Бородин жизненный и творческий путь кратко. Александр Бородин: биография, интересные факты, творчество, видео

Среди композиторов XIX века А.П. Бородин (1833-1887) выделяется своим универсализмом . Светлая, цельная и широкая натура, он был одарен необыкновенно. Великий композитор, представитель «Могучей кучки», европейски известный ученый-химик , талантливый врач-практик, общественный деятель , Бородин играл на флейте, виолончели, скрипке, рояле, дирижировал, знал несколько иностранных языков. Остроумный рассказчик, талантливый лектор, он блистательно владел литературным словом (о чем говорят его письма , рецензии в газете «Петербургские ведомости», тексты романсов и либретто «Князя Игоря»). Исключительная одаренность и энциклопедическая образованностьсближает Бородина с великими титанами эпохи Возрождения, а также с просветителями XVIII века (такими, например, как М. В. Ломоносов).

Композиторское творчество Бородина, в связи с острейшим дефицитом у него свободного времени, невелико по объему. Оно представлено оперой«Князь Игорь» (над которой композитор работал 18 лет, так и не завершив),тремясимфониями,симфоническойпоэмой«В Средней Азии»,двумя струнными квартетами,двумятрио, 16 романсами, несколькими фортепианными пьесами .Тем не менее, в XX веке слава Бородина-композитора превзошла его научную известность.

В музыкальном стиле Бородина выделил несколько компонентов: «Глинка + Бетховен + Шуман + свое». Эта внешне простая формулировка выдержала испытание временем. Действительно, Бородин был продолжателем «руслановской» традиции русской музыки, наиболее близким М.И. Глинке в отражении гармонии и устойчивости мира. Глинку он боготворил, сам постоянно отмечал единение с ним душ (даже жена Бородина подчас обращалась к нему: «мой маленький Глинка»). Его мировосприятие, как и у Глинки, было позитивным, оптимистическим, отмеченным верой в богатырскую мощь русского народа. Именно богатырство - коренная черта русского народа в понимании Бородина (тогда как у Мусоргского - скорбное терпение и стихийный протест, а у Римского-Корсакова - богатство художественной фантазии). Показ богатырского началасоставляет самую суть «бородинского» в музыке. При этом сила народа у Бородина почти всегда одухотворенная и добрая: она созидает и защищает, а не разрушает. Композиторапривлекали цельные, ясные характеры, мир чистый, здоровый, высоконравственный.

Истоки богатырских сюжетов Бородина - в русской истории и героическом эпосе. В отличие от Мусоргского, его привлекали не «смутные времена», а такие, в которые народ противостоял внешнему врагу, проявляя мощь и патриотизм. Одной из настольных книг Бородина была «История России с древнейших времен» русского философа и историка С.М. Соловьева.

С именем Бородина неразрывно связан русский музыкальный эпос .Эпос является ведущей доминантой его творчества.В созданной Бородиным художественной картине мира доминирует настроение эпического сказа, повествующего о «вечном».Отсюда - характерные для негопринципы драматургии : длительное развертывание одного образа, внутренне цельного изавершенного,долгое пребывание в одном эмоциональном состоянии, постепенная смена музыкальных планов. Развитие осуществляется путем сближения контрастных тем, итогом которого является их единство. Естественно, что эпическое начало с наибольшей полнотой проявилось в крупных сочинениях Бородина - опере «Князь Игорь» и симфониях, особенно во Второй («Богатырской»), которая сталавершиной русского эпического симфонизма.

Камерно-инструментальная музыка Бородина больше тяготеет к лирике. Ярким примером является прекрасная музыка «Ноктюрна» (III часть) из Второго квартета, посвященного жене композитора. Лирика, так и драматизм Бородина несут на себе сильнейший отпечаток эпического начала.

