Биография Валентина Распутина: вехи жизни, ключевые произведения и общественная позиция. Биография Где родился распутин валентин григорьевич



Р аспутин Валентин Григорьевич – русский прозаик, классик русской литературы, выдающийся представитель так называемой «деревенской прозы», общественный деятель, член Союза писателей СССР.

Родился 15 марта 1937 года в посёлке городского типа Усть-Уда Иркутской области в крестьянской семье Григория Никитича (1913-1974) и Нины Ивановны (1911-1995) Распутиных. Детские годы будущего писателя прошли в селе Аталанка, в 400 км от Иркутска. В 1954 году окончил среднюю школу. В 1959 году окончил историко-филологический факультет Иркутского университета, в течение ряда лет – до того, как стать профессиональным писателем, – работал журналистом в Сибири. Жил в Москве и в Иркутске.

Его творчество во многом автобиографично, что подчеркнуто названием первого сборника его рассказов «Я забыл спросить у Лёшки» (1961), за которым последовали «Край возле самого неба» (1966) и «Человек с того света» (1967). Основное место действия его произведений – Приангарье: сибирские деревни и посёлки. Повесть «Деньги для Марии» (1967), конфликт которой основан на столкновении традиционных нравственных ценностей и материальных реалий современной жизни, принесла Распутину широкую известность. Следующая повесть «Последний срок» (1970) ознаменовала начало, самого продуктивного этапа творчества Распутина (1970-е годы). К нему также относятся сборник рассказов «Вверх и вниз по течению» (1972), повести «Живи и помни» (1974) и «Прощание с Матёрой» (1976) – вершина творчества писателя. Из произведений Распутина, созданных в последующие, во многом кризисные для писателя и, как ему представляется, для всей русской литературы годы, выделяется повесть «Пожар» (1985), воспроизводящая целый ряд мотивов повестей 1970-х годов, окрашенных в апокалиптические тона.

В 1967 году он стал членом Союза писателей СССР.

В.Г.Распутин в 1970-х годах изображает современную действительность сквозь призму природно-космического порядка бытия. Складывается особая распутинская мифопоэтика, подвигающая исследователей его творчества сравнивать его с У.Фолкнером и Г.Гарсиа Маркесом. Художественное пространство прозы этого периода Распутина организовано по вертикальной оси «земля» – «небо» – как система восходящих окружностей: от «житейской круговерти» до «вечного круговорота жизни» и круговращения небесных светил. В своём творчестве Распутин исходит из представления о норме жизни, заключающейся во взаимной согласованности противоположных начал бытия. Залогом такого целостного гармонического восприятия мира является жизнь и труд человека на земле в согласии со своей совестью, с самим собой и жизнью природы.

Главная героиня повести «Последний срок» – умирающая старуха Анна, воскрешая в памяти прожитую жизнь, ощущает свою причастность к вечному круговороту природного бытия, переживает таинственность смерти как главного события в жизни человека. Ей противопоставлены четверо её детей, приехавших проводить мать в последний час и вынужденных находиться рядом с ней три дня, на которые Бог отсрочил её уход. Их поглощенность повседневными заботами, их суетливость и суетность резко контрастируют с духовной работой, происходящей в угасающем сознании старой крестьянки (авторское повествование включает в себя обширные пласты не собственно прямой речи, представляющей мысли и переживания героев повести, прежде всего, самой Анны).

«Последний срок» – элегический пролог трагедии, которую запечатлевает В.Г.Распутин в повести «Живи и помни» (1974; Государственная премия, 1977): старуха Анна и её непутевые дети всё же собираются в её «последний срок» под общей отцовской крышей, а вот дезертировавший из армии Андрей Гуськов (события, описываемые в «Живи и помни», относятся к концу Великой Отечественной войны) целиком отрезан от мира. Символ его безысходного одиночества и нравственного одичания – волчья нора на острове посреди Ангары, где он скрывается от людей и властей. Его жене Настёне, тайком от людей навещающей мужа, всякий раз приходится переплывать реку – преодолевая водную преграду, которая во всех мифах отделяет мир живых от мира мертвых. Настёна – подлинно трагическая героиня, оказывающаяся в положении невозможного выбора между любовью к мужу, (Андрей и Настёна – венчанные в церкви муж и жена) и необходимостью жизни в миру, среди людей, ни в одном из которых она не может найти ни сочувствия, ни поддержки. Поселковая жизнь, окружающая героиню повести – уже не тот цельный гармоничный замкнутый в своих границах крестьянский космос, символом которого в «Последнем сроке» предстает изба Анны. Самоубийство Настёны, уносящей с собой в глубокие воды ещё одну народившуюся жизнь: ребёнка Андрея, которого страстно желала и зачала с ним в его волчьем логове, становится трагическим искуплением вины Андрея, но не может вернуть ему человеческого облика.

Звучащие уже в «Последнем сроке» темы расставания с поколениями людей, живших и трудившихся на земле, прощания с матерью-прародительницей, с миром праведников трансформируются в сюжете повести «Прощание с Матёрой» (1976) в миф о гибели всего крестьянского мира. На «поверхности» сюжета повести – история затопления расположенного на острове сибирского села Матёры волнами «рукотворного моря». В противоположность острову из «Живи и помни», остров Матёра (материк, твердь, суша), постепенно уходящий на глазах читателей повести под воду, – символ земли обетованной, последнее пристанище тех, кто живет по совести, в согласии с Богом и с природой. Доживающие свои последние дни старухи во главе с праведницей Дарьей отказываются переселяться в новый посёлок (новый мир) и остаются до смертного часа охранять свои святыни – крестьянское кладбище с крестами и царственный листвень, языческое Древо жизни. Лишь один из переселенцев – Павел – навещает Дарью в смутной надежде прикоснуться к истинному смыслу бытия. В противоположность Настёне он плывет из мира «мертвых» (механической цивилизации) в мир живых, но это – погибающий мир. В финале повести на острове остается только мифический Хозяин Острова, отчаянный крик которого, звучащий в мертвой пустоте, завершает повествование.

