Биография Шопена и его творчество. Какие произведения написал Шопен? «Наследие романтизма в современной науке: Шуман, Шопен, Лист

Цитата сообщения Фредерик Шопен | Гений фортепианной музыки.("Шопен-Жажда любви" (2002г)Биографический фильм.)

Творчество Шопена - это огромный мир необыкновенной красоты. Слушая его забываешь о том, что слушаешь всего один инструмент - фортепиано. Перед тобой открываются безграничные просторы, распахиваются окна в неведомые дали, полные тайн и приключений. И очень хочется, чтобы этот новый, вновь открывшийся мир, не покидал тебя уже никогда.

(Анна Герман - Письмо Шопену)

Фредерик Шопен (польск. Fryderyk Chopin, род. деревня Желязова-Воля, близ Варшавы) — польский композитор и пианист-виртуоз. Автор многочисленных произведений для фортепиано. Крупнейший представитель польского музыкального искусства. По-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, опоэтизировал и драматизировал танцы - мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение. Обогатил гармонию и фортепианную фактуру; сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией.

Фридерик Шопен родился недалеко от Варшавы, столицы Польши, в местечке Желязова Воля.

Юстина Шопен (1782 - 1861), мать композитора. Никола Шопен (1771 - 1844), отец композитора

Мать Шопена была полька, отец - француз. Семья Шопена жила в имении графа Скарбека, где отец служил домашним учителем.

После рождения сына Николай Шопен получил место учителя в Варшавском лицее (среднем учебном заведении), и вся семья переехала в столицу. Маленький Шопен рос в окружении музыки. Его отец играл на скрипке и флейте, мать хорошо пела и немного играла на фортепиано. Ещё не умея говорить, ребёнок начинал громко плакать, как только слышал пение матери или игру отца. Родители полагали, что Фридерик не любит музыку, и это их сильно огорчало. Но скоро убедились, что это было совсем не так. К пяти годам мальчик уже уверенно исполнял несложные пьесы, разученные под руководством старшей сестры Людвики. Вскоре его педагогом стал известный в Варшаве чешский музыкант Войцех Живный.

Войцех Живный (1782 - 1861), первый педагог, учивший Фридерика Шопена игре на фортепиано

Чуткий и опытный воспитатель, он привил своему ученику любовь к музыке классиков и особенно к произведениям И.С. Баха. Клавирные прелюдии и фуги Баха впоследствии всегда лежали у композитора на рабочем столе. Первое выступление маленького пианиста состоялось в Варшаве, когда ему исполнилось семь лет. Концерт имел успех, и имя Шопена скоро узнала вся Варшава. В это же время было издано одно из первых его сочинений - полонез для фортепиано соль-минор. Исполнительский талант мальчика развивался настолько быстро, что к двенадцати годам Шопен не уступал лучшим польским пианистам. Живный отказался от занятий с юным виртуозом, заявив, что ничему больше не может научить его. Одновременно с занятиями музыкой мальчик получил хорошее общее образование. Уже в детстве Фридерик свободно владел французским и немецким языками, живо интересовался историей Польши, читал много художественной литературы. Тринадцати лет он поступил в лицей и через три года успешно его закончил. В годы учения проявились разносторонние способности будущего композитора.

Юноша хорошо рисовал, особенно ему удавались карикатуры. Его мимический талант был настолько ярким, что он мог бы стать театральным актером. Уже в юные годы Шопен отличался остротой ума, наблюдательностью и большой любознательностью. С детства у Шопена проявилась любовь к народной музыке. По рассказам его родителей, во время загородных прогулок с отцом или товарищами мальчик мог подолгу простаивать под окном какой-нибудь хаты, откуда доносились народные напевы. Бывая летом на каникулах в имениях своих товарищей по лицею, Фридерик и сам принимал участие в исполнении народных песен и плясок.

Певица Анджелика Каталани (1780 - 1849) подарившая Ф. Шопену золотые часы с надписью «Госпожа Каталани (Фридерику Шопену десяти лет) в Варшаве. 3. 1. 1820»

С годами народная музыка стала неотъемлемой частью его творчества, сроднилась с его существом. После окончания лицея Шопен поступил в Высшую школу музыки. Здесь его занятиями руководил опытный педагог и композитор Иосиф Эльснер. Эльснер очень скоро понял, что его ученик не просто талантлив, а гениален. Среди его заметок сохранилась краткая характеристика, данная им юному музыканту: «Изумительные способности. Музыкальный гений». К этому времени Шопен уже был признан лучшим пианистом Польши. Достиг зрелости и его талант композитора. Об этом свидетельствуют два концерта для фортепиано с оркестром, сочиненные в 1829-1830 годах. Эти концерты неизменно звучат и в наше время и являются любимыми произведениями пианистов всех стран. Тогда же Фридерик познакомился с юной певицей Констанцией Гладковской, учившейся в Варшавской консерватории. Гладковской суждено было стать первой любовью Фридерика. В письме своему другу Войцеховскому он писал:
«...у меня, быть может, к несчастью, есть уже свой идеал, которому я верно служу, не разговаривая с ним уже полгода, который мне снится, воспоминанием о котором стало адажио моего концерта, который вдохновил меня, чтобы написать сегодня утром этот вальсик, посылаемый тебе».

Констанция Гладковская (1810 - 1889) певица Национального театра в Варшаве. Миниатюра Анны Хамец, выполненная в 1969 году по рисунку Войцеха Герсона

Именно под впечатлением этого юношеского чувства любви Шопен сочинил одну из лучших песен «Желание» или «Если б я солнышком на небе сияла». В 1829 году молодой музыкант ненадолго ездил в Вену. Его концерты прошли с огромным успехом. Шопен, его друзья и родные поняли, что ему следует отправиться в длительное концертное турне. Шопен долго не мог решиться на этот шаг. Его мучили плохие предчувствия. Ему казалось, что он навсегда покидает родину. Наконец, осенью 1830 года Шопен выехал из Варшавы. Друзья подарили ему на прощание кубок, наполненный польской землей. Трогательно простился с ним его учитель Эльснер.

Иосиф Эльснер (1769-1854), учитель Фридерика Шопена по теории музыки и композиции

В предместье Варшавы, где проезжал Шопен, он вместе со своими учениками исполнил специально для этого случая написанное им хоровое произведение. Шопену было двадцать лет. Счастливая юношеская пора, полная поисков, надежд, успехов, закончилась. Предчувствия не обманули Шопена. Он расстался с родиной навсегда. Помня хороший приём, оказанный ему в Вене, Шопен решил начать там свои концерты. Но, несмотря на усиленные хлопоты, ему так и не удалось дать самостоятельный концерт, а издатели соглашались напечатать его произведения только бесплатно. Неожиданно с родины пришла тревожная весть. В Варшаве началось восстание против русского самодержавия, организованное польскими патриотами. Шопен решил прервать концертное турне и вернуться в Польшу. Он знал, что среди восставших - его друзья, может быть, и отец. Ведь в дни молодости Никола Шопен принимал участие в народном восстании под предводительством Тадеуша Костюшки. Но родные и друзья настойчиво советуют ему в письмах не приезжать. Близкие Шопену люди боятся, что преследования могут коснуться и его. Пусть лучше он останется свободным и служит родине своим искусством. С горечью композитор покорился и направился в Париж. В дороге Шопена настигло потрясшее его известие: восстание жестоко подавлено, его руководители брошены в тюрьмы, сосланы в Сибирь. С мыслями о трагических судьбах родины непосредственно был связан созданный ещё до приезда в Париж самый знаменитый этюд Шопена, получивший название «Революционный». В нём воплотился дух ноябрьского восстания, а также гнев и скорбь. Осенью 1831 года Шопен прибыл в Париж. Здесь он прожил до конца своей жизни. Но Франция не стала второй родиной композитора. И в своих привязанностях, и в своем творчестве Шопен оставался поляком. И даже своё сердце после смерти он завещал отвезти на родину. Шопен «завоевал» Париж сначала как пианист. Он сразу же поразил слушателей своеобразным и необычным исполнением.

Фридрих Калькбреннер (1788 - 1849). С литографии Г. Рихарди. Немецкий пианист, композитор и педагог. С 1824 г. жил в Париже, где считался самым выдающимся преподавателем фортепианной игры.

В то время Париж был наводнен музыкантами из самых различных стран. Наибольшей популярностью пользовались пианисты-виртуозы: Калькбреннер, Герц, Гиллер.