На почве эпоса, через объективизм, уравновешенность, стремление к целостному охвату явлений,возникли классические черты мышления Бородина. Он высоко ценил стройность и цельность музыкальной формы как таковой, тяготел к камерно-инструментальной музыке, к непрограммному симфонизму. Мышление в рамках классических форм, прежде всего сонатной, стало законом его инструментального творчества. В пристрастии к соразмерности частей, закругленности форм, возможно, проявилось мышление ученого.

Сам характер музыкального образования Бородина, полученногов рамках любительского музицирования, был чисто классическим, западным. Считая себя дилетантом, он переиграл все квартеты венских классиков, Шуберта, Шумана, Мендельсона. Будучи руководителем оркестра и хора Петербургского кружка любителей музыки, Бородин публично дирижировал бетховенскими симфониями, увертюрами, мессой До-мажор. Музыку Бетховена он знал досконально.

Многочисленны примеры бетховенского влияния на творчество Бородина. Это и утверждение героической темы, и особый тип мужественной лирики, и многие принципы формообразования (именно у Бородина как устойчивая традиция закрепляется бетховенская идея использования сонатной формы в качестве раздела более крупной конструкции). Вместе с тем, эпико-повествовательная направленность драматургического развития в произведениях Бородина резко отливается от острой бетховенской конфликтности.

С миром русских образов в музыке Бородина соседствует столь же яркая и полнокровная сфера Востока .Идея равноценности культур (Восток-Русь), их единства была близка композитору, и в этом мало усматривать только спонтанноепроявление голоса крови .Бородин серьезно занимался восточной музыкальной фольклористикой, причем в поле его интереса входила не только музыка Северного Кавказа и Закавказья, но и Поволжья, Средней Азии. Не удивительно, что Восток, как и Древняя Русь, в музыке Бородина лишен момента условности и сказочности, присущего многим сочинениям XIX века, в том числе Глинки и Римского-Корсакова.

И в «Князе Игоре», и в симфонической картине «В Средней Азии» восточные образы удивительно разнообразны. В них нашли отражение страсть и нега, прохладный оазис и испепеляющий зной, суровая воинственность и томная грация.

Мелодии Бородина по своему строению и ладовой природе родственны русским крестьянским песням. Их излюбленный мелодический оборот - трихорд, состоящий из кварты (терции) и большой секунды - прямо заимствован композитором из образцов русского народного творчества.

Ладовое мышление Бородина характеризуется опорой на свежие слои фольклора. Помимо натуральных ладов он нередко использует их смешение, а также искусственные лады.

Смелым новаторством отличается гармония Бородина, отмеченная, с одной стороны, мелодической насыщенностью (идущей от народной полифонии), а с другой - вниманием к фонизму созвучий, их красочности, необычным строением (по квартам и секундам), ослаблением внутрифункциональных отношений.Исследователи отмечают у Бородина частое отсутствие классического 4-х голосия, «школьного» голосоведения. Так, например, он вводит в обиход пустые кварты и квинты, не принятые в европейской гармонии XIX века.

12 ноября 1833 года родился известный российский ученый-химик, медик и композитор Александр Бородин. Мальчик, который по праву рождения считался крепостным и не мог получить высшее образование, сумел стать профессором, академиком и членом-учредителем Русского химического общества.

Крепостной у родного отца

Александр Порфирьевич Бородин родился от внебрачной связи 62-летнего князя и 25-летней солдатской дочери. Отец мальчика, Лука Степанович Гедианов, происходил из аристократического грузинского рода, поэтому признать ребенка не мог. Новорожденного записали как сына Порфирия Ивановича Бородина (крепостного слуги Гедианова) и его жены, Татьяны Григорьевны - так мальчик получил чужую фамилию и отчество.

До 8 лет ребенок формально был крепостным своего собственного отца, но перед смертью князь все же дал ему вольную и даже купил для Авдотьи Константиновы Антоновой, матери своего «незаконного» сына, четырехэтажный дом. Там молодая женщина, которую к тому времени уже выдали замуж за другого, и жила вместе с сыном - правда, всем знакомым ей приходилось представлять мальчика как племянника.