Девять лет спустя в повести «Пожар» (1985) В.Г.Распутин вновь обращается к теме гибели общинного мира – на сей раз не в воде, а в огне, в пожаре, охватившем торговые склады леспромхозовского поселка, символически возникшего на месте затопленной деревни. Вместо того чтобы совместно бороться с бедой, люди поодиночке, состязаясь друг с другом, растаскивают выхваченное из огня добро. Главный герой повести шофер Иван Петрович, с точки зрения которого описывается происходящее на горящих складах, – уже не прежний распутинский герой-праведник: он находится в неизбывном конфликте с самим собой, ищет и не может найти «простоту смысла жизни». Соответственно, усложняется и дисгармонизируется авторское видение мира. Отсюда – эстетическая двойственность стиля «Пожара», в котором запечатленный во всех подробностях образ горящих складов, соседствует с символико-аллегорическими обобщениями и публицистическими зарисовками «кочевого» быта леспромхоза.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1987 года за большие заслуги в развитии советской литературы, плодотворную общественную деятельность и в связи с пятидесятилетием со дня рождения писателю Распутину Валентину Григорьевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Эти же публицистические интонации становятся всё более ощутимы в прозе В.Г.Распутина второй половины 1980-х – 1990-х годов. Аляповато-лубочное изображение в рассказах «Видение», «Вечером», «Нежданно-негаданно», «Новая профессия» (1997) нацелено на прямолинейное (а порой и агрессивное) обличение происходящих в России в постперестроечное время перемен. Вместе с тем, в лучших из них, таких как «Нежданно-негаданно» (история городской девочки-побирушки Кати, подброшенной в деревню сквозному персонажу последних распутинских рассказов Сене Позднякову), сохраняются следы былого стиля В.Г.Распутина, тонко чувствующего природу, продолжающего разгадывать тайну человеческого бытия, всматриваясь туда, где лежит продолжение земного пути.

По произведениям В.Г.Распутина поставлены фильмы: «Уроки французского» (1978), «Прощание», «Продаётся медвежья шкура» (оба – 1980), «Живи и помни» (2008).

В последние годы В.Г.Распутин занимается в основном публицистикой, пишет статьи. В 2004 году опубликовал книгу «Дочь Ивана, мать Ивана». В 2006 году вышло третье издание альбома очерков писателя «Сибирь, Сибирь» (предыдущие издания 1991, 2000).

С началом «перестройки» Распутин включился в широкую общественно-политическую борьбу. Он был одним из самых деятельных противников «поворота северных рек». В 1989-1991 годах депутат Верховного Совета СССР, выступал с горячими патриотическими речами, впервые процитировал слова П.А.Столыпина о «великой России» («Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия»). В июле 1991 года подписал обращение «Слово к народу».

Летом 1989 года на первом съезде народных депутатов СССР В.Г.Распутин впервые высказал предложение о выходе России из СССР. В 1990-1991 годах член Президентского совета СССР.

Награждён советскими 2 орденами Ленина (1984, 14.03.1987), орденами Трудового Красного Знамени (1981), «Знак Почёта» (1971), российскими орденами «За заслуги перед Отечеством» 3-й (08.03.2007) и 4-й (28.10.2002) степени, Александра Невского (1.09.2011), медалями.

Лауреат Государственной премии СССР (1977, 1987), Государственной премии РФ за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности (2012), премии Президента РФ (2003), премии Правительства РФ (2010), премии Иркутского комсомола имени Иосифа Уткина (1968), премии имени Л.Н.Толстого (1992), премии Фонда развития культуры и искусства при Комитете культуры Иркутской области (1994), премии имени Святителя Иннокентия Иркутского (1995), Международной премии Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного «За Веру и Верность» (1996), премии Александра Солженицына (2000), литературной премии имени Ф.М.Достоевского (2001), премии имени Александра Невского «России верные сыны» (2004), Всероссийской литературной премии имени С.Т.Аксакова (2005), премии «Лучший зарубежный роман года. XXI век» (2005, Китай), премии Международного фонда единства православных народов (2011), премии «Ясная Поляна» (2012).

Почётный гражданин Иркутска (1986) и Иркутской области (1998).

Родился 15 марта 1937 года в поселке Усть-Уда Иркутской области. Отец – Распутин Григорий Никитич (1913–1974). Мать – Распутина Нина Ивановна (1911–1995). Супруга – Распутина Светлана Ивановна (1939 г. рожд.), пенсионер. Сын – Распутин Сергей Валентинович (1961 г. рожд.), преподаватель английского языка. Дочь – Распутина Мария Валентиновна (1971 г. рожд.), искусствовед. Внучка – Антонина (1986 г. рожд.).

В марте 1937 года в семье молодого работника райпотребсоюза из районного поселка Усть-Уда, затерявшегося на таежном берегу Ангары почти на полпути между Иркутском и Братском, появился сын Валентин, впоследствии прославивший этот чудный край на весь мир. Вскоре родители перебрались в родовое отцовское гнездо – деревню Аталанка. Красота природы Приангарья захлестнула впечатлительного парнишку с первых же лет жизни, навсегда поселившись в потаенных глубинах его сердца, души, сознания и памяти, проросла в его произведениях зернами благодатных всходов, вскормивших своей духовностью не одно поколение россиян.

Местечко с берегов красавицы Ангары стало центром мироздания для талантливого мальчугана. В том, что он таков, никто и не сомневался – в деревне ведь любой с рождения виден как на ладони. Грамоте и счету Валентин научился с малых лет – уж очень жадно тянулся он к знаниям. Смышленый паренек читал все что ни попадалось: книги, журналы, обрывки газет. Отец, вернувшись с войны героем, заведовал почтовым отделением, мать работала в сберкассе. Беззаботное детство оборвалось разом –у отца на пароходе срезали сумку с казенными деньгами, за что он угодил на Колыму, оставив жену с тремя малолетними детьми на произвол судьбы.

В Аталанке была только четырехлетка. На дальнейшую учебу Валентина снарядили в Усть-Удинскую среднюю школу. Взрослел паренек на собственном голодном и горьком опыте, но неистребимая тяга к знаниям и не по-детски серьезная ответственность помогли выстоять. Об этом сложном периоде жизни Распутин позже напишет в рассказе «Уроки французского», удивительно трепетном и правдивом.

В аттестате зрелости Валентина были только пятерки. Спустя пару месяцев, летом того же 1954 года, блестяще сдав вступительные экзамены, он стал студентом филологического факультета Иркутского университета, увлекался Ремарком, Хемингуэем, Прустом. О писательстве не помышлял –видно, не пришел еще срок.