Фердинанд Гиллер (1811 - 1885) - немецкий пианист, композитор, дирижёр, муз. теоретик, историк музыки и критик; основатель Кёльнской консерватории. Был связан с Ф. Шопеном горячей дружбой (существует бронзовая медаль, на которой изображены Шопен и Гиллер)

Игра их отличалась техническим совершенством, блеском, ошеломлявшим публику. Вот почему первое же концертное выступление Шопена прозвучало таким резким контрастом. По воспоминаниям современников, исполнение его было удивительно одухотворённым и поэтичным. О первом концерте Шопена сохранилось воспоминание прославленного венгерского музыканта Ференца Листа, также начавшего в то время свой блестящий путь пианиста и композитора: «Нам вспоминается его первое выступление в зале Плейеля, когда аплодисменты, возраставшие с удвоенной силой, казалось, никак не могли достаточно выразить наш энтузиазм перед лицом таланта, который, наряду со счастливыми новшествами в области своего искусства, открыл собою новую фазу в развитии поэтического чувства».

Ф. Лист (1811-1886)

Шопен покорил Париж, как когда-то покорили Вену Моцарт, Бетховен. Подобно Листу, он был признан лучшим пианистом мира. На концертах Шопен большей частью исполнял свои собственные сочинения: концерты для фортепиано с оркестром, концертные рондо, мазурки, этюды, ноктюрны, Вариации на тему из оперы Моцарта «Дон Жуан». Именно об этих вариациях писал выдающийся немецкий композитор и критик Роберт Шуман: «Шапки долой, господа, перед вами гений».

Музыка Шопена, как и его концертные выступления, вызывала всеобщее восхищение. Выжидали только музыкальные издатели. Они публиковали произведения Шопена, но, как и в Вене, бесплатно. Поэтому первые издания не принесли Шопену дохода. Он вынужден был давать уроки музыки по пять - семь часов ежедневно. Эта работа обеспечивала его, но отнимала слишком много времени и сил. И даже впоследствии, будучи композитором, с мировым именем, Шопен не мог позволить себе прекратить эти так сильно изнурявшие его занятия с учениками. Вместе с ростом популярности Шопена как пианиста и композитора расширяется круг его знакомых.

Ф. Шопен среди известных пианистов его времени (1835). Слева направо: стоят - Т. Деллер, Я. Розенгейн, Ф. Шопен, А. Дрейшок, С. Тальберг; сидят - Э. Вольф, А. Гензельт, Ф. Лист.

В числе его друзей - Лист, выдающийся французский композитор Берлиоз, французский художник Делакруа, немецкий поэт Гейне. Но как бы интересны ни были новые друзья, предпочтение он отдавал всегда своим соотечественникам. Ради гостя из Польши он изменял строгий порядок своего рабочего дня, показывая ему достопримечательности Парижа. Часами мог он слушать рассказы о родине, о жизни родных и друзей.

С юношеской ненасытностью наслаждался народными польскими песнями, а на понравившиеся стихи нередко писал музыку. Очень часто эти стихотворения, превращенные в песни, попадали обратно в Польшу, становились достоянием народа. Если же приходил близкий друг, польский поэт Адам Мицкевич, Шопен сразу садился за фортепиано и играл для него часами. Вынужденный, как и Шопен, жить вдали от родины, Мицкевич тоже тосковал по ней. И только музыка Шопена немного ослабляла боль этой разлуки, переносила его туда, далеко, в родную Польшу. Именно благодаря Мицкевичу, исступленному драматизму его «Конрада Валленрода», родилась Первая баллада. И Вторая баллада Шопена связана с образами поэзии Мицкевича. Встречи с польскими друзьями были особенно дороги композитору и потому, что своей семьи у Шопена не было.

Его надежда жениться на Марии Водзиньской, дочери одного из богатых польских вельмож, не осуществилась. Родители Марии не пожелали видеть свою дочь замужем за музыкантом, хотя бы и всемирно известным, но добывающим средства для жизни трудом. На многие годы он связал свою жизнь со знаменитой французской писательницей Авророй Дюдеван, выступавшей в печати под псевдонимом Жорж Санд.

Судя по «музыкальным портретам» Констанции Гладковской и Марии Водзиньской, Шопен превыше всего ценил в них созданное его воображением обаяние чистоты. В Жорж Санд можно было найти все что угодно, только не это. К тому времени она пользовалась скандальной репутацией. Шопен не мог не знать этого. Но Лист и его подруга Мари д"Агу высоко ценили литературное дарование Жорж Санд и именно об этом беседовали с Шопеном и Мицкевичем, подчёркивая, что они ценят её прежде всего как писательницу. Они же способствовали появлению Жорж Санд на музыкальных вечерах у Шопена.

Жорж Санд

Нужно сказать, что об истории отношений Шопена с Жорж Санд не так много достоверной информации. Далеко не все согласны с самой Жорж Санд, изображавшей ангела-хранителя Шопена перед его друзьями и описывавшей им свое «самопожертвование» и «материнские заботы» о композиторе. Лист в книге, изданной ещё при жизни Жорж Санд, весьма недвусмысленно обвинил её в том, что именно она была причиной его безвременной смерти. Войцех Гжимала, один из ближайших друзей Шопена, также считал, что Жорж Санд, «которая отравила все его существование», была виновницей его гибели. «Ядовитым растением» называл её Вильгельм Ленц, ученик Шопена, до глубины души возмущавшийся тем, как нагло, высокомерно и пренебрежительно обращалась Жорж Санд с Шопеном даже в присутствии посторонних. С годами Шопен давал концерты все реже, ограничиваясь исполнением в узком кругу друзей.

Он отдался всецело творчеству. Появились его сонаты, скерцо, баллады, экспромты, новая серия этюдов, поэтичнейшие ноктюрны, прелюдии и по-прежнему любимые мазурки и полонезы. Наряду со светлыми лирическими пьесами всё чаще из-под его пера выходили произведения, полные драматической глубины, а нередко и трагизма. Такова Вторая соната, с похоронным маршем, принадлежащая к числу высших достижений композитора, всей польской музыки и романтического искусства в целом. Юзеф Хоминьский, характеризуя первые две части сонаты, говорил: «После героической борьбы похоронный марш является уже, очевидно, последним актом драмы». Шопен рассматривал похоронный марш как эмоциональный итог, драматически завершающий развитие образов. Мы вправе назвать эту драму, образы которой развертываются в сонате Шопена, национальной трагедией. Похоронный марш Шопена признан наиболее выдающимся произведением данного жанра. Этот марш занял особое, исключительное место не только в музыкальной литературе, но и в жизни человечества, ибо трудно найти более возвышенного, более прекрасного и более трагического воплощения чувства скорби. Жизнь Шопена в Париже сложилась если и не счастливо, то благоприятно для творчества. Талант его достиг вершины.

Издание произведений Шопена уже не встречает препятствий, брать у него уроки считается большой честью, а услышать его игру - редким счастьем, доступным немногим избранным. Последние годы жизни композитора были печальны. Умер его друг Ян Матушиньский, вслед за ним - горячо любимый отец. Ссора и разрыв с Жорж Санд сделали его совсем одиноким. Шопен так и не смог оправиться от этих жестоких ударов. Обострилась болезнь легких, которой Шопен страдал с юных лет. Последние два года композитор почти ничего не писал. Средства его иссякли. Чтобы поправить свое тяжёлое материальное положение, Шопен предпринял поездку в Лондон по приглашению английских друзей. Собрав последние силы, больной, он дает там концерты, уроки. Восторженный прием вначале радует его, вселяет бодрость. Но сырой климат Англии быстро оказал свое губительное действие. Беспокойная жизнь, полная светских, часто пустых и бессодержательных развлечений, начала утомлять его. Письма Шопена из Лондона отражают его мрачное настроение, а нередко и страдание:
«Я же ни беспокоиться, ни радоваться уже не в состоянии - совсем перестал что-либо чувствовать - только прозябаю и жду, чтобы это поскорее кончилось».

Свой последний концерт в Лондоне, оказавшийся последним в его жизни, Шопен дал в пользу польских эмигрантов. По совету врачей он спешно возвратился в Париж. Последним произведением композитора была мазурка фа-минор, которую он уже не мог сыграть, записал лишь на бумаге. По его просьбе из Польши приехала его старшая сестра Людвика, на руках которой он умер.

Фредерик Франсуа Шопен - великий польский пианист и композитор. Он родился в маленьком местечке Желязова Воля 1 марта 1810 года. Родители постарались дать талантливому ребенку хорошее музыкальное образование. Шестилетний Фредерик начинает заниматься музыкой с преподавателем Войцехом Живным. Ярко выраженные способности к игре на фортепиано и написанию музыки сделали из мальчика любимца великосветских салонов Варшавы.

Проба пера - полонез B-dur (1817)

Узнав о том, что юный Фредерик сочинил полонез, князь Радзивилл посодействовал тому, чтобы сочинение напечатали в газете. Под нотами была заметка о том, что композитору всего семь лет. Детские произведения Шопена, список которых начался с полонеза, находились под сильным влиянием популярных в это время польских композиторов - Михаила Огинского (Michała Kleofasa Ogińskiego) и Марии Шимановской (Marii Szymanowskiej).

За свою творческую жизнь Ф. Шопен сочинил 16 полонезов. Но только семь из них он признавал достойными публичного исполнения. Девять произведений, которые были созданы в ранний период, при жизни композитора не публиковались. Первые три полонеза, написанные в период 1817-1821 гг., стали отправной точкой становления композиторского дарования юного музыканта.

Почти все полонезы Ф. Шопена были сольными фортепианными произведениями. Но встречались исключения. В «Большом Полонезе Es-dur» фортепиано сопровождал оркестр. Для фортепиано и виолончели композитор сочинил «Полонез c-dur».

Новый преподаватель

В 1822 году Войцех Живный вынужден был признать, что как музыкант он больше ничего не может дать юному Шопену. Ученик превзошел своего учителя, и растроганный преподаватель попрощался с талантливым ребенком. Принимая участие в его судьбе, Живный написал знаменитому варшавскому композитору и педагогу Йозефу Эльснеру. В жизни Шопена начался новый период.

Первая мазурка

Лето 1824 года Фредерик провел в местечке Шафарня, где располагалось имение семьи его школьного товарища. Здесь он впервые соприкоснулся с народным музыкальным творчеством. Мазовецкий и еврейский фольклор глубоко проник в душу начинающего музыканта. Навеянные им впечатления нашли свое отражение в Мазурке a-moll. Она получила известность под названием «Еврейская».

Мазурки, как и другие произведения Шопена, список которых постоянно увеличивался, соединяли в себе различные музыкальные течения. Тональность и форма мелодии гармонично вытекают из интонации народного пения (мазурка в национальной польской традиции была танцем, сопровождаемым пением). В них сочетаются элементы деревенского фольклора и городской салонной музыки. Еще одна особенность мазурок Шопена - сочетание различных танцев и оригинальная обработка народных мелодий. Цикл мазурок имеет свойственные фольклорному творчеству интонации и объединяет характерные для народной музыки элементы с авторским способом построения музыкальной фразы.

Мазурки - многочисленные и самые известные произведения Шопена. Список их пополнялся на протяжении всей творческой карьеры композитора. Всего за период с 1825 по 1849 год Шопен создал 58 мазурок. Его творческое наследие породило интерес, который композиторы стали проявлять к этому танцу. Многие польские сочинители пробовали работать в этом жанре, но так и не смогли полностью освободиться от очарования музыки Шопена.

Становление артиста

В 1829 году началась концертная деятельность Фредерика Шопена. Он с успехом гастролирует в Кракове и Вене.

Музыкальная Австрия была покорена молодым польским виртуозом. В 1830 году Шопен покидает родину и переезжает во Францию.

Первый концерт в Париже сделал Шопена знаменитым. Музыканту было всего 22 года. Он редко выступал в концертных залах. Зато был частым гостем светских салонов французской аристократии и польской диаспоры Франции. Это позволило молодому польскому пианисту приобрести множество знатных и богатых поклонников среди французской аристократии. Популярность польского пианиста возрастала. Вскоре в Париже все знали это имя - Фредерик Шопен. Произведения, список и порядок исполнения которых был неизвестен заранее даже самому исполнителю - Шопен очень любил экспромты - вызывали бурю оваций у потрясенной публики.

1830 год: фортепианные концерты

В 1830 году композитор заканчивает сочинение «Концерта f-moll». 21 марта состоялось его премьерное исполнение в Национальном театре в Варшаве. Спустя несколько месяцев произошло публичное исполнение еще одного произведения, концерта e-moll.

Фортепианные концерты Шопена - это трогательная романтика. Они имеют одинаковую трехчастную форму. Первая часть - это соната с двойной экспозицией. Сначала звучит оркестр, а после него сольную роль принимает партия рояля. Вторая часть в виде ноктюрна - трогательного и меланхоличного. Заключительные части двух концертов - это рондо. В них отчетливо слышатся мелодии мазурки, куявяка и краковяка - популярных Последний танец очень нравился Шопену, который часто использовал его в своих сочинениях.

Многие знаменитые музыканты обращались к его творчеству и исполняли произведения Шопена. Список - названия фортепианных концертов и других произведений - это признак высочайшего исполнительского профессионализма и хорошего музыкального вкуса.

1835 год. Первое исполнение Andante spianato

Написать концертное произведение с интродукцией (вступлением) Фредерик Шопен задумал давно. Он начал работу с сочинения «Полонеза», оставив на более позднее время написание вступления. В письмах композитор писал, что сам «Полонез» был создан на рубеже 1830-1831 гг. И лишь спустя пять лет была написана интродукция, и сочинение приобрело законченный вид.

Andante spianato написано для фортепиано в тональности g-dur и размере 6/8. Ноктюрновый характер интродукции оттеняет собой начало «Полонеза», в котором звучит героический мотив. Во время сольных выступлений Шопен часто включал Andante spianato как отдельное концертное произведение.

26 апреля в Варшавской Консерватории Шопен исполняет «Andante spianato и Большой Полонез Es-dur». Первое исполнение с оркестром происходило при аншлаге и имело грандиозный успех. Произведение было издано в 1836 году и посвящалось баронессе Д’Эсте. Копилка шедевров, в которой хранились известные произведения Шопена, список которых уже насчитывал более 150 сочинений, пополнилась еще одним бессмертным творением.

Три сонаты (1827-1844)

Сонатный цикл Фредерика Шопена сложился из произведений, написанных в различные периоды творчества. «Соната c-moll» создана в 1827-1828 годах. Сам Шопен называл ее «грехом молодости». Как и многие другие ранние произведения, она была опубликована после его смерти. Первое издание датировано 1851 г.

«Соната b-moll» — образец монументально драматичного, но в то же время лирического произведения. Шопена, список композиций которого уже был значительным, увлекла сложная музыкальная форма. Сначала появился на свет «Траурный марш». Его рукопись датирована 28 ноября 1837 года. Полностью соната была написана к 1839 году. Отдельные ее части относятся к музыке, характерной для эпохи романтизма. Первая часть - это баллада, а заключительная имеет характер этюда. Однако именно «Траурный марш», трагический и глубокий, стал кульминацией всего произведения. В 1844 году было написано еще одно произведение в сонатной форме, «Соната h-moll».

Последние годы

В 1837 году Шопен перенес первый приступ туберкулеза. Болезнь преследовала его все оставшиеся годы. Путешествие на Мальорку, которое он совершил вместе с не принесло облегчения. Но это был плодотворный творческий период. Именно на Мальорке Шопен написал цикл из 24 прелюдий. Возвращение в Париж и разрыв с Ж. Санд губительно сказались на ослабленном здоровье композитора.

1848 год - путешествие в Лондон. Это была последняя гастрольная поездка. Напряженная работа и сырой британский климат окончательно подорвали здоровье великого музыканта.

В октябре 1849 года в возрасте 39 лет Фредерик Франсуа Шопен скончался. На похороны в Париж приехали сотни почитателей его таланта. Согласно последней воле Шопена, сердце великого музыканта было доставлено в Польшу. Его замуровали в колонне костела Святого Креста в Варшаве.

Произведения Ф. Шопена, список которых составляет более 200 сочинений, и в наши дни часто звучит в концертных программах многих прославленных пианистов. Телевидение и радиостанции всего мира имеют в своих репертуарных листах произведения Шопена. Список - на русском или любом другом языке - есть в свободном доступе.

Кафедра истории зарубежной музыки
Кафедра истории и теории исполнительского искусства
Научно-исследовательский центр методологии исторического музыкознания Московской консерватории

Научная конференция
«Наследие романтизма в современной науке:
Шуман, Шопен, Лист»

Программа конференции

  • 1 декабря, четверг

12.30 - 14.00
Открытие конференции

Лекция проф. Ээро Тарасти (Хельсинкский университет)
Фантазия До мажор (ор.17) Роберта Шумана в свете экзистенциальной семиотики

14.00 -15.00 Перерыв

15.00
Сергей Владимирович Грохотов (Московская консерватория)
Фридерик Шопен и культура бидермейера. К постановке проблемы

Константин Владимирович Зенкин (Московская консерватория)
О подвижности структур в произведениях Листа. От романтической формы-процесса к «открытой» форме

16. 00
Екатерина Михайловна Царева (Московская консерватория)
Шуман и Лист о Шопене

Владимир Петрович Чинаев (Московская консерватория)
Автор — соавтор — интерпретатор. Парадокс романтического нотного текста

17. 00
Круглый стол

  • 2 декабря, пятница

15. 00
Константин Анатольевич Жабинский (Ростовская консерватория)
Музыкальные диалоги Шопена и Шумана (посвящения и рефлексии)

Ольга Павловна Сайгушкина (Санкт-Петербургская консерватория)
Каприччи Паганини в транскрипциях Шумана и Листа

16. 00
Александр Михайлович Меркулов (Московская консерватория)
Фортепианные обработки музыки Шумана: история и современность

Ольга Владимировна Лосева (Московская консерватория)
Русские против Шумана, или «Как не должно оркестровать»

17. 00
Ирина Арнольдовна Скворцова (Московская консерватория)
Шопен. Лядов. Скрябин. Сквозь призму жанра мазурки

Круглый стол

  • 3 декабря, суббота

12. 00
Людмила Михайловна Кокорева (Московская консерватория)
«Я весь вышел из Четвертой баллады Шопена» (Дебюсси)

Екатерина Владимировна Иванова (Московская консерватория)
Две редакции Ф. Листа «Фантазии и фуги на тему BACH»

13. 00
Дмитрий Анатольевич Шумилин (Российский институт истории искусств, Санкт-Петербург)
Ученица Ф. Шопена М. А. Гардер

Елена Марковна Шабшаевич (Московская консерватория)
Московская гастроль Листа

Александр Владимирович Наумов (Московская консерватория)
Между тайной недоброжелательностью и явным отрицанием. Музыка Ф. Шопена и Ф. Листа в спектакле Вс. Мейерхольда «Учитель Бубус»

Круглый стол

Конференция проводится при поддержке компании BP

Заявки с формулировкой темы и тезисы объемом от 4500 до 5000 знаков принимаются до 1 октября 2011 по адресу

Убедительная просьба:

  • присылать заявки только в случае возможности Вашего участия в большей части заседаний конференции;
  • вместе с формулировкой темы указать одну из перечисленных ниже тематических рубрик.

Тематика конференции (все формулировки предполагают освещение творчества и деятельности Шумана, Шопена или Листа).

  • Индивидуальный композиторский стиль и стиль эпохи
  • Композитор-романтик в контексте искусств
  • Национальное как проблема музыкального искусства
  • Специфика романтической программности
  • Феномены раннего или позднего творчества композитора.
  • Композитор-романтик и религиозная вера
  • Композитор — человек и художник
  • Вопросы интерпретации и редактирования
  • Композитор и традиции романтического пианизма
  • Специфика романтического нотного текста и его исполнительское толкование
  • Нотный автограф и его редакции
  • Композитор в музыкальном искусстве 20-21 веков
  • Композитор в современных научных концепциях

В начале ноября Оргкомитет примет решение о составе участников и сформирует программу конференции.
Проезд участников конференции осуществляется на средства направляющих организаций.
Вопрос о предоставлении бесплатной гостиницы будет решаться Оргкомитетом.

От Оргкомитета,
К.В.Зенкин

Таинственный, дьяволический, женственный, мужественный, непонятный, всем понятный трагический Шопен.
С. Рихтер

По словам А. Рубинштейна, «Шопен - это бард, рапсод, дух, душа фортепиано». С фортепиано связано самое неповторимое в шопеновской музыхе: ее трепетность, утонченность, «пение» всей фактуры и гармонии, обволакивающей мелодию переливающейся воздушной «дымкой». Вся многокрасочность романтического мироощущения, все то, что обычно требовало для своего воплощения монументальных композиций (симфоний или опер), у великого польского композитора и пианиста выразилось в фортепианной музыке (произведений с участием других инструментов, человеческого голоса или оркестра у Шопена совсем немного). Контрасты и даже полярные противоположности романтизма у Шопена претворились в высшую гармонию: пламенное воодушевление, повышенная эмоциональная «температура» - и строгая логика развития, интимная доверительность лирики - и концепционность симфонических масштабов, артистизм, доведенный до аристократической изысканности, и рядом - первозданная чистота «народных картинок». Вообще своеобразие польского фольклора (его ладов, мелодий, ритмов) пропитало собой всю музыку Шопена, ставшего музыкальным классиком Польши.

Шопен родился неподалеку от Варшавы, в Желязовой Воле, где его отец, выходец из Франции, работал домашним учителем в графской семье. Вскоре после рождения Фридерика семья Шопенов переезжает в Варшаву. Феноменальная музыкальная одаренность проявляется уже в раннем детстве, в 6 лет мальчик сочиняет первое произведение (полонез), а в 7 впервые выступает как пианист. Общее образование Шопен получает в Лицее, он также берет уроки фортепианной игры у В. Живного. Формирование музыканта-профессионала завершается в Варшавской консерватории (1826-29) под руководством Ю. Эльснера. Одаренность Шопена проявлялась не только в музыке: с детских лет он сочинял стихи, играл в домашних спектаклях, замечательно рисовал. На всю жизнь Шопен сохранил дар карикатуриста: он мог так нарисовать или даже изобразить кого-нибудь мимикой лица, что все безошибочно узнавали этого человека.

Художественная жизнь Варшавы давала множество впечатлений начинающему музыканту. Итальянская и польская национальная опера, гастроли крупнейших артистов (Н. Паганини, И. Гуммеля) вдохновляли Шопена, открывали перед ним новые горизонты. Часто во время летних каникул Фридерик бывал в загородных имениях у своих друзей, где не только слушал игру деревенских музыкантов, но иногда и сам играл на каком-нибудь инструменте. Первые композиторские опыты Шопена - опоэтизированные танцы польского быта (полонез , мазурка), вальсы , а также ноктюрны - миниатюры лирико-созерцательного характера. Обращается он и к жанрам, составлявшим основу репертуара тогдашних пианистов-виртуозов - концертным вариациям, фантазиям, рондо. Материалом для таких произведений служили, как правило, темы из популярных опер или народные польские мелодии. встретили горячий отклик Р. Шумана, написавшего о них восторженную статью. Шуману принадлежат и следующие слова: «...Если в наше время родится гений, подобный Моцарту, он станет писать концерты скорее шопеновские, чем моцартовские». 2 концерта (особенно ми-минорный) стали высшим достижением раннего творчества Шопена, отразили все грани художественного мира двадцатилетнего композитора. Элегическая лирика, родственная и русскому романсу тех лет, оттеняется блеском виртуозности и по-весеннему светлыми народно-жанровыми темами. Моцартовски совершенные формы проникаются духом романтизма.

Во время гастрольной поездки в Вену и по городам Германии Шопена настигла весть о поражении польского восстания (1830-31 гг.). Трагедия Польши стала сильнейшей личной трагедией, соединилась с невозможностью возвращения на родину (Шопен был другом некоторых участников освободительного движения). Как отметил Б. Асафьев, «коллизии, волновавшие его, сосредоточились на различного рода стадиях любовных томлений и на ярчайшем взрыве отчаяния в связи с гибелью отечества». Отныне в его музыку проникает подлинный драматизм (Баллада соль минор , Скерцо си минор , до-минорный Этюд , часто называемый «Революционным»). Шуман пишет, что «...Шопен, ввел бетховенский дух в концертный зал». Баллада и скерцо - жанры, новые для фортепианной музыки. Балладами назывались развернутые романсы повествовательно-драматического характера; у Шопена это крупные произведения поэмного типа (написанные под впечатлением от баллад А. Мицкевича и польских дум). Переосмысливается и скерцо (обычно бывшее частью цикла) - теперь оно стало существовать как самостоятельный жанр (совсем не шуточного, а чаще - стихийно-демонического содержания).

Последующая жизнь Шопена связана с Парижем, куда он попадает в 1831 г. В этом кипучем центре художественной жизни Шопен встречается с людьми искусства из разных стран Европы: композиторами Г. Берлиозом, Ф. Листом, Н. Паганини, В. Беллини, Дж. Мейербером, пианистом Ф. Калькбреннером, литераторами Г. Гейне, А. Мицкевичем, Жорж Санд, художником Э. Делакруа, написавшим портрет композитора. Париж 30-х гг. XIX века - один из очагов нового, романтического искусства, утверждавшегося в борьбе с академизмом. По словам Листа, «Шопен открыто становился в ряды романтиков, написав все-таки на своем знамени имя Моцарта». Действительно, как бы далеко ни ушел Шопен в своем новаторстве (его не всегда понимали даже Шуман и Лист!), его творчество носило характер органичного развития традиции, ее как бы волшебного преображения. Кумирами польского романтика были Моцарт и в особенности И. С. Бах. К современной ему музыке Шопен относился в целом неодобрительно. Вероятно, здесь сказался его классически-строгий, рафинированный вкус, не допускавший никаких резкостей, грубостей и крайностей выражения. При всей светской общительности и дружелюбии он был сдержан и не любил открывать свой внутренний мир. Так, о музыке, о содержании своих произведений он говорил редко и скупо, чаще всего маскируясь какой-нибудь шуткой.

В созданных в первые годы парижской жизни этюдах Шопен дает свое понимание виртуозности (в противоположность искусству модных пианистов) - как средства, служащего выражению художественного содержания и неотрывного от него. Сам Шопен, однако, мало выступал в концертах, предпочитая большому залу камерную, более уютную обстановку светского салона. Доходов от концертов и нотных изданий недоставало, и Шопен вынужден был давать уроки фортепианной игры. В конце 30-х гг. Шопен завершает цикл прелюдий , ставших настоящей энциклопедией романтизма, отразивших основные коллизии романтического мироощущения. В прелюдиях - самых миниатюрных пьесах - достигается особая «плотность», концентрированность выражения. И снова мы видим пример нового отношения к жанру. В старинной музыке прелюдия всегда являлась вступлением к какому-то произведению. У Шопена это самоценная пьеса, сохраняющая в то же время некоторую недосказанность афоризма и «импровизационную» свободу, что так созвучно романтическому мироощущению. Цикл прелюдий был окончен на острове Майорка, куда для поправления здоровья Шопен предпринял поездку совместно с Жорж Санд (1838). Кроме этого, из Парижа Шопен выезжал в Германию (1834-1836), где встречался с Мендельсоном и Шуманом, а в Карлсбаде увиделся с родителями, и в Англию (1837).

для фортепиано:

На правах рукописи

МОРДАСОВА ЕКАТЕРИНА ИВАНОВНА

Творческое наследие Ф.Шопена

в теории и практике преподавания музыки

13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (музыка)

Диссертации на соискание ученой степени

Кандидата педагогических наук

Москва - 2011

Работа выполнена в Тамбовском государственном

Музыкально-педагогическом институте им.С.В.Рахманинова

На кафедре музыкальной педагогики

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Сухова Лариса Георгиевна

^ Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Мариупольская Татьяна Геннадьевна

Доктор педагогических наук, профессор

^ Хазанов Павел Абрамович

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Московский городской

педагогический университет»

Защита состоится «09» ноября 2011 г. в 12.30 часов на заседании диссертационного совета Д 212.136.06 при Московском государственном гуманитарном университете им. М.А.Шолохова по адресу: 109240, г. Москва, ул. Верхняя Радищевская, д.16-18.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова по адресу: 109240, г. Москва, ул. Верхняя Радищевская, д.16-18.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат педагогических наук,

Доцент Н.Р.Геворгян

^ 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Для российской музыкально-педагогической практики в настоящий момент характерна ярко выраженная ориентация на развитие исполнительской технологии, понимаемой как моторно-двигательный потенциал учащегося. Приоритет совершенствования игровых навыков как необходимого компонента обучения исполнителя имеет несомненную практическую ценность, однако, с другой стороны, способствует формированию узкоспециальных профессиональных навыков, не обеспечивая при этом разностороннего и гармоничного развития учащегося. Особенную значимость данное противоречие приобретает в процессе формирования понимания музыкального стиля у учащихся исполнительских классов. Понимание как активная включенность всех личностных структур ученика в образовательный процесс требует вовлечения в постижение музыкального стиля не только двигательно-моторной, но и эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер личности учащихся. Отсюда – необходимость поиска и применения в музыкально-исполнительском учебном процессе приемов и методов, способствующих такому вовлечению и, в конечном итоге, разностороннему, сбалансированному развитию личности учащегося.

В целях разрешения данной проблемы при формировании и развитии понимания музыкальных стилей у учащихся исполнительских классов представляется целесообразным обратиться к творческой деятельности крупнейших музыкантов, повлиявших на формирование стилевого облика современной им эпохи. Среди них особое место занимает фигура Фридерика Шопена, творческое наследие которого включает в себя результаты его деятельности как композитора, исполнителя и педагога. Через изучение творческого наследия Ф.Шопена как комплекса композиторского, исполнительского и педагогического аспектов его деятельности представляется возможным максимально наглядно для учащихся рассмотреть фортепианную технологию композитора как результат реализации особенностей его музыкального мышления, а также раскрыть основные закономерности, при­сущие музыке композиторов-романтиков в целом, достигая, таким образом, углубленного понимания романтического стиля. Сказанным определяется актуальность темы настоящей работы.

Цель данного исследования - выявление и обоснование дидактической ценности творческого наследия Ф.Шопена в теории и практике обучения музыке при изучении романтиче­ского фортепианного стиля в исполнительских классах вузов.

Объектом исследования выступает учебный процесс в музыкально-исполнительских клас­сах педагогических вузов.

Предмет исследования - творческое наследие Ф.Шопена, понимаемое как комплекс композиторского, исполнительского и педагогического аспектов его деятельности, используемый при изучении произведений романтического стиля в исполнительских классах в целях формирования у студентов его углубленного понимания.

^ Гипотеза исследования:

В рамках настоящей работы выдвинуто предположение о том, что дидактическая ценность творческого наследия Ф.Шопена как комплекса композиторского, исполнительского и педагогического аспектов его деятельности, применяемого при изучении романтического стиля в исполнительских классах вузов, может быть раскрыта в следующих позициях:

Становится возможным качественно новый уровень постижения студентами фортепианного стиля Шопена благодаря усвоению специфики творческого мышления музыканта через раскрытие развитых взаимозависимостей между различными сторонами его творчества;

Достигается развитие у учащихся представлений о романтизме как музыкальном стиле эпохи через изучение его атрибутивных черт, воплощенных в шопеновском творчестве, а также о влиянии наследия Шопена на деятельность музыкантов разных стран в последующие эпохи;

Происходит активизация творческого мышления учащихся посредством создания ими нескольких стилистически грамотных вариантов интерпретации изучаемого произведения, основанных на имманентном творчеству Шопена принципе варьирования;

Восполняются негативные последствия обучения, ориентированного на развитие двигательно-моторного компонента, благодаря разностороннему и гармоничному развитию учащегося в процессе формирования углубленного понимания романтического стиля в музыке.

В соответствии с це­лью и гипотезой исследования был сформулирован ряд задач:

Проанализировать современное состояния проблемы изучения произведений ро­мантического стиля в теории и практике обучения игре на фортепиано;

Рассмотреть творческое наследие Ф.Шопена как художественно-стилевой феномен романтической музыкальной эпохи, в котором атрибутивные черты романтического стиля выражены через индивидуальную творческую манеру в композиторской, исполнительской и педагогической деятельности;

Выявить взаимосвязи между композиторским и исполнительским творчеством Ф.Шопена и поло­жениями его педагогической системы;

Разработать методику комплексного использования творческого наследия Ф.Шопена в рамках освоения романтического стиля в музыке и экспериментально проверить эффективность разработанной методики.

^ Методы исследования включают в себя:

Изучение и анализ научных источников по дидактике, педагогической психологии, теории музыки, теории и ме­тодики обучения музыкальному исполнительству;

Обобщение передового музыкально-исполнительского и музыкально-педагогического опыта;

Комплексный анализ творческого наследия Ф.Шопена (композитора, ис­полнителя, педагога); выявление внутренних взаимосвязей, обу­словленных логикой его художественно-образного мышления;

Обобщение и систематизация личного исполнительского и педагогического опыта авто­ра диссертации;

Методы эмпирического уровня - педагогические наблюдения, собеседо­вания, анкетирование, интервьюирование, обучающий эксперимент.

^ Методологическую основу исследования составляют:

Общедидактические принципы, обусловливающие цели, задачи и содер­жание обучения (Э.Б.Абдуллин, Ю.К.Бабанский, И.Я.Лернер, Б.Т.Лихачев, М.Н.Скаткин и др.);

Базовые положения теории и методики обучения игре на фортепиано, содержащиеся в работах А.Д.Алексеева, Л.А. Баренбойма, Н.И.Го­лубовской, Г.М.Когана, А.В.Малинковской, Г.Г.Нейгауза, С.Е.Фейнберга, Г.М.Цыпина и др.

Исследования проблем музыкального стиля (М.К.Михайлов, Е.В.Назайкинский, С.С.Скреб­ков и др.), работы, освещающие стиль эпохи романтизма, его харак­терные особенности, систему его стилевых признаков (В.Ванслов, А.И.Демченко, М.С.Друскин, Д.В.Житомирский, К.В.Зенкин, В.Д.Конен, Ю.Н.Хохлов и др.), труды, посвященные исполнительскому стилю (А.А. Кандинский-Рыбников, А.И. Николаева, Д.А.Рабинович и др.);

Монографические исследования жизни и творческого наследия Ф.Шопена, особенностей его стиля и его педагогической системы (Ф.Лист, Ф.Никс, И.С.Бэлза, Ю.А.Кремлев, Л.А.Мазель, А.Корто, Я.И.Миль­штейн, В.А.Николаев и др.).

^ Достоверность исследования обеспечена опорой на фундаментальные науч­ные труды в области педагогики, психологии, музыкознания, использованием масштабных исследований творчества Ф.Шопена; применением комплекса ме­тодов теоретического и эмпирического уровня, соответствующих объекту и предмету исследования, его целям и задачам; оптимальным соотношением теоретического и опытно-экспериментального аспектов исследования; проверкой основных положений и методов исследования в процессе педагогических наблюдений, анкетирования и применения других методов эмпирического уровня.

^ Научная новизна настоящего исследования заключается в следующем:

Творческое наследие Шопена исследовано как необходимый компонент профессионального обучения пианиста на основе анализа места и роли творчества Шопена в общей эволюции романтического искусства, а также влияния шопеновской эстетики на творчество российских и зарубежных композиторов второй половины XIX – начала ХХ столетий.

Шопеновский фортепианный стиль рассмотрен в диссертации как образцовое воплощение атрибутивных черт романтического музыкального искусства (взаимопроникновение различных типов интонирования, импровизационность, значительная роль фольклорного начала и т.д.); на основании трактовки стиля как интегративного единства определенного направления в музыкальном искусстве и, одновременно, как выражения индивидуальной творческой манеры композитора, определены особенности изучения стиля Шопена в исполнительских классах в контексте постижения музыкального романтизма как стиля эпохи.

В произведениях Шопена прослежены взаимосвязи между их содержанием, формо-структурой, комплексом выразительных средств, исполнительскими установками и педагогическими подходами музыканта к воспитанию и профессиональному развитию учащихся-пианистов; на основании данных взаимосвязей выявлена возможность использования педагогических установок Шопена как средства углубленного постижения его композиторского стиля.

Дан критический анализ тенденций, основанных на приоритете рационального («технологического») начала в художественно-творческом воспитании и образовании современной молодежи; обосновано значение творчества Шопена как средства компенсации негативных черт рационалистского, избыточно технологизированного подхода к обучению в музыкально-исполнительских классах.

^ Теоретическая значимость исследования.

Конкретизировано значение стилевого подхода в музыкальной педагогике как средства профессионального и личностного развития студентов исполнительских классов. Обосновано и экспериментально подтверждено теоретическое положение о возможности использования результатов комплексного анализа различных аспектов деятельности Шопена на прикладном уровне при изучении романтического музыкального стиля в исполнительских классах вузов. Методика освоения музыкального стиля в исполнительском классе (А.И.Николаева) модифицирована применительно к особенностям музыкального романтизма: уточены особенности использования общепедагогических методов (эвристический, проблемного изложения и т.д.), расширено содержание приемов, обеспечивающих действие специальных педагогических методов (изучение музыкального текста и внетекстовой информации).

^ Практическая значимость исследования.

Предложены и обоснованы конкретные методические рекомендации, направленные на выработку у учащихся адекватных представлений и понятий о стилевых особенностях творчества Шопена в контексте музыкального романтизма в целом. Уточнены и экспериментально проверены педагогические установки, связанные с изучением произведений Шопена в фортепианных классах и повышением эффективности этого процесса. Материалы исследова­ния также могут быть использованы в рамках лекционных курсов «История фортепианного исполнительства», «Методика обучения игре на фортепиано», «Теория и методика музыкального воспитания и образования», а также в программах повышения квалификации работников музыкального образования.

^ На защиту выносятся следующие положения:

Характерный для современного исполнительского искусства и музыкальной педаго­гики приоритет развития двигательно-технического потенциала, обладая несомненной практической ценностью, является в определенной степени односторонним подходом к обучению. При соблюдении условия выработки у студентов исполнительских классов адекватных представлений о романтическом музыкальном стиле, в наибольшей степени (по сравнению с другими стилевыми моделями) требующем сотворчества исполнителя с композитором, изучение данных произведений является действенным способом восполнения недостатков технологического подхода, проявляющихся в виде одностороннего, узкопрофессионального развития учащегося-музыканта.

В музыке Шопена органично сочетаются ассимилированные им музыкальные традиции классической эпохи и атрибутивные черты романтического стиля, преломленные в соответствии с индивидуальной творческой манерой, благодаря чему шопеновское творчество оказало значительное влияние как на современников автора, так и на музыкантов последующих эпох. Через изучение произведений Шопена учащийся постигает стиль ро­мантического пианизма вообще, приобретая исполнительские навыки, необходимые для изучения и интерпретации большинства произведений, отно­сящихся к данному направлению. Указанные качества позволяют рассматривать творчество Шопена в качестве образцовой стилевой модели романтического музыкального искусства. Кроме того, творчество Шопена оказало значительное влияние на деятельность композиторов разных стран периода второй половины XIX – начала XX вв., что делает его освоение необходимым компонентом воспитания профессионального пианиста.

Педагогические взгляды Шопена при комплексном их рассмотрении выстраиваются в единую систему педагогических принципов, которые основаны на идеях, определявших композиторское и исполнительское творчество музыканта (музыкальный образ как смысловое, определяющее начало для комплекса выразительных средств; родство музыкальной интонации с устной речью; вариантность как всеобъемлющий подход в творчестве и т.д.). Педагогические воззрения Шопена при их экстраполяции на музыкальный текст шопеновских сочинений поясняют указанные идеи, раскрывая для учащегося как эстетические установки композитора, так и особенности его исполнительского стиля.

Методика комплексного использования творческого наследия Ф.Шопена, основанная на раскрытии реализации исполнительских и педагогических принципов Шопена в его произведениях, способствует развитию адекватных представлений о романтическом музыкальном стиле и активизации творческого мышления учащегося, что позволяет добиться гармоничного развития его личности в процессе обучения. В целях достижения данного результата следует рассматривать творчество Шопена в русле общеэстетических установок романтического искусства, в частности, литературы и живописи, что способствует постижению шопеновского творчества как универсального художественно-стилевого явления.

Апробация результатов исследования осуществлялась в форме публикаций по теме диссертации; основные положения и результаты работы обсуждались на заседаниях кафедры музыкальной педагогики ТГМПИ им.С.В.Рахманинова; докладывались на IV Международной научно-практической конференции «Музыка в современном мире: наука, пе­дагогика, исполнительство» (г. Тамбов, 2008 г); на V Международной научно-практической конференции «Музыка в современном мире: наука, пе­дагогика, исполнительство» (г. Тамбов, 2009 г); на педагогических чтениях (г. Тамбов, 2010 г.).

^ Этапы исследования. 2006-2007 гг. - сбор теоретического и экспериментального материала, определе­ние целей и задач, объекта, предмета и методов исследования;

2007-2009 гг. - дальнейшая разработка теоретических материалов; формирова­ние концепции исследования; работа над текстом диссертации; проведение опытно-экспериментальных исследований;

2009-2010 гг. - обработка данных, полученных в ходе проведения опытно-экспе­риментальных исследований; завершение обучающего эксперимента; оформле­ние и редактирование основного текста диссертации.

Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, выводов, библиографии и приложений.

^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы, формулируются цель, объект, предмет, задачи исследования; определяется гипотеза и положения, выносимые на защиту; раскрывается теоретическая и практическая значимость работы, а также ее новизна; приводятся данные, относящиеся к достоверности работы и ее апробации.

Первая глава диссертации - Творческое наследие Ф.Шопена как комплекс композиторского, исполнительского и педагогического аспектов деятельности и его роль в процессе изучения романтического фортепианного стиля в исполнительских классах - состоит из четырех параграфов. Первый параграф посвящен современному состоянию проблемы изучения произведений романтического стиля в музыкальной педагогике.

В ХХ столетии новая система выразительных средств, которая сформировалась в сфере музыкальной композиции, ознаменовала собой изменения, в первую очередь, в эстетической концепции. Эти изменения направили музыкальное мышление композиторов в новое русло, отличное от романтической традиции. Д.А. Рабинович указывает на закономерные изменения в музыкальной стилистике ХХ века: «Ее (стилистику) подсказал весь ход умственного и собственно эстетического развития нашего столетия с его общей тягой к интеллектуализму»1. Требования, предъявляемые сочинениями, выдержанными в новых стилевых и эстетических рамках, приводят к доминирующей роли интеллекта в исполнительском процессе, что с неизбежностью отразилось и на музыкальной педагогике.

Другим значимым фактором, определившим положение романтического музыкального наследия в современном исполнительском искусстве и музыкально-педагогической практике, явился приоритет развития двигательно-технического потенциала учащихся исполнительских классов как устоявшийся подход в отечественной музыкальной педагогике. Существующая тенденция к концентрации на развитии двигательно-технического потенциала имеет давнее происхождение в истории российского музыкального образования.

Так, в исследовании, посвященном проблеме национальных традиций в преподавании музыки, Т.Г.Мариупольская отмечает, что, несмотря на присущий российской музыкально-педагогической традиции приоритет художественно-содержательного начала при работе над произведениями, в практике преподавания сохраняется узкоспециализированная, «ремесленническая» направленность обучения, что следует признать негативным фактором профессионализации музыкального образования. Профессиональная специализация в обучении, сти­мулируя формирование определенных умений и навыков, вместе с тем детерминирует известную одномерность обучения, и как результат - формирование «профессионально компетентного, но бездуховного индивида»2.

В свою очередь, широко распространенная в настоящее время практика участия студентов исполнительских классов вузов в музыкальных конкурсах, являясь важным условием профессионального становления и развития учащегося-музыканта, выступает показательным примером как положительных, так и отрицательных сторон укоренившегося в музыкально-педагогической практике одностороннего рационально-технологического подхода. Ориентируя как учащихся, так и их педагогов на создание интерпретации, не подверженной внезапным изменениям в условиях публичного выступления, участие в музыкальном состя­зании формирует установку на достижение в исполнении некоторого заранее определенного результата надлежащего качества.

По мнению крупных музыкантов, участвующих в составе жюри профессиональных фортепианных конкурсов, ориентирование на техническую стабильность выступления ведет к пренебрежению му­зыкальностью, эмоциональностью, особенностями стиля исполняемых произве­дений. Более того, значительно нивелируется и исполнительская индивидуальность, само­бытность, уступая место демонстрации виртуозно-технических возможностей: становится все более затруднительно отличить одно исполнение от другого в силу значи­тельной унификации исполнительского облика конкурсантов, которыми, как правило, являются студенты музыкальных учебных заведений.

В результате вышеописанных явлений в исполнительских классах возникают значительные трудности при изучении произведений романтического стиля. Характерное для романтизма главенство эмоциональной сферы в музыкальном содержании оказывается сложным для усвоения современными студентами, чей менталитет сформировался в условиях приоритета рационально-прагматической эстетики, определяющей современную культуру. Ориентация на преодоление сугубо технических сложностей, обедняющая творческий процесс и ведущая к утрате индивидуальности исполнения, в наибольшей мере лишает музыкального смысла романтические сочинения. Однако свойства романтического музыкального текста, требующие от исполнителя наибольшей, в сравнении с произведениями других стилей, сотворческой инициативы, позволяют рассматривать данные сочинения в качестве средства компенсации минусов избыточного рационализма и технологизма в преподавании музыкально-исполнительских дисциплин. Восполнение указанных недостатков становится возможным при условии формирования у учащихся исполнительских классов адекватных представлений об основных принципах романтического стиля и их реализации в музыкальном тексте.

Во втором параграфе главы - Творческое наследие Ф.Шопена как художественно-стилевой феномен эпохи романтизма - рассматривается шопеновское творчество, а именно - сформировавшийся в его рамках индивидуальный творческий стиль композитора как явление в высшей мере показательное с точки зрения эстетических позиций романтической культуры в целом. В работах, посвященных романтизму как стилю эпохи, неоднократно подчеркивается, что романтизм по сравнению с хронологически предшествующими стилями (барокко, классицизм) обладает заметно меньшей внутренней монолитностью. Данное явление, основанное на утверждаемой эстетикой романтизма значимости человеческой личности, выразилось в широком спектре «идейно-эстетических тенденций, в котором историческая ситуация, страна, интересы художника создавали те или иные акценты, определяли различные цели и средства»3. В связи с большим разнообразием индивидуальных стилей, возникновению внутри романтизма различных школ и направлений необходимость освоения базовых закономерностей при изучении романтического стиля учащимися-музыкантами является особенно насущной.

В силу главенства эмоционального начала, стремления передать постоянные изменения внутреннего состояния личности в романтическом искусстве большое значение в нем приобрело такое качество, как импровизационность, присущая в первую очередь исполнительскому искусству эпохи. В композиторском творчестве романтиков, в свою очередь, данное качество отразилось в вариационной манере изложения музыкального текста, которая предоставляла исполнителям значительные возможности для разнообразных вариантов трактовки. Композиторское творчество Шопена, пронизанное принципом вариационности на всех уровнях музыкального текста (отражая также исполнительскую манеру самого музыканта), вместе с тем может выступать наиболее наглядным примером значения эмоциональной сферы в эстетике романтического искусства.

Творчество композиторов-романтиков при всех присущих ему новациях сохраняло опору на основополагающие принципы классической эпохи. Творчество Шопена также прочно связано с классическими традициями. Характерным качеством стиля Шопена в данном аспекте по сравнению с композиторами-современниками является то, что в его творчестве классические и романтические принципы не просто суммируются, но и взаимообогащают друг друга: «…он (Шопен. – Е.М.) - единственный романтик, сумевший и в мелких и в крупных произведениях сочетать наиболее яркие проявления романтического стиля с той динамичностью и интенсивностью развития музыкальной мысли и с тем единством, логикой и органичностью музыкальной формы, которые отличают лучшие произведения Бетховена»4. Новаторство Шопена в области гармонии и формы основано на классической логике музыкального мышления, подразумевающей сочетание внутреннего единства произведения с динамичным и органичным его развитием в рамках формы.

Кроме того, нельзя не упомянуть жанровое новаторство Шопена, неоднократно отмеченное исследователями его наследия. Шопен обогатил фортепианную литературу новой трактовкой характерных для творчества романтиков жанров (этюды, прелюдии, ноктюрны, экспромты, танцевальные жанры) и введением новых (баллада, скерцо). Синтез черт различных жанров, в свою очередь, является характерной чертой шопеновского творчества.

Национальный колорит был очень тонко претворен Шопеном в его мелодике, вобравшей в себя такие черты польского фольклора, как интонационное богатство, сочетание песенного и танцевального начала, сообщающее мелодии ритмическую остроту, использование инструментальных типов варьирования. При этом шопеновские пассажи сочетают в себе как инструментальное, так и вокальное начало, что порождает их сходство с вокальными руладами, присущими оперному стилю bel canto. В мелодике Шопена, таким образом, проявляются такие показательные для музыкального романтизма качества, как взаимопроникновение свойств вокальных и инструментальных жанров, а также влияние национального элемента.

Фактура сочинений композитора демонстрирует особое свойство, проявляющееся в связи с мелодизацией сопровождения основных тем. В сопровождающих аккордах и пассажах у Шопена зачастую содержатся интонационные зерна основной мелодии. Интонации эти подчас настолько ярки, что из пассажей превращаются в тематические образования, а затем снова растворяются в фигурациях сопровождения. Здесь находит выражение принцип взаимопревращения различных типов интонирования, также характерный для романтической музыки в целом.

Воплощение в фортепианном творчестве композитора атрибутивных черт музыкального романтизма (в соответствии с творческой индивидуальностью автора) с одной стороны и влияние, которое оказал шопеновский стиль на творчество современников и последователей - с другой, позволяют интерпретировать творческое наследие Шопена как образцовую стилевую модель романтической музыкальной культуры, дающую учащимся исполнительских классов ключ к постижению сферы музыкального романтизма в целом, а также к пониманию влияния, оказанного шопеновским творчеством на весь дальнейший путь развития музыкального искусства. Указанные свойства предопределяют роль шопеновских произведений как необходимого компонента обучения профессионального музыканта.

В третьем параграфе диссертации исследуются педагогические принципы Ф.Шопена и их взаимосвязь с его композиторским и исполнительским творчеством. Новаторская для его времени педагогическая систе­ма Шопена с необходимостью отражала взгляды композитора на содержание музы­кальных произведений. В его собственных сочинениях музыкальные средства определяются художественной идеей, и, в свою очередь, определяют техническую сторону как средство реализации этой идеи. Именно шопеновская система педагогических принципов явилась первой подлинно фортепианной методикой, в отличие от современных Шопену руководств фортепианной игры, в которых в значитель­ной мере наследовалась традиция клавирного исполнительства, что предопреде­ляло их меньшую эффективность в новых условиях по сравнению с методикой Шопена.

На формирование и развитие педагогических взглядов Шопена оказала несомненное влияние его исполнительская деятельность, принципы которой можно назвать идентично равными его педагогическим установкам. В структуре основополагающих принципов шопеновского исполнительства и педагогики можно выделить три уровня: а) приоритет художественного образа и его определяющее значение по отношению к технике игры; б) рациональный подход к занятиям на всех уровнях педагогической системы и соответствующая организация фортепианной технологии – естественное положение руки на клавиатуре (включая подбор естественной аппликатуры), логичная фразировка и агоги­ка, особая манера звукоизвлечения, новаторский принцип педализации; в) развитие художественного вкуса учащегося и поощрение его творческой индивидуальности.

Подтверждение значимости данных принципов для педагогической системы Шопена можно найти, с одной стороны, в сохранившихся набросках его неоконченного методи­ческого труда, с другой стороны – в воспоминаниях учеников и современников самого Шопена. Педагогические взгляды Шопена при комплексном их рассмотрении выстраиваются в единую систему педагогических принципов, которые основаны на тех же особенностях музыкального мышления, что и композиторское и исполнительское творчество музыканта.

Взаимосвязь между всеми тремя компонентами шопеновского творчества раскрывается следующим образом. Наиболее целесообразно организовать процесс игры на фортепиано Шопену помогло то, что постановка его рук, как и манера игры в целом, были «слухозависимы». В отношении данной закономерности, в частности, Д.К.Кирнарская в своей работе, посвященной генезису музыкальных способностей, отмечает: «Ведущая роль слуха в возникновении слухо-моторных связей приводит к тому, что эти связи легко образуются - музыка сама содержит в себе оптимальные движения, ее выражающие, они зашифрованы в ее интонационном облике, в ее ритмическом рисунке (курсив наш. – Е.М.)»5.

Фактура шопеновских сочинений, презентующая стиль композитора как комплекс средств художественной выразительности, обусловливает адекватные ей исполнительские решения. Изучение педагогических установок Шопена позволяет проследить процесс организации игровых движений, отражающих особенности шопеновской исполнительской технологии, включая обусловившие ее эстетические принципы музыканта. Изучая шопеновский музыкальный текст на основе полученных знаний, учащийся осознает не только обусловливаемый элементом фактуры прием исполнения, но и выражаемый через данный элемент музыкальный смысл. Таким образом, постигая во взаимосвязанном изучении шопеновского творчества строй его творческого мышления, студент поднимается на новый уровень понимания музыкального стиля. Следствием является достижение учащимся исполнительской стилевой адекватности, понимаемой как «воссоздание смыслового мира композитора с помощью необходимых исполнительских средств»6. Иными словами, у учащихся-музыкантов формируется комплекс исполнительских средств, соответствующий стилю изучаемого произведения и основанный на понимании его содержания.

Несомненная дидактическая ценность шопеновского творчества заключается в том, что его произведения предоставляют возможность способствовать развитию понимания стиля композитора, особенностей его музыкального текста и фортепианной технологии через обращение к его педагогическим принципам. Также многоуровневая вариантность изложения сочинений Шопена предоставляют богатый выбор возможностей реализации индивидуальных исполнительских особенностей учащегося-музыканта.

Четвертый параграф первой главы посвящен методическим подходам к комплексному использованию творческого наследия Ф.Шопена с учетом общедидактических концепций развивающего обучения. Исходя из сложившейся в музыкально-педагогической и исполнительской практике ситуации, рассмотренной в параграфе 1.1 исследования, особую актуальность приобретает развитие эмоционально-образного мышления учащегося как компенсация негативных аспектов профессионализации обучения в исполнительских классах. Для наилучшего постижения эмоционально-образного содержания музыкального произведения, в свою очередь, необходимо его всестороннее изучение в историко-культурном контексте с позиций восприятия (слушания), анализа текста и исполнительской трактовки. Необходимость соотносить музыкальное произведение с общеэстетическим контекстом эпохи его создания и личностью его создателя приводит, в свою очередь, к необходимости использовать целый комплекс методов обучения, сочетающий, в соответствии с классификацией М.Н.Скаткина и И.Я.Лернера, репродуктивные (информационно-рецептивные и собственно репродуктивные) и продуктивные (проблемное изложение, эвристические, исследовательские) методы обучения.

Содержание методических подходов, сформированных на основе методики освоения музыкального стиля в исполнительском классе, предложенной А.И.Николаевой, раскрывается в следующих позициях. При выборе сочинения Шопена необходимо, ориентируясь на репертуарный багаж учащегося, подобрать по возможности такое произведение, при изучении которого было бы возможно максимально наглядно проиллюстрировать взаимосвязи между чертами стиля композиторов эпох барокко и классицизма и стилем Шопена. Сходным образом решается вопрос о включении в репертуар произведений композиторов, испытавших в своем творчестве влияние шопеновского фортепианного стиля. Такой подход позволяет учащемуся на примере собственного репертуара пронаблюдать как влияние стиля композиторов-классиков на творчество Шопена, так и влияние шопеновского стиля, испытанное такими композиторами, как Дебюсси, Равель, Скрябин, Лядов и др.

Работе над сочинениями Шопена должен предшествовать этап предварительного знакомства со средой, в которой возникло конкретное изучаемое сочинение. При необходимости следует восполнить пробелы в познаниях учащегося о культурно-исторической ситуации романтизма; целесообразно осветить для учащегося вопрос взаимодействия различных видов романтического искусства. От общих сведений о музыкальном романтизме следует перейти к характеристике шопеновского творчества и его места в романтической культуре. Особое внимание следует уделить системе педагогических принципов Шопена в общем контексте его творчества, раскрывая взаимодействие композиторского, исполнительского и педагогического аспектов деятельности музыканта.

После описанного этапа предварительной подготовки необходимо перейти к стадии разбора нотного текста изучаемого произведения, который должен сопровождаться тщательным анализом особенностей авторского текста, выраженных через исполнительские указания. Взаимосвязанная последовательность изучения авторского текста выглядит следующим образом: выявление особенностей строения музыкальных фраз, включая изучение ритмических особенностей музыкального изложения; анализ артикуляционной картины нотного текста; подбор аппликатуры с учетом изученных качеств текста.

Постижение описанных аспектов музыкального изложения и исполнения целесообразно иллюстрировать сведениями о педагогической деятельности Шопена следующим образом: во-первых, указывать, каким образом тот или иной фрагмент музыкального текста иллюстрирует то или иное положение шопеновской педагогической системы (изложение, диктующее определенный выбор аппликатурных вариантов, особенности фразировки, определяющие наиболее целесообразные движения рук, шт