Ребенок вырос спокойным, покладистым и очень любознательным.

А. П. Бородин. Портрет работы Ильи Репина (1888 г.) Фото: Commons.wikimedia.org

Учиться, учиться и еще раз учиться

Поскольку сын крепостного не имел права поступить в гимназию, мальчика обучали дома. Уже тогда стало ясно, что Сашу интересует музыка - в 9 лет он написал польку Helen, освоил флейту, фортепиано, а позже и виолончель.

Когда ему было около десяти, ребенок увлекся химией. Спустя какое-то Александра записали в Новоторжское третьей гильдии купечество - так он получил законное право закончить гимназию и поступить в высшее учебное заведение. Сдав экзамены, юноша стал вольнослушателем в Медико-хирургической академии в Петербурге.

Ученика больше всего интересовала химия. На третьем курсе Бородин обратился к своему преподавателю, профессору Зинину (химику-органику и академику Петербургской академии наук) с просьбой заниматься в академической лаборатории. Все это время студент параллельно с учебой занимался музыкой.

Медицина или музыка?

После выпуска молодой врач работал ординатором во Втором военно-сухопутном госпитале (где познакомился с офицером Мусоргским, находящемся на лечении), защитил докторскую диссертацию, совершенствовал свои знания в Гейдельбергском университете в Германии, участвовал в международном конгрессе химиков в Карлсруэ вместе с профессором Зиненко и своим другом Менделеевым… Но музыка по-прежнему занимала Бородина. В его квартире в Гейдельберге (немецком городе, где одно время жил и учился молодой специалист) стояло фортепиано, и ученый частенько играл для своих гостей.

А в 1861 году химик познакомился с Екатериной Протопоповой - молодой пианисткой, которая приехала в Европу на лечение. Но вскоре здоровье девушки еще больше пошатнулось (она страдала от хронического бронхо-легочного заболевания), и врачи посоветовали ей отправиться в Италию - ученый сопровождал ее уже на правах жениха.

Основатели Русского Химического Общества. 1868. Фото: Commons.wikimedia.org

«Князь Игорь» и фтористый бензоил

На родине, куда ученый и музыкант вернулся вместе со своей будущей женой, Бородин одновременно строил научную и музыкальную карьеру. Денег не хватало, поэтому ему пришлось много работать, но для творчества он тоже находил время. Бородин примкнул к кружку Милия Балакирева (позже он получил название «Могучая кучка») и Беляевскому кружку.

Бородин является автором более чем 40 работ по химии и множества музыкальных произведений, самое известное из которых - опера «Князь Игорь». Над последним сочинением музыкант работал 18 лет, но так и не успел дописать - уже после смерти Бородина его труд закончили два других композитора: Николай Римский-Корсаков и Александр Глазунов. Опера имела огромный успех (ее поставили в 1890-м на сцене Мариинки) и до сих считается одним из шедевров российского оперного искусства.

Но Бородин прославился не только своим «Князем Игорем» - его называют основоположником русского эпического симфонизма.

В химии известный композитор тоже совершил несколько открытий: например, изобрел способ получения бромзамещённых углеводородов действием брома на серебряные соли кислот (так называемая реакция Бородин-Хунсдикера) и получил фтороорганическое соединение (фтористый бензоил).

Несмотря на то, что значительную часть своей жизни деятель посвятил именно химии (он даже был одним из основателей Русского химического общества), наибольшую известность ему все же принесла музыка. Сейчас имя Бородина носит Государственный квартет, а также несколько музыкальных школ и улиц в разных городах России.

Сам ученый и композитор говорил: «Всем, чего мы не имеем, мы обязаны только себе».

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ А. П. БОРОДИНА

1833 - 31 октября (12 ноября н. ст.) у Авдотьи Константиновны Антоновой и князя Луки Степановича Гедианова родился сын Александр, который был записан сыном Порфирия Ионовича Бородина, дворового человека князя Гедианова.

1850 - Бородин принят в число вольнослушателей Медико-хирургической академии.

1855 - Бородин получает диплом лекаря - «cum eximia laude» - с отличием.

1856 - Назначение ординатором Второго военно-сухопутного госпиталя с прикомандированием к кафедре общей терапии, паталогии и химической диагностики.

1856 - Первая встреча с М. П. Мусоргским.

1857 - Поездка на Международный конгресс офтальмологов.

1858 - Защита диссертации («Об аналогии мышьяковой кислоты с фосфорною в химическом и токсикологическом отношениях») и получение звания доктора медицины.

1858 - H. Н. Зинин делает на заседании физико-математического отделения Академии наук сообщение о работе Бородина «Исследование химического строения гидробензамида и амарина».

1859 - Бородин ведет практические занятия со студентами Медико-хирургической академии и читает лекции врачам, оставленным при академии для усовершенствования.

1859 - Конференция Медико-хирургической академии посылает Бородина за границу «для усовершенствования в химии».

1860 - Бородин участвует в работах первого Международного съезда химиков в Карлсруэ.

1861 - Знакомство с Екатериной Сергеевной Протопоповой.

1861 - Бородин принимает участие в работах съезда немецких врачей и натуралистов в Шпейере. На этом съезде Бутлеров делает доклад «О химическом строении вещества».

1862 - Впервые в истории химии Бородин получает фтористое органическое соединение - фтористый бензоил.

1862 - Возвращение в Россию и назначение адъюнкт-профессором Медико-хирургической академии.

1862 - Знакомство с М. А. Балакиревым.

1862 - Начало работы над Первой симфонией.

1863 - Женитьба на Е. С. Протопоповой.

1864 - В Бюллетене Академии наук напечатана работа Бородина «О действии натрия на валериановый альдегид».

1866 - Закончена Первая симфония.

1867 - Написан романс «Спящая княжна».

1867 - В конце декабря открылся в Петербурге Первый съезд русских естествоиспытателей, на котором Бородин сделал сообщение о производных валерианового альдегида.

1868 - Написаны романсы «Морская царевна» и «Песня темного леса».

1869 - 4 января в концерте Русского музыкального общества исполнена под управлением М. А. Балакирева Первая симфония Бородина.

1869 - Начата работа над оперой «Князь Игорь» и над Второй симфонией.

1869 - На Втором съезде русских естествоиспытателей в Москве Бородин делает сообщение о полученной им изокаприновой кислоте, ее альдегиде и солях.

1870 - Написан романс «Море».

1870–1871 - Бородин редактирует вместе с профессором Хлебниковым научно-популярный журнал «Знание».

1872 - Написан четвертый акт оперы-балета «Млада».

1872 - На заседании Русского химического общества 4 мая Бородин делает сообщение о продуктах конденсации альдегидов и об открытии альдоля.

1872 - Открыты при Медико-хирургической академии Высшие женские медицинские курсы. Бородин начинает читать на курсах химию.

1873 - Бородин участвует в работах Четвертого съезда русских естествоиспытателей и врачей в Казани.

1874 - Начало работы над Первым квартетом.

1876 - Закончена Вторая симфония.

1877 - Знакомство с венгерским композитором Ф. Листом.

1877 - 26 февраля в концерте Русского музыкального общества под управлением Э. Ф. Направника исполнена Вторая симфония Бородина.

1877 - Избрание Бородина академиком Медико-хирургической академии.

1879 - Закончен Первый квартет.

1880 - Написана музыкальная картина «В Средней Азии».

1880 - Смерть H. Н. Зинина.

1881 - Смерть М. П. Мусоргского. Написан романс «Для берегов отчизны дальней».

1882 - Закончен Второй квартет.

1886 - Начата Третья симфония.

Из книги Пространства, времена, симметрии. Воспоминания и мысли геометра автора Розенфельд Борис Абрамович

Из книги Финансисты, которые изменили мир автора Коллектив авторов

Основные даты жизни и деятельности 1795 г. Родился в Денвере1807 г. Начал работать в магазине брата1812 г. Участвовал в Англо-американской войне1814 г. Переехал в Балтимор1827 г. Впервые посетил Англию для решения торговых вопросов1829 г. Стал главным старшим партнером фирмы Peabody,

Из книги автора

Основные даты жизни и деятельности 1818 г. Родился в Трире1830 г. Поступил в гимназию1835 г. Поступил в университет1842 г. Начал сотрудничать с «Рейнской газетой»1843 г. Женился на Женни фон Вестфален1844 г. Переехал в Париж, где познакомился с Фридрихом Энгельсом1845 г. Организовал

Из книги автора

Основные даты жизни и деятельности 1837 г. Родился в Хартфорде1862 г. Учредил в Нью-Йорке банк J. P. Morgan & Cо1869 г. Стал вице-президентом железной дороги Olbany & Sascuehanna1878 г. Банк Джон Моргана финансировал проект Томаса Эдисона1892 г. Основал General Electric1901 г. Приобрел Carnegie Steel у

Из книги автора

Основные даты жизни и деятельности 1839 г. Родился в городе Ричфорде в США1855 г. Устроился на работу в Hewitt & Tuttle1858 г. Совместно с Морисом Кларком основал компанию Clark & Rockefeller1864 г. Женился на Лоре Спеллман1870 г. Основал компанию Standard Oil1874 г. Родился единственный сын и

Из книги автора

Основные даты жизни и деятельности 1848 г. Родился в Париже, где его семья жила в эмиграции1858 г. Возвращение с семьей в Италию, в Турин1870 г. Окончил Туринскую инженерно-техническую школу и поступил на работу в железнодорожную компанию во Флоренции1874 г. Перешел в

Из книги автора

Основные даты жизни и деятельности 1890 г. Родился в городе Логан в США1908 г. Бросил учебу в колледже Бригама Янга1912 г. После смерти отца возглавил семейный бизнес1913 г. Женился на Мэй Янг1916 г. Организовал Eccles Investment Company1933 г. Участвовал в создании чрезвычайного закона о

Из книги автора

Основные даты жизни и деятельности 1892 г. Родился в костромской деревне1911 г. Поступил в Императорский Санкт-Петербургский университет1917 г. Стал заместителем министра продовольствия Временного правительства и избран членом Учредительного собрания1920 г. Возглавил

Из книги автора

Основные даты жизни и деятельности 1915 г. Родился в городе Гэри1935 г. Получил степень бакалавра в Чикагском университете1936 г. Получил степень магистра в Гарвардском университете1938 г. Опубликовал первый научный труд «Замечание о чистой теории поведения

Из книги автора

Основные даты жизни и деятельности 1926 г. Родился в Нью-Йорке1950 г. Получил степень магистра экономики в Нью-Йоркском университете1954 г. Вместе со специалистом по инвестированию Уильямом Таунсендом основал консалтинговую компанию Townsend-Greenspan & Co1974–1977 г. Председатель

Из книги автора

Основные даты жизни и деятельности 1930 г. Родился в городе Омаха1943 г. Заплатил свой первый подоходный налог в 35 долларов1957 г. Создал инвестиционное товарищество Buffett Associates1969 г. Приобрел текстильную компанию Berkshire Hathaway2006 г. Объявил о завещании в 37 миллиардов долларов на

Из книги автора

Основные даты жизни и деятельности 1930 г. Родился в Пенсильвании1957 г. Издал книгу «Экономическая теория дискриминации»1964 г. Выпустил в свет «Человеческий капитал»1967 г. Награжден медалью Джона Кларка1981 г. Издал труд «Трактат о семье»1992 г. Получил Нобелевскую премию

Из книги автора

Основные даты жизни и деятельности 1941 г. Родился в городе Тимминс1957 г. Поступил в Университет Макмастера в Гамильтоне1962 г. Получил степень бакалавра по экономике1964 г. Получил квалификационную степень магистра бизнес-администрирования (MBA) в Чикагском университете1969 г.

Из книги автора

Основные даты жизни и деятельности 1942 г. Родился в Бостоне (США) в бедной еврейской семье1964 г. Поступил в Гарвардскую школу бизнеса1966 г. Начал карьеру трейдера в компании Salomon Brothers1981 г. Основал компанию Innovative Market Systems, позже переименованную в Bloomberg LP2001 г. Избран мэром

Из книги автора

Основные даты жизни и деятельности 1943 г. Родился в г. Гэри в США1960 г. Поступил в Амхерст-колледж1963 г. Учился на экономическом факультете в Массачусетском технологическом институте1979 г. Получил медаль Джона Кларка1993 г. Приглашен в администрацию президента Клинтона в

Из книги автора

Основные даты жизни и деятельности 1947 г. Родился в городе Энн-Арбор1969 г. Получил степень бакалавра в Принстонском университете1971 г. Получил степень MBA в Гарвардской школе бизнеса1973 г. Получил степень доктора философии в Гарвардском университете, стал профессором

(31.10(12.11).1833, Петербург, - 15(27).2.1887, там же)

Русский композитор, учёный-химик. Внебрачный сын князя Л. С. Гедианова, при рождении записан как сын крепостного слуги князя - Порфирия Бородина. В 1856 окончил Медико-хирургическую академию. С 1858 доктор медицины. В 1860-е гг. в Петербурге занимался научной, педагогической и общественной деятельностью. С 1862 адъюнкт-профессор, с 1864 ординарный профессор, с 1877 академик; с 1874 руководитель химической лаборатории Медико-хирургической академии. Был одним из организаторов и педагогов (1872-87) высшего учебного заведения для женщин - Женских врачебных курсов.

В 50-е гг. 19 в. начал писать романсы, фортепианные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли. В 1862 познакомился с М. А. Балакиревым, вошёл в Балакиревский кружок («Могучую кучку»). Под влиянием Балакирева, В. В. Стасова и других «кучкистов» окончательно сложились музыкально-эстетические взгляды Бородина как последователя М. И. Глинки, приверженца русской национальной школы в музыке, определился самостоятельный зрелый стиль композитора.

Творческое наследие Бородина сравнительно невелико по объёму, но является ценнейшим вкладом в сокровищницу русской музыкальной классики. В творчестве Бородина, представителя передовой интеллигенции 1860-х гг., отчётливо проходит тема величия русского народа, любви к родине, свободолюбия. Музыка его отличается эпической широтой, мужественностью, в то же время глубоким лиризмом.

Наиболее значительное произведение Бородина - опера «Князь Игорь», являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке. Из-за большой загруженности научной и педагогической работой Бородин писал медленно. Опера создавалась в течение 18 лет, не была окончена (после смерти Бородина оперу дописали и дооркестровали по материалам автора Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов; пост. 1890, Мариинский театр, Петербург). Опера отличается монументальной цельностью образов, мощностью и размахом народных хоровых сцен, яркостью национального колорита. «Князь Игорь» развивает традиции эпической оперы Глинки «Руслан и Людмила». Бородин - один из создателей русских классических симфонии и квартета. Его 1-я симфония (1867), появившаяся одновременно с первыми образцами этого жанра у Римского-Корсакова и П. И. Чайковского, положила начало героико-эпическому направлению русского симфонизма. Вершиной русского и мирового эпического симфонизма является его 2-я (Богатырская) симфония (1876). К числу лучших созданий камерно-инструментального жанра принадлежат квартеты Бородина (1-й - 1879, 2-й - 1881).

Композитор - тонкий художник камерно-вокальной музыки. Образец его вокальной лирики - элегия «Для берегов отчизны дальней» на слова Пушкина. Бородин впервые ввёл в романс образы русского богатырского эпоса, а с ними - освободительные идеи 1860-х гг. («Спящая княжна», «Песня тёмного леса» и др.). Писал также сатирические, юмористические песни («Спесь» и др.). Для творчества Бородина характерно глубокое проникновение в строй русской народной песни, а также музыки народов Востока (в «Князе Игоре», симфониях, симфонической картине «В Средней Азии»). Творчество Бородина, яркое, самобытное, оказало воздействие на русских и зарубежных композиторов. Традиции Бородина продолжили советские композиторы (С. С. Прокофьев, Ю. А. Шапорин, Г. В. Свиридов, А. И. Хачатурян и др.). Велико значение этих традиций для развития национальных музыкальных культур народов Закавказья и Средней Азии.

Бородин - автор более 40 работ по химии. Ученик Н. Н. Зинина. Докторскую диссертацию написал на тему: «Об аналогии фосфорной и мышьяковой кислоты в химических и токсикологических отношениях». Разработал оригинальный способ получения бромзамещённых жирных кислот действием брома на серебряные соли кислот; получил первое фторорганическое соединение - фтористый бензоил (1862); исследовал ацетальдегид, описал альдоль и реакцию альдольной конденсации.


Бородин Александр Порфирьевич (1833 – 1887),

русский композитор.

Является одним из замечательных представителей русской культуры второй половины XIX в.: гениальный композитор, выдающийся ученый-химик, активный общественный деятель, педагог, дирижер, музыкальный критик, он проявил также и незаурядное литературное дарование.

Однако в историю мировой культуры Бородин вошел прежде всего как композитор. Им создано не так уж много произведений, но их отличает глубина и богатство содержания, разнообразие жанров, классическая стройность форм. Большинство из них связано с русским эпосом, с повествованием о героических подвигах народа. Есть у Бородина и страницы сердечной, задушевной лирики, не чужды ему шутка, мягкий юмор.

Для музыкального стиля композитора характерны широкий размах повествования, мелодичность (Бородин обладал способностью сочинять в народно-песенном стиле), красочность гармоний, активная динамическая устремленность. Продолжая традиции M Глинки, в частности его оперы "Руслан и Людмила", Бородин создал русскую эпическую симфонию, а также утвердил тип русской эпической оперы.

Родился Александр 31 октября (12 ноября) 1833 в Санкт-Петербурге. Он был внебрачным сыном немолодого грузинского князя Луки Гедианова и крепостной крестьянки Авдотьи Антоновой. Мальчик учился дома языкам – немецкому, французскому, английскому (позже овладел также итальянским). Он рано проявил интерес к музыке: в восемь лет начал брать уроки игры на флейте, а затем – на фортепиано и виолончели, в девять – сочинил польку для фортепиано в 4 руки и уже в четырнадцать лет попробовал силы в сочинении для камерного ансамбля.

Однако более всего Бородина привлекала не музыка, а химия, которая и стала его профессией. С 1850 по 1856 он являлся вольнослушателем петербургской Медико-хирургической академии, по окончании был оставлен там преподавателем и в 1858 получил степень доктора медицины.

Затем Бородин был направлен в научную командировку в Западную Европу (1859–1862). За границей он встретился с молодой московской пианисткой-любительницей Екатериной Сергеевной Протопоповой, музицируя с которой открыл для себя мир романтической музыки Шопена, Листа, Шумана. Вскоре они поженились. По возвращении в Россию он был избран адъюнкт-профессором по кафедре химии Медико-хирургической академии, а в 1864 – ординарным профессором (впоследствии заведующим) той же кафедры.

Несмотря на усиленные занятия наукой, Бородин никогда не оставлял музыки: в этот период им созданы струнный и фортепианный квинтеты, струнный секстет и другие камерные произведения. Решающим в его музыкальной биографии стал 1862, когда Бородин познакомился и подружился с композитором Милием Балакиревым и его кружком (впоследствии известным под именем Новой русской школы или «Могучей кучки»), состоявшим из Цезаря Кюи, Николая Римского-Корсакова и Модеста Мусоргского; под их влиянием Бородин начал работу над симфонией ми-бемоль мажор.

Ее окончание затянулось ввиду загруженности композитора научной, преподавательской и издательской деятельностью (Бородин преподавал на Женских врачебных курсах, редактировал научный журнал «Знание» и т.д.), однако в 1867 симфония была все-таки закончена, а в 1869 – исполнена под управлением Балакирева. К 1867–1868 годам относится работа Бородина над оперой-фарсом Богатыри (пародия на распространенный в то время жанр романтической оперы на русскую историческую тему, с использованием мелодий Ж.Оффенбаха, Дж. Мейербера, А.Серова, русских песен и т.п.); в то же время он написал несколько романсов, являющихся шедеврами русской вокальной лирики.

А. Бородин. Романс "Спящая княжна"

Успех Первой симфонии подвиг Бородина на продолжение работы в этом жанре: в 1869 возникает замысел симфонии си-бемоль минор, однако вскоре композитор оставляет его, привлеченный идеей оперы на сюжет древнерусского эпоса Слово о полку Игореве. Вскоре опера тоже была оставлена; часть сочиненной для нее музыки вошла во Вторую симфонию, окончание работы над которой относится к 1875. Примерно с 1874 Бородин возвращается к своему оперному замыслу и продолжает время от времени работать над отдельными сценами Князя Игоря. Однако к моменту смерти композитора опера осталась незавершенной.

В этот период Бородиным написаны также два струнных квартета (1879 и 1885), две части Третьей симфонии ля минор, музыкальная картина для оркестра "В Средней Азии" (1880), ряд романсов и фортепианных пьес. Его музыка начинает исполняться в Германии, Бельгии и Франции, во многом благодаря содействию Франца Листа, с которым Бородин поддерживал личное знакомство.

Опера Князь Игорь, несомненно, является крупнейшим творческим достижением Бородина. Она была закончена и инструментована после смерти композитора его друзьями – Николаем Римским-Корсаковым и Александром Глазуновым и впервые поставлена в Петербурге в 1890. Вторая и незавершенная Третья симфонии, а также картина «В Средней Азии» по образному строю близки опере: здесь тот же мир героического прошлого России, который вызвал к жизни музыку замечательной силы, необычайного своеобразия и яркого колорита, порой отмеченную редким чувством юмора. Бородин не выделялся мастерством драматурга, но его опера благодаря высоким музыкальным достоинствам завоевала сцены всего мира.

Умер Бородин в Петербурге 15 (27) февраля 1887 и похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

В память о выдающемся учёном и композиторе были названы:

Государственный квартет имени А. П. Бородина

Улицы Бородина во многих населённых пунктах России и других государств

Актовый зал имени А. П. Бородина в РХТУ им. Д. И. Менделеева

Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина в Санкт-Петербурге.

Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина № 89 в Москве.

Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина № 17 в Смоленске

Основные произведения

Оперы

«Богатыри» (1867)

«Млада» (совместно с другими композиторами, 1872)

«Князь Игорь» (1869—1887)

«Царская невеста»(1867—1868, наброски, утрачены)

Произведения для оркестра

Симфония № 1 Es-dur (1867)

Симфония № 2 h-moll «Богатырская» (1876)

Симфония № 3 a-moll (1887, окончена и оркестрована Глазуновым)

Симфоническая картина «В Средней Азии» (1880)

Камерно-инструментальные ансамбли

струнное трио на тему песни «Чем тебя я огорчила» (g-moll, 1854-55)