Жилось нелегко. Думалось о матери и младших. Валентин чувствовал себя в ответе за них. Подрабатывая на жизнь где только возможно, он стал приносить свои статьи в редакции радио и молодежной газеты. Еще до защиты дипломной работы он был принят в штат иркутской газеты «Советская молодежь», куда пришел и будущий драматург Александр Вампилов. Жанр журналистики порой не вписывался в рамки классической словесности, но позволил приобрести жизненный опыт и крепче встать на ноги. Отец после смерти Сталина был амнистирован, домой вернулся инвалидом и едва дотянул до 60 лет…

В 1962 году Валентин перебрался в Красноярск, темы его публикаций стали масштабнее – строительство железнодорожной магистрали Абакан – Тайшет, Саяно-Шушенской и Красноярской ГЭС, ударный труд и героизм молодежи и т. д. Новые встречи и впечатления уже не вмещались в рамки газетных публикаций. Его первый рассказ «Я забыл спросить у Л?шки», несовершенный по форме, пронзителен по содержанию, искренен до слез. На лесоповале упавшая сосна задела 17-летнего парня. Ушибленное место стало чернеть. Друзья взялись сопровождать пострадавшего до больницы, а это 50 километров пешком. Поначалу спорили о коммунистическом будущем, но Лешке становилось все хуже. До больницы он не дотянул. А друзья так и не спросили у паренька, вспомнит ли счастливое человечество имена простых трудяг, таких, как они с Л?шкой...

В это же время в альманахе «Ангара» стали появляться очерки Валентина, ставшие основой его первой книги «Край возле самого неба» (1966) о тафаларах – маленьком народе, живущем в Саянах.

Лучшие дня

Однако самое знаковое событие в жизни писателя Распутина случилось годом раньше, когда разом, один за другим появились его рассказы «Рудольфио», «Василий и Василиса», «Встреча» и другие, которые автор и ныне включает в издаваемые сборники. С ними же он поехал на Читинское совещание молодых писателей, в числе руководителей которого были В. Астафьев, А. Иванов, А. Коптяева, В. Липатов, С. Наровчатов, В. Чивилихин. Последний и стал «крестным отцом» молодого литератора, чьи произведения были напечатаны в столичных изданиях («Огонек», «Комсомольская правда») и заинтересовали широкий круг читателей «от Москвы до самых до окраин». Распутин еще продолжает публиковать очерки, но большая часть творческой энергии отдается уже рассказам. Их появления ждут, к ним проявляют интерес. В начале 1967 года рассказ «Василий и Василиса» появился в еженедельнике «Литературная Россия» и стал камертоном прозы Распутина, в которой глубина характеров героев с ювелирной точностью ограняется состоянием природы. Она – неотъемлемая составляющая практически всех произведений писателя.

Василиса не простила давней обиды мужу, взявшемуся как-то по пьянке за топор и ставшего виновником гибели их так и не родившегося ребенка. Сорок лет прожили они рядом, но не вместе. Она – в доме, он – в амбаре. Оттуда ушел на войну, туда же и вернулся. Василий искал себя на приисках, в городе, в тайге, он так и остался подле жены, сюда же привел и хромоногую Александру. Сожительница Василия пробуждает в ней водопад чувств – ревность, обиду, злость, а позже – принятие, жалость и даже понимание. После того как Александра ушла искать сына, с которым их разлучила война, Василий по-прежнему оставался в своем амбаре, и только перед самой смертью Василия Василиса прощает его. Василий и видел, и чувствовал это. Нет, она ничего не забыла, она простила, сняла с души этот камень, но осталась тверда и горда. И это мощь русского характера, познать который не суждено ни врагам нашим, ни нам самим!

В 1967 году после публикации повести «Деньги для Марии» Распутин был принят в Союз писателей. Пришли слава и известность. Об авторе заговорили всерьез – его новые работы становятся предметом обсуждения. Будучи человеком чрезвычайно критичным и требовательным к себе, Валентин Григорьевич принял решение заниматься только литературной деятельностью. Уважая читателя, он не мог себе позволить совмещать даже такие близкие по творчеству жанры, как журналистика и литература.

В 1970 году в журнале «Наш современник» была опубликована его повесть «Последний срок». Она стала зеркалом духовности наших современников, тем костром, у которого хотелось погреться, чтобы не замерзнуть в суете городской жизни. О чем в ней речь? Обо всех нас. Все мы – дети своих матерей. И у нас тоже есть дети. И пока мы помним о своих корнях, имеем право называться Людьми. Связь матери с детьми – самая важная на земле. Именно она дает нам силы и любовь, именно она ведет по жизни. Все остальное – менее важно. Работа, успехи, связи, по сути своей, не могут быть определяющими, если ты потерял нить поколений, если забыл, где твои корни. Вот и в этой повести Мать ждет и помнит, она любит каждое свое дитя, независимо, живо оно или нет. Ее память, ее любовь не дают ей умереть, не повидавшись с детьми. По тревожной телеграмме они съезжаются в родной дом. Мать уже и не видит, и не слышит, и не встает. Но какая-то неведомая сила пробуждает ее сознание, как только приезжают дети. Они давно уже повзрослели, жизнь разбросала их по стране, но им невдомек, что это слова материнской молитвы распластали над ними крылья ангелов. Встреча близких людей, давно не живущих вместе, едва ли не порвавших тонкую ниточку взаимосвязи, их беседы, споры, воспоминания, словно вода засохшую пустыню, оживили мать, даровали ей несколько счастливых мгновений перед смертью. Без этой встречи она не могла уйти в мир иной. Но больше всего эта встреча нужна была им, уже очерствевшим в жизни, теряющим в разлуке друг с другом родственные связи. Повесть «Последний срок» принесла Распутину всемирную известность и была переведена на десятки иностранных языков.

Год 1976-й подарил поклонникам творчества В. Распутина новую радость. В «Прощании с Мат?рой» писатель продолжил живописать драматическую жизнь сибирской глубинки, явив нам десятки ярчайших характеров, среди которых по-прежнему доминировали удивительные и неповторимые распутинские старухи. Казалось бы, чем знамениты эти необразованные сибирячки, которым за долгие годы жизни то ли не удалось, то ли не захотелось повидать большой мир? Но их житейская мудрость и выстраданный годами опыт стоят иной раз больше, чем знания профессоров и академиков. Старухи Распутина – особая стать. Сильные духом и крепкие здоровьем, эти русские бабы – из породы тех, кто «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Это они рожают русских богатырей и их верных подруг. Это их любовью ли, ненавистью ли, гневом ли, радостью крепка наша земля-матушка. Они умеют любить и созидать, поспорить с судьбой и одержать над ней победу. Даже обижаясь и презирая, они созидают, а не разрушают. Но вот пришли иные времена, которым противостоять старики не в силах.

Состоит из многих островов, приютивших людей на могучей Ангаре, островок Мат?ра. Жили на нем предки стариков, пахали землю, дали ей силу и плодородие. Здесь народились их дети и внуки, и жизнь то бурлила, то плавно текла. Здесь ковались характеры и испытывались судьбы. И стоять бы островной деревеньке века. Но строительство крупной ГЭС, такой нужной людям и стране, но ведущей к затоплению сотен тысяч гектаров земель, затоплению всей былой жизни вместе с пашней, полями и лугами, для молодежи это, возможно, и был счастливый выход в большую жизнь, для стариков – погибель. А по сути, – судьба страны. Эти люди не протестуют, не шумят. Они просто горюют. И сердце разрывается от этой щемящей тоски. И природа вторит им своей болью. В этом повести и рассказы Валентина Распутина продолжают лучшие традиции русских классиков – Толстого, Достоевского, Бунина, Лескова, Тютчева, Фета.

Распутин не срывается на обличительство и критиканство, не становится трибуном и глашатаем, призывающим к бунту. Он не против прогресса, он за разумное продолжение жизни. Его дух восстает против попрания традиций, против потери памяти, против отступничества от прошлого, его уроков, его истории. Корни русского национального характера именно в преемственности. Нить поколений не может, не должна быть прервана “иванами, родства не помнящими”. Богатейшая русская культура и держится на традициях и устоях.

В произведениях Распутина человеческая многогранность переплетается с тончайшим психологизмом. Состояние души его героев – особый мир, глубина которого подвластна только таланту Мастера. Следуя за автором, мы погружаемся в водоворот жизненных событий его персонажей, проникаемся их мыслями, следуем логике их поступков. Мы можем спорить с ними и не соглашаться, но не в состоянии оставаться равнодушными. Так берет за душу эта суровая правда жизни. Есть среди героев писателя тихие омуты, есть люди почти блаженные, но в основе своей – это могучие русские характеры, которые сродни вольнолюбивой Ангаре с ее порогами, зигзагами, плавной ширью и лихой прытью.

Год 1977-й для писателя знаковый. За повесть «Живи и помни» он удостоен Государственной премии СССР. История Настены, жены дезертира, – тема, о которой писать было не принято. В нашей литературе бытовали герои и героини, совершающие реальные подвиги. На передовой ли, в глубоком тылу, в окружении или в осажденном городе, в партизанском отряде, у плуга или у станка. Люди с сильными характерами, страдающие и любящие. Они ковали Победу, приближая ее шаг за шагом. Они могли сомневаться, но все же принимали единственно правильное решение. Такие образы воспитывали героические качества наших современников, служили примером для подражания.

К Настене вернулся муж с фронта. Не героем – днем и по всей деревне с почетом, а ночью, тихо и крадучись. Он – дезертир. Войне уже виден конец. После третьего, очень сложного ранения он сломался. Вернуться к жизни и вдруг умереть? Не смог он перешагнуть этот страх. У самой Настены война отняла лучшие годы, любовь, ласку, не позволила ей стать матерью. Случись что с мужем – захлопнется перед ней дверь в будущее. Скрываясь от людей, от родителей мужа, она понимает и принимает мужа, делает все, чтобы спасти его, мечется в зимнюю стужу, пробираясь в его логово, скрывая страх, таится от людей. Она любит и любима, быть может, впервые вот так, глубоко, без оглядки. Результат этой любви – будущее дитя. Долгожданное счастье. Да нет же – позор! Считается, что муж на войне, а жена – гуляет. От Настены отвернулись родители мужа, односельчане. Власти подозревают ее в связи с дезертиром и следят. Пойти к мужу – указать место, где он скрывается. Не пойти – уморить его голодом. Круг замыкается. Настена в отчаянии бросается в Ангару.

Душа рвется на части от боли за нее. Кажется, вместе с этой женщиной под воду уходит весь мир. Нет более красоты и радости. Не взойдет солнце, не поднимутся в поле травы. Не зальется трелью лесная птица, не зазвучит детский смех. Ничего живого не останется в природе. Жизнь обрывается на самой трагической ноте. Она, конечно, возродится, но без Настены и ее неродившегося ребенка. Казалось бы, судьба одной семьи, а горе – всеобъемлющее. Значит, есть и такая правда. И главное – есть право ее отображать. Отмолчаться, спору нет, было бы проще. Но не лучше. В этом глубина и драматизм философии Распутина.

Он мог бы писать многотомные романы – их бы с восторгом читали и экранизировали. Потому что образы его героев захватывающе интересны, потому что сюжеты притягивают жизненной правдой. Распутин предпочел убедительную краткость. Но как же при этом богата и неповторима речь его героев («затаенная какая-то девка, тихоомутная»), поэзия природы («искристо играли тугие снега, берущиеся в наст, звенькало из первых сосулек, загорчил первым подтаем воздух»). Язык распутинских произведений словно речка струится, изобилуя чудными по звучанию словами. Что ни строчка – кладезь русской словесности, речевые кружева. Случись так, что до потомков в следующих веках дойдут только произведения Распутина, они будут восхищены богатством русского языка, его мощью и неповторимостью.

Писателю удается передать накал человеческих страстей. Его герои сотканы из черт национального характера – мудрого, покладистого, порой бунтарского, из трудолюбия, из самого бытия. Они народны, узнаваемы, живут рядом с нами, а потому так близки и понятны. На генном уровне, с молоком матери передают они следующим поколениям накопленный опыт, душевную щедрость и стойкость. Такое достояние богаче банковских счетов, престижнее должностей и особняков.

Простой русский дом – та крепость, за стенами которой покоятся человеческие ценности. Их носителям не страшны дефолты и приватизация, они не подменяют совесть благополучием. Главными мерилами их поступков остаются добро, честь, совесть, справедливость. Героям Распутина нелегко вписываться в современный мир. Но они в нем не чужие. Именно такие люди определяют бытие.

Годы перестройки, рыночных отношений и безвременья сместили порог нравственных ценностей. Об этом повести «В больнице», «Пожар». Люди ищут и оценивают себя в непростом современном мире. Валентин Григорьевич тоже оказался на распутье. Он пишет мало, потому что бывают времена, когда молчание художника тревожнее и созидательнее слова. В этом весь Распутин, ведь он по-прежнему чрезвычайно требователен к себе. Особенно во времена, когда в «герои» выдвинулись новые русские буржуа, братки и олигархи.

В 1987 году писателю присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2004), стал почетным гражданином Иркутска. В 1989 году Валентин Распутин был избран в депутаты союзного парламента, при М.С. Горбачеве вошел в состав Президентского совета. Но эта работа не принесла писателю морального удовлетворения – политика не его удел.

Валентин Григорьевич пишет очерки и статьи в защиту оскверняемого Байкала, работая в многочисленных комиссиях во благо людей. Пришло время передавать опыт молодым, и Валентин Григорьевич стал инициатором ежегодно проводимого в Иркутске осеннего праздника «Сияние России», собирающего в сибирский город наиболее честных и талантливых писателей. Ему есть о чем поведать своим ученикам.

Немало наших именитых современников в литературе, кинематографе, на эстраде и в спорте родом из Сибири. Силу и свой искрометный талант впитали они из этой земли. Распутин подолгу живет в Иркутске, каждый год бывает в своей деревне, где родные люди и родные могилы. Рядом с ним родные и близкие по духу люди. Это жена – верный спутник и самый близкий друг, надежный помощник и просто любящий человек. Это дети, внучка, друзья и единодумцы.

Валентин Григорьевич – верный сын земли русской, защитник ее чести. Его талант сродни святому источнику, способному утолить жажду миллионов россиян. Вкусив книг Валентина Распутина, познав вкус его правды, уже не захочешь довольствоваться суррогатами литературы. Его хлеб – с горчинкой, без изысков. Он всегда свежевыпечен и без душка. Он не способен зачерстветь, потому что не имеет срока давности. Такой продукт испокон века выпекали в Сибири, и назывался он вечным хлебом. Так и произведения Валентина Распутина – незыблемые, вечные ценности. Духовный и нравственный багаж, ноша которого не только не тянет, но и придает сил.

Живя в единении с природой, писатель по-прежнему неброско, но глубоко и искренне любит Россию и верит, что ее сил хватит для духовного возрождения нации.

Валентин Григорьевич Распутин (1937-2015) - российский писатель, лауреат многочисленных государственных премий СССР, публицист и общественный деятель. Он родился 15 марта 1937 года в селе Усть-Уда Восточно-Сибирской (Иркутской) области РФ. Имеет звание Героя Социалистического труда. Писателя нередко называли «певцом деревни», в своих произведениях он прославлял Русь.

Трудное детство

Родители Валентина были обычными крестьянами. Незадолго после рождения сына семья переехала в деревню Аталанка. Впоследствии эта территория была затоплена после строительства Братской ГЭС. Отец будущего прозаика участвовал в Великой Отечественной войне, после демобилизации он устроился работать начальником почты. Однажды во время служебного отъезда у него отняли сумку с общественными деньгами.

После этой ситуации Григория арестовали, в течение семи следующих лет он трудился в рудниках Магадана. Выпустили Распутина только после смерти Сталина, поэтому его супруге, простой сотруднице сберкассы, пришлось одной воспитывать троих детей. Будущий писатель с детства восхищался красотой сибирской природы, он неоднократно описывал её в своих рассказах. Мальчик любил читать, соседи щедро делились с ним книгами и журналами.

Образование прозаика

Распутин учился в начальной школе деревни Аталанка. Чтобы окончить среднюю школу, ему пришлось уехать за 50 километров от дома. Позже юноша описал этот период жизни в своём рассказе «Уроки французского». После окончания школы он решил поступить на филологический факультет Иркутского университета. Благодаря отличному аттестату юноше без труда удалось стать студентом.

Валентин с детства осознавал, как трудно приходится его матери. Он стремился помогать ей во всём, подрабатывал и отправлял деньги. В студенческий период жизни Распутин начинает писать небольшие заметки для молодёжной газеты. На его творчество повлияло увлечение произведениями Ремарка, Пруста и Хемингуэя. С 1957 по 1958 гг. парень становится внештатным корреспондентом издания «Советская молодёжь». В 1959 г. Распутина принимают в штат, в этом же году он защищает диплом.

Жизнь после университета

В течение некоторого времени после окончания учёбы прозаик работает на студии телевидения и в газете Иркутска. Редактор газеты обратил особое внимание на рассказ под названием «Я забыл спросить у Лёшки». Позже, в 1961 году, этот очерк опубликовали в альманахе «Ангара».

В 1962 юноша переезжает в Красноярск и получает должность литсотрудника в газете «Красноярский рабочий». Он нередко посещал строительные площадки местной ГЭС и магистрали Абакан-Тайшет. Писатель черпал вдохновение даже из таких, казалось бы, неприглядных пейзажей. Рассказы о строительстве вошли позднее в сборники «Край возле самого неба» и «Костровые новых городов».

С 1963 по 1966 гг. Валентин работает специальным корреспондентом газеты «Красноярский комсомолец». В 1965 г. он участвует в Читинском семинаре совместно с другими начинающими литераторами. Там юношу замечает писатель Владимир Чивилихин, позже именно он помог опубликовать произведения Валентина в издании «Комсомольская правда».

Первой серьёзной публикацией прозаика стал рассказ «Ветер ищет тебя». Через некоторое время увидел свет очерк «Разъезд Стофато», его напечатали в журнале «Огонёк». У Распутина появились первые поклонники, вскоре его читало более миллиона советских жителей. В 1966 г. в Иркутске выходит первый сборник писателя под названием «Край возле самого неба». Туда вошли старые и новые произведения, написанные в разные периоды жизни.

Год спустя в Красноярске издают вторую книгу рассказов, она называлась «Человек с этого света». В это же время альманах «Ангара» публикует повесть Валентина Григорьевича «Деньги для Марии». Немногим позже это произведение выпускается в виде отдельной книги. После публикации прозаик становится членом Союза писателей и окончательно прекращает заниматься журналистикой. Он решил посвятить свою дальнейшую жизнь исключительно творчеству.

В 1967 г. еженедельник «Литературная Россия» издаёт следующий очерк Распутина под названием «Василий и Василиса». В этом рассказе уже можно отследить самобытный стиль писателя. Ему удавалось раскрывать характеры героев очень лаконичными фразами, а сюжетная линия всегда дополнялась описаниями пейзажей. Все персонажи сочинений прозаика были сильны духом.

Пик творчества

В 1970 году была выпущена повесть «Последний срок». Именно это произведение считается одним из ключевых в творчестве автора, по всему миру люди читали книгу с удовольствием. Её перевели на 10 языков, критики называли это сочинение «костром, возле которого можно отогреть душу». Прозаик сделал упор на простые человеческие ценности, о которых должны помнить все. Он поднимал в своих книгах вопросы, о которых не осмеливались говорить его коллеги.

Валентин Григорьевич не стал останавливаться на этом, в 1974 году опубликовали его повесть «Живи и помни», а в 1976 г. - «Прощание с Матёрой». После этих двух сочинений Распутина признали одним из лучших современных писателей. В 1977 г. он получает Государственную премию СССР. В 1979 году Валентин стал членом редакционной коллегии серии «Литературные памятники Сибири».

В 1981 г. увидели свет рассказы «Век живи - век люби», «Наташа» и «Что передать вороне». В 1985 г. писатель выпускает повесть «Пожар», затронувшую читателей до глубины души благодаря острой и современной проблематике. В течение следующих лет были опубликованы очерки «Нежданно-негаданно», «Вниз по Лене-реке» и «Отчие пределы». В 1986 г. прозаика избрали секретарем правления Союза писателей, впоследствии ему удалось стать сопредседателем.

Последние годы жизни

Большую часть жизни Распутин провёл в Иркутске. В 2004 г. прозаик презентовал свою книгу «Дочь Ивана, мать Ивана». Через два года в продаже появилось третье издание сборника «Сибирь, Сибирь».

Валентин Григорьевич являлся обладателем многих престижных наград. Ему присвоили звание Героя социалистического труда. Прозаик был кавалером орденов Ленина и Трудового Красного знамени. В 2008 году он получил премию за вклад в российскую литературу. В 2010 г. писатель был номинирован на Нобелевскую премию по литературе. В это же время его рассказы включают в школьную программу для внеклассного чтения.

В зрелом возрасте Распутин начал активно участвовать в публицистической и общественной деятельности. Прозаик отрицательно относился к периоду перестройки, он не воспринимал либеральные ценности, оставаясь при своих консервативных взглядах. Писатель всецело поддерживал позицию Сталина, считал её единственно верной, не признавал других вариантов мировоззрения.

С 1989 по 1990 гг. он был в составе Президентского совета во время правления Михаила Горбачёва, но коллеги не прислушивались к мнению Валентина. Позже писатель заявлял, что считает политику слишком грязным занятием, он неохотно вспоминал этот период жизни. Летом 2010 г. Распутина избирают членом Патриаршего совета по культуре, он представляет православную церковь.

30 июля 2012 года писатель вступает в ряды преследователей феминистской группы Pussy Riot. Он призывает применить высшую меру наказания для девушек, а также критикует всех, кто их поддержал. Своё заявление Распутин опубликовал под заглавием «Молчать не позволяет совесть».

В 2013 г. на полках магазинов появляется совместная книга Распутина и Виктора Кожемяко под названием «Эти двадцать убийственных лет». В этом произведении авторы критикуют любые изменения, отрицают прогресс, утверждая, что за последние годы народ деградировал. Весной 2014 г. прозаик вошёл в число жителей России, поддержавших аннексию Крыма.

Личная жизнь и семья

Валентин был женат на Светлане Ивановне Распутиной. Женщина была дочерью писателя Ивана Молчанова-Сибирского, она всегда поддерживала мужа. Прозаик неоднократно называл супругу своей музой и единомышленницей, у них были прекрасные отношения.

У пары было двое детей: в 1961 родился сын Сергей, через десять лет появилась на свет и дочь. Девятого июля 2006 она погибла во время авиакатастрофы. На тот момент Марии было всего 35 лет, она успешно занималась музыкой, играла на органе. Трагедия подкосила здоровье писателя и его жены. Светлана Ивановна умерла 1 мая 2012 года в возрасте 72 лет. Смерть прозаика наступила тремя годами позднее. 14 марта 2015 он погиб в Москве, за несколько часов до своего дня рождения.

русский писатель и публицист, общественный деятель

Валентин Распутин

Краткая биография

Валенти́н Григо́рьевич Распу́тин (15 марта 1937, село Усть-Уда, Восточно-Сибирская область - 14 марта 2015, Москва) - русский писатель и публицист, общественный деятель. Один из наиболее значительных представителей «деревенской прозы». В 1994 году выступил инициатором создания Всероссийского фестиваля «Дни русской духовности и культуры „Сияние России“» (Иркутск).Герой Социалистического Труда (1987). Лауреат двух Государственных премий СССР (1977, 1987), Государственной премии России (2012) и Премии Правительства РФ (2010). Член Союза писателей СССР с 1967 года.

Родился 15 марта 1937 года в селе Усть-Уда Восточно-Сибирской (ныне Иркутская область) области в крестьянской семье. Мать - Нина Ивановна Распутина, отец - Григорий Никитич Распутин. С двух лет жил в деревне Аталанке Усть-Удинского района. Окончив местную начальную школу, вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа, об этом периоде впоследствии будет создан знаменитый рассказ «Уроки французского», 1973. После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского государственного университета. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодёжной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком «Я забыл спросить у Лёшки» был опубликован в альманахе «Ангара» в 1961 году.

В 1979 году вошёл в редакционную коллегию книжной серии «Литературные памятники Сибири» Восточно-Сибирского книжного издательства. В 1980-х годах был членом редакционной коллегии «Роман-газеты».

Жил и работал в Иркутске, Красноярске и в Москве.

9 июля 2006 года в результате авиакатастрофы, произошедшей в аэропорту Иркутска, погибла дочь писателя, 35-летняя Мария Распутина, музыкант-органист. 1 мая 2012 года в возрасте 72 лет умерла жена писателя - Светлана Ивановна Распутина.

Смерть

12 марта 2015 года был госпитализирован, находился в коме. 14 марта 2015 года, за 4 часа до своего 78-летия, Валентин Григорьевич Распутин скончался во сне, а по иркутскому времени это было 15 марта, поэтому земляки считают, что он умер в свой день рождения. Соболезнования родным и близким писателя выразил Президент России Владимир Путин. 16 марта 2015 года в Иркутской области был объявлен траур. 19 марта 2015 года писатель был похоронен в Знаменском монастыре Иркутска.

Творчество

Окончив университет в 1959 году, Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве Красноярской ГЭС и магистрали Абакан - Тайшет. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники «Костровые новых городов» и «Край возле самого неба».

В 1965 году показал несколько новых рассказов приехавшему в Читу на совещание молодых писателей Сибири Владимиру Чивилихину, который стал «крёстным отцом» начинающего прозаика. Среди русских классиков своими учителями Распутин считал Достоевского и Бунина.

С 1966 года - профессиональный литератор, с 1967 года - член Союза писателей СССР.

Первая книга «Край возле самого неба» вышла в Иркутске в 1966 году. В 1967 году в Красноярске была издана книга «Человек с этого света». В том же году повесть «Деньги для Марии» была опубликована в иркутском альманахе «Ангара» (№ 4), а в 1968 году она вышла отдельной книгой в Москве в издательстве «Молодая гвардия».

В полную силу талант писателя раскрылся в повести «Последний срок» (1970), заявив о зрелости и самобытности автора.

Затем последовали: рассказ «Уроки французского» (1973), повести «Живи и помни» (1974) и «Прощание с Матёрой» (1976).

В 1981 году вышли новые рассказы: «Наташа», «Что передать вороне?», «Век живи - век люби».

Появление в 1985 году повести «Пожар», отличающейся остротой и современностью проблемы, вызвало большой интерес у читателя.

В последние годы писатель много времени и сил отдавал общественной и публицистической деятельности, не прерывая творчества. В 1995 году вышли в свет его рассказ «В ту же землю»; очерки «Вниз по Лене-реке». На протяжении 1990-х годов Распутин опубликовал ряд рассказов из «Цикла рассказов о Сене Позднякове»: Сеня едет (1994), Поминный день (1996), Вечером (1997).

В 2006 году вышло третье издание альбома очерков писателя «Сибирь, Сибирь…» (предыдущие издания 1991, 2000).

В 2010 году Союз писателей России выдвигал кандидатуру Распутина на присуждение Нобелевской премии по литературе.

В Иркутской области его произведения входят в региональную школьную программу по внеклассному чтению.

Повести

  • Деньги для Марии (1967)
  • Последний срок (1970)
  • Живи и помни (1974)
  • Прощание с Матёрой (1976)
  • Пожар (1985)
  • Дочь Ивана, мать Ивана (2003)

Рассказы и очерки

  • Я забыл спросить у Лёшки... (1965)
  • Край возле самого неба (1966)
  • Костровые новых городов (1966)
  • Уроки французского (1973)
  • Век живи – век люби (1982)
  • Сибирь, Сибирь (1991)
  • Эти двадцать убийственных лет (в соавторстве с Виктором Кожемяко) (2013)

Экранизации

  • 1969 - «Рудольфио», реж. Динара Асанова
  • 1969 - «Рудольфио», реж. Валентин Куклев (студенческая работа во ВГИК) Рудольфио (видео)
  • 1978 - «Уроки французского», реж. Евгений Ташков
  • 1980 - «Встреча», реж. Александр Итыгилов
  • 1980 - «Продаётся медвежья шкура», реж. Александр Итыгилов
  • 1981 - «Прощание», реж. Лариса Шепитько и Элем Климов
  • 1981 - «Василий и Василиса», реж. Ирина Поплавская
  • 1985 - «Деньги для Марии», реж. Владимир Андреев, Владимир Храмов
  • 2008 - «Живи и помни», реж. Александр Прошкин
  • 2017 - «Последний срок». Канал «Культура» экранизировал спектакль Иркутского драматического театра им. Охлопкова

Общественно-политическая деятельность

С началом «перестройки» Распутин включился в широкую общественно-политическую борьбу, занимал последовательную антилиберальную позицию, подписал, в частности, антиперестроечное письмо с осуждением журнала «Огонёк» («Правда», 18 января 1989), «Письмо писателей России» (1990), «Слово к народу» (июль 1991), обращение сорока трёх «Остановить реформы смерти» (2001). Крылатой формулой контрперестройки стала процитированная Распутиным в выступлении на I Съезде народных депутатов СССР фраза Столыпина: «Вам нужны великие потрясения. Нам нужна великая страна».2 марта 1990 года в газете «Литературная Россия» опубликовано «Письмо писателей России», адресованное Верховному Совету СССР, Верховному Совету РСФСР и ЦК КПСС, где, в частности, говорилось:

«В последние годы под знамёнами объявленной „демократизации“, строительства „правового государства“, под лозунгами борьбы с „фашизмом и расизмом“ в нашей стране разнуздались силы общественной дестабилизации, на передний край идеологической перестройки выдвинулись преемники откровенного расизма. Их прибежище - многомиллионные по тиражам периодические издания, теле- и радиоканалы, вещающие на всю страну.Происходит беспримерная во всей истории человечества массированная травля, шельмование и преследование представителей коренного населения страны, по существу объявляемого „вне закона“ с точки зрения того мифического „правового государства“, в котором, похоже, не будет места ни русскому, ни другим коренным народам России».

Был среди 74 литераторов, подписавших это обращение.

В 1989-1990 - народный депутат СССР.

Летом 1989 года на первом съезде народных депутатов СССР впервые высказал предложение о выходе России из СССР. Впоследствии утверждал, что в нём «имеющий уши услышал не призыв к России хлопнуть союзной дверью, а предостережение не делать с одури или сослепу, что одно и то же, из русского народа козла отпущения».

В 1990-1991 - член Президентского совета СССР при Горбачёве. Комментируя в позднейшей беседе этот эпизод его жизни, писатель считал работу в совете безрезультативной и сожалел о согласии в нём участвовать.

В декабре 1991 года был одним из тех, кто поддержал обращение к Президенту СССР и Верховному Совету СССР с предложением о созыве чрезвычайного Съезда народных депутатов СССР.

В 1996 году был одним из инициаторов открытия Православной женской гимназии во имя Рождества Пресвятой Богородицы в Иркутске.

В Иркутске содействовал изданию православно-патриотической газеты «Литературный Иркутск», входил в совет литературного журнала «Сибирь».

В 2007 году выступил в поддержку Геннадия Зюганова. Являлся сторонником КПРФ.

С почтением относился к исторической роли Сталина и к его восприятию в общественном сознании. С 26 июля 2010 года - член Патриаршего совета по культуре (Русская православная церковь)

30 июля 2012 высказался в поддержку уголовного преследования известной феминистской панк-группы Pussy Riot; вместе с Валерием Хатюшиным, Владимиром Крупиным, Константином Скворцовым опубликовал заявление под названием «Молчать не позволяет совесть». В нём он не только ратовал за уголовное преследование, но и весьма критически отозвался о письме деятелей культуры и искусства написанном в конце июня, назвав их соучастниками «грязного ритуального преступления».

6 марта 2014 года подписал обращение Союза писателей России к Федеральному собранию и Президенту России Путину, в котором выразил поддержку действиям России в отношении Крыма и Украины.

Семья

Отец - Григорий Никитич Распутин (1913-1974), мать - Нина Ивановна Распутина (1911-1995).

Супруга - Светлана Ивановна (1939-2012), дочь писателя Ивана Молчанова-Сибирского, родная сестра Евгении Ивановны Молчановой, супруги поэта Владимира Скифа.

Сын - Сергей Распутин (род. 1961), преподаватель английского языка.

Дочь - Мария Распутина (8 мая 1971 - 9 июля 2006), музыковед, органист, преподаватель Московской консерватории, погибла в авиакатастрофе 9 июля 2006 года в Иркутске, в память о ней в 2009 году советский русский композитор Роман Леденёв написал «Три драматических отрывка » и «Последний полёт », в память о дочери Валентин Распутин передал Иркутску эксклюзивный орга́н, сделанный много лет назад петербургским мастером Павлом Чилиным специально для Марии.

Библиография

  • Избранные произведения в 2-х томах. - М.: Молодая гвардия, 1984. - 150 000 экз.
  • Избранные произведения в 2-х томах. - М.: Художественная литература, 1990. - 100 000 экз.
  • Собрание сочинений в 3-х томах. - М.: Молодая гвардия - Вече-АСТ, 1994. - 50 000 экз.
  • Избранные произведения в 2-х томах. - М.: Современник, Братск: ОАО «Братсккомплексхолдинг»., 1997.
  • Собрание сочинений в 2-х томах (Подарочное издание). - Калининград.: Янтарный сказ, 2001. (Русский путь)
  • Собрание сочинений в 4 томах (комплект). - Издатель Сапронов, 2007. - 6000 экз.
  • Малое собрание сочинений. - М.: Азбука-Аттикус, Азбука, 2015. - 3000 экз. (Малое собрание сочинений)
  • Распутин В. Г. У нас остается Россия: Очерки, эссе, статьи, выступления, беседы / Сост. Т. И. Маршковой, предисл. В. Я. Курбатова / Отв. ред. О. А. Платонов. - М.: Институт русской цивилизации, 2015. - 1200 с.

Награды

Государственные награды:

  • Герой Социалистического Труда (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1987, орден Ленина и золотая медаль «Серп и Молот») - за большие заслуги в развитии советской литературы, плодотворную общественную деятельность и в связи с пятидесятилетием со дня рождения
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (8 марта 2008 года) - за большие заслуги в развитии отечественной литературы и многолетнюю творческую деятельность
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (28 октября 2002 года) - за большой вклад в развитие отечественной литературы
  • Орден Александра Невского (1 сентября 2011 года) - за особые личные заслуги перед Отечеством в развитии культуры и многолетнюю творческую деятельность
  • орден Ленина (16 ноября 1984 года) - за заслуги в развитии советской литературы и в связи с 50-летием образования Союза писателей СССР
  • орден Трудового Красного Знамени (1981),
  • орден «Знак Почёта» (1971),

Церемония вручения Большой литературной премии России за 2011 год.
1 декабря 2011 года

Премии:

  • Лауреат Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности 2012 года (2013)
  • Лауреат премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (2003),
  • Лауреат премии Правительства России за выдающиеся заслуги в области культуры (2010),
  • Лауреат Государственной премии СССР (1977, 1987),
  • Лауреат премии Иркутского комсомола им. Иосифа Уткина (1968),
  • Лауреат премии им. Л. Н. Толстого (1992),
  • Лауреат премии Фонда развития культуры и искусства при Комитете культуры Иркутской области (1994),
  • Лауреат премии им. Святителя Иннокентия Иркутского (1995),
  • Лауреат премии журнала «Сибирь» им. А. В. Зверева,
  • Лауреат премии Александра Солженицына (2000),
  • Лауреат Литературной премии им. Ф. М. Достоевского (2001),
  • Лауреат премии им. Александра Невского «России верные сыны» (2004),
  • Лауреат премии «Лучший зарубежный роман года. XXI век» (Китай, 2005),
  • Лауреат Всероссийской литературной премии имени Сергея Аксакова (2005),
  • Лауреат премии Международного фонда единства православных народов (2011),
  • Лауреат премии «Ясная поляна» (2012),

Почётный гражданин Иркутска (1986), Почётный гражданин Иркутской области (1998).

Память

  • 19 марта 2015 года имя Валентина Распутина было присвоено средней школе № 5 в Урюпинске (Волгоградская область).
  • Имя Валентина Распутина присвоено научной библиотеке ИГУ.
  • Журнал «Сибирь» № 357/2 (2015) полностью посвящён Валентину Распутину.
  • Имя Валентина Распутина будет присвоено средней школе в Усть-Уде (Иркутская область).
  • Имя Валентина Распутина будет присвоено школе в Братске.
  • В 2015 году имя Валентина Распутина было присвоено Байкальскому международному фестивалю научно-популярных и документальных фильмов «Человек и Природа».
  • 15 марта 2017 года в Иркутске был открыт музей Валентина Распутина.
Категории: Метки: