Смутного времени в главе «Междоцарствие 1611–1612». Книга вышла уже после смерти Карамзина.

Карамзин был целиком человеком своей эпохи. Утверждение в нем монархических взглядов к концу жизни сблизило писателя с семьей Александра I, последние годы он провел рядом с ними, проживая в Царском Селе . Смерть Александра I в ноябре 1825 и последующие события восстания на Сенатской площади стали настоящим ударом для писателя. Николай Карамзин скончался 22 мая (3 июня) 1826 года в Санкт-Петербурге, похоронен он на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры .

Указом Президента Российской Федерации 2016 год объявлен в России Годом Карамзина в ознаменование 250-летия со дня его рождения.

Николай Михайлович Карамзин - патриот, историограф, родоначальник русской сентиментальной поэзии, публицист, критик. Труд всей его жизни, над которым мыслитель работал более двух десятилетий - «История Государства Российского» - крупнейшее достижение русской литературы начала XIX века, выдающееся историческое произведение.

Карамзин поставил перед собой задачу создать книгу, которая была бы интересна и ученому, и простому человеку, и блестяще исполнил ее. По словам Пушкина, «все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка - Колумбом».

Император Александр I поселил писателя рядом с собой в Царском Селе, именным указом даровал ему звание историографа, причем этот титул в России после его смерти не возобновлялся.

Но Н.М. Карамзина нельзя рассматривать только как историка, необходимо знать и его богатое литературное наследие - стихотворения, повести, сказки, журнальные статьи. Сентиментализм Карамзина оказал большое влияние на романтизм Жуковского и творчество Пушкина.

Карамзин вошёл в историю и как великий реформатор русского языка. Он целенаправленно отказывался от использования церковнославянской лексики и грамматики, приводя язык своих произведений к разговорному языку своей эпохи.

Карамзин скончался 3 июня 1826 года в Санкт-Петербурге. По свидетельству историков, это стало следствием простуды, полученной 14 декабря 1825 года, когда историограф вышел на Сенатскую площадь, чтобы своими глазами видеть важные для России события. В Великом Новгороде на памятнике «1000-летие России» среди 129 фигур самых выдающихся личностей в российской истории (на 1862 год) есть фигура Николая Михайловича Карамзина.

В Государственном архиве РФ хранится ряд документов, принадлежавших Н.М. Карамзину или касающихся его. Некоторые из них опубликованы на сайте , большая же их часть будет представлена вВыставочном зале федеральных государственных архивов в Санкт-Петербурге на специальной выставке «Блестящий сын златого века. Н.М. Карамзин и его эпоха. К 250-летию со дня рождения».

Кроме документов из ГА РФ о великом историке и гражданине расскажут также материалы из фондов РГИА, РГАДА, РГВИА, РГАЛИ, ЦГИА СПб, ЦГА Москвы, Государственного архива Ульяновской области, Санкт-Петербургского филиала Архива РАН, РНБ, Всероссийского музея А.С. Пушкина, Государственного музея политической истории России, Государственного музея-усадьбы «Остафьево» - «Русский Парнас», Государственного музея-заповедника «Павловск».

Николай Михайлович Карамзин родился 12 декабря 1766 года. Крупнейший русский литератор, великий реформатор русского языка и выдающийся историк. Создатель одного из первых глобальных трудов по истории России - «Истории государства Российского».

Карамзин одним из первых начал использовать букву «Ё», ввёл в русский язык множество новых слов: «впечатление», «влияние», «промышленность», «моральный», «гармония», «катастрофа», «влюблённость», «ответственность», «человечный» и множество других.

В целом на развитие русского литературного языка проза и поэзия Карамзина оказали огромнейшее влияние. Именно его трудам литература обязана переходом от церковнославянской лексики и грамматики к обиходному языку.

Указом Президента РФ 2016 год объявлен в России Годом Карамзина в ознаменование 250 - летия со дня его рождения.

Николай Михайлович Карамзин - историограф, писатель, родоначальник русской сентиментальной поэзии, публицист, критик, реформатор русского языка. Его как историка и честного человека волновало будущее России. Карамзин наблюдал в своей жизни разные проявления свободы - от бунта Пугачёва до французских буржуазных реформ. Во время заграничного путешествия Карамзин видел все последствия французской революции - эшафоты, казни, в том числе и венценосных особ. В России стал свидетелем восстания декабристов.

Н.М. Карамзин предвидел, что идеи разрушительные могут победить идеи созидательные, поэтому написал послание императору Александру I. Его главный труд недаром назван «История Государства Российского», а не историей России, потому что в понятие «государство» Карамзин вкладывал смысл поступательного развития России. Он призывал к постепенному, мирному движению общества, вперёд, без насилия, и кровопролитных реформ, путь от старого к новому, но всегда имея в запасе это старое.

Труд всей его жизни, над которым он работал более двух десятилетий - «История Государства Российского» - крупнейшее достижение русской литературы начала 19 века, выдающееся историческое произведение.

Но Н.М. Карамзина нельзя рассматривать только, как историка, необходимо изучать и его богатое литературное наследие - его стихотворения, журнальные статьи, сказки, повести. Ведь он автор таких известных повестей как, «Бедная Лиза», «Марфа - посадница или покорение Новгорода, «Наталья, боярская дочь», «Осторов Борнгольм», «Письма русского путешественника», «Сиерра - Морена».

Чтобы более подробно познакомиться с биографией Н.М. Карамзина для всех посетителей библиотеки на 2 этаже оформлен стенд "...И прошлое увековечим..."

При подготовке и проведении мероприятий следует обратить внимание и учитывать, что юбилейный год предполагает не только ознакомление читателей с фактами из жизни и творчества Н.М.Карамзина, а приобщение к истокам русской культуры. Его влияние на современников было так велико, что целый период нашей литературы называется Карамзинским. Творчество писателя имело большое значение для преобразования и развития литературного языка, русской разговорной речи.

  • литературно - музыкальная композиция «Последний летописец Руси» (Читаем, Учимся, Играем, 2011 год, № 10, с. 68);
  • интеллектуальная игра «Подвиг честного человека» (Читаем, Учимся, Играем, 2006 год, №10, с. 29);
  • тематический вечер «Поэт, писатель, историк» (Читаем, Учимся, Играем., 2015 год, № 7, с. 70);
  • круглый стол «Карамзин есть первый наш историк и последний летописец»;
  • слайд - беседа «Встреча с Карамзиным»;
  • интерактивный исторический портрет «Русский писатель Н.М. Карамзин, историограф государства Российского»;
  • лекция - презентация о жизни и творчестве Н.М. Карамзина «Карамзин и Симбирский край»; «Н.М. Карамзин - русский писатель, историк государства Российского»
  • театрализованное представление или постановка фрагмента самой известной повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»;
  • беседа - презентация по страницам произведений Н.М. Карамзина «Карамзин на все времена»
  • литературный вечер «Детский писатель Н.М. Карамзин»;
  • акция «Историческая ночь в библиотеке»;
  • брейн - ринг «История края - история России»;
  • конкурс сочинений «Слово о Карамзине»;
  • проект «Слова принадлежат веку, а мысли векам»;
  • литературное путешествие по сказкам Н.М. Карамзина;
  • конкурс чтецов стихотворений;
  • конкурс иллюстраций, или рисунков по произведениям Н. М. Карамзина;

Организация выставок, тематических экспозиций также позволит познакомить посетителей библиотек с жизнью и творчеством Н.М. Карамзина.

При оформлении выставок необходимо использовать художественные и публицистические издания, иллюстрации к произведениям, портреты Н.М. Карамзина, цитаты писателя, издательскую продукцию и электронные издания,

На выставки можно поставить репродукции картин портретов героев и героинь, близких по духу героям и героиням Карамзина. Например, Орест Кипренский пишет свою «Бедную Лизу»; Василий Суриков пишет картину «Боярская дочь», но она не является иллюстрацией к повести Карамзина «Наталья боярская дочь». Однако очень напоминает портрет Натальи из повести Карамзина и может помочь посетителям почувствовать колорит той эпохи. Клавдий Лебедев и его картина «Марфа - посадница. Уничтожение Новгородского веча». Образ этой удивительной женщины уже несколько веков пытаются осмыслить историки, писатели, поэты и живописцы. Но достоверных сведений о ней сохранилось немного. Это естественно, так как на страницах летописей и официальных документов она попала только тогда, когда она оказалась во главе одной из новгородских партий, выступающих за открытую борьбу с Москвой. А так как схватку с Москвой она проиграла, то письменное отражение её деятельности осуществлялось не без предвзятости. О ней создал повесть Н.М.Карамзин «Марфа - посадница, или покорение Новгорода».

  • книжно - иллюстративная выставка «Великий гражданин»;
  • книжно - иллюстративная выставка «Карамзин на все времена»;
  • выставка - инсталляция «История есть священная книга народов… Н.М. Карамзин»

12 декабря 2016 года – 250 лет со дня рождения русского писателя и историка
Николая Михайловича Карамзина (1766-1826)

«Карамзин открыл целому обществу русскому,
что у него есть отечество,
которое имеет историю, и что история его отечества
должна быть для него интересна,
и знание её не только полезно,
но и необходимо. Подвиг великий!
»

В. Г. Белинский

Николай Михайлович Карамзин, 250-летие которого празднует вся наша страна, является личностью, значение которой в культуре России сложно переоценить. Основоположник русского сентиментализма, писатель, познакомивший нашу страну с жанром «путешествия», популяризатор научной мысли, историк – Николай Карамзин был поистине великим человеком.

Он родился в такое время, когда сама история ускорила свой ход. События в русском и европейском обществе не могли не отразиться в миропонимании юного Николая. Восстание Пугачёва всё ещё было свежо в памяти современников, в Америке была провозглашена «Декларация прав человека», на Россию давило тираническое царствование Павла Первого. Уже будучи зрелым человеком будущий писатель посетил Францию, где воочию увидел разгар Великой французской революции. Пытаясь осмыслить все эти события, Карамзин задумался над тем, куда движется общество, каковы причины нынешних событий.

Литературный путь Карамзина начался с работы в первом русском детском журнале «Детское чтение для сердца и разума», выходившем с 1785 по 1789 год. Писатель понял, что писать надо просто и занимательно. Он также пришёл к мысли, что современная русская проза далеко не идеальна. В итоге он берётся за издание первого русского литературно-художественного журнала – «Московского журнала». Свои первые повести – «Бедная Лиза», «Юлия», «Наталья – боярская дочь», а также «Письма русского путешественника» вышли именно в этом журнале и принесли Карамзину литературную славу. Критики поняли, что молодой писатель основал новое литературное направление.

Несмотря на то, что «Письмам русского путешественника» уже более двухсот лет, они до сих пор читаются так же легко, как и в XVIII веке. Успех «Писем» был обеспечен не только богатством информации. Всё написанное было освещено острой мыслью и живым чувством. Читатель мог мысленно перенестись с писателем в Европу и увидеть всё своими глазами.

Несмотря на любовь к художественной литературе, Николая Карамзина всё более притягивала история. Он задумал написать огромный труд, охватывающий всю русскую историю до настоящего времени. Работа над книгой длилась с 1804 года до самого последнего дня его жизни. Карамзина допустили до всех библиотек, до самых редких архивных данных. Он тщательно изучил особенности исторической науки, ведь в прямом смысле учёным-историком не был. Тем не менее, его «История государства Российского» стала значимым явлением в русской исторической науке. Труды, написанные до него, были либо сводным текстом летописи («Российская история» Татищева), либо литературным произведением на мотивы русской истории, как история Ломоносова и его последователей. Это был первый опыт связного и полного изложения российской истории, основанный на главнейших источниках нашего прошлого.

Ещё одной заслугой исторического труда является то, что о многих литературных произведениях Древней Руси стало известно только из «Истории государства Российского». Например, «Слово о полку Игореве», «Поучение Владимира Мономаха» и др.

Несмотря на то, что к историческому труду Николая Карамзина многие учёные-историки относятся со скептицизмом – считают его скорее художественным произведением, чем историческим источником – его роль для русской исторической науки никто не отрицает. Русскую историю принято делить на два периода: до Карамзина и после. Наш отечественный историк XIX века Константин Николаевич Бестужев-Рюмин подчеркивал, что у Карамзина надо учиться не только, как писать, но и как относиться к историческим источникам, как их находить и изучать.

Время показало огромное значение «Истории государства Российского» не только для отечественной исторической науки, но и для исторического самосознания. Особый, живой стиль повествования сделал книгу популярной среди всех слоёв населения, которые словно впервые познакомилось с русской историей. Александр Пушкин отмечал, что «все, даже светские женщины бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную» . Поэт приравнивал такое открытие истории своей страны с открытием Колумбом Америки.

О Николае Карамзине написано очень много – и не случайно. Его судьба интересна и удивительна, поэтому мы вас отсылаем как к книгам самого писателя, так и к лучшим трудам, посвящённым великому русскому историку.

Произведения Н. М. Карамзина

  • Карамзин, Н. М. Бедная Лиза: повесть / Н. М. Карамзин. – М.: АСТ, 2006. – 160 с.
  • Карамзин, Н. М. История государства Российского: в 4-х кн. / Н. М. Карамзин. – Ростов н/Д: Феникс, 1994.
  • Карамзин, Н. М. Наталья, боярская дочь: повести / Н. М. Карамзин. – М.: Сов. Россия, 1988. – 96 с.
  • Карамзин, Н. М. Повести. Стихотворения. Публицистика / Н. М. Карамзин. – М.: АСТ, 2004. – 202 с.: ил. – (Школьная хрестоматия).
  • Карамзин, Н. М. Полное собрание стихотворений / Вступит. статья, подготовка текста и примеч. Ю. М. Лотмана. – М.; Л.: Сов. писатель, 1966. – 424 с. – (Библиотека поэта).

Список литературы о жизни и творчестве Н. М. Карамзина

  • Айхенвальд, Ю. И. Силуэты русских писателей: в 2-х т. Т. 2. / Ю. И. Айхенвальд; ред. Н. Красникова. – М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 1998. – 288 с.
  • Вайль, П. Карамзин: наследство «Бедной Лизы» / П. Вайль, А. Генис // Родная речь: уроки изящной словесности. – М., 1991. – С. 12–21.
  • Грушко, Е. А. Карамзин Николай Михайлович / Е. А. Грушко, Ю. М. Медведев // Энциклопедия знаменитых россиян. – М., 2003. – С. 339–341.
  • Гуковский, Г. А. Карамзин / Г. А. Гуковский // Русская литература ХVIII века. – М., 1998. – С. 423–450. – (Классический учебник).
  • Карамзин Николай Михайлович / ред. В. В. Славкин // Всё обо всех: Т. 3. – М., 1997. – С. 194–197.
  • Николай Михайлович Карамзин / ред. Е. Р. Штейнберг // Великие россияне. – М., 2004. – С. 233–241.
  • Соловьёв, Е. А. Карамзин: его жизнь и научно-литературная деятельность / Е. А. Соловьёв // Карамзин. Пушкин. Гоголь. Акасаковы. Достоевский: Биографические очерки. – Челябинск, 1997. – С. 5–96.: ил. – (Жизнь замечательных людей) (Биографическая библиотека Ф. Павленкова; т. 2).
  • Ильин, В. Первый учитель истории: [Н. Карамзин] / В. Ильин // Пионерская правда. – 2014. – 7 февр. – С. 6. – (Юная Москва).
  • Экштут, С. Карамзин научил уважать Историю: к 250-летию со дня рождения великого историка / С. Экштут // Родина. – 2016. – № 1. – С. 101–102. – (Научная библиотека «Родины»).
  • Зайцева, Е. «Пирожки натурально а-ля Карамзинъ…»: имя выдающегося историографа – год Карамзина объявила «Родина» – вписано в историю кулинарии / Е. Зайцева // Родина. – 2016. – № 2. – С. 90–91. – (Кухня Родины).
  • Андреева, М. С. Карамзин Николай Михайлович: к 250-летию со дня рождения (1766-1826). Выставка в школьной библиотеке / М. С. Андреева, М. П. Короткова // Приложение к журналу «Школьная библиотека». – 2016. – Сер. 2, Вып. 8. – С. 1–